Школа веры: устройство храма

Тест: Устройство православного храма

  • 1. Как называется в православном храме главная часть церкви, обращённая на Восток, вознесённая ступенями солеи над остальным пространством и отделённая от него иконостасом?Правильный ответ: №3Верно!
  • 2. В самом центре храма стоит аналой (наклонный столик). Обычно на центральном аналое лежит:Правильный ответ: №2Верно!
  • 3. По древней традиции, молящиеся мужского пола стоят на:Правильный ответ: №1Верно!
  • Правильный ответ: №2Верно!
  • 5. Как называется сиденье епископа в алтаре?Правильный ответ: №3Верно!
  • 6. Ярусы (ряды иконостаса) принято считать сверху вниз или снизу вверх?Правильный ответ: №2Верно!
  • 7. В каком порядке обычно располагаются ярусы иконостаса в православном храме?Правильный ответ: №1Верно!
  • 8. В часовнях обычно не совершаются:Правильный ответ: №3Верно!
  • 9. Центральный вход в алтарь называется:Правильный ответ: №2Верно!
  • 10. Диаконские врата справа от Царских называются:Правильный ответ: №2Верно!
  • 11. Какие богослужения совершаются около Голгофы и кануна?Правильный ответ: №2Верно!
  • 12. Как называется находящаяся обычно по сторонам основного объема часть храма с алтарем?Правильный ответ: №3Верно!
  • 13. Особые церковные знамена, на которых изображаются иконы Воскресения Христова и некоторые другие, называются:Правильный ответ: №1Верно!
  • 14. Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством лампочек (раньше — свечей). Как он называется?Правильный ответ: №3Верно!
  • 15. Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?Правильный ответ: №2Верно!
  • 16. Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение:Правильный ответ: №2Верно!
  • 17. Как называется нижний покров престола?Правильный ответ: №2Верно!
  • 18. На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы Страшного Суда?Правильный ответ: №3Верно!

Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Источник: https://azbyka.ru/test/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama

Храм. Его устройство : Основы православной культуры : Виртуальная школа БАКАЙ

Часто можно услышать такой вопрос: «Зачем ходить в храм, если я и так верую?». В самом деле, зачем? Если в душе человека живет вера в Бога, то нужно ли еще посещение служб, участие в Таинствах? Попробуем разобраться.

Первый вопрос, который следует задать себе в связи с этим: нужно ли Богу, чтобы я посещал храм, или это нужно мне самому? В первую очередь это необходимо самому человеку. Конечно, Господь ждет всех и принимает каждого, кто пришел к Нему, с неизменной радостью и любовью.

Но воцерковление, молитва в храме, участие в службах и Таинствах Церкви требуется именно тому, кто приходит – то есть каждому из нас.

Храм – это дом Божий, и мы приходим туда, чтобы встретиться с Богом. Чтобы помолиться, поговорить с Ним, открыть ему свое сердце, поблагодарить за радость и попросить помощи, утешения в печалях и бедах.

Разумеется, молиться Богу можно где угодно и когда угодно, как только мы чувствуем необходимость обратиться к Нему. И все же церковь – особое место, предназначенное для Встречи, главной Встречи в жизни каждого. Представьте себе человека, у которого есть друг.

Он любит его, мысленно разговаривает с ним, но отказывается с ним встретиться, прийти к нему в дом, рассуждая так: «Зачем мне идти к нему – я же его люблю, знаю, что он есть, этого достаточно для нашей дружбы». Звучит странно, не правда ли? Но именно так рассуждает и человек, который называет себя верующим, а от посещений храма отказывается.

Обратите внимание

Почему купола храма всегда увенчаны крестами? Это делается в память о том, что Христос принял смерть за весь человеческий род на Кресте. Интересен и тот факт, что алтарь – самое важное место в храме – всегда располагается с восточной стороны.

Именно на востоке жил и проповедовал Христос, и оттуда, благодаря трудам и проповеди апостолов, христианство стало распространяться по всему миру. В алтаре большую часть службы находятся и молятся священнослужители. Место перед входом в храм – это паперть. Вход же в храм устроен всегда со стороны запада, а место сразу у входа внутри называется притвором.

Дальше начинается средняя часть храма, где находятся молящиеся, а за этой частью как раз и расположен алтарь.

Высокая перегородка, практически полностью состоящая из икон и расположенная перед алтарем, называется иконостасом. В нем есть три двери: посередине – Царские врата, по бокам – северные и южные, через которые во время службы входят в алтарь и выходят из него священники, диакон, алтарники (те, кто помогает священнику во время Богослужения).

Возвышенность перед иконостасом – солея, а ее середина называется амвоном – здесь батюшка произносит проповеди. Справа и слева, тоже перед иконостасом, располагаются клиросы, где находятся во время службы певчие и чтецы.

В средней части храма всегда много икон – они либо стоят в киотах (специальная высокая полка с застекленной дверкой, за которую и ставится икона), либо расположены на стенах. В центре храма всегда можно увидеть высокую наклонную подставку – аналой.

На аналое находится икона праздника или святого, память которого празднуется в этот день (либо праздника или святого, в честь которого называется храм). Перед иконами стоят подсвечники, на которые верующие, молясь, ставят зажженные свечи.

Недалеко от выхода обычно расположено место, где можно подать записки о здравии и упокоении, купить свечи, иконы, крестики, духовные книги. Обычно это место называют «свечным ящиком».

Важно

Часто случается, что впервые придя в храм, человек стесняется, не знает, как себя вести. Нужно не поддаваться этому чувству, а почитать соответствующие книги, поговорить с кем-то из друзей, знакомых, имеющих больший опыт; с какими-то серьезными вопросами можно обратиться и к батюшке.

Привыкнув и освоившись, любой человек испытывает удивительное, радостное чувство того, что храм – это место, где его всегда ждет любящий Отец – Бог, готовый выслушать, утешить и помочь. И, однажды это почувствовав, невозможно согласиться лишить себя этой радости – радости жизни с Богом.

Вот, пожалуй, и ответ на вопрос, почему и зачем верующие ходят в храм.

Источник: http://school.bakai.ru/opk/hram_ego_ustrojstvo

Воскресная школа

Главная задача, которая перед нами стоит – это воцерковление и церковное воспитание детей.

Общее число учащихся – 70

Старшая группа (11 – 14 лет) – 16

Средняя группа (8 – 10 лет) – 24

Младшая группа (5 – 7 лет) – 30

ПРЕДМЕТЫ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

  • Закон Божий
  • Музыка
  • Изобразительное искусство
  • Театральная студия

Директором Воскресной школы является протоиерей Алексий Ивашков

ЗАКОН БОЖИЙ

Средняя группа – преподаватель Парамонова Галина Отарьевна

Поскольку мышление детей  этого возраста в значительной мере конкретно, основной дидактический прием используемый на занятиях раскрытие

христианского нравоучения через Евангелие и через жития Святых.

ДУХОВНАЯ АЗБУКА

Младшая группа – преподаватель Парамонова Галина Отарьевна

Так как мышление у детей наглядно — образное, то на занятиях они не только рассматривают славянские буквы и буквицы, но и раскрашивают их и делают поделки. После каждого занятия оформляется выставка работ.

МУЗЫКА

Все группы – преподаватель Тельнова Кристина Михайловна

На занятиях дети изучают музыкальные произведения, тропари, кондаки, которые используются на праздниках при показе литературно – музыкальных композиций и  спектаклей.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ

Все группы – руководители Морозкина Ольга Александровна и Ахматова Людмила Владимировна.

Все дети воскресной школы по возможности участвуют при чтении стихов на праздниках Рождества и Пасхи.

Особо одаренные дети заняты в спектаклях.

РОДИТЕЛИ учеников активно помогают при подготовке праздников. Изготавливают реквизит, рисуют задник сцены, приносят сценический инвентарь, стирают театральные костюмы, помогают ставить танцевальные номера.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Все группы — руководитель Гагарина Светлана Петровна .

На уроках рисования дети познают основы живописи. Тематика уроков связана с церковным календарем. Все детские работы выставляются на стендах, которые смотрят все прихожане храма.

В конце учебного года организуются паломнические поездки.

Самые активные ученики и родители награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами.

Источник: http://www.hramkazanskoi.ru/school.html

Устройство храма

Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.

Как ветхозаветный иерусалимский храм состоял из трех частей: святая святых, святилища и двора, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Как прежде святая святых, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник, и то лишь один раз в году, с кровью очистительной жертвы. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека.

Первосвященник же был прообразом Христа и вход его во святая святых как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех.

Совет

Вот почему в час Его крестной смерти завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: Спаситель для верующих в Него открыл врата Царства Небесного.

Древнему святилищу соответствует у нас средний храм. В святилище никто не имел права входить, кроме священников. В православном же храме в средней части стоят все верующие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует притвор, теперь существенного значения не имеющий. В первые века христианства здесь стояли оглашенные, которые только готовились к Таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный Свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, назывались приделами.

Очень часто храм Божий имеет в плане форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Не реже он устраивается в виде корабля, который, как Ноев Ковчег, ведет нас к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, путеводно сияющая верующим.

Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу главы Церкви — Иисуса Христа.

При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы — два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 — три лица троицы, если 5 — Христа и четыре евангелиста, если 7 — семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 — девять чинов ангельских, если 13 — Христос и двенадцать апостолов.

Обратите внимание

Самая важная часть храма — алтарь. Здесь совершаются священнослужителями Богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается Таинство Причащения Тела и Крови Господней.

Он представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник».

Читайте также:  Святитель парфений лампсакийский

Он и устраивается обычно на возвышении.

Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи.

Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.

Антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого.

В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”.

Обыкновенно антиминс завернут в другой плат — илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия.

Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир — святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос — блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица — две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица — символ звезды вифлеемской); копие — острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой — воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Важно

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая несет на себе иконы и называется иконостасом. В ней трое врат.

Средние, самые большие, называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Чаше со Св. Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем икона вправо от Спасителя называется храмовой — на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом называется солеею, середина которой — полукруглый выступ перед Царскими Вратами — носит название амвона. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Св. Причастие. По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные Богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты Службы.

Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/lectiones/54-templestructure

Как устроен храм внутри? Авторы

1 Как устроен храм внутри? Авторы: Петрищева Н.В.

2 Цель: формирование представлений о православном храме. Задачи. Задачи. Формировать у детей интерес к истории возникновения религиозных святынь своей страны Формировать у детей интерес к истории возникновения религиозных святынь своей страны Познакомить с внутренним устройством храма. Познакомить с внутренним устройством храма. Развивать навыки правильного поведения в храме. Развивать навыки правильного поведения в храме. Обогатить словарный запас обучающихся. Обогатить словарный запас обучающихся. Воспитывать уважительное отношение к православной культуре Воспитывать уважительное отношение к православной культуре

3 Что такое храм? Заходишь — чувствуешь — душа Приподнимается над миром. Там холм стоит, под ним река И жизнь течет неторопливо… Как будто бы вокруг сейчас Все замирает на мгновенье. Ты слышишь, слышишь голоса? И это хоровое пенье… Озноб снаружи — дрожь внутри Тут чувства разные приходят. И ты мне, что не говори, Но не напрасно храмы строят… Заходишь — чувствуешь — душа Приподнимается над миром. Там холм стоит, под ним река И жизнь течет неторопливо… Как будто бы вокруг сейчас Все замирает на мгновенье. Ты слышишь, слышишь голоса? И это хоровое пенье… Озноб снаружи — дрожь внутри Тут чувства разные приходят. И ты мне, что не говори, Но не напрасно храмы строят…

4 Храм – дом Божий. Храм – это место для встречи с Богом каждого человека Для совершения богослужений Для совместных молитв Для совершения Таинств Православной Церкви (крещения, покаяния, причащения, венчания)

5 Как устроен храм внутри?

Совет

6 Самая главная часть храма есть Алтарь Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

7 Иконостас Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами.

8 Солея Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею.

9 Амвон Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

10 Средняя часть храма- неф Средняя часть Средняя часть ( неф) занимает середину храма и предназначена для молящихся за богослужением. ( неф) занимает середину храма и предназначена для молящихся за богослужением.

11 Притвор В притворе, как правило, находится церковный ящик место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний В притворе, как правило, находится церковный ящик место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний

12 Клиросы Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами. Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.

13 Как вести себя в храме? Входить в храм с молитвою. Входить в храм с молитвою. Вести себя в храме тихо и благоговейно. Вести себя в храме тихо и благоговейно. Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте. Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте.

Обратите внимание

14 Бьётся любовию сердце Руси Яркими вспышками главок церквей. Родина станет святей и светлей, Вновь возжигая нам свечи сии.

15 Вывод О, сколько раз бывали в храме! Теперь мы знаем, как устроен он внутри, Но, главное, запомнить нам всем нужно, Как мы себя вести там правильно должны.

16 Информационные ресурсы

17 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/627341/

Воскресная школа

с. Большое Афанасово,
ул. Центральная, дом 61а
телефон: (8555) 444-332

Содержание:

1. Общие положения
2. Структура Воскресной школы
3. Cостав преподавателей и родительского комитета
4. Система обучения
5. Ступени обучения. Задачи обучения на каждой ступени
6. Программа обучения
7. Период обучения
8. Внеклассная работа школы и миссионерская деятельность
9. Контроль успеваемости и посещаемости
10. Правила для учащихся
11. Работа с родителями
12. Педагогическая деятельность
13. Завершение обучения
14. Отчисление
15. Трапеза
16. Расписание
Фотографии Воскресной школы

Общие положения

Религиозное воспитание и обучение религии традиционно являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви.

Воскресная школа при храме Покрова Божией Матери – церковно-приходское учебное заведение, не имеющее статуса юридического лица, действующее на основании данного Положения и распоряжения настоятеля протоиерея Виталия Кузьмина с сентября 2005 года.

Руководствуется « Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви».

Дает начальное православное религиозное образование, целью которого является приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни церкви, занимается учебно-воспитательной деятельностью, направленной на усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни.

Задачей воскресной школы является приобщение детей к православной вере, к Богослужению и Церковным таинствам, подготовка ребенка к полноценной церковной жизни, в основе которой лежит формирование православного, церковного мировоззрения.

Обучение в школе бесплатное, и все средства на содержание и нужды школы выделяются приходом храма Покрова Божией Матери в количестве, необходимом для осуществления обучающего процесса, а так же за счет спонсорских пожертвований.

Структура Воскресной школы

Духовник школы — осуществляет духовное руководство учащихся и преподавателей. Духовником является настоятель храма.

Директор школы осуществляет ее общее руководство, согласовываясь при необходимости с педагогическим советом. Директор назначается настоятелем храма.

Важно

Педсовет состоит из директора, духовника и всех преподавателей; является совещательным органом при директоре воскресной школы. Преподаватели осуществляют преподавательскую и воспитательную деятельность.

Преподавателем может быть православный человек, имеющий педагогическое или богословское образование, или опыт работы с детьми.

Родительский комитет осуществляет организационную помощь руководству воскресной школы и ежегодно избирается на общем собрании родителей.

Система обучения

Прием в Воскресную школу

В школу могут быть зачислены дети, принявшие Святое крещение или готовящиеся к нему. Зачисление в школу проводится по итогам собеседования с ребенком и его родителями (попечителями).

Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного прошения родителей ( законных представителей) . В школу могут быть зачислены дети в возрасте от 5 до 18 лет.

Срок обучения зависит от возраста ребенка, быстроты и качества усвоения материала и может варьироваться от 3 до 10 лет.

Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей и графиком богослужений.

Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от количества учащихся.

Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу.

Ступени обучения

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя 3 ступени:

Дошкольная – дети в возрасте 5-6 лет. Срок обучения 2 года.

Начальная – дети в возрасте 7-11 лет. Срок обучения 4 года.

Основная – дети в возрасте 12-18 лет. Срок обучения 3 года.

Задачи обучения на каждой ступени:

Дошкольная ступень: первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности – дошкольный возраст. В дошкольной группе две подгруппы — младшая и старшая.

Именно здесь для них раскрывается красота и величие сотворенного Богом мира и воспитывается необходимость беречь его, закладываются понятия добра, любви, сострадания.

Обретается первый опыт , который в дальнейшем определит их жизненный путь и нравственный выбор через игровую, творческую, развивающую деятельность, а так же через взаимное общение.

Начальная ступень: ( при необходимости может делиться на 2 подгруппы – А- дети 7-8 лет; и Б -дети 9-11 лет) анимаются дети 7- 11 лет. Главными задачами этой ступени являются обучение основам православного вероучения, приобщение их к литургической жизни Церкви.

Знакомство с основными библейскими событиями. Развити е навыка применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

Учатся не просто знать, но и понимать молитвы, Объяснять значение основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета для человечества, главные события земной жизни Господа Иисуса Христа и т.д.

Основная ступень: занимаются дети 12-18 .

Задачами этой ступени являются совершенствование детьми знаний о вере, осознанное участие в Богослужении и Таинствах Церкви, Применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, активное приобщение к миссионерской деятельности.

Расширение понятий нравственности через осмысление Заповедей Божиих, молитвословий, изучение Божественной литургии. Послушание в алтаре, иконной лавке, трапезной, пение в церковном хоре – по выбору.

Обратите внимание

Продолжается воспитание духовно-нравственных ценностей, патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества. Формирование навыка использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизниВсе дети, независимо от возраста, осуществляют дежурство по школе, согласно утвержденному графику. По желанию могут заниматься в школьных кружках.

Кружки

-Художественное слово

-Вокальный ансамбль

-Маленький умелец

-Хоровод

-Театральный

Программа обучения (прилагается)

В Воскресной школе широко используется такая форма обучения, как комбинированный урок.

Для всех групп также предусмотрены плановые учебные экскурсии. В день экскурсии отменяются все занятия данной группы.

Начало занятий – последнее воскресенье сентября, конец занятий – последнее воскресенье мая.

В летний период предполагается организация лагеря труда и отдыха.

Учебный день — воскресенье. Кружковая работа по субботам или другим дням недели по согласованию с учащимися и их родителями.

При подготовке больших православных праздников, таких как Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение и т.д. дети могут приглашаться в школу и в другие дни недели по согласованию с родителями и родительским комитетом.

В период подготовки к праздничным мероприятиям предусмотрено комбинирование урока с репетициями.

Каждый учебный день максимально может включать 3 урока по 25 минут, кружок и участие в Божественной литургии соответственно возрастной группе.

Контроль успеваемости и посещаемости

В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Важно

Посещаемость занятий учащимися фиксируется в классных журналах. Пропуск занятий без уважительной причины считается недопустимым.

Организация и форма общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности определяется педагогическим советом школы. Промежуточная аттестация проводится в течении учебного года ( как правило в январе месяце) в различной занимательной форме по всем изучаемым дисциплинам.

Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит так же в занимательной форме. (Практикуется интеллектуальная игра « Православные всходы».)

Аттестационная комиссия возглавляется директором школы и формируется им из числа педагогов воскресной школы, духовника и других священников. Количество и состав участников комиссии определяется директором щколы.

Участники учебно-воспитательного процесса

Участниками воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, (он же духовник), директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.

Права и обязанности учащихся, их родителей (законных представителей) как участников учебно-воспитательного процесса, определяются действующим Положением.

Учащиеся воскресной школы имеют право на:

бесплатное обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;

бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;

условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.

Учащиеся воскресной школы должны:

-следовать требованиям настоящего Положения, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора, преподавателей и воспитателей воскресной школы;

-не пропускать занятий в воскресной школе без уважительной причины;

-о невозможности присутствия на уроке предупредить школьного учителя или директора школы заранее или в день пропуска;

-поведение учащихся школы должно соответствовать общепринятым нормам православного христианина и не нарушать молитвенного состояния прихожан храма;

-добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;

-бережно относиться к имуществу воскресной школы;

-уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;

-иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

Выпускникам выдается документ об окончании воскресной школы установленного образца, заверенный печатью храма.

Совет

По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся, педагогов, родителей учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами, благодарственными письмами.

По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.

Родители (законные представители) учащихся воскресной школы имеют право на:

Ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;

Участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;

Получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;

Пользование библиотечным фондом воскресной школы;

Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами.

Воскресная школа может иметь в штате сотрудников –добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления уставной деятельности.

На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) люди, имеющие опыт работы с детьми, прошедшие катехизаторские, богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях РПЦ, а так же прошедшие аттестацию, проводимую аттестационной комиссией, созданной действующим приходом.

На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедания, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании, либо имеющие необходимые навыки для ведения данных занятий.

Сотрудники воскресной школы имеют право на:

участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;

повышение своего профессионального уровня.

Педагогические работники обязаны:

-осуществлять образовательную деятельность в доверенных им группах.

-вести журнал успеваемости и посещаемости по своему предмету, создавать учебные программы и качественно преподавать свой предмет.

-своевременно предоставлять директору школы программы, календарно-тематические планы, планы кружковой работы, также отчеты о проделанной работе для рассмотрения на педагогическом совете;

-пройти аттестацию один раз в три года.

-участвовать в миссионерской деятельности прихода;

-участвовать в жизни прихода;

-соответствовать образу православного христианина;

-соблюдать настоящее Положение;

-выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями;

-быть вежливым в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.

Управление воскресной школой

Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами РПЦ – Устав МПРО Прихода церкви ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, с.Б. Афанасово Нижнекамского р-на, настоящим Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Руководитель – настоятель храма протоиерей Виталий Кузьмин.

Настоятель осуществляет общее руководство воскресной школой.

В компетенцию настоятеля входит:

-создание, реорганизация и ликвидация воскресной школы;

-принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы;

-утверждение аттестационной комиссии воскресной школы;

-контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;

-прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания;

-обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности

Директор воскресной школы:

-назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;

-подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования;

-организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе;

-формирует штатное расписание;

-осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;

-формирует аттестационную комиссию воскресной школы;

Обратите внимание

Предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;

Духовник воскресной школы:

-священнослужитель РПЦ, занимается попечением о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы.

Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет.

Педагогический совет состоит из: духовника, директора и преподавателей воскресной школы.

К компетенции педагогического совета воскресной школы относится:

-утверждение перспективного плана учебно-воспитательной работы школы, учебных планов и программ.

-разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;

-определение порядка проведения итоговой аттестации;

-рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;

-рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышение квалификации сотрудников;

-внедрение в практику достижений педагогического опыта;

Источник: http://www.hram-p.narod.ru/school.html

Внутреннее устройство православного храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:

  1. святое святых,
  2. святилище и
  3. двор,

– так и православный христианский храм делится на три части:

  1. алтарь,
  2. средняя часть храма и
  3. притвор.

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека.

Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Читайте также:  Священномученик митрополит серафим чичагов

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда

  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы – три Лица Св. Троицы;
  • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов,
  • семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав – девять чинов ангельских;
  • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части:

  1. притвор,
  2. собственно храм или средняя часть храма, где стоят молящееся, и
  3. алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Важно

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму.

В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению).

Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.

Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом.

Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос.

Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Совет

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

  1. В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
  2. Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.
  3. В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.
  4. В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.
  5. В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа.

Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Обратите внимание

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Важно

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан.

До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам.

Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:

  1. благовест,
  2. трезвон и
  3. перезвон.

Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших.

Благовест — звон в один колокол.

Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.

Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Материал создан: 01.06.2015

Схема православного храма

Источник: http://iamruss.ru/orthodox-church-internal-structure/

Ссылка на основную публикацию