Священномученик андроник (никольский), архиепископ

Священномученик андроник (никольский)архиепископ пермский

 Библиотека – Биографии27.01.2011 16:10

Священномученик Андроник (Никольский)

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (в миру Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской Духовной семинарии, где принял иноческий постриг.

По окончании семинарии поступил в Московскую Духовную академию; на втором курсе в день своего рождения, 1 августа, был пострижен в монашество с именем Андроник. По окончании в 1895 году академии рукоположен в сан иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию.

Через год иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Ардонской Александровской миссионерской семинарии.

Обратите внимание

В 1897-1899 годах – член миссии в Японии. С 1900 года – ректор Уфимской духовной семинарии в сане архимандрита. 5 ноября 1906 года о. Андроник был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина).

В июле 1907 года уволен на покой. Но уже в октябре командирован в Холм для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной Думы.

14 марта 1908 года епископ Андроник был назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.

Именно в это сложное время Владыка занял активную общественную позицию, согласившись стать почетным председателем Новгородского отдела Союза Русского Народа.

Отношение святителя Андроника к Г.Е. Распутину всегда было резко враждебным. В своих письмах он называл его «Гришкой», «перефамиленным», «диаволом». Распутин боялся Владыку, и если останавливался в Перми, то избегал общения с ним.

После убийства Распутина в своем письме от 19 мая 1917 г. Владыка писал: «С шумом погибла память Питирима, продавшегося дьяволу в лице Гришки. А память сего еще скорее и с большим шумом погибнет».

Епископ Андроник Тихвинский, викарий Новгородской епархии, 1908 г.

В 1909 году епископ Андроник был приглашен на Съезд Русских Людей, проходивший в Москве с 27 сентября по 4 октября. Однако служебные обязанности помешали Владыке прибыть. Сожалея об этом, он направил в адрес Съезда телеграмму, в которой писал: “Могу лишь ограничиться самыми святыми пожеланиями всему высокопатриотическому Съезду.

Да пребудет над всем его делом Вседержавный Покров Царицы Небесной, так дивно спасавшей нашу святую Русь во все прежние годины лихолетий и бед, на нее находивших.

Важно

Да исполнит она мудрости и бодрости всех мужественных исповедников Российской Святыни – Православной Веры, собравшихся ныне в Первопрестольной Москве, окормляемой ее небесными Святителями, и поднесь от лет древних почивающими своими нетленными телами в храме Пречистой.

И под натиском жидовской революции оставшиеся верными святой Руси и русской народности Русские люди отстояли ту и другую. А теперь развернувшееся русское родное знамя да соберет под свою державную сень родную землю, как один человек. Да просветится Русская страна”.

В марте 1913 года епископ Андроник получил самостоятельную кафедру – он был назначен епископом Омским и Павлодарским. Через год его перевели в Пермь.

Революционные события февраля 1917 г. Владыка воспринял крайне враждебно. 3 марта 1917 г.

, когда сведения об отречении царя Николая II достигли Перми, Владыка собрал совещание высших начальников губернии, на котором объявил, что Русская Церковь всегда была хранительницей и защитницей порядка, и теперь должна не оставаться равнодушной зрительницей происходящих бедствий, но возвысить свой голос в защиту порядка, который немыслим без самодержавного Государя.

4 марта Святитель обратился с архипастырским призывом ко всем православным христианам Российской Церкви. Он писал: «Среди грозных событий тяжкого времени, перед лицом стоящего у врат Отечества лютого и коварного врага, совершилось событие величайшей важности и священности.

Боговенчанный Государь Император Николай II Александрович, в своей неподкупной совести предавая себя в десницу Всевышнего Сердцеведца, сложил с главы своей царскую корону, отрекшись от царского престола с передачей такового своему царственному брату великому князю Михаилу Александровичу.

Да будет воля Всевышнего.

Источник: http://www.eshatologia.org/680-andronik-nikolskiy.html

Священномученик Андроник (Никольский)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-06-20 18:50:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-06-20 18:50:00
Епископ Пермский Андроник

«ВЫНАШИВАТЬ РАЗБИТУЮ В НАРОДЕ ВЕРУ»

Памяти священномученика Андроника (Никольского)Игумен Дамаскин (Орловский)

Журнал “Фома” | № 6 (86) июнь 2010

20 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского.

Его жизнь наводит на размышления: почему и во времена архиепископа Андроника, и в настоящее время, когда вроде бы у нас многое есть, столь нерадостны мысли о перспективах? У нас вроде бы, как и во времена священномученика, множество христиан, открыты храмы и само государство, кажется, благосклонно относится к пожеланиям Церкви.

Но, сравнивая жизнь архиепископа Андроника с жизнью многих его окружавших людей, можно увидеть, что в христианах угасала ревность и вся поверхность христианской жизни подернулась точно болотной ряской — теплохладностью. И в тусклом тумане современной жизни одиноким маяком светит святая жизнь наших мучеников, таких как архиепископ Андроник.

Казалось бы, современный человек должен приникнуть к бóльшим себя по опыту, по близости к Богу святым, чтобы расширилось его сердце желанием такой же ревности служения Богу и умудрилось знаниями. Но нет, современный человек, как и во времена архиепископа Андроника, предпочитает считать мерилом свою жизнь, отметая все высшее и почему-либо неудобное ему.

Священномученик Андроник был из тех светочей духа, у которых многому можно поучиться. Родившись в 1870 году в семье псаломщика Преображенского храма Ярославской епархии, он окончил в 1891 году Ярославскую духовную семинарию, в 1895 году — Московскую духовную академию.

На 3-м курсе академии он был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а после окончания академии — во иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую духовную семинарию, а через год — инспектором Александровской миссионерской семинарии в Осетии.

Через два года в судьбе иеромонаха Андроника произошла резкая перемена: по ходатайству архимандрита Сергия (Страгородского) он был назначен миссионером в Японию в помощь архиепископу Николаю (Касаткину), великому просветителю народа этой страны. С владыкой Николаем сложились у него отношения простые и прямые, несмотря на разницу в возрасте и опыте.

Совет

И произойти это могло только благодаря единомыслию в главном — в ревностном и искреннем служении Христу. За девять месяцев отец Андроник научился говорить по-японски и проповедовать так, что его проповеди, по свидетельству архиепископа Николая, трогали японцев до слез.

Однако предпринятые им чрезвычайные труды подорвали его здоровье, для поправления которого он вынужден был вернуться в Россию. В 1899 году отец Андроник был назначен ректором Александровской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита, а через год он стал ректором Уфимской духовной семинарии.

В 1906 году архимандрит Андроник был назначен помощником начальника Российской миссии в Японии архиепископа Николая и хиротонисан во епископа Киотского. Приехав в Японию, он снова горячо взялся за дело, но сверхмерное напряжение сил при слабом здоровье привело к полному расстройству здоровья, и через год он был освобожден от миссионерского послушания.

Вернувшись в Россию, владыка был командирован в город Холм в помощь епископу Холмскому Евлогию (Георгиевскому). В 1908 году он был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии, а в 1910-м получил самостоятельную кафедру — Омскую и Павлодарскую, где за немногие три года сделал столь много, как мало кто до него.

О нем современники и свидетели его служения в Омске писали как об образце архипастыря — ревнителе веры, беззаветном труженике, пламенном проповеднике и мудром наставнике — идеальном носителе апостольских заветов, побуждающем и других ратовать за веру и Церковь, ревновать о деле Божьем, святом и вечном.В 1914 году епископ Андроник был назначен в Пермь.

Так в ХХ веке на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святителю Пермскому Стефану. Жизнь епископа Андроника стала для современников зримым образцом древнего благочестия. Это был молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что.

После его мученической кончины большевики пришли с обыском в его дом, рассчитывая найти скрытые сокровища, но нашли всего лишь несколько рублей. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам.12 апреля 1918 года епископ Андроник был возведен в сан архиепископа.

В своем последнем перед мученической кончиной пасхальном послании к пастве, когда повсюду уже поднималось гонение на Церковь Христову, он написал: «Увидевши опасность лишиться свободы веровать и молиться… православные россияне воодушевились на стояние за веру и Церковь… Явились священномученики и…

Обратите внимание

исповедники среди архиереев, иереев и иноков, и миряне православные дружно и самоотверженно встали на защиту своей свободы веровать, на защиту Святой Церкви. То там, то здесь уже многие и живот свой за веру положили. Да упокоит Господь души их и молитвами их да помилует нас и Россию».

17 июня 1918 года архиепископ Андроник был арестован и заключен в камеру в пермской ЧК, где пробыл два дня и где ему пришлось перенести многие издевательства стражников. 20 июня в первом часу ночи святителя увезли на казнь в расположенный на окраине Перми лес, где он был закопан живым.

Наблюдая духовную и материальную разруху в стране и анализируя ее причины, архиепископ Андроник написал в одном из своих обращений: «Должны мы теперь перед лицом развивающегося грозного суда Божия, как перед смертью, сознаться, что ведь исключительно на народные средства мы обучались, воспитывались в разных учебных заведениях…

Народ во всем себе отказывал, привык жить в грязи своей деревенской жизни. На свои пóтом добытые средства он строил дворцы в виде разных университетов, академий, семинарий, гимназий и прочего. Конечно, его об этом не спрашивали.

Но он молчаливо все это делал для нас, в полной и правильной надежде, что мы ему сторицей воздадим за это, принеся к нему свет просвещения и культуры не разрушительной, не отрицательной, а положительной и творческой…Вот и оглянемся на самих себя — как и чем мы воздаем народу за его заботу о нашем образовании и благополучии жизненном.

И прежде всего — творческие завоевания ума человеческого приблизились ли к жизни народной? Конечно, басни о том, что человек от обезьяны произошел, а не от рук Божиих, что на небе никто не бывал и потому нельзя уверенно говорить о Боге и прочем набожном, как и о вечной жизни, верою в которую привык водиться на земле православный народ, — вот это и подобное приблизилось к народу…

Видел народ, как отбивались от рук дети, проходившие начальную школу и терявшие всякую духовную связь с исторически сложившейся душой народной… Видел это народ как плод просвещения. Видел, как падает народная вера, как падают нравы народные, как рушится семья, как молодое поколение заделывается в пьяных хулиганов…

А когда народу нужна врачебная помощь — врача нет, или он в карты играет, или он в гости ушел. Нужна народу юридическая помощь или совет — не знает, в какую дверь за этим постучаться, а достучится — его там оберут лишний раз дельцы или обманут и выпроводят. И принужден был народ довольствоваться знахарями да ворожеями и местными стряпчими.

А о поднятии народного хозяйства и деревенского благосостояния — да об этом и говорить не приходится…Так и в нашей духовной жизни. Из духовной школы нет не только достаточного числа добрых пастырей, но они и вовсе не идут в деревню. Семинаристы предпочитают уходить в университеты, а не в народ для святого пастырского делания…

Вот и упало пастырство как руководительство народной совестью. Оскудела проповедь, упало богослужение. Поэтому падает и благочестие в народе…Народ решил, что никакой ему пользы нет от всех этих образованных людей, сидевших на его шее. К сожалению, так же он рассудил и о нас — духовных, не сумевших взять его душу в свое пастырское неотъемлемое руководство и тем не уплативших свой долг народу за наше образование на народные средства… Знаю, что ближайшее будущее готовит нам анархию и поножовщину… Но основание для того заложено в самой разрушительной культуре и просвещении нашего века…Все мы должны чистосердечно сознать указанное положение дела в стране нашей и принять не искусственные, а серьезные и достоверные меры к исправлению дела. Все мы должны сознать свою вину в том и пойти к выбитому пропагандой из колеи жизни народу с тем, что получили здорового и светлого за его счет. Должны мы все меры принять… вложить в его душу мир и успокоение не прикрашенные, а действительные. И прежде всего в себе самих выносить разбитую в народе веру, которою он жил и спасался для вечной жизни, почувствовать с народом истинное братство и равенство на той народной платформе, которая есть храм Божий, где богатые и бедные, знатные и простые, образованные и невежды одинаково пред Богом предстоят».

Читайте также:  Школа веры: что такое церковь

Полный текст жития священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского, опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь, 2008.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: at249@mail.ru

Важно

Статья на сайте журнала “Фома”: http://foma.ru/vyinashivat-razbituyu-v-narode-veru.html

Фотография, помещенная в публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”.

Фотографии, иконы и житие священномученика Андроника (Никольского) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/81521.html

Андроник (Никольский) – Творений. Книга I. Статьи и заметки

Священномученик Андроник (Никольский; 1870–1918), архиепископ Пермский

Творения. Книга I. Статьи и заметки

Священномученик Андроник относится к категории архиереев-подвижников и евангельски бескомпромиссных продолжателей апостольского дела, вполне воплотивших в своей жизни целостный христианский идеал.

Он хорошо знал окружающую его жизнь, знал ее на практике, он сам старался вносить в нее свет христианского учения, и потому описание нравственных и духовных недугов, от которых страдало и страдает до сих пор русское общество, сделано им с исключительной точностью, как духовным врачом, не только издали наблюдавшим больного, но и непосредственно лечившим его, почему и средства, предлагаемые им, бесспорны.

Национальное и религиозное самосознание, как система целостного мировоззрения, только начало обретать форму в России в XX веке, когда было безжалостно погашено безбожной революцией.

Можно жить, не особенно отдавая себе отчета в том, для чего и почему мы живем и кто мы такие, но для всякого народа и для всякого человека наступает час, когда необходимость ответить на эти вопросы становится равнозначной вопросу жизни и смерти.

Священномученик Андроник, внося свет евангельских идеалов в народную жизнь, сделал попытку ответить на них.

Игумен Дамаскин (Орловский),

член Синодальной Комиссии по канонизации святых,

Председатель регионального общественного Фонда

«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»

Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского

Cвященномученик Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского.

Совет

Александр Георгиевич стал служить псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево с 1867 года, когда ему исполнился двадцать один год.

Его отец, Георгий Гаврилович Никольский, был священником села Княжево Мышкинского уезда.

В Поводневе в то время было около сорока домов, в которых проживало примерно двести пятьдесят жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень, где жило около тысячи прихожан. В 1880 году Владимир Никольский поступил в Угличское Духовное училище, а по окончании его, в 1885 году — в Ярославскую Духовную семинарию.

В 1891 году Владимир окончил семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении он изъявил желание принять монашество, случай в те времена нечастый, свидетельствующий о большой решимости и твердости характера юноши.

На втором курсе в день своего рождения он был пострижен в монашество с именем Андроник, а 6 августа того же года — рукоположен во иеродиакона.

Владимир Александрович Никольский с отцом, диаконом Александром, с сестрами Елизаветой и Марией

Во время каникул после окончания 3-го курса иеродиакон Андроник и инспектор академии архимандрит Сергий (Страгородский) были направлены в Самарскую губернию для лечения кумысом. Здесь они впервые стали обсуждать, что из себя представляет миссионерское служение.

В 1895 году иеродиакон Андроник окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и 22 июля того же года был рукоположен во иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию.

Через год иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии. Семинария находилась в местечке Ардон на Северном Кавказе в Осетии. Усердием ее основателей и устроителей она скоро приобрела твердую положительную репутацию среди крестьян-осетин.

Обратите внимание

В 1896 году желающих учиться в ней было во много раз больше, чем она могла принять. Безусловное доверие крестьян к миссионерам, жажда христианского просвещения, повседневное общение с этими простыми людьми на их родине среди цветущих лугов и пастбищ — все это доставляло молодому преподавателю огромную радость.

Великое счастье понести труд апостольский среди жаждущего христианского просвещения народа. Здесь обозначилось ясно, что при бескорыстном миссионерском служении простое сердце само отзовется на призыв слова Божия. Общение с крестьянами действовало на молодого пастыря вдохновляюще.

Среди детей он сам становился ребенком. И хотелось прожить в этом месте всю жизнь, трудясь на ниве народного просвещения. Он уже готовился ко второму учебному году, когда в сентябре 1897 года получил телеграмму с назначением его миссионером в Японию.

Попрощавшись с преподавателями и учениками, отец Андроник выехал в Санкт-Петербург. После улаживания всех формальностей, связанных с назначением, он поехал навестить родных, а затем побывал в Москве и Казани, попрощался с друзьями и знакомыми.

Путешествие в Японию заняло несколько месяцев. Плыли вдвоем с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию в Японию. Ехали через Италию, Грецию и Северную Америку.

Архимандрит Антоний (Храповицкий), ректор Московской Духовной академии

(в центре), иеромонах Сергий (Страгородский), инспектор академии (слева от него),

иеродиакон Андроник (Никольский), крайний справа

На отца Андроника это путешествие произвело огромное впечатление. Везде, где приходилось останавливаться, они посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, молились у мощей святителя Николая Мирликийского, побывали на развалинах древнего Колизея, прославленного множеством замученных в нем христиан.

И везде знакомились с современным состоянием христианства, в Италии — католицизма, в Греции — православия. Удивила и поразила их прекрасная постановка преподавания у католиков, и в особенности у иезуитов, и невежество и нищета у греков. Удивило, как много католики трудятся, сколько вкладывают усилий в свои мероприятия, и все это не ради Христа, а ради католической идеи.

Поразило несоответствие великих христианских святынь, въяве свидетельствующих о безраздельном служении древних христиан Единому Богу, и современного католического мира, который только по названию еще оставался христианским, все свои усилия полагая на служение и угождение человеку.

Важно

Активная деятельность проповедников, звучащая в храмах органная и даже оркестровая музыка — все это предпринималось в потворство страстям современного человека, чтобы дать ему почти те же развлечения, что и безбожный мир, но только бесплатно. В проповедях христианство звучало всего лишь как тема, взятая проповедником для того, чтобы показать свои ораторские способности.

Проповедники наперебой спешили услужить своей пастве. Таинство исповеди превращалось в средство удержания паствы в лоне католицизма.

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/353239-andronik-nikolskiy-tvoreniy-kniga-i-stati-i-zametki.html

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский – МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Июнь 4 (Петерб.),  Июнь 7

Подвиг двух праведников: сщмч. Андроника, архиеп. Пермского и сщмч. Гермогена, еп. Тобольского

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича.

С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе.

Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии.

После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.

По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказ в Осетии.

Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию.

По приезде на место назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая (Касаткина, память 3 февраля).

Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры.

Совет

Однако, болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.

5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину.

Но климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию, назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.

В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви — и на этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым, препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим.

Вот что он тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех, которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни Его; кровь Ею на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных обществах, слился со всемирной иудейской организацией».

«Собирайся же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет тому назад ты…, обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом Богом Царя и с ним водворил порядок».

В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами.

Епископ игумен налаживал в переселенческих сёлах церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без келейника и иподиакона.

Подвижнический труд истощил его физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на «благополучную» Пермскую кафедру.

Обратите внимание

Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство.

Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс.

Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время войны.

Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и исповедничеством.

Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты.

Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков.

При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.

Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».

А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову… Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».

Читайте также:  Священномученик игнатий богоносец

Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами».

Важно

И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе… На них уместно и следует завести пение хоровое и общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из жизни святых или из истории поучительной.

На сих чтениях удобно может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся им как очаги духовно-нравственного возрождения нации.

В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.

На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням.

«Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника.

Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».

Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь.

В губернии было немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка.

Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников.

Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем.

Совет

Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к Патриарху.

Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.

Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя… Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас Царя… и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя Русияне объединялись как дети возле отца…. Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги… Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».

В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться».

Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность… очевидно состоит… лишь в опасности для… самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.

Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей.

«Огнь пылающий» — так звали его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об организации приходов.

В начале 1918 года он возвращается в Москву и возводится в сан архиепископа.

С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ.

Тысячи людей — даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя.

В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

Обратите внимание

После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до полутора тысяч человек.

Боясь, как бы кто не оповестил народ, у колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь отряд чекистов подошёл к собору и несколько человек, поднявшись к Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели Святителя.

Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.

Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы возмущение людей было подавлено.

6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал ни на один вопрос.

Затем снял панагию, завернул её в большой шёлковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно.

Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он не спешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил её на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.

Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище.

Важно

Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову».

Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.

В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ, — говорил со слезами сам Владыка, — Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая», — пророчески не сомневался он.

Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий.

Она состояла из священномученика Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14 августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и ещё члена Синода — мирянина.

Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2015/svjashhennomuchenik-andronik-arhiepiskop-permskij.html

Священномученик Андроник(Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский

доклад с презентацией

III детская научно-практическая конференция «С верой за Христа: памяти святых, в земле Пермской просиявших.

Скачать доклад

Скачать презентацию

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский

Владимир Никольский, будущий священномученик Андроник, родился 14 (1) августа 1870 г. в селе Поводнево в день крещения Руси князем Владимиром. В честь этого великого русского святого и был назван будущий архиепископ.

Отец Владимира – Александр – был псаломщиком, а позднее диаконом в храме Преображения Господня села Поводнева; мать – Екатерина – всю жизнь была его верной спутницей жизни и помощницей в делах.

В семье Никольских кроме Владимира было еще две дочери Мария и Елизавета.

Совет

Володя воспитывался в благочестии, участвуя в церковных службах и помогая отцу возделывать землю, которая в тех местах была неплодородна, так что с детства он был приучен к любому труду. Из воспоминаний архиепископа Андроника: «Мой отец, занимался хозяйством. Но ухаживали мы это хозяйство своими руками, нанимая разве только одну работницу на сенокос».

В свободное время Володя ходил с ребятами на Волгу, играл с ними, как и все дети, бегая по холмам и равнинам.

А в воскресенье все вместе ходили в храм, постоянно причащаясь Святых Христовых Таин. Храм дышал стариной, его наполняли живые лики Божиих угодников, смотревших с намоленных икон. Особо ребята почитали святого благоверного великого князя Александра Невского, пытаясь подражать ему в своих военных играх, а проповеди о нем всегда слушали с большим вниманием.

В 1879 году девятилетний отрок Владимир поступает в подготовительный класс Угличского духовного училища, находящегося в 11 верстах от родного села.

В 1885 году переведен в 1 класс Ярославской Духовной семинарии.

В июне 1891 года Владимир Никольский окончил Духовную семинарию по 1-му разряду и был отправлен на учебу в Московскую Духовную Академию.

На слайде Владимир Никольский, студент Московской Духовной Академии – будущий архиепископ Андроник.

Из воспоминаний архиепископа Андроника о годах учебы в Московской Духовной Академии: «В продолжении первых двух лет я ходил как кандидат монашества, ибо я уже заявил свое желание быть монахом и выжидал времени, как мне то будет позволено начальством»

Благословение и совет на монашество Владимиру дал сам святой праведный Иоанн Кронштадский. Отец Иоанн приезжал в академию как раз летом 1893 года. Для преподавателей и студентов  это были дни духовного торжества.

31 июля 1893 года, перед днем рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг студента Владимира  в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В 1895 году иеродиакон Андроник окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и 22 июля того же года был рукоположен во иеромонаха.

Обратите внимание

По окончании семинарии отец Андроник назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию.

Через год он был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии. Семинария находилась в местечке Ардон на Северном Кавказе в Осетии. Здесь среди гор, он с любовью занялся миссионерством, много разъезжал по школам.

Общение с крестьянами действовало на молодого пастыря вдохновляюще, а среди крестьянских детей он сам становился ребенком. И он уже думал прожить в этом месте всю жизнь, усердно трудясь на ниве народного просвещения. Но все сложилось иначе…

Читайте также:  Школа веры: иисус христос

3 сентября 1897 года отец Андроник получил телеграмму о назначении его миссионером в Японию. 26 октября, в воскресенье, иеромонах Андроник с архимандритом Сергием (Страгородским) отплыли из Одессы в Японию.

Путешествие в Японию заняло два месяца. Ехали через Грецию, Италию и Северную Америку. На отца Андроника это путешествие произвело огромное впечатление.

Везде, где приходилось останавливаться, они с отцом Сергием посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, 

молились у мощей святителя Спиридона Тримифунтского и

у мощей Николая Мирликийского,

побывали в развалинах древнего Колизея, прославленного множеством замученных в нем христиан. И везде знакомились с современным состоянием христианства, в Греции–православия, в Италии–католицизма.

Удивила и поразила отца Андроника прекрасная постановка дела преподавания у католиков, и в особенности у иезуитов, и невежество и нищета у греков.

Важно

Удивило, как много католики трудятся, сколько вкладывают усилий в свои мероприятия, причем не ради Христа, а ради католической идеи.

Поразило несоответствие великих христианских святынь, въяве свидетельствующих о безраздельном служении древних христиан Единому Богу, и современного католического мира, который только по названию еще оставался христианским, все свои усилия прилагая на угождение человеку.

Вся выдающаяся деятельность современных проповедников, звучащая в храмах музыка органов и даже целых оркестров, все это делалось в потворство страстям современного человека, чтобы дать ему почти те же развлечения, что и безбожный мир, но только бесплатно. В проповедях христианство звучало всего лишь как тема, взятая проповедником для того, чтобы показать свои ораторские способности. Проповедники наперебой спешили услужить своей пастве.

Поездку к берегам далекой Японии иеромонах Андроник описал в книге «Миссионерский путь в Японию». Книга была издана Казанской Духовной Академии, по благословению епископа Антония  (Храповицкого).

Стоя в катакомбах у гробов мучеников, приникая душой к этим святыням, как было и самому не вдохновиться на подвиг.

Из книги священномученика Андроника « Миссионерский путь в Японию»: «Здесь, на костях мучеников, создалась и окрепла церковная жизнь; здесь, среди скорбей и страданий изгнанников, проявилась вся сила веры Христовой; здесь исповедники веры создали непреодолимую стену и победили гордый мир славной победой духа над плотию… Поучительно проходить по этим местам минувшей сильнейшей скорби для первых исповедников веры Христовой, ничего не имевших за собой, кроме этой самой веры… Чувствуется, что вот отсеки человек самоволие и угождение себе, заботу о себе помимо Бога, поверь и скажи себе раз навсегда: «Бог нам прибежище и сила» , скажи так, чтобы навсегда хранить в сердце это слово, — и начнется иная жизнь: жизнь ясная, жизнь хождения по ясным путям Божьим».

26 декабря 1897 года иеромонах Андроник и архимандрит Сергий прибыли в Японию.

Прибывших миссионеров встретил Епископ Николай.  Встретил  с большой радостью и сразу ознакомил их с делами Миссии, рассказал о трудностях и особенностях миссионерской деятельности в Японии.

Одной из трудностей миссионерской деятельности для отца Андроника, как и для всякого новичка миссионера, заключалась в сложности японского языка.

Из воспоминаний архиепископа Андроника «По первому совету Преосвященного Николая я с учителем японцем, ни звука не понимавшим по-русски, принялся читать молитвослов: молитвы мне, конечно, все известны, поэтому я постепенно мог догадываться о значении того или другого японского слова; для более верного перевода мы прибегали и к мимике, и к лексикону. Просидел я над молитвословом больше месяца, заучил тысячи полторы слов с известным мне смыслом, а между тем оказалось, совершенно не могу составить фразы и не могу понять японского разговора, кой-что понимая лишь у своего учителя, приспособившись к нему и его невольно приспособивши к своим словам. Пал я духом и не знал – как пособить делу. Грустно было сидеть при деле без дела, да скучно было и без языка сидеть среди японцев.

Помог мне в этой беде наш миссийский диакон, лет пятнадцать проживший в Японии и говоривший, как настоящий японец. Он мне посоветовал купить так называемый “Токухон”, то есть азбуки и книжки для обучения грамоте японской… Таких книг… восемь частей. Читал я их, с первой начиная, и действительно, из немого сделался говорящим…»

Через месяц после приезда, 31 января 1898 года, отец Андроник смог отслужить всенощную на японском языке.

«Первая его служба на японском языке, – писал епископ Николай, – очень тщательно приготовленная им: почти нигде никакой ошибки в произношении… По всему видно, что человек сей – великая надежда Японской Церкви».

Совет

Великим постом 1898 года епископ Николай, принял решение отправить иромонаха Андроника служить в город Осака. Приехав в город Осака, отец Андроник  нашел православную общину в плачевном положении.

В храм ходило не более десяти человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Христиане, казалось, были рассеяны и невидимы в этом огромном языческом городе.

Продолжаться так дальше не может, решил отец Андроник,  надо самому идти к пастве.

И в будние дни каждый вечер с пяти часов вечера он начинал обход домов христиан. В это время люди заканчивали свои работы и были свободны. Миссионер знакомился со всей семьей. Расспрашивал, где и при каких обстоятельствах они приняли христианство, кем и когда крещены дети.

 Если это были не коренные жители, то он расспрашивал, где они жили до переселения, какая причина побудила их переехать на новое место, какую жизнь проводили они на старом месте, исправно ли посещают церковь и так далее. И постепенно он уяснял себе всю картину их жизни, всего семейного и хозяйственного уклада, насколько они тверды в вере и каково их благочестие.

 Беседа шла за столом, хозяева подавали чай, и разговор от предметов житейских переходил к предметам религиозным. Темы непринужденной беседы сами давали повод для слова назидания, ободрения, а иногда и обличения и вразумления. Бывало, что кто-то поплачет, и отец Андроник вместе с ним и поплачет, и посетует. Разговор переходил на историю Церкви.

Он рассказывал о жизни первых христиан, об их ревности и благочестии, о святых, о молитве и как нужно молиться, о христианских правилах и обычаях, которые должно соблюдать в жизни. И вместе со своими слушателями радовался и утешался духовной беседой. За два года он узнал своих прихожан, их нужды и положение каждого.

 И постепенно храм наполнился, и уже не один псаломщик пел на клиросе, а большой смешанный хор. Сверхнапряженная деятельность отца Андроника в конце концов привела к расстройству его здоровья. Ему пришлось вернуться в Россию.

Обратите внимание

После активной миссионерской деятельности в Японии отец Андроник вернулся к пастырской деятельности в Александровскую Духовную семинарию, а затем вскоре был переведен в любимый Ардон. 18 марта 1899 года он возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии в Ардоне.

18 октября 1900 года по ходатайству епископа Уфимского Антония (Храповицкого) архимандрит Андроник был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии, а с 11 января 1901 года, кроме того, – благочинным монастырей Уфимской епархии.

За это время, пока архимандрит Андроник был благочинным, число монастырей увеличилось с шести до пятнадцати, был устроен единоверческий Воскресенский мужской монастырь, а в городе Златоусте открыт женский единоверческий монастырь.

1905 год – Первая Русская революция в России, была направлена против Самодержавия

В те дни святой праведный Иоанн Кронштадтский скажет: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь велико, бывшее столь твердым , могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так расслаблено, обессилено, уничижилось, всколебалось.

Как бы отвечая на этот вопрос владыка Андроник в 1907 году напишет : «Дело в борьбе между верой и неверием, между христианством и антихристианством. Масонство открыто гонит христианство из жизни и выльется в  одного человека беззакония, сына погибели – Антихриста. В этом разгадка и наших самых последних свобод: цель их – погибель христианства на Руси.

23 октября 1906 года архимандрит Андроник был назначен помощником  начальника Российской миссии в Японии архиепископа Николая и 5 ноября того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Киотского.

Вторая поездка в Японию предстояла через Сибирь с остановкой в Перми. С 24 по 30 января владыка Андроник был в Перми. В эти дни он служит в церквах и неустанно несет слово Божие.

«Со скорбью великою и даже с плачем скажу дерзновенно наказывает наш народ теперь Любящий его Господь, и верится, что сумеет Русский народ изблевать из себя чуждый ему яд, и снова явиться в привлекательной и еще более очищенной славе, как очищается серебро и золото в горниле испытаний»

Приехав в Японию, он вновь горячо взялся за дело; однако ревностные труды на поприще миссионерской деятельности, чрезвычайное напряжение при слабом здоровье привели к тому, что владыка снова тяжело заболел и был вынужден подать прошение об увольнении его от миссионерской деятельности.

На слайде — Епископ Андроник (Никольский), иерей Сергий Суздузи и диакон Утида на приходе а городе Осака, Япония 1907 год

7 июля 1907 года Синод отозвал преосвященного Андроника в Россию, назначив епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Архиерей Новгородской епархии архиепископ Гурий (Охотин) был в преклонном возрасте и болезнью прикован к креслу.

Викарию выпало нести архипасторское служение и слово проповеди.

Владыка Андроник сурово обличал тех православных, которые «по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда по слабости духа перед гонителями… ушли из Святой Церкви в папскую веру, которая есть злейшая всех ересей — латинская ересь.

Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латинщины и избегших общения с нею как с пагубной для души заразой,… ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека — папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить,..

и верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души».

Важно

И призывал: «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь русский народ во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние — веру христианскую и Царя самодержавного… Помни, что все эти появившиеся партии не добро твое имеют в виду, а лишь господство над тобой… А главное — все эти партии стараются извести веру в земле твоей — ту веру, которою ты живешь уже тысячу лет, и вместе с тем стараются еще более разъединить тебя с Царем твоим, потом же и вовсе его устранить…» (1907 г.)

8 марта 1913года владыка Андроник назначается на кафедру в Омске. Приезд в Омск привел епископа в разочарованье, здесь процветало сектанство.

Он предпринимает меры по укреплению веры в епархии и подъема народного духа.

Привезенные им из Новгорода святыни предполагается разнести по разным городам епархии: «Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все – непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца и в сектантство уходящие главнейше потому, что нет там ни церквей, ни священства».

Святые иконы прославленных угодников Божиих во многолюднейших крестных ходах неслись с великой торжественностью; причем крестные ходы сопровождались произнесением проповедей. Епископ Андроник призывал всех пастырей как можно чаще говорить проповедь, обращенную к народу. И народ очень быстро откликался на такое живое общение о Слове Божием.

Да и как не откликнуться, если сам архипастырь не гнушался никакой отдаленной поездкой, никаким человеком из простого народа. У владыки все было просто. Он все делал сам, не имея даже келейника. В поездку владыка Андроник обычно брал с собой лишь ключаря, иподьякона, или епархиального наблюдателя.

Ежедневно после службы владыка  Андроник встречался с народом.

«Огнь пылающий» — называли архиепископа Андроника за его неутомимую энергичную деятельность.

13 апреля 1914 года епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру

Годы служения владыки Андроника  на Пермской земле стало для Пермской епархии временем расцвета.

Строились храмы, в том числе величественный собор Белогорского монастыря. Архипастырь регулярно объезжал епархию.

Организовывались лекции, беседы, собрания для священнослужителей и мирян.

Создавались миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.

При кафедральном соборе организовали общество хоругвеносцев.

Огромной была благотворительная работа. Владыка сам посещал раненых в лазаретах. Предписал ввести в монастырях круглосуточное чтение акафистов и молиться о даровании победы.

Совет

Устраивались многотысячные крестные ходы. Кстати, Архиепископ организовывал Крестные ходы не только в дни Церковных праздников, но и в даты ратных побед русского воинства и великих исторических событий.

Немеркнущим светом для нас сияет подвижничество на Пермской земле архиепископа Андроника.

Скачать доклад

Скачать презентацию

Источник: http://cpshperm.pravorg.ru/svyashhennomuchenik-androniknikolskij-arxiepiskop-permskij-i-kungurskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector