Священномученик алексий протопопов, священник

Священномученик Алексей Протопопов, священник | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Май 3rd 2013 —

Память 21 апреля/4 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 15 марта 1880 года в селе Ильинском Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Михайловича Протопопова.

В 1896 году Алексей окончил Перервинское духовное училище, в 1902-м — Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в одну из церковноприходских школ Москвы.

В 1903 году Алексей Николаевич был рукоположен во диакона к Богоявленскому храму в Москве; в 1907 году переведен в Казанскую церковь в Сущеве, где прослужил до ее закрытия в 1930 году и был переведен в храм преподобного Пимена Великого. После того как храм в 1934 году был захвачен обновленцами, диакон Алексий стал служить в соборе в честь Рождества Божией Матери в городе Орехово-Зуево.

Обратите внимание

В 1935 году он был рукоположен во священника ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павло-Посадского района, в котором и прошло все его недолгое пастырское служение до массовых гонений 1937 года.

20 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили трех свидетелей: старосту, члена церковной двадцатки и одного из прихожан Казанского храма.

Они показали, что их священник часто проповедует — иногда во время службы, иногда после службы, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника, и в особенности престольного — Казанской иконы Божией Матери.

Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам, чтобы они материально помогли храму, в котором только что был произведен ремонт, помогли деньгами на закупку дров для отопления и на оплату налогов государству, а также собрали средства на содержание Патриархии.

Во время служения на престольные праздники отец Алексий говорил, что всякий прихожанин должен с таким радостным чувством уходить после службы домой, чтобы эта радость через него стала достоянием и его домашних, чтобы и им захотелось прийти в храм.

Свидетели показали, что священник во время проповеди жаловался, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало Церкви, а сейчас, при советской власти, происходит все наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

Отец Алексий был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в ногинскую тюрьму, где в течение нескольких дней его допрашивали разные следователи.

— Следствие располагает материалами о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Следствие требует от вас откровенных и правдивых показаний по этому вопросу. В чем выражается ваша антисоветская агитация? — потребовал ответа от священника следователь.

— Я никакой антисоветской агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу, — ответил отец Алексий.

— Дайте показания, что вы говорили во время службы в религиозный праздник так называемой «Казанской»?

— 4 ноября, во время службы на празднование Казанской, я выступил по просьбе церковного совета со словом о том, что на отопление церкви нет дров. Для того, чтобы совершать богослужения, надо заготовить дрова.

Поскольку у нас на это средств не имеется, я попросил верующих села Казанское, чтобы они пожертвовали на покупку дров и другие церковные нужды.

После моего обращения был сделан обход с тарелкой, и кто сколько мог пожертвовал.

— Дайте показания, что вы говорили верующим во время богослужения на празднование в так называемый «Николин день»?

— Я выступил со словом во время богослужения, чтобы верующие пожертвовали, кто сколько сможет, на содержание нашей епархии… После моего слова был сделан обход с кружкой. Больше я ничего не говорил.

— Следствию известно, что вы восхваляли дореволюционное время и враждебно, в контрреволюционном духе отзывались о существующем строе, обвиняя в гонении на религию и духовенство. Признаете себя в этом виновным?

— Да, мне известно, что такие ценности, как колокола и другие, были изъяты, но я это никогда не осуждал и с амвона по этому по воду никогда не выступал, и виновным себя в этом не признаю.

— Вы следствию даете ложные показания. Следствие требует от вас правдивых показаний по существу дела.

— Я следствию даю правдивые показания по существу дела и еще раз свою виновность в антисоветской деятельности отрицаю.

Важно

После допросов отец Алексий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Священник Алексий Протопопов скончался в заключении 4 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-aleksej-protopopov-svyashhennik.html

Религиозные праздники 4 мая

4 мая православные верующие чтут память священномученика Алексия (Протопопова).

Священномученик Алексий (Протопопов)

Священнический сан отец Алексий принял в 1935 году, когда советская власть объявила Русской православной церкви тотальную войну на уничтожение. До революции сын псаломщика из подмосковного села Ильинское успел окончить Московскую духовную семинарию, поработать учителем в церковно-приходской школе, принять рукоположение в диакона и долго был диаконом в  московском храме Пимена Великого.

Служить отца Алексия направили в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павло-Посадского района, там и прошло все его недолгое пастырское служение.

Времена были такие, что 10 мая 1935 года митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель патриаршего престола, был вынужден распустить Временный патриарший Синод — в нем некому стало заседать. А в 1937 году гонение было оформлено юридически: декрет ВЦИК «О религиозных объединениях» был отменен, а 2 июля Политбюро приняло решение о проведении в стране массовых репрессий.

На места были отправлены соответствующие инструкции. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласным осведомителями НКВД, которые обязаны были докладывать о всех особенностях церковной жизни, даже о том «куда расходятся деньги, полученные за просвирки и свечи».

При малейшем подозрении, в нарушении установленных правил религиозной деятельности или по любому, самому нелепому доносу, священника арестовывали, а храм закрывали. Для этого годился любой предлог, например, если менее чем в километре от храма находится школа, а чаще всего — арест кого-либо из священнослужителей или «двадцатки».

Достаточно было обвинения против одного из членов «двадцатки», чтобы храм закрыли, а общество распустили.

Теперь делами церкви занималось исключительно НКВД. Шло физическое истребление духовенства и мирян. Арестованным предъявляли самые невероятные обвинения в шпионаже, саботаже, терроре.

Судебное производство было упрощено до крайности: скорый и неправедный суд вершили «тройки» — судебные коллегии из 3-х членов: 1-го секретаря обкома, главного прокурора области и начальника областного управления НКВД.

Совет

В 1937 году они получили право вынесения смертных приговоров. Секретным постановлением НКВД разрешались пытки.

30 июля 1937 года специальным приказом Ежова церковники, по определению являющиеся «антисоветским элементом», были поставлены по степени опасности для советского общества на 2-е место, сразу за кулаками. По регионам страны были установлены лимиты представителей контрреволюционных классов, подлежащих репрессиям.

20 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили трех свидетелей: старосту, члена церковной «двадцатки» и одного из прихожан Казанского храма. Они показали, что их священник часто проповедует — иногда во время службы, иногда после службы, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника, и в особенности престольного — Казанской иконы Божией Матери.

Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам, чтобы они материально помогли храму, в котором только что был произведен ремонт, помогли деньгами на закупку дров для отопления и на оплату налогов государству, а также собрали средства на содержание патриархии.

Во время служения на престольные праздники отец Алексий говорил, что всякий прихожанин должен с таким радостным чувством уходить после службы домой, чтобы эта радость через него стала достоянием и его домашних, чтобы и им захотелось прийти в храм.

Свидетели показали, что священник во время проповеди жаловался, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало церкви, а сейчас, при советской власти, все наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

27 ноября 1937 года отец Алексия арестовали и заключили в ногинскую тюрьму. Несколько дней его допрашивали разные следователи.

После допросов он был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. А 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Священник Алексий Протопопов скончался в заключении 4 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

РИА / klikovo.ru

Источник: http://klikovo.ru/religioznye-prazdniki-4-maya

Священномученик Алексий (Зиновьев)

Cвященномученик Алексий родился 1 марта 1879 года в селе Греково-Казанское Воронежской губернии в семье священника Иоанна Зиновьева. С 1898 по 1904 год Алексей учился в Тульской Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен во священника ко храму села Воскресенского Чернского уезда Тульской губернии. В 1914 году он был переведен в храм в городе Ефремове.

С 1917 года отец Алексий служил в храме в селе Сторожа Московской губернии. За десять лет, что прослужил здесь священник, православные полюбили доброго и ревностного пастыря.

Когда в 1930 году, во время очередных гонений, он был арестован по обвинению в том, что будто бы создавал в селе антисоветские группы, прихожане дружно выступили в защиту священника — почти все жители села Сторожа пришли к сельсовету и потребовали освобождения ни в чем не повинного пастыря.

Обратите внимание

Власти, однако, не освободили отца Алексия и препроводили его под конвоем в тюрьму в город Ефремов, где он находился под стражей около пяти недель, а затем все же был освобожден, вернулся в село и стал служить в храме по-прежнему.

В начале тридцатых годов в связи с коллективизацией, разрушением крестьянских хозяйств, насильственным образованием колхозов и отобранием у крестьян всего наличного хлеба крестьяне стали его скрывать, чтобы не умереть от голода.

План, по которому крестьяне должны были сдать хлеб государству, превышал их возможности и обрекал на смерть от голода. Видя, что власти в селе проводят повальные обыски с целью изъятия хлеба, псаломщик Федор Кананыхин упросил отца Алексия до времени сложить принадлежащее ему зерно и муку на колокольне.

Священник, хотя и предчувствовал, что дело может окончиться для них арестом, не смог отказать.

В 1932 году в ОГПУ стали поступать сведения, что в селе Сторожа план по хлебозаготовкам выполнен на 8,9% и будто бы виноваты в том священник Алексий Зиновьев, псаломщик Федор Кананыхин и крестьяне, часто посещавшие храм, — Иван Попов, Василий Разенков и Андрей Береговский. 2 декабря 1932 года все они были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ефремове.

4 и 6 декабря власти произвели обыски в церкви и обнаружили два мешка ржи, мешок пшена и пятнадцать пудов муки, которые и отобрали в счет хлебозаготовок.

На допросе священник, отвечая на вопросы следователя, сказал, что встречался с псаломщиком и крестьянами и говорил, что единоличников советская власть задушила, не дает им жить, что раньше жилось лучше.

Вызванный на допрос псаломщик сказал: «Обнаруженный в церкви хлеб частично принадлежал мне. Прятать хлеб меня заставляло то, что вижу, что при советской власти проходит отбор хлеба, и хотя мне никакого задания не было, все же хлеб я свой спрятал.

Для меня вообще при советской власти новое дело — чтобы производить у крестьян отбор хлеба, в прежнее время при царе этого не было и, во всяком случае, хлеб бы никто прятать не стал. А сейчас, конечно, нет ничего удивительного, что крестьяне начинают прятать хлеб».

Кроме того, он сказал, что доказывал крестьянам, что колхозы — это барщина и разорение и ничего им не дают.

Подобные же показания дали и крестьяне, за исключением Ивана Попова, который сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, но не отрицаю того, что действительно встречался с кулаками Береговским и Разенковым, но связь эта была чисто товарищеская. Не отрицаю того, что хозяйство моего отца было кулацкое. Из обнаруженного в церкви хлеба мне ничего не принадлежало».

Важно

19 февраля 1933 года Тройка ОГПУ приговорила священника Алексия Зиновьева к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на каторжные работы на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

К трем годам заключения были приговорены псаломщик Федор Кананыхин и крестьяне Андрей Береговский и Василий Разенков, которые были отправлены на Беломорско-Балтийский канал. Только Иван Попов был приговорен к одному году принудительных работ и освобожден из-под стражи.

Тяжелые работы настолько расстроили здоровье священника Алексия Зиновьева, что он был признан инвалидом и через полгода пребывания в концлагере освобожден. Он вернулся в село Сторожа и стал служить в храме.

В 1935 году власти захватили храм и начали использовать его под зернохранилище; с этого времени отец Алексий стал служить молебны в домах благочестивых прихожан. Так продолжалось до новой волны гонений в 1937 году.

Читайте также:  ​молитвы женщин после выкидыша

16 августа представители НКВД допросили одного из лжесвидетелей, крестьянина села Сторожа. Он показал, что священник будто бы являлся одним из активнейших организаторов контрреволюционного восстания в селе Сторожа.

Священник будто бы говорил, что в колхоз вступать не нужно, колхозное строительство противно Богу, в колхозном строительстве будет процветать безбожие, Бога забудут; в единоличном хозяйстве сами себе хозяева, а там будут подневольными, рабами. «В результате его деятельности и агитации кулаков колхозы организовывались слабо.

Имея тесную связь с кулачеством в селе Сторожа, по возвращении в село по отбытии наказания Зиновьев восстановил связь с кулаками, бывшими участниками контрреволюционного восстания, и продолжает ее по сие время. В их домах он часто служит молебны и всенощные.

Осенью 1935 года, после постановления граждан о засыпке зерна в церковь, Зиновьев говорил верующим: «Грешно засыпать зерно в церковь, для зерна должны быть зернохранилища. Церковь — это дом Божий, где проповедуется слово Божие. Нужно церковь освободить и служить в ней. Господь накажет вас за богохульство».

Совет

В июне 1936 года Зиновьев говорил: «Вот Господь Бог вас наказывает за то, что вы богохульствуете. Нужно сейчас устраивать молебны, чтобы Господь дал дождя». В результате члены церковного совета пришли в сельсовет просить разрешения на проведение в поле молебна о дожде. В июне в одном из домов в селе было богослужение, а после этого происходили антисоветские разговоры о выборах в сельские советы, и поп Зиновьев говорил: «Нужно в советы выбирать людей богобоязненных, хороших»».

24 августа 1937 года отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе следователь сказал священнику:

— Следствие располагает материалами о том, что вы в 1935 году систематически проводили церковные богослужения в домах верующих.

Отец Алексий подтвердил, что действительно он такие богослужения проводил и на них собирались верующие села Сторожа.

— Вы после богослужений вели контрреволюционные разговоры? — спросил следователь.

— Церковные службы я проводил, но никогда никаких антисоветских разговоров не вел.

Следователь обвинил священника в том, что он, устраивая богослужения в домах верующих, вел разговоры о создании колхозов и выказывал недовольство явлениями окружающей жизни.

Священник ответил, что в частных домах он служил и, оставаясь после богослужения, вел различные разговоры, и в частности говорил: «Сейчас жизнь тяжелая, и особенно для меня».

15 сентября Тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Зиновьев был расстрелян на следующий день, 16 сентября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

По материалам официального сайта Омской и Таврической епархии

Источник: https://martyr.ru/239-2012-09-16-14-56-06

Священномученик Алексий (Введенский)

Главная > Благочиние > Новомученики Ивантеевского благочиния > Священномученик Алексий (Введенский)

Мы привыкли, что святость – это что-то очень отдалённое от нас и в пространстве, и во времени. Между тем святость – понятие духовное, зависящее от верности и стойкости в вере Христовой, а не от географических широт и времен и может быть где-то совсем рядом, только мы не замечаем её в суете мiрской.

А потому вдвойне поучительно будет узнать королёвцам, что священномучениками признаны Русской Православной Церковью трое священнослужителей, служивших в храмах нашего города и заплативших жизнью за преданность вере в годы гонений.

Двое из них – диакон Николай (Тохтуев) и священник Павел (Успенский) служили некогда в церкви Святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Болшево. Третий, священник Алексий (Введенский) – в костинском храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Возможно, отец Алексий был последним священником, служившим здесь до окончательного разорения храма членами Болшевской коммуны.

Священномученик Алексий родился 16 мая 1890 года в селе Данилово Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Григория Введенского.

В 1904 году Алексей Григорьевич окончил Донское духовное училище, в 1911 году – Московскую духовную семинарию. В годы обучения в семинарии отец Алексий посещал иеромонаха Варнаву (Меркулова), а позже – старца Ипполита, духовника разогнанной братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании семинарии Алексей Григорьевич был назначен учителем в школу в селе Левково Дмитровского уезда Московской губернии.

Обратите внимание

В 1912 году Алексей Григорьевич женился на выпускнице Филаретовского епархиального женского училища – Елене Александровне Воскресенской. В 1913 году умер священник в селе Левково, на его место к Ильинской церкви был рукоположен во священника Алексей Введенский. Впоследствии отец Алексий был возведен в сан протоиерея, а в 1936 году награжден палицей.

С приходом безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1930 году у отца Алексия были отняты дом и имущество. Отец Алексий вместе с супругой и двумя детьми перебрался в деревню Самаровка Болшевского района Московской области. Некоторое время он служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Костино.

23 июня 1930 года протоиерей Алексий Введенский был назначен настоятелем храма Сретения Господня в Новой Деревне Пушкинского района Московской области. Семья поселилась в маленькой церковной избушке около храма. Поскольку управлять церковным хором было некому, Елена Александровна стала прислуживать в церкви как регент и псаломщик.

В апреле 1931 года, во время Великого поста, сельсовет предложил отцу Алексию «приступить к пилке леса для моста в свободное от богослужений время». Кроме этого, отец Алексий как священнослужитель был обложен различными налогами, которые с трудом удавалось платить.

В 1932 году отец Алексий приехал в очередной раз к отцу Ипполиту. Во время беседы он спросил у старца: не переведут ли его на другой приход? Старец ответил: «Сколько лет служил твой предшественник? Семь? Вот и ты семь лет послужишь».

27 ноября 1937 года руководители НКВД Московской области Якубович, Булыжников и Персиц подписали справку на арест отца Алексия. В одиннадцатом часу вечера к церкви подъехала машина. Из неё вышли трое и направились к домику священника. Отца Алексия арестовали.

Посадив священника в машину, сотрудники НКВД отвезли его в камеру предварительного заключения при районном отделении милиции в Пушкино. Утром Елена Александровна вместе с младшим сыном Валентином понесли передачу.

Стоя около тюремных окон, она увидела в одном из них отца Алексия, который успел помахать ей рукой и крикнуть: «Береги Валю!»

Важно

В скором времени отца Алексия перевели в московскую Таганскую тюрьму. Здесь 1 декабря он был допрошен.

– Ваше отношение к советской власти? – спросил следователь.

– Мое отношение к советской власти лояльное, – ответил отец Алексий.

– Вы следствию говорите неправду. Следствие располагает точными данными о том, что вы, будучи враждебно настроенным к советской власти, среди окружающих проводили антисоветскую агитацию. Следствие требует от вас правдивых показаний.

– Никакой антисоветской агитации я не вел. В сентябре 1937 года я выражал свое недовольство советской властью за то, что финансовые органы обложили меня большим подоходным налогом, чем моих собратьев, работающих в церквях городского значения. Об этом я говорил в кругу близких мне собратьев по службе, а не среди населения.

– Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности.

– Никакой контрреволюционной деятельности я не вел.

Следователями были допрошены два штатных свидетеля: священники Михаил Толузаков и Степан Марков, которые служили в Москве и никогда не встречались с отцом Алексием. Они подписали необходимые показания.

7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

С этапом заключенных он прибыл в Самарлаг НКВД. В один день с ним был осужден к такому же сроку священник Феодор Грудаков. Они учились в одном классе семинарии, а теперь выпало вместе отбывать наказание на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. По здоровью отец Алексий сразу получил третью категорию инвалидности.

Из заключения отец Алексий отправил супруге несколько писем. Последнее она получила 11 декабря, а через некоторое время было получено письмо от отца Феодора.

«Глубокоуважаемая Елена Александровна! Сообщаю Вам печальную и грустную весть: не стало Алексея Григорьевича. В ночь с 22 на 23 декабря в 3 часа 45 минут он скончался. Не нахожу слов, да и бесполезны они, чтобы утешить Вас. И словами не залечишь той раны душевной, которую Вы получаете при такой утрате. Но надеюсь, Вы найдете утешение в том, в чем утешал себя Алексей Григорьевич, – в вере.

Конечно, постарайтесь сделать то, что ему как христианину нужно. Мне не пишите. Представится случай, сообщу все подробности о его жизни и смерти. С полным сочувствием и соболезнованием к Вам. Берегите себя для Вашего мальчика. Оставшиеся на его счету деньги, думаю, будут Вам высланы. Об этом с сообщением Вашего адреса сделано заявление мною».

Отец Феодор умер в лагере от непосильного труда и голода 26 ноября 1940 года и был, как и отец Алексий, погребен в безвестной могиле. Елена Александровна до самой смерти в 1965 году трудилась в Сретенском храме сторожем и уборщицей, пекла просфоры.

6 октября 2003 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было постановлено включить протоиерея Алексия Введенского в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Даты памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25.01/07.02), день мученической кончины – 10/23 декабря.

Совет

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том III.

Составитель – священник Максим Максимов.

Источник: http://ivblagochinie.ru/blagochinie/novomucheniki-ivanteevskogo-blagochiniya/novomuchenik-bolshevskiy-aleksandr-rusinov.html

Священномученик Алексий Ставровский, протоиерей — Новгородская епархия. Русская Православная Церковь Московского Патриархата

ПодробностиПросмотров: 972

Священномученик Алексий Ставровский, протоиерей († 1918)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

1/13 окт. – День мученической кончины

Священномученик Алексий Андреевич Ставровский родился в 2 марта 1834 года в селе Сижно Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье священника.

Начальное духовное образование получил в Александро- Невском духовном училище. В 1857 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и как первый ученик был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию за казенный счет. Академию закончил в 1861 году со званием кандидата богословия. В этом звании он пошел преподавать географию в Александро-Невском училище.

В 1862 году Алексей вступил в брак с Анной Николаевной Норовской, дочерью настоятеля Петропавловской церкви Второго военно-сухопутного (клинического) военного госпиталя. Имел детей: Зинаиду (1868 г.р.), Владимира (1869 г.р.), Марию (1870 г.р.) и Алексея (1879 г.р.).

14 сентября 1862 года архиепископом Могилевским Евсевием был рукоположен во священника к указанной Петропавловской церкви и прослужил в ней 34 года.

В 1875 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея.

В 1879 году протоиерей Алексий стал соучередителем и членом Общества попечения о бедных военного духовенства, в котором состоял более 30 лет и принес много пользы в деле улучшения быта военного духовенства.

Отец Алексий стремился сделать так, чтобы военное духовенство могло дорожить своей походной полковой службой и чтобы в состав его могли вступать лучшие представители священства.

Обратите внимание

Протоиерей Алексий Ставровский принимал деятельное участие в трудах комиссии по выработке нового положения об управлении военным и морским духовенством.

С 1888 по 1896 годы отец Алексий являлся благочинным Санкт-Петербургского и Новгородского церковного армейского ведомства.

К началу Первой мировой войны (1914-1918) на территории современной Новгородской области существовало 11 церквей, принадлежащих военному ведомству.

С 1896 года был назначен настоятелем Адмиралтейского собора во имя свт. Спиридона Тримифунтского, благочинным Санкт-Петербургских морских церквей.

За большие заслуги перед Церковью и Отечеством на пастырском, педагогическом, законодательном по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства и многих других поприщах в 1899 году награжден митрой, в 1902 г.

, к 40-летию служения в священном сане, орденом св. Анны I степени, в 1904 — орденом князя Владимира II степени, в 1912 г., ко дню 50-летия служения в священном сане, орденом св. Александра Невского (исключительный случай).

Он был одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых получили честь быть представленными Государю как выдающиеся общественно-государственные деятели и в память сего получить переходящий в род по старшей линии нагрудный романовский знак. Семейству отца Алексия Ставровского, за его заслуги перед Отечеством, было даровано потомственное дворянство.

Читайте также:  Равноапостольный святой князь владимир

Все земные почести, которые столь редко достигались духовенством, не повлияли на прекрасный духовный облик, который со всей силой выявился в удивительной кончине этого мученика за веру.

Отец Алексий был знаком с Иоанном Кронштадтским, был младше его всего лишь на пять лет, но в последние годы своей жизни почитал себя верным чадом отца Иоанна. После отъезда протоиерея Георгия Шевельского на юг России в сентябре 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном отец Алексий был назначен исполняющим должность протопресвитера военного и морского духовенства.

17 (30) августа 1918 года в Петрограде был убит руководитель Петроградской ЧК — М. Урицкий. В числе заложников был арестован и 84-летний военный священник отец Алексий Ставровский.

Вместе с группой арестованных он сначала содержался в одной из тюрем Петрограда, а затем был переведен в Кронштадт.

Во время своего заключения он сохранил удивительную бодрость духа, утешал сотоварищей по узам и даже причащал их запасными Святыми Дарами.

Важно

Перед расстрелом заключенных вывели из тюрьмы, построили в ряд и объявили, что в виде репрессии за убийство Урицкого каждый десятый из них будет расстрелян, а остальные освобождены. Отец Алексий стоял девятым, а после него — десятым — стоял молодой священник.

Обратившись к нему, отец Алексий сказал ему приблизительно следующее: «Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что было можно; жена моя старуха, дети мои все на ногах; иди себе с Богом, а я стану на твое место». Сказав это, он встал на место молодого священника и был расстрелян. Точная дата его смерти и место погребения неизвестны.

Вероятно, это было в конце сентября или в октябре 1918 года, когда в водах Финского залива, на траверсе Толбухина маяка, были потоплены баржи с 400 заложниками.

Отпевание заочно священномученика Алексия Ставровского было торжественно совершено в Адмиралтейском соборе будущим священномучеником митрополитом Вениамином с сонмом петербургского духовенства.

Фамилия отца Алексия в переводе с греческого означает «крестный» («ставрос» — крест). Его фамилия стала своего рода знамением крестного подвига, который исполнил сей дивный священномученик.

Канонизация:

Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2001 года имя Алексия Ставровского включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Ин. тропарь, глас 5:

Морскаго воинства пастырь доблестный был еси,/ неустанное попечение о пастве своей имея,/ и жизнь свою мученичеством увенчал еси,/ обличивши нечестие гонителей Церкве Христовой,/ священномучениче Алексие,/ проповедник безбоязненный Истины Божией,/ молися выну ко Господу,/ да избавит от бед и скорбей чтущих святую память твою.

Кондак, глас 3:

Во граде святаго Петра священнодействитель показался еси, / Христово бо, Алексие, Евангелие исполнил, / положил еси душу твою о людех твоих, / и спасл еси иерея от смерти, / сего ради и освятился еси, / яко великий таинник Божия благодати.

Источники:

•          Ставровский Алексей Андреевич — Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТ- ГУ. pstbi.ccas.ru

•          Жизнеописание на сайте Санкт-Петербургской митрополии. grad- petrov.ru

•          Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира. СПб., 2015.

•          Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). azbyka.ru Православная библиотека

•          Новомученик протоиерей Алексий Ставровский; страница храма св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке (Санкт-Петербург) http://www.rogatka.orthodoxy.ru

•          Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003

Источник: http://vn-eparhia.ru/nebesnaya-slava-zemli-novgorodskoj/9124-svyashchennomuchenik-aleksij-stavrovskij-protoierej

Москва: Православные верующие чтут память священномученика Алексия (Протопопова)

04 мая, 09:22

4 мая – Молодежные новости. Православные верующие 4 мая чтут память священномученика Алексия (Протопопова).

Священнический сан отец Алексий принял в 1935 году, когда советская власть объявила Русской православной церкви тотальную войну на уничтожение. До революции сын псаломщика из подмосковного села Ильинское успел окончить Московскую духовную семинарию, поработать учителем в церковно-приходской школе, принять рукоположение в диакона и долго был диаконом в московском храме Пимена Великого.

Служить отца Алексия направили в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павло-Посадского района, там и прошло все его недолгое пастырское служение.

Времена были такие, что 10 мая 1935 года митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель патриаршего престола, был вынужден распустить Временный патриарший Синод — в нем некому стало заседать. А в 1937 году гонение было оформлено юридически: дикрет ВЦИК «О религиозных объединениях» был отменен, а 2 июля Политбюро приняло решение о проведении в стране массовых репрессий.

На места были отправлены соответствующие инструкции. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласным осведомителями НКВД, которые обязаны были докладывать о всех особенностях церковной жизни, даже о том «куда расходятся деньги, полученные за просвирки и свечи».

Совет

При малейшем подозрении, в нарушении установленных правил религиозной деятельности или по любому, самому нелепому доносу, священника арестовывали, а храм закрывали. Для этого годился любой предлог, например, если менее чем в километре от храма находится школа, а чаще всего — арест кого-либо из священнослужителей или «двадцатки».

Достаточно было обвинения против одного из членов «двадцатки», чтобы храм закрыли, а общество распустили.

Теперь делами церкви занималось исключительно НКВД. Шло физическое истребление духовенства и мирян. Арестованным предъявляли самые невероятные обвинения в шпионаже, саботаже, терроре.

Судебное производство было упрощено до крайности: скорый и неправедный суд вершили «тройки» — судебные коллегии из 3-х членов: 1-го секретаря обкома, главного прокурора области и начальника областного управления НКВД.

Совет

В 1937 году они получили право вынесения смертных приговоров. Секретным постановлением НКВД разрешались пытки.

30 июля 1937 года специальным приказом Ежова церковники, по определению являющиеся «антисоветским элементом», были поставлены по степени опасности для советского общества на 2-е место, сразу за кулаками. По регионам страны были установлены лимиты представителей контрреволюционных классов, подлежащих репрессиям.

20 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили трех свидетелей: старосту, члена церковной «двадцатки» и одного из прихожан Казанского храма. Они показали, что их священник часто проповедует — иногда во время службы, иногда после службы, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника, и в особенности престольного — Казанской иконы Божией Матери.

Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам, чтобы они материально помогли храму, в котором только что был произведен ремонт, помогли деньгами на закупку дров для отопления и на оплату налогов государству, а также собрали средства на содержание патриархии.

Обратите внимание

Во время служения на престольные праздники отец Алексий говорил, что всякий прихожанин должен с таким радостным чувством уходить после службы домой, чтобы эта радость через него стала достоянием и его домашних, чтобы и им захотелось прийти в храм.

Свидетели показали, что священник во время проповеди жаловался, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало церкви, а сейчас, при советской власти, все наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

27 ноября 1937 года отец Алексия арестовали и заключили в ногинскую тюрьму. Несколько дней его допрашивали разные следователи. После допросов он был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. А 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Священник Алексий Протопопов скончался в заключении 4 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Информация предоставлена РИА Новости

Источник: http://xn--80apbncz.xn--p1ai/obschestvo/21317

Священномученик Алексий (Никологорский)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 14 / 27Ноября

Священномученик Алексий родился в 1869 году в селе Нагорном Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Семена Никологорского. В 1889 году Алексей Семенович окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника ко храму в селе Волочаново Волоколамского уезда Московской губернии.

За двадцать семь лет служения о. Алексий был много раз награжден за безупречную службу и ревностное исполнение церковных послушаний. Он был наблюдателем церковных школ Волоколамского уезда, благочинным и следователем по духовным делам при консистории.

Здесь, на церковном служении в Волоколамском уезде в селе Волочаново, он встретил гонения от безбожников.

В 1930 году советские власти отобрали у священника все имущество и потребовали от него уплаты значительной суммы в качестве налога. Поскольку он уплатить ее не смог, суд приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Обвинение и приговор были несправедливы и незаконны, и, находясь в тюрьме, о. Алексей подал прошение о пересмотре дела. Дело было пересмотрено, приговор отменен, и о. Алексея после трехмесячного заключения освободили.

Вероятно, во время службы под Волоколамском о.

Алексей познакомился со святым архиепископом Фаддеем, который некоторое время после возвращения из ссылки жил там в одной из деревень, и потому, освободившись из тюрьмы, священник поехал в Тверскую епархию, которой в то время управлял владыка, и получил место в Космодемьяновском храме села Плотникова Ржевского района. Супруга о. Алексия к тому времени скончалась, шестеро детей выросли и разъехались, и с отцом жила только его дочь Александра, которой было тогда двадцать семь лет.

В 1937 году в храме Космы и Дамиана протоиерей Алексий встретил сорок седьмую годовщину своего священнического служения.

24 октября 1937 года власти арестовали священника и заключили в Ржевскую тюрьму.

Важно

На допросах следователь спрашивал о его имущественном положении до и после революции, особо отметил долгую службу священника, его церковные награды и то, что он занимал ответственные церковные должности.

Но в ответах священника он не нашел ничего, что можно было интерпретировать как преступное, антигосударственное деяние, и тогда, запугивая о. Алексия, сказал:

— Следствие располагает данными о проводимой вами антисоветской деятельности среди населения, расскажите о ней подробно.

— Антисоветской деятельности среди населения я не проводил и виновным себя в этом не могу признать, — ответил священник. Допрос продолжился и на следующий день.

— Расскажите о вашей антисоветской деятельности среди населения, — потребовал следователь.

— Я как священнослужитель, преданный своему делу, неоднократно произносил проповеди, в которых касался исключительно истинной православной веры, не позволяя в них ничего антисоветского.

25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Алексий Никологорский был расстрелян 27 ноября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».
Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Священномученик Михаил (Некрасов)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 14 / 27 Ноября

Об иных наших мучениках остались в качестве свидетельства об их подвиге только драгоценные мученические акты: анкета, заполненная следователем при аресте, листы допроса, неправедный приговор и документ о расстреле. Одним из таких мучеников был священник Михаил Некрасов.

Священномученик Михаил родился 1 / 14 ноября 1883 года в селе Сергино Старицкого уезда Тверской губернии в семье церковнослужителя Алексея Некрасова — священника, диакона или псаломщика, мы не знаем.

Михаил Алексеевич окончил два класса Старицкого духовного училища; 12 / 25 февраля 1908 года он был рукоположен в сан диакона ко храму села Алферьева Старицкого уезда, а затем в сан священника и служил в селах Тверской епархии.

В 1929 году ГПУ начало кампанию против крестьянства и Православной Церкви. 10 февраля 1930 года священник был арестован, приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на Беломорско-Балтийский канал. 25 октября 1932 года о. Михаил был освобожден и вернулся в Тверскую епархию.

Совет

В 1934 году он получил место священника в храме в селе Дегунино Старицкого района. Отец Михаил был ревностным пастырем и часто обходил по деревням своих прихожан. Когда началось новое гонение на Православную Церковь, имевшее целью едва ли не полное ее уничтожение, о.

Михаил 15 ноября 1937 года был арестован и заключен во Ржевскую тюрьму. Следствие продолжалось три дня. Обвинительные материалы против священника отсутствовали, и были вызваны двое крестьян того же села, которые подписали составленный следователем протокол допроса.

Читайте также:  Постный яблочный пирог

Получив подписи под нужными ему протоколами, следователь на третий день вызвал на допрос священника, требуя от него признания в антигосударственной деятельности.

— Следствие располагает данными о том, что, будучи враждебно настроены, вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства. Признаете себя виновным в этом?

— Нет, виновным себя не признаю, контрреволюционную агитацию я не проводил.

— Следствием установлено, что вы в августе месяце сего года возле церкви дискредитировали среди населения конституцию СССР и вождей советского правительства. Признаете себя в этом виновным?

— Нет, виновным себя не признаю и повторяю, что контрреволюционную агитацию не проводил.

— Вы не хотите дать правдивые показания, хотя следствием установлено, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, что подтверждено свидетельскими показаниями.

— Снова заявляю, что контрреволюционную агитацию я не проводил, виновным себя не признаю и показать больше ничего не могу.

— Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь с благочинным Соколовым, через которого получаете контрреволюционные установки, направленные на срыв мероприятий партии и правительства. Вы признаете это?

— Благочинного Соколова я знаю хорошо, за последнее время я дважды посещал его квартиру, но никаких контрреволюционных установок не получал и виновным себя не признаю.

На этом следствие было закончено, оставалось ждать решения Тройки НКВД. 25 ноября священник Михаил Некрасов был приговорен к расстрелу и через день, 27 ноября 1937 года, расстрелян.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».
Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.



Источник: https://infopedia.su/16×1627.html

Священномученик Алексий (Никонов)

День памяти16 октября (29 октября)

(день мученической кончины священномученика Алексия (Никонова), последнего настоятеля Преображенского храма с. Спас-Дощатый Зарайского района)

Священномученик Алексий родился 15 октября 1881 года в Москве. Отец его Михаил Никонов работал землемером. В 1902 году Алексей Михайлович окончил Московское коммерческое училище и с 1903 года служил в армии. В 1905 году Алексей Никонов оставил службу и поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 году.

С 1911 по 1914 год Алексей Михайлович был учителем в городе Данкове Рязанской губернии. С началом Первой мировой войны он был призван в армию и служил в Могилевской губернии прапорщиком в 11-ой Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка. В 1917 году его перевели в 712-й полк, который располагался в Пинских болотах.

С декабря 1917 года по июль 1918 года Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя. С 1918 года Алексей Михайлович возобновил учительскую деятельность. В 1921 году он стал псаломщиком и через год, в конце августа 1922 года, был рукоположен во священника и служил в Успенской церкви подмосковного города Клин.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал незаконное обновленческое ВЦУ и тем самым уклонился в раскол. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, который выступил против раскола и антицерковной деятельности его представителей.

В этом ему помогал благочинный города Клин священник Алексий Воробьев.

Священник Алексий Никонов вместе со священником Алексием Воробьевым были арестованы 26 сентября 1924 года по обвинению в том, что они «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

2 октября 1924 года родственники арестованных принесли заключенным передачу с запиской, в которой они писали: «Дорогие батюшки, отцы Алексии! Шлем все вам привет. Передаем одному отцу, Воробьеву: две пары белья, теплую рубашку, носки и портянки, а другому — две пары белья, одни теплые чулки, а другие холодные.

Белье грязное смените и вышлите сейчас же нам, а также ненужную вам посуду (разумеется, пообедайте, и мы обождем). Пищу посылаем обоим общую, что можем. Не унывайте, Бог даст, скоро выпустят. Все кланяются. Хорошо бы вы были вместе, все веселей. Еще посылаем две открытки, напишите, где будете, дабы нам знать, куда приехать и вам привезти поесть. Не знаем, можно ли вам с собой взять деньги.

Вы узнайте. Еще посылаем молитвенник, если таковой разрешат иметь при себе».

Обратите внимание

16 октября отец Алексий Никонов был вызван на допрос.- Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? — спросил следователь.

— Собрания такого не было, а священник Воробьев, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, — ответил священник.

— Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью? — Таких слухов я не распространял.
До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве.

Поскольку вины священников следствие доказать не могло, их держали несколько месяцев в тюрьме не допрашивая.

27 февраля 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Алексия Никонова к высылке в Нарымский край на два года.

После отбытия срока ссылки отцу Алексию было три года запрещено проживать в шести крупных областях страны. Отец Алексий поселился в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области и стал служить здесь в Преображенском храме, стараясь строго исполнять богослужебный устав, во всем проявляя себя преданным пастырем Церкви Христовой.

Некий коммунист написал уполномоченному ОГПУ заявление, в котором просил «принять срочные меры для выяснения личности священника села Спас-Дощатый, который работает около двух лет в церкви попом, ведет контрреволюционную работу.

Главным образом обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу, не по одной, а по две или по три проповеди… Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его».

По обвинению в антисоветской деятельности отец Алексий в феврале 1930 года был арестован и заключен в Зарайском административном отделе. 10 февраля священника допросили.

На вопросы следователя он ответил: «В проповедях против советской власти не выступал, говорил в отношении духа неверия, что если человек не верит, то жизнь сама обязательно приведет его к вере но, однако, советской власти не касался.

В проповедях я говорил, что в школах детей учат читать и писать, а дома верующие могут учить Закону Божьему. Против коллективизации я никогда выступал, и это не мое дело. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Могу добавить, что я болен туберкулезом легких с утратой восьмидесяти процентов трудоспособности, на что имеется свидетельство».

Важно

На основании свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника была сформулирована так: «…

В 1927 году, получив должность в церкви при селе Спас-Дощатый, снова повел контрреволюционную агитацию среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима и будет существовать до скончания века, несмотря на гонение со стороны власти и безбожников-коммунистов.

До приезда Никонова в село церковь своего лица не имела, служба совершалась только по праздникам, верующие почти не ходили.

С приездом же Никонова церковь оживилась, богослужение совершалось каждый день утром и вечером с продолжительностью 4-7 часов, а также частые произнесения проповедей привлекали много верующих и в особенности женщин, не только старух, но и молодых. Никонову удалось организовать хор, куда входили преимущественно женщины и дети несовершенных лет.

Кроме призыва верующих к защите религии, Никонов старался запугивать верующих и такими моментами: «аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики. Гражданские брак и похороны — это временная стихия, придет время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте»… В одну из проповедей в конце 1929 года призывал верующих помочь ему в уплате налога, ходил сам по домам своего прихода, собирал деньги и распространял контрреволюционные слухи».

Прокурор Коломенского округа, которому дело было послано на утверждение, вернул его, посчитав, что «оснований к привлечению священника Никонова к ответственности собрано недостаточно, так как показания свидетелей…

не могут служить основанием для привлечения к ответственности по статье 58/10, а посему полагал бы: дело производством прекратить и Никонова из-под стражи отпустить».
Старший уполномоченный Коломенского окружного отдела ОГПУ Чесноков, ввиду вынесенного прокурором заключения о прекращении дела, решил направить его на рассмотрение тройки ОГПУ.

30 апреля 1930 года на заседании тройки было принято решение зачесть отцу Алексию в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.

Совет

После освобождения отец Алексий продолжал служить в Преображенском храме. С августа по ноябрь 1936 года Московским управлением НКВД были арестованы несколько священников и мирян. Среди них был и отец Алексий, которого арестовали 25 сентября 1936 года.

Власти обвинили его в том, что он «среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти. В проповедях… в церкви среди верующих заявил: юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности свободно посещать церковь, советская власть делает гонение на верующих.

Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все себя вели мужественно в случае, если придется пострадать за веру».
26 сентября отец Алексий был допрошен в Зарайске.

— Где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым?
— С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 года в бытность его ректорства в Московской Духовной академии.

После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 году я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи… у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Московской Духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, то есть до 1924 года.

После освобождения я с ним встречался с 1932 года по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 года… Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, то есть до 3 ноября 1934 года…

При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных учебных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих.

Через некоторое время отец Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. 9 декабря его допросил следователь Булыжников.- Кто из попов принимал участие в обсуждении дополнений к проекту новой конституции?- В обсуждении дополнений к проекту новой конституции принимали участие священники Иван Смирнов, Петр Соловьев и я, Никонов.

— Кто является автором контрреволюционной рукописи «Дополнение к проекту новой конституции»?- Автором рукописи являюсь я. Написал я ее по своему собственному убеждению.- Изложите содержание вашей рукописи «Дополнение к проекту новой конституции».

— Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами.

Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была представлена полная свобода религиозной пропаганды, как в церкви, так и вне ее.

Обратите внимание

Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих также должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком.- Признаете ли вы себя виновным в предъявленном обвинении?

— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

Источник: http://xn—-7sbabenkekrafnr7aigzv3k.xn--p1ai/index.php/2013-06-17-12-35-25/6-martyr-alexei-nikonov

Ссылка на основную публикацию