Священномученик митрополит серафим чичагов

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов; + 1937)

ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ 28 НОЯБРЯ / 11 ДЕКАБРЯ;СОБОР БРЯНСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ СВЯТЫХ;СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ;

СОБОР МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ

Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в семье военного, принадлежащей к одному из наиболее древних дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876-1877).

Под впечатлением пережитого он стал глубоко размышлять над вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. Промысл Божий, уберегший поручика Л.М.

Обратите внимание

Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург к встрече с великим пастырем святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с его благословения. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак, в уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия.

Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях.

Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине подполковника, в 1893 году Л.М.Чичагов по благословению святого Иоанна Кронштадтского принял священнический сан.

Он служил в различных храмах Москвы и отдавал все свои силы их благоустроению.

Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Наталии, которая в 1895 году привела к ее безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей — 9 лет. Именно тогда он начинает составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Эта работа становится для него началом изучения жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского.

Весной 1898 года, оставив своих уже несколько повзрослевших четырех дочерей на попечение доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид получил отставку от протопресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Особое значение для ново-постриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию имени Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита.

Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного Серафима Саровского, архимандрит Серафим решился обратиться непосредственно к государю императору с просьбой поставить вопрос о его канонизации в Святейшем Синоде.

В 1903 году Саровский старец Серафим причислен был к лику святых. Несколько позже архимандрит Серафим составил замечательный акафист преподобному Серафиму Саровскому.

Важно

В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем направлялся на Орловскую, Кишиневскую и Тверскую кафедры в сане архиепископа. Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода.

Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, на котором возглавил отдел «Монастыри и монашество».

Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен на Варшавскую кафедру, но вступить в управление не мог из-за начавшихся боевых действий.

В 1921 году святителю Серафиму был вынесен приговор, постановивший «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Он был арестован 21 сентября и помещен в Таганскую тюрьму, а через четыре месяца — освобожден.

В апреле 1922 года судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область.

Проведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. Однако 16 апреля 1924 года он вновь был арестован ГПУ, вменявшим ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году.

Следствие над святителем Серафимом, оказавшимся в Бутырской тюрьме, продолжалось уже около месяца, когда в мае 1924 года Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти.

Сначала проигнорированное начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Тучковым, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя Серафима, которому тем не менее по требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву.

Когда владыка обратился к игумении Александре (Троковской) с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику.

Отвергнутый обителью, около стен которой святитель уже более 30 лет со времени погребения там его супруги Наталии Николаевны надеялся найти свой последний покой, владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафима) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи.

В конце 1927 года, трогательно простившись с насельницами Воскресенского Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного патриаршего Священного Синода. Поддержка столь авторитетного, известного своей твердостью и бескомпромиссностью церковного иерарха, каким являлся святитель Серафим, была чрезвычайно важна для митрополита Сергия. Владыка был назначен на Ленинградскую кафедру.

Совет

Свое пребывание в епархии святитель Серафим ознаменовал тем, что в условиях жестоких и всесторонних стеснений церковной жизни государственными властями он в основу своего архипастырского служения положил благоговейное совершение воскресных и праздничных богослужений и вдохновенное проповедование в городских и пригородных храмах.

«Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному Причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша.

Поэтому, — убеждал митрополит Серафим, — паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении литургии. Будет она — будут и Церковь, и Россия».

В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея.

Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти в Ленинграде, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки на покой.

Отслужив 24 октября в храме своей юности — Спасо-Преображенском соборе — Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город.

После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции митрополита Сергия (Страгородского) в Баумановском переулке, в 1934 году святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.

Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво подвел 1937 год, ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан.

Однако и в этой чреде десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства.

Обратите внимание

Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи».

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима.

Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находившейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора.

28 ноября / 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.

Он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Святый священномучениче Еерафиме, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 5:

Воинство Царя Небеснаго / пачеземнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси.

/ Наставления Кронштадтскаго пастыря / в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия преумножил еси.

/ Учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси. / Священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога / / спастися душам нашим.

Кондак, глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога / / серафимския радости нам причастником быти.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviashennomuchenik-mitropolit-serafim-chichagov

Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

11 декабря – день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. Правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана и внук П.В. Чичагова, морского министра, главнокомандующего Черноморским флотом с 1811 г.

, Леонид был зачислен после окончания 1-й Санкт-Петербургской гимназии в Пажеский корпус. В 37 лет он получил звание полковника. Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Военная карьера не привлекала Леонида Михайловича, все чаще он задумывался о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. В 1891 г. он объявил, что уходит в отставку и избирает иной жизненный путь – священство.

С благословения святого Иоанна Кронштадтского, духовным чадом которого был Леонид Михайлович, он был рукоположен в Москве в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской церкви Двенадцати Апостолов.

Важно

Позднее, отреставрировав храм во имя Святителя Николая на Старом Ваганькове, он стал служить в этом храме. В это время скончалась его горячо любимая супруга. Поручив четырех дочерей достойным воспитателям, отец Леонид ушел в Троице-Сергиеву Лавру, где принял иночество. В 1898 г.

он был пострижен в мантию с именем Серафим, а вскоре возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным монастырей Владимирской епархии.

Леонид Михайлович Чичагов с женой

Когда Леонид Михайлович стал священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни. «Летопись» была издана в 1896 г. Архимандрит Серафим преподнес ее императору Николаю II, что ускорило решение вопроса о прославлении преподобного Серафима Саровского.

По окончании «Летописи» архимандриту Серафиму было чудесное видение – к нему явился преподобный Серафим Саровский, поблагодарил за «Летопись» и повелел просить у него за этот труд все, что душа пожелает. Архимандрит Серафим ответил, что желает только одного – быть рядом с преподобным Серафимом. Преподобный Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим.

Архимандрит Серафим (Чичагов)

В 1905 г. в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. В последующие годы святитель Серафим трудился на Орловской, Кишиневской, а затем Тверской кафедрах.

Архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора 1917–1918 гг. После Собора был возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву. Но туда митрополит Серафим отъехать не смог из-за развернувшихся революционных событий. Владыка поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка Серафим (Чичагов)

В 1921 г. его заключили в Таганскую тюрьму, а в 1922 г. приговорили к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит пробыл до 1923 г., после чего ему было разрешено переехать в Москву, но ни в каких церковных делах участия не принимать. Через год митрополит вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Патриарх Тихон подал прошение властям об освобождении из тюрьмы престарелого и больного митрополита Серафима. Владыка был освобожден из-под стражи и поселился в Воскресенском Феодоровском женском монастыре около города Шуи Владимирской области.

Два года прожил владыка Серафим в монастыре, и все сестры полюбили его за доброе и отзывчивое сердце.

Митрополит Серафим

Совет

В 1928 г. митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией и отбыл в Петербург. Свою первую литургию он совершил в Преображенском соборе, где когда-то был старостой. В Петербурге владыка прослужил пять лет, а в 1933 г.

был отправлен на покой и переехал в Подмосковье (сначала в Малаховку, а затем на станцию Удельная). Здесь, на даче, больного митрополита посещали духовные дети. Многие православные люди прибывали в Удельную из других областей и приходили к владыке за советами, наставлениями и благословением.

Ночи владыка проводил в бдении и молитвах ко Господу. Часто обращался он к преподобному Серафиму Саровскому, вспоминая его чудесное явление.

Митрополит Серафим (Чичагов)

В 1937 г. участились аресты духовенства, и митрополит Серафим готовился пострадать за Христа. Владыку арестовали 30 ноября 1937 г. Митрополиту было в это время 84 года, он был очень болен и не мог передвигаться без посторонней помощи. Владыку вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 7 декабря митрополита Серафима приговорили к расстрелу.

9 декабря митрополит Серафим был расстрелян вместе с другими мучениками за Христову веру на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово.

В 1997 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.

«Священномучениче отче наш Серафиме, моли Христа Бога о нас!»

Источник: http://pokrov.pro/zhitie-svyashhennomuchenika-mitropolita-serafima-chichagova/

Митрополит Серафим Чичагов священномученик

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 (21) января 1856 года в Петербурге. Он был отпрыском знаменитого дворянского рода, происходившего из Костромской губернии. Среди его предков — адмиралы В. Я. Чичагов и П. В. Чичагов.

Окончив Михайловскую артиллерийскую академию, Леонид Чичагов участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

О его воинских умениях много говорит тот факт, что молодой офицер стал кавалером не только русских, но и французских, болгарских, румынских, черногорских орденов.

Обратите внимание

Чичагов написал и издал несколько трудов на военную тему, среди которых — «Французская артиллерия в 1882 году», «Доблести русских воинов», — подготовил к публикации мемуары своего знаменитого предка — адмирала П. В. Чичагова.

Читайте также:  Священномученик петр (зверев), архиепископ воронежский

Участвуя в боях, Чичагов насмотрелся на страдания раненых и решил овладеть врачебными знаниями — при этом никаких медицинских учебных заведений он не оканчивал. Итогом его многолетних опытов стала система лечения на основе средств растительного происхождения, описанная врачом-самоучкой в двухтомном труде «Медицинские беседы».

Духовный сын о. Иоанна

Чичагов всегда был глубоко верующим человеком:

— писал он.

Будучи гвардейским офицером, он часто посещал петербургский Спасо-Преображенский собор; в этом же храме в 1879 году Чичагов обвенчался с Наталией Дохтуровой. Самостоятельные занятия богословием превратили его в редкого эрудита в этой области знаний. Весь ход жизни логически подводил его все ближе и ближе к Церкви. Но и то сказать — наставник у Леонида был удивительный.

Еще в 1878 году офицер познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским и с тех пор ничего не предпринимал без его благословения. По совету своего духовника в 1890 году Чичагов вышел в отставку в звании полковника, а уже в 1893 году его рукоположили во священники, после чего он переехал в Москву.

В это время отцу Леониду приходилось нелегко — сильно болела его жена; в 1895 году она скончалась.

После этого отец Леонид решил окончательно посвятить себя Богу — в 1898 году он принял монашеский постриг с именем Серафим и чуть позже стал настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Он издавна глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Монах Серафим (Чичагов) сыграл огромную роль в канонизации святого. Он побывал в Дивеевском монастыре и написал его летопись.

Монахиня Пелагея, знавшая старца лично, напутствовала его:

Наш герой (к тому времени уже архимандрит) добился аудиенции у императора Николая II, подарил тому летопись. Царь велел ему провести подготовительную работу по канонизации Серафима Саровского, которая состоялась в 1903 году.

Подвижник и Государственный деятель

Священномученик, поставленный в 1905 году во епископы Сухумские, вплоть до начала Первой мировой войны занимал различные кафедры — в Сухуме, Орле, Кишиневе. Везде он славился благотворительностью, всюду занимался просвещением и распространением духовной литературы. В 1912 году его возвели в сан архиепископа.

В годы Первой мировой войны архиепископ Тверской и Кашинский Серафим участвовал в помощи беженцам, организации госпиталей и оснащении санитарных поездов.

После Февральской революции 1917 года Тверской епархиальный съезд принял совершенно неканоничное постановление, предлагавшее владыке покинуть кафедру — свою роль тут сыграли всем известные монархические убеждения архиерея. Это, впрочем, не помешало ему участвовать в Поместном соборе 1917—1918 годов.

А после октября дело решилось «само собой» — большевики, без всяких постановлений, выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии из-за его «реакционных» взглядов.

Сражения за Церковь

В 1918 году сщмч. Серафим был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую кафедру. Однако в столицу Польши, отделившейся от России, он так и не попал.

С 1920 года владыка Серафим служил в Москве, а год спустя большевики арестовали его по подозрению в том, что после приезда в Польшу он якобы собирался «координировать фронт… помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса».

После освобождения последовали высылка в Архангельскую область, новые аресты, пребывание в Воскресенско-Феодоровском монастыре близ Шуи… В общем, история, слишком нам теперь знакомая.

Важно

Власть митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим признал сразу и бесповоротно. С 1928 года он — митрополит Ленинградский.

Первое богослужение в Ленинграде митрополит совершил 18 марта именно в Спасо-Преображенском соборе, столь знакомом ему с юных лет.

Во время пребывания в Ленинграде владыка боролся с возникшими внутри Церкви сильными течениями — иосифлянами (противниками примирения с советской властью) и обновленцами (сторонниками радикальных реформ Церкви), стремясь сохранить единство русского православия.

К прискорбию властей, его богослужения отличались благоговейностью и торжественностью, а его проповеди пользовались большой популярностью у горожан.

В 1930 году при Троице-Измайловском соборе даже появилось «Общество митрополита Серафима».

Спустя год владыка добился перезахоронения на кладбище Александро-Невской Лавры двух своих предшественников на митрополичьей кафедре Петербурга-Петрограда-Ленинграда — Исидора и Палладия.

Последнее богослужение в северной столице — 24 октября 1933 года — митрополит Серафим совершил все в том же Спасо-Преображенском соборе.

Мученическая гибель Митрополита Серафима

С октября 1933 года владыка Серафим — на покое. 77-летний архипастырь покинул Ленинград; сначала он жил в Москве, а затем под Москвой — в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. К нему приезжали церковные иерархи, среди них — и митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.

Владыка работал над вторым томом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», но закончить его не успел. 30 ноября 1937 года его арестовали и доставили в тюрьму на Таганку. Спустя неделю священно-мученика приговорили к расстрелу за «контрреволюционную монархическую агитацию». 11 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение на печально известном Бутовском полигоне под Москвой.

Незадолго до смерти владыка Серафим произнес:

Канонизации митрополита Серафима

В ноябре 1988 года митрополита Серафима полностью реабилитировали. Его внучка В. В. Черная (с 1994 года — монахиня Серафима) собирала материалы для канонизации деда. Ее усилия не пропали даром. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку к лику святых.

Возродился интерес и к творческому наследию митрополита Серафима. В 1993 году был издан двухтомник «Да будет воля Твоя», куда вошли многие труды архипастыря. Впоследствии его переиздали с добавлением новых материалов. В 2011 году священномученик получил признание и со стороны медицинского сообщества — на съезде православных врачей его имя внесли в Золотую книгу Петербурга.

Митрополит Серафим выдающаяся личность Петербурга и великий Русский святой.

Источник: http://posmotrim.by/article/mitropolit-serafim-chichagov.html

Дмитрий Филин. Священномученик Серафим Чичагов, митрополит

И снова Дмитрий Николаевич Филин (filin_dimitry) балует нас материалами о новомучениках и новоисповедниках российских, от безбожных большевиков пострадавших. На этот раз героем его повествования стал сщмч. Серафим Чичагов.

Личность очень яркая, в его биографии как в зеркале отразились драматические события нашей истории конца XIX — начала ХХ веков. Мне доводилось читать книгу владыки Серафима о Русско-Турецкой войне 1877 года, которая, помню, произвела на меня неизгладимое впечатление.

Поэтому не могу не поделиться материалом. Оригинал здесь.

Среди мучеников Русской Православной Церкви XX века видное место занимает священномученик митрополит Серафим (в миру – Леонид Михайлович Чичагов).

Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходский пастырь, ревностный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, — такой запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима.

В историю русской святости митрополит Серафим вошел, прежде всего, как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнических служения и своей праведной жизни.

Семья владыки Серафима принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, который восходит по литературным источникам к XV веку. Среди выдающихся предков святителя Серафима – блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель, адмирал В.Я.

Совет

Чичагов (1726-1809), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал П.В. Чичагов (1767-1849), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей Александровской эпохи.

Подобно своим предкам, святитель Серафим начал свое служение как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно этот подвиг воина стал для него, как и для его предков, первым опытом самоотверженного служения Богу и ближнему в миру.

Братья Чичаговы — Леонид и Николай, начало 1860-ых

Отроком Леонид Чичагов поступил в 1870 году в Пажеский Его Императорского Величества корпус (самое аристократическое заведение того времени) с причислением к пажам Высочайшего двора. Годы пребывания в Пажеском корпусе дали возможность Леониду Чичагову получить фундаментальное военное и общее образование.

Окончив по 1-му разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 года Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы на Первую Его Величества батарею гвардейской конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году и сопровождавшаяся подъемом патриотического чувства русско-турецкая война уже летом 1877 года привела гвардейского офицера Л.М. Чичагова в действующую русскую армию на Балканах и вместе с тем явилась серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой войны, Л.М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Он был произведен на поле брани в чин гвардии поручика и отмечен многими боевыми наградами.

Промысел Божий, хранивший поручика Л.М. Чичагова от смерти и ранений, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви, святым праведным Иоанном Кронштадским.

Отец Иоанн дал ответы на духовные вопросы молодого офицера и стал для него на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом.

С того времени все жизненно важные решения Леонид Михайлович принимал только по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского.

8 апреля 1879 года Леонид Михайлович Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой.

С самого начала этот блестящий брак, породнивший две известные аристократические фамилии (Наталия Николаевна была внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова), весьма отличался от многих великосветских браков.

Обратите внимание

15 апреля 1890 года Высочайшим указом Л.М. Чичагов был уволен в отставку в звании гвардии штабс-капитана и менее чем через год, с учетом высоких наград за прошлую безупречную службу – десяти российских и иностранных орденов, — был произведен в чин полковника.

В 1891 году после выхода Л.М. Чичагова в отставку его семья переехала в Москву. Именно здесь, под сенью московских святынь, Леонид Михайлович начал с благоговением готовиться к принятию священнического сана.

26 февраля 1893 года в московском Синодальном храме Двунадесяти (Двенадцати) апостолов в Кремле Леонид Михайлович Чичагов был рукоположен в диакона.

Пресвитерская хиротония (рукоположение во пресвитера) была совершена через два дня, 28 февраля, в той же церкви.

Испытания первого года священнослужения усугубились для отца Леонида неожиданной тяжелой болезни супруги, матушки Наталии.

Болезнь привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей – 9 лет. Отец Леонид доставил тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище.

Вскоре над могилой была возведена часовня, а рядом отец Леонид приготовил место для своего погребения, которому, впрочем, здесь так и не суждено было состояться.

Весна 1898 года стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе.

Он составляет несколько повзрослевших после кончины матери четырех дочерей на попечение доверенных лиц и 30 апреля 1898 года освобождается от приходского служения.

Летом того же года, после монашеского пострига, отца Леонида принимают в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. Особое значение для него имело наречение ему при совершении пострига в мантию 14 августа 1898 года имени Серафим.

В 1899 году в судьбе иеромонаха Серафима, сумевшего и в это нелегкое для него время обогатить церковную литературу замечательным летописным очерком «Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери», произошла перемена. Указом Святейшего Синода от 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита.

Архимандрит Серафим находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести свое настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского, много потрудившись для этого.

Важно

Второе издание в 1903 году написанной архимандритом Серафимом «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» (первое издание вышло в 1896 году) имело особое значение для прославления преподобного Серафима Саровского, ибо открывалось перед всей Россией величие благодатных даров преподобного, отобразившихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад. В июле 1903 года в Сарове архимандрит Серафим принял активное участие в различных торжественных мероприятиях, проведенных в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского. Он составил церемониал торжественного открытия мощей преподобного, произнес слово в день его прославления, написал его «Житие», издал к торжествам «Краткое житие».

Прп. Серафим Саровский, сщмч. Серафим Чичагов и царственные страстотерпцы
28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) и епископ Можайский Серафим (Голубятников) совершили хиротонию архимандрита Серафима во епископа Сухумского.
6 февраля 1906 года, в самый разгар смуты, охватившей тогда Россию, епископ Серафим был назначен на Орловскую кафедру, а в 1907 году владыке Серафиму была поручена Кишиневская епархия, в 1914 году на архипастырское служение владыку приняла Тверская епархия. Летом 1917 года святитель Серафим по решению Синода был включен в число членов Поместного Собора.

Желая уберечь святителя от бесчинной расправы со стороны большевиков, за несколько дней до прекращения деяний Поместного Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и Священный Синод 17 сентября 1918 года успели принять на заседании Синода решение о назначении владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории Польши, свободной от власти большевиков.

Советское правительство отказалось удовлетворить просьбу архиепископа Серафима о его выезде вместе с подчиненным ему духовенством в Польшу. До конца 1920 года святитель Серафим оставался за пределами своей епархии, пребывая в Черниговском скиту близ Свято-Троице-Сергиевой лавры.

Весной 1921 года органами ВЧК у владыки Серафима был произведен обыск. В результате 24 июня святителю Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор.

«Тройка» ВЧК постановила «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на 2 года».

Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК, владыка Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму.

Читайте также:  Священномученик митрополит кирилл (смирнов)
По просьбе дочери владыки, Наталии, 16 января 1922 года по постановлению президиума ВЧК, святитель Серафим, уже тяжело заболевший, покинул Таганскую тюрьму.

Митрополит Серафим был привлечен Святейшим Патриархом Тихоном как член Священного Синода к решению вопросов, подлежащих ведению высшего церковного руководства.

Но для большевистской власти присутствие владыки Серафима в Синоде было весьма нежелательным, поскольку в то время они готовили арест Патриарха и планировали захват высшего церковного управления своими ставленниками из числа обновленческого духовенства.

Поэтому судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25 апреля 1922 года приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область.

Проведя около года в архангельской ссылке, митрополит Серафим вернулся в Москву.

Совет

В связи с пребыванием Святейшего Патриарха Тихона под арестом и временным захватом обновленцами высшего церковного управления Москва переживала период внутрицерковной смуты.

Владыка Серафим временно отошел от активной церковной деятельности, поддерживая молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря.

Однако 16 апреля 1924 года он вновь был арестован по указанию ГПУ, вменявшего ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году.

Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего митрополита. Проигнорированное сначала, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя. Тем не менее, по требованию властей ему вскоре пришлось покинуть Москву.

Владыка Серафим был назначен постановлением заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Временного Патриаршего Святейшего Синода от 8 марта 1928 года в Ленинградскую епархию.

После прибытия в епархию митрополит Серафим разместился в бывших игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря, где также расположился образованный в ноябре 1927 года Ленинградский епархиальный совет, председателем которого в 1928 году был назначен сохранявший верность митрополиту Сергию епископ Петергофский Николай (Ярушевич).
Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим

Первую в новой епархии Божественную литургию владыка Серафим совершил в дорогом его сердцу Спасо-Преображенском соборе, который он часто посещал, будучи гвардейским офицером и в котором 8 апреля 1879 года состоялось его венчание с супругой Наталией Николаевной.

Ко времени назначения митрополита Серафима на Ленинградскую кафедру в Александро-Невской лавре был избран новый духовник – иеросхимонах Серафим (Муравьев) (обычно называемый старцем Серафимом Вырицким).

Тесная дружба связывала отца Серафима с митрополитом Серафимом. В это время владыка, подобно многим, избрал себе руководителем лаврского духовника. В течение двух лет иеросхимонах Серафим и владыка Серафим взаимно исповедовались и окормляли друг друга.
Икона три Серафима: Серафим Саровский, Серафим Вырицкий, Серафим Чичагов

В 1933 году, отдав все силы Ленинградской епархии, 77-летний святитель Серафим приближался к концу своего архипастырского служения как правящий архиерей.

Телесные немощи владыки Серафима и все возраставшая ненависть к нему государственных властей в Ленинграде, делавшая весьма вероятным его скорый арест, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод принять 14 октября 1933 года указ об увольнении митрополита Серафима на покой.

После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции митрополита Сергия в Бауманском переулке (недалеко от Елоховского Богоявленского кафедрального собора) в 1934 году владыка Серафим нашел свое последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся близ станции Удельная Казанской железной дороги.

Здесь, в деревенской тиши, в обстановке духовных размышлений над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях перед дорогими для него иконами владыка Серафим имел счастливую возможность подвести жизненные итоги и приготовить себя к встрече с Христом Спасителем. Его Божественный Лик святитель Серафим созерцал на большой иконе Спасителя, облаченного в белый хитон. Икона эта была написана им самим. В настоящее время этот образ находится в храме пророка Божия Илии во 2-ом Обыденском переулке в Москве.
Икона прп. Серафима Саровского, молящегося на камне,
написанная владыкой Серафимом

Как и в отношении многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту в земном бытии святителя Серафима кроваво прочертил 1937 год.
Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи» из-за невозможности перевезти его в арестантской машине.

Обратите внимание

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в тот день несколько десятков смертных приговоров, приняла решение о расстреле митрополита Серафима.

В деревне Бутово, находившейся недалеко от Москвы, расстреливали в день около двухсот приговоренных к смерти страдальцев.

Обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем для многих тысяч жертв коммунистического террора.

11 декабря 1937 года священномученик митрополит Серафим был расстрелян.
Последняя фотография митрополита Серафима,
Таганская тюрьма, 1937 г.

Источник: https://mikhael-mark.livejournal.com/675495.html

Архимандрит Дамаскин (Орловский): Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит

              Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года. Леонид получил образование сначала в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В тридцать семь лет он получил звание полковника.

Военная карьера не удовлетворяла Леонида Михайловича. С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Потеряв родителей, он, по его словам, привык искать утешение в религии.

В 1891 году Леонид Михайлович объявил о своем желании оставить военную службу и, к великому удивлению близких, вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь – священство. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника.

Став священником, о.

 Леонид занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни.

О причине составления ее он сам впоследствии рассказывал следующее: «Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного, и когда наступило лето, поехал туда.

Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах.

Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагея (в миру Параскева, Паша). Особенно хорошо помнит его Паша, пользовавшаяся любовью преподобного и бывшая с ним в постоянном общении. Я выразил желание ее навестить, чтобы услышать что-либо о преподобном из ее уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула:

– Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.

Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым Императором. Я не могу сделать то, о чем она меня просит.

На это Паша сказала:

– Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный.

В смущении я покинул келью старицы. После нее пошел к двум монахиням, помнившим преподобного. Они жили вместе и друг за другом ухаживали.

Одна была слепая, а другая вся скрюченная и с трудом передвигалась по комнате: она заведовала прежде квасоварней и как-то, передвигая в погреб по ступенькам лестницы тяжелую бочку с квасом, полетела вниз, и вслед за ней бочка, ударившая ее по средним позвонкам спинного хребта всею своею тяжестью.

Важно

Обе они были большие молитвенницы, слепая монахиня постоянно молилась за усопших, при этом души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить и о преподобном.

Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши.

В Москве они опять пришли мне в голову, и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни преподобного и последующего после его кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категоричной форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана.

Таким образом зародилась мысль о «Летописи».

Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне был предоставлен архив монастыря, так же как и в Саровской пустыни.

Но прежде всего я отправился к Паше и стал расспрашивать ее обо всех известных эпизодах жизни преподобного, тщательно записывал все, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал.

Она находила все записанное правильным и, наконец, сказала:

– Все, что помню о преподобном, тебе рассказала, и хорошо ты и верно записал, одно нехорошо, что ты меня расхваливаешь.

В это время игумения Дивеевского монастыря отправилась в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы закупить годовой запас рыбы для монастыря, а когда я в ее отсутствие пожелал навестить Пашу, то застал ее совершенно больной и страшно слабой. Я решил, что дни ее сочтены. Вот, думалось мне, исполнила волю преподобного и теперь умирает. Свое впечатление я поспешил передать матери казначее, но она ответила:

– Не беспокойтесь, батюшка, без благословения матушки игумении Паша не умрет.

Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошел сообщить о своих опасениях относительно Прасковии, уговаривая ее немедленно сходить к умирающей, дабы проститься с ней и узнать ее последнюю волю, иначе будет поздно.

– Что вы, батюшка, что вы, – ответила она, – я только приехала, устала, не успела осмотреться; вот отдохну, приведу в порядок все, тогда пойду к Паше.

Через два дня мы пошли вместе к Паше. Она обрадовалась, увидев игумению. Они вспомнили старое, поплакали, обнялись и поцеловались. Наконец игумения встала и сказала:

– Ну, Паша, теперь благословляю тебя умереть.

Совет

Спустя три часа я уже служил по Параскеве первую панихиду. Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду. Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем. «Летопись» была издана в 1896 году и преподнесена Государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима.

«Летопись» эта выдержала два издания – в 1896 и 1903 годах – и представляет собой подробное описание создания монастыря в Дивееве – четвертого удела Божией Матери на земле.

Книга по собранному материалу в сравнении с известными трудами других авторов наиболее достоверно отражает все события, происшедшие со дня основания монастырей в Сарове и Дивееве, рассказывает о первоустроительнице, матушке Александре, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей.

В 1898 году о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.

В 1902 году ему было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме.

В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал:

– Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все что хочешь за нее.

С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю:

– Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас.

Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел встретиться с Императором Николаем II и склонил его в пользу открытия мощей.

Обратите внимание

11 января 1903 года к освидетельствованию останков старца Серафима приступила назначенная Синодом комиссия в составе десяти человек под руководством митрополита Московского Владимира.

Членом этой комиссии был также и архимандрит Серафим. Результатом явился подробный акт освидетельствования, представленный на монаршее усмотрение.

Государь, прочитав его, написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Донесение комиссии и желание Императора убедили Синод принять решение о канонизации преподобного Серафима Саровского.

Синод постановил: «Ввиду ожидаемого ко дню прославления и открытия святых мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, стечения большого количества посетителей и богомольцев, признано необходимым принять меры к надлежащему устройству путей сообщения и потребных помещений…

поручить архимандриту Суздальского монастыря и прокурору Московской Синодальной конторы князю Ширинскому-Шихматову принять заведование всеми подготовительными мерами для устройства и приведения к благополучному окончанию многосложных дел, связанных с предстоящим торжеством прославления преподобного отца Серафима».

На этом не закончились труды о. Серафима, связанные с прославлением преподобного. Он написал краткое житие преподобного Серафима Саровского и краткую летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

Читайте также:  Школа веры: святой дух

28 апреля 1905 года архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. В 1907 году его назначили членом Синода; через год – епископом Кишиневским и Хотинским. В Кишиневе владыка Серафим прослужил до 1912 года, когда был назначен архиепископом Тверским и Кашинским.

Источник: http://www.grso.ru/articles/svyacshennomuchenik-serafim-chichagov-mitropolit.html

Тверская епархия

ПодробностиКатегория: Тверские древностиСоздано 11 Декабрь 2017

Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии. Среди предков будущего святителя был знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726-1809), исследователь Северного Ледовитого океана.

Окончив в 1875 году Пажеский корпус, Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде.

Начавшаяся в 1876 году русско-турецкая война привела гвардейского подпоручика Л. М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах и вместе с тем стала серьезным жизненным испытанием будущего святителя.

Важно

Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны и отмеченный несколькими наградами, Л. М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм.

Однако не героика войны и не миссия русской армии стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период.

Тема духовного смысла жизни и смерти, во всей остроте поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научился различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя.

Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя.

Военная карьера Л. М. Чичагова продолжала складываться успешно и в мирное время. Однако стремление обратить все силы души на служение Богу все более и более начало проявляться именно в этот период времени. Приняв на себя 31 октября 1881 г.

обязанности ктитора Сергиевского, всей артиллерии, собора при Троице-Сергиевой Лавре, штабс-капитан Л. М.

Чичагов употребил большие усилия и на материальное обустройство этого храма, и на развитие активной духовно-просветительской деятельности в этом большом военном приходе, на попечении которого находились тысячи российских воинов.

В это же время в жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратился в энциклопедически образованного богослова. Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к решению о принятии священного сана.

Праведный Иоанн Кронштадтский, благословивший Л. М. Чичагова на принятие священного сана, счел необходимым в личной беседе с Наталией Николаевной Чичаговой убедить ее дать согласие на принятие супругом священного сана. Слова мудрого кронштадтского пастыря помогли Н. Н. Чичаговой преодолеть свои сомнения, и она согласилась разделить с супругом бремя его нового служения.

Для Л. М. Чичагова путь к священству стал не только путем восхождения к Богу, но и путем хождения в народ, в котором ему, в качестве пастыря, а затем и архипастыря, предстояло воспитывать верного сына своего Государя и Церкви.

После выхода в отставку семья Л. М. Чичагова в 1891 году переехала в Москву. Именно здесь, под сенью московских святынь, Л. М. Чичагов стал благоговейно готовиться к принятию священнического сана. 28 февраля 1893 в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов совершилась пресвитерская хиротония Леонида.

Совет

В 1895 году отец Леонид овдовел, и на его попечении осталось четверо малолетних детей. Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище, а рядом приготовил место и для собственного погребения.

Сугубая обращенность к молитвенной жизни неизбежно влекла отца Леонида в стены монастыря, тем более, что уже несколько лет одним из важнейших послушаний в своей жизни отец Леонид считал составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», открывшей ему не только историю одной из замечательных монашеских обителей Русской Православной Церкви, но и монашеские подвиги одного из великих подвижников Святой Руси — преподобного Серафима Саровского.

Однажды летом, проведя несколько дней в монастыре, отец Леонид побывал и у игумении.

Игумения приняла его очень приветливо и при беседе сказала, что в монастыре живут две старицы-монахини и монахиня Пелагия (в миру Параскева, Паша), которые помнят преподобного.

Едва войдя к блаженной Паше, он услышал от нее: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей для прославления».

На ответ отца Леонида, что по своему общественному положению он не может быть принятым Государем и передать ему ее поручение, Паша сказала: «Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный». В смущении покинул отец Леонид келью старицы и вскоре уехал из Дивеевского монастыря.

Возвратясь в Москву и обдумывая слова блаженной, отец Леонид решил записать все рассказы о преподобном старце помнивших его монахинь, разыскать других его современников, ознакомиться с архивами монастыря. Привести весь этот материал в систему и затем этот труд напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля преподобного.

Весной 1898 года оставив своих уже повзрослевших дочерей на попечение доверенных лиц, отец Леонид был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры.

Обратите внимание

14 августа 1899 года иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и возведен в сан архимандрита. За два с половиной года обитель, до этого тюрьма для психически расстроенных священнослужителей, совершенно возродилась.

В 1902 году усилиями архимандрита Серафима была переиздана вышедшая впервые в 1896 году «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это второе издание «Летописи» имело особое значение для канонизации преподобного Серафима Саровского.

В это время архимандрит Серафим удостоился чудесного видения, о котором последствии поведал своему духовному чаду протоиерею Стефану Ляшевскому. «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме.

В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал. «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее».

С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение.

Радости моей не было конца».

Архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся некоторым его собратьям по духовному сословию дерзостью шаг с целью поставить, наконец, вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде.

Сознавая, что не только всемогущий оберпрокурор Синода К. П.

Победоносцев, но и некоторые архиереи являлись категорическими противниками канонизации преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации в Святейшем Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными законами Российской Империи «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры».

В деле, представленном архимандритом Серафимом, Государь принял активное участие. Вскоре последовало его повеление о необходимости незамедлительно поставить вопрос об организации открытия мощей преподобного Серафима Саровского на заседании Святейшего Синода.

На архимандрита Серафима была возложена большая часть организационных и хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией преподобного.

29 января 1903 года Саровский старец преподобный Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. А несколько позже архимандрит Серафим составил замечательный акафист преподобному.

14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Важно

В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишеневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя ревностным устроителем приходских общин.

Святейшим Синодом святителю было поручено провести расследование поступивших в Синод сообщений о якобы имевших место нестроениях в духовной и хозяйственной жизни Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни.

Выяснив безосновательность обвинений, возводившихся на скитоначальника его недоброжелателями, и высоко оценив духовный опыт преподобного старца Варсонофия, святитель Серафим стал убеждать старца принять настоятельство в одном из крупных монастырей, духовная жизнь в котором требовала руководства опытного наставника.

Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, на котором возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество».

Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой не смог из-за разворачивавшихся в Польше военных действий, и пребывал с 1919 по 1921 годы в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры.

21 сентября 1921 года неожиданно для себя владыка был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область.

Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре вновь был арестован по обвинению в подготовке и организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. В мае 1924 года по ходатайству святейшего Патриарха Тихона 68-летний старец был освобожден. Но по требованию властей святителю пришлось покинуть Москву.

Несколько лет он жил вдали от нее, в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей. Это были годы глубоких раздумий святителя Серафима о судьбах Церкви в России и о путях его собственного служения Церкви в эпоху исторического безвременья.

Совет

Именно в эти годы, при все нараставшем гонении на Церковь коммунистическим государством и непрекращавшихся попытках обновленческих раскольников разрушить церковную жизнь, в среде верных Православной Церкви священнослужителей и мирян впервые стали возникать опасные противоречия.

Они были связаны с пониманием канонических полномочий заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и с различными представлениями о дальнейших перспективах существования Русской Православной Церкви: как о добивающейся у государства официального признания или как об уходящей в катакомбы. На этом роковом рубеже русской церковной истории, придя к убеждению, что Православная Церковь должна открыто осуществлять свое служение в России, даже лишившись покровительства православных государей, святитель Серафим решительно сделал свой окончательный духовный выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая признала митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержала его политику отстаивания официального признания Православной Церкви государственной властью.

В марте 1928 года владыка Серафим возвращается к делам церковного управления и назначается на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число действовавших в городе приходов. Город в начале 1920-х гг.

происками государственных властей и немощью некоторой части епархиального клира превратился в цитадель обновленчества. Верность митрополиту Сергию сохранил лишь Ленинградский епархиальный совет, председателем которого был епископ Петербургский Николай (Ярушевич).

Святитель Серафим всячески стремился поддержать стремление многих православных как можно чаще приступать к Святым Христовым Тайнам. «Паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении Литургии, — убеждал митрополит Серафим клириков и паству. — Будет она — будет и Церковь, и Россия».

28 декабря 1929 года в Ленинградской тюремной больнице скончался от тифа один из наиболее выдающихся церковных иерархов XX века архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). Взяв на себя организацию отпевания и погребения святителя Илариона, владыка Серафим облачил почившего в собственные белые архиерейские ризы и возложил на его главу свою митру.

В начале 1930х гг. резко усилилась репрессивная государственная политика по отношению к Русской Православной Церкви.

В Ленинградской епархии, как и по всей стране, в это время арестовывались лучшие представители православного духовенства.

Обратите внимание

Возраставшая ненависть государственной власти к митрополиту Серафиму побудили митрополита Сергия и временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки на покой.

После кратковременного проживания в Москве святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.

Здесь, в деревенской глуши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях перед иконами владыка Серафим имел счастливую возможность подвести жизненные итоги и приуготовить себя к встрече со Христом Спасителем.

В ноябре 1937 году прикованный к постели 82-летний святитель был арестован и на носилках доставлен в Таганскую тюрьму. Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему немыслимых обвинений.

7 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима.

Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора.

28 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.

Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути.

Важно

Память священномученика митрополита Серафима, канонизированного в 1997 году, совершается 28 декабря — в день мученической кончины.

Источник: https://tvereparhia.ru/publikaczii/tverskie-drevnosti/5115-svyashchennomuchenik-mitropolit-serafim-chichagov

Ссылка на основную публикацию