Школа веры: монашество

Монастырские школы

Монастырские школы. 1) В хри­сти­ан­ст­ве ин­сти­тут ду­хов­но­го на­став­ни­че­ст­ва в мо­на­ше­ст­ве и про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки ду­хо­вен­ст­ва.

По ме­ре ста­нов­ле­ния в III-IV веках ин­сти­ту­та мо­на­ше­ст­ва и рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки приё­ма в мо­на­хи мо­ло­дых лю­дей или де­тей воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость пре­по­да­ва­ния им ос­нов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, зна­ния и по­ни­ма­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, бо­го­слу­жеб­ных тек­стов и т. п. Су­ще­ст­во­ва­ние школ при мо­на­сты­рях пре­ду­смат­ри­ва­ли уже ус­та­вы прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го и свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (IV век), од­на­ко в ис­то­рии Ви­зан­тии монастырские школы в це­лом не иг­ра­ли за­мет­ной ро­ли.

На За­па­де монастырские школы, из­вест­ные с IV-V веков (в аб­бат­ст­вах Ле­рин, Ли­гу­же и др.), в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли круп­ней­ши­ми об­ра­зо­вательными цен­тра­ми.

Зна­че­ние монастырских школ осо­бен­но воз­рос­ло с VI века в свя­зи с унич­то­же­ни­ем ан­тич­ной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, а так­же с рас­про­стра­не­ни­ем мо­на­ше­ско­го ус­та­ва св.

Обратите внимание

Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го, оп­ре­де­ляв­ше­го чте­ние ре­лигиозных книг как од­ну из главных обя­зан­но­стей мо­нахов.

Вы­даю­щую­ся роль в со­хра­не­нии ан­тич­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия сыг­ра­ли шко­ла и скрип­то­рий, дей­ст­во­вав­шие в VI-VII веках  в ос­но­ван­ном Кас­сио­до­ром мон.

Ви­ва­рий; круп­ны­ми цен­тра­ми учёно­сти и об­ра­зо­ва­ния бы­ли многие мо­на­сты­ри в Ир­лан­дии (Кло­нард, Келс, Ар­ма, Бан­гор), Анг­лии (Уир­мот, Джар­роу, Лин­дис­фарн, Уит­би, Кен­тер­бе­ри), Ита­лии (Мон­те­кас­си­но, Боб­био, Фар­фа).

В свя­зи с по­сте­пен­ной ут­ра­той ла­ты­нью функ­ций жи­во­го язы­ка важ­ное ме­сто в монастрских школах ста­ло за­ни­мать пре­по­да­ва­ние латинской грам­ма­ти­ки, для че­го ак­тив­но при­вле­ка­лись тру­ды ан­тич­ных ав­то­ров.

Рас­цвет монастырских школ на средне-вековом За­па­де при­шёл­ся на эпо­ху «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» (VIII-IX века), ко­гда они ста­ли важ­ней­шим эле­мен­том ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния, пред­при­ня­той императорм Кар­лом I Ве­ли­ким. Сре­ди наи­бо­лее зна­чительных цен­тров об­ра­зо­ва­ния бы­ли мо­на­сты­ри в Фуль­де, Рай­хе­нау, Санкт-Гал­ле­не, Ту­ре, Люк­сёе, Кор­би, Лор­ше, Сен-Де­ни, Сент-Аман­де и др.

В этот пе­ри­од окон­ча­тель­но офор­ми­лось де­ле­ние монастырских школ на внут­рен­ние (scho­lae interiores) — за­кры­тые, ин­тер­нат­но­го ти­па, где обу­ча­лись мо­на­хи и бу­ду­щие слу­жи­те­ли Церк­ви, и внеш­ние (scholae exteriores), как пра­ви­ло, рас­по­ла­гав­шие­ся вне мо­на­стыр­ских стен, ко­то­рые пред­на­зна­ча­лись для ми­рян, не все­гда впо­след­ст­вии стре­мив­ших­ся по­лу­чить ду­хов­ный сан.

В монастырских школах при­ни­ма­лись де­ти 5-7 лет, как пра­ви­ло, вне за­ви­си­мо­сти от их со­слов­ной при­над­леж­но­сти, что обу­сло­ви­ло раз­но­об­раз­ный со­ци­аль­ный со­став уча­щих­ся.

Во внеш­них монастырских школах об­уча­ли гра­мо­те (чте­ние, пись­мо, счёт), бо­го­слу­жеб­но­му пе­нию, ре­же на­чат­кам се­ми сво­бод­ных ис­кусств (пред­ме­ты три­виу­ма — грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ри­то­ри­ка).

Важно

Внут­рен­ние монастырские школы обыч­но да­ва­ли бо­лее вы­со­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния: в них изу­ча­ли три­ви­ум, а час­то и квад­ри­ви­ум (ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, ас­тро­но­мию, му­зы­ку), и бо­го­сло­вие.

В луч­ших шко­лах пре­по­да­ва­ли так­же ме­ди­ци­ну, ка­но­ническое пра­во; пре­ду­смат­ри­ва­лось чте­ние ду­хов­ных и свет­ских со­чи­не­ний, в том числе ан­тич­ных ав­то­ров.

Прак­тическими по­треб­но­стя­ми бы­та мо­на­сты­рей бы­ло про­дик­то­ва­но обу­че­ние во мно­гих монастырских школах (как внут­рен­них, так и внеш­них) ре­мёс­лам и на­чат­кам аг­ро­но­мии; с их дея­тель­но­стью свя­зы­ва­ет­ся по­яв­ле­ние пер­вых сельско-хозяйственных школ.

В жен­ских мо­на­сты­рях об­ра­зо­ва­ние де­во­чек обыч­но ог­ра­ни­чи­ва­лось чте­ни­ем, пись­мом, пе­ни­ем; они обу­ча­лись так­же ру­ко­де­лию и жен­ским ре­мёс­лам.

Зна­че­ние монастырских школ на­ча­ло па­дать в XI-XII веках в свя­зи с мас­со­вым по­яв­ле­ни­ем школ при круп­ных со­бо­рах, а за­тем и средне-вековых уни­вер­си­те­тов.

В XIII веке боль­шее зна­че­ние по срав­не­нию с тра­диционными бе­не­дик­тин­ски­ми монастырские школы ста­ли при­об­ре­тать эле­мен­тар­ные шко­лы для де­тей из бед­ней­ших сло­ёв на­се­ле­ния, ко­то­рые от­кры­ва­ли в го­ро­дах мо­на­хи-фран­ци­скан­цы.

К концу XII —  началу XIII веков обу­че­ние со­сре­до­то­чи­лось в основном во внут­рен­них шко­лах и ори­ен­ти­ро­ва­лось на по­треб­но­сти мо­на­сты­рей — тем са­мым ог­ра­ни­чи­вал­ся круг уча­щих­ся. Од­на­ко монастырские школы со­хра­ня­ли своё об­ра­зо­вательное зна­че­ние вплоть до XIV-XV веков, а в южно-славянских стра­нах — до XVI века.

В Древ­ней Ру­си с XI века мо­на­сты­ри иг­ра­ли ве­ду­щую роль в раз­ви­тии об­ра­зова­ния и пись­мен­но­сти, од­на­ко монастырские школы не бы­ли ре­гу­ляр­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ем, а воз­ни­ка­ли по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти для обу­че­ния мо­на­хов или бу­ду­щих кли­ри­ков и мог­ли со­сто­ять из 1-3 уче­ни­ков, при­кре­п­лён­ных к на­став­ни­ку. Од­ним из пер­вых цен­тров литературной ра­бо­ты (ле­то­пи­са­ние, агио­гра­фия) стал Кие­во-Пе­чер­ский монастырь.

Совет

 В XII веке при жен­ских мо­на­сты­рях от­кры­ва­ли шко­лы для де­во­чек, од­на­ко они не по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ния. В XIV веке раз­ви­ва­лись шко­лы московских и под­мос­ков­ных мо­на­сты­рей: Чу­до­ва в Крем­ле, Бо­го­яв­лен­ско­го, Ни­коль­ско­го, Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва, Трои­це-Сер­гие­ва.

По­ми­мо эле­мен­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния и из­уче­ния цер­ков­но­сла­вян­ско­го языка, в них мно­го вни­ма­ния уде­ля­лось кни­го­пи­са­нию.

В XVIII веке бла­го­да­ря дея­тель­но­сти московских про­све­тите­лей Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, Епи­фа­ния Сла­ви­нец­ко­го, Ар­се­ния Са­та­нов­ско­го круг изу­чае­мых пред­ме­тов рас­ши­рил­ся до три­виу­ма и час­тич­но до квад­ри­виу­ма (из пред­ме­тов ко­то­ро­го изу­ча­лась, как пра­ви­ло, ариф­ме­ти­ка).

Пре­по­да­ва­лись древ­ние язы­ки, бо­го­сло­вие, по­эти­ка. В 1649 году боя­ри­ном Ф.М. Рти­ще­вым бы­ло ос­но­ва­но училище при Ан­д­ре­ев­ском монастыре под Мо­ск­вой, в ко­то­рое для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных ис­кусств бы­ли при­гла­ше­ны ино­ки из ки­ев­ских мо­на­сты­рей.

С соз­да­ни­ем брат­ских школ, Кие­во-Мо­ги­лян­ской и моcковской Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мий, раз­ви­ти­ем в XVIII веке профессионального об­ра­зо­ва­ния мо­на­сты­ри час­тич­но ут­ра­ти­ли своё про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

2) Учеб­ные за­ве­де­ния при буд­дий­ских мо­на­сты­рях.

В середине первого тысячилетия до н. э. в буд­дий­ских мо­на­сты­рях Ин­дии воз­ник­ли сво­его ро­да шко­лы, обу­че­ние в ко­то­рых со­стоя­ло из нрав­ст­вен­ных бе­сед о жиз­ни Буд­ды и его уче­ни­ков, за­учи­ва­ния гим­нов Вед и кол­лек­тив­ных спе­вок.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ива­нов К.А. Сред­не­ве­ко­вый го­род и его оби­та­те­ли. 3-е изд. СПб., 1909
  • Know­les D. The monastic or­der in England. 2nd ed. Camb., 1963
  • Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare: VI-e – VIII-e siècles. 3 éd. P., 1973
  • Riché P. Écoles et enseignement dans le haut Moyen Âge: fin du V-e siècle-mi­lieu du XI-e siècle. 2 éd. P., 1989
  • Bowen J. A history of Western Education. L., 1975. Vol. 2
  • Ти­хо­ми­ров M.H. Сред­не­ве­ко­вая Мо­ск­ва. М., 1997

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/monastyrskiie_shkoly

Монашество — Православное видео

Посвящен русским Святым, соединившим любовь к Богу с любовью к людям… Телекомпания «Сретение» См. также раздел МОНАШЕСТВО на портале «Азбука…

Фильм рассказывает об истории и сегодняшнем дне Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря — самой большой женской обители в Европе, несущей свое…

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района…

Обратите внимание

Фильм рассказывает о Владычнем женском монастыре города Серпухова, его истории, святынях, повседневной жизни, о сёстрах, о тех послушаниях, которые они…

Святая Екатерина (память 7 декабря) родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отличалась…

— Монашество возникло как духовный авангард Церкви, в котором особую роль играли отдельные личности – аскеты, стяжавшие духовные дары. Сегодня…

О монастырях Кипра. Среди паломников, прибывающих на этот древний православный остров, много россиян. И киприоты тоже с особой теплотой относятся…

Московский Новодевичий монастырь был устроен великим князем Василием III в 1524 году. Какие тайны скрываются за стенами монастырских построек, почему…

Один из удивительных русских монахов 20-го века, прошедший школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на…

Миллионер, благотворитель, схимник: рассказ писателя и историка Татьяны Сергеевны Шороховой об Иннокентии Михайловиче Сибирякове. ТК «Союз» См. также раздел МОНАШЕСТВО…

8 сентября 1370 года и 4 ноября 1612 года. Эти даты относятся к окончанию самых тяжелых периодов русской истории, когда…

О́птина пу́стынь — монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии По преданию, основан…

Важно

Фильм об удивительной и трагической истории острова Валаам, который до революции 1917 года был православной жемчужиной, маяком православного паломничества, после…

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы не было тяжело его…

Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа по надписи, сохранившейся на иконе «Аз споручница грешных к Моему Сыну». Многие церкви украшаются…

Человек рожден для любви, которая с младенчества обнимает его душу и под покровом которой он находится всю свою жизнь. Жертвенное…

Данный материал является результатом многолетней работы. Из интересного рассказа сопровождаемого оригинальными видеозаписями вы узнаете самое важное о каждом из 20…

В 20 км от древнего Волоколамска, среди лесов и рукотворных озер есть сказочный белый город с семью сторожевыми башнями и…

СОБОР СОЛОВЕЦКИХ СВЯТЫХ — День празднования: 22 августа (нов. ст.) Документальный фильм «Путешествие на Соловки» снят съемочной группой Православной энциклопедии…

Проповедь протоиерея Константина Пархоменко в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга.

Источник: https://azbyka.ru/video/1/5-cerkov-praktika-very/monashestvo/page/2/

О человеческом общении

Общение – это важнейшая характеристика человеческого бытия, ибо личность развивается через общение с другими личностями и окружающим миром. Первозданный человек сразу начал реализовывать себя в общении с Богом, ангелами, женой, животными и всем тварным миром.

Однако в аскетической традиции мы встречаем советы по ограничению общения и даже призыв к безмолвию.

Как это понимать? Нет ли здесь противоречия?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо кратко раскрыть смысл общения в жизни человека.

Общение человека происходит на разных уровнях

1. Информационно-коммуникативный уровень — когда в результате общения люди обмениваются некоторыми сведениями, не содержащими ничего личного (рабочая информация, новости, прогноз погоды, результаты спортивных соревнований и т.д.). в этом случае личности не раскрываются друг перед другом, и прямого межличностного общения не происходит.

Однако в этой ситуации возможно неявное, но весьма сильное воздействие на личность другого человека через особым образом подобранную информацию со стороны того, кто ею обладает. Использование человеческого общения в таких целях является манипуляцией человеческой личности через информационное воздействие.

Современные СМИ давно стали таким орудием манипуляции общественным сознанием и, соответственно, важнейшим средством управления обществом.

Совет

2. Личный уровень – это общение двух и более личностей, во время которого раскрывается уникальность каждого из них, и они образуют глубокие межличностные связи. Хорошо об этом говорит преподобный Марк Подвижник: «Общение бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Через общение мы воспринимаем друг друга».

Минимальные условия для Богоугодного личного общения – доверие, максимальное – любовь. В таком общении люди познают друг друга, и между ними образуются внутренние связи, сохраняемые и после завершения диалога, особенно если личное общение освятилось любовью.

Прообразом такого общения в любви является любовь Господа к человеку: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Однако и в отрицательном плане личное общение образует крепкие внутренние связи.

Возненавидев кого-либо, мы становимся зависимыми от этого человека. Всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидой принимает на себя искушение обижаемого им.

Эта зависимость не прекращается пока человек не простит своего ближнего от всего сердца.

Взаимная любовь позволяет в общении проникнуть за грань телесной оболочки и увидеть человека как неповторимую личность, увидеть его внутреннее содержание.

3. Духовный уровень – это общение личностей, соединенных в Боге через сопричастность единой Божественной благодати. В этом случае происходит самое глубокое межличностное единение и взаимообогащение внутренним духовным сокровищем.

Для духовного общения не являются препятствием расстояние, время, физическая смерть и другие рамки тварного бытия. Так, во время Куликовской битвы преп. Сергий Радонежский, молясь в храме, видел своим духовным взором и общий ход битвы, и погибавших русских воинов.

Обратите внимание

Духовному общению церковь учит своих чад через молитву. Именно в чистой молитве происходит духовное общение с Богом, ангелами, святыми, с живущими и усопшими людьми.

По мысли святых отцов, именно такой способ общения ожидает человека в будущей жизни, поэтому очень важно первые уроки усвоить уже сейчас.

Читайте также:  Школа веры: девятая заповедь: «не лжесвидетельствуй»

Особая любовь верующих во Христе по-разному называется в Священном Писании: «общение веры (Флм. 1:6), утешение во Христе, общение духа (Флп. 2:1).

Духовное общение возрождает первозданное единство человеческого рода.

Что препятствует человеческом общению?

Основные причины следующие.

Гордость. Гордый ценит себя выше и более других, поэтому не видит смысла в общении с теми, кто, как ему кажется, по своему положению ниже или недостоин его.

Ненависть. Это состояние парализует возможность общения до такой степени, что не позволяет произнести ни одного доброго слова в адрес ненавистного лица, тем более препятствует личному диалогу.

Страх.

Общение раскрывает личности и в определенном смысле делает их уязвимыми, взаимозаменяемыми, как говорит пророк Давид: «с преподобным преподобным будешь, и с мужем неповинным неповинен будешь, и со избранным избран будешь, и со строптивым развратишься» (Пс.

17:26-27). Часто люди боятся изменений и подсознательно защищают свою внутреннюю неприкосновенность через замкнутость. Страх парализует общение. Человек думает, что так он лучше сохранит себя, не замечая, как превращается в застойное болото.

Стыд. Поскольку общение раскрывает внутреннее содержание личности, а у каждого человека есть много греховного в душе, то страх бесчестия и позора сковывает общение, делает людей неискренними и заставляет переводить разговор на информационный уровень.

Лицемерие. В общение люди нередко пытаются изобразить из себя то, что они есть на самом деле. Стремятся произвести впечатление, создать иллюзию в сознании другого о себе. Рано или поздно эти миражи рушатся, что приводит к разрыву человеческих отношений.

С духовной точки зрения все указанные причины суть проявление гордости. Поэтому для восстановления полноценного Богоугодного общения между людьми необходимо прежде всего побеждать эту страсть.

Семья

Семья – это благословленный Богом союз мужа и жены, позволяющий им посредством любви и совместной Богоугодной жизни преодолеть ограниченность отдельных человеческих ипостасей, создать единство по образу Христовой Церкви, преобразиться и достигнуть вечного спасения.

Семья – прообраз Пресвятой Троицы

В Боге три единосущные Божественные ипостаси вечно пребывает в единстве взаимной любви, и каждое лицо в полноте обладает Божественной природой. Это единство ни в коей мере не ограничивает ипостасное бытие каждого Божественного лица.

Нечто подобное мы видим и в человеческой семье, если рассмотреть ее в идеальном состоянии.

Все члены семьи единосущны между собой, но их природное единство не только не уничтожает личностного различия членов семьи, но становится плодотворной средой для их личного развития через совершенствование в любви.

Семья — это школа любви, не пройдя которую трудно возрасти до любви к Богу: «кто говорит я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

По мысли апостола Павла и позднейших отцов Церкви, служение мужа, жены и детей в семье имеют прямую аналогию с ипостасными особенностями бытия Божественных лиц. Как Бог Отец есть глава Христа, так муж – глава жены.

«Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога Отца, так и жена слава мужа. Первые люди созданы по образу Святой Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога Отца, рожденный сын Адама предначертает рожденного Сына, а исшедшая Ева обозначает исшедшую ипостась Святого Духа», пишет святой Анастасий Синаит.

Человек может жить лишь в общении с Богом. В браке всегда есть как минимум три лица – муж, жена и соединяющий их Бог.

Семья – малая церковь

Семья является средой для преображения человека. Здесь он рождается, возрастает, учится общению с другими личностями, постигает любовь и все добродетели, вступает в общение с Богом.

В этом плане семья и церковь тождественны по предназначению, ибо служат преображению и совершенствованию человека.

В райский период человеческой истории семья и церковь были едины. После грехопадения семейная жизнь стала недостаточной для спасения, поэтому потребовалось создание новой семьи – церкви. Но и после ее создания очень многие свойства и явления могут равно наблюдаться и в семье, и в церкви.

Важно

Семья, живущая по образу церкви, должна иметь главной целью жизнь в Боге. Семейная жизнь очищает своих членов от греховных навыков, укрепляет в добродетели, соединяет всех в единое целое через любовь.

Как церковь иерархична по своей природе, так и в семье изначально установлен Богом определенный порядок, смысл и предназначение для служения всех членов.

Муж – глава семьи. Он прообразует священника, предстоятеля перед Богом, несет ответственность за семью как целое и за каждое в отдельности. Жена – помощница мужа во всех Богоугодных делах, прообразует дьяконский чин. Дети – алтарники, а семейная жизнь – священнодействие.

Конечно, это идеализированный образ, но насколько он искажается в реальности, настолько семья утрачивает Божие благословение и возможности для Богоугодной жизни.

Церковь рождает чад Богу, и для нормальной семьи естественным и Богоугодным условием существования является деторождение.

Воспитывая детей, родители рождают чад Богу, и через это спасаются все члены семьи.

Семья и развод

Брак заключается на земле и во времени, но его последствия имеют бесконечную перспективу. Во-первых, потому что человек – существо бессмертное, а во-вторых – потому что все, благословленные Богом, уже не может исчезнуть в небытии.

В идеале богоугодный брак должен быть моногамным (ибо первозданная семье состояла из одного мужа и одной семьи) и нерасторжимым (по образу вечного единства Христа и церкви).

Разводы и повторные браки допускаются в силу человеческой немощи, ибо уединенная жизнь требует немалых сил и особого склада характера, а это удел немногих.

Совет

В качестве возражений против вечной перспективы брака приводят цитату из Священного Писания: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии будучи сынами воскресения» (Лк. 20: 34-36).

Семейные отношения людей на земле отразятся на их загробной участи. Как именно будут осуществляться отношения между людьми в будущем, Священное Писание и Предание нам не открывает.

Монашество

Монашество основано на добродетели девства и исторически возникло в древней церкви из чина девственников и девственниц, которые для более полного единения с Богом стали стремиться к уединенной жизни.

Девство в формальном плане – это воздержание от любых искушений блудной страсти, в том числе и от супружеской близости.

В духовном плане – это одна из самых возвышенных и труднодостижимых добродетелей, если понимать под ней не только внешнее воздержание, но и внутреннюю чистоту от плотских помыслов.

В Ветхом завете не существовало добродетели девства. Если даже некоторые из древних праведников устремлялись к ней, то для окружающих они выглядели маргиналами, становились изгоями.

Новый завет раскрыл глубину этой добродетели множеством примеров и ясным учением. Высочайший пример девственной жизни явлен нам в лице Господа Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии, святого Иоанна Крестители, апостолов Иоанна Богослова и Павла и многих других святых. Рождение Христианства и явление миру добродетели девства происходит одновременно.

Девство ради Бога в полном виде могут вместить не все.

«Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы которые сделали сами себя скопцами для царства небесного.

Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:10-12). Спасение вполне возможно и в семейной жизни. Но борьба за внутреннюю чистоту ума и сердца предстоит всем Христианам при выборе любого жизненного пути.

Девство – основа целомудрия человека.

Целомудрие – это целостное мудрование, целостное видение, целостное восприятие бытия, которое приходит, когда в человеке произойдет внутреннее восстановление единства природы и личности.

Принципы монашества

Слова «монах» происходит от греческого μόνος, которое имеет два значения: количественное – «один», и качественное – «единый».

Оба эти значения обретаются в данном понятии: это и человек, живущий один, то есть уединенно, и человек, который восстанавливает свое единство, целостность через единение с Богом.

Монашество – это особый тип жизни, возникающий, когда человек всецело посвящает себя общению с Богом.

«Монашество – это безраздельная любовь человеческой души к Божеству, это непрестанное искание Божественного света» (архимандрит Рафаил (Карелин)).

Обратите внимание

Избрание монашества должно происходить не по прихоти человеческой, но по воли Божией, когда у человека есть жажда Бога и благословение свыше.

В святоотеческой традиции обычно указывают три причины для принятия монашества: • страх будущего наказания за содеянные грехи, • стремление к духовному воздаянию за добродетели и

• любовь к Богу.

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/o_chelovecheskom_obshhenii/244-1-0-24686

О самом страшном искушении современного монаха

30 января Церковь вспоминает основателя отшельнического монашества преподобного Антония Великого. В этой связи мы решили поговорить с митрополитом Антонием (Паканичем) о современном монашестве и путях его развития. 

Известно, что преподобный Антоний совсем удалился из обитаемых мест и 20 лет жил в уединении. Подвижник страдал от голода и жажды, от холода и зноя, от множества искушений в своем уединении. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. 

– Владыко, какое самое страшное искушение современного монаха, на Ваш взгляд?

– С момента грехопадения прародителей, когда в мир вошли похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, враг рода человеческого продолжает действовать при помощи именно этих рычагов. Если мы откроем святоотеческое наследие, то увидим, что методы духовной брани подвижников древности остаются актуальными и в наше время. Ведь главная задача дьявола – оторвать человека от Бога.

Поэтому самое опасное искушение для каждого христианина во все времена остается неизменным – это потеря живой связи с Господом. Не случайно преподобный Паисий Святогорец говорит, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от “радиопомех” мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».

    

– Содержанием жизни монахов всегда считалась неустанная молитва, помышление о Боге, подвиг самоотречения и труд. Как изменились задачи и содержание монашеской жизни в сегодняшних реалиях?

– Монашество – это ответ боголюбивой души на призыв Господа оставить все и следовать за Ним (Мф. 19:16–26). И как сказал замечательный персонаж Достоевского Алеша Карамазов, невозможно вместо «всего» отдать два рубля на пожертвование, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне один раз в неделю.

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Господа нашего Иисуса Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве.

Читайте также:  Школа веры: святой дух

Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу. А поскольку «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), то и содержание монашеской жизни останется неизменным.

Как учит святитель Игнатий (Брянчанинов), «монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, – в многолюдстве или в глубочайшей пустыне».

– По византийской традиции стать монахом мог любой человек, достигший десятилетнего возраста. Для состоявшего в браке на вступление в монашество требовалось согласие второго супруга. Какие условия вступления в монашество сегодня? Кто может стать монахом?

– В древних монастырях к постригу готовились очень долго. Прежде чем поступить в монастырь, человек находился в статусе послушника и долго размышлял о своем выборе. И только если человек, проведя много лет в монастыре, понимал, что это его путь, его постригали. Таким образом, постриг был не началом его монашеского пути, а неким итогом долголетнего искуса.

Каждый православный христианин, который почувствовал в себе призвание к монашеской жизни и не имеет в миру семейных обязательств, несомненно, может прийти в монастырь и попробовать свои силы в качестве трудника или послушника. Дальнейший путь укажет Господь.

Монашество, в отличие от брака, является уделом избранных – избранных не в том смысле, что они лучше других, но в том, что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству.

Если у человека нет потребности в пребывании в одиночестве, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если ему постоянно требуется что-то внешнее для заполнения, если он не любит молитву, не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу, – в таком случае он не должен принимать монашество. «Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь в этом мире как странник и пришелец», – пишет святитель Тихон Задонский.

– При вступлении в монастырь человек получает новое имя. Почему?      

– Человек, принимая монашеский постриг, умирает для прежней, мирской жизни, и ему в связи с этим дается новое имя, потому что у христианина начинается новая жизнь в духовном смысле.

– В средние века монастыри были важнейшими очагами культуры, прежде всего они являлись центрами письменности. В те далекие времена на фоне почти поголовной неграмотности монахи отличались образованностью и начитанностью.

Важно

Объяснялось это тем, что по Уставу монах большую часть свободного времени должен был проводить за чтением религиозных книг. Поэтому и первые библиотеки появились именно при монастырях.

Каково место монастырей в современном мире? В чем их ценность для современного общества?

– Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «монастыри – это тихая пристань; они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине».

Кроме богослужения, жизнь в монастыре включает в себя также общественную, благотворительную, миссионерскую, катехизическую деятельность, реализацию православных информационно-просветительских проектов. В настоящее время почти каждый монастырь имеет церковно-приходскую школу, электронные ресурсы, возможно, типографию.

Из истории мы знаем, что даже в смутные периоды, во время голода, эпидемий, бедствий монастыри оставались для многих страждущих спасительными островами спасения. Обители во все времена врачевали и души, и тела, были религиозной, просветительской, социальной и хозяйственной опорой нашего народа.

В наше время монастыри остаются центрами духовного просвещения, светильниками православной веры и благочестия, тихой гаванью для многих душ, ищущих Христова утешения. 

– Что самое главное для современного монаха, исходя из Вашего многолетнего опыта?

– Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа.

Преподобный Диадох Фотикийский еще в V веке так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

Поэтому самое главное для нас – стяжать и сохранить полноту благодати, в которой открывается человеку удивительный покой сердца и радость о Духе Святом. 

«Истинная жизнь – это Божия благодать. Земная жизнь с ее постоянной текучестью и временностью – это странный синтез жизни и смерти, это полужизнь, – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). – Свет, который стяжал монах в своем сердце, преображает весь мир.

Он вдыхает в него жизнь, можно даже сказать, что этот свет реанимирует умирающее человечество, он противостоит разрушительной, центробежной силе греха, и если бы не молитвенники за мир, если бы не носители духовного света, то, может быть, мир уже изжил бы себя».

Совет

Победа над злом, которую человек одержит в своем собственном сердце, вносит колоссальный вклад в спасение всего мира. Отцы Церкви понимали, что обновление мира и счастье людей зависит не от внешних обстоятельств, а от внутреннего делания.

Подлинное обновление жизни возможно только в духе. Монахи стремятся не улучшать мир, а преображать самих себя, чтобы мир преобразился изнутри. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-samom-strashnom-iskushenii-sovremennogo-monaha

«Приоритет нашей школы — всестороннее образование»

№6 (83) / 12 •июня• ‘09

Олег Васюнин Встреча с батюшкой

Игумен Гермоген (Еремеев) — личность легендарная.

Батюшка известен как прекрасный вокалист, настоятель четырех (!) храмов, духовный наставник сотрудников ГИБДД, директор православной школы, создатель приходского музея и просто интересный человек.

К вере он пришел еще в годы советской власти, когда дорогу к храму находили далеко не все. Сегодня отец Гермоген — наш гость.

Отец Гермоген, многие наши читатели смотрели передачу «Человек веры» и знают, что к вере Вы пришли благодаря своей бабушке. А как Вы приняли решение стать монахом?

Монахом я быть не хотел. Не готов был к этому. Характер мой совсем не монашеский. Но когда Владыка Никон заговорил со мной о монашеском постриге, я сказал так: «Главный приоритет монашеского делания — это отсечение свой воли.

И если Вы, Владыка, считаете, что я должен быть монахом, то Господь видит, что здесь нет моей воли, но есть воля Ваша». «А хочешь ли ты быть монахом?» «Я не хочу. Потому что я знаю, какой это тяжелый труд, и потом надо иметь особый дар для этого и склад характера.

Ни дара, ни характера такого, который должен быть присущ монашествующему человеку, у меня не было и нет. Потому это не моя воля, это воля епископа и Всевышнего».

Получив благословение на такое непростое послушание, Вы его приняли и несете?

«Приоритет нашей школы всестороннее образование» Игумен Гермоген (Еремеев) — личность легендарная.

Батюшка известен как прекрасный вокалист, настоятель четырех (!) храмов, духовный наставник сотрудников ГИБДД, директор православной школы, создатель приходского музея и просто интересный человек.

К вере он пришел еще в годы советской власти, когда дорогу к храму находили далеко не все. Сегодня отец Гермоген — наш гость.

Я принял его от безысходности, потому что я не хотел менять крест священнический на светскую жизнь. Я всю жизнь мечтал стать священнослужителем и когда я стал таковым, то передо мной был поставлен выбор: или я принимаю монашество, или я должен жениться. Я выбрал монашеский сан.

Батюшка, Вы являетесь настоятелем двух храмов — святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Не настоятелем двух храмов, а настоятелем прихода, в который входит четыре храма. Главный — во имя святого Серафима Саровского, храм в честь иконы Божией Матери Казанская-Уральская (на втором этаже того же здания), храм святителя Николая Чудотворца и храм мученика Иоанна Воина в Новоберезовске.

Получается, что здесь, на такой ограниченной территории, рядом находятся три храма.

Если честно, мне всегда хотелось создать женскую общину, которая несла бы служение милосердия. Но дела много, а делателей мало. Это очень тяжелый труд — подвизаться. А тем более бесплатно. Поэтому все не так просто. И наша община все еще формируется, создается ее структура и кадровый состав. Думаю, что все у нас еще впереди.

Обратите внимание

А прихожане нас любят, к нам идет много народу. Храм в праздники всегда заполнен. Так и должно быть: в будни люди должны трудиться на светском производстве, и потому в будни у нас спокойно и свободно, а в праздники, в воскресные дни храм переполнен. Речь идет о храме святителя Николая Чудотворца — он небольшой. Построим большой храм — думаю, и он будет переполнен.

Насколько я понял, служба милосердия Вашего прихода еще формируется, и Вы ищете людей, которые смогут целиком посвятить себя этому благому делу?

Да. Но, к сожалению, если они готовы посвятить себя храму, то чаще всего они уже находятся в таком состоянии, что за ними самими надо ухаживать. А когда человек еще молод и полон сил, он занят своими личными делами. Тяжело найти адекватных, здравомыслящих людей. Поэтому с кадровым вопросом, как и везде, все не так просто.

Какие еще направления есть в приходской жизни, каковы традиции и особенности Вашего прихода?

Приход у нас молодой, мы еще в начале пути. Но некоторые традиции у нас уже, действительно, появились. Есть традиция совместно отмечать праздники: Пасху, Рождество Христово, Масленицу. Мы ставим длинные столы, накрываем их: чай, сдоба, булочки, прочая снедь. Приглашаем всех прихожан, чтобы вместе порадоваться празднику.

Еще одна наша традиция — церковное пение прихожан на богослужении. Конечно, не всю службу — в определенные ее моменты, определенные песнопения. Например, «Величит душа моя Господа…», «Благослови, душе моя, Господа…» и другие. В церковном киоске есть подготовленная нами небольшая книжка с такими песнопениями. Нашим прихожанам это очень нравится, и они хорошо, с душой поют.

Еще одна традиция нашего прихода — раз в год, на Страстной седмице в Великую Среду мы проводим общую исповедь. Связано это с тем, что Великий Четверг — особый день, желающих причаститься в этот день очень много. Бывает до 900 человек причастников — со всего города съезжаются, из других приходов.

А возможности принять исповедь перед этой службой физически нет — хоть всю ночь принимай, все равно не успеть. Поэтому в Великую Среду проводим общую исповедь. Эта служба содержит перечисление огромного множества грехов.

У каждого есть возможность задуматься о тех грехах, о которых он обычно, может быть, и не вспоминает, и покаяться в них.

Батюшка, Вы окормляете православную школу во имя цесаревича Алексея. Насколько это сложное послушание?

Вы знаете, из всех моих послушаний это самое сложное. Главная проблема — это финансирование школы. Ведь от государства мы не получаем ни копейки на обучение наших учеников. Наоборот, нам приходится еще и налоги платить. Хотя школа у нас небольшая, а затрат много — плата за электричество, за тепло, зарплата учителям и т. д.

Важно

Поэтому нам пришлось установить родительскую плату на содержание школы. Если бы все наши ученики платили полную стоимость обучения, мы бы спокойно покрывали все наши расходы.

Но полную плату вносят не все. Есть такие категории учеников, для которых мы делаем скидку, устанавливаем льготные условия оплаты. Например, когда в нашей школе учатся двое трое детей из одной семьи. Поэтому деньги приходится экономить, отказываться от некоторых расходов, которые хотелось бы сделать.

Например, хочется пригласить какого-то сильного педагога, но ему ведь нужно хорошо платить. У нас такой возможности нет. Зарплата учителей у нас соответствует средней по городу.

Наши педагоги — это преданные своему делу люди. Они работают с душой, работают самоотверженно.

О школе позитивно отзываются даже невоцерковленные люди. Расскажите, чем хороша школа, почему ее так уважают? Почему в нее отдают своих детей даже неверующие родители?

Читайте также:  Благоверный князь андрей боголюбский

Действительно, многие нас уважают, но, к сожалению, есть и те, кто нас не понимает. Эта проблема есть во многих школах. Некоторые родители считают, что они отдали ребенка в общеобразовательное учреждение, и вот это учреждение должно им выдать на-гора продукт — воспитать их ребенка. Это невозможно. Должна быть синергия — то есть соработничество, совместная деятельность школы и родителей.

Но бывает так: папа говорит, что пить — это плохо, а сам наливает очередную рюмку вина вечером. Говорит ребенку, что курить — это плохо, а сам берет очередную сигарету. Это не воспитание, это издевательство над процессом воспитания. Только личным примером можно показать человеку, как он должен действовать.

Когда этого не происходит, родители иногда превращаются в таких эгоистов — мы вам отдали, заплатили, а вы воспитывайте. Мы воспитываем, мы делаем все возможное, но большую часть воспитания дети получают не в школе, а дома — на личном примере своих родителей, своих родственников и других близких людей.

А есть такие родители, которые понимают наши проблемы, которые видят нашу искренность — всего преподавательского состава и руководства школы — и идут нам навстречу. Они благодарят нас за то, как мы относимся к их детям, воспитание и образование которых они нам доверили.

В чем главное отличие ребенка, окончившего православную школу, от выпускника «обычной» школы?

Совет

У нас в школе помимо общеобразовательных предметов множество кружков и секций. Мы не стремимся штамповать из детей православных христиан, мы пытаемся им дать только основы Православия, которые считаем жизненно необходимыми.

Часто выпускник общеобразовательной школы считает себя умным, образованным человеком, но не может ответить на самые простые вопросы. Его спрашивают, а что такое молитва Господня, которой молятся христиане? Он открывает рот и не знает, что сказать.

Хотя есть даже такая пословица: «Знать как «Отче наш». Ничего не знают абсолютно!

А что такое Троице-Сергиева Лавра? Сердце русского Православия! Он не знает об этом. А что такое Кирилло-Белозерский монастырь? Понятия не имеют. А что такое Соловецкий монастырь? Часть ГУЛАГа, в лучшем случае. Все! Что это, образование?

Птица с одним крылом летать не может. А без этих знаний дети в светском образовательном учреждении получают одностороннее образование! И порой очень некачественное.

Наша школа пытается дать детям всесторонне образование — и гуманитарное, и точные науки преподать в соответствии с установленной государственной образовательной программой. В том числе — преподать весь спектр предметов и дисциплин, которые мы считаем необходимыми для общего развития ребенка. Вот это и есть приоритет нашей школы.

Наши дети поступают на бюджетные отделения в высшие учебные заведения. Потому что они, когда учатся в нашей школе, понимают, что должны исполнять данное им задание. Исполнять как можно лучше.

Не выполнить задание является грехом перед Богом. Это является неприличным перед своими родителями, которые в тебя вкладывают деньги.

Перед преподавателями, которые тебе дают эти знания и у детей возникает сознание необходимости отдачи за вложенные в них средства — и гуманитарные, и материальные.

Обратите внимание

Дети понимают, что в них много вкладывают, поэтому они должны отдать, поэтому такие хорошие результаты.

У нас в школе выпускается много медалистов. В один год, когда мы выпускали восемь детей, трое из них были медалистами. Это 30 процентов! Покажите мне общеобразовательную школу, которая выпустила бы 30 процентов медалистов! Вот такой у нас был прекрасный набор. А, вообще, мы работаем с разными детьми. Кого Бог посылает — с теми и работаем.

В нашем приходе существуют планы постройки и организации православной школы. Какие советы в связи с этим Вы могли бы дать?

К сожалению, никуда сегодня не деться от материального вопроса. Если это будет платная школа, то я бы посоветовал, чтобы в параллели было по 2 или 3 класса. Чем больше будет школа, тем меньше будет плата за обучение, и учиться там смогут многие. Если не сможете обеспечить преподавательский состав достойной заработной платой, то это будет самая печальная история.

Поэтому нужно подумать вначале о том, какова же будет материальная база. А что касается опыта, то мы с удовольствием его передадим. У нас накоплены целые тома методических материалов с описанием деятельности нашей школы. Это и скаутское движение, и походы, и развлечения. Это и театры — и народный, и кукольный. Это различные олимпиады. Всего сейчас не могу перечислить.

Это огромная работа, которой мы готовы поделиться с любым человеком, кто бы к нам ни обратился.

Батюшка, помимо прочего Вы являетесь духовным наставником Госавтоинспекции. Это вызывает живой интерес. Расскажите об этом, пожалуйста.

Это давняя история, ей уже больше 11 лет. Я выполняю послушание, данное мне архиепископом Викентием: духовно окормляю управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области. У нас, на самом деле, сложились теплые дружеские отношения, которые даже выходят за рамки служебных. Потому что невозможно быть соседями, столько лет находиться рядом и только официально общаться.

Мы общаемся и в неформальной обстановке, проводим вместе мероприятия, праздники. Бываю в управлении, чтобы поздравить личный состав. Иногда провожу проповеди, беседы.

Личный состав управления так сильно занят — обеспечивает правопорядок на дорогах, находится на заданиях — так что встречаться с ними часто не удается. Но когда встречаемся, эти встречи бывают очень интересными.

Важно

Как-то раз целая рота в полном составе побывала на колокольне нашего большого храма. Они до сих пор с удовольствием это вспоминают.

Отец Гермоген, Вы — профессиональный музыкант, вокалист. Как священник Вы учите паству любви к ближним. Как певец учите своих слушателей любви к Родине. Расскажите, пожалуйста, о Ваших ближайших творческих планах.

Я всегда говорю, что мои концерты — это продолжение проповеди. Не бывает столько времени на проповеди, чтобы все рассказать, выложить всю свою душу.

Многие певцы говорят, что в словах, в прозе невозможно выразить все то, что у тебя на душе. А в песне такая возможность представляется в стократном размере.

Можно выразить то, что будешь говорить-говоритьговорить — и все равно ничего не выскажешь. И вдруг споешь какую-то фразу — и ты все этим сказал.

Поэтому для меня моя концертная деятельность — это продолжение проповеди. В ближайших планах — участие в большом творческом юбилейном концерте Людмилы Георгиевны Зыкиной.

Он состоится 12 июня в зале Чайковского в Москве.

А гдето осенью, скорее всего поздней, планирую дать большой концерт в Екатеринбурге — и, может быть, даже с государственным академическим русским народным ансамблем «Россия», с которым у нас уже были репетиции.

Поэтому планы большие. Дай Бог только, чтобы было здоровье. И помощников побольше хороших, верных, преданных, чтобы все эти планы осуществить.

Батюшка, у Вас столько забот, как Вы все успеваете?

Не знаю, мне всегда не хватает времени. Я иногда расстраиваюсь из-за того, что такой короткий день. Не в том смысле, что короток световой день, а что люди рано с работы уходят. Пять-шесть часов вечера — все уже домой побежали. А у меня еще самый разгар работы, планирую еще часов до десяти поработать.

Совет

А потом думаю — не все же люди свободны, как я, у людей есть семьи — я все это понимаю разумом. Но иногда это выбивает из рабочего ритма. Необходимо решить тот или иной вопрос, звоню — а нужный человек уже ушел, рабочий день закончен. Вообще, если по настоящему делать свое дело, не просто просиживать на работе положенные часы, а делать все от сердца, то дня не хватает. Абсолютно точно.

А если так формально, 5 часов вечера — и рабочий день закончен, то что ты сделаешь за эти 8 часов? Ничего, очень мало. 24 часа нельзя работать — нужно отдыхать организму, голове надо дать отдохнуть.

Но и 8 часов — это не рабочий день, это очень мало. Поэтому, хотя иногда даю себе послабление, но обычно мой рабочий день длится часов 10-11.

Батюшка, спаси Вас Господи за столь интересное интервью. Дай Бог, чтобы все Ваши многочисленные планы с Божьей помощью были благополучно реализованы.

Встреча с батюшкойОлег Васюнин

Сегодня у нас в гостях — проректор Духовной семинарии, настоятель храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Петр Мангилев.

Встреча с батюшкойОлег Васюнин

В июльском номере «Православного вестника», мы рассказывали о неожиданном паломничестве, которое члены нашего туристического клуба совершили во время сплава по реке Исеть. 

Встреча с батюшкойОлег Васюнин

Сегодня гость нашей рубрики — отец Александр Рыков, клирик СвятоТроицкого Кафедрального собора, кандидат исторических наук, проректор по воспитательной работе Уральского института бизнеса.

Источник: http://orthodox-magazine.ru/numbers/at148

Монашество

  МОНАШЕСТВО (греч. monachos — одинокий) — форма служения Господу, воплотившая аскетические идеалы христианства, исторически возникшая в кон. III — нач. IV вв. в Египте и Сирии.

  На Востоке христианство понималось преимущественно как образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия («жизнь во Христе») — соблюдение поста, молитвы, нравственное благочестие. Идеалом христианской жизни служило монашество, целью которого было спасение после смерти и надежда на вечную жизнь, которую Господь дарует истинным праведникам.

  С христианской точки зрения реальный мир наполнен злом, исходящим от дьявола; сосредоточение зла в человеке — его тело (плоть), подверженное различным соблазнам. Главный принцип монашества — уход из мирской жизни, отказ от соблазнов (богатства, власти, плотских наслаждений) во имя служения Господу.

  Монах принимал обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). Свое внимание монахи сосредотачивали на молитве и исполнении послушаний, которые им поручались в монастырях. Одежды монахов — черные — символ отказа от мира и символ скорби.

  Первые монахи уходили от людей в пустынные места, жили в молитве и безмолвии. Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины — монастыри.

  Монахов одного монастыря стали называть братией («братьями во Христе»). Человек, пришедший в монастырь, должен был пройти испытание — несколько лет быть простым послушником. За это время ему надлежало убедиться в правильности избранного пути.

  Принятие в монашество происходит после совершения обряда пострижения, или пострига, который состоит в крестообразном выстрижении священником волос на голове послушника в знак посвящения его Христу, превращения его в раба Божиего. В ознаменование окончательного отречения от прежней жизни и мира после пострижения посвящаемому дается новое имя. Завершается обряд облачением нового монаха в монашеские одежды.

  Существует три степени православного монашества: рясофор, малосхимник и великосхимник. Принятие малой или великой схимы означает исполнение более суровых обетов. Из монашества формируется высшее руководство православной церкви — епископат.

Обратите внимание

  На Руси монашество появляется в кон. X — нач. XI вв. На русский лад монахов звали также иноками, а также чернецами — по их черным одеждам. Одним из первых известных нам монахов был Антоний Печерский (XI в.), основатель Киево-Печерского монастыря.

  Монахи служили примером жизни по заповедям Христа, поддерживали среди мирян авторитет православной веры и церкви. Наиболее почитаемых монахов признавали старцами — духовными наставниками. Они чаще всего не обладали никакой мирской властью. Расцвет русского старчества в XIV-XV вв. был связан с деятельностью Сергия Радонежского и его учеников, а также Нила Сорского и «нeстяжателей».

  В истории русского монашества было много великих подвижников: Феодосий Печерский, Антоний Римлянин, Кирилл Туровский, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Савва Сторожевский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Артемий Троицкий, Зосима и Савватий Соловецкие и др. Эти и многие другие монахи причислены к лику святых.

  Многие монахи были авторами религиозно-философских сочинений (например, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, архиепископ новгородский Геннадий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зиновий Отенский, Димитрий Ростовский и др.).

Монашеская среда была сосредоточением духовной и интеллектуальной жизни русского общества, именно здесь развивались важнейшие направления церковно-политической полемики «иосифлян» и «нестяжателей», «латинствующих» и «грекофилов».

В монашеской среде были сформулированы теории «Tpeтьeгo Рима», «Нового Иерусалима» и др.

  Монахи принимали активное участие в политической жизни Российского государства, были советниками русских великих князей и царей. Часто, прежде чем принять какое-то решение, русские государи приезжали в монастыри за советом и благословением. Существовал обычай, согласно которому русские государи перед смертью принимали монашество (схиму).

автор статьи С. Перевезенцев

Источник: http://www.othist.ru/rusver017.html

Ссылка на основную публикацию