Школа веры: грехи и страсти

Смертные грехи в православии. Список

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние.

    Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.

  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность.

    В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.

  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость.

    Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Обязательно к прочтению:  Святитель Исаия

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили.

Обратите внимание

Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству.

Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Обязательно к прочтению:  Государство и церковь — иосифляне и нестяжатели

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/smertnye-grexi-v-pravoslavii-spisok/

Вопрос священнику

Доброго! У нас тут рядом течет большая река — Дунай. Когда подходишь к берегу, течение завораживает, мощь текущей воды впечатляет. Плывут мимо нас листья, ветки, а то и целые стволы подтопленных где-то деревьев. Попробуйте «увидеть» это. Отпустите свой гнев и ненависть вместе с мусором по течению. Слушайте реку, а не свое «кипение».

А если по-взрослому, то очень помогают советы преп. Нила Сорского (15 век) по работе с одолевающим помыслом гнева. Посмотрите в сети. Когда мне тяжко по этой страсти, то беру книгу «Страсти Христовы».

Там в одной из глав, где рассказывается об Иудином предательстве, судилище и последующем за этим, ставятся вопросы душе читающего: «Душе моя, Июда только раз предал Христа, и за это все века проклинаем, а ты не каждый ли день предаешь его своими делами? Первосвященники и Пилат только раз осудили Его на распятие, а ты, душе моя, не каждодневно ли распинаеши Его? Петр, отрекшись от Христа, плакал горько, а ты, душе моя, уронила ли хоть слезинку, отрекаясь от Него всей жизнью?» и подобное тому… Знаете, обычно помогает!

Важно

Даже если уподобить происшедшее с вашей семьей с сильнейшим отравлением, то после того, как прочистились и все остальное, обычно, через время и слабость, становится легче.

А вот если попытаться удержать отраву в себе, то можно и не выбраться! Поберегите свою душу, найдите в себе мужество перевернуть страницу жизни. Вы получили тяжкий жизненный опыт. Постарайтесь быть благодарны за него.

Двигайтесь дальше, не нужно пытаться нести смердящий труп чужих действий с собой, причем всю оставшуюся жизнь. Молитесь за творящих вам напасти, и милость Божия будет с вами. Как молимся в «Отче наш»: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» (Мф.6.12).

«Каким судом судите, таким и будете судимы. Какой мерой мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7.2). То есть кто не простит, тому также не отпустится.

Кстати, ваш враг, как Вы пишете, радуется жизни, а Вы продолжаете радовать его своим злобством и скрипом зубов? Так хотя бы из вредности перестаньте доставлять ему удовольствие Вашим разозленным видом!

Надавал Вам тут кучу разнообразных советов, не обижайтесь, может, хоть что-то из этого на вашей практике сработает. Но на самом деле проблема не где-то, а внутри Вас. Дышите глубже, молитесь, постарайтесь за тучками своей гордости увидеть Божие солнышко.

Давайте выздоравливать, оставляя все вредное и неприязненное здесь и устремляясь к Свету.

Дай, Господи, всем разума духовного и мира в душах наших! 

Источник: http://ruvera.ru/vopros/cat/strasti

Святитель Игнатий о страстях и добродетелях

    1. Чревообъядение
   Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

    2. Любодеяние
   Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения.

Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

    3. Сребролюбие
   Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие.

Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство.

Разбой.

    4. Гнев
   Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

    5. Печаль
   Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

    6.Уныние
   Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

    7. Тщеславие
   Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.

Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего.

Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

    8. Гордость    Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Совет

   Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (Ис. 1:6).

Это значит, по изъяснению Отцов, что язва — грех — не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека.

Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги.

В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния.

Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7:23—24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть.

Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт. 6:3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1 Кор. 15:50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

   Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно — скрываться от Всевидящего! Напрасно — оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс. 50:6).    Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!    Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество — исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

   В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление.

А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

    1. Воздержание
   Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина.

Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

    2.

Целомудрие
   Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание.

Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.

    3. Нестяжание
   Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

    4. Кротость
   Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

    5. Блаженный плач
   Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование.

Обратите внимание

Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру.

Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

    6. Трезвение
   Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием.

Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

    7. Смирение
   Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк. 16:15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.    8. Любовь
   Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении1. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.
   Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!

Источник: https://ispowed-prichastie.ru/nastavleniya-o-podgotovke-k-ispovedi/bryanchaninov/

Первородный грех, страсть и добродетель | Христианская Церковь

Оглавление:
  Определение первородного греха, зла и добра, страсти и добродетели. О плодах духа, духовности и страстности
  О плодах духа страстного человека и грехах немощи
  Избавление от страсти и законное основание
  Каким образом различается духовность от душевности, страстности
  Об употреблении слова «душевный»

Аноним:  Признаками правильно-проходимой внутренней духовной жизни являются плоды духа, их воспитание. Т.е. такие плоды духа, как милосердие, незлобие, кротость, душевная простота, и т.д… т.е. их наличие. Вы очень часто и очень правильно об этом говорите.

– Вот он верный критерий и руководитель правильно-проходимой внутренней духовной жизни, и их признаки! Т.е. если руководствоваться таким критерием, то отсюда следует обратный вывод, например о правильности или неправильности дух.жизни: если нет этих признаков, то духовная жизнь, значит проводится не верно, и наоборот, если я напр.

вижу эти признаки и плоды духа – они есть, значит дух.жизнь проводится верно.

Прокомментируйте, пожалуйста, насколько верный такой подход в понимании и оценке внутренней духовной жизни, среди современных христиан?

Определение первородного греха, зла и добра, страсти и добродетели. О плодах духа, духовности и страстности

О.Серафим: Первородный грех искуплен Христом, и потому за него никто не наказывается. Наказывают же людей только их страсти, так как они образуются по причине свободной воли человека, которая сама разжигает эти страсти, ища удовлетворения первородного греха через желания и чувства.

Первородный грех, зло – это движение духа разумного существа (человека, ангела) не в согласии с волей Божией, не в согласии с его природой, какой сотворил ее Бог.

Страсть – это неоднократное проявление первородного греха, в желании, чувстве, мысли, самим делом, перешедшее в навык, привычку.  Страсть – это плохая душевная привычка, которая не в согласии с волей Божией, она есть греховный плод духа.

Добро – это движение духа разумного существа (человека, ангела) в согласии с волей Божией, в согласии с его природой, какой сотворил ее Бог.

Добродетель – это богоугодное движение воли, в желании, чувстве и мысли, перешедшее в навык, в душевную привычку. Добродетель – это хорошая, богоугодная душевная привычка, которая является истинным и спасительным плодом духа.

Плоды духа, – это наиболее преобладающее душевное состояние человека, в его воле, желании, чувствах и мыслях. И как следствие плодов духа – это внешние дела и поступки. Плодами духа могут являться страсти или добродетели. Поэтому, плоды духа могут быть истинными, спасительными, а могут быть ложными, погибельными.

Если плодами духа являются дух сокрушенный и смиренный перед Богом, милостивый и незлобивый, кроткий и доброжелательный, сострадательной любви и душевной простоты, любви к правде и истине, то это и является свидетельством того, что данный человек духовный, по настрою своего духа. И если в человеке есть истинное и настоящее смирение и сокрушение духа перед Богом, то он различает свет от тьмы, добро от зла, Истину от лжи.

Ну а если кто имеет духовную рассудительность, как дар от Бога, то это уже само по себе является признаком духовного человека, или же начатками истинной духовности, в зависимости от того в какой степени проявляется этот дар. Так как духовная рассудительность, как дар от Бога, не может быть без духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

Если же плодами духа являются дух самости и гордыни, самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, ощущение своей правильности и праведности, душевное или телесное сладострастие, ложное смирение и равнодушие, то это является свидетельством того, что данный человек плотской, душевный или страстный, по настрою своего духа. Отсюда проистекает духовная слепота, которая не может различать свет от тьмы, добро от зла, Истину от лжи.

При этом необходимо различать естественное различие добра от зла, которое может иметь каждый человек по естеству, от духовного, которое дается как дар от Бога, и образуется опытным путем по мере правильно-проходимой внутренней духовной жизни, на основании истинного смирения и сокрушения духа перед Богом.

О плодах духа страстного человека и грехах немощи

Наиболее явные плоды духа страстного человека – это злоба, ненависть, зависть, ревность, обидчивость, гнев, уныние и депрессии, гордость и надменность, немилосердие и жестокость, мстительность и злопамятство… А так же, смертные телесные грехи, – пьянство, наркомания, блуд, извращенчество (онанизм, мужеложество, лесбиянство, и т. п.), убийство, сребролюбие…

А так же, менее явные душевные страсти, ­­– которые могут проявляться как в грубых, так и в более тонких душевных движениях, – такие как самомнение, самоцен и высокоумие, дух самоуверенности и самонадеянности, вменение себе, тщеславие и душевное сладострастие, дух самоутверждения, дух злопамятности, дух самости и гордыни, дух душевного сладострастия и ложного смирения, и т. п..

При этом, необходимо различать грех немощи от одержимости страстью. Так как грех немощи может проявляться и в духовном человеке, но только не одержимость страстью. Так как страсть это уже плод духа, постоянная греховная привычка.

А грех немощи, в духовном человеке, – это неверное душевное движение, которое может быть только в душе, или может проявляться в не смертных внешних грехах (мелких, незначительных), только лишь на малый момент времени, так как это не является постоянным навыком или привычкою, а потому и не есть плод духа.

А так же в человеке законно подвизающемся в борьбе со своими страстями тоже проявляется грех немощи, в душе или наружно. Так как он не воспитал в себе еще добродетели и потому падает в процессе этой борьбы. Такой человек встал на путь к спасению и борется за то, чтобы стать духовным.

К примеру, пьяница борется со страстью пьянства, но временами падает обратно в эту страсть. Затем встает и снова вступает в борьбу. Он должен через эту борьбу прийти к духу сокрушенному и смиренному перед Богом, тогда он получит избавление от страсти на законном основании, то есть добродетель.

Точно так же и страстный человек может проявлять, в каких-то случаях, верное душевное движение, совершая правильный поступок или доброе дело, но это не является плодом духа. Это лишь иногда, на малый момент времени, но не постоянное расположение его души, не постоянный навык, привычка в душевном движении. Это еще не добродетель, как хорошая, богоугодная душевная привычка.

Избавление от страсти и законное основание

Любая плохая внешняя привычка является следствием неверного душевного расположения, неверных желаний и чувств. Поэтому, для того, чтобы избавиться от плохой внешней привычки нужно искоренять неверные душевные желания и чувства, которые являются причиною плохой внешней привычки, плохих действий и поступков.

И когда человек встает на путь борьбы со своими страстями, стараясь изменять плохую душевную привычку на хорошую (на добродетель), тогда он, в процессе этой борьбы, вначале должен прийти к духу сокрушенному и смиренному перед Богом, полагая его в основание своей духовной жизни.

Только тогда Бог и подаст ему избавление от страсти на законном основании, и это будет являться спасительным для души человека. Так как избавление от страсти на незаконном основании не спасает человека, так как это является заменою одной страсти на другую, сильнейшую.

Каким образом различается духовность от душевности, страстности

Каждый человек различает душевность, страстность от духовности посредством своего душевного вИдения. И насколько духовное око человека имеет чистоту, в зависимости от этого он и различает духовного человека от страстного или душевного.

Или же кому-то, в не зависимости от его душевного состояния, может открывать Божественная благодать, касаясь его духовного ока, чтобы таким образом он встал на путь спасения, последуя наставлениям духовных людей.

Обычно такое бывает тогда, когда человек наиболее способен к восприятию этого Божественного откровения, по настрою своего духа.

Обычно же, если духовное око человека омрачено действиями страстей, душевных или телесных, которыми он одержим, то он не может отличить духовного человека от душевного, страстного. Кроме случаев, когда Богу угодно открыть это, по Своему Божественному промыслу.

***

Если у человека действительно есть истинные плоды духа, вышеописанные, то его духовная жизнь проходится правильно. И если нет этих плодов, то его духовная жизнь проходится неверно.

При этом необходимо заметить, что надо правильно различать истинный плод духа от его подделки, лжедобродетели. Принятие лжедобродетели за истинный, духовный плод духа происходит по причине духовной слепоты. И может приводить к плачевным результатам, к погибели.

И если кто-то, по причине своей духовной слепоты, будет эти ложные плоды духа выдавать за истинные, то это не значит, что так оно и есть. Это значит только то, что этот человек духовно слепой и не может отличить тьмы от света, добро от зла, ложь от истины. Но при этом, свое вИдение он выдает за истинное, – лжедобродетели выдает за истинные добродетели.

Важно

И таким образом пытается ввести всех в заблуждение, чтобы направить их по пути духовной прелести и самообольщения, в которых он сам находится. Но не видит этого по причине своей духовной слепоты, происходящей от одержимости духом самости и гордыни. И делая все это, он думает, что помогает людям спасаться.

Таково свойство духовной прелести и самообольщения, – погибающий, думает, что он спасается.

Об употреблении слова «душевный»

Аноним:  Некоторые говорят, что душевное = бесовское. Как это понимать?

О.Серафим:  Слово “душевный”, “душевное” может употребляться в разных смыслах и значениях. Слово одно, но употребление его может иметь различный смысл. В данном случае, приводится только лишь один из примеров, когда слово “душевный”, употребляется в смысле страстности, греховности. Но это слово может употребляться и в иных смыслах.

Это слово может употребляться в смысле нравственных качеств души разумной, у человека. Точно так же, как есть душа животная, а есть душа разумная. Слово одно, но обозначает разные части природы человека. Или душу животную, у животных.

К примеру, “И заплачут о тебе от душевной скорби горьким плачем” (Иез.27:31). В данном случае слово “душевной” обозначает душевное чувство, которое не является греховным само по себе.

Так как и Христос имел душевную скорбь, во время своего моления в саду Гефсиманском: “Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною” (Матф.26:38).

И та душевная скорбь, которую испытывал Христос, не была греховной, а естественной.

Так слово “душевная” употребляется и когда речь идет о душевных добродетелях. В таком случае говорится душевная добродетель. Но это не обозначает бесовскую добродетель.

А в тех случаях, когда ап.Иаков говорит, что “Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская” (Иак.3:15), а так же и ап.Павел, что “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия” (1Кор.2:14), то в этих случаях слово “душевный” употребляется в смысле греховный, страстный.

То есть слово одно, но может употребляться в различных смыслах и значениях, в зависимости от всего контекста, в котором оно приводится.

К примеру, “И возлюби Господа Бога твоего… всею душею твоею” (Мар.12:30). Как можно полюбить душою Господа? – Только тогда, когда будешь воспитывать в душе чувство истинной любви к Господу. Это уже будет называться душевном чувством, так как оно проявляется в душе. И если мы его назовем душевным, в том смысле и значении, что оно проявляется в душе, то это не значит, что оно бесовское.

Совет

А так же, “И сказала Мария: величит душа Моя Господа” (Лук.1:46). Как может душа величать, прославлять, возвеличивать Господа? – Только душевными чувствами, – славословия, благодарения… Но это не значит, что раз эти чувства душевные, то они страстные, бесовские.

В зависимости от места, времени и меры, проявления наших душевных чувств, – могут являться спасительными, добродетельными или греховными, страстными.

То есть, когда мы их проявляем в согласии с волей Божией, в согласии с природой нашего естества, каким его сотворил Бог, тогда эти чувства спасительны и не греховны.

А когда мы их проявляем не в согласии с волей Божией и природою нашего естества, тогда они греховные, страстные.

Источник: https://www.paraklit.org/2-nravstvenost/strastj-plodi_duha

3 греха большого города

Если ли смысл, когда на исповеди человек постоянно называет одни и те же грехи? Это значит, что его духовная жизнь остановилась? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Все очень зависит от самого человека, насколько он удовлетворен собственной исповедью. Поэтому, мне кажется, совсем общих рецептов здесь нет.

Есть люди, которые вполне нормально себя чувствуют на данном этапе их духовной жизни, духовного развития — когда они приходят раз в неделю или раз в две недели и действительно называют одни и те же грехи.

И уже священник их знает наизусть. Притом человек «постоянные» грехи называет искренне, действительно собой недоволен.

По большому счету, человек, который приходит на исповедь раз в год тоже называет одни и те же грехи, его жизнь тоже не отличается разнообразием, с точки зрения повседневных и обычных грехов. Если только человек за год что-то особенное не учудил. Но это бывает редко. А в основном у взрослых людей одни и те же грехи, из раза в раз, независимо от того, насколько часто они исповедуются.

Поэтому, если человека в принципе все устраивает, я ничего ему особенного не говорю и не вижу ничего ненормального в ситуации, что от исповеди к исповеди прихожанин называет одни и те же грехи. Ведь мы читаем исповедование грехов повседневное на вечерних молитвах? Читаем. И каждый день просим у Господа прощение именно в этих наших повседневных грехах.

Офис, стресс и раздражение

Для священника важно понять, насколько человек пытается бороться со своими грехами. Христианин ведь должен пребывать в постоянном напряжении в борьбе с грехом. При этом, очень сложно требовать от обычного современного городского человека, чтобы он постоянно находился в чрезвычайном духовном напряжении.

У него есть напряжение повседневной жизни, он повседневно старается быть внимательным, посвящать какое-то время молитве по возможности ходит в храм, готовится к причастию. То есть, человек, если он не неофит, выходит на, условно говоря, ему понятное и подходящее внешнее устроение духовной жизни.

Я сейчас именно про внешнюю сторону — как часто он ходит в храм, какие молитвы читает, как исповедуется, каким образом он проводит свободное время.

Притом у каждого из нас есть свои постоянные болячки. Кто-то более раздражителен, кто-то обидчив, кто-то завистлив.

И как правило, опять-таки, человек, который не первый день в Церкви, он уже не испытывает особых иллюзий по поводу того, что вот еще какие-то особые усилия приложить и с завтрашнего дня раздражительность куда-нибудь испарится.

Он понимает, что эта задача, в большинстве случаев, ему на всю жизнь. И он пытается просто держать эту свою страсть в определенных пределах.

Обратите внимание

Странно было бы надеться, что, например, живя в большом городе человек и работая в офисе, постоянно получая стресс, перестанет, например, раздражаться. Или если он склонен к перееданию, что он вообще с понедельника перестанет обращать внимание на еду. Просто степень активности страстей разная.

Обычно выделяют семь страстей: сребролюбие, чревоугодие, блуд, тщеславие, гордость, гнев, печаль, уныние, отчаяние. Понятно, что христианин призван с ними всеми бороться, но некоторые из этих страстей для конкретного человека являются более актуальными, а какие-то менее актуальными. И поэтому, ничего страшного в этом нет, когда человек называет одни и те же грехи из раза в раз.

Случается, мы начинаем более терпимо и неправильно к страстям относиться. Поэтому священник, время от времени может предложить, приложить какие-то особые усилия, когда распоясалась какая-то страсть или, например, во время Великого поста. Так, человек был не слишком раздражителен или завистлив, а теперь раздражительность или зависть просто давит.

«Не просил бы прощения — дрался б табуреткой»

Итак, мы просим прощения у Бога ежедневно. И, приходя на исповедь, перед Богом исповедуем свое недостоинство. Вот, допустим, человек дома раздражается на жену десять раз в день.

Он может десять раз в день у нее попросить прощение? Может, если он не просто формально это делает. Если при этом она видит, что он старается, хотя ничего особо не меняется, то все равно понятно: да, человек прилагает усилия.

Если бы прощения не просил, не прилагал усилий, наверное, вообще бы давно табуреткой дрался.

Или идет молодой парень двадцатилетний по улице, а навстречу — группа девушек в мини-юбках и в прозрачных майках. Понятно, что все это его задевает. Он просит у Бога прощение в том, что вот: да, Господи, прости меня, мучаюсь блудными помыслами.

Значит ли это, что он с понедельника может гарантировать что при встрече с очередной девушкой без юбки, он не будет разжигаться? Понятно, что будет. Но прощение просит искренне: «Господи, прости, такой я нехороший, но пытаюсь что-то с этим сделать, пытаюсь глаза отводить».

И что плохого, если человек постоянно просит прощение на исповеди за свои грехи, с которыми никак не справится?

О рутине

Проблема, когда наша духовная жизнь становится привычной.

Если человек пришел к Богу уже во взрослом возрасте, он в первые годы открывает для себя все новые и новые аспекты духовной жизни, начиная даже с каких-то технических вещей.

Учится читать по-церковнославянски, начинает понимать смысл литургии. Он искренне борется со своими самыми грубыми грехами и страстями, и видит результат, как он побеждает с Божьей помощью эти самые свои грехи и страсти.

А потом линия роста, которая шла вверх, выходит на плато, когда дальнейшее наращивание усилий практически не приводит к какому-то значимому результату. То есть, если мы представим график, ты по горизонтали наращиваешь усилия, а по вертикали у тебя практически ничего не изменяется. И я имею в виду, даже не только чисто духовные вещи, но и интеллектуальные, душевные.

Важно

Основные книжки по богослужению прочитаны, человек познакомился с историей Церкви, понял какие-то самые главные вещи в Священном Писании. Евангелие прочитано уже множество раз и еще прочитано толкование Феофилакта Болгарского, Иоанна Златоуста и епископа Кассиана. Для дальнейшего движения требуются большие усилия. Надо идти в библиотеку, работать с архивами и так далее.

Тоже самое происходит и в духовной жизни. Основные грубые страсти уже преодолены, какие-то вопросы решены. А вот победить текущие грехи уже почти невозможно. И понятно, почему Господь это попускает. Потому, что человек, сталкиваясь, с собственным бессилием, перестает думать, как часто думают неофиты, что он святой, что он лучше других.

Человек сталкивается с собственной беспомощностью в преодолении обычных, повседневных своих страстей и у него в целом вырабатывается, достаточно смиренно- покаянное отношение к себе, если с его духовной жизнью все правильно. Он не переоценивает себя.

Он не считает себя кем-то большим и великим. Это может быть рядовой прихожанин, сотрудник храма, священник, — многие из этих людей на каком-то этапе понимают свои пределы и свои границы, видят свои ошибки. Вот здесь мы выходим на эту самую рутину. И люди по-разному из нее выходят.

Кто-то на ней держится довольно долго.

Потом возможен переход на какой-то другой, качественно высокий уровень. Мы, в основном, все колупаемся в душевно — эмоционально- интеллектуальной стороне церковной жизни. И это может наскучить. Да, люди порой перестают часто ходить в храм, да и к постам ослабло рвение.

Потому, что усилия опять-таки прикладываются постоянно, а результата значимого человек не видит. Это как с физическими тренировками.

Человек пошел в тренажерный зал, занимается, и первое время он видит значимый результат: уменьшается вес, увеличивается нагрузка, улучшается самочувствие.

А дальше, после определенного этапа, начинается либо просто повседневное поддержание себя в определенной форме, эта та самая рутина.

Либо он должен выходить в большой спорт, уже со специальным тренером, специальным питанием, специальным режимом тренировок, с тем, что вообще на остальную сторону жизни приходится обращать гораздо меньше внимания. Тоже самое и в духовной жизни происходит.

Но в духовной жизни к высоким достижениям далеко не каждый христианин приступает. И остаются на этом рутинном, повседневном уровне. В общем, живет человек, как живет. И, слава Богу!

Источник: https://www.pravmir.ru/3grehi-v-bolshom-gorode/

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения.

И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что либо другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).

Совет

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости — алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков — это зависимость духовно-телесная.

И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть.

Недаром  0% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни, часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, всё очень гармонично и закономерно.

В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды.

Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее.

Обратите внимание

Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимания на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15:75). То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» — это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и по?сле каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью.

Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:1. чревообъядение,2.

любодеяние,3. сребролюбие,4. гнев,5. печаль,6. уныние,7. тщеславие,8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще то, это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Это учение коренится в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк.

11, 24-26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие.

Важно

Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом.

Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные (то есть исходящие из душевных склонностей, например, гнев, уныние, гордость и т. д. — они питают душу). И телесные (они в теле зарождаются и тело питают). Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть.

От блуда — сребролюбие, от сребролюбия — гнев, от гнева — печаль, от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие.

Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т. д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие.

Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека (Мф. 15, 18-20).

Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

Совет

И святые отцы говорят, что та`м страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, — без сна и отдыха палить как огнем.

И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить.

И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности.

Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т. д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что` для нас главнее, что` составляет смысл и радость нашей жизни — удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай — это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример — аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре.

До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение — таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: „Попы оскверняют храм искусства…

“ Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: „Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!“ Зашли. Владыка громко говорит: „Христос воскресе!“ — и кропит музейщиков святой водой. В ответ — перекошенные от злобы лица.

Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай — им там будет невыносимо плохо».

Священник Павел Гумеров

Источник: http://detskaya.com.ua/strasti_i_stradaniya/

Ссылка на основную публикацию