Священномученик григорий просветитель

Место которого нет

Православие

Книги и тексты / все

Просветитель Григорий

Жития святых мужей
09.03.2010

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился во второй половине III века. Его отец, персидский вельможа, по наущению царя Артомира, произвел покушение на жизнь армянского царя Курсара, и, спасаясь бегством, утонул.

Семье его пришлось спасаться от мести умирающего Курсара. Григорий был тайно увезен в Кесарию христианской кормилицей и здесь воспитан ею в строго-религиозном духе.

Достигнув совершеннолетия, Григорий решил искупить вину своего отца и отправился на службу к сыну царя Курсара — Тиридату. Тиридат в это время ревностно отдался служению языческим богам.

Обратите внимание

Григорий, воспитанный религиозной христианкой, не мог, конечно, участвовать в языческих жертвоприношениях, и когда Тиридат при этом еще узнал, что он — сын убийцы его отца, то в сильнейшем гневе приказал бросить Григория в глубокий и нечистый ров, в котором святой Григорий, среди пресмыкающихся гадов, в сырости и смраде томился целых 14 лет, получая пищу тайно от одной вдовы.

«Горькие муки» и «затворение долговременное» не поколебали мужества Григория, и он продолжал твердо хранить веру Христову. Освобожденный из рва для помощи впавшему в безумие Тиридату, он исцелил его, обратил в христианство и крестил. Вместе с Григорием царь так же ревностно принялся разрушать языческие капища и жертвенники и воздвигать христианские храмы.

В 317 или 318 году Григорий был в Кесарии епископом Леонтием посвящен в сан епископа. Возвратился он в Армению как раз в то время, когда царь с общего согласия всех начальников и предводителей решил обратить весь армянский народ в христианство. Григорий был признан, как главный духовный руководитель и учитель веры.

Семейство царя, его приближенные и множество народа в назначенный день торжественно крестились в реке Евфрате. Языческие храмы были разрушены, жрецы после упорного сопротивления побеждены, и в Тироне была заложена первая церковь во имя святого Иоанна Крестителя.

Святой Григорий все время проводил в путешествии.

Крестил желавших принять христианство, строил церкви, основывал монастыри и при них школы, чтобы приготовить для будущего пастырей и проповедников, в чем теперь чувствовался огромный недостаток, так как у армян еще не было письменности, и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом языке. Нужны были люди, которые, одновременно зная иностранные языки, могли бы живое слово излагать по-армянски.

Первое время святой Григорий один, но вскоре у него появились последователи и ученики, и Армения в короткое время сделалась христианской. Свою кафедру Григорий основал в Эчмиадзине и было основано еще несколько епископских кафедр в важных армянских провинциях.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Он просветил христианством не только армян, но и многие соседние племена.

Около 334 или 335 года святой Григорий сдал все церковные дела и кафедру своему сыну, епископу Аристакесу, и удалился на гору Себух в пещеру Мане, где в полной безвестности и умер. Мощи его были впоследствии перенесены в Царьград, а в Армении (в Эчмиадзине) осталась только правая его рука.

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись. Регистрация займет у вас несколько секунд.

Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Источник: http://www.mestanet.ru/book/pravoslavie/prosvetitel_grigoriy.html

* Григорий Просветитель Армении *

*

Святой Григорий ПросветительСтамбул,Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»)

*

Григорий Просветитель Армении Святой священномученик Григорий Просветитель Армении Священномученик Григорий епископ, просветитель Великой Армении

(ок. 335 г.)

Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος

*

Сщмч. Григорий. Мозаика. Паммакаристос (Фетхие Джами). Константинополь. Начало XIV в.

*

Григорий Армянский Греция,  монастырь Пантократор, XVII векДерево, темпера, 26 х 19,5 см
Свт. Григорий. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в.
Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος

 =============
Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος Ἔζησε καὶ μαρτύρησε ἐπὶ αὐτοκρατορίας Διοκλητιανοῦ. Ἦταν γιὸς τοῦ Ἀνάκ, ὁ ὁποῖος ἦταν συγγενὴς τοῦ βασιλιὰ τῆς Ἀρμενίας Κουσαρῶ. Ὁ πατέρας τοῦ Ἁγίου Γρηγορίου ἦταν ἕνας ἀπὸ τοὺς ὑπεύθυνους γιὰ τὴ δολοφονία τοῦ βασιλιὰ τῆς Ἀρμενίας. Οἱ Ἀρμένιοι γιὰ νὰ ἐκδικηθοῦν σκότωσαν τὸν Ἀνὰκ καὶ τὴν οἰκογένειά του, ἐκτὸς ἀπὸ τὸν Γρηγόριο καὶ ἕναν ἀδελφό του. Μετὰ ἀπὸ χρόνια ὁ γιὸς τοῦ Κουσαρῶ, ὁ Τηριδάτης, συνέλαβε τὸν Γρηγόριο ἐπειδὴ ἦταν χριστιανὸς καὶ τὸν βασάνισε σκληρά. Ὅταν δὲ ἔμαθε ὅτι πρόκειται γιὰ τὸ γιὸ τοῦ Ἀνάκ, ὁ ὁποῖος εὐθυνόταν γιὰ τὴ δολοφονία τοῦ πατέρα του, διέταξε νὰ τὸν ρίξουν σὲ λάκκο μὲ φίδια καὶ ἄλλα ἑρπετά. Ὁ Γρηγόριος ὄχι μόνο δὲν ἔπαθε τίποτα ἀλλὰ ἐπέζησε γιὰ 15 χρόνια τρεφόμενος μὲ τὸ ψωμὶ ποὺ τοῦ πήγαινε κρυφὰ μιὰ χήρα. Κάποια στιγμὴ ὁ Τηριδάτης παραφρόνησε. Ἡ ἀδελφή τοῦ βασιλιὰ ἄκουσε μία μέρα φωνή, ἡ ὁποία τῆς ἔλεγε πὼς ἂν ἤθελε νὰ θεραπευτεῖ ὁ ἀδελφός της θὰ ἔπρεπε νὰ ἐλευθερώσουν τὸν Γρηγόριο. Πράγματι ὅταν βγῆκε ἀπὸ τὸν λάκκο ὁ Ἅγιος θεράπευσε τὸν βασιλιά. Ἐξεδήμησε εἰς Κύριον ἐν εἰρήνῃ. *

===========

Минея — Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

 ============
Тропарь священномученику Григорию епископу, просветителю Великой Армении

Тропарь, глас 4:

     И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Григорие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

     Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, днесь, вернии, в песнех и песнопениих восхвалим, бодраго пастыря и учителя, Григория, всемирнаго светильника и поборника: Христу бо молится, еже спастися нам.

Величание

     Величаем тя, священномучениче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

*

Святой Григорий АрмянскийПервая треть XVII века.

 *

Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως.

Θείας πίστεως, τῇ γεωργίᾳ, ἐνεούργησας, βροτῶν καρδίας, κατασπείρας τὴν τοῦ Λόγου ἐπίγνωσιν, καὶ λαμπρυνθεὶς μαρτυρίου τοῖς στίγμασιν, ἱεραρχίᾳ Γρηγόριε ἔφανας. Πάτερ Ὅσιε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.

Κοντάκιον. Ἦχος β’. Τοὺς ἀσφαλεῖς.

Τὸν εὐκλεῆ καὶ Ἱεράρχην ἅπαντες, ὡς Ἀθλητὴν τῆς ἀληθείας σήμερον, οἱ πιστοὶ θείοις ἐν ᾄσμασι, καὶ ὑμνῳδίαις εὐφημήσωμεν, Γρηγόριον ποιμένα, καὶ διδάσκαλον, τὸν ἔκλαμπρον φωστῆρα καὶ παγκόσμιον· Χριστῷ γὰρ πρεσβεύει, ὑπὲρ πάντων ἡμῶν.

Μεγαλυνάριον.

Γρήγορος τοῖς τρόποις ἀναδειχθείς, πρὸς θεογνωσίας, διεγείρεις τὸν φωτισμόν, τοὺς τῇ δυσσεβείᾳ, ὑπνώττοντας ἀθλίως,  Γρηγόριε τρισμάκαρ, ἀξιοθαύμαστε. *

============================

Мучение св. Григория. Икона. Русь. 1-я треть XVII в. 32.5 х 26.5. Сольвычегодский государственный историко — художественный музей. Архангельская обл.
Мучение св. Григория. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Сщмч. Григорий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Святой священномученик Григорий Просветитель Армении

Сщмч. Григорий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 28.8 х 11.2. Прорись — образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

Святые Аверкий, Григорий Великой Армении, Климент Анкирский (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон).

Сщмч. Григорий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска.Афон (Дионисиат). 1547 г.
Пытки святого Григория Просветителя Армения, гобелен, XVIII векВена, Museum of the Mekhitarist Fathers.

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_6616.html

Память священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении

Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Ве­ли­кой Ар­ме­нии, ро­дил­ся в 257 го­ду. Он про­ис­хо­дил из ро­да пар­фян­ских ца­рей Ар­са­ки­дов. Отец свя­ти­те­ля Гри­го­рия Анак до­мо­га­ясь ар­мян­ско­го пре­сто­ла, убил сво­е­го род­ствен­ни­ка ца­ря Кур­са­ра, за что весь род Ана­ка под­верг­ся уни­что­же­нию.

Гри­го­рия спас некий род­ствен­ник: он вы­вез мла­ден­ца из Ар­ме­нии в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и вос­пи­тал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Воз­му­жав, Гри­го­рий же­нил­ся, имел двух сы­но­вей, но вско­ре ов­до­вел. Сы­но­вей Гри­го­рий вос­пи­тал в бла­го­че­стии.

Один из них – Ор­фан, впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, а вто­рой – Аро­стан, при­нял ино­че­ство и ушел в пу­сты­ню. Чтобы ис­ку­пить грех сво­е­го от­ца, убив­ше­го от­ца Ти­ри­да­та, Гри­го­рий всту­пил в сви­ту по­след­не­го и был ему вер­ным слу­гой.

Ца­ре­вич Ти­ри­дат лю­бил Гри­го­рия как дру­га, но не тер­пел его хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. По вос­ше­ствии на ар­мян­ский пре­стол он стал при­нуж­дать свя­то­го Гри­го­рия к отрече­нию от Хри­ста.

Важно

Непре­клон­ность свя­то­го оже­сто­чи­ла Ти­ри­да­та, и он пре­дал сво­е­го вер­но­го слу­жи­те­ля же­сто­ким му­кам: стра­даль­ца под­ве­си­ли вниз головой с кам­нем на шее, несколь­ко дней об­ку­ри­ва­ли смрад­ным ды­мом, би­ли, из­де­ва­лись, при­нуж­да­ли хо­дить в же­лез­ных са­по­гах с гвоз­дя­ми.

Во вре­мя этих стра­да­ний свя­той Гри­го­рий пел псал­мы. В тем­ни­це Гос­подь ис­це­лил все его ра­ны. Ко­гда Гри­го­рий вновь пред­стал пе­ред ца­рем невре­ди­мым и ра­дост­ным, тот изу­мил­ся и при­ка­зал по­вто­рить пыт­ки. Свя­той Гри­го­рий пре­тер­пел их, не ко­леб­лясь, с преж­ней ре­ши­мо­стью и до­сто­ин­ством. То­гда его об­ли­ли го­ря­чим оло­вом и бро­си­ли в ров, на­пол­нен­ный ядо­ви­ты­ми га­да­ми. 

Гос­подь же хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка: ядо­ви­тые тва­ри не по­вре­ди­ли ему. Некая бла­го­че­сти­вая жен­щи­на пита­ла его хле­бом, тай­но опус­кая его в ров.

Свя­той Ан­гел, нис­хо­дя к му­че­ни­ку, обод­рял его си­лы и укреп­лял дух. Так про­шло 14 лет.

За это вре­мя царь Ти­ри­дат со­вер­шил еще од­но зло­де­я­ние: он за­му­чил свя­тую де­ву Рип­си­мию, ста­ри­цу игу­ме­нию Га­и­а­нию и с ни­ми еще 35 дев од­но­го из ма­ло­ази­ат­ских де­ви­чьих монастырей.

Свя­тая Рип­си­мия вме­сте со сво­ей игу­ме­ни­ей и сест­ра­ми бе­жа­ла в Ар­ме­нию, не же­лая всту­пать в брак с им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), пре­льстив­шим­ся ее кра­со­той. Об этом Дио­кли­ти­ан со­об­щил ар­мян­ско­му ца­рю Ти­ри­да­ту и пред­ло­жил ему или при­слать Рип­си­мию об­рат­но, или же са­мо­му взять ее в же­ны.

Слуги ца­ря разыс­ка­ли бе­жав­ших и ста­ли уго­ва­ри­вать Рип­си­мию по­ко­рить­ся во­ле ца­ря. Свя­тая от­ве­ча­ла, что она, как и все сест­ры оби­те­ли, об­ру­че­на Небес­но­му Же­ни­ху и в брак всту­пать не мо­жет. То­гда с неба раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай­те и не бой­тесь, ибо Я с ва­ми». По­слан­цы в стра­хе уда­ли­лись.

Ти­ри­дат пре­дал де­ву на же­сто­чай­шие пыт­ки, во вре­мя ко­то­рых ее ли­ши­ли язы­ка, рас­сек­ли ей чре­во, осле­пи­ли и умерт­ви­ли, раз­ру­бив те­ло ее на ча­сти.

Совет

Игу­ме­ния Га­и­а­ния за то, что вооду­шев­ля­ла Рип­си­мию му­же­ствен­но тер­петь ис­тя­за­ния за Хри­ста, вме­сте с дву­мя сест­ра­ми-ино­ки­ня­ми бы­ла пре­да­на на та­кие же му­ки, по­сле че­го они бы­ли обез­глав­ле­ны. Осталь­ных 33-х се­стер из­ру­би­ли ме­ча­ми и бро­си­ли те­ла их на съе­де­ние зве­рям.

Гнев Бо­жий по­ра­зил ца­ря Ти­ри­да­та, а так­же тех его приближенных и во­и­нов, кто участ­во­вал в ис­тя­за­ни­ях свя­тых дев. Одер­жи­мые бе­са­ми, они упо­до­би­лись ди­ким веп­рям (как неко­гда На­ву­хо­до­но­сор: Дан. 4, 30), но­си­лись по ле­сам, раз­ры­ва­ли на се­бе одеж­ду и грыз­ли соб­ствен­ное те­ло.

По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни сест­ре Ти­ри­да­та Ку­са­ро­дух­те бы­ло воз­ве­ще­но во сне: «Ес­ли не бу­дет из­ве­ден из рва Гри­го­рий, царь Ти­ри­дат не ис­це­лит­ся». То­гда при­бли­жен­ные ца­ря по­до­шли ко рву и спро­си­ли: «Гри­го­рий, жив ли ты?» Григорий от­ве­чал: «Бла­го­да­тию Бо­га мо­е­го я жив». За­тем они вы­ве­ли свя­то­го му­че­ни­ка об­рос­ше­го, по­чер­нев­ше­го и очень ис­сох­ше­го. Но по-преж­не­му он был тверд ду­хом.

Свя­той по­ве­лел со­брать остан­ки за­му­чен­ных дев; их с че­стью по­хо­ро­ни­ли, а на ме­сте по­гре­бе­ния по­стро­и­ли цер­ковь. В эту цер­ковь свя­той Гри­го­рий при­вел бесно­ва­то­го ца­ря и ве­лел ему мо­лить­ся свя­тым му­че­ни­цам. Ти­ри­дат ис­це­лил­ся, рас­ка­яв­шись в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях про­тив Бо­га, и при­нял со всем сво­им до­мом Свя­тое Кре­ще­ние.

Сле­дуя при­ме­ру ца­ря, кре­стил­ся и весь ар­мян­ский на­род. За­бо­та­ми свя­то­го Гри­го­рия был воз­двиг­нут в 301 го­ду Эч­ми­ад­зин­ский со­бор в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха. В 305 го­ду свя­ти­тель Гри­го­рий на­пра­вил­ся в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и там был по­став­лен ар­хи­епи­ско­пом Леон­ти­ем во епи­ско­па Ар­ме­нии.

За свои апо­столь­ские тру­ды он по­лу­чил на­име­но­ва­ние про­све­ти­те­ля Ар­ме­нии. Свя­ти­тель Гри­го­рий об­ра­тил ко Хри­сту так­же мно­гих лю­дей из соседних стран – Пер­сии и Ас­си­рии. Устро­ив Ар­мян­скую Цер­ковь, свя­ти­тель Гри­го­рий при­звал к епи­скоп­ско­му слу­же­нию сво­е­го сы­на, Аро­ста­на-пустынножите­ля, а сам уда­лил­ся в пу­сты­ню.

Читайте также:  Школа веры: восьмая заповедь: «не кради»

Свя­ти­тель Аро­стан в 325 го­ду был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Со­бо­ра, осу­див­ше­го ересь Ария. Свя­ти­тель Гри­го­рий, уда­лив­шись в пу­сты­ню, пре­ста­вил­ся в 335 го­ду. Дес­ни­ца и часть его свя­тых мо­щей по­ко­ят­ся ныне в со­кро­вищ­ни­це Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Арме­нии.

Обратите внимание

По тра­ди­ции Ар­мян­ской Апо­столь­ской Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей­ся по­ныне, этой дес­ни­цей вер­хов­ный ка­то­ли­кос-пат­ри­арх всех ар­мян бла­го­слов­ля­ет святое ми­ро во вре­мя ми­ро­ва­ре­ния.

  
Cв. Григорий Просветитель Армении в яме смертников 
 XVI в.; Афон, монастырь Дионисиат

нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

лагославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

Источник: 

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-svyashchennomuchenika-grigoriya-episkopa-prosvetitelya-velikoy-armenii

У святого Григория были жена и два сына. Они жили в Кесарии Каппадокийской. По рождении сыновей супруга Григория умерла, и он посвятил своих детей Господу. Оба они стали священниками, а один из них еще и монахом-пустынником.

Григорий поступил в услужение к одному воину Тиридату, сыну армянского царя. Когда персы захватили Армению, они многих армян убили, но пощадили царевича Тиридата и отправили его в Рим. Он был очень силен и храбр и отличился в сражении, за это царь возвел его на армянский престол и заключил для него мир с персами.

Когда Тиридат поехал в Армению, он взял Григория с собой, потому что полюбил его. Но сам Тиридат был язычником и поэтому хотел, чтобы Григорий вместе с ним служил идолам, а тот отказывался и говорил, что ни на земле, ни на небе нет Бога, кроме Христа. Тогда царь разгневался и приказал мучить Григория.

Святого повесили вниз головой, били палками и морили дымом. А он славил и благодарил Господа и поучал стоявший народ вере в Иисуса Христа. Так висел он четырнадцать дней.

Затем его сняли и подвергли новым мучениям: насильно вливали воду во внутренности, строгали железными когтями, забивали в пятки гвозди и заставляли ходить.

После этих и многих других мучений Григория на ночь посадили в темницу, а он утром явился перед царем с веселым лицом и совершенно здоровым, ибо Христос исцелил его.

Но и чудо не вразумило царя. По его повелению святого Григория обожгли расплавленным оловом, связали и бросили в ров, в котором жили змеи и скорпионы. Одна женщина кормила его. Он прожил во рву четырнадцать лет, а царь думал, что Григорий погиб, и забыл о нем.

Важно

Тиридат воевал с персами и победил, он весьма прославился сам и укрепил Армянское царство. Но он по-прежнему не верил в Иисуса Христа, почитал различных богов, а христиан убивал. Так убил он святую мученицу Рипсимию и с ней тридцать шесть дев.

Но за это Господь поразил Тиридата и других мучителей беснованием. Они стали бегать по полям и лесам, терзая на себе одежды и грызя свою плоть.

Так бы они все и погибли, если бы сестре Тиридата Кусародукте не явился во сне ангел и не сказал: «Тиридат не исцелеет, если Григория не выведут изо рва».

Тогда слуги Кусародукты пришли ко рву и спросили: «Григорий, ты жив?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего я жив».

Его тотчас освободили, умыли, накормили, одели и стали просить об исцелении Тиридата и воинов, а Григорий научил их истинной вере и покаянию.

Он велел им устроить большую церковь, куда поместил мощи мученицы Рипсимии и тридцати шести дев, привел туда царя Тиридата. Царь помолился мученицам, и простил его Бог.

И каялся царь перед народом, и исповедовал Единого Истинного Бога. Вся Армения обратилась ко Христу, народ перестал поклоняться идолам, разрушил бесовские капища и воздвиг церкви. А Григорий поехал в Кесарию Каппадокийскую и был рукоположен в епископа.

Он вернулся в Армению со множеством духовенства и крестил царя и народ. Переходя из города в город, он освящал храмы, ставил священников и устраивал церковные школы и монастыри. А царь Тиридат жил воздержанно и добродетельно, во всем помогая святому.

Совет

Завершив свой апостольский подвиг, священномученик Григорий удалился в пустыню и пробыл там до конца своих дней в безмолвном единении с Богом, к Которому и переселилась его святая душа!  http://semyaivera.ru/2012/10/13/svyashhennomuchenik-grigoriy-prosvetitel-armenii/

Источник: http://www.planetadeti.lt/svyashhennomuchenik-grigorij-prosvetitel-armenii/

13 октября — день памяти священномученика Григория, просветителя Армении

Православная Церковь празднует сегодня память святителя Григория, Просветителя и первого епископа Армении. Как ни странно, самый почитаемый армянским народом исторический деятель сам не был армянином. Святитель Григорий происходил из знатного парфянского рода, а воспитан был в Римской империи, получив обычное классическое античное образование.

Более того, Армения стала для святого местом тяжелейших бедствий и испытаний, достойных лихо закрученного приключенческого романа, тогда как его самые спокойные и счастливые годы прошли вдалеке от нее.

Тем не менее, именно эту страну святитель Григорий сделал первым в истории христианским государством, за что и оставил после себя благодарную память всей Вселенской Православной Церкви.

Род Сурен-Пахлавов, из которого происходил Григорий Просветитель, был одним из самых старейших и влиятельных в Парфянском царстве, некогда могущественной державе, находившейся к югу и юго-востоку от Каспийского моря и подчинявшей в период расцвета (середина I в. до Р.Х.

) обширные области от Месопотамии до границ Индии. Ко времени рождения святителя Григория (ок. 252 г.) Парфия как независимое государство уже не существовала, однако парфянская аристократия не утратила своего влияния во многих странах этого региона. Так в Армении с 62 г. по Р.Х.

правила династия Аршакидов, потомков парфянских царей.

Анак (Апак), отец Григория, первоначально служил при персидском дворе, но затем переметнулся к армянскому царю Хосрову I. Подобный поступок персидского вельможи не вызвал у правителя Армении никаких подозрений: Анак находился в непосредственном родстве с Аршакидами и мог рассчитывать на самые важные должностные посты.

И действительно, Апак стал ближайшим советником Хосрова. Оказалось, однако, что отец Григория был персидским агентом: войдя в доверие к царю, он, найдя подходящий момент, собственноручно пронзил Хосрова мечом и тут же отправился в Персию доложить об исполнении своего задания.

(По другим источникам, Анак изначально служил у Хосрова и был подкуплен персами, но это мало меняет дело.)

Между тем, смертельно раненный царь успел назвать имя убийцы. Приближенные Хосрова настигли Анака и тут же расправились с ним, утопив в реке. Затем они уничтожили и всю его семью.

Спасся только младший сын Анака, будущий святитель Григорий: кормилица спрятала младенца и затем переправила его подальше от рук мстителей на территорию Римской империи в Кесарию Каппадокийскую.

Так жизнь святого сразу же началась с гонений и бедствий.

В то же самое время был чудесно спасен еще один ребенок, с которым будет связана почти вся жизнь Григория: он будет и ближайшим другом святого, и самым лютым его врагом, и наконец верным сподвижником в главном деле святителя.

Этот ребенок — сын Хосрова Тиридат (Трдат), впоследствии ставший армянским царем и оставшийся в истории под именем Великий. После убийства Хосрова, как и было задумано, в Армении начались междоусобицы и страна была захвачена персидскими войсками.

Обратите внимание

Тогда уже многочисленная семья армянского царя была безжалостно вырезана. Избежал смерти опять только один, малолетний сын Хосрова Тиридат. Он тоже был отправлен в Римскую империю, только уже к самому императорскому двору.

Император с радостью принял мальчика: Персия была давним врагом Рима, и законный наследник захваченного персами армянского престола мог бы стать верным союзником империи.

Григорий же, что тоже почти чудо для того времени, попал на воспитание в христианскую семью, был крещен и вырос твердым последовательным христианином. Придя в возраст, он женился тоже на христианке, которая родила ему двух сыновей.

Через три года супружеской жизни, однако, Григорию пришлось расстаться с женой (по одним источникам, она умерла, по другим — ушла в монастырь). Тогда святой совершает неординарный поступок. Он едет в Рим и устраивается на службу к Тиридату, сыну человека, убитого его отцом.

Армянский царевич к тому времени стал видным военачальником. Особенно прославил Тиридата его подвиг во время войны с варварским племенем готов. Предводитель готов, воин необыкновенного роста и силы, перед боем вышел из строя и предложил римскому императору сразиться с ним. Вместо императора на поединок вызвался Тиридат.

Безоружным он сумел побороть великана, взял его в плен и таким образом позволил римлянам выиграть войну без кровопролитного сражения.

Вскоре император с помощью римских легионов вернул Тиридату трон его отца. Не последнюю роль в этом событии сыграл Григорий, к тому времени ставший ближайшим советником и военачальником царевича. Способствуя возвращению Тиридата на армянский престол, святой хотел искупить преступление своего отца — поступок, безусловно, свидетельствующий о благородстве души.

Нужно еще учесть, что Тиридат был для Григория не только сыном царя, предательски убитого его отцом, но и сыном человека, повинного в гибели всей его семьи.

Однако святой сумел переступить через кровную вражду, чтобы исполнить свой нравственный долг, каким он его видел в то время.

Важно

Григорий взял на себя всю ответственность за кровавую драму, случившуюся с его родителями, но он не мог знать, откажется ли от мести сам Тиридат.

Часто власть до неузнаваемости изменяет человека. Так и Тиридат, до того покровительствовавший Григорию и терпимо относившийся к его христианской вере, едва достигнув царского трона, вдруг резко переменился.

Он стал требовать, чтобы святой отрекся от Христа и принес жертвы языческим богам. Очевидно, добившись своей цели, Тиридат счел, что уже не нуждается в верном союзнике; наверное, вспомнилась кровная вражда, да и просто царю захотелось наконец насладиться неограниченной властью.

Но Григорий не стал жертвовать свободой во Христе для угождения тирану.

Мучения, которым подверг святого нечестивый царь, описать совершенно невозможно: они отличались таким утонченным и извращенным садизмом, какой возможен только в восточных деспотиях. Григорий мужественно выдержал все пытки.

Тиридат, убедившись, что не может сломить волю святого, решил заключить его в подземную тюрьму, своего рода «зиндан» («колодец Арташата», ныне известное место паломничества, где построен монастырь).

Вероятно, просто казнь не удовлетворяла мстительное чувство Тиридата — ему нужно было ежедневно сознавать унижение своего противника.

Подземелье, где томился Григорий, в любое время года было сырым и холодным. Оно кишело всевозможными паразитами, змиями, скорпионами и насекомыми.

Трудно представить, как можно просто физически выжить, не сойти с ума, не одичать в таких невероятных нечеловеческих условиях. Григорий провел в одиночном заключении около 15 лет.

Он выжил и не сошел с ума — с ума сошел его гонитель, царь Тиридат…

Совет

Около 300 года 37 христианок, давших обет целомудрия и служения Богу, бежали из Римской империи в Армению от императора-гонителя Диоклетиана. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей.

Девушка отвергла домогательства царя, причем она смогла и физически отбиться от него, когда он пытался над ней надругаться (а Тиридат, мы помним, отличался необыкновенной силой). В отместку Тиридат так же жестоко, как и со святым Григорием, расправился с христианскими девушками.

Как и Григорий, никто из этих дев не отрекся от Христа.

Читайте также:  Священномученик поликарп смирнский

За свои злодеяния Тиридат был наказан безумием. Конечно, он был безумен и до этого, и когда мучил и заключил в подземелье своего верного соратника Григория, и когда преследовал христиан, заставляя их поклониться бездушным идолам. Однако теперь это безумие проявилось наглядно, кошмарно и омерзительно.

Тиридат вообразил себя кабаном, дико метался, валялся по земле и грыз свое тело. Нечто подобное случилось с царем Навуходоносором, который в наказание за гордость «отлучен был от людей, ел траву, как вол» (Дан. 4, 30). Болезнь армянского царя была, пожалуй, еще страшнее, чем царя вавилонского.

Но и в этом случае Бог совершил чудо исцеления. У сестры царя царевны Хосровидукт было видение: человек с сияющим лицом (это был ангел) объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки, а Григорий освобожден из ямы.

Жестоко измученный болезнью Тиридат послушался совету сестры и освободил святого.

Григория вытащили из подземелья. За годы заключения он, как дикий зверь, зарос волосами, ногти его были длинные и твердые, как у птицы. Но он сохранил человеческий разум и достоинство человека, тогда как его недруг Тиридат, все эти годы купавшийся в роскоши и славе, уподобился бешеному животному.

Та же вера Григория, которая помогла ему выжить в темнице и остаться человеком, вернула человеческий облик и Тиридату. Григорий, забыв все страдания, которые он вынес из-за своего мучителя, кровные обиды, лежавшие между их семьями, помолился за Тиридата, по слову Евангелия: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И молитва исцелила царя. Не только физически, но и духовно: пережив страшный опыт безумия и отторжения из мира людей, а затем исцеления и возвращения в общество, Тиридат понял многое, а главное – понял истину веры Григория. Царь крестился, его примеру последовали многие его подданные. Это случилось в 301 году.

Так Армения стала первым в истории государством, где христианство стало официальной религией.

Обратите внимание

Удивительно,  что Григорий, переживший такие длительные и тяжелые испытания, чудом оставшийся в живых, изувеченный пытками и заключением, находит в себе силы для энергичной деятельности по христианскому просвещению Армении. Он отправляется в Кесарию Каппадокийскую, город, в котором он вырос, где принимает епископское рукоположение.

Христианство пришло в Армению еще в апостольскую эпоху, здесь проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей. С того времени христианские общины существовали здесь непрерывно, несмотря на гонения, которые время от времени начинали те или иные армянские цари.

Но обращение целого народа и государства началось именно при Григории Просветителе. Это было впервые в истории и всего человечества. Тысячи людей обращались ко Христу, всюду строились храмы и поставлялись священники. Святой Григорий много времени проводил в путешествиях.

Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Его миссионерская деятельность не ограничивалась только Арменией. Григорий проповедовал Христа и в Иверии (Грузии), и в Албании, и даже в Персии.

Святого Григория по праву можно назвать апостолом Кавказа.

Недавно возникшая Армянская Церковь сразу же стала важной и неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви. Уже в 325 году представитель Армянской Церкви, сын святителя Григория Аристакес, также рукоположенный в сан епископа, принимал участие в Первом Вселенском Соборе.

В конце жизни, устроив Армянскую Церковь, святой Григорий успел еще послужить Богу в подвиге отшельничества в пещерах Мане. Руководство Церковью он передал своему сыну. Вскоре Григорий Просветитель мирно почил о Господе. Обнаруженные местными пастухами мощи разошлись по христиан миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Григория Просветителя, хранится в Эчмиадзине.

Святитель Григорий Просветитель широко почитается не только в Армении, но и всею Вселенской Православной Церковью. Для всех православных он является примером неутомимого миссионера, человека, который не отчаялся в годы самых страшных невзгод и поэтому сумел выполнить свое предназначение, возложенное на него Господом.

/по информации сайта «Закон Божий»/

Источник: http://blagovec.cerkov.ru/2014/10/13/13-oktyabrya-den-pamyati-svyashhennomuchenika-grigoriya-prosvetitelya-armenii/

Григорий Просветитель

Григорий Просветитель — святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати.

По преданию, отец младенца Сурена (в крещении — Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела увезти на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую.

Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286-342), сыну погибшего царя Хосрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г.

Важно

в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он там погиб от голода. Но Григорий сумел прожить во рве около 14 лет, пищу ему приносила некая благочестивая женщина. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и в 305-306 гг.

провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа св. Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийской, и начал крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в г. Вагаршапат — столице царя Тирида- та.

Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но, не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына.

Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис привез в Армению установления Никейского собора. Около 318-319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело св.

Григория было перенесено в селение Тил и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св.

Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают миро в процессе его приготовления. Житие св. Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историческое сочинение об обращении Армении к христианской вере.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/grigori335.php

35 Григорий I (Аристакес I) Просветитель

Григорий I (Аристакес I) Просветитель[1]

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев.

Родился около 252 года — умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении.

Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

Совет

Парфяне[2] – Иранский народ, жители Парфии – области на северо-востоке современного Ирана. Говорили на иранском парфянском языке, который не следует путать с отдаленным родственным ему языком пехлеву (среднеперсидском), ставшим современем официальным языком Парфянской Империи.

В этногенезе парфян принимали участие племена дахов (массагетов) и парнов, пришедшие с северо-востока с территории современной Туркмении.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын.

Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

Житие св.

Григория описано Агафангелом = Агаф + Ангелом рыцарем Агафом, был сам Григорий Просветитель (Аристакес), писателем IV века (согласно моей реконструкции, XIII века), легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

Обратите внимание

Рис. 84. «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель». 1892, Феодосийская картинная галерея [3]

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую.

Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание.

Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III, 287—330 гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца.

Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат (ГП) вернул себе отцовский престол (вернул престол отца 1204 году, стал правителем Византии).

Важно

За исповедание христианства Трдат (ГП) велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где он был в заточении около 15 лет (с началом правления Георгия с 1187 года до момента крещения в 1202 году прошло 15 лет), прикармливаемый благочестивой женщиной (Марией Магдалиной, так как именно она управляла страной).

Это, поздняя приписка, в действительности, Георгий (Иоанн) с матерью регентшей, никого не бросал в темницу, а назначил Григория Просветителя правителем Армении (Византией).

Читайте также:  Святитель питирим тамбовский

Между тем Трдат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году (естественно, никакого безумия у Трдата не было), крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении (в 1202 году). В 302 г.

(1203) Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате (Москва) — столице царя Трдата III (Георгия, Иоанна) в Армении (Руси).

Рис. 85. Святитель Григорий Армянский, Икона XIV в., Греция[4]

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме. Надпись на

армянском и латинском языках[5]

Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос, по мнению автора статьи, а согласно моей реконструкции его сын Георгий, Иоанн), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. Естественно, русский правитель в 1202 году начинал крестовый поход против Византии (Армении), за возвращение отцовского престола.

В 325 году (1205 году) Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса. Аристакес и Григорий Просветитель — это один и тот же человек, который при крещении получил другое имя (прозвище).

Он вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В 325 году (1205 году) Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году), и был похоронен в Эчмиадзине.

Смерть Григория и приход к власти сына Аристакеса — ни что иное, как процесс крещения и получение нового имени. Армянское архиепископство долго оставалось в городе Григория.

Почти 1000 лет могила святого Григория (Аристакеса) служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи святого Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян, и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году ереванском кафедральном соборе Святого Григория Просветителя.

На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор — глубокая (Гор) Вирап (яма), Божья Яма. яма была заполнена водой, и там проходил обряд крещения.

Житие Григория было переведено на греческий язык в конце VI века (XVII век). В X веке (с XVII века) Симеон Метафраст включил его в свои «Жития Святых». Текст был переведен на многие языки. Текст «Жития» содержится также в русской Минеи (память 30 сентября). Канонизирован Римско-католической Церковью в 1837 году (память 1-го октября).

Совет

Аристакес I (Григорий),[6] якобы, сын Григория Просветителя (получил имя при крещении в 1202 году), годы правления 325 (1187 год) – 333 (возможно, 1233) – второй армянский Католикос (первый, согласно моей реконструкции) младший сын Григория Просветителя, согласно официальной версии, родился в Каппадокии, как и Георгий Победоносец.

В 325 году (1205 году) он в качестве представителя Армянской Церкви, отправился на Первый Вселенский Собор в Никею, и его имя было записано в даяниях Собора рядом с именами других великих Отцов Церкви как имя представителя Великой Армении. Он привез в Армению Никейский (Московские) Символ веры. Вселенский собор был в Москве и не куда перевозить не чего не нужно было.

Рис. 87. Отцы Первого Вселенского собора с текстом Символа Веры[7]

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками.

Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории.

Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзина в начале XIII века.

Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник»[8].

В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль.

Обратите внимание

Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань.

Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня[9]. Одна из церквей в честь Григория Просветителя (Аристакеса I). В настоящее время именно его церковь закрыта для посещений и экскурсий. Внутри церкви предметы Григория Просветителя (Аристакеса I): его ряса священника, вышитая золотом и т.д.

Григорий I Просветитель (Аристакес I) — это один и тот же человек, причем, его дочь вышла замуж за Георгия (Иоанна) Калиту.

Рис. 88. Храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы[10]

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%84%D1%8F%D0%BD%D0%B5

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gregory_the_Illuminator.jpg

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Stgregoryilluminator.jpg

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Saint_Gregory_illuminator_Rome_StPeters.jpg

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%81_I

[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Nicaea_icon.jpg

[8] http://www.langmestir.ru/254857/1/Armyanskie-imena-i-familii-ih-znachenie-

[9] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00012/15400.htm

[10] http://img-2008-04.photosight.ru/20/2643032.jpg

Источник: http://xn--e1afagriqfdf4h.xn--p1ai/istoriya/chast-ii-mirovaya-istoriya/35-/

Священномученик Григорий епископ, просветитель Великой Армении, мученицы Рипсимия и Гаиания и с ними 35 святых дев (память 30 сентября/13 октября по н. ст.). | Святые

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов…

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов.

Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере.

Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них — Орфан, впоследствии стал священником, а второй — Аростан принял иночество и ушел в пустыню.

Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Тиридат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа.

Непреклонность святого ожесточила Тиридата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы.

В темнице Господь исцелил все его раны.

Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством.

Важно

Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами. Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров.

Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух.

…Так прошло 14 лет. За это время царь Тиридат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

История святых мучениц такова.

Святая Рипсимия вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклитианом (284 — 305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Тиридату и предложил ему или прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены.

Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: «Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами«. Посланцы в страхе удалились.

Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части.

Игумения Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены.

Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям.

Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело.

По прошествии некоторого времени сестре Тиридата Кусародухте было возвещено во сне: «Если не будет изведен из рва Григорий, царь Тиридат не исцелится». Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: «Григорий, жив ли ты?» Григорий отвечал: «Благодатию Бога моего я жив«.

Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом.

Совет

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ.

Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа.

В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокийскую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран — Персии и Ассирии.

Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню. Святитель Аростан в 325 году был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария.

Святитель Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 году. Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет святое миро во время мироварения.

Тропарь священномученика Григория, глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Григория, глас 2

Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

Источник: http://www.OrtLife.ru/svyatye/svyaschennomuchenik-grigoriy-episkop-prosvetitel-velikoy-armenii-muchenitsy-ripsimiya-i-gaianiya-i-s-nimi-35-svyatyh-dev-pamyat-30-sentyabrya/13-oktyabrya-po-n.-st.html

Ссылка на основную публикацию