Школа веры: шестая заповедь: «не убивай»

Не убивай!

Урок на тему 6 заповеди.

Не забывайте при рассказе истории применять: язык тела, эмоции, разный тон голоса, те способности которые вложил в вас Бог!

1.История Бытие 4гл:

Жили – были два брата, звали их Каин и Авель. Каин был земледелец, земледелец – это человек который выращивает овощи на поле. А Авель был пастухом, пастух – это тот, кто смотрит за овцами. И вот как – то раз решили Каин и Авель поблагодарить Бога и принести Богу дар (подарок).

Они построили два жертвенника (объяснить слова жертва, жертвенник), Авель принес Богу в жертву овечку из своего стада, Каин принес плоды со своего поля. Богу понравилась жертва Авеля и Он принял ее, а жертва Каина не понравилась. Это очень сильно огорчило Каина. И задумал Каин убить Авеля, брата своего.

Обратите внимание

Когда они возвращались домой по полю Каин убил Авеля. И вдруг Каин услышал голос Бога: – Где Авель брат твой? Каин сказал: – Разве я сторожу брата моего? Тогда Бог сказал что Он все видел, и наказал Каина. Предложение связка: И чтобы не наказывать нас Бог дал нам заповедь: Не убивай! Это шестая заповедь.

Она записана в Библии в книге Исход 20 главе 13 стихе Для лучшего запоминания можно показать шесть пальцев.

2.Сценка: Языком тоже можно убить

Для сценки понадобиться две бумажных ромашки, помощник.
Возьмите одного помощника он будет держать в руке цветок. Заранее договоритесь с помощником, что все происходящее во время сценки будет не по-настоящему.Сценка: Попросите помощника стать в центр, дайте ему в руки бум. цветок, пусть держит его перед  собой. Спросите, какой он: (желтый, белый, красивый, ровный, и т.д.

) Бог создал Дашу (имя моей помощницы), тоже очень красивой девочкой. Давай с тобой представим что Даша – это цветок. И вдруг я ей сказала: – Ой! Какая ты неряха! или Я больше не буду с тобой дружить, ты не красивая!  Нашему цветочку очень больно, и он теряет лепестки (оторвите один лепесток, и бросьте на пол).

Когда мы обзываем Дашу – наш цветок, то с каждым словом у нее облетают лепестки и она медленно умирает. Дайте возможность поучаствовать детям, пусть скажут плохие, но не очень обидные слова. В это время нужно будет с каждым плохим словом обрывать лепестки; – Таким образом, наш цветочек медленно умирает.

Боль от несправедливых слов, насмешек, может очень сильно ранить, и даже убить человека.Дайте вашему помощнику второй цветок. – А теперь давай мы будем говорить только хорошие слова нашему цветочку! Пусть дети скажут много хороших слов вашему помощнику, Попросите помощника поднимать цветочек выше и выше.

– Видите, у нас вырос красивый, высокий цветочек! Бог дал нам заповедь: «Не убивай!» Только Бог даёт жизнь, и никто из людей не имеет права убивать других. У человека самое хрупкое – сердце и его чувства. Когда ты обзываешься или смеёшься над кем- то ты ранишь, и даже можешь убить человека словом. Это очень огорчает Бога. Поэтому Бог дал нам заповедь: «Не убивай!».

И когда в следующий раз ты захочешь сказать что- то плохое человеку, вспомни цветочек, который умер. Лучше говорить друг другу хорошие слова, чтобы расти и быть красивыми».А теперь давай помолимся о том, чтобы Бог помог тебе не обзываться, но говорить только хорошие слова.

Не забудьте поблагодарить помощника за оказанную помощь!

Комментариев пока нет!

Еще уроки для Воскресной школы:

Источник: http://voskresnaya-shkola.ru/uroki_voskresnoy_shkoli_dlya_detey/6_zapoved_ne_ubivay.html

Шестая заповедь. «Не убивай»

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство – не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

В одной из предыдущих бесед, посвященных Десяти заповедям, если вы помните, мы рассказали об атеисте, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить субботу, а следовательно, субботу не чтил.

К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя.

Важно

Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать». И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов».

На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»

Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир».

Маленькое отступление.

На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь: «не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.

В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения. За примерами далеко ходить не надо. Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в субботу? Причем не только в религиозные кварталы.

Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах.

Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.

Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных скрижалях и размещены парами — одна против другой. Заповедь «не убивай» соседствует с первым законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т.е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной.

«Не убивай»! — одна из трех заповедей, о которых сказано: «Умри, но не сделай». (В ту же группу входят запреты на идолопоклонство и некоторые виды прелюбодеяния.

) Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?» Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению.

Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.

Заповедь «не убивай» кажется очевидной и понятной. На самом деле здесь есть немало тонкостей. Ведь мир устроен сложно и состоит не из крайностей, а из нюансов. Взять хотя бы модное нынче явление — эвтаназию.

Совет

Некоторые неизлечимо больные люди или люди, страдающие депрессией, заявляют о своем праве добровольно уйти из жизни, чтобы скорее избавиться от мучений и чувства обреченности.

Нашлись даже врачи, которые, вопреки профессиональной этике (хотя этика теперь тоже вещь переменчивая) и клятве Гиппократа, специализируются на «помощи» таким больным.

Тора категорически осуждает эвтаназию, как и любую другую форму самоубийства. Ибо самоубийство по существу ничем не отличается от убийства. Сюда же относятся случаи, когда умерщвление тяжело и безнадежно больного человека, уже неспособного решать свою судьбу, совершается по просьбе его близких, которым невыносимо видеть его страдания.

Давайте будем честными. При атеистическом взгляде на мир трудно объяснить, зачем нужно спасать человека, который обременителен для общества, для своей семьи и к тому же сам не хочет больше жить. Но еврейская традиция по-другому оценивает эту ситуацию.

Она говорит, что у человека есть бессмертная душа, что появление этой души в нашем мире неслучайно, как неслучайны все ее проявления в каждый момент ее жизни. Наше бытие наполнено глубоким смыслом.

Брать на себя роль Создателя, решающего, когда человеку пора покинуть землю, Тора считает преступлением.

Даже если человек лежит без сознания или тяжко мучается от болей, всякое активное действие, направленное на ускорение его смерти хотя бы на одну секунду, рассматривается как убийство. А за убийство иудаизм требует наказывать по принципу «мера за меру», т.е. в данном случае — «высшей мерой».

Сразу оговоримся. Требуя вынесения смертной казни убийце, Тора налагает на еврейский суд целый ряд ограничений и предосторожностей, чтобы исключить судебную ошибку, могущую привести к наказанию невиновного.

Обратите внимание

Даже в эпоху Храма, когда судам было дано право выносить смертные приговоры, осуществить это право на практике, т.е. приговорить человека к смерти, было невероятно трудно.

Санедрин (Верховный еврейский суд), вынесший всего один смертный приговор за 70 лет, назван в Талмуде «кровавым».

Еще одна серьезная проблема сегодняшнего дня — аборты. Аборт тоже считается убийством, если нет опасности для жизни и душевного здоровья будущей матери.

Под опасностью для душевного здоровья подразумеваются не бытовые сложности, вызванные незапланированным появлением ребенка, а вполне конкретные и серьезные психические заболевания.

В каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с врачом и компетентным раввином, специализирующимся на подобных вопросах.

Заповедь «не убивай» требует также избегать ситуаций, которые могут привести к убийству. Если вы видите, что кто-то собирается подвергнуть опасности свою жизнь или жизнь других людей, вы обязаны сделать все, чтобы остановить его.

В качестве примера возьмем самый распространенный случай. Допустим, после обильной выпивки наш приятель собирается сесть за руль автомобиля.

Конечно, у него и в мыслях нет кого-то убивать, но очевидно, что в таком состоянии он превращается в потенциального убийцу — или самоубийцу, что, с точки зрения Торы, одинаково преступно. Поэтому наша обязанность — помешать ему отправиться в путь.

Для этого можно использовать любые средства — уговоры, хитрость, физическое воздействие, вплоть до вызова полиции.

Важно

В Израиле и других развитых странах автомобиль давно превратился в самое распространенное средство непреднамеренного убийства. На израильских дорогах стало печальной нормой безрассудное вождение с нарушением всех законов вождения — обгона, ограничения скорости и прочих очевидных положений свода дорожных правил.

Поэтому неудивительно, что в результате автомобильных аварий у нас на дорогах погибло людей больше, чем от всех арабо-израильских войнах вместе взятых. Еще раз напоминаем: если нас везет лихач, нельзя стесняться сделать ему замечание. Надо остановить его, помешать. Сделать все, что в человеческих силах.

Тем самым мы не только предотвратим возможную трагедию, но и выполним одну из важнейших заповедей Торы: «Не убивай!»

И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу.

Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление. Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать.

Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.

Убивать разрешено также в следующих случаях. При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.

На человека, исполняющего приговор суда, тоже не распространяется заповедь «не убивай».

Совет

Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.

У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей заповедью, говорящей о почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце.

В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.

Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.

Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).

Впрочем, публичное оскорбление пагубно не столько для жертвы, сколько в первую очередь для самого обидчика. Еврейская традиция говорит: у того, кто прилюдно унизил ближнего, душа не минует ада.

Мы применили слова «ад», но в еврейском словаре нет такого понятия, есть термин геином. Причем последний не имеет ничего общего с адом в христианском представлении. У него другая функция.

Наша традиция утверждает, что после смерти человека его бессмертная душа покидает тело и отправляется на Суд. (Как ни удивительно, это явление подтверждено рядом современных исследований в разных областях медицины и психологии.

) В ходе «судебного разбирательства» перед душой, как в кино, проходят зримые картины ее земной жизни. Она видит все совершенные ею поступки, хорошие и дурные, и полностью осознает свою ответственность за них перед Творцом. Дурные поступки вызывают у нее мучительно-жгучее чувство стыда и сожаления.

Обратите внимание

Этот стыд и есть «адский огонь». Он очищает душу, избавляет ее от духовных последствий негативных действий. После этого процесса очищенная душа покидает геином и продолжает свое развитие.

Но если на Суде выяснится, что ее владелец при жизни публично унижал людей и своевременно — т.е. еще при жизни — не раскаялся, то душа может навсегда остаться в геиноме. Перспектива, согласитесь, отнюдь не радостная.

Тема жизни после смерти и новейшие исследования в этой области достаточно сложны и обширны; они заслуживают отдельного разбора.

Читайте также:  Священномученик симеон, епископ персидский

У заповеди «не убивай» есть еще несколько важных аспектов. Среди прочего к убийце приравнивается тот, кто лишает ближнего возможности зарабатывать на жизнь, и также тот, кто, не имея права выносить постановления в области еврейского закона, все же берет на себя такую функцию.

Но у этого правила есть и обратная сторона. Тот, кто имеет право выносить судебные решения и учить людей Торе, но не делает этого, тоже приравнивается к убийце. Ибо мудрость и знания продлевают человеку жизнь в этом мире и мире грядущем. Поэтому лишать людей жизненно важных сведений — это тоже тяжелое преступление, граничащее с нарушением заповеди «не убивай».

Источник: https://toldot.ru/articles/articles_752.html

Шестая заповедь. Не убивай – Берлинско-Германская епархия

Берлинско-Германская епархия > Новости > Шестая заповедь. Не убивай

Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно.

Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души. Все праведники наследовали Царство Небесное через свои страдания. Притча о богатом и Лазаре ярко иллюстрирует значение земных страданий (Лк. 16:19-31). При испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр.

Он никогда нам не пошлет страданий выше наших сил, и при страданиях нас укрепляет и утешает.

Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства.

Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери Церковь причисляет к убийству. Ряд церковных законов налагают строгие епитимии на лиц, повинных в этом грехе. (Смотри 2-е и 8-е правила св. Василия Великого, 21-е правило Анкирского собора и 91-е правило 6-го Вселенского Собора).

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мф. 5:21-23).

Важно

Согласно Евангельскому учению, “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца” (1 Иоан. 3:15).

Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство — духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной смертью (Иак. 1:15).

Спаситель сказал: “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф.

18:5-7).

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: “Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного” (Мф. 5:44).

Примечание.

Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников? Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы.

Христианская вера ставит себе целью преобразить самое сердце человека. Пока зло живет внутри людей, войны и преступления — неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.

Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает как частный грех человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих”.

Совет

Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: св. великомученик Георгий, св. благоверный князь Александр Невский, святые Федор Тирон, Федор Стратилат и другие.

Смертная казнь преступника относится также к общественному злу и может быть объяснима необходимостью уберечь благонамеренных граждан от большего зла — грабежа, насилий и убийств.

Запрещая насильственное отнятие жизни, христианская вера учит спокойно смотреть на смерть, когда неизлечимая болезнь подвела человека к ее порогу. Является неправильным употреблять героические средства, чтобы продлить часы умирающего. Лучше помочь ему примириться с Богом и мирно отойти в вечность, где мы все встретимся.

Источник: https://rokmp.de/shestaja-zapoved-ne-ubivaj/

10 ЗАПОВЕДЕЙ (6 заповедь) Не убей

Введение.

Сегодня у нас следующий стих из 20 главы книги Исход 13 стих – «Не убивай».

Сильно и емко!

Этот грех является грехом против суверенитета человека. Жизнь человеку дал Бог и только Бог может заставить застыть стрелки на наших часах жизни. Грех убийства появился у первых рожденных людей. Каин убил Авеля.

В последствие на земле это стало к великому сожалению нормой. Непрекращающиеся международные и гражданские войны, подлый терроризм, убийства из ревности, из-за зависти, мести, ради органов и т.п.

это все то, что называется сегодня неотъемлемой частью существования человечества.

Убийство.

Убийство – сложное поведение человека, при котором один лишает жизни другого.

Наказание в РФ: От 6 до 15 лет лишения свободы. В некоторых случаях от 8 до 20. Крайняя мера наказания за убийство – смертная казнь.

Виды убийств вызывающие многие дискуссии и споры:

По неосторожности. В наше время таких людей все равно лишают свободы, хотя и со смягченным приговором. В Библейские времена для таких людей были построены Города убежища, чтобы спрятаться от кровной мести. Жизнь в таком городе была ограниченна стенами города убежища. Своеобразное заключение.

При самообороне. В РФ за такой вид убийства предусмотрено уголовное наказание за превышение пределов необходимой обороны. В В.З. допускалось убийство при самообороне только ночью, днем человек должен был кричать и звать на помощь.

Самоубийство.  Такой человек все равно является убийца. И здесь неважно кого, даже себя. Такой человек говорит Библия – «Царства Божьего не наследует».

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21)

Есть еще ряд убийств, при которых тоже не все однозначно. Я не буду об этом дискутировать (мы это можем сделать на домашней группе), а сейчас я всего лишь перечислю:

Убийство животных.

Аборт

Автоназия

Война

– Смертная казнь. В некоторых странах не применяется, в некоторых применяется за особо тяжкие преступления. В Китае – применяется достаточно широко и за меньшие проступки, такие как: взяточничество, сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие доходов от налогообложения, браконьерство.

Казнь не наказывает преступника, а лишь удовлетворяет общество,

 которое требует жертвоприношения.

«и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лук.9:52-56)

Учение Нового Завета

Давайте посмотрим на то, что говорит Новый Завет по этому поводу:

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15)

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8-10)

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Обратите внимание

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Матф.5:21-26)

Эти заповеди как нельзя точно выражают мысли Бога относительно убийства. Мы видим, что Иисус показал истинное отношение к заповеди «Не убивай».

В основании лежит ЛЮБОВЬ.

Савенок А. В.  

Источник: http://skinia-church.ru/voskresnaja-propoved/10-zapovedei-6-zapoved-ne-ubei.html

Не убий! шестая заповедь бога

О шестой заповеди Закона Божия

6. Не убий. Не убивай.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т. е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом.

Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех.

Самоубийство есть самый страшный из всех грехов совершенных против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается еще тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.

Человек бывает виновен в убийстве, если даже убил другого человека нечаянно, без умысла; и такое убийство есть тяжкий грех, потому что в этом случае убивший виновен в своей неосторожности.

Человек бывает виновен в убийстве, и тогда, когда хотя сам лично не убивает, но способствует убийству или хотя бы допускает других до убийства. Например:

1. Судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна.

2. Всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, пособием, согласием, или кто укрывает и оправдывает убийцу и тем подает ему случай к новым убийствам.

3. Всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать.

Важно

4. Всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем ускоряет их смерть.

5. Всякий, кто невоздержанием и различными пороками сокращает собственную жизнь.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, кто не оказывает бедным и больным помощи, кто не живет с другими мирно и согласно, а, напротив питает к другим ненависть, зависть и злобу, заводит с другими ссоры и драки, огорчает других. Грешат против шестой заповеди все злые и сильные, которые обижают слабых, что бывает и среди детей. Евангельский закон Христов говорит: “всякий, ненавидящей брата (ближняго) своего, есть человекоубийца” (Иоан. 3, 15).

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное и ответственное убийство: это убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, то есть когда кто совращает (соблазняет) ближнего в неверие или на путь порочной жизни и тем самым подвергает его душу духовной смерти.

Спаситель сказал: “кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Матф. 18, 6-7).

Чтобы избежать греха против шестой заповеди, христианину необходимо: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать состояние несчастных, со всеми обходиться кротко и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, делать добро врагам и ни словом ни делом не подавать гибельного примера другим, особенно детям.

Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне.

Война есть великоеобщественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, попускаемое Господом для исправления и вразумления народа, как Он и допускает эпидемии, голод, пожары и другие несчастья. Потому убийство на войне св.

Церковь не рассматривает, как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по заповеди Христовой, “положить душу (отдать жизнь) свою за друзей своих“, для защиты веры и отечества.

Среди воинов было много святых, прославленных чудесами.

Однако, на войне могут быть и преступные убийства, это когда, например, воин убивает сдающегося, поднявшего руки противника, допускает зверства и т. п.

Смертная казнь преступника относится также, к общественному виду зла и есть великое зло, но допустима в исключительных случаях, когда является, единственным, по справедливости, средством остановить многочисленнейшие убийства и преступления.

Совет

Но за правосудиепроизведенной казни отвечают, со всей строгостью пред Богом совершившие эту казнь правители. Смертная казнь для закостенелого преступника часто бывает единственным средством для покаяния.

А без воли Божией и волос с головы человека не упадет.

Написал  2014-06-08 20:07:26

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zagopod.com/blog/43166038530/next

Фото

Мир и благодать тебе мой благословенный сын. Приветствую тебя любовью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Я согласен с тобой,  мы только прикоснулись к заповеди «Почитай отца и мать».

   Детали такого почтения, наверное, требуют особого разговора, но даже если ты никогда не позволишь в адрес родителей слова унижения или оскорбления, слово осуждения, я уверен, что это будет добрым основанием   для счастливой жизни.

  Уверен, что такое созидание себя в уважении к родителям поможет тебе оказывать почтение вообще ко всем взрослым, пожилым и престарелым людям. «Пред лицом седого вставай и почитай лицо  старца, и бойся Бога твоего. Я Господь».  Лев.19:32.

Читайте также:  Преподобный иоанн дамаскин

  Когда я вижу, как молодой человек встаёт перед старцем, и почтительно предлагает ему своё место в метро или в автобусе, это вызывает в моём сердце радость. Я очень хочу, чтобы мой сын не стеснялся вставать перед лицом пожилых людей и  вежливо предлагал им свою готовность послужить.

Шестая заповедь святого Закона Божьего гласит.

«Не убивай».  Исх.20:13.

 Всего два слова.  Не убивай.

Это как крик отчаяния. Ведь с тех пор, как Адам преступил заповедь Бога, смерть вошла в жизнь людей. Есть такое выражение.  «Умер естественной смертью». Произнося такие слова,  каждый испытывает смущение.  Смерть не может быть естественной. Смерть это нарушение  естественного движения  жизни.

  Даже болезни, несущие смерть, старость, разрушающая жизнь, есть следствие греха.  Это приговор высшего Суда. А вот убийство, это произвол человека. Это вмешательство человека в дела Высшего суда. Это претензия человека на роль Бога.  Это плод ненависти, злобной, ненасытной, смертоносной ненависти.

  Один поэт выразил эту обречённость так.

« Послушаешь одного – придётся уничтожить половину человечества.

Послушаешь другого – придётся уничтожить и вторую половину.

На каждой версте истории, на необозримом пространстве

От атомных шахт, до каменных баб

Оставили свои меты

Алчность,

Ненависть

Злоба….»

Но заповедь Закона Божьего гласит. Не убивай!

В известной молитве «Отче наш», данной  нам Христом, мы обращаемся к Богу, как к Отцу. И тем самым свидетельствуем о том, что все обращающиеся к Нему,  как к Отцу, наши братья и сёстры.

  Если всё от Него, тогда во всем Он. В каждом  человеке  Бог. И тогда каждый брат. Максима такая непосильна для нас.   Однако это не  философский тезис. Это Божье предписание.

  Христос, Бог пришедший во плоти, сказал, отвечая на вопрос учеников.

« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».  Матф.22:36-40.

 Прежде чем мы придём к сути Закона Божьего, выраженной в этом слове Христа, «возлюби ближнего», нам предстоит освоить  заповедь «не убивай».

Данная  заповедь  Божьего Закона  объявляет  запрет на лишение жизни.

Заповедь утверждает святость жизни.  Жизнь исходит от Бога. Жизнь есть дар Бога.    Бог в данной заповеди  особым образом утверждает свою  власть  на жизнь вообще и свои гарантии сохранения жизни каждого.  В книге Бытие сказано.

«Я взыщу и вашу кровь,  в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;  кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию»;    Быт.9:5,6.

 Бог строго предупреждает, что всякое пролитие крови, есть недопустимое преступление.  Преступление  не только против ближнего. Преступление против себя. Преступление против Бога.  «ибо человек создан по образу Божию».

 Это слово говорит о том, что возмездие за смерть неотвратимо.  Оно наступает  мгновенно, даже если убийца остался незамеченным.  Наступает суд совести, который лишает сна.  Возмездие сопровождает убийцу всю жизнь.

Обратите внимание

  Достаточно вспомнить Раскольникова из  романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Свежее признание одного парня.  Он прошёл испытание своей правдивости на пресловутом «детекторе лжи».  И даже после прохождения испытания,  несмотря на то, что детектор подтвердил, что он не лжёт, он рассказывает. «Я не мог спать.

Вопросы о давно пережитом, поступки, которые были забыты, вдруг обрели такой вес, такую значимость, что я потерял покой. Оказывается, что ничего из пережитого, ничего из сделанного не исчезает бесследно». — признаётся молодой  человек.

Не убивай. Моя просьба к тебе, сын мой, положи это в сердце своё, как святыню.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».  Прит.22:6. Это может показаться невероятным, но принятое в детстве решение,  в зрелом возрасте обретает фундаментальную ценность.  Оно становится жизненным принципом.  Это как скелет твоего тела.  Держит форму, защищает жизненно важные органы.

Если ты правильно питался,  физической культурой и трудом формировал здоровое тело, сегодня ты статен, здоров, способен выдержать большие нагрузки, исполнить множество важных и нужных дел.  Если развитие происходило без должного ухода, без напряжения, при беспорядочном питании, вырастают болезненные  хлюпики, которых родители кормят до кончины своей.

Насколько   важнее  созидание здорового духа, ибо плоть тленна, дух же вечен. Ещё древние говорили.  «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».  Такое заключение свидетельствует о тревожном положении дел. Люди вокруг нас находятся в обольщении. Они  много сил  полагают на нужды тела, и почти не занимаются вопросами души и духа.

Я не однажды   говорил тебе, что для меня великое счастье  в том, что Бог моё сердце пробудил, дал веру в Его слово.  Бог наполнил смыслом мою жизнь, дав мне возможность познавать Его,  открыв для меня дорогу в Его вечное Царство.   Бог дал мне понимание святости жизни, Божьего участия в жизни всего живого.

  Это невероятно в наш век материализма и безответственности вдруг узнать, что Бог реален, Бог продолжает посылать Свои благословения человеку, Бог контролирует жизнь каждого человека, ибо  жизнь каждого есть  дар Святого Бога.  Мы живём в такое время, когда ниспровергнуты святыни, утрачены все авторитеты.  Известный  Ницшеанский тезис «Бог умер» был на ура принят нашими праотцами.

Двадцатый век прошёл под барабанный грохот атеизма.  Парад безбожия завершился банкротством всех его идеалов.  Вместе  с  собой атеизм похоронил мораль, убил надежду,  принудив  дух и без того едва живой, обслуживать смертную плоть.

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,  злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,  безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы».  Рим.1:28-31.

Важно

Однако  Бог жив.  Бог вечен.  Бог  продолжает изливать Свои благословения на землю.

Сквозь стоны и плач, в подвалы отчаяния,  где в конопляном дыму  погибает убитая грехом молодёжь, проникает живой Бог! Бог не умирает! Бог  не только не умер, но Бог всё также внимателен к каждому из живущих.

  Бог посылает каждому  человеку свидетельство своей любви.  Бог вновь и вновь обращает внимание каждого на Свой Святой Закон.

Послушай мой сын, это тебе говорит Бог.

«Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;  если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,  живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;   жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —  сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,  потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови». Прит.1:10-16.

Сын мой! Не ходи с ними.  Для юноши, для девушки бывает неимоверно трудно отвергнуть даже и явно преступное предложение,  исходящее от друзей. Так не хочется прослыть трусом. Выход из толпы есть первый шаг созидания личности. Может быть, самое трудное в формирования себя как раз и есть этот выход из толпы.

  Заповедь «Не убивай», говорит и о том, что у человека есть такая опасная возможность, убивать. Человек обладает силой, способностью, властью убивать. Это невероятного уровня свобода, которую Бог признаёт, и не ограничивает  свободу личности насилием.  Проблема усугубляется тем, что человек не имеет свободы управлять собой.

Он находится под влиянием толпы, своих эмоций и внушений сил зла. Об этом святой апостол Павел говорит в послании к Римлянам.

«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю….   Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.  Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое».  Рим.7:14, 15, 20,21

Бог обращается к разуму человека. Бог обращается к сердцу человека. Бог обращается к воле человека.  «Я Господь! Бог твой» — вовсе не лишение прав и свобод, но освобождение и наделение  правами.  Бог тебе и мне, в Законе открывает доступ к Себе.  Обольщённый Адам и все его потомки, стали рабами греха. Бог  возвращает человека в статус свободного, в образ и подобие Божье.

В заповеди «Не убивай», ясный запрет на самоубийство.  Скажу тебе мой сын, что такое странное и страшное желание  как самоубийство возникает  у большинства людей.  В подростковом возрасте, максимализм запредельный.   Это время взросления. Обретение себя.

Сложнейший процесс  самосознания и самоопределения.  В это время окружающий мир, даже в лице родных и самых близких людей не всегда бывает на стороне подростка. Насмешки унизительные, публичные приглашения к очевидно греховным деяниям отразить бывает просто невозможно.

  Уход из жизни представляется  некоторыми, как единственный  способ  доказать всем, свою исключительность, правоту.

  Иногда такой грех  трактуют,  как протест, против несправедливости мира, намереваясь  актом самоубийства сделать неотразимое заявление  о  неприятии  навязываемых  правил.

 Самоубийство, есть грех против заповеди Закона Божьего.

Совет

Я прошу тебя мой сын, положи в сердце своё запрет даже на мысли о возможности такого исхода.  Да не войдёт в сердце твоё беззаконная мысль.

  Не убивайэто запрет на убийство ещё не рождённых детей, которое очень распространено в мире.   Более сорока миллионов  жертв абортов каждый год. За  убийства невинных, не рождённых  детей, ответственность обыкновенно возлагают на женщину.

  Общество,  поражённое грехом наживы, «отвергнув истину, не веря, не любя»,  обрекает женщину на безвыходное положение.   Мужчины,  как это бывает во многих ситуациях, умывают руки.  Но им не избежать ответственности перед Богом. За каждый аборт, за каждую смерть невинного младенца ответственность неотвратима.

  Я  прошу тебя мой сын, никогда не позволяй себе легкомысленные поступки, которые могут привести человека к преступлению.

«Не убивай» — значит, не допускай своим равнодушием смерти человека, находящегося в опасности. Не оставляй в беспомощном состоянии.  Не бросай раненого.

Заповедь «Не убивай», заставляет нас смотреть на окружающий мир не глазами эгоиста, ищущего себе новых и новых удовольствий. Заповедь «Не убивай» принуждает к осторожному, внимательному, даже заботливому отношению к ближним.   Заповедь «Не убивай»  помогает видеть в каждом человеке образ Божий, и выражать ближнему своё уважение  и признание.

Этот фактор особенно отметил Иисус Христос в  Нагорной проповеди.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.  А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Матф.5:21,22.

Ветхозаветная заповедь сосредотачивает  наше внимание на «жизни в крови», т.е. физической, плотской жизни. Иисус Христос  возвышает личность человека.  Христос даёт такое толкование заповеди, в которой убийством считается не совершённый акт лишения жизни, но покушение на жизнь. Гнев, слово оскорбления, приравнивается  по слову Иисуса Христа к действию.

Вообще это очень важное толкование  Закона, ибо оно включает в орбиту нашей ответственности не только действие свершённое, но и замысел.  Таким образом,  Христос показывает, что мысли наши, эмоции наши должны быть подчинены Божьему Закону.

Когда  мысли воплощаются в слова,  слова уже действенны.   Слово  становится поступком. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

   Матф.12:36,37.

Данное строгое слово Христос сказал,  продолжая своё учение о грехе хулы на Духа Святого.

Обратите внимание

Слово хулы, сказанное на Бога Духа Святого,  объявляется  грехом, который не прощается ни в сём  веке,  ни в будущем.  Мы бываем очень легкомысленны в своих словах. Даже среди христиан,  случается,  прорывается гнев. Звучат жестокие слова осуждения.   Это великий грех. Не  участвуй мой сын в таких  недостойных делах.  Ведь  истинные дети Божьи  являются храмом Духа Святого.

Не  может  из Божьего храма  исходить ненависть.  Ведь Бог есть любовь.

Сын мой, да не произнесут уста твои слов осуждения, слов легкомысленных, унижающих брата твоего, и хулящих Духа Святого в нём пребывающего. Писание говорит нам.

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».   1Иоан.3:15.

 Мир безбожный, в котором мы живём,  полон ненависти.

Высоцкий в  балладе о ненависти, говорит.

«Ненависть в почках набухших томится, Ненависть в нас затаённо бурлит, Ненависть потом сквозь кожу сочится,

Головы наши палит!…

 Ненависть юным уродует лица, Ненависть просится из берегов, Ненависть жаждет и хочет напиться

Чёрною кровью врагов»!

 Сын мой, проходя жизненными дорогами, помни и исполняй заповеди святого закона Божьего. Пусть сердце твоё будет полно благости. Пусть  слова твои источают  благодать. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично».  Прит.25:11.

Пусть твои поступки несут надежду  уставшим,  поднимают павших, укрепляют ослабевших.  Пусть ни одна душа не будет ранена тобою.

 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Рим.12:21.

Источник: http://www.ysipko.ru/ne-ubivaj/

Шестая заповедь: Не убивай

Шестой заповедью утверждается святость  и неприкосновенность человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Десять заповедей, как нравственный закон, мы можем проследить в проповеди и учении  Иисуса Христа. И суть этого закона  Иисус выражает в двух великих заповедях: люби Бога и люби ближнего своего – Матфея 22:37-40.

Это же обобщение мы можем увидеть и у апостола Павла  – Рим.13:9.

Вот что говорит о шестой заповеди Сымон Будны в своем «Катехизисе»: «Вот правильное понимание этого слова  (шестой заповеди): чтобы мы ни одним поступком не приносили вред душевному или телесному  здоровью нашего ближнего, чтобы ему не завидовали, на него не гневались, его не проклинали, но желали ему здоровья так, как и себе».

Читайте также:  Священномученик иларион (троицкий), архиепископ верейский

Причем Христос требует не только видимого проявления общепринятых норм морали, но любовь к людям должна исходить из самого сердца: Лука 6:31, 37-42.

Важно

Он просит, чтобы праведность Его учеников не была лишь внешней как у фарисеев, которые стремятся представить себя правильными и непорочными, но ждет глубоких внутренних перемен – Матф.5:20. Иисус  в Матф.

5:21-22 говорит о том, что ненависть равносильна убийству. В 1 Иоанна 3:15 ненависть к человеку Павел также приравнивает к человекоубийству.

В чем сегодня может проявляться наша любовь к ближнему. Наверное, самые основные факторы – это принятие, прощение и служение друг другу. Каждый человек имеет потребность в отношениях.  Взаимоотношения в Церкви помогают нам расти и развиваться, получить исцеление и вдохновение, выполнить Божье предназначение  – Кол.2:19,  Иакова 5:16, Евреям 10:24, 1Фес.5:14, Гал.6:2.

Нам необходимо научиться признавать не только свою индивидуальность, но и индивидуальность и неповторимость другого человека. Ведь Бог создал нам такими разными и непохожими друг на друга не для того, чтобы мы ссорились и спорили о том, кто из нас важнее, а для того, чтобы явить миру Свою безграничную любовь к каждой личности. Он способен вместить всех нас в Свое сердце.

Нам необходимо научиться видеть дальше поступка человека и не спешить делать выводы. Открытое и честное общение способно расставить все на свои места.

Поэтому Бог и говорит нам, что если мы имеем общение с Ним, то и имеем общение друг с другом. Когда мы ходим во свете,  нам нечего скрывать (1Ин.1:6-7).

 Джордж Герберт сказал: «Тот, кто не умеет прощать других, сжигает мосты, по которым ходит сам, так как нет человека, который не нуждался бы в прощении».

«Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

Кто отлучит нас от любви Божьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?…

Совет

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» Рим.8:33-39.

Источник: https://www.jesuschurch.by/cjc189.html

Свящ. Михаил Шполянский. Что такое “хорошо” и “плохо”

Ну как, тебе понятно, как и о чем мы молились Богу? Вот и прекрасно.

Тогда продолжим наш разговор: как же нам радовать нашего Небесного Отца? Опять же, ничего непонятного, невозможного в этом нет – нужно просто стараться жить по заповедям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже требует, и не делать того, что Его оскорбляет. Заповеди – это закон, который Бог дал людям.

Когда люди выполняют этот закон, они живут в согласии с Творцом и Спасителем своей души. Заповедей не так уж много: самых древних, главных – десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной книге – Библии:

Первая заповедь – “Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” – говорит просто о том, что нужно всегда верить в Бога. Это так же просто и естественно, как верить папе и маме, как верить солнышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть всегда и везде, и эта вера должна быть самым главным в твоей жизни.

Вторая заповедь – “Не делай себе кумира” – говорит о том, что нельзя быть предателем, как Иуда. Нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола: мы ведь знаем, что он обманщик, лукавый, в Библии он назван “отцом лжи”. Он тихонько нашептывает нам свои дурные мысли (“Не делись конфетами с сестрой, их и так мало.

Сам быстро все съешь, никто и не узнает”). Часто мы даже не подозреваем, кто это говорит, и думаем, что сами это придумали. Дьявол предлагает нам сделать что-то, что огорчит нашего Небесного Отца, предлагает нам о Нем забыть. “Кумир” – это все то, с чем мы забываем о Боге.

Безумен тот, кто готов поменять маму на куклу, а папу на компьютер. Так же глуп и тот, кто, увлекшись игрушками – детскими или взрослыми – забывает Бога. Он думает, что приобрел много – власть, или богатство, или даже все счастье – но получает только мешок с трухой.

Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком.

Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше.

Третья заповедь – “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно” – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться.

Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: “Вот тебе истинный крест, я тебе велик-то поломаю!”, или: “Ей-Богу, ты у меня в лоб получишь!” Или насмешничают: “Пусть тебе боженька помогает!” Или просят у Бога чего-нибудь плохого: “Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!” Или – что чаще всего бывает – говорят всякие скверные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей. Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью!

Обратите внимание

Четвертая заповедь – “Помни день субботний, чтобы святить его” – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают.

Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семь-я, а семь-врагов! Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небесным Отцом, а в любви, следует помнить о Боге и хранить день субботний (день, посвященный Богу) – жить для Бога.

А это значит – ходить в церковь, молиться дома, помогать слабым и бедным, выполнять все заповеди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небесным Отцом, и без этого мы не будем иметь права называться Его детьми.

Пятая заповедь – “Почитай отца твоего и мать твою” – напоминает о том, что любить, слушаться, помогать папе и маме, бабушке и дедушке, заботиться о них, когда это будет необходимо – наша обязанность перед Богом.

Вспомни, сколько неприятностей бывает у непослушных детей! Вот Буратино папу Карло не послушался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и деревянным, но добрым мальчиком: он любил и жалел папу Карло.

А вот Золушка так любила своего папу, что ради него готова была все терпеть от злой мачехи. И ты помнишь, как Бог вознаградил ее за любовь, послушание и доброту.

А еще мы должны почитать, уважать и благодарить за помощь и вразумление всех наших учителей, воспитателей, священника и всех людей, которые заботились о нас, учили нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.

Шестая заповедь – “Не убивай”. Конечно, самое страшное – это лишить другого человека жизни, которую даровал ему Господь. Но и убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что другому человеку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нарушаешь шестую заповедь.

Важно

Даже в мыслях своих нельзя желать кому-то зла, плохо о ком-либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать: ведь все это убивает любовь, а ведь ты знаешь, что главное чему учит Бог – это любить людей.

Помнишь сказку Пушкина “О спящей царевне и о семи богатырях?” Как ужасна красивая царица, которая велела служанке убить молодую царевну! А как несимпатична злая Золушкина мачеха со своими дочерьми! Злые люди, в которых нет любви, и Богу и окружающим отвратительны. И если злодеи не покаются и не исправятся, то Бог их не простит, накажет.

Ты же, дружок, старайся по заповеди Божией, всех любить, никому не желать и не причинять зла – и будешь тогда добрым человеком и хорошим христианином.

Седьмая заповедь – “Не прелюбодействуй”. Сейчас везде много неприличных картинок – и в журналах, и на улицах; по телевизору показывают разные гадкие развратные фильмы – не смотри на это, это все грех против Бога.

Никогда не повторяй плохих слов, не подглядывай за взрослыми, да и за другими детьми, не трогай себя за скрытые места своего тела: если ты этим увлечешься, то может развиться страшная болезнь души и тела – блуд, и тебе придется много из-за этого мучиться.

Будь внимателен и помни, что Бог все видит.

Восьмая заповедь – “Не кради”. Конечно, ты прекрасно знаешь, что воровать очень плохо.

Но знаешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять просто не твое (нашел и не вернул, присвоил) – тоже воровство? А бывает, что люди воруют в мыслях: жадничают, завидуют – разве это не грех? Такие жадины и воры всем противны, даже самим себе! Жизнь у них черная: всегда за чем-нибудь гоняются и не могут остановиться.

Приобретают богатство – а оно уходит сквозь пальцы, потому что добыто нечестным путем. Добиваются влияния над людьми – но даже друзья от них уходят, потому что воров все презирают.

Совет

Вон кот Базилио и лиса Алиса всю жизнь старались кого-нибудь объегорить – а где их богатство? Так и остались ни с чем в лохмотьях под забором! Карабас с Дуремаром важные люди, много чего имели да все потеряли, потому что на чужое имущество позарились.

А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил и добрым людям помог. И ты, дружок, старайся быть таким же честным и добрым, как Буратино. Не жадничай и никогда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих добрых делах. Только всегда помни, что мелкого воровства не бывает, за любое Бог накажет: ворованное, говорится, впрок не идет, а особенно если украл в церкви у бедного, слабого человека – от этого даже твой дом может сгореть. Так что смотри, берегись!

Девятая заповедь – “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”, или попросту говоря “Не обманывай”. Ты привык по мелочам очень часто обманывать, лгать, и иногда (особенно со страху) бывает, что наврешь с три короба. Но знай, что вранье нестерпимо для Бога и угодно дьяволу – ведь не зря в молитве “Отче наш” дьявол назван лукавым, то есть обманщиком.

Старайся изо всех сил не врать, не лукавить, не оправдываться – и Бог тебе поможет исправиться, загладить твой проступок или добиться своего честным путем.

Ложь же всегда только кажется спасением, но в конце концов все равно раскроется (“Нет ничего тайного, что не стало бы явным” – сказал Христос), так что только еще и вдвойне будешь наказан! Один вред ото лжи! Вот человек один кричал: “Пожар, пожар!” Все думали, что правда пожар, и прибегали к этому человеку помогать тушить.

А он, оказывается, шуточки так шутил! Думал, что развлекается, а люди ему верить перестали. Когда же по-настоящему загорелось, сколько ни кричал человек “Пожар!”, – уже никто ему не верил, никто не пришел, так все и сгорело.

А вот Незнайка: как он наврал с три короба в Цветочном городе, как нахвастался перед малышками! И что воздушный шар он изобрел, и что он начальник над всеми малышами-путешественниками! Сначала его все уважали, но все равно вранье вскоре раскрылось: как же ему стыдно было, как он плакал! Хорошо еще малышки добрые были и простили его, а то от стыда хоть помирай! Вот ведь как плохо быть вруном: и стыд, и разорение, и наказание. Так что, дорогой мой, никогда не слушайся лукавого беса, не обманывай.

Десятая заповедь – “Не желай ничего, что у ближнего твоего”, то есть “Не завидуй”. Это значит – радуйся тому, что у тебя есть, и спокойно относись ко всем неудачам, а за все хорошее, что с тобой случается – не забывай поблагодарить Бога.

Обратите внимание

Также учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что-то хорошее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не завидуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не завидуй! Зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей.

Вот завистницы гадкие, злые мачехи Золушки и Спящей Царевны – сколько же они горя своим близким принесли, да и себе жизнь испортили! А сватья баба Бабариха с Поварихой да Ткачихой из “Сказки о царе Салтане”! Они тоже очень много зла из зависти наделали – хотели извести молодую царицу с малышом-царевичем, да сами едва живы остались! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!

Источник: https://happy-school.ru/publ/zapovedi/svjashh_mikhail_shpoljanskij_chto_takoe_khorosho_i_plokho/112-1-0-2080

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector