Священномученик константин лебедев, священник

Священномученик иерей Константин

(Лебедев Константин Николаевич, +09.07.1918)

Священномученик Константин (Лебедев) родился в 1884 году. Два года Константин Николаевич учился в Пермской Духовной семинарии, в 1909 году был рукоположен в сан диакона, а в 1912-м — в сан священника. В сентябре этого же года отца Константина определили на священническое место при Пророко-Илиинской церкви Усть-Уткинской пристани Верхотурского уезда.

Перед революцией отца Константина перевели на служение в Спасскую церковь села Уецкого Камышловского уезда. Первый каменный храм в селе был заложен в 1807 году в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и сооружался на средства прихожан.

В мае 1863 года в Уецком произошел сильный пожар, уничтоживший почти все село. При пожаре сильно пострадал и храм. Жители, несмотря на то, что сами остались без жилья и имущества, проявили любовь к дому Божиему, собрали средства и восстановили храм.

Обратите внимание

При этом были сделаны новые иконостасы — деревянные, украшенные золоченой резьбой.

Во время революции и гражданской войны отец Константин остался служить на своем приходе, несмотря на начавшийся красный террор. Волна диких, безудержных расправ большевиков над беззащитными людьми прокатилась по всему Камышловскому уезду. В газете «Зауральский край» так писали об этом времени: «…Большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада.

Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям.

Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно».

Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением красного террора. Отступление красных из какого-либо населенного пункта непременно влекло за собой расправы над жителями.

При выборе способа казни большевики были весьма изобретательны. Приговор «расстрел», или «высшая мера наказания», мог означать мучительное, ужасное умерщвление.

Но и в кровавые, зловещие дни лета 1918-го отец Константин не пытался скрыться от грозящей опасности, но продолжал совершать богослужения.

8/21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую, в полевой штаб Красной армии. Доставленный туда, отец Константин был заперт в сторожке при пожарной охране.

Важно

В ночь на 9/22 июля в сторожку пришли красноармейцы, чтобы совершить над невинным священником казнь. Перед смертью батюшка был подвергнут жестоким мучениям. Свидетелем мучений был ночной сторож. Он слышал, как отец Константин просил своих мучителей поскорее его убить, а не мучить.

Смерть не пугала мужественного страдальца, претерпевшего страшные пытки, она была для него скорее избавлением.

Святитель Иоанн Златоуст так писал о венце мученичества, которого сподобился и отец Константин: «Великое дело — видеть палачей, стоящих вокруг и терзающих ребра… Когда чувство уже притупилось от разнообразных мучений, то и смерть кажется уже не страшною, но некоторым освобождением и отдохновением от налегающих бедствий».

Обезображенное тело священника палачи закидали соломой и навозом. Но Господь, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, облек Своего служителя в «великий погребальный покров — мученичество», украсил «одеждою, драгоценнейшею всякой царской багряницы, всякой драгоценной порфиры…»

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Константин Лебедев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

ИСТОЧНИК ПСТГУ

Источник: https://martyr.ru/1399-postradavshie-za-khrista-22-iyulya-9-iyulya-st-st

Священномученик константин лебедев

Память 9 / 22 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Екатеринбургских святых

Родился в 1882 году.

Уволился из I класса Пермской духовной семинарии. 22 февраля / 7 марта 1906 года был допущен к исправлению должности псаломщика в приходе Аверинском Екатеринбургского уезда[138].

12 / 25 апреля 1909 года рукоположен в сан диакона епископом Екатеринбургским Владимиром к Богоявленской церкви села Кочневского Камышловского уезда[139]. Член Кочневского церковно-приходского попечительства[140].

26 января / 8 февраля 1911 переведен к храму села Уктусского Екатеринбургского уезда[141].

Совет

25 сентября / 8 октября 1912 года рукоположен в сан священника епископом Екатеринбургским Митрофаном, назначен на священническую вакансию к храму пророка Божия Илии села Усть-Уткинской Пристани Верхотурского уезда[142].

30 октября / 12 ноября 1915 года переведен на диаконскую вакансию в приход Беляковский Камышловского уезда[143].

27 октября / 9 ноября 1916 года определен на священническое место к церкви села Катарацкого Шадринского уезда[144].

С 1917 (?) года служил в приходе Уецком Камышловского уезда Пермской губернии.

Село Уецкое, бывшая Уецкая слобода, находится в 70 километрах от города Камышлова, недалеко от железнодорожной станции Поклевская. Расположено оно на левом берегу реки Пышма, близ озера Уецкое, от наименования которого и получило свое название.

Первый каменный храм был заложен в 1807 году в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и сооружался на средства прихожан. В мае 1863 года в Уецком произошел сильный пожар, уничтоживший почти все село. При пожаре сильно пострадал и храм.

Жители, несмотря на то, что сами остались без жилья и имущества, проявили любовь к дому Божиему, собрали средства и восстановили храм. При этом были сделаны новые иконостасы — деревянные, украшенные золоченой резьбой.

Во время революции и гражданской войны отец Константин остался служить на своем приходе, несмотря на начавшийся красный террор. Волна диких, безудержных расправ большевиков над беззащитными людьми прокатилась по всему Камышловскому уезду. В газете «Зауральский край» так писали об этом времени: «…Большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада.

Про­цент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям.

Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно».

Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением красного террора. Отступление красных из какого-либо населенного пункта непременно влекло за собой расправы над жителями. При выборе способа казни большевики были весьма изобретательны. Приговор «расстрел», или «высшая мера наказания», мог означать мучительное, ужасное умерщвление.

Обратите внимание

Но и в кровавые, зловещие дни лета 1918-го отец Константин не пытался скрыться от грозящей опасности, а, несмотря ни на что, продолжал совершать богослужения.

8/21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую, в полевой штаб Красной армии. Доставленный туда, отец Константин был заперт в сторожке при пожарной охране. В ночь на 9/22 июля в сторожку пришли красноармейцы, чтобы совершить над невинным священником казнь.

Перед смертью батюшка был подвергнут жестоким мучениям. Когда было найдено тело о. Костантина, оказалось, что лицо у батюшки сильно обезображено, борода вырвана, кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны. Мучения о. Константина были невыносимыми.

Ночной сторож слышал, как батюшка просил своих палачей поскорее убить его, а не мучить.

17 июля 2002 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Литература

  • Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336 с. С.176.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ “Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века”
    • http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH…tk*

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

Важно

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

И снова слова апостола возносятся на высоту, немыслимую для нас. Апостол призывает паству сделать самую жизнь свою даром Богу, дабы самыми делами и мыслью подражать Богу в делах и словах, а также и мымслях своих.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эту главу, пишет: «Но как тело, спросишь ты, может служить жертвой? Глаз пусть не смотрит ни на что дурное, и он уже сделался жертвой; язык пусть не говорит ничего постыдного, и он стал приношением; рука пусть не делает ничего беззаконного, и она стала всесожжением.

А вернее сказать, и этого не достаточно, но мы должны и делать добро: пусть рука творит милостыню, уста благословляют обидящих, слух постоянно упражняется в слушании слова Божия. Ведь жертва не имеет никакой нечистоты, она есть начаток всего.

Принесем же Богу начаток рук, ног, уст и всего прочего; такая жертва благоугодна, как и иудейская была нечиста: «Жертвы их, – сказано, – они будут для них, как хлеб похоронный» (Ос. 9:4). Но не такова наша жертва. В иудейской приносимое в жертву делалось мертвым, а наша делает жертвуемое живым.

Читайте также:  Школа веры: священное писание (библия)

Когда мы умертвим члены наши, тогда и в состоянии будем жить; этот способ жертвоприношения новый, потому и род огня необыкновенный. Нет нужды в дровах и в сгораемом веществе, но огонь наш горит сам собою и не сожигает жертву, а более оживляет ее. Такой жертвы Бог требовал издревле, почему пророк и сказал: «Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50:19)»[145].

И там же: «Заметь же, как (апостол) с большой точностью пользуется словом. Не сказал он: сделайте тела свои жертвой, но: «представьте», и этим как бы сказал: вы не имеете уже ничего общего с ними, вы отдали их другому.

Как те, которые предоставили боевых коней, не имеют уже на них права собственности, так и ты, предоставив члены свои на брань с диаволом, на это грозное ополчение, не отвлекай их для собственных своих услуг.

Совет

При этом (апостол) внушает еще и то, что, готовясь принести члены свои в жертву, мы должны сделать их безукоризненными, потому что представляем их не кому‑либо из живущих на земле людей, но Самому Царю вселенной – Богу, и не для употребления их только на брани, но чтобы восседал на них Сам Царь.

Господь не отказывается восседать на наших членах, но и весьма этого желает, и чего не избрал бы царь, служащий одному с нами Господу, то избирает Владыка ангелов. Итак, если члены твои должны быть принесены и сделаться жертвой, то отсеки от них всякую скверну, потому что пока есть в них что‑либо скверное, они не могут быть жертвой.

Так, глаз, если смотрит на предметы, возбуждающие сладострастие, не может быть принесен в жертву, а равно и рука хищная и любостяжательная, ноги хромающие при движении и ходящие на зрелища, чрево раболепствующее сластолюбию и возжигающее страсти к удовольствиям, сердце питающее гнев или нечистую любовь, язык говорящий срамное». Вся жизнь христианина должна быть служением Богу.

Привыкший к своеволию ум восстает против этого, но иного способа единения с Богом нет. И тут же апостол призывает не сообразоваться с веком сим, с обычаями мира сего, но руководствоваться одним лишь Словом Божиим, заповедями Господними и обновляться, искореняя в себе греховное и насаждая доброе, Божественное. Это и есть обновление человека в соответствии с Евангелием. Апостол, призывая паству (и нас через Писание это), указывает нам на высоту, кажущуюся недосягаемой. Но сам Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть». Таким образом, сложность пути не будет послаблением, если я, презирая путь спасения, предпочту остаться с собственными грехами…. Господи, на тя уповах, спаси мя!
Евангелие (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Обратите внимание

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

Важно

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[146]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку – домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя

Источник: https://cyberpedia.su/7xc52c.html

Религиозные праздники 22 июля

Священномученик Константин (Лебедев)

Константин Лебедев был простым сельским священником в Пермской губернии. В 1917 году ему было 35 лет, он служил в Спасской церкви в селе Уецком, в 70 километрах от города Камышлова и после революции остался на приходе, где всего духовенства было — он да псаломщик.

А по всему уезду уже начались дикие, безудержные расправы над духовенством. Каждая неудача на фронте вызывала ужесточение террора. Причем приговор «расстрел», или «высшая мера наказания», мог означать мучительное, ужасное умерщвление.

19 января 1918 года патриарх Тихон опубликовал посление, в котором писал: «ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных людей (…) с беспощадной жестокостью, без суда, с попранием всякого права и законности», и предал анафеме «всех христиан или хотя бы по рождению таковых», которые творили насилие над невинными людьми.

Уже тогда стало ясно, что советская власть попытается уничтожить церковь, не считаясь ни с какими законами.

Совет

Буквально с первых ее дней началось активное закрытие монастырей и приходских храмов. В 1918-1920 годах из 1025 дореволюционных обителей было закрыто 673 монастыря и несколько тысяч приходских храмов.

В 1917 году настало время массового мученичества за веру. Первомучеником российского духовенства стал протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками после отступления отряда генерала Краснова из Царского Села только за то, что попытался обратиться к народу со словами мира и утешения во время крестного хода об установлении мира. Крестные ходы стали расстреливать.

Волна гонений нарастала. «Церковников» уничтожали с неслыханной жестокостью. Казни часто сопровождались изощренными пытками и надругательствами.

Так, по данным «Союза духовенства и мирян» города Архангельска, «в Архангельской губернии священник Шангин был убит, а тело разрублено на куски, священник Сурцов много дней подвергался издевательствам, после чего был расстрелян, священник Распутин убит, а тело отдано на съедение собакам». Массовые казни совершались часто без суда и следствия, без соблюдения даже собственных советских законов.

Но и в кровавые, зловещие дни лета 1918-го отец Константин Лебедев не пытался скрыться от грозящей опасности и и продолжал совершать богослужения.

21 июля 1918 года после литургии к нему явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую, в полевой штаб. Там отца Константина заперли в сторожке при пожарной охране, а в ночь на 22 июля там же и казнили без суда и следствия.

Перед смертью его зверски истязали: «борода вырвана с мясом», «кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны». Ночной сторож слышал, как отец Константин просил своих мучителей поскорее его убить, а не мучить.

Обезображенное тело священника палачи закидали соломой и навозом.

17 июля 2002 года он года был причислен к лику святых новомучеников Российских.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37455625-religioznye-prazdniki-22-iyulya/

Священномученик Константин Пятикрестовский (1938)

Память: 21 февраля (6 марта)

Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье Михаила Пятикрестовского. Свою фамилию Пятикрестовские получили от прадеда Степана, первого священника в их роду. Он был крестьянином, уроженцем погоста Пяти Крестов под Коломной (на этом месте сейчас построен поселок Цемгигант).

По преданию, кресты были поставлены в память пяти братьев, погибших в Куликовской битве. При поступлении в Коломенское Духовное училище Степана спросили: «Чей ты? Откуда?» Он отвечал, что Яковлев, а живёт в Пяти Крестах. Поскольку в тот год уже двое Яковлевых были зачислены в училище, решили назвать Степана Пятикрестовским.

Читайте также:  Святитель дионисий суздальский

Отец Стефан имел пятерых сыновей, трое из которых – Сергей, Василий и Михаил – стали священниками. Отец Сергий служил в церкви Рождества Богородицы в Путинках, отец Василий – в церкви Рождества Богородицы на Кулишках, отец Михаил – в церкви Космы и Дамиана на Покровке, сначала диаконом, а с 5 января 1902 года священником.

Обратите внимание

Он отличался особым усердием в служении. В голодные 1918–1919 годы (до самой кончины, последовавшей 6 сентября 1919 года) батюшка неукоснительно служил по воскресеньям и праздникам, исполняя обязанности и священника, и диакона, и псаломщика, и даже звонаря. В том же духе ревности по Бозе он воспитывал и своих детей.

У него было три сына, Александр, Константин и Иван, и три дочери – Евгения, Наталья и Мария. Александр и Иван учились в Московской Духовной академии, а Константин, окончив 11 июня 1897 года курс Московской Духовной семинарии по 2-му разряду, образование не продолжил.

8 октября 1897 года он поступил учителем в Георгиевскую двухклассную церковную школу и служил там до принятия священного сана. 11 июля 1899 года Высокопреосвященнейшим Владимиром (Богоявленским), митрополитом Московским Константин Михайлович был определён во священника к Михайло-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии.

10 сентября 1899 года он женился на Людмиле Сергеевне Митропольской, старшей дочери отца Сергия Митропольского, священника Никольского храма на Болвановке (близ Таганской площади). Людмила Сергеевна окончила Мариинское епархиальное училище и два года преподавала в Московском приюте имени Тарлецкой в Сыромятниках.

Вскоре Константин Михайлович был рукоположен во диакона, а спустя месяц – во иерея. Иерейская хиротония была совершена в Елоховском Богоявленском соборе Преосвященным Парфением (Левицким), епископом Можайским. Через несколько дней молодой священник с супругой выехали на приход.

Преподавательский опыт отца Константина пригодился: он сразу же начал занятия по Закону Божию в Коробчеевской земской школе. Главным для отца Константина стало его служение. Он был усердным и заботливым пастырем. Своей отзывчивостью батюшка снискал уважение и известность не только в Коробчееве, но и в окрестных деревнях.

Жители села Троицкое-Кайнарджи приглашали его перейти служить в свой храм, а жители села Чанки звали настоятелем в свою церковь. Дом, отведенный священнику Никольской церкви для жилья, был плохо утеплен. Зимой там было очень холодно, все болели, и матушка Людмила с маленьким сыном надолго уезжала в Москву под родительский кров.

Принятие любого предложения перейти на лучшее место избавило бы отца Константина от крайней неустроенности его личной жизни, обеспечило пригодным жильем и достаточными средствами. Но он остался на приходе, вверенном ему Богом, и облегчения креста своего не искал, безропотно терпел все неудобства и трудности. Условия же его жизни не улучшались, и на третий год служения в Коробчееве он так сильно заболел, что 8 августа 1902 года ему пришлось уйти за штат.

Важно

27 декабря 1903 года по решению Высокопреосвященнейшего Владимира (Богоявленского) священник Константин Пятикрестовский был определен к Николаевской церкви в село Летово Подольского уезда. Он прослужил там около десяти лет.

Всё это время он преподавал в Летовской школе грамоты, до самого ее закрытия.

С 1910 года по 30 мая 1911 года отец Константин состоял членом благочиннического совета, а с 30 мая 1911 года по 18 сентября 1913 года был духовно-судебным следователем.

В марте 1912 года он выдержал экзамен в Московской Духовной семинарии и получил аттестат 1-го разряда. 18 октября 1913 года Высокопреосвященнейшим Макарием (Невским), митрополитом Московским, священник Константин Пятикрестовский был переведён настоятелем в храм Введения Пресвятой Богородицы в Конюшенной слободе близ Дмитрова (сейчас это окраина Дмитрова, именуемая Заречьем).

19 ноября он переехал на новое место служения и с первых же дней стал законоучителем во Введенской земской школе. Супруги Пятикрестовские приобрели у вдовы отца Петра Лебедева, прежнего священника Введенской церкви, старый дом напротив храма, завели крестьянское хозяйство: имели сад, огород, держали коз. Жили в непрестанном труде.

Семья у них росла, родилось четверо сыновей: Кирилл, Пантелеимон, Севастьян и Виталий. Годы, прожитые в Дмитрове, принесли много скорбей. В 1915 году скончалась мать отца Константина. В 1916 году погибла его сестра Евгения Михайловна с мужем, протоиереем Николаем Скворцовым, настоятелем Духосошественской церкви на Лазаревском кладбище. Их в собственном доме зарубили топором грабители.

В 1919 году умерли его отец и тесть. Отец Константин стал замкнутым, немногословным. Средоточием жизни священника остается его служение Богу и людям. Шла война, жизнь становилась труднее, и он, чем мог, помогал нуждающимся, подчас кормил их плодами своих крестьянских трудов.

После революционных перемен, сам терпя нужду, батюшка устраивал обнищавших крестьян на работу – кого в мастеровые, кого в домработницы к своим многочисленным родственникам и знакомым. Его заботы не остались безответными. По мере сил и прихожане старались заботиться о своем батюшке.

Один из них, Федор Иванович Кудрявцев, в 1919–1921 годах, спасаясь от голода, переехал в поселок Белогородню Вольского района Саратовской области. Там жилось легче, и Федор Иванович стал посылать отцу Константину посылки с продуктами. В 1918 году священник Введенской церкви Константин Пятикрестовский был награжден фиолетовой скуфьей.

В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью. Но когда вставал вопрос о вере, о православии, оставался непреклонным. Он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому), за что имел от обновленцев неприятности.

Совет

В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда. 26 апреля 1926 года отец Константин был награжден золотым наперсным крестом. 12 мая 1932 года в Покровском храме на Красносельской улице Москвы епископ Подольский Иннокентий (Летяев) возвёл священника Константина Пятикрестовского в сан протоиерея.

К празднику Пасхи 1936 года он был награжден палицей. В храме Введения отец Константин прослужил двадцать четыре года. Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Одновременно были арестованы четырнадцать священников и диакон Дмитровского собора. В тринадцати селах Дмитровского района были закрыты церкви. И только Введенскую церковь приход отца Константина сумел отстоять, её так и не закрыли.

Священнику предъявили обвинения в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в советы. Весь этот вымысел отец Константин отвергал. В конце допроса сказал: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю.

В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна». 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь.

В один из дней, когда матушка Людмила пришла с сыном к тюрьме с передачей, ей сказали, что ночью «всех попов» увезли. После войны вернулся из лагеря бывший соборный диакон и рассказывал: «После ареста всех заключённых собрали в милиции, явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы. Ни следствия, ни суда не было, повезли в Сибирь».

Отправили в Мариинские лагеря, на лесоповал. Семья не знала, где находится отец. Но однажды от него пришло письмо – маленький бумажный квадратик: «Дорогая Люда! Пишу из г. Мариинска Сиб. распред. лаг. НКВД. Привет моим дорогим деткам и внучатам… Если о чем желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу. Если отсюда вскоре и возьмут, то твое письмо все равно дойдет до меня чрез Сиб. распред. лаг. НКВД». В июне получили извещение, что отец Константин скончался 6 марта 1938 года.

6 июля 1938 года во Введенской церкви Дмитрова состоялось заочное отпевание ее бывшего настоятеля.

Источник:
http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=15

Источник: http://zarechye.ortox.ru/konstantin-pyatikrestovsky/

Священномученик Сергий (Лебедев)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2017-03-23 21:37:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2017-03-23 21:37:00
Протоиерей Сергий Лебедев незадолго перед расстрелом. Москва. Таганская тюрьма, 1938 год.

ТАЙНАЯ РАДОСТЬ ВЕРЫ

Памяти священномученика Сергия (Лебедева)Игумен Дамаскин (Орловский)

Журнал “Фома” | №3/71 | март 2009

22 марта Русская Православная Церковь празднует память священномученика Сергия (Лебедева).

Тихая поленовская Москва. Замоскворечье. Сколько светлых воспоминаний осталось у наших святых мучеников от этого удивительного места, сохранившего в большом городе теплоту отношений между людьми, какие бывают обыкновенно только в селе, где люди, как в большой семье, хорошо друг друга знают, соблюдая нежность христианского отношения к ближнему.

В Екатерининском храме на Большой Ордынке служил отец Сергея Лебедева диакон Петр, имевший близкую дружбу со служившим неподалеку от него в храме святителя Николая в Толмачах диаконом Феодором Соловьевым, в будущем иеросхимонахом Алексием, известным старцем Смоленской Зосимовой пустыни, преподобным, вынувшим жребий на патриаршество священноисповеднику митрополиту Тихону (Белавину).

Родившийся в 1875 году Сергей был воспитан в атмосфере близости к преподобному Алексию, горячая молитва которого помогла юноше всецело устремить сердце свое к Богу. В 1895 году он успешно окончил Московскую Духовную семинарию и в 1898-м был рукоположен во священника ко храму в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря в Москве. В 1901 году скончалась супруга священника, и он остался с трехлетним сыном, заботы о воспитании которого взяла на себя его мать, Мария Павловна. И тогда отец Сергий задумался: оставаться ли ему, вдовому молодому священнику, при монастыре или нет, на что иеросхимонах Алексий определенно сказал: «Оставайся, лучше быть среди голубиц, чем среди волков», так, видимо, обозначая современный мир, все более отходивший от Христа.

В 1920 году отец Сергий был возведен священноначалием в сан протоиерея, а в 1922 году последовала иная «награда», болезненная для плоти, но дорогая душе исповедника — он был арестован безбожниками по обвинению в том, что «вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое…

Читайте также:  Святитель иоасаф белгородский

Патриархом Тихоном», и приговорен к полутора годам заключения. Когда он вернулся из тюрьмы, Новодевичий монастырь был властями уже закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в храме во имя Живоначальной Троицы в Зубове в Москве.14 апреля 1931 года священник снова был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Причиной ареста послужило появление в газете «Нью-Йорк Таймс» его фотографии с подписью: «Знаменитый отец Сергий, один из священников, честно выполняющих свой долг». Через две недели после ареста протоиерей Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

Обратите внимание

Сначала он был отправлен в Великий Устюг Вологодской области, затем в село Кичменский Городок, а потом и вовсе в глухое сельцо. Все эти перемещения по этапу отец Сергий в письмах к родным назвал тогда «прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха».

Оказавшись в ссылке, христиане умели, однако, благодарить Бога за то, что людьми неверующими обычно в условиях свободы почти не ценится.«У нас имелись почти все богослужебные книги под руками, — писал отец Сергий из ссылки, — и мы имели полную возможность править все положенное по уставу церковному у себя дома.

И Господь помог все совершить без всякой помехи, в самой мирной обстановке… День славного Успения встретил и провел в мире, здравии и полном благополучии… Причащался в алтаре Святых Таин, предварительно сам исповедовавшись и исповедав кое-кого из своих духовных чад…

Чтение есть, занятия тоже ежедневно находятся, остается только лишь всей душой благодарить Господа за все Его милости и молить Его за вас и всех благодетелей своих и твердо верить в Его Промысл, бодрствующий надо мною, когда возможно, и передвигающий меня, если это будет нужно и полезно для меня и для вас».

Вернувшись из ссылки в 1934 году, отец Сергий был приглашен заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) быть его секретарем; митрополит таким образом желал материально поддержать священника, так как на его иждивении оказались в то время престарелая мать и две сестры.

Вскоре отец Сергий был направлен служить в храм Петра и Павла в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области.Протоиерей Сергий был снова арестован 21 января 1938 года. Прощаясь с матерью, присутствовавшей при аресте, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся».

Заключенный в Таганскую тюрьму и вызванный на допрос отец Сергий отверг все возводимые на него обвинения, и 15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу.Обращаясь к своим духовным детям, отец Сергий призывал их хранить веру Христову «и в час испытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братий и лжебратий, и под мечом палача…

Вспомните весь собор мучеников, перечитайте их жития, — писал он, — и вы увидите, изнемогло ли Христово слово, оставлял ли Господь в полной беспомощности Своих верных служителей?.. Нет, все с такой радостью ощущали близость Христа к себе, что лобызали орудия мучения и смерти… которые приближали их еще более к Тому, Кто по вознесении Своем на небо с отеческой любовью приготовил им там многие светлые обители».И все сие сбылось. Протоиерей Сергий Лебедев был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 22 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Полный текст жития священномученика Сергия (Лебедева) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март». Тверь, 2006

Священномученик Сергий Лебедев. Из проповеди

«Как мало в нашей современной жизни радости! Как много уныния не только среди обездоленных, но и среди взысканных судьбою людей! Как никогда изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия. Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь… Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей… Почти уже завоеван воздух… А между тем среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние. Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями — все это отклонилось от освежающей человеческое творчество благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедовать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш прежде крепкий православно-русский быт сошел со своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?! Люди становятся все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся ее форм и соединенной с ними жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбий, борьбы всего мелочного и узко-злобного… Несомненно, что раздвоение нравственных идеалов христианства и хода действительной жизни представляет из себя нечто полное великих мук и всяких печальных злоключений. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых Таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для современного человека источником его нравственной силы и деятельности».

Важно

Фотография, помещенная в публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”.

Фотографии, иконы и житие священномученика Сергия (Лебедева) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru.

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/140022.html

Священномученики Николай (Виноградов), Димитрий (Лебедев) и мученик Гавриил (Безфамильный)

Составитель игумен Дамаскин (Орловский)

Во время гонений 1937 года власти часто арестовывали всех членов причта, после чего опустевшие храмы разрушали.

21 октября 1937 года были арестованы настоятель Вознесенского храма в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области протоиерей Николай Виноградов, диакон храма Петр Смирнов и вместе с ними мирянин Гавриил Безфамильный, а также настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в соседнем селе Спирово протоиерей Димитрий Лебедев.

Священномученик Николай родился 21 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова. В 1901 году он окончил Московскую Духовную академию. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника.

В 1914 году отец Николай был удостоен степени магистра богословия. В это время он был настоятелем храма Московского Александровского института, а также законоучителем в этом институте. В 1918 году его перевели на должность настоятеля церкви святителя Николая на Пупышах.

В 1920 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. В 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 года он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока. В том же году награжден митрой.

В 1929 году протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе.

В конце двадцатых годов власти склонили протоиерея Николая к сотрудничеству, он дал согласие, но исполнить то, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог.

1 января 1933 года он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключен в Бутырскую тюрьму.

Совет

На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии Октябрьской революции, — это был случай, который он увидел на улице.

Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина».

Что касается «произнесенных мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили».

19 февраля следствие было закончено. Священники обвинялись в том, что «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви так называемых Флора и Лавра.

Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки».

15 марта 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки, которую он отбывал в городе Каргополе Архангельской области. 2 января 1936 года отец Николай был освобожден и 21 января направлен служить в Вознесенский храм в селе Теряева Слобода Московской области.

21 октября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Его обвинили в том, что он благословил прихожанина Вознесенского храма Гавриила Безфамильного продать помянники для записи имен живых и почивших.

Его также обвинили в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии.

Обратите внимание

На следствии протоиерей Николай ответил, что если он и говорил на эту тему, то только в том духе и смысле, который следует из документов заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия и который нашел свое выражение в молитве о властях предержащих на великой ектении, когда Церковь молится «О державе Российской и о властех ее», и на сугубой ектении «О державе Российской и о властех ее, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

   — Вы, проживая в Теряевой Слободе, вели среди населения антисоветские и контрреволюционные разговоры. Дайте ваши показания: где и какие именно?   — Никаких антисоветских и контрреволюционных разговоров я нигде не вел.   — Вам зачитывается ряд свидетельских показаний о том, что вы вели антисоветские разговоры. Подтверждаете вы это?

   — Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю, за исключением того, что мы совершили крестный ход в церковной ограде без разрешения сельсовета. 

Источник: http://dommil.com/articles/listaya_pravoslavnyy_kalendar/501/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector