Священномученик евпл катанский (сицилийский)

11 (24) августа 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2015-08-24 07:38:00filin_dimitry
filin_dimitry
2015-08-24 07:38:00Сегодня Православная Церковь чтит память:

Успенский пост

Cщмч. Евпла Катанского (Сицилийского), архидиакона (304).

Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098); прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483); мц. Сосанны девы и с нею сщмчч. Гаия, папы Римского, Гавиния, пресвитера, мчч. Клавдия, Максима, мц. Препедигны, мчч. Александра и Куфия (295–296);

Святые дня, молите Бога о нас!

Священномученик Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон

Мученик архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Он служил в сицилийском городе Катане. Всегда нося при себе Евангелие, святой Евпл бесстрашно проповедовал язычникам о Христе.

Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемуся народу, его схватили и представили правителю города Калвисиану. Святой Евпл исповедал себя христианином и обличил идольское нечестие. За это его предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве 7 дней.

Господь извел в темнице мученику источник воды для утоления жажды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови неповинных христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда святого повели на казнь, ему на шею повесили Евангелие.

Обратите внимание

Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу Евангелие. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины взяли архидиакона и усекли мечом.

Кондак мученику архидиакону Евплу

глас 1Законы Христовы в руку обнося,/ предстал еси, вопия врагом, в подвизе:/ самозван есмь страдальчествовати твердейши./ Темже, приклонив радостно выю твою,/ подъял еси усечение мечем,// скончавый течение твое.

Преподобный Феодор Васильевич Острожский

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15 июля) через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080-1093), великого князя Киевского († 1113).

Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом.

В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный украинским казачеством.

)В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден.

Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни.

Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу.

Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С. М.

Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа). Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».

Тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах

глас 7Преобразил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный, / и вместо врагов видимых / на невидимыя ополчился еси, / и, обою победитель красен являяся, / един от чудотворец Печерских показался еси; / темже и нам ревности Божия дар испроси, / братолюбием сердца наша просвети / и ко спасению вечному стези наша, Феодоре блаженне, направи.

Ин тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

глас 4Княжеских дароношений и всего суетствия мирскаго спешне отвергся,/ Божиих же дарований, премудре Феодоре, преискренне сподобитися желая,/ приял еси иноческий образ/ и, в нем смиренным послушанием и безмолвным житием Царю Небесному благоугождая,/ получил еси от Него безсмертныя дары,/ ихже и нам, чтущим тя,/ получити молися.

Кондак преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

глас 4Красоты ризныя возгнушавшагося/ и богатства тленнаго со благодарением отвершагося,/ в ризу же безстрастия облекшагося/ и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/ приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/ яко молящася непрестанно/ о душах наших.

Молитва преподобному Феодору, князю Острожскому

Воинствование земное на духовную брань преложивый и о людех своих доброе попечение показавый, блаженне Феодоре преподобне.

Важно

К тебе в смятении сердец наших днесь прибегаем и твоея помощи стране нашей и душам нашим смиренно просити дерзаем, вемы, угодниче Божий, яко малодушие наше и леность духовная далече от твоея пажити ны отревает и всякаго омерзения достойны ны соделовает, но милосердие твое ко врагам и предателем твоим поминающе, имже паки защитник явился еси, равнаго милосердия твоего и нам, недостойным, молим. Ты убо, угодниче Христов, от агарян разоренную землю нашу и от иноверные подавляему жалостию и любовию объемля, паки к бодренному житию верныя призвал еси, елико воинскими победами, толико и молитвою и образом жития своего, аки свещник златый, блистаяся. Ты, мирскаго жития суету оставль, сам убо о душе своей попечение в пещерном уединении предался еси, земли же нашея попечение и исцеление славному роду твоему заповедал еси, и тако предел свой еще на двести лет и вящше по кончине твоея от сетей еретических оградил еси. Ты далече сущее единокровное нам племя чешское ко православной вере приближати тщался еси и от латинскаго нашествия ограждал еси. Ты и ныне, на небесех душею со Ангелы водворялся, нетленным же телом посреде нас почивая, наша не отрини гласы скорбныя, но молитвенный плач согрешающих сынов земли нашея услыши. Согрешихом бо и неправдовахом и от завет Божиих отступихом, в развращенныя обычаи зле впадохом, и еже едино на потребу есть, душ наших спасение, небрежение оставихом, тебе в Бозе правда и слава, отче преподобне, нам же стыдение лица. Обаче елико грешнейшии явихомся толико вящшаго сострадания твоего требуем и в покаянии зовем ти сице: твоея неистощимыя любве луч нам ниспосли, гнев Божий, праведно на ны движимый, молитвою твоею от нас отведи, спасительную благодать Его к нам, недостойным, предстательством твоим низведи и от греховныя бездны к высоте покаяния нас возведи, да тако и мы житие свое исправити потщимся, крепость земли нашея паки обновляти начнем, врагов же веры Христовы и злых прелестников безбоязненно отражати словом и житием возревнуем и Спасителя нашего со всеми святыми благодарно воспевати будем, славяще Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские

Читайте также:  Школа веры: богородица, или матерь божия

(Преподобные Василий и Феодор Киево-Печерские. Гравюра Леонтия Тарасевича)

Память 11 августа, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в XI в. в Ближних пещерах. Святой Феодор роздал свое богатство нищим, удалился в монастырь и поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами преподобного Феодосия. Много лет пробыл он тут в строгом воздержании.

Когда враг посеял в нем скорбь о розданном имении, святой Василий утешал его: «Прошу тебя, брат Феодор, не теряй награды; если хочешь имения, возьми все, что есть у меня». Преподобный Феодор раскаялся и сердечно полюбил преподобного Василия, вместе с которым жил в келлии. Однажды преподобный Василий в течение трех месяцев нес послушание вне монастыря.

Бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, когда-то сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже выйти из монастыря, чтобы купить имение и жить в миру. Но когда вернулся преподобный Василий, бесовский обман раскрылся. С тех пор преподобный Феодор стал внимательнее к себе.

Чтобы в праздности не увлекаться помыслами, он поставил у себя жернов и по ночам перемалывал зерно. Так долгими и усердными подвигами он освободился от страсти сребролюбия. До князя Мстислава Святополковича дошел слух, что инок Феодор нашел много сокровищ в пещере. Он вызвал к себе преподобного и велел указать место, где спрятаны ценности.

Святой Феодор ответил князю, что и в самом деле он видел в пещере много золота и сосудов, но от соблазна он вместе с иноком Василием зарыл их, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив святому, князь приказал замучить его до смерти.

Святого Феодора избили так, что вся власяница его была смочена в крови, затем его повесили вниз головой, разложив под ним костер. В пьяном состоянии князь повелел истязать и святого Василия, а затем сам убил его стрелой. Умирая, преподобномученик Василий бросил стрелу к ногам князя Мстислава и предсказал, что скоро он сам будет смертельно уязвлен ею.

Святые иноки скончались в 1098 г.

Пророчество исполнилось: 15 июля 1099 года на стене Владимирской крепости князь Мстислав во время междоусобной войны с Давидом Игоревичем был неожиданно сквозь отверстие доски поражен стрелой в грудь и в следующую ночь скончался. Узнав свою стрелу, князь сказал: «Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора«.

Тропарь Феодору и Василию Печерским, в Ближних пещерах

Союзом любве связавшеся, преподобнии, / всяк союз козней вражиих попрасте, / страдание же и смерть неповинне / от сребролюбиваго князя претерпесте добле, / тем молим вас, вкупе поживших / и венцы мучения приемших, / молитеся Господеви о нас, / яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше, / всегда ублажаем вас, / Феодоре и Василие добропобеднии.

Мученица Сосанна, священномученики Гаий, папа Римский, Гавиний, пресвитер, мученики Клавдий, Максим, мученица Препедигна, мученики Александр и Куфий

(Мученица Сосанна дева)Мученица Сосанна дева была дочерью пресвитера Гавиния и племянницей святого Папы Римского Гаия (283-296). Она была воспитана в строгом христианском благочестии и с юных лет посвятила себя Богу. Семья святой состояла в родстве с императором Диоклетианом (284-305), до которого дошел слух о ее добродетели и красоте. Решив выдать святую Сосанну замуж за своего соправителя Максимиана Геркула (284-305), император послал к пресвитеру Гавинию своего родственника, сановника Клавдия, а затем его брата Максима. Оба они вместе с женой Клавдия Препедигной и сыновьями Александром и Куфием после бесед с благочестивой семьей приняли Крещение. Узнав о том, что целая семья императорских родственников обратилась в христианство, Диоклетиан отправил их в изгнание. Вскоре мучеников сожгли в Остии, недалеко от Рима, а пепел бросили в море.(Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626))

Совет

Святую деву Сосанну взяли во дворец, а императрице было поручено уговорить ее покориться. Но императрица, тайная христианка, поддержала мученицу в намерении сохранить девство ради Господа.

Она объявила императору о непреклонности девы вступить в брак с язычником. Диоклетиан дал позволение соправителю обесчестить святую деву, но Ангел защитил ее. Македоний стал склонять мученицу принести жертву идолам.

«Я сама себя приношу в жертву Господу моему«, — ответила она. Тогда Македоний отсек мученице голову.

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/628075.html

ЕВПЛ

[греч. Εὔπλους, Εὖπλος; лат. Euplus, Euplius] († 304?), сщмч. Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.), пострадал при имп. Диоклетиане. Один из тех немногих святых, о к-рых сохранились сведения во фрагментах из подлинного протокола, содержащего отчет о 2 допросах, пытках и казни.

Мученичество Е. известно в 5 греч. (BHG, N 629-630b, 630e) и 4 лат. редакциях. Древнейшей греч. редакцией является протокол мученических актов, самый ранний список которого датируется кон. IV — нач. V в. Т. о., год мучения Е. определяется согласно офиц. форме отсчета времени, принятой в протоколе: речь идет о 8-м годе правления имп.

Диоклетиана и 7-м — имп. Максимиана. Мученические акты не сообщают сведений ни о месте рождения Е., ни о его социальном положении, ни о священном сане. Согласно этому источнику, 29 апр. 304 г. Е. предстал перед судом Катаны (ныне Катания), имея при себе запрещенное Диоклетианом Евангелие, и объявил себя христианином. Остается неясным, пришел ли Е.

туда по своей воле (добровольное мученичество) или был приведен силой. В изложении древнейшей редакции Е. приглашают войти в здание, где происходит суд (секретариат Катаны), тогда как в более поздних редакциях его просят ввести. Вероятно, позднейшие редакторы предполагали, что мученик был арестован, а не явился добровольно. На допросе гл. обр.

выяснялось, откуда у Е. Евангелие, от кого он его получил и понимает ли, что иметь такие свитки означает преступать закон. Е. отвечал, что свитки — это закон Бога, Которому он служит, т. е. признал вину. В протоколе не сообщается, где находился Е. до повторного допроса 12 авг. 304 г. Второй процесс проходил в более строгой обстановке и, возможно, публично.

Святого спросили, согласен ли он с записанными ранее его словами, Е. подтвердил сказанное и предъявил свитки. Неясно, были ли это еще какие-то, ранее скрытые свитки, или его слова означали, что Свящ. Писание скрыто у него в душе. Мученика приговорили к избиению до тех пор, пока он не согласится принести жертву языческим богам. Е.

стойко переносил страдания и был казнен через усекновение главы.

Сщмч. Евпл. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 — я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Евпл. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1 — я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

2-я греч. редакция (древнейший список X в.

) является стилистической парафразой 1-й. Ее автор широко использует по отношению к палачам, чиновнику, проводившему допрос, и к императору традиционные агиографические и гимнографические эпитеты. В повествование введены общие места, в диалогах во время допросов Е.

цитирует Евангелие и Псалтирь. Важным фактическим отличием 2-й редакции от 1-й является дата мученичества. Согласно 2-й редакции, Е. явился в секретариат 11 авг.

и объявил себя христианином, в этот же день состоялись оба допроса, которые вел один чиновник, а не 2, как отмечено в протоколе, и казнь.

Обратите внимание

3-я греч. редакция (древнейший список XI в.) также является парафразой 1-й редакции и представляет собой ее дальнейшую стилистическую переработку на основе 2-й версии, с к-рой она обнаруживает нек-рые связи на уровне построения фраз. Реплики Е.

Читайте также:  Православная церковь чешских земель и словакии

во время допросов не содержат библейских цитат и парафраз, хотя и воспроизводят мн. общие места. Важным отличием 3-й редакции от 2-й является правильная дата мучений Е., указанная в древнейшем протоколе: 12 авг.

; однако в соответствии с поздней переработкой оба допроса, пытка и казнь Е. произошли в один день.

4-я греч. версия, переизданная Ж. П. Минем в числе творений прп. Симеона Метафраста (PG. 115. Col. 523-530), по всей видимости, ему не принадлежит, т. к. Метафраст не довел свой труд до авг. 4-я редакция представляет собой свободную литературную переработку имевшихся в распоряжении агиографа источников.

Она выявляет знакомство неизвестного автора с древнейшей редакцией (протоколом) и с топографией г. Катаны, однако эти сведения использованы им без соблюдения временных и исторических реалий и с добавлением многочисленных подробностей, в т. ч. чудес. Так, сообщается, что Е.

был арестован в результате облав, устроенных после приезда в Катану посланником Диоклетиана и Максимиана. Сообщается, что Е. проповедовал Евангелие в городе, хотя не был горожанином Катаны, это обстоятельство объясняет его слова об отсутствии дома, имеющиеся и в 1-й редакции. По окончании 1-го допроса и пыток Е.

содержался в камере 7 дней и ночей (сакральное число), страдал от жажды, по его молитвам в камере разлилось озеро, к-рое позволило мученику напиться. Во время пыток перед усекновением главы мученик слышал ободряющий голос с неба. После казни тело Е.

было захоронено некими благочестивыми христианами, но не сказано где именно. Однако сообщается, что от гробницы Е. происходили исцеления.

5-я греч. редакция содержится в синаксарях и минологиях, откуда она перешла и в служебные Минеи. Согласно этой версии, святой род. и вырос в Катане, проповедовал Евангелие, но больше Свящ. Писание в этой редакции не упоминается. Только здесь сообщается о диаконском сане Е.

В остальном фактическое содержание редакции соответствует 4-й с незначительными сокращениями (в частности, отсутствуют сведения о количестве дней, проведенных Е. в темнице).

Важно

В рукописях возможны контаминации 4-й и 5-й редакций, такую сводную редакцию отражает, в частности, Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.).

Помимо Мученичества сохранилось несколько Похвальных слов, посвященных Е.: анонимное (BHG, N 630d), Иоанна, пресв. Энийского (BHG, N 630m), и Константина Акрополита (BHG, N 630p), а также гомилия некоего епископа Веррийского (BHG, N 630n).

5-я греч. редакция нашла отражение и в древнерус. Прологах, переведенных не позднее нач. XII в. В слав. Четьих-Минеях содержится перевод редакции Симеона Метафраста. В собрании Житий святых свт. Димитрия Ростовского находится лит.

обработка 4-й и 5-й греч. редакций Мученичества Е.; в частности, из 5-й, позднейшей версии заимствованы сведения о диаконском сане мученика. Упоминаются имена мучителей Е.: имп. посланника Пентагура и правителя Катаны Калвисиана.

В кон. IX или в Х в. мощи Е. были перенесены в Рим, затем в г. Тревико. В XIII в. темница Е. в Катании стала местом паломничества. В 1656 г. часть мощей возвращена в Катанию. В 1964 г. там освящена ц. во имя Е.

Ныне мощи хранятся в соборе Вознесения Богоматери (Тревико), при к-ром создан научный центр. В февр. 2005 г. исследование показало, что мощи принадлежат 3 разным людям, в т. ч. молодому мужчине, вероятно Е.

; прочие останки изъяты из реликвария.

Мученичество Е. с упоминанием имени Калвисиана и др. фактическими совпадениями в греч. синаксарях приводится в день памяти мч. Еасия (пам. греч. 9 дек.) как относящееся именно к этому мученику. Вероятно, Еасий почитался в одной местности с Е., но его подлинное Мученичество не сохранилось.

Все известные лат. редакции Мученичества Е. восходят к греческим. Так, 1-я лат. редакция соответствует 1-й греческой, являясь ее незначительной переработкой. К 1-й же греч.

Совет

редакции восходит и 2-я латинская, однако в большей степени, чем 1-я латинская, отступает от нее. В целом лат. редакции отличаются друг от друга риторической формой, в к-рую облекаются диалоги Е.

с чиновниками во время допросов или его слова во время пытки и перед казнью, напр. в его репликах во время допросов употребляются пространные библейские цитаты, отличающиеся от тех, которые встречаются в греч. редакциях. В отношении событий лат.

редакции в разной степени повторяют сведения греч. редакций, иногда дополняя их новыми подробностями историко-лит. происхождения. Так, в 4-й лат. версии Е. назван уже не диаконом, а епископом.

Дата 11 авг. стала основным днем памяти Е., она присутствует в большинстве источников, в т. ч. во всех древнерусских, включая месяцесловы Евангелий и служебные Минеи (Лосева. С. 404-405). 12 авг. память Е. отмечена в зап.

памятниках, таких как лат. Неаполитанский календарь ц. Иоанна Предтечи IX в. (восходит к VII в.), греч. Капуанский месяцеслов в Евангелии 991 г. и др., а также нек-рые визант. служебные Минеи: Crypt. gr. Δ. a. XII, XI в.; Mess. gr. 140, XII в.

; Matrit. gr. 4694, XIII в.

В Москве, где на нынешней ул. Мясницкой с 1471 г. существовала деревянная ц., освященная во имя Е., в 1657 г. была возведена каменная церковь. В 1750-1761 гг. на месте обветшавшего храма был отстроен новый, 2-ярусный. Нижний придел в 1753 г. освящен во имя Е.

, верхний в 1761 г.- во имя Св. Троицы. В 1837-1843 гг. внизу с севера был пристроен придел арх. Михаила. 2-этажный храм типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с колокольней и с широкой обходной галереей снесен в 1926 г. (Сорок сороков. Т. 2. С. 250-252).

Ист.: BHG, N 629-630p; BHL, N 2728-2731; ActaSS. Aug. T. 2. P. 710-723; SynCP. P. 881, 884; MartRom. P. 334; MartHieron. P. 436; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 193-194; Cтаниславов (Лесновски) Пролог от 1330 година / Увод и науч. разчитане на текста Р. Павлова. Вел. Търново, 1999. С. 317; ЖCв. С. 185-189.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo // Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs / Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio // BiblSS. Vol. 5. Col.

231-233; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo / Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней // XIV Междунар. съезд славистов: Слав.

языкознание: Докл. рос. делегации (в печати).

В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой.

В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в.

В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI — нач. XII в.

Читайте также:  Школа веры: шестая заповедь: «не убивай»

) — погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е.

изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII — нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок.

Обратите внимание

1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

Е. изображался в минеях. В рост святой представлен на диптихе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.). Сцена его мучения изображена в ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове, Болгария (ок. 1230) и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318).

В искусстве поствизант. периода иконография Е. сохранилась в неизменном виде, лишь иногда одеяние святого украшали многообразными орнаментами. Е. с дарохранительницей представлен на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 124, XV в.). Рядом со св.

Лаврентием он изображен в ц. свт. Николая (Богдана) в Рэдэуци, Румыния (1559); в ряду диаконов с дарохранительницей и кадилом — на фреске собора мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654). Сцена мучения Е.

сохранилась в нартексе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552, мастер Джорджи).

В древнерус. искусстве наиболее ранние изображения св. диаконов (неидентифицируемы, т. к. не сохранились надписи с именами) есть в соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125). Е. изображен в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон.

60-х — нач. 70-х гг. XV в.); на ораре среди св. диаконов (кон. XVI в., Москва, мастерская Д. И. Годунова (?), ЦАК МДА). В искусстве XVI-XIX вв. изображения Е. нередко размещались на одной из дверей иконостаса: икона сер. XVIII в. из музея Ипатиевского мон-ря (Евпл?). Е. среди св.

диаконов изображался иногда на столбиках царских врат иконостаса.

Лит.: Δρανδάκις Ν. Β. Βυζαντιναί τοιχογραφίαι της Μέσα Μάνης. Αθήνα, 1964. Σ. 81; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1997. С. 520; Евсеева. Афонская книга. № 175. С. 322; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI — 1-я четв. XIII в. СПб., 2004. С. 761; Костромская икона / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 219.Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Иконография священномучеников Святые неразделенной Церкви Евпл († 304?), священномученик Катанский (Сицилийский) (пам. 11 и 12 авг.)АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)ВАСИЛИЙ († ок. 322), еп. Амасийский, сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей)ВИКЕНТИЙ († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский), (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. — в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/187252.html

Исторический словарь — значение слова Евпл Катанский (сицилийский)

архидиакон, священномученик (ск. 304), служил архидиаконом в церкви г. Катанье (о. Сицилия). Помимо усердного совершения богослужения в ней, святой неустанно читал и толковал св. Евангелие на улицах и площадях города. За это он был схвачен властями, но, представ перед градоначальником Каллисианом, бесстрашно исповедал веру Христову.

Истерзанного палачами святого бросили на семь дней в темницу, оставив без еды и воды. Но ничто не смогло сломить его волю. Он был целиком погружен в молитву, и Господь, услышав ее, извел в темнице источник чистейшей воды. С новыми, небывалыми духовными силами св.

Евпл предстал перед правителем и обличил того в жестокости и бесчеловечном отношении к христианам. За это мученик был приговорен к обезглавливанию. Предварительно ему оторвали уши. Когда св. Евпла привели на место казни, он попросил немного времени для молитвы — и продолжал проповедовать окружавшим его людям Евангелие.

Важно

Со словами благовествования святой предал душу Господу. Сщмч. Евпла очень почитали на Руси. В 1471 на Мясницкой ул. В Москве, в память заключения Иваном III мира с Новгородом, была построена деревянная церковь архидиакона Евпла. В 1657 царь Алексей Михайлович заменил ее каменной. В XVIII в.

памяти святого было воздвигнуто величественное трехъярусное здание (разрушено еврейскими большевиками в 1926). Память мч. Евплу отмечается 11/24 августа.

Смотреть значение Евпл Катанский (сицилийский) в других словарях

Диодор Сицилийский — (ок. 90-21 до н. э.) — древнегреческий историк.Сочинение «Историческая библиотека» (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я,остальные — во фрагментах), в котором синхронно излагается история……..
Большой энциклопедический словарь

Сицилийский Пролив — второе название Тунисского пролива.
Большой энциклопедический словарь

Сицилийский Пролив — Сицили́йский проли́в(Strait of Sicily), Тунисский пролив, между о. Сицилия и побережьем Туниса в Африке; соединяет зап. и вост. части Средиземного моря. Наим. ширина 148 км, глубина……..
Географическая энциклопедия

Катанский — Чтобы отыскать первооснову этой, казалось бы, обычной русской фамилии, нам придется отправиться в далекое путешествие на остров Сицилию, в город Катанию (прежде……..
Словарь русских фамилий

Диодор Сицилийский — (Diodoros o Sikeliotns) — др.-греч. историк (ок. 90-21 до н. э.). Род. в Аргирии (Сицилия), долго жил в Риме, посетил Египет и др. страны Средиземноморья. Автор большой сводной работы «Ист………
Советская историческая энциклопедия

Евпл — игумен Кирилова Новгород. м. 1955 г. [Так в оригин. изд. —
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Ал-др Львов. — проф. догм. богосл. СПб. дух. ак., р. 1836, в Ниж. Новг., с. свящ., ред. жур. «Церк.
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Александр Львович — — профессор СПб. духовной академии по кафедре догматического богословия. Сочинения его: «О попытках соединения церквей восточной и западной», «Обзор древних……..
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Евфим Львов. — стихотворец (Тула,
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Иван — художник, воспит. И. А. X.; род. 1816 г.; †
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Лев Евфим. — авт. монархич. статей и стихотв. (1900
Большая биографическая энциклопедия

Катанский, Никол. — авт. стихотв.
Большая биографическая энциклопедия

Цигоров, Евпл Васильевич — архитектор из воспитанников И. А. X.; р. 1770, † 182 г.
Большая биографическая энциклопедия

СИЦИЛИЙСКИЙ — СИЦИЛИЙСКИЙ, -ая, -ое. 1. ом- сицилийцы. 2. Относящийся к сицилийцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Сицилии, ее территории, внутреннему……..
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Евпл Катанский (сицилийский)

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/14220

Ссылка на основную публикацию