Школа веры: Пост в православии – Рублев. Ищите и обрящете
Важной частью христианского образа жизни является соблюдение постов.
Во время поста христианин должен отказаться от продуктов животного происхождения (мясо, молоко, яйца, при строгом посте рыба) и сосредоточиться на молитве, посещении храма и участии в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии. О необходимости поста говорил сам Спаситель, назвавший пост и молитву единственным способом побороть дьявольские силы в своей душе.
Христианский пост, в отличие от диеты, не ставит своей задачей оздоровление организма или похудение. Его цель — борьба с телесными и душевными страстями, смягчение сердца для встречи с Богом.
Постная пища должна быть простой, дешевой и умеренной.
В пост христианин должен ограничивать себя и в развлечениях — например, по возможности отказаться от посещения зрелищ, вечеринок, просмотра телевизора и общения в социальных сетях.
В православной Церкви существуют посты многодневные, однодневные, строгие и специальные.
Многодневные посты — это подготовительные периоды перед великими христианскими праздниками. Их всего четыре.
Великий пост начинается за 47 дней до Пасхи, за ним следует Страстная Неделя
Рождественский (Филиппов) пост длится с 28 ноября по 6 января
Петров (Апостольский) пост идет со 2-го понедельника после Пятидесятницы до 12 июля, дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Успенский пост предназначен для подготовки к Успению Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа.
Великий и Успенский посты более строгие, в течение их верующие отказываются не только от молока и мяса, но и от рыбы.
Однодневные посты — это еженедельные постные дни среда и пятница. В среду Церковь вспоминает предательство Иуды, а в пятницу — распятие Христа на Кресте. Пост в среду или пятницу отменяется, если на этот день приходится праздник Рождества Христова (7 января) или Крещения (19 января).
Существует несколько периодов в году, когда среда и пятница не являются постными днями. Эти периоды называются сплошными седмицами. В году их пять: Святки (от Рождества до Крещения), Седмица мытаря и фарисея (за две недели до Великого поста), Сырная седмица, или Масленица (перед Великим постом), Светлая седмица (неделя после Пасхи) и Троицкая седмица (неделя после праздника Троицы).
Постными являются также два праздничных дня – Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября).
Строгие посты – дни, в которые Церковь рекомендует полностью отказываться от пищи. Это кануны Рождества и Крещения (Рождественский и Крещенский сочельники, 6 и 18 января) и Страстная пятница.
Специальный пост устанавливается для христианина в особых случаях: например, перед принятием таинства Евхаристии или в качестве епитимьи за грех.
Источник: http://rublev.com/o-verouchenii/post-v-pravoslavii
О рождественском посте
Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6: 2).
О сущности поста
Можно ли назвать постом только соблюдение правил о невкушении скоромного в постные дни?
Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
Нет, это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены.
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей» /Преп. Варсонофий Великий/
Священное Писание о посте
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58: 6-7).
«Доброе дело – молитва с постом и милостынею, и справедливостью» (Тов. 12:8).
«Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12)
Три Евангельских условия поста
1. Всепрощение и примирение со всеми:
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
2. Поститься не показно, перед людьми, но пред Богом, во имя и во славу Божию:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
3. Ревнуйте не о земном преуспеянии, а о дарах духовных и больших (1Кор.14:1; 12:31):
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 14-21). По словам св. Серафима Саровского, пост является незаменимым средством приобретения плодов Святого Духа в жизни человека.
Святые о посте
«Постись Богу так: служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях» /Пастырь Ерма/.
«Пост тела есть пища для души» /Свт. Иоанн Златоуст/.
«Пост есть начало и основание всякого духовного делания» /Преп. Симеон Новый Богослов/.
«Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост – добрая стража души. Пост возносит молитву на небо.» /Свт. Василий Великий/.
«Истинно постящихся Господь посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями, научает всякой добродетели и возводит к совершенству» /Св. прав. Иоанн Кронштадтский/.
На необходимость соблюдать посты нам указывает Евангелие на примере Спасителя, постившегося 40 дней в пустыне (Мф. 4: 1-3).
Цель поста
✦ облегчение и усмирение тела;
✦ обуздание страстных пожеланий;
✦ овладение собой и победа над плотскими страстями и привычками;
✦ освобождение себя от мирских соблазнов и зависимостей, чтобы сосредоточиться на преумножении даров благодати.
«Главная цель поста состоит в нравственном исправлении и совершенствовании человека» /Свт. Василий Великий/.
Особенности Рождественского поста
Названия Рождественского поста
Рождественский – т.к. установлен в честь Рождества Христова.
Филиппов или, в просторечии, Филипповки – т.к. начинается после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября).
Малая Четыредесятница — т.к. длится 40 дней — с 28 ноября по 6 января (н.ст.).
Установление Рождественского поста
Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века.
Считается, что эта традиция выросла из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося с III века, а в IV-V веках разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Изначально Рождественский пост длился семь дней, однако, в 1166 году по решению патриарха Луки Хрисоверга он стал в православии сорокадневным.
Зачем установлен Рождественский пост?
Между Успенским и Рождественским постами более трех месяцев христиане не постятся. Это ведет к духовному и телесному расслаблению, духовному оскудению и обмирщению. Перед Рождеством наступает время внутренне собраться, укоренить и укрепить волю в доброделании.
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце, благоухание любви и желание следовать Его учению.
Свт. Лев Великий (V в.) писал: «Хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостыней истреблять грех, который приумножается слабостью плоти и нечистотою пожеланий».
«Рождественский пост — служит для нас к освящению последней (зимней) части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова». «Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды урожая, дарованного Богом в завершении прожитого года, как дар благодарности Ему».
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедрыми и милосердными к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово – Богомладенца Христа, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся затем Его Божественной плоти.
Сей пост внутреннего человека приятен Богу, он компенсирует и восполнит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
Особенности богослужений Рождественского поста
Церковь приуготовляет к событию Рождества постепенным раскрытием Божественного Домостроительства, начало которому положено праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Введения во храм.
Наибольшего развития внутренняя, духовная подготовка к принятию великой тайны Богоявления и вочеловечения Бога Слова достигает в дни Рождественского поста.
В течение Рождественского поста положен целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста.
Начиная с Введения во храм за богослужением поются ирмосы Рождественского канона. «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» – этим песнопением начинается наше приуготовление к празднику.
И далее все чаще звучат в церковных службах песнопения, посвященные приближающемуся празднику. В праздники святого апостола Андрея Первозванного (13 декабря), Святителя Николая (19 декабря) и святого пророка Даниила (30 декабря) в службы введены особые предпраздничные стихиры, которые постепенно подводят нас к духовному восприятию праздника.
Период Рождественского поста характеризуется также особым подбором священных памятных дней, предлагаемых нам Церковью. В службах им нам дан пример очищения душ от страстей путем поста и молитвенного подвига.
Особое место среди них занимает память ветхозаветных пророков и праведников, предвозвестивших пришествие в мир Спасителя. В течение поста Церковь вспоминает пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила.
Два последних воскресенья поста посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков. В Церковном уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец.
Святые праотцы – это все святые Ветхого Завета.
Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя.
За пять дней до праздника Рождества Христова, со 2-го января – дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского, начинается его предпразднство и пост устрожается в отличие от предыдущих дней.
А самый строгий день Рождественского поста называется навечерием Рождества Христова, или «сочельником», когда в народной традиции христиане старались, кому посильно, до появления первой звезды на небе не вкушать.
Составил протоиерей Александр Зелененко
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/o_rozhdestvenskom_poste/244-1-0-25058
Странности в вопросе о православных постах
«Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева.
Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.
Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
«Нынешний Петров пост склонил меня на сторону нового стиля. И так лето маленькое и холодное, да еще и 2/3 лета – пост: ни шашлыков не пожарить, ни отдохнуть как следует. Вроде каникулы, отпуск – ан нет, пост.
Зато в сентябре – ноябре можно есть все, да уже поздно. Лучше бы пост был осенью, а не летом. А новостильные поместные церкви (11 из 15) ничуть не страдают от того, что Петров пост у них стал на 13 дней короче. Я с ними согласен».
(Из сети интернет)
Недавно перестал соблюдать все посты (в том виде, в котором они сегодня есть) кроме Великого, среды и пятницы. Хотел бы поделиться своими мыслями по этому вопросу, возможно, это кому-то поможет и возможно, если я не прав, кто-то поможет в этом вопросе мне.
Забегая вперед скажу, что я все больше склоняюсь к выводу, что установленные посты, кроме указанных 69 правилом святых апостолов, Великого, среды и пятницы, скорее всего являются еретическими новшествами, которые возможной целью имеют недопущение или увод в сторону от православной веры излишней аскезой. Напомню, что в данный момент мы имеем больше половины года постных дней.
В процессе изучения вопроса, пришлось столкнуться с некоторыми странными фактами, которые в итоге и привели меня к данному выводу. Нисколько не умаляю достоинство и силу поста.
Об этом во многих местах свидетельствует нам Ветхий Завет, этому Своим примером и учением учит нас Господь Исус Христос в Новом Завете, этому нас учат и святые апостолы, и святые отцы Церкви.
Но также, лично я, не хочу без должных на то оснований накладывать на себя более того, что накладывали на себя святые отцы и ранние христиане. Поэтому-то и принял такое решение. Странности же такие:
1. Мы имеем 69 правило святых апостолов, которое говорит нам, что не соблюдающие Великий Пост, среду и пяток под анафемой.
Имея это указание, мы не имеем ни одного слова в Правилах, касаемо Рождественского, Петрова, Успенского и однодневных постов на Воздвижение Креста Господня и усекновение главы Иоанна Предтечи. Это весьма удивительно, т.к.
по логике, если есть установленное правило, то должно присутствовать и наказание за его несоблюдение. Но этого нет.
2. Отсутствие каких-либо источников, раскрывающих нам историю возникновения постов (опять же в том виде, котором рассматриваемые посты сейчас есть), кроме указанных правилом апостолов выше. А те же источники которые есть, либо вызывают серьезные сомнения в их подлинности, либо в истинности в вере людей установивших данные посты, либо написавших данные книги.
3. Сам установленный порядок соблюдения указанных постов во всех открытых церковных юрисдикциях более чем странен.
История возникновения Рождественского (Филипова), Петрова, Успенского, а также однодневных на Воздвижение Креста Господня и на усекновения главы Иоанна Предтечи постов
Материал беру из Википедии. Это само собой вызовет дружный смех всех без исключения православных (особенно называющих себя «старообрядцами», «древлеправославными» и т.д.). Сразу скажу, что я смеюсь вместе с вами.
1. Рождественский Пост. Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века.
Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным (выделено мной – А.К.).
Кратко правило соблюдения. Разбит на три этапа (от начала поста до 6 (19) декабря, далее до 19 декабря (1 января), далее 24 декабря (6 января).
В первый этап, во вторник и четверг допускается рыба, вино и елей (возможно в некоторых юрисдикциях – только вино и елей), во второй этап в эти же дни – только вино и елей, согласно уставу Московского Патриархата и придерживающихся его юрисдикций.
2. Петров Пост. Петров пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян. 13:3).
Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум».
Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.
История. Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.
Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.
Выписка из устава: по вторникам и четвергам дозволяется вино и елей.
3. Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 [14] августа по 15 [28] августа включительно (выделено мной – А.К.) и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Интересные выписки из устава:
« – в праздник Преображения Господня (6 [19] августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая (выделено мной – А.К. Эта глупость действительно есть в МП), которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);
– в праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 [28] августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет».
Выделено мной. Несколько недель в году мы имеем сплошные седмицы, в которые пост среды и пятка отменен, но тут большой богородичный праздник, к которому шла подготовка в течении двух недель и в сам праздник может быть запрещено разговение из-за того, что он может выпасть на среду или пятницу. Что это? Тонкое унижение Богородице? Чем вызван такой запрет?
4. Посты на Воздвижение Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи якобы установлены в воспоминание скорбных событий распятия Господа и кончины Иоанна Предтечи.
Воздвижение Животворящего Креста – величайший праздник. Сильнейшее оружие христианам в борьбе с дьяволом. Радость неописуемая. Постный день (?).
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Всех мучеников мы почитаем по дате их кончины, в которую им удосужилось пострадать за Христа. Большинство других святых мы почитаем по дате их блаженной кончины. Но почему в этот день скорбь?
И интересный момент по правилам соблюдения постов. В Рождественский и Петров пост по вторникам и четвергам разрешается вино и елей, а в некоторых юрисдикциях даже рыба. Это очень странно, т.к. в православной Церкви постными считаются лишь дни без елея. Дни же, в которые вино и елей разрешены, называются «праздными» (об этом ниже подтверждение преп.
https://www.youtube.com/watch?v=yJH-3ouRrts
Иоанна Кассиана). В связи с этим совершенно непонятны уставы Рождественского и Петрова постов. Если уж поститься – то тогда, пожалуй, надо поститься, а это значит, что эти посты автоматически становятся Великим по степени воздержания. Но если не поститься, то в таком случае нужно придумывать какие-то другие определения этим дням. Полупостные, к примеру.
Или полупраздные.
Вернемся к истории. Мы видим, что в официальной истории возникновения постов, только один пост имеет хоть какую-то дату и имя человека его установившего. Это Рождественский.
Далее некоторые выписки из других источников.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407г.). Сайт кириллической печати Соборник.ру. В неделю сыропустную поучение святаго Иоанна Златоустаго о святом посте.
Иоанну Златоусту вторит и его современник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360—435г.): «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений.
Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют 36 с половиной дней, а в семи неделях за исключением воскресных дней и субот, постных дней тридцать пять.
Но если к ним прибавить Великую Суботу в которую пост продолжается до пения петухов, половину ночи до рассвета следующего дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной».
Но здесь, в этом же разделе поучений Иоанна Златоуста, в слове 33 мы может увидеть: «В неделю третию поста, сказание святых отец о велицем посте, и о прочих постех»:
Итак, в слове 8 Иоанн Златоуст говорит нам, что Великий Пост – это некая мистическая «десятина» Богу от всего нашего годового жития и его современник, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, эти слова подтверждает даже математически. И тут же ниже, в слове 33-м, тоже якобы Иоанн Златоуст говорит нам:
1. Апостолы узаконили два поста – Великий – Четыредесятницу и после Пятидесятницы – апостольский.
2. Святые отцы установили позже еще два поста – Рождественский и Успенский.
Это выпадает из логики и я думаю, что это еретическая вставка. Т.к. в слове 8 говорится о «десятине» и ни слова не говорится о других постах, которые весьма «десятину» расширяют.
Очень сомнительно, что люди, которым омывал ноги Сам Христос и Который учил их «быть всем слугой» (Мк. 9, 34); крайне сомнительно, что эти люди создали бы пост в честь себя самих.
И также весьма сомнительно и то, что Иоанн Златоуст, живший всего лишь между 347 и 407 годами (не ахти какой срок от момента становления христианства) не знал бы имен отцов, которые якобы установили вышеуказанные посты.
И как они это сделали, если допустить, что эти слова действительно были сказаны Иоанном Златоустом? Некие никому неизвестные «святые отцы» без всякого собора, без конкретного определения в сроках данных постов, без указания правил их соблюдения и без указания наказания за их несоблюдение, устанавливают посты, которые не установили даже святые апостолы. А якобы святые апостолы установили пост в честь себя, но при этом забыли о Рождестве и Успении. Поверить во все это просто не представляется возможным.
И информация из Википедии о том, что Рождественский пост установил своим единоличным указом константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, лишний раз подтверждает, что вопрос постов крайне странен своей неопределенностью и противоречиями.
Лука Хрисоверг в 1166 году не знал того, что сказал Иоанн Златоуст до 407-го? Того, что данный пост, оказывается, уже есть.
Или Иоанн Златоуст имел ввиду другое по продолжительности воздержание перед Рождеством, а Хрисоверг расширил до 40 дней? Или Иоанн Златоуст не говорил приписываемых ему слов? (Что вероятнее всего, о чем и говорит косвенно нам поучение в слове 8 этой же книги).
И Лука Хрисоверг, имея благочестивый обычай недельного воздержания перед указанными праздниками (о чем говорят нам некоторые источники), имел ли он право без согласования с другими епископами, другими Поместными Церквями создать сорокодневный пост? Кто дал ему такое право, если раньше фундаментальные вопросы Православия решались только на соборах со множеством приглашенных делегатов? Если такое событие (установление 40-дневного рождественского поста Хрисовергом) и вправду имело место, то оно никак не свидетельствует в пользу того, что данный человек был истинным православным христианином и тем более епископом.
Вот интересный момент. Сербский епископ Никодим (Милаш, +1915г.
) в своей книге «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями» приводит такие слова: «Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св.
Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода». (Выделено мной – А.К.)
Примечательно, что еп.Никодим дает ссылку не на труды Вальсамона, а на Алфавитную Синтагму Матфея Властаря.
Вот тоже выписка из Синтагмы: «Собственно узаконен один сорокадневный пост – пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них.
Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова».
(Выделено мной – А.К.)
Алфавитная Синтагма составлена в 1335 году. Вальсамон (патриарх Антиохийский (1193—1199)) приводит решение синода составленное до 1111 года. Хрисоверг же устанавливает 40-дневный Рождественский пост указом 1166 года. Сплошь противоречия.
Ни Вальсамон, ни Матфей Властарь, составивший Синтагму, не знают об указе Хрисоверга, а в свою очередь Хрисоверг не знает о не столь давнем указе синода своей же кафедры. Можно было бы тут поставить точку на информации из Википедии, как на информации выдуманной, но опять же и опять приходится делать оговорку. Дело в том, что и Синтагме мы не можем полностью доверять.
На первый взгляд – хорошая книга, содержит в себе массу толкований по многим серьезным вопросам церковной жизни, но расчет Пасхи, откровенно еретический и даже богохульный, который она в себя включает, обязывает сделать оговорку на то, что этому источнику полного доверия нет. Как не прискорбно все это говорить.
Каков можно сделать вывод и можно ли вообще его сделать из источников, которые так противоречивы? Однозначного вывода сделать не получится, но можно сделать вывод, который будет более приближен к Правде. Вывод логический.
Мы видим, что Великий Пост в Церкви воспринимается как некая единая мистическая «десятина» Богу от всего нашего жития; посты среды и пятницы – установлены как постоянное напоминание нам о Спасителе и Его страстях. Все эти посты являются обязательными к исполнению православными христианами. Правило 69 святых апостолов ставит точку в этом вопросе.
Посты же на Воздвижение Креста Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, а также запрет на разговение Успенского поста в среду и пяток – крайне странны и, скорее всего, являются выдуманными постами, либо по злому умыслу, либо по излишнему рвению, которое, впрочем, также не оправдывается.
Недельные (или другой больше или меньше продолжительности) же посты перед Рождеством, днем Петра и Павла, и Успением Пресвятой Богородицы (а также и день поста перед Богоявлением) – это благочестивый и благоговейный обычай.
Не обязательная, но желательная дань уважения одним из ключевых событий Православной Церкви. Бо’льшая же продолжительность данных постов, скорее всего, является еретическим новшеством.
И к чему это может привести, можно посмотреть во мнении пользователя из сети Интернет, которое венчает данную статью.
Андрей Козин.
Скачать статью в формате DOC
Источник: https://andrey-grpc.livejournal.com/8426.html
Основные посты в Православии
В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.
Рождественский пост
В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название – филиппов, т.к.
заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Великий пост
Самый значимый пост для каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику – Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями.
Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров.
На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.
Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.
Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.
В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».
Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.
Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.
Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.
Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.
Петров пост
Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная – от 8 до 42 дней.
Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к.
разрешается вкушать рыбу.
Успенский пост
Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца.
Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою.
Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.
Можно ли крестить ребенка в пост?
Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.
Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.
Источник: https://www.krestilnoe.ru/poleznoe/osnovnye-posty-v-pravoslavii/
16. Посты и постные дни седмицы | school.orthpatr.ru
познакомить воспитанников с понятием поста и местом поста в церковном календаре
Задачи:
- узнать, чем нужно заниматься во время поста, а в чём нужно себе отказать
- узнать, какие бывают многодневные посты
- узнать, какие бывают однодневные посты
- понять, для чего нужен пост
Использованная литература:
- Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Структура церковного года».
- Верниковская Л.Ф.
Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Что такое пост?»
- Крецу Л. Мы пришли в Церковь. Изд. Камно, Кишинев, 2013. Тема 1.
- Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.
: Книговек, 2010. – Т.2.
Дополнительная литература:
- Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 6.
Ключевые понятия:
Словарь урока:
- Многодневный
- Однодневный
- Великий
- Петров
- Успенский
- Рождественский
- Среда
- Пятница
- Сочельник
Содержание занятия(открыть)
Иллюстрации:
Проверочные вопросы:
- Что такое пост?
- Сколько длительных постов в году?
- Почему мы постимся в среду?
- Почему мы постимся в пятницу?
- Перед каким праздником назначен Великий пост?
Ход урока. Вариант 1:
Просмотр видеоматериалов с остановками и обсуждением.
Решение детьми задания «Лабиринт» и ребуса.
Закрепление изученного с помощью проверочных вопросов.
Ход урока. Вариант 2:
Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся иллюстрациями.
Дети составляют из слов предложение и объясняют его: сестра, подруга, и, поста, это, Молитва.
Работа в парах. Объяснить утверждения: «Пост – это ангельская жизнь, потому что ангелы не нуждаются в пище», «Пост сохраняет здоровье тела и даёт крылья душе».
Раскрашивание раскраски.
Закрепление изученного с помощью проверочных вопросов.
Видеоматериалы:
- Телепроект «Дом, в котором живёт Бог». «Смысл и назначение поста»:
- Телепроект «Доброе слово». «О заповеди поста»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 79. «Годовой круг церковных Богослужений»:
Источник: https://school.orthpatr.ru/node/182028
Православный пост. Тем, кто постится впервые
Рождественский пост, не будучи особенно строгим, очень удобен для тех, кто только учится поститься. Есть ли какие-то особенности в посте для новоначальных?
Беседа со священником Алексием Чумаковым, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).
— Отец Алексий, вот, человек только начал ходить в храм. Сразу ли ему предлагают начать поститься? Если нет, то в какой момент будет предложено соблюдать пост?
— В нашем приходе, как и большинстве приходов русского зарубежья, встречаются самые разные люди — разные по развитию, культурному уровню, образованию, с очень разными личными судьбами.
Некоторые из них обращаются ко Христу и приходят в православный храм, другие сначала приходят в православный храм, и стоит задача помочь им в приобщении ко Христу.
При таком разнообразии вряд ли возможен единый подход и единые требования.
Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение.
Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия.
Но, в любом случае, о посте они узнают от меня довольно рано, как только заходит речь о христианской жизни и какие обязанности она на нас накладывает. Другое дело, что я могу посоветовать «входить» в нее по мере сил, чтобы не сорваться.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе
— Как вы объясняете новоначальным смысл поста?
— Мое объяснение зависит от того, кто передо мной. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: тут и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.
Мне представляется очень важным, чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания.
Кому-то можно рассказать, что пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и «убрать свой дом» — ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.
Я никогда не учу «посту ради поста».
отец Алексей Чумаков
— Если человек впервые решил соблюдать пост, то какой вариант ему будет предложен?
— Зависит от человека. Некоторым легче начать сразу со строгого поста, на волне неофитского горения. Другим надо начать более плавно, притом, что они должны знать, что представляет из себя пост совершенный. Нет одного на всех рецепта.
— Новичку будет предложено соблюдать все посты или только большие?
— Я неплохо знаю историю развития дисциплины постов и их появления в нашей церковной практике, и соответственно, при плавном вхождении в режим соблюдения постов вначале идет Великий Пост, особенно первая неделя и Страстная, а также среды и пятницы во весь год, потом Успенский и последняя неделя Рождественского, потом Апостольский и Филиппов в полной мере.
— Есть ли в вашей практике какие-то уровни, градации поста для людей с разными условиями жизни? Как постятся люди, занятые физическим трудом? Офисные работники?
— Да, конечно. Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В современных, материально благополучных условиях жизни на Западе не представляет сложности соблюдать букву поста и при этом «нормально питаться», даже более здоровым образом. Так что офисные работники никак не страдают, они всегда могут выбирать себе блюда.
А вот при жизни в семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Опять-таки, надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье ради диеты, а другой раз бывает полезно настоять.
— Что предлагается тем, кто не может соблюдать пост по состоянию здоровья, а также беременным и кормящим?
— Болезнь вменяется в пост, и для больных, беременных и кормящих не будет грехом разрешение поста. Обычно они просят, для очистки совести, благословения у священника.
— С какого возраста начинают соблюдать пост дети? Как они постятся?
— В идеале, с детства и вместе с родителями (если питаются вместе). В иных случаях — в зависимости от того, кто их кормит, и от их практики поста.
Дети, как правило, любят рутину и ритуал, и если им объяснить, почему мы постимся, они обычно следуют этим правилам. Возраст начала поста в идеале тот же, что и возраст начала исповеди — примерно в 7 лет, но зависит от степени самосознания ребенка, которое формируется разными темпами.
— Расскажите, как определить свою меру поста в еде? Как понять, что взял на себя слишком много?
— Если мешает работе, молитве, если мысли все вокруг еды.
— Как сосредоточиться в пост на главном, а не думать все время про еду?
— Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс «пощения»: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу.
Лично я в постные дни ничего не ем до вечера (заката солнца), и это мне проще, чем есть что-то постное на завтрак и обед. А другие люди имеют другой склад. Вообще, не принято интересоваться, кто как постится — это сугубо личное дело каждого христианина.
— Как понять, была ли польза от поста или нет?
— Надо подумать, сумели ли мы что-то в своей жизни повернуть к лучшему, есть ли какие-то плоды всей этой деятельности? Если ничего, кроме раздражения, мыслей о еде и желания побыстрее окончить пост не получилось, значит, это был опыт отрицательный. Но все равно опыт, в следующий раз постараемся лучше.
Так что польза всегда есть, на мой взгляд, даже если пост не удался.
Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/06/27/pravoslavnyj-post-tem-kto-postitsya-vpervye/
Истинность православной веры
Статьи – ОСНОВЫ ВЕРЫ
Многие люди в поисках истины и правильной веры, доходят до Православия. Пройдя жизненный путь, полный поисков, страданий, переживаний и разачарований, они в конце концов находят свой дом.
Для них православная вера есть конец поисков и блужданий, они пришли домой.
Какие же были сделаны шаги на этом пути и какие были остановочные пункты? Каждый такой пункт является особым моментом в духовном развитии человека, когда постигается какая-то истина.
1. Истинность Господа Бога.
Все вокруг нас имеет Создателя. Кто-то, все что мы видим и ощущаем, создал и является причиной всего существования. Все вокруг нас, каждая вещь кем-то создана. Из этого следует что мир тоже кто-то создал.
Не может быть, что каждую вещь вокруг нас кто-то создал, а вот мир, такой красивый и такой мудрый, случайно создался сам по себе.
Ясно, что есть Создатель мира и что этот Создатель всемогущий, всезнающий и вообще особенный и конечно это Господь Бог.
2. Истинность невидимого мира.
Нас окружает видимый и невидимый мир. Видимый мир мы все видим и ощущаем. Невидимый мир делится на две части. Первая часть, это тот мир который можно ощущать не прямым путем, а косвенным; то есть при помощи каких-то инструментов. Таким образом многое невидимое, люди поняли и ощутили. Например электричество, радио волны, атомы, и т.п.
Но есть и вторая часть невидимого мира – это невидимый мир которые люди не поняли и не видят. Это тоже довольно очевидно.
Почти что каждый человек, рано или поздно, сталкивается с явлениями совершенно не объяснимыми научным способом. Например предчувствие будущего, услышанная молитва и т.п.
Все это говорит что конечно какой-то невидимый мир есть; мир который мы не можем объяснить научным способом.
3. Истинность потустороннего мира.
После смерти, души людей продолжают жить. Есть много свидетельств, в особенности во время войны, о происшествиях доказывающих что человеческая душа бессмертная и что она продолжает жить даже после смерти.
Бывают случаи что перед смертью умирающий видит умерших родственников и знакомых о чьей смерти он и не знал.
Он их видит и говорит: “А ты тоже здесь?” Потом много случаев когда умирающий, в особенности праведный, умирает тихо, спокойно и даже с улыбкой; как будто он видит что-то особенно хорошее.
Из физики мы знаем что ничего не может исчезнуть, а только меняет свой вид.
4. Истинность личного Бога.
Многие верят в “какое-то” божество, Создателя Вселенной, но не в личного Бога, с Которым можно иметь личные отношения. То есть в Бога, Который знает каждого из нас, интересуется нами, заботится о нас и к Которому можно молиться. По христианскому учению, Господь Бог знает все о нас, любит нас и всегда нас направляет к добру. Это называется Божьим Промыслом.
Что это есть истина, есть много доказательств. Доказательством этого могут послужить многие услышанные молитвы. Это случается с каждым верующим человеком. По нашей слабости и греховности обыкновенно мы такие чудеса забываем.
Так однажды, чтобы не забыть, один боголюбивый православный человек, решил записать все услышанные молитвы, чудеса и Промысл Божий в своей жизни. Записав все что он мог вспомнить он был поражен тем, что так много было услышанных молитв и совершенно необъяснимых явлений – чудес.
Ему стало ясно, что не только Господь Бог есть, но Он нас грешных слышит, слушает и часто когда наши просьбы согласованны с Его волей, то Он исполняет наши молитвы. Он наш Отец, Он нас любит, и Он заботится о нас. Каждый верующий может это подтвердить сам, если он припомнит и запишет все услышанные молитвы и все чудеса в его жизни.
Он тоже будет поражен большому количеству услышанных молитв и чудес.
Недавно один американский доктор психиатр подтвердил в своей книге о существования Божьего Промысла фактами из его практики. Нужно было иметь смелость сделать такое заявление и защищать его. Наблюдая за авариями он обратил внимание на тот факт что довольно часто происходят совершенно невероятные случаи.
Например, после аварии в которой автомобиль совершенно превратился в лепешку, вылазит человек почти что без всяких повреждений. Если человек в таком случае погибает, то это естественно, но если его вытаскивают из автомобиля лепешки, и он жив здоров, то конечно это чудо. Имя этого автора и название этой книги таковое: M.Scott Peck, MD.
The Road Less Traveled. 1978. Simon and Schustre, New York, NY., 318 с.
Так вот в этой книге есть такие мысли, что совершенно необъяснимые случаи происходят чаще чем – это предсказывается математической теорией вероятности, то есть что это была просто случайность.
Итак, обилие услышанных молитв и чудес в нашей личной жизни, доказывает что Господь Бог конечно нас слушает, знает нас и помогает нам идти по дороге к добру.
5. Часть истины есть у всех.
А что же сказать насчет того что в других религиях есть часто правильные и хорошие учения?
Ответ на это такой: даже в самой дикой религии, скажем у людоедов, то и у них есть некоторые правильные учения. В каждом исповедании, в каждом мировоззрении, в каждой философии, в каждом политическом течении есть какая то доля правды.
Все эти учения не были же придуманы совершенно безумными людьми. Значит, у всех у них есть какая то доля правды. Но какая доля всего учения есть правда, а какая нет, это уже другой вопрос.
На этот вопрос мы постараемся ответить ниже.
6. Истинная вера может быть только одна.
Есть ли такая вера, где всё на все 100% истина? Исходя из логики, если такая вера есть, то такая может быть только одна. Не могут быть две веры, которые во всех своих учениях, на все 100% истинны. Если было бы это так, то это были бы не две веры, а одна, так как они во всем учат одно и тоже, значит они тождественны.
Для того чтобы легче разрешить эту задачу, можно каждую истину, которую какая-нибудь вера учит, представить себе как белый шарик, а каждое заблуждение как черный шарик.
Таким образом все учение любой веры, философии или политического учения можно себе представить как сосуд с белыми и черными шариками. У одних больше черных чем белых, а у других больше белых, а у третьих почти все белые. Только у одной веры могут быть все шарики белые.
Значит только одна вера может быть правдива на все 100% и только одна вера может быть истинно божественна.
Вывод из этого рассуждения тот, что истинная вера может быть только одна.
7. Учение православной веры.
Основная задача христианской веры, это привить человеку доброту. Христианство очищает человека от греха, приближает его к святости – освящает его.
Христианство на первом месте определило, что значит быть хорошим человеком. В язычестве это не было известно и если было то не совсем. Теперь, быть хорошим человеком, значило быть добрым, правдивым, честным, порядочным, спокойным, тихим, любвеобильным. То есть качества “хорошего человека” равняются качествам христианина.
8. Преимущество христианской веры над другими.
Как было сказано выше, христианство освящает человека. Другие религии не ставят это центральной задачей. Вот именно из за этого, христианство является самой чистой и самой благородной верой.
9. История Христианской Церкви.
Начало Христианской Церкви идет от Иисуса Христа. Ее учение остается все эти века неизменяемое. Чудеса, чистота христианского учения по сравнению с языческим миром, воскресение Иисуса Христа, быстрое распространение, все это доказывает божественное начало Христианской Церкви. Из этого и следует что раз Церковь божественная то должна быть и истинная.
10. Влияние христианства.
Христианство оказало положительное влияние на весь мир и под этим влиянием мир совершенно изменился. Отношения между людьми стали более человечными. Христианство учило, что человека нужно ценить по его духовным качествам – то есть хороший ли он или нет. Богатство, положение в обществе и красота не важны.
Христианские идеалы, христианские взгляды на жизнь, своим нравственным совершенством постепенно победили языческие идеалы и взгляды. Мир постепенно перестроился по христианскому идеалу.
11. Учение православной веры.
Православная вера это самое чистое, самое не измененное христианство. Она учит добру, милосердию, прощению и любви. Православный не только живет по заповедям Закона Божия, но он тоже занимается духовным самовоспитанием. То есть постепенно и целеусмотренно развивает в себе христианские качества и избавляется от греховных привычек.
12. У православных полнота веры.
Среди христианских Церквей и христианских общин есть много течений и все они твердят что они истинны. Так ли это?
У православных есть полнота веры. Это ощущается всюду; в храме, в книгах, молитвах и т.п. У инославных нет такой красоты, икон, святых, песнопений, такой исповеди, поста, такого причастия, глубины, духовной литературы и святых отцов.
Известная вещь, что иногда когда протестант первый раз приходит в православный храм, то он ощущает так называемый cultural shock. Настолько его потрясает разница между тем к чему он привык и новым что он ощущает, что он как в шоке.
Есть случай когда один протестант присутствовал в 1966 г. в Сан-Франциско на отпевании Архиепископа Иоанна (Максимовича) Западно-Американского и Сан-Францисского и Шанхайского, Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
Все происходящее на отпевании этого великого святителя, настолько на него подействовало и потрясло, что он после этого начал тянуться к Православной Церкви.
Он начал читать православную духовную литературу и в последствии перешел в православие и не только перешел, но и стал очень активным и хорошим священником (о.Алексей Йанг).
Принимая во внимание всю широту и глубину православной веры и духовную нищету и отсутствие полноты учения в протестантских общинах, конечно ясно, что они не могут быть Истинной Церковью.
Принимая во внимание всем известное поведение и узурпацию власти Римской Церкви и ее пап, тоже ясно что Римская Церковь не есть Истинная Церковь.
Таким образом при помощи аналитического метода by elimination можно доказать, что Православная Церковь и православная вера есть Истинная Церковь и истинная вера, а вся истина имеет божественное происхождение.
13. Влияние православной веры.
Православная вера не только перевоспитывает православного, но она и постепенно влияет положительно на все общество. Она влияет на всю культуру народа: характер, быт, письменность, литературу, историю, законодательство, государственность. У римлян, греков и других культура уже существовала до пришествия христианства. У русских почти что все началось с христианством.
Интересно как вера влияет не всю культуру народа и даже на язык. Так, например, в русском языке есть слово воспитание, перевоспитание и самовоспитание. Эти слова являются словами русского народа, чья культура исходит из православной веры.
В православной же вере воспитание, перевоспитание и самовоспитание есть самые важные и самые основные понятия. В английском языке слов воспитание, перевоспитание и самовоспитание нет.
Так как это язык протестантов у которых мало говорится о самовоспитании, то и этих слов нет.
14. Аскетическое учение.
Среди православных церквей, хотя они все и являются равноправными составными Православной Церкви, есть разница в их глубине и духовности. Самое сильное и самое сгущенное православие это аскетическое (подвижническое) Православие. Слово аскетизм можно определить как упражнение духа и тела, воли и помыслов.
В аскетическом православии, подвиг связан с духовным самовоспитанием и выделяется более ярко чем в неаскетическом.
Здесь отсутствует гордыня, здесь радость во Христе, читается духовная литература, с любовью и радостью соблюдаются посты, идет брань со своей греховностью и страстями, исповедь связана с причастием, богослужения не сокращаются, в проповедях говорится о борьбе с нашими страстями, существуют лица которые отличаются своей святостью, существуют старцы, нет погони за переменами и т.п.
О необходимости духовного подвига для духовного совершенствования Архиепископ Феодор, ректор Московской Духовной Академии в 1911 г. писал так: “С задачею нравственнаго усовершенствования неизбежно объединены подвиг, усилие и борьба.
Это все равно, как сказать что диета – необходимый элемент и принадлежность физическаго выздоровления и лечения человека.
Как физически больной должен иметь по роду своей болезни известную определенную диэту, чтобы идти к выздоровлению, так и для больного духовно – грехом – на пути ко спасению необходима известная как бы диэта, режим, так или иначе поставлящий его в определенныя рамки”. (Архиепископ Феодор, Смысл Христианскаго подвига, 1976 г., с.52).
Каждый из нас грешит много каждый день и имеет греховные привычки, то есть страсти.
Но как начинать борьбу с нашими страстями; с самой маленькой греховной привычки или с самой большой? На этот вопрос дает нам ответ, точно по опыту и учению святых отцов, Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ, в своем великопостном послании 1988 года: “…
У каждого из нас есть какая-то господствуящая страсть, как некий главный духовный корень, против которого и подобает нам ополчиться всеми силами своей души…” (Православная Русь, Номер 5 (1362), 1/14 марта 1988).
15. Аскетизм и другие веры.
О самом сильном, самом сгущенном Православии Митрополит Антоний (Храповицкий) Киевский и Галицкий (позднее первый Первоиерарх РПЦЗ) писал так:
“…нравственное совершенство личности есть цель христианской жизни, а не просто богопознание (как полагают протестанты) или благоустроение Церкви (паписты), за что, по их мнению, сам Бог дает человеку нравственное совершенство в качестве возмездия”.
“Нравственное совершенство достигается путем самодеятельной, сложной работы над собой, внутренней борьбой, лишениями, в особенности же самоуничижением”.
“И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство – учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепеннаго усвоения добродетелей; условия эти – внутренния, заключающияся в подвигах, и – отвне подаваемыя, заключающияся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых едино назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершеству”. (“Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний (Храповицкий) (1911 г.) (ДД-16.3р).
Заключение
Православная Церковь и Вера не только божественная, святая, самая благородная, но и истинная. Великая честь и счастье принадлежать к Истинной Церкви и Вере.
За эту любовь оказанную нам Господом Богом мы должны Его благодарить и сделать все от себя возможное чтобы этот дар не потерять.
Это конечно накладывает на нас долг познакомиться и изучить по глубже нашу веру, соблюдать заповеди Закона Божия, передать наши знания своей семье и друзьям и всячески помогать православным в их святом деле.
Духовный листок «Дорога домой.- Истинность православной веры»
Назад к списку
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/34867