Cвятитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения
Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, катакомбного архиерея, воссоединившегося с Московской Патриархией в 1945 году. Однако здесь мы будем говорить не об исторических событиях, в которых он участвовал, а о том, как святость существует в историческом времени. Тем более что речь здесь идет о XX веке, то есть почти о современности
Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво
Почти современники
Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия.
Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.
Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.
Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей. В свое время Д. С.
Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли».
Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.
Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками.
Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших. В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может.
Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.
Незамеченная революция
Отличие подхода историка от подхода составителя жития, агиографа, общеизвестно. Историк занимается описанием жизни, биографией, а агиограф — агиографией, то есть описанием святости. Небольшая дистанция, отделяющая наше время от времени новомучеников, дает возможность увидеть, чем одно отличается от другого.
Сережа Сахаров родился в семье с традиционным провинциальным укладом. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и т. д.
И уже в юности проявилась способность обходить, а быть может, и не замечать соблазнов времени. Очень показательными в этом отношении являются годы его учебы во Владимирской семинарии. О своей семинарской жизни святитель вспоминал очень тепло.
Однако семинарский быт тех лет, как его реконструировал бы историк, выглядит отнюдь не идиллично. О Владимирской семинарии сохранились воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), который служил в ней инспектором в 1895-1897 годах.
«Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал, но без огласки. Когда в епархиальном общежитии сторожа, передвигая столы, обнаружили подделанную снизу полку (оттуда вывалилась охапка запрещенных книг), я дело расследовал в частном порядке.
Бывало, вечером обходишь в туфлях дортуары и вдруг слышишь: «Ах, если бы я тебе туза подсунул!» Явно семинаристы потихоньку играют в карты. А я окликну их: «Да, да, хороший ход!» Смятение».
В 1903 году, то есть в то время, когда там учился будущий святитель, в семинарии была создана подпольная ячейка Социал-демократической партии, распавшаяся после того, как один из ее организаторов погиб при неосторожном обращении со взрывчаткой. Летом 1905-го здесь проходил подпольный съезд учащихся семинарий. А в декабре того же года владимирские семинаристы объявили забастовку.
Характерно, что Сергей Сахаров, на глазах которого происходили эти события, ничего не рассказывал о них. Создается впечатление, что общественная жизнь и политические страсти его особенно не интересовали.
Вспоминая о семинарских годах, он чаще всего говорил об архиепископе Владимирском Николае (Налимове), строгом аскете, любителе и знатоке уставного богослужения.
Остальное, как оказалось, прошло мимо и особого значения для него не имело.
После семинарии была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию.
«А тюрьмы нам нечего бояться…»
Архиереем он стал в 1921 году. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем.
Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений. Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии.
По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней.
В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.
О том, как жили заключенные, мы знаем достаточно много. Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, поражаешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, умению оставаться монахом, несмотря ни на что. Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку.
«А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии.
Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. Постоянное ожидание приглашения в гости, куда не хочется. Попробуй тут устоять. А мы от всего этого почти гарантированы. И поэтому, когда я получаю соболезнования моему теперешнему положению, я очень смущаюсь. Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия.
Помоги им, Господи».
Его лагерные письма больше напоминают письма человека, отправившегося с паломническими целями в отдаленный монастырь. Вот как он описывает совершаемое на нарах Белбалтлага (1940) рождественское богослужение и мысленное посещение могил близких людей:
«Ночью с некоторыми перерывами (засыпал… о горе мне ленивому…) совершил праздничное бдение. После него пошел славить Христа рождшагося и по родным могилкам, и по келиям здравствующих.
И там и тут одно и то же пел: тропарь и кондак праздника, потом ектенью сугубую, изменяя только одно прошение, — и отпуст праздничный, после которого поздравлял и живых и усопших, «вси бо Тому живы суть». Как будто повидался со всеми и утешился молитвенным общением.
И где только я не был… Начал, конечно, с могилки милой моей мамы, потом и у папы был, и у крестной, а затем пошел путешествовать по святой Руси, и первым делом в Петушки, потом Владимир, Москва, Ковров, Боголюбово, Собинка, Орехово, Сергиев, Романов-Борисоглебск, Ярославль, Рыбинск, Питер, потом по местам ссылки — Кемь, Усть-Сысольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск…»
И в качестве комментария к этой «рождественской картинке» можно добавить, что это письмо написано 51-летним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались. Отбирались не только книги, но и, например, полученное в посылке крашеное пасхальное яичко. Несмотря на официальное разрешение находящимся в заключении священнослужителям сохранять длинные волосы, владыка подвергался насильственной стрижке.
В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. Сохранился рассказ Е. В. Апушкиной о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря (1944): «Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатной жаргон. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул о.
Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пойдя по указанному направлению, он остановился при неожиданном зрелище. На нижних нарах, подвернув ноги калачиком, кругом обложенный книгами, сидел владыка Афанасий.
Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, не поздоровался, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» — «Да разве здесь можно?» — «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, и вместе с тем с него соскочила вся тревога, все тяжелое, что только что давило душу».
«Молитва всех вас спасет…»
Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.
В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.
Последние годы своей жизни владыке пришлось ограничиться келейным богослужением, в чем, впрочем, были и свои преимущества. И дело было не только в так огорчавшем епископа Афанасия повсеместном сокращении церковных служб.
Только в собственной келье можно было, например, молиться перед аналойной иконой, на которой была изображена царская семья и патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка.
Только в пространстве, лишенном посторонних глаз и ушей, можно было каждый год 7 и 8 ноября (советские праздники, посвященные Октябрьской революции) проводить в строгом посте и молитве за Россию.
Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Церковный историк М. Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов.
«Глядя на него, — писал Губонин, — представляешь себе наглядно ту отдаленную эпоху догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи — ревнители чистоты Православия, забытые всеми — через десятилетия, как выходцы с того света, представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушимым сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли всю свою тягостную изгнанническую жизнь».
Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет». Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.
Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК.
Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.
Право на анахронизм
Здесь мы пытаемся говорить о святом, а не об исторической личности.
Поэтому мы не пишем ни об участии святителя Афанасия в Поместном соборе 1917-1918 годов, ни о борьбе с обновленцами, ни об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), а затем, после Отечественной войны, воссоединении с Московской Патриархией, ни о его многолетней работе над исправлением богослужебных книг. Нас интересует не роль личности в истории, а то, как святость побеждает время, а значит, и историю.
Феномен новомучеников начал осознаваться лишь в 60-е годы XX века (в 1981году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью, а в 2000-м — Московской Патриархией).
А ведь впервые это слово появилось еще в документах Поместного собора 1917-1918 годов, когда ни один политический аналитик не смог бы предположить, каких масштабов достигнут гонения на Церковь. В 1918 году святитель Афанасий вместе с профессором Б. А.
Тураевым составил по поручению Поместного собора «Службу всем святым, в земле Российской просиявшим», в которую вошли тропари, посвященные новомученикам: «О новых страстотерпцев! Подвиг противу злобы убо претерпеша, веру Христову яко щит пред учении мира сего держаще, и нам образ терпения и злострадания достойно являюще. О твердости и мужества полка мученик Христовых, за Христа убиенных! Тии бо Церковь Православную украсиша и в стране своей крови своя, яко семя веры даша и купно со всеми святыми достойно да почтутся».
Когда писались эти тропари, большевистский разгром Русской Церкви только начинался, и почти никто не верил, что гонения будут идти по нарастающей. Историк, анализирующий тенденции эпохи, сказал бы, что события могли развиваться и по-другому. Но ведь святость — победа над временем, и святой гимнограф мог позволить себе то, что историк назвал бы анахронизмом.
Источник: https://www.pravmir.ru/afanasij-saharov-kogda-vremja-ne-imeet-znachenija/
Святитель Афанасий (Сахаров)
Память святителя Афанасия, епископа Ковровского празднуется в Русской Православной Церкви 28 октября по новому стилю. Его память совершается также в день Собора новомучеников Российских 11 февраля.
Жизнеописание святителя и исповедника Афанасия
Епископ Афанасий, в миру Сергей Григорьевич Сахаров, родился в 1887 году в Тамбовской губернии. С детских лет он отличался глубокой религиозностью и любовью к богослужению, потому после окончания духовного училища продолжил свое обучение сначала в семинарии города Владимира, а затем в Московской духовной академии.
По завершении образования Сергей Григорьевич принимает монашеский постриг с именем Афанасий и вскоре его рукополагают в иеромонаха. С этого времени начинается его преподавательская деятельность в духовных учебных заведениях: сначала в Полтавской, а позже во Владимирской семинариях.
В 1917 году отец Афанасий Сахаров принимал участие в Поместном соборе, целью которого было восстановления патриаршества в России. Являясь членом собора, святитель Афанасий подготовил ряд докладов, посвященных новому изданию богослужебных книг, а также вопросам канонизации.
В 1921 году состоялась его хиротония и епископ Афанасий был назначен епископом Ковровским и викарием Владимиро-Суздальской епархии. Однако уже в следующем году он был арестован и приговорен к году заключения, что стало началом исповеднического пути епископа Афанасия.
Следующий арест последовал в 1922 году, в результате чего епископа приговорили к ссылке на два года в Зырянский край.После возвращения из ссылки епископ назначается управляющим Ивановской епархией и окормляет свою паству, несмотря на угрозы со стороны властей.
В 1927 году следует новый арест и святителя отправляют в Соловецкий лагерь на три года, где его здоровье было окончательно подорвано после заболевания сыпным тифом.
Но и на этом исповеднический подвиг епископа Афанасия не закончился, и после освобождения из лагеря и трехлетней ссылки в Сибирь его вновь отправляют в лагерь по нелепому обвинению в связи с Ватиканом. Новым местом лишения свободы стали Беломорско-Балтийские лагеря, где святитель провел пять лет.
Несмотря на все тяжести лагерной жизни и на болезнь, дух епископа Афанасия не был сломлен, и он по-прежнему резко осуждал власть за гонения на Церковь. Его непримиримая позиция и критика действий правительства привели к тому, что в 1944 году епископ снова был отправлен в лагерь на восемь лет. После освобождения он получил разрешение поселиться в Тутаеве. Последние годы своей многотрудной жизни святитель Афанасий провел в поселке Петушки Владимирской области, где и скончался в 1962 году.Канонизация святителя и исповедника Афанасия Сахарова состоялась на Архиерейском соборе 2000 года.
Литературное наследие епископа Афанасия
Во время лагерных заключений и ссылок епископ Афанасий вел обширную переписку со своими духовными чадами. В письмах, написанных за эти годы, он практически не упоминает о тех нечеловечески тяжелых условиях жизни, в которых приходилось существовать исповеднику на протяжении многих лет.
В своих письмах епископ старался укрепить дух своих духовных чад, утешая их в скорбях и испытаниях, которым подвергались все верующие во время гонений на Церковь. По воспоминаниям духовных детей и людей, близко знавших епископа, он отличался необычайным терпением и смирением, что отразилось в письмах святого.
Одним из основных литературных трудов, созданных епископом Афанасием Сахаровым, была служба всем святым, в земле Русской просиявшим. Это богослужебное произведение было написано святителем во время Поместного собора 1917 года.
Кроме того, им была создана служба, посвященная Максимовской иконе Пресвятой Богородицы.
Тропарь, глас 4:
Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюстителя,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Кондак, глас 3:
Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.
Величание:
Величаем тя, / святителю отче Афанасие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Молитва:
О, многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый пажитей Церкве Русския. Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодухновенная! Ты, землею древнею и святою воспитанный, измлада сосуд избранный Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и делы, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерной. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духоносными пении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси. Истины ради и кротости и правды достойно помаза тя во святители Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей. Аще и в заточениих, изгнаниях и горьких работах тридцать лет пробыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая, ты, священное исповедание яко забрало восприим, богохульные дерзновенно обличил еси и безплотные враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек. Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и Престолу Небесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да утвердит Церковь Русскую, ее пастырей непозыблемы в истинах веры, от ересей и расколов, да пребудут чада ея тверды во исповедании святаго Православия, претерпевая все напасти времени, прославляя единым сердцем и едиными усты дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/991-svyatitel-afanasij-sakharov
Епископ Афанасий (Сахаров)
Тропарь, глас 4 Славы Божия ревнителя / и благолепия церковнаго блюстителя, / тесным житием и многими подвиги / великому иерарху Александрийскому подобника, / святителя Афанасия, исповедника Российскаго, / усердно восхвалим, вернии. / Сей бо присно молится / о спасении земнаго отечества своего и о всех живущих в нем, / велегласно с любовию взывая: / Русь святая, храни веру православную, // в нейже тебе утверждение.Кондак, глас 3 Днесь Афанасий святитель, / Христов исповедник и праведник, / в невечернем Царстве Славы светло ликует / и в сонме всех Русских святых, / всесоставным гласом победную песнь воспевая, // прилежно молит о нас Превечнаго Триединаго Бога. |
_______________________
28 октября 1962 года в г. Петушки Владимирской области почил в Боге проживавший там на покое архиепископ Афанасий, один из последних руководителей той части Русской православной церкви, которая, сохраняя каноническую верность Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру, отделилась от митрополита Сергия и ушла в катакомбы.
После Всероссийского Церковно-Поместного Собора 1945 года архиепископ Афанасий Сахаров, находившийся тогда в заключении, вместе со своими единомышленниками признал Святейшего Патриарха Алексия и вошел с ним в каноническое общение.
После смерти владыки Афанасия, в его бумагах была обнаружена нижеследующая записка, которая приводится ниже без всяких изменений.
ДАТЫ И ЭТАПЫ МОЕЙ ЖИЗНИ
Родился 2 июля 1887 г.
Шуйское духовное училище
Во 2-м классе переэкзаменовка.
В 3-м классе сидел 2 года.
Начал прислуживать в алтаре, вероятно, со всенощной в субботу 21 августа 1899 г.
Владимирская духовная семинария 1902—1908 гг.
Посвящен в 1 степень клира — в чтеца 6 мая 1907 г.
В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении.
Рипидоносцем и иподиаконом 1903—1906 гг. непрерывно во все время.
Тоже август 1906—сентябрь 1908 гг.
Московская духовная академия 1908—1912 гг.
ПОСТРИЖЕН В МОНАШЕСТВО 12 октября 1912 г.
Посвящен в иеродиакона 14 октября 1912 г.
Посвящен в иеромонаха 17 октября 1912 г.
Преподаватель Полтавской духовной семинарии октябрь 1912 г.—сентябрь 1913 г.
Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913 г.—1918 г.
Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих — помощник заместителя — январь—сентябрь 1918 г.
Член Владимирского Епархиального совета от монашествующих 1918—1920 гг.
Наместник владимирского Рождественского монастыря 1920—1921 гг.
Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г.
Настоятель Боголюбовского монастыря 18 июня 1921 г.
ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1921 г.
Арестован и препровожден в рев. трибунал 17 марта 1922 г.
Освобожден 18 марта 1922 г.
Арестован в Великую среду 30 марта 1922 г. (митрополит СЕРГИЙ, архиепископ ПАВЕЛ, епископ ВАСИЛИЙ).
Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 г.
Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г.
Арестован 15 июля 1922 года (епископ СЕРАФИМ, прот. МИРТ.).
Освобожден 25 июля 1922 г.
Арестован 10 сентября 1922 г. (архиеп. НИКАНДР, архиеп. ФАДДЕЙ, епископ КОРНИЛИЙ, ДОМИОЗ, НИКОЛАЙ, ВАСИЛИЙ, протоиер. ГЛАГОЛЕВ, игумен ФИЛАРЕТ, свящ. С. ДУРЫЛИН, ДУЛОВ, протоиер. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (Ковров), КОНСТАНТИН (Суздаль)).
Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г.
Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (еписк. ФЕОДОСИЙ), Вятская.
Этапы (еп. СЕРАФИМ, еп. НИКОЛАЙ) 10 сентября 1922 г.—15 мая 1923 г.
В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиеп. НЕОФИТ).
В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения.
За давностью дело прекращено апрель 1924 г.
В Зырянском краю без приговора сверх срока 14 ноября 1924 г.—(12—) 20 января 1925 г.
Возвратился во Владимир на церковное делание февраль 1925 г.
Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г.
Освобожден 10 сентября 1925 г.
Арестован 2 января 1926 г.
Освобожден 2 марта 1926 г.
Предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную мне епархию — декабрь 1926 г.
Арестован 2 января 1927 г.
Московская внутренняя тюрьма — 3 января—30 апреля 1927 г.
В одиночке с митрополитом Сергием 23—28 ?
За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским — 3 года Соловецких лагерей.
Ленинградская пересыльная тюрьма — май 1927 г.
Соловецкие лагеря — Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Арестован 23 декабря 1929 г.
Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г.
Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г.
Болел сыпным тифом в январе — феврале 1930 г.
В Соловецких лагерях по приговору июнь 1927 г. — 2 января 1930 г.
Без приговора сверх срока — 2 января—23 февраля 1930 г.
Этапирован в Туруханский край на 3 года.
Тюрьмы: Ленинградские Кресты, Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя (митрополит КИРИЛЛ) — 23 февраля—23 апреля.
Г. Красноярск, Енисейск, Станки, Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пунково. 1930 г.
Арестован в январе 1930 г., просидел в Туруханской каталажке (2—2 1/2 недели) январь—февраль 1932 г.
Освобожден в феврале 1932 г.
В Туруханском крае по приговору 30 апреля 1930 г. — 2 января 1933 г.
Без приговора сверх срока — 2 января — 6 августа 1933 г.
Возвратился во Владимир, был на свободе, но не служил — август 1935 г.—18 апреля 1936 г.
Арестован (арх. СЕРГИЙ ГРИШИН, арх. ФИЛИПП ТУМ., ЮВЕНАЛИЙ) 18 апреля 1936 г.
Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей.
Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Беломорские лагеря) ноябрь 1936 — июнь 1941 гг.
Работал инкассатором. За похищенные у меня деньги 1000 р. взыскана с меня эта сумма и добавлено срока 1 год — декабрь 1936 г. — январь 1937 г.
Работал на лесоповале, на строительстве кругло-лежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады.
Арестован (без предъявления какого-либо обвинения. По милости Божией избежал великой опасности) и заключен в штрафизолятор август—октябрь 1937 г.
Освобожден и возвращен на ? в конце октября 1937 г.
Арестован без предъявления обвинения и заключен в штрафизолятор в начале ноября 1937 г.
Освобожден в декабре 1937 г.
На майские праздники 1938 г. заключен в штрафизолятор.
В начале войны этапирован в Онежские лагеря пешком около 400 км. июнь— июль 1941 г.
В заключении был: по приговору 18 апреля 1936 г.—18 апреля 1942 г., без приговора сверх срока 18 апреля 1942 г. — 30 июня 1942 г.
Бессрочная высылка в Омскую область. Совхоз Голышманово — ночной сторож на огороде июль — ноябрь 1942 г.
Город Ишим декабрь 1942 г. — ноябрь 1943 г. Арестован 7 ноября 1943 г.
Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская — ноябрь 1943 г. — июль 1944 г.
Сибирские лагеря: полевые работы — август—сентябрь 1944 год. Ассенизатор — сентябрь 1944 г.—август 1946 г. Арестован 30 августа 1946 г.
Мариинский пересыльный пункт, московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август — сентябрь 1946 г. Темниковские лагеря — плетение лаптей. Дубров, лаг. — инвалид безработ.
В заключении по приговору — 9 января 1943 г.—9 ноября 1951 г. Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г.—18 мая 1954 г. В Зубово-Полянском доме инвалидов — 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор.
Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев.
В узах и горьких работах 254 месяца.
Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню.
Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: приидите, благословеннии Отца Моего… В темнице был Я — и вы посетили Меня.
ЕПИСКОП АФАНАСИЙ
(НЕКРОЛОГ)
28 октября 1962 года в г. Петушки Владимирской области на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии.
Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего.
Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности.
Поэтому мать решила дать сыну духовное образование.
Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.
Еще на студенческой скамье у Сергея Сахарова созрело твердое решение принять монашеский постриг, и по окончании курса Московской духовной академии он привел свое решение в исполнение. Пострижение его в монашество состоялось 12 октября 1912 года с наречением имени Афанасий.
Через два дня он был рукоположен во иеродиакона, а 17 октября — во иеромонаха.
В этом же году иеромонах Афанасий назначается на должность преподавателя пастырского богословия, гомилетики и литургики в Полтавскую духовную семинарию, а через год переводится во Владимирскую духовную семинарию, в которой преподает те же предметы до 1918 года.
В 1917 году иеромонах Афанасий был избран членом Всероссийского Церковного Собора, на котором принимал деятельное участие в качестве члена Богослужебной комиссии. После этого он состоял некоторое время наместником Рождественского монастыря во Владимире и затем настоятелем Боголюбского монастыря. А 27 июня 1921 года архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского.
Сейчас трудно установить, сколько времени преосвященный Афанасий правил своей епархией, но известно, что в связи с большими церковными нестроениями, вызванными расколом обновленчества, который во Владимирской епархии создал себе административный центр, он оказался в изгнании, из которого он вернулся лишь в 1954 году, поселившись г. Петушки, Владимирской области.
Последние годы жизни епископа Афанасия в Петушках явились годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной церкви».
Как знаток богослужения Православной церкви и православной агиографии, преосвященный Афанасий трудился некоторое время в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес при этом немало исправлений в месяцеслов святых.
В феврале 1959 года он в Троице-Сергиевой Лавре принимал участие в хиротонии епископа Уфимского Никона.
Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны.
Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным.
И теперь, когда уже нет с нами преосвященного Афанасия, одно воспоминание о его светлом и ласковом образе радует сердце и возвышает дух.
______________
Скорбная весть о кончине епископа Афанасия быстро облетела верующих, и к его квартире стали стекаться его друзья и почитатели, чтобы отдать последний долг почившему. В течение трех дней непрерывно читалось Евангелие над гробом почившего и служились литии.
30 октября в 16 часов был совершен вынос тела покойного для отпевания в Успенском соборе г. Владимира. Началось всенощное бдение.
Почивший архипастырь оставил такое завещание: «Моих друзей, чад духовных и всех, кому судит Господь послужить при моем погребении, усердно прошу, чтобы как чин погребения, так и все поминальные моления совершать по возможности с точным соблюдением всех правил церковного устава о поминовении усопших.
В частности, прошу, чтобы накануне погребения около моего гроба отнюдь не было совершенно никакой так называемой заупокойной всенощной. Пусть будет совершена только великая панихида с непорочными и положенными к ним припевами и с полным каноном».
Завещание было исполнено. После всенощного бдения по случаю праздника св. апостола и евангелиста Луки архиепископ (б. Винницкий) Симон в сослужении двенадцати священников совершил великую панихиду, длившуюся полтора часа.
На следующий день, 31 октября, архиепископ Симон совершил Божественную литургию без всяких заупокойных добавлений — по завещанию покойного архипастыря.
После литургии архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим и архиепископ Симон в сослужении настоятеля собора прот. А. Р.
Тыщука и 17 священников совершили отпевание почившего святителя по чину монашеского погребения, без сокращений, согласно его завещанию.
Перед началом погребения архиепископ Онисим произнес содержательное и глубоко прочувствованное слово, посвященное светлому образу почившего архипастыря. А во время отпевания ученик покойного святителя прот. А. С. Громов поведал о нем, как о добром наставнике, заветы которого оставили неизгладимый след в сердцах воспитанников.
По окончании отпевания гроб с телом почившего архипастыря был обнесен вокруг храма, и после прощания процессия с гробом направилась на Введенское кладбище г. Владимира. Здесь, в присутствии многочисленных друзей, преосвященный Афанасий был погребен рядом с его матерью.
Источник: https://horist.ru/biblioteka/saharov.shtml
Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
Либеральные взгляды в России в начале двадцатого века проникли даже в самые консервативные слои общества. В 1903 году во Владимирской духовной семинарии тайно была создана ячейка социал-демократической партии.
Учащиеся устраивали подпольные съезды и забастовки, по рукам ходила запрещённая политической цензурой литература. Однако, этот соблазн нимало не коснулся семинариста Сергея Сахарова, будущего Ковровского епископа.
Позднее ни в письмах, ни в разговорах, ни в дневниках святитель ни разу не упомянул политические страсти, будоражившие альма-матер.
Зато с теплом и любовью он вспоминал семинарские богослужения и беседы с архиепископом Николаем (Налимовым), знатоком церковной истории, аскетом и богословом. Уже в юности будущий архипастырь строго очертил сферу своих интересов вокруг служения Богу и никогда не уклонялся от этого выбора.
Закончив семинарию и Московскую духовную академию, Сергей принял монашеский постриг с именем Афанасий, а вскоре и сан священника. Ему исполнилось тридцать лет, когда в России произошла революция. С этого момента его жизнь стала противостоянием безбожной власти, но не политическим, а духовным, молитвенным.
В 1919 году большевики проводили в стране кампанию по разоблачению православных святынь — мощи праведников повсеместно изымались из ковчегов и выставлялись на всеобщее обозрение. В Успенском соборе Владимира большевики также выложили на столах посреди храма святые останки благоверных князей.
По городу были распространены приглашенияна святотатственное зрелище. Когда же в назначенный срок зрители переступили порог собора, они услышали: «Благословен Бог наш!» — иеромонах Афанасий начал молебен Владимирским святым. Кощунственное действо обратилось в прославление Божиих угодников.
В 1921 году отец Афанасий стал архиереем. Накануне епископской хиротонии его вызвали в ГПУ и угрожали репрессиями. Через семь месяцев святителя Афанасия впервые арестовали — так в его жизни началась бесконечная череда преследований и лишений. В общей сложности в тюрьмах и ссылках он провел 21 год, 11 месяцев и 12 дней.
В самых тяжёлых условиях епископ Афанасий сохранял бодрость духа. «Тюрьмы нам нечего бояться, — писал он из Таганских застенков, —Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Мы как бы взяты в изолятор во время эпидемии.Тяжело положение тех православных, которые, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи».
В любых условиях святитель не оставлял молитвы, а если выпадала возможность, совершал богослужения. Иеромонах Иеракс (Бочаров) был потрясён обстоятельствами, при которых совершилась его встреча с епископом Афанасием в Мариинских лагерях.
В бараке, куда надсмотрщик втолкнул отца Иеракса, невозможно было ничего разглядеть из-за табачного дыма. Гремели костяшки домино, слышалась развязная речь. «Вон туда проходи!», — бросил кто-то оглушённому священнику, и он, пройдя в указанном направлении, увидел святителя, сидящего на нарах с книгой в руках.
Владыка ничуть не удивился отцу Иераксу, которого давно знал, и призвал его, словно они давно обо всем договорились.
Святитель Афанасий (Сахаров):
Ну, давай, присоединяйся! Тропарь Николаю Чудотворцу, глас пятый!
Опешив сперва, иеромонах возразил
Иеромонах Иеракс:
А разве здесь… можно?
Святитель Афанасий (Сахаров):
Можно, можно. Господу помолимся!
Отец Иеракс подхватил начатое владыкой богослужение и почувствовал, как его оставляет тревога, одолевавшая в последние дни.
Освободившись из заключения в 1951 году, святитель поселился в подмосковных Петушках. Непрерывный поток посетителей ежедневно проходил через маленький домик владыки Афанасия — люди искали его совета, утешения, поддержки. По словам писателя Сергея Фуделя, каждому хотелось «припасть к коленам старца, ища неугасимого тепла».
В августе 1962 года Владыка Афанасий известил близких, что скоро умрёт. Услышав в ответ, что чада не перенесут разлуки с ним, строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Не одни ведь, а с Господом остаётесь». 26 октября Владыка настолько ослаб, что уже не мог говорить. Однако, уходя в вечность, он из последних сил произнес утешительные слова: «Молитва вас всех спасёт!».
(5
Источник: https://radiovera.ru/svyashhennoispovednik-afanasiy-saharov.html
Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский
Преподобный, песнопевец (автор богослужебных песнопений и канонов). Активно выступал против обновленческого движения (сторонников сотрудничества церкви с большевиками и модернизации православия). Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Сергей Григорьевич Сахаров родился 28 июля 1887 года во Владимире. Рано остался без отца. В детстве и юношестве активно посещал церковь, отличался прилежанием в учебе, хотел стать монахом, увлекался рукоделием (что пригодилось ему впоследствии в советских лагерях).
В 1902 году окончил Шуйское духовное училище, где написал свой первый литургический гимн — тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери, в 1908 году –
Владимирскую духовную семинарию. В 1912 году защитил в Московской духовной академии кандидатскую диссертацию “Настроение верующей души по Триоди Постной”.
В этом же году стал монахом и посвящён в сан иеродиакона, позже – в сан иеромонаха.
С октября 1912 по август 1913 года работал преподавателем пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии, а затем – смотрителем Клеванского Духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 года — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.
В 1917 году был избран кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора, в январе 1918 года стал одним из его членов.
Работал в отделах Собора о богослужении (доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых») о монашестве и о церковной дисциплине (доклад “О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград”).
На пленарном заседании Собора выступил по вопросу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принял активное участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.
В 1918-1920 годах был членом Владимирского епархиального совета.
20 января 1920 года возведён в сан архимандрита. В этом же году назначен наместником Рождественского монастыря во Владимире.
С июня 1921 года – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии и, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.
В марте 1922 года арестован, через год освобожден по амнистии. В 1922 году был арестован дважды, после второго ареста содержался в Таганской тюрьме в Москве.
Был приговорен к двум годам северной ссылки. В 1925 году после освобождения из ссылки вернулся во Владимир. В этом же году призвал покаяться участников обновленческого епархиального съезда. Вновь арестован в начале 1926 года, освобожден через 3 месяца.
С ноября 1926 года — управляющий Ивановской епархией. Отказался от предложения властей добровольно уехать в другую местность или прекратить управление вверенной епархией.
2 января 1927 года вновь арестован и приговорён к 3 годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, перенес сыпной тиф.
В 1930 году был приговорен к высылке в Сибирь на 3 года. После возвращения в 1933 году во Владимирскую область отказался от подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому), на тот момент заместителю Патриаршего местоблюстителя, посчитав, что митрополит превышает свои полномочия.
18 апреля 1936 года арестован по обвинению в “связи с Ватиканом” и “с белогвардейцами на Украине”. Приговорён к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях, где работал инкассатором. После похищения у него денег уголовниками, получил дополнительно 1 год лишения свободы. Работал на лесоповале и строительстве дорог.
В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, куда прошёл пешком около 400 километров.
В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, город Ишим, где работал ночным сторожем.
7 ноября 1943 года арестован и перевезён в Москву. В 1944 году приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге.
Не признал в качестве Патриарха митрополита Сергия (Страгородского) избранного на патриарший престол в 1943 году, однако признал Патриархом избранного в 1945 году Алексия I.
С 1947 года — на инвалидности по возрасту, в связи с чем, после освобождения из лагеря в 1954 году провел год в Зубово-полянском доме инвалидов в Мордовии.
В марте 1955 отцу Афанасию было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки Владимирской области, где был назначен председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при издательстве Московской Патриархии.
На этом посту внёс большое количество исправлений в церковный календарь святых.
Составил несколько молебных последований, среди которых: “О хотящих по воздуху шествовати”, “О сущих в различных обстояниях”, “Благодарение о получении милостыни”, “О мире всего мира и о прекращении войн”.
Так же среди трудов отца Афанасия последних лет его жизни – исследования православного богослужения, житий русских святых, работа “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Священник до самых последних дней перед смертью вел активную переписку с бывшими заключенными, получая по нескольку сот писем в год, на церковные праздники активно рассылал подарки.
В 1957 году владыке Афанасию было отказано в реабилитации по делу 1936 года..
Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских.
Осенью этого же года мощи преподобного Афанасия были перенесены с Введенского кладбища Владимира в Рождественский монастырь
В 2012 году утверждён и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.
Источник: http://rublev.com/sviatye/afanasii-sakharov-episkop-kovrovskii
28 октября. Святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский
Церковный календарь. 28 октября (15 октября ст. стиль).
День постный.
Сегодня мы празднуем память: мч. Сарвила и мц. Вевеи, пострадавших во II веке. Прмч. Лукиана Антиохийского, пресвитера III-IV века. Свт. Савина Катанского (Сицилийского), епископа VIII века. Прп. Евфимия Нового, Солунского, иеродиакона IX века. Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних Киевских пещерах подвизавшегося, пресвитера XIII века. Свт. Иоанна, епископа Суздальского XIV столетия.
Сщмчч., пострадавших в XX веке: Симеона Конюхова и Димитрия Касаткина, пресвитеров; свт. Афанасия (Сахарова) исп., епископа Ковровского, почившего в 1962 году.
Прославляется икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из ярких русских святителей ХХ века. Родился будущий епископ Афанасий, в миру Сергей Григорьевич Сахаров, 2 июля 1887 года. Сергей с родителями Григорием и Матроной жили во Владимире.
Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой возрастали духовные дарования их единственного сына.
Отца мальчик лишился в раннем возрасте, а мать желала видеть сына в монашеском чине, и за это Сергей был признателен ей всю жизнь.
Благочестивый отрок легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему в дальнейшем, во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Владимирскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию Сергей окончил весьма успешно.
Особенно серьезно будущий владыка углубился в вопросы литургики и агиологии. В богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту богослужебных книг.
Еще в Шуйском духовном училище Сергей Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.
В октябре 1912 года, на последнем курсе обучения Сергея, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский) постриг своего студента с именем Афанасий в честь патриарха Цареградского. От руки владыки Феодора монах Афанасий в том же месяце получает посвящение во иеромонаха.
Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия.
Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В лавру преподобного Сергия в 1917 году съехались представители всех российских мужских монастырей.
На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов, где работает в отделе по богослужебным вопросам.
В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви.
Вскоре священноначалие назначает отца Афанасия наместником двух древних монастырей епархии — Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы.
Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его из архимандритов во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде 10 июля 1921 года.
Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества».
Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев.
Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по ссылкам был нескончаемым и изнурительным; тюрьмы: Владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, Туруханская; лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии…
9 ноября 1951 года окончился последний срок почти 30-летних лагерных мытарств 64-летнего святителя.
Но и после этого его держали в полной неизвестности о своей дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии).
7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Владыка выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.
Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий. Владыка Афанасий тяжело переживал этот новый этап либеральных гонений на Церковь в период так называемой «оттепели».
Годы исповедничества веры Христовой в лагерях и тюрьмах, как бы ни были они тяжелы и ужасны, стали на жизненном пути владыки Афанасия не потерей, а приобретением. Они стяжали его смиренной душе тот благодатный свет, которого так недостает миру.
На этот внутренний свет со всех сторон потянулись люди, все со своими наболевшими жизненными вопросами. Каждого пришедшего встречал он незлобием, добротой, участием и любовью.
Живя в Петушках, владыка получал до 800 писем в год, поддерживая переписку со многими бывшими соузниками.
Еще в августе 1962 года епископ Афанасий (Сахаров) начал говорить, что ему пора умирать. А в воскресенье 28 октября 1962 года святитель тихо предал свой дух Богу.
Святителю отче Афанасие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-28-oktyabrya-2016g