Школа веры: первая заповедь: «я господь, бог твой»

Школа веры: Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» – Рублев. Ищите и обрящете

Первая заповедь, полученная Моисеем от Бога, звучит так: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Она была дана еврейскому народу самой первой. И не случайно. Ведь это не только и не столько заповедь, сколько самый первый, самый простой символ веры: Бог — есть.

Народ Божий в мире духов и демонов

Еврейский народ появился в языческом мире. В этом мире обожествлялось всё. По мнению язычников, вся природа была полна богов: за каждым явлением стояло свое божество, от которого зависела судьба человека или целого народа.

Обратите внимание

Люди чувствовали себя беспомощными, старались угодить этим непонятным пугающим силам и приносили им жертвы — так возникла языческая религия. Иногда люди пытались обмануть богов и поставить к себе на службу — так появилась магия.

Чаще всего языческая вера и колдовство были простым суеверием, но иногда на молитвы жрецов или заклинания шаманов откликались бесы — злые духи во главе с дьяволом, которые противопоставили себя Богу.

Но Бог, который вывел евреев из Египта, — не злой дух и не выдумка.

Он — единственный истинный среди всех этих ложных божеств, Создатель неба и земли, Вседержитель, который был прежде сотворения мира.

Именно поэтому, заключая союз с еврейским народом, Он требовал для Себя исключительности и самой первой дал такую заповедь: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Не суеверие, а безверие

Язычество отошло в прошлое, непонятным явлениям природы дано научное объяснение, и никому не придет в голову для повышения урожайности зерновых приносить в жертву детей, но первая заповедь не потеряла актуальности. В наше время главным грехом против нее стали безверие и религиозное безразличие.

Религиозно безразличный человек может не быть убежденным атеистом и даже признавать существование Бога, но его представление о Боге чисто теоретическое, оно никак не связано с повседневной жизнью, никак не меняет самого человека.

Он не ходит в храм и не участвует в таинствах, не чувствует потребности в молитве, не задумывается над тем, угодны ли Богу те или иные его поступки, действует из чисто прагматических, житейских соображений, а о Боге вспоминает только тогда, когда случится беда.

Однако тот, кто желает исполнить первую заповедь, должен в первую очередь помышлять о Боге. И не только тогда, когда нужна помощь свыше, а в самые благополучные моменты своей жизни. Бог — это самое главное в христианстве.

Важно

Христианин каждый миг должен помнить о Божьем присутствии в своей жизни, делиться с Богом не только своими скорбями, но и радостями, благодарить за добро, не унывать, если Бог посылает трудности, и всегда соотносить свои цели с Божьей волей, выраженной в Его заповедях.

Источник: http://rublev.com/o-verouchenii/pervaia-zapoved-ia-gospod-bog-tvoi

«Я Господь, Бог твой» – первая заповедь

Опубликовано 01.04.2013

В категориях: Трудные места

Карев А. В.

«да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» (Исх.20:3)

Заповеди, данные на Синае, часто называются законом Моисеевым. Но это название требует пояснения. Моисей только провозгласил в Синайской пустыне великие слова десяти заповедей, а сами заповеди он получил от Самого Бога.

В книге Исход 32, 15-16 мы читаем: «И сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было. Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии».

И эти заповеди, полученные Моисеем от Бога, являются вечными и незыблемыми; они содержат нравственный закон, данный Богом для всех времен и народов.

Необходимо отметить, что эти десять заповедей были даны Богом не в земле Ханаанской, ставшей владением обетованного народа, а в пустыне Синайской. Это должно нам сказать о том, что заповеди, данные на Синае, даны Богом не для одного народа, а для всех народов земли, для всего человечества.

Они вечны и незыблемы, как говорит о них Христос: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» — Мф. 5, 18.

Христос говорит не об обрядовом, церемониальном законе, данном в Ветхом Завете исключительно вет-хозаветному народу, и который с разрушением храма в Иерусалиме кончился, но Он говорит о вечном нравственном законе, данном Богом в десяти заповедях.

Но, может быть, новозаветный закон любви отменил заповеди Синая? Нет! Новозаветный закон любви, напротив, содействует исполнению нравственного закона десяти заповедей, почему и сказано в послании к Римлянам 13, 10: «Любовь есть исполнение закона».

Совет

Мы должны твердо знать и всегда помнить, что закон десяти заповедей дан Богом не для спасения, а для нашей жизни, угодной Ему. Спасение дает нам смерть Христа за наши грехи на Голгофе, а заповеди Божии помогают нам познавать волю Божию и исполнять ее.

Итак, первая заповедь гласит: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Эта заповедь является основной всех десяти заповедей. Если она будет исполнена, — будут исполнены и остальные девять заповедей.

Первая заповедь говорит о том, что есть только один Бог — живой и истинный, Которому должно поклоняться и Которого должно любить «всем сердцем твоим, и всею душою твоею» — Мф. 22, 37.

Бог один, но люди могут создавать себе множество богов, как об этом говорит история различных религий.

В Риме был пантеон, где были собраны все боги народов тогдашнего мира. Это был как бы храм, посвященный всем богам. Наполеона также преследовала мысль — построить в Париже храм для всех религиозных культов земли. А Бог говорит: «Да не будет у тебя других богов!» Как ясно и определенно!

Народ, для которого в первую очередь предназначались десять заповедей Синая, никогда не отказывался от живого Бога, но его великий грех заключался в том, что он непрестанно впадал в идолопоклонство, то есть заводил себе множество других языческих богов, за что и был наказываем Богом. Только в вавилонском плену он навсегда освободился от этого великого греха.

А как обстоит дело с христианством? Миллионы христиан поклоняются по воскресным дням в своих храмах единому живому Богу, а в остальные дни служат другим богам. Но не будем смотреть на других людей, — посмотрим на самих себя.

Неужели у нас, верующих в Иисуса Христа как в нашего личного Спасителя, могут оказаться другие боги? Христос говорит, что это может быть: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» — Мф. 6, 21. Это значит, что любое сокровище может сделаться нашим идолом, которому мы начнем поклоняться и которое будем любить.

Обратите внимание

Эту опасность, от которой не гарантировано ни одно чадо Божие, имел в виду апостол Иоанн, когда писал верующим своего времени слова: «Дети! храните себя от идолов» — 1 Ин. 5, 21.

В древности у римлян был бог Вакх, который считался богом виноделия и которому поклонялись любители хмельного. А разве у современного человечества не занимает большое место культ этого же идола? Ответить на этот вопрос нетрудно, если только посмотреть на миллионы поклонников этого культа.

В древности было и другое божество — богиня любви и красоты Венера, поклонение которой сопровождалось ужасающим развратом.

Может быть, это божество ушло в область предания? Один водитель такси в Париже, не зная, что мы, его пассажиры, христиане, сказал нам: «Хотите, я вам покажу ночной Париж?» Ночного Парижа я не видел, но, идя ночью после закончившегося заседания одной конференции по улицам ночного Стокгольма, убедился, что поклонение богине Венере совершается и сегодня.

Все мы знаем печальную историю с золотым тельцом, которого сделал Аарон, и о котором иудеи говорили друг другу: «Вот бог твой» — Исх. 32, 4. А разве сегодня нет золотого тельца, которому, как своему богу, поклоняются многие, в том числе и христиане.

Сребролюбие и скупость процветают в сердцах многих верующих, почему апостол Павел и нашел нужным предупредить своего юного друга и соработника на ниве Господней Тимофея об опасном пороке, говоря: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» — 1 Тим. 6, 10.

Поклонение богу чрева очень сильно распространено среди людей вообще и в частности среди христиан. В послании к Филиппийцам 3, 8-19 апостол Павел пишет о многих верующих, для которых бог — чрево, то есть желудок. Молодежь, в том числе и христианская, также не прочь падать ниц перед кумиром моды.

Всякое сокровище, к которому привязалось сердце наше, становится между Богом и нами и делается идолом для нас. Идолом может сделаться для христианина какой-либо человек, к которому привязавшись, наше сердце может начать терять из вида Христа.

Важно

Для верующего юноши таким кумиром может сделаться девушка, и наоборот. Для верующей матери существует опасность поставить на первое место свое дитя, особенно если оно единственное, а Христа — на второе место.

Словом, идолов, которые могут завладеть нашим сердцем и отвлечь нас от Христа, много. Вот почему апостол Павел призывает всех детей Божиих к сосредоточению на Иисусе Христе. Он пишет в первом послании к Коринфянам 8, 5-6: «Хотя и есть так называемые боги…

так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

В нашем сердце не должно быть места двум богам. В нем должен быть только один престол, занятый Господом Иисусом Христом. В пустыне диаволу, который соблазнял Христа многими сокровищами мира, Спаситель сказал: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» — Мф. 4, 10.

Карев А. В. Доктрины Библии.

.ру

Источник: http://www.mirvboge.ru/2013/04/ya-gospod-bog-tvoj-pervaya-zapoved/

Первая заповедь: “Я Господь, Бог твой”

В нашем сознании существует нечто, что заставляет нас верить в различные народные приметы, в прогнозы астрологов, гадалок, медиумов и т. д. Господь в первой заповеди называет их чужими богами, которых не существует, и просит забыть о них.

Бог встретился с пророком Моисеем в пустыне и повелел: «Выведи из Египта народ Мой» (Исход 3:10). Египет в то время был самой развитой цивилизацией мира. Он был средоточием науки, астрологии, там было развито сельское хозяйство. Евреи — Божий народ — были рабами египтян. Почему Бог решил освободить их?

Наверняка вы хотя бы раз в жизни задавали Богу вопрос: «До каких пор, Господи, мне всё это терпеть? До каких пор я буду так страдать?» Когда мы в наших жизненных переживаниях достигаем какого-то предела, кажется, что ожидать конца страданий больше нет сил. В этот момент мы просим Господа: «Господи, освободи нас, разреши нашу проблему!»

Израильский народ тоже страдал от притеснений, и Бог услышал их стенания и освободил Свой народ. В первой заповеди Бог представлен как Освободитель. Он говорит: «Я — Жизнедатель, Господин твой, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома тяжёлой службы.

Не будет у тебя чужих господ, кроме Меня». В оригинале содержится интересная фраза, которая звучит: «Не будет у тебя…», и мы можем прочитать эту фразу как обещание, что, если Бог нас освободил, то больше нас никто не поработит. В этом — смысл первой заповеди.

Бог освобождает полностью.

Вернёмся к древности. Что такое исход? Исход — это выход из какого-то затруднения. Без исхода невозможно спасение. Невозможно, лёжа у себя на диване, спастись. Бог сначала поднимает нас и заставляет куда-то идти. И вопрос: «Куда мне идти, Господи?» — это вопрос веры, доверия Богу.

Какому Богу я должен верить? Первая заповедь отвечает на этот вопрос. Она открывает нам, какой Бог: «Я — Жизнедатель, Господин твой», «Я — Тот, Кто к тебе обращается лично», «Я — Господь Бог, сотворивший небо и землю. Я — Всесильный». Но то слово, которое на русский язык переведено как слово «твой», означает: «Я принадлежу тебе».

Это очень интересный титул. Бог, Который создал всё, Который всесилен, — мой и твой.

Следующее слово в первой заповеди — «вывел». На русский язык это слово можно перевести так: «извлечь, вытащить». Как будто вы вытаскиваете гвоздь, туго забитый в дерево. Так Бог вытаскивает нас из греха. Бог говорит: «Я вывел тебя из земли Египетской».

Слово «Египет» сейчас для нас ассоциируется с заграничным отдыхом. Каким же был Египет времён исхода? В оригинале стоит слово «Мецраим» — «тесное место». Египет сосредоточен в очень узком плодородном пространстве разлития Нила. Египетское государство располагалось по всей длине этой реки.

Это место называлось «тесниной» или «тесным местом», и Бог здесь, в первой заповеди, говорит: «Я тебя извлёк из земли тесной, где было тебе тяжело». И это ещё не всё. Бог добавляет: «Я тебя вывел из дома тяжёлой службы». Бог не просто увёл с какой-то территории.

Совет

Он изменил обстоятельства, ход событий. Он решил проблему, которая тяжело угнетала.

О каком исходе может идти речь сегодня? Какое отношение это событие имеет к моей жизни? Давайте посмотрим, что написано в Библии: «Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской”; но: “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их”: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иеремии 16:14, 15).

Вывел ли нас Господь откуда-нибудь? Как часто мы попадали в такие ситуации, когда никто не мог нам помочь? В эти моменты мы взывали к Господу: «Доколе, Господи?», и Бог нас спасал. Исход — это то, что происходит с каждым из нас, и без этого невозможно спасение.

Иисус в Своей первой проповеди сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки 4:18).

Бог обещает освобождение тем, кто угнетён.

Но у этой заповеди есть и вторая часть: «Не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Другие боги — кто это? Неужели Библия подразумевает, что есть ещё боги? Конечно, нет. Других богов не существует! Но вспомните себя.

Если чёрная кошка перебежала дорогу, что мы делаем? Возможно, ещё есть какая-нибудь примета, которая руководит нашей жизнью. Когда мы берём журнал, открываем последнюю страницу, что мы там ищем? Гороскопы, которые, как нам кажется, дают правильный прогноз будущего и отчасти руководят нами.

Читайте также:  Школа веры: православное богослужение: суточный круг

Всё это — чужие боги, они не дадут нам то, в чём мы нуждаемся. Их просто нет.

Первая заповедь — о свободе. Как мы её понимаем? Свобода для нас — это отсутствие ограничений. Но Бог мыслит по-другому. Не бывает свободы без ограничений. Какие же границы ставит Бог? Всего одну: «Я — единственный Бог твой».

Не может быть свободы у неверующего человека, только верующий человек может быть свободен в Боге. Если человек отрицает Бога и говорит: «Я свободен от этого», поверьте, что через некоторое время он найдёт себе бога, эдакого божка.

Человек не может существовать без начальника, таково наше естество.

Обратите внимание

Бог говорит: «Забудьте, что было вчера. Всё, что было вчера, оставьте в прошлом». Бог даёт нам шанс начать всё заново, и вы сможете это сделать, потому что ваш Господь — это не что-то неизвестное, это Личность, Которая заинтересована в том, чтобы вы были свободны от греха, от ошибок, от вашего прошлого, от плохих привычек.

В десяти заповедях содержится 10 запретов, но мы должны обратить внимание на Божьи повеления и обещания. Господь сделал нас свободными не для того, чтобы мы потерялись в этом мире. У Бога есть определённая цель — чтобы мы были спасены и наследовали Новую Землю, которую Бог обещает нам!

Александр Шатан

Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (184) август 2012 г.

Источник: https://sokrsokr.net/ya-gospod-bog-tvoy/

Первая заповедь. Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня – Берлинско-Германская епархия

Берлинско-Германская епархия > Новости > Первая заповедь. Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня

Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. На этот руководящий принцип в наших намерениях указал Господь Иисус Христос, научив нас просить в молитве: “Да святится имя Твое!”

Таким образом, в первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей.

Она устремляет духовный взор человека к Богу и говорит ему: пусть Господь будет первым предметом твоих мыслей и стремлений. Познание Бога — считай самым драгоценным знанием, Его волю — высшим авторитетом, служение Ему — жизненным призванием.

Первая заповедь обнаруживает все превосходство Десяти Заповедей над законодательствами других народов, как древних, так и современных тем, что кладет веру в основу морали и жизни.

Опыт показывает, что нравственность можно строить только на религиозной почве, потому что без Божьего авторитета, все человеческие принципы оказываются условными, шаткими и неубедительными. Об этом свидетельствует история развития стоицизма, эпикурейства, учения Пифагора и современных этических систем вроде этики Канта.

В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое тусклое представление.

Отчужденность человека от Бога лишает его разум необходимых духовных знаний, а его жизнь делает извилистой и суетной. Как можно познавать Бога? — Вдумчивым чтением Священного Писания, размышлением о Боге, о Его близости и любви к нам, размышлением о цели нашей жизни.

Содействуют познанию Бога чтение святоотеческих книг и другой православной религиозной литературы, молитва дома и в храме, участие в духовных беседах.

Важно

При этом познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в нашей жизни, светиться во всех наших словах и поступках.

Таким образом, первая заповедь в известной мере включает в себя остальные заповеди. Последующие же заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.

Грехами против первой заповеди являются пренебрежение делом познания Бога и холодностью к Нему, из-за чего происходят умственные грехи: безбожие (атеизм), многобожие, неверие, агностицизм, суеверия, отречение от веры, отчаяние и уклонение в ересь. От умственных грехов труднее избавиться, чем от греховных дел, вот почему отцы Церкви всегда с такой энергией и самоотверженностью выступали в защиту чистоты веры.

Источник: https://rokmp.de/pervaja-zapoved-ja-gospod-bog-tvoj-pust-ne-budet-u-tebja-drugih-bogov-krome-menja/

“Я Господь, Бог твой” – первая из Десяти Заповедей?

1. “Я – Господь, Бог твой”; “Я господь” – не является одной из заповедей.(Абарбанель)
2. “Я – Господь, Бог твой”; “Я господь” – одна из заповедей. (Рамбам)
3.

“Я – Господь, Бог твой”; Объяснение стиха с синтаксической точки зрения.
4. “Я – Господь, Бог твой”; Связь между “Я – Бог твой” и “который вывел тебя”.
5.

“Из дома рабов”; Избавление от рабства для того, чтобы служить Богу.  

    Десять заповедей начинаются со слов “Я – Г-сподь, Б-г твой”, а заканчиваются словами “не возжелай…” В древней (а также и в новейшей) литературе много говорится о том, действительно ли первые слова (“Я –
Г-сподь и т.д.

“) – это одно из заповедей, поскольку в отличие от всех остальных заповедей там не сформулировано ни предписания, ни запрета Это высказывание стоит в Декалоге особняком. Возражения высказывал уже р.

Хисдай Крескас, философ из Испании (1340-1410) в своей книге “Ор hашем”:

    Рамбам же, как в “Книге заповедей”, так и в книге “Мишнэ тора”, считает это предписанием. Мало того, он ставит его во главе всех других заповедей и утверждает, что это “основа основ и столп мудрости”. Вот его слова:

Рамбам, “Книга заповедей”, предписывающие заповеди, 1:

Рамбам, “Мишнэ тора”, основы Торы, 1:1:

Рамбам, там же, 6:

Уже было замечено, что в книге “Мишнэ тора” Рамбам употребил иную формулировку, чем в “Книге заповедей”, и вместо “должны верить в существование…” – “и вера в это – заповедь…” сказал: “ведать, что есть…” – “и знание об этом – заповедь предписывающая”. Различие формулировок можно понять из слов Рамбама в книге “Морэ невухим”, базирующихся на высказывании мудрецов ( Макот, 23б):

И сказал Рамбам в “Морэ невухим”, 2 раздел, гл. 33:

Интересны слова Мальбима, который хотел обосновать точку зрения Рамбама, считавшего первое из десяти речений положительной заповедью, а заодно – ответить на возражение Крескаса, которое мы приводили выше:

    Согласимся ли мы с мнением Абарбанеля, что первый стих Декалога – это не заповедь, а введение к заповеди, или с мнением Рамбама, утверждавшим, что это заповедь, – в любом случае придется признать, что стих этот высказан не в той манере, в которой обычно формулируются принципы.

Будь то такие, как “познал ты сегодня, что Г-сподь – это Б-г, на небесах сверху и на земле внизу нет иного”. Будь то уставы, говорящие и использующие в третьем лице безличную форму глаголов (вроде “приносящий жертвы богам будет истреблен, только лишь Г-споду следует служить”).

Совет

Стих это сказан от первого лица в виде откровения и саморекомендации: “Я – Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской”. Это стих, несмотря на то, что мы хорошо с ним знакомы и помним его наизусть, а может быть, именно потому, что мы хорошо с ним знакомы, совершенно непонятен с точки зрения его синтаксической структуры.

И тут могут быть два решения. Первое: “Я – Г-сподь” – это подлежащее, а “Б-г твой” – дополнение, как полагал р. Авраhам ибн Эзра в своем вступлении к Декалогу:

Второе: лишь “Я” – подлежащее, а “Г-сподь, Б-г твой, Который…” – это дополнение. Так объяснял р. Шмуэль Давид Луцатто:

Но как нам кажется, довод Луцатто, что глагол “вывел” приведен в первом, а не в треьем лице, ровно ничего не доказывает. Ведь он и сам, излагая в своем комментарии мнение, с которым он не согласен (мнение р. Авраhама ибн Эзры), вносит изменения в стих, говоря: “и Я уже вывел тебя”.

Это значит: он полагает, что тот, кто видит в словах “Б-г твой” дополнение, не считает предложение “Который вывел тебя” определительным придаточным , поскольку, как он сам предлагает, тогда бы следовало сказать иначе (по р. Авраhаму – Я – Б-г твой, Я вывел тебя). А это очень далеко от идеи р.

Авраhама и всех тех, кто разделяет его точку зрения.

Бенно Яаков, не согласный с мнением р.

Шмуэля (а того же мнения придерживаются большинство нееврейских комментаторов, считающих, что подлежащим здесь является “Я”), возражает против такой точки зрения: не надо забывать, что десять речений сказаны после 19-й главы и после всех тех глав книги “Шмот”, которые предшествуют этой главе.

И поэтому евреи знают, кто Он такой, говорящий с ними. И поэтому Б-г открывается им на Синае не для того, чтобы сообщить, что “Я, говорящий с вами, – Г-сподь”, поскольку они это давно знают. По его мнению, у такого откровения есть несколько аспектов:

    Эта тесная связь между “Б-г твой” и “Который вывел тебя”, является, как уже было сказано, связью сложно-подчиненного предложения с определительным придаточным; благодаря ей можно найти ответ на знаменитый вопрос, который задал р. Йеhуда hалеви р.

Обратите внимание

Авраhаму ибн Эзре и который р. Йеhуда hалеви вложил также и в уста хазарского царя, подвергшего сомнению кредо еврейского мудреца, провозгласившего: “Мы верим в Б-га Авраhама, Ицхака и Яакова, выведшего сынов Израиля из Египта…” Вот слова р.

Авраhама ибн Эзры (в его предисловии к Декалогу):

Однако же ответ р. Йеhуды hалеви был совершенно иным . Мы не станем подробно излагать его мнение, а ограничимся его кратким пересказом с пояснениями, как это приводится в трудах р. Ицхака hайнемана :

И после этого приведены слова р. Авраhама ибн Эзры, выдержки из которых мы уже приводили:

Кузари, 4:3:

И если таково объяснение имени “Я есмь, Который есмь”, то Г-сподь Б-г, открываясь впервые Моше и говоря с Израилем на горе Синай, сообщил им о той стороне своей сущности, которая выражается в Его пребывании с ними: “Я – Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской”.

    Обратимся теперь к концу нашего стиха, к двум его последним словам: “Из дома рабов”. Какую роль играет это определение, если Египет был уже назван по имени? Оно призвано охарактеризовать ту страну, которую они покинули. И название это – “дом рабов” должно напомнить о словах, обращенных к Моше, которые возвещали цель исхода из Египта:

Они избавлены от рабского служения человеку для того, чтобы иметь возможность служить своему Б-гу. И поэтому перед вторым речением из десяти, запрещающим служить кому или чему бы то ни было, что не является Г-сподом Б-гом – “не поклоняйся и не служи им” – упоминается в качестве связки между первым и вторым речениями этот “дом рабов”.

О связи “земли египетской” с “домом рабов” говорил еще Бенно Яаков, который усматривал здесь противопоставление. “Земля египетская” – это страна древней культуры, высокой цивилизации (см. Брейшит 13:10: “Как сад Г-сподний, как земля египетская”).

Слава “мудрых советников фараона” гремела по всей земле, славились великое египетское зодчество и прекрасное искусство этой страны. Но Тора ни в грош не ставит все это, так как эта страна является “домом рабов”, и великолепие этого дома зиждется на тяжком подневольном труде.

Последние слова первого речения указывают, по мнению Бенно Яакова, вот на что: если в культурной стране нет места свободе, то Б-г заставляет отказаться от этой культуры, поэтому “Я вывел вас из земли египетской, из дома рабов”.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

(1) Р. Авраhам ибн Эзра в своем кратком комментарии (издательство Флейшер, Вена, 5686):

Важно

Как объясняет р. Авраhам в своем комментарии синтаксическую конструкцию нашего стиха?

(2) Взгляни на слова р. Авраhама ибн Эзры, которые мы привели выше как ответ на вопрос р. Йеhуды hалеви. С какой целью р. Авраhам использует там цитаты из 4-й главы книги Дварим (стихи 34, 35, 36, 39)?

(3) На кого, согласно его комментарию там, указывает подлежащие в 34-м стихе из Дварим 4 – на Всевышнего или же на языческих богов?

(4) О вопросе р. Йеhуды hалеви пишет Абарбанель:

Как он ответил на этот вопрос?    

  Примечания

И он приводит множество доказательств того, что “Я – Г-сподь” – это не заповедь. Среди иных аргументов есть и такой:

То же самое говорит и Абарбанель:

Источник: http://www.jewishagency.org/ru/exodus/content/25922

Беседа на первую заповедь Божию

     «Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20; 2, 3)

Среди громов и молний с вершины горы Синайской слышится глас Господа Бога. Он возвещает Своему избранному народу Израиля Свои Божественные заповеди.

В первой же заповеди Он открывает Самого Себя, Себя единого именует Богом истинным и глаголет: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене! Я один Господь Бог твой, Бог истинный, Я, а не кто другой. Меня единого знай, Меня единого познавай.

Я — Господь Бог твой, Который всегда был, всегда есмь и всегда буду. Я — Бог вечный. Я — Господь Бог твой, Который все соделал, все сотворил, все делаю и все могу сделать, что захочу: Я — Бог всемогущий.

Я — Господь Бог твой, Который всех всегда миловал и милую, всем все подавал, подаю и буду подавать, что кому нужно, полезно и хорошо: Я — Бог всеблагий. Я — Господь Бог твой, который все видел, везде все вижу и всегда буду видеть, все везде и всегда ведаю, что было, есть и будет: Я — Бог всевидящий и всеведущии.

Я — Господь Бог твой, пред Которым всякое зло и неправда есть мерзость, всякое добро и правда — приятны, Который судит все дела, слова и помышления людские по сущей правде: Я — Бог всеправедный, нелицеприятный.

Читайте также:  Школа веры: шестая заповедь: «не убивай»

Я — Господь Бог твой, Который всегда и везде присутствую, везде все произвожу и всем управляю: Я — Бог вездесущий, бесконечный, Бог всегда одинаковый и неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Я — Господь Бог твой — Дух бестелесный, беспредельный, Дух чистейший и всесвятой. Меня единого знай, Меня единого Богом признавай.

Вот кто и каков Господь Бог наш. Не было, нет и никогда не будет никого и ничего выше и сильнее, лучше и прекраснее, совершеннее и святее нашего Бога истинного. В мире есть много вещей прекрасных, но вся красота целого мира не в пример хуже красоты Божией.

Сила и крепость всего света — ничто пред силой Божией, Бог наш есть единая вечная истина и правда, единое вечное добро или благо, единая вечная красота неизреченная, которую нельзя ни рассказать, ни описать. Одним словом, Он есть единый истинный Бог наш: «Аз есмь, — глаголет Он, — Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене».

Пусть не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня, не имей, не почитай ничего за бога, кроме Меня, единого истинного Бога. Не говори, не думай, будто где-нибудь и когда-нибудь был иной какой бог или иные боги, кроме сего истинного Бога.

Совет

Так заповедует Сам Бог, так учит тебя Святая Церковь Православная денно и нощно своим Символом: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Поясню это тебе примером. Есть у тебя на земле отец, которого, положим, зовут Павлом. Ты так и говоришь, что твой отец точно Павел, а не Петр, не Василий; так и знаешь, что один он, Павел, есть подлинно отец твой, и что кроме него, нет и не может быть у тебя другого отца. Так рассуждай и о Боге.

Когда слышишь Его святую заповедь: Аз есмь Господь Бог твой, — тогда и помышляй, и веруй, что кроме единого, во Святей Троице покланяемого истинного Бога, не было, нет и не будет, и быть не может никаких иных богов. Вот что значат слова первой заповеди Божией.

Господь Бог повелевает сей заповедью, чтобы мы прежде всего и паче всего старались познавать Его и почитать Его.

Нельзя ничего знать, если не будешь учиться. Ты умеешь работать, а мы умеем читать и писать, — почему? Потому, что нас этому учили.

Как же можно знать Бога, если не будем учиться познавать его? Познавай же Бога, во-первых, из Святого Слова Его, — читай или слушай Священное Писание, творения святых Отцов и учителей Церкви, читай и другие книги духовные и поучайся из них благочестию.

Ходи чаще в церковь Божию, благоговейно слушай здесь чтение и пение церковное, прилежно внимай церковным поучениям о Боге и делах Его. Со вниманием слушай благочестивые разговоры о Боге и вере святой, где бы тебе ни пришлось слышать их; и сам чаще размышляй о дивных делах Божиих.

Смотри на весь прекрасный мир Божий: как в нем все премудро Создателем устроено, как во всем видна благость и любовь Божия, Его всемогущество, Его вездесущие! И чем больше ты будешь познавать Его, тем больше будешь благоговеть пред Ним и почитать Его, тем крепче будет твоя вера в Него, надежда на Него, любовь к Нему.

Обратите внимание

Что значит веровать в Бога? Это значит всем сердцем принимать за истинную правду не только то, что можешь ты понять о Боге, но и то, чего понять нельзя, что, однако же, говорит о Себе Сам Бог, чему учит нас Святая Церковь Православная, что пишут о Боге святые Отцы, как рассуждают и изъясняют о Боге Богом поставленные пастыри и учители Церкви.

Все то признавай, думай и говори, что оно есть сущая правда, несомненная истина, наука Божия, хотя бы чего ты и не понимал. Только тогда ты и будешь христианин православный, то есть правильно и по правде верующий в Бога.

Например, ты не можешь хорошо понять: как Бог вездесущ, — то есть что Он везде, на всяком месте, в одно и то же время есть и присутствует весь, — весь Бог на Небеси и весь Бог на земли, весь Бог в храме и весь Бог в доме твоем, весь Бог со мною, с тобою, со всяким человеком в одно и то же время.

Не можешь ты этого понять, потому что сам ты в одно время не можешь быть и тут, и там; когда стоишь, например, в церкви, то нет тебя дома. Но ведь Сам Бог говорит тебе, что Он есть Бог вездесущий, Святая Церковь учит тебя, что Он везде, на всяком месте и на всех местах есть точно так, как ты на одном месте. Поэтому ты и веруй, и принимай, что Бог наш есть Бог вездесущий.

По сему примеру рассуждай и о прочем, например, что Он есть Бог всевидящий, всеслышащий, всеведущий, Бог везде сый и вся исполняяй. Всегда, везде и во всем полагайся на Бога, во всех добрых делах и честных трудах от Него ожидай помощи, всегда думай и говори: сам по себе я — человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не поможет мне. Засеваешь, например, поле.

Не говори: я тружусь, я хорошо обработал поле, вовремя посеял, — ничего не уродится, если ты сеял без надежды на Бога. Отправляешься ли в дорогу? Помышляй в себе: может случиться в пути неудача или беда какая, но Бог мне помощник и покровитель, с Ним, если пойду и посреди тьмы смертной, не убоюсь никакого зла.

Заболел ты или кто из семьи твоей, или скот твой, — не сокрушайся, как язычник, неведущий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля Твоя, Господи! И где бы ты ни был, что бы ни делал, что бы ни случилось с тобою, — всегда помышляй: Господь со мной, Он все видит и знает, и что Ему угодно, то и сделает со мной. Буди Его святая воля на все! Вот что значит надеяться на Бога.

А как надобно любить Бога, это показывает нам Сам Господь и Спаситель наш, когда говорит: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф. 22; 37). То есть надобно любить Бога выше и больше всех людей и всех вещей на свете.

Надобно любить Бога всем, чем только можешь любить: любить сердцем, любить душой, любить разумением, любить словом и делом, любить всегда, во всяких случаях и происшествиях нашей жизни.

Ты веришь, что Бог лучше всего, сильнее всего, ближе всего к тебе? Значит поймешь, что Он должен быть тебе и милее всего на свете, что ты должен любить его прежде и больше всего. Спросишь: как сделать, чтобы любить Бога больше и выше всего? Слушай. Кого ты любишь на свете? Положим, любишь отца и матерь, жену и детей, родных и друзей своих.

Важно

Хорошо, надобно любить и их, и всех людей. Но ты спроси себя и подумай: кто дал тебе отца и мать, жену, детей и все, что есть у тебя? — Конечно, Бог. Если же дал Бог, то и любить Его должно больше отца и матери, больше всего, что ты любишь, что тебе дорого на свете.

Если Бога не станешь любить, то Он отнимет у тебя все, что дал тебе, что ты любишь больше Его. Хорош твой отец, хороша мать, хороши жена и дети, — ты и люби их.

Но тут же обратись к Богу и всегда держи в уме: “Господи, как Ты благ и милостив ко мне, что дал мне, грешному, все хорошее! Люблю их ради Тебя, люблю Тебя больше их, потому что их Ты же мне дал!” Но у тебя нет отца и матери, нет жены с детьми, ты бедняк и сирота на свете? Что ж, тем легче для тебя любить Бога больше всего.

Если ты сирота, то говори, как пророк: Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь, приняв их к Себе, принял и меня вместо их, — стал моим Отцом. Возлюблю Тя, Господи, крепость моя! Если ты бедняк, одинокий, безродный, то помни, что и с тобою всегда и везде Бог: и в нужде, и в одиночестве, и в сиротстве, и в беспомощности, — всюду Он, милосердый, с нами, за нас и для нас. Как же не любить Его больше всего на свете? Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всею мыслию твоею! Аминь.

(Из “Бесед сельского священника” (“Воскресное чтение”, 1848))

Источник: http://duhovnik.com/node/5365

Фото

Сын мой благословенный, приветствую тебя.  В прошлый раз,  своё письмо тебе, я  оборвал, на самом интересном месте.  Я, по крайней мере,  убеждён в этом. Ведь привычный набор тем, которым мы забавляемся  очень мелкий, наполнен бессмысленностями, шуточками игривыми.  В такую привычную игру, да слово о Боге.

  Это как из тьмы в свет войти. Глаза не выдерживают. Ноги прекращают  движение. Слух напряжён.  Нужно время, чтобы освоиться.  Бойся Бога!

 Слово великой Библии.

   «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» Еккл.12:13,14.

  Первая заповедь Божьего закона гласит.

«Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»  Исх. 20:2-3.

  Неожиданно, правда. Ты, наверное,  скажешь. Так, у меня вообще нет никаких богов. Живу себе, не хуже других.   Знаешь мой сын, хоть мы дети христианской цивилизации, однако размышляя над этим откровением, я вижу, как далеки мы от исполнения этого простого Божьего требования.

  Я очень рад, что ты пока быть может  только разумом своим, но согласился с мыслью, что Бог действительно есть.  Это уже не мало. Это много. Ты слышишь голос Бога обращённый к тебе.

  «Я Господь Бог твой».  Первая реакция, что вполне естественно, кто есть БОГ.

Чуть раньше, в тексте книги Исход, Бог уже ответил на подобный вопрос Моисея.  Иегова! Сущий.  Это перевод. Буквальное значение  названного имени Бога выражается в нескольких словах.

«Я есть то,  что было, что есть и то, что будет».  Своё всевластие Бог показал при исходе народа Божьего из рабства Египетского.

  Свой Закон Он даёт, чтобы вывести человека из рабства нравственного, духовного и физического, в котором пребывает человек со времени грехопадения Адама.

   Я поверил в Бога,  и Его откровение в моё сердце входит как приветствие, как свидетельство того, что Бог меня заметил.   Бог предлагает Себя, в помощь мне. Ты раб. Ты раб всяких страхов, идолов, традиций.  Я готов освободить тебя – говорит Бог.

А как ты, мой сын, принимаешь такое обращение Бога к себе?  Он вызывает в тебе чувство благоговения?  Или у тебя возникают вопросы, типа: как ты докажешь, что ты Бог?  Гордому человеку, сердце которого поражено грехом, невозможно  воспринять такое слово от Бога, как свидетельство особого Божьего  внимания.  Сын мой. Вот тут я тебя прошу.  Прими как особое Божье прикосновение к тебе, как знак внимания, как свидетельство Божьей любви, такое персональное обращение к тебе.

Совет

  Господь Бог, являя Себя тебе, заявляет о своей исключительности. О своей   непознаваемой сущности. Я Бог! Я Господь.  Я Сущий!  Власть верховная, власть абсолютная принадлежит Мне. Я Господь, ни перед кем не подотчётен, никому не обязан, Я Бог твой.

 Сын мой прекрасный, когда ты говоришь, что веришь в  Бога, веришь  ли ты в Его абсолютную власть?  Не спеши отвечать. Чаще всего, мы  легко говорим то, что от нас требуется, но поступаем ровно наоборот.

Ведь суть нашего признания абсолютной власти Бога в том, что мы признаём свою  абсолютную зависимость от Него.

   Веришь ли ты в свою полную зависимость от Него?  Если веришь в Него, ты совершенно независим  от  идолов, чьих либо мнений, установок.  Если веришь, как живёшь?

Я пытаюсь свои мысли облечь в слова, я чувствую, что именно в этом осознании Бога Богом, начинается наше освобождение от ложных идеалов, кумиров и богов.

«Да не будет у тебя других богов пред лицом моим».

  Первое  условие возможности познания Бога.  Расчисти пространство своего разума. Освободи свои чувства от всех идолов. Прояви себя, как личность независимая, свободная, прямо ходящая.  «Кто же эти идолы»? — спросишь ты.  «Нет  у меня никаких идолов. Я ведь не идолопоклонник».  Спокойно сын, спокойно.

Такое утверждение говорит о том, что мы обнаружили первого идола. Это собственное  «Я».  Осознанно или неосознанно, у нас  по природе, господствует  «Я». Как говорят «Эго». Теперь Бог говорит, что  мой Господь Бог.  Твой Господь Бог.  Без Бога ты ничто и никто. Без Бога всё ничто.

  Отвергая закон  Бога, ты отвергаешь Бога, становишься противником Его.  Сын мой, это хоть и аксиома, однако требует сердечного размышления и принятия. Вначале умом. Затем сердцем. Затем волей.  И это будет исполнение первой заповеди. Так сказал  Иисус Христос.

  «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь»;  Матф.22:37,38.

Обратите внимание

 Бог всё во всём.  И мир, видимый и мир невидимый, мир телесный и мир духовный – это всё постольку, поскольку Бог повелел этому быть. Без Него ничто не начало быть, что начало быть! Наше приближение к Богу можно измерить нашим удалением от ложных кумиров.   Скажу тебе мой сын, что эта заповедь, первая заповедь, самая трудная.  Самая важная.

  Её нельзя исполнить  согласием. Её  нельзя исполнить обещанием. Это такая заповедь, которая становится, если ты её принимаешь,  содержанием  жизни. Сущностью жизни. Бог из религиозного  Бога, становится Богом  твоей жизни.   Бог, становясь твоим Богом, Собою наполняет твою жизнь.

Читайте также:  Священномученик ипполит римский

   Когда ты упраздняешь «Я» с пьедестала, исполняя повеление Бога, Он даёт тебе способность обнаружить богов, которым ты поклоняешься.  Поклонение конечно не буквальное, не обязательно  религиозное, но поклонение как зависимость. Например,  известное всем нам трагическое  влияние алкоголя на человека.  Цивилизованные люди говорят,  алкоголизм это болезнь.

Но почему человек, впадает в зависимость, буквально в рабство? Ведь понимает опасность? Его с детства учат, что пить нельзя, вредно, опасно.  Потому, что «Я» на пьедестале.  «Я» сам.   «Я» знаю.  «Я»  могу. «Я» хочу».  В итоге, когда бывает поздно, обнаруживается, что  «Я»  в таком мощном проявлении есть всего лишь истерика  раба.

Когда Бог на пьедестале, тогда «Я», у ног Бога. Тогда, в моей жизни совершается ревизия моих ценностей. Не  ты определяешь, идол  или не идол, хорошо или плохо, можно или нельзя, чисто или нечисто. Всё это определяет Бог. Вот что значит вера в Бога. Это полное доверие. Это полное послушание Ему.  Это исполнение Его повелений.

Начинается наша вера, наше послушание с  удаления всех богов. Это быть может самое трудное для нас. Все вопросы мы решаем сами, мы,  ведь,  прагматики,  в наших руках все нити жизни, мы уже давно не падаем ниц перед различными предрассудками.  Однако сын мой как насчёт астрологических прогнозов.  Как насчёт амулетов, оберегов. Семейные реликвии. Иконы от бабушки.

Мощи от прадедушки. Талисман, как хранитель судьбы.  Добавь сюда приметы. Заговоры бабушкины. Порчи. Колдовство. И ты обнаруживаешь, что твоя жизнь заполнена  божествами, предрассудками,  которые управляют тобою.

 Да не будет у тебя других богов.

 Вот история   Авраама. Прочти её, она записана в Библии, книга Бытие, главы с 12 по 25. Авраам  назван отцом всех верующих. Бог позвал его за Собою. Выйди из дома отца твоего. Из родства твоего выйди. Я укажу,  куда тебе идти. Это очень показательный процесс освобождения, который совершает Бог в судьбе Авраама.

Важно

  Опуская многие переживания, я хочу напомнить великое свидетельство веры Авраама.  Бог обещает ему сына. Когда Авраму исполняется сто лет, у него рождается сын, Исаак.  Явно  чудо. Дар Бога. Свидетельство верности Бога.  Затем, спустя несколько лет, Бог говорит Аврааму.

  «Бог  сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».  Быт.22:2.  Дело можно изложить так. Хочу проверить, ты Авраам любишь Меня, или себя, сына своего?  Авраам сделал всё, как сказал ему Бог.

  Когда Исаак уже лежал на жертвеннике, Авраам услышал.  «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».   Быт.22:12. Это чрезвычайно сложная история показывает нам верность Бога, и Его Всемогущество.

  Ясно, что Богу не нужна жертва сына Авраама. Но Авраму нужна такая грань, где проверяется реальность его веры, реальность  доверия Богу.  Ибо в этом акте веры, прежде всего, победа Авраама.  Свобода  Авраама.

Потом, апостол Павел, говоря о действенности веры, напишет: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,  о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».  Евр.11:17-19.

Это мгновение, когда вера человека проявила себя настолько, что преодолела силу смерти.  Сущность всего в том и заключается, что  Бог, жизнь нашу проводит через смерть, в вечность.  «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».  1Иоан.2:17.

Для людей богом могут быть родители. Могут быть дети. Может быть слава. Может быть карьера. Может быть общественное мнение. Может быть дом. Могут быть деньги.  Для нас  богом является лень. Ложь. Беспечность.  Равнодушие.  Это и есть любовь к миру. Мир проходит. Мир временный. Все страсти временные. Но Бог вечен!

Заметь мой сын. Кому, или даже чему, ты служишь, поклоняешься, таков ты и есть. Поклоняешься алкоголю – ты алкоголик. Поклоняешься карьере – карьерист. Поклоняешься  чужому мнению,  общественным принципам, ты просто исчезаешь как личность.  О таких говорят, флюгер.  Ты вроде и свободен. Но твои решения зависят  от каких-то внешних факторов.

Даже одежда, внешний вид, манера говорить – это всё влияние моды. Ты предмет интерьера, устроенного кем-то временного  капища. Ты часть чьих-то замыслов.  Винтик механизма,  запущенного неведомо кем.  Набор элементов, прах, который обращается в прах. Нет духа. Нет смысла. И воля порабощена.

Совет

Ибо если ты, обслуживаешь материю,  бездушную, бездуховную, даже если ты семи пядей во лбу, то и тогда ты бессмысленная пыль в бессмысленной вселенной.

Конечно, ты возразишь мне. Ты скажешь, нет, я ведь волен так себя вести, я ведь добровольно выбираю для себя такой стиль одежды, я ведь сам определяю с кем мне общаться и какие  убеждения исповедовать. Хорошо! Я согласен.

Теперь давай, представь для себя твой стиль. Твою идеологию. Обоснуй,  исповедуй и осуществи.  Из серой безликой  массы прояви себя, достойно, убедительно.  Как  индивидуум.  Как личность. Как свободный ЧЕЛОВЕК.

  Найдётся ли в тебе то, на что ты сможешь опереться?

  Бог обращается к тебе лично.  Я Иегова.  Я Сущий. Я есть то, что было, что есть и  что будет!

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».  Иоан.1:3.

 Бог говорит,  Я Господь, Бог Твой!  Бог выражает тебе своё признание.  Он признаёт в тебе своего партнёра.  Он тебе Себя открывает.  Он делает тебя личностью. Он вводит тебя в свои планы.

  Ты в признании Бога Богом, входишь с Ним в отношения  близкие, доверительные.   Можно сказать, что когда ты, доверяешься Богу, Всесильному, Могущественному, ты никого и ничего не боишься! Ты  с  Богом.

Ты свободен.

   До следующей встречи мой сын.

Источник: http://www.ysipko.ru/bog-i-ty/

Первая заповедь: формулировка и грехи против неё | РУСКАТОЛИК.РФ

Что значит «Я Господь, Бог твой»?

Поскольку Всемогущий открыл Себя как наш Бог и Господь, мы не можем считать что-либо важнее Его или отдавать предпочтение не Богу, а человеку или вещи. Познавать Бога, Ему служить и молиться – всё это имеет абсолютный приоритет в нашей жизни.

Господь ждёт, чтобы мы подарили Ему нашу веру. Всю нашу надежду мы должны возлагать только на Него, к Нему устремлять все силы нашей любви. Заповедь любви к Богу – самая важная из всех заповедей и ключ ко всем остальным. Поэтому она – первая среди Десяти Заповедей.

* * *

«Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4, 19).

* * *

См. также ККЦ 2083–2094, 2133–2134

Почему мы поклоняемся Богу?

Мы поклоняемся Богу, потому что Он есть и потому что благоговение и поклонение являются естественным ответом на откровение Бога и Его присутствие. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10).

Поклонение Богу необходимо самому человеку, поскольку оно освобождает его от поклонения силам мира сего. Там где Богу не оказывается должное поклонение, где Бога не считают Владыкой жизни и смерти, эту роль берет на себя кто-то другой, и человеческое достоинство оказывается под угрозой.

* * *

См. также ККЦ 2095–2105, 2135–2136

Можно ли заставить людей верить в Бога?

Обратите внимание

Нет, никто не может принуждать к вере других, – даже собственных детей, – как недопустимо и принуждение к неверию. Человек может выбрать веру только по совершенно свободному собственному решению. Однако христиане призваны словом и примером помогать другим людям прийти к вере.

Папа Иоанн Павел II сказал: «Возвещение Христа и свидетельство о Нём, когда они осуществляются с уважением к совести, не нарушают свободы… Вера требует свободного согласия со стороны человека, но в то же время, вера должна ему предлагаться» (Энциклика Redemptoris Missio 1990, n. 8).

* * *

«Те, кто открыл для себя Христа, должны привести к Нему других. Большую радость нельзя сохранять только для себя: необходимо передавать её» (Бенедикт XVI).

* * *

«Мы никому не навязываем нашу веру. Этот способ прозелитизма христианам противен. Вера может совершаться только в свободе. Но мы взываем к свободе людей открыться Богу, Его искать, Ему внимать» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 2104–2109, 2137

Что означает: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»?

Эта заповедь запрещает нам:

• Поклоняться другим богам и божкам, молиться земным идолам или посвящать всего себя какому-либо из земных благ (деньги, власть, успех, красота, молодость)

• Быть суеверными, то есть вместо веры в силу Бога, Его покровительство и благословение, предаваться эзотерическим, магическим и оккультным практикам, прибегать к спиритизму и гаданиям.

• Искушать Бога словами или действиями.

• Совершать святотатство.

• Приобретать духовную власть и блага посредством коррупции и обращаться с ними как с предметами купли-продажи (симония).

* * *

СУЕВЕРИЕ – элементы ложных с точки зрения христианства религиозных представлений (как правило, языческих) или связанные с ними практические действия.

* * *

«Тот факт, что люди больше не верят в Бога, не означает, что они ни во что не верят. Наоборот, они верят всему» (Гилберт Честертон (1874–1936), английский писатель и христианский мыслитель).

* * *

СВЯТОТАТСТВО – хищение, осквернение или оскорбление святости какой-либо святыни.

Совместим ли эзотеризм с христианскими убеждениями?

Нет, ЭЗОТЕРИЗМ (ЭЗОТЕРИКА) не совместим с реальностью Бога. Бог – это Личность. Он есть Любовь и Источник жизни, а не холодная космическая энергия. Бог возжелал появления человека и создал его.

Но человек не обладает Божественной природой, он всего лишь творение, повреждённое грехом, подверженное смерти и нуждающееся в спасении.

В то время как эзотерики считают, что человек может сам себя спасти, христиане верят, что только Христос и благодать Божья даруют человеку спасение. Также ни природа, ни космос не являются Богом (ПАНТЕИЗМ).

Сегодня многие занимаются йогой, чтобы укрепить свое здоровье, участвуют в курсах медитации, чтобы стать спокойнее и собраннее, посещают танцевальные студии, чтобы расширить границы своего телесного опыта. Эти техники не всегда безобидны. Иногда они являются проводником чуждых христианству учений. Таков эзотеризм.

Ни один разумный человек не должен разделять это иррациональное мировоззрение, которое навязывает веру в духов, гномов, (эзотерических) ангелов, якобы заполняющих мир; согласно которому человек верит в колдовство, в то, что «посвященные» обладают тайным знанием, которое сокрыто от «тёмного народа».

Ещё во времена древнего Израиля отвергались верования соседних народов в разных богов и духов. Только Бог – наш Господь, и нет другого бога, кроме Него. Не существует никаких (колдовских) техник, которые бы позволили завладеть «божественным» и навязать вселенной свои желания, спасти самого себя.

Важно

Многое в эзотерике, с точки зрения христианства, является СУЕВЕРИЕМ или ОККУЛЬТИЗМОМ.

* * *

ЭЗОТЕРИЗМ (ЭЗОТЕРИКА) (греч. esoterikos – внутренний) – совокупность знаний, позиционируемых как «тайные» и требующие особого посвящения для их постижения. Этот термин употребляется с XIX в.

как общее название ряда учений и практик, в которых «истинное знание» якобы открывается «посвящённому».

Согласно христианской вере, напротив, Откровению, в котором Бог являет Себя человеку, в корне чужд всякий эзотеризм.

* * *

СУЕВЕРИЕ – элементы ложных с точки зрения христианства религиозных представлений (как правило, языческих) или связанные с ними практические действия.

* * *

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan – всё, theos – Бог) – мировоззрение, согласно которому не существует ничего кроме Бога: всё, что существует, есть Бог, и Бог есть всё, что существует. Это мировоззрение несовместимо с христианством.

* * *

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений и практик, через которые человек якобы получает власть над своей судьбой, материей и своим окружением. Оккультными практиками являются, к примеру, астрология, ясновидение, спиритизм и т.п. Слово «оккультизм» часто используется как синоним «эзотеризма».

* * *

См. также ККЦ 2110–2128

Атеизм всё ещё считается грехом против Первой Заповеди?

АТЕИЗМ не является грехом, если человек никогда ничего не знал о Боге и если, испытав свою совесть на предмет существования Бога, он не в состоянии поверить.

Совет

Граница между «не могу верить» и «не хочу верить» очень размыта. Отношение к вере как к чему-то не стоящему внимания, без попытки глубже изучить её, является зачастую бОльшим злом, чем АТЕИЗМ по убеждению.

* * *

АТЕИЗМ (от греч. a- – не-, без- и theos – Бог) – убежденность в том, что Бог не существует; общее наименование многообразных теоретических и практических форм отрицания Бога.

* * *

См. также ККЦ 2127–2128

Почему в Ветхом Завете были запрещены изображения Бога, а современные христиане больше не придерживаются этого правила?

Чтобы защитить божественную тайну и отделить израильский народ от культовых языческих изображений, Первая Заповедь указывала: «Не делай себе кумира» (Ис 20, 4). Но поскольку сам Бог принял облик человека в Иисусе Христе, запрет на изображение в христианстве был упразднен. В Восточной Церкви ИКОНЫ даже почитают как святыни.

Представление отцов Израиля о том, что Бог бесконечно превосходит (ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ) всё то, что существует в мире, до сих пор охраняется как в иудаизме, так и в исламе, которые, как и прежде, не допускают никакого изображения Бога. В христианстве в IV в.

запрет на изображения был ослаблен в отношении Иисуса Христа, а на Втором Никейском соборе (787 г.) был вовсе упразднен.

После воплощения Бог перестал быть абсолютно непредставимым; со времени Христа мы можем изображать Его: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9).

* * *

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendere – превосходить) – превосходящее чувственный опыт; потустороннее.

* * *

ИКОНА (греч. eikona – образ, изображение) – в восточно-христианской традиции почитаемое изображение, которое пишется с молитвой и соблюдением поста по установленному канону. Икона призвана способствовать мистической связи между тем, кто созерцает ее и молится перед ней, и теми, кто на ней изображен (Христос, ангелы, святые).

* * *

«В лике Иисуса мы действительно видим, кто есть Бог и какой Он» (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 2129–2132, 2141

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Источник: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/zapoved-1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector