Священномученик Ириней Лионский, епископ
Житие
Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши.
Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину.
Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому папе Римскому Елевферию (177–190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна.
«В короткое время, – писал о нем святитель Григорий Турский, – он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно–философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» – «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий – лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов), совокупность которых составляет «плирому», т.е. «полноту». Мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом», который ниже «плиромы».
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он…
, – учил святитель Ириней, – Иисус – Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию.
Спасение состоит в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, – писал святитель. – Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется.
Святой папа Виктор (190–202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол.
От имени галльских христиан святитель Ириней писал папе, что нельзя допускать раскол из–за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193–211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский – вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа.
В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило, более, нежели что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп.
Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе…
Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце» («Журнал Московской Патриархии», 1957, N 9, с. 53).
Цитата из «Доказательства апостольской проповеди»:
Так как человек – живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее. Ибо благочестие чрез осквернение и загрязнение тела делается мрачным и печальным; оно искажается и оскверняется и не остается уже не поврежденным, если ложь проникает в душу; напротив, оно сохраняется в красоте и в своей мере, если непоколебимо (пребывают) истина в духе и чистота в сердце. Ибо какая польза на словах знать истину, а тело осквернять и совершать дела злобы? Или, с другой стороны, какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины? Ибо эти (т.е. истина и душа) и радуются вместе друг с другом и соединяются и являются соратниками в борьбе, чтобы поставить человека пред Богом.
Тропарь,
глас 4:
И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Иринее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак,
глас 4:
Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Иринее.
День памяти: 5 сентября
Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/231137
Священномученик Ириней Лионский
Второй век нашей эры был сложным временем для христиан. Противостояние с язычеством дополнилось внутрицерковными разногласиями. Тогда, на заре христианства, еще не было единой точки зрения на многие истины вероучения. В христианстве появились направления, которые принято называть еретическими.
Самым опасным конкурентом апостольского учения о Христе был гностицизм, что в переводе с греческого означает «познание». Гностики, будучи весьма образованными людьми, отрицали божественное откровение, получаемое святыми людьми. Они утверждали, что человек постигает все истины христианской веры исключительно своим умом.
Но, по мнению Церкви, самым серьезным заблуждением гностиков было то, что они разделяли человеческое бытие на духовное и плотское.
«Никакого общения между душой и телом не существует. Человек живет по законам плоти, а не по велению духа».
Так утверждали гностики. И вот тогда-то на небосклоне христианской Церкви воссияла звезда святого Иринея – одного из самых выдающихся отцов и учителей Церкви.
Имя Ириней в переводе с греческого означает «мирный», и, что примечательно, родился он в городе Смирна, в Малой Азии.
Но вовсе не спокойная жизнь была предопределена святому Иринею – вся она была исполнена трудов во имя чистоты апостольского вероучения.
Духовным наставником молодого Иринея стал святой Поликарп. Сам он был непосредственным учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который и поставил святого Поликарпа епископом города Смирны.
«Слушай меня, Ириней, и я передам тебе все то, что слышал от апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа».
Так говорил святой Поликарп своему духовному сыну Иринею.
Убедившись, что Ириней в полной мере впитал в себя чистоту христианской веры, епископ Поликарп рукоположил Иринея во священника и отправил его на служение в Галлию – нынешнюю Францию, в город Лион.
Практически это означало, что святому Иринею предстоит апостольская деятельность, которая, как было заранее ясно, сопряжена с опасностью для жизни. И святой Ириней понимал это.
В Лионе большинство населения были язычники. А христианским епископом Лиона служил тогда святой Пофин, и вот в лице священника Иринея он обрел твердого в вере, незаменимого помощника. В 177 году епископ Пофин послал Иринея в Рим, чтобы тот отвез доклад о делах лионской епархии.
Уже будучи в Риме, святой Ириней узнал, что святой Пофин убит в Лионе. Иринея отговаривали возвращаться в Лион, говорили, что и его могут умертвить. Святой отвечал: «Не могу бросить свою паству. Мой пастырский долг велит мне быть вместе с лионскими христианскими исповедниками».
Видя непреклонность святого Иринея, римский папа возвел его в сан епископа лионского.
Возвращаясь в Лион, Ириней молил Бога: «Господи Иисусе! Дай мне хоть немного времени, чтобы послужить Церкви Христианской, добиться торжества апостольского учения в моей Лионской епархии!»
Ежедневно выступая с понятными для простых людей проповедями, святой Ириней своими вдохновенными речами обратил жителей Лиона в христианскую веру. Казалось, незримая сила помогала пламенному архипастырю во всех его делах.
В то время возникло несогласие между европейскими и азиатскими христианами по поводу времени празднования Пасхи.
И тогда свое слово сказал святой Ириней: мудрыми, взвешенными посланиями к папе римскому и к восточным иерархам он сумел помирить спорящих.
Теперь предстояло разоблачить учение гностиков. Святой Ириней пишет свое выдающееся богословское творение – книгу под названием «Обличение и опровержение ложного знания». Так, например, гностики выдвинули утверждение, что евангелия, написанные апостолами по внушению Духа Святого, не являются истинными.
Гностики предложили свое сочинение, которое назвали «Евангелием истины», хотя оно противоречило каноническим апостольским евангелиям. Святой Ириней в своей книге обосновал, что подлинных евангелий может быть только четыре, которые написаны самовидцами Иисуса Христа, апостолами.
Ведь они непосредственно внимали Слову Божию.
«А что евангелий может быть только четыре – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — рассуждал святой Ириней, — так на это явно указывает Откровение Иоанна Богослова. В своем божественном видении Иоанн говорит о четырех херувимах, на которых восседает Слово, то есть Господь Вседержитель.
Эти четыре херувима выражают как бы четыре вида деятельности Сына Божия. Один херувим подобен льву и тем самым указывает на предвечное господство и царскую власть Бога.
Второй херувим подобен тельцу и означает первосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа; символ тельца означает, что Агнец Христос явился в мир, дабы принести Богу Отцу искупительную жертву за грехи людские.
Третий херувим имеет лицо человека, что говорит о явлении Сына Божия в образе и виде человеческом. И, наконец, четвертый херувим подобен орлу летящему, что указывает на постоянное присутствие в Церкви Духа Святого».
Так святой Ириней впервые и на все века утвердил символы евангелий и евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна: человек, лев, телец и орел.
В то время появилась еще одно опасное учение, согласно которому Ветхий Завет следовало полностью изъять из христианского вероучения и богослужения. Святой Ириней убедительно обосновал единство и преемственность Ветхого и Нового завета.
Великие слова сказал святой Ириней и о христианской Церкви.
«Только Церковь есть дверь жизни вечной. Дух Божий существует в Церкви с самого ее основания. Он есть как бы жизнь и душа Церкви. Церковь рассеяна по всему миру. Но, как солнце одно и то же во всем мире, так и проповедь истины сияет во всей Церкви».
Святой Ириней многих спас от языческого идолопоклонства и псевдохристианских заблуждений. Наконец, в 202 году по приказу императора-язычника Севира святой Ириней был казнен за свое бесстрашное исповедание Христовой веры.
Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/svyashennomuchenik-irinej-lionskij/
Священномученик Ириней Лионский
Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.).
Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает перво христианство, а с другой начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания».
Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве.
«Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, как я сказал, тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста.
Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира.
Но как солнце это творение Божие во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины».
Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия.
Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства.
«Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».
Таким образом, св. Ириней определяет принцип новозаветного канона: только четыре Евангелия истинны, так как они заключают в себе подлинное апостольское свидетельство. Об истинности же их мы знаем по тому, что их сохраняли православные епископы.
Только Церковь может различать истинное Писание от ложного, так как в ней всегда живет Святой Дух: «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть Истина.
Посему кто не причастны Ему, не получают жизни из материнского лона, не питаются от чистого источника, изливающегося из тела Христова».
Церковь это жизнь в Святом Духе, подаваемая в крещении, осуществляемая в питании Телом Христовым. «Омовением и Святым Духом получают тела единство, ведущее к нетлению. Омовение и Дух необходимы, потому что через них возрастает в нас божественная жизнь».
Прежде всего, христианство это не знание или доктрина, это дар новой жизни, без которого ни знание, ни праведность невозможны. Эта новая жизнь потому что это жизнь Самого Христа, подаваемая Святым Духом, соединяет нас, делает «единством». Всякий, кто отделяется от этого единства, отпадает от Святого Духа и от пищи бессмертия.
Соль земли, Церковь, в этом мире подвержена болезням человечества, но даже тогда, когда от нее в расколах, в гонениях отрывают Целые члены, она пребывает неизменно все тем же соляным столпом (как жена Лота), в той же бесстрашной вере и укрепляет мужество тех, кого она отдает Отцу.
Святой Дух дан Церкви: вся она, все ее члены вместе составляют одно тело и вся она есть хранительница Предания, т.е. Истины. Или, в словах св. Иринея, «апостольское преемство есть преемство самой жизни Церкви: вся она есть явление и осуществление Жизни, рост Слова, исполнение веры дарованных Спасителем Своим Апостолам».
Но как единство Духа и единство жизни осуществляются в видимом единстве людей, так и Церковь имеет и видимый признак, или «форму», преемство епископов от апостолов. Епископ в Церкви это хранитель веры, совершитель Таинства, живое средоточие всех, носитель церковного единства.
Епископ возвещает не свое учение и не свои домыслы, но веру самой Церкви и ее единство осуществляет в Таинстве. Таким образом, каждый епископ не только «преемник» Апостолов, но прежде всего «свидетель» всей полноты церковного учения, как оно сохранилось в Церкви от начала.
Это утверждение св. Ириней иллюстрирует примером Римской Церкви:
«Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом… Ибо, по необходимости, с этою церковию, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду».
Конечно, римо-католические историки очень любят этот текст, усматривая в нем еще одно подтверждение изначального осознания Церковь верховенства римских пап.
Однако следует отметить, что греческого оригинала книги св. Иринея не сохранилось. Имеется только латинский перевод, подправленный средневековыми переписчиками. А сама ключевая фраза: «по необходимости, с этою церковию, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е.
повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду», не совсем ясна. Тем более что она противоречит житию св. Иринея, который в молодости, вместе со своим учителем, глубоко почитавшимся им св. Поликарпом Смирнским, прибыл в Рим около 155—160 гг.
для спора с папой Аникитой о дате празднования Пасхи, после которого, как мы знаем, св. Поликарп остался при своем мнении. Что же имеет в виду св. Ириней?
Следует учитывать, что св. Ириней писал свою книгу на Западе, будучи епископом Лионским, и прежде всего для своей галльской паствы.
А на Западе единственной кафедрой, основанной апостолами, действительно была только римская.
Говоря об апостольском предании, удобнее всего было сослаться именно на нее, тем более что она, несомненно, имела весьма высокий авторитет в Галлии месте служения самого св. Иринея.
Но при этом св. Ириней все же приводит пример апостольского прения не только в Риме, но и в Эфесе и Смирне, где «церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде».
Кроме того, у св. Иринея впервые мы находим учение об епископском преемстве, начиная с апостольских времен:
«Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею.
Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими… Этому Клименту преемствует Эварест… (затем перечисляются еще семь епископов)…
ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде.
И Поликарп, который не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен во епископы Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости… он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно».
Важно отметить, что, согласно св. Иринею, ни Петр, ни Павел не были епископами. Миссия апостолов отличалась от епископской. Их служение заключалось в распространении христианства и требовало постоянного перемещения с одного места на другое. Первым епископом был Лин, а не Петр. Св. Климент считается третьим от Лина. Они лишь получили свое преемство от апостолов.
На Западе, а зачастую и у нас в школьном богословии, преобладает понятие «механического» апостольского преемства некая цепочка наложения рук. Отсюда главным критерием делается юридическая «действительность» рукоположения, а следовательно, и всех таинств.
Наше понятие преемства обусловлено единством церковной веры. Вне Церкви нет и преемства, и само преемство есть знак единства веры, а не магических свойств неких отдельных личностей епископов. Преемство реализуется всей Церковью ведь епископы не рукополагают своих преемников. Их избирает сама Церковь, а рукополагают их епископы других церквей.
Преемство, таким образом, существует в рамках всей Церкви как целого, а не на уровне отдельных личностей, как у гностиков. Истина принадлежит всей Церкви, и невозможно говорить об апостольском преемстве вне связи с апостольской истиной одна лишь Церковь, ведомая Духом Святым, может засвидетельствовать эту Истину.
Для нас абсурд говорить о наличии апостольского преемства, скажем, у англикан или у скандинавских лютеран на основании того, что эта цепочка рукоположений у них формально сохранилась. Главное это наличие веры Церкви. Ведь и Несторий, например, был рукоположен самым законнейшим образом.
Однако для нас несторианские рукоположения тем не менее не имеют апостольского преемства.
Св. Ириней также подчеркивает особую значимость тех «апостольских» церквей, где апостолы сами насадили христианство; эти церкви для него являются наглядным доказательством преемственности Предания.
Возможно, для него это было особенно важно, так как его служение проходило на Западе, где был всего лишь один апостольский престол Римский. Эта исключительность римской кафедры, несомненно, сыграла роль в развитии западного учения о примате Рима.
На Востоке же было много апостольских престолов, поэтому оказываемое им уважение не стало поводом для претензий на исключительность.
Впоследствии бывало так, что на тот или иной апостольский престол попадали еретики, так что сам факт апостольского основания не являлся гарантией пребывания в истине, поэтому уже цитированные слова св. Иринея: «И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде» в равной степени относятся ко всем церквам.
Итак, соблазну гнозиса, соблазну разделения и «частичного» истолкования христианства св. Ириней противополагает не другое истолкование, а сам факт Церкви: видимого и ощутимого единства, которое одно, потому что оно есть единство жизни в Святом Духе, хранит и передает своим членам всю истину, всю полноту Евангелия.
Канон Писания, преемство епископов, толкование пророчеств все это только внешние формы того основоположного единства, вне которого они ничего не значат, единства народа Божия. В учении св.
Иринея Лионского мы находим первую и ясную «форму» этого единства: на попытки подчинения Церкви разным учениям и философиям он отвечает исповеданием самой Церкви как носительницы всего учения, как мерила Истины и лжи.
Таким образом, на все вопросы и «проблемы», выдвинутые гностиками, Церковь ответит развитием своего богословия. Начало этого ответа содержится в произведениях сщмч. Иринея Лионского. Итак, христианство окончательно отвергло попытки растворить его в окружающем мире. Оно стало неустранимым фактом в мире.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/8×3893.html
Читать книгу «Доказательство апостольской проповеди» онлайн— Священномученик Ириней Лионский — Страница 1 — MyBook
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИC 11-025-2723)
Печатается по изданию:
Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 1907
Предисловие
Священномученик Ириней, епископ Лионский (ок. 130–202) – один из первых отцов Церкви, богослов. Около 160 года был послан священномучеником Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства. С 177 года – епископ Лионский.
Святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей».
Будучи главным представителем борьбы против гностических лжеучений, Ириней сообщает в своем творении весьма важные, особенно при скудости современных ему памятников, материалы для изучения этих философско-религиозных систем.
Он, опровергая ложные мнения еретиков, вместе с тем положил и первые камни для построения систематического здания христианского учения и выразил в полноте и внутреннем единстве основные начала Православия не только для своего века, но и для последующих времен. В его сочинении искали свидетельств истины отцы и учители Церкви.
И сегодня они представляют большую ценность для ученых– исследователей и всех православных христиан в нашей Церкви.
К числу совершенно случайных находок принадлежит и новооткрытое творение святого Иринея Лионского, сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в книге «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» (herausgeb. von Ad. Harnack und C. Schmidt), B. XXXI, Heft 1 (третьей серии B. I, H.
1), озаглавленной: «Des heiliges Irenaus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkundigung, in armeni schen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche ubersetzt von Lic. Dr. Karapet Ter-Mekkertschian und Lic. Dr. Er-wand Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmer kungen von Adolf Harnack. Leipzig, 1907».
В предисловии архимандрит Карапет сообщает следующие сведения об открытии памятника. В декабре 1904 года он перелистывал рукописи, хранящиеся в библиотеке в Церкви Богоматери в Эривани, и был поражен открытием в одной из них обширных книг под именем святого Иринея.
Первая из этих книг, которой было дано и оглавление, носило название: «Иринея доказательство апостольской проповеди». Поэтому он вначале думал, что вся рукопись содержит армянский перевод упомянутого Евсевием произведения, посланного им брату Маркиану.
Однако после тщательного рассмотрения рукописи архимандрит Карапет убедился, что в ней на первом месте находятся две последние книги известного, направленного против еретиков, произведения святого Иринея, которое закончено правильной подписью: «Обличение и опровержение лжеименного знания».
И только затем, после повторенной надписи «Доказательство апостольской проповеди», следует произведение того же автора, которое до настоящего времени считали утраченным.
Рукопись была написана по распоряжению хорошо известного в армянской литературе архиепископа Иоанна, деятельность которого приходится на вторую половину XIII в.
Нельзя с уверенностью сказать, когда произведения священномученика Иринея были переведены на армянский язык. Архимандрит Карапет признает вероятным происхождение этого перевода в период от середины VII в. до начала VIII в. Но, во всяком случае, переписчик данной рукописи пользовался готовым списком перевода.
Еще труднее решить вопрос о том, что переписчик найденной рукописи пользовался готовым списком перевода. Вопрос еще более трудный: с какого языка был сделан армянский перевод? Архимандрит Карапет оставляет этот вопрос открытым.
По его мнению, некоторые данные склоняют к признанию сирийского оригинала, но другие основания, не менее важные, могут быть приведены и в пользу перевода непосредственно с греческого языка.
Издатели новооткрытого произведения сами произвели его перевод на немецкий язык, стараясь, по их словам, по возможности более точно и дословно передать смысл оригинала.
В самом произведении имя автора не указано, но принадлежность его святому Иринею Лионскому не подлежит никакому сомнению.
Точное совпадение названия произведения, адресата и автора является неопровержимым доказательством того, что найденное произведение тождественно со свидетельством Евсевия.
Кроме этого, весьма важно, что в самом произведении автор ссылается на прежде написанное им «Обличение и опровержение лжеименного знания».
Святой Ириней в своем произведении стремился кратко изложить проповедь Истины, христианского учения, Маркиану, чтобы и он, в свою очередь, сообщил ее тем, кто стремится узнать истинное учение.
В основу изложения христианского учения положен «канон веры», как он сообщен при Крещении, а в доказательство его достоверности приводятся обычные во II веке по Р.Х.
аргументы и тексты из Священного Писания, взятые преимущественно из ветхозаветных пророчеств, содержание которых раскрывается и комментируется относительно новозаветных событий при аллегорическом и мистическом изъяснении фактов ветхозаветной истории.
Так, в новооткрытом произведении святой Ириней выступает не как полемист и ученый, но как пастырь и миссионер, излагающий в общедоступной форме православный взгляд на историю спасения человечества.
Автор не излагает события новозаветной истории, наверное, потому, что считал ее факты общеизвестными; от ветхозаветных пророков он прямо переходит к указанию на плоды искупления, совершенного Христом, утверждая, что только через пришествие Сына Божия люди могли сделаться причастниками нетления.
Он только отмечает смысл и значение главных событий земной жизни Господа. Сын Божий стал Сыном Авраама и Давида; Слово Божие стало плотью, чтобы победить смерть и оживотворить человека. Он и наше рождение освятил, и смерть победил.
Вместе с тем, Он показал воскресение, став первородным из мертвых, и в Себе воскресил падшего человека, возведя его на небо одесную Отца.
Между всеми фактами искупления Господа на земле самая тесная и неразрывная связь: если Он не родился, то Он и не умер; если не умер, то и не воскрес из мертвых; если не воскрес из мертвых, то и не победил смерть и не уничтожил ее владычество; а если Он не победил смерть, то как можем восстать к жизни мы, подпавшие смерти от начала?
К принятию Слова жизни приготовлял Предтеча, Иоанн Креститель, возвещая о Нем, что Он есть Христос, на Котором почивает Дух Божий.
Его ученики и свидетели всех Его добрых дел, учения, страданий, смерти, воскресения и вознесения – апостолы, которые, после получения Святого Духа, были посланы Им в мир и призвали язычников, очистив их души и тела крещением водой и Духом Святым. Они исполнили предсказанное пророками призвание язычников.
Эту часть своего произведения святой Ириней заканчивает призывом к пребыванию в истине, святости, праведности и терпении: апостолы учили соблюдать тело и душу в чистоте для воскресения.
Что все это должно было произойти, об этом Дух Божий наперед возвестил пророков, чтобы крепка была вера в тех, которые служат Богу истиной: «Если пророки предсказали о Сыне Божием, что Он явится на земле, и сказали также, где на земле, как и в каком образе Он явится, и Господь принял на Себя все эти пророчества, то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов, которые были посланы Господом во всем мире проповедовать Сына Божия…» А всех заблуждающихся нужно остерегаться и воздерживаться от их нравов, если мы действительно желаем быть угодными Богу и получить от Него в награду спасение.
«Доказательство апостольской проповеди» является в некотором роде катехизисом, назидательной книгой. В ней кратко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый христианин настолько твердо и отчетливо, чтобы быть в состоянии защитить свою веру от еретиков и изложить здравое и безукоризненное слово еще не познавшим веру.
И еще нам всегда важно помнить слова святителя Иринея Лионского: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви; ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни».
Источник: https://MyBook.ru/author/svyashennomuchenik-irinej-lionskij/dokazatelstvo-apostolskoj-propovedi/read/
Священномученик Ириней Лионский. Православный календарь на 5 сентября
05 Сентября 2018 00:10 / Церковь
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
5 сентября (23 августа по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 15-й седмицы по Пятидесятнице (то есть пятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).
День постный, на трапезе благословляется пища с растительным маслом.
Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы и память десяти известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.
***
Священномученик Ириней, епископ Лионский. Святой Западной Церкви, глубоко почитающийся и среди православных христиан. Один из ведущих богословов II века, известный апологет, второй по времени епископ французского города Лиона.
Святитель Ириней прославился многими сочинениями, в которых утверждал истинную христианскую веру, обличая язычников, гностиков и еретиков.
В своих произведениях (наиболее известное среди которых так и называется «Против ересей») святой всегда опирался на Священное Писание, которое знал в совершенстве.
В 202 году от Рождества Христова в царствование римского императора-язычника Севера святитель Ириней был усечен мечом за верность Христу и Его Церкви.
В честь именно этого святого в России действует основанный в 1993 году профессором Александром Дворкиным и отмечающий в 2018 году 25-летний юбилей Центр религиоведческих исследований священномученика Иринея Лионского, деятельность которого направлена на противодействие тоталитарным сектам и реабилитацию их жертв.
***
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский). Святой страдалец за Христа и Его Церковь начала IV столетия. Святой Лупп был слугой другого великого христианского подвижника – великомученика Димитрия Солунского.
Слуга присутствовал при страданиях и мученической кончине своего господина и смог омочить собственную одежду кровью великомученика Димитрия, а также взять с его руки перстень. Этими святынями с молитвами к их хозяину святой Лупп сотворил в Солуни множество чудес.
Однажды мученик Лупп разгромил языческих идолов, за что подвергся преследованиям, однако чудесным образом долгое время оставался не пойманным.
И только когда святой страдалец добровольно сдался язычникам, то повелением императора Максимиана Галерия принял мученический венец, будучи усеченным мечом. Это произошло около 306 года от Рождества Христова.
Источник: https://tsargrad.tv/articles/svjashhennomuchenik-irinej-lionskij-pravoslavnyj-kalendar-na-5-sentjabrja_156281
5 сентября. Священномученик Ириней Лионский
Церковный календарь. 5 сентября (23 августа ст. стиль)
Сегодня Святая Церковь отмечает отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы и молитвенно почитает: сщмч. Иринея, еп. Лионского (II-III); мч. Луппа Солунского (IV в.); прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547); свт.
Каллиника I, патриарха Константинопольского (VII-VIII вв). Новомучеников: сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского; Иоанна Вострогова, пресвитера и мч. Николая Варжанского; сщмчч. Павла Гайдая и Иоанна Карабанова, пресвитеров.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы обратимся к истории формирования состава книг Нового Завета, немаловажную роль в которой сыграл священномученик Ириней Лионский, епископ Лионский.
Будущий великий богослов и апологет родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский.
Он же крестил юношу, рукоположил во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции). В 178 году, спустя год после мученической кончины местного епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна.
«В короткое время, – писал о нем святитель Григорий Турский, – он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!»
Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно «Против ересей». В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений.
Еретики гностики (от греческого слова «гнозис» – «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий – лишь истечение (эманация) Божества.
Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов) и мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом».
В опровержение этой ереси святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он, – учил святитель Ириней, – Иисус Христос – Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом».
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, – писал святитель. – Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».
Особо хотелось бы выделить вклад священномученика Иринея в формирование канона Нового Завета. Нам часто кажется, что то положение дел, которое мы имеем на данный момент, было и всегда. Но вот мы видим святого Иринея, который жил в то время, когда не было такой Книги, как Библия.
Был сборник книг Ветхого Завета, и было множество евангелий, подлинность которых была под сомнением, не говоря уже о посланиях апостольских.
И вот святой становится защитником православной веры и с рассуждением и молитвой выбирает из множества книг именно те, которые через сто с лишним лет на соборе в Никее назовут книгами Нового Завета.
Он выбрал Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, ряд подлинных посланий апостолов и Откровение апостола Иоанна Богослова. Может быть, он не распознал всех истинных посланий, но не ошибся ни разу.
Дорогие братья и сестры, в наш век мы сталкиваемся с таким количеством «православной литературы» (именно в кавычках), что всем нам необходима молитвенная помощь священномученика Иринея. Когда нам кто-то рассказывает, что та или иная книга или автор хороши или плохи, нужно всегда допускать возможность ошибки.
Открыли книгу или брошюру, начали читать, и если сердце смущается хоть в какой-то строчке, если где-то есть несоответствие духу любви, противоречие Евангелию – не надо насиловать себя и заставлять себя поверить в абсурд.
Выпишите мысль, смутившую вас, сходите к опытному, желательно, образованному в интересующей вас области священнику, задайте ему этот вопрос. Ищите дух любви.
Если недоразумение разрешится и выявится ваше недопонимание, то хорошо, а если книга по духу противна апостольской православной вере, то подумайте, не зря ли вы тратите время и духовные силы? Но бывает и так, что и противные вере книги прочесть надо, ведь и святой Ириней на зубок знал все еретические трактаты своего времени, знал и адекватно отвечал на вызов.
Осталось только сказать, что святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году, в царствование императора Севера.
Дорогие братья и сестры, целый ряд трудов святого Иринея дошел до наших дней, они переведены на русский язык, и всем советую почитать их, ведь эти книги так близки ко времени жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Священномучениче Иринее, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/5-sentyabrya-svyaschennomuchenik-iriney-lionskiy
Свято-Покровский Голосеевский монастырь
Священномученик Ириней, епископ Лионский
Богоносный Ириней1, который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир»2, дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года.
В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна.
Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.
«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа.
От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий.
Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина»3.
Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177).
Как на пресвитера4 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии.
В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов5. Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.
Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей.
Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине.
«Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он6.
Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь.
Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана.
Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере»7.
Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса»8, который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями.
Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума.
Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную.
Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.
Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека9. Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом10, как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой.
Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы.
Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама.
Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе11.
«Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу»12.
Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога.
Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий.
И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление.
«Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога»13.
Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах14.
После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви.
По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось.
Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра15. Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»
1 В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
2 Греч. иринеос – «мирный».
3 Против ересей. III. 24. 473–475.
4 Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
5 См.
память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.
6 Против ересей. III. 4. 1.
7 Цитируется у Евсевия: см.: его «Церковную историю» (V. 24. 13).
8 Этих гностических мифов на основе гедонистического индивидуализма. Отсюда вытекает актуальность тех блистательных опровержений гностических идей, которые дает св. Ириней.
9 Учение о том, что «все земное и небесное соединится под главою Христом» (ср.: Еф.
1: 10), являющееся основным для св. Иринея, находит свое объяснение главным образом в сочинениях «Против ересей» (III. 21. 10) и «Доказательство апостольской проповеди» (33).
10 См.: Против ересей. V. 1. 1.
11 См.: Там же. V. 17; Доказательство апостольской проповеди. 34.
12 Против ересей. IV, 38.
13 Там же. IV. 20. 5–7.
14 Хотя большая часть его трудов не сохранилась по-гречески, некоторые основные идеи св. Иринея воспроизводятся у свв. Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и т.д. Его, таким образом, можно с полным правом считать одним из важнейших богословов периода, предшествовавшего Никейскому Собору.
15 Эти мощи были выброшены протестантами в 1562 г.
Источник: http://goloseevo.com.ua/?p=10816&lang=ru