Школа веры: евангелие: не просто «жизнь иисуса»

Школа веры: Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» — Рублев. Ищите и обрящете

Евангелие – это четыре книги Нового Завета, названные по именам авторов. В этих книгах повествуется о земной жизни Господа Иисуса Христа, записаны Его слова. Из Евангелия нам известно учение Христово.

Слово «евангелие» – греческое, оно означает «благая весть». Благая весть о том, что Спаситель мира, которого Бог обещал послать людям, наконец пришел, и мы спасены от власти смерти, Христос воскрес.

Канонических, то есть признанных Церковью, Евангелий четыре. Когда-то их было намного больше, но многие из них (их Церковь называет апокрифами) содержали недостоверные сведения или учение, не согласующееся с церковным Преданием, которое передавалось среди христиан со времен апостолов.

Обратите внимание

Некоторые из Евангелий (Протоевангелие Иакова и другие евангелия детства) были любимым чтением христиан, но не вошли в состав Библии, потому что содержали только сведения о детстве Иисуса Христа, о жизни Богоматери, праведного Иосифа и других близких к Иисусу людей, а не само учение Христово.

У каждого из четырех канонических Евангелий свои характерные особенности.

Евангелие от Марка – это самое раннее и самое краткое Евангелие, понятное и выразительное. Марк, ученик апостола Петра, записал для Римской церкви рассказы апостола Петра о Христе.

Евангелие от Луки – очень подробное и обстоятельное изложение евангельской истории по порядку, содержит самую точную хронологию. Это самая длинная книга Нового Завета.

Евангелие от Матфея – систематическое изложение учения Христа и событий Его земной жизни.

Евангелист Матфей собирал отдельные поучения Спасителя в связные целые речи и группировал события по объединяющим их признакам.

У Матфея содержится больше всего цитат из Ветхого завета: для евангелиста важнее всего было то, что Иисус Христос был тем самым Спасителем (Мессией), приход которого предсказывали пророки.

Евангелие от Иоанна было написано позже всех. Апостол Иоанн был знаком с трудами трех своих предшественников и мог дополнить их. У него больше всего сведений о пребывании Спасителя в Иерусалиме.

Иоанн был любимым учеником Иисуса Христа, и он лучше всех постиг и сохранил Его духовное учение. В Евангелии от Иоанна изложено не столько нравственное учение Спасителя, сколько откровение глубочайших истин веры.

Евангелие – это самая главная священная книга христиан. Отрывок из Евангелия читается почти на каждом богослужении, и это один из самых торжественных моментов службы. Христианину рекомендуется читать Евангелие и дома, лучше всего – каждый день хотя бы понемногу, чтобы воспринимать живое слово Спасителя.

Источник: http://rublev.com/o-verouchenii/evangelie-ne-prosto-zhizn-iisusa

«Утраченные» евангелия и другие неизвестные тексты христианства

Мы признаем, что все, чему учили и что писали все поборники ересей и ученики еретиков и раскольников, даже если имена их мы едва помним, должно быть не просто отвергнуто всей Римской и Апостольской церковью, а искоренено, авторы же и последователи этих авторов должны быть прокляты и закованы в узы вечной анафемы.

Декрет Геласия, VI век

Приблизительно в 380 году небольшая группа людей привезла в южно-египетскую пустыню ценнейшее контрабандное собрание рукописных книг, или кодексов, числом около тридцати. Книги для надежности были упрятаны в глиняные кувшины и зарыты в землю. Собрание включало двенадцать евангелий и некоторые другие религиозные тексты.

Открытие в 1945 году этого собрания – т. н. библиотеки Наг-Хаммади – оказало огромное влияние на распространенные представления о раннехристианской истории.

Важно

Вероятно, эти тексты настолько сильно отклонялись от христианской ортодоксальной линии, что нужно было их спасать от возможного истребления. Тексты утаивались до лучших времен, когда снова появится возможность безбоязненно обнародовать заключенные в них идеи.

В течение веков после смерти иисуса интерпретации веры находились в состоянии непрерывного изменения, развивались разные школы, опиравшиеся на свои собственные тексты. Христиане использовали и создавали тексты в большом количестве и неопределенно называли их «евангелиями», которых было как минимум сто.

Эти «несостоявшиеся» тексты стали для многих ученых неким альтернативным каноном, отражающим раннехристианскую весть не менее аутентично, чем известный нам в течение столетий «истинный» Новый Завет.

 Список наиболее известных «утраченных» текстов

Тексты представлены в приблизительном порядке их составления. Датировка затруднительна потому что отдельные тексты составлялись в течение длительного периода и многократно редактировались.

Евангелие евреев (начало II века?). Известно по цитатам у античных авторов; полного текста пока нет.

Не являясь гностическим, это евангелие отражает взгляды ранних христиан, продолжавших чтить и соблюдать Закон Моисея. Другие тексты из той же традиции – евангелия назореев и эбионитов.

Евангелие Фомы (около 140? года). Полный текст найден в Наг-Хаммади.

Представляет Иисуса как мистического учителя, который произносит мудрые и озадачивающие изречения. В этом евангелии нет ни намека на доктрины о распятии и воскресении или о девственном рождении. Его приверженцы полагают, что Фома, возможно, наиболее адекватно описал подлинные слова и дела Иисуса.

Евангелие истины (около 160 года). Найдено в Наг-Хаммади.

Описание гностического мифологического проекта. Несмотря на то что этот текст назван «евангелием», он ничего не сообщает о земной жизни Христа. Вероятно, принадлежит египетскому гностику Валентину.

Евангелие Петра (середина II века). Полный текст обнаружен в Египте в 1886 году.

Повествование о жизни Христа, предположительно со слов апостола Петра. В нем приводятся отличный от канонического рассказ о Распятии и Воскресении, а также слова, произнесенные самим крестом.

Гностический апокалипсис Петра (II век). Найден в Наг-Хаммади.

Изложение высказываний и наставлений Христа во время Его ареста и распятия. Однако распятый – это только материальный Христос, а не тот истинный и живой Иисус, который смеется над всем этим процессом.

Евангелие Марии (II или III век). Найдено в Египте в 1896 году.

Воскресший Иисус произносит пространную проповедь о грехе и природе материи. В этом тексте Иисус выказывает особое предпочтение Марии, – вероятно Марии Магдалине, – поставив ее выше учеников-мужчин.

Евангелие Иуды (конец II века). Вероятно, найдено в Египте в 1970-е годы.

Совет

Здесь Иуда Искариот представлен как один из тех немногих, кто понял тайные, сокровенные учения Иисуса, не понятые другими апостолами. Роль Иуды – предмет живого спора. Некоторые ученые полагают, что сам Христос велел Иуде предать Его, тогда как другие думают, что Иуда сыграл дьявольскую роль.

Евангелие Филиппа (III век?). Найдено в Наг-Хаммади.

Пространная гностически-богословская медитация или собрание учений, многие из которых отсылают к идее мистического брака. Текст особенно известен благодаря содержащемуся в нем намеку, что Мария Магдалина могла быть «спутницей» (т. е. «супругой») Христа и что Он целовал ее в губы.

Pistis Sophia («Вера-Мудрость» греч.) (III или начало IV века). Текст найден в Египте в 1773 году.

Подробные мистические доктрины, изложенные Христом после Его воскресения группе учеников, включая Его Мать Марию, Марию Магдалину и Марфу. София, или Мудрость, – это женственный аспект Божества в гностическом мифологическом проекте.

Если эти тексты существовали в ранней церкви, но исчезли в Средние века, то должен был иметь место некий переход, когда они подвергались постепенному замалчиванию и окончательному запрещению.

Многие считают, что это случилось в IV веке, когда церковь заручилась одобрением со стороны государственных властей.

При императоре Константине в 313 году церковь вступила в исторический союз с Римской империей, а в 325 году Константин созвал Великий собор в Никее, определивший христианскую ортодоксию на последующие столетия. В 380 году империя установила христианство в качестве официальной религии.

Начиная с позднеантичной эпохи, как известно, от христиан стали требовать принять на веру сложные учения о Боговоплощении и о Троице, и церковь строго определила, какие тексты следует считать авторитетными.

В соответствии с новыми научными взглядами первые века веры (до Константина) были отмечены чрезвычайным разнообразием и творческой активностью многих школ и направлений мысли, свободно дискутировавших друг с другом.

Однако впоследствии место кипучих «многих христианств» первых столетий заняли узкие ортодоксии унифицированной церкви Средних веков. Для подобной структуры вполне естественно требовать строгого единообразия текстов: одна церковь, одна догма, одна Библия. 

В начале VI столетия церковно-политический документ, приписываемый папе Геласию, называет около шестидесяти книг, которые церковь не должна принимать, включая девять евангелий, четыре варианта Деяний апостолов и три апокалипсиса.

Обратите внимание

 В этом декрете Геласия перечислено около тридцати пяти других авторов и признанных еретиков, которые «ответственны» как минимум за сотни различных текстов, евангелий и «ложных писаний».

Все ими написанное подлежало полному уничтожению, дабы не совратить будущие поколения.

Столетия после Константина диапазон писаний, которые сохранялись в христианском мире, был куда больше, чем мы сегодня можем себе вообразить.

В употреблении оставалось множество евангелий, апокалипсисов, деяний и прочих текстов, и такое положение существовало примерно 1200 лет. Альтернативные писания сохраняли свою популярность на разных континентах.

Централизованная церковная власть не распространялась на христиан, населявших огромные мусульманские территории.

Навязчивая агрессивность церкви, характерная, скажем, для средневековой Франции, была немыслима в христианских общинах благоденствовавших мусульманских стран, таких как Ирак или Египет.

Большую часть Средневековья и начала Нового времени большие области Южной и Западной Европы оставались под властью ислама.

Важно

С конца IV века церковь официально признает лишь четыре евангелия – Матфея, Марка, Луки и Иоанна

Очевидность того факта, что «утраченные писания» сохранились до наших дней и выжили, заставляет нас осознать всю неправдоподобность наших обычных исторических представлений. Этот факт должен радикально изменить наше понимание христианской истории, ортодоксии и роли авторитета канонических писаний для христианской веры.

Выборка неканонических историй об Иисусе и его высказываний, почерпнутых из писаний, не признаваемых христианской церковью

Все эти истории и речения использовались и читались разнообразными группами в течение примерно тысячи лет после 500 года, т. е. еще довольно долго после эпохи ранней церкви.

Эти тексты представляют весьма широкий диапазон образов и теологий, временами довольно причудливых. Они представляют полный диапазон мотивов и установок, которые мы ожидали бы найти в ранних альтернативных евангелиях – от изолированных речений Иисуса до Его явлений и бесед после Воскресения.

Что касается датировки возникновения этих текстов, то она охватывает огромный временной период – от II века и далее, а древнейший из приведенных в Приложении 1.2 – это стих из Евангелия Фомы.9

Некоторые речения Иисуса и рассказы о нем в «утраченных текстах»

  1. Иисус сказал: «Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука».

Евангелие от Фомы 17 (около 140 года)

  1. Иисус сказал: «Когда Я был на пути сюда от Отца всех вещей и проходил сквозь небеса, случилось так, что Я облекся в мудрость Отца и в Его могущество. Я был в небе и прошел мимо архангелов и ангелов в их подобии, словно Я был одним из них, мимо властей и сил. Я прошел мимо них, потому что обладал мудростью Того, Кто послал Меня. Начальники ангелов Михаил, и Гавриил, и Уриил, и Рафаил следовали за Мной до пятого неба, ибо они полагали в своем сердце, что Я – один из них; такова власть, данная Мне Отцом».

Epistula apostolorum/Послание апостолов

(середина II века)

  1. И тогда Царь славы в своем величии попрал смерть и, схватив князя Сатану, предал его власти Преисподней. И простер длань и поставил знак креста на Адаме на всех его святых, и взял Адама за правую руку и вышел с ним из ада, и все святые следовали за Ним.

Евангелие от Никодима

около 400 года.

  1. Иисус сказал: «Встань, Петр, и возьми тело Марии, и отнеси его на правую сторону города к Востоку, и там найдешь ты новую могилу, в которую положишь Ее, и жди там, пока я не приду к тебе». И, сказав это, Господь препоручил душу Святой Марии Михаилу, который был управителем Рая и князем народа евреев, и Гавриил пошел с ними.

Псевдо-Мелитон

Переход Блаженной Марии (V век)

  1. По возвращении из Египта, пребывая в Галилее, Иисус, Которому шел уже четвертый год, играл с другими детьми в день субботний на берегу Иордана. И сделал Он семь маленьких озер в глине (lacur de luto) и к каждому устроил по маленькой плотине, через которые входила вода реки по желанию Его и уходила обратно в ложе свое. Тогда один из детей, сын диавола (filius diaboli), наблюдал с завистью сооружения, по которым шла вода, и разрушил то, что сделал Иисус. И сказал ему Иисус: горе тебе, сын смерти, сын Сатаны! ты осмелился разрушить работы, которые Я сделал! И вот в тот же час умер тот, кто сделал так.

Евангелие Псевдо-Матфея

(VII век)

  1. Иисус сказал: «Если люди назначат вас своими головами, будьте подобны хвостам».

Мусульманское предание

(IX век)

  1. Иисус сказал: «Мир есть мост; перейди через этот мост, но не строй на нем».

Мусульманское предание

(IX век)

  1. В ночь перед Распятием Понтий Пилат пригласил Иисуса на дружеский ужин. Желая спасти Его любой ценой, Пилат предложил предать казни собственного сына вместо Иисуса. Но Иисус отказался, ответив ему: «Если бы Я хотел, Я не пришел бы в это время. Приходи, садись там и увидишь, что Я способен ускользнуть». Тут Иисус сделался невидимым и бестелесным, так что Пилат упал в обморок от изумления. Возложив на него руку, Иисус вернул его в сознание. И сказал: «Ты понял, что если Я захочу, то смогу ускользнуть?». Пилат ответил: «Да, Господь мой».

О жизни и страданиях Христа

Приписывается Кириллу Иерусалимскому. (Вероятно, IX век)

  1. {Иисус} – кожа Его – кукурузного цвета, волосы Его – черные и спускаются на плечи, словно гроздья виноградные, нос Его выдающийся, глаза у Него прекрасные, брови сведены вместе, щеки Его – алые, словно розы. Он носит тунику виноградного цвета, у Него на боку – два серебряных, покрытых шипами украшения, похожих на мечи, и покрыт Он льняною одеждой, так что выглядит Он, словно царский сын.

О жизни и страданиях Христа

Приписывается Кириллу Иерусалимскому. (Вероятно, IX век)

  1. И все же я, Иоанн, спросил Господа, сказав: «Господи, как это человек получил духовное происхождение в плотском теле?» А Господь сказал мне: «При своем падении небесные духи вошли в женское тело из глины и приняли плоть от похотей плоти, и приняли {дух в то же время} (…) Дух рожден от духа, плоть же – от плоти; тем самым власть Сатаны не прекращается в мире сем».

Interrogatio johannis

текст, известный еще как «Тайная вечеря». (Около 1100 года)

  1. Иисус сказал: «Я, человек, пыль и глина, ходящие по земле, говорю вам: Покайтесь и признайте свои грехи. Я говорю, братия, что Сатана, с помощью римской солдатни, обманул вас, когда вы сказали, что Я – Бог».

Евангелие от Варнавы

(XIV век)

Неканонические тексты надолго пережили эру Константина.

Читайте также:  Школа веры: богородица, или матерь божия

Ссылки на Фому широко рассеялись по всему христианскому миру; цитаты из его текстов были найдены в парфянских документах  в Турфане, на дальнем Западе современного Китая, и датируемы, вероятно, IX веком.

Некоторые из этих текстов, как и текст Фомы, продолжали читаться в ограниченных областях христианского мира, в то время как другие – такие как Евангелие Никодима, Псевдо-Матфей и Псевдо-Мелитон – имели популярность среди самых разных христианских групп, по всему миру. Как «Тайная вечеря», так и Евангелие от Варнавы фактически были созданы заново в Средние века, хотя были основаны на ранних преданиях.

В отношении хронологии самый древний текст – это, возможно, текст из «послания апостолов», первоначально составленный около 160 года. Он не только всегда сохранялся в библиотеке Эфиопской церкви как часть Книги Завета (Mäshafä Kidan), но до сих пор составляет часть новозаветного канона этой церкви. Во всяком случае, в Эфиопии многие древние писания никогда не исчезали.

Некоторые из этих текстов продолжали использоваться в течение многих столетий. Речение Иисуса, что «мир – это мост», записано в IX веке, но Акбар, император индийской династии Моголов, начертал его на мечети около 1600 года.

Сами мусульмане включили множество ссылок на Иисуса и Марию в Коран и в его более поздние комментарии. Значение этих пассажей в мусульманских текстах настолько существенно, что некоторые даже называли их «мусульманским евангелием», содержащим много речений и историй, утраченных в христианстве.

 У иудаистов имелись свои версии истории Иисуса, из которых особенно печальную славу стяжал себе враждебный христианам «антиевангельский» текст, именуемый «Жизнь Иисуса» (Тольдот Йешу).

Долгое время после предполагаемой утраты гностических евангелий христиане (и мусульмане) все еще помнили о разных образах Иисуса, некоторые из которых сильно отличаются от тех, что известны и общеприняты сегодня.

Совет

 Читая альтернативные писания, продолжали представлять себе одного Иисуса, который выражается, словно загадочный дзэнский мистик, и другого – который выражается, словно некий доморощенный философ.

Они знали Иисуса, который явно отрицал свою божественность, знали чудовищного мальчика Иисуса, который демонстрировал свою божественную природу, убивая сверстников, Его оскорбивших, а также фокусника Иисуса, который мог делаться невидимым, чтобы показать, что Он мог бы избежать Креста, если б того захотел.

Источники:
“Apocryphal Gospels in Central and East Asia,” in Manfred Heuser and Hans-Joachim Klimkeit, eds.

, Studies in Manichaean Literature and Art (Leiden: Brill, 1998); “Epistula Apostolorum, or Letter of the Apostles”, in Montague Rhodes James, The Apocryphal New Testament (Oxford: Clarendon Press, 1924), 489; “Gospel of Nicodemus”, in James, Apocryphal New Testament, 139; Pseudo-Melito, The Passing of Blessed Mary, The Tertullian Project, www.tertullian.org/fathers2/ANF-08/anf08-112.

htm; “Gospel of Pseudo-Matthew”, New Advent, www.newadvent.org/fathers/0848.htm; Tarif Khalidi, ed., The Muslim Jesus (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2001), 101, 106; Roelof van den Broek, Pseudo-Cyril of Jerusalem on the Life and the Passion of Christ (Leiden: Brill, 2013)

Источник: https://intelife.ru/ucheniya/khristianstvo/item/211-utrachennye-evangeliya-i-drugie-neizvestnye-teksty-khristianstva

Глава 11: Жизнь Иисуса Христа

Каждый из тех, кто рождается на Земле, полагается на исполнение обещания, данного Иисусом Христом на Небесах, – стать нашим Спасителем. Без Него план спасения не был бы исполнен.

Поскольку Его миссия была необходима, все Пророки от Адама до Христа свидетельствовали о том, что Он придет (см. Деяния 10:43). Все Пророки, начиная со времен Христа, свидетельствовали о том, что Он действительно приходил.

Все мы должны изучать жизнь Спасителя и преданно следовать Ему всю свою жизнь.

Учителям: Возможно, в этой главе содержится больше материала, чем вы сможете изучить за одно занятие. Читая главу при подготовке к уроку, ищите руководства Духа, чтобы определить, какие ее части принесут максимальную пользу тем, кого вы учите.

Ангел сказал Адаму, что имя Спасителя будет Иисус Христос (см. Моисей 6:51–52). Енох видел, что Иисус умрет на кресте и воскреснет (см. Моисей 7:55–56). Ной и Моисей также свидетельствовали о Нем (см.

Моисей 1:11; 8:23–24). Примерно за 800 лет до земного рождения Спасителя Исаия узрел в видении Его жизнь.

Видя скорбь и печаль, которые будет испытывать Спаситель, чтобы заплатить за наши грехи, он воскликнул:

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…

Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни…

Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание» (Исаия 53:3–5, 7).

Нефию тоже было дано видение о грядущем рождении Спасителя и о Его миссии. Он увидел прекрасную деву, и Ангел объяснил ему: «Вот, дева, которую ты видишь, есть Матерь Сына Божия по плоти человеческой» (1 Нефий 11:18). Затем Нефий увидел деву с Младенцем на руках. Ангел провозгласил: «Вот это – Агнец Божий, да, Сын Отца Вечного!» (1 Нефий 11:21).

Обратите внимание

Примерно за 124 года до рождения Иисуса царь Вениамин, еще один Пророк и царь, также предвидел жизнь Спасителя:

«И вот, приближается время, и недалеко уже оно, когда Господь Вседержитель, царствующий и сущий от века и до века, сойдет с Небес в среду детей человеческих в силе Своей и во плоти человеческой пойдет между людьми, творя великие чудеса, исцеляя больных, воскрешая мертвых, делая хромых ходящими, слепых видящими, глухих слышащими и исцеляя всякого рода болезни.

И Он будет изгонять бесов, или злых духов, обитающих в сердцах детей человеческих.

И вот, Он испытает искушение, боль телесную, голод, жажду и утомление свыше того, что может перенести человек, если не умрет от этого; ибо вот, из каждой поры выступит кровь на теле Его, – так велико будет мучение Его за злодеяния и беззакония народа Его.

И Он будет назван Иисус Христос, Сын Божий, Отец неба и земли, Создатель всего сущего от начала; и Мать Его будет названа Мария» (Мосия 3:5–8).

  • Назовите некоторые из древних пророчеств, связанных с Иисусом Христом.
  • Что Иисус Христос унаследовал от Своего Отца? Что Он унаследовал от Своей матери?

Описание рождения и жизни Спасителя можно найти в Новом Завете, в Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Из их повествований мы узнаем, что Иисус родился от девы по имени Мария. Она была обручена с Иосифом, когда ей явился Ангел Господень.

Ангел поведал, что она станет матерью Сына Божьего. Она спросила его, как это может быть (см. от Луки 1:34), на что Ангел ответил: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (от Луки 1:35).

Таким образом, Бог-Отец стал в буквальном смысле слова Отцом Иисуса Христа.

Иисус – единственный земной человек, родившийся от смертной матери и бессмертного Отца. Поэтому Его называют Единородным Сыном. От Своего Отца Он получил Божественные силы.

От Своей матери Он унаследовал черты смертного человека: был подвержен голоду, жажде, усталости, боли и смерти. Никто не мог бы отнять у Спасителя жизнь, если бы Он Сам этого не допустил.

В Его власти было отдать жизнь Свою и после смерти снова принять Свое тело (см. от Иоанна 10:17–18).

  • Какое значение имеет для нас жизнь Спасителя?

С юных дней Иисус исполнял все, что требовал от Него Небесный Отец. Под руководством Марии и Иосифа Иисус рос так же, как растут другие дети. Он любил истину и был послушен ей. Лука рассказывает: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (от Луки 2:40; см. также У. и З. 93:12–14).

К тому моменту, когда Ему исполнилось двенадцать лет, Иисус уже знал, что Он был послан исполнить волю Своего Отца. Он отправился вместе с родителями в Иерусалим. По дороге домой родители обнаружили, что Его с ними нет.

Они вернулись в Иерусалим, чтобы найти Его. «И было, что через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающих Его и спрашивающих Его» (Перевод Джозефа Смита – от Луки 2:46).

«Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (от Луки 2:47).

Важно

Найдя Его, Иосиф и Мария вздохнули с облегчением, но «удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Иисус ответил ей так: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу [Небесному] Моему?» (От Луки 2:48–49).

Для осуществления Своей миссии Иисус должен был исполнить волю Своего Небесного Отца. «[Я] ничего не делаю от Себя, – провозгласил Он, – но как научил Меня Отец Мой, так и говорю… Я всегда делаю то, что Ему угодно» (от Иоанна 8:28–29).

Когда Иисусу было тридцать лет, Он пришел к Иоанну Крестителю, чтобы тот крестил Его в реке Иордан. Иоанн не решался крестить Иисуса: он знал, что Иисус во всем превосходил его. Иисус же попросил Иоанна крестить Его, чтобы «исполнить всякую правду».

Иоанн крестил Спасителя, полностью погрузив Его в воду. Когда Иисус был крещен, Его Отец произнес с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». С Небес спустился Святой Дух, подав знак в виде голубя (см. от Матфея 3:13–17).

Вскоре после крещения Иисус постился в течение 40 дней и 40 ночей, проведя их с Богом. Затем к Нему пришел сатана, чтобы искушать Его. Иисус упорно сопротивлялся всем искушениям, а затем повелел сатане уйти. (См.

от Матфея 4:1–11; см. также Перевод Джозефа Смита – от Матфея 4:1, 5–6, 8–9, 11). Иисус Христос всю жизнь оставался безгрешным и был единственным совершенным Существом, когда-либо ходившим по земле (см.

к Евреям 4:15; 1-е Петра 2:21–22).

  • Какие случаи из жизни Спасителя имеют особое значение лично для вас?
  • Каким образом Спаситель учил нас, как нужно любить и служить друг другу?

Выдержав пост и пройдя искушения сатаны, Иисус начал Свое служение людям. Он пришел на Землю не только для того, чтобы умереть за нас, но и чтобы научить нас, как надо жить.

Он дал нам две великие заповеди: во-первых, любить Господа Бога всем сердцем, душой и разумением; а во-вторых, любить окружающих людей, как самих себя (см. от Матфея 22:36–39). Его жизнь – образец того, как соблюдать эти две заповеди.

Если мы любим Бога, то будем доверять Ему и слушаться Его, как это делал Иисус, а если мы любим своих ближних, то будем помогать им удовлетворять их мирские и духовные потребности.

Совет

Иисус провел Свою жизнь в служении окружающим. Он излечивал болезни. Он возвращал слепым зрение, глухим – слух, а хромым – способность ходить. Однажды, пока Он исцелял больных, наступил вечер, и люди проголодались.

Вместо того чтобы распустить их по домам, Он взял пять хлебов и две рыбины, благословил их и чудесным образом смог накормить ими более пяти тысяч человек (см. от Матфея 14:14–21).

Он учил, что всякий раз, когда мы встречаем людей, страдающих от голода, холода, нехватки одежды или от одиночества, мы должны помогать им, чем только можем. Помогая другим, мы служим Господу (см. от Матфея 25:35–46).

Иисус любил людей всем сердцем. Порой Его сердце настолько переполнялось состраданием, что Он плакал. Он любил маленьких детей, пожилых, смиренных и простых людей, которые верили в Него. Он любил согрешивших и с огромным состраданием учил их покаянию и крещению. Он учил: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (от Иоанна 14:6).

Иисус любил даже тех, кто согрешил против Него и не хотел каяться. В конце Своей жизни, будучи уже на кресте, Он молился Отцу за воинов, распявших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (от Луки 23:34). Он учил: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (от Иоанна 15:12).

  • Каким образом мы можем показать Господу свою любовь?
  • Зачем Спаситель организовал Свою Церковь и посвятил Апостолов?

Желая, чтобы Его Евангелию были обучены люди всего мира, Иисус призвал Двенадцать Апостолов свидетельствовать о Нем. Они были первыми руководителями Его Церкви.

Им была дана власть действовать от Его имени и творить Его деяния, свидетелями которых они стали. Те, кто получали власть от них, могли учить, крестить и проводить другие таинства во имя Его.

После Его смерти Апостолы продолжали Его дело, пока люди не стали настолько нечестивыми, что убили их.

  • Изучая этот раздел, уделите время тому, чтобы поразмышлять над событиями Искупления.

Учителям: Размышляя, мы призываем Духа. Вы можете попросить участников занятия или членов семьи молча прочитать два заключительных раздела этой главы, думая о тех чувствах, которые они испытывают к Спасителю. Затем предложите тем, кому это будет удобно, поделиться своими мыслями с собравшимися.

Когда земное служение Иисуса близилось к концу, Он приготовился принести окончательную жертву за все грехи человечества. Его обрекли на смерть из-за Его свидетельства о том, что Он – Сын Божий.

В ночь перед распятием Иисус отправился в Гефсиманский сад. Вскоре Им овладела глубокая скорбь. Молясь, Он плакал. Апостолу последних дней Орсону Ф. Уитни было дозволено в видении узреть страдание Спасителя. Увидев, как Спаситель плачет, он сказал: «Я был так взволнован увиденным, что тоже заплакал, исполненный чистейшего сочувствия.

Я рвался к Нему всем сердцем. Я полюбил Его всей душой и ничего так не желал, как оказаться рядом с Ним» («The Divinity of Jesus Сhrist», Improvement Era, Jan. 1926, 224–25; см. также Лиахона, декабрь 2003, стр. 16).

Обратите внимание

Иисус, «отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (от Матфея 26:39).

В современном откровении Спаситель так описывает Свое непостижимое страдание: «Кое страдание заставило Меня, самого Бога, величайшего из всех, трепетать от боли, и истекать кровью из каждой поры, и страдать телом и духом» (У. и З. 19:18).

Он страдал «во плоти», когда брал на Себя нашу боль, наши болезни, немощи и грехи (см. Алма 7:10–13). Ни один смертный не может представить себе, насколько тяжелым было это бремя. Никто, кроме Него, не смог бы перенести такую чудовищную агонию тела и духа.

Читайте также:  Священномученик михаил виноградов, священник

«[Он] низошел ниже всего… дабы быть Ему во всем и через все – свет истины» (У. и З. 88:6).

Но страдания еще не закончились. На следующий день Иисуса били, унижали и плевали на Него. Его заставили нести Свой крест, затем пригвоздили к этому кресту и подняли на нем. Его мучили одним из жесточайших способов, когда-либо придуманных людьми.

После страданий на кресте Он с мукой воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (От Марка 15:34). В самый горький час Отец оставил Иисуса, и Тот смог завершить Свои страдания, принятые в наказание за грехи всего человечества, чтобы одержать полную победу над силами греха и смерти (см.

James E. Talmage, Jesus the Christ, 3rd ed. [1916], 660–61).

Узнав, что Его жертва принята Отцом, Спаситель вскричал: «Свершилось!» (От Иоанна 19:30). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (от Луки 23:46). Склонив голову, Он добровольно испустил дух. Спаситель умер. Земля содрогнулась от сильного землетрясения.

Друзья Спасителя отнесли Его тело в гробницу, где оно пролежало до третьего дня. Все это время Его дух находился в духовном мире, организовывая там миссионерскую работу среди других духов, нуждающихся в Его Евангелии (см.

1-е Петра 3:18–20; У. и З. 138). На третий день, в воскресенье, дух вернулся к Своему телу и вновь вошел в Него. Он первым победил смерть.

Важно

Исполнилось пророчество о том, что «Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (от Иоанна 20:9).

Вскоре после Своего Воскресения Спаситель явился Нефийцам и установил Свою Церковь на континентах Северной и Южной Америки. Он учил и благословлял народ. Трогательный рассказ об этом приводится в книге 3 Нефий, главы с 11-й по 28-ю.

Иисус учил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (от Иоанна 15:13–14).

Он охотно и смиренно перенес страдания в Гефсиманском саду и мучения на кресте, чтобы мы смогли получить все благословения плана спасения.

Чтобы получить эти благословения, мы должны придти к Нему, покаяться в своих грехах и возлюбить Его всем своим сердцем. Он сказал:

«И Евангелие это, данное Мною вам, состоит в том, что Я пришел в мир, чтобы выполнить волю Отца Моего, пославшего Меня.

И Отец Мой послал Меня для того, чтобы Я был вознесен на кресте, и чтобы Я, будучи вознесен на кресте, мог привлечь всех к Себе… [чтобы они были] судимы за свои дела…

Ибо дела, которые, как вы видели, Я совершал, вы также должны совершать…

А потому какого образа мужи должны вы быть? Истинно говорю вам: вы должны быть подобными Мне» (3 Нефий 27:13–15, 21, 27; курсив добавлен).

  • Какие чувства вы испытываете, размышляя о жертве, принесенной Спасителем лично за вас?
  • 2 Нефий 25:12 (Единородный от Отца во плоти)
  • Моисей 6:57 (Иисус Христос назван Единородным)
  • Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна (жизнь и учения Иисуса Христа)
  • От Матфея 10:1–8; от Луки 9:1–2 (Апостолам дана сила и власть)
  • От Матфея 26–28; от Марка 14–16; от Луки 22–24; от Иоанна 18–20 (Иисус в Гефсиманском саду; предательство, распятие и воскресение)
  • «Живой Христос. Свидетельство Апостолов», Лиахона, апрель 2000 г., стр. 2

Источник: https://www.lds.org/manual/gospel-principles/chapter-11-the-life-of-christ?lang=rus

Жизнь Иисуса Христа до Богоявления (Евангелие от Луки 2.40-52) — Свящ. Александр Мень: Проповеди по Евангельским чтениям == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

Свящ. Александр Мень

https://www.youtube.com/watch?v=4GZO71RgoPE

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, приближается праздник Крещения Господня. Почему для нас это особенный праздник? Потому что в этот день, день Своего Крещения призван был Господь небесным Своим Отцом на служение роду человеческому.

А сейчас мы находимся в преддверии, в ожидании этого времени, когда Он будет призван, чтобы ради нас жить, учить, страдать, умереть.

И вот посмотрите на это удивительное для нас зрелище: когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, к нему приходили люди разных сословий, приходили и ученые, и книжники, и солдаты, и сборщики налогов… Пришел среди них и Иисус из Назарета Галилейского.

Совет

По-человечески рассуждая не было у Него никаких преимуществ, пришел как один из многих. Может, там были сотни таких же ремесленников из деревень, и Он был с ними. Просто говорит евангелист: «Пришел Иисус из Назарета Галилейского». Пришел оттуда, из той деревни, где жил Он все это время, почти 30 лет Своей жизни.

Напрасно мы пытаемся проникнуть в эти годы, потому что почти ничего не говорят нам евангелисты, как жил Господь рядом с людьми. Мы знаем, как Он проповедовал, как Он обличал, как Он, наконец, страдал, и как Он явился воскресшим, но мы не знаем тех долгих лет, которые Он провел в селении, называвшемся Назарет.

А нам так бы хотелось это знать, потому что там Он жил как обычный человек, как простой человек: нам бы это дало особый пример, чтобы мы могли подражать Ему. Но сокровенна, скрыта от нас назаретская жизнь Господа. Первое, о чем мы узнаем, что Он там трудился ибо Он был плотник, каменщик, работал своими руками.

Есть много сказаний, легенд о том, как Он еще в детстве творил чудеса, например, оживлял глиняных птичек.

Но это все неправда, потому что, когда Он вышел на проповедь, все односельчане удивлялись, что Он может стать учителем И проповедником, они ничего о Нем не знали, кроме того, что Он Сын Марии и есть у Него родственники в Назарете.

Когда Он пришел проповедовать в их молитвенный дом, они спрашивали: «Почему Он нас учит? Не Он ли сын плотника и плотник, вот Его братья и сестры с нами?» Они были слишком близки к Нему и не разглядели, не угадали, не увидели и не почувствовали. Господь как бы скрывал от них Свою божественную тайну.

Назаретская жизнь, сокровенная жизнь вместе с Матерью.

Иосиф умер, они остались вдвоем и нам всегда хочется представить себе, как кончался трудовой день в этом доме, когда Дева Мария приносила воду из-под горы в высоком кувшине, когда Она кончала Свой труд у очага, когда Он складывал Свои инструменты, и они оставались вдвоем — Мать и Сын.

Казалось бы, такое простое, такое повседневное перед нами — Мать вместе с Сыном в темной вечерней комнате, где только огонек горит. Если бы кто-нибудь заглянул в двери этого дома, он бы увидел Мать и Сына, сидящих за столом, за вечерней трапезой.

Обратите внимание

И это для нас бесконечно драгоценно, потому что мы с вами ведем обычную жизнь, и то, что Господь жил той же жизнью, освящает все: и трудное порой утреннее пробуждение, и наши жизненные заботы и труды.

И никто не может сказать, что жизнь серая, потому что надо убирать, стирать, готовить.

Раз это делала Матерь Божия, раз трудился повседневно Ее Божественный Сын, значит, нет ничего недостойного ни в труде, ни в наших обычных повседневных занятиях.

Конечно, мы знаем, что жизнь Его была полна молитвы. Уже потом, когда Он стал проповедником, когда Он стал возвещать Свое Евангелие, Он рано поднимался и уходил один в горы.

Как говорит евангелист, утром вставши рано, когда все еще спали, Он уходил молиться. Наверное, Он ловил каждую минуту, чтобы побыть перед лицом Своего Небесного Отца.

И опять перед нами урок: Он эти минуты ловил, а у нас они есть, и мы не используем их, теряем.

Только один случай из этого времени рассказывает нам евангелист Лука. Все вы помните хорошо этот единственный рассказ из детства Господа. Когда Ему исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его на Пасхальный праздник в Иерусалим. Там собрались тысячи людей, десятки тысяч, и вот вместе со всеми родными, соседями шел и отрок Иисус.

Шли они, радовались, пели, встречали праздник, а потом потеряли Его, потеряли Сына среди толпы.

Важно

И три дня, — представьте себе, три дня, — бродили Мария и Иосиф по городу, бегали в отчаянии, зовя Его всюду — но как найдешь мальчика в городе, переполненном паломниками? Тогда они пошли в Храм, просто молиться Господу, чтобы Он их вразумил — и там, под навесом, где сидели учителя веры, они нашли Отрока Иисуса.

Вот нам с вами еще напоминание, потому что нет ничего легче, чем потерять Господа, потерять Его так, как потеряли родители. Мы Его теряем в суете, мы теряем Его, когда становимся беспечными, когда мы заняты всевозможными делами, и конечно, теряем в грехах, когда они заполняют нас, и Господь нас покидает, уходит.

Страшно потерять Христа в сердце своем.

Подумайте о родителях, которые бегали по городу три дня, — как им было страшно и горько! И если вы чувствуете, что ваше сердце потеряло Его, больше не ощущает Его рядом, то не будьте равнодушны, беспечны, ищите тоже, всем сердцем взывая: «Господи, где Ты? Я Тебя утратил, я не чувствую больше Твоего прикосновения, присутствия!»

И как они нашли Его в храме, так и мы находим Его в общей молитве. Кому становится трудно, кто теряет Бога, кто теряет Христа, тот найдет Его в общей молитве. На это указывает нам Писание, ведь они нашли Его в Храме, там, где собирались люди для молитвы.

И когда у вас на сердце действительно тяжело, придите в церковь, не просто постоять, послушать, а помолиться вместе с другими.

Если в этот день нет службы, позовите свою соседку, близкого друга, помолитесь дома вместе, чтобы Господь услышал вас, ибо Он сказал нам Сам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, Я там среди них». Аминь.

Отрывки к тексту:

40

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

41

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42

И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

43

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

44

но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

45

и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

46

Совет

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47

все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

48

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

49

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

50

Но они не поняли сказанных Им слов.

51

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

52

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Скрыть

Источник: https://www.bible-center.ru/ru/book/sermon/livebefore

Иисус: скрытые годы — Православный журнал «Фома»

Где Иисус был с 12 до 30 лет? Евангелие молчит об этом, и многие пытаются заполнить пробел — в частности, так называемое «Тибетское Евангелие». Но что же было на самом деле?

Евангелие от Луки содержит эпизод о 12-летнем Иисусе в Храме:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:42-52)

Следующий эпизод касается уже выхода Господа на общественное служение, когда ему «лет тридцать».

Василий Поленов. Исполнялся премудрости, 1890—1900-е

В Евангелии нет сведений о восемнадцати годах, которые прошли между этими событиями, и многие пытались — и пытаются до сих пор — заполнить пробел.

Существует средневековая английская легенда, что юноша Иисус посещал Англию и жил в деревушке Придди, в Сомерсете. Хотя это, очевидно, просто трогательное проявление средневекового благочестия, есть люди, которые всерьез отстаивают эту теорию, но у нас в России она малоизвестна.

Более известны теории о том, что Иисус в это время путешествовал на Восток — в Тибет или Индию, они до сих пор довольно популярны, и нам стоит обратить на них внимание.

Первым идею того, что индуизм оказал влияние на Господа Иисуса и Христианство, высказал французский писатель Луи Жаколио, у нас больше известный как автор приключенческих романов.

Обратите внимание

В своей работе «Индийская Библия, или жизнь Иезеуса Кристны» Жаколио писал, что между индийскими легендами о божестве Кришне и Евангелием есть глубокое сходство, и полагал, что само Евангелие — миф, который является переработкой индийского материала.

Жаколио считал, что слово «Христос» происходит от слова «Кришна» — идея, потом радостно подхваченная «Обществом Сознания Кришны», и усматривал в имени «Иисус» санскритское слово «Иезеус», обозначающее «чистую сущность».

Правда, примерно тогда же выдающийся немецкий востоковед и лингвист Макс Мюллер заметил, что такого санскритского слова не существует, и термин просто придуман Жаколио. Жаколио не утверждал, что Иисус был в Индии — но его следует отметить как родоначальника мифа об индийском влиянии.

Читайте также:  Святитель иоасаф белгородский

Идея получила развитие в книге «Тибетское Евангелие» русского офицера Николая Нотовича, которая вышла на французском языке в 1894 году. В этой книге он утверждал, что в 1887 году посетил буддийский монастырь Химис, расположенный в индийском штате Джамму и Кашмир, где он, по его словам, услышал о документе, который назывался «жизнь святого Исы, лучшего из сынов человеческих».

Согласно «Тибетскому Евангелию», в возрасте 15 лет Иисус отправился на восток, чтобы, как утверждается в тексте, «усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды», прибыв на место и «Изучив там в совершенстве язык Пали, праведный Исса предался изучению священных свитков Сутр. После шести лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое слово, умел объяснять в совершенстве священные свитки. Тогда он, оставив Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и направился к западу, проповедуя различным народам о высшем совершенстве человека».

Практически сразу после выхода этого текста он подвергся резкой критике со стороны специалистов — тот же Макс Мюллер заявил, что либо монахи пошутили над Нотовичем, либо он просто сфабриковал текст.

Мюллер написал настоятелю монастыря, и тот ответил, что за последние пятнадцать лет ни один европеец в монастыре не был и что он понятия не имеет о документах, на которые ссылается Нотович.

Джеймс Арчибальд Дуглас, профессор английского в государственном колледже индийского города Агра, в 1895 году посетил тот монастырь, о котором говорил Нотович, и выяснил, что настоятель никогда не видел никого, похожего на Нотовича, и характеризует все его заявления как «Ложь, и ничего кроме лжи!».

Важно

Все эти разоблачения, однако, не помешали популярности «Тибетского Евангелия». На фоне общего интереса к «восточной духовности» и различным проектам объединения религий появились голоса в защиту его подлинности.

Последователь Рамакришны Свами Абхедананда в 1922 году решил самостоятельно разыскать источники Нотовича в Химисе и заявил, что ему это удалось, как он описал это в своей книге «Путешествие в Кашмир и Тибет».

Известный русский художник и мистик Николай Рерих заявил, в 1925 году, что «в Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены».

Надо отметить, что и Блаватская, и Рерихи пользовались огромной популярностью у нашей духовно ищущей интеллигенции последних советских — и первых постсоветских лет, и, главным образом благодаря им, версия об «Иисусе, бывавшем в Индии» пошла в массы.

Причину устойчивости этого представления понятны — это увлечение «восточной духовностью», которая дает смутно-приятное ощущение причастности к каким-то тайнам, к высокому духовному опыту, не требуя при этом какой-либо духовной дисциплины и покаяния, и желание как-то вписать в эту «духовность» все значимые религиозные фигуры человечества — и в первую очередь, конечно, Иисуса.

Однако сама теория о том, что Иисус был в Индии, появляется не раньше последней четверти XIX века, не находит никаких подтверждений и, на самом деле, противоречит содержанию Нового Завета — в котором очень сложно отыскать какие-либо параллели с индийской духовностью.

Например, в Евангелии от Марка мы читаем: «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мар.6:1-4) Это звучит так, как будто люди, прекрасно знали Иисуса по его прежней жизни — Он вырос по соседству с ними, и Им казалось невероятным, что в Нем открылся кто-то настолько великий.

Для Церкви этот период молчания тоже важен — потому что показывает смирение Бога, ставшего человеком, который проводил простую жизнь в безвестности, исполняя тяжелую и непрестижную работу. В этом Он возвысил достоинство простых людей, и показал высоту простого повседневного труда.

Источник: https://foma.ru/iisus-skryityie-godyi.html

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

«Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первой в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение».

После появления ислама на протяжении многих веков ни одно новое учение не бросало вызов христианскому представлению об Иисусе как Боге и Спасителе. На христианском Востоке и Западе в искусстве и литературе доминировал канонический образ Христа, запечатленный в многочисленных иконах, фресках, витражах, богословских трактатах и церковных гимнах.

Коррективы в этот образ были внесены эпохой Ренессанса, когда художники начали изображать Иисуса в реалистичной манере.

Если в творчестве Эль Греко еще сохраняется генетическая зависимость от иконописного канона, то у других мастеров эпохи Возрождения эта зависимость исчезает и Иисус предстает перед нами как простой человек, без нимба, а Его страдания изображаются с подчеркнутым натурализмом.

Спаситель мира. Эль Греко

Следующим шагом на пути отхода от церковной традиции стала эпоха Реформации на Западе. Протестанты начали с того, что отвергли авторитет Предания Церкви и единственным источником авторитета объявили Библию.

Однако, отказавшись от церковного Предания, они вместе с тем очень быстро утратили понимание Писания как единого и цельного источника и начали его постепенный демонтаж.

Совет

Уже Лютер подвергал сомнению ценность ряда книг Нового Завета, в частности Послания Иакова, поскольку отдельные его положения — например, учение о том, что вера без дел мертва (Иак. 2:20), — противоречат лютеранскому пониманию спасения. В предисловии к своему переводу Нового Завета Лютер писал:

В дальнейшем протестанты начали подвергать сомнению подлинность и значимость и ряда других книг Священного Писания.

Именно на протестантской почве во второй половине XVIII века зародилась идея реконструкции облика «исторического Иисуса» путем его освобождения от позднейших церковных напластований.

В отличие от представителей «мифологической» школы, появившейся примерно в то же время, представители движения «демифологизации Евангелия» не отрицали, что Иисус был реальной личностью, однако отказывались видеть в Нем что-либо сверхъестественное, а евангельские повествования о Его чудесах объявили творчеством раннецерковных писателей, решивших придать человеку Иисусу Божественный облик.

Основателем подобного подхода считают Г. С. Реймаруса (1694–1768), полагавшего, что Иисус был революционером, дважды неудачно пытавшимся организовать восстание; после того как Он был казнен, Его ученики выдумали историю о Его воскресении.

Реймарус считал Иисуса еврейским раввином, который не учил никаким возвышенным тайнам, а давал лишь простые наставления о жизненных обязанностях: этому предполагаемому учению Иисуса апостолы придали богословский авторитет. Труд Реймаруса был опубликован в 1774 году Г. Э.

Лессингом, и с тех пор поиск «исторического Иисуса» приобрел систематический характер.

«Ecce Homo», Михай Мункачи

Этот поиск развивался, в частности, в трудах представителей тюбингенской школы новозаветной исагогики2 во главе с Ф. К.

Обратите внимание

Бауром (1792–1860), который выдвинул теорию существования в Древней Церкви двух противоборствующих течений: петринизма и павлинизма (то есть борьбы последователей апостола Петра с последователями апостола Павла).

Новый Завет, написанный, по его мнению, во II веке, должен был примирить эти два течения.

Другой представитель тюбингенской школы, Д. Ф. Штраус (1808–1874), автор книги «Жизнь Иисуса», доказывал, что в первом поколении учеников Иисуса Его жизнь обросла различными невероятными мифами и рассказами о чудесах, которых в действительности не было. Будучи позитивистом и крайним рационалистом, Штраус отрицал саму возможность чудес, хотя признавал существование Бога.

Ренан. “Жизнь Иисуса”

Идеи Штрауса популяризировал во Франции Э. Ренан (1823–1892), который тоже стоял на жестко рационалистической позиции и исходил из того, что в жизни нет и не может быть ничего сверхъестественного.

Из аналогичных предпосылок исходил другой рационалист, Л. Н. Толстой (1828–1910), популяризировавший идеи Штрауса и Ренана на российской почве.

Будучи уже признанным писателем, он решил заняться демифологизацией Евангелия, однако подошел к своей задаче не как ученый, каковым не был, а как учитель нравственности, каковым себя возомнил.

В основу своего «толкования и перевода» Евангелия он положил идею противопоставления евангельского текста учению Церкви. В результате сделанный им «перевод» больше напоминает карикатуру на евангельский текст, чем перевод или даже пересказ.

Если творения Толстого, направленные на дискредитацию Церкви, сегодня воспринимаются скорее как печальный исторический курьез, то этого нельзя сказать о трудах тех протестантских ученых, которые на рубеже XIX и XX веков продолжали работу по демифологизации Евангелия. Их труды и по сей день оказывают значительное влияние на исследования в области Нового Завета.

Существенный вклад в становление школы демифологизации внес профессор Берлинского университета А. Гарнак (1851–1930).

Важно

Он опроверг выводы тюбингенской школы о том, что Новый Завет был составлен во II веке, однако, как и другие немецкие теологи-рационалисты, не видел в религии вертикального измерения, считая, что религия — это смесь этики и внутренних переживаний.

Иисус трактовался им как великий учитель нравственности, Который не был Сыном Божиим, а был обычным человеком. Воскресение Иисуса Гарнак толкует символически, видя в нем выражение раннехристианской идеи торжества жизни над смертью, а не реальный исторический факт.

Ключевой фигурой в протестантской теологии XX века был Р. Бультман (1884–1976). В отличие от своих предшественников по Тюбингенскому университету, Бультман отказался от попыток реконструкции «исторического Иисуса».

Вместо этого он сосредоточился на поиске первоначальной христианской керигмы, которая, по его мнению, должна быть демифологизирована, то есть очищена от мифологической оболочки, а также от позднейшей редакторской правки, влияний эллинизма, иудаизма и гностицизма.

Если у представителей тюбингенской школы XIX века Иисус предстает как историческая личность, «очищенная» от последующих богословских наслоений, то у Бультмана, напротив, богословская керигма, осмысляемая в рационалистическом духе, далеком от церковного Предания, диссоциируется от «исторического Иисуса» и становится самодостаточным объектом изучения.

Вслед за рядом исследователей в области Ветхого Завета Бультман применил к Новому Завету метод интерпретации текстов, получивший название метода анализа форм (die formgeschichtliche Methode), согласно которому каждое новозаветное повествование имеет свое Sitz im Leben — место в жизни. В соответствии с этим методом решающее значение для понимания того или иного текста имеет место и время его появления, связь с конкретной исторической христианской общиной.

Бультман и другие исследователи, использовавшие данный метод, исходили из того, что каждый евангельский отрывок в течение длительного времени существовал в устной традиции и лишь впоследствии был записан, причем запись производилась с определенной целью и в определенном контексте, а именно — в соответствии с нуждами той или иной общины.

Иными словами, первичными оказываются не личность Иисуса или Его учение, а та церковная община, в которой один или несколько авторов моделировали образ Иисуса с учетом запросов прихожан.

Совет

Чтобы восстановить исторический облик Иисуса, необходимо, согласно этому методу, выявить те «чистые» формы, которые составляли первоначальное ядро евангельского предания до того, как оно обросло всевозможными добавлениями3.

Бультману также принадлежит разработка «закона нарастающей неопределенности», взятого на вооружение многими исследователями Нового Завета в ХХ веке.

Согласно этому «закону»4, за каждым текстом, бытовавшим в устной традиции, стоит некое первоначальное зерно, которое по мере развития традиции обрастало все новыми и новыми добавлениями: к моменту письменной фиксации эти добавления становились уже как бы частью текста, хотя изначально в нем отсутствовали. Такой взгляд, однако, был оспорен многими учеными, которые доказывали, что нередко в истории устной традиции дело обстояло с точностью до наоборот: подробности со временем стирались или терялись, а основное смысловое ядро сохранялось5. По этой причине «закон» Бультмана, как и многие другие его методологические наработки, сегодня представляется весьма уязвимым.

Помимо метода анализа форм исследователи в области Нового Завета использовали и другие методы, в частности метод анализа традиций (Traditionsgeschichte). Он предполагает выявление и исследование того облика, в котором могли циркулировать различные предания об Иисусе до их фиксации в тексте канонических Евангелий.

При этом использовались следующие критерии аутентичности того или иного предания: многократность свидетельств (предание отражено более чем в одном источнике); когерентность (предание согласуется с другими преданиями об Иисусе); несводимость к другим аналогам (например, к различным раввинистическим текстам иудейской традиции или к преданиям ранней Церкви); краткость (более краткая версия того или иного предания считалась более аутентичной, чем его более длинная версия)6.

Метод анализа редакций (Redaktionsgeschichte) — еще один способ воссоздания гипотетического аутентичного евангельского предания путем отсечения от него якобы привнесенного впоследствии материала.

Сторонники этого метода видели в авторах новозаветных писаний прежде всего компиляторов, соединявших различные устные и письменные предания и редактировавших их в соответствии со своим богословием и нуждами своих общин.

К критериям аутентичности, перечисленным при описании метода анализа традиций, сторонники данного метода добавляли также следующие: невольное свидетельство достоверности (детали повествования выдают авторство очевидца); использование конструкций, характерных для арамейского языка; использование терминов, выдающих палестинское происхождение данной редакции; упоминание обычаев, характерных для Палестины времен Иисуса7.

Все три упомянутых метода исходили из необходимости классификации евангельского материала в соответствии с определенной формой, например: отдельная логия, или высказывание (краткое изречение Иисуса в форме заповеди или афоризма); рассказ с речением (повествовательный материал, заканчивающийся изречением Иисуса); рассказ о чуде (эпизод, описывающий исцеление, изгнание бесов или иное чудо, совершённое Иисусом); притча (короткий образный рассказ или речение с использованием сравнения или уподобления); речь (высказывания Иисуса, собранные в длинную речь, например Нагорная проповедь); историческое повествование (рассказ о том или ином событии, имеющем с точки зрения исследователя «легендарный» характер в силу описанных в нем сверхъестественных явлений); эпизод истории Страстей (история Страстей обычно выделяется в отдельную группу «форм»).

Обратите внимание

Каждый из этих исследователей рассматривал жизнь и учение Иисуса исходя из некоей философской установки или идеологической предпосылки: вначале определялся исходный принцип, а затем этот принцип применялся к тексту для достижения искомого результата. Если тот или иной новозаветный текст не укладывался в рамки заданного принципа, он мог быть просто отброшен, объявлен исторически недостоверным или не заслуживающим внимания.

Источник: https://www.pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-uchenie-izbrannyie-glavyi-2/

Ссылка на основную публикацию