Школа веры: поместные православные церкви

Школа веры: Поместные православные церкви – Рублев. Ищите и обрящете

Православная Церковь является соборной. Это означает, что она состоит из многих поместных церквей: Русской, Греческой, Грузинской, Сербской, Болгарской, Александрийской, Антиохийской и других.

Каждая из них самостоятельна, управляется по своим собственным принципам, но все они объединены апостольским преемством (их священноначалие через рукоположение восходит к ученикам Христа — апостолам), православным вероучением, а главное — благодатью Святого Духа, действующей в таинствах.

Человек, принявший Крещение в одной из поместных церквей, может участвовать в таинствах любой другой поместной церкви.

Обратите внимание

Поместная церковь либо управляется епископом, либо разделяется на несколько епархий под руководством епископов. В последнем случае главой Церкви является патриарх, избранный на Архиерейском соборе (съезде епископов).

Большие епархии называются митрополиями, а их епископы — митрополитами, а епархии, расположенные за пределами страны, — экзархатами. Епископы рукополагают священников и диаконов, которые служат в храмах их епархии.

Помимо приходских храмов (посещаемых людьми, живущими неподалеку) на территории епархии находятся монастыри. Монастыри возглавляются настоятелями — игуменами или архимандритами (так называются настоятели самых крупных, влиятельных монастырей).

Епархия подразделяется на более мелкие административные единицы — благочиния. За состоянием порядка на территории благочиния следит особый священник — благочинный.

К поместным православным церквам не относятся раскольничьи церкви, которые отделились от православия, считая Православную церковь неистинной, а также ряд церквей, с которыми Православная церковь разошлась по важнейшим вопросам вероучения.

К раскольникам относятся русские старообрядцы, которые не приняли богослужебных реформ XVII века, греческие старостильники, не принявшие переход Греческой церкви на григорианский (западный календарь), и некоторые другие.

По богословским вопросам с православием разошлись коптская (египетская), армянская, сиро-персидская церковь, которые иногда объединяются под общим названием «Древние церкви Востока», а также Католическая церковь и множество протестантских церквей и общин.

Члены всех этих церквей не могут принимать таинства ни в одной из православных церквей, то есть не находятся в евхаристическом общении с православной Церковью.

Важно

В церквах, отделившихся от православия, благодать Святого Духа либо не действует совсем, либо действует ограниченно, не в полную силу. Поэтому православный христианин, покидая Православную церковь ради какой-то другой, наносит ущерб своей душе и ставит под угрозу свое вечное спасение.

Источник: http://rublev.com/o-verouchenii/pomestnye-pravoslavnye-tserkvi

Распространение Церкви Христовой / Православие.Ru

Распространение Церкви Христовой в Римской империи

Равноапостольные Константин и Елена    

Книга Деяний святых апостолов повествует о трудах апостолов Петра и Павла. Из Предания нам известно о проповеди других апостолов Христовых.

Несмотря на то что христиан преследовали и истребляли, Церковь Христова распространилась по всей Римской империи. В начале III века христианский писатель Тертуллиан свидетельствует, что христианская Церковь распространилась в обширных пределах империи; народы Британии, Скифии, Мавритании и других стран, не покорившихся римской власти, также приняли учение Христа.

Особое значение получили христианские общины трех главных городов Римской империи — Рима, где проповедовали апостолы Петр и Павел, Александрии, где Церковь была основана учеником апостола Петра евангелистом Марком, и Антиохии, где Церковь была утверждена трудами апостолов Варнавы и Павла и где затем проповедовал Петр. Эти города стали центрами больших Поместных Церквей — Римской на Западе, Антиохийской на Востоке, Александрийской в Северной Африке.

Матерь всех христианских Церквей — Церковь Иерусалимская — в течение трех первых веков испытывала множество потрясений.

В 70 году, после иудейского восстания, Иерусалим был разрушен римскими войсками, и всем евреям, в том числе и христианам, запретили селиться в нем.

В середине II века иудеи вновь подняли восстание против римлян, но и оно было жестоко подавлено, а сам Иерусалим получил языческое название Элия.

Возрождение Иерусалимской Церкви связано с именем святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. В 326 году городу возвращается название Иерусалим.

Совет

Царица Елена отправляется туда в паломничество и после тщательных, долгих исследований и поисков находит Крест, на котором был распят Спаситель мира Христос.

Ее стараниями в Иерусалиме и во всей Палестине строится множество храмов, христиане получают защиту и поддержку.

Обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме    

Император Константин прекратил гонения на христиан, издав в 313 году в городе Милане эдикт (указ), разрешающий исповедание христианства. За свою заботу о Церкви Христовой император Константин был прославлен как равноапостольный.

Он перенес столицу империи в построенный им город Константинополь. Спустя некоторое время Константинопольский епископ как предстоятель Церкви в столице государства стал пользоваться особым уважением.

Таким образом, в Римской империи образуется пять важных и значимых Церквей, получивших название Патриархатов: Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Но не только в крупных городах империи образуются христианские Церкви. Во многие страны приходили проповедники, и христианство расцветало и там. Не представляется возможным рассказать здесь обо всех трудах и подвигах христианских миссионеров, остановимся на некоторых из них.

Просвещение Грузии. Равноапостольная Нина

    

Христиане появились в Грузии с апостольских времен, но просвещение светом Христовым всей страны связано с проповедью женщины по имени Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон был родственником святого великомученика Георгия Победоносца, а мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха. Нине было двенадцать лет, когда ее родители по взаимному согласию посвятили себя служению Богу. Воспитанием Нины занялась благочестивая старица Нианфора.

Большое впечатление на отроковицу Нину произвел евангельский рассказ о нешвенном хитоне Господнем, доставшемся после распятия Спасителя одному из воинов. Старица Нианфора рассказала ей, что, по преданию, мцхетский раввин Элеазар отнес хитон в Иверию (Грузию). Рассказ Нианфоры побудил Нину усердно молиться Богородице, чтобы ей сподобиться привести Грузию ко Христу и обрести хитон Господень.

Обратите внимание

Богородица услышала ее молитвы. Явившись во сне, Пречистая Дева вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы, и благословила идти в Грузию. Проснувшись, святая Нина увидела, что наяву держит в своих руках полученный от Богородицы крест.

Возрадовавшись, она обвила крест своими косами. Ныне этот крест хранится в особом кивоте в тбилисском Сионском кафедральном соборе.

Святая Нина рассказала о видении своему дяде, патриарху Иерусалимскому, и получила от него благословение на подвиг апостольского служения.

Претерпевая трудности и опасности пути, святая Нина в 319 году достигла Грузии. Дойдя до Мцхета, древней столицы Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника. Она жила в шалаше, устроенном в кусте ежевики. Благодаря молитвам святой Нины Бог даровал ребенка бездетной семье, и супруги обратились ко Христу.

Множество людей стали стекаться к святой, внимая ее проповеди и получая исцеления. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, и та приняла святое крещение. Однако, несмотря на чудесное исцеление супруги, муж царицы Наны царь Мириан, верный язычеству, хотел подвергнуть святую Нину жестоким мучениям и замышлял убить ее.

Внезапно на охоте царя окутала страшная тьма. Охваченный ужасом, он взмолился языческим идолам, но не получил от них защиты. Только помолившись Богу, Которого проповедовала Нина, царь вновь увидел свет; он принял святое крещение вместе со своей свитой.

После этого по просьбе царя Мириана в Грузию из Антиохии прибыли епископ Евстафий и другие священнослужители.

С помощью Божией Нина нашла место, где сокрыли хитон Господень, и над этим местом возвели первый в Грузии храм (хитон, по повелению Божиему, так и остался под спудом).

Важно

Христианство упрочилось в Грузии, но горные области страны оставались непросвещенными. В сопровождении священника и диакона святая Нина отправилась туда, и многие люди там уверовали во Христа, приняли святое крещение.

Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь в подвигах и молитвах она провела остаток своих дней. Люди продолжали тянуться к ней, и многих она привела ко Христу.

Святая Нина мирно отошла ко Господу, и мощи ее погребли в Бодбе, где они почиют и доныне.

Гробница Святой Нино в Бодбийском монастыре    

Так простая странница просветила светом Христовым целую страну.

Просвещение славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий

    

Для нас особое значение имеет проповедь среди славянских народов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Константин и Михаил — так их звали до принятия монашества — были братьями. В семье у них было семеро сыновей: Михаил — старший, Константин — самый младший. Происходили они из византийского города Фессалоники (или, по-славянски, Солунь), где в то время селилось много славян и поэтому постоянно звучала славянская речь.

Константин получил в Константинополе блестящее образование и после окончания обучения был рукоположен в священники, стал хранителем библиотеки в соборе Святой Софии в Константинополе, а после — преподавателем философии в университете (за что получил прозвание Философ). Его старший брат принял монашество под именем Мефодий и стал настоятелем монастыря на горе Олимп.

В 860 году Константин был направлен с духовной миссией ко двору хазарского кагана. Миссия в Хазарию не принесла видимых успехов, и Константин вернулся в столицу Византии. Оттуда Константин и Мефодий отправились в Болгарию, только что принявшую христианство.

Их проповедь в этой стране способствовала распространению и утверждению христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

В 863 году Константин с помощью брата Мефодия и учеников составил старославянскую азбуку и перевел с греческого на славянский язык основные богослужебные книги.

Совет

После Болгарии братья отправились с миссией в другую славянскую страну — Моравию. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги, обучали славян чтению, письму и совершали богослужения на славянском языке. Их проповедь встретила противостояние христианских миссионеров из Германии.

Эти миссионеры утверждали, что проповедовать и молиться Богу можно только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом: еврейском, греческом и латинском. Они препятствовали братьям использовать славянский язык.

Для защиты от этих немецких проповедников Константин и Мефодий обратились к Римскому папе (папой, то есть отцом, назывался Римский и Александрийский патриархи). Римский епископ благословил богослужение и книги на славянском языке и рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравского.

В Риме Константин тяжело заболел и, приняв монашество с именем Кирилл, отошел ко Господу в 869 году.

Мефодий со своими учениками и сподвижниками продолжил труды проповедания Евангелия. Несмотря на благословение Римского папы, этой проповеди продолжали мешать, и святой Мефодий был на три года заточен в монастыре.

Но святой Мефодий и его ученики продолжали трудиться на ниве Христовой. После освобождения из заточения он крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. Вместе со своими учениками он перевел на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.

В 885 году Мефодий тяжело заболел и скончался.

Крещение Руси

Святая равноапостольная княгиня Ольга    

Трудами святых Кирилла и Мефодия, а также их учеников и преемников были просвещены светом Христовым многие славянские народы — болгары, чехи, сербы. Пришло христианство и в Киевскую Русь.

С середины IX века из Константинополя посылались миссионеры для просвещения россов. Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира великая княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году.

В Киеве был христианский храм, посвященный пророку Божиему Илии.

Святой равноапостольный князь Владимир    

Распространение веры Христовой по всей Руси связано с именем святого равноапостольного великого князя Владимира. В 987 году Константинополь заключил с Русью военный союз. Заключив союз, русский князь поставил условием свадьбу с Анной, сестрой византийских императоров Василия и Константина.

Императоры сочли это требование унизительным для себя, тогда князь Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры согласились отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира (он был наречен Василием). Князь Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонес в современном Севастополе) в 988 году.

Обратите внимание

В том же году он крестил киевлян, и христианство стало распространяться по всей Руси.

Герман Аляскинский и Православие в Америке

Герман Аляскинский    

Появление Православия на Американском континенте связано с миссией русского монаха Германа.

Будущий преподобный Герман Аляскинский происходил из купеческой семьи. В шестнадцать лет он ушел в Саровскую пустынь, а затем стал насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1793 году монах Герман вместе с другими иноками был отправлен с миссией на Аляску, которая входила тогда в состав Российской империи.

Читайте также:  Святитель иоасаф белгородский

Свое служение монах Герман начал на острове Кадьяк. Там он построил храм в честь Воскресения Христова и открыл школу. В школе, которой заведовал старец Герман, обучалось около двадцати мальчиков. Он сам учил их чтению, письму, Закону Божию, церковному пению, навыкам земледелия.

В поисках уединения преподобный Герман переселился на пустынный остров Еловый неподалеку от Кадьяка и стал проводить время в молитве и подвигах. Российско-Американская торговая компания, которой принадлежала вся власть в тех краях, жестоко эксплуатировала местное население — алеутов.

Преподобный Герман стал их главным защитником: он просил у начальства снисхождения к провинившимся, заступался за обвиняемых, подавал помощь нуждающимся, ухаживал за больными. «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», — писал он.

Алеуты стали стекаться к старцу, и он подолгу после службы беседовал с ними, в простых и ясных рассказах объясняя им суть христианства. Немало людей обращалось ко Христу после общения с монахом Германом. На острове Еловый даже образовалась женская община во главе с алеуткой Софией Власовой.

Не только местное население, но и европейцы, потерявшие свою веру, обретали веру во Христа от общения со старцем. Главного правителя Российско-Американской торговой компании Семена Яновского (1818–1819) отец Герман привел к вере, а многие годы спустя и к принятию монашества.

Святой Иннокентий Московский    

Бог сподобил отца Германа дара прозорливости и чудотворения. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей (это вскоре и исполнилось).

В 1840 году на Североамериканском континенте была образована епархия, и во главе ее стал святитель Иннокентий (Вениаминов).

Сам преподобный Герман по своему смирению дважды отказывался от принятия священного сана и до смерти оставался простым монахом. Отошел ко Господу преподобный Герман в 1837 году.

Североамериканскую епархию одно время (1898–1905) возглавлял святитель Тихон, будущий Всероссийский патриарх, который перенес кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В XX веке Православная Церковь в Америке получила самостоятельность.

Рождение Японской Православной Церкви. Равноапостольный Николай Японский

Свт. Николай Японский    

Настоящим чудом можно назвать рождение Японской Православной Церкви. Апостолом Японии был святитель Николай (Касаткин). В 1860 году он был пострижен в монахи, рукоположен в священники и направлен с миссией в Японию. 2 июля 1861 года он прибыл в Хакодатэ.

Важно

В первые годы своего нахождения в Японии отец Николай самостоятельно изучал японский язык, историю, культуру и основные религии Японии — буддизм, синтоизм и конфуцианство. Первого японца отец Николай обратил к христианству только спустя семь лет своего пребывания в Японии, в 1868 году. Им стал синтоистский жрец Такума Савабэ, бывший самурай.

Он пришел в дом к отцу Николаю, чтобы убить его, так как считал, что распространение христианства — средство, используемое другими государствами для захвата Японии. Но святитель остановил его и убедил изучать христианство. После продолжительных бесед с отцом Николаем самурай принял крещение с именем Павел и в конце концов стал православным священником.

К 1870 году православная община насчитывала свыше четырех тысяч человек, а в год смерти святителя Николая в 1912 году — более тридцати четырех тысяч человек и двести семьдесят шесть православных общин.

Своей важной задачей святитель Николай считал перевод Священного Писания и православного богослужения на японский язык. Над этим он трудился в течение всего своего пребывания в Японии. Во время Русско-японской войны (1904–1905) он остался со своей паствой в Японии. Когда в Японию стали прибывать русские пленные, епископ Николай образовал Общество духовного утешения военнопленных.

Свт. Николай Японский с паствой    

Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года. Его погребение совершалось при громадном стечении народа, как христиан, так и прочих японцев и иностранцев. Японский император Мэйдзи прислал венок на похороны святителя.

Вселенская Православная Церковь в наши дни

Совместное служение Предстоятелей и иерархов Поместных Православных Церквей в Храме Христа Спасителя в Москве    

В настоящее время Православная Церковь присутствует на всех континентах.

Даже в Антарктиде есть православный храм во имя Святой Троицы, в котором совершается Божественная служба для православных сотрудников полярных станций. Единая Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Автокефальных (то есть самоуправляемых) Церквей.

Поместными они называются потому, что объединяют православных христиан определенного места — страны или территории.

Границы территории Поместной Церкви не обязательно совпадают с государственными границами.

Совет

Так, например, Русская Православная Церковь (самая многочисленная из всех Православных Церквей) объединяет православных христиан не только России, но и Украины, Беларуси, Молдовы, стран Прибалтики, Закавказья (кроме Грузии), Казахстана и других среднеазиатских республик. По всему свету имеются приходы Зарубежной Русской Православной Церкви.

Каждую Поместную Церковь возглавляет предстоятель — патриарх или архиепископ.

Вот перечень Православных Поместных Церквей: Константинопольская; Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская; Грузинская; Сербская; Румынская; Болгарская; Кипрская; Элладская (Греческая); Албанская; Польская; Чешских земель и Словакии; Американская и Канадская.

В каждой Поместной Православной Церкви есть свои традиции, обрядовые особенности, богослужение совершается на национальных языках. Но все они являются единой Церковью Христовой. Объединяет Вселенскую Православную Церковь:

— единство вероучения (все мы, православные христиане, исповедуем единые догматы, установленные Вселенскими Соборами);

— единство святых Таинств, а особенно — Таинства Евхаристии (в каждой Православной Поместной Церкви на литургии совершается чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и каждый православный христианин может причаститься в любой Поместной Церкви);

— единство молитвы (все православные христиане молятся друг за друга; на патриаршем богослужении в определенные моменты службы возносится поименное поминание всех предстоятелей каждой из пятнадцати Православных Поместных Церквей).

Источник: https://pravoslavie.ru/104484.html

Московская высшая православно-христианская школа

Московская высшая православно-христианская школа (МВХПШ) — неправительственное, независимое, некоммерческое общественное учебно-научное заведение, существующее автономно при Российском открытом университете (РОУ).

Стратегическая цель Школы — научить услышавших и принявших Слово Божие основам христианской (православной) веры и жизни, (Открыть им возможность полного общехристианского (неспециального) среднего и высшего образования, чтобы они «могли и других научить». Поэтому Школа рассчитана на людей, уже сделавших свой жизненный выбор и верующих в Бога как Небесного Отца и Tвopцa видимого и невидимого мира и Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя мира, всех людей и личного Спасителя.

Тактическая цель Школы — открыть людям разного возраста, образовательного уровня и способностей доступ в различные области современной духовной жизни, гуманитарной науки и культуры. При этом предполагается использовать и все многообразие форм заочного (дистантного) обучения: печатные тексты, фонограммы, видеозаписи, радио- и телекоммуникации, компьютерную связь и др.

Помимо широкого дистантного образования, Школа ставит перед собюю задачи подготовки дипломированных специалистов, повышения имеющегося уровня духовно-нравственной подготовки и образования христиан, поощрения Их творческого подхода к традиционном и нетрадиционным сферам церковной жизни и деятельности.
Православно-христианская школа имеет 4 курса и 3 основные ступени.

Первая ступень (1-й курс) — введение в Православие: свидетельство и полная катехизация на предогласительном, огласительном и таинствоводственном уровнях.

Вторая ступень (2-й курс) — общехристианское (неспециальное) среднее образование по девяти направлениям:

  1. текст и богословие Ветхого и Нового заветов,
  2. совершенствование в христианской этике и эстетике,
  3. аскетика (в целом),
  4. введение в мистику, особенно трансцендентальную (типа «Иисусовой молитвы»),
  5. литургия и каноника,
  6. полное участие в таинственном (сакраментальном) священнослужении и сакраментология,
  7. догматика и экклезиология,
  8. общая и русская церковная история,
  9. целостное восприятие Православия как единого Христианства.

Третья ступень (3-й и 4-й курсы) — высшее общехристианское (неспециальное) образование при основной цели и направленности — подготовить христиан к самостоятельной личностной духовной жизни и деятельности в качестве служителей неверующих, сомневающихся и неполных членов Церкви, например: регулярных миссионеров и катехизаторов, способных вести как отдельных людей, так и группы.

На каждом курсе предполагается возможность обучения в течение 1–3 лет. На 1-м курсе никакой обязательной платы не взимается, на остальных курсах она может быть дифференцированной, но всегда посильной.

Другие источники финансирования: частные пожертвования, оплата учебных пособий и материалов слушателями или организациями, финансирующими их обучение, издательская деятельность и т.д.

Ректор МВХПШ: священник Георгий Кочетков.

Адрес: 125475, Москва, а/я 255.

Для поступления в Школу требуется: заявление на имя ректора РОУ Б.М.Бим-Бада, завизированное ректором Школы (после личного с ним собеседования), автобиография, анкета (по форме), 2 фотокарточки (6х9), сочинение на тему «Мой путь к Богу и в Церковь» (3–5 стр.).

Методология и формы обучения

Московская высшая православно-христианская Школа при Российском открытом университете не является церковно-конфессиональным учебным заведением типа богословских факультетов или духовных училищ, семинарий и академий. В нашу задачу не входит подготовка специально служителей церкви, хотя служители церкви и могут обучаться в Школе.

При формировании учебной программы в целом мы исходим из принципа постепенной передачи целостных пластов православно-христианского церковного ведения и духовного опыта с целью личностного приобщения к ним каждого так, чтобы религия для него стала жизнью, а православие слилось с Православием и тем самым с Христианством.

Таким образом, последняя цель всех программ — приобщить учеников Христовых к откровению и познанию Полноты Божьей Истины и высшей Правды, где бы те или иные их части ни находились и в какой бы форме они ни существовали в истории, в современной жизни и в эсхатологической перспективе.

Это предполагает максимальную открытость и очищение всех духовных, душевных и физических способностей человека в их целостности и взаимной гармоний.

Таким образом, нашу Школу можно было бы назвать Институтом Бога и Человека или Школой Богочеловеческой Жизни, что исключает всякую конфессиональную пропаганду и заостренную полемику об объективированных вещах и постулатах, о словах без Слова, о букве без Духа. В связи с этим большое внимание уделяется обретению всеми единства Духа в союзе Мира», личной внутренней работе, личностному самопознанию и служению, при развитой заочной (дистантной) и в то же время групповой формах обучения.

Основной формой обучения на всех курсах является заочное, т.е. самостоятельное усвоение слушателями всего необходимого учебного материала, а также по желанию указанного дополнительного материала, как правило способствующего углублению уже усвоенного.

Обратите внимание

На 1-м курсе для живущих в Москве и пригородах устраиваются почти еженедельные лекции (ныне в малом зале Дворца культуры завода им. Владимира Ильича по вторым и четвертым понедельникам каждого месяца по вопросам христианской этики и эстетики) и семинары в небольших группах до 30 человек. Остальные работают с различными записями этих семинаров и лекций, а также через переписку с тьюторами.

На 2–4 курсах, кроме самостоятельного усвоения духа и смысла соответствующей литературы, предлагается всем вести дневник с конспектами, замечаниями, впечатлениями и размышлениями, сдать на каждом курсе 1 зачет и I экзамен, а также написать письменную курсовую работу. Возможны консультации (но не чаще одного раза в месяц) и организация летних школ и семинаров в разных регионах страны.

По мере необходимости и возможности Православно-христианская школа будет организовывать свои филиалы.

Наиболее способные слушатели Школы старших курсов могут привлекаться к работе на младших курсах в качестве ассистентов, преподавателей, тьюторов, создателей учебных курсов и пособий.

После окончания обучения в Школе они получат преимущественное право дальнейшей работы по специализации в области катехетики, библеистики, богословия, церковной истории и литургики и работы над магистерской диссертацией, а также возможность стажировки в зарубежных учебных и научных заведениях.
Уровень и сроки образования

1-й курс соответствует подготовительному потоку, где предлагаются вводные и обзорные курсы (которыми можно и ограничить свое обучение).

2-й курс соответствует специальному потоку, на котором происходит освоение полного набора предлагаемых курсов (которыми также можно ограничить свое обучение).

3–4 курсы соответствуют третьему, завершительному, потоку, оканчивающемуся написанием дипломной работы (или диссертации), которую ему предстоит защитить перед международной экспертной комиссией здесь, а возможно за рубежом.

Срок обучения на всех курсах, кроме первого — до трех лет.

Другие формы учебной работы

Предполагается привлечение к работе и сотрудничеству отечественных и зарубежных катехетов, богословов, философов, библеистов, историков, литургистов и т.д. Также предполагается переводческая и библиографическая работа.

По мере возможности и необходимости Школой будут организовываться семинары, конференции и краткие курсы лекций с участием выдающихся ученых и богословов. Будет создана библиотека по тематике Школы, фоно- и видеотека учебных и вспомогательных материалов.

Общая программа обучения в Московской высшей православно-христианской школе при отделении изучения религий Российского открытого университета

Первый курс

Он состоит из трех последовательных разделов (этапов) — проповеди (свидетельства) с последующим предоглашением, оглашения и таинствоводства (тайноводства — мистагогии).

Предоглашение предполагает начало христианской жизни человека с учетом четырех главных на этом этапе моментов, которые и разрабатываются лично и сообща (в группе): — последовательное, внимательное и честное чтение первых трех (синоптических) евангелий с выяснением всех внешних и внутренних вопросов; — ежедневная личная молитва «своими словами» и по Псалтири в любое время, в любом месте, и любом объеме, с различением духовной и душевной молитвы, плодотворной и бесплодной; — по возможности и потребности регулярное посещение храма и начало участия в церковной молитве, или хотя бы просто духовное присутствие в храме до, после или «на фоне» богослужения; — познание и исполнение воли Божьей (правды и премудрости Божьей, Его заповедей, законов, уставов, свидетельств) с помощью актуализации голоса своей совести, приемлемого ею общечеловеческого этического (нравственного) опыта и чтения Священного писания, особенно Ветхого завета (главным образом книг Бытия, Исхода, Второзакония, Притчей и Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова). Разбор сложных этических ситуаций личной жизни и исправление жизни (Покаяние).

Оглашение — наряду с продолжением прежних усилий требует приложения и новых. Это касается и чтения Священного писания, и личной молитвы, и уровня личной нравственности.

Но главное — необходимость не менее двух раз в неделю быть на церковной молитве (один раз вечером и один раз утром, на литургии оглашаемых) и большее соучастие в ней, а также прохождение не менее двух огласительных тем в неделю, для чего требуется 10 недель (с вступлением и заключением).

Таинствоводство — краткое, в течение недели, введение в таинства, догматы, аскетику и мистику Христианства. В это время проводятся 14 тематических бесед (т.е. 8 или 4 встречи) при ежедневном причастии, интенсивном духовном чтении (в том числе Ин, Деян, 1 Пет) и личной молитве (в том числе по Молитвослову).

На 8-й день завершается весь цикл оглашения и происходит выпуск первого курса Школы.

Слушатели, став полными членами Церкви (со всеми вытекающими отсюда последствиями), уходят на длительные каникулы (не менее полугода, года), начинающиеся так называемой «пустыней», за которой может следовать начало жизни в группе бывших однокурсников, потом в церковной общине╩ строящей свою жизнь на служении каждого «тем даром, который получил».

Второй курс

Прием на 2-й курс происходит после сдачи успешно окончившими первый курс вступительного зачета, служащего соединительным звеном между этими курсами.

Главное внимание на этом зачете уделяется прочтению всего текста Нового завета, знанию смысла и специфических элементов четырех главных общецерковных богослужений (вечерни, утрени, литругий оглашаемых и верных), знанию наизусть молитв по программе поступающих в первый класс семинарии и основных цитат Священного писания по Катехизису митр. Филарета (Дроздова) на русском языке.

На 2-м курсе надо сдать один промежуточный зачет (не менее одной трети всего материала) и я конце один экзамен (по всему остальному обязательному для всех материалу). В конце курса пишется работа по теме: «Путь моей жизни» (15–25 страниц машинописи).

На 2-м курсе акцент делается главным образом на знании источников (всей Библии, Сборника Правил (канонов).

Типикона (богослужебного Устава), Устава об управлении РПЦ, действующего законодательства о свободе совести и религиозных организациях и обзорных (общих) работ по девяти основным направлениям обучения).

Кроме того, необходимо знание церковно-славянского языка для полного понимания смысла церковно-славянских текстов и умение по-церковному читать и петь.

Третий и четвертый курсы

Это уровень высшего богословского образования, имеющего цель всесторонности и экзотеричности, популярности и энциклопедичности обучения. Наряду с выделением бесспорного в христианской вере и жизни предполагается и знакомство со спорным, что требует от учащихся непрерывного возрастания и укрепления в духе, начала эзотерического развития и самореализации в личностном церковном служении.

На 3-м курсе сдаются 2 зачета и соответственно 2 семестровые работы (до 20 страниц) по проповедническом и огласительной тематике.

На 4-м курсе сдается 1 зачет и 1 экзамен и кандидатская (на степень бакалавра) или дипломная работа соответственно до 100 или 50 страниц по таинствоводственной тематике.

В программу 3-го курса входит изучение: — проповеди внешним и оглашаемым; — предогласительного этапа познания Нового завета, молитвы, христианской эстетики и этики и христианской педагогики; — огласительного этапа познания молитвы, христианской этики и эстетики, тематики всех огласительных встреч и бесед (по творениям святых отцов и современным катехизисам, а также 16 тем по циклу о. Георгия Кочеткова).

В программу 4-го курса входит изучение: — проповеди оглашаемым «младенцам во Христе» на 3-м этапе оглашения и полным членам Церкви; — таинствоводственного этапа познания молитвы, христианской этики и эстетики.

Совет

Нового завета и рекомендуемого духовного чтения, христианской аскетики и мистики, тематики всех таинствоводческих встреч и бесед (по свв. отцам, современным катехизисам, а также 14 тем по циклу о.

Георгия Кочеткова); — смысла «пустыни» и искушений в ней; — путей устроения личной жизни в Церкви, понятий прихода, общности и общины, христианского отношения к окружающему миру.

На 3-м курсе основными предметами являются:

  • катехетика,
  • педагогика,
  • гомилетика,
  • эстетика и этика,
  • апологетика,
  • Ветхий и Новый заветы,
  • древнееврейский, древнегреческий и английский языки,
  • библейская археология Ветхого и Нового заветов,
  • введение в литургику и догматику,
  • основное богословие и философия,
  • введение в каноническое право,
  • церковно-государственные отношения,
  • история церкви, в том числе РПЦ, поместных православных и древних восточных церквей и неправославных исповеданий и сект (конфессий и деноминации).

На 4-м курсе основными предметами являются:

  • катехетика,
  • агиология,
  • гомилетика,
  • Новый завет,
  • древнегреческий и английский языки,
  • литургика и литургическое богословие,
  • догматика и патрология (отцы-догматисты),
  • основное богословие, в том числе нехристианский приемлемый философский, аскетический, мистический, антропологический, космологический и т.п. опыт,
  • каноническое право,
  • пастырское богословие,
  • антропология,
  • аскетика и патрология (отцы-аскеты),
  • мистика (трансцендентальная и введение в трансцендентную).

Источник: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1991/no4/article/moskovskaja-vysshaja-pravoslavno-khristianskaja-shkola/

Русская Православная Церковь. Современное положение и краткая историческая справка. / Русский православный храм преподобного Сергия Радонежского в Южной Африке

Русская Православная Церковь является одной из 15-ти поместных автокефальных Церквей и находится в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными Церквами. Русская Церковь приобрела автокефальный статус в 1448 году.

В диптихе автокефальных православных Церквей она занимает пятое место, после четырех Восточных Патриархатов. При этом Русская Церковь является самой многочисленной среди православных Церквей, ее паства, насчитывая более 100 млн. чел., составляет практически половину всего православного населения мира.

Паства Русской Православной Церкви многонациональна, каноническая территория Русской Церкви простирается на пределы России, других стран СНГ, кроме Грузии, а также на три балтийских страны: Эстонию, Латвию и Литву. При этом в таких странах, как Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия, к ней принадлежит абсолютное большинство населения.

Юрисдикция Русской Церкви распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре, добровольно входящих в нее.

С 1589 года Русская Православная Церковь имеет статус Патриархата. В настоящее время титул Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, поэтому другое официальное наименование Русской Церкви — Московский Патриархат.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси как Глава Русской Православной Церкви имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Пaтриapxa возносится за богослужением во всех храмах Русской Церкви.

Патриарх созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них.

Обратите внимание

Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к полноте Русской Церкви, представляет Русскую Церковь перед государственной властью. Патриарх является епархиальным архиереем Московской епархии. Сан Патриарха является пожизненным. В настоящее время Русскую Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась 10.06.1990. Алексий II — 15-й Московский Патриарх со времени учреждения Патриаршества и пятый — со времени восстановления Патриаршего Престола в 1917 году.

В соответствии с ныне действующим Уставом об управлении Русской Православной Церковью высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Свящ. Синод во главе с Патриархом. Председателем всех коллегиальных органов высшей церковной власти является Патриарх.

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день — 175, из них 132 — епархиальных, 32 — викарных, 11 — находящихся на покое.

Действуют 688 монастырей, в том числе: в России — 207 мужских и 226 женских обителей; на Украине — 85 мужских и 80 женских; в других странах СНГ — 35 мужских и 50 женских; в зарубежных странах — 2 мужских и 3 женских.

В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей.

Общее количество приходов — 26600, из них в России — 12665.

Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви.

Она возникла как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как митрополия Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов.

В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова — залог и духовной, и исторической жизненности Православия.

Важно

Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения.

Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем — письменностью.

Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих пор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно проследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития.

Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений. С другой стороны, крайне важным стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентийского унийного Собора 1438–1439 гг., осознание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в конечное торжество истины. Здесь — начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире.

Читайте также:  Священномученик василий колосов, священник

Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений.

В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

Совет

Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества. Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям.

Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величковскому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристической литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, временем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Именно этот положительный опыт, подкрепленный каноническими деяниями Собора 1917–1918 гг.— восстановлением Патриаршества, трудами по церковному устроению,— подготовил Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь XX век.

Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Господом и миром о подлинной вере и жизни Русской Православной Церкви.

Долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола в отношении Церкви, конечно же, нанесли ей огромный урон.

Не все смогли устоять в этой, как многим казалось, почти безнадежной схватке с системой государственного атеизма, и в этой борьбе многие члены Церкви совершали ошибки и терпели поражения. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал 6, 7), и Церковь не будет уничтожена, пока жива вера в сердцах людей.

В год 1000-летия Крещения Руси уверенность в будущем возрождении Православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами. Начался процесс, который принято называть «духовным возрождением России» и который поставил новые задачи и новые проблемы.

Обратите внимание

Именно с Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Количество прихожан православных храмов постоянно растет, все больше людей осознают себя членами Православной Церкви.

Значительная часть этой многомиллионной паствы остро нуждается в духовном просвещении, поэтому столь важна сегодня катехизация тех, кто, восстанавливая через одно или несколько поколений духовную связь со своими православными предками, вернулся в лоно Матери-Церкви.

Идет небывалый рост числа вновь открываемых и восстанавливаемых храмов и монашеских обителей, образованы и восстановлены десятки новых епархий, и это несмотря на крайне тяжелое материальное положение паствы.

Множатся церковно-общественные организации, объединяющие людей для совместного труда на ниве православного миссионерства, просвещения, образования, социально-благотворительного служения.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня — это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа — детях — одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных научных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением.

Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах.

Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

На Поместном Соборе 1988 г.

Важно

к лику святых Русской Православной Церкви были причислены православные подвижники разных эпох: периода становления Московского государства — благоверный великий князь Московский Димитрий Донской и преподобный Андрей Рублев, иконописец; периода расцвета Московского царства — преподобный Максим Грек и святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; синодального периода — преподобный Паисий Величковский, Нямецкий, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, преподобный Амвросий (Гренков) Оптинский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Прошедшее десятилетие стало временем осмысления трагической и героической судьбы нашей Церкви в XX столетии, самым зримым результатом такого осмысления становится канонизация — общецерковная и местная — сонма новомучеников Русской Церкви, за веру Христову принявших страдания и смерть. Многие из них уже причислены к лику святых. В юбилейном 2000-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви канонизированы новомученики Российские: иерархи и клирики, монашествующие и миряне, жизнью и смертью своей засвидетельствовавшие верность Христу и искупившие перед Господом грех отступничества, овладевший миллионами христиан в послереволюционные годы, ибо Господь по молитвам праведников и исповедников и «ради них пощадил все место сие» (Быт 18, 26). Сегодня во всех епархиях Русской Церкви идет огромная работа: восстанавливаются храмы, открываются духовные школы, катехизические курсы для взрослых и детей, возрождаются монастыри — зримым символом этой созидательной деятельности стал храм Христа Спасителя, воссозданный трудами, помощью и молитвами всей страны.

Источник: https://st-sergius.info/?p=623

Православие к православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. самой крупной и наиболее влиятельной. – презентация

1 ПРАВОСЛАВИЕ К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская Православная Церковь. Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них.православию

2 ПРАВОСЛАВИЕ К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская Православная Церковь. Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них.православию

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСЛАВИЯ Слово «православие» (греч. orthodoxia) означает «правильную веру». Свою веру церковь основывает на Священном Писании, на учении древних отцов церкви – Василия Великого (ум. ок. 379 г.), Григория Назианзина (ум. ок. 390 г.), Иоанна Златоуста (ум. 407 г.) и других, а также на церковном Предании, сохраняемом, прежде всего, в литургической традиции. Строгие догматические формулировки этого вероучения были выработаны вселенскими соборами, из которых Православная церковь признает семь первых. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ Константинопольская Александрийская Антиохийская Иерусалимская Русская (Московский Патриархат) Грузинская Сербская Румынская Болгарская Кипрская Элладская (Греческая) Албанская Польская (ППЦ) Чешских земель и Словакии Православная Церковь в Америке 3

4 ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.» ХАРАКТЕРИСТИКА 12 ЧАСТЕЙ (ЧЛЕНОВ) В первом говорится о Боге как творце мира – первой ипостаси Святой Троицы В четвертом говорится о страдании и смерти Иисуса Христа – догмат искупления Третий – это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии Во втором говорится о вере в Сына Божия единородного – Иисуса Христа В пятом говорится о воскресении Иисуса Христа В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо В седьмом говорится о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю В восьмом говорится о вере в Духа Святого В девятом говорится об отношении к церкви В десятом говорится о таинстве Крещения В одиннадцатом говорится о будущем всеобщем воскресении мертвых В двенадцатом говорится о жизни вечной 4

5 ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИЯ Православная Библия представляет собой перевод греческой Библии на один из диалектов древнеболгарского языка (язык этого перевода традиционно называется церковнославянским) В IX веке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями – миссионерами Кириллом и Мефодием 1564 г г. Первая печатная книга «Апостол» Первая печатная Библия на церковно- славянском языке Первопечатник И.Федоров 1751 г. «Елизаветинская» Библия 5

6 ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ КИЕВСКОЙ РУСЬЮ Великосветской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершения богослужения на родном языке. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог. Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идей единого Бога. Киевская Русь Киевская Русь имела более тесные торговые и культурные контакты с Византией и Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения этих контактов необходима была общая с ними идейная платформа, т.к. в то время русичи считались «варварами». Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины Х века ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ПРАВОСЛАВИЯ Официально православие государственной религией стало в 988 году с момента крещения Руси Киевским князем Владимиром. 6

7 ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ Общеобязательные элементы: ориентация на восток, купольное завершение, увенчанное крестом, колокольня, встроенная в здание храма или стоящая отдельно Основным местом православного священнодействия (совершения общих и частных богослужений, таинств, обрядов) является храм (церковь) Храмы делятся на приходские, кафедральные, где постоянно служит правящий епархиальный архиерей (обычно они называются соборами), и ставропигиальные – находящиеся в непосредственном ведении Патриарха или Священного Синода 7

Совет

8 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Избирает Созывает Поместный собор Учебный комитет Издательский отдел Пенсионный комитет Хозяйственное управление Духовные академии Духовные семинарии и училища Регентские и иконописные школы Отдел внешних церковных сношений Зарубежные экзархаты Русская духовная миссия в Иерусалиме Подворья Представительства Епархии (130) Благочиния Община Храм Церковно-приходской совет Приходы Монастыри Архиерейский Собор (153 архиерея) Отдел катехизации и просвещения Св. Синод Патриарх Московский и Всея Руси Канцелярия ИзбираетСозывает 8

Источник: http://www.myshared.ru/slide/556073/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector