Страстотерпец николай ii

54. Страстотерпец император Николай II

познакомиться с житием царственных страстотерпцев

Задачи:

  • кратко ознакомиться с политической обстановкой в стране накануне революции
  • узнать о детстве будущего царя Николая II
  • понять характер царя Николая и основные черты его управления страной
  • познакомиться с семейными отношениями и методами воспитания детей в царской семье
  • понять причины, побудившие большевиков к убийству царя
  • понять причины непротивления царя Николая и его семьи своим мучителям
  • проанализировать, в чем заключается христианский подвиг царственных страстотерпцев

Использованная литература:

  1. Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014. Глава «Страстотерпец царь Николай с семейством».

Дополнительная литература:

Ключевые понятия:

  • Царственные страстотерпцы

Словарь урока:

  • Царь Николай II
  • Царица Александра
  • Царевич Алексий
  • Великая княжна Ольга
  • Великая княжна Татиана
  • Великая княжна Мария
  • Великая княжна Анастасия
  • Первая мировая война
  • Временное правительство
  • Власть большевиков
  • Ссылка в Екатеринбург
  • Смирение
  • Непротивление злу силою
  • Исполнение заповедей

Содержание занятия(открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. По каким принципам был воспитан наследник престола Николай Романов?
  2. В чем выражалась христианская жизненная позиция государя?
  3. Как Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали своих детей?
  4. Почему царь Николай так легко отказался от престола?
  5. Как вы думаете, почему царская семья не покинула Россию, когда зарубежные родственники предлагали им это организовать?
  6. Как изменилась жизнь царской семьи в сибирской ссылке?
  7. За что охранники в ссылке начали уважать государя?
  8. Пример каких человеческих качеств показывал всегда царь Николай и его семья?
  9. В чем заключается подвиг страстотерпчества?
  10. Почему царская семья канонизирована в чине страстотерпцев?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации о царской семье Николая II или презентации о детях царской семьи.

Беседа с детьми.

Закрепление новой темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Фотоальбом «Убийство царской семьи Николая II»:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/231696

Страстотерпец Николай II

Император Всероссийский Николай II Александрович (18.05.1868 – 17.07.1818) царствовал с 1 ноября 1894 по 2 марта 1917 года. Эти годы характеризовались в мировой истории большими изменениями и в общественной, и в политической, и в культурной, и в религиозной жизни. Россия тоже была частью этого большого и важного процесса.

Согласно данным впервые проведённой в январе 1897 года всеобщей переписи, численность населения Российской империи составила 125 миллионов человек; из них для 84 миллионов родным был русский язык; грамотных среди населения России было 21 %, среди лиц в возрасте 10-19 лет — 34 %.

Накануне революции национальный доход страны составлял 16,4 млрд. рублей (7,4 % от общемирового). По этому показателю Российская империя занимала четвёртое место после США, Германии и Британской империи.

Обратите внимание

По темпам роста национального дохода Российская империя опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1917 гг. они были среди самых высоких в тот период.

С 1894 по 1914 год в Российской империи добыча угля возросла на 306 %, нефти — на 65 % , золота — на 43 %, меди — на 375 %; чугуна — на 250 %; железа и стали — на 224 %. Выросло число высших учебных заведений для подготовки специалистов горного дела.

Последнее учебное заведение в России, созданное по указу царя-страстотерпца – Горный институт в Екатеринбурге. В начале XX века Российская империя, наряду с США, занимала ведущее положение в мировом сельском хозяйстве.

Россия поставляла 50 % мирового экспорта яиц; ей принадлежало 80 % мирового производства льна. Продолжалось строительство железных дорог, суммарная протяженность которых, составлявшая 44 тыс. км в 1898 году, к 1913 году превысила 70 тыс.

километров.

По инициативе Императора Николая II  в 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день (в частности, был создан Постоянный арбитражный суд в Гааге).

За инициативу по созыву Гаагской мирной конференции и вклад в её проведение Николай II (и известный русский дипломат Мартенс Фёдор Фёдорович) были номинированы в 1901 году на Нобелевскую премию мира.

В Секретариате ООН по сей день стоит бюст Николая II и помещено его Обращение к державам мира о созыве первой Гаагской конференции; 6 (19) августа 1905 года императором Николаем II был подписан манифест об учреждении Государственной думы; 17 (30) октября 1905 Николай подписал манифест, повелевавший, среди прочего: «.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…».

В 1910 году был создан Императорский военно-воздушный флот.

В годы царствования императора Николая II было совершено большое число канонизаций новых святых: прп. Серафим Саровский (1903); свт. Феодосий, архиепископ Черниговский (1896), сщмч. Исидор Юрьевский (1898), св. блгв.

княгиня Анна Кашинская (1909), прп. Евфросиния Полоцкая (1910), прмч. Ефросин Синозерский (1911), свт. Иосаф, епископ Белгородский (1911), сщмч. Гермоген,  Патриарх  Московский(1913), свт. Питирим, епископ Тамбовский (1914), свт.

Иоанн, митрополит Тобольский  (1916).

Российская империя быстро преображалась, изменялась. Научное, секулярное постепенно начинало преобладать над нравственным, духовным, святым.

Важно

По духу воспитания император Николай II больше тяготел к традиционным консервативным духовным ценностям. У него было обостренное чувство долга, чувство ответственности.

В силу сложившихся вокруг него обстоятельств он не смог  оценить всю серьезность  обстановки и стремительных перемен.

Император Николай II вошел в историю России как человек с  многими положительными делами, но и с большими просчетами.

Русская Православная Церковь причислила императора Николая II c cемьей к лику святых как страстотерпцев.

Страстотерпцами называют тех святых, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора.

Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам.

Понятие «страстотерпец» употребляется применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.

Великая княжна Ольга Николаевна писала из Тобольска: «Отец просил передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но победит только любовь…»

Совет

Император Николай II прошел горнило испытаний. Он был великий самодержец, имел неограниченную власть и остался верен долгу и чести. Он прошел испытание унижением, лишениями, душевными страданиями. В то время, когда Николай II стал императором, престол русского царя стоял на очень высоком уровне в мире.

Это, казалось бы, должно было воспитать в нем чувство гордости, надменности, превосходства над другими людьми и величия. Но в нем все же преобладало чувство долга, чести и ответственности.

По своему внутреннему устроению он был человек благородный; воспитание в православной вере создало благоприятную почву, на которой возросли и окрепли  эти качества. Он был человек совестливый. Об этом хорошо написал Иван Солоневич: «СОВЕСТЬ есть то, на чем строится государство.

Без СОВЕСТИ не помогут никакие законы и никакие уставы. СОВЕСТИ не оказалось. …Государь-Император для данного [правящего — К. К.] слоя был слишком большим джентльменом.

Он предполагал, что такими же джентльменами окажутся и близкие ему люди, и эти люди, повинуясь долгу присяги, или, по меньшей мере, чувству порядочности, отстоят, по крайней мере, его семейную честь [имеются в виду сплетни о Распутине — К. К.]. Не отстояли даже его семейной чести. Ничего не отстояли. Все продали и все предали» (К. Г. Капков. Царский выбор. 2016. С. 534).

Император Николай II остался до конца верен своему долгу и своей совести.

Венценосную семью соединяли узы любви, сохранившиеся до дня мученической кончины. То же самое можно сказать и о связи императора Николая II и России. Эта нерасторжимая связь не дала Николаю II покинуть Отечество, спасая свою жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «положение Государя императора Николая Александровича тем особенно, что он выбрал этот подвиг. Он мог бы уйти.

Ему предлагали возможность скрыться, переехать за границу под защиту иностранных и инославных людей, но он решил остаться со своим народом; больше того: мне кажется, что один из его самых великих подвигов в том, что он не только сам остался, но обрек на ту же самую трагическую, мученическую судьбу и свою жену и детей.

Обратите внимание

Жена могла это сделать по своему собственному выбору, но он принес как бы в дар Богу своих детей, которые не могли принимать никакого решения – не потому что они были малолетние, а потому что были связаны со своими родителями такими связями любви, которые не могли быть расторгнуты».

Генерал А. Ф. Редигер (как военный министр в 1905—1909, дважды в неделю он имел личный доклад государю) в своих воспоминаниях писал об императоре Николае II:

«Несмотря на выпадавшие на его долю тяжёлые дни, он никогда не терял самообладания, всегда оставался ровным и приветливым, одинаково усердным работником. Он мне говорил, что он оптимист, и действительно, он даже в трудные минуты сохранял веру в будущее, в мощь и величие России».

Оптимизм и вера в Россию императора Николая II подтверждается тем, что сейчас Россия возрождается, крепнет и с оптимизмом смотрит в будущее.

Настоятель Князь-Владимирского собора

и храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших

на Левашовском кладбище

профессор, протоиерей Владимир Сорокин

Рубрики: Новости Состоялась встреча с историком Константином Геннадьевичем КапковымПервый настоятель (2009-2016) протоиерей Владимир Иустинович Сорокин

Источник: http://levashovskayagolgofa.ru/strastoterpec-nikolaj-ii.html

Царственные страстотерпцы: мученик Николай II и иже с ним убиенные

Царственные страстотерпцы — это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть — в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства — 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе.

Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург.

Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи.

В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма.

Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь.

Важно

До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место.

Читайте также:  Святитель феодосий черниговский

Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных.

Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его.

Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.

Совет

Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев.

И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги.

Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец человеческого отношения к правителя к тем, над кем он поставлен — к народу».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека — дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей — княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви — крипта (гробница ). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников — последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

Источник: http://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/tsarstvennyie-strastoterptsyi-muchenik-nikolay-ii-i-izhe-s-nim-ubiennyie.html

Николай II святой страстотерпец

Бывший император, Николай II святой страстотерпец, почему именно он? В событиях, виновником которых, как глава государства, и был последний русский царь, погибли миллионы моих соотечественников. Многие приняли смерть более страшную, чем Николай Кровавый.

Почему же страстотерпец он? А не, например, сибирский крестьянин, замученный колчаковским карательным отрядом за нежелание вставать под ружье? Кто-то не хотел делиться своим имуществом с зелеными или своим хлебом с красными. И тоже пострадал. Доставалось от разъяренных крестьян и бойцам продотрядов.

Обратите внимание

Они все, что, рылом не вышли? Или перед Богом все равны, но Николай Александрович равнее других?

У православных есть своя открытая энциклопедия. И вот как она определяет, кто такой страстотерпец.

Мученическая кончина?

Хотелось бы понять логику РПЦ. Почему перед миллионами жертв Николай II удостоился предпочтения и стал святым страстотерпецем? Каковы были критерии? Чья смерть была ужаснее? Ну, так тут царь-батюшка явно не лидер.

Его «всего лишь» расстреляли. Не вырезали на теле ни погон, ни звезд. Злые языки говорят, что в силу своей простоты он так и не понял, зачем их отвели в подвал, думал, что умное скажут.

То есть, то, что его расстреляли, Николай осознал только уже одесную от Христа.

Смерть очень многих была гораздо более мученической. Со зверствами гражданских войн никакая официальная казнь не сравнится. Еще Тацит заметил:

Надо отметить, что свою казнь Николай II «заработал» себе сам своей неспособностью управлять государством. Наш народ-терпеливец за всю свою тысячелетнюю историю замутил всего три революции. И все три на протяжении жизни последнего Романова.

А чем виноват какой-нибудь селянин, убитый за то, что возмутился, когда всё нажитое им непосильным трудом грабили свободные зеленые личности? Может, тогда уже и Чикатило страстотерпец? А по-моему, оба они с Николаем получили по заслугам.

Злоба, коварство, заговор?

И опять мимо. Злоба? Да ладно. Какая там злоба. Стал Николай II бесполезным чемоданом без ручки, вот его и расстреляли. Заговор? Был заговор, безусловно. Только со стороны его ближайшего окружения.

А жизни гражданина Романова (а не последнего русского императора) лишили уже совсем другие люди.

Кстати, это ж каким бездарным руководителем надо быть, чтобы тебя сбросил не народ (народ вечно чем-то недоволен), а твой собственный клан?! Коварство? Ну, для такого простака, как Николай II, проиграться в три наперстка тоже бы, наверное, значило пасть жертвой коварства наперсточников.

Беззлобие и непротивление врагам?

А о каком историческом моменте идет речь? Если о 9 января 1905 года, то, на мой взгляд, расстрел мирной демонстрации больше похож на злобу, чем на беззлобие. Ну, а в подвале дома Ипатьева беззлобие и непротивление врагам Николай II святой страстотерпец проявлял поневоле. Следовательно, его заслуги в этом нет.

To the Happy Few

Поблагодарить автора:

Источник: https://kifa-onlain.ru/nikolaj-ii-svyatoj-strastoterpec/

Николай II Александрович Страстотерпец, святой (1894-1917)

Святой Император Всероссийский Николай II Александрович Страстотерпец (Царское Село, 6/19 мая 1868 – Екатеринбург, 4/17 июля 1918). Старший сын Императора Александра III Миротворца и Императрицы Марии Феодоровны (урожд. Принцессы Датской). В его воспитании и обучении принимали участие яркие представители науки, военного дела и богословия, в том числе генерал М.

Драгомиров, К. Победоносцев, протоиерей Иоанн Янышев, Н. Бунге и др. С детства будущий Император отличался благочестием и нерушимой верой в идеалы православной самодержавной монархии. В 1890 Цесаревич Николай Александрович совершил путешествие на Дальний Восток, посетив Вену, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Аннам и Японию. Счастливо избегнув покушения в г.

Отсу, когда японский фанатик пытался зарубить его мечом, Наследник вернулся в Санкт-Петербург через Сибирь. Там он заложил Сибирскую железную дорогу и ознакомился с условиями содержания ссыльных. Вступил на Престол 20 октября/2 ноября 1894.

Его коронация 14/27 мая 1896 в Успенском соборе Московского Кремля была омрачена катастрофой на Ходынском поле, повлекшей свыше тысячи жертв, задавленных толпой. Государь тяжело переживал случившееся и распорядился выдать каждой осиротевшей семье по 1000 рублей. В 1897 по указу Императора произвели всеобщую перепись населения.

Тогда же Россия перешла на золотую валюту, что свидетельствовало об укреплении экономики. 12/(24)25 августа 1898 Николай обратился с нотой к европейским Дворам, предложив сократить вооружения и создать международный орган для разрешения конфликтов. Созванная на следующий год Конференция в Гааге завершилась учреждением существующего по сей день Международного Трибунала.

Неудачная для России Русско-японская война 1904-1905 и спровоцированная ей революция 1905-1907 потрясли основы Империи. Но с подавлением смуты государство начало укрепляться. Премьер-министр П. Столыпин сумел навести порядок и по воле Императора начал аграрную реформу, направленную на уничтожение изжившей себя общины и создание крепких крестьянских хозяйств.

В 1913 Империя торжественно отпраздновала 300-летие Дома Романовых. Казалось, ничто не предвещало скорого крушения исторической России. По темпам роста экономики наша Родина опережала все страны света. Ведущие специалисты предсказывали, что к 1930-м она займет доминирующее положение в концерте мировых держав.

Этому помешала Первая Мировая война 1914-1918, сокрушившая четыре европейские Империи – Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую. Во время кризиса 1914, вызванного убийством в Сараево Наследника Австро-Венгерского Престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда, Император Николай II счел своим союзническим долгом вступиться за Сербию и объявил всеобщую мобилизацию.

Важно

В ответ Император Германии Вильгельм II объявил России войну. Вначале положение было трудным. Русской Армии не хватало боеприпасов, из-за чего даже успешные наступления захлебывались. В 1915 Николай II отстранил от командования Великого Князя Николая Николаевича и принял звание Верховного Главнокомандующего на себя. Новые обязанности заставляли его часто бывать в Ставке.

К 1917 Россия нарастила военный потенциал, так что не позднее апреля ожидался полный разгром Германской Империи и ее союзников. Близким казалось исполнение вековой мечты России – освобождение Константинополя и водружение Св. Креста над Софийским собором. Но измена витала вокруг Престола и нанесла удар в спину.

Во время очередного отсутствия Государя, в феврале 1917 в столице были искусственно организованы беспорядки. Заговорщики – изменившие присяге генералы и депутаты Государственной Думы – дезинформировали Императора, а когда он выехал в Петроград, блокировали его поезд в Пскове.

2/15 марта 1917 Николай II, принуждаемый участниками заговора отказаться от Престола «ради спасения России», подписал отречение за себя и за сына – Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, в пользу брата – Великого Князя Михаила Александровича. Последний не отрекся, но отложил принятие власти до решения Учредительного Собрания о форме правления.

Так прекратилось 304-летнее царствование Российского Императорского Дома в России. Нарушение священного обета верности Династии Романовых, данного нашими предками в 1613, привело к неисчислимым всенародным бедствиям. 8/21 марта 1917 по распоряжению Временного правительства Императора Николая II и его семью незаконно, без предъявления обвинений, арестовали и вскоре препроводили в Тобольск.

Оттуда в 1918 пришедшие к власти большевики перевезли Царственных Узников в Екатеринбург, значительно ужесточив и без того тяжелые условия содержания. Судьба Государя и всех Членов Дома Романовых, попавших в руки большевиков, была предрешена в Москве вождями тоталитарного богоборческого террористического режима Я. Свердловым и В. Лениным. Приговор о казни вынес Уральский областной совет.

Императора Николая II расстреляли 4/17 июля 1918 вместе со всей его Семьей и верными приближенными в подвале Ипатьевского дома за несколько дней до отступления красных из Екатеринбурга. Тела убиенных подверглись немыслимым надругательствам. Частично они были уничтожены при помощи огня и кислоты, а частично – захоронены в неизвестном месте.

Читайте также:  Винный соус

В 1989 году было объявлено, что останки Императорской Семьи обнаружены под Екатеринбургом. Затянувшаяся экспертиза привела к возникновению споров и противостояний в Церкви и всем обществе. На основании современных данных науки некоторые специалисты подтвердили подлинность останков, но другие авторитетные ученые не согласились с их выводами, и целый ряд вопросов остался без ответа.

Совет

Церемония погребения 4/17 июля 1998 в Петропавловском соборе, вместо ожидаемого акта общенационального покаяния и примирения, стала поводом для новых ожесточенных дискуссий. Из-за этого на службе не сочли для себя возможным присутствовать ни Глава и Члены Российского Императорского Дома, ни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ни один из архиереев Русской Православной Церкви.

Несмотря на остающиеся сомнения в подлинности «екатеринбургских останков», само по себе почитание свв. Царственных Страстотерпцев неуклонно распространяется среди верных чад Русской Православной Церкви. Еще в 1981 Царская Семья и иже с ними пострадавшие были канонизированы Русской Православной Зарубежной Церковью. Во многих епархиях Русской Православной Церкви Император Николай II и Члены его Семьи были объявлены местночтимыми святыми, а вся полнота Церкви прославила Царственных Мучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000. В памяти народа Император Николай II остался с именем Царя-Мученика, сложившего власть ради попытки предотвращения кровопролития и осознанно принесшего себя и свою Семью в жертву за общенародные грехи. В поэзии его судьба запечатлена в простых и трогательных строфах:

Безропотно, уверенной походкой До места лобного тяжелый Крест ты нес. Ты шел на смерть с твоей улыбкой кроткой,

Прощая всем, как некогда Христос.

Незыблемая, пламенная вера Вдохнула мужество всю скорбь до дна испить. И приговор чекиста-изувера

Твоей души уже не мог смутить.

И в час, когда под сводами подвала Поднялась на тебя злодейская рука, Сиянье новое твой образ увенчало

И свет его переживет века.

18 сентября/1 октября 2008 Президиум Верховного суда России после почти трехлетней юридической борьбы в судах всех инстанций удовлетворил законные требования Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны, отменил прежние незаконные решения Генеральной прокуратуры РФ и судов низших инстанций и признал Святых Царственных Страстотерпцев жертвами политических репрессий, подлежащими реабилитации. Этим историческим правовым актом с современного Российского государства снято бремя ответственности за цареубийство 4/17 июля 1918.

Источник: http://www.imperialhouse.ru/rus/imperialhouse/succession/monarh/nikolaj-ii-aleksandrovich-strastoterpets-svyatoj-1894-1917.html

Царственные страстотерпцы – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Царственные новомученики.

Царственные страстотерпцы [1] император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Всероссийская Александра Феодоровна, цесаревич великий князь Алексий Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татиана Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна (+ 1918)

Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Костромских и Санкт-Петербургских святых

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:

На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его.

Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.

Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе“.

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев.

Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками.

По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому – и невероятным образом вышли из окружения.

Обратите внимание

В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России – через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова.

Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.

В заглавии составленной на 4 июля службы, а также в самих её текстах упоминались и прославлялись не только члены собственно царской семьи, но и другие лица царского рода, впоследствии получившие отдельные дни памяти [2].

С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах.

Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых – среди таких были Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская епархии.

Важно

Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации.

К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.

Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в “Записке Я. М.

Юровского” и принятое им за могилу царской семьи [3].

19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков.

Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования “екатеринбургских останков”: “Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью” [4]. 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что

Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно “екатеринбургских останков” и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения” [5].

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла “возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев” в 1996 году [6]. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов, известный публицист и апологет.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/26278.html

Православные против Николая II: за что царя признали святым – СНЕГ.TV

Бурная деятельность по защите доброго имени императора Николая II от режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда», которую развили православные активисты, часть духовенства и даже депутаты Госдумы во главе с Натальей Поклонской, создали у общественности иллюзию того, что быть православным и относиться к последнему русскому императору без трепета невозможно. Однако в Русской православной церкви были прежде и остаются разные мнения насчет его святости.

Напомним, Николай II, его супруга, четыре дочери, сын и десять слуг были канонизированы в 1981 году Русской православной церковью заграницей как мученики, а затем, в 2000 году, царская семья была признана святыми страстотерпцами и Русской православной церковью Московского патриархата. Архиерейский собор РПЦ принял это решение лишь со второй попытки.

Первый раз это могло произойти на соборе в 1997 году, но тогда выяснилось, что против признания Николая II выступают сразу несколько архиереев, а также некоторая часть духовенства и мирян.

Страшный суд

После падения СССР церковная жизнь в России находилась на подъеме, и помимо восстановления храмов и открытия монастырей перед руководством Московского патриархата стояла задача «уврачевать» раскол с белоэмигрантами и их потомками, объединившись с РПЦЗ.

О том, что канонизацией царской семьи и других жертв большевиков в 2000 году было устранено одно из противоречий между двумя Церквями, заявлял будущий патриарх Кирилл, возглавлявший тогда отдел внешних церковных сношений. И действительно, через шесть лет Церкви воссоединились.

«Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива.

Совет

К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного“», — рассказывал спустя много лет член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.

И добавлял: «Надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является».

«Государственный изменник»

Самыми высокопоставленными противниками канонизации императора в церковной иерархии в 1990-е годы были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Для владыки Иоанна худшим проступком царя было отречение от престола в критический для страны момент.

«Допустим, он почувствовал, что потерял доверие народа. Допустим, была измена — измена интеллигенции, измена воинская. Но ты же царь! И если тебе изменяет командующий, отстрани его.

Надо являть твердость в борьбе за российское государство! Недопустимая слабость. Если уж страдать до конца, то на престоле. А он отошел от власти, передал ее, по сути, Временному правительству. А кто его составлял? Масоны, враги.

Вот так и открылась дверь для революции», — негодовал он в одном из своих интервью.

Однако митрополит Иоанн скончался в 1995 году и не смог повлиять на решение других архиереев.

Источник: https://www.ridus.ru/news/258954

Икона царской семьи Романовых: в чем помогает, значение

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью».

Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей.

Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов.

Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью.

Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Обратите внимание

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома.

В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

Читайте также:  Школа веры: первая заповедь: «я господь, бог твой»

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению.

Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал  своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов.

Важно

Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

(4

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-tsarskoy-semi-romanovyh/

Царственные мученики: за что канонизировали Николая II с семьей?

Содержание:

Почти целый век, 98 лет отделяют нас от страшной даты — 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга была расстреляна семья последнего российского императора. Сам Николай ІІ, его жена Александра и пятеро их детей причислены к лику святых и известны нам как царственные страстотерпцы и мученики.

В православии принято отличать страстотерпцев от мучеников. Страстотерпцы — это в первую очередь те, кто смиренно и безропотно принимает скорби (страсти). Причиной их мученической кончины является не исповедание христианской веры, а деятельное исполнение Божьих заповедей.

Отличительная черта страстотерпцев — это их беззлобие. Как раз в дневниковых записях представителей царской семьи есть много подтверждений их беззлобия.

Поэтому во время богослужений Церковь поминает канонизированную семью последнего императора именно как царственных страстотерпцев, но в народе их все чаще называют мучениками. За что? Явно не только за то, что их расстреляла советская власть.

Мученики, страстотерпцы или предатели?

Отношение к личности последнего правителя из династии Романовых всегда характеризовалось впадением в крайности.

Одни укоряли его за мягкосердие и обвиняли в отречении от престола, другие же активно призывали всех к покаянию в грехе цареубийства. Не один священник столкнулся с исповедью, во время которой верующие каялись не в своих грехах, а в том, что на них и их детях лежит кровь убитого царя.

Одни вспоминали императору все его ошибки во внешней и внутренней политике и ставили в укор общение с Григорием Распутиным, другие же устраивали крестные ходы с призывом «Боже, Царя храни».

Но как между этими крайностями разглядеть истину? Очень просто и сложно одновременно.

Чтобы составить объективные портреты всех членов императорской семьи, стоит обратиться к житию святых, задокументированным свидетельствам очевидцев и собственно к дневниковым записям самих царственных страстотерпцев.

Но мы все же попробуем сделать главные акценты. И они будут относиться не к политической деятельности, а к личностным качествам и религиозному мировоззрению.

Благословенный брак?

Император Николай II родился 19 мая 1868 года в семье влиятельного правителя Александра III. На протяжении всей жизни последний правитель из династии Романовых часто вспоминал о дате своего рождения. В этот день Церковь чтит память Иова Многострадального — одной из самых известных фигур ветхозаветной истории.

Как и святому Иову, Николаю II пришлось пережить много скорбей и потерь. Но они духовно закалили его.

Его жена — императрица Александра (в Германии ее звали Алисой, второе имя получила после принятия православия) — была дочерью герцога Гессенского Людвига IV и внучкой английской королевы Виктории. Немка по происхождению и лютеранка по вероисповеданию, она осознанно приняла православие и искренне полюбила страну своего мужа.

Ноябрь 1894 года был для них знаковым: Николай II стал императором, а через 25 дней они вместе с Александрой повенчались.

Совет

На протяжении 1895-1901 годов у них родились четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но сами родители и народ ждали наследника.

В 1904 году родился долгожданный сын Алексей. Это произошло ровно через год после того, как император Николай прославил в лике святых преподобного Серафима Саровского.

Вместе со своей семьей государь совершил паломничество в Саров, во время которого молились особо усердно. Нетрудно догадаться о чем так просили Бога и Серафима Саровского царственные мученики. Рожденный сын и был ответом на их молитвы.

Откуда появился Распутин?

Мальчику по материнской линии перешел тяжелейший недуг — гемофилия (несвертываемость крови). Даже малейший удар мог угрожать ему кровоизлиянием и смертью.

Но разве можно представить бойкого по натуре мальчика, сидящего сложа руки? Приходилось ли вам видеть ребенка, который ни разу не упал, не разодрал локти и не поцарапал коленки? Вряд ли. Вот и Алексей был таким же обычным мальчиком, не застрахованным от падений или царапин.

Болезнь Алексея с повторяющимися обострениями повлияла не только на отца и мать, но и на все семейство. Старшие сестры, видя страдания брата, знали, что такое боль и скорбь. Кроме того, по всей стране служили молебны о цесаревиче, но особо усердно молилась императрица.

Поскольку врачи оказались бессильны перед этим недугом, дверь в дом государя была открыта для всех, кто мог облегчить страдания цесаревича.

Так в кругу близкого общения императора оказался Григорий Распутин, которого одни принимали за «человека Божьего», а вторые — за шарлатана и младостарца.

Как свидетельствуют приближенные к семье, он действительно помогал цесаревичу Алексею переживать приступы гемофилии, вследствие чего этот крестьянин с неоднозначной репутацией имел особое влияние на Николая II и принятие политических решений.

Но эти вопросы уже относятся к политическому портрету последнего российского императора. Церковь же канонизировала царственных мучеников не за их государственную деятельность, а за их веру, любовь и милосердие, смирение и безропотное терпение скорбей.

Отрекся престола ради блага страны?

Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.

Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.

Обратите внимание

Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».

На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:

Что такое «русская Голгофа»?

С 22 марта 1917 года начинается арест царской семьи, который продлится до 17 июля 1918-го. За эти почти полтора года семья духовно проживет больше, чем за предыдущие десятилетия. Этот тяжелый путь многие называют русской Голгофой. Почему? Об этом дальше.

Почти пять месяцев семья провела в Царском Селе. Тогдашние стеснения были не особо ощутимы. Супруги могли видеться только за трапезой и общаться обязательно на русском. Но вместе с тем все члены семьи совместно молились, присутствовали на службах. Хватало времени для прогулок и чтения книг.

В этот период Временное правительство пыталось расследовать деятельность императора, но ничего безнравственного и порочного так и не нашло. Вполне логично было бы отпустить семью, но вместо этого их перевезли в Тобольск.

Уменьшилось количество писем и визитов в храм. Но, как свидетельствуют дневниковые записи, ни родители, ни дети не переставали молиться, время от времени исповедовались и причащались, а главное — смиренно переносили свое заточение.

Единственное, с чем не мог смириться Николай II, так это с последствиями его отречения. Дневники и свидетельства очевидцев частично передают глубину его переживаний.

На апрель-май 1918-го выпало начало последнего этапа их восхождения на русскую Голгофу. Семью перевезли в Екатеринбург, где поселили в Ипатьевском доме. По воспоминаниям очевидцев, все члены семьи понимали, чем закончится их заключение. Даже младший Алексей как-то сказал: Если будут убивать, хоть бы не мучили.

14 июля 1918 года состоялась последняя их Литургия, а в ночь с 16 на 17 июля — трагическое убийство. Вместе с членами императорской семьи расстреляли и людей, которые помогали им и разделяли горечь ссылки, — доктора, горничную, лакея, повара…

Начало народного почитания

Тогдашний патриарх Тихон благословил служить панихиды об упокоении царской семьи. Фактически с этого момента началось еще не официальное почитание царственных страстотерпцев.

Лишь в 1981 году Зарубежная Церковь причислила их к лику святых, а РПЦ еще позднее — только в 2000 году. Среди многих верующих не было сомнений в их святости: исцелялись больные, мироточили иконы. Некоторые же ставили в упрек политическую деятельность императора.

В комиссии по канонизации оставались вопросы по поводу мощей. Как известно, святых не просто расстреляли, а еще и подожгли. Только в 1991-м недалеко от Екатеринбурга нашли останки пятерых людей.

Важно

В ходе следствия стало известно, что они действительно принадлежат расстрелянным в доме Ипатьева. Лишь через 16 лет, в 2007-м, были найдены останки еще двух членов императорской семьи — Алексея и Марии.

Сегодня останки покоятся в Петропавловском соборе Петербурга.

К святым царственным мученикам все чаще обращаются верующие с разнообразными молитвами. Количество историй об удивительной помощи свидетельствует о том, что в лице царственной семьи верующие обрели себе надежных молитвенников.

Вы также можете помолиться святым, а также почитать акафист страстотерпцу Николаю.

Интересные факты об императорской семье

В жизни святых мучеников есть много подтверждений их глубокой религиозности и высокой нравственности. Вот лишь несколько историй, о которых знают далеко не все православные.

  1. За несколько лет правления императора Николая к лику угодников Божьих причислили больше святых, чем за XVIII и XIX века. Среди прославленных — Серафим Саровский, Ефросиния Полоцкая, Иоанн Тобольский и другие. За менее 25 лет императорства Николая Александровича было открыто свыше 250 монастырей и 10 тысяч приходских церквей.
  2. Во время войны императрица Александра и старшие дочери были сестрами милосердия, ухаживали за ранеными. Они не отличались от других сестер, поэтому больные часто даже не знали, кто о них так заботится.
  3. Советская власть пыталась всячески очернить царственных мучеников, но не находила в их поведении ничего безнравственного. Наоборот, даже не стала публиковать дневники и переписку членов семьи якобы из-за того, что если бы люди почитали это, сами назвали бы их святыми.
  4. О высокой моральности всей семьи, нравственности и христианской любви свидетельствуют дневники и переписка всех членов семьи. Даже в тяжелое время испытаний они пытались жить по Евангелию, до конца пройти путь, который потом назвали русской Голгофой. В одном из писем вторая дочь, Ольга, писала: Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь.
  5. В октябре 1977 года советские власти снесли Ипатьевский дом. Согласно неофициальной версии, которую подтверждают многие очевидцы того времени, на протяжении годов на стенах этого дома проступали красные пятна. Чтобы ни делали, как бы ни красили стены, кровавые знаки появлялись вновь и вновь. В наше время на этой территории построили огромнейшую церковь высотой 75 метров и назвали ее «Храм-на-Крови» царственных страстотерпцев.

Интересные факты из жизни императорской семьи, а также истории их помощи вы узнаете из этого фильма:

Источник: http://megapoisk.com/tsarstvennye-mucheniki-svjatye-ili-prosto-zhertvy-sovetskogo-rezhima

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector