Школа веры: православное богослужение: недельный круг

Недельный круг богослужений

Православное богослужение удивительно и практически неповторимо. Если вы постараетесь запомнить богослужение в определенный день и придете в храм через год, богослужение будет другим.

Ведь оно зависит от совпадения сразу трех циклов — суточного, недельного и годового круга богослужений.

О недельном круге, его содержании и особенностях ученикам нашей школы рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Ровное священник Кирилл Бауков.

Православное богослужение циклично. Так, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая Рождество, страдания, смерть и Воскресение Христа. Причем мы не только слышим в храме об этих событиях, воскрешая в памяти какие-то детали, но и задумываемся над их нравственным значением для нашего спасения и преображения души.

Обратите внимание

А каждую неделю повторяется недельный круг богослужений. Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней, точнее, посвящение этих дней какому-то важному событию из жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Богослужебный недельный цикл начинается с воскресного дня, ведь это самый главный день седмицы, получивший название «малая Пасха».

Собственно говоря, словом «неделя» в церковном календаре называют именно этот день, когда христиане отдыхают и не делают житейских дел (не-деля).

В сознании современного человека воскресный день — это день отдыха, заканчивающий рабочую неделю. А в церковном сознании наоборот — воскресенье открывает неделю.

Урок литургики

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел.

Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Вторник

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Истинному Богу сделали возможным пришествие в мир Спасителя мира.

Олицетворением этой ветхозаветной праведности является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Христос сказал, что из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).

Важно

Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Службы понедельника и вторника содержат большое количество текстов покаянного характера. Стихира на «Господи, воззвах», которая поется в понедельник вечером, имеет определенное сходство с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского: «Все житие мое срамно изжих, Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче небесный, согреших очисти и спаси мя».

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя.

В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Четверг

После Воскресения Христова святые апостолы отправились по всему миру проповедовать Слово Божие. Потому в четверг Церковь молитвенно прославляет апостолов и их преемников в лице одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца.

Апостолам посвящены на вечерне первые три стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне, на утрени — седальны, первый канон и стихиры на стиховне. Святителю Николаю посвящены на вечерне три стихиры на «Господи, воззвах», на утрени — второй канон.

Пятница

Трагические события Голгофской Крестной жертвы, бичевание, издевательство и казнь Иисуса Христа являются темой пятницы. Поэтому вся Церковь держит пост и вспоминает Животворящий Крест Господень. В пятницу второй канон утрени носит название «крестобогородичного». В «крестобогородичных» песнопениях Церковь молитвенно состраждет и прославляет Богородицу в Ее скорби и крестостоянии.

Суббота

Суббота — последний день недели, и в этот день Церковь вспоминает всех святых. И первой среди этих святых особо почитается Пресвятая Богородица.

Конечно, мы прославляем Божию Матерь в любой день седмицы, но в субботу Она почитается особо.

Также в этот день поминаются все наши усопшие, поминовение соединяется с воспоминанием о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и победе Его над смертью.

Как возник недельный круг богослужений?

Совет

Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете.

Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20, 8–10).

Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В субботу совершалось священное собрание (см.: Лев.

23, 3); в этот день в жертву Господу приносились всесожжения (см.: Чис. 28, 9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24, 8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.

В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк.

4, 16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий — господин и субботы (см.: Мк. 2, 28). Ученики Христа после Его Вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако днем совершения Евхаристии становится первый день недели.

После того как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл.

Обратите внимание

Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения». Нередко этот день называли «восьмым днем» — как прообраз вечности. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Христос воскрес из мертвых.

В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати».

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение.

И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь.

Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню.

В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/372

Второе занятие воскресной школы для взрослых

19 октября с.г.  состоялось второе занятие воскресной школы для взрослых.

На уроке отец Павел рассказал о православном богослужении, годовом, недельном и суточном круге. Слушатели узнали, какие бывают богослужения, как они объединяются друг с другом в приходском служении, какие в Русской Православной Церкви используются чины Литургии и когда они служатся и многое другое….

Учащиеся задавали множество вопросов по теме занятия, а также другие, их интересующие, например: «Как часто нужно причащаться Святых Христовых Таин?», «Как правильно подготовиться к Причастию?»

Следующее занятие состоится 26 октября в 14.00. 

Учащимся и всем желающим предлагаем закрепить или расширить свои знания о богослужении, прочитав часть лекции (см. ниже) Е.С. Кустовского на тему «БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЦИКЛЫ»

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЦИКЛЫ

Важно

С чем связана логика богослужебного цикла? Устав предполагает регламент молитвенной служебной жизни человека, фактически всего его времени. Устав не делит время человека время на служебное или неслужебное, Устав собирает всю жизнь человека, потому что писан для братии святой Афонской горы.

Устав предполагает, что человек, находясь в монастыре, живет по этому уставу, месяц за месяцем, неделю за неделей, день за днем, час за часом. Жизнь человека регламентирована определенными правилами, нормами, написанными в Уставе. Предполагается, что человек находится в молитвенном служении (келейно или церковно) просто постоянно.

Устав регламентирует такие вещи, как трапеза, сон, чем человек занимается от такого часа до такого. То есть собственная жизнь человека рассматривается как непрерывное служение. Логика построения жизни таким образом завязана просто на астрономически точное чередование временных циклов. Эти циклы удобно сравнить с нашей светской жизнью.

Мы живем в постоянно вращающихся каких-то временных циклах.

Вот, например, какие мы знаем временные обороты, циклы?

Суточный круг

Нравится нам или нет, а солнышко ежедневно поднимается и начинается утро, потом день, потом вечер, потом ночь. И в богослужении тоже существует такое понятие, как суточный круг.

И существуют определенные службы, молитвы, чтения, пение, которые принадлежат именно этому циклу, какой бы там ни был день недели или число, неважно, суточный цикл обязывает совершить какие-то служебные действия в определенное время суток.

И богослужебный суточный цикл в ввиду того, что именно эти чтения, именно эти песнопения, эти молитвы и гимны становятся наиболее частыми, они повторяются с частотой раз в день, они в нашем современном церковно-певческом обиходе получили название «неизменяемые части службы».

Неизменяемые — это как раз те, что принадлежат суточному кругу и повторяются с частотой раз в день.

В нашей службе они перемежаются с песнопениями других временных циклов, но в силу того, что они очень частые, неизменяемые песнопения наиболее знакомые (их, как правило, хорошо знают, хорошо помнят), у них множество вариантов напевов обиходных и авторских, потому что у современного человека есть одно очень интересное свойство: то, что часто повторяется, не могут одинаково петь (слишком быстро надоедают). Это следствие концертного или постмодернистского мышления, приятия мира. Службу часто делают разнообразной. Это — эстетизм. И это неправильно. Потому что эстетическое восприятие приводит нас пониманию службы как некоего наличия нас выступающих и прихожан, как публику. Но, тем не менее, это есть и неизменяемые песнопения обрастают довольно богатыми вариациями их исполнения от самых простых будничных до самых пышных авторских, буквально концертных.

Читайте также:  Священномученик александр (рождественский)

Каждый временной цикл отражен в отдельной богослужебной книге, то есть каждому временному циклу соответствует одна книга.

Богослужебные книги представляют из себя вот что: сначала идет точное изложение книги, как того ведомства, для чего она направлена. Большую часть книги занимает то, ради чего она написана.

А дальше идет некоторый сервис — приложение, где проблемы, связанные с системой этой книги облегчаются тем, что излагаются какие-то тексты, которые не входящие в основное содержание.

Совет

Суточный круг выражен такой замечательной богослужебной книгой, имеет вещественное выражение в книге ЧАСОСЛОВ. Это немного такое приземленное название, ну вроде как читаем по ней Часы. По этой книге действительно удобно читать Часы (удобно по ее формату, весу).

Часослов в полноте отражает суточный круг, он построен по хронологии течения суток. Эта книга оборачивается, исчерпывает себя за 24 часа, начинается в 00.00 и заканчивается в 24.00.

Деление часослова более примитивное, чем 24 часа, более крупное, но, тем не менее, часослов излагает чины служения исходя из последовательности времени суток.

Функция Часослова — изложить тексты, которые употребляются при чтении и пении ежедневно. Это изложение суток в тех чинах, которые сменяют друг друга просто астрономически.

Недельный круг

Следующий цикл имеет аналог в нашей мирской жизни. У нас есть неделя: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Через каждые семь дней все повторяется. В церковной жизни тоже есть эта система, есть службы, посвященные этому циклу и включающие тематику служения, т. е.

есть службы понедельника, вторника, среды… В нашей обычной жизни один семидневный цикл от другого ничем не отличается. В церковной жизни это не так. Каждая следующая неделя (седмица) содержит службы, поющиеся следующим гласом. Таким образом, недельный цикл в церковном служении превращается в восьминедельный. Т. е.

в тот же самый текст, в ту же самую службу мы вернемся не через неделю, а через восемь недель, когда мы исчерпаем весь круг из восьми гласов и опять вернемся в тот же самый.

Автором, системологом, человеком, который не только изобрел, систематизировал и довел до своего логического конца систему осьмогласия является наш клиросный покровитель святой Иоанн Дамаскин. Он не просто изобрел осьмогласие как некую умозрительную систему напевов.

Обратите внимание

Для него осьмогласие равнялось его собственной жизни. Этот человек жил по осьмогласию. Вся полнота осьмогласия равнялась полноте его жизни, он жил в богослужении, жил в воспевании Бога. Какими ресурсами обладает человек? Голосом и напевом.

Целый комплекс музыкальных элементов (определенный лад, определенная высота) составляли глас.

Начинается осьмогласная система со Светлой седмицы, когда в течение всей седмицы мы поем Воскресение Христа всеми 8-ю гласами, каждый день меняя глас. Затем этот цикл переходит в недельный и смена гласов происходит каждую неделю. Этот восьминедельный цикл идет в течение всего года. Так рождается Октоих.

ОКТОИХ (греч. окто — восемь и ихос — голос) — буквально — осьмогласник. Книга Октоих содержит в себе недельные службы 8-ми гласов. Главная циклизация Октоиха — по гласам, внутри каждого гласа — по дням недели.

Но, кроме воскресных служб в Октоихе есть еще другие службы. Каждый день седмицы имеет свою тематику, свою привязку, т. е.

по тематическому содержанию строго регламентирован сюжетами: Неделя (воскресенье) посвящена воскресению Христа, в этот день в октоихе начинается новый глас; понедельник — т. е.

после Недели, посвящен Бесплотным Небесным Силам и в октоихе 8 понедельников посвящены Небесным Силам; вторник — день, посвященный пророку Иоанну Предтече; в среду и пяток Церковь отмечает важнейшее евангельское событие — распятие Христа — Крест и нахождение возле него Богородицы, эти дни называют Крестобогородичными; четверг сначала исторически принадлежал только тематике воспевания апостолов и несколько позже еще один святой получил право на еженедельное празднование в системе осьмогласия, это святитель Николай, октоих совмещает и апостолов и свт. Николая; в субботе присутствуют две тематики, но не совместно, а альтернативно — либо служим всем святым («Аще Бог Господь»), либо служим за упокой («Аще аллилуия»), право выбирать, какую из двух тематик служить, устав отдает настоятелям (а настоятели обычно оставляют только уставные заупокойные субботы), субботой заканчивается глас.

Годовой круг

Как день рождения нашего родственника, так и тезоименитство какого-нибудь святого мы отмечаем по дате, числу и месяцу. Книга, которая ведает этими датами и, соответственно, содержит службы этим святым или событиям, называется МИНЕЯ (месяц). Иными словами, в минее содержатся службы святым и праздникам, выраженные числом и месяцем.

Минея — книга динамичная. Например, у Октоиха и Часослова нет особых причин изменяться, а минея дополняется все новыми и новыми службами.

Под каждым числом в менее содержится одна или несколько служб празднуемым святым. Порядок наполнения (т. е. очередность помещения) служб разным святым под одним числом — по хронологии канонизации.

Поэтому служба какому-нибудь великому святому может оказаться не первой, а, например, третьей. Если мы пришли на службу, а в минее оказалось 5 служб разным святым и мы не знаем кому из них служить, то, как правило, служат первому святому.

Исключение — храмовый святой или желание настоятеля.

Важно

Годовой круг состоит из 365 дней. Если бы минея вбирала в себя всю полноту информации, это была бы книга с двухметровым корешком и пользоваться такой книгой было бы крайне неудобно.

Поэтому умные люди давным-давно издали многотомник, где каждый том — очередная часть этой книги определенного месяца. Т. о. каждая книга содержит информацию на каждый день данного месяца. Потому книга так и называется — «месяц», минея.

Есть месяцы, в которых очень много служб и для удобства минея делится еще на два-три тома.

Церковный годовой круг отличается от нашего светского на 13 дней (старый и новый стиль). Сейчас идет много разговоров о том, чтобы вернуть светский календарь в церковный круг, но есть очень много моментов против этого.

Если такое произойдет, то придется заново переписывать многие главы Типикона по соединению служб.

Например, Благовещение уже никогда не будет праздноваться в пределах Светлой седмицы, а что делать в случае соединения со службой Торжества Православия, на которое в Типиконе, естественно, ничего нет? Начинается церковный год (новолетие) 1 (14) сентября — индикт.

Говоря о Минее, о службах, мы впервые сталкиваемся с понятием «праздник» и «знак праздника». Именно минея дает информацию, как служить, разводит святых по знакам праздников. В Типиконе есть глава «месяцеслов», где даны указания, по какому чину мы служим. Рядом с именем святого есть знаки, обозначающие чин.

Источник: http://igumnovo.cerkov.ru/2014/10/21/vtoroe-zanyatie-voskresnoj-shkoly-dlya-vzroslyx/

О православном богослужении

Очень часто можно услышать от прихожан ( особенно от тех, кто еще только начинает ходить в храм ) о том, что они не всегда понимают — что же именно происходит во время Богослужения : почему все происходит именно так, что означают те или иные моменты Богослужения, почему одежды священно — и церковнослужителй разноцветные… И много других вопросов.                                                 Этой статьей мы начинаем рассказывать вам, дорогие читатели, о самом важном в жизни нашей Церкви — о Православном Богослужении.   О его истории установления, о традиции Православного Богослужения, о частях Богослужения и их значении.

Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли.

Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений, создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати.

Совет

Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей — есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «последованием» службы.

Рождественское богослужение

Каждый день является днем недели и в то же время днем года, поэтому на каждый день приходится троякого рода воспоминания: 1) воспоминание «дневные» или часовые, соединенные с известным часом дня; 2) воспоминания «недельные» или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3) воспоминания «годовые» или числовые, соединенные с определенными числами года.

Благодаря троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: суточныйнедельный и годовой, причем, основным «кругом» является «круг повседневный», а два других дополнительными.

Суточный круг богослужений

Суточным кругом богослужений называются те богослужения, которые совершаются Святой Православною Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие — на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечернею трапезою), полунощница — на полночь, утреня — на утренний час, обедня — на обеденный, то есть полуденный, первый час — по нашему значит 7-й час утра, третий час — наш 9-й час утра, шестой час — наш 12-й час, девятый — наш третий час пополудни.

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв — утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне». Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее.

Вечерня, совершаемая в конце дня вечером, потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Cон, также напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении.

Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. «Полунощный» час памятен еще и потому, что «к полунощному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Читайте также:  Школа веры: сотворение мира

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни.

Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени

Сошествие Святого Духана апостолов

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в то же время.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-й по 2-й час дня.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни.

Обедня или Божественная Литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три богослужения: вечернееутреннее и дневное.

ВечерУтроДень
1. Девятый час (3 часа дня). 2. Вечерня.3. Повечерие. 1. Полунощница (12 час. ночи). 2. Утреня.3. Первый час ( 7 час. утра). 1. Третий час (9 час. утра). 2. Шестой час (12 час. дня).3. Литургия.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.

Недельный круг богослужений

Желая сделать своих чад насколько можно чище, набожнее и сосредоточеннее. Св. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой «первый день недели» был посвящен воспоминанию о воскресении Иисуса Христа и сделался торжественным радостным днем, т.е. праздником.

Св. Николай Чудотворец

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник — прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя, — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцыпророкиапостолымученики,преподобныеправедные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Годовой круг богослужений

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений.

Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений; он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых.

Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т.п. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовать эти происшествия.

Таким образом каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, важным событиям, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Обратите внимание

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великиесредние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

При подготовке материала использовались следующие труды: «Катехизические беседы», издание Пермского Епархиального Управления.

«Закон Божий», протоирей Серафим Слободской.

Источник: http://chram.ortox.ru/2013/08/27/o-pravoslavnom-bogosluzhenii/

Церковные праздники

О значении церковных праздников хорошо написал преподобный Иустин (Попович) (+1978): «Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых.

Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7:18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца.

Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей.

Важно

Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного.

В Церкви существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви.

Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения.

Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских и всех святых.

Все Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин.

Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью.

«Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3:20; Кол. 3:3)».

Циклы богослужебного календаря

Характерной особенностью православного календаря является сочетание в нем двух годовых циклов – подвижного и неподвижного.

Подвижный годовой цикл

Этот цикл основан на принципах древнееврейского лунно-солнечного календаря, заимствованного из Вавилонии. Он назван так потому, что включает в себя праздники и «покаянные времена» с подвижными, или изменяемыми, датами, закрепленными лишь за определенными днями недели.

Точкой отсчета этого цикла, своего рода «подвижным Новым годом», является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасхи), от которого начинается годовой круг апостольских и евангельских богослужебных чтений.

Подвижный годовой цикл слагается из двух периодов – Пасхального и Пятидесятничного.

Пасхальный цикл

Пасхальный, или Триодный, цикл имеет фиксированную продолжительность в восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы – «Всех Святых», службы которой замыкают содержание Триоди).

Все воскресенья этого периода имеют названия, указывающие на темы богослужебных воспоминаний.

Пятидесятничный цикл

Второй период – Пятидесятничный начинается после Дня Святой Троицы, и его недели просто нумеруются в календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая из них имеет определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия.

Этот период охватывает почти две трети года и заканчивается перед «Неделей о мытаре и фарисее» – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла.

Так замыкается «священный круг» христианского «подвижного года», точкой отсчета которого является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).

Неподвижный годовой цикл

Неподвижный календарный годовой цикл основан на древнеримском солнечном календаре. Он дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 году до н. э., а затем папой Григорием XIII в 1582 году. Отсюда понятия «юлианский календарь, или «старый стиль» (ст. ст.), и «григорианский календарь», или «новый стиль» (н. ст.).

Если основу подвижного годового цикла составляет Пасхальный период, то основу неподвижного литургического года – Рождественский цикл.

Также церковный год делится на несколько разных по длительности богослужебных циклов, которые следуют друг за другом от его начала. Можно разделить литургический год на периоды праздников, постов и времени, не входящего ни в один из этих периодов.

Православный церковный год начинается 1/14 сентября. Этот день называется церковным индиктом или новолетием.

Первым великим праздником Православной Церкви в новом церковном году при этом является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). Завершается православный литургический год празднованием Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Циклы церковного года

✦ Богослужения от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы;

✦ Рождественский цикл: включает в себя Рождественский пост, Рождество Христово, праздник Обрезания Господня, Богоявление или праздник Крещения Господня, Сретение Господне;

✦ Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы: сюда входят подготовительные недели Великого поста, первая седмица Великого поста и все Воскресенья Великопостного периода, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим;

✦ Пасхальный Цикл: Пасха или светлое Христово Воскресение, Недели по Пасхе, Вознесение Господне, Пятидесятница или день Святой Троицы;

✦ Богослужения от начала Петрова (Апостольского) поста до конца церковного года: праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Таким образом, православный церковный год можно представить в следующем виде: Рядовое время, Рождественский цикл, период Великого поста, Пасхальный цикл, Рядовое время.

Рядовое время в Православной Церкви наступает сразу по завершении Пасхального Цикла, после празднования дня Пятидесятницы. Этот период включает в себя 37 или 38 Недель по Пятидесятнице. Последние четыре являются подготовительными Неделями к Великому посту. Заканчивается период рядового времени с наступлением Великого Поста.

Годовой круг богослужений

Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Читайте также:  Священномученик григорий просветитель

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Изучением праздников занимается эортология (от греч. έορτή – праздник – праздниковедение) – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

По времени праздновани праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

По содержанию (посвященности) праздники разделяются на:

Совет

а) Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.);

б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы);

в) Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Выделяют также общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах.

Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности.

Например, в Спасо-Парголовском храме особо торжественно празднуется праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения Пасхального Канона cв. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Двунадесятые праздники бывают подвижными и неподвижными.

Двунадесятые праздники изображают историю нашего спасения: от Рождества Пресвятой Богородицы (это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, — до Успения Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминания нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множества людей под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу.

Так, от начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

Особенности празднования великих праздников.

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Предпразднство. Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Обратите внимание

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Попразднство. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника.

Число дней попразднства бывает от 1 до 9, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней, Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней, Успение Божией Матери — 9 дней, недвунадесятые великие праздники — 1 день.

Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/cerkovnye_prazdniki/244-1-0-24757

Богослужебные круги — ПОНОМАРИ

Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня.

Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии.

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Важно

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер 1. Девятый час – (3 часа дня) 2. Вечерня

3. Повечерие

Утро 1. Полунощница – (12 часов ночи) 2. Утреня

3. Первый час – (7 часов утра)

День 1. Третий час – (9 часов утра) 2. Шестой час – (12 часов дня)

3. Литургия

Источник: https://ponomari.ru/kb/bogosluzhebnye-krugi/

Православное богослужение и основы хорового церковного пения

Группа 1 (О-1)

Педагог: Синякова Анна Владимировна

Программа предмета
«Православное богослужение и основы хорового церковного пения»

Скачать в формате .doc

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеют приобщение ребенка к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужения.

Важно научить ребенка всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности заложены в человеческих душах Богом.

Данный курс является интегрированным и включает в себя изучение православного богослужения и церковное пение и чтение; нацелен на изучение чинопоследования и символического значения частей богослужений (Литургия, Всеночное бдение), с целью участия детей в богослужебной практике прихода.

Цель

Помочь найти ребёнку свое место в Церкви через участие в Таинствах и Богослужении, овладеть навыками церковного чтения и пения простых обиходных песнопений; увидеть путь развития от имеющегося образа к подобию;

Задачи

Обучающая задача:

  • изучать чинопоследование богослужения, дать понятия о символических значениях церковных служб и церковной утвари
  • овладение традицией духовных песнопений

Развивающая задача:

  • сохранять и укреплять в детях опыт литургической Церковной жизни
  • расширять музыкально-хоровые способности

Воспитывающая задача:

  • укреплять интерес к православному богослужению, подготовить к практическому участию в богослужебном пении
  • показывать актуальность и красоту православного богослужения, являющего собой синтез искусств.

Ожидаемыми результатами изучения данного курса является:

  • осмысленное выполнение личного молитвенного правила, умение читать молитвы по молитвослову; знание начальных молитв наизусть и понимание их смысла; способность разбираться в богослужебных книгах
  • умение свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени
  • умение отличать облачение священнослужителей
  • умение рассказывать о церковных праздниках
  • знать названия и литургическое содержание всех Таинств
  • Ориентироваться в чинопоследовании богослужений и кругах служб. Знать и понимать богослужебную терминологию
  • Умение петь обиходные песнопения на 2 голоса

Учебно-тематический план

  1. Устройство храма
  2. Иконостас
  3. Иконография
  4. Иерархия священства. Облачение
  5. Таинства православной Церкви
  6. Евхаристия — сердцевина Литургии
  7. Жертвенник и престол
  8. Проскомидия
  9. Литургия оглашенных. Великая ектенья. Пение Ектеньи
  10. Первый и второй антифоны. Пение. Малого Знам.

    Распева гарм. О. Матфея (Мармыля)

  11. Единородный Сыне. Пение. Обиход
  12. Третий антифон. Пение. Малого Знам. Распева гарм. О. Матфея
  13. Малый вход. Приидите поклонимся. Пение
  14. Тропари и кондаки. Пение
  15. Трисвятое. Пение. Болгарский распев. Аллилуия (киевское)
  16. Чтение Апостола. Прокимен.

    Чтение и пение прокимнов 8 гласов

  17. Чтение Евангелия. Ектеньи
  18. Литургия верных. Херувимская песнь (Старосимоновская).
  19. Великий вход. Просительная ектенья
  20. Евхаристический канон. Милость мира (арх. Феофана)
  21. Причащение и отпуст. Пение Достойно есть (киевская)
  22. Закрепление песнопений литургии верных.

  23. Контрольный урок по литургии
  24. Богослужебные книги
  25. Богослужения суточного недельного круга. Часослов. Чтение.
  26. Богослужения годового круга. Подвижные и неподвижные праздники. Повторение тропарей двунадесятых праздников.
  27. Богослужения годового круга. Подвижные и неподвижные праздники.

    Повторение тропарей двунадесятых праздников.

  28. Обобщение изученного за год.

Литература

  1. Богослужение. Литургия. Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л. А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 г
  2. Богослужение. Литургия. Тесты. Составитель Захарова Л. А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе. Пущино, 2010 г
  3. Учебный обиход. Пособие по изучению осмогласия. Игум. Никифор, Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1999 г.
  4. Октоих. В 2 тт. Москва, 1981 г.
  5. Триодь Постная. Изд. Московской Патриархии. Москва 1992 г.
  6. Триодь Цветная. Изд. Московской Патриархии. Москва 1992 г.
  7. Малков П. Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — 198с.

Источник: http://www.krutitsy-vs.ru/verouchitelnye-predmety/pravoslavnoe-bogosluzhenie-i-osnovy-horovogo-cerkovnogo-peniya/

Ссылка на основную публикацию