Священномученик иоанн стеблин-каменский, священник

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-08-02 10:54:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-08-02 10:54:00
Священник Иоанн Стеблин-Каменский

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Памяти священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского)Игумен Дамаскин (Орловский)

Журнал “Фома” | № 8 (64) август 2008

2 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского), пострадавшего в расцвете сил, когда ему исполнилось всего 43 года.

Каждый человек в большей или меньшей степени задается вопросом о счастье — что это такое и как самому стать счастливым. А счастье, как почерпнутая из колодца вода, сбегает с ладоней и проливается между пальцами.

Всякий человек понимает, что счастье должно быть независимо от внешних обстоятельств — благополучны они или нет, есть ли у взыскующего счастья любимая работа или она для него всего лишь внешнее послушание, дающее ему заработок, свободен ли он или находится в неволе.

А иначе, если счастье зависит от внешнего, оно становится всегда непрочным и даже не вполне достижимым, так как сводится к бесконечным заботам и хлопотам по его стяжанию и удержанию.

Внук Виленского губернатора и сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской Православной Церкви время: в 1920 году в 33 года он был рукоположен во диакона, а через три года — во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде. «Принимая священство, — писал он, — я сознательно брал на себя служение Распятому…» Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его (Ин 13:16) — эти слова Господа хорошо были известны отцу Иоанну.

Обратите внимание

Всего через год после рукоположения он был арестован и отправлен в знаменитый Соловецкий монастырь — недавнее место подвигов и молитвы, ставшее к тому времени всемирно известным концлагерем. Но и концлагерь не может сделать человека несчастным, если тот понимает, в чем именно состоит счастье.

«В жизни люди часто видят мираж счастья, — писал отец Иоанн из соловецкой темницы, — исчезающий в тот момент, когда он кажется уже совсем близким.

Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме и даже истекает из него… Самые тяжелые переживания, если только они воспринимаются умом и сердцем как служение Господу, делаются легко переносимыми и по вере радостно вожделенными».

Освобожденный в 1927 году, он был отправлен в административную ссылку в город Воронеж, где получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря. В 1929 году отец Иоанн снова был арестован и с бесстрашием чистой совести исповедовал свои убеждения и веру во Христа.

Это было то время, когда по поводу его пастырской деятельности в публичных речах зазвучало: «Всем уже ясно, что музыка колоколов — это музыка контрреволюции».Исповедуя свои убеждения, он говорил на допросах сотрудникам ОГПУ: «Я по отношению к советской власти лоялен, — но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии.

Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное… Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление… не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей Христовой Церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образцом для верных и ограждать их от тьмы неверия, и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами „врата адовы“ не одолеют Церкви Христовой».Отец Иоанн снова был отправлен в Соловецкий концлагерь, откуда в первом же письме, предчувствуя близкий конец, написал: «Я здесь живу не совсем так, как вы себе представляете… Меня страшит не крестный путь, а, наоборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени».Но счастье и полноту жизни, истинно понятые, у человека никоим образом нельзя отнять, если только сам человек добровольно от них не откажется. Мученическая кончина лишь в совершенстве раскрывает их полноту, соединяя навсегда со Христом. Так и случилось вечером 2 августа 1930 года, когда отец Иоанн Стеблин-Каменский, привезенный для исполнения казни в пригород города Воронежа, был расстрелян.

Полный текст жития священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июль. Ч.1». Тверь, 2016.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru

Статья на сайте журнала “Фома”: https://foma.ru/chto-takoe-schaste.html

Фотографии, фресковое изображение и житие священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/169181.html

Катакомбный Священномученик протоиерей Иоанн (Стеблин-Каменский) Воронежский

Катакомбный Священномученик протоиерей Иоанн (Стеблин-Каменский) Воронежский


Катакомбный Священномученик о. Иоанн (Стеблин-Каменский) родился 26 октября 1887г. в Санкт-Петербурге. Отец его Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский был директором канцелярии Морского Министерства, а в последние годы, перед революцией — сенатором по департаментам герольдики и судебному Правительствующего Сената. Кроме того, он был председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был Виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрёл имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство Ивана. Здесь в имении была погребена его мать, Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, умершая 17 августа 1902.

Первоначальное образование Иван получил дома. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и на двух его сестёр, Ольгу и Елизавету, — они умерли в городе Кашине Тверской области. С детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу её благословения.

«Ты ведь мой!» — говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Но она умерла рано, когда Ивану исполнилось четырнадцать лет.

Глядя на мать и переживая её потерю в день её смерти, он чувствовал, как два понимания совершившегося захватывают его целиком первое — это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым теплым в золотые дни детства, и второе — что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нём развила. Ему тогда казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением её светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней.

После смерти матери Иван окончил четыре класса гимназии и, в соответствии с семейной традицией, выбрал службу на флоте, поступив в Морской кадетский корпус, который окончил в 1908 со званием корабельного гардемарина.

При окончании Морского кадетского корпуса Иван Георгиевич был награждён премией имени адмирала Нахимова. В 1908 он получил назначение на крейсер «Богатырь» и в 1908-1909 находился в заграничном плавании.

В 1909 он был произведен в мичмана, переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж и назначен в дивизион испытывающихся миноносцев. В 1909-1910 Иван Георгиевич исполнял должность ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров».

Важно

В 1911 он был награждён итальянской серебряной медалью за оказание помощи пострадавшим во время бывшего в 1908 землетрясения в Сицилии и Калабрии. В 1912 Иван Георгиевич был произведен в лейтенанты.

Читайте также:  Благоверный князь андрей боголюбский

В 1914 и в 1915 годах он был награждён орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. В июне 1917 Иван Георгиевич уволился из флота по состоянию здоровья.

Летом 1918 он стал работать в научной экспедиции, обследовавшей невские отмели. В 1919-1921 Иван Георгиевич по мобилизации служил помощником директора маяков Балтийского флота и одновременно исполнял должность псаломщика в Свято-Троицком храме в Петрограде.

В это время он бесповоротно решил стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым.

Благодатная поддержка, которую он ощутил, когда принял это решение, дала ясно почувствовать, что Господь его призывает и не оставит его в земных испытаниях.

Воспитанный в христианской семье, основой жизни которой было следование заповеданным Христом нравственным принципам, военный офицер, обученный послушанию флотскому уставу, он был чужд двусмысленности и лукавства.

В безкомпромиссности жизни во Христе, твёрдом следовании за Христом было что-то сродное и близкое жизни боевого морского офицера. Но воин земного отечества рискует и напрягается только в период военных учений и боевых действий, а воин Христов рискует и напрягается ежеминутно и в особенности, если судил ему Господь жить во времена гонений.

Готовясь к принятию сана священника Иван Георгиевич готовился и к испытаниям. Не только утешительным, но и скорбным и горьким оказывался в то время путь священнослужителя, где зачастую его ждали узы тюремные, а нередко и смерть. Отец Иоанн вспоминал впоследствии о своём заключении как о времени, когда наиболее ясно ощущалось присутствие Божие.

Совет

Приняв решение стать священником, всецело вручив себя воле Господней, он поехал на могилу матери в принадлежавшее им когда-то имение неподалеку от Вильны.

Прикладываясь к земле, он почувствовал, что в душу нисходят мир и покой, и ему сделалось тепло, как в детстве как будто ощутилось, что мать снова благословляет его.

По возвращении в Петроград Иван Георгиевич был в 1920 рукоположен в сан диакона.

В 1921 г. о.Иоанн был впервые арестован ЧК, но после непродолжительного заключения освобождён. Летом 1923 он был рукоположен в сан священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице. Вскоре Св. Патриарх Тихон его назначил настоятелем этого храма и возвел в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Пастве он отдавал всё своё время и силы.

В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества в Тихоновскую Церковь. Активизировалась жизнь приходов, и организовывались братства. Верующие под руководством о.Иоанна стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты и Священное Писание, а священник объяснял одну или две главы из апостольских посланий.

Источник: http://pravdonbass.net.ua/article/katakombnyy-svyashchennomuchenik-protoierey-ioann-steblin-kamenskiy-voronezhskiy

Иоанн (Стеблин-Каменский),

священномученик

Cвященномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией — сенатором по департаментам герольдики и судебному Правительствующего Сената. Кроме того он был председателем Российского общества морского права.

Дед Иоанна, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был Виленским губернатором в чине тайного советника. В то время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство будущего исповедника.

Здесь, в имении, была погребена его мать, Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, умершая 17 августа 1902 года.

Первоначальное образование Иоанн получил дома. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и на двух его сестер, Ольгу и Елизавету, — это были благочестивые девицы строгой и праведной жизни; они умерли в 1981 году в городе Кашине Тверской области.

С детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» — говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла рано, когда Иоанну исполнилось четырнадцать лет.

Глядя на мать и переживая ее потерю, он чувствовал, как два понимания совершившегося захватывают его целиком: первое — это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым нужным, самым теплым в золотые дни детства, и второе — что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему тогда казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней.

После смерти матери он окончил четыре класса гимназии и, в соответствии с семейной традицией, избрал службу на флоте, поступив в Морской кадетский корпус, который окончил в 1908 году со званием корабельного гардемарина. При окончании Морского кадетского корпуса Иоанн Георгиевич был награжден премией имени адмирала Нахимова.

В 1908 году он получил назначение на крейсер «Богатырь» и в 1908-1909 годах находился в заграничном плавании. В 1909 году произведен в мичмана, определен в первый Балтийский флотский экипаж и назначен в дивизион испытывающихся миноносцев. В 1909-1910 годах Иоанн Георгиевич исполнял должность ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров».

За время службы он был удостоен многих орденов и наград. В июне 1917 года Иоанн уволился из флота по состоянию здоровья.

Обратите внимание

Летом 1918 года он стал работать в научной экспедиции, обследовавшей невские отмели. В 1919-1921 годах Иоанн Георгиевич по мобилизации служил помощником директора маяков Балтийского флота, одновременно будучи псаломщиком в Свято-Троицком храме Петрограда.

В это время он бесповоротно решил стать священнослужителем, отдать всего себя и всю свою жизнь на служение Богу, стать воином Христовым.

Благодатная поддержка, которую он ощутил, когда принял это решение, дала ясно почувствовать, что Господь его призывает и не оставит в земных испытаниях.

Воспитанный в христианской семье, основой жизни которой было следование заповеданным Христом нравственным принципам, военный офицер, обученный послушанию, он был чужд двусмысленности и лукавства. В бескомпромиссности жизни во Христе, твердом следовании за Христом было что-то близкое жизни боевого офицера.

Но воин земного отечества рискует и напрягается только в период военных учений и боевых действий, а воин Христов должен быть готов всегда исповедовать свою веру, в особенности если судил ему Господь жить во времена гонений. Готовясь к принятию сана священника, Иоанн готовился и к испытаниям.

Не только утешительным, но скорбным и горьким оказывался в то время путь священнослужителя, где его часто ожидали узы тюремные, мучения и смерть.


Совет

Приняв решение стать священником, всецело вручив себя воле Господней, он поехал на могилу матери в принадлежавшее им когда-то имение неподалеку от Вильны.

Прикладываясь к земле, он почувствовал, что в душу нисходят мир и покой, и ему сделалось тепло, как в детстве, как будто ощутилось, что мать снова благословляет его.

По возвращении в Петроград Иоанна в 1920 году рукоположили в сан диакона.

Читайте также:  Священномученик александр малиновский, священник

В 1921 году он впервые был арестован, но после непродолжительного заключения освобожден. Летом 1923 года его рукоположили в сан пресвитера ко храму Святой Троицы на Стремянной улице; вскоре он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Отец Иоанн отдавал все свое время и силы пастве.

Важно

2 февраля 1924 года он вновь был арестован. В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества, активизировалась жизнь приходов и организовывались братства.

Чтобы положить этому конец, ОГПУ стало все сильнее вмешиваться в церковную жизнь, в Петрограде было арестовано более сорока человек из духовенства и мирян.

Отца Иоанна обвинили в том, что он объединил вокруг себя верующих и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах.

Вызванный на допрос, будущий священномученик сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай и в то же время вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно: 26 сентября 1924 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Вместе с ним заключению подверглись тридцать пять человек.

В Соловецком концлагере отец Иоанн держался независимо, всегда ходил в священнической одежде и, доколе это позволялось, посещал церковные службы; они были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни.

К концу срока заключения становилось все очевиднее, что власти не разрешат ему жить в Петрограде. Так и случилось: его отправили в ссылку в город Воронеж, куда он прибыл в ноябре 1927 года.

Здесь он получил место священника в Покровском Девичьем монастыре, а через некоторое время был назначен настоятелем собора и одним из благочинных епархии.

Благодаря его усилиям воронежские прихожане постоянно собирали и пересылали средства в Соловецкий концлагерь Воронежскому архиепископу Петру (Звереву) и другим находящимся в заключении священнослужителям.

Совет

Позже на следствии одна из свидетельниц показывала об отце Иоанне, что он «среди верующих пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще, где он бывал, собиралось много верующих. Все бывшие «зверевцы» группировались около него».

В 1928 году богоборцы воздвигли очередное гонение на Церковь, в результате которого предполагалось окончательно закрыть все монастыри и приходские храмы. Повсюду по инициативе властей устраивались собрания рабочих, требующих закрытия церквей, усилилась пропаганда против веры.

2 сентября 1928 года в рабочем поселке, где находился Девичий монастырь, уже наполовину занятый безбожниками, состоялось собрание жителей поселка. Всего на территории монастыря было устроено 275 квартир, в которых проживало 872 человека.

На собрании присутствовало 217 человек, и 100 человек было приглашено со стороны, так как даже и в таких условиях безбожники не были уверены, что им удастся закрыть собор.

Один из выступивших сразу указал на то, что почитатели и последователи арестованного архиепископа Петра (Зверева) начали религиозную деятельность: «…Зверевщина опять подняла голову, гнездо ее полностью не было уничтожено, нужно их уничтожить».

Выступавшие говорили: «До сих пор еще многие не знают рабочего поселка, а знают Девичий монастырь, и действительно рабочие живут в стенах монастыря.

В прессе часто встречаются сообщения о закрытии монастырей, церквей и тому подобного и об использовании их помещений под жилье и рабочие клубы.

500 рабочих должны жить сами и воспитывать своих детей в культурных условиях, а мы видим, что антисоветские элементы здесь в монастыре берут под свое влияние подрастающее поколение…».

«В 31-й келье живет поп Иоанн, ставленник Зверева. Я живу в келье № 89 и вижу, как этого попа посещают жены контрреволюционеров Нечаева и Пушкина (бывший ктитор Терновой церкви). Монашки учат детей рабочих подходить к этому священнику за благословением…»

Обратите внимание

8 сентября 1928 года в воронежской газете «Коммуна» была опубликована статья «Новодевицкий монастырь — под рабочие квартиры. Церковь — под клуб». В статье, в частности, говорилось: «…

Всюду вынесены резолюции, в которых рабочие всецело присоединяются к требованиям населения поселка и со своей стороны настаивают на скорейшем выселении всех бывших монашек, а также закрытии церкви в черте поселка и оборудовании в ней клуба или школы.

Выступавшие в прениях рабочие выражали удивление по поводу того, что до сих пор с «монашками церемонились». Указывалось также на необходимость решительной борьбы с контрреволюционными выходками «черничек» и их верховода — «отца Иоанна», ставленника Петра Зверева».

Из публикаций в безбожной прессе, где прямо требовали заключения протоиерея Иоанна, становилось ясно, что этот арест неизбежен, причем безбожники воспользуются любым, даже самым незначительным поводом.

4 марта 1929 года помощник начальника милиции отправил в ОГПУ сообщение: «По имеющимся непроверенным сведениям, в доме № 4 по Введенской улице проживающий там священник Иван, ставленник архиерея Зверева, ведет ожесточенную агитацию против советской власти, и вообще в этом доме замечается какая-то группировка, о чем сообщается для сведения».

В пять часов утра 1 мая 1929 года, когда безбожники пришли ломать крест на куполе храма, скончалась игумения Девичьего монастыря. Это совпадение поругания храма со смертью игумении настолько поразило верующих, что об этом долго говорили в городе. Впоследствии власти обвинили отца Иоанна в том, будто он утверждал, что ее смерть явилась результатом гонений на Церковь.

19 мая 1929 года благочестивый священник был арестован. На допросе он держался с большим достоинством, стараясь ни в чем не уронить сан, добился разрешения собственноручно записывать свои ответы. «Я по отношению к советской власти лоялен, — писал отец Иоанн, — но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии.

Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное. Поскольку я другого оружия не знаю, кроме креста, то как в прошлое время, так и в настоящее я нахожу единственно правильным действовать на массы умиротворяюще. Осуждал всякое выступление против гражданских законов.

Важно

Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление…»

29 мая власти снова допросили отца Иоанна. Услышав, в чем его обвиняют, священник ответил: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни в малейшей степени.

За все время своего пребывания в Воронеже как на духу, так и с амвона, и в частных беседах, не столько по страху наказания, сколько по своему миросозерцанию, всегда учил кротости, терпению и покорности гражданским законам.

Никого около себя не группировал и, оставшись случайно временно исполняющим должность епархиального благочинного, с марта сего года с духовенством епархии имел лишь официальные сношения справочного характера…».

4 июля 1929 года следователи составили обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти.

16 августа 1929 года отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года.

На этот раз пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим. Начальник 6-го отделения ОГПУ Тучков в 1930 году развернул энергичную деятельность, направленную на уничтожение церковно- и священнослужителей.

Читайте также:  Школа веры: вторая заповедь: «не сотвори себе кумира»

23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об аресте и отправке в Воронеж священников Николая Дулова и Иоанна Стеблина-Каменского. В начале мая отец Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму.

Первый допрос был 15 мая. Так как священник Николай Дулов согласился давать показания, нужные следствию, то следователю оставалось всего лишь доказать наличие близкого знакомства между священниками.

Совет

Отец Иоанн на вопросы следователя отвечал: «В бытность мою в Воронеже на свободе священник Дулов приезжал в Воронеж два раза: один раз на Троицу (в начале июня) 28-го года, а второй раз в ноябре того же года. Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе.

После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил…».

20 мая священнику Иоанну Стеблину-Каменскому было предъявлено обвинение.

Он обвинялся в том, что «распространял церковно-монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провокационные слухи и вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, имея конечной целью подготовить верующих к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановлению монархии».

Ознакомившись с обвинительным заключением, отец Иоанн стал писать, что с обвинением не согласен, и объяснять почему, но дописать ему не дали. Однако он потребовал, чтобы ему дали возможность ответить на предъявленное обвинение.

Через два дня следователь разрешил ему написать объяснительную записку. Священномученик написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю. В монархической церковной организации я не состоял…

Никаких бесед организационных, политических я не вел ни с кем».

Прошли любимые отцом Иоанном праздники: преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. 2 августа, ближе к вечеру, одиннадцати обвиняемым объявили, что они будут расстреляны. Затем их погрузили в машину, чтобы отвезти в окрестности Воронежа, где предполагалось учинить расправу.

В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон Кречков, иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Марк Тымчишин, Ефим Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны.

Источник: Сайт Воронежско-Борисоглебской епархии

Источник: https://zyorna.ru/catalog/author/ioann-steblin-kamenskiy-svyaschennomuchenik

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский) на Соловках

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

“Если за время моего служения в Воронеже и пребывания среди вас, вы, вверенные мне Господом, не чувствовали, что ваша верность Ему для меня дороже собственной жизни, то увы, ни это письмо, ни какое-либо другое вам этого не откроют.

Но, если воистину люблю вас любовью Христовой, если я отчасти утешаюсь нашей скорбью, так как она свидетельствует и о вашей ко мне любви… ныне мне хочется в последний раз со слезами на глазах просить вас… Не отходите от Креста и мы будем близкими друг другу во время нашей разлуки, как долго бы она не тянулась…

” (Иоанн Стеблин-Каменский. Тайное письмо пастве из тюрьмы. 1929)

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, сосланный в Соловки дважды

Священник Иоанн Стеблин-Каменский (Стеблин-Каменский Иван Егорович) родился 26 октября 1887 года в семье тайного советника адмиралтейства, сенатора. Мать Ивана умерла, когда ему исполнилось 14 лет. Место рождения- Санкт-Петербург .

Образование и служение

Окончил Петербургский Морской корпус (1908) в звании корабельного гардемарина, служил на крейсере “Богатырь” с 1908-1909 гг., на крейсере “Адмирал Макаров” с 1909-1910 гг. С 6.12.1912 г. – лейтенант.

Служил на флоте до 1917 г., преподавал в Морском корпусе, с 1918 г. – помощник директора Балтфлота, одновременно начинает служить псаломщиком в церкви.

Награжден Орденом Станислава III степени (1914) и орденом Анны III степени (1915).

Обратите внимание

Свято-Троицкая церковь (Петроград), псаломщик (1920); священник (1923-1924); Воронеж, Покровский девичий монастырь, Алексеевская церковь, Протоиерей (1927-1929). Рукоположение: диакон (1920) стал диаконом с обетом безбрачия; иерей (1923), рукоположен в сан священника летом 1923 г.

Поделиться в социальных сетях

Аресты и тюрьмы. Первый срок в Соловках

Первый арес был в Петрограде в 1921 году. После ареста был вскоре освобожден. Второй арест в 1921 году. Подробности ареста не известны. 2 февраля 1924 года третий арест. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 26 октября приговаривает к 3 годам концлагеря по так называемому “делу православных братств”.

Соловецкий лагерь особого назначения (1924-1927). В Соловецком концлагере о. Иоанн держался независимо, всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, которые были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни. После окончания срока заключения власти не разрешили о.

Иоанну вернуться в Ленинград, он был отправлен в административную ссылку в город Воронеж, куда прибыл в ноябре 1927 г. Благодаря усилиям о.

Иоанна и активной поддержке воронежскими прихожанами, постоянно собирались и пересылась средства в Соловецкий лагерь владыке Петру (Звереву) и другим находящимся в заключении православным.

В Воронеже арестован 19 мая 1929 года. Был противником декларации митрополита Сергия, примкнул к иосифлянскому расколу в Воронежской епархии, подписал протестное обращение (от 9 января 1928 г.

) епископа Воронежского Алексия (Буя) к митрополиту Сергию от Воронежской епархии. После ареста епископа Алексия (Буя) (дело “буевцев”) – епархиальный благочинный Воронежской епархии.

На следствии держался мужественно, вины своей ни в чем не признал и ни на кого не дал обвинительных показаний.

Поделиться в социальных сетях

Второй срок в Соловках

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ РСФСР 16 сентября 1929 года приговорило к 3 годам ссылки в Соловецкий лагерь особого назначения (1930). Это пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было коротким.

Начальник 6-го СО ОГПУ Евгений Тучков развернул энергичную деятельность, направленную на физическое уничтожение священнослужителей. Были арестованы священники и миряне в Воронеже. 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об отправке в Воронежское ОГПУ и Иоанна Стеблин-Каменского.

В начале мая они были доставлены специальным конвоем в Воронежскую тюрьму. Он был арестован по делу “буевцев”. В Воронеже до ожидания приговора содержался в городской тюрьме, где ему было предъявлено обвинение в том, что “распространял церковно-монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провакационные слухи и т.д. и т.

Важно

п.”. Ознакомившись с обвинительным заключением, о. Иоанн, не признавая за собой предъявленной вины, потребовал дать ему возможность ответить на предъявленные обвинения. Через два дня следователь дал ему возможность написать объяснительную записку. В ней он писал: “В предъявленном обвинении виновным себя категорически не признаю.

В монархической церковной организации я не состоял… Ко мне приезжали по церковным делам крестьяне, члены общин, духовенство… Никаких бесед организационных, политических я не вел ни с кем…”

Коллегия ОГПУ летом 1930 года вынесла решение – высшая мера наказания (расстрел). Расстрелян 2 августа 1930 года в Воронеже.

Канонизация. Священномученик протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года по представ лению Воронежской епархии.
Даты памяти:

Источник: https://readtiger.com/www.solovki.ca/new_saints_12/12_24.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector