Священное Писание Ветхого Завета
Курс уроков для детей 8-10 летнего возраста Церковно-приходской Воскресной школы при храме Вознесения Христова г. Белово.
Священное Писание Ветхого Завета.
История как ожидание Спасителя в Ветхом Завете. 2 год обучения.
Тема | № | Содержание |
Жажда прощения и освобождения человечества от зла и греха. | 1 | Появление зла в сотворенном Богом мире. Грехопадение первых людей, лишение ими рая и обетование о Спасителе. Ожидание Спасителя. |
2 | История Потопа. Причины. Послушание Ноя. | |
3 | Вавилонская башня. Неугодность Богу этого мероприятия. Разделения на языки, причины разделений (гордость). | |
4 | Нить поколений, верных Богу. Родословие Спасителя. | |
5 | Быт еврейского народа. | |
Отец верующих | 6 | Авраам и его верность Богу. Божие обетование патриарху и его потомкам. Сохранение обетования. Явление Аврааму Пресвятой Троицы. |
7 | Исаак. Прообраз Голгофы в жертве Исаака. | |
8 | Сыновья Исаака. Повторение – нить поколений, верных Богу. | |
9 | История Иосифа. Прообразовательное значение продажи Иосифа в Египет. | |
Дарование Закона | 10 | Возрастание в мире зла. Идолопоклонство. Моисей и его жизнь в Египте. Неопалимая купина. |
11 | Исход евреев из Египта | |
12 | Сорокалетнее путешествие по пустыне. Чудеса. | |
13 | Построение скинии. Дарование 10 заповедей. | |
14 | Разбор 10 заповедей. | |
В земле обетованной. Наказание и прощение. | 15 | Завоевание земли обетованной. Взятие Иерихона. Помощь Божия Своим послушным детям. Раздел земли между коленами. |
16 | Отступление иудеев от Бога в язычество. Бедствия народа. | |
17 | Прощение в Ветхом Завете. Города – убежища. Подготовка к Таинству Исповеди. | |
18 | Судьи. Гедеон. Самсон. Жертвенная любовь к народу в Ветхом Завете. | |
Строительство 1 храма | 19 | Любовь к Богу царя Давида. |
20 | Мудрость царя Соломона. | |
Времена пророков | 21 | Пророки. Суть служения пророков. Разделение царства еврейского. Пророк Илия. |
22 | Пророк Елисей. | |
23 | Пророк Иона. Прообразовательное значение пребывания Ионы во чреве кита. | |
24 | Падение израильского царства. Пророк Исайя. Пророчество о рождестве и страданиях Спасителя. Надежда на Бога и Его Спасение через Спасителя мира – Мессию. | |
25 | Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия. Евреи в Вавилонском плену. | |
26 | Пророк Иезекииль. Пророчество о воскресении мертвых. | |
27 | Пророк Даниил. Благочестие иудейских отроков. Польза поста. Объяснение Даниилом сна Навуходоносора. | |
28 | Пророк Даниил. 3 отрока в пещи Вавилонской. | |
29 | Пророк Даниил. Падение Вавилонского Царства. Иудеи под персидским владычеством. Пророк Даниил во рве львином. Верность Богу. | |
Строительство 2 храма. | 30 | Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Построение второго храма. Предсказания пророков Захарии и Малахии. |
Еврейский народ под владычеством других народов. | 31 | Греческое владычество. Перевод книг Священного Писания. Старец Симеон. |
32 | Мученики за веру. Маккавеи. | |
33 | Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя. | |
34 | Повторение | |
35 | Экзамен |
Вопросы к экзамену.
1. Расскажи как Бог сотворил мир.
2. Как Адам и Ева отступили от Бога и почему. Что обещал им Бог.
3. Расскажи о Потопе, почему Бог послал Потоп на землю?
4. Для чего люди строили Вавилонскую башню и что из-за этого произошло?
5. Для чего мы изучаем Ветхий Завет. Что он нам показывает? Какую основную мысль несет?
6. Кто такой Авраам. Что обещал ему Бог? Как Авраам видел Святую Троицу?
7. Расскажи, что ты знаешь об Исааке и почему отец приносил его в жертву.
8. Что получилось из-за того, что Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.
9. Расскажи о Иосифе. Чей он был сын, кто были его братья. Что суждено было испытать Иосифу. Его деятельность в Египте.
10. Расскажи, что делали евреи в Египте как они туда попали. Почему египтяне их стали угнетать и притеснять.
11. Кто такой Моисей. Видение Моисеем Неопалимой Купины. Как Моисей вывел свой народ из Египта.
12. Какие чудеса совершил Бог для евреев, когда они путешествовали по Синайской пустыне к Земле Обетованной.
13. Расскажи об истории дарования Богом 10 заповедей еврейскому народу. Какие это заповеди.
14. Расскажи о взятии евреями земли Обетованной. Почему они имели на нее право.
15. Какая причина постоянных бедствий иудеев? Расскажи о судьях (Самсон, Гедеон), которых посылал Бог, что бы помочь евреям освободиться от бедствий и вспомнить про своего Бога.
16. Расскажи о царе Давиде. С чьей помощью он победил Голиафа? Что мыслил сделать в своей жизни, но не сделал. Как он молился и просил прощения за свой грех.
17. Каким качеством обладал царь Соломон. Как он построил храм. Что этот храм из себя представлял.
18. Кто такие пророки. Служение пророка Илии. Молитва Илии о попалении жертвы. К чему призывал он царя и народ?
19. Кто такие пророки. Служение пророка Елисея. Как к нему перешел пророческий дар? Как воскресил сына женщины.
20. Кто такие пророки. Пророк Иона. Прообразовательное значение пребывания Ионы во чреве кита.
21. Пророк Исайя. Пророчество о рождестве и страданиях Спасителя. Надежда на Бога и Его Спасение через Спасителя мира – Мессию.
22. Как пророк Даниил объяснил вавилонскому царю Навуходоносору его сон?
23. Почему пророк Даниил находился во рву со львами и что из этого вышло.
24. Расскажи о переводе книг Священного писания на греческий язык. Почему его стали переводить? Кто такой Симеон?
25. Почему люди ждали Спасителя, причем не только иудеи. Но и язычники?
Источник: http://voskr-shkola.cerkov.ru/poznakomimsya/programma-2/svyashhennoe-pisanie-vetxogo-zaveta/
Библия Онлайн
Исаак рос и мужал, окруженный нежной родительской любовью. Глядя на него, Авраам каждый раз с благодарностью вспоминал чудесное обещание Божье, что через потомков Исаака на мир низойдет благословение.
И вот Бог снова обратился к Аврааму:
– Авраам, – сказал Он. – Возьми своего единственного и любимого сына Исаака, пойди в землю Мориа и там, на горе, принеси его Мне в жертву.
Авраам не мог понять, почему Бог велит ему совершить это страшное жертвоприношение. Он всей душой любил Исаака и, не раздумывая, отдал бы себя, чтобы только спасти сына.
Но, прожив долгую жизнь, он понял одну очень важную истину: самое лучшее и самое разумное – поступать так, как велит Бог.
Он знал, что Бог не может нарушить Свое слово, не может не исполнить Своего обещания: дать Исааку многочисленных потомков.
На следующее утро Авраам встал очень рано. Он разбудил Исаака и двух слуг, оседлал осла и, ничего не сказав Сарре, отправился в путь – к месту, которое ему указал Бог.
Маленький караван был в пути два дня, а на третий Авраам увидел ту самую гору, о которой говорил ему Бог. Когда они приблизились к горе, он велел слугам оставаться у подножия, а сам с Исааком стал подниматься к вершине. Исаак нес охапку дров, приготовленных для сожжения жертвы, а отец его, Авраам, – остро отточенный нож и глиняный горшок с горящими углями.
По дороге Исаак сказал Аврааму: – Отец, у нас есть дрова и огонь, чтобы их поджечь, но где животное, которое мы собираемся принести в жертву Богу?
От этих слов сердце Авраама едва не разорвалось.
– Бог подаст нам ягненка, чтобы мы принесли его в жертву, – ответил он сыну.
Когда Авраам с Исааком добрались до вершины горы, отец собрал камни и сложил из них жертвенник. На жертвенник он положил принесенные Исааком дрова. И вот настал момент, когда Авраам уже не мог утаивать страшную правду.
Он взял сына, связал его и положил на жертвенник поверх дров. Но едва Авраам занес над Исааком свой остро отточенный нож, как услышал голос Бога:
– Остановись, Авраам! Не причиняй вреда сыну твоему Исааку. Теперь Я знаю, что ты веришь Мне, любишь Меня и готов, несмотря ни на что, исполнить Мою волю.
Авраам никак не мог поверить, что его любимый сын останется в живых. Сердце его переполняла благодарность Богу.
Теперь он понял, что его Бог не требует, чтобы в жертву Ему приносили человеческие жизни.
Развязав Исаака, Авраам огляделся и увидел барана, который запутался рогами в зарослях кустарника и никак не мог высвободиться. Авраам взял того барана и принес его в жертву Богу вместо Исаака.
Источник: http://BibleOnline-kids.ru/ispytanie-very.html
Уроки веры 05 – Действие веры, – Кеннет Хейгин
Урок №5 – Действие веры. Школа веры, которая проходит на базе духовного центра Благословение Отца. Материалы школы составлены на основе цикла учений Кеннета Хейгина о вере. Опубликовано на веб-портале imbf.org
Действие веры
Как в Ветхом, так и в Новом Завете, мы видим примеры того, как народ Божий, применив свою веру, достигал великих результатов. Великие чудеса совершались теми смиренными людьми, кто поступал по Слову Божию с простой доверчивой верой.
Действие веры в Ветхом Завете
В стихе два мы читаем, что Бог сказал Иисусу, что Он отдал ему город. Но это не значило, что Иисус и народ Израилев должны были расслабляться, а город автоматически станет их. Им что-то надо было сделать.
Бог подробно объяснил им, как пойти и завоевать ту землю, которую Он уже дал им, но им нужно было верить в это Слово и действовать по нему. Их действие по Слову было их верой в действии.
В течение шести дней они должны были маршировать вокруг города раз в день. На седьмой день, они должны были обойти его семь раз. Затем, после звука музыкальных инструментов, они должны были закричать.
Обратите внимание, что им надо было кричать, когда стены ещё были целыми! Все могут кричать, когда стены разрушены – на это не нужно веры. Но они воплотили свою веру в действие. Они «воскликнули», и стены упали!
Слишком многие люди сидят и ждут, что у них что-то случится. Они инертны, с пассивной верой вместо активной веры, ожидая, чтобы что-то случилось.
Мне повстречался такой человек в Колорадо. У него не было работы. У него была жена и пять детей, а он просто ожидал, чтобы ему что-то подвернулось. Но подворачивались только счета. Ему нужно было куда-то устроиться. У нас всех есть определенные обязательства. Нельзя сидеть дома и ждать, чтобы к нам что-то приплыло. Но если мы молимся, а затем действуем, тогда что-то случается.
Вера в действии в Новом Завете
Когда Иисус учил в одном доме, некоторые люди принесли к Нему своего друга для исцеления. У того был паралич, и он не вставал с постели. Толпа была так велика, что те люди не могли приблизиться к Иисусу. Но, не отчаиваясь, они решили каким-то образом приблизить своего друга к Иисусу. Они взобрались на крышу и через отверстие в ней опустили своего парализованного друга пред Господом.
Чьей верой было вызвано это чудо: человека на постели или его друзей, которые принесли его пред Господом? Писание говорит: «И Он, видя веру ИХ…» Слово «их» во множественном числе. Это была вера всех их.
Друзьям того человека было бы легко, увидев всю ту толпу вокруг Иисуса, передернуть плечами, отчаяться и вернуться домой, сказав: «Ну, по крайней мере, мы попытались. Мы сделали всё, что могли». Но они не отчаялись.
Они нашли, как приблизить своего друга к Иисусу.
Больной человек также продемонстрировал большую веру. Немногие инвалиды согласятся, чтобы их потащили на крышу. Далее, когда Иисус сказал ему встать и идти, ему не было лучше. Он лежал там таким же бессильным, как и раньше.
Он бы даже мог сказать: «Встать и идти? Разве Ты не видишь, что меня сюда принесли? Ты сначала должен исцелить меня». Но нет, Иисус сказал ему встать, он начал шевелиться, и когда он это сделал, результатом было исцеление.
Если бы он отказался поступить по Слову Господа, то он не принял бы исцеления. Но по той причине, что он подействовал, он принял.
Действие веры в НАШИ ДНИ
В первые дни Пятидесятнического движения, женщина евангелист служила четырём инвалидам в коляске. Очень спокойно она сказала: «Встаньте и идите во Имя Иисуса». Трое встали и пошли. Четвертая женщина сказала: «Я не могу ходить».
Евангелист сказала: «Те трое тоже не могли ходить, но они пошли».
«Я это знаю» – сказала калека, «но я не могу. Видите ли, я не хожу уже много лет». И евангелист вынуждена была отойти и оставить ту женщину. Остальные применили веру и пожали плоды.
В одной церкви, где я нес служение, был человек, у которого была сильно обожжена нижняя часть тела, и он не мог ходить. Он просто возил свои ноги по полу. Однажды во время вечернего служения исцеления, этот человек вышел вперед для молитвы. Господь сказал мне, что делать, и когда я подошел к нему, я спросил его: «Ты можешь бежать?»
Удивлённый моим вопросом, он сказал: «О, нет, я даже не могу ходить, не говоря уже о беге».
Тогда я сказал: «Господь сказал, чтобы ты побежал». Этот человек даже не стал раздумывать. Он развернулся и начал катиться по проходу так быстро, как мог. Таким образом, он объехал вокруг церкви три или четыре раза, и когда он добрался до сцены, он ходил нормально. Он полностью исцелился! Он поступил по своей вере.
На следующий день в результате этого чуда мы стали свидетелем еще одного. На призыв ответило два пожилых человека – зрелище не очень частое.
Позже я узнал, что это братья, в возрасте 72 и 74 лет, они жили по соседству с тем, кто исцелился накануне. Когда они увидели, как их сосед-калека на следующий день работал во дворе, они подумали, что он туда приполз.
Но когда они увидели, что он встал, выпрямился и пошел, они побежали узнать, что случилось. Он рассказал им о своём исцелении и что Господь сделал ему. В результате, оба брата пришли на служение и отдали свои сердца Господу.
Вот наилучшее определение веры: Если ты веришь, ты подействуешь. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера – это воплощение того, на что надеешься.
– – – –
Источник: https://www.imbf.org/shkoly-seminary/2011/uroki-very-05-dejstvie-very.html
Зачем христианину Ветхий Завет? – Православный журнал “Фома”
Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?
И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»).
Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное — слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя.
Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…
Подобную мысль высказывал богослов II века от Р. Х., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего; до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.
Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить.
Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни.
Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность — зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге.
Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. Разумеется, Его ученики многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).
Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени. Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви.
Зато подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях.
Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.
Отбросить Ветхий Завет — это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа.
Дело не только в том, что в Его истории исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что в Евангелиях значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца).
Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете.
Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это — честное и подробное повествование о падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем-то милом, но совершенно нереальном.
И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.
Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй».
В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами.
В недавно вышедшем фильме «Апокалипсис» как раз показано общество, где заповедь «не убий» просто никому не приходит в голову. Не думаю, что мы хотели бы там оказаться. А ведь когда-то так жило всё человечество.
Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?
Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»).
Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа.
Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.
Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать.
Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.
В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.
Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.
Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас.
Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым».
Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.
Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются — такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета.
С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость.
Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.
Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему.
Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий».
Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.
Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать.
Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления.
Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.
Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом.
И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.
А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26).
То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди.
Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.
Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.
Но теперь-то, скажет читатель, теперь-то у нас есть Новый Завет, мы в школе, зачем нам «детоводитель»? Пусть он был важен когда-то, но эти времена давно прошли. Однако не забудем, что этот самый раб еще и забирал ребенка из школы и отводил его домой. В самом деле, можем ли мы сказать, что мы полностью выросли из Ветхого Завета, преодолели его?
Это не просто древняя история, но Священная История (так часто и называют Библию), к которой мы постоянно обращаемся в наших молитвах и размышлениях.
Некоторые знают, к примеру, что на утрени в православных храмах поется канон, состоящий из восьми или девяти песней.
Но все ли помнят, что эти песни, кроме последней, привязаны к Ветхому Завету (песнь израильтян после перехода через море, песнь трех отроков в печи вавилонской и так далее)?
Конечно, ритуальные предписания Ветхого Завета христиане сегодня не соблюдают (в протестантизме, впрочем, есть исключения вроде адвентистов): они не хранят субботы, едят свинину и не приносят жертв.
Но все без исключения христиане призваны следовать в своей жизни тем принципам, которые заложены в этих предписаниях: уделять часть своего времени молитве и священному покою, остерегаться всякой нечистоты, наконец, жертвовать Богу и ближнему если не своих баранов, то свои силы, время, средства, дарования.
А что сказать о Законе и нормах морали? Можем ли мы с чистым сердцем утверждать, что превзошли ветхозаветные нормы ? Вовсе нет. Я был бы очень рад, если бы наши чиновники неукоснительно применяли на деле такой замечательный ветхозаветный принцип, как равенство всех и каждого перед законом, независимо от занимаемой должности и влиятельных друзей.
Или возьмем знаменитый принцип око за око, зуб за зуб (Лев 24:20). На первый взгляд, он призывает бесчеловечно калечить преступников, но на самом деле ограничивает возмездие: ты не можешь причинить обидчику большее зло, чем он нанес тебе.
Как было бы здорово, если бы в международных отношениях все страны руководствовались этим принципом! Увы, до сих пор за одну угрозу выбить зуб обычно сразу сносят голову — если сил хватит, разумеется.
Кстати, еще совсем недавно на площадях цивилизованных стран рвали языки и ноздри, рубили руки — но Ветхий Завет не знает калечащих человека наказаний. Даже бичевание ограничено в нем сорока ударами, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен (Втор 25:3).
Вслушаемся: осужденный преступник — это твой брат, достоинство которого ты должен беречь даже при наказании. Мы что, это уже переросли? Еще не доросли, по-моему.
Сам Христос постоянно подчеркивал, что пришел не нарушить, а исполнить Закон. В самом деле, принципиально новое в Новом Завете — весть о чуде боговоплощения, о Христе. А многое из того, что мы обычно относим к Его проповеди, уже прозвучало в Ветхом: и «люби ближнего, как самого себя» (Лев 19:18), и даже обращение к Богу как к Единственному Отцу (Ис 63:16).
Просто там эти изречения несколько теряются среди множества подробностей и деталей, а Христос приводит их с особой силой, сжато, выразительно, а главное — подает совершенный пример исполнения этих слов.
В столкновениях с книжниками и фарисеями Он отрицает вовсе не Ветхий Завет, а неверное, приземленное его понимание и агрессивное навязывание таких стереотипов всем остальным.
Помимо всего прочего, призывы Нового Завета обращены прежде всего к отдельной личности, а Закон Ветхого Завета — к коллективу. «Подставь другую щеку» — это прекрасно и высоко, но это можно исполнить только в отношении себя самого.
Государство не вправе подставлять щеки своих сограждан преступникам, оно обязано их наказывать, и в том, как это делать, оно вполне может руководствоваться принципами Ветхого Завета. Именно на нем и основывается множество норм современного права и просто обычаев.
Откуда, интересно, взялись наши еженедельные выходные? Никому и в голову не приходило их устраивать, пока не появилась заповедь о субботе.
А для отдельного человека Ветхий Завет — это тот предел, ниже которого нельзя опускаться. Новый Завет ставит очень высокие идеалы, говоря: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:18). По сути, это значит: станьте подобны Богу! Но и в Ветхом было сказано: Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45).
Обратим внимание на эту разницу. Евангелие подсказывает нам, что нет предела совершенству, Левит дает достаточно высокое, но выполнимое задание. Ведь святость в Ветхом Завете не есть некая очень высокая ступень личной праведности, но скорее обособленность, непричастность мирскому, избранность для Бога. «Будьте Моим народом!», призывает Бог израильтян и подробно объясняет, как этого достичь.
Именно поэтому очень многие места Ветхого Завета не утратили своей актуальности и сегодня. Псалтирь в православном храме звучит чаще Евангелия, ведь все богослужение буквально пронизано цитатами из псалмов. В самом деле, какая еще книга так полно и многообразно передает напряженный диалог человеческой души с Богом?
Евангелие даёт нам абсолютные ценности, но мало говорит о повседневном. Зато книги Премудрости (например, Притчи) дают множество наставлений для практической жизни. Конечно, многое изменилось в нашем быту с тех пор, как эти слова были написаны, но основные принципы, стоящие за ними, непреложны.
Наконец, именно в Ветхом Завете мы встречаем множество живых образов, близких нашему собственному жизненному опыту. Мы возмущаемся несправедливостью мира вместе с Иовом, мы торжествуем вместе с Давидом, мы плачем с Иеремией и вместе с Исайей ожидаем нового неба и новой земли. Нам есть с кого брать пример и в Ветхом Завете.
Маркион был прав в одном: если выбрасывать на помойку Ветхий Завет, то и от Нового мало что останется. Христос окажется бестелесным призраком вне времени и пространства. Нет, ветхозаветные праотцы и пророки — не просто череда фигур из древней истории, но наша собственная история, которая берет свой исток в седой древности, но сбывается здесь и сейчас. Мы в одной с ними Церкви.
Иллюстрации Юлии Кузенковой
Источник: https://foma.ru/zachem-xristianinu-vetxij-zavet.html
5 урок от ПА: ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
5 урок по письму Галатам: ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В этом уроке мы посмотрим на то, как человек получает спасение, и в тексте Писания нам будут предложены верный и неверный пути к этому.
Проблемы проведения урока:
Возможно, обращение к «вере в Ветхом Завете» будет не самой главной темой, которая встречается в нашем отрывке. Да, с 6 текста Павел вспомнит про время, когда Авраам был принят и одобрен Богом. Но в начале отрывка рассказывается совершенно о другом – о важном для нас личном опыте христиан, их знакомстве с Иисусом, случившимся безо всяких обрядов.
А потом – будет говорить о законе с точки зрения современности. Поэтому назвать отрывок исследованием веры в Ветхом завете будет неправильно. Через все тексты проходит не тема того, что Павел любил читать и цитировать Библию, не особое отношение Галатов или кого бы там ни было к Ветхому Завету.
Любой, кто будет свободен от предпосылок, прочитав этот отрывочек Писания, поймет, что общая тема отрывка – борьба с законом. Несколько раз нас убеждают, что спасаться законом нельзя.
Но мы же не можем вынести закон в заглавие темы! Вдруг кто-нибудь случайно подумает, что закон не нужно соблюдать! Так мы переходим с основной темы, о которой говорит Слово, на изучения посторонних вещей, типа того, любил ли Павел Ветхий Завет, цитировал ли его десятки раз или все тысячи, и тп.
Нам, к счастью, не нужно угождать людям или знаменитейшим авторитетам, и поэтому мы можем спокойно брать из Библии именно то, о чем она говорит. Поэтому мы посмотрим на более актуальные для нас вещи.
Рассказывая об Аврааме, Ветхом Завете и Законе, автор письма делает это по какой-то причине – что-то его слушатели делают не так, и он пытается их поправить. Идентифицировав эту причину, мы можем обнаружить, что спасение по правилам – такая же привлекательная для современных адвентистов вещь, какой она была для жителей Галатии.
Поэтому мы выберем именно спасение из-за соблюдения правил или спасение из-за встречи с Богом главной темой нашего сегодняшнего урока.
Главный вопрос: От чего я получаю самое большое удовлетворение в моем христианстве: из-за того, что я правильно живу или из-за того, что я встретил Иисуса?
Ломка льда: Как вы думаете, почему в некоторых ветвях христианства популярны монастыри? Почему люди поселяются там? Вы бы хотели туда переселиться?
- Личный опыт. Текст Галатам 3:1-5 (с. 230 НЗ)
В пяти первых текстах главы мы фиксируем негодование Павла из-за того, что галаты, которым он пишет, что-то сделали не так. То, что у них было, они променяли на суррогат. И здесь самое главное для нас разобраться, что у людей было, и какой подделкой они заменили спасение.
Насколько мы можем понять по тексту, христианам в галатийских церквях не требовалось что-то дополнительное. В их жизни был опыт правильного понимания того, как к ним относится Иисус (1), само Божье присутствие (2) и даже сверхъестественные знамения этого присутствия (5). Христиане были вполне довольны и удовлетворены от общения с Богом.
И все это они получили без каких-то дополнительных усилий.
И поэтому Павла расстроило то, что христиане забыли то, что было в их жизни, и стали искать удовлетворения в «делах закона» (2,5). То есть, в исполнении каких-то традиций, обрядов и напридуманных дополнительных правил. Нельзя сказать, что эта работа безрезультатна и бесполезна.
Когда тебе ставят условием спасения принесение второй десятины, ты в это веришь, и, поднатужившись – приносишь ее и получаешь удовлетворение, так как угодил Богу (по крайней мере, ты так думаешь). То же самое случается при выполнении любого правила, которое ты себе придумал.
Так священники «не оскверняются», отказавшись войти к Пилату для осуждения Иисуса. Или так они соблюдают субботу, заставив перебить ноги висевшим на кресте. Мораль тут ни при чем.
Когда ты сам придумываешь себе «дело закона», совесть даже не включается, тебе просто нужно выполнить это дело и ты будешь считать (и чувствовать), что ты спасен, или не выполнить – и ты погибнешь. Уже тысячелетия у всех тех, кто на самом деле старается – все получается.
Этот способ получить удовлетворение от религии гораздо проще, чем от построения отношений, потому что с отношениями не всегда все легко. И если говорить о нашей церкви, то подавляющее большинство людей в ней просто «выполняют заповеди», — как они думают.
Не работают в субботу, не едят кроликов, не танцуют – и довольны именно этим, а не какой-то странной дружбой с Иисусом, с которым непонятно даже, как говорить. У них все проще: я выполнил – Он благословил. Я не выполнил – Он не благословил.
И таких людей среди нас – большинство.
Практика: Мое христианство – это религия дел или религия отношений с Богом? Когда я получаю удовлетворение и радость – от чего они приходят? От встречи с Ним или выполнения правил? Какого удовольствия легче достичь?
- Верный путь (Авраам). Текст Галатам 3:6-9 (с. 231 НЗ)
Этот отрывок перечеркивает представление, укоренившееся в умах множества верующих. Всегда и везде людям говорят, что «Ветхий Завет был основан на послушании, Бог выкатил человеку правила, а тот должен был их соблюсти. Ну, раз не получилось, то Бог дал ему ягнят в жертву как запасной выход».
Примерно таким образом мы думаем о верующих тех времен, и «подгоняем» под свою традицию все истории, в том числе историю Авраама. Мы думаем, что он был послушным Богу, выполнял правила, поэтому и считается верующим и попадет на небо.
Если я буду вести себя так же, выполняя правила, то и меня Бог спасет.
Наш отрывок полностью перечеркивает это искаженное представление о спасении. Текст говорит, что еще до всяких правил Бог решает встретить ничем не достойного язычника Авраама и благословить его (8).
Тот соглашается на благоловение – и, в общем то, в этом заключается суть любого завета с Богом, и суть спасения – хоть новозаветного, хоть ветхозаветного.
Не нужно примешивать сюда никакие правила, мы все равно никогда их не выполним, и ни одну из 10 заповедей не соблюдем.
Таким образом, автор хочет сказать нам, что принцип спасения был, есть и будет одним и тем же. Верующим становятся именно так: без заслуг встретив Бога и приняв Его благословение. Дети Авраама – идущие именно этим путем.
Мы же считаем, что дитем Авраама можно стать, если загонять себя в рамки, петь исключительно затхлые псалмы, одеваться во все нафталиновое, или скопировав какой-нибудь Суккот или Песах, вот тогда то мы прикоснемся к тому, что Бог имел в виду! Ничего подобного.
Верующие – это те, кто делают, как отец всех верующих.
В нашей субкультуре такой подход к спасению называют баптизмом и чернят его, потому что на асд слишком сильно давят заповеди, висящие на их сценах вместо креста.
Нам нужно оправдать свои отличия, и поэтому мы начинаем придумывать, что соблюдаем закон (об этом мы поговорим в следующем пункте). На самом деле все понимают, что ничего соблюсти не получается, но тем не менее, «делают вид».
При приведении доказательств «соблюдаем» меняется на «стараемся соблюсти».
Практика: По моему мнению, как спасались люди в Ветхом завете? Бог даст мне награду за то, что я буду Ему послушен? Или за что? Я чувствую, что к простому принятию подарка от Бога мне нужно что-то сделать? Что?
- Неверный путь (Закон). Текст Галатам 3:10-14 (с. 231 НЗ)
В завершающем отрывке текста мы читаем о противоположном, неверном пути, которым пошли церкви Павла, да и мы тоже. Это попытка получить одобрение за то, что ты исполнил правила, в данном случае – закон. Оказывается, в изобретенном нами «легком способе» получить удовлетворение в религии есть подводные камни.
Во-первых, это проклятие (в Синодальном переводе – клятва). Получается, что надо соблюдать не какие-то придуманные нами правила, типа мега-пожертвований или диеты, а для спасения нужно соблюсти ВСЁ из книги закона (10). Так что получить легкое удовлетворение не получится.
К тому же, наши любимые правила надо соблюдать не с момента когда мы их придумали, и не «стараться» — а без исключений, выходных и перерывов исполнять всё ПОСТОЯННО (10). От рождения до последнего вздоха. Иначе ты считаешься нарушителем, и подлежишь проклятию (смерти).
Это должно охладить пыл любителей «строгого подхода» к религии.
Во-вторых, оказывается, что закон не имеет ничего общего с верой и верующими (12). Христос нужен нарушителям правил, грешникам, он стал проклятием именно за них (13).
Получается, что это совершенно другой поход к спасению, и смешивать одно с другим не стоит.
То, что ты после 40 лет беспросветных грехов начал не ходить на работу в субботу (при этом злясь, ненавидя осуждая, и в ту же субботу толком не общаясь с Богом) исполнителем заповедей тебя не делает – ты заблуждаешься.
И по-серьезному заблуждается церковь, которая на своих интернет страницах и в книжках заявляет, что она «соблюдает все заповеди, включая 4-ю». Этим мы вводим самих себя в заблуждение, думая, что нам, наконец то, это удалось (каким то коллективным образом).
Кстати, точно таким же заблуждением является глупость о том, что перед Пришествием адвентисты сумеют соблюсти все, что надо. Причем, даже без Божьей помощи. Это очень характерное учение, в котором показано, что Бог нам и не нужен, наша религия – не о Нем, не об отношениях с Ним и не о любви к Нему.
Она о соблюдении удобных нам правил.
Практика: Когда я в последний раз был доволен, что смог что-то соблюсти? Это было Божье правило или придуманное мной? После этого я чувствовал себя выше других или нет? Когда ко мне приходит фантазия, что меня спасут за послушание? Или это правда?
Вывод. Для того, чтобы быть верующими в Иисуса, нам нужно:
— увидеть, что в христианстве есть два подхода к спасению: верный и фальшивый;
— согласиться принять дар, который дан нам в Иисусе;
— не искушаться фантазиями о том, что мы спасемся исполнением каких-то правил.
Источник: http://adventism.pro/school/5-urok-ot-pa-vera-v-vethom-zavete/
IV. Программа 1 класса «Ветхий Завет» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино
Пояснительная записка
Здесь мы подробно разбираем дни творения, излагая на простейшем уровне принятую современными богословами интерпретацию библейского Шестоднева. Бог по избытку любви сотворил из ничего материальный мир. Окружающий нас мир так гармоничен потому, что устроен по замыслу Существа еще более гармоничного и совершенного, каким является Бог.
Важно, чтобы в сознании ребенка не возникло острых противоречий между «наукой» и «религией». Для этого, во-первых, «следует объяснить ребенку, что сфера науки – это изучение того, как произошло событие, а сфера религиозного знания – это понимание события.
А во-вторых, показать, что в основу мироздания Богом были заложены Законы, вполне описываемые наукой.
Земля в начале была «безвидна и пуста» и благоукрашалась постепенно, от простого к сложному в течение шести творческих периодов. К участию в этом благоукрашении был призван и созданный по воле Бога и по Его образу человек. Но первозданный человек не смог противостоять закравшемуся в творение злу, чем нарушил Божественный замысел и обрек себя на рабство греху и смерти.
Единственной надеждой оставалось ожидание обещанного Спасителя. И это ожидание мы наблюдаем в истории Израиля. По сути, история израильского народа есть не что иное, как действие Промысла Божия в этом народе, избранном Творцом для восстановления союза со всем человечеством.
В нашем многонациональном обществе важно правильно объяснить детям понятие богоизбранности одного народа, показать, что единственной его заслугой была верность Истинному Богу – Создателю Вселенной. В этом было его единственное преимущество перед окружавшими его народами-язычниками.
Разговор о появлении идолопоклонства дает возможность ответить на вопрос, который часто задают дети: «Почему в мире так много разных религий?». Детям этого возраста не рекомендуется пересказывать особо кровавые события ветхозаветной истории, тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре и других наказаниях Божиих.
Важно объяснить детям, что «наказание» Божие не есть возмездие более сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительский наказ, научение. Наказание Божие также следует понимать как лечение, а в тех случаях, когда болезнь зашла чересчур далеко, врач вынужден применить хирургическое вмешательство, иногда необходимо удалить поврежденный орган, чтобы спасти весь организм.
Именно таким образом мы объясняем детям, почему так строг был Отец Небесный к окружавшим Израиль народам – идолопоклонникам. История самого израильского народа показывает, что народ благоденствовал, когда был послушен Богу и посылаемым Им вождям, и Израиль попадал в руки врагов, как только забывал о Боге.
Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для младшего школьника.
Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками – все это является прекрасным педагогическим материалом.
Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний.
Учебно-тематический план
Урок 1. Введение в библейскую историю. Бог есть любовь. Урок 2. Сотворение мира невидимого – ангельского. Урок 3. Сотворение мира видимого. Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю. Урок 4. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Каин и Авель. Урок 5. Потоп. Ноев ковчег. Столпотворение Вавилонское.
Появление идолопоклонства. Урок 6. Авраам. Гибель Содома и Гоморры. Урок 7. Авраам и Исаак. Урок 8. Исав и Иаков. Видение Иаковом таинственной лестницы. Урок 9. 12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет. Урок 10. Многострадальный Иов. Урок 11. Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины. Урок 12. 10 казней Египетских.
Исход евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха. Урок 13. Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную. Урок 14. Синайское законодательство. Урок 15. Заповеди любви к Богу Урок 16. Заповеди любви к ближнему Урок 17. Устройство скинии Урок 18. 40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий. Урок 19.
Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами Урок 20. Судьи. Самсон. Пророк Самуил и царь Саул. Урок 21. Царь Давид. Победа над Голиафом. Урок 22. Царь Давид – псалмопевец. Урок 23. Царь Соломон. Урок 24. Разделение Еврейского Царства. Пророки. Пророк Исаия. Урок 25. Пророк Илия. Урок 26. Пророк Иона. Урок 27. Вавилонский плен.
Три отрока – в печи вавилонской.
Урок 28. Пророк Даниил. Даниил во рве львином
Источник: https://cyberpedia.su/8×5740.html
Ответы@Mail.Ru: Какие религии признают ветхий завет?
христианство, иудаизм, ислам.
Только христианство всех конфессий, ибо Ветхий Завет христианская книга, а не иудейская, как многие ошибочно думают.
Ислам, Христианство, Иудаизм. Ну еще может вера Бахаи. Ну у них там все смешано, коран могут цитировать наравне с библией)
Новый Завет заработал, когда Иисус воскрес. Бесконечная пропасть отделяет христианство, от всех иных религий. В Ветхом Завете, люди были несовершенны.
Дух Святой не жил в людях, потому что Господь ещё не пришёл, Дух Святой, просто пребывал на них. Чтобы получить руководство, люди шли к пророкам и спрашивали у них.
«И первый завет, имел постановление о Богослужении и святилище земное. » (Евр. 9,1)
В христианском мире не все благосклонно относятся к Ветхому Завету. Такие люди считают, что ветхозаветный Бог разительно отличается от новозаветного. В Ветхом Завете это Бог гнева и войны, который оправдывает убийства и другие жестокости, тогда как в Новом перед нами предстает Бог любви и нравственности.
Бытует и такое мнение: поскольку в Ветхом Завете речь идет о еврейской религии, он точно не для христиан. Однако, если учесть, что во Второзаконии 12:32 было велено: «Ничего не добавляйте к.. .
[словам Бога] и ничего от них не убавляйте» , возникает вопрос: обоснованно ли отказываться от 75 процентов Священного Писания? В середине первого века нашей эры, посещая жителей греческого города Фессалоники, апостол Павел «рассуждал с ними с помощью Писаний, приводя из них доказательства и объясняя, что Христос должен был пострадать и встать из мертвых» (Деяния 17:1—3). Некоторые из его слушателей стали христианами. Позднее Павел хвалил их: «Получив слово Бога, услышанное от нас, вы приняли его не как слово человеческое, но как то, чем оно является на самом деле, — как слово Бога» (1 Фессалоникийцам 2:13). Когда Павел был в Фессалониках, из 27 книг Христианских Греческих Писаний существовало, по-видимому, только Евангелие от Матфея. Поэтому «Писаниями» , из которых он приводил доказательства, очевидно, были ветхозаветные тексты. Стоит отметить, что в Христианских Греческих Писаниях встречается около 320 прямых цитат из Еврейских Писаний и еще несколько сотен косвенных. С чем это связано? С тем, что «все написанное прежде было написано для нашего наставления, чтобы благодаря нашей стойкости и утешению из Писаний мы имели надежду» (Римлянам 15:4). Совершенно очевидно, что, признавая обе части Библии, человек обогащает себя духовно. Христианские Греческие Писания, тесно связанные с Еврейскими Писаниями, являются логическим продолжением Божьего Слова и появились благодаря последовательному раскрытию замыслов Бога. Они ни в коем случае не умаляют ценности Еврейских Писаний
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/169182225