Священномученик александр иерусалимский, епископ

25 декабря. Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Церковный календарь. 25 декабря (12 декабря ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня, в воскресный день, совершается память: святых III века: сщмч. Александра, епископа Иерусалимского, и мч. Разумника (Синезия). Свт. Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца IV века. Прп. Ферапонта Монзенского, подвижника XVI века.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы с вами молитвенно обращаемся ко святому Иерусалимской Церкви.

Священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский собирал около себя в Александрии.

Александр находился и в тесной дружбе с Оригеном.

Обратите внимание

Климент Александрийский был одним из известнейших христианских ученых первых веков, в 217 году он был учителем знаменитого Александрийского огласительного училища, принявшего вид богословского образовательного заведения и привлекавшего в свои стены массы слушателей.

Император Септимий Север в 202 году воздвиг гонение на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент был вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген.

Он перебрался в Палестину, где нашел защиту и покровительство у поминаемого сегодня ученика, святителя Александра Иерусалимского. Там он и умер.

В силу своей близости к Оригену Климент не был канонизирован в православной традиции.

А Ориген, с которым также тесно общался священномученик Александр, был замечательным христианским ученым, библеистом и философом. Но, к сожалению, уклонился в ряд заблуждений, самое известное среди которых – учение о спасении всех людей – апокатастасис.

Хотя выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у него, например, впервые встречается термин «Богочеловек»), эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени (или апокатастасисе), которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасет от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану.

Ориген и его заблуждения были осуждены на V Вселенском Соборе в 553 году.

Ведь Господь в Евангелии ясно говорит о будущем Страшном Cуде и о том, что там будут те, кто пойдут в одну сторону: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.

25, 34), и те, которые будут по другую сторону: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

Важно

А святой апостол Павел писал о Господе, что мы ждем Его, как в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,  когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству  (2 Фес. 1, 8-10).

Святой Александр впоследствии, когда уже управлял Иерусалимской Церковью, из уважения и дружбы к Оригену позволил ему даже говорить поучение в своем присутствии.

За это позволение мирянину поучать в церкви при епископе архипастырь подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ святой Александр указал ему на пример других церквей.

После он даже рукоположил Оригена во пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием. И хотя кончина Оригена была мученической, несмотря на великие заслуги перед церковной наукой того времен, к лику святых он, конечно же, не причислен из-за ряда своих глубоких заблуждений.

А вот Иерусалимский святитель Александр оказался свободным от заблуждений своего учителя Климента Александрийского и друга Оригена и потому, приняв мученическую кончину, стал заступником нашим и ходатаем перед Престолом бессмертного Царя.

В начале III века святой Александр был поставлен епископом во Флавии, Каппадокии, что составляло обширную область в восточной части Малой Азии. В гонение Септимия Севера, около 209 года, за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет.

По освобождении из заключения в 212 году святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и по ясному небесному откровению избран соправителем престарелого Патриарха Иерусалимского Наркисса.

В течение целого поколения, 38 лет, святой Александр мудро управлял Иерусалимской Церковью. В первую очередь он был известен своей любовью к просвещению.

Он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей.

Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, автор труда «Церковная история», который и сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского.

Но и Евсевий, несмотря на свои труды, не сподобился называться святым, потому что уклонился в арианство и не был достаточно последователен в своих размышлениях.

Совет

Но вернемся к епископу Александру. В гонение Декия святой Александр Иерусалимский был призван в Кесарию Палестинскую на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал свой дух Господу в 251 году.

Братья и сестры, сколько замечательных людей мы сегодня встретили в житии святого Александра, все они очень много потрудились во благо Церкви, но лишь святой Александр оказался тверд и предан Православию «на сто процентов».

В связи с этим вспоминаются слова святого апостола Иакова: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 1-2). Велика ответственность церковного учителя.

Если бы Климент, Ориген или Евсевий воздержались от неправославных речей, то, возможно, были бы прославлены у Господа в лике святых. А высказав ересь, они подверглись осуждению, и теперь мы молимся о них, а не они о нас.

Святый священномучениче Александре, моли Бога о нас!

Читайте также:  Святитель иларион, митрополит киевский

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-25-dekabrya-2016g

Александр Иерусалимский

Родился в конце II века. Был учеником великих учителей христианской церкви пресвитера Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое сочинение «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Александр учился и дружил с вошедшим в историю Оригеном. В одном из писем к Оригену он вспоминает:

При римском императоре Септимии Севере (царствовал 193—211 годы) Александр был заключен в темницу за веру и провел в ней три года. Он так отличился своим исповеданием Христа, что в начале III века был избран епископом города Флавии (находившегося в обширной области восточной части Малой Азии — Каппадокии).

В 202 году гонение вынудило учителя Александра Климента Александрийского покинуть Египет, и он направился к Александру. Климент застал Александра в тюрьме, откуда Александр направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада — исповедника. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра во время его заточения.

Зрелые годы

После освобождения из темницы Александр отправился из Каппадокии в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест». Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой.

Причиной этого житие называет чудесное ночное видение в котором горожане видели, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного им Господом.

С общего согласия соседних Церквей в 212 году Александр стал соправителем патриарха Наркисса (патриаршествовал с 185 по 211 гг. и с 212 по 222 гг.), который по глубокой старости уже не мог нести епископское служение.

Это — чрезвычайно редкий случай в практике древней церкви. В этом сане Александр управлял Иерусалимскою церковью 38 лет. О своем сослужении с Наркиссом Александр в конце одного из своих писем к жителям Антинои пишет так:

Священномученик Александр был известен своею любовью к просвещению.

При Иерусалимской церкви он устроил за свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей.

Этой библиотекой, между прочим, пользовался в IV веке и знаменитый церковный историк Евсевий Памфил, который сохранил в своей истории сведения о жизни святого Александра Иерусалимского.

В 215 или 216 году, во время египетского похода императора Каракаллы, друг Александра и известный в то время ученый Ориген был вынужден бежать в Палестину. Из уважения и дружбы к Оригену, Александр позволил ему произнести в своём присутствии поучение в одной из иерусалимских церквей.

Обратите внимание

За это разрешение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа Александр подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригена. В ответ Александр указал ему на пример других церквей.

Александр писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, может быть приглашен епископом для проповеди.

Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но благодаря Александру, Ориген познакомился с Феоктистом, епископом Кесарии Приморской, который в 231 году рукоположил, находящегося проездом в Кесарии Палестинской, Оригена во пресвитера, конфликт стал неразрешимым.

В Александрии один за другим были созваны два собора (231, 232), на которых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии.

По сообщению Евсевия, «и Александр, епископ Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения».

Гонения на христиан

В 251 году началось одно из самых жестоких в истории гонений на христиан — гонение римского императора Декия (правил в 248—251 годах, гонения начал эдиктом в начале 250 года). Киприан Карфагенский называет Декия «infestus sacerdotibus Dei» — врагом священников Божьих. Тогда также пострадали Фабиан, епископ римский и Вавила Антиохийский.

Александр был приведен на восточный берег Средиземного моря в Кесарию Палестинскую на суд проконсула, где вторично исповедал Христа, дерзновенно обличив языческое заблуждение. Тогда он был отдан на растерзание зверям, но те его не тронули. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же скончался от усечения мечом.

Святитель Дионисий Александрийский с благоговением говорит о кончине Александра: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Канонизирован в лике священномученика, память совершается в Православной церкви 16 мая и 12 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви 18 марта.

Из произведений Александра известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блженного Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.

Важно

Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-грузинской рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) – в рост; в настенном минологии нартекса архиепископа Даниила II, Печская Патриархия (Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение.

Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.

Сохранилась фреска с его изображением в церкви святого Симеона Богоприимца в Новгороде (XV век).

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-ierusalimskiy

Акафист священномученику Александру, епископу Иерусалимскому

Избранный страстотерпче и исповедниче Христов, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския мудрый управителю и Слова Божия истинный проповедниче, восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию вопиюще ти:

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Икос 1

Ангелов и вселенныя Творец, предъизбра тя, страстотерпче Александре, для служения пастве Церкве Иерусалимския и укрепления веры Христовы. Мы же, славяще подвиги и труды твоя, вопием ти умиленно таковая:

Радуйся, от чрева матере Богом избранный;

Радуйся, во Христовой вере утвержденный.

Радуйся, Духом Святым просвещенный;

Радуйся, мученическим венцем увенчанный.

Радуйся, Иерусалима града молитвенниче;

Радуйся, веры Христовы проповедниче.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 2

Видя веру твою несумненну и разум устремленный к горнему, Спас душ наших Христос дарова ти дар разумения и учительства слова Божия, да утвердиши в вере люди Церкви Христовы, да вси единомысленно с тобою вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный имея, яко верный раб Господень, возгнушался еси языческия прелести, паче же возлюби Христову истину, добродетельми аки лествицею от силы в силу восходя, благодать Божию приобрел еси, священномучениче Александре, юже испроси и нам, почитающим тя звании сими:

Читайте также:  Mолитва по соглашению

Радуйся, благочестия непоколебимый столпе;

Радуйся, покаяния неленостный делателю.

Радуйся, житием твоим люди удививый;

Радуйся, словом твоим всех к покаянию наставивый.

Радуйся, яко тобою язычество искоренися;

Радуйся, яко тобою слово Божие утвердися.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 3

Силою Всевышняго и благодатию Божиею укрепляемь, во епископа града Флавии поставлен был еси, да научиши верныя чада Христовы, истинно воспевати Творцу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй разум, силою Божиею просвещенный, священномучениче Александре, небоязненно проповедовал еси пастве своей славную истину Христову и за сие от гонителей темничное заключение претерпел еси. Мы же, восхваляя страдания твоя, умильно вопием ти сице:

Радуйся, хулы и напасти от гонителей претерпевый;

Радуйся, за проповедание слова Божия в темницу заключенный.

Радуйся, архипастырю Богом избранный;

Радуйся, светильниче, светяй во тьме сущим.

Радуйся, Святыя Троицы верный служителю;

Радуйся, молитвы непрестанныя усердный делателю.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 4

Бури гонений и злоречий не убоялся еси, страстотерпче святый Александре, но паче на Христа надежду всю возлагал еси и к Нему непрестанно в молитве взывал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Услыша Господь молитвы твоя и дарова ти по двухлетнем заточении свобождение от уз темничных, Александре страдальче, да многия светом Христовых словес просветиши. Сего ради мы, грешнии, уповая на молитвенное дерзновение твое к Богу, поем ти тако:

Радуйся, молитвенниче скорый и теплый;

Радуйся, предстателю наш благий и верный.

Радуйся, светильниче, пред Богом горящий;

Радуйся, за правду и истину крепко стоящий.

Радуйся, Православныя веры насадителю;

Радуйся, благодати Христовы носителю.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, священномучениче Александре, яко Божественною благодатию, от Бога ти данною, люди, призывающия тя, на спасительныя подвиги укрепляеши, память смертную подаеши и вразумляеши всех пети песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Врагу, присно на угодники Божия ополчающуся, жестоким житием противустал еси, страстотерпче святый Александре, плоть бо свою духови покорил еси молитвою и воздержанием. Темже, подвигам твоим чудящеся, зовем ти сице:

Радуйся, венца Христова носителю;

Радуйся, духов злобы победителю.

Радуйся, правило веры;

Радуйся, образе кротости.

Радуйся, обиженных утешение;

Радуйся, путешествующих охранение.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова по всей вселенней подвиги и труды твоя, имиже ты, священномучениче Александре, трудился еси во благовестии Христове, да вси чада Церкве Православныя во вся дни и до скончания века непрестанно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, богомудре Александре, яко светлая звезда на небе церковнем, верным путь ко Христу озаряющи и в истинней вере утверждающи, всем же вся полезная всегда дарующи. Сего ради и мы к тебе присно прибегаем и благодарственно вопием сице:

Радуйся, веры Христовы учителю;

Радуйся, храмов Божиих строителю.

Радуйся, слова Божия сеятелю;

Радуйся, гордых и любоначальных смирителю.

Радуйся, яко твоими молитвами спасаемся;

Радуйся, яко твоими поученьми наставляемся.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 7

Хотя поклонитися святыням Иерусалимским, смиренномудре Александре, во Граде Святем сретаем народом и пустынниками, извещенными свыше от Господа о твоем пришествии, был еси и по небесному откровению патриархом Святаго Града избран, идеже до кончины своея воспевал еси Спасителю Богу хвалу: Аллилуиа.

Икос 7

Новая купель Силоамская явился еси, святый архипастырю, в нейже от всяких болезней душевных и телесных исцеляеши и, яко муж мудрый, благочестие возвещаеши всем. Мы же, труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая:

Радуйся, Иерусалимския паствы святителю;

Радуйся, благочестия насадителю.

Радуйся, Божиим определением патриархом Святаго Града поставленный;

Радуйся, мученическим венцем в нем прославленный.

Радуйся, в житии твоем истины поборниче;

Радуйся, по кончине твоей за всех молитвенниче.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, священномучениче Александре, пастырю Иерусалимский, егда воздвиже гонение на тя Декий. Спасе бо тя Господь от льва, егда той испущен быв нечестивыми да растерзает тя. Но зверь лютый в кроткаго агнца превратися и у ног твоих возлеже, сим мучителей твоих обличая, не ведущих пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем сердцем возлюбил еси Бога, святителю Александре, и мужественно Христа исповедав, множество мучений претерпел еси и в темницу заключен быв, дух свой Господу предал еси. Мы же, восхваляюще страдания твоя, за Христа претерпенная, вопием ти умиленно таковая:

Радуйся, мучениче, Богом прославленный;

Радуйся, исповедниче святый, верными воспеваемый.

Радуйся, поборниче крепкий;

Радуйся, страдальче непобедимый.

Радуйся, за Христа пострадавый;

Радуйся, от Него венцем нетленным увенчанный.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 9

Всякия болезни и печали наша утоли, великий исповедниче Христов Александре, и подаждь нам последовати твоему житию, славу земную ни во чтоже вменяя и честь временную презирая, но паче в смиренномудрии и любви возрастати, и молитв твоих ради, Царства Небеснаго достигнути, идеже ты ныне пребываеши и непрестанно вопиеши со Ангелы: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумеют достойно восхвалити тя, страстотерпче Христов Александре, ибо многая и преславная чудодействия источаеши благодатию Божиею. Мы же, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице:

Радуйся, благих прошений исполнителю;

Радуйся, злых намерений искоренителю.

Радуйся, скорый помощниче призывающих тя;

Радуйся, милостивый заступниче почитающих тя.

Радуйся, благодатию Божиею бесы низлагаяй;

Радуйся, вражия козни силою Христовою расторгаяй.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 10

Спастися хотяще, мы, грешнии, к тебе прибегаем, Александре священномучениче, и покланяющеся святым мощем твоим и честному образу твоему, усердно молим тя: помози нам, немощным и ленивым, утоли скорбь нашу и на путь правый настави нас, заблуждающихся, да спасеннии твоими молитвами, хвалебными гласы зовем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем христианом, к заступлению твоему прибегающим, священномучениче Александре, и милосердия неистощимый источник; сего ради славяще Бога, Дивнаго во святых Своих, вопием ти сице:

Радуйся, Церкве Иерусалимския заступниче и покровителю;

Радуйся, святаго Гроба Господня усердный служителю.

Радуйся, святых мест почитателю;

Читайте также:  Чин литии, совершаемой мирянином дома или на кладбище

Радуйся, писаний святых отцев собирателю.

Радуйся, веры и любве учителю;

Радуйся, страха Божия насадителю.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 11

Пение молебное принеси Святей Троице, святителю отче Александре, о почитающих святую память твою, и усердно моли о еже избавитися нам от греховных падений, диавольских козней и вечнаго мучения, да непрестанно во умилении зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлостию чудес твоих, угодниче Божий Александре, всю вселенную просвещаеши, и верных во истине укрепляеши, и на враги победы даруеши. Сего ради со благоговением зовем ти:

Радуйся, Святаго Града преславное украшение;

Радуйся, Рая Небеснаго прекрасный цвете.

Радуйся, к сонму святых Христом сопричисленный;

Радуйся, во граде Небеснем Им возвеличенный.

Радуйся, яко благодатию Божиею верных просвещаеши;

Радуйся, яко поучении твоими заблудших наставляеши.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Господа, страстотерпче святый Александре, и молитвами твоими настави нас на путь спасения, да тако с тобою и со всеми святыми во веки вопием Спасающему нас Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя страдания, священномучениче Александре, величаем память твою, с верою покланяемся многоцелебным мощем твоим и со страхом и любовию зовем ти:

Радуйся, предстателю наш скорый и теплый;

Радуйся, ходатаю о нас пред Богом неусыпный.

Радуйся, болящих целителю;

Радуйся, скорбящих утешителю.

Радуйся, к покаянию нас призываяй;

Радуйся, на мытарствах нам помогаяй.

Радуйся, священномучениче Александре, Церкве Иерусалимския похвало и всех православных утверждение.

Кондак 13

О преславный чудотворче и великий Христов угодниче, священномучениче Александре! Услыши милостивно сие малое моление наше и молитвами твоими испроси нам у Милосерднаго Бога в вере Православней укрепление, в любви христианстей преспеяние и грехов наших прощение, да предстательством твоим унаследуем Царствие Небесное и сподобимся со всеми святыми пети Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва священномученику Александру, епископу Иерусалимскому

О, священная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Александре, Иерусалимская похвало, всемирный светильниче и скорый наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах. Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся.

Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, тишину помыслов наших, воздержание от пагубных страстей и покаяние.

Ей, чадолюбивый и милостивый отче наш, священномучениче Александре, архиерею Божий! Тебе, предстоящему Престолу Господню, ведомы вся нужды наша духовныя и житейския.

Призри на нас отеческим оком и твоими молитвами утверди нас в вере, надежде и любве, суемудрия и расколы истреби, болящия исцели, печальныя утеши, обиженныя заступи, бедствующим помози, путешествующим спутешествуй.

Не посрами нас, угодниче Божий, к тебе с верою притекающих, но яви древния милости твоя, имиже отцем нашим вспомоществовал еси, не отрини и нас, предстоящих всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу. Умоли убо Милостиваго Бога сохранитися нам до кончины дней наших в страсе Божием, и да отпустит нам Господь вся прегрешения наша вольная и невольная, и да избавит нас твоим предстательством от вечных мук, и сподобит радости вечныя насладитися купно с тобою и со всеми святыми, во веки веков. Аминь.

Источник: http://akafistnik.com/akafisty-svyatym/akafist-svyaschennomucheniku-aleksandru-episkopu-ierusalimskomu/

Память святого священномученика Александра, епископа Иерусалимского

12 декабря (25 декабря)

Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель Церкви III века Климент Александрийский1 собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном2.

В начале III века святой Александр был сделан епископом во Флавии, в Каппадокии3. В гонение Септимия Севера4 за ревность к вере Христовой он претерпевал заключение в темнице, в которой томился несколько лет.

По освобождении из заключения, святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме5, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и, по ясному небесному откровению, избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса6.

Совет

В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью7. Он был известен своею любовью к просвещению.

При Иерусалимской церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писание и существовавших в то время творений христианских писателей8. В гонение Декия святой Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую9 на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал дух свой Господу10.

1 Климент Александрийский – один из замечательнейших и знаменитейших христианских ученых первых веков – в 217-м году, катехет (учитель) знаменитого Александрийского т. н. “Огласительного” училища, по своему положению в центре всемирной образованности и учености принявшего характер богословско-учёного образовательного заведения, привлекавшего в свои стены массы образованных слушателей.

2 Ориген – ученик Климента Александрийского, знаменитейший христианский учитель III века, первоначально бывший выдающимся из преподавателей Александрийского “Огласительного” училища. Св.

Александр впоследствии, когда управлял уже Иерусалимскою церковью, по уважению и дружбе к Оригену, позволил ему говорить поучение в своем присутствии в церкви Иерусалимской и за это позволение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригенова, но св.

Александр указал ему на пример других церквей, после он даже рукоположил Оригена в пресвитера, чрез что опять возгорелся спор между ним и Димитрием.

3 Каппадокия – обширная область в восточной части Малой Азии. Флавия – один из городов Каппадокии.

4 Около 209-210 года. – Септимий Север – римский император – царствовал с 193-211 г.

5 Это было в 212 году.

6 Наркисс патриаршествовал ок. 196 года и потом вторично в 212 году.

7 С 212-250 год.

Обратите внимание

8 Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV веке) и знаменитой церковный историк Евсевий, который и сохранил в своей истории сведение о жизни св. Александра Иерусалимского.

9 Кесария Палестинская – на восточном берегу Средиземного моря, один из богатейших и великолепнейших городов Палестины; получила свое наименование в честь Кесаря (Октавия) Августа от царя Иудейского Ирода, строившего повсюду города и храмы в честь Кесаря и украсившего Кесарию. Ныне – на месте прежнего великолепного города расстилается совершенная пустыня с одними грудами развалин.

10 Св. Александр Иерусалимский преставился в 251 году.

Источник: http://zaozernaya.ru/jitiya/pamyat-svyatogo-svyashennomuchenika-aleksandra-episkopa-ierusalimskogo-1944.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector