Священномученик александр хотовицкий, протоиерей

Священномученик Александр Хотовицкий

Священномученик Александр Хотовицкий прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году. Память совершается 4 декабря.

Александр Хотовицкий родился в волынском городе Кременец (Украина) в 1872 году. Его отец был ректором Волынской духовной семинарии. Сам он окончил это же учебное заведение и отправился продолжать обучение в Санкт-Петербург. Еще будучи студентом, Хотовицкий избрал местом служения Алеутскую и Северо-Американскую епархию, о чем и подал прошение.

Александр Хотовицкий в Америке

Вскоре мечта Александра Хотовицкого сбылась — в 1895 году он начал служить вторым псаломщиком в Свято-Никольском приходе Нью-Йорка. Через год женился и был рукоположен во иерея.

Жизнь отца Александра была крайне насыщенной. Он занимался миссионерской деятельностью, в частности, издавал на русском и английском языках «Американский православный вестник». Сам же писал большую часть его статей. Кроме того, Хотовицкий участвовал в создании Русского православного общества взаимопомощи.

Оно должно было заниматься строительством храмов, а также помогать иммигрантам.

Однако при отце Александре оно помогало не только тем, кто приезжал в Америку, но и русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, а во время русско-японской войны 1904—1905 годов еще и русским воинам в Маньчжурии, а также японским военнопленным!

Обратите внимание

Вместе со своим другом Алексием Товгом, тоже священником, отец Александр убеждал карпатских русинов принимать православие. Благодаря его усилиям на Восточном побережье США появилось 12 приходов.

Кроме того, именно по инициативе батюшки началось возведение кафедрального собора в Нью-Йорке, освящал который, между прочим, будущий патриарх Тихон.

А еще отец Александр оставил по себе добрую память в Канаде — там он побывал с миссией в 1906 году и отслужил первую в Монреале православную литургию.

Александр Хотовицкий в Финляндии

В 1914 году другой будущий патриарх, а тогда архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) пригласил отца Александра в Гельсингфорс (город сменил шведское название на финское — Хельсинки — лишь через два года, после отделения Финляндии от России) на должность настоятеля Успенского собора и Свято-Троицкой церкви. Там он прослужил до лета 1917 года. Сейчас при соборе имеется часовня, освященная в память священномученика Александра Хотовицкого.

Александр Хотовицкий после Октября

С августа 1917 года Хотовицкий служил ключарем в храме Христа Спасителя, создал при нем братство; а чуть позже стал одним из
ближайших помощников патриарха Тихона, участвовал в Поместном соборе 1917—1918 годов.

А с 1920-го началась бесконечная череда арестов. Сначала по обвинению в том, что преподавал Закон Божий детям.

Потом — за проект резолюции приходского совета, в котором от властей требовал гарантировать, что изъятые церковные ценности пойдут, действительно, на хлеб для голодающих.

Отбыв ссылку в Туруханском крае, отец Александр вернулся в Москву и стал настоятелем храма Ризоположения, что на Донской улице. Чуть позже батюшка получил высший для белого духовенства сан протопресвитера.

В последний раз Александра Хотовицкого арестовали в июле 1937 года, обвинив в участии в «антисоветской террористической фашистской организации церковников», а через месяц расстреляли. Похоронен батюшка в безымянной могиле на Донском кладбище.

Святые русские.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyashennomuchenik-aleksandr-hotovickij.html

Священномученик Александр Хотовицкий – Нью-Йоркское благочиние

Священномученик Александр Хотовицкий родился в 1872 году в священнической семье на Волыни (Украина).

Богословское образование получил в Волынской семинарии, а затем в Петербургской академии, окончив ее с кандидатской степенью. Еще во время учебы написал прошение, в котором выразил желание продолжить служение в Северо-Американской епархии.

Прошение Александра было удовлетворено, и в 1895 году он уж был псаломщиком в Нью-Йоркском храме святого Николая. Через год женился и принял священнический сан – хиротонию совершил епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров, +1915).

После рукоположения молодого отца Александра назначили настоятелем Никольской церкви.

Важно

Вскоре он выступил с инициативой возведения нового кафедрального храма, который в 1902 году освятил будущий Патриарх, а тогда управляющий епархией епископ Тихон (Беллавин, +1925).

В храмовой летописи было отмечено, что собор основали и возвели трудами протоиерея Александра. Кстати, ныне среди храмовых росписей имеется фреска священномученика Александра.

В 1906 году отец Александр был отправлен на миссионерское служение в канадский город Монреаль, где он совершил первую в городе Божественную литургию по православному чином, а также поспособствовал основанию Петро-Павловского прихода.

Во время своего миссионерства, протоиерей Александр активно вел проповедь. Совместно с праведным Алексием Товтом содействовал переходу местных униатов в лоно Православной Церкви.

Кроме этого писал публикации, и редактировал издание «Американский православный вестник».

Участвовал в создании своеобразного союза братств — Русского православного кафолического общества взаимопомощи, в котором занимал разные должности, вплоть до председателя.

Помимо опеки иммигрантов, во время его руководства организация оказывала помощь русинам в Австро-Венгерской империи, славянам в Македонии, русским солдатам в Маньчжурии и пленным в японских лагерях (период русско-японской войны).

В 1907 году был выбран секретарем первого Всеамериканского собора.

Почти за двадцатилетнее служение на Американской земле, усилиями священномученика Александра Хотовицкого было организовано 12 православных приходских общин. Свое служение здесь святой завершил в 1914 году, после чего был командирован в Финляндию.

После трехлетнего пребывания в Хельсинки, отца Александра перевели в Москву и назначили ключарем главного собора — Храма Христа Спасителя. Принял участие в Помесном соборе, избравшим Патриарха.

В 1922 году последовал арест отца Александра, а с 1924 года он находился в трехлетней ссылке в Сибири. После отбытия срока, в 1928 году, был удостоен высокого сана протопресвитера. Далее служил настоятелем в Ризоположенческой церкви на юге Москвы.

Совет

В 1937 году по обвинению в причастности к фашистской организации снова был арестован, и на этот раз расстрелян. Похоронили мученика на Донском кладбище.

Канонизация и прославление протопресвитера Александра в лике святых состоялось в 1994 году. Память совершается 20 августа.

Священномученик Александр Хотовицкий обновлено: Октябрь 3, 2017 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/amerikanskie-svyatye/svyashhennomuchenik-aleksandr-hotovitskij/

Священномученик Александр Хотовицкий

20 августа – память священномученика Александра Хотовицкого

В Донском районе Москвы, близ знаменитого Донского монастыря, есть храм, возведенный на месте значимого для Русской Церкви исторического события.

Встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, даровавшего России одну из самых почитаемых христианских святынь – частицу Ризы Господней, одежды, в которой Христа вели на Голгофу.

Построенная в стиле московского барокко в начале XVIII века, Ризоположенская церковь на Донской избежала закрытия и разорения в советские годы. Иерей Георгий Новиков, клирик храма Ризоположения на Донской, рассказывает:

“В XX веке храм пытались закрыть, как и многие церкви Москвы. Даже есть информация о том, что в нашем храме должен был быть устроен крематорий №2, но чудом удалось храм отстоять.

И он не просто не был закрыт, но и на какое-то время к нему был приписан малый Донской собор Донского монастыря, единственный на тот момент действующий храм этой обители.

И духовенство нашего храма служило и здесь, и в этом храме Донского монастыря, пока он не был закрыт…”

И тем не менее, трагический след богоборческие гонения в истории Ризоположенского храма, конечно же, оставили. Это коснулось как клириков, так и прихожан этой церкви. Но богоборцы просчитались: убивая мучеников за веру, они пополнили ряды наших Небесных заступников. Иерей Георгий Новиков поведал телеканалу Царьград о новых небесных покровителях Ризоположенского храма:

“В XX веке к числу Небесных покровителей нашего храма добавились три новомученика: протопресвитер Александр Хотовицкий, монах Алексий Гаврин, прославленный в чине преподобномучеников, и мученик Иоанн Емельянов, мирянин, прихожанин нашего храма.

Все трое были дружны, часто встречались друг с другом, и когда на отца Александра было заведено дело о якобы “контрреволюции”, по этому же делу были обвинены и те прихожане, с которыми он часто встречался.

Все трое были обвинены и приняли мученическую кончину…”

Обратите внимание

Священномученик Александр Хотовицкий прожил относительно недолгую, но очень насыщенную жизнь. Даже в сухих строках краткого жития можно увидеть, насколько уникальной была личность этого пастыря и проповедника.

Из Жития священномученика Александра Хотовицкого

“В 1895 году 23-летний Александр Хотовицкий был направлен служить в Северную Америку.

Святитель Тихон (Беллавин), будущий Патриарх, увидев в молодом священнике миссионерские таланты, благословил его проповедовать среди карпатских русинов, многих из которых отец Александр вернул из греко-католической унии в Православную Церковь.

После революции протоиерея Александра назначили ключарём московского Храма Христа Спасителя. Отец Александр неоднократно подвергался арестам, а в 1928-м, вернувшись из ссылки, стал настоятелем храма Ризоположения на Донской. 17 июня 1937 года батюшка был вновь арестован, и спустя 2 месяца расстрелян…”

Обвинение было поистине нелепым и чудовищным – “участие в антисоветской террористической фашистской организации церковников”.

И эта несправедливость вдвойне прославила отца Александра еще задолго до его общецерковной канонизации.

Память об этом добром пастыре десятилетиями сохранялась среди тысяч московских прихожан, и в 1994 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

Источник: https://amp.tsargrad.tv/articles/svjashhennomuchenik-aleksandr-hotovickij-2_22803

Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер

Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер (+ 1937)

ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ 7/20 АВГУСТА;ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ 21 НОЯБРЯ / 4 ДЕКАБРЯ;СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ;СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ СВЯТЫХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Протопресвитер Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце, в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра. Родители дали отроку доброе христианское воспитание и привили ему любовь к Православной Церкви.

Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, по окончании которой он был направлен на миссионерское служение в Нью-Йорк, в Алеутскую и Северо-Американскую епархию.

В 24 года отец Александр был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем прихода.

Благодаря его подвижническому труду в этой должности на месте малого приходского храма был построен грандиозный собор святителя Николая.

Важно

Святитель Московский Тихон (Беллавин), бывший в ту пору епископом Алеутским и Северо-Американским, очень высоко ценил сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность отца Александра.

Поле деятельности в Соединенных Штатах было весьма широким и многолюдным: он с успехом совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов-униатов, выходцев из Галиции и Карпатской Руси; был одним из ближайших помощников архипастырей православной Америки, представляя Православную Церковь в американских религиозных учреждениях и собраниях.

Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки.

Активное участие он принял в организации и деятельности епархиального «Православного общества взаимопомощи», которое оказывало материальную помощь австрийским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и российским военнопленным в японских лагерях. Под редакцией отца Александра на русском и английском языках выходил журнал «Американский Православный вестник». Восемнадцать лет продолжалось его самоотверженное пастырское служение в Америке.

В 1914 году отец Александр был переведен в Гельсингфорс (Хельсинки), в Финляндию, где служил на протяжении трех лет. Здесь, на окраине Российской империи, он был верным и деятельным помощником архиепископа Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха.

По возвращении в Россию протоиерей Александр был назначен ключарем кафедрального храма Христа Спасителя в Москве. Активное участие он принимал в деятельности Поместного Собора 1917-1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество в Русской Православной Церкви. В эти трудные годы отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией.

Пастырское служение начала XX века было сопряжено со многими скорбями и опасностями, и в 1920-х годах отец Александр пять раз подвергался арестам.

Читайте также:  Священномученик аристарх апамейский

«За сопротивление изъятию церковных ценностей» на скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Они обвинялись в том, что «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть».

Среди главных организаторов был назван председатель совета общин протоиерей Александр Хотовицкий.

Совет

На допросе отец Александр держался спокойно, старался выгородить других обвиняемых, виновным себя не признавал, заявляя: «Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующим металлом». Его приговорили к 10 годам лишения свободы.

Вскоре отец Александр был амнистирован, но через год ревностного пастыря подвергли административной ссылке в Туруханский край сроком на 3 года.

По возвращении с Крайнего Севера протоиерей Александр был удостоен сана протопресвитера и вновь оказался одним из ближайших помощников заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия.

Последним местом служения протопресвитера Александра стал московский храм Ризоположения на Донской улице, настоятелем которого он являлся в 1930-е годы.

В 1937 году новомученик Александр был вновь арестован и 7/20 августа расстрелян. Место его погребения осталось неизвестным.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 года протопресвитер Александр Хотовицкий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 6:

Кротость и смирение стяжавый, / любовь Христову пастве своей показал еси / в годину огненных искушений Церкве Российския / и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. / Молися о нас, священномучениче Александре, / / просветити души наша.

Кондак, глас 2:

Труды и Болезни на рамо свое взял еси / и, радуяся, путем тесным шествовал еси, / страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси, / моли о нас Бога Спаса, / священномучениче Александре, / / обрести нам милость в день судный.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviashennomuchenik-aleksandr-hotovitskii-protopresviter

Александр (Хотовицкий)

Святой православной церкви.

Годы жизни: 11 февраля 1872 – †19 августа 1937, в возрасте 65 летДень празднования: 7 августа (20 августа)

Новомученик российский Александр Александрович Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию.
Образование будущий пастырь получил в Волынской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил магистрантом в 1895 году.

Служение в Северной Америке

По окончании академии он был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию, в Нью-Йорк, где занял место псаломщика при только что отстроенном православном храме святителя Николая.

После брака с воспитанницей петербургского Павловского института Марией Щербухиной священномученик Александр был рукоположен в сан диакона, а вскоре, 25 февраля 1896 года, во пресвитера епископом Алеутским Николаем (Зиоровым), о котором отец Александр вспоминал всегда с благодарностью и любовью.

Служил настоятелем Свято-Никольского прихода, стал инициатором строительства нового кафедрального собора, который был торжественно освящён епископом (будущим Патриархом) Тихоном 10 (23) ноября 1902 год. В марте 1906 года был послан с миссией в Монреаль, где отслужил первую в истории этого города православную литургию и принял участие в организации прихода в честь святых апостолов Петра и Павла.

Активно занимался миссионерской деятельностью, много проповедовал. Был главным редактором и одним из основных авторов выходившего на русском и английском языках журнала Американский православный вестник.

Участвовал в создании Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS): был его казначеем, первым секретарем, а затем председателем.

Обратите внимание

Под его руководством Общество взаимопомощи стало помогать не только иммигрантам, но также русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, а в период русско-японской войны 1904—1905 годов — русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях.

Участник и секретарь первого Всеамериканского собора Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке в городе Мейфилде (5—7 марта 1907 года).

Вместе со святым Алексием Товтом способствовал переходу живших в Северной Америке карпатских русин из унии в православие. По его инициативе на Восточном побережье Соединённых Штатов было основано 12 приходов.

Был возведён в сан протоиерея. Служил в Северной Америке до 26 февраля 1914 года.

Служение в Финляндии

В 1914 году по инициативе архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) был переведён в Гельсингфорс с назначением настоятелем Успенского собора и Свято-Троицкой церкви. Служил в Финляндии до 1917 года — в его память ныне освящена часовня при Успенском соборе.

Священник в Москве

С августа 1917 года — ключарь храма Христа Спасителя в Москве. Был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией, участником Поместного Собора 1917—1918 годов. В 1918 году участвовал в создании православного братства при храме Христа Спасителя. В мае 1920 года и в ноябре 1921 года арестовывался по обвинению в преподавании Закона Божия детям.

Во время организованной властями кампании по изъятию церковных ценностей на квартире протоиерея Хотовицкого проходили заседания священнослужителей и мирян, где был составлен проект резолюции приходского совета, в котором от властей требовали гарантии, что пожертвования будут действительно употреблены на спасение голодающих, и выражался протест против травли в прессе церковных людей.

Был арестован и стал одним из главных обвиняемых на втором московском процессе против более чем ста священнослужителей и мирян, который проходил в ноябре-декабре 1922 года. На допросах он держался спокойно, старался выгородить других, но виновным себя тоже не признавал.

В последнем слове пытался защитить других обвиняемых: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на квартире: одни из них старики, а другие — совсем молодые и ни в чем не виновные…». Был приговорён к лишению свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.

В октябре 1923 года был амнистирован, но уже осенью 1924 года был отправлен в трёхлетнюю ссылку в Туруханский край. Из ссылки писал письма своим духовным детям.

Из ссылки вернулся в 1928 году. Был возведён в сан протопресвитера — высший для белого (женатого) духовенства в православной церкви (документально факт возведения в этот сан не подтверждён). Помогал Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) в управлении церковью. В 1930-е годы служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице.

Последний арест и мученическая кончина

17 июня 1937 года протопресвитер Александр Хотовицкий был арестован последний раз. Обвинен в участии в «антисоветской террористической фашистской организации церковников»; расстрелян 19 августа 1937 года; место захоронения — Донское кладбище.

В 1994 году Архиерейским собором Русской православной церкви был прославлен в лике святых.

Источник: http://zovut.com/pravoslavnye-svyatye/aleksandr-hotovickiy/

сщмч. Александр Хотовицкий

Александр Александрович Хотовицкий (1872 – 1937), протопресвитер, Нью-Йоркский и Московский, священномученик
Память 7 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Московских, Санкт-Петербургских и Галицких (Львов.) святых [1]

Родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию.

Важно

В 1891 году окончил Волынскую духовную семинарию по I разряду [2], а в 1895 году – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и магистранта. Будучи студентом академии, подал прошение о зачислении его на службу в Алеутскую и Североамериканскую миссию, и указом Святейшего Синода в 1895 году был назначен вторым псаломщиком в Никольский приход в Нью-Йорке.

После венчания с воспитанницей Петербургского Павловского института М. В. Щербухиной, 23 февраля 1896 года был рукоположен епископом Алеутским Николаем во диакона, а 25 февраля того же года – во священника в кафедральном соборе Сан-Франциско. Был определен на служение в Нью-Йоркский Никольский приход, в ноябре того же года став его настоятелем.

Священник в Америке

С 1896 года отец Александр совершал пастырское служение в Америке. С 1898 по 1907 годы он служил под омофором будущего патриарха святителя Тихона, который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность.

Для сбора средств на строительство нового храма отец Александр объезжал православные общины России и его стараниями строительство кафедрального Никольского собора завершилось в ноябре 1902 года.

Отец Александр также успешно совершал миссионерское служение. Он основал 12 приходов на восточном побережье Американского континента: в Филадельфии, Пассаике, Юнкерсе и других городах.

Прихожанами этих храмов были не только православные по рождению иммигранты, но и вернувшиеся к отеческой вере из унии карпатские русины, обратившиеяся в Православие бывшие протестанты.

Миссионерствуя среди карпатских русин, отец Александр не раз сталкивался с крайне недоброжелательным отношением униатов и однажды был жестоко избит.

С 12 февраля 1896 года в течении ряда лет был редактором и автором статей в «Американском православном вестнике», выходившем на русском и английском языках.

Также стал одним из организаторов епархиального православного общества взаимопомощи, казначеем, затем первым секретарем, а с 1 апреля 1897 года – председателем общества, помогавшего карпатским русинам, православным эмигрантам с Балкан и русским военнопленным в японских лагерях.

Совет

10 августа 1901 года архиепископом Ярославским святителем Тихоном был возведен в сан протоиерея.

Служение в Финляндии

В 1914-1917 годах служил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Финляндия. Его усилия были направлены на ограждение православной паствы, в основном карел, от прозелитизма финских лютеран. Пастырский труд отца Александра высоко оценивался правящим архиереем архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием, также будущим патриархом.

Годы революции и гражданской войны в Москве

В августе 1917 года протоиерей Александр был переведен в Москву и назначен ключарем храма Христа Спасителя.

Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.

Когда на Соборе был поставлен вопрос об издании обращения к пастве в связи с выборами в Учредительное собрание, отец Александр высказался за участие Собора в борьбе за спасение Отечества.

Имея в виду разрабатываемые Собором проекты преобразований и нежелание некоторых соборян реагировать на уже начавшуюся в государстве разруху, он сказал:

«Похоже на то, как если бы в руках строителей какого-либо здания кипела работа по изготовлению чертежей, проектов и так далее для наилучшего сооружения и они спокойно смотрели бы в то же время, как кирпич за кирпичом вражеской рукой это же здание разрушается».

В 1919 году и в декабре 1921 года ненадолго подвергался арестам по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в преподавании Закона Божия детям.

В связи с кампанией по изъятию церковных ценностей собирал в храме Христа Спасителя средства для голодающих, одновременно стараясь сохранить святыни собора. На его квартире проводились заседания клириков и прихожан храма.

В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников патриарха Тихона по управлению Московской епархией.

Отец Александр был составителем проекта резолюции приходского собрания по вопросу об изъятии церковных ценностей, в которой от властей требовались гарантии, что все пожертвования будут употреблены на спасение голодающих. Власти расценили составление этого документа как контрреволюционное деяние.

Обратите внимание

Отец Александр был одним из главных обвиняемых на открывшемся 27 ноября 1922 года 2-м Московском процессе против духовенства и мирян. Виновным себя не признал, на допросе защищал других обвиняемых. Обвинитель А. Я. Вышинский просил суд приговорить 13 обвиняемых, и среди них отца Александра, к смертной казни.

Читайте также:  Святитель филарет, митрополит московский

13 декабря он был осужден Московским ревтрибуналом, приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

После освобождения патриарха Тихона из-под домашнего ареста и издания им заявлений о лояльности гражданским властям, в октябре 1923 года, отец Александр был освобожден.

Ссылка, возвращение и расстрел

4 сентября 1924 года начальником 6-го отдела ОГПУ Е. А. Тучковым был составлен список церковных деятелей Москвы из 13 человек, рекомендованных к административной ссылке, в этот список включен был и отец Александр. Особым совещанием ОГПУ он был осужден на поселение в Туруханском крае сроком на 3 года, ссылку отбывал на Ангаре, где было подорвано его здоровье.

По возвращении из ссылки в Москву в 1928 году, в сане протопресвитера, он стал ближайшим помощником заместителя местоблюстителя митрополита Сергия.

В 1930-х годах служил настоятелем храма Ризположения на Донской улице Москвы.

Летом 1937 года вновь был арестован. 19 августа того же года, на Преображение, был расстрелян [3]. Место его погребения неизвестно.

Почитание

Его судьба была неизвестна с точностью, но память его была жива как в России так и в Америке. Православная Церковь в Америке стала почитать его как страстотерпца. По уточнении данных он был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 года.

Источник: https://elitsy.ru/info/saint/3886/

Святой: Хотовицкий, Александр Александрович

Александр Александрович Хотовицкий (священномученик Александр Хотовицкий, 11 февраля 1872, Кременец — 19 августа 1937) — священник Русской Церкви; протопресвитер.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 1994 году; память — 7 августа по юлианскому календарю, а также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых.

Семья и образование

Родился в семье протоиерея, ректора Волынской духовной семинарии. Окончил Волынскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1895 год).

Служение в Северной Америке

Ещё будучи студентом академии, подал прошение о направлении его в Алеутскую и Северо-Американскую епархию. С 1895 года — второй псаломщик в Свято-Никольском приходе Нью-Йорка.

В 1896 году женился на воспитаннице петербургского Павловского института Марии Владимировне Щербухиной.

В том же году был рукоположен во иерея епископом Николаем (Зиоровым), который так отозвался о молодом псаломщике: «Я увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая всякое служение делает воистину делом Божиим и без которой всякое звание превращается в бездушное и мертвящее ремесло…».

Важно

Служил настоятелем Свято-Никольского прихода, стал инициатором строительства нового кафедрального собора, который был торжественно освящён епископом (будущим Патриархом) Тихоном 10 (23) ноября 1902 года.

В летопись храма была внесена запись: «Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами виднейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е».

В марте 1906 года был послан с миссией в Монреаль, где отслужил первую в истории этого города православную литургию и принял участие в организации прихода в честь святых апостолов Петра и Павла.

Активно занимался миссионерской деятельностью, много проповедовал. Был главным редактором и одним из основных авторов выходившего на русском и английском языках журнала Американский православный вестник.

Участвовал в создании Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS): был его казначеем, первым секретарем, а затем председателем.

Под его руководством Общество взаимопомощи стало помогать не только иммигрантам, но также русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, а в период русско-японской войны 1904—1905 годов — русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях.

Участник и секретарь первого Всеамериканского собора Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке в городе (5—7 марта 1907 года).

Вместе со святым Алексием Товтом способствовал переходу живших в Северной Америке карпатских русин из унии в православие. По его инициативе на Восточном побережье Соединённых Штатов было основано 12 приходов.

Был возведён в сан протоиерея. Служил в Северной Америке до 26 февраля 1914 года.

Служение в Финляндии

В 1914 году по инициативе архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) был переведён в Гельсингфорс с назначением настоятелем Успенского собора и Свято-Троицкой церкви. Служил в Финляндии до 1917 года. В настоящее время в его память освящена часовня при Успенском соборе.

Священник в Москве

С августа 1917 года — ключарь храма Христа Спасителя в Москве. Был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией, участником Поместного Собора 1917—1918 годов. В 1918 году участвовал в создании православного братства при храме Христа Спасителя. В мае 1920 года и в ноябре 1921 года арестовывался по обвинению в преподавании Закона Божия детям.

Во время организованной властями кампании по изъятию церковных ценностей на квартире протоиерея Хотовицкого проходили заседания священнослужителей и мирян, где был составлен проект резолюции приходского совета, в котором от властей требовали гарантии, что пожертвования будут действительно употреблены на спасение голодающих, и выражался протест против травли в прессе церковных людей.

Был арестован и стал одним из главных обвиняемы на втором московском процессе против более чем ста священнослужителей и мирян, который проходил в ноябре-декабре 1922 года. На допросах он держался спокойно, старался выгородить других, но виновным себя тоже не признавал.

Совет

В последнем слове пытался защитить других обвиняемых: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на квартире: одни из них старики, а другие — совсем молодые и ни в чем не виновные…». Был приговорён к лишению свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет.

В октябре 1923 года был амнистирован, но уже осенью 1924 года был отправлен в трёхлетнюю ссылку в Туруханский край. Из ссылки писал письма своим духовным детям.

Из ссылки вернулся в 1928 года. Был возведён в сан протопресвитера — высший для белого (женатого) духовенства в православной церкви. Помогал Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) в управлении церковью. В 1930-е годы служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице. Прихожанин этого храма А. Б. Свенцицкий, спустя много лет вспоминал:

Последний арест и мученическая кончина

В 1937 году протопресвитер Александр Хотовицкий был арестован последний раз; расстрелян 19 августа 1937 года. Место захоронения — Донское кладбище.

В 1994 году Архиерейским собором Русской православной церкви был прославлен в лике святых.

Труды

  • О молитве Иисусовой. Сказание о ней святых отцов Церкви и старческие советы подвижников Божиих (рукопись, сохранённая его духовными чадами).

Был автором проповедей, трудов богословского содержания, статей, посвященных примечательным событиям церковноприходской жизни в Америки, а также стихов.

Примечания

  1. Алексей Либеровский.  (англ.)

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=2159

Мученики революционной Москвы: Храм Христа Спасителя и его ключарь

Один из первых пострадавших за веру новомучеников – священник Александр Хотовицкий, последний ключарь Храма Христа Спасителя перед его уничтожением.

Протоиерей Михаил Рязанцев, первый ключарь воссозданного Храма Христа Спасителя, ответил на вопросы «ТД» о судьбе священномученика Александра, церковном почитании новомучеников и статусе патриарших соборов Москвы в советское время и сегодня.

Протоиерей Михаил Рязанцев

– Сведения довольно скудные, поскольку был уничтожен не только сам Храм Христа Спасителя, но и воспоминания о тех, кто здесь служил.– Отец Михаил, священномученик Александр Хотовицкий был последним ключарем Храма Христа Спасителя до его разрушения в 1931 году. Что Вы могли бы рассказать о деятельности отца Александра на этой должности?

Известно, что священник Александр Хотовицкий получил назначение в Храм Христа Спасителя после служения в Америке и в Финляндии.

Если быть точным, в 1914 году закончилось его послушание в Америке и он был переведен в Гельсингфорс ( Хельсинки), поскольку обладал миссионерским даром, даром убеждения и даром проповеди и многих протестантов еще в Америке привел к православию. Очевидно, священноначалие сочло для него возможным потрудиться в Финляндии, где, хотя это была территория Российской империи, тоже было много протестантов.

И вот после этого в августе 1917 года он получил назначение на должность ключаря Храма Христа Спасителя.

– В чем заключаются обязанности ключаря? Для современного человека смысл этого слова далеко не очевиден…

– Обычно ключарем является священнослужитель, который отвечает за ризницу, церковные сосуды и ценности, которые хранятся в храме. Если настоятелем храма является правящий архиерей или, как в случае с кафедральным собором Москвы, Святейший Патриарх, старший священник храма называется ключарем.

Сегодня должность ключаря Храма Христа Спасителя включает в себя не только хранение ризницы, но и организацию богослужений, как патриарших, так и вседневных. Как видно, к ключам это имеет совсем не такое большое отношение. Хотя в какой-то степени это действительно хранение ключей от ризницы.

Священномученик Александр Хотовицкий


Спасителя?
– Что известно о жизни отца Александра Хотовицкого в период после его назначения на должность ключаря Храма Христа

– Тогда он был еще в сане протоиерея и, как мы знаем, на годы его служения в Храме Христа Спасителя, с 1917 по 1924, выпали тяжелые испытания для всей Русской Православной Церкви и, в частности, для Храма Христа Спасителя.

Отец Александр участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов.

Что касается храма, до революции 1917 года он находился на государственном обеспечении.

То есть ремонтные, реставрационные работы, выплаты жалования священнослужителям осуществлялись за счет государственной казны.

Государство взяло на себя заботу о материальном содержании храма, поскольку он был не просто церковным зданием, но еще и памятником погибшим во время Отечественной войны 1812 года.

Когда после революции в государственном содержании было отказано, отец Александр явился инициатором создания общества по поддержанию Храма Христа Спасителя и обратился с воззванием к современникам, москвичам и всем, кому был дорог этот храм с тем, чтобы не дать разрушиться этой святыне. Дело в том, что к тому времени стали разрушаться горельефы, которые, кстати, были сделаны не из мрамора, а из «протопоповского камня» – особого известняка, который добывали под Москвой.

Обратите внимание

Отец Александр надеялся, что какие-то добрые люди, имеющие денежные средства, могли бы помочь в этом деле. В своей квартире он собирал людей, которые были неравнодушны к судьбе Храма Христа Спасителя, и они обсуждали, как помочь храму. Советские карательные органы увидели в этом контрреволюционную деятельность, а сами собрания представили как тайные и антисоветские.

В 1924 году отец Александр был арестован и обвинен в утаивании церковных ценностей. Прокурор Вышинский требовал смертной казни для всех, кто вместе с отцом Александром был в числе обвиняемых, но в то время выносились не такие жестокие приговоры, как в 30-е годы. Отец Александр был сослан в Туруханский край на несколько лет.

После ссылки он не вернулся в Храм Христа Спасителя, а служил в храме Ризоположения недалеко от Донского монастыря. Тогда же был возведен в сан протопресвитера.

Храм Христа Спасителя до разрушения

Что касается Храма Христа Спасителя, как известно, после революции он недолго принадлежал Русской Православной Церкви. В 20-е годы его захватили обновленцы, и до самого разрушения в 1931 году никаких работ по реставрации, ремонту и уходу не проводилось.

– Известно что-нибудь о деятельности отца Александра в период его служения в храме Ризоположения?

Читайте также:  Священномученик павел ягодинский, священник

– Поскольку отец Александр был обвинен в преступлениях против советской власти, ему было запрещено проповедовать. Церковные современники рассказывали о нем как о замечательном священнике с прекрасным голосом, который с высоким духовным, религиозным чувством совершал богослужения, но никогда не проповедовал, потому что это было ему запрещено.

Летом 1937 года отец Александр снова был арестован. Мы проводили исследование и в архивах ФСБ нашли сведения о том, что 19 августа, в праздник Преображения Господня, ему был вынесен смертный приговор и в этот же день отец Александр был расстрелян.

Одно время мы думали, что он покоится на Бутовском полигоне. Однако, по данным архивов ФСБ, протопресвитер Александр Хотовицкий вместе с другими расстрелянными был похоронен в братской могилев районе Донского монастыря, там, где сейчас крематорий.

Больше ничего не известно, потому что в архивах судебных заседаний ничего, кроме того, о чем я сказал, не сохранилось. Больше могли бы рассказать участники процессов, очевидцы, современники. Но время было такое, что люди, которые о чем-то знали, предпочитали молчать, чтобы не оказаться в местах не столь отделенных. И все воспоминания того времени ушли вместе с людьми.

– Вам не приходилось видеться с современниками, близкими отца Александра?

– К сожалению, нет. Кончено, времени прошло много. Если бы можно было пораньше вернуться к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда многие из современников отца Александра еще были живы, мы могли бы почерпнуть больше сведений. Возможно, у кого-то сохранились какие-то сведения в домашних архивах, но пока об этом не известно.

– Известно что-то о супруге отца Александра, об их детях?

Икона священномученика Александра Хотовицкого

– Протопресвитер Александр Хотовицкий прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских. С одной стороны, эти святые канонизированы Церковью, с другой – их почитание не очень распространено. С чем это связано?– Ничего. Детей, насколько знаю, не было.

– Это вопрос закономерный, ведь это те святые, которые были не только нашими соотечественниками, но для многих и современниками. Многие почитают святых в основном за то, что по их молитвам происходят исцеления, совершаются чудеса, а если это просто святой, к сожалению, какого-то особого отношения к нему нет.

Важно

Порой, когда смотришь на современный уровень духовной жизни наших верующих людей, мелькает мысль: «А не бесплодны ли были труды и страдания новомучеников?». Потому что общецерковного их почитания со стороны верующих мирян нет.

Конечно, не думаю, что, глядя на нас, новомученики отказались бы пойти на свою Голгофу, но иногда кажется, что мы не в полной степени достойны их трудов и их страданий.

Память об их подвигах должна существовать, чтобы, прежде всего, в будущем не повторился период гонений на Церковь. А ведь это зависит от нас. Конечно, всякое бывает. Возможно, если какие-то притеснения начнутся, тогда и вспомнят о тех людях, которые уже прошли через эту ситуацию, и будут искать у них помощи.

– Что делать, чтобы распространить их почитание? Что делается конкретно в отношении памяти отца Александра Хотовицкого?

– Мы в Храме Христа Спасителя всегда в молитвах к нему обращаемся. Думаю, что и в храме Ризоположения совершается его почитание.

– Вы служите молебен в день его памяти?

– Дело в том что, отец Александр был расстрелян на Преображение, а канонизирован в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Поэтому в эти дни, конечно же, первенствуют двунадесятые праздники. Но на следующий день после Введения мы всегда служим службу священномученику Александру по чинопоследованию службы новомученикам и исповедникам российским.

– Когда была написана его икона?

Фото, с которого написан парадный портрет

А вот на стене в моем кабинете – парадный портрет отца Александра. Наши художники по моей просьбе писали его с фотографии. Теперь он присутствует здесь как один из клириков Храма Христа Спасителя.-Впервые икону отца Александра Хотовицкого мне привезли из Америки.

Она была написана в Американской Православной Церкви, ведь там он почитался до его канонизации у нас, в России. А ко дню канонизации был сделан список с американского образа. Сейчас он находится в Алексеевском приделе Храма Преображения, где у нас совершается крещение.

– Тропарь и кондак были составлены в Америке?

– Нет, они были написаны ко дню канонизации.

– До революции старшим священником города Москвы был настоятель Успенского собора московского Кремля.

После революционных катаклизмов 1917 года старшими священниками считался настоятель собора Богоявления в Дорогомилове, а после его разрушения – настоятель Богоявленского собора в Елохове.

Теперь, после воссоздания Храма Христа Спасителя, как соотносятся между собой статусы московских кафедральных соборов?

– Успенский собор, несмотря на то, что имеет статус музея, до сих пор является Патриаршим собором. В отношении кафедрального собора Москвы произошла коллизия, которая, может быть, не совсем соответствует канонам: у нас таких соборов не один, а два.

Когда воссоздали Храм Христа Спасителя, чтобы не умалять достоинство Богоявленского собора в Елохове, был принято такое компромиссное решение: Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Патриарха как главы Русской Православной Церкви, а Богоявленский – кафедральный собор правящего архиерея города Москвы, то есть, на самом деле, тоже Святейшего Патриарха. Никакими бумагами и постановлениями Синода или Епархиального собрания это не обозначено, и, тем не менее, такое распределение существует.

– Как в период после ареста отца Александра шла линия преемства титула старшего священника Москвы?

– Вести эту линию от отца Александра неправильно, потому что главным священником кафедрального собора Христа Спасителя был не он, а настоятель (ведь до Поместного

Богоявленский собор в Елохове


– А после избрания Патриарха?
собора Патриарха на Руси не было) .

– Провести эту линию четко невозможно, потому что после смерти патриарха, к сожалению, возникли трагические коллизии с местоблюстителями. Время было такое, что о первенстве вообще не было речи, все старались как-то спасти Церковь и служили на тех местах, где приходилось, без рассуждения о том, кто первый, кто последний.

После избрания патриарха Сергия, когда начали совершать богослужения в Елоховском кафедральном соборе, его настоятелей стали возводить в сан протопресвитера. Протопресвитером был отец Николай Колчицкий, отец Иоанн Соболев, отец Виталий Боровой, в последнее время – протопресвитер Матфей Стаднюк.

Совет

В период гонений линия жизни нашей Церкви имела «белый пятна», и провести ее возможно только пунктирно.

– Сегодня многое изменилось. Вместо годовщины революции, 7 ноября, мы празднуем День народного единства. По церковному календарю – празднование в честь иконы Божией Матери Казанская. Храм Христа Спасителя – один из символов новой Росси.

Перед ним, как и перед всей Церковью в последние два года встали новые задачи.

В чем Вы видите, с одной стороны, продолжение традиций, а с другой – изменение роли и функций соборного храма при XVI-м Патриархе Московском и всея Руси?

Храм Христа Спасителя. Современный вид

– Я очень не люблю слово «роль», когда оно применяется к жизни Церкви.
Церковь, начиная с Патриарха Сергия: патриарх Алексий I, патриарх Пимен.

И всегда Богоявленский собор являлся образцом церковной жизни, и священники для служения в этом храме подбирались так, чтобы были и грамотными, и добрыми, и опытными в духовной жизни.

Если говорить о кафедральном соборе, в период гонений Богоявленский собор был местом, где, прежде всего, совершали богослужение люди, которые возглавляли Русскую

Со времени воссоздания Храма Христа Спасителя функции кафедрального собора несколько расширились.

Если в период гонений людям, особенно молодежи, запрещали ходить в храмы, причем главным образом на Рождество, на Пасху (хотя богослужения совершались), сейчас кафедральный собор Храм Христа Спасителя не только открыт для всех желающих, но мы видим, как на торжественные патриаршие богослужения приезжают государственные деятели. И это не какой-то их долг, как первых лиц государства. Мы на самом дела видим, что люди приезжают сюда не просто постоять со свечкой в руках, но что-то у них в душе происходит во время богослужения.

Как человек, который 11 лет иподьяконствовал у покойного патриарха Пимена и в течение продолжительного времени участвовал в богослужениях в Богоявленском соборе, я всегда старался и стараюсь в своей деятельности продолжить московскую традицию совершения богослужения. Потому что в нашем богослужении есть определенные качества, присущие именно Москве. Надеюсь, в какой-то степени это нам удается.

В последние годы в Храм Христа Спасителя привозят мощи святых, почитаемых во всем православном мире. Когда в этом году в Россию прибыла десница святителя Спиридона Тримифунтского, предполагалось сразу отвезти ее в Даниловский монастырь, который был инициатором приезда.

Обратите внимание

Но Святейший патриарх сказал, что сначала святыня она должна побыть в кафедральном соборе. Одна из причин – то, что Храм Христа Спасителя для многих, особенно иногородних – очень хороший ориентир, его легко найти в Москве и, следовательно, большее число верующих может поклониться святыне.

Приметное местонахождение – одно преимуществ из кафедрального собора.

Протоиерей Михаил Рязанцев в алтаре Храма Христа Спасителя

– Что Вы имеете в виду, говоря об особенных качествах московских богослужений?

– Это трудно объяснить. Просто везде, в любом храме должны быть порядок и чистота, благолепие и домашняя атмосфера, в которую людям хотелось бы прийти, чтобы существовала забота о святынях храма. Как мне кажется, московские храмы как раз этим отличались в особой степени.

Как-то к нам еще в советские времена приехал один батюшка из Ленинграда. Побывав в московских храмах, он был как-то приятно удивлен тем, как в них поддерживается благолепие. Но об этом трудно рассказать, нужно как-то почувствовать это особое духовное настроение. Может быть, это ощутится после того, как человек побывает в разных местах.

Возвращаясь к теме кафедрального собора, отмечу, что святейший патриарх Алексий II, назначая сюда клириков, очевидно, имел в виду что здесь священники будут сталкиваться со многими проблемами.

И они должны иметь достаточные образование и духовный и жизненный опыт, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Ведь кроме того, что сюда приходят люди, которые составляют приход Храма Христа Спасителя (таких немного, примерно 100-150 человек), сюда заходят и те, кто находится в Москве проездом и у кого, например, находится свободное время между поездами или самолетами.

Многие хотят побывать в нашем храме, в том числе и жители мест, в которых храмов нет. Но душа-то просит духовной поддержки. И мы своими силами, трудами стараемся эту поддержку оказать. То есть здесь и миссионерство в какой-то степени.

Храм Христа Спасителя

Сюда приходят люди, совершенно далекие от Церкви и православной веры, для которых это место прежде всего – памятник Отечественной войне 1812 года (ведь, проходя по галерее храма, можно воссоздать картину боевых действий от начала до окончания войны).

Но, в любом случае, нет ни одного человека, который остался бы равнодушен, посещая Храм Христа Спасителя. Надеюсь, что хоть в малой степени посещение храма будет иметь следствием то, что человек задумается о своей жизни и своем назначении.

В этом мы видим миссию всех, кто сегодня трудится в Храме Христа Спасителя.

Источник: http://donskoi.org/content/mucheniki-revolyucionnoj-moskvy-xram-xrista-spasitelya-i-ego-klyuchar

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector