Священномученик Александр (Петровский), Архиепископ Харьковский
Александр Феофанович Петровский родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. Жил с матерью, которую очень любил. После ее смерти молодой человек получил полную свободу и некоторые средства.
Загулял. Вел он жизнь такую, что нередко приходил домой к трем-четырем часам ночи. И вот однажды, возвратясь домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска отделяла его комнату от комнаты его покойной матери, где все оставалось в прежнем виде.
И видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: “Оставь все это и поступай в монастырь!”
Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко изменил образ жизни, а вскоре, в 1900 г., действительно принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. С 1903 г.
исполняя эконома и казначея туркестанского архиерейского дома, состоял членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 г. архимандрит Александр принял назначение на должность казначея Жировицкого Успенского монастыря, а в l910 г. стал настоятелем Лубенского монастыря. В 1911 г.
, после прославления святителя Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сот человек. С 1917 в течение двух лет он настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре, а в 1919 г. стал настоятелем скитской церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке Псел в Полтавской губернии.
Образовался скит, когда сам Козельщанский монастырь и все Храмы поблизости были закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших здесь пристанище после закрытия своих церквей. Были между ними замечательные люди – подвижники, певцы, проповедники. При церкви существовали типография, иконописная мастерская.
Старосте с большим трудом удавалось отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со всей округи. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с большим подъемом. Отец Александр особенно заботился об улучшении народного пения.
“Пойте все!” – обращался он к народу, и все молящиеся вместе с хором пели известные молитвословия всенощного бдения или Литургии. Сам батюшка обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ. Свидетель пишет, что нельзя забыть, как в скиту служили акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: “Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе!”
В 1932 г., после закрытия храма, о. Александр уехал в Киев, где 30 октября был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, а 25 августа 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г.
он являлся членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). 20 мая 1937 г. митрополит Константин (Дьяков) доверил владыке Александру управление Харьковской епархией.
Здесь он быстро приобрел всеобщую любовь.
Был он человеком необыкновенно живым, общительным ласковым, умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове.
Он привык к вдохновенно-торжественному проведению служб, но ничего не стал ломать, а однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось – все на работе.
Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного Церковью, – все три дня совершать праздничные службы: “Возвеселимся о Господе.” Несмотря на рабочий день, храм оказался попрежнему переполненным народом.
Началась праздничная служба, но хор по обычаю начал петь быстро, не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: “Пойте все!” – и весь народ стал петь пасхальный канон.
А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-летним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности.
…Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на Холодной горе на весь Харьковский район. Она находилась на окраине города, народ отовсюду собирался туда без особого опасения. Сам владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км.
Однажды в Никольскую церковь, где служил епископ Александр, пришло распоряжение властей поделить храм с обновленцами, чтобы одно воскресенье служил православный архиерей с клиром, в другое – обновленцы. Паства была категорически против. В конце гонцов решили отдать обновленцам один из приделов, отделив его стеной от остального храма.
Через 2 недели стена была сооружена, несмотря на возмущение и запрет властей. На живоцерковные службы собиралось не более 40 человек – организаторов этого прихода, хотя там было и духовенство и прекрасный хор, получавший приличное жалование.
А в самом Николаевском храме бывало столько народа, что причащение длилось несколько часов, а до начала всенощной надо было совершить множество крещений (до ста двадцати). Народ приезжал из дальних мест и терпеливо простаивал долгие службы.
Владыка часто говорил о пении во время просительной ектений: “Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все: “Подай, Господи!” И когда тысячная толпа едиными устами, единым сердцем начинала петь, – такая молитва звучала в храме, о которой сейчас и малого понятия не имеют. Общительность, живость характера, сердечная мягкость сочетались у святого с мудростью, умением легко решать конфликты, мирить и вдохновлять людей.
Не минула общая судьба ревнителей за правду Церковную и владыку Александра. Он это чувствовал и просил своих духовных чад не унывать: “Что бы дальше ни было – держитесь, крепитесь.” Близким он говорил, что он последний архиерей на юге России.
20 июня 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации, и 17 июля 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа осужден к 10 годам тюремного заключения в Холодногорской тюрьме. Это было великим событием для тюрьмы, когда привели его – высокого, благообразного старца. С почтением был он встречен заключенными.
Но здесь он пробыл недолго: 24 мая 1940 года в возрасте 89 лет его жизнь закончилась. Как? Один Господь знает. Из среды тюремного персонала говорили, он был задушен.
Документы свидетельствуют, что в мае 1940 года в морг Харькова был “привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД на Каченевке труп старика с номером на ноге и документом, в котором была указана фамилия – Петровский, с предписанием похоронить.” Работавший в морге бывший иподиакон владыки и привратник, впоследствии ставший священником (прот.
Иоаким Орехов), сразу же опознали архиепископа Александра. Он был обрит и острижен, но его величественный вид отличал его от сотни трупов, жалких в своей наготе. Но вдруг было получено из тюрьмы предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке.
Перевязавши номер с тела Владыки на тело одного безродного, отправили последнего с документами Петровского в тюрьму. Ночью монахи и близкие почитатели священномученика облачили его в архиерейские ризы и совершили по чину отпевание. Гроб вывозили ранним утром, но вся улица оказалась запруженной народом, по преимуществу сверкая белыми косынками сестер Козельщанского монастыря. С плачем, с крестным знамением, опускаясь на колени, встретила толпа повозку с гробом. Возчик быстро погнал лошадей…
Владыка был похоронен за Холодной горой на кладбище села Зелютина. В течение многих лет могила святого была местом Молитвы и паломничества. В настоящее время обретены святые Мощи архиепископа Александра, которые почивают в Свято-Благовещенском соборе в г. Харькове.
После ареста и смерти Владыки службы продолжались. В Вербное воскресение, весной 1941 г. была последняя служба. Уже за службы Великого Поста наложили налог в 125 тысяч. Уплатили. Но в “пятидесятку,” которая отвечала за церковь попали воры и враги Церкви.
Объявили, что по болезни батюшки службы не будет. Священники были, но не имели права служить, кроме того, кто был официально приписан к храму. Собирали новый налог в 120 тыс. за Страстную седмицу. Но, видимо, деньги не доходили по назначению.
Служб не было, но объявлено было, что будет служба страстей Господних в четверг.
Собралась несметная толпа – тысяч восемь. Прибыла милиция. Но порядок не нарушался. Церковь оказалась закрыта. Шла служба у живцов, но там кроме “сороковки” никого не было, никто из собравшихся туда не пошел.
И вот была совершена полная служба двенадцати Евангелий на площади – тайно. Впереди стояли многочисленные священники без облачений, окруженные тесной толпой молящихся.
Они про себя читали соответствующие Евангелия, а затем раздавалось: “Слава страстем Твоим, Господи” и все положенные песнопения пелись самим народом. Возгласы совершались про себя, благословение давалось тайно.
Народ стоял с принесенными свечами. Погода была дивная, тихая…
“Расходитесь по домам,” – сказано было после окончания службы. Тут же было обещано, что на Пасху служба будет. Народу собралось еще больше, прошла она так же вне храма. Больше не было служб до Троицы. За это время удалось выбросить из пятидесятки вредителей на общем собрании в присутствии властей. Старый священник бесследно исчез.
Согласился пойти один священник, который служил счетоводом, долго тянули с его припиской. Первая служба состоялась на третий день Троицы. Хотя был рабочий день, богомольцев собралось опять масса. Но этот батюшка был мобилизован и взят в армию. До прихода немцев служб больше не было.
А с их приходом открылось много церквей – жизнь стала другой.
Память Святителя Александра празднуется 11/24 мая, перенесение мощей 30 октября / 12 ноября. Мощи его перенесены в Свято-Благовещенский собор, где почивают в специальной раке.
Email рассылка Telegram
© Михаил Чернов vsemolitva.ru
Читайте также
Источник: http://vsemolitva.ru/svyashhennomuchenik-aleksandr-petrovskij-arxiepiskop-xarkovskij.html
Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
Житие
Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского.
В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Конягино Дубенского уезда, а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе.
Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро.
Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь».
Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь.
1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе.
9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря.
15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома.
18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя. 16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.
1 февраля 1903 года иеромонах Александр был переведен служить в Туркестанскую епархию и 6 мая того же года назначен экономом Туркестанского архиерейского дома; в Туркестанской епархии он нес послушания члена Духовной консистории, Училищного совета и миссионерского общества. 7 апреля 1905 года он был награжден наперсным крестом.
Здешний климат неблагоприятно сказался на его здоровье, и 20 февраля 1906 года он был освобожден от послушаний в Туркестанской епархии с правом поступления в один из монастырей в Европейской части России и 16 марта того же года был включен в число братии Жировицкого Успенского монастыря Гродненской епархии.
8 августа 1907 года он был утвержден в должности казначея монастыря, неся, кроме того, послушание заведующего Жировицкой двухклассной церковноприходской школой. 8 января 1908 года иеромонах Александр был перемещен в братство Донского монастыря в Москве, и с 8 февраля того же года исполнял должность наместника монастыря.
4 декабря 1909 года он был утвержден в должности наместника Донского монастыря и 6 мая 1910 года возведен в сан игумена. В том же году он был назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря и возведен в сан архимандрита.
В 1911 году, когда был торжественно прославлен святитель Иоасаф Белгородский, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором, несмотря на дальность расстояния, участвовало несколько сот человек.
В 1917 году архимандрит Александр был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. Через год он переехал в Полтаву, где некоторое время жил при епископе Феофане (Быстрове).
После того как епископ Феофан покинул Полтаву, архимандрит Александр поселился в Козельщанском Рождество-Богородичном монастыре, который в то время не был еще разорен безбожниками-революционерами, – в нем были прекрасные храмы, своя типография и иконописные мастерские.
Здесь, в обители, собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей. В 1919 году архимандрит Александр был назначен настоятелем скитской церкви Козельщанского монастыря. В 1929 году монастырь был закрыт, закрыты и все церкви в окрестности, кроме храма в скиту, и сюда стало стекаться множество верующих.
Отец Александр организовал здесь общенародное пение во время богослужений; бывало, скажет: «Пойте все», – и все молящиеся тогда подхватывали молитвословия всенощного бдения или литургии.
По неукоснительно соблюдавшемуся благословению настоятеля служба совершалась здесь строго по уставу и проходила с огромным молитвенным подъемом. В 1932 году храм в скиту был закрыт, архимандрит Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В августе 1933 года епископ Александр был назначен на Винницкую кафедру, а в мае 1937 года переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа.
Храмы в то время закрывались один за другим, и к приезду архиепископа Александра в Харьков здесь остался один Никольский храм на Холодной Горе; ближайшие церкви были в Екатеринославе и Луганске.
Обстановка в городе была такова, что никто из людей, проживавших неподалеку от храма, не решился сдать комнату архиерею, и владыка снимал ее в другом конце города. В храме владыка застал холодное, не молитвенное, формальное пение; оно ему не понравилось, но он не стал сразу делать замечаний.
В то время в Харькове на Светлую седмицу служились пасхальные службы только два первых дня. На второй день Пасхи архиепископ обратился с просьбой к народу и клиросу – не отходить от благочестивого обычая служить пасхальные службы хотя бы три дня. День был рабочим, но, несмотря на это, храм оказался полон молящихся.
Хор по обыкновению начал петь «поскору», не повторяя всех праздничных песнопений; тогда архиепископ повернулся к народу и сказал: «Пойте все!»И весь народ стал петь хорошо известный ему пасхальный канон.
Певцы на клиросе сначала растерялись, а затем подхватили пение и стали руководить им, и служба прошла с таким молитвенным подъемом, какого здесь не видели давно.
В 1937 году власти стали настаивать, чтобы архиепископ Александр разрешил служить в том же храме живоцерковникам, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православными, в другое – живоцерковники.
Народ был категорически против и, настроенный весьма воинственно, готов был кольями отгонять от храма раскольников – явных врагов Церкви. Чтобы избежать столкновения, архиепископ Александр предложил народу разделить храм: отдать живоцерковникам один из приделов, но с условием, что он будет отделен от основного храма стеной.
Власти запретили строить стену под предлогом того, что не выдержит фундамент. Православные, однако, составили проект, при котором обеспечивалась безопасность постройки, и за две недели соорудили стену.
Приход живоцерковников состоял из сорока человек, и кроме них, в храм никто не ходил, хотя у живоцерковников было и духовенство, и прекрасный хор, и материально они были всем обеспечены. В то же время в православной части храма, где служил владыка, было столько народа, что причащение продолжалось по нескольку часов.
После литургии священники совершали крещения, и креститься приходило до ста человек в день, так что почти сразу после крещений начиналась вечерняя служба. Архиепископ любил церковную службу, церковное пение.
Бывало, поет хор на ектении «Подай, Господи», а архиепископ скажет: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал. Разве так холодно просят?» И, обратившись к народу, говорил: «Пойте все!» И тогда более тысячи молящихся едиными усты и единым сердцем начинали петь. 28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован и заключен в тюрьму, расположенную неподалеку от храма на Холодной Горе. Сразу же после ареста начались допросы. Услышав, в чем его обвиняют, владыка заявил, что виновным себя не признает. Были зачитаны показания свидетелей, а затем следователь стал жестоко избивать архиепископа, требуя, чтобы он признал себя виновным. Под воздействием пыток архиепископ сказал, что, отрицательно восприняв закрытие церквей, стал непримиримым врагом советской власти, но шпионской деятельностью, в которой его обвиняют, не занимался. 15 марта 1939 года дело архиепископа Александра было заслушано в закрытом судебном заседании военного трибунала, и здесь владыка заявил, что ни в какой шпионской организации не участвовал и шпионской деятельностью не занимался, а также не вел среди прихожан антисоветской агитации, и если он подписался под показаниями на предварительном следствии, то только потому, что следователь бил его, – под физическим воздействием он дал ложные показания, от которых теперь отказывается. В тот же день был зачитан приговор военного трибунала Харьковского военного округа, который приговорил архиепископа Александра к десяти годам тюремного заключения и к пяти годам лишения прав. Владыке было тогда восемьдесят восемь лет.
5 января 1940 года приговор был отменен и «дело» было возвращено на доследование. Архиепископ Александр скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 года.
На следующий день в городской морг был привезен из больницы тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, с номером на ноге, по фамилии Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп Петровского в тюрьму, так как он был прислан по ошибке.
Служащий при морге врач, который был иподиаконом у архиепископа, и дежуривший у ворот привратник (впоследствии он стал священником), сразу узнали архиепископа.
Они перевязали номер с тела владыки на тело безродного старика и отправили его с документами на имя Петровского в тюрьму, а тело святителя было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие архиепископу люди облачили его в архиерейские одежды и было совершено отпевание. Святитель был похоронен на Залютинском кладбище на окраине Харькова.
Тропарь,
глас 4
И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Александре, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Иный тропарь,
глас 4
Благости научився, и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Александре, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак,
глас 4
Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Александре.
Дни памяти: 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 24 мая
Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231796
Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, Священномученик
Согласно справки, полученной из архива Управления Службы Безопасности Украины в Харьковской области, от 14 мая 1993 г. за № 6012258, Петровский Александр Феофанович, 1851 г. р. (число и месяц не указаны), уроженец г.
Луцка Волынской губернии (бывшая Польша), до ареста – архиепископ и Управляющий Тихоновской епархией Украины (разумеется, Патриаршей церкви), проживал по адресу: г. Харьков, Павловка, ул. Софиевская, д. 33. В том же источнике указывается, что архиепископ Александр в 1937 г.
Митрополитом Константином (Дьяковым) был назначен Управляющим Харьковской епархией.
Изложить подробно житие архиепископа Александра (Петровского) почти невозможно. В одном из зарубежных изданий говорится, что будущий Владыка получил светское (юридическое) образование. Однажды ночью, после смерти матери, она явилась к нему и сказала: оставь все и поступай в монастырь. Этото видение так повлияло на молодого человека, что он вскоре действительно принял монашеский постриг…
Господь привел его в Козельщинскую женскую обитель Полтавской епархии, многолюдную и богатую. Когда советская власть закрыла все храмы в округе, здесь нашли пристанище двенадцать священников.
Но вскоре Козельщинский монастырь также был закрыт.
Около пятидесяти сестер переместились к реке Псел, где обосновали скит “Обиток”, духовником которого вплоть до закрытия в 1932 году этой, уже последней в округе, святыни был отец Александр.
В том же 1932 году архимандрит Александр был хиротонисан во епископа, а впоследствии возведен в сан архиепископа. В Харькове он быстро приобрел такую же всеобщую любовь паствы, какую имел на Полтавщине. Будучи человеком необыкновенно общительным, ласковым, но, вместе с тем, очень сдержанным и стойким в вере.
Один за другим закрывались харьковские храмы. Вскоре в Харькове и по всей Харьковщине осталась единственная действующая православная церковь – Свято-Казанская, в которой постоянно служил владыка Александр.
Как и для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра, когда он должен был засвидетельствовать верность Христу и Его Святой Церкви своим мученичеством.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, а 17 июня 1939 года военный трибунал Харьковского военного округа приговорил владыку Александра к 10 годам заключения. После суда архиепископ Александр содержался в тюрьме. Есть сведения, что 5 января 1940 г. приговор отменили, а дело возвратили на доследование.
О его страданиях в тюрьме и мученической кончине знает один Господь. Тюремный персонал поговаривал, что он был удушен.
В архивной же справке, датируемой 1940 годом, указывается, что архиепископ Александр (Петровский Александр Феофанович) умер в больнице тюрьмы № 1 г.
Харькова, о чем имеется такая запись в истории болезни: “Петровский Александр Феофанович, возраст 89 лет, поступил 24/V 1940 г. в 13 ч. 30 мин. Умер 24/V 1940 г. в 18 ч. 15 мин. Диагноз окончательный: острая сердечная слабость”.
Из рассказа очевидца – сотрудника Харьковского епархиального управления Криворученко Н. С., умершего в 1986 г. –явствует, что в городской судебно-медицинский морг г.
Харькова был привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД тюрьмы № 1 труп старика (совершенно раздетого, только с номером на ноге и с документом, в котором была указана фамилия — Петровский) с предписанием похоронить.
Но вслед поступило иное распоряжение из самой тюрьмы — труп срочно возвратить, так как он послан по ошибке.
Служащие при морге, в том числе доктор, бывший иподиакон и привратник, в будущем протоиерей Иоаким (Орехов), перевязали номер с тела Владыки на тело безродного и отправили последнего с документом Петровского в тюрьму. Им удалось уговорить охрану морга, и, под видом вывоза мусора, тело святителя, присыпанное навозом, на подводе вывезли за пределы морга.
Ночью монашествующие и близкие почитатели облачили тело священномученика в архиерейские одежды, после чего было совершено отпевание. Святителя с благоговением похоронили на Залютинском кладбище г. Харькова, в стороне от общего места захоронения, и его могилу обозначили особым знаком.
В памяти православных харьковчан архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Православной Церкви. Его могила почитается особо, ее всегда украшают живые цветы.
10 февраля 1993 года архиепископ Александр (Петровский) был реабилитирован.
Архипастырскими трудами и мученической кончиной святитель Александр восполнил лик святых, в землях наших просиявших, и сокровищницу Церкви Небесной. Изволением Духа Святого и Священного Синода он был причислен к лику местночтимых святых. Память его чтится 19 мая (1 июня) – вместе со всеми священномучениками Слободского края, и в день его мученической кончины – 11 (24) мая.
Мощи святителя Александра с благоговением были изъяты из могилы и перенесены в Благовещенский собор г. Харькова. Раку с его мощами установили на особом месте – там, где хранятся также святые мощи святителя Афанасия Цареградского, Лубенского чудотворца, и святителя Мелетия, Архиепископа Харьковского и Ахтырского.
Почитание обретенных святых мощей святителя Александра приурочено к празднованию Озерянской иконы Божией Матери –– 30 октября (12 ноября).
В 1994 году Синодальная Комиссия Русской Православной Церкви канонизировала Святого Подвижника Александра (Петровского). Боголюбивый православный народ Слобожанщины приобрел нового молитвенника и ходатая пред Господом.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года состоялось общецерковное прославление священномученика Александра. Его святое имя, наряду с именами тысяч новомучеников и исповедников нашей земли, сообщено Предстоятелям Поместных Церквей для внесения в месяцесловы.
Источник: http://www.pravoslavie.poltava.ua/ru/svyatyni-i-svyatye/svyatye-ugodniki-bozhii/aleksandr-petrovskij-arkhiepiskop-kharkovskij-svyashchennomuchenik
Архиепископ Александр Петровский – жизнь и смерть священномученика | Христианство на 4-women.ru
Праведники, святые, священномученики… С этими христианскими понятиями знакомы многие, даже те, кто никогда не относил себя к категории верующих в Бога. Одним из таких людей является Александр Феофанович Петровский. Что же это был за человек? Как прожил свою жизнь, и чем завоевал всеобщую любовь?
В городе Луцке Волынской губернии, 23 августа 1851 года, в семье диакона родился сын – Александр Петровский. Биография его очень насыщена и интересна.
Тогда еще никто не знал, что спустя годы этот мальчик станет архиепископом и будет причислен к лику святых.
Окончив 4 класса и получив хорошее образование на юридическом факультете, молодой человек стал жить с матерью.
А после ее смерти Александр получил небольшое наследство и начал вести разгульный образ жизни. Это продолжалось достаточно долго, пока однажды не произошло почти мистическое событие.
Вернувшись домой поздно ночью, Александр лег спать в своей комнате, которая была отделена от бывшей комнаты матери занавеской. Неожиданно занавеска открылась, и он услышал голос мамы, которая просила его оставить этот образ жизни и уйти в монастырь.
Жизнь и служба в монастыре
Это событие оказало на молодого человека огромное влияние и стало судьбоносным. Совсем скоро Александр Петровский, фотокоторого представлено в статье, действительно ушел в монастырь и принял постриг.
Его путь к сану архиепископа был долгим и трудным. С 1900 года, в течение 10 лет, он — иеромонах, наместник, архимандрит Александр Петровский и, наконец, настоятель Лубенского монастыря (в 1911 году). За годы службы здесь священнослужитель прославился организацией знаменитого крестного хода из монастыря в Белгород, в котором приняли участие сотни человек.
А с 1917 до 1919 года он был настоятелем Псково-Печерского монастыря и настоятелем скитской церкви в Полтавской губернии. Это были трудные годы – церкви закрывались, и священники находили приют в образовавшемся ските. Среди 12 священников, служивших здесь, были замечательные люди, обладающие большими талантами в различных областях – подвижничестве, пении, проповедовании, иконописи.
Большое количество людей со всей округи собирались на службу, которая всегда проходила очень вдохновенно. Александр Петровский много внимания уделял народному пению. Будучи сам прекрасным певцом, он приглашал всех принимать участие в песнопениях. И люди пели!
Очевидцы вспоминали, какой стройный народный хор раздавался над скитом во время службы. В последующие годы будущий архиепископ и священномученик зарабатывал все большую известность и всеобщее признание. В мае 1937 году советский епископ Александр Петровский был удостоен чести владения Харьковской епархией.
Народное признание
Епископ Александр Петровский обладал незаурядными чертами характера – душевностью, человеколюбием, добротой, вниманием к чужому горю. При этом он был очень живым и приятным в общении человеком. Его стойкость и выдержка проявлялись во всех делах и начинаниях.
Так, в Харьковской епархии он столкнулся с однообразием и рутиной, однако не стал навязывать новые порядки, а просто показал, как на самом деле должна проходить служба. Обычно на Пасху служба проводится три дня. Местная паства не привыкла к такому, потому что третий день был рабочим. Новый епископ призвал всех отложить работу и прийти на службу и в третий день.
Народ послушал его, и церковь была заполнена. Александр стал петь своим прекрасным тенором и призвал паству поддержать его. Никогда раньше над церковью не слышали такого вдохновенного и слаженного песнопения. По окончании службы и хористы на клиросе, и простой народ были счастливы и благодарили епископа за этот урок.
1937 год в судьбе епископа Александра Петровского
Не секрет, что 1937 год был очень сложным для всей тогдашней России. И епископ Александр в полной мере испытал на себе все его негативное воздействие.
В те годы церкви в Харькове повсеместно закрывались. В конце концов, действующей осталась только одна из них.
Люди без страха собирались туда со всех концов города, потому что находилась она на самой окраине. Однако власти добрались и туда.
В церковь пришло распоряжение, согласно которому храм надлежало поделить с обновленцами. С этого момента православный архиерей и обновленцы должны были проводить воскресные службы по очереди. Паства была крайне возмущена таким решением. В итоге, было решено соорудить стену и отдать обновленцам один из приделов.
Несмотря на несогласие властей, стену соорудили уже через две недели. На службу к обновленцам с этого момента собиралось не более 40 человек, в то время как другая часть храма была переполнена.
Люди съезжались из разных мест и готовы были простаивать долгие час в ожидании службы.
Здесь Александр Петровский привычно призывал народ принимать активное участие в песнопениях, и над храмом каждое воскресение разносилось вдохновенное «Подай, Господи!».
Арест и обвинение в контрреволюционной деятельности
Подобная деятельность не могла остаться безнаказанной в то сложное для страны и всего народа время. В июне 1938 года архиепископ был арестован и обвинен в контрреволюционной пропаганде.
Спустя год военный трибунал приговорил его к 10 годам тюремного заключения. К слову, заключенные отнеслись с почтением к осужденному, но спустя два года, 24 мая 1940 г.
, архиепископ Александр Петровский скончался в тюрьме.
Жизнь после смерти
Похоронен владыка в селе Залютино. В течение долгих лет это место служило местом паломничества для верующих людей.
В настоящее время святые Мощи архиепископа находятся в городе Харькове, в Свято-Благовещенском соборе. После его смерти службы в церкви продолжались еще долго, вплоть до 1941 года, когда состоялась последняя из них. Паства так же, как и при жизни владыки, исполняла песнопения дружным хором.
Источник
Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/arhiepiskop-aleksandr-petrovskii-jizn-i-smert-sviashennomychenika.html
11 (24) мая 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)
?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2014-05-24 15:18:00filin_dimitry
filin_dimitry
2014-05-24 15:18:00Продолжение…
Священномученик архиепископ Александр
(Петровский Александр Феофилович (Феофанович), +24.05.
1940)
Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского.
В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Конягино Дубенского уезда, а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе.
Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро.
Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке.
Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь».
Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе.
9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря.
15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома.
18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя.16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря.
6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.
1 февраля 1903 года иеромонах Александр был переведен служить в Туркестанскую епархию и 6 мая того же года назначен экономом Туркестанского архиерейского дома; в Туркестанской епархии он нес послушания члена Духовной консистории, Училищного совета и миссионерского общества. 7 апреля 1905 года он был награжден наперсным крестом.
Здешний климат неблагоприятно сказался на его здоровье, и 20 февраля 1906 года он был освобожден от послушаний в Туркестанской епархии с правом поступления в один из монастырей в Европейской части России и 16 марта того же года был включен в число братии Жировицкого Успенского монастыря Гродненской епархии.
8 августа 1907 года он был утвержден в должности казначея монастыря, неся, кроме того, послушание заведующего Жировицкой двухклассной церковноприходской школой.8 января 1908 года иеромонах Александр был перемещен в братство Донского монастыря в Москве, и с 8 февраля того же года исполнял должность наместника монастыря.
4 декабря 1909 года он был утвержден в должности наместника Донского монастыря и 6 мая 1910 года возведен в сан игумена. В том же году он был назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря и возведен в сан архимандрита.
В 1911 году, когда был торжественно прославлен святитель Иоасаф Белгородский, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором, несмотря на дальность расстояния, участвовало несколько сот человек.В 1917 году архимандрит Александр был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря.
Через год он переехал в Полтаву, где некоторое время жил при епископе Феофане (Быстрове). После того как епископ Феофан покинул Полтаву, архимандрит Александр поселился в Козельщанском Рождество-Богородичном монастыре, который в то время не был еще разорен безбожниками-революционерами, – в нем были прекрасные храмы, своя типография и иконописные мастерские. Здесь, в обители, собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей.
В 1919 году архимандрит Александр был назначен настоятелем скитской церкви Козельщанского монастыря. В 1929 году монастырь был закрыт, закрыты и все церкви в окрестности, кроме храма в скиту, и сюда стало стекаться множество верующих. Отец Александр организовал здесь общенародное пение во время богослужений; бывало, скажет: «Пойте все», – и все молящиеся тогда подхватывали молитвословия всенощного бдения или литургии. По неукоснительно соблюдавшемуся благословению настоятеля служба совершалась здесь строго по уставу и проходила с огромным молитвенным подъемом.
В 1932 году храм в скиту был закрыт, архимандрит Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.В августе 1933 года епископ Александр был назначен на Винницкую кафедру, а в мае 1937 года переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа.
Храмы в то время закрывались один за другим, и к приезду архиепископа Александра в Харьков здесь остался один Никольский храм на Холодной Горе; ближайшие церкви были в Екатеринославе и Луганске. Обстановка в городе была такова, что никто из людей, проживавших неподалеку от храма, не решился сдать комнату архиерею, и владыка снимал ее в другом конце города.
В храме владыка застал холодное, не молитвенное, формальное пение; оно ему не понравилось, но он не стал сразу делать замечаний. В то время в Харькове на Светлую седмицу служились пасхальные службы только два первых дня.
На второй день Пасхи архиепископ обратился с просьбой к народу и клиросу – не отходить от благочестивого обычая служить пасхальные службы хотя бы три дня. День был рабочим, но, несмотря на это, храм оказался полон молящихся.
Хор по обыкновению начал петь «поскору», не повторяя всех праздничных песнопений; тогда архиепископ повернулся к народу и сказал: «Пойте все!» И весь народ стал петь хорошо известный ему пасхальный канон. Певцы на клиросе сначала растерялись, а затем подхватили пение и стали руководить им, и служба прошла с таким молитвенным подъемом, какого здесь не видели давно.
В 1937 году власти стали настаивать, чтобы архиепископ Александр разрешил служить в том же храме живоцерковникам, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православными, в другое – живоцерковники. Народ был категорически против и, настроенный весьма воинственно, готов был кольями отгонять от храма раскольников – явных врагов Церкви.
Чтобы избежать столкновения, архиепископ Александр предложил народу разделить храм: отдать живоцерковникам один из приделов, но с условием, что он будет отделен от основного храма стеной. Власти запретили строить стену под предлогом того, что не выдержит фундамент. Православные, однако, составили проект, при котором обеспечивалась безопасность постройки, и за две недели соорудили стену.
Приход живоцерковников состоял из сорока человек, и кроме них, в храм никто не ходил, хотя у живоцерковников было и духовенство, и прекрасный хор, и материально они были всем обеспечены.
В то же время в православной части храма, где служил владыка, было столько народа, что причащение продолжалось по нескольку часов.
После литургии священники совершали крещения, и креститься приходило до ста человек в день, так что почти сразу после крещений начиналась вечерняя служба. Архиепископ любил церковную службу, церковное пение. Бывало, поет хор на ектении «Подай, Господи», а архиепископ скажет: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал.
Разве так холодно просят?» И, обратившись к народу, говорил: «Пойте все!» И тогда более тысячи молящихся едиными усты и единым сердцем начинали петь.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован и заключен в тюрьму, расположенную неподалеку от храма на Холодной Горе. Сразу же после ареста начались допросы. Услышав, в чем его обвиняют, владыка заявил, что виновным себя не признает. Были зачитаны показания свидетелей, а затем следователь стал жестоко избивать архиепископа, требуя, чтобы он признал себя виновным.Под воздействием пыток архиепископ сказал, что, отрицательно восприняв закрытие церквей, стал непримиримым врагом советской власти, но шпионской деятельностью, в которой его обвиняют, не занимался.15 марта 1939 года дело архиепископа Александра было заслушано в закрытом судебном заседании военного трибунала, и здесь владыка заявил, что ни в какой шпионской организации не участвовал и шпионской деятельностью не занимался, а также не вел среди прихожан антисоветской агитации, и если он подписался под показаниями на предварительном следствии, то только потому, что следователь бил его, – под физическим воздействием он дал ложные показания, от которых теперь отказывается.В тот же день был зачитан приговор военного трибунала Харьковского военного округа, который приговорил архиепископа Александра к десяти годам тюремного заключения и к пяти годам лишения прав. Владыке было тогда восемьдесят восемь лет.5 января 1940 года приговор был отменен и «дело» было возвращено на доследование. Архиепископ Александр скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 года. На следующий день в городской морг был привезен из больницы тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, с номером на ноге, по фамилии Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп Петровского в тюрьму, так как он был прислан по ошибке. Служащий при морге врач, который был иподиаконом у архиепископа, и дежуривший у ворот привратник (впоследствии он стал священником), сразу узнали архиепископа. Они перевязали номер с тела владыки на тело безродного старика и отправили его с документами на имя Петровского в тюрьму, а тело святителя было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие архиепископу люди облачили его в архиерейские одежды и было совершено отпевание. Святитель был похоронен на Залютинском кладбище на окраине Харькова.В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован. 22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; 12 ноября 1995 года мощи священномученика Александра были перенесены в Благовещенский собор города Харькова и установлены на особом месте для молитвенного поклонения.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых.
Священномученик Михаил Белороссов, пресвитер
Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/135882.html
Харьковская Духовная Семинария – Празднование Озерянской иконы Божией Матери, обретение мощей сщмч. Александра (Петровского)
На 12-е ноября припадает празднование Озерянской иконы Божией Матери, а также обретение мощей священномученика Александра (Петровского).
12 ноября, в праздник Озерянской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, день памяти священномученика Александра, архиепископа Харьковского, Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Харьковский и Богодуховский в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Городницким, совершил праздничную Божественную литургию в Свято-Благовещенском кафедральном соборе города Харькова.
После пения запричастного стиха настоятель Свято-Покровского храма в поселке Коротыч прот. Олег Онищенко произнес проповедь на тему праздника.
По заамвонной молитве преосвященные владыки и духовенство совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице.
Митрополит Онуфрий поблагодарил архиепископа Александра за совместное Богослужение и преподнес в дар икону Божией Матери “Озерянская” и от имени всех верных чад Харьковской епархии поздравил Высокопреосвященнейшего Владыку с прошедшим его днем рождения.
История Озерянской иконы Божией Матери берет свое начало еще со времени татарских набегов на Украину. По одним данным, явление иконы случилось в конце XVI в., по другим – в XVII в.
, третьи источники указывают более точную дату – 1710 год; однако если сопоставить рассказ с годами правления митрополита Белгородского и Обоянского Феодосия, речь о котором пойдет ниже, то чудо обретения Озерянской иконы Божией Матери следует отнести к годам его правления, а именно: 1667–1671 гг. В общем, дело обстояло так.
В то время на берегу речки Озерянки (а именно на месте нынешнего села Нижняя Озеряна, приблизительно в 3 км от Мерефы) один из жителей косил траву. Вдруг, после очередного взмаха косы он услышал стон наподобие человеческого и увидел, что он только что косою разрезал надвое икону Божией Матери, которая находилась прямо на земле под деревом. Перед иконой была горящая свеча.
Сожалея о происшедшем, косарь прекратил работу, взял обе половинки иконы домой и усердно молился перед обретенным образом Божией Матери. На следующее утро иконы дома не оказалось – она снова была на том же месте, где крестьянин нашел ее накануне, причем обе половинки срослись в единое целое (от рассечения остался лишь тонкий след), а на месте явления иконы образовался родник.
В то время в Мерефе служил благочестивый иерей Феодор, который донес о происшедшем чуде своему правящему архиерею – митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию.
По благословению владыки, возле места чудесного обретения иконы был построен храм. Впоследствии там возникла целая обитель, в которую приходили верующие, прося исцеления своих недугов у Матери Божией.
В ряде случаев чудеса действительно происходили – и люди получали просимое.
Вообще, по поводу чудес, происходивших по молитвам страждущих перед Озерянской иконой, существует множество свидетельств.
В 1794 году Озерянскую икону Божией Матери перенесли в Спасо-Преображенский Куряжский монастырь, на месте которого в настоящее время находится Куряжская исправительная колония для несовершеннолетних им. А.С. Макаренко.
Икона там была до закрытия монастыря, а потом в течение восьми лет находилась в Покровском училищном храме (в настоящее время – Крестовоздвиженский храм Свято-Покровского монастыря г. Харькова).
Однако вскоре Куряжский монастырь был восстановлен – и, по просьбе братии, икону туда возвратили.
Начиная с 1843 года, был установлен крестный ход: 30 сентября каждого года Озерянскую икону переносили в Харьков, а 22 апреля ее несли обратно в Куряжский монастырь.
Исследователи склоняются к мнению, что изначально Озерянский образ Божией Матери был доставлен в Украину из Галиции и принадлежит кисти неизвестного малороссийского художника.
Следует отметить, что приблизительно в 1930-е годы оригинал иконы был утрачен, однако в сентябре 2010 года, благодаря описаниям Д. Багалея и Д.
Миллера, изображение было воссоздано и в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Харьковского Свято-Покровского монастыря.
С Озерянской иконы было сделано множество списков, и хотя они существенным образом внешне отличаются друг от друга, многие из них прославились своими чудотворениями.
В настоящее время в Харьковской епархии имеется 3 храма, освященных в честь Озерянской иконы Божией Матери: Озерянский храм на территории Покровского монастыря; Озерянский храм на Холодной Горе и Озерянский храм в селе Нижние Озеряны.
Также в честь Озерянской иконы освящен придел в нижнем храме Свято-Благовещенского кафедрального собора.
Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (Александр Федорович Петровский) родился в 1851 году в городе Луцке Волынской губернии (бывшая Польша), а потом жил в Харькове.
Он получил прекрасное светское образование и окончил юридический факультет. Однажды ночью, после смерти матери, она явилась к нему и сказала: оставь все и поступай в монастырь.
Это видение так повлияло на молодого человека, что он вскоре действительно принял монашеский постриг…
Господь привел его в Козельщанскую женскую обитель Полтавской епархии, многолюдную и богатую. Когда советская власть закрыла все храмы в округе, здесь нашли пристанище двенадцать священников.
Но вскоре Козельщинский монастырь также был закрыт.
Около пятидесяти сестер переместились к реке Псел, где обосновали скит «Обиток», духовником которого вплоть до закрытия в 1932 году этой, уже последней в округе святыни был отец Александр.
В том же 1932 году архимандрит Александр был хиротонисан во епископа, а впоследствии возведен в сан архиепископа. В Харькове он быстро приобрел такую же всеобщую любовь паствы, какую имел на Полтавщине, будучи человеком необыкновенно общительным, ласковым, но, вместе с тем, очень сдержанным и стойким в вере.
Один за другим закрывались харьковские храмы. Вскоре в Харькове и по всей Харьковщине осталась единственная действующая православная церковь – Свято-Казанская, в которой постоянно служил владыка Александр. В храме бывало столько народа, что причащение длилось несколько часов.
Народ приезжал из дальних мест и терпеливо простаивал долгие службы.
Как и для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра, когда он должен был засвидетельствовать верность Христу и Его Святой Церкви своим мученичеством.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован и приговорен к 10 годам заключения. После суда архиепископ Александр содержался в тюрьме. О его страданиях в тюрьме и мученической кончине знает один Господь. Тюремный персонал поговаривал, что он был удушен. В архивной же справке, датируемой 1940 годом, указывается, что архиепископ Александр умер в больнице тюрьмы.
Есть свидетельства, что на следующий день в городской судебно-медицинский морг было доставлено тело старика с документом, в котором указывалась фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Однако вскоре было получено указание возвратить тело в тюрьму.
Работник морга, служивший иподиаконом у владыки, и привратник, впоследствии ставший священником, сразу узнали архиепископа. Они отправили в тюрьму останки другого человека с документами архиепископа, а тело вывезли из морга.
Ночью монашествующие и близкие почитатели облачили тело священномученика в архиерейские одежды, после чего было совершено отпевание. Святителя с благоговением похоронили на Залютинском кладбище г. Харькова, в стороне от общего места захоронения, и обозначили его могилу особым знаком.
В памяти православных харьковчан архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Православной Церкви.
10 февраля 1993 года архиепископ Александр (Петровский) был реабилитирован.
Архипастырскими трудами и мученической кончиной святитель Александр восполнил лик святых, в землях наших просиявших, и сокровищницу Церкви Небесной.
Изволением Духа Святого и Священного Синода он был причислен к лику местночтимых святых.
Память его почитается 24 мая в день его мученической кончины, 12 ноября – день обретения его святых мощей и 1 июня – вместе со всеми мучениками Слободского края.
Мощи святителя Александра были изъяты из могилы и перенесены в Благовещенский собор г. Харькова. Почитание обретенных святых мощей святителя Александра приурочено к празднованию Озерянской иконы Божией Матери – 30 октября (12 ноября). На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года состоялось общецерковное прославление священномученика Александра.
По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, священномученик Александр был объявлен покровителем города Харькова и его жителей, в Харькове в его честь был воздвигнут храм.
Источник: http://seminary.kharkov.ua/12-11-15.html