Священномученик димитрий воскресенский, священник

Чувашская Митрополия и Чебоксарская епархия

Священномученик Димитрий (Воскресенский)

Священномученик Димитрий родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского.

В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умерла его мать — супруга отца Василия. Сам отец Василий в 1907 году причащал больного тифом крестьянина и, заразившись умер, как исповедник.

В 1891 году Димитрий окончил Симбирскую Духовную Семинарию по второму разряду и был зачислен учителем церковно-приходской школы в село Урусово. В 1892 году он был определен псаломщиком к тому же селу, а в 1895 году рукоположен во священники к селу Полибино Алатырского уезда.

Обратите внимание

В 1902 году священник Димитрий был перемещен в село Новые Монадыши Ардатовского уезда. Служа здесь отец Димитрий с 1908 по 1911 годы состоял членом благочиннического совета, а в 1911 году был назначен в село Анастасово Курмышского уезда, в котором прослужил 26 лет до своего ареста.

В 1905 году был награжден набедренником, в 1916 – камилавкой, в 1922 году — наперсным крестом. Позже был возведен в сан протоиерея.

В начале 1930-х годов, когда Чувашия входила в состав Горьковского Края, арестованные в Порецком районе часто доставлялись в близлежащие районные отделения НКВД, находящиеся на территории нынешней Нижегородской области. Так было и с отцом Димитрием. Он был арестован и допрашивался в районном отделении НКВД в селе Теплый Стан (ныне Сеченовский район Нижегородской области).

С собой он успел взять фотографию сына Николая, где он снят красноармейцем в буденновке. С кем-то ему удалось передать из заключения эту фотографию дочери Ольге – на обороте надпись карандашом, второпях: «Здравствуй, Лелечка, пожалуйста зайди ко мне поговорить. Меня сейчас бьют НКВД. Время утеряно. Теплый Стан Горьковского края». И еще фамилии – видимо следователей.

Тогда он был освобожден.

В 1934 году отец Димитрий был привлечен сельсоветом к штрафу на 400 рублей «за незаконное совершение молебнов», на что отец Димитрий написал жалобу в Комиссию по вопросам культа при Президиуме ЦИКа ЧАССР.

«15 мая у меня в приходе были похороны; покойницу, как у нас заведено, я провожал только из дому до церкви для отпевания. После же отпевания провожать покойников на могилу у нас не принято и на кладбище я уже второй год не был. Но на второй день после этого, я к своему удивлению и всех верующих, получил прилагаемую выпись из протокола Анастасовского сельсовета.

Я тут же на нее послал отношение, что я на могилах никаких молебствий о дожде не совершал и даже там не был, что подтвердят все верующие, и потому считаю этот штраф незаконным. Этим дело не кончилось. Вечером того же дня от председателя сельсовета получаю 2-ю бумагу, (при сем же прилагаемую).

А потом через несколько дней уже поздним вечером председатель сельсовета вызывает в совет и грубо опять требует с меня уплаты штрафа. На мои же слова, что этот штраф считаю незаконным, так как сие обвинение меня в молебствиях на кладбищах составляет явную ложь, он при находящихся тут лицах стал бранить меня самыми площадными матерными словами.

Не получая от меня этого штрафа, 31 мая сельсовет прислал уже новый налог — 3000 яиц.

Важно

По поводу этого налога считаю нужным сказать: с хозяйством я не связан, птицы не имею и никакими хождениями по домам и сборами яиц, как они пишут в прилагаемой выписи из постановления, — не занимаюсь, тем более, молебнами на храмовый праздник в честь Святителя Николая не ходил, так как не разрешили. Это, опять, подтвердят все верующие. И потому прошу комиссию защитить меня от этих незаконных штрафов и налогов деньгами и яйцами.

При сем прилагаю 2 бумаги наложения на меня штрафа 400 рублей и 1 бумагу о наложении на меня 3000 яиц и 10 рублей сбора.

Священник села Анастасово Дмитрий Воскресенский, 1 июня 34 года.

Ответ прошу прислать непосредственно на мое имя – Сельский Исполком нам Ваше постановление не объявит».

Видимо, подобную жалобу отец Димитрий написал в Москву – в постоянную Комиссию по вопросам культов при ЦИКе, которая и отменила решение о штрафе.

Продолжая служение перед святым престолом протоиерей Димитрий был арестован 21 октября 1937 года и заключен в Алатырскую тюрьму.

На допросе, состоявшемся 22 октября следователь спрашивал:

— Следствию известно, что вы имеете тесную связь со священниками Храмцовым, Гришиным, Покровским, следствие вам предлагает рассказать — в чем конкретно эта связь выражается?

— В отношении связи — с этими священниками я соверешенно уже не виделся примерно года два, это все ложь.

— Следствию известно, что вы в августе 1937 года встречались в гостях с троцкистом Родионовым, ныне арестованным по линии НКВД, где также принимала участие дочь помещика Брандт-Панова, ныне Прохорова Елизавета, следствие предлагает вам рассказать правду.

— С Родионовым я в этом году не встречался, это ложь.

— Следствие напоминает вам, что вы с Родионовым в августе месяце виделись на что имеется материал сельсовета, скажите правду.

— Это совершенно неверно, сельсовет нагло врет.

— Следствию известно о том, что во время закрытия Вашей церкви, Вы с церковным советом подговаривали поднять массу на бунт: В то же время Вы обвиняли Митрополита Сергия за то, что он признал соввласть, скажите, признаете ли Вы это?

— Этого я признать не могу, хотя церковь верно закрывали.

— В это время когда Вы обвиняли Сергия в признании власти, в беседе с гражданином Насоновым говорили: Нам надо идти не за власть а против власти с пожеланием скорее войны, скажите признаете ли Вы это?

— Гражданина Насонова я совершенно не знаю и таких подобных разговоров с моей стороны совершенно не было и не могло быть.

— Следствие еще раз Вам предлагает рассказать о всей контрреволюционной деятельности, Вашей группы в которой и состояли и Вы?

— Про себя, а также и про других я сказать совершенно ничего не могу и обвинять напрасно никого не хочу. Больше показать ничего не могу.

30 декабря 1937 года протоиерей Димитрий Воскресенский был приговорен спецтройкой НКВД ЧАССР по статье 58 пункта 10 к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

22 мая 1938 года, в день празднования Николы Чудотворца – престольного праздника своего храма, отбывая срок наказания в Алатырской исправительно-трудовой колонии отец Димитрий скончался, по записи врача от порока сердца, и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.

Источник: http://www.cheb-eparhia.ru/NewMartyrs.aspx?id=14

09 (22) мая 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

filin_dimitryПродолжение…

Пророк Исаия

Святой пророк Исаия жил за 700 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем.

Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис. 8,3) и имел сына Иасува (Ис. 8, 18).

К пророческому служению святой Исаия был призван Богом в царство Озии, царя Иудейского, и пророчествовал около 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии. Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестокрылые Серафимы.

Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя — прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!» Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и в храме разносилось курение фимиама.

Совет

Пророк в ужасе воскликнул: «О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа Саваофа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!» Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня.

Он прикоснулся к устам пророка Исаии и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит«. После этого услышал Исаия голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?» Исаия отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду«.

И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божий. Тогда Исаия спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога.

Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя«.

Исаия оставил после себя книгу пророчеств, в которых он обличает иудеев за их неверность Богу отцов, предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Вместе с тем он предсказывает историческую судьбу и других соседних иудеям народов.

Но, что всего важнее для нас, пророк Исаия с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии — Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви.

Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, с особенной ясностью описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Ему принадлежат слова: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует…

Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились…» (гл. 53, 4, 5. См. кн. Пророка Исаии, гл- 7, 14, гл. II, 1, гл. 9, 6, гл. 53, 4, гл. 60, 13 и др.).

Во время осады Иерусалима он, помолившись, извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. «посланный от Бога». Скончался мученически: по повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой.

О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-ой книге Паралипоменон (гл. 26 — 32).

Тропарь пророка Исаии

глас 2Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.

Кондак пророка Исаии

глас 2Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет.

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Недетская, тяжелая началась у него жизнь.

Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его.

Юноша стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал.

Обратите внимание

Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала идти в Оптину пустынь, к старцам.

Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник — преподобный старец Амвросий. «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался иноческий путь длиной в полвека…

По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий — покой и тишина святой обители.

И вскоре посетил его Господь великим утешением. Брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию.Возможность быть рядом с дорогим батюшкой радовала юного инока. Но бесконечные толпы посетителей тяготили и расстраивали душевный покой. Не смея высказать старцу свою скорбь, он решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона.

Но прозорливый старец Амвросий остановил его.Многие скорби и тяготы перенес он в монастыре: и несправедливые упреки, и лишения, и болезни. Десятилетиями у него не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной, чуть не до полуночи полной посетителями, а в час ночи надо было уже идти к утрени…

Но испытания только укрепили и очистили душу, сделали брата Ивана совершенным послушником и монахом. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха.

К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя.

Читайте также:  Успенский пост

Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам преподобный Амвросий.

В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму.

По молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», — сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия. Теперь преподобный Иосиф остался один.

Важно

На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.

Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов.

Известен такой случай. Одна женщина, живя в Оптиной, сильно заболела; она попросила отвести ее в «хибарку» к преподобному. Он ее принял и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.

Многим помогал преподобный Иосиф. Крестьянка А. была больна, у нее очень опухли околошейные железы. Два раза ей делали операцию, но опухоль еще больше увеличилась, так что нельзя было повернуть шею. Крестьянка обратилась к преподобному за советом: делать операцию или нет? Он ей сказал: «Операцию не надо делать, а отслужи молебен великомученику Пантелеимону, и так поправишься». Она отслужила молебен и полностью исцелилась.Преподобный Иосиф в течение двенадцати лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.Преподобный Иосиф тихо отошел ко Господу 9/22 мая 1911 года. 12 мая совершилось погребение. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.

Дары прозорливости и молитвы

Случаев прозорливости старца так много, что им можно посвятить целую книгу. Приведём только несколько:


План незнакомого дома

Одна дама приехала просить благословения переделать дом в имении. Старец стал расспрашивать, что и где она думает переместить.

Она стала пояснять, а батюшка принялся по столу пальцем чертить план, приговаривая: «Вот тут ведь у тебя вход, а там столовая, а здесь вот то-то».

Дама до того увлеклась этим чертежом, что только выйдя от старца, она сообразила: что батюшка никогда раньше не был в её доме и не мог знать расположения комнат.

Остерегайся прислуги!

Приехала в Оптину богатая вдова генерала К. Она пошла к батюшке и, вернувшись от него, с удивлением рассказывала, что отец Иосиф предупредил её, что ей нужно остерегаться прислуги. Говорил он так настойчиво, что генеральша встревожилась и поспешила вернуться домой.

Совет

Здесь она узнала об аресте целой шайки грабителей, совершивших несколько убийств и грабежей. У главаря шайки был найден список предполагаемых жертв, среди которых было имя этой богатой вдовы, план её квартиры и другие сведения, которые передавала её прислуга.

И без денег не надо

Оптинский послушник Д. рассказывал: «За мою сестру сватался жених, человек торговый, из купцов. Просил он приданое и пятьсот рублей денег. Нам он всем понравился, я написал батюшке, прося его благословения.

Батюшка отвечает: «Он потому просит денег, что они ему нужны на уплату долгов, а отдавать за него сестру и без денег не надо. Вы про него хорошенько разузнайте всё». Оказывается, он, правда, был много должен, да при этом большой пьяница».

Вопреки совету старца

Так велика была сила молитв старца Иосифа, что доверившиеся ему люди избегали опасностей и шли путём спасения.

И сам старец, несмотря на свою мягкость и доброту, был всегда твёрд в своих решениях, действуя по внушению Святаго Духа, обитавшего в его чистом сердце.

И те, кто поступал вопреки совету старца, впоследствии горько пострадали и мучились поздним раскаянием.

Лучше поменьше, да добровольно

Так послушница О.М. рассказывала: «Мой брат, служа на заводе, повредил правую руку. Начальство добровольно предлагало ему пятьсот рублей вознаграждения и должность контролёра. Но он не захотел – ему посоветовали судиться.

Я спросила у батюшки, который сказал: «Да, присудят и больше, а всё же руки не дадут, лучше поменьше, да добровольно получить». Но брат не послушался и вот уже десять лет, как он судится, а ничего ещё не получил.

Может проторговаться

Обратите внимание

Одна посетительница спрашивала батюшку, чем заниматься родственнику – он хотел торговать вином. Старец ответил: «Нет, он может проторговаться и попасть в тюрьму». Родственник же поступил вопреки совету старца. Вскоре он действительно проторговался, и пришлось продавать дом, чтобы выплатить долг и не попасть в тюрьму.

Духовные советы

«Скорби — наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека только образованного, но не победившего страсти, не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.Что трудом приобретается, то и бывает полезно.Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чём-нибудь.Если видишь погрешность ближнего которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью.Совесть человека похожа на будильник. Если будильник позвонил, и, зная, что надо идти на послушание, сейчас же встанешь, то и после всегда будешь его слышать, а если сразу не встанешь несколько дней подряд, говоря: «Полежу еще немножко», то в конце концов просыпаться от звона его не будешь.Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно; много скорбящих, но не о грехах; много есть как бы смиренных, но не истинно. Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие.Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь, да будешь скорбеть, то, что толку? – лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему, и быть как неимущему; такое устроение и было у святых.Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему лёгкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от неё живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.Как устроились обстоятельства, так и должно жить: потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто – случайно, как думают многие, современные нам новомодные умники; а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдёт удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших Отец».

В 1996 году преподобный Иосиф был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Иосифа покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

(Оптина Пустынь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери — Козельск (Оптино), вид с юго-востока. Слева храм Марии Египетской, справа- настоятельский корпус)

Тропарь, творение иеромонаха Василия Оптинского

глас 2Послужив старцу преусердно,/ облистаем был еси сиянием его славы/ и преобразился еси телом и душею,/ благообразне преподобне отче Иосифе,/ светильниче пресветлый./ Темже чреду старчества унаследовав,/ таинник Божия благодати явился еси./ Моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную/ спастися душам нашим.

Священномученик Василий Колосов, пресвитер

Священномученик Василий родился в 1891 году в селе Спас-Дощатый Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексия Колосова. Окончив в 1915 году Рязанскую Духовную семинарию, Василий Алексеевич до 1927 года служил псаломщиком в Введенском храме в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области, а в 1927 году был рукоположен во священника к этому храму.

Первое время своего служения он часто говорил в храме проповеди, но вскоре до него стали доходить сведения, что некоторые его проповеди истолковываются как антисоветские, и он замолчал.

В Подлесной Слободе было всего триста домов, но поскольку в селе размещался сельсовет, здесь жили многие коммунистические активисты и воинствующие безбожники, готовые перетолковать всякое слово священника; для них он, в силу своего церковного служения, был не только религиозным, но и политическим врагом.

В декабре 1929 года сотрудники ОГПУ арестовали нескольких крестьян из Подлесной Слободы, предъявив им обвинение в агитации, направленной против создания колхозов.

Начав ограбление крестьянских хозяйств, местные власти потребовали уплаты налога и со священника, оценив его годовой доход в 800 рублей, и отец Василий, хотя и с большим трудом, выплатил 300 рублей, которые от него требовали. Тогда работники сельсовета пересчитали сумму дохода и заявили, что священник получает за год 1800 рублей, и потребовали уплаты дополнительных 300 рублей.

Поскольку у священника такой суммы не было, 27 января 1930 года сельсовет реквизировал часть его имущества, но этого не хватило на покрытие долга.30 января 1930 года председатель местного сельсовета дал показания против арестованных крестьян и еще не арестованного священника.

Он заявил, что священник систематически проводит антисоветскую агитацию, утверждая, что советская власть, отбирая землю у единоличников, вскоре их всех оставит без земли, а колхозникам это ничего, кроме закабаления и разорения, не даст. В колхозах будет барщина и крепостное право, но скоро придет конец этому издевательству.

В тот же день отец Василий был арестован и допрошен, он показал: «Чистосердечно сознаюсь, что в беседе с гражданами выказывал свое недовольство тяжестью налогов на духовенство и церковь. Что же касается совхоза и колхоза, то я об этом ничего не говорил»[1].

Источник: https://ljubov-i-svet.livejournal.com/478066.html

Священномученик Димитрий Беляев

Священномученик Димитрий (Беляев)

ДНИ ПАМЯТИ:
10 декабря (27 ноября по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских,
в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников Богородских.

Дмитрий Дмитриевич Беляев родился 1 декабря 1875 года в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии (ныне Москва) в семье священника.  

По окончании Московской Духовной семинарии с сентября 1896 по октябрь 1899 года был учителем церковно-приходской школы погоста1 Бурхино Бронницкого уезда (ныне городской округ Домодедово).

 

В 1899 году был определен на место священника в Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость села Путилово Дмитровского уезда (ныне Пушкинского района), а в феврале 1904 года переведен на новое место служения – в Церковь Троицы Живоначальной села Балобаново.

 

С марта 1904 по май 1918 года отец Димитрий преподавал в Балобановском земском училище.

 

У отца Димитрия и матушки Марьи Александровны было восемь детей: пятеро сыновей и три дочери. Большая семья жила в доме, который, как сказано в клировой ведомости Троицкого храма за 1919 год, был построен «на церковной усадебной земле тщанием священника Димитрия Беляева в 1905 году и составляет собственность его».

 

Как сложилась судьба детей священника после революции – неизвестно, в анкете 1937 года, заполненной после ареста, упоминается только младший – 22-летний Николай, который на тот момент жил в Москве.

 

В конце 20-х – начале 30-х годов храм в Балобаново закрыли, и отец Димитрий переселился в село Воскресенское (в его паспорте стоит штамп о прописке в этом селе с датой 9 марта 1934 года). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Воскресенское и стала последним местом его служения.

Читайте также:  Святитель парфений лампсакийский

 
Священник Димитрий Беляев был арестован 26 ноября 1937 года вместе с духовенством ближайшего к Покровскому, храма Рождества Христова села Ямкино: диаконом Николаем Широгоровым и псаломщиком Михаилом Амелюшкиным, а также с протоиереем Николаем Покровским, который ходил исповедоваться к отцу Димитрию.  

Среди предъявленных ему обвинений было то, что он «под видом церковного пения привлекает молодежь, среди которой ведет контрреволюционную агитацию».

 

Виновным в контрреволюционной деятельности отец Димитрий себя не признал. Тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу и 10 декабря 1937 года был расстрелян в посёлке Бутово и погребен в безвестной общей могиле на «Бутовском полигоне» под Москвой.

 

28 июля 1989 года Дмитрий Дмитриевич Беляев был реабилитирован.

 

В 2006 году имя священномученика Димитрия (Беляева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 10 декабря (27 ноября по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников Богородских.

Примечания:
  1Погост – деревня с приходской церковью и кладбищем при ней.
Использованные материалы:
Публикации
  1) Алонин М.А. Расстрельные списки.

Священнослужители. Казнены в Бутово // Вечерняя Москва. 1993. 23 авг.
  2) Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М.: «Зачатьевский монастырь», 1997.

420с. С.37.  

Документы

  1) Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
  2) Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 г.  

Электронные ресурсы

  1) http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqAl9X2r** – база данных «Новомученики, Исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.  

Источник:

  — Информационный портал Богородского благочинияwww.bogorodsk-blago.ru

Источник: https://hram-chg.ru/svyashhennomuchenik-dimitriy-belyaev/

Священномученик Дамиан (Воскресенский)

 Дамиан (Воскресенский) (1873 — 1937), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик. 

 Память — 21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Собор новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых. 

*   *   *

 23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием. 

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище.

Окончив в 1894 г. Курскую ду­ховную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 г. епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен клириком церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя 4 года после смерти жены Димитрий Воскресенский поступил в Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной — 27 ноября 1904 г. ректором академии епископом Сергием (Страгородским) Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиана в присутствии преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следованную» со своей дарственной надписью.

В годы русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 г. Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя 2 года — смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год — Обоянского духовного училища.

Важно

28 июля 1911 г. отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 г. он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иосафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквер­нению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались не замеченными большевистскими властями.

Уже в сен­тябре 1920 г. Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей «контрреволюционного» характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

Он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тихон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Но в феврале 1922 г.

ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству», за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ. 23 февраля 1923 г.

епископ Дамиан был выслан в Туркестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 г. он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 г. по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой советскую власть — власть бандитов, давайте царя».

Совет

По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической орга­низации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом».

Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 г. приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет.

Судя по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь.

Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать», высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва

 Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим.

И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны.

И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно.

Обратите внимание

И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://gorenka.org/index.php/kurskie-svyatye-i-svyatyni/4958-svyashchennomuchenik-damian-voskresenskij

Алатырская епархия

Новомученики земли Чувашской

Священномученик Амвросий (Гудко)

все фотографии

Житие священномученика Амвросия (Гудко),
епископа Сарапульского

Епископ Амвросий (в миру — Василий Гудко) родился 28 декабря 1867 года в Люблинской губернии в семье благочестивых родителей. В 1893 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, принял монашество и в мае 1893 года был рукоположен во иеромонаха с назначением на должность заведующего Катехизаторского Миссионерского Училища на Алтае…

Священномученик Амфилохий (Скворцов)

все фотографии

Житие священномученика Амфилохия (Скворцова)

Священномученик Амфилохий родился 17 февраля 1885 года в селе Норваши Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова, у которого было одиннадцать детей — трое сыновей и восемь дочерей.

Александр был самым младшим. Старшая его сестра вышла замуж в Польше еще до рождения Александра, и он ее никогда не видел. Один из его братьев служил священником в Казанской епархии.

Первоначальное образование Александр получил в Чебоксарском духовном училище.

Священномученик Аркадий (Ершов)

все фотографииЖитие священномученика Аркадия (Ершова).
Священномученник Аркадий, в миру Александр Павлович Ершов, родился в 1872 году в городе Кунгуре Пермской губернии в семье священника Павла Ефимовича Ершова. Вскоре после рождения сына семья Ершовых переехала в село Сабарка Суксунского уезда Пермской губернии, где Александр и провел свое детство. Образование получил в Пермской Духовной семинарии, по окончании которой работал учителем в действовавшей при ней школе. Александр Павлович отличался деятельным характером, что часто служило для него источником неприятностей…
подробнее

Священномученик Герман (Кокель)

все фотографии

Житие священномученика Германа (Кокеля)
Священномученик Герман родился 28 ноября 1883 года в крестьянской семье Афанасия и Екатерины Кокель в селе Тарханы Больше-Батыревской волости Буинского уезда Симбирской губернии. В святом крещении был наречен Григорием. Родители его рано умерли, оставив после себя четырех малолетних детей. Григорию с братьями и сестрой с детства пришлось трудиться, чтобы прокормиться.
подробнее

Священномученик Иоанн (Пашин)
Священномученик Иоанн (Пашин),
епископ Рыльский, викарий Курской епархии
Cвященномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала вместе с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами… 
подробнее

Священноисповедник Николай (Могилевский)

все фотографии

Житие cвященноисповедника Николая (Могилевского),
митрополита Алма-Атинского
Священноисповедник Николай (Могилевский) родился в день Светлого праздника Пасхи, 27 марта (9 апреля) 1877 года, в семье псаломщика. Во Святом Крещении был наречен Феодосием. Отец новорожденного, удостоенный к концу своей жизни сана протоиерея, был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу…
подробнее
Преподобномученик Игнатий (Лебедев)

все фотографииЖитие преподобномученика Игнатия (Лебедева)
Преподобномученик Игнатий (Александр Лебедев) родился 28 мая 1884 года в городе Чухломе Костромской губернии в благочестивой семье Александра Константиновича и Марии Философовны Лебедевых. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец – секретарем съезда мировых судей города Чухлома. За ревностное и безупречное исполнение своих обязанностей Александр Константинович был произведен в надворные советники и награжден тремя орденами.
подробнее
Преподобномученик Тихон (Бузов)

все фотографии

Житие преподобномученика Тихона (Бузова)
Преподобномученик Тихон родился 16 сентября 1873 го­да в селе Шенгуты Тетюшевского уезда Казанской губернии в се­мье крестьянина Петра Бузова. При крещении мальчик был наречен Иосифом. Родители желали, чтобы отрок овладел грамо­той, поэтому отдали его в земскую школу.

Преподобномученик Мефодий (Иванов)

все фотографииЖитие преподобномученика Мефодия (Иванова)
Преподобномученик Мефодий родился 24 февраля 1899 года в Симбирской губернии в семье священника Михаила Иванова и был назван Николаем. В семье было 9 детей – 3 сына и 6 дочерей. Окончив церковноприходскую школу в селе Чамзинка Ардатовского уезда, где священствовал его отец, Николай в 1909 году поступил в духовное училище города Алатырь, которое окончил в 1913 году по второму разряду. Николай был переведен в 1-ый класс Симбирской Духовной семинарии, окончить кото­рую не успел из-за государственного переворота, происшедшего в России; завершал образование он уже в советской школе. С 1920 года Николай Михайлович стал работать преподавателем в городе Саранске, а с 1921 го­да—в городе Пензе, в художественно-техническом училище.
подробнее
Священномученик Адриан (Троицкий)

все фотографии

Житие священномученика Адриана (Троицкого)
Священномученик Адриан родился 12 июня 1872 года в селе Билярском Чистопольского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Александра Троицкого.

С 1880 года отец Адриана служил псаломщиком Воскресенской церкви города Чебоксары той же губернии. В семье было 6 детей – 2 дочери и 4 сыновей.

Семья жила в недостатке и поэтому отец семейства вынужден был просить о содержании сыновей, которые все обучались в Чебоксарском Духовном училище, за казенный счет. По окончании духовного училища Адриан потсупил в Чебоксарское городское училище

Читайте также:  Святитель софроний иркутский

Священномученик Аркадий (Добронравов)

все фотографии

Житие священномученика Аркадия (Добронравова)
Священномученик Аркадий родился в 1868 году в селе Устье Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Аликовского района Чувашии) в семье диакона Павла Добронравова. В 1889 году Аркадий окончил Казанскую Духовную Семинарию, и был рукоположен во священника к селу Пичкасы Спасского уезда Казанской губернии. В 1893 году за ревностные труды по устройству нового храма получил благословение Священного Синода с грамотой. В 1894 году награжден набедренником.  Священномученик Димитрий (Воскресенский)

все фотографииЖитие священномученика Димитрия (Воскресенского)
Священномученик Димитрий родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского. В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умерла его мать — супруга отца Василия. Сам отец Василий в 1907 году причащал больного тифом крестьянина и, заразившись умер, как исповедник.
подробнее

Священномученик Михаил (Самсонов)

все фотографии

Житие священномученика Михаила (Самсонова)
Священномученик Михаил родился 15 сентября 1867 года в деревне Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии) в семье крестьянина. В 1880 году Михаил окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище. Окончил Симбирскую Духовную Семинарию в 1892 году, в этом же году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны, в 1894 году — в сан священника к селу Раскильдино Курмышского.
подробнее
Священномученик Николай (Розов)
Житие священномученика Николая (Розова)
Священномученик Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильненский район Нижегородской области) в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами — известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме…
подробнее

Священномученик Николай (Троицкий)

все фотографии

Житие священномученика Николая (Троицкого)
Священномученик Николай родился в 1895 году в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье диакона Димитрия Троицкого.

Окончив Симбирскую Духовную Семинарию в 1918 году по первому разряду, Николай некоторое время служил учителем сельской школы. В 1920 году был рукоположен во священника к селу Сабаево (ныне Мордовия).

За безупречное служение Господу был награжден в 1920 набедренником, в 1922 году за усердную пастырскую деятельность — скуфьей, в 1924 – камилавкой, в 1928 – наперсным крестом.

Священномученик Михаил (Березин)

все фотографииЖитие cвященномученика Михаила (Березина)
Михаил Александрович Березин родился 13 июня 1889 года в селе Малое Карачкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Ядринского района Чувашии) в семье диакона Александра Ивановича Березина.
подробнее

Священномученики Василий (Покровский) и Емилиан (Киреев)

все фотографии все фотографии

Житие священномучеников Василия (Покровского) и Емилиана (Киреева)
Священномученик Василийродился 16 декабря 1879 года в селе Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника Андрея Покровского.

Важно

В семье Василий был единственным из трех сыновей выбравшим путь священства. Одна из сестер вышла замуж за священника Михаила Иванова.

От этого брака один из сыновей – Николай, стал монахом с именем Мефодий и, будучи игуменом был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой и причислен к собору новомучеников Российских.

Священномученик Василий (Константинов-Гришин)

Житие священномученика Василия (Константинова — Гришина)
Священномученик Василий (Константинов-Гришин),родился 23 декабря 1874 года в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье крестьянина Матвея Гришина.

С 1908 года Василий служил псаломщиком в селе Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911 году был перемещен в село Мариополь Карсунского уезда, в 1916 году – в село Сыреси Алатырского уезда. Духовное образование Василий получил окончив пастырские курсы.

подробнее

Священномученик Илия (Измайлов)

все фотографии

Житие священномученика Илии (Измайлова)
Священномученик Илия родился в 1882 году в селе Хормалы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Ибресинского района Чувашии) в семье крестьянина Измаила. В семье было 5 детей. Илия обучался в церковно-приходской школе и с детства пел в церковном хоре.

Повзрослев и набравшись клиросного опыта сам стал управлять хором. В 1910 году Илия состоял в обществе трезвости. В 1916 году был призван в армию и вернулся по окончании войны. Увлекшись идеей свободы в 1918 года стал председателем Волостного земельного комитета, а с 1918 по 1920 год служил в Волостном исполкоме.

Преподобномученица Тамара (Сатси)

все фотографии
Житие преподобномученицы Тамары (Сатси)
Преподобномученица Тамара родилась 9 февраля 1876 года на хуторе Уустало волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии в лютеранской семье крестьянина Георга и Мари Сатси. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марие было 7 лет умерла ее мать, а вскоре и отец. В 1886 году в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный приход, тогда многие из лютеранской веры перешли в православную.
подробнее

Зилантовские мученики

Житие преподобномучеников Зилантова монастыря града Казани:
священноархимандрита Сергия (Зайцева), иеромонаха Лаврентия (Никитина), иеромонаха Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монаха Леонтия (Карягина), монаха Стефана, послушника Георгия (Тимофеева), послушника Сергия (Галина), послушника Илариона (Правдина), послушника Иоанна (Сретенского).
До революции на окраине Казани возвышался древний Зилантов монастырь, насельники которого под духовным водительством благочестивого и образованного архимандрита Сергия вели тихую и строгую иноческую жизнь. Настоятель сей обители, как благочинный II округа монастырей, был известен своим умением умиротворять возникающие в разных монастырях раздоры и нестроения, и справедливо их разрешать. Жизнью, исполненной православного аскетического и молитвенного делания, и своими высокими нравственными достоинствами архимандрит Сергий снискал среди монашествующих и среди казанцев любовь, уважение и авторитет непререкаемый.
подробнее

Информация с сайта Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары http://www.stpmm.ru

Источник: http://alat-eparhia.ru/Hierarhy.aspx?id=64

Христовы воины. «Святой Димитрий»

№40 (649) / 24 октября ‘11

Светлана Ладина У книжной полки

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Жития 27-ми святых Димитриев собраны под обложкой этой книги, вышедшей в свет в издательстве «Сибирская благозвонница».

Пятеро хорошо известны православным христианам – это великомученик Димитрий Солунский , благоверный Великий князь Димитрий Донской, преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский чудотворец, благоверный царевич Димитрий и святитель Димитрий Ростовский.

А кто же остальные двадцать два? Это – новомученики Российские, пострадавшие в ХХ веке от богоборческой власти.

Таким образом, на страницах этой книги Небесные покровители встретились со своими духовными подопечными – ведь каждого Димитрия из наших современников называли при Крещении в честь того или иного древнего святого Димитрия. Сходство и различие жизненных путей и подвигов этих угодников Божиих мы с вами можем проследить, знакомясь с книгой «Святой Димитрий».

Совет

Имя Димитрий произошло от греческого Деметриос – посвященный Деметре, богине плодородия. Однако жизнь каждого Димитрия, о котором говорится в этой книге, была посвящена Христу, и только Ему.

Не только Деметра – были отвергнуты и все возможные идолы, которым человек так или иначе служит в какие-то моменты своей жизни.

Слава и богатство, благополучие и даже сама жизнь заняли должное место в иерархии ценностей этих людей, уступив неоспоримое первенство верности Христу. И у каждого из них был свой путь свидетельства этой верности.

Великомученик Димитрий Солунский сменил пост проконсула Фессалоникийской области на тюремное заключение, пытки и смертную казнь. Благоверный Великий князь Димитрий Донской был защитником Православной веры и земли Русской.

Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский чудотворец, современник и ученик святого Сергия Радонежского, был добрым отцом и наставником монахов. Святитель Димитрий Ростовский (ревностный пастырь, талантливый проповедник) оставил миру великий свой труд – жития святых, знаменитые Четьи Минеи.

О каждом из этих святых Димитриев подробно рассказывается в первой части книги.

Второй раздел озаглавлен «Святые Димитрии, новомученики Российские». Мы с вами, хоть и вкратце, познакомимся с каждым святым, о котором здесь говорится.

Священномученик Димитрий Добросердов, архиепископ Можайский, боролся с обновленчеством; будучи арестован НКВД, не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить. Расстрелян на полигоне Бутово 21 октября 1937 года.

Священномученик Димитрий Троицкий, сельский священник, прошел через советский концлагерь, проповедовал даже в условиях гонений. Расстрелян 3 ноября 1937 года.

Обратите внимание

Священномученик Димитрий Беневоленский, тоже сельский священник, – несколько арестов, ссылка, расстрелян 27 ноября 1937 года.

Священномученик Димитрий Кедроливанский, отец большого семейства, простой и добрый сельский батюшка. Расстрелян на полигоне Бутово 17 февраля 1938 года.

Мученик Димитрий Воробьев, солдат Первой мировой войны, в годы коллективизации раскулачен, так как имел двух овец, двух коров и ветряную мельницу, вместе с семьей сослан на Урал; по возвращении в родные места – активный прихожанин сельского храма. Вместе с братом Симеоном расстрелян 17 августа 1937 года.

Священномученик Димитрий Киранов: пастырь, педагог, одаренный проповедник. Расстрелян в Симферопольской тюрьме 4 января 1938 года.

Священномученик Димитрий Борковский (Миловидов) – сельский священник, врач, отец девятерых детей; не оставил служение несмотря на угрозы властей. Расстрелян 20 августа 1937 года.

Священномученик Димитрий Апанский (Неровецкий), любимый прихожанами батюшка, зверски замучен большевиками.

Священномученик Димитрий Гливенко, высокообразованный священник, находивший общий язык как с интеллигенцией, так и с простым народом; любящий муж и отец. Расстрелян 22 марта 1938 года на Бутовском полигоне.

Священномученик Димитрий Смирнов: поводом для ареста стало то, что по многочисленным просьбам крестьян батюшка во время засухи отслужил молебен о дожде. 70-летний священник был приговорен к ссылке сроком на 5 лет, но умер, еще находясь под арестом, и был погребен в безвестной могиле.

Важно

Сразу несколько священномучеников Димитриев – однофамильцев. Розановы Димитрий Павлович, Димитрий Ильич, Димитрий Иоаннович: двое расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 году, один скончался в БАМлаге в 1938-м.

Священномученик Димитрий Осинский (Овечкин) в 1922 году отказался работать в комиссии по передаче церковных ценностей, участвовал в публичных диспутах с атеистами, во время ссылки в Соликамск стал инвалидом. Вскоре после освобождения был вновь арестован и расстрелян 14 ноября 1937 года.

Священномученик Димитрий Лебедев – верность Церкви и пастырскому долгу, ссылка, арест, расстрел на печально известном Бутовском полигоне 27 ноября 1937 года.

Священномученик Димитрий Воскресенский: два ареста и 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере, где пожилой священник и скончался, по записи врача – от порока сердца.

Священномученик Димитрий Чистосердов служил благочинным одновременно двух округов: церквей города Нарвы и округа Ямбургского уезда, был председателем Ямбургского отделения епархиального училищного совета и уездным надзирателем церковно-приходских школ, преподавал Закон Божий в трех учебных заведениях. 8 января 1919 года вместе со священником Александром Волковым расстрелян; тела убиенных были сброшены в нечистоты; когда красные ушли, священник Константин Колчин позаботился об отпевании мучеников и их христианском погребении.

Священномученик Димитрий Казанский дважды был заключен в концлагерь, из последнего заключения не вернулся – предположительно, скончался в лагере до 1945 года.

Мученик Димитрий Рудаков служил псаломщиком в храмах сел Гаврильцева и Иванова, за отказ отречься от веры был выслан в Вологодскую область, по возвращении снова служил в храме. Расстрелян 27 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Димитрий Шишокин, настоятель казанской Свято-Троицкой тюремной церкви, умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и рабочими, и заключенными, человек скромный и далекий от политики, отец четверых малолетних детей. Расстрелян 10 октября 1918 года.

Совет

Священномученики Димитрий Павский и Димитрий Плышевский, священники Минской епархии, остались верны своему пастырскому долгу, были убиты – один в 1937-м, другой в 1938 году.

Вот такой скорбный, но вместе с тем очень светлый перечень победивших Христовых воинов, нареченных именем Димитрий. Причем перечень, сообщают издатели книги, далеко не полный.

…8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, на Руси принято праздновать Димитриев день. Это день воинской славы, народных забав и гуляний, но в первую очередь – молитвенного обращения к святым Димитриям: мы с вами только что имели возможность узнать, как много их теперь в наших Святцах.

А в Димитриевскую родительскую субботу (в этом году она приходится на 5 ноября) традиционно поминают всех православных воинов, отдавших жизнь на полях сражений.

Мы не случайно познакомились с этой книжкой в преддверии Димитриева дня – она станет прекрасным подарком всем тем, кто празднует 8 ноября день своего Небесного покровителя.

© При использовании информации ссылка на СМИ«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

У книжной полкиСветлана ЛадинаУ книжной полкиСветлана ЛадинаУ книжной полкиСветлана Ладина

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52020

Ссылка на основную публикацию