Школа веры: таинства церкви

Церковные Таинства и священнодействия

Благодать Божия в Церкви подается верующим через священнодействия.

Священнодействие – это самое общее понятие, относящееся ко всем церковным действиям, где призвается Бог для ниспослания благодати людям.

Посредством священнодействий освящается вся жизнь верующего человека и окружающий его мир.

Примеры священнодействий: крестное знамение, священническое благословение, иноческий постриг, освящение воды, Крещение, Евхаристия и мн. др. Вся жизнь Церкви соткана из священнодействий.

Понятие об обряде

Человек состоит из души и тела, поэтому все священнодействия имеют видимую (материальную) и невидимую (духовную) части. Дары благодати подаются Богом посредством видимого знака или действия, при участии священнослужителя.

Видимая часть священнодействия называется обрядом.

У всякого священнодействия есть обрядовая сторона. Однако не всякий обряд есть священнодействие. Например, вынос свечи перед Евангелем на богослужении является обрядом, но не священодействием, ибо в этом случае не призывается Бог для ниспослания благодати. Данное обрядовое действие имеет символическое значение.

Первое понимание термина «обряд» – это сам порядок совершения Таинства, и любой другой церковной службы.

Обратите внимание

Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д.

Второе понимание обряда – это целостное богослужение, не входящее в число семи церковных Таинств. В этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Принято различать три типа существующих обрядов

1) Обряды богослужебные. Елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и т.д. Они – составляющая литургической жизни Церкви.

2) Обряды, освящающие житейские нужды человека, например, освящение жилища, всякой вещи.

3) Обряды символические, выражающие различные религиозные идеи: например, совершение крестного знамения. Оно – символ Креста Господня и сила, ограждающая нас от бесов. Это обряды, которые служат для нас путем к богообщению.

Понятие о «таинстве»

Среди священнодействий особо выделяют Таинства. До пришествия Христа в языческом мире термином «musterion» (мюстерион – «тайна», «таинство») именовались тайные религиозные обряды, в которых могли участвовать лишь посвященные люди.

В Ветхом Завете понятие «таинство» первоначально обозначало всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие.

В Новозаветной традиции этим термином именуется «Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого».

Слово “Таинство” имеет в Священном Писании несколько значений

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

Понятие о церковном таинстве

В современной богословской традиции под церковным Таинством понимается особое действие Промысла Божьего на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается верующему, принимающему Таинство, через видимое посредство предметов окружающего мира, преображая его, обновляя природу и личность человека.

С помощью Таинств верующие становятся членами Тела Церковного.

Таинства лежат в основании христианской жизни – именно с Таинств Крещения и Миропомазания начинается отсчет христианского бытия.

В Таинствах осуществляется великая цель, провозглашенная преподобным Серафимом Саровским. Он говорит, что «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Именно стяжание Духа Святого является плодом участия в Таинствах.

Таинства – «богоучережденные священнодействия, которые установлены с той исключительной целью, чтобы через свое посредство преподать верующим освящающую благодать Святого Духа» /Еп. Сильвестр (Малеванский)/.

Таинства – это духовное явление, но реализуются они посредством материальных вещей. Верующие достигают Спасения через воды Крещения, через хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь в Причащении, через миро Миропомазания. Таким образом, Таинство оказывает воздействие не только на душу христианина, но и на его тело, воздействует не только в духовном, но и в материальном плане.

В широком смысле слова все совершаемое в церкви является таинством

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство.

– И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом».

«Любая святая добродетель в душе православного христианина есть святое таинство, ибо любая из них находится в органической связи со святым таинством Крещения, а через него – и со всем Богочеловеческим таинством Церкви.

Например, вера есть святая добродетель, а тем самым – святое таинство, которым православный христианин живет непрестанно. А святая вера силой святости своей рождает в его душе и остальные святые добродетели: молитву, любовь, надежду, пост, милосердие, смирение, кротость… И каждая из них есть опять же святое таинство.

Все они одно другим живут, живут вечно и бессмертно, и одно другим питается, и все, что от них, есть свято. Потому-то и нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней и каждое “Господи помилуй” есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах»

/преп. Иустин (Попович)/.

«В патристическую эпоху не существовало специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения». /Прот. Иоанн Мейендорф/

«Христианская вера есть таинство» /Григорий Богослов/

С XV века из многочисленных благодатных священнодействий Церковь выделила семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Святой Симеон, архиепископ Солунский, так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым».

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

1) богоучрежденность

2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия (“видимый образ”) в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

В Евангелии упоминаются четыре Таинства (Крещение, Причащение, Покаяние, Брак).

Указания о божественном происхождении других Таинств (Миропомазание, Соборования и Священства) можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от грехов (первородного, родовых и личных) и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым миром частей тела, подается благодать, вспомоществующая его духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

Важно

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Венчания супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также способствующая рождению и христианскому воспитанию детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать священства, для церковных священнодействий (при совершении обрядов и Таинств), а также для пастырского душепопечения о пасомых.

Таинства Православной Церкви делятся на: неповторямые и повторяемые

Неповторяемые: Крещение, Миропомазание, Священство.

Повторяемые: Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Венчание.

Таинства делятся еще на две категории: обязательные и необязательные

Обязательные для всех христиан: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение.

Необязательные: Венчание и Священство.

Совершители Таинств

Благодать Божия подается только Господом.
Поэтому Совершителем всех Таинств является Бог.

Но соработниками Господа, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4: 1).

По православному учению, таинства обретают действенную силу лишь при соблюдении двух условий

1) правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и

2) внутреннее сердечное расположение христианина к принятию благодати.

При отсутствии сознательной веры и добровольного желания принять церковное Таинство, участие человека в нем, может вмениться ему в грех и осуждение.

Чем Таинства отличаются от «обрядов»?

В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым, облагодатствованным человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он до этого не обладал.

Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Если мы выпьем освященной воды, Господь нам даст силы для жизни и, быть может, дарует здоровье.

В Таинствах же с христианином происходит иная, куда более значимая перемена – он рождается в Крещении, получает Духа Святого в Миропомазании, очищается от грехов во время Исповеди…

В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела, но каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, «биологически», но и преображается ипостасно, личностно, освящаясь и обновляясь, как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Через участие в каждом из церковных Таинств, человек созидается Христом и по образу Христа в «нового человека».

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса “Основы православной веры и духовной жизни” взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/cerkovnye_tainstva_i_svjashhennodejstvija/244-1-0-24584

Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Господь наш Иисус Христос сказал: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан. 3:5.

)

Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств. Сам Спаситель принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана.

подробнее

Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование.

Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, рук и ног) особо освящённым составом – миром – особой смесью из нескольких десятков веществ на основе оливкового масла, душистых трав и благовонных смол, которая готовится по мере расходования освященного в предыдущие годы мира, на Страстной неделе.

подробнееСвятыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые “пресуществляются” (т.е. меняют своё существо, превращаются) хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме.

Господь наш Иисус Христос сказал: “Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную”. (Иоан. 6.54.

)подробнее

Покаяние – это Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

подробнее

Венчание – это таинство частное богослужение (треба), во время которого совершается Таинство Брака, благословляется и освящается христианский супружеский союз.  Венчание совершается священником. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения в храме.

подробнее

Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.”(Иаков 5.14,15) В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеосвящения.

подробнее

Священство – есть Таинство, посредством которого избранный человек через архиерейское рукоположение (хиротонию), получает особую благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

подробнее

В чем изложена суть православного вероисповедания?

Суть христианской веры в вероисповедании Восточной Православной Церкви кратко изложена в Символе Веры.

Читайте также:  Вальдорфский салат

Читать подробно

Первая заповедь, данная Богом человечеству – о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь.

Совет

Читать подробноОтпевание – одна из треб,  совершаемая над телом умершего на третий день после смерти и только однажды.

В богослужебных книгах Православной Церкви отпевание называется “Последование мертвенное” и бывает нескольких видов: – мирских человек; – монашеское; – иерейское; – младенцев  (для детей, не достигших 7-летнего возраста);

– в Святую Пасху (совершается в первую седмицу Пасхи: в Неделю Пасхи отпевание не отправляется).

Читать подробно

В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря ни на какие обстоятельства, порой очень тяжелые, сопровождающие болезнь,  смогли пригласить к болящему священника для напутствования его в Жизнь Вечную.

Читать подробно

Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и бороться со своими грехами.

В зависимости от степени развития ребенка его можно приводить к Исповеди как немного раньше, так и немного позже указанного срока, посоветовавшись на данную тему со священником.

Чинопоследование исповеди для детей и подростков ничем не отличается от обычного, но священник, естественно, учитывает возраст приходящих к Таинству и делает определенные коррективы, общаясь с такими исповедниками.

Читать подробно

Ты в церковь пришел со страхом Божиим, в место, где Дух Святой обитает. Мужчина – сними шапку. Женщина, оденься скромно, чтобы никто не соблазнился о тебе, покрой платком голову.

С губ, глаз и ногтей сотри краску, предстань пред Богом такой, какой Он тебя сотворил. Заметь, каким пятном твоя помада обезображивает икону и священные сосуды, к которым ты прикасаешься… К тому же закрашенные лаком ногти и глаза не пускают благодать к тебе.

В дни кровотечений к освященным предметам, к иконам и к Причастию прикасаться нельзя.

Читать подробно

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят – с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и встать с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу.

Читать подробно

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово “хлеб” звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении.

Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна.

Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Читать подробно

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).

Читать подробно

Церковная свеча – это символ молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими. Свеча является  свидетельством веры, причастности человека Божественному Свету. Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих.

Читать подробно

В переводе с греческого “агиасма” значит “святыня”. Именно так называется святая вода – вода, освященная по особому чину.

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Богоявления или Крещения Господня.

На Крещение Господне вода освящается два дня подряд одним и тем же чином – в сочельник (день накануне Крещения) и в самый праздник. Крещение Господне освятило само естество воды.

Читать подробно

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам (лобзании их) следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны совершать по дню – земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли.

Читать подробно

Cвятитель Василий Великий писал: “В Церкви все благообразно и по чину да бывает”.

Крестное знамение – видимое свидетельство нашей веры, и совершать его надо ни наспех, ни кое-как, а правильно и благообразно, ибо “верный в малом и во многом верен” (Лк. 16, 10).

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божия, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

Читать подробно

Церковная службы совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и “не коснея” (т.е.

Обратите внимание

не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон.

При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Читать подробно

Вниманию прихожан
Свечи, приобретенные в иконной лавке, являются вашей жертвой Богу и используются исключительно в целях молитвы. Это знак веры и надежды на помощь Божию.

Святая вода, освящаемая на молебнах, имеет благодать Святого Духа; ее следует употреблять с молитвою и крестным знамением для исцеления душевных и телесных немощей.

Ладан – это благовонное вещество, фимиам, которое с ветхозаветных времен приносится как благоуханная жертва Богу, символ нашей молитвы, которая возносится к Небесам. Ладан используют только для каждения в церкви или дома.  

Читать подробноПочему же согрешают те, кто покупают свечи в светских магазинах или с рук, а не в Храме?

Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели в обычном магазине или сделали сами? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминание нам о том молитвенном горении, которое должно быть в сердцах.

Читать подробно

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Читать подробно

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Читать подробно

Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. 'Сорокоусты, – пишет св.

Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом!

Читать подробно

Записку в храме можно подать и с тем, чтобы заказать молебен.
Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Читать подробно

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
“Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Читать подробно

Источник: http://hram-uspenie.ru/osnovi-pravoslavnoy-veri/

Таинства Церкви : Основы православной культуры : Виртуальная школа БАКАЙ

Таинство – не зря это слово так похоже на слово «тайна». Это действительно тайна для нашего человеческого разума – каким образом душа человека встречается с Богом и наполняется подаренной им благодатью. И хотя мы не можем видеть этого воочию, мы знаем, когда именно происходит подобное чудо – во время совершения Таинств Церкви.

Итак, Таинства – это особые действия, в которых участвуют как миряне, так и священнослужители, и через которые человек ощущает на себе благодать Божию. Всего Таинств семь – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брак, Священство.

Необходимо помнить, что любое из них невидимо совершает над человеком сам Бог, а священник является при этом лишь исполнителем видимых действий.

Таинство Крещения – самое первое в жизни Таинство для любого христианина. Кого-то крестят в младенчестве, кого-то в юности, а случается и такое, что человек приходит к Богу и решает креститься уже в зрелом возрасте.

Совершается Крещение всего один раз в жизни. Троекратное погружение в воду во время Крещения означает, что человек очищен от всех грехов, которые он успел совершить в прошлом – теперь у него начинается новая жизнь.

Таинство Миропомазания входит в Таинство Крещения, становясь заключительной, но весьма важной его частью. Раньше оно совершалось отдельно, через некоторое время после того, как человека крестили. Епископ возлагал на него руки и читал молитву.

Впоследствии это Таинство стало совершаться по-другому, превратившись непосредственно в Миропомазание, которым является и по сей день.

Святое Миро – смесь на основе оливкового масла – готовится по особому рецепту раз в год, в Донском монастыре и освящается затем Патриархом.

Таинство Покаяния, или Исповеди состоит в том, что мы рассказываем священнику о совершенных грехах, искренне раскаиваясь в них. Священник при этом – лишь свидетель, грехи же прощаются только Самим Богом. Об этом даже говорится в молитве, которую читает священник перед началом исповеди: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою…».

Важно

Таинство Евхаристии (Причащения) – одно из самых великих Таинств Русской Православной Церкви. Во время него верующие принимают Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Это Таинство – обязательная составляющая жизни каждого христианина. Прежде, чем причащаться впервые в жизни, нужно знать, каким образом происходит Причащение и как к нему готовиться.

Таинство Елеосвящения (его обычно называют соборованием) заключается в помазании человека освященным елеем (маслом), смешанным с вином, и чтении особых молитв, в которых говорится о телесном и духовном исцелении – избавлении как от физических болезней, так и от грехов.

Таинство Брака, венчание – обязательный шаг для каждой верующей пары, собирающейся вступить в брак. Во время венчания жених и невеста торжественно обещают – как перед священником и всеми присутствующими людьми, так и перед самим Богом, – что будут верны друг другу. Именно на взаимной любви и верности, уважении и поддержке основывается настоящая христианская семья.

Таинство Священства, в отличие от всех, перечисленных выше, предназначено не для каждого, а лишь для тех людей, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. По-другому это Таинство называется рукоположением, и его может совершить над ставленником (будущим священником) только архиерей.

Источник: http://school.bakai.ru/opk/tainstva_cerkvi

Таинства Церкви

Слово «Таинство» (греч, μιδχηρίον) имеет несколько значений. Во-первых, Священное Писание усваивает ему глубокую, сокровенную мысль или действие (1Кор. 13:2). Во-вторых, им обозначается особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое посредство (1Кор. 4:1). Это можно сказать обо всех Таинствах Церкви.

Традиция выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: 

1. Крещение 2. Миропомазание 3. Причащение 4. Покаяние 5. Священство 6. Брак

7. Елеосвящение

Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9; 1). Еще один вехозаветный прообразТаинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

Читайте также:  Гювеч в горшочках

Таинства Православной Церкви делятся на:

1) неповторяемые – Крещение, Миропомазание, Священство;
2) повторяемые – Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак

Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:

1) обязательные для всех христиан – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение;
2) необязательные для всех – Брак и Священство

В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое, Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божия и понять волю Божию о себе.

Таинство, по словам священника Павла Флоренского, «и здесь, и там, и долу, и горе», то есть оно и земное — по внешней, видимой его стороне, и Небесное — по духов но-благодатному содержанию. Таинство — это те участки жизненного пути человека, где он освобождает жизнь от житейской суеты, чтобы принять в свое сердце новое, святое содержание жизни, приходящее из обителей Отца Небесного.

Небесная жизнь среди окружающих человека вещей и событий заявляет о себе светом евангельских истин, ибо «Бог есть Свет» (1Ин. 1:5). Этим Светом Он являет Себя в Таинствах Церкви, отчего земное просветляется и от Света Небесного получает новое, святое наполнение.

Совет

В Таинствах Царство Небесное приближается к человеку настолько, что благодатной силой его сообщается высшая мера освящения самым истокам нашего естества через видимые священнодействия. В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати.

Так, в Таинстве Крещения сообщается благодать, очищающая от греха и освящающая человека. Для этого он должен быть научен истинам веры, в покаянии осудить свои грехи и заблуждения и тогда предстать пред Христом Спасителем, чтобы родиться «от воды и Духа» (Ин.

3:5) и стать членом Христовой Церкви и наследником Царства Божия.

По любви и милости Христа принимающий Таинство, троекратно погружаясь в святые воды купели Крещения «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», таинственно и действенно очищается от грехов и «оправданным и освященным» вводится в новую жизнь, как святой член Тела Христова — Церкви. В этом Таинстве освящаются все силы человека: ум, чувства и воля, чтобы каждая из них и все вместе служили единению со Христом, принимали и воспроизводили сущность новой жизни, становились ее участниками.

В Таинстве Миропомазания сообщается благодать, поставляющая человека на путь духовной жизни. В этом Таинстве на христианина полагается «печать Дара Духа Святаго» через помазание частей его тела Святым Миром.

По своему таинственному составу Святое Миро представляет собой особое явление в жизни Церкви, ибо с благоуханием ароматных веществ теснейшим образом сопрягается при его освящении действие Святого Духа — Источника «святости, и света невечернего, и Божественной жизни».

Таинство Миропомазания поэтому предлагает его участнику «одежду нетления, печать священносовершительную, напечатлевающую на нем Святое имя Пресвятой Троицы» (молитва на освящение Мира). Запечатленные святым Миром облекаются в одежду благоухания Святого Духа.

«Печатью Дара Духа Святаго» Церковь совершает посвящение — быть человеку храмом Божиим, в котором обитает и живет Дух Божий (1 Кор. 3, 16; 6, 19). «Храм Божий — свят, а этот храм — вы»,— говорит апостол Павел (1Кор. 3:17). Через Миропомазание человек вводится в литургическую жизнь Церкви: слышание и усвоение слова Божия, причащение Тела и Крови Христа Спасителя в Таинстве Евхаристии, совершение священнодействий.

В Таинстве Евхаристии человеку сообщается дар Обожения через единение со Христом. В нем открывается человеку доступ к Божественной Вечери, то есть той особой жизни, где Сам Христос, являя Свою жертвенную Любовь, под видом хлеба и вина «приходит заклатися и датися в снедь верным» («Да молчит всякая плоть человеча…

»— песнопение, поемое вместо Херувимской песни в Великую субботу).

Божественное «брашно» Евхаристии, входя в состав человека; таинственно преобразует его: очищает душу, освящает помышления, просвещает деятельность человеческих   чувств,   «спригвождает   всего   человека   страху   Божию»,удобряет и украшает его «селением Духа» (3-я благодарственная молитва по Святом Причащении).

В Таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию о себе самой. В этом Таинстве христианин поставляется перед реальностью Небесного Царства, близкой его душе, но утерянной через грехи, совершенные после Крещения. Призыв Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.

Обратите внимание

4:17) — в этом Таинстве звучит ободряюще для человека, который, подобно Адаму, взирает из мира внешнего на жизнь, утерянную им в грехопадении.

Поэтому согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангельской истины, дабы пробудилось в душе раскаяние во грехах, дабы пережить покаянное чувство вины перед Богом за прожитую во грехе жизнь и чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению.

Христос, видя, что человек просит Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Грех полностью изглаживается, исчезает. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности.

В Таинстве Елеосвящения человеку по молитвам Церкви даруется благодать, врачующая душевные и телесные недуги для плодотворного его, участия в жизни Церкви. Это Таинство открывает попечение Церкви о немощных и болящих ее членах.

Когда человек совершает грехи и нечистосердечно раскаивается в них, то в его душе могут «застареть» некоторые виды грехов, может умножиться их вредоносная сила, усилиться их пагубное воздействие на человека и особенно на его пребывание в Церкви.

Присутствие таких грехов вместе с грехами невольными и забытыми создает в Душе человека болезненное состояние. Болезнь души развивается, паразитируя на жизнетворных связях души с Телом Христовым — Церковью. По мере умножения греха сокращается доступ к душе благодатных воздействий жизни Царства Божия.

Чтобы приостановить разрушительный процесс отдаления христианина от Церкви, а затем обновить приток жизненных сил евангельской благодатной жизни в душу и жизнь человека, святая Церковь и предлагает своим чадам Таинство Елеосвящения.

Для этой цели Она созывает «пресвитеров Церкви», чтобы они помолились над болящим и помазали «его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь» (Иак. 5, 14—15). В помощь себе пресвитеры испрашивают молитвы небожителей — Пречистой Богоматери и святых угодников Божиих.

Таким образом, болезнь христиан врачуется в Таинстве молитвами Церкви земной и Небесной при помазании тела болящего святым елеем. Через помазание христианин вновь прививается, как ветвь к дереву, к благодатной лозе — Господу Иисусу Христу, чтобы соки этой Лозы вновь потекли вжизнь человека и сделали его способным жить по заповедям  Божиим (Ин. 15, 4—5).

В Таинстве Брака будущим супругам подается благодать, освящающая их семейный союз и продолжение рода. В Таинстве совместная жизнь двух людей благословением и молитвами Святой Церкви объединяется в единый супружеский союз, чтобы двое стали «одной плотью» (Быт. 2:24) и имели «одно сердце и одну душу» (Деян. 4:32) с Церковью.

Важно

В этом Таинстве для новобрачных открывается тайна присутствия между ними Христа так же реально, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1—11). Это Он Сам «славою и честию венчает их» (тайносовершительные слова Таинства). «Тайна сия велика есть» (Еф.

5:32), ибо она освящает, одухотворяет брачный союз двух лиц, чтобы их жизнь была образом «домашней церкви» (Кол. 4:15) по принципу и содержанию жизни.

В Таинстве Священства избранным из среды верующих сообщается духовная власть и сила совершать Таинства и пасти стадо Христово. В нем перед достойным и подготовленным кандидатом на иерархическую степень открывается тайна Божия — как спасти вверенных ему людей.

Для этого избираемое лицо через «искус (испытание) боголюбезнейших архиереев» (из чина архиерейской хиротонии), через возложение их рук с молитвою получает от Бога дар Святого Духа быть участником Божия служения людям, быть «соработником у Бога» (1Кор. 3:9).

Видимую форму Таинства, его «плоть», составляют обрядовые священнодействия. Они играют роль посредника между Богом и человекам. Через обряды приходит к человеку благодатное освящение, которое достигается молитвой призывания Святого Духа.

Молитвы сообщают обрядовым формам Таинства их священное значение. Только через слово молитвы действие становится священнодействием, ряд внешних процессов — обрядом, явственное — Таинством, ибо «повседневное словом сокрывается в тайну».

В каждом Таинстве человек ищет «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Реальность этого поиска открывается по его вере в тайносовершительной формуле — «вершине» Таинства.

В ней — кульминация взаимного проникновения благодатной сущности Царства Божия и устремления души человеческой к Богу, ибо «Благодать и свобода взаимовходны», как учит святитель Феофан Затворник.

Совет

Чтобы человек дошел до этой вершины участия в Таинстве, вкусил благ Небесных и освященным, духовно обновленным вернулся к трудам повседневной жизни, Святая Церковь определяет совершать при богослужении Таинств священнодействия и обряды.

Обряды в этом случае представляют собой «лестницу», по которой человеческое разумение восходит от земного к горнему и нисходит от горнего к земному. По ней ум «снует» между Небом и землей.

Обряд, представляя собой часть земной действительности, своим строением возводит дух к созерцанию Таинства. Он организует область мира таким образом, чтобы своей организованностью направить наш ум к подвигу веры в соответственное этому обряду Таинство.

Обряд помогает человеку вступить в общение с Богом и остаться в живых. В этом смысле обряд необходим как путь восхождения к святыне Таинства, и без него мы не добрались бы до святыни. А добравшись, получив дар Небесный и святой, мы посредством обряда возвращаемся от святыни в жизнь и без обряда не смогли бы снова участвовать в ней.

Итак, каждое Таинство Церкви приобщает человека к Божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное в жизненном явлении Таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в Таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимно проникновеннее они, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

Источник: Таинства и обряды Православной Церкви, прот. Г. Нефедов

Источник: http://xn—-ctbcgbbucbij6clfjeg3f.xn--p1ai/tainstva-cerkvi

7 таинств. Основания в Библии – Православный журнал “Фома”

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

1 Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека.

Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств.

Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов». 

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом.

В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5).

Обратите внимание

Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История:В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте “Фомы”.

2 Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39),

Читайте также:  Священномученик александр соколов, священник

а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте “Фомы”.

3 Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников

(Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

О Таинстве Евхаристии на сайте “Фомы”.

4 Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.).

Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся

(Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

О Таинстве Исповеди на сайте “Фомы”.

5 Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13).

Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков.

У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни.

По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

О Таинстве Елеосвящения на сайте “Фомы”. 

6 Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е.

священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа.

А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта).

В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками
(1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2,
Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

О Таинстве Священства на сайте “Фомы”.

7 Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История:Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

О Таинстве Венчания на сайте “Фомы”.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника.

Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Например, в одном из недавних писем наших читателей был задан вопрос  «Откуда в Церкви таинства?».

Мы подготовили в качестве ответа несколько материалов.

Источник: https://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-biblii.html

Таинства

В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане — члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого.

В каждом таинстве, совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы.

На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия.

Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:

Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние.

Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св.

Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).

Важно

В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.

Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви.

В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.

  • Крещение (гл. II);
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
  • Освящение мира (гл. IV);
  • Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
  • Монашеский постриг, (гл. VI);
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения.

Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф.

15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д.

Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах — Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение — и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.

На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние.

В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. — 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.).

Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.

Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года.

Совет

С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI — началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов.

При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).

В Русской Православной Церкви принято семь Таинств:

  • Крещение. Это вященное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
  • Миропомазание. В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
  • Евхаристия (Причащение) — таинство, в котором  православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Исуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
  • Покаяние (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Исуса Христа.
  • Елеоосвящение (Соборование) — таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
  • Брак — таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
  • Священство — рукоположение архиереем православного христианина в священную степень.

Старообрядцы признают семь Таинств, которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака.

О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.).

В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.

Староверы-поповцы содержат все Таинства:

Безпоповцы, оставшись без священства, хотя и признают все семь Таинств, но содержат только два из них — Крещение и Покаяние. 

Источник: http://ruvera.ru/tainstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector