Священномученик митрополит кирилл (смирнов)

Житие священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского (†1937)

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви.

После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию, в которой, как и многие студенты тех лет, оказался под сильным влиянием незаурядной личности инспектора Академии архимандрита Антония (Вадковского), который очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой будущего самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и с ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря. Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его … в качестве диссертации магистерской»

В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем – настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году – священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия.

Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского. Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским).

Обратите внимание

В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии.

«В его лице, – сказал владыка Антоний, – Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».

В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями.

Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили.

Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем.

Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию.

Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер.Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине.

В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Важно

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служений, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах. Да что – единоверцы, даже левая печать, представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора.

Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде.

Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.

В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Уже первой своей речью-импровизацией епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство.

Владыка предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью Подобные слова из уст правящего архиерея (да еще прибывшего из столичного Петербурга) по тем временам были чрезвычайной редкостью.

Вообще, как отмечалось тогда тамбовскими газетами, «новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой,.. и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов» .

Все было ново для тамбовской паствы: и проникновенные проповеди епископа Кирилла, и полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), и неустанная энергия епископа, постоянно совершавшего архипастырские поездки по городам и весям епархии (в год владыка успевал объезжать до 120 храмов – и это при тех-то российских дорогах). Так будущий священномученик освятил целый ряд храмой в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии (ныне Воронежской области). Владыка ввел архипастырские с народом беседы и общенародное пение, а также ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия. После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия.

Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.

Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года.

Совет

Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое… Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело.

В октябре 1917 года состоялась встреча соборной делегации, возглавляемой архиепископом Кириллом, с А.Ф.Керенским для обсуждения возможности восстановления преподавания Закона Божия в школах.

Впечатления от этой встречи делегированные Собором депутаты вынесли самые негативные, о чем архиепископ Кирилл подробно рассказал Собору.

1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.

Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.

В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , – рапортовали в Секретном отделе ВЧК.

Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов). Все они признали безусловный авторитет Казанского митрополита.

Обратите внимание

Тот, чей жизненный путь хотя бы единожды пересекся с исповеднической стезей владыки Кирилла, уже не мог забыть образ этого удивительного иерарха.

Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в Бутырской тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих… ».

В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря, почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия.

За свое недолгое пребывание в Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви. Владыка весьма высоко ставил достоинство и ответственность православного иерарха.

Ему не простят его ответ на предложение председателя комиссии по изъятию церковных ценностей Денисова «помочь» своим авторитетом Советской власти: «За время революции очень много лили грязи на духовенство, – сказал владыка, – а теперь зовете нас к себе на службу.

Этого не будет, я лично не хочу исполнять роль полицейского, прокладывающего путь работе комиссии по изъятию ценностей, и за последствия история нас может жестоко осудить. Для нас более славно не участвовать в этом деле, и менее славно – участвовать». Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.

А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество. – сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы… ».

И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.

Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождения митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями.

Важно

Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).

Осенью 1926 года группа епископов предприняла подготовку к тайным выборам патриарха, в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла.

Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо – свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край.

Читайте также:  Акафист иисусу христу грядущему

Выдающегося иерарха Русской Церкви, столпа веры православной, в те времена не мог миновать мученический венец. Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых ).

37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет – в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года – на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.

Источник: https://sobor-voronezh.livejournal.com/78011.html

Память 20 ноября

Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митрополит Казанский и Свияжский.
Родился 26 апреля 1863 года в СПБ епархии. В 1887 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 года рукоположен во священника. 1894 год – законоучитель 2-й СПБ гимназии.

1900 год – настоятель Кронштадской Троицкой церкви. В 1902 году овдовел и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником духовной миссии в Урмии в сане архимандрита. 6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. 30 декабря 1909 года – епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа.

В 1914 году участвовал в прославлении Св. Питирима Тамбовского. 19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский. С апреля 1922 года епархией не управлял, жил в Красноярской области.

Совет

В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности.

Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу, знал его твердую веру и светлый ум, но несмотря на эти свои достоинства, митрополит Кирилл допустил большую ошибку, став на сторону оппозиции против митрополита Сергия. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.

По его мнению, организовав Синод, Митрополит Сергий превысил полномочия не только Заместителя, но даже и Местоблюстителя. Протестовал он и против возношения имени Заместителя Патр. Местоблюстителя митрополита Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектениях, молебнах и т.д.

общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими. Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия “потерявшим душевное равновесие”.

В отличие от иосифлян и других раскольнических группировок, митр. Кирилл не считал безблагодатными священнослужения и таинства, совершаемые митрополитом Сергием и единомышленными ему епископами, но в то же время считал нужным воздержаться от общения с ними.

Она заявил, что пока не будет уничтожен Синод, он, митрополит Кирилл, не будет признавать обязательным к исполнению ни одного церковно-административного распоряжения, издаваемого Синодом и митрополитом Сергием. Митр. Кирилл заявлял, что не будет ни литургисать с архипастырями, единомысленными митр. Сергию, но молиться за общим богослужением в храмах, подчиняющихся Патриаршему Синоду.

Для мирян он допускал возможность посещения богослужения и причащение в таких храмах, если нет поблизости других, но рекомендовал не участвовать деятельно в жизни этих приходов. Говорил, что в случае смертной опасности, если не будет священника, разделяющего его взгляды, он со спокойной совестью примет напутствие и елеосвящение от подчиняющегося Синоду священника.

Считая такое отделение необходимой и единственной возможной формой протеста, митр. Кирилл хотел этим побудить митр. Сергия признать свои действия ошибочными и раскаяться в них. Кроме того, этим отделением он хотел подчеркнуть свое “нежелание участвовать в чужих грехах”.

Обратите внимание

Такими же причинами он объяснял и отделение митрополита Иосифа и других, оправдывая их действия, не зная, однако, как далеко они зашли в своем заблуждении, в своих хулах на Церковь. Несмотря на большую известность и авторитет митрополита Кирилла, его отход большого влияния на русский епископат не имел. Известен только один епископ – Амфилохий (Скворцов), который под влиянием митр.

Кирилла окончательно вступил на путь оппозиции. Но его оппозиция не была активной, она выразилась только в удалении с кафедры. По всей вероятности, малое значение отхода митр. Кирилла объясняется тем, что его теория была очень шаткой и психологически было трудно воспринять ее и остановиться на этой ступени. По определению митрополита Сергия, это – “попытка сохранить лет на горячей плите”.

Следуя теории митр. Кирилла на практике невозможно было удержаться от дальнейших шагов в сторону от Православной Церкви, ближе к самым крайним раскольническим группировкам. Те, кто отказывались от Евхаристического общения с Патриаршей Церковью, самым делом показывали, что не признают благодатности совершаемых в ней таинств, хотя бы на словах и признавали их. Недаром митр.

Сергий указывал на 8-е правило Св. Апостолов, которое угрожает отлучением от церковного общения “епископу и всякому из священного списка”, кто при совершении литургии не причастился. Причина такой строгости в том, что подобным поступком приносится вред народу, и на совершающего литургию “наводится подозрение, якобы неправильно совершал”. Даже и сам митр.

Кирилл не удержался на своей скользской позиции и своими действиями показал именно то, что одна часть его теории противоречит другой. Следуя своему решению отделиться от Синода и митрополита Сергия, митрополит Кирилл посоветовал священнику, запрещенному своим епископом за молитвенное общение с викторианами, не подчиняться этому запрещению.

Тем самым он отверг наличие благодати у запрещавшего епископа, отверг его право вязать и разрешать. Как правящий епископ, хотя и находящийся вдали от епархии, митр. Кирилл 2/15 мая 1929 года написал письмо, посланное в Казань, но адресованное на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В этом письме, отвечая на вопросы верующих, он изложил все свои взгляды на положение церковных дел.

Учитывая, что отход митр. Кирилла может произвести новые нестроения в Церкви, митрополит Сергий ответил письмом, в котором подробно разобрал все пункты расхождения и просил митрополита Кирилла признать свои ошибки и не спешить порывать общение. Таким образом, между ними завязалась переписка, материалы которой, очевидно, хранятся в архивах Московской Патриархии.

Ни митрополиту Сергию, ни членам Синода не хотелось порывать молитвенного общения с уважаемым всеми старейшим иерархом и первым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители, но митрополит Кирилл продолжал упорно держаться своих взглядов. Поэтому 2-го января 1930 года было вынесено постановление Синода о предании митр. Кирилла суду епископов и об устранении его от управления Казанской епархией.

Важно

Право священнодействия с разрешенения епархиальных архиереев за ним оставлялось при условии поминовения митрополитом Кириллом местного православного архиерея. Был назначен второй срок, 15 февраля 1930 года “для выражения митрополитом Кириллом своего канонического послушания”.

Эта новая отсрочка была дана без твердой надежды на благополучный исход, только для того, чтобы сделать все возможное для его возвращения. Митр. Кирилл остался при своих убеждениях, и с 15 февраля 1930 года постановление Синода вошло в силу. В 1934 году митрополит Сергий еще раз возобновил попытку примирения с митр. Кириллом, который в то время проживал в Казахстане.

К нему два раза, 20 января и 27 февраля посылали для переговоров епископа Ржевского Палладия (Шерстенникова), но он по-прежнему был неумолим. Только незадолго до своей кончины митрополит Кирилл, наконец, примирился с митрополитом Сергием и Патриаршим Священный Синодом. Скончался митрополит Кирилл в августе 1941 года от укуса змеи [расстрелян 20 ноября 1937 г.]. Характеризуя настойчивость митр.

Кирилла, рассказывают один случай из его прежней жизни. Совершая однажды Крещенское богослужение в присутствии царской фамилии, он отказался выполнить требование министра двора и освящать кипяченую воду. Вода, как принято, была освящена речная. Из Определения Св. Синода от 31 марта 1999 г.

: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Кирилла (Смирнова; 1863-1937), митрополита Казанского и Свияжского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников Российских Преосвященного митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Литература: “Церк.Вед.” 1904, № 21, с. 257. -“- 1908, № 9, с. 45. -“- 1910, № 2, с. 3. -“- 1913, № 17-18, с. 182. -“- 1918, № 19-20, с. 114. “Русск. Паломн.” 1904, № 32, с. 558. “Изв. Каз. Еп.” 1914, № 5, с. 152. “Красный Архив” 1928, № 26, с. 121. “Мисс. Календ.” 1907, с. 134. “Вестн. Св. Син. Прав. Р. Ц.” (обнов.) 1928, № 5, с. 3, 4, 1930, 3 48-49, с. 11. “Прав. Собес.” 1905, март, с. 537. “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 126-127. Елевферий митр.: “Неделя в Патриархии”. Париж, 1933, с. 34, 74, 115, 118, 119, 120. Елевферий митр.: “Соборность Церкви. Божие и Кесарево”. Париж, 1938, с. 49, 177-178, 182-186, 193, 194, 201, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 213, 215. Епископ Иоанн (Снычев): “Церковные расколы”, с. 387-401. Переписка митр. Кирилла с митр. Сергием (материалы по Иосифлянскому расколу, т. 1, с. 5-22, 25-43). Булгаков, с. 1412, 1414. БЭС, т. II, с. 1309, 2145-2146. ФПС I, ? 13, с. 1. ФПС III, с. 4. ФАМ I, № 141, с. 11. Auszuge aus den Briefen, in: M. Pol'skij, Novye muceniki, II, 297-299; Regelson 166-168, 179-184, 469-471; M.I. Andreyev, Russia's Catacomb Saints, 242-259. Zizneopisanie Mitropolita Kirilla, in: Prav. Rus' 1981, 17, 5-7. M. Pol'skij, Novye muceniki, I, 181; 11, 295-297. I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 235-241. Regel'son 164-184, 236, 312, 394, 400, 413, 428, 452, 468f., 472f., 493-496, 528, 534, 559. Joh. Chrysostomus, Kirchengescichte I, 97-334, 339; 11, 12, 23, 28, 121, 124, 129, 223-229, 242, 303, 305. Prav. Put' 1980, 101-105. E.L. Episkopy-ispovedniki (S. Francisco 1971) 26-35. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 47-49, 329, 335, 337, 342. D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.

A. Levitin – V. Savrov, Ocerki po istorii 111, 38-42.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3966

1. База данных ПСТГУ

Места заключения Коми (Зырян) АО, г.Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), с.Усть-Кулом Находился в ссылке вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), епископом Василием и архимандритом Неофитом

Вятская губ., г.Котельнич

Аресты Вятка Год ареста 1926 День ареста 21 Месяц ареста 12

 Арестован в Вятке при ГООГПУ (в ссылке, которую Владыка отбывал в г.Котельниче)

http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iVu0eeyvbdOqcvru0vy8ec0kUUizWsOeceG0cduufvy8is01VfuLafO0bfO1bdOqcvru2dOiUTaxWB0smBU*

Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области.

Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела Г. П. У. Е. А.

Читайте также:  ​молитва до и после чтения евангелия в скорби или недуге

Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке Владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

http://eparhiya.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=274:2011-11-19-13-34-53&catid=7:2010-12-09-05-27-08&Itemid=51

Назад к списку

Источник: http://martirologvyatka.ortox.ru/podvizavshiesja_novomucheniki_i_ispovedniki/view/id/1107955

Кирилл (Смирнов) (1863 – 1937) – митрополит Казанский и Свияжский, священномученик

Память 20 ноября (7 ноября по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в Соборах Воронежских, Липецких и Санкт-Петербургских святых.

В миру Смирнов Константин Иларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

Совет

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Смерть жены и дочери подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

С 1908 по 1918 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.

19 марта 1918 года святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку.

Месяц, проведенный там он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов, которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин.

Обратите внимание

Не сумев добраться до Грузии, он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о “Об устроении Православной Церкви в “Закавказье”. Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение Высшему Церковному Управлению.

В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению “в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным” и заключили в тюрьму В.Ч.К.

В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что “выехал из Москвы в городе Казань без разрешения В.Ч.К.”.

Владыка был приговорён к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме находился в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым).

В 1921 году его освободили по амнистии, и владыка возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1922 году его вновь арестовали и после заключения в Московской тюрьме сослали в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая “договориться”, то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве со святителем патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким.

Важно

ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: “Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы… “.

Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя.

Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины святителя патриарха Тихона, он не смог восприять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Источник: https://mitropolia.kz/november/533-kirill-smirnov.html

В актовом зале семинарии прочитана лекция “подвиг новомучеников. священномученик кирилл (смирнов), митрополит казанский и свияжский”

23 ноября в актовом зале Тамбовской духовной семинарии в рамках проекта «Передвижная выставочная экспозиция «Веры нерушимой основание», победителя грантового конкурса «Православная инициатива» – 2017, состоялась духовно-просветительская лекция.

В мероприятии приняли участие члены Тамбовского Молодёжного Православного объединения Тамбовской епархии.

Лекцию, посвящённую жизни и служению митрополита Казанского Кирилла (Константина Иларионовича Смирнова, 1863-1937), прочитал руководитель проекта – проректор по учебной работе Тамбовской духовной семинарии, кандидат исторических наук протоиерей Виктор Лисюнин.

Особый интерес вызвала представленная лектором экспозиция, которую составили экспонаты, относящиеся к периоду жизни митрополита. Это – предметы быта эпохи и  духовные реликвии.

Необычность выставки в том, что многие экспонаты можно было не только трогать, но даже брать в руки, рассматривать и… попытаться угадать их былое назначение. Молодые люди рассуждали, спорили и радовались правильным ответам. А вместе с этим — во всех смыслах прикасались к самой истории большой и малой Родины.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Священномученик КИРИЛЛ, митрополит Казанский

(Константин Иларионович Смирнов, 1863-1937)

Страницы биографии

Митрополит Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте в семье псаломщика Санкт-Петербургской епархии. В 1887 году со степенью кандидата богословия он закончил Петербургскую духовную академию. В 1900 году он стал настоятелем Троицкого храма Кронштадта. Монашеский постриг Константин Смирнов принял, овдовев, в 1902 году.

30 декабря 1909 года Владыка Кирилл стал епископом Тамбовским и Шацким. При епископе Кирилле расширилась сеть образцовых школ и новых учебных зданий, закончилась перестройка здания семинарии, торжественное освящение которой состоялось 10 сентября 1911 года.

6 мая 1913 года он был возведен в сан архиепископа. По рапорту Высокопреосвященного Кирилла Святейший Синод рассмотрел предложение о прославлении святителя Питирима.

Одним из последних документов, сохранивших на своих страницах подпись архиепископа Кирилла, стало распоряжение по поводу бесплатной выдачи метрических выписей от 22 декабря 1917 года.

Вторая половина 1917 года была связана с подготовкой и проведением сессий Поместного Собора, в которых принимал активное участие Тамбовский Владыка.

Совет

Среди множества проблем, которые должен был решать Поместный Собор, главным было восстановление Патриаршества. Среди кандидатов в Патриархи был и архиепископ Кирилл.

Решения Временного правительства принесли Владыке Кириллу много разочарований. Законом от 20 июня 1917 года церковно-приходские школы были переданы в ведомство народного просвещения. Тамбовский архиепископ увидел в этом необдуманном решении огромный вред для Православной Церкви. Делегация Поместного Собора во главе с архиепископом Кириллом настойчиво убеждала Керенского отменить этот закон.

Политическая и военная карты страны менялись с невероятной быстротой, и митрополит Кирилл не смог выехать к месту нового назначения – в Тифлис. В середине 1918 года он стал митрополитом Казанским и Свияжским.

Отношения государства и Церкви становились враждебными. По декрету СНК (1918 г.) об отделении Церкви от государства она потеряла всю свою собственность и право на все виды деятельности, в том числе и благотворительную. Начались аресты священнослужителей.

Испытания

Первый раз митрополита Кирилла арестовали в 1919 году. Вторично он был арестован в апреле 1922 года и этапирован сначала во Владимирскую тюрьму, затем в Красноярский край. Из российской глубинки ему удавалось писать письма Патриарху Тихону.

Одной из причин преследований митрополита Кирилла было определение его кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. В завещанном распоряжении Патриарха Тихона от 25 декабря 1923 года значилось: «В случае нашей кончины наши патриаршие права и обязанности до законного выбора нового Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову)…».

К концу 1924 года почти половина российского епископата пребывала в тюрьмах и ссылках. География вынужденного путешествия митрополита Кирилла обширна: Красноярский край, Зырянский край, Енисейск, Усть-Сысольск, Усть-Кулом.

Осенью 1926 года российскими архиереями обсуждалась возможность тайного избрания Патриарха. К ноябрю было собрано 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Казанского Кирилла. Это стало причиной новой волны массовых арестов архиереев, в том числе и самого митрополита Кирилла. В это время он проживал под надзором в городке Котельнич Вятской губернии.

Обратите внимание

Кандидат в Патриархи был снова арестован и помещен в Вятский изолятор, хотя оснований для ареста не было.

В обвинительном заключении значилось, что митрополит Кирилл, пользовавшийся «громадным авторитетом как первый кандидат, согласно завещанию Патриарха Тихона, в заместители Патриарха… начинает кампанию за ликвидацию Синода и за восстановление во главе Церкви Патриарха с неограниченной властью, вербуя себе этим контрреволюционно настроенных сторонников в различных городах СССР».

На основании этих беспочвенных обвинений митрополит Кирилл был отправлен подальше от центра России в Туруханский край. Находясь далеко от Москвы, он все же получал информацию о важнейших церковных событиях; к нему находили дорогу, чтобы получить его совет или помочь ему материально.

Весной 1927 года митрополиту Кириллу предлагалось возглавить Православную Церковь при условии помощи гражданской власти убирать от руководства неугодных архиереев. Митрополит отказался от предложения, определив действия властей как желание изнутри взорвать Церковь.

После ссылки в августе 1933 года митрополит Кирилл поселился в Гжатске и находился под строгим надзором властей.

Тем не менее, он продолжал переписываться со многими архиереями, оппозицион­но настроенными к Сергиевскому Синоду.

При очередном обыске у него нашли некоторые письма архиереев и обвинили в причастности к организации нелегальных ячеек церковников. Вскоре он вновь был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму (в Москве), затем в Казахстан.

По постановлению «тройки» УНКВД по Южно-Казахстанской области в ночь с 20 на 21 ноября 1937 года он был расстрелян в Чимкенте с другими иерархами и захоронен в Лисьем овраге.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году как священномученик. Память 7 (20) ноября.

Читайте также:  Священномученик петр рождествин, священник

Материалы грантового проекта Тамбовской духовной семинарии «Передвижная выставочная экспозиция «Веры нерушимой основание», победителя международного конкурса “Православная инициатива”.

Запись опубликована в рубрике Новости семинарии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://www.seminaria-tmb.ru/2017/11/24/v-aktovom-zale-seminarii-prochitana-lektsiya-podvig-novomuchenikov-svyashhennomuchenik-kirill-smirnov-kazanskij-mitropolit-2/

Правда об экклезиологии священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского

Митрополит Кирилл в ссылке (последняя известная фотография)

От Ред.: Публикуемое ниже письмо митр. Кирилла изъятое при последнем его аресте, было приобщено к Чимкентскому следственному делу 1937 года. В 1997 год этот черновик, вместе с рядом других документов был передан из Архива УКНБ по Южно-Казахстанской области (нынешний Архив ДКНБ РК по Чимкентской обл.) в ЦГА Санкт-Петербурга.

Письмо интересно тем, что в определённой степени меняет устоявшиеся представления о церковной позиции митр. Кирилла. Его отношение к сергианству действительно менялось, в чем легко можно убедиться, прочитав его широко известные и давно опубликованные письма с 1929 по 1934 год.

До сих пор считалось, что он принадлежал к наиболее «мягкому» по отношению к митрополиту Сергию течению «непоминающих». Но к концу жизни, как видно из последнего письма из Казахстанской ссылки от 23 марта 1937 г.

его взгляды претерпели эволюцию и сблизились съ позицией упоминаемых въ письме митрополита Иосифа (Петровых) и епископа Виктора (Островидова) – руководителей иосифлянского и викторианского движений.

Это письмо тем более важно для ИПЦ, так как в свое время самоствятская группировка Киприана (Куцумбаса) пыталась доказать правоту постоянных эклезиологических шатаний “митрополита” Флоринского Хризостома (Кавуридиса) и догматических блуждений своего вождя Киприана. Эта попытка была осуществлена в монографии: P. G.

Barker, Study of the ecclesiology of resistance: the writings of Metropolitans Cyprian of Oropos and Fili, Chrysostomos of Florina, and Cyril of Kazan, Etna, Calif.: Center for Traditionalist Orthodox Studies, 1994. После публикации в 1997 г. письма митр. Кирилла к иеромонаху Леониду, киприаниты стали умалчивают свои прежние ссылки на священномученика Кирилла. Авторская орфография и пунктуация сохранены.

Письмо митрополита Кирилла (Смирнова) к иеромонаху Леониду от 23/8 III 1937 г.

Милость Господня да будетъ съ Вами, боголюбивый о. іеромонахъ Леонидъ!

Важно

19/4 III получилъ письмо Ваше и переводъ на 10 р. Спаси Васъ, Господи, за попеченіе о моихъ нуждахъ, только смотрите, чтобы это не было самому себѣ въ обиду и лишеніе чего-нибудь необходимаго.

По-поводу Вашихъ недоуменій относительно Сергіанства могу сказать, что тѣ же самые вопросы и въ такой же почти формѣ были обращены ко мнѣ изъ Казани десять лътъ тому назадъ, и тогда я отвечалъ на нихъ утвердительно, потому что считалъ всё сдѣланное м. Сергіемъ ошибкой, которую онъ сам сознаеть и пожелаеть исправить.

Къ тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся въ происшедшемъ, и нельзя было требовать отъ нихъ рѣшительнаго и дѣятельнаго сужденія о событіяхъ. Съ тѣхъ поръ много воды утекло. Ожиданіе, что м.

Сергій исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознателъныхъ [1] членовъ Церкви было довольно времени, побужденій, и возможности разобраться въ происходящемъ, и оч. многіе разобрались и поняли, что м. С-ій отходить отъ той Православной церкви, какую завѣщалъ намъ хранить Св. патріархъ Тихонъ, и слѣдовательно для православныхъ нѣтъ съ нимъ части и жребія.

Происшествія же послѣдняго времени окончательно выявили обновленческую природу Сергіанства.

Спасутся ли пребывающіе въ Сергианствѣ вѣрующіе, мы не можемъ знать, потому что дѣло Спасенія вѣчнаго есть дѣло милости и благодати Божіей, но для видящихъ и чувствующихъ неправду Сергіанства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительнымъ лукавствомъ закрывать глаза на эту неправду и тамъ искать удовлетворенія духовныхъ своихъ потребностей съ совѣстію, сомнящеюся въ возможности такого удовлетворенія. Всё, что не отъ вѣры, – грѣхъ. Ложь нельзя исправлять ложью и стало быть нельзя предпочитать Григорьевство Сергіанству.

Съ митрополитомъ Іосифомъ я нахожусь въ братскомъ общеніи, благодарно оцѣнивая то, что съ его именно благословенія былъ высказанъ отъ Петроградской епархіи первый протестъ противъ затѣи м.

Сергія и дано было всѣмъ предостереженіе въ грядущей опасности. Съ правосл. предстоятелями. Сей епархіи находился въ постоянномъ общеніи еп. Викторъ при своей жизни; у нихъ же искали и находили руководство послѣ смерти еп.

Виктора ему вѣрующіе Вят. епархіи.

(На этом письмо обрывается.)

Впервые опубликовано в сборнике: История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970. СПб.: Воскресение, 1997. C. 982-983.

[1] В угловых скобках приведены вычеркнутые рукою митр. Кирилла слова.

Об авторе.

Источник: http://afanasiy.net/pravda-ob-ekklezyologyia-sviacshennomuchenyka-kyrylla-smyrnova-mytropolyta-kazanskogo

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ноябрь 19th 2010 –

память: 7/20 ноября.

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился в 1863 году в Санкт-Петербургской губернии, в городе Кронштадте, в семье псаломщика.

В 1887 году Константин Иларионович окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, был рукоположен епископом Выборгским Антонием (Вадковским) во иерея и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге. Одновременно отец Константин стал преподавателем Елисаветинской гимназии и Второй гимназии в Санкт-Петербурге.

В 1900 году отец Константин был назначен на должность настоятеля Свято-Троицкого кладбищенского храма в Кронштадте. Здесь его постигло страшное горе: маленькая дочь Ольга проглотила иголку и мучительно умерла, вслед за ней, не пережив горя, умерла и его жена, тоже Ольга.

Совет

Это несчастье подвигло 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Он был пострижен в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и назначен на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

А в 1904 году состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В этой должности он пробыл 5 лет.

Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, владыка ввёл в Александро-Невской Лавре всенародное пение за богослужением.

К епископу Кириллу буквально притягивались люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой, любовью и преданностью Богу, прямотой и внутренней силой.

В 1908 году святой праведный Иоанн Кронштадтский перед своей смертью просил, чтобы его отпевал епископ Кирилл, которого он знал еще по его служению на Кронштадском приходе.

С 1909 года владыка Кирилл управлял Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места ради общения с паствой.

Во время февральских событий 1917 года владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917—1918 годов архиепископ Кирилл был выдвинут вторым из кандидатов на Патриаршество.

Обратите внимание

В последствии он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

В 1918 году владыка был возведен в сан митрополита и назначен на Тифлисскую и Бакинскую кафедру, но к месту назначения в связи с революцией прибыть уже было невозможно.

Вскоре митрополита Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным». Через год он был освобожден и назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, а через месяц вновь арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК». Его приговорили к заключению в лагере на 5 лет.

В Таганской тюрьме он находился в одной камере с епископами Феодором (Поздеевским) и Гурием (Степановым). В это же время в Таганской тюрьме были заключены митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископ Анатолий (Грисюк) и епископ Петр (Зверев).

В 1921 году владыка Кирилл возвратился в Казань, но в 1922 году его вновь арестовали и отправили в ссылку в Усть-Сысольск.

По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года митрополит Кирилл был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Однако, находясь в ссылке в Зырянском крае, владыка не мог воспринять должность Местоблюстителя.

По завещательному распоряжению Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) митрополит Кирилл также был назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (за митрополита Сергия (Старгородского) в то время была одна подпись). Но интронизации митрополита Кирилла не состоялась, так как эта акция стала известна ГПУ.

Важно

В том же году находящегося в ссылке в Вятке митрополита Кирилла арестовали и отправили в Сибирь, в Туруханский край, а затем в город Енисейск.

В Туруханском крае ночь длится полгода, прерываясь только северным сиянием, все это время люди здесь оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Коротким полярным летом людей истязают мириады мучительных комаров, распространена цинга… Такова была обстановка в ссылках за Полярным кругом.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия (Страгородского), владыка Кирилл отделился от общения с ним и с того времени находился в оппозиции.

В административно-церковной деятельности митрополита Сергия митрополит Кирилл видел превышение полномочий, предоставленных ему званием Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой.

Когда митрополиту Кириллу стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом святого Патриарха Тихона от 1920 года, согласно которому епископы, в условиях невозможности централизованного церковно-административного управления, должны создавать местное самоуправление, чтобы потом, при более благоприятных условиях, дать отчёт о своей деятельности Собору.
В 1929 году митрополит Кирилл был уволен от управления Казанской епархией на покой.

После освобождения из ссылки в 1933 году, святитель Кирилл непродолжительное время проживал в городе Гжатске.

Единомысленное духовенство настойчиво просило его заявить свои права и взять на себя бремя управления Церковью. Но владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году Святитель приехал в Москву, чтобы последний раз встретиться с митрополитом Сергием. Встреча была краткой.

Вскоре митрополит Кирилл был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы.

Совет

Его вновь приговорили к 3 годам ссылки, которую он отбывал в Казахстане. Здесь он встретился с митрополитом Иосифом (Петровых).

В 1937 году митрополит Кирилл, находясь в ссылке, был арестован и заключён в тюрьму в городе Чимкент. Он обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство». На допросе владыка держался мужественно и всю ответственность по обвинению взял на себя.

20 ноября 1937 года священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-kirill-smirnov-mitropolit-kazanskij-i-sviyazhskij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector