Священномученик ипполит римский

Священномученик ипполит остинский, римский, епископ

Дни памяти: 12 февраля

Житие сщмч. Ипполита, мчч. Кенсорина, Савина, мц. Хрисии девы и иных многих

Эти му­че­ни­ки по­стра­да­ли в 269 го­ду. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Ип­по­ли­та бы­ли по­ло­же­ны в Ри­ме, в хра­ме свя­тых му­че­ни­ков Лав­рен­тия и па­пы Да­ма­са.

Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Ип­по­лит был уче­ни­ком свя­то­го Ири­нея, епи­ско­па Ли­он­ско­го, из­ве­стен как хри­сти­ан­ский бо­го­слов, на­пи­сав­ший мно­го со­чи­не­ний про­тив ере­ти­ков. Им со­став­ле­ны Ка­нон пас­халь­ный, зна­ме­ни­тое со­чи­не­ние о Хри­сте и Сло­во об ан­ти­хри­сте.

Свя­той Ип­по­лит пи­сал так­же мно­го тол­ко­ва­ний на Свя­щен­ное Пи­са­ние, на Кни­ги Бы­тия, Ис­ход, Прит­чи, Ек­кле­си­а­ста, Песнь Пес­ней, на Еван­ге­лия от Мат­фея, Лу­ки, Иоан­на, на про­ро­ков Ис­а­ию, Ие­зе­ки­и­ля, Да­ни­и­ла, За­ха­рию, на Псал­мы Да­ви­да и Апо­ка­лип­сис.

Обратите внимание

Часть его со­чи­не­ний со­хра­ни­лась лишь в от­рыв­ках. Пол­но­стью со­хра­ни­лись сло­ва, по­свя­щен­ные Бо­го­яв­ле­нию и про­ро­ку Да­ни­и­лу. Сло­ва его яв­ля­ют­ся об­раз­цом ис­кус­ства древ­ней цер­ков­ной про­по­ве­ди.

Свя­щен­но­му­че­ник Ип­по­лит, му­че­ни­ки Кен­со­рин, Са­вин, Хри­сия де­ва и дру­гие 20 му­че­ни­ков по­стра­да­ли в III ве­ке.

Свя­той Кен­со­рин был пер­вым са­нов­ни­ком в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Клав­дия II (268–270). По до­но­су он был взят и за­клю­чен в тем­ни­цу за ве­ру во Хри­ста.

Здесь он Име­нем Гос­по­да Иису­са Хри­ста вос­кре­сил умер­ше­го, по­сле че­го об­ра­ти­лись ко Хри­сту 20 во­и­нов – тем­нич­ных стра­жей. Вме­сте со свя­тым Кен­со­ри­ном они бы­ли обез­глав­ле­ны.

То­гда же бы­ла при­ве­де­на к до­про­су де­ви­ца Хри­сия, ко­то­рая му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой и бы­ла под­верг­ну­та му­кам. По­сле звер­ских ис­тя­за­ний она бы­ла утоп­ле­на в мо­ре.

Свя­то­го Са­ви­на из­би­ва­ли тя­же­лым мо­ло­том, а за­тем под­ве­си­ли на де­ре­ве и жгли те­ло ог­нем. В му­че­ни­ях он пре­дал Гос­по­ду свя­тую ду­шу.

Со свя­той Хри­си­ей по­стра­да­ли: Фили­кл, Мак­сим, Гер­ку­лин, Ве­не­рий, Сти­ра­кин, Ми­на, Ком­мод, Ерм, Мавр, Ев­се­вий, Ру­стик, Мо­на­грей, Аман­дин, Олим­пий, Кипр, Фе­о­дор, Три­вун, Мак­сим пре­сви­тер, Ар­хе­лай диа­кон и Ки­рин епи­скоп.

Свя­той Ип­по­лит, епи­скоп Остии, Рим­ской при­ста­ни при устье Тиб­ра, узнав о стра­да­нии му­че­ни­ков, несмот­ря на свои пре­клон­ные го­ды, явил­ся в суд и об­ли­чил му­чи­те­ля в бес­че­ло­веч­но­сти, на­зы­вая его кро­во­пий­цем. Разъ­ярен­ный су­дья пре­дал свя­то­го епи­ско­па на му­че­ния. По­сле дол­гих ис­тя­за­ний его свя­за­ли по ру­кам и но­гам и бро­си­ли в мо­ре.

Источник: http://www.azbukaspaseniya.com/biblioteka/ippolit-rimskij-zhitie.html

Ипполит, епископ Римский, священномученик | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало [1].

Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского. Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви.

Важно

Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима [2].

Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане. В 235 году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Важно

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок.

252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св.

Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46), Ипполит, антиохийский пресвитер, Ипполит пустынник, Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 — 270),

Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Совет

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он — последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

[1]  блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

[2]  Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его «епископом православного меньшинства римских христиан»

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/12196.html

Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/ippolit-episkop-rimskiy-svyashchennomuchenik

Канон святому священномученику Ипполиту Остинскому, Римскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Колесни̑цы фараѡ́нѡвы, и҆ си́лꙋ є҆гѡ̀ вве́рже въ мо́ре крѣ́пкїй во бранѣ́хъ: воспое́мъ пѣ́снь но́вꙋю ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Грѧди́те, мꙋ́ченическими воспое́мъ пѣ́сньми свѧщенномꙋ́ченика, бг҃оза́рною зрѧ́ще благода́тїю свѣ́тлѡ просїѧ́вша, хрⷭ҇та̀ сла́вѧще всегда̀.

Ты̀ за ста́до слове́сное, ѿ хрⷭ҇та̀ врꙋче́нное, сего̀ подража́ѧ, въ бѣдѣ̀ сꙋ́щыѧ, и҆зрѧ́днѣ, ѻ҆́тче, дꙋ́шꙋ положи́лъ є҆сѝ, и҆ сꙋгꙋ́бымъ вѣнце́мъ ᲂу҆краси́лсѧ є҆сѝ.

Сщ҃е́ннымъ ѿ повелѣ́нїѧ бж҃їѧ, ра́дованїѧ пома́завсѧ є҆ле́емъ мꙋ́ченическимъ, і҆пполѵ́те, назна́меналсѧ є҆сѝ кро́вїю.

Бг҃оро́диченъ: Неѡпа́льнꙋ мѡѷсе́й въ горѣ̀ сїна́йстѣй кꙋпинꙋ̀ зрѧ́ше тѧ̀, прописа́вшꙋю, дв҃о, заре́ю неѡпа́льшꙋсѧ бжⷭ҇твеннагѡ ѻ҆гнѧ̀, и҆́бо бг҃а родила̀ є҆сѝ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Лꙋ́къ си́льныхъ и҆знемо́же, и҆ немощствꙋ́ющїи препоѧ́сашасѧ си́лою: сегѡ̀ ра́ди ᲂу҆тверди́сѧ въ гдⷭ҇ѣ се́рдце моѐ.

А҆́гнцы словє́сныѧ ᲂу҆па́слъ є҆сѝ, и҆ ꙗ҆́коже а҆́гнѧ ѻ҆ве́цъ предпоже́рлсѧ є҆сѝ, всѣ́хъ первопа́стырѧ и҆ бж҃їѧ а҆́гнца подража́ѧ.

Млеко́мъ слове́снымъ, і҆пполѵ́те, пасѡ́мыѧ бг҃одохнове́ннѡ напои́лъ є҆сѝ: хрⷭ҇то́ва же свидѣ́тельства ра́дꙋѧсѧ и҆спи́лъ є҆сѝ ча́шꙋ.

Собо́ры страда́льцєвъ водѧ́й, за благоче́стїе прїѧ́лъ є҆сѝ мꙋче́нїе, є҆ди́наго сла́вѧ бг҃а ѻ҆ц҃а̀ съ сн҃омъ и҆ бж҃е́ственнымъ дх҃омъ.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дꙋйсѧ, мт҃и неискꙋсобра́чнаѧ, ꙗ҆́же бг҃а сло́ва во ᲂу҆тро́бѣ твое́й вмѣсти́вшаѧ, и҆ ро́ждшаѧ воплоще́ннаго, ꙗ҆́кѡ бг҃а кꙋ́пнѡ и҆ чл҃вѣ́ка.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Твоегѡ̀ на землѝ ꙗ҆вле́нїѧ, хрⷭ҇тѐ бж҃е, проповѣ́даѧ прⷪ҇ро́къ прише́ствїе, съ весе́лїемъ вопїѧ́ше: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

Добродѣ́телей твои́хъ, ꙗ҆́кѡ многоплете́ннаѧ бжⷭ҇твеннаѧ плени́ца: ꙗ҆́кѡ па́стырь бо свидѣ́тель, і҆пполѵ́те, ѿ бг҃а почествова́лсѧ є҆сѝ, ѕѣлѡ̀ ѡ҆ не́мъ веселѧ́сѧ.

Обратите внимание

Приноше́нїе а҆́велево превозше́лъ є҆сѝ, словє́сныѧ бо а҆́гнцы приве́лъ є҆сѝ бг҃ꙋ, и҆ твое́ю кро́вїю ра́дꙋѧсѧ влⷣцѣ предста́лъ є҆сѝ.

Є҆реті́чествꙋющихъ пакиглаго́льное ѕломы́слїе дх҃омъ побѣди́въ, блаже́нне, свѧщенномꙋ́ченикъ и҆зрѧ́денъ любо́вїю влⷣки бы́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ ви́дѣша а҆́гг҃ли, дв҃о чⷭ҇таѧ, ѿ ᲂу҆тро́бы твоеѧ̀ произше́дшаго сн҃а бж҃їѧ, съ весе́лїемъ глаго́лахꙋ: сла́ва рождествꙋ̀ твоемꙋ̀, влⷣчце.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Ты̀, гдⷭ҇и мо́й, свѣ́тъ въ мі́ръ прише́лъ є҆сѝ, свѣ́тъ ст҃ы́й ѡ҆браща́ѧй и҆з̾ мра́чна невѣ́дѣнїѧ вѣ́рою воспѣва́ющыѧ тѧ̀.

Ты̀ мꙋ́ченикъ и҆́стиненъ свѧще́нникѡмъ бы́лъ є҆сѝ, и҆ мꙋ́ченикѡмъ ст҃и́тель, и҆ сꙋгꙋ́быми блиста́еши дарова́ньми, і҆пполѵ́те.

Ка́менїе ᲂу҆́бѡ златоза́рное, и҆ лѣ́потное, і҆пполѵ́те, заре́ю же твоегѡ̀ сщ҃еннонача́льства ᲂу҆краси́сѧ твоѐ страда́нїе.

Ба̑сни є҆́ллинскїѧ благоче́стнѡ ты̀ и҆з̾ѡбличи́лъ є҆сѝ, ѽ и҆зрѧ́дне въ мꙋ́ченицѣхъ! и҆ пребеззако́ннꙋю ле́сть є҆вре́євъ бжⷭ҇твенною благода́тїю.

Бг҃оро́диченъ: Тѧ̀ ѻ҆рꙋ́жїе непобѣди́мое на врагѝ предлага́емъ, тѧ̀ ᲂу҆пова́нїе и҆ наде́ждꙋ на́шегѡ спасе́нїѧ, бг҃оневѣ́сто, стѧжа́хомъ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Пожрꙋ́ ти со гла́сомъ хвале́нїѧ, гдⷭ҇и, цр҃ковь вопїе́тъ тѝ, ѿ бѣсо́вскїѧ кро́ве ѡ҆чи́щшисѧ, ра́ди ми́лости ѿ ре́бръ твои́хъ и҆сте́кшею кро́вїю.

Поже́рлъ є҆сѝ сп҃сꙋ же́ртвꙋ хвале́нїѧ въ це́ркви преподо́бныхъ, ꙗ҆́кѡ бг҃ꙋ хода́тай же и҆ человѣ́кѡмъ, и҆ ᲂу҆се́рднѡ дꙋ́шꙋ твою̀ приве́лъ є҆сѝ кро́вїю.

Прїѧ́лъ є҆сѝ дарова́нїй мно́жество дх҃омъ, сщ҃енномꙋ́чениче, ѿ бг҃а, во ѿверзе́нїи бжⷭ҇твенныхъ ᲂу҆сте́нъ твои́хъ, и҆ приво́диши благода́рнѡ тебѐ ᲂу҆мерщвлѧ́ѧ.

Ꙗ҆́кѡ бжⷭ҇твенно страда́льцєвъ твои́хъ, хрⷭ҇тѐ, собра́нїе, ѡ҆ наде́жди лежа́щихъ, ꙗ҆́кѡ настоѧ́щими ᲂу҆жѐ пита́ющесѧ, и҆ сладча́е жи́зни вмѣнѧ́ющымъ сме́рть.

Бг҃оро́диченъ: Ѽ чꙋ́до, всѣ́хъ чꙋде́съ новѣ́йшее! ꙗ҆́кѡ дв҃а во ᲂу҆тро́бѣ всѧ́чєскаѧ содержа́щаго неискꙋсомꙋ́жнѡ заче́нши, не тѣсновмѣстѝ.

Сѣда́ленъ, гла́съ а҃.

Важно

Свѣти́льникъ присносїѧ́ненъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ мі́рꙋ, просвѣща́ѧ мо́лнїѧми бжⷭ҇твенныхъ твои́хъ слове́съ вѣ́рныхъ помышлє́нїѧ, ст҃и́телю і҆пполѵ́те. тѣ́мже всѝ свѧще́ннꙋю твою̀ и҆ бжⷭ҇твеннꙋю па́мѧть дне́сь ра́достнѡ соверша́емъ, и҆ вѣ́рнѡ почита́емъ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Спасы́й во ѻ҆гнѝ а҆враа̑мскїѧ твоѧ̑ ѻ҆́троки, и҆ халдє́и ᲂу҆би́въ, ꙗ҆̀же пра́вда пра́веднѡ ᲂу҆ловлѧ́ше, препѣ́тый гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, благослове́нъ є҆сѝ.

Мꙋ́ченическими свѣ́тлостьми и҆ свѧще́нническими, просвѣща́еши, свѧщенномꙋ́чениче ꙗ҆вле́нне, вопїю́щыѧ хрⷭ҇тꙋ̀ въ па́мѧти твое́й: препѣ́тый гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, благослове́нъ є҆сѝ.

Предвѣ́дѧщаго и҆здале́че страда́нїе свѧще́ннѣйшее, ѻ҆́тче, мꙋчє́нїѧ зрѧ̀, предстоѧ̑ща тебѣ̀, ра́дꙋѧсѧ взыва́лъ є҆сѝ: препѣ́тый гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, благослове́нъ є҆сѝ.

Ра̑ны претерпѣ́въ ѿ разжже́нныѧ любвѐ мꙋче́нїѧ, терпѣли́внѡ со дерзнове́нїемъ вопїѧ́ше і҆пполѵ́тъ: препѣ́тый гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ, благослове́нъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Безсѣ́меннѡ во ᲂу҆тро́бѣ, и҆ преесте́ственнѡ прїе́мшꙋю непремѣ́ннаго бг҃а, за милосе́рдїе къ человѣ́кѡмъ прише́дша: препѣ́тый гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ благослове́нъ є҆сѝ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Во ѻ҆́бразѣ а҆́гг҃ла ꙗ҆́вльшагосѧ въ пещѝ ѻ҆́гненнѣй пѣсносло́вцємъ, хрⷭ҇та̀ бг҃а по́йте, ѻ҆́троцы, свѧще́нницы, благослови́те, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Ꙗ҆́кѡ мѧгка̀ и҆ тꙋ́чна же́ртва, до́брый бо па́стырь ꙗ҆́кѡ ѻ҆вча̀ приво́дитсѧ хрⷭ҇тꙋ̀, взыва́ѧ: свѧще́нницы, благослови́те, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Мꙋ́ченическимъ вѣнце́мъ блиста́ѧ, цр҃кви твое́й, хрⷭ҇тѐ, і҆ера́рхъ возсїѧ̀, по́йте, ѻ҆́троцы, ра́дꙋѧсѧ взыва́ѧ: лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

По преще́ннѣмъ ѿвѣ́тѣ сме́ртнѣмъ, хрⷭ҇то́въ страда́лецъ ра́дꙋѧсѧ і҆пполѵ́тъ вопїѧ́ше: ѻ҆́троцы, хрⷭ҇та̀ благослови́те, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Неизглаго́ланнѡ и҆ безсѣ́меннѡ заче́ншꙋю, и҆ ро́ждшꙋю ра́дость вселе́ннѣй хрⷭ҇та̀ бг҃а, по́йте, ѻ҆́троцы, свѧще́нницы, благослови́те, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Рождество̀ твоѐ нетлѣ́нно ꙗ҆ви́сѧ: бг҃ъ и҆зъ бокꙋ̀ твоє́ю про́йде, ꙗ҆́кѡ плотоно́сецъ ꙗ҆ви́сѧ на землѝ, и҆ съ человѣ́ки поживѐ. тѧ̀, бцⷣе, тѣ́мъ всѝ велича́емъ.

Читайте также:  Священномученик петр (зверев), архиепископ воронежский

Ꙗ҆́кѡ всесла́венъ свѧщенномꙋ́ченикъ, сꙋгꙋ́бою ᲂу҆ѧсни́лъ є҆сѝ заре́ю хрⷭ҇то́вꙋ цр҃ковь, и҆ весели́ши сердца́ тѧ пою́щихъ. тѣ́мже тѧ̀ всѝ досто́йнѡ блажи́мъ.

Совет

И҆сто́чникъ и҆сточи́въ ᲂу҆че́нїй, всеблаже́нне, хрⷭ҇то́вѣ цр҃кви, и҆зъ мꙋ́ченическихъ крове́й пото́ки рѣ́чнѡ бг҃ꙋ прино́сиши: тѣ́мже тѧ̀ всѝ блажи́мъ, і҆пполѵ́те.

Наꙋчи́лъ є҆сѝ є҆ди́номꙋ, бг҃оглаго́ливе, бг҃ꙋ покланѧ́тисѧ въ трⷪ҇цѣ, зижди́телю всѣ́хъ ви́димыхъ же тва́рей и҆ неви́димыхъ, мꙋ́ченическимъ же ᲂу҆краси́лсѧ є҆сѝ вѣнце́мъ.

Бг҃оро́диченъ: Блиста́ѧй тебѣ̀ а҆́гг҃лъ предста̀, и҆ лꙋча́ми дѣ́вства твоегѡ̀ вельмѝ просвѣти́сѧ, себѐ сама́гѡ ꙗ҆́кѡ сво́йственныѧ, забы̀ сла́вы, є҆́же ра́дꙋйсѧ, со стра́хомъ тебѣ̀ вѣща́ше.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-svyaschennomucheniku-ippolitu-ostinskomu-rimskomu/

Священномученик Ипполит Остинский (Римский): «О Святом Крещении»

О тех, которые примут крещение

Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: «Он поступал именно так», то пусть слушают Евангелие.

Со времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их. Когда приближается день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он.

Если кто-нибудь из них недостоин или нечист, то пусть он располагается отдельно, так как не слушал Слово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывался всегда. Пусть наставляют тех, которые должны креститься, чтобы они приготовлялись [и были свободны], а пятый день недели омывались [накануне субботы].

Если же у женщины обычное женское, то пусть она будет поставлена отдельно и примет крещение в другой день. Готовящиеся ко крещению в канун субботы пусть постятся, а в субботу те, кто примут крещение, пусть соберутся по указанию епископа в одно место. Всем им повелевается, чтобы они молились и преклонили колени.

И, возлагая на них руку свою, пусть он заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них. По окончании заклинания пусть он дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимает их, и пусть они бодрствуют всю ночь, и да читается им, и да наставляется.

Готовящиеся к принятию крещения пусть не приносят с собой никакой вещи, кроме лишь того, что каждый принесет для Евхаристии. Ибо подобает, чтобы тот, кто стал достойным, в тот же час предложил бы и приношение.

О предании святого крещения

Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой. Вода должна быть проточная из источника или текущая с высоты. Пусть это совершается таким образом, если нет какой-нибудь другой необходимости. Если же есть постоянная и срочная необходимость, пользуйся водой, которая есть. Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей.

Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников. Затем крестите мужчин и, наконец, женщин, после того как все они расплетут свои волосы и снимут золотые и серебряные украшения, имеющиеся на них, и пусть никто не берет с собою при вхождении в воду посторонней вещи.

Обратите внимание

В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем благодарения. И он берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей благодарения и становится справа от пресвитера.

Когда пресвитер принимает каждого из приступающих ко крещению, пусть повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всего твоего служения (т.е. твоей помощи) и от всех дел твоих». После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя».

И, таким образом, пусть представляет его обнаженным епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит.

Диакон тоже пусть спустится с [крещаемым] таким образом в воду. Когда крещаемый войдет в воду, то совершающий крещение пусть возложит на него руку, говоря так:

«Веруешь ли ты в Бога Отца Всемогущего?». И тот, кто крещается, пусть говорит: «Верую». И тотчас имеющий руку на голове его пусть погружает его один раз.

И после этого пусть он говорит:

«Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых?». И когда он ответит: «Верую», то пусть погружает его во второй раз и пусть снова скажет:

«Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?». И крещаемый пусть говорит: «Верую». И тогда пусть погружает его в третий раз.

И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.

Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь».

После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа».

И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности. И с этого времени пусть молятся они вместе со всем народом. Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они (крещаемые) не должны.

После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение (oblatio) и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом и называемым греками антитипом [«вместообразное»].

Тела Христова и над чашей со смешанным вином для антитипа, которое греки называют подобием Крови, пролитой за всех уверовавших в Него; а молоко, смешанное с медом, символизирует вместе полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: «Дам вам землю, источающую молоко и мед», которое и дал – Тело Свое – Христос, от Которого, подобно маленьким детям, питаются верующие, превращая в сладость Слова радость сердца, вода также в приношении [употребляется] в знак омовения, чтобы и внутренний человек, т.е. духовное начало, получил то же, что и тело.

Важно

Относительно всего этого епископ должен дать объяснение тем, кто принимает [причащение].

И когда он преломляет хлеб, то, давая каждый кусочек, пусть говорит: «Хлеб Небесный во Христе Иисусе», а принимающий должен отвечать: «Аминь».

Пресвитеры же, а если их недостаточно, то и диаконы, пусть держат чаши и стоят благочинно и со смирением: первый, кто держит [чашу] с водой, второй – кто держит молоко, третий – кто держит вино.

И причащающиеся пусть отведают из каждой чаши трижды в то время, когда причащающийся говорит: «Во [имя] Бога Отца Всемогущего». Принимающий же пусть говорит: «Аминь». «И во [имя] Господа Иисуса Христа». «И во [имя] Святого Духа и Святой Церкви». И пусть говорит: «Аминь».

Так это должно совершаться с каждым. По окончании же этого (т.е. причащения) каждый да поспешит совершать добрые дела, угождать Богу и правильно поступать, ревнуя о Церкви, делая то, что она учит, и совершенствуясь в благочестии.

Это же мы передали вам вкратце о святом крещении и о святом приношении, ибо вы уже наставлены о воскресении плоти и о прочем, как написано.

Если же подобает напоминать и о другом, то епископ пусть скажет об этом принявшим крещение в другое время. Ибо не должны язычники знать об этом, пока сначала не получат крещения.

Это – белый камешек, о котором Иоанн сказал: «Написано новое имя на нем, которого никто не узнает, кроме того, кто получает камень» (Откр.2:17).

Источник: https://www.sobor26.ru/articles/2258/

Слово на Богоявление священномученика Ипполита Римского

19 января 2019 1725 просмотров

Святой Ипполит Римский (около 170 — около 235 гг.) — мученик, один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Представляем его «Слово на Богоявление».

***

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая, — все это хорошо, и весьма хорошо.

Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека?

Совет

Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Равным образом, какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается.

Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке.

Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами.

Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая:

Но не только этим ограничивается значение воды. Оно и в том, что Сам Творец всех вещей — Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане.

Ибо Исус, придя к Иоанну, крестился от него во Иордане (Мф. 3, 13), чудное дело. Бесконечная Река, веселящая град Божий (Пс. 45, 5), омывается немногою водою. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех людей, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими водами.

Тот, Который везде присутствует и все наполняет, Тот, который непостижим для ангелов и невидим для людей, грядет ко Крещению по собственному благому изволению. Слыша это, возлюбленный, ты не просто понимай сказанное, но созерцай здесь тайну нашего спасения.

По этой причине и от естества водного не скрылось то, что Господь по Своему человеколюбивому снисхождению совершал втайне: ибо

Они едва не выступили, и не побежали от берегов своих. Поэтому Пророк, еще задолго созерцая это событие, вопрошает:

Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.

Но что касается нас, то мы уже познали это домостроительство Господа и прославляем Его милосердие, ибо он пришел спасти, а не судить мир.

Почему Иоанн, Предтеча Господень, прежде не знавший этого таинства, но после познавший, что Исус истинно есть Господь, воззвал к тем, которые шли к нему креститься:

Порождения ехиднины (Мф. 3, 7).

Что вы так внимательно смотрите на меня? «Я не Христос» (Ин. 1, 20). Я служитель, а не Господь; я овца, а не пастырь; я человек, а не Бог. Рождением своим я разрешил неплодство матери, но не оставил девства неплодным. Я от нижних, а не от вышних. Я связал язык моего отца (Лк.

Обратите внимание

1, 20), но не изъяснил божественной благодати. Я узнан был матерью еще во чреве, но не предзнаменован звездою (Лк. 1, 24). Я беден и ничтожен, но «Идущий за мною… стал впереди меня» (Ин. 1, 27).

Читайте также:  Чин таинства крещения. служба

(«За мною» — в отношении ко времени, а «впереди меня» — в отношении к неприступному и неизглаголанному свету Божества).

Я нахожусь под властию, а Он имеет власть самобытную. Я грешник, а Он истребляет грехи (Ин. 1, 29). Я проповедую закон, а Он предносит свет благодати. Я учу как раб, а Он судит как Господь. Мой одр земля, а Он обладает небом. Я крещу крещением покаяния, а Он дарует благодать усыновления: Он крестит вас Духом Святым и огнем. Что вы устремляете на меня свои взоры? Я не Христос.

Когда таким образом Иоанн говорил к народу, который с нетерпением ожидал увидеть какое-либо необыкновенное зрелище, и когда диавол трепетал при столь важном свидетельстве Иоанна, является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона. Он не только приступил к Иоанну, как Господь, сложивший с себя царское величие, но и как простой, повинный греху человек, преклонил свою голову, чтобы принять от него крещение.

 Поэтому Иоанн, увидев столь великое смирение, изумился, начал удерживать Его и сказал ему:

Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне? (Мф. 3, 14).

Что Ты делаешь, Господи? Ты неправильно учишь: одно я возвещал о Тебе, а другое Ты совершаешь. Одно слышал диавол, а видит другое. Ты крести меня огнем божественным: чего ожидать Тебе от воды? Ты просвети меня Духом, что Тебе можно получить от твари?

Крести меня — Крестителя, чтобы познали Твое достоинство. Я, Господи, крещу крещением покаяния, и отнюдь не могу крестить приходящих ко мне, если прежде не исповедуют грехов своих.

Пусть бы я и крестил Тебя, что же Ты будешь исповедовать передо мною? Ты истребляешь грехи и, однако, хочешь креститься крещением покаяния? Пусть бы я дерзнул крестить Тебя, но самый Иордан не дерзнет приблизиться к Тебе.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Что же отвечает ему Господь?

Оставь теперь, Иоанн; ты не мудрее Меня. Ты смотришь, как человек, а я сужу, как Бог. Прежде Мне Самому надлежит делать и потом уже учить. Я не делаю ничего недостойного, ибо я облечен благолепием. Удивляешься ли ты, Иоанн, что Я не явился в блеске Моего достоинства?

Важно

Я исполнитель закона, и ничего не хочу оставить в нем без исполнения, чтобы после Меня Павел мог сказать:

«Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». — Крести меня, Иоанн, чтобы никто не презирал крещения. От тебя, раба, Я крещаюсь, чтобы никто из сильных не возгнушался принять крещение от смиренного священника.

Допусти Меня сойти в Иордан, чтобы услышали свидетельство Отца и познали могущество Сына.

Видишь, сколь многих и великих благ лишились бы мы, если бы Господь, уступив убеждениям Иоанна, отрекся от крещения. До сих пор небеса были заключены; вышняя область оставалась неприступной. Но один ли Господь крестился? Нет.

Он в то же время обновил ветхого человека и возвратил ему Царственное право усыновления. Ибо тотчас отверзлись небеса (Мф. 3, 16).

Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, исцелились земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда.

Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, когда крестился Жених — Христос, небесные чертоги должны были раскрыть свои сияющие врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Пс.

23, 7), когда Дух Святой сходил, как голубь, и гремел глас Отца. И вот отверзлись Ему небеса и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Возлюбленный рождает Любовь, и Свет невещественный рождает Свет неприступный.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный» — Сын, Который явился на земле, не оставив недр Отца. Он явился и не явился. Ибо Он был не тем, чем казался. Иначе, если судить по внешности, то крещающий имеет преимущество перед Крещаемым.

Поэтому Отец ниспослал с Небес Святого Духа на Крещаемого.

Ибо как в Ноевом ковчеге человеколюбие Божие изображалось посредством голубя, так и здесь Дух, нисходя в виде голубя и как бы неся масличную ветвь, почил на Том, о Ком было свидетельствовано.

Совет

Для чего так? Для того, чтобы познали силу Отеческого гласа и поверили давнему пророческому предсказанию. Какому же предсказанию?

Какой глас? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сей, названный сыном Иосифа, есть Мой единородный Сын по божественному существу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Хотя Он алчет, но питает тысячи; труждается и упокоивает труждающихся; «не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8, 20) и содержит все в своей деснице; страждет и врачует немощи; терпит удары (Мф.

26, 67) и дарует миру свободу; прободается копием в ребро (Ин. 19, 34) и исправляет ребро Адама.

Но прошу вас еще приложить внимание: ибо я хочу обратиться к Источнику жизни, хочу созерцать Источник, источающий исцеление. Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына и Слово — Сына, который пришел к людям, чтобы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнул в нас Духа жизни и облек в нетленное всеоружие.

Итак, если человек сделался бессмертным, то он сделается и причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4). Но если он, после возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником божественного естества, то и после воскресения из мертвых становится сонаследником Христовым (Рим. 8, 17).

Итак, гласом проповедника взываю: придите все народы к бессмертию, даруемому в Крещении.

Я благовествую жизнь вам, сидящим во тьме неведения. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? Водою и Духом Святым.

Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя.

Обратите внимание

Это тот самый Дух, который первоначально носился над водами (Быт. 1, 2), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется — который действовал в пророках (Деян. 27, 25), сходил на Христа (Мф. 3, 16). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2, 3). Это Дух, которого желал Давыд, когда говорил:

Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве.

Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово:

Этим Духом утвержден камень Церкви (Мф. 16, 18). Этот Дух — Утешитель (Ин. 14, 26) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие. Итак, приступи, человек: возродись, чтобы получить усыновление Богу.

Каким образом? — Если не будешь прелюбодействовать, убивать, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры, как говорит Исаия:

Видишь, как предсказал пророк очистительную силу Крещения? Ибо тот, кто с верою входит в эту баню возрождения, отрицается сатаны и сочетается со Христом, отвергает врага и исповедует Христа своим Богом, совлекается рабства и облекается в усыновление.

Он возвращается от купели крещения светел, как солнце, блистая лучами правды, что же всего важнее — возвращается сыном Божиим и сонаследником Христа. Ему слава и держава со Всесвятым, Благим и Животворящим Духом Его, ныне и присно и во все веки веков.

Аминь.

Прибавления к «Церковным ведомостям». № 2. 1890 г.

Источник: http://ruvera.ru/articles/slovo_na_bogoyavlenie

Ипполит римский

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Ипполит Римский ( III в.), епископ , богослов, священномученик .

Память 30 января .

О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало [1] .

Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского . Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Ириней был горячим поборником церк. правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви .

Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима [2] .

Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой .

Читайте также:  Преподобный макарий калязинский

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235). В 235 году св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Важно

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок.

252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св.

Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),

Ипполит, антиохийский пресвитер,

Ипполит пустынник,

Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 — 270),

Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Совет

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он — последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе.

Совет

Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.

Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).

В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002

Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)

Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.

Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. — М.: Либрис, 1996. — Т.2. С. 208-215. ]

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.

Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Использованные материалы

http://mystudies.narod.ru/name/h/hippolytus/about.htm

http://www.jmp.ru/svyat/jan30.htm

«Библиологический словарь» священника Александра Меня

http://www.krotov.info/spravki/persons/03person/0236ippo.html

[1] блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

[2] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его «епископом православного меньшинства римских христиан»

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2301163.html

Мученик Ипполит Римский

Сегодня была память мученика Ипполита Римского, первого антипапы.Мученик был ревностным поборником кафолической Церкви, словом и делом боролся с ересями того времени. Святой Ипполит был одним из плодовитейших и разносторонних раннехристианских писателей.

Ему приписывается также «Апостольское предание», запечатлевшее литургию и обряды, которые были приняты в Риме нач. III в.В этическом отношении Ипполит был консервативен. Он был глубоко оскорблён тем, что папа Каликст стал отпускать тягчайшие грехи вроде прелюбодения. Продолжал оставаться антипапой  при папах Урбане и Понтиане.

Мученик Ипполит РимскийПамять 13 августа.Мученик Ипполит был начальником и смотрителем тюрем в Риме при Декии и Валериане (249-259). Обращенный ко Христу мучеником Лаврентием, он погреб его тело.

Об этом донесли императору, который задержал святого Ипполита и, смеясь, спросил: «Или ты тоже сделался чародеем, что украл тело Лаврентия?» Святой исповедал себя христианином. Его стали жестоко бить палками. В ответ слышались лишь повторяющиеся слова: «Я христианин».

Император велел одеть святого Ипполита в воинские одежды и сказал: «Вспомни свое звание и будь нашим другом, принеси жертву богам вместе с нами, как прежде». Но мученик отвечал: «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю за Него умереть».

Обратите внимание

Тогда у него было отобрано все имение, его кормилицу, мученицу Конкордию, забили оловянными прутьями, всем домашним отсекли головы на глазах у святого Ипполита, а самого привязали к диким коням, которые влачили его по камням до смерти.

Это произошло 13 августа 258 года, на третий день после мученической кончины архидиакона Лаврентия, как он об этом предсказал святому Ипполиту.Ночью пресвитер Иустин тайно предал всех мучеников погребению на месте казни. Тело же святой Конкордии было брошено в Риме в нечистое место.

Через некоторое время двое христиан, мученики Ириней и Авундий, узнали от одного воина, где было брошено тело мученицы, и похоронили рядом со святым Ипполитом. За это их 26 августа утопили так же, как мученицу. Христиане ночью достали тела мучеников и похоронили при мощах святого архидиакона Лаврентия.Также известен как Ипполит из Порто.

В III веке был римским солдатом, охранявшим заключённых христиан. Был обращён ими в веру. Принял мученичество за помощь в погребении узников.По ошибке он появляется в отдельных календарях дважды: как Ипполит Римский и Ипполит из Порто. День памяти второго отмечается 22 августа. Эта ошибка была исправлена в 1969 г.

Принял смерть, будучи привязанным к двум диким лошадям, разодравшим его; фрагменты его тела были собраны и захоронены вдоль Via Tiburtina, в Риме, Италия.Его имя означает непривязанная лошадь. Покровитель лошадей и тюремщиков. В искусстве святого Ипполита изображают в виде коня.В некоторых поздних легендах также упоминается Ипполит. Св. Лаврентий говорит о нём как об офицере, охранявшим блаженного диакона, который был обращён со всей своей семьёй и убит дикими лошадьми (Acta SS., August, III, 13-14; Surius, «De probatis Sanctorum historiis», IV, Cologne, 1573, 581 sqq.). Легенда из Порто отождествляет его с мучеником Нонном (Nonnus) и рассказывает о его мученичестве вместе с другими, принятом в том же городе (Acta SS., August, IV, 506; P.G., X, 545-48).

Большой фрагмент мраморной статуи святого, найденный в 1551 и отреставрированный (обновлены верхняя часть тела и голова), сейчас находится в Латеранском музее; пасхальный цикл, рассчитанный Ипполитом и список его трудов выгравированы по краям стула, где сидит фигура Ипполита; монумент датируется третьим веком (Kraus, «Realencyklopädie der christlichen Altertumer», 661 sqq.).

Святой мученик Ипполит

Из Христианского Портала:

Некоторые характеристики:— Последний крупный римский автор, писавший на греческом.— Хорошо знаком с александрийским богословием.— Прекрасно знал греческую философию и религию.— Св. Ипполит считается первым исторически известным антипапой.

Свидетельства об Ипполите:

Блаж. Иероним в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.Патриарх Константинопольский Фотий называет св.

Ипполита учеником св. Иринея.Ориген говорит, что в 212 году в Риме слышал в одной церкви проповедь, которую произнес римский пресвитер Ипполит.Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Деяния:

При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Важно

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235)В 235 году Св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились.28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола.

Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.Существует предположение, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Основание:свидетельство папы Дамаса (366—384)прославляющий Ипполита героическоий эпос христианского поэта Аврелия Климента Пруденция (умер после 405 г.

в Испании)Но это были, скоре всего, ошибочные суждения.

Кончина

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан ( по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года).

Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236–го или 237–го года.Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.Восточная Церковь почитает св.

Ипполита как священномученика 30 января.

Творения:

Он писал очень много, но сочинения его сохранились очень плохо. Это можно объяснить след. причинами:Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.Богословие св. Ипполита не всегда было православным.

В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

( Взято — http://iconsv.ru/index.

php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=1588&Itemid=3 )

Мученичество св. Ипполита Римского. Миниатюра из рукописи «Жития святых». 2-я четв. XIV в. (Paris. Fr. 185. Fol. 99v)
Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.

Профессор В.С.Серебреников. Святой Ипполит Римский — http://azbyka.ru/otechnik/?Ippolit_Rimskij/serebrenikov-svjatoj-ippolit-rimskij

Источник: https://deltaplann.livejournal.com/104265.html

Ссылка на основную публикацию