Священномученик леонид (антощенко), епископ марийский

Священномученик Леонид (Антощенко) (1872–1938)

Леонид (Антощенко) (6 августа 1872, деревня Малая Николаевка, ныне Артёмовский район Днепропетровской области — 7 января 1938, Йошкар-Ола), епископ Марийский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2002. Сведения, собранные нами о владыке Леониде, неполны, а порой и противоречивы.

Это обусловлено отсутствием источников, которые бы содержали более или менее полную информацию о нем, особенно о его жизни до архиерейской хиротонии. Надеемся, что в дальнейшем удастся найти более полные материалы и составить подробное жизнеописание святителя. Владыка Леонид родился 6 августа 1872 г. в д. Малая Николаевка Артемовского района Днепропетровской области в семье крестьян.

В 1888 г., в 16 лет, он принял монашеский постриг. Согласно материалам следственного дела, до 1927 года будущий владыка проживал в Петербурге и был настоятелем Пекинской миссии. По показаниям одного из свидетелей, он “имел связь с главной миссией в Пекине, откуда получал директивы для переговоров с Высшей духовной и гражданской властями относительно крещения китайцев.

В 1915 или 16 году ему поручили построить в г. Харбине церковь, но в результате революции строительство прекратилось”. В 1922 году будущий святитель был впервые арестован ГПУ Ленинграда и провел в заключении один месяц. В 1927 году состоялась хиротония во епископа, и владыка был назначен на Переяславль-Залесскую кафедру.

Обратите внимание

В 1930 году он был осужден коллегией ОГПУ на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря в Кировской области. Здесь заключенные строили земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Строили вручную, только с помощью лопат, и землю возили в тачках, работали при сильнейших морозах, легко одетые.

Местные жители помнят это и говорят, что под каждой шпалой — смертельный труд человека. Владыка Леонид духовно окормлял христиан, находящихся в лагере, — исповедывал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым), и даже совершил монашеский постриг. Несмотря на тяжелые условия жизни и строгий надзор, заключенным удавалось совершать богослужения.

Вот как описывает в своей книге “Далекий путь” архимандрит Сергий (Савельев), постриженик владыки Леонида и очевидец событий празднование Пасхи в 1930 году. “В бараке была полная тишина, — пишет он, — вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”.

Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нем были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца… С великим воодушевлением пропели Пасхальный канон и стихиры Пасхи”. На другой год верующих вынудили встречать этот Праздник на нарах и в безмолвии.

Из заключения владыка Леонид был освобожден в 1932 году и получил назначение на кафедру в г. Александров. Но 3 апреля 1932 г. его сослали в г. Балахну, а затем — в Сенгилей, близ Ульяновска. Отсюда святитель пишет письма-утешения своим чадам. 10 декабря 1934 года епископ Леонид был освобожден из ссылки.

29 декабря 1934 года он был на приеме у митрополита Сергия и получил назначение на Кунгурскую кафедру, а через некоторое время — на Свердловскую кафедру. Но туда он не был допущен властями. В марте 1937 года святитель уезжает на свою последнюю, Марийскую кафедру.

“Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю”, — пишет в своей книге архимандрит Сергий. Прибыв в Марийскую республику, владыка Леонид поселился при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семеновка, близ г. Йошкар-Олы. Здесь он и был арестован 21 декабря 1937 года. На время следствия владыка был помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. 22 и 27 декабря были проведены два допроса. Епископа обвиняли в контрреволюционной деятельности и создании “церковно-фашистской организации”. Виновным он себя ни в чем не признал.

29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку Леонида к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 января 1938 г., в день праздника Рождества Христова.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_277

Тропарь, глас 4

Царевококшайска архипастырь добрый показался еси, священномучениче Леониде, Церкве Христовы утверждение и Евангелия исполнение: гонений бо мученически сподобився, еще же уз и темниц, Апостольское теми исправил еси житие твое, пострадав даже до крове, исповедал еси Христа Бога Совершенна, Егоже усердно моли о творящих твою память верно.

Кондак, глас 1

Важно

Божественнаго Твоего, Христе, разумев истощания силу, новый угодник Твой, Господи, Леонид мудрый, исповедник и мученик явися днесь; сей убо ведый, яко Ты, Спасе мира, образ дал еси учеником Твоим, первый пострадати хотя даже до смерти Крестныя, избра Тебе последовати во времена последняя, свидетельствовав доброе исповедание. Темже вопияше: Ты мучеников еси, Христе, утверждение.

Источник: http://martyr-spb.ru/martyr/1567

ortho-hist-12.ru

Священномученик Леонид (Антощенко)

(6/19.08.1897–7.01.1938)

Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 6/19 августа 1872 года в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в крестьянской семье.

Он обучался в двухклассном народном училище, 30 мая 1896 года поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, 26 мая 1898-го был определен послушником выше указанной обители.

Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905-го пострижен в монашество с именем в честь мученика Леонида, память которого празднуется Церковью 8/21 августа, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона.

Во время проживания в данной обители отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен его казначеем. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен» – так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет.

26 марта 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Санкт-Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии.

В связи с этим наместник кафедрального Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский), впоследствии епископ, составил для отца Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик среди братии: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».

По назначении заведующим Санкт-Петербургским подворьем иеродиакон Леонид (Антощенко) 10 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Нарвским Никандром (Феноменовым), хиротония состоялась в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры.

Совет

В 1911 году батюшке было поручено строительство храма Пекинской миссии в Санкт-Петербурге, закладку которого 8 мая того же года совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский).

С данным послушанием отец Леонид справлялся успешно: уже к осени был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который 6 ноября 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После богослужения верующие, в знак признания заслуг батюшки, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями.

14 августа 1913 года тогдашний начальник Пекинской Духовной миссии епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил в честь Рождества Христова верхний храм, а 1 декабря того же года был освящен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. К 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью.

Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, 18 октября 1914-го участвовал в освящении храма Московского подворья.

Одной из главнейших задач руководимого отцом Леонидом подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждавшейся в пожертвованиях.

В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события в Пекине было решено воздвигнуть величественный собор, а сотрудники Санкт-Петербургского подворья приняли активное участие в сборе средств на это благое дело.

В январе 1914 года на страницах выходившего в Санкт-Петербурге журнала «Китайский благовестник» появилось следующее объявление: «Лиц, желающих внести свою лепту на построение собора, благоволят посылать пожертвования по следующему адресу: С. Петербург, Воронежская ул., 110, Подворье Пекинской Духовной Миссии; для Духовной Миссии в Пекине».

С декабря 1912 года при Санкт-Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид (Антощенко) преподавал Закон Божий, проводил пастырские беседы, занимался с верующими церковным пением.

Здесь же были устроены приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправлявшихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека.

При Подворье располагалось Общество трезвости, деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что оно находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие темные явления … указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности». К 1914 году общество насчитывало более тридцати тысяч человек, по заведенному обычаю каждодневно за богослужениями утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

Читайте также:  Священноисповедник константин разумов, священник

В том же году у Санкт-Петербургского подворья появился «филиал»: жители пригородного поселка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма, что было утверждено Высочайшим указом от 1 августа 1914 года. 19 августа иеромонах Леонид (Антощенко) служил здесь Литургию во временной деревянной церкви.

«Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чем-нибудь потрудиться для своего храма», — писал батюшка впоследствии.

Обратите внимание

Эту особую атмосферу отмечал и ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном 17 августа того же года.

После Литургии Владыка обратился к молящимся с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данной церкви, он «ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь».

Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой получили признание. Еще в 1913 году, после освящения верхнего храма Санкт-Петербургского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского) Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом, в 1919-м батюшка был возведен в сан архимандрита.

В результате революции октября 1917 года и в ходе последовавшей за ней гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с ее Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) – ее настоятелем.

Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом.

В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 года читаем: «Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида, как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твердости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей… просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя». При возглавляемом батюшкой храме действовало Братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей Ленинграда. Конечно, быть настоятелем церкви в условиях жестоких гонений за веру было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ и провел в заключении один месяц.

Архимандрит Леонид (Антощенко) проживал в Ленинграде до лета 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало то, что 26 июня того же года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле, на улице Трубежной в доме номер 15.

Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев.

Важно

Храм, где пребывали святыни, служил местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь во дни церковных праздников, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов.

В 1928 году верующие выступали против закрытия городского соборного храма, а после упразднения его просили возвратить купленное на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под соответствующим заявлением в органы власти стояло сорок подписей.

Оживление религиозной жизни на территории Переславль-Залесского викариатства не устраивало советскую власть.

1 февраля 1930 года епископ Леонид (Антощенко) был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей.

На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, своей вины Владыка не признал, показав, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам».

2 марта того же года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области епископ Леонид был осужден на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области.

Заключенные практически вручную строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые. Работая на строительстве железной дороги, Владыка духовно окормлял христиан, находившихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы, и даже совершил монашеский постриг. По воспоминаниям очевидцев, «худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом… и большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися радостью глазами он вызывал в общающихся с ним ответную духовную радость».

По освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Вскоре его сослали в город Балахну Нижегородского края, архипастырь поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь.

В 1933 году последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда Владыка посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни архипастыря в тот период, о его духовном руководстве своими чадами.

Совет

31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чем не нуждаюсь. …Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех».

А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена.

Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».

Срок данной ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приеме у заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и получил назначение на Кунгурское викариатство Пермской епархии, куда прибыл 30 января 1935 года.

В должности епископа Кунгурского Владыка пребывал до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня того же года в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого совершал богослужения. «Живу я близ храма. Храм прекрасный.

Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные. …Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озерами. Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь.

Добро пожаловать!» — так описывал Владыка свою жизнь под Волоколамском.

После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последним местом архипастырских трудов Владыки стала Марийская епархия, куда он был назначен в марте 1937 года.

«Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев), постриженик Владыки, о проводах его в МАССР. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял приходами Марийского края, совершал рукоположения во священный сан, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов для МАССР было по-прежнему актуально.

Обратите внимание

Например, Вознесенская церковь — последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, таким образом, стал оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи. По воспоминаниям очевидцев епископ Леонид был вежлив, скромен, аккуратен, нетороплив.

Люди подходили к нему за советом и утешением, он встречал всех приветливой улыбкой, благословлял. Особенно замечал Владыка детей, старался ободрить их, погладить по голове, раздавал нехитрые гостинцы.

Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) в МАССР религиозная жизнь населения республики активизировалась.

Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму.

На допросах 22 и 27 декабря виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал, 29 декабря тройка НКВД по МАССР приговорила епископа Леонида к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года имя епископа Леонида (Антощенко) было включено в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память святого празднуется в день его мученической кончины 26 декабря/8 января и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ю. Ерошкин

Источник: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=leonid-antoschenko-svyaschennomuchenik

Епископ Леонид (Антощенко Лаврентий Евтихиевич)

Епископ Леонид (Антощенко)

Дата рождения — 6 августа 1872 г.

Место рождения — Малая Николаевка / Бахмутский уезд / Екатеринославская губерния

Дата смерти — 7 января 1938 г.

Место служения, с 30 мая 1896 г. по 30 июля 1904 г., Свято-Троицкая Сергиева Лавра / Дмитровский уезд / Московская губерния , послушник

Читайте также:  Священномученик александр (петровский), архиепископ

Место служения, с 30 июля 1904 г. по март 1910 г. , Москва / Московская губерния , насельник Чудова монастыря

8 августа 1905 г. , пострижен в монашество

16 октября 1905 г. , рукоположен во иеродиакона

Место служения, с марта 1910 г. по июнь 1927 г. , Санкт-Петербург / Санкт-Петербургская губерния , настоятель Пекинского миссионерского подворья

1919 г. , возведён в сан архимандрита

Лишение прав, 1918 г. , лишен избирательных прав как служитель религиозного культа

Арест, 1922 г. , арестован ГПУ, провёл в заключении один месяц

Важно

26 июня 1927 г. , хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии

Место служения, 26 июня 1927 г. , , правящий епископ православных приходов Переславского, Александровского уездов и г. Киржача

Арест, 1 февраля 1930 г. , арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей

Лишение свободы, с 2 марта 1930 г. по сентябрь 1932 г. , тройкой при ПП ОГПУ по Ивановской обл. осуждён на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря Кировской обл. Освобожден досрочно.

Место служения, 1932 г. , , назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии

Ссылка, с 3 апреля 1932 г. по 10 декабря 1934 г. , сослан в г. Балахну, а затем в Сенгилей близ Ульяновска

Место служения, с 17 января по март 1935 г. , , епископ Кунгурский

с 29 июня 1935 г. по июль 1936 г. , Теряева Слобода / Волоколамский район / Московская область , жил на покое, служа в сельской церкви

Место служения, июль 1936 г. , , назначен на Свердловскую кафедру, но не был допущен к служению властями

Совет

Место служения, март 1937 г. , , епископ Марийский, жил в с. Семеновке, близ г. Йошкар-Олы

Арест, 21 декабря 1937 г. , арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму

Расстрел, 29 декабря 1937 г. , тройкой при НКВД по МАССР по ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к расстрелу

Реабилитация, 23 мая 1989 г. , реабилитирован

Канонизация, 17 июля 2002 г. , прославлен как священномученик Определением Священного Синода Русской Православной Церкви

Источник: http://podvigvery.ru/kniga-pamyati/leonid-antoshenko/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Священномученик Леонид (Антощенко)

Лаврентий Евтихиевич Антощенко родился 8 июня 1872 года в селе Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в крестьянской семье. После окончания городского училища, 30 мая 1896 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а 26 мая 1898 года был определён послушником этой обители.

Через шесть лет, 30 июля 1904 года, Лаврентий Антощенко был переведён в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 года пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона.

Помимо совершения богослужений, отец Леонид нёс клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители.

«Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен» — так говорится о нём в сохранившейся клировой ведомости тех лет.

В марте 1910 года иеродиакон Леонид (Антощенко) был назначен заведующим Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии.

В связи с этим он неоднократно выезжал в Санкт-Петербург, а 21 марта подал на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) следующее прошение: «Ввиду вызова меня в Санкт-Петербург для занятия должности настоятеля Пекинского миссионерского подворья смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне месячный отпуск до окончательного утверждения меня в этой должности и пересылки моих документов из Московской Духовной консистории». На этом документе имеется резолюция владыки Владимира: «Препятствий к переходу отца Леонида на должность настоятеля Пекинского миссионерского подворья с моей стороны не встречается».

Аналогичное прошение о переводе в Санкт-Петербург иеродиакон Леонид подал и на имя наместника кафедрального Чудова монастыря архимандрита Арсения (Жадановского), впоследствии епископа. К переходам из одной монашеской обители в другую в то время относились весьма внимательно.

В связи с этим архимандрит Арсений составил для иеродиакона Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик в Чудовом монастыре: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».

Обратите внимание

Таким образом, 26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей.

В 1911 году отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге, закладку которого 8 мая 1911 года торжественно совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский).

С этим послушанием батюшка справлялся успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями.

14 августа 1913 года епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил престол в честь Рождества Христова в верхнем храме миссии, а к 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью (в советское время здание храма было разрушено).

Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду (Антощенко) были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, а 18 октября 1914 года здесь же участвовал в освящении храма. Одним из возложенных на батюшку послушаний было строительство в 1915—1916 годах церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции эта работа не была завершена.

Одной из главнейших целей Петербургского подворья был сбор средств в пользу миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждающейся в подобных пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых в память этого события было решено воздвигнуть в Пекине величественный собор.

Сотрудники Петербургского подворья приняли активнейшее участие в сборе средств. «Ни один православный человек в России не откажется дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях.

Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию», — писал в связи с этими событиями один из современников.

Важно

С декабря 1912 года при Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид проводил с людьми пастырские беседы, занимался с ними церковным пением.

При подворье были устроены также приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека.

Здесь же располагалось «Общество трезвости», деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что Подворье находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением; пьянство, разврат, невежество и другие тёмные явления ..

указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности». К 1914 году Общество насчитывало более 30 тысяч человек, по заведённому обычаю каждодневно за богослужением утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

В 1914 году у Петербургского подворья появился «филиал»: жители пригородного посёлка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма. 19 августа 1914 года иеромонах Леонид (Антощенко) служил здесь Литургию во временном деревянном храме.

«Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чём-нибудь потрудиться для своего храма», — писал батюшка впоследствии.

Эту особую атмосферу отмечал и ректор Петроградской Духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном 17 августа.

После Литургии Владыка обратился к народу с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данного храма, он «ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь».

Труды иеромонаха Леонида (Антощенко) на ниве Христовой получили признание. Ещё в 1913 году, после освящения верхнего храма Пекинского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского), Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом, а в 1919 году батюшка был возведён в сан архимандрита.

Совет

В ходе революции и гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) — её настоятелем.

Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом.

В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 года читаем: «Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твёрдости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей ..

просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя». При храме действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей города. Конечно быть настоятелем прихода в условиях жестоких гонений на Церковь было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ первый раз и провёл в заключении месяц.

Архимандрит Леонид (Антощенко) проживал в Ленинграде до 1927 года. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало и то, что 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле, на улице Трубежной в доме номер 15.

Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переяславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев.

Храмы, где пребывали святыни, служили местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь в праздники, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов.

Обратите внимание

В 1928 году верующие пытались отстоять соборный храм, а после его закрытия просили возвратить купленные на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под заявлением об этом стояло 40 подписей.

Такое оживление религиозной жизни не устраивало советскую власть. Епископ Леонид (Антощенко) был арестован 1 февраля 1930 года по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей.

Читайте также:  Священномученик александр соколов, священник

На единственном допросе, состоявшемся 1 февраля 1930 года, своей вины Владыка не признал, показав, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам».

2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области он был осуждён на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключённые строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар.

Работать приходилось вручную, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые. Работая на строительстве железной дороги, Владыка духовно окормлял христиан, находящихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы, и даже совершил монашеский постриг.

По воспоминаниям очевидцев «худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом, с большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися радостью глазами, он ободрял верующих, вызывал у общающихся с ним людей ответную духовную радость».

Несмотря на тяжёлые условия жизни и строгий надзор, заключённым удавалось совершать в лагере богослужения.

Вот как описывает в книге «Далёкий путь» архимандрит Сергий (Савельев), постриженик владыки Леонида и очевидец тех событий, празднование Пасхи в 1930 году: «В бараке была полная тишина.

Вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Важно

Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нём были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца. С великим воодушевлением пропели Пасхальный канон и стихиры Пасхи». На другой год верующих вынудили встречать праздник Пасхи на нарах и в безмолвии.

По досрочном освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали и сослали в город Балахну Нижегородского края. Владыка поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь.

В 1933 году последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда святитель посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни Владыки в тот период, о его духовном руководстве своими чадами.

31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чём не нуждаюсь. .. Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех».

А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена.

Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».

Срок этой ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приёме у митрополита Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и получил назначение на Кунгурскую кафедру, куда прибыл 30 января 1935 года.

Служил здесь Владыка до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня 1935 года в селе Теляево-Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого и совершал богослужения. «Живу я близ храма. Храм прекрасный.

Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные. .. Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озёрами.

Совет

Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь. Добро пожаловать!» — так описывал Владыка свою жизнь под Волоколамском.

После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последней кафедрой Владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года.

«Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул.

Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семёновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения во священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов в Марийском крае было по-прежнему актуально. К примеру, Вознесенская церковь — последняя из незакрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка таким образом стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи.

Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) на марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась.

Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещён в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал.

29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.

Священномученик Леонид прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 17 июля 2002 г.

Сайт Йошкар-Олинской и Марийской епархии РПЦ

Памятник священномученику Леониду (Антощенко) в Йошкар-Оле

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=79840

Святой: Леонид (Антощенко)

Епископ Леони?д (в миру Лаврентий Евтихиевич Анто?щенко; 6 августа 1872, деревня Малая Николаевка, ныне Артёмовский район, Днепропетровская область — 7 января 1938, Йошкар-Ола) — епископ Марийский, викарий Горьковской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2002 году.

Монах

Родился в крестьянской семье. В возрасте 16 лет поступил в монастырь. Был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. По возведении в сан иеромонаха состоял казначеем Чудова монастыря Москвы.

С 1908 года — начальник подворья Пекинской миссии в Петербурге. В 1911 году — строитель храма миссии в Петербурге.

Во время Первой мировой войны ему было поручено построить церковь в городе Харбине, но в результате революции строительство прекратилось.

В 1922 году был на месяц арестован чекистами.

Архиерей

С 26 июня 1927 года — епископ Переславский, викарий Владимирской епархии.

В 1930 году был арестован, осуждён коллегией ОГПУ на пять лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря в Кировской области. Работал на строительстве земляного полотна для железной дороги между Пинюгом и Сыктывкаром.

Современники вспоминали, что строительство шло вручную, только с помощью лопат, землю возили в тачках. Заключенные даже при сильнейших морозах работали легко одетыми.

Духовно окормлял христиан, находящихся в лагере, — исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым). Совершил в лагере монашеский постриг будущего архимандрита Сергия (Савельева).

С 1932 года — епископ Александровский, викарий Владимирской епархии.

Обратите внимание

Однако уже 3 апреля 1932 года был выслан в Балахну, а затем — в Сенгилей, близ Ульяновска.

10 декабря 1934 года освобождён из ссылки. 17 января 1935 года назначен епископом Кунгурским, затем — на Свердловскую кафедру. Не был допущен властями на эти кафедры.

С марта 1937 года — епископ Марийский. По воспоминаниям архимандрита Сергия (Савельева), уезжая к месту назначения, «уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю». Жил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семеновка, близ Йошкар-Олы.

Последний арест и мученическая кончина

Был арестован 21 декабря 1937 года. Содержался в йошкар-олинской тюрьме, был обвинён в контрреволюционной деятельности и создании «церковно-фашистской организации». Виновным он себя ни в чем не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила владыку Леонида к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 7 января 1938 года.

Постановлением Священного Синода от 17 июля 2002 года имя епископа Леонида было включено в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Марийские святые

Вместе с владыкой Леонидом были причислены к лику святых марийские церковные деятели:

  • Протоиерей Адриан Александрович Троицкий (12 июня 1872 — 15 февраля 1938), с 1910 года служил в Троицкой церкви села Михайловское (Сурты) Царевококшайского уезда Казанской губернии. Старейшие прихожане ещё к моменту канонизации помнили доброту, отзывчивость священника и красивые богослужения, которые он совершал. Отец Адриан проявил себя и как незаурядный проповедник православия среди марийцев. Арестован 28 декабря 1937 года, расстрелян в тюрьме Йошкар-Олы.
  • Священник Михаил Александрович Березин (1889 — 13 января 1938), служил в церкви села Кузнецово Горномарийского района в 1910—1936 годах. Был арестован 29 октября 1936 года, приговорён к пяти годам лишения свободы в 1937 году. Отбывал наказания в Ветлаге и Сиблаге. 25 декабря 1937 года тройка УНКВД Новосибирской области приговорила его к смертной казни, затем расстрелян.

В 2005 году был причислен к лику святых настоятель Предтеченской церкви села Оршанка Оршанского района протоиерей Сергий Стрельников (1887 — 8 августа 1937).

Он после рукоположения около 20 лет служил в этом храме, после закрытия церкви в 1936 году не оставил своё дело и продолжал служить в домах верующих. Когда над ним нависла угроза ареста, односельчане предлагали ему скрыться, но он отказался.

26 июля 1937 года был арестован, обвинён «в агитации за выход из колхоза» и расстрелян.

Ссылки

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=1210

Ссылка на основную публикацию