Школа веры: заповеди блаженства

Школа веры: Заповеди блаженства — Рублев. Ищите и обрящете

Заповедями блаженства называют девять заповедей Иисуса Христа, с которых он начал свою Нагорную проповедь (проповедь на холме вблизи Капернаума в начале земного служения Спасителя, вскоре после того, как Он призвал 12 апостолов).

Эти заповеди изложены в Новом Завете в Евангелии от Матфея (глава 5-я, стихи c 3-го по 12-й). Они дополняют собой 10 заповедей Моисея и учат, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. Заповеди блаженства — основа христианской нравственности.

Первая заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Первая заповедь блаженства призывает нас к смирению. Святитель Иоанн Златоуст в беседе XV толкования на Евангелие от Матфея говорил: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем». Нищие духом — люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и душевные недостатки, помнят о Божией помощи и ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми.

Вторая заповедь: Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Обратите внимание

Вторая заповедь блаженства учит нас не забывать о тщетности всего земного, об утраченном Рае и собственном несовершенстве.

Святитель Николай Сербский писал: «Евангельские слезы — это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы — это те слезы, что горюют о потерянном Рае».

Господь простит грехи тем, кто покаялся. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Третья заповедь: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кроткие — это те, кто терпеливо, без ропота переносит всякие несчастья, не ропща ни на Бога, ни на людей. Христос призывал Своих учеников и последователей быть кроткими и обещал, что благодаря их кротости истинная вера распространится по всей земле.

Четвертая заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Для христианина правда — это праведность, истинная вера и милосердие. Верующий обретает их во Христе. У апостола Павла в послании к Филиппийцам написано: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (К Филиппийцам, глава 3, стих 8).

Пятая заповедь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милостивыми называют людей, которые сострадательно относятся ко всем остальным. С позиции христианского учения быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог, проявляющий Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным.

Шестая заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистые сердцем — это люди, которые не только избегают злых дел, но и душу свою хранят в чистоте, не допуская злых и порочных помыслов. Только чистое сердце способно принять Бога.

Седьмая заповедь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Седьмая заповедь блаженства призывает жить в мире с теми, кто нас окружает, мирить враждующих и поддерживать мир в своем сердце.

Важно

Своими действиями, направленными на создание мира, миротворцы уподобляются Иисусу Христу, который явился на грешную землю, чтобы примирить падшего человека с Божьим правосудием.

«Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами», — писал апостол Павел во 2-м послании к коринфянам (глава 13, стих 11).

Восьмая заповедь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Девятая заповедь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах

Две последние Заповеди Блаженства дополняют друг друга. Они посвящены христианам, которых преследуют за веру и праведную жизнь. Христос не обещал Своим последователям успеха и житейского благополучия: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 20-21). Однако не нужно пугаться этих страданий, ведь того, кто страдает за правду Христову, утешит сам Христос. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2-е послание к коринфянам, глава 1, стих 5).

В заповедях блаженства Иисус Христос указывает нам путь в Царство Небесное. Всем, кто будет исполнять эти заповеди, Христос обещает блаженство в вечной жизни и уже здесь, на земле, называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Источник: http://rublev.com/o-verouchenii/zapovedi-blazhenstva

Евангельские заповеди блаженства / Православие.Ru

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех.

Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48).

Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства. Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве.

Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем.

Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    

Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека.

Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает смирение, видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога.

Совет

Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом, со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога.

Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения.

Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное. Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    

Блаженны плачущие. Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать.

Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным.

Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт.)».

У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними.

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания.

Обратите внимание

Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю.

Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег.

Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости.

Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде.

А высшая Правда, Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге.

В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Важно

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Болгарский старец Добри Добрев    

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним.

В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям.

Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу.

В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Читайте также:  Чинопоследование венчания. служба

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

    

Блаженны чистые сердцем, то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие.

Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна.

Совет

Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15).

Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22–23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам.

И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца.

Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые.

Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

    

Блаженны миротворцы… Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения.

Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1).

И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире.

И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Обратите внимание

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

    

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды. Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова.

Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно.

Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13).

И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что… мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский.

Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

40 севастийских мучеников    

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством. Путь этот высший, он имеет великую награду.

Путь этот указан Самим Спасителем.

Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Важно

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Источник: https://pravoslavie.ru/104825.html

План-конспект урока на тему: Заповеди блаженства

Основы православной культуры

Урок 20

Тема: Заповеди блаженств

составила: учитель ИЗО, ОРКСЭ,

МХК, технологии и черчения

ГБОУ СОШ №1432 «Новая школа»

Тихомирова Ирина Александровна

2015 г.

Аннотация:

Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс – М., «Просвещение», 2015; учебника О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, Протоирей Виктор Дорофеев, О.Н.

Яшина «Основы православной культуры» 4 класс – М., «Русское слово», 2013; учебника С.Т. Погорелова, Н.А. Погореловой, Н.Э. Ивасько, М.М.

Ячменёвой «Азбука православной культуры» 2 класс – Екатеринбург, ИНФОФОНД, 2010.

Урок знакомит детей с привычными, но сложными для понимания понятиями счастья и радости блаженства. Использована презентация для освоения новой темы.

План урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Обсуждение темы урока.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа в группах.
  3. Работа с текстом учебника.
  4. Презентация.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Цель: Дать представление детям о понятии счастья, блаженства, радости. Провести сравнение Десяти заповедей Ветхого Завета и Девяти заповедей Нового Завета

Задачи:

  • познакомить с особенностями  девяти заповедей Божьих;
  • уяснить значение новых слов (блаженство, кроткий, алчущие, милосердие, миротворцы);
  • воспитывать бережное отношение к понятиям вера, Бог, милосердие, духовность, нравственность.

Ключевые понятия: блаженный, счастливый, нагорная проповедь, царство божие, нищие духом, блаженно плачущие, блаженно кроткие, милостивые, миротворцы, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся. Обсуждение домашнего задания. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).
  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем:

  • когда христиане бывают счастливы;
  • как плач может обернуться радостью;
  • когда сердце бывает чистым .

— Как вы понимаете слово блаженный? В переводе со старославянского это слово означает счастливый. «Заповеди блаженства» — это слова Христа, сказанные о тех условиях, в которых вера становится радостью.

— В чём заключается отличие между Десятью заповедями Ветхого Завета и Заповедями Нового Завета?

— Вспомним Нагорную проповедь Христа. С какой заповеди она начиналась? Правильно, она начиналась со слов: «Блаженны нищие духом»

Делим детей на группы по 3 человека. Каждая группа получает одну из заповедей, прозвучавшей в Нагорной проповеди.

1 группа. Блаженны нищие духом.

Что такое дух? Как вы понимаете слово духовность? Кто такие нищие духом? Главная суть этой заповеди заключается в том, что Вы уже блаженны в настоящее время.

Что царство небесное находится внутри каждого и это есть рай. Из этих слов Христа мы понимаем, что вход в рай возможен только тогда, когда есть вера.

И если человек решил поступать по заповеди Христа значит его душа уже в царстве небесном и у него есть повод для радости.

2 группа. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Всякий ли плач имеет добрый итог? О чем может горевать христианин? Какой плач может услышать всевышний?  Если плач человека об утрате каких либо материальных благ, то вряд ли Христос воздаст ему награду. Но если это плач души или плач о духовно-нравственных ценностям, то такой человек – получит утешение и окажется услышанным.

3 группа. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кто такие кроткие? Какую землю они унаследуют?

Любой конфликт в Вашей жизни не стоит рассматривать как последнюю битву. Ибо только добрые люди вернутся на землю после смерти. Тот кто не спорит, тот кто не причиняет боль душе, тот кто не идёт нечестным путем тот и одержит победу.

4 группа. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Вы считаете себя совершенством? Вы знаете, что у каждого есть недостатки? Именно таким людям нужна милость – значит всем. Будешь милостив к людям – Бог и люди будут милосердны к тебе.

5 группа. Блаженны алчущие и жаждущие правды.

Совет

Кто такие алчущие? Какой правды они хотят? Это заповедь не о искателях различных тайн, а о тех кто хочет получить радость от своей веры, кто по настоящему «жаждет» познать истину. В Евангелии Сам Христос является Истиной.

8 группа. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

Что такое чистота средца? Как и кто может увидеть Бога? Какие людские пороки оставляют «грязь» в сердце? Христианин не верит слепо, он стремится к ясности. Ясность приходит к тем кто чист сердцем. Чистое сердце радуется жизни и людям, не злопамятно, не подозрительно, видит во всех людях и в природе Бога и радуется ему.

 7 группа. Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими.

Что происходило с людьми после грехопадения?

Кто такие миротворцы?

Чья душа действительно умна и добродетельна?

Как раскрывается душевный мир в человеке?

8 группа. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Кто такой праведный человек?

Для кого праведный человек является «живым укором»?

Легко ли быть правдивым?

9 группы. Блаженны вы, когда вас будут гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах.

Почему люди готовы принять любые гонения и ложные обвинения за Христа?

Как вы понимаете «жертвенную любовь»?

Что ожидает людей достигших самую верхнюю ступень заповедей блаженств?

  1. Работа с текстом учебника.

       — Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям.

Чтение текста.

Во время просмотра презентации дети делают записи в тетради:

— все девять заповедей;

— новых слов и их определений;

— поговорок;  

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» — вот главная цель учений Христа, главная цель любой христианской жизни.

  • Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
  • Что общего между Нагорной проповедью и десятью заповедями?
  • Проиллюстрируйте одну из заповедей Нагорной проповеди.

1. На уроке я работал…..

2. Своей работой на уроке я……

3. Урок для меня показался…….

4. За урок я…..

5. Мое настроение…..

6. Материал урока мне был….

7. Домашнее задание мне кажется …..

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/12/zapovedi-blazhenstva

Заповеди блаженства — Православный журнал «Фома»

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известное всем: «Я Господь, Бог твой да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

В христианстве же существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть заповедями блаженства (Мф 5:3–12), о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях.

В чем их смысл? О каком блаженстве идет речь? И в чем различие ветхозаветных и новозаветных заповедей? Об этом мы побеседовали с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.

— Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы?

— В святоотеческом наследии есть один общий тезис, встречающийся практически у всех Отцов: если человек рассматривает христианскую жизнь как способ достижения каких-то небесных наслаждений, экстазов, переживаний, особых благодатных состояний, значит он стоит на ложном пути, на пути прелести. Почему святые отцы столь единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос — Спаситель, следовательно, есть какая-то большая беда, от которой всех нас нужно спасать, значит мы больны, находимся в состоянии гибели, поврежденности и духовного помрачения, которое не дает нам возможности достичь того блаженного соединения с Богом, которое мы именуем Царством Божьим. Поэтому правильное духовное состояние человека характеризуется его стремлением к исцелению от всякого греха, от всего того, что мешает достичь этого Царства, а не стремлением к наслаждению, пусть даже и небесному.

Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает — приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.

— В чем заключается принципиальная разница между заповедями Ветхого Завета и заповедями блаженства?

Читайте также:  Священномученик николай померанцев, священник

— Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями.

По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему.

Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле.

Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба».

Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно.

— Что такое «нищие духом»? И правда ли, что в древних текстах Нового Завета сказано просто: «Блаженны нищие», а слово «духом» — позднейшая вставка?

— Если мы возьмем издание Нового Завета на древнегреческом языке Курта Аланда, где в подстрочниках даются ссылки на все разночтения, которые обнаружены в найденных рукописях и фрагментах Нового Завета, то там всюду, за редким исключением, присутствует слово «духом».

Да и сам контекст Нового Завета говорит о духовном содержании этого изречения. Поэтому славянский перевод, а затем и русский, содержит именно «нищие духом» как выражение, отвечающее духу всей проповеди Спасителя.

И надо сказать, что этот полный текст имеет глубочайший смысл.

Все святые отцы-аскеты постоянно и настойчиво подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина.

Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. И пока человек не увидит этой своей нищеты, он не способен к духовной жизни.

Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Как оно приобретается, об этом кратко и ясно говорит, например, преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему болезни его души.

Обратите внимание

Святые утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи.

— Если наградой за нищету духа является Царствие Небесное, то зачем нужны остальные блаженства, ведь Царствие Небесное уже предполагает полноту блага?

— Здесь речь идет не о награде, а о том необходимом условии, при котором возможны все дальнейшие добродетели. Когда мы строим дом, то сначала закладываем фундамент, а уже потом возводим стены.

В духовной жизни смирение — нищета духовная — и является таким фундаментом, без которого все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становится бессмысленной и бесполезной. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».

Но, с другой стороны, нищета духовная является мощным стимулом к правильной духовной жизни, приобретению всех других богоподобных свойств и, таким образом, полноты блага.

— Тогда следующий вопрос: иерархичны ли заповеди блаженства и являются ли они некой системой, или каждая из них вполне самодостаточна?

— С полной уверенностью можно сказать, что первая ступень является необходимой основой для получения остальных. Но перечисление других совсем не носит характера какой-то логически связанной строгой системы. В самих Евангелиях от Матфея и от Луки они имеют разный порядок.

Об этом говорит и опыт множества святых, у которых наблюдается разная последовательность приобретения добродетелей. Каждый святой имел какую-то особую добродетель, которая выделяла его из среды прочих. Кто-то был миротворцем. А кто-то особенно милостивым.

Это зависело от многих причин: от природных свойств личности, от обстоятельств внешней жизни, от характера и условий подвига и даже от уровня духовного совершенства.

Но, повторяю, приобретение нищеты духовной, по учению отцов, всегда рассматривалось в качестве безусловного требования, поскольку без нее исполнение остальных заповедей приводит к разрушению всего духовного дома христианина.

Святые отцы приводят печальные примеры, когда некоторые подвижники, достигшие больших дарований, могли исцелять, прозревать будущее, пророчествовать, потом впадали в тягчайшие грехи.

И отцы прямо объясняют: всё это происходило потому, что они, не познав себя, то есть своей греховности, своей слабости в подвиге очищения души от действия страстей, иначе сказать, не приобретя нищеты духовной, легко подвергались дьявольским нападениям, оступались и падали.

— Блаженны плачущие. Но ведь люди плачут по разным поводам. О каком плаче идет речь?

— Видов слез множество: мы плачем от обиды, плачем от радости, плачем от гнева, плачем от какой-то скорби, плачем от несчастья. Эти виды плача могут носить естественный или даже греховный характер.

— Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Как это понимать? В том смысле, что все некроткие в конце концов перебьют друг друга, а на земле останутся одни кроткие?

— Прежде всего, следует пояснить, что такое кротость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость».

Важно

Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло.

Это свойство вполне духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного.

При этом святые отцы объясняли, что здесь речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.

— Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. То есть, получается, что Бог к милостивым относится иначе, чем к немилостивым. Одних Он милует, других — нет?

— Ошибкой было бы понимать слово «помилованы» в юридическом смысле или полагать, что Бог, имея гнев на человека, но увидев его милосердие к людям, преложил Свой гнев на милость. Здесь нет ни судебного помилования грешника, ни изменения отношения Бога к нему за его доброту. Преп.

Антоний Великий прекрасно объясняет это: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих.

Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним.

Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют.

Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

То есть помилование означает здесь не изменение отношения Бога к человеку за его милосердие, но это милосердие к ближнему делает самого человека способным к восприятию неизменной любви Божией.

Таков закономерный и естественный процесс — подобное соединяется с подобным.

Совет

Чем ближе становится человек к Богу через свое милосердие к ближним, тем больше Божией милости он становится способен вместить.

— Кто такие чистые сердцем и каким образом они оказываются способными ýзрить Бога, который есть Дух и о котором сказано: Бога не видел никто?

— Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий, делающий грех, — по слову Христа, — есть раб греха.

Так вот, по мере того как человек освобождается от этого рабства, он действительно всё более становится духовным зрителем Бога.

Как переживаем мы любовь, видим ее в себе, так, подобно этому, человек может видеть и Бога — не внешним зрением, а внутренним переживанием Его присутствия в своей душе, в своей жизни. Как прекрасно говорит об этом Псалмопевец: вкусите и видите яко благ Господь!

— Блаженны миротворцы — о ком это сказано? Кто такие миротворцы и почему им обещано блаженство?

— В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных.

Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч.

Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом.

Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у Бога.

— Ну и последний вопрос — изгнанные правды ради. Нет ли здесь для современного человека определенной опасности — перепутать свои личные проблемы, вызвавшие неприятные для тебя последствия, с гонением за Христа и правду Божию?

— Конечно, эта опасность есть. Ведь нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. И в данном случае все мы (каждый — в меру своей подверженности страстям) иногда бываем склонны считать себя гонимыми за ту правду, которая совсем не является правдой Божией.

Есть обычная человеческая правда, которая, как правило, представляет собой, выражаясь математическим языком, установление тождества отношений: дважды два — четыре. Эта правда есть не что иное, как право на справедливость. В.

Соловьев очень точно сказал о моральном уровне этого права: «Право есть низший предел или определенный минимум нравственности».

Обратите внимание

Изгнание за эту правду, если соотнести это с современным контекстом борьбы за свободы и права человека, оказывается, не является высшим достоинством человека, ибо здесь наряду с искренними стремлениями часто проявляется и тщеславие, и расчет, и политические соображения, и другие, не всегда бескорыстные, мотивы.

О какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию.

Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие … ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком… Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».

Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав — дело правды, жертвовать ими — дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью я скажу, что он — урод, то формально я буду прав. Но Божьей правды в моих словах не будет.

Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. То есть, правда Божья и правда человеческая зачастую — совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если всё выглядит вполне справедливо.

И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего, проявляющая терпение, присутствует истинная правда.

Святой Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах… паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым (Лк 6:35)».

Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать — за любовь к человеку, к истине, к Богу.

Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.

Каллиграфия Марины МАРЬИНОЙ

В продолжение темы читайте:

Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил

Источник: https://foma.ru/zapovedi-blazhenstva.html

Заповеди блаженства — Лампада

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известный всем Декалог из Пятикнижия («Я Господь, Бог твой да не будет у тебя других богов», «не делай себе кумира»; «не произноси имени Господа напрасно» и т.д.).

Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. В христианстве существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть Заповедями блаженства, о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях.

Заповеди блаженства были провозглашены Спасителем во время Нагорной проповеди, они приводятся евангелистами Матфеем и Лукой (см. Мф. 5; 3-12 и Лк. 6; 20-23).

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди,» — говорит Господь (Ин. 14; 15), указывая нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие.

Важно

Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми.

Само слово «блаженство» в данном контексте означает приобщение Богу, Который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.

Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они были призваны удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер.

Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым.

Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему.

Заповеди блаженства поются на Божественной Литургии во время Малого входа (перед чтением из Евангелия). Остановимся подробнее на их содержании.

«Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное».

Нищии духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это — люди смиренные.

Кроме того, блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность.

Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт возможность войти в Царство Небесное.

Читайте также:  Преподобный иринарх ростовский

«Блажени плачущии, яко тии утешатся».

Плачущие (о грехах своих) — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Источник: http://lampada.in.ua/2018/11/zapovedi-blazhenstva/

Девять Заповедей Блаженства

Главная » Девять Заповедей Блаженства

1. Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть царство небесное. 2. Блаженны плачущие, потому что они утешатся. 3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю. 4.

Блаженны алчущие (сильно желающие) и жаждущие правды (праведность, святость), потому что они насытятся. 5. Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы. 6. Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога. 7.

Совет

Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (будут названы) сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всечески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

Объяснение девяти Заповедей Блаженства

Девять заповедей блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают десять заповедей Закона Божия. Напротив, эти заповеди дополняют друг друга. Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном.

Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви.

Всем, кто будет исполнять Его наставления ли заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Первая Заповедь Блаженства:

«Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное.»

Слово «блаженны» значит в высшей степени счастливы. Нищие духом — это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем — здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. — всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас — это Божье.

Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным.

Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает.

Обратите внимание

«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать,» — учит нас Священное Писание (Притч.3:34). Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов.

Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство — ад. Так началось зло в мире.

Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. «Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим,» — сказал Он Своим ученикам.

Очень часто люди очень одаренные духовно являются «нищими духом» — то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот — очень гордыми, любящими похвалы.

Господь еще сказал: «Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя — возвысится» (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства:

«Блаженны плачущие, потому что они утешатся.»

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них. Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. «Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть,» — говорит св. Апостол Павел.

Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.

Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби.

Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.

Важно

В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства:

«Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.»

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота. Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид.

Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность. Апостол учил христиан: «Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи.

Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова. Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, «новой земли» (2 Петр. 3:13).

Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.

Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства:

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся.»

Алчущие — сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие — сильно желающие пить. «Правда» — значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.

В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога. Алчущие и жаждущие правды — это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше.

Совет

Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим. Выражение «алчущие и жаждущие» показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду.

Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: «Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2) Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.

Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше.

Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы «умножить» свои таланты.

Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства:

«Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.»

Милостивые — это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи. Дела милости бывают материальные и духовные. Дела милости материальные: Накормить голодного, Напоить жаждущего, Имеющего недостаток в одежде одеть, Посетить больного.

Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.

Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека. Дела милости духовной: Подать ближнему хороший совет. Простить обиду.

Обратите внимание

Научить незнающего истине и добру. Помочь грешнику стать на правильный путь. Молиться за ближних Богу. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.

«Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь» (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства:

«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.»

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце.

Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.

Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов. Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия.

Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.

Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства:

«Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.»

Миротворцы — это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.

Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

» Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу.

Важно

Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию — Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.

Апостол Павел говорит: «Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства:

«Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.»

Гонимые за правду — это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.

Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду.

Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.

Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства:

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.»

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть. Такой подвиг называется мученическим.

Совет

Выше подвига мученического ничего не может быть. Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму.

Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.

Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.

Апостол Петр писал: «Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, потому что Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется» (1 Петр. 4:14).

Заповеди Блаженства …

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=9-zapovedej-blazhenstva

Ссылка на основную публикацию