Священномученик александр (рождественский)

Священномученик Александр (Рождественский) – АНО СЕМЬЯ РОССИИ

Священномученик Александр (Рождественский), 1874-1937 гг.

Главная обязанность ваша, благочестивые супруги, для настоящей жизни та же, какая лежит на каждом христианине, именно: приготовление к жизни вечной через веру и соблюдение Заповедей Божиих.

Эту обязанность вы должны всегда помнить и глубоко носить в своем сердце… Никто не думает, что это невозможно или слишком трудно; только будьте внимательны к себе, постоянны в благом деле и увидите из самого опыта, как это возможно и как благотворно и спасительно для вас; увидите, что только истинное благочестие и может сделать вас счастливыми этого счастья достигните, если, питая любовь друг к другу как искренние друзья, в то же время более всего будете любить Бога как Всеблагого Отца; будете стараться во всем поступать по заповедям Его, все дары счастья принимать с благоговейною признательностью и благодарностью к Нему; будете к Нему прибегать во всех нуждах, на Него уповать во всех скорбях и несчастьях. Вы, как верные друзья, искренне желая друг другу совершенного счастья, должны взаимно питать друг к другу дух истинного благочестия искренними советами и напоминаниями, и каждый собственным примером. Много делаете вы для своего счастья, если благоразумно угождаете друг другу и тем поддерживаете между собою мир и согласие; но несравненно более сделаете, если при этом будете всегда исполнять Заповеди Божии и всегда благоговейно ходить перед Богом. Вы будете истинно счастливыми, если так станете хранить и питать в себе любовь к Богу; и по этой любви с постоянной ревностью соблюдать Заповеди Божии. Они будут для вас светильником на всех путях вашей жизни, и благословение Божие никогда не оставит вас.

* * *

Итак, намереваясь вступить в брак, нужно прежде всего усердно молить Господа-Сердцеведца, чтобы Он сам по Своей воле устроил супружество.

Обратите внимание

Жених и невеста должны не только благодарить Господа, положившего начало их сближению и судившего вместе проходить путь земной жизни, но вместе с тем молить Его о ниспослании им милости на будущее время.

Пусть они проникнутся мыслью, что одними собственными силами, без благословения Божия, им не устроить своего счастья и доброго порядка в супружеской жизни.

* * *

Для супругов требуется полное согласие, основанное единственно на внутреннем их единомыслии и отнюдь не на каких-нибудь внешних житейских расчетах и преимуществах, как, например, на богатстве, красоте или связях.

Такой внешний союз супругов ненадежен: богатство скоропреходяще, красота быстро увядает и вообще все человеческие расчеты рушатся самым неожиданным образом.

Постоянные домашние неприятности, раздоры, взаимные укоризны и в конце концов измена супружеской верности – вот плоды своекорыстного отношения к браку.

* * *

Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога святая Церковь при совершении Таинства брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им «любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве».

* * *

Чтобы сохранять взаимную любовь, вам надо быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности, множество неприятностей возникнет между вами. Не допускайте, чтобы вам пришлось испытать скорби, происходящие от несогласия.

* * *

Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законы природы, создав ее слабейшей в сравнении с мужем и назначив ей быть помощницей мужа.

Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить из пределов, установленным законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу.

Источник: http://semyarossii.ru/2013/o-roditelskom-blagoslovenii/907-prepodobnyj-nil-sinajskij.html

Рождественский александр александрович

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Рождественский Александр Александрович ( 1874 – 1937 ), священник , священномученик .

Память 15 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

Родился 11 августа 1874 года в семье священника Благовещенского погоста Молодотутского уезда Тверской губернии; окончил духовную семинарию и в 1902 году был рукоположен в сан священника ко храму родного села. Здесь он прослужил до начала гонений в тридцатых годах [1] .

В 1930 году власти отобрали у священника все имущество, а после этого потребовали от него уплаты налога. Лишенный средств к существованию, о. Александр не имел возможности его заплатить и за это в 1932 году был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. По возвращении из заключения он приехал в село Переслегино Высоковского района и стал служить в храме.

Важно

21 декабря 1937 года сотрудник Высоковского районного отдела НКВД арестовал о. Александра и в тот же день допросил.

Священника не в чем было обвинить, у НКВД не было доказательств его противогосударственной деятельности, не было свидетельских показаний, и потому следователь сам по шаблону составил все обвинения, почти уверенный, что найдет таких “свидетелей”, которые согласятся подтвердить все, что он написал.

– Следствием установлено, что вы ведете контрреволюционную работу против существующего строя в СССР, а также поддерживали врагов народа, таких, как Троцкий и его приспешники Тухачевский, Якир и другие, – сказал следователь.

– Никакой работы я среди населения, в смысле контрреволюционной агитации, не вел, о врагах народа также не говорил ни с кем.

– Какую вы вели работу среди церковной двадцатки?

– Я никакой работы не вел с ними [2] .

Вызванные на следующий день “дежурные свидетели” расписались под составленными следователем протоколами, и за два дня следствие было закончено. 26 декабря Тройка НКВД приговорила священника Александра Рождественского к расстрелу. Еще через день, 28 декабря 1937 года, он был расстрелян [3] .

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Использованные материалы

Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. – Тверь: “Булат” , 1999 год, стр. 442.

http://fond.ru/book/book3/3-72.htm

[1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21681-С. Л. 3.

[2] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21681-С. Л. 6.

[3] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21681-С. Л. 14-15.

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2305179.html

Священномученик Александр (Телемаков), священномученики Димитрий и мученик Анатолий (Рождественские)

Священномученик Александр (Телемаков), священномученик Димитрий и мученик Анатолий (Рождественские)
Память 6 февраля с.с.

Священномученик Александр (Телемаков) родился 6 декабря 1870 года в городе Сызрани Симбирской губернии в семье чиновника Николая Телемакова, служившего в государственном казначействе.

В 1890 году Александр окончил Симбирскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в симбирский кафедральный собор. 8 сентября 1893 года Александр Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Мариуполь Карсунского уезда Симбирской губернии.

В 1908 году он был назначен служить в храм в селе Чумакино Карсунского уезда, где прослужил до ареста. Став священником, он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и в школе грамоты.

Читайте также:  Святитель феодосий черниговский

В 1908 году отец Александр был назначен благочинным 6-го округа Карсунского уезда, переименованного при советской власти в Инзенский район. В 1914 году он был награжден наперсным крестом.

Зимой 1932 года в Средневолжском крае на территории бывшей Симбирской губернии было начато дело «об организации реакционных ячеек из числа церковных активистов тихоновского толка в селах Инзенского и Чамзинского районов Средневолжского края». Вместе с другими 25 февраля 1932 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Сызрани и отец Александр Телемаков.

Всех арестованных обвинили в том, что они «проводили нелегальные сборища для читки поучений черносотенного характера, книг Сергея Нилуса, а также староцерковно-монархических книг (Библии, житий святых, Иоанна Златоустого и т. д.), используя для этой цели религиозные предрассудки крестьянских масс и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему времени».

На допросе отец Александр сказал:

«Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда никакой работой не занимался… Проводимые сборища… я отношу за их усердие – не удовлетворяясь служением в церкви, они считали необходимым помолиться на дому, собравшись группой».

7 апреля 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Александра к пяти годам заключения в концлагерь, которое той же тройкой было заменено на пять лет ссылки в Северный край, и отец Александр был отправлен в Архангельскую область.

Когда отец Александр вернулся из ссылки в село Чумакино, то, хотя храм был закрыт, жители не оставляли надежды возобновить в нем богослужения. Возвращение священника вселило в них надежду добиться открытия храма.

Совет

В это время была принята новая конституция, в которой было заявлено о лояльном отношении государства к Церкви, и в связи с этим было отменено поражение в гражданских правах священников.
Прихожане обратились за разрешением на открытие храма к председателю сельсовета.

Тот дал согласие, но с условием, что они выплатят финансовую задолженность за все годы, что храм был закрыт. Этой задолженности набралось 1132 рубля, и председатель был уверен, что обнищавшее население не сумеет собрать нужную сумму.

У крестьян таких денег действительно не было, и они стали собирать сельскохозяйственные продукты, которые специально уполномоченные от них люди продавали, и так постепенно набрали всю сумму. На праздник Крещения Господня, 19 января 1937 года, было совершено первое богослужение, и в течение месяца службы совершались по воскресным дням.

И тогда председатель сельсовета распорядился закрыть храм, запретив верующим собираться вместе для решения приходских вопросов. Но и после закрытия храма священник продолжал крестить и совершать по необходимости требы в домах прихожан, а дома служил.

4 марта прихожане обратились с заявлением об открытии храма в райисполком, но ответа на это заявление не получили, а когда попытались дозвониться до начальства по телефону, то им отвечали, что начальник вышел, надо позвонить позже, – и так без конца. Наконец в храм пришел из сельсовета техник для осмотра состояния здания храма, чтобы найти причину его не открывать, и передал слова председателя сельсовета, что «церковь одурманивает, а вы, члены церковного совета, являетесь вредителями советской власти, врагами и возмутителями народа».

26 мая 1937 года члены церковного совета обратились с заявлением к заведующему приемом жалоб отдела по религиозным культам, в котором они, изложив историю всех притеснений со стороны председателя сельсовета и все те оскорбления относительно верующих, которые тот себе позволял, написали, что в их селе, согласно последней переписи, проживает тысяча сто семьдесят восемь душ обоего пола, а число неверующих среди них всего тридцать человек. «Члены церковного совета, – писали они, – снимают с себя незаслуженную грязь и просят комиссию, заведующего приемом жалоб рассмотреть наше заявление, все изложенные недостатки устранить и разрешить богослужение в нашей церкви… Известить по адресу о результатах и движении неуклонно покорной просьбы, в особенности стариков и старух…»

Но и это письмо осталось безответным. В августе 1937 года, в связи с указом правительства о начале массовых арестов верующих, секретарь местного райкома коммунистической партии потребовал от сотрудников НКВД, чтобы они установили, откуда верующим стали известны материалы переписи, – «сведения, как он выразился, не подлежащие оглашению».

24 декабря 1937 года отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Ульяновске.

Следователь спросил священника, занимался ли он без разрешения сельсовета богослужениями в церкви, а после ее закрытия совершал ли религиозные обряды нелегально у себя дома.

Обратите внимание

Отец Александр ответил, что, действительно, служил без регистрации в районном совете, но согласие на эти службы было дано сельсоветом; а что касается службы дома, то он служил для себя.

– Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную агитацию против конституции, что она существует только на бумаге, выступали против выборов в Верховный Совет…
Признаете ли себя в этом виновным? – спросил следователь.

– Против конституции и против депутатов Инзенского округа я ничего не говорил. Виновным себя в этом не признаю.

Через день следствие было закончено, и 29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Телемаков был расстрелян 19 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Священномученики протоиерей Димитрий и мученик Анатолий (Рождественские)
Священномученик Димитрий (Дмитрий Михайлович Рождественский) родился в 1868 году.

Он был рукоположен во священника и служил в городе Верном (ныне Алма-Ата) в Семиреченской области, и был законоучителем в Верненской учительской семинарии. Его сын Анатолий родился в 1891 году.

Священник Димитрий и его сын Анатолий были расстреляны безбожниками-большевиками в городе Верном 19 февраля 1921 года.

источник: pstgu.ru

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/fevral/224-6-fevralya/3126-svyashchennomuchenik-aleksandr-telemakov-i-svyashchennomucheniki-dimitrij-i-muchenik-anatolij-rozhdestvenskie.html

Новые данные: Священномученик Алексий (Рождественский) и фото мученика Андрея (Трофимова)

Алексей Иванович Рождественский родился 22 марта 1865 года в селе Введенское Тарусского уезда Калужской губернии. Он происходил из семьи священника и получил образование в Вифанской духовной семинарии.

По окончании ее по второму разряду в 1888 году, он год учительствовал в Московской женской школе ведомства императрицы Марии Феодоровны.

В 1890 году Алексея Ивановича рукополагают сначала во диаконы, а 20 июня того же года во священники.

Новопоставленный священник служит во Введенской церкви родного села Введенское и при этом состоит законоучителем Левшинской земской школы.

В 1892 году его переводят в церковь Песочного Завода Жиздринского уезда Калужской губернии, где он является попечителем Песочно-Заводской и Савинской церковно-приходских школ и членом приходского попечительства. 3 августа 1897 года следует перевод в Калугу, в церковь святителя Алексия.

В ней будущий священномученик служит до 3 февраля 1900 года. Он не оставляет преподавательской деятельности и состоит законоучителем Калужского епархиального училища.

В 1900 году священника переводят в Калужскую церковь Георгия за Лавками, где он будет служить до 1923 года. Отец Алексий Рождественский не раз был отмечен священноначалием высокими наградами, 19 мая 1909 года его возвели в сан протоиерея.

Важно

Деятельность отца Алексия, помимо священнического служения, была разнообразной, можно назвать множество мест, в которых он трудился: он состоял законоучителем IV-го Калужского женского приходного училища (1901-1907гг.) и образцовой школы при Епархиальном училище (1902г.), был депутатом Калужской Епархии (1905-1912гг.

Читайте также:  Священномученик трофим и фал лаодикийские

), состоял Председателем Ревизионного комитета Калужского Епархиального училища (1906-1912гг.), законоучителем в женской общине сестер милосердия (1907-1911гг.), членом Правления Калужской Духовной семинарии (1907-1913гг.).

Так же велико число храмов, в которых служил отец Алексий. После церкви Георгия за Лавками, он был переведен в село Ольхи Юхновского уезда Калужской губернии. Во время пожара церковь в Ольхах сгорела, и отец Алексий с семьей 19 февраля 1927 года переехал в Москву.

С 1927 по 1929 год он служит в церкви Ржевской Божией Матери на Пречистенском бульваре, с 1929 по 1931 год в церкви Рождества Христова в Кудрине. С 1931 по 1932 он настоятель церкви Казанской Божией Матери в Большом Новинском переулке, а 1932 и 1934 год он прослужил в церкви святителя Николая на Щепах.

Из Московских храмов можно назвать еще церковь Благовещения на Бережках. С 1934 по 1935 год он служит в Мытищах, а 1935-1936 в церкви Георгия на Озере в Клинском районе Московской области.

Последним местом служения отца Алексия стала церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Кунцевского района Московской области.

17 сентября 1937 года отца Алексия Рождественского арестовали органы НКВД с обвинением в «проведении контрреволюционной агитации провокационно-пораженческого характера». Виновным себя он не признал.

Последовал приговор: 10 лет исправительно-трудового лагеря. Здоровье 72-летнего священника не вынесло испытания тяжелыми условиями. Отец Алексий Рождественский умер 26 декабря 1937 года в местах лишения свободы.

По устному сообщению в управлении ГУЛАГАа он скончался в лагере строгого режима «Тайшет».

По материалам Базы данных ПСТГУ.

Данные нам прислал Д. А. Троицкий

Мученик Анрдей Трофимов

Недавно нами было получено фото мученика Андрея Матвеевича (Трофимова). Родился в дер. Китинево Клинского уезда Московской губернии. Прихожанин церкви Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Клинского уезда, регент церковного хора.

Источник: http://svt-tikhon.ru/news/novye-dannye-svyashhennomuchenik-aleksij-rozhdestvenskij-i-foto-muchenika-andreya-trofimova

К 100-летию мученической кончины автора жития и акафиста преподобного трифона печенгского священномученика никодима (кононова) вышла в свет книга о его жизни и смерти

В канун 100-летнего юбилея мученической кончины выдающегося исследователя Русского Севера, автора жития и акафиста преподобного Трифона Печенгского священномученика ХХ века Никодима (Кононова) в свет вышла книга директора Белгородского областного архива Павла Юрьевича Субботина «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей». Данное издание является первым системным и полноценным исследованием жизни великого святителя, связавшего собою Север и Юг России, пострадавших за веру Христову и свою паству в первые революционные годы.

Книга П.Ю. Субботина являет собой пример строгого академического труда, изучающего историческую личность на фоне эпохи. Автор включает много архивных и ранее не издававшихся или мало изученных материалов, обобщает опыт предыдущих исследователей, критически систематизирует источники, блистательно раскрывая поставленную тему. Достоинством работы является доступность и яркость изложения.

Одновременно, исследование П.Ю. Субботина открывает целый спектр проблем, требующих дальнейшего изучения и раскрытия. Например, автор крайне мало уделяет внимания мировоззрению священномученика Никодима (Кононова), что совершенно неправильно, ибо именно его взгляды на мир и веру играли центральную роль в выборах жизненного пути.

Слабо и недостаточно разобрано обширное и талантливое гомилетическое наследие святителя. Нет полного списка акафистов, составленных Никодимом (Белгородским), и их литературного и богословского разбора. Совершенно удивительным является почти полное отсутствие в книге П.Ю. Субботина серьёзного разбора историографических и аскетических работ изучаемого святого.

Да и описание самого исторического фона всё время требовало расширения картины: нет характеристик тех местностей и лиц, которые окружали владыку, нет характеристик отношений с Правящими Архиереями Курской епархии (а, ведь, викарный епископ – не вполне самостоятельная фигура, его действия согласуются и во многом диктуются главой епархии).

Совет

Слабо отражены взгляды священномученика на советскую власть, не совсем понятно как он сам относился к Революции (есть характеристики современников, но не его). Последний момент, который желательно разработать глубже, это вопрос хронологии ареста и гибели мученика.

Автор вводит новую хронологию, но не даёт полноценного источниковедческого обоснования (более того, он в одном из мест исследования не отвергает и официальной даты смерти мученика).

Та замечательная работа, которую проделал П.Ю. Субботин, требует особого внимания со стороны исследователей святости на Русском Севере. Безусловно, работа автора есть веха в сохранении памяти новомучеников, а так же в изучении святынь нашего края.

По инициативе паломнического центра «Никодимов двор», образованного по благословению Правящего Архиерея Североморской епархии в этом году, для библиотек духовно-просветительских центров и монастыря будут закуплены экземпляры исследования П.Ю. Субботина, чтобы сделать доступным материалы жизни и творчества выдающегося исследователя северной святости.

О священномученике Никодиме (Кононове)

Священномученик Никодим (Кононов) родился 18 июня 1871 г. в семье священника Архангельской епархии миссионера Михаила Кононова и его жены Клавдии в селе Тельвисочное. В 1893 г. окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1896 г. – Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

С 1893 г. публикует исследования об истории приходов и монастырей Русского Севера. Написал несколько полноценных исследований, посвящённых выдающимся святым и основанным ими монастырям – об Александре Свирском, Антонии Сийском, Александре Ошеванском, Иове Ущельском, Никодиме Кожеозерском.

Особое место для нас занимает его очерк о преподобном Трифоне, основателе Печенгского мужского монастыря (1899 г.), а так же страницы, посвящённые преподобному Иринарху Соловецкому, подвизавшемуся почти двадцать лет на Терском берегу Кольского полуострова. Впоследствии Никодим (Кононов) составит «Архангельский патерик» (1901 г.

) и «Олонецкий патерик» (1910 г.), в которые так же вошли описания лиц, связанных с нашим краем.

В 1904-1909 гг. являлся ректором Калужской семинарии, а в 1909-1911 гг. возглавлял Олонецкую семинарию в Петрозаводске.

В 1911 г. рукоположен во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 1913 г. — епископ Белгородский.

Обратите внимание

Фундаментальным наследием святого является, составленный им свод жизнеописаний в 12 томах, — «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков» (1906-1912 гг.).

В белгородский период своей жизни святитель много потрудился для прославления своего предшественника на кафедре святителя Иоасафа Белгородского, которому посвятил так же несколько исследований и значительное число проповедей.

Кроме того, святой составил множество акафистов, одним из которых является используемый до сих пор в домашней молитве и за богослужением акафист преподобному Трифону Печенгскому.

После Революции 1917 года владыка Никодим добивался выделения Белгородского викариатства в самостоятельную епархию. В 1919 г. он был арестован и расстрелян. В 2000 г. причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Просмотров (41)

Источник: http://severeparh.ru/2019/02/16/k-100-letiyu-muchenicheskoj-konchiny-avtora-zhitiya-i-akafista-prepodobnogo-trifona-pechengskogo-svyashhennomuchenika-nikodima-kononova-vyshla-v-svet-kniga-o-ego-zhizni-i-smerti/

Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее – Ветрово

Главная › Праздничное › Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Читайте также:  Святитель тихон, патриарх московский

Раскрывая вам притчу о мытаре и фарисее, я говорил, что подход их к Богу различен в том смысле, что один несет Ему свои добродетели, гордясь ими, а другой, как поучает Антоний Великий, возлагает на главу грехи свои и с этой повинной головой приходит к Богу.

Для нас, которые не имеем и помину о тех делах, которыми богат фарисей и которых Церковь призывает подражать делам последнего, для нас, находящихся еще в гордости житейской, в гордости мирской — ибо мы гордимся даже не духовными своими богатствами, а только внешними дарованиями и способностями, одеждой — для нас особенно важно в дни, когда Святая Церковь через эти притчи приготовляет нас ко входу в Великий пост, понять, что даже молитва наша тщетна, тщетны добрые дела наши, если они совершаются не для Бога, а для мира. Ибо и фарисей, как говорит Евангелие, любит все делать напоказ, желает председательствовать на сонмищах и предвозлежать на пиршествах, проповедовать и учить. Таким людям, а в особенности нам, не имеющим и дел фарисеевых, надо помнить, что «тщетна молитва тщеславного», тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ, бесполезна и добродетель такого человека, ибо она остается без наград.

Тщеславие в своей основе есть «упование на свое тщание» и «отвержение Бога», «отгнание Его помощи». Ибо, делая что-либо напоказ, я совершаю это вовсе не для того, чтобы воздать должное Богу, возвратить Ему приумноженный талант — «это Твое», но для того, чтобы люди меня хвалили.

Этим я только утверждаю свое «я», ибо люди мне нужны здесь только для того, чтобы они мне воздали хвалу. Это «видимый» идол, как говорят Святые Отцы. Я служу здесь не Богу, а людям, но и им-то служу не для них, а для себя. Фарисей уже отвергает Бога.

Он приходит и говорит: Благодарю Тебя за то, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю… (Лк. 18:11-12). Стало быть, я хорош.

Ты меня создал, я еще Тебя благодарю, Твоя помощь может быть нужна тому мытарю, но не мне, я еще кланяюсь Тебе, но Ты мне уже не нужен. Это отношение человека, который во главу жизни ставит свое «я», свою добродетель.

Нам необходимо знать, с чем мы войдем в Великий пост. Из внешнего делания — наложения на себя поста, хождения в храм, долгих стояний — может ничего не выйти. Ибо тот же самый пост можно предпринять для себя, для своего тщеславия, не для Бога, а для того, что «я» так делаю. Такой пост, в особенности, если он напоказ, — тщетен.

Мытарь и фарисей несут в себе оба истинное делание, но они в самих себе исключают друг друга. Фарисей исполняет закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям закона, хотя бы и Ветхого, но тщетно это, ибо у него нет смирения, ибо это есть утверждение своего «я».

Важно

А мытарь, может быть, ничего не делает, никакими добродетелями еще не приукрашен, он не едет, как фарисей, на колеснице добродетелей, но он имеет смирение, то есть уже истинное христианское делание.

Одному Святому Отцу встретился диавол и сказал ему: «Во всем я подобен тебе, кроме одного: ты не спишь, и я бодрствую, ты постишься, и я ничего не ем, но ты побеждаешь меня смирением». Христово учение познается не делами, а смирением.

Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе, и я буду иметь в этом случае истинное христианское делание.

А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-нибудь других целей, каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым, а сатанинским.

Иди, обучайся и у фарисея и у мытаря, говорит Святая Церковь: у одного учись его делам, но отнюдь не гордись, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь еще не спасен, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелью фарисей.

Только если так пойдем — мы можем рассчитывать, что не напрасен для нас будет Великий пост. Ибо все мы, верно, не раз жалели, что тщетно мы иждиваем не только все житие наше, но в особенности пост.

Каждую минуту можно проверить себя — кто ты таков — проверить на молитве. Христос не напрасно дал образы фарисея и мытаря на молитве, а не в делах. Молитва есть зеркало душевного устроения. Посмотрите, братие, на себя, на вашу молитву и вы увидите, кто вы такие.

И когда вы на молитве не будете благодарить Господа за свои успехи, а будете думать о массе своих грехов, которые один святой отец изобразил для поучения братии в виде огромного мешка песку, невидимого нам, так как он находится за нашей спиной, а не о грехе брата нашего во Христе, который он уподобил маленькой корзиночке, несомой перед собой, если наш духовный взор мы будем направлять на свои грехи и, вставая на молитву, будем просить о помиловании как рабы неключимые, а не как служащие, которые по обязанности раскланиваются с начальством — тогда и молитва наша покажет нам наше устроение.

Совет

Смиряйте себя в эти дни, посмотрите на себя, на свою душу, какие в ней гадости, мерзости, обратите ваше внимание на те страсти и грехи, которые мы в себе носим и лишь стараемся скрыть от окружающих — только при этом условии можем мы идти к Господу, как блудные кающиеся дети, и просить, чтобы Он был милостив к нам грешным.

Пусть каждый из вас за эти дни выправит свою молитву, потому что без молитвы, без покаяния мы не христиане.

Умоляю вас, братие, подумайте об этом.

Мы обычно не так делаем. Если нет у нас дел, мы создаем их себе в мечтах и мечты начинаем считать за действительность. А мы должны смиряться. И если будем смиряться, тогда, если и скорби придут к нам, мы будем только благодарить Господа: «Слава Тебе, потому что Ты смирил меня».

Нам необходимо заняться своей душой. Умоляю вас, братие, пусть и мытарь, и фарисей не пройдут мимо вас.

Давайте, повинуясь Святой Церкви, подражать делам фарисея, но все хорошее приписывать не себе, а Богу, а все гадкое и скверное считать за свое.

Тогда не с пустыми руками войдем мы в Великий пост и от всего сердца будем вместе с творцом Великого канона — Андреем Критским — взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Аминь.

Священномученик Сергий Мечёв Из книги «Тайна богослужения. Духовные беседы. Письма из ссылки». М.:Храм святителя Николая в Кленниках, 2001

Сайт «Ветрово»

Источник: http://vetrovo.ru/selected/sv-sergij-mechyov-mytar-i-farisey/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector