Священномученик кирилл, митрополит казанский

Кирилл (Смирнов) (1863 – 1937) – митрополит Казанский и Свияжский, священномученик

Память 20 ноября (7 ноября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в Соборах Воронежских, Липецких и Санкт-Петербургских святых.

В миру Смирнов Константин Иларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Обратите внимание

21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Смерть жены и дочери подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

С 1908 по 1918 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.

19 марта 1918 года святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку.

Важно

Месяц, проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов, которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин.

Не сумев добраться до Грузии, он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о “Об устроении Православной Церкви в “Закавказье”. Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение Высшему Церковному Управлению.

В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению “в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным” и заключили в тюрьму В.Ч.К.

В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что “выехал из Москвы в городе Казань без разрешения В.Ч.К.”.

Владыка был приговорён к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме находился в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым).

Совет

В 1921 году его освободили по амнистии, и владыка возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1922 году его вновь арестовали и после заключения в Московской тюрьме сослали в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая “договориться”, то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

Совет

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве со святителем патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким.

ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: “Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы… “.

Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя.

Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины святителя патриарха Тихона, он не смог восприять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

Совет

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Источник: https://mitropolia.kz/november/533-kirill-smirnov.html

Житие священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского (†1937)

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви.

После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию, в которой, как и многие студенты тех лет, оказался под сильным влиянием незаурядной личности инспектора Академии архимандрита Антония (Вадковского), который очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой будущего самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и с ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря. Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его … в качестве диссертации магистерской»

В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем – настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году – священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия.

Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского. Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским).

Обратите внимание

В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии.

«В его лице, – сказал владыка Антоний, – Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».

В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями.

Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили.

Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем.

Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию.

Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер.Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине.

В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Важно

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служений, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах. Да что – единоверцы, даже левая печать, представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора.

Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде.

Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.

Совет

В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Уже первой своей речью-импровизацией епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство.

Владыка предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью Подобные слова из уст правящего архиерея (да еще прибывшего из столичного Петербурга) по тем временам были чрезвычайной редкостью.

Вообще, как отмечалось тогда тамбовскими газетами, «новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой,.. и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов» .

Все было ново для тамбовской паствы: и проникновенные проповеди епископа Кирилла, и полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), и неустанная энергия епископа, постоянно совершавшего архипастырские поездки по городам и весям епархии (в год владыка успевал объезжать до 120 храмов – и это при тех-то российских дорогах). Так будущий священномученик освятил целый ряд храмой в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии (ныне Воронежской области). Владыка ввел архипастырские с народом беседы и общенародное пение, а также ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия. После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия.

Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.

Совет

Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года.

Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое… Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело.

В октябре 1917 года состоялась встреча соборной делегации, возглавляемой архиепископом Кириллом, с А.Ф.Керенским для обсуждения возможности восстановления преподавания Закона Божия в школах.

Впечатления от этой встречи делегированные Собором депутаты вынесли самые негативные, о чем архиепископ Кирилл подробно рассказал Собору.

1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.

Читайте также:  Святитель игнатий брянчанинов

Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.

В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , – рапортовали в Секретном отделе ВЧК.

Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов). Все они признали безусловный авторитет Казанского митрополита.

Тот, чей жизненный путь хотя бы единожды пересекся с исповеднической стезей владыки Кирилла, уже не мог забыть образ этого удивительного иерарха.

Обратите внимание

Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в Бутырской тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих… ».

В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря, почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия.

За свое недолгое пребывание в Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви. Владыка весьма высоко ставил достоинство и ответственность православного иерарха.

Ему не простят его ответ на предложение председателя комиссии по изъятию церковных ценностей Денисова «помочь» своим авторитетом Советской власти: «За время революции очень много лили грязи на духовенство, – сказал владыка, – а теперь зовете нас к себе на службу.

Этого не будет, я лично не хочу исполнять роль полицейского, прокладывающего путь работе комиссии по изъятию ценностей, и за последствия история нас может жестоко осудить. Для нас более славно не участвовать в этом деле, и менее славно – участвовать». Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.

А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество. – сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы… ».

И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.

Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождения митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями.

Важно

Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).

Осенью 1926 года группа епископов предприняла подготовку к тайным выборам патриарха, в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла.

Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо – свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край.

Выдающегося иерарха Русской Церкви, столпа веры православной, в те времена не мог миновать мученический венец. Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых ).

37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет – в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года – на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.

Источник: https://sobor-voronezh.livejournal.com/78011.html

Память 20 ноября

Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский.
Родился 26 апреля 1863 года в СПБ епархии. В 1887 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 года рукоположен во священника. 1894 год – законоучитель 2-й СПБ гимназии.

1900 год – настоятель Кронштадской Троицкой церкви. В 1902 году овдовел и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником духовной миссии в Урмии в сане архимандрита. 6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. 30 декабря 1909 года – епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа.

В 1914 году участвовал в прославлении Св. Питирима Тамбовского. 19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский. С апреля 1922 года епархией не управлял, жил в Красноярской области.

Совет

В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности.

Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу, знал его твердую веру и светлый ум, но несмотря на эти свои достоинства, митрополит Кирилл допустил большую ошибку, став на сторону оппозиции против митрополита Сергия. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.

По его мнению, организовав Синод, Митрополит Сергий превысил полномочия не только Заместителя, но даже и Местоблюстителя. Протестовал он и против возношения имени Заместителя Патр. Местоблюстителя митрополита Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектениях, молебнах и т.д.

общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими. Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия “потерявшим душевное равновесие”.

В отличие от иосифлян и других раскольнических группировок, митр. Кирилл не считал безблагодатными священнослужения и таинства, совершаемые митрополитом Сергием и единомышленными ему епископами, но в то же время считал нужным воздержаться от общения с ними.

Она заявил, что пока не будет уничтожен Синод, он, митрополит Кирилл, не будет признавать обязательным к исполнению ни одного церковно-административного распоряжения, издаваемого Синодом и митрополитом Сергием. Митр. Кирилл заявлял, что не будет ни литургисать с архипастырями, единомысленными митр. Сергию, но молиться за общим богослужением в храмах, подчиняющихся Патриаршему Синоду.

Для мирян он допускал возможность посещения богослужения и причащение в таких храмах, если нет поблизости других, но рекомендовал не участвовать деятельно в жизни этих приходов. Говорил, что в случае смертной опасности, если не будет священника, разделяющего его взгляды, он со спокойной совестью примет напутствие и елеосвящение от подчиняющегося Синоду священника.

Считая такое отделение необходимой и единственной возможной формой протеста, митр. Кирилл хотел этим побудить митр. Сергия признать свои действия ошибочными и раскаяться в них. Кроме того, этим отделением он хотел подчеркнуть свое “нежелание участвовать в чужих грехах”.

Обратите внимание

Такими же причинами он объяснял и отделение митрополита Иосифа и других, оправдывая их действия, не зная, однако, как далеко они зашли в своем заблуждении, в своих хулах на Церковь. Несмотря на большую известность и авторитет митрополита Кирилла, его отход большого влияния на русский епископат не имел. Известен только один епископ – Амфилохий (Скворцов), который под влиянием митр.

Кирилла окончательно вступил на путь оппозиции. Но его оппозиция не была активной, она выразилась только в удалении с кафедры. По всей вероятности, малое значение отхода митр. Кирилла объясняется тем, что его теория была очень шаткой и психологически было трудно воспринять ее и остановиться на этой ступени. По определению митрополита Сергия, это – “попытка сохранить лет на горячей плите”.

Следуя теории митр. Кирилла на практике невозможно было удержаться от дальнейших шагов в сторону от Православной Церкви, ближе к самым крайним раскольническим группировкам. Те, кто отказывались от Евхаристического общения с Патриаршей Церковью, самым делом показывали, что не признают благодатности совершаемых в ней таинств, хотя бы на словах и признавали их. Недаром митр.

Сергий указывал на 8-е правило Св. Апостолов, которое угрожает отлучением от церковного общения “епископу и всякому из священного списка”, кто при совершении литургии не причастился. Причина такой строгости в том, что подобным поступком приносится вред народу, и на совершающего литургию “наводится подозрение, якобы неправильно совершал”. Даже и сам митр.

Кирилл не удержался на своей скользской позиции и своими действиями показал именно то, что одна часть его теории противоречит другой. Следуя своему решению отделиться от Синода и митрополита Сергия, митрополит Кирилл посоветовал священнику, запрещенному своим епископом за молитвенное общение с викторианами, не подчиняться этому запрещению.

Тем самым он отверг наличие благодати у запрещавшего епископа, отверг его право вязать и разрешать. Как правящий епископ, хотя и находящийся вдали от епархии, митр. Кирилл 2/15 мая 1929 года написал письмо, посланное в Казань, но адресованное на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В этом письме, отвечая на вопросы верующих, он изложил все свои взгляды на положение церковных дел.

Учитывая, что отход митр. Кирилла может произвести новые нестроения в Церкви, митрополит Сергий ответил письмом, в котором подробно разобрал все пункты расхождения и просил митрополита Кирилла признать свои ошибки и не спешить порывать общение. Таким образом, между ними завязалась переписка, материалы которой, очевидно, хранятся в архивах Московской Патриархии.

Ни митрополиту Сергию, ни членам Синода не хотелось порывать молитвенного общения с уважаемым всеми старейшим иерархом и первым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители, но митрополит Кирилл продолжал упорно держаться своих взглядов. Поэтому 2-го января 1930 года было вынесено постановление Синода о предании митр. Кирилла суду епископов и об устранении его от управления Казанской епархией.

Важно

Право священнодействия с разрешенения епархиальных архиереев за ним оставлялось при условии поминовения митрополитом Кириллом местного православного архиерея. Был назначен второй срок, 15 февраля 1930 года “для выражения митрополитом Кириллом своего канонического послушания”.

Эта новая отсрочка была дана без твердой надежды на благополучный исход, только для того, чтобы сделать все возможное для его возвращения. Митр. Кирилл остался при своих убеждениях, и с 15 февраля 1930 года постановление Синода вошло в силу. В 1934 году митрополит Сергий еще раз возобновил попытку примирения с митр. Кириллом, который в то время проживал в Казахстане.

К нему два раза, 20 января и 27 февраля посылали для переговоров епископа Ржевского Палладия (Шерстенникова), но он по-прежнему был неумолим. Только незадолго до своей кончины митрополит Кирилл, наконец, примирился с митрополитом Сергием и Патриаршим Священный Синодом. Скончался митрополит Кирилл в августе 1941 года от укуса змеи [расстрелян 20 ноября 1937 г.]. Характеризуя настойчивость митр.

Кирилла, рассказывают один случай из его прежней жизни. Совершая однажды Крещенское богослужение в присутствии царской фамилии, он отказался выполнить требование министра двора и освящать кипяченую воду. Вода, как принято, была освящена речная. Из Определения Св. Синода от 31 марта 1999 г.

: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Кирилла (Смирнова; 1863-1937), митрополита Казанского и Свияжского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников Российских Преосвященного митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Литература: “Церк.Вед.” 1904, № 21, с. 257. -“- 1908, № 9, с. 45. -“- 1910, № 2, с. 3. -“- 1913, № 17-18, с. 182. -“- 1918, № 19-20, с. 114. “Русск. Паломн.” 1904, № 32, с. 558. “Изв. Каз. Еп.” 1914, № 5, с. 152. “Красный Архив” 1928, № 26, с. 121. “Мисс. Календ.” 1907, с. 134. “Вестн. Св. Син. Прав. Р. Ц.” (обнов.) 1928, № 5, с. 3, 4, 1930, 3 48-49, с. 11. “Прав. Собес.” 1905, март, с. 537. “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 126-127. Елевферий митр.: “Неделя в Патриархии”. Париж, 1933, с. 34, 74, 115, 118, 119, 120. Елевферий митр.: “Соборность Церкви. Божие и Кесарево”. Париж, 1938, с. 49, 177-178, 182-186, 193, 194, 201, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 213, 215. Епископ Иоанн (Снычев): “Церковные расколы”, с. 387-401. Переписка митр. Кирилла с митр. Сергием (материалы по Иосифлянскому расколу, т. 1, с. 5-22, 25-43). Булгаков, с. 1412, 1414. БЭС, т. II, с. 1309, 2145-2146. ФПС I, ? 13, с. 1. ФПС III, с. 4. ФАМ I, № 141, с. 11. Auszuge aus den Briefen, in: M. Pol'skij, Novye muceniki, II, 297-299; Regelson 166-168, 179-184, 469-471; M.I. Andreyev, Russia's Catacomb Saints, 242-259. Zizneopisanie Mitropolita Kirilla, in: Prav. Rus' 1981, 17, 5-7. M. Pol'skij, Novye muceniki, I, 181; 11, 295-297. I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 235-241. Regel'son 164-184, 236, 312, 394, 400, 413, 428, 452, 468f., 472f., 493-496, 528, 534, 559. Joh. Chrysostomus, Kirchengescichte I, 97-334, 339; 11, 12, 23, 28, 121, 124, 129, 223-229, 242, 303, 305. Prav. Put' 1980, 101-105. E.L. Episkopy-ispovedniki (S. Francisco 1971) 26-35. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 47-49, 329, 335, 337, 342. D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.

Читайте также:  Пророк иона

A. Levitin – V. Savrov, Ocerki po istorii 111, 38-42.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3966

1. База данных ПСТГУ

Места заключения Коми (Зырян) АО, г.Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), с.Усть-Кулом Находился в ссылке вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), епископом Василием и архимандритом Неофитом

Вятская губ., г.Котельнич

Аресты Вятка Год ареста 1926 День ареста 21 Месяц ареста 12

 Арестован в Вятке при ГООГПУ (в ссылке, которую Владыка отбывал в г.Котельниче)

http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iVu0eeyvbdOqcvru0vy8ec0kUUizWsOeceG0cduufvy8is01VfuLafO0bfO1bdOqcvru2dOiUTaxWB0smBU*

Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области.

Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела Г. П. У. Е. А.

Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке Владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

http://eparhiya.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=274:2011-11-19-13-34-53&catid=7:2010-12-09-05-27-08&Itemid=51

Назад к списку

Источник: http://martirologvyatka.ortox.ru/podvizavshiesja_novomucheniki_i_ispovedniki/view/id/1107955

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (память 7 ноября по старому стилю)

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Смирнов Константин Иларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане.

Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и – жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество.

Совет

Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. С 1908 по 1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией.

Важно

Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа.

В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление Святителя Питирима Тамбовского (память 28 июля).

Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: “Всё, что не от веры – грех”, – высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: “Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории”.

Во время войны, по инициативе Святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе Владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

Обратите внимание

19 марта 1918 года Святитель назначается на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. В 1919 году его арестовали в Москве по обвинению “в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным” и заключили в тюрьму ВЧК.

В 1920 году, после освобождения, он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что “выехал из Москвы в г. Казань без разрешения ВЧК”. Владыка приговаривается к заключению в лагере на 5 лет.

Совет

В Таганской Московской тюрьме он находится в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым).

В 1921 году его освобождают по амнистии и Владыка возвращается в Казань, но в 1922 году его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским (память 18 декабря). Вместе они написали обращение к верующим по поводу “Живой церкви”, которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.

), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А.

Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая “договориться”, то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. Патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким.

ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания Владыка сказал Святейшему: “Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…”.

Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок.

Важно

По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре Святителя снова отправляют в ссылку.

По этой причине, после кончины св. Патриарха Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Источник: https://pdnr.ru/a24409.html

священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский | Вятская Переправа

священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский

20 ноября 

священномученика Кирилла (Смирнова,1937), митрополит Казанский

Память 20 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в Соборах Воронежских, Липецких и Санкт-Петербургских святых и Собор отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918

  • в 1923 сослан в Коми (Зырян) АО, г. Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), с. Усть-Кулом, но ссылку отбывал в Вятская губерния г. Котельнич, где и был арестован 21 декабря 1926 года.

В миру Смирнов Константин Иларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Обратите внимание

21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.

), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельнич Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А.

Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким.

Совет

ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…».

Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чимкент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

20 ноября был расстрелян в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Тропарь, глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

Дополнительно

Из книги

Сергей Иосифович Фудель Воспоминания

Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России.

Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы.

На нем была не громоздкая и нелепая шуба, а теплый меховой подрясник, твердо опоясанный ремешком, как древний кафтан, высокая меховая шапка и шарф, закрученный поверху, с концами за пазухой, как это делали когда-то московские извозчики. Это был Илья Муромец, принявший под старость священство.

Читайте также:  Священномученик владимир (богоявленский), митрополит киевский

В той камере нас застало Рождество 1922 года, и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером, неожиданно оказавшимся хорошим церковным певцом. Мы стояли перед голой стеной, и облачения уже, конечно, не было – ведь мы были на этапе, – но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда.

Источник: http://vyatkapereprava.ru/20-noyabrya/svyashhennomuchenik-kirilla-smirnov-mitropolit-kazanskiy.html

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ноябрь 19th 2010 –

память: 7/20 ноября.

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился в 1863 году в Санкт-Петербургской губернии, в городе Кронштадте, в семье псаломщика.

В 1887 году Константин Иларионович окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, был рукоположен епископом Выборгским Антонием (Вадковским) во иерея и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге. Одновременно отец Константин стал преподавателем Елисаветинской гимназии и Второй гимназии в Санкт-Петербурге.

В 1900 году отец Константин был назначен на должность настоятеля Свято-Троицкого кладбищенского храма в Кронштадте. Здесь его постигло страшное горе: маленькая дочь Ольга проглотила иголку и мучительно умерла, вслед за ней, не пережив горя, умерла и его жена, тоже Ольга.

Обратите внимание

Это несчастье подвигло 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Он был пострижен в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и назначен на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

А в 1904 году состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В этой должности он пробыл 5 лет.

Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, владыка ввёл в Александро-Невской Лавре всенародное пение за богослужением.

К епископу Кириллу буквально притягивались люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой, любовью и преданностью Богу, прямотой и внутренней силой.

В 1908 году святой праведный Иоанн Кронштадтский перед своей смертью просил, чтобы его отпевал епископ Кирилл, которого он знал еще по его служению на Кронштадском приходе.

С 1909 года владыка Кирилл управлял Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места ради общения с паствой.

Во время февральских событий 1917 года владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917—1918 годов архиепископ Кирилл был выдвинут вторым из кандидатов на Патриаршество.

Важно

В последствии он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

В 1918 году владыка был возведен в сан митрополита и назначен на Тифлисскую и Бакинскую кафедру, но к месту назначения в связи с революцией прибыть уже было невозможно.

Вскоре митрополита Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным». Через год он был освобожден и назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, а через месяц вновь арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК». Его приговорили к заключению в лагере на 5 лет.

В Таганской тюрьме он находился в одной камере с епископами Феодором (Поздеевским) и Гурием (Степановым). В это же время в Таганской тюрьме были заключены митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископ Анатолий (Грисюк) и епископ Петр (Зверев).

В 1921 году владыка Кирилл возвратился в Казань, но в 1922 году его вновь арестовали и отправили в ссылку в Усть-Сысольск.

По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года митрополит Кирилл был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Однако, находясь в ссылке в Зырянском крае, владыка не мог воспринять должность Местоблюстителя.

По завещательному распоряжению Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) митрополит Кирилл также был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (за митрополита Сергия (Старгородского) в то время была одна подпись). Но интронизации митрополита Кирилла не состоялась, так как эта акция стала известна ГПУ.

Совет

В том же году находящегося в ссылке в Вятке митрополита Кирилла арестовали и отправили в Сибирь, в Туруханский край, а затем в город Енисейск.

В Туруханском крае ночь длится полгода, прерываясь только северным сиянием, все это время люди здесь оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Коротким полярным летом людей истязают мириады мучительных комаров, распространена цинга… Такова была обстановка в ссылках за Полярным кругом.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия (Страгородского), владыка Кирилл отделился от общения с ним и с того времени находился в оппозиции.

В административно-церковной деятельности митрополита Сергия митрополит Кирилл видел превышение полномочий, предоставленных ему званием Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой.

Когда митрополиту Кириллу стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом святого Патриарха Тихона от 1920 года, согласно которому епископы, в условиях невозможности централизованного церковно-административного управления, должны создавать местное самоуправление, чтобы потом, при более благоприятных условиях, дать отчёт о своей деятельности Собору.
В 1929 году митрополит Кирилл был уволен от управления Казанской епархией на покой.

После освобождения из ссылки в 1933 году, святитель Кирилл непродолжительное время проживал в городе Гжатске.

Единомысленное духовенство настойчиво просило его заявить свои права и взять на себя бремя управления Церковью. Но владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году Святитель приехал в Москву, чтобы последний раз встретиться с митрополитом Сергием. Встреча была краткой.

Вскоре митрополит Кирилл был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы.

Обратите внимание

Его вновь приговорили к 3 годам ссылки, которую он отбывал в Казахстане. Здесь он встретился с митрополитом Иосифом (Петровых).

В 1937 году митрополит Кирилл, находясь в ссылке, был арестован и заключён в тюрьму в городе Чимкент. Он обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство». На допросе владыка держался мужественно и всю ответственность по обвинению взял на себя.

20 ноября 1937 года священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-kirill-smirnov-mitropolit-kazanskij-i-sviyazhskij.html

Колонка Настоятеля: Все статьи

  Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Смирнов Константин Иларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии.

  В 1887 году Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

  С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане.

Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество.

Совет

Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

  6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

  Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. С 1908 по 1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией.

Важно

Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа.

В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление Святителя Питирима Тамбовского (память 28 июля).

  Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», — высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

  Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

  Во время войны, по инициативе Святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

  На Поместном Соборе Владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

  19 марта 1918 года Святитель назначается на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. В 1919 году его арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму В. Ч. К.

  В 1920 году, после освобождения, он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В. Ч. К.». Владыка приговаривается к заключению в лагере на 5 лет.

Совет

В Таганской Московской тюрьме он находится в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым).

В 1921 году его освобождают по амнистии и Владыка возвращается в Казань, но в 1922 году его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

  В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским (память 18 декабря). Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.

), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела Г. П. У. Е. А.

Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

  В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. Патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. Г. П. У.

навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания Владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…».

Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

  Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок.

Важно

По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре Святителя снова отправляют в ссылку.

По этой причине, после кончины св. Патриарха Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

Обратите внимание

  В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом, но интронизация его не состоялась, так как Г. П. У. стала известна эта акция.

Источник: http://www.holytrinitymission.com/index.php/ru/blog-all/888-svyashchennomuchenik-kirill-mitropolit-kazanskij-i-sviyazhskij-1863-1937-rasstrelyan-20-noyabrya-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector