Священномученик Александр (Соколов)
Память священномученика Александра (Соколова) совершается в Православной Церкви два раза в году: 11 февраля и 29 августа по новому стилю.Святой Александр был родом из священнической семьи: его отец служил в конце девятнадцатого-начале двадцатого века в поселке Озерово, расположенном в Тихвинском уезде Новгородской губернии.
В 1915 году Александр Соколов был в числе выпускников Новгородской Духовной семинарии, избрав путь служения Матери-Церкви. Первый год после окончания учебы будущий мученик исполнял послушание псаломщика в церкви, находящейся в селе Ершово Череповецкого уезда Новгородской губернии.
Затем Александр был рукоположен в диаконский чин и направлен в село Мороцкое, но через год оказался на своей малой родине в качестве священника. Однако, через несколько лет благочестивого священника перевели для окормления паствы и служения в тот храм, где он исполнял обязанность псаломщика.
Как только во главе России стала партия большевиков, для Русской Православной Церкви, ее служителей и верных чад пришли тяжелые времена: непосильные приходские налоги, явные и скрытые гонения, изъятие церковной собственности, разрушение храмов и осквернение святынь во многих сердцах пытались изгладить память о Боге.
Чтобы выжить со своей семьей, в которой к 1924 году уже было трое деток, священник Александр был вынужден сменить место своего служения на приход в Тверской епархии (Краснохолмский и Молоковский районы).Отец Александр был ревностным служителем Церкви, чувствуя свой долг и призвание в духовной заботе о вверенных ему прихожанах.
В то время представители учреждений власти не разрешали совершать молитвенные последования вне храма. Но, святой Александр не боялся угроз и прещений, продолжал навещать каждый год свою паству и совершать молебны у них в домах.
У отца Александра и его прихожан получалось платить власти требуемые налоги и содержать здание храма в хорошем состоянии, своевременно проводя необходимые ремонтные работы. Видя горячую любовь и заботу своего пастыря, прихожане отвечали священнику взаимными чувствами.
В 1935 году были проведены очередные ремонтные работы в храме села Поречье, где служил отец Александр: храм был покрашен в белый цвет. После выполнения покраски у прихожан осталась лишняя краска, которую они по неосторожности продали местной школе. Узнав об этом, представители власти обвинили батюшку в спекуляции и отправили в исправително-трудовые лагеря на пятилетний срок.
Со священником взяли под стражу старосту церкви. Но в этот раз областной суд, узнав все подробности дела, оправдал «провинившихся» и отпустил их на свободу.В конце июля 1937 года, как и предчувствовал отец Александр при виде общих тенденций поведения советской власти, его арестовали. Батюшку посадили в Краснохолмскую тюрьму.
На допросе, следователь поинтересовался у священнослужителя родом его занятий в дореволюционный период и после него. Священник Александр говорил, что в первый период он все свое время и силы посвящал служению пастве, а во второй перид – вынужден был стать собственником небольшого имения, иначе его семье грозила голодная смерть.
У батюшки была пара коров, лошадь, маленький дом, хозяйственные постройки и небольшой земельный участок. Советская власть все это ликвидировала под предлогом того, что священник не сдал нужное количество урожая, которое было специально увеличено до непосильных размеров. Председатель совета выписал для представителей НКВД специальную справку, в которой говорилось о необходимости ареста отца Александра за то, что он «привлекал на свою сторону отсталое население». Вторым обвинением было недовольство тем, что он совершал погребения умерших, о чем не было регистрации в загсе.29 августа 1937 года священномученик Александр был расстрелян, а в этом же месяце 2000 года он был причислен к лику святых.
Тропарь, глас 4:
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.
Величание:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.
Молитва:
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/820-svyashchennomuchenik-aleksandr-sokolov
29 августа. Священномученик Александр Соколов
Церковный календарь. 29 августа 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых: Александра, Стефана, Анны, Иакова.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Александра Соколова.
Родился святой в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 году он окончил Новгородскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии.
В 1916 году он был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год — в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия. В 1924 году о.
Александр был переведен в храм села Ершова, где когда-то служил псаломщиком.
Сразу же по установлении советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Одна из форм, в которую выливались гонения, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов, которые в случае с о.
Александром были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми в другое место, в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района.
Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода.
Видя его ревностное служение, паства ответно любила его. Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда.
Но всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и священника, и прихожан.
В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священник и староста были арестованы; священник был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.
В те годы иногда еще было возможно, если священник не был обвинен в политическом преступлении, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и о. Александр был освобожден.
В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане о. Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду.
В конце апреля 1937 года председатель сельсовета вызвал в контору о. Александра и потребовал, чтобы он уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки.
— Не тратьте зря свои силы, — ответил о. Александр, — платить я не буду, так как не подошел срок платежей.
И сказав это, священник сразу же ушел из сельсовета, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор.
Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать о них данные. Чаще всего вызывались люди, готовые говорить и подтверждать что угодно. Один из таких рассказал сотруднику НКВД об о.
Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, где обвиняемые чересчур охотно и гладко очерняли себя и других, а также, что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.
Обвинить священника было не в чем, и осведомитель решил привести некий анекдот, будто бы рассказанный священником: «Из одной захолустной карельской местности крестьяне направили своего односельчанина к председателю ВЦИК товарищу Калинину узнать, почему сейчас берут во всем ускоренные темпы.
В то время, когда этот мужичок пришел во ВЦИК со своим недоуменным вопросом, Калинин был сильно занят, он подвел мужика к одному окну и, указав на проходящий по улице трамвай, сказал: “Видел, а через пять лет их будут сотни!” Затем подвел мужика к другому окну, где был виден проходивший автомобиль, и сказал: “Видишь, а через пять лет их будут тысячи!” Мужик уехал в деревню, и когда его стали спрашивать о результатах поездки, то он применил точно такой же способ объяснения. Сначала посмотрел в окно, где увидел, что по улице несут покойника, и сказал: “Видите, а через пять лет их будут нести сотни!” Затем, подойдя ко второму окну, увидел, идет нищий, и так же, обращаясь к присутствующим, сказал: “Видите, а через пять лет их будут тысячи!”».
Наступил июль 1937 года. Прошел Петровский пост, праздник апостолов Петра и Павла, память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, когда стали доходить сведения об арестах священнослужителей.
Отцу Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма.
Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.
27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством.
Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились после революции, дочь в 1924 году. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли.
В 1929 году священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано.
Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в загсе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов»,— писал председатель сельсовета.
10 августа следователь вновь допросил священника.
— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?
— Я этим процессом интересовался и о нем читал, — ответил священник.
— Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным… Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи.
Допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.
Каждое воскресенье в храме читается евангельский отрывок, которым христиане должны «питаться» всю последующую неделю. В Великий пост например, неделя так и называется: «Неделя о мытаре и фарисее», «Неделя о блудном сыне», «Неделя о расслабленном».
Сейчас мы живем в неделю о юноше, который вопросил Христа о спасении.
Удивительная история и весьма поучительная, потому что, услышав ее, ученики изумились и сказали: «Господи, кто же может спастись?» Важный вопрос, который должен беспокоить каждого человека: как спастись, что такое спасение?
К сожалению, за свою практику общения с людьми видел, что очень мало людей всерьез интересуется этим вопросом. Приходят в храм и спрашивают что угодно: что делать, чтобы сын не пил, чтобы на работе наладилось, чтобы соседи не мучили, что делать с мужем или женой? Что делать? А вот что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Как спросил этот юноша: «Что мне делать?» Удивительный юноша.
А что происходит в сознании у современных юношей и девушек, да и не только современных, а вообще во все века? О чем думает человек в двадцать лет? О том, чтобы взять от жизни всё, жить комфортно, благополучно, счастливо, в любви и всевозможных развлечениях, а так, чтобы задуматься о том, что делать, чтобы жизнь вечную наследовать – это крайне редкое явление.
Господь отвечает юноше: «Соблюди заповеди: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать». Многие люди наивно думают об этих заповедях, что живут по ним. Приходит человек и говорит, что вроде и грехов никаких не делал, и по заповедям Божиим живет.
– А какие заповеди Божии? Назови мне первую?
– Ну, «не убей, не укради…»
«Не прелюбодействуй» – пропускают. Так ведь «не убей» – номер шесть, а «не укради» – номер восемь, тему про блуд люди как-то выпускают, потому что очень неприятно так себя обличать. Называть заповедь, которую не соблюдаешь, – это же суд себе, приговор.
– А первая-то заповедь какая?
И тут ступор. Немая сцена. Пауза.
А первая заповедь – «Аз господь Бог твой, да не будет тебе иных богов, кроме Меня». Именно первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом, но они как-то остаются без внимания, в небрежении, потому что об отношениях с людьми человек еще как-то понимает, и то выборочно.
Например, заповедь «не убий» нарушается сплошь и рядом, и мужчинами, и женщинами в убийстве собственных детей. Причем мужчины виноваты не меньше, а может быть даже и больше, потому что при их малодушном согласии, попустительстве, а иногда и оплате этой процедуры убивается человек.
Когда мужчина приходит на исповедь, очень важно исследовать, а сколько детей погибло при его молчаливом согласии.
Потому что если этот грех не будет исповедан и уврачеван покаянным трудом, епитимией, душа не успокоится, она не сможет принять благодать Божию, эта рана все время будет кровоточить, мешать духовной жизни.
Юноша говорит, что все эти заповеди сохранил от юности своей. В другом месте сказано, что Господь возлюбил Его, потому что это был действительно прекрасный человек.
Для спасения достаточно исполнить заповеди Божии, но юноша идет дальше: «Что еще я не сделал?» И Господь показывает ему путь к совершенству, путь для избранных, для немногих: «Если хочешь быть совершенным, иди и продай имение, раздай нищим, возьми крест и следуй за Мной». Это путь для очень малого числа людей, иноческий путь, путь самоотвержения.
И юноша опечалился и ушел, и никто даже имени его не знает, потому что не последовал за Христом. Петр, Филипп, Варфоломей оставили всё и последовали, и из века в век до скончания мира звучат их имена: Павел, Андрей, Фома… А юношу никто не помнит, кроме вот этого эпизода.
Будем внимательно и вдумчиво изучать Священное Писание, будем честно стараться исполнять заповеди Божии, а для тех, кто хочет быть совершенным, путь указан: отвергни себя, продай имение, раздай нищим, возьми крест и следуй за Христом через Голгофу к Воскресению.
Помогай нам всем Господь!
Священник: Евгений Попиченко
Расшифровка: Елена Кузоро
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/29-avgusta-svyaschennomuchenik-aleksandr-sokolov
Церковное событие
Священномученик Александр Соколов, пресвитер
Священномученик Александр родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 году он окончил Новгородскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии.
В 1916 году он был рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год — в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия. В 1924 году о. Александр был переведен в храм села Ершова, где когда-то служил псаломщиком.
Сразу же по установлении советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Одна из форм, в которую выливались гонения, выражалась в требовании уплаты непомерных налогов и штрафов, которые в случае с о.
Александром были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой Елизаветой Александровной и тремя маленькими детьми в другое место, в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района.
Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его.
Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда. Но всякий раз власти незамедлительно преследовали за это и священника, и прихожан.
В 1935 году прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священник и староста были арестованы; священник был обвинен в спекуляции и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.
В те годы иногда еще было возможно, если священник не был обвинен в политическом преступлении, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и о. Александр был освобождён.
В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане о. Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду.В конце апреля 1937 года председатель сельсовета вызвал в контору о.
Александра и потребовал, чтобы он уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки.— Не тратьте зря свои силы, — ответил о. Александр, — платить я не буду, так как не подошел срок платежей.
И сказав это, священник сразу же из сельсовета ушел, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор.Летом 1937 года сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать о них данные. Чаще всего вызывались люди, готовые говорить и подтверждать что угодно. Один из таких рассказал сотруднику НКВД об о.
Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, где обвиняемые чересчур охотно и гладко очерняли себя и других, а также, что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.Обвинить священника было не в чем, и осведомитель решил привести некий анекдот, будто бы рассказанный священником: «Из одной захолустной карельской местности крестьяне направили своего односельчанина к председателю ВЦИК товарищу Калинину узнать, почему сейчас берут во всем ускоренные темпы. В то время, когда этот мужичок пришел во ВЦИК со своим недоуменным вопросом, Калинин был сильно занят, он подвел мужика к одному окну и, указав на проходящий по улице трамвай, сказал: «Видел, а через пять лет их будут сотни!» Затем подвел мужика к другому окну, где был виден проходивший автомобиль, и сказал: «Видишь, а через пять лет их будут тысячи!» Мужик уехал в деревню, и когда его стали спрашивать о результатах поездки, то он применил точно такой же способ объяснения. Сначала посмотрел в окно, где увидел, что по улице несут покойника, и сказал: «Видите, а через пять лет их будут нести сотни!» Затем, подойдя ко второму окну, увидел — идет нищий, и так же, обращаясь к присутствующим, сказал: „Видите, а через пять лет их будут тысячи!“».Наступил июль 1937 года. Прошел Петровский пост, праздник апостолов Петра и Павла, память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, когда стали доходить сведения об арестах священнослужителей. Отцу Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через три дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством. Времена настали голодные, и подсобное хозяйство стало подспорьем, тем более что на руках была семья, два сына и дочь, все родились после революции, дочь в 1924 году. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, одна лошадь, две коровы, пять десятин земли. В 1929 году священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство было описано и реквизировано.Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в загсе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов»,— писал председатель сельсовета.10 августа следователь вновь допросил священника.— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?— Я этим процессом интересовался и о нем читал, — ответил священник. — Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным… Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи.— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?— Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился.— Расскажите, когда и кому вы рассказывали, как крестьянин посетил председателя ВЦИК товарища Калинина, и в чем заключался их разговор о темпах.— Году в 1935-м, а может быть, в 1934-м, точно я не помню, я шел по селу Поречье и встретившийся мне около казенки выпивший мужчина стал рассказывать что-то о темпах, но я его слушать не стал и ушел, я лично о разговорах товарища Калинина с крестьянином никому ничего не рассказывал.— В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково?— В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно.На этом допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия». Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
Дополнение
Двадцать лет спустя супруга о. Александра, Елизавета, написала прошение советским властям: «Мой муж Александр Николаевич Соколов был арестован НКВД. Причина ареста мне была совершенно не ясна. В последующее время мне сообщили, что Александр Николаевич Соколов осужден на десять лет с изоляцией.
Его жизнь мне, как жене, была известна. Он не совершил никаких политических преступлений перед государством, но обжаловать приговор не было возможности, так как обвинительное заключение мне было совершенно неизвестно. В настоящее время прошло уже почти двадцать лет, но от него нет никаких сведений.
Детей он воспитал в любви и преданности Родине. Один сын погиб на фронте Отечественной войны, а второй был три раза ранен и теперь инвалид. Прошу Вас амнистировать это дело, если он, Соколов, жив. Если же он уже не жив, то тоже прошу сообщить об этом» (Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9509-С. Л. 21-22).
Тогда же было проведено расследование на предмет реабилитации расстрелянного священника. Вызвали старосту храма, в котором когда-то служил о. Александр, Елизавету Федоровну Шитову.– Что вы можете сказать о политических настроениях Соколова? – спросил следователь.
– Соколова я во всех отношениях знала как очень хорошего человека. Он очень душевно относился ко всем людям, каждому хотел в чем-либо помочь. С точки зрения политических настроений… я…
никогда от него не слышала каких-либо высказываний, направленных против советского строя (Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9509-С. Л. 23).
В том же 1957 году священник был реабилитирован.
Источник: www.fond.ru
материал взят с сайта Азбука веры
Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Анны и мч. Иакова (1937): Преподобномученица Анна (Ежова), монахиня: Мученик Иаков Гортинский
Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/1425
Священномученик Николай (Соколов)
Протоиерей Николай Александрович Соколов родился 20 марта 1877 года в селе Андреевском Рузского уезда Московской губернии в семье пономаря.
Его отец Александр Ефимович Соколов был определен к церкви святого мученика Андрея Стратилата 19 декабря 1867 года, на место своего отца Ефима Сергеевича, бывшего пономаря Андреевского храма, и до конца своих дней ревностно исполнял свои пономарские обязанности. Сын Николай был первенцем в большой и дружной семье Александра Ефимовича и его супруги Натальи Васильевны.
В 1892 году Николай Соколов поступил в Московскую Духовную Семинарию. По окончании семинарского курса в 1898 году с аттестацией первого разряда он был определен на должность учителя церковноприходской школы села Крымского Верейского уезда.
В это же время Николай Александрович женится на Екатерине Ивановне Митропольской, дочери священника Преображенской церкви села Крымского Иоанна Николаевича Митропольского. Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) Николай Соколов был произведен на священническое место в село Крымское, 2 сентября 1899 г.
викарием Московской епархии епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) он был рукоположен во священника к Преображенскому храму в селе Крымское.
С пастырскими обязанностями отец Николай совмещал просветительскую деятельность. С 1899 года он состоял законоучителем и заведующим в Крымской церковноприходской школе, а также преподавал Закон Божий в земской школе села Крымского.
С 1902 года по 1909 год отец Николай законоучительствовал в Якшинской земской школе, а с сентября 1909 года преподавал Закон Божий в земской школе села Наро-Осаново. В 1909 году он был назначен членом Рузского отделения Епархиального училищного совета и проходил это послушание до 1915 года.
С 1909 года он состоял членом благочиннического совета третьего округа Рузского уезда. В 1911 году отец Николай был избран членом правления Звенигородского духовного училища.
За усердные труды на ниве народного образования он был многократно отмечен церковными наградами. Так, в 1904 году он был награжден набедренником за усердное преподавание Закона Божия в церковноприходской школе села Крымского.
В донесении благочинного церквей третьего округа Рузского уезда, настоятеля Покровской церкви села Алексина протоиерея Михаила Васильевского от 25 августа 1908 года о награждении священника Николая Соколова он характеризуется как хороший проповедник, ревностный к исполнению своих обязанностей пастырь и усердный законоучитель.
В 1909 году за пастырские труды и труды на ниве просвещения народа светом Христовой истины в земских и церковноприходских школах Рузского уезда отец Николай был награжден фиолетовой бархатной скуфьей. В 1915 году его труды были вновь отмечены наградой.
За пастырскую деятельность и преподавание Закона Божия в школах отец Николай был награжден камилавкой. В 1924 г. он был возведен в сан протоиерея, а в 1931 г. награжден митрой. В 1930-х гг. он был благочинным церквей Верейского и Можайского районов.
У отца Николая Соколова?и его супруги Екатерины Ивановны было семеро детей: первенец Сергей, Николай, Мария, Александр, дочь Анна и сыновья Михаил и Иван.
При Преображенском храме проживала вдова бывшего настоятеля храма протоиерея Иоанна Николаевича Митропольского, мать Екатерины Ивановны – Мария Александровна Митропольская со своими детьми Александром, Николаем, Анной и Сергеем.
Вот что пишет об этой семье в своих воспоминаниях племянник протоиерея Николая Соколова Юлий Юльевич Каммерер: «Отец Николай до революции и после нее, вплоть до зловещего 1937 года был священником в селе Крымском Верейского уезда Московской области.
В меру высокий, ширококостный, крепкий, с бородой и, как положено священнику, с длинными волосами. Спокойный, выдержанный, с доброй улыбкой на загорелом лице, он олицетворял и по внешности и по внутреннему содержанию сельского интеллигента того, дореволюционного времени.
В нем удачно сочетались крестьянская основательность с высокой культурой. Отец Николай, как положено, справлял церковные службы (в этом ему помогал отец, наш дедушка Александр Ефимович Соколов), но не церковь кормила многочисленную семью.
Он обрабатывал десять десятин церковной земли, имел крепкое крестьянское хозяйство: хороший просторный дом… лошадь, одну или две коровы, овец, свиней, гусей, кур, словом, весь набор деревенской живности. Хозяйство велось силами всей трудолюбивой семьи.
Сам дядя Коля хорошо знал и любил землю, умел на ней работать. Верной спутницей и главной опорой в жизни была попадья – Екатерина Ивановна, очень деятельная и энергичная женщина, разделявшая с ним все заботы о семье и хозяйстве.
Про Екатерину Ивановну никак не скажешь: попадья – величавая, раздобревшая белоручка; напротив, она, невысокая, подвижная, скорее худенькая, пятерых детей* не только родила, но и вырастила, подняла.
Пятеро детей, большое крестьянское хозяйство, а летом еще она принимала дачников (приезжали работники Госзнака), за ними ухаживала, отдельно готовила (остальным такой стол был недоступен). И все на ней одной, трудилась, как каторжная, непостижимо, как со всем управлялась и когда только спала.
Никаких капризов, недовольства: все прекрасно понимали, что каждый должен был делать в меру своих сил, а часто и сверх меры, иметь свои обязанности, и все пятеро, от старшего Коли до младшего Ванюшки, честно и безропотно несли свою трудную ношу.
Уважительное отношение к труду они всосали с молоком матери; к работе, к трудностям они привыкли с детства, и все пятеро выросли честными, трудолюбивами людьми.
Лето 1924 года я с братом Виктором и с бабушкой прожили в селе Крымском: надо было переждать, пока решиться наш квартирный вопрос.
Сразу же включились в новую для нас трудовую обстановку. На первых порах было трудно: мы росли барчуками, но быстро освоились и ни в чем не отставали от своих двоюродных братьев и сестер. С тех пор помню: на крестец, в который укладывались для просушки снопы сжатой ржи, нужно положить двадцать один сноп. Научился молотить в два и четыре снопа.
Я, тогда мальчишка четырнадцати лет, таскал на себе мешки с зерном – вот только забыл, сколько в них считалось веса: то ли четыре пуда, то ли пять. И ничего – только закалялся и становился сильнее. Все тогда были молодые и беззаботные, трудности начались позднее. Так прошла большая часть лета.
В августе квартирный вопрос разрешился, и мы переехали к дяде Саше в совхоз “Свет”. *Автор воспоминаний ошибается: у отца Николая и его матушки было семеро детей. В Крымском дела шли все хуже и хуже… В 1930 г. хозяйство священника было обложено большим сельскохозяйственным налогом, который уплатить отец Николай не смог. Лошадь и три коровы пришлось продать. В том же году его раскулачили, продав колхозу еще одну лошадь, две коровы и 20 пчелиных ульев. В 1931 г. отца Николая арестовали и, продержав под следствием месяц, отпустили.
В разгар гонений на Русскую Православную Церковь 11 октября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключен сначала в тюрьму в Можайске, а затем в Таганскую тюрьму в Москве.
Первый допрос состоялся 13 октября. Следователь, расспросив отца Николая, с кем он поддерживает знакомства, стал обвинять его в контрреволюционной деятельности:
— Следствие располагает материалами, что вы являетесь членом контрреволюционной группы, состоящей из священников Верейского района Пушкинского, Прендковича, Юркова, Семенчука и других. Требуем дать правильные показания по существу?
— Хотя встречи у меня с этими священниками были, но членом контрреволюционной группы я не состоял и не знаю о существовании таковой.
— Следствие располагает материалами, что вы при встречах со священниками Пушкинским, Прендковичем, Юрковым, Семенчуком и другими вели контрреволюционные разговоры. Подтверждаете ли вы это?
— В своих беседах никаких контрреволюционных разговоров мы не вели. Наш разговор был официального порядка по вопросам чисто церковного характера.
— Вы говорите неверно. Следствием установлено, что вы в мае этого года вели разговор, что репрессии к духовенству несомненно ведутся из-за того, что перепись населения выявила нежелательные для власти явления, большой процент верующих, — вот поэтому в газетах подняли шум, что попы встрепенулись, а безбожники и комсомол спят и не ведут борьбы с религией…
— Этого я не помню, чтобы с моей стороны были сделаны такие разъяснения и не могу допустить мысли о том, чтобы я это мог сказать, так как сведений о результатах переписи по религиозному вопросу я не имею…
Были случаи, когда я делился впечатлениями по вопросам раскрытия шпионских и вредительских групп, о чем сообщалось в газетах, но чтобы предавать им значение такое, как это поставлено в вопросе, категорически отрицаю…
На допросе, состоявшемся 16 октября, следователь пытался обвинить священника в том, что он проводит в местном совхозе «Дубки» антисоветскую деятельность. Но и это обвинение священник категорически отверг.
28 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Протоиерей Николай Соколов был расстрелян 31 октября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.
В 1940 г. супруга священника, ничего не знавшая о судьбе отца Николая, обратилась в органы НКВД с прошением пересмотреть дело.
Помощник прокурора по спецделам, пересмотрев материалы следственного дела, составил заключение, в котором говорится: «…решение тройки…
вынесено в соответствии с материалом в деле, мера наказания соответствует содеянному, поэтому жалобу оставить без удовлетворения».
Память священномученика Николая совершается в день его мученической кончины 18 (31) октября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) или в ближайший воскресный день после 25 января.
Источники, использованные при составлении жития:Архив Московской Патриархии. Послужной список.ГАРФ. Ф. 10035, д. У-20599.ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 67.ЦИАМ. Ф. 592, oп. 1, д. 1214, л. 33 об. — 34.ЦИАМ. Ф. 592, oп. 1, д. 1217, л. 79 об. — 80.ЦИАМ. Ф. 1371, oп. 1, д. 1, л. 53-60.
ЦИАМ. Ф. 1371, oп. 1, д. 47, л. 87-96.
Источник: http://novoivhram.ru/novomucheniki/item/54-svyashchennomuchenik-nikolaj-sokolov
Священномученик Петр (Соколов) – Клин православный
Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в селе Мотома Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Василия Соколова. Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского Духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году.
В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896-ом – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее.
Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле.
В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы.
В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского.
В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста священника, 2 февраля, житель соседнего дома, который подписал показания, составленные следователем. Протоиерей Петр был допрошен на следующий день после ареста.
– Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается?
– Я знаю всех по своему служебному положению и связь имею со всеми также по долгу служебного положения, других личных связей я не имею.
– Вам предъявляется обвинение, что вы высказываете антисоветские суждения и недовольство политикой партии и советской власти. Подтверждаете вы это?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, никаких антисоветских суждений и недовольства против политики партии и советской власти я не высказывал.
В тот же день следствие было закончено. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 19864. АМП. Послужной список.
Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии. Дополнительный том II. Тверь: “Булат”, 2005, с. 56-58.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
Источник: http://www.pravklin.ru/index/0-31