Священномученик николай беневоленский, священник

16 мая – память священномученика Николая Беневоленского, пресвитера

№18 (963) / 2 мая ‘18

Церковный календарь

Священномученик Николай родился 30 марта 1877 г. в Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских. В 1892 г. Николай окончил духовное училище, в 1898 г.

– Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Общаясь со старцем Алексием (Соловьевым), посещая Зосимову пустынь и храмы Троице-Сергиевой лавры, Николай стал склоняться к мысли посвятить себя всецело Господу в монашеском звании, и в 1901г.

, проходя 4-й курс академии, направил прошение о постриге ректору, епископу Арсению (Стадницкому).

Епископ дал прекрасную характеристику своему студенту, и митрополит Московский Владимир (Богоявленский) благословил постричь Николая в монашество.

Но, решившись на принятие монашества, Николай стал затем сомневаться в посильности этого пути для себя и вскоре отказался от благого намерения. Окончив в 1902 г. Московскую духовную академию, он был направлен преподавателем богословия в Орловскую духовную семинарию. В 1909 г.

Обратите внимание

Николай Владимирович женился на девице Агнии, дочери священника, служившего в храме Смоленской Иконы Божией Матери на Смоленской площади в Москве и в том же году направил прошение митрополиту Московскому Владимиру с просьбой принять его в Московскую епархию. 27 августа 1909 г.

он был назначен священником к Николаевской церкви, что в Новой Слободе в Москве, и в том же году рукоположен во священника к этой церкви.

Став священником, отец Николай сразу же определил свое отношение к пастырской деятельности как, прежде всего, служение верующему народу. Многие из его прихожан были небогаты, и им отец Николай помогал материально, никогда не брал плату за требы, когда видел, что люди ограничены в средствах.

В 1917 г. отец Николай был назначен в храм Преподобного Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец, и затем был настоятелем этого храма до его закрытия. В 1929г. храм был закрыт безбожниками, и отец Николай перешел служить в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

Протоиерей Николай жил с семьей в квартире на Николоямской улице, где находился храм Преподобного Симеона Столпника. В 1918 г. у семьи священника отобрали часть комнат, вселив в квартиру семью рабочих; семье священника были оставлены только 2 комнаты.

В этой же квартире в одной из комнат жили брат отца Николая, ученый, и сестра, библиотекарь. В начале 1930-х гг. к рабочим приехал погостить их родственник из деревни, который донес властям, что в квартире живет священник и занимает 2 комнаты, и потребовал его выселить.

Суд обязал священника выехать из квартиры вместе с семьей в 10-дневный срок.

Отцу Николаю пришлось уехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали, как родственника старца Алексия. Но и здесь ему не сразу удалось найти квартиру: он ходил по городу в рясе, и хозяева отказывались сдавать священнику комнату.

Наконец семью священника приняли, а затем их пригласил к себе староста Ильинского храма – нижний этаж (там было 3 комнаты) его двухэтажного дома пустовал. Из Сергиева Посада отец Николай ездил на службы в Покровский храм.

Важно

Иногда он ночевал у брата, иногда – у кого-нибудь из прихожан. В 1932 г. в квартиру, которую отец Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде, пришли с обыском.

Неделю отец Николай оставался в Москве и не приезжал к семье в Сергиев Посад, чтобы избежать ареста.

В 1933 г. власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение, чтобы его перевели в этот храм. Во все время своего служения отец Николай всегда говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти.

Время было лихое, и со дня на день можно было ожидать ареста. Однажды глухой ночью в их квартиру постучали. Агния Владимировна открыла дверь. На пороге стояли два незнакомых человека, и один из них сказал: «Батюшка, мы приехали к вам, в деревне у нас умирает мать, просит причастить.

Мы отказать ей не можем, поэтому мы приехали на телеге за вами. Пожалуйста, причастите». Отец Николай заколебался, нет ли тут какого обмана, и некоторое время молчал, и тогда заговорила супруга: «Ты не имеешь права отказывать! Ведь ты же едешь со Святыми Дарами! Чего ж ты боишься! Тебя Господь сохранит!..

Поезжай!» Отец Николай тут же собрался, поехал, исповедал и причастил умирающую. В 1939 г. в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска протоиерей Феодор Казанский, имевший весьма дурную славу в Можайске.

Протоиерей Феодор, он же секретный осведомитель НКВД по кличке Лебедев, – сразу же «принялся за работу».

После ряда доносов отца Николая в августе 1939 г. вызвали в Загорское отделение НКВД. Но тогда дело арестом не закончилось. В том же году арестовали второго священника Ильинского храма, и отец Николай решил проситься туда.

Совет

Придя к настоятелю Ильинского храма, он попросил взять его к себе в причт, напрямую назвав и причину, не зная тогда, что и тот – тоже осведомитель. С октября 1939г. отец Николай стал служить в Ильинской церкви.

Предатель протоиерей Феодор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал заходить к нему домой. В конце концов на основании его донесений 9 января 1940 г. было выписано постановление на арест протоиерея Николая Беневоленского. 11 января 1940 г.

отец Николай был арестован после Литургии. Сначала его отправили в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД, а затем в Таганскую.

3 июня 1940 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая Беневоленского к 5-и годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священномученик Николай скончался 16 мая 1941 г. в Спасском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле.

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at57599

Священномученик Николай (Беневоленский)

?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-05-17 10:30:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-05-17 10:30:00Category:
Протоиерей Николай Беневоленский. Москва, тюрьма НКВД. 1940 год

ЗВУКИ МОЛИТВЫ В ТАГАНСКОЙ ТЮРЬМЕ

Игумен Дамаскин (Орловский)

Журнал “Фома” | № 5 (97) май 2011

16 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Беневоленского).

Священномученик Николай родился в 1877 году в Москве в семье священника Владимира Беневоленского и был племянником иеросхимонаха Алексия (Соловьева), подвизавшегося в Смоленской Зосимовой пустыни, вытянувшего жребий на патриаршество митрополиту Московскому Тихону (Белавину).

Николай часто посещал старца Алексия в пустыни, когда учился в Московской духовной академии. В 1909 году он был рукоположен во священника к Николаевской, что в Новой слободе, церкви в Москве.

В 1917 году отец Николай был назначен в храм преподобного Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец. Несколько раз он служил здесь с патриархом Тихоном, который приезжал в храм на престольные праздники. В 1923 году отец Николай был возведен в сан протоиерея.

В 1929 году храм преподобного Симеона Столпника был властями закрыт, и священник перешел служить в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

С 1933 года протоиерей Николай стал служить в Вознесенской церкви в Загорске. В 1934 году он был награжден митрой. В 1939 году в Вознесенский храм был назначен почетным настоятелем благочинный из города Можайска, протоиерей Федор Казанский.

К отцу Николаю подошла тогда женщина и сообщила, что она приехала его предупредить: этот священник чрезвычайно опасен и церковным людям уже принес много зла в Можайске, а об отце Николае слышали они только хорошее, и поскольку к нему приезжает много духовных детей, ему надо быть осторожней.

«К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске паломничество, — доносил почетный настоятель в НКВД. — При выяснении оказывается существующей основной причиной этого явления — укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина.

Алексий — это старец… прозорливец, известный духовник… Беневоленский… очень любит частную исповедь… Особенно остро это сказывается в настоящее время, в период поста… Приезжающие паломники с целью исповеди бывают именно у отца Николая Беневоленского…».

В августе 1939 года отца Николая вызвали в Загорское отделение НКВД, и один из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать, о налогах, которые приходится платить. В конце разговора он предложил священнику дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены контрреволюционно.

Обратите внимание

Отец Николай поначалу категорически отказался от этого предложения, но после долгих уговоров и угроз согласился сообщать обо всех контрреволюционно настроенных лицах под данным ему сотрудником НКВД прозвищем «Схимник».Однако память о старце и молитва дяди не оставили его. Выйдя из здания НКВД, он до глубины души осознал пагубность принятого им предложения.

Неделю отвел себе отец Николай пожить на свободе, а затем, собрав всё необходимое для тюрьмы, явился к сотруднику НКВД и заявил, что сообщать о лицах, контрреволюционно настроенных, — противно его убеждениям, и этого он делать не будет. Но его тогда не арестовали.

21 октября 1939 года протоиерей Федор Казанский сообщил сотруднику НКВД, что «Беневоленский… внушает своим почитателям, чтобы они, несмотря на все запрещения советской власти, соблюдали церковные праздники.

И действительно, все преданные ему колхозники и колхозницы соблюдают все церковные праздники… И этим… приносят весьма существенный вред государству и своевременному собиранию урожая… Все это известно со слов колхозников и колхозниц — духовных чад Беневоленского, список коих при сем прилагаю…».

Чувствуя, что обстановка сгущается и может привести к его аресту, отец Николай все чаще стал задумываться над тем, как избавиться от столь опасного соседства. В 1939 году арестовали одного из священников Ильинского храма, и отец Николай решил проситься туда.

Придя к настоятелю, он попросил взять его к себе в причт, назвав и причину, что считает для себя небезопасным служить с осведомителем, еще не зная тогда, что таков же и тот, с кем он говорит.С октября 1939 года отец Николай стал служить в Ильинской церкви. Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал захаживать к нему домой.

И приходилось его принимать и отвечать на досужие вопросы.На основании различных донесений 11 января 1940 года отец Николай был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. После ареста он сразу же был допрошен. Следователь поинтересовался его родственниками и знакомыми и в конце допроса спросил: «Вы знали старца Алексия?» — «Да, знал. Это мой дядя, брат моей матери.

Он был иеросхимонахом Зосимовой пустыни, в двадцати километрах от Загорска. Как старец, он имел большой авторитет среди верующих».Располагая показаниями осведомителя, следователь понуждал священника их подтвердить, но отец Николай отвечал, что антисоветских разговоров при встречах не велось, во всяком случае, он их не помнит.

В Таганской тюрьме в камеру к отцу Николаю был помещен осведомитель, старавшийся вызвать священника на откровенный разговор.

26 января 1940 года он донес следователю, что отец Николай «жаловался на то, что арестовывают священников “ни за что”… говорит, что НКВД всех священников посылает в такие лагеря и местности, где они умирают… считает, что священник в Загорске… является секретным сотрудником НКВД, что это… предатель.

Беневоленский, находясь в камере, постоянно молится, читает, а иногда вполголоса поет молитвы».3 июня 1940 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Карлаг на станцию Карабас в Казахстан.29 октября 1940 года отец Николай писал супруге и детям: «Ты спрашиваешь меня о вещах… Скажу тебе откровенно, что шуба моя поизносилась со стороны подкладки, требует значительного ремонта, варежка осталась только одна, шапка цела, а скуфейка куда-то пропала… Ватный подрясник я отдал одному молодому неимущему человеку, который поехал на север и не имел ничего теплого… Посылку я получил вчера. Большое спасибо… Сколько беспокойства доставляю я вам. Простите меня за это беспокойство. Если буду жив и здоров, постараюсь отблагодарить вас… Возложим же свое упование на Того, Кто Один только дает нам утешение и отраду… Дорогие мои дети… прошу вас снова: заботьтесь о маме, не огорчайте ее, утешайте и не оставляйте меня в том, что мне едино на потребу…». Протоиерей Николай (Беневоленский) скончался 16 мая 1941 года в Спасском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле.

Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь–Июнь». Тверь, 2005–2008.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 e-mail: at249@mail.ru

Важно

Оригинальная публикация на сайте журнала “Фома”: https://foma.ru/zvuki-molitvyi-v-taganskoj-tyurme.html

Фотография, помещенная в начале публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”.

Фотографии, икона и житие священномученика Николая (Беневоленского) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”

Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/164895.html

Священномученик Николай Беневоленский: бытовое милосердие в тридцатые | Милосердие.ru

Гость выселяет из квартиры хозяина, работники жэка придумывают, как сохранить комнату, а незнакомые люди дают приют. Удивительные случаи «бытового милосердия» из жизни святого, чья память празднуется 16 мая.

Читайте также:  Вальдорфский салат

Протоиерей Николай Беневоленский с супругой Агнией Владимировной Фото с сайта stsl.ru

Страшные 1930-е знают истории неожиданного милосердия, маленького, «бытового», но особенно заметного рядом с примерами соседствовавшей с ним подлости. Дело милосердие работника жека — придумать, как лишенному почти всех прав священнику не лишиться своей комнаты.

Дело милосердия преподавателя военной академии — отдать священнику под ночлег свой кабинет. Дело милосердия священника – отбросить мысль, что ночной звонок с просьбой причастить больную — это уловка для ареста и исполнить свой долг.

В жизни священномученика протоиерея Николая Беневоленского было несколько таких замечательных случаев.

Отец Николай был племянником старца прп. Алексия Зосимовского, который во время выборов патриарха на Поместном соборе 1917 г. по жребию вытянул имя Патриарха Тихона. О. Николай служил в храме прп. Симеона Столпника за Яузой, а потом в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе и жил неподалеку, на Николоямской улице.

Вокруг квартиры отца Николая разыгралась драма, достойная пера М.А. Булгакова. В 1918 году семье священника в его прежней квартире оставили лишь две комнаты, а в остальные подселили семью рабочих. Как тогда выражались, «уплотнили».

В этой же квартире в одной из комнат жили брат отца Николая, ученый, и сестра, библиотекарь. В начале тридцатых годов к рабочим приехал погостить их родственник из деревни, которому Первопрестольная очень понравилась. Он придумал комбинацию: священника выселить, а его комнаты занять самому.

Ишь ты, поп, да еще в двух комнатах, а пролетарию и податься некуда!

Работники жилищного управления сочувствовали отцу Николаю и придумали ответный ход: поменяться комнатой с братом, оставив ему и детей, как бы на иждивение. Тогда священник с семьей будет жить в одной комнате.

Совет

Однако рабочий подал в суд на священника, чтобы того вообще выселили вместе с семьей из квартиры как людей, идейно чуждых установкам советской власти. Суд принял сторону жалобщика и потребовал от священника выехать из квартиры вместе с семьей в десятидневный срок.

Отец Николай обратился к приходскому совету Покровского храма с просьбой: выделить ему помещение под храмом, отремонтировав его, а что храм издержит на ремонт, то он постепенно постарается выплатить, так как уплатить сразу у него нет возможности за отсутствием средств. Но приходской совет отказал священнику, и отцу Николаю пришлось уехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали как родственника старца Алексия.

Но и здесь ему не сразу удалось найти квартиру: он ходил по городу в рясе, и хозяева отказывались сдавать священнику комнату.

Наконец кто-то посоветовал пойти к старосте храма святых апостолов Петра и Павла, где служили в то время лаврские монахи. Здесь семью священника приняли, а затем их пригласил к себе староста Ильинского храма, у которого был двухэтажный дом, и нижний этаж пустовал. Из Сергиева Посада отец Николай ездил на службы в Покровский храм в Москву.

Иногда он ночевал у брата, иногда – у кого-нибудь из прихожан. Одна из прихожанок, вышедшая замуж за преподавателя военной академии, предложила ему останавливаться у них.
Ее муж сказал тогда отцу Николаю: «Батюшка, не ходите и не унижайтесь, мой кабинет всегда к вашим услугам!» И с этого времени отец Николай стал останавливаться у них.

Помощь людей спасла священника от первого ареста. В 1932 году в квартиру, которую отец Николай снимал с семьей в Сергиевом Посаде, пришли с обыском.

Его супруга Агния Владимировна послала дочь Веру в Москву в Покровский храм, где служил отец Николай, предупредить, чтобы он не приезжал в эти дни, так как дома был обыск и его могут арестовать. Вера тут же собралась и поехала.

В течение недели отец Николай оставался жить в Москве и не приезжал к семье в Сергиев Посад.

Перспектива ареста была явная, его ждали, его опасались. Дочь отца Николая убеждала отца не платить высокие налоги, которыми власть обложила священника. Какой смысл? Возьмут так или иначе, за неуплату налога или по какому-нибудь другому поводу. А так хоть деньги будут. Он все же платил.

Обратите внимание

Однажды глухой ночью в квартиру Беневоленских постучали. Супруга отца Николая Агния Владимировна открыла дверь. На пороге стояли два незнакомых человека, и один из них сказал: «Батюшка, мы приехали к вам, в деревне у нас умирает мать, просит причастить. Мы отказать ей не можем, поэтому мы приехали на телеге за вами.

Пожалуйста, причастите». Отец Николай заколебался: нет ли тут обмана, и некоторое время молчал, и тогда заговорила супруга: «Ты не имеешь права отказывать! Ведь ты же едешь со Святыми Дарами! Чего ж ты боишься! Тебя Господь сохранит!.. Поезжай!» Отец Николай тут же собрался, поехал, исповедал и причастил умирающую.

Священномученик Николай Беневоленский скончался в карагандинском лагере 16 мая 1941 г. Многие годы на него «стучал» благочинный.

Осудить ли его? Сам отец Николай однажды подписал документ о сотрудничестве с НКВД и стал агентом «Cхимником». В этом цинизм власти во всей красе: выбрать кличку агенту в честь его дяди, которого он очень любил и чтил, прп.

Алексия. Чтобы еще раз втоптать его в грязь, сломать, доброе сломать, а подлое вырастить.

Только отец Николай сотрудничать не стал. Раскаявшись в том, что поддался, он на первой же встрече с «куратором» отказался от сотрудничества и ни на кого не доносил.

В своей кандидатской работе «Первые дни христианства» отец Николай писал: «Теперь, когда так часто люди в погоне за житейскими, земными интересами забывают Христово учение, когда сам нередко погружаешься в эту суету, чувствуешь, как черствеет и каменеет сердце, – как-то особенно хочется перенестись мыслью за 19 веков, войти в мысли и чувства первых христиан, хоть немножко освежиться и подышать той атмосферой…».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyashhennomuchenik-nikolaj-benevolenskij-bytovoe-miloserdie-v-tridcatye/

Испытанная вера. Священномученик Николай Беневоленский

…Дабы испытанная вера
ваша оказалась драгоценнее
гибнущего, хотя и огнем
испытываемого золота,
к похвале и чести и славе
в явление Иисуса Христа.
1 Пет. 1, 7

Священномученик Николай родился 30 марта 1877 года в Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских.

В 1892 году Николай окончил духовное училище, в 1898-м – Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Посещая своего дядю, брата матери, старца Алексия в Зосимовой пустыни (преп.

Алексий Зосимовский, в миру Феодор Алексеевич Соловьев, иеросхимонах; память 19 сентября / 2 октября. – Примеч. ред.) и храмы Троице-Сергиевой лавры, он стал склоняться к тому, чтобы посвятить себя всецело Господу в монашеском звании.

На четвертом курсе академии, в 1901 году, будущий подвижник направил соответствующее прошение ректору.

Важно

Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) благословил постричь Николая. Но избрав иноческий путь, юноша затем засомневался в своих силах и отказался от благого намерения.

Однако обеты, данные Богу в сердце, хоть и не завершившиеся постригом, продолжали жить в его душе, и не раз, вероятно, обращался он в мыслях своих к раскрывшимся для него объятиям Отчим, устремившись в которые внезапно остановился.

И как же это тяжело переживалось потом, когда корабль Церковный накрывала наводившая ужас стихия, а ему, имевшему на попечении страдавших сродников, приходилось заботиться о земном…

Окончив академию в 1902 году, Николай Владимирович был направлен преподавателем богословия в Орловскую духовную семинарию. В 1909 году он женился на девице Агнии, дочери священника Владимира Андреевича Воскресенского, и 27 августа того же года получил назначение священником к Николаевской церкви в Москве.

Пастырскую деятельность отец Николай воспринимал прежде всего как служение верующему народу, чадам Божиим. Многие из его прихожан были небогаты, и он как мог помогал им. Батюшка и за требы не брал плату, если видел, что люди ограничены в средствах.

В 1917 году священника назначили в храм преподобного Симеона Столпника, где когда-то молились у святого престола его дед и отец. И он настоятельствовал там до самого закрытия церкви, несколько раз сослужив на храмовые праздники будущему священномученику Патриарху Тихону.

В 1921 году отец Николай был награжден наперсным крестом, в 1923-м – возведен в сан протоиерея, в 1926-м – получил крест с украшениями, в 1929-м – палицу. В 1929 году церковь преподобного Симеона Столпника закрыли, и батюшка перешел служить в располагавшийся неподалеку храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

Жил протоиерей Николай с семьей в квартире на Николоямской улице. В 1918 году у них отобрали часть комнат, подселив к ним семью рабочих. В этой же квартире проживали еще брат отца Николая, ученый, и сестра, библиотекарь.

В начале 30-х годов к рабочим приехал погостить их родственник из деревни, который донес властям, что священник занимает две комнаты, и потребовал его выселения.

Служащие жилищного управления, сочувствовавшие отцу Николаю, посоветовали ему поменяться жилплощадью с братом, оставив ему и детей, как бы на иждивение, и таким образом уладить конфликт. Так священник и сделал: поменялся с братом, поселившись всей семьей в одной комнате.

Однако рабочий, обратившись в суд, стал требовать вообще выселить пастыря из квартиры как идейно чуждого установкам советской власти. Прошение кляузника удовлетворили, а батюшке приказали в десятидневный срок съехать.

Совет

Отцу Николаю пришлось перебраться в Сергиев Посад, где его хорошо знали как родственника старца Алексия. Но и здесь ему не сразу удалось найти приют: он ходил по городу в рясе, и хозяева жилищ, не желая каких-либо проблем, отказывали.

Наконец кто-то посоветовал обратиться к старосте храма святых апостолов Петра и Павла, где служили в то время лаврские монахи. Здесь семью священника приняли; староста Ильинского храма, у которого был двухэтажный дом и нижний этаж, где было три комнаты, пустовал, пригласил изгнанников к себе.

Из Сергиева Посада батюшка ездил служить в Покровский храм. Иногда он ночевал в Москве у брата или у кого-либо из прихожан.

В 1933 году власти арестовали настоятеля Вознесенской церкви в Сергиевом Посаде, и протоиерей Николай подал прошение о переводе на это место. Поездки в Москву становились для него все опаснее, т. к. он не имел никаких документов: в московской милиции настаивали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде запрашивали документы с места его работы в Москве.

В 1934 году отец Николай был награжден митрой.

Во все время своего служения он постоянно говорил проповеди, зачастую мало учитывая враждебную Церкви позицию советской власти, когда со дня на день приходилось ожидать ареста.

Супруга неоднократно просила его не проповедовать, но последовать этим уговорам священник не мог. Он был погружен в чтение духовной литературы и считал своим долгом доносить слово истины и знания до прихожан.

В 1939 году в Вознесенский храм прибыл в качестве почетного настоятеля благочинный из города Можайска протоиерей Феодор Казанский, имевший дурную славу.

К отцу Николаю на Исповедь пришла тогда женщина и сообщила, что она специально приехала его предупредить, что этот священник чрезвычайно опасен и в Можайске уже принес церковным людям много зла.

И действительно, новый настоятель – секретный осведомитель НКВД по кличке «Лебедев» – сразу же принялся за дело.

Обратите внимание

После его доносов в августе 1939 года протоиерея Николая вызвали в Загорское отделение НКВД, где расспрашивали о знакомых, о посещаемых им домах, о выплачиваемых налогах… В конце разговора собеседник предложил священнику дать подписку, что тот обязуется сообщать в органы о контрреволюционно настроенных лицах. Получив отказ, работник НКВД заявил, при согласии на сотрудничество пастырь будет платить меньше налогов, в противном же случае его ожидают трудности вплоть до тюремного заключения.

Диавольское искушение почти всегда застает человека врасплох, и отец Николай по малодушию уступил. Однако память о дяде-старце и молитва праведника, видимо, хранили его. Выйдя из здания НКВД, он осознал антихристианскую сущность принятого им предложения, совершенно для него недопустимого. Священник понял, что это путь вслед за Иудой –к погибели в адской бездне.

Неделю отвел себе батюшка пожить на свободе, а затем, собрав все необходимое для пребывания в тюрьме, пришел на квартиру, назначенную ему сотрудником органов для конспиративных встреч, где заявил, что отказывается от доносительства… Вопреки ожиданиям, в тот день его еще не арестовали.

Чувствуя, однако, что обстановка сгущается и все так или иначе идет к аресту, пастырь все чаще стал раздумывать над тем, как уклониться от опасного соседства с осведомителем.

В 1939 году арестовали второго священника Ильинского храма, и отец Николай решил проситься туда.

Придя к настоятелю, он уговаривал того взять его к себе в причт, напрямую назвав и причину, но не зная тогда, что и этот священнослужитель завербован НКВД.

С октября 1939 года отец Николай стал служить в Ильинской церкви. Протоиерей Феодор Казанский между тем не оставлял его своим вниманием и как будто взял за привычку заходить к нему домой. Предлог для его визита мог быть любым: «Батюшка, а я вот гулял и решил вас навестить.

Читайте также:  Святитель спиридон тримифунтский

Что это о Вас ничего не слышно давно? Вот и решил навестить…» И приходилось его принимать и отвечать на его досужие расспросы.

Отец Николай с трудом скрывал тогда тревогу, а супруга старалась с любовью принять и накормить незваного гостя, последуя евангельской заповеди о милосердии к врагам.

В конце концов на основании донесений «Лебедева» 9 января 1940 года было выписано постановление на арест протоиерея Николая Беневоленского, в котором вкратце повторялись формулировки доносчика.

Важно

Сначала батюшку отправили в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД, а затем – в Таганскую. Допросы начинались во второй половине дня, а заканчивались глубокой ночью. Это изматывало, т. к.

днем не давали спать, а придя после допроса в камеру, не всегда получалось сразу уснуть.

Располагая показаниями осведомителя, следователь понуждал священника подтвердить их, но отец Николай отвечал, что антисоветских разговоров при встречах он не вел, хотя и не скрывает недовольства советской властью.

3 июня 1940 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая Беневоленского к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 июля отец Николай прибыл в Карлаг (Казахстан); 2 августа его отправили в Спасское отделение. Там 16 мая 1941 года священномученик скончался и был погребен в безвестной могиле.

В 1902 году, не зная еще, что ждет его впереди, отец Николай в своей кандидатской работе «Первые дни христианства» писал: «Теперь, когда так часто люди в погоне за житейскими, земными интересами забывают Христово учение, когда сам нередко погружаешься в эту суету, чувствуешь, как черствеет и каменеет сердце, – как-то особенно хочется перенестись мыслью за 19 веков, войти в мысли и чувства первых христиан, хоть немножко освежиться и подышать той атмосферой…» И сие исполнилось. Во времена новых гонений на Церковь Христову в ХХ веке страданиями открывалось для верующих Царство Небесное, напоминая им о христианских заповедях, о Боге, призывая только в воскресшем Христе, Сыне Божием, обретать свое всецелое упование, надежду и жизнь.

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

 По книге игумена Дамаскина
(ОРЛОВСКОГО) «Жития
новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май»
(Тверь, 2007. С. 13–31)

Источник

Источник: https://antieres.wordpress.com/2017/07/09/ispitannaya_vera/

Священномученик Николай Беневоленский

Понедельник, 16 Май 2016 09:10 Автор  Редакция

16 мая Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Беневоленского).

Любимый племянник знаменитого старца Алексия Зосимовского (в миру Федора Алексеевича Соловьева), который на Всероссийском Поместном Соборе 1917 года при выборе Патриарха вынул жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина), отец Николай в юности тоже мечтал о монашестве.

На четвертом курсе Московской духовной академии он даже написал ректору прошение и получил благословение на постриг, но так и не решился. И окончив академию поехал преподавать богословие в Орловскую духовную семинарию. А в 1909 году, женившись на дочери священника, переехал в столицу и в том же году был рукоположен во священника.

Совет

Первые годы он служил в Николаевской церкви в Новой слободе. Приход был небогатый, многим прихожанам отец Николай помогал материально и никогда не брал плату за требы, если видел, что у людей туго с деньгами.

В 1917 году его перевели в храм преподобного Симеона Столпника, а в 1929 году, когда церковь закрыли — в соседнюю, Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе, куда батюшка перенес тайком и чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника.

Протоиерею Николаю было суждено пройти многие круги советского ада. Сначала его «уплотнили», подселив в квартиру рабочих, которые тут же начали писать на него доносы, а потом подали в суд, требуя выселить священника с семьей как людей, идейно чуждых советской власти, и по решению суда отцу Николаю пришлось освободить жилплощадь.

Он просил пустить его пожить в подвале Покровской церкви, но приходской совет побоялся — пришлось перебраться в Сергиев Посад, переименованный в Загорск, где отца Николая знали как родственника старца Алексия.

Но и здесь квартиру найти удалось не сразу: батюшка ходил по городу в рясе, и люди попросту боялись сдавать ему комнату, пока, наконец, его с семейством не приютил староста Ильинского храма.

На службы отец Николай по-прежнему ездил в Покровский храм, иногда ночевал у брата, иногда — у кого-нибудь из прихожан. Когда к нему первый раз пришли с обыском, он тоже был в столице, и гроза прошла стороной.

Но с ужесточением паспортного режима ездить становилось все опаснее — отец Николай был, по нашим понятиям, бомж: документов у него не было никаких — в столице в милиции требовали, чтобы он получал их по фактическому месту жительства, а в Посаде требовали документы с места его работы в столице.

В 1933 году, когда в Сергиевом Посаде арестовали настоятеля Вознесенской церкви, батюшка подал прошение, чтобы его перевели туда. Вел он себя по тем временам очень неосторожно: проповедовал, исповедовал и причащал на дому больных и умирающих, на исповедь к нему приезжали люди из дальних мест. Со дня на день можно было ожидать ареста.

В следственном деле отца Николая в НКВД сохранились доносы на него, датированные 1939 годом: «К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске паломничество.

Обратите внимание

При выяснении оказывается… основной причиной этого явления укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина… особая секта, происходящая от схимонаха… известного духовника паломников, приезжающих и приезжавших в Троице-Сергиеву Лавру, Алексия.

Алексеевщина заключается в том же духовно-нравственном извращенном направлении, которое осуществлялось… юродивыми и прозорливыми монахами.

К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою принадлежность племянник названного схимонаха Алексия — священник Вознесенской церкви города Загорска отец Николай Владимирович Беневоленский, который… и в полном смысле слова не только подражает ему, но типично старается ему уподобиться … Человек с высшим образованием, корчит из себя монаха, увлекает народ для бесед в темные углы, читает им неизвестные книжки, дает секретные наставления «втихую»…»

В январе 1940 года отца Николая, выходившего из церкви после Литургии, арестовали. Его сокамерник-сексот докладывал: «Беневоленский, находясь в камере, постоянно молится, читает, а иногда вполголоса поет молитвы. Не соблюдает правила внутреннего распорядка — не спит ночами, а спит иногда днем, за что неоднократно получает замечания надзора».

Через полгода Особое совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Николая Беневоленского к пяти годам лагерей. Его отправили в Казахстан, в Спасское отделение Карлага, где меньше чем через год, 16 мая 1941 года умер и был погребен в безвестной могиле.

В 1902 году в своей кандидатской работе в Духовной академии отец Николай писал: «Теперь, когда так часто люди в погоне за житейскими, земными интересами забывают Христово учение, когда сам нередко погружаешься в эту суету, чувствуешь, как черствеет и каменеет сердце, как-то особенно хочется перенестись мыслью за 19 веков, войти в мысли и чувства первых христиан, хоть немножко освежиться и подышать той атмосферой…».

Господь услышал его молитву.

ФОМА

Источник: http://sobornoedelo.ru/novomucheniki/37-svyashchennomuchenik-nikolaj-benevolenskij

Святой земли Николаевской..

К 80-летию мученической кончины святого Николая Романовского.

20 ноября наша Церковь почитает день мученической кончины протоиерея Николая Романовского. В 2017 году исполнилось 80 лет со дня этого памятного события. В 2000 году священномученик Николай канонизирован в лике святых и простирает свои молитвы над Николаевским краем, предстоя у престола Небесного Отца за нас грешных.

“Когда привходящие житейские заботы помрачат душу твою, ты очисти ее воспоминанием о мучениках.

– – Если ты будешь иметь это воспоминание в душе своей, то ни богатству не будешь удивляться, ни бедности не станешь оплакивать, ни славы и власти не будешь восхвалять, и совершенно ничего из дел человеческих – из блистательных не станешь считать чем-нибудь великим, а из прискорбных – невыносимым, но, став выше всего этого, будешь иметь в постоянном созерцании этого образа урок добродетели”.

Поэтому мы предлагаем читателю вспомнить об отце Николае, который шел путем узким и тернистым, путем веры и правды, путем исповедания и мученичества.

Отец Николай и матушка Дарья после венчания, на втором фото – с первенцем

В страшные годы Господь благословил отца Николая совершать свой крестный подвиг. Нельзя даже сравнить это время со временем гонения на Церковь в первые века христианства.

Важно

Сколько раз НКВД вызывало батюшку к себе с требованиями прекратить проповедовать (а отец Николай был великолепнейшим проповедником!), или же попросту уйти за штат. Сколько раз сыпались в адрес батюшки предупреждения и угрозы даже за то, что он постоянно ходил в рясе.

Новая власть боялась этого, ведь сам священнический облик пастыря – это уже проповедь. Общительный, всегда по-особому умиротворенный, он привлекал к себе сотни людей. Его уважали и любили, любили так, как может благодарная человеческая душа любить своего духовного наставника.

Люд прислушивался к его словам и особенно к советам. Одним словом, он был душой народа.

Но вот однажды в дверь в очередной раз постучали. На пороге появились сотрудники НКВД с соответствующими документами. Начался обыск, окончившийся арестом батюшки. Вместе с отцом арестовали и сына Антония. После обыска конфисковали имущество. Забрали книги, часть мебели. Вынули даже перину из-под парализованной уже на то время матушки Дарии.

Священномученика Николая сослали в . В октябре 1937 г. всякая переписка и свидания прекратились. Объяснение было следующим: «Заключенные переведены в другой лагерь, сведений о них никаких нет», — хотя страдальцы пребывали там же. Для о.

Николая это были последние дни и последний год его земной жизни. Именно в октябре 1937 г.

тройка НКВД Карагандинской области заново судила священника Романовского за то, что он решительно отказался от спровоцированного привлечения его к группе “обновленцев”, а участвовал в собраниях священнослужителей истинной Православной Церкви (что отец Николай и не отрицал на допросе). 20 ноября 1937 г. тройка УНКВД по Карагандинской области осудила протоиерея Николая Романовского по ст. 58 – 10, 11 и приговорила к высшей мере наказания – к расстрелу. (Исполнение приговора засвидетельствовано в выписке из акта).

Подробнее о житии святого вы можете прочитать (ссылка).

Отец Николай с близкими

Еще большим уважением к нашему земляку проникаешься, когда узнаешь об условиях, царивших в Карагандинском лагере, из которого отец Николай перешел в блаженную вечную жизнь с Богом. Ниже мы представляем небольшую крупицу информации об этом страшном месте – отрывки из житий святых, побывавших там, чтобы читатель мог немного составить представление об условиях, в которых батюшке пришлось жить.

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин)

О своем пребывании в лагере Батюшка вспоминал, что там били, истязали, требовали одного: отрекись от Бога. Он сказал: «Никогда».

Отец Севастиан позже рассказывал своим духовным детям: «Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой “шалашик”, так что мне в нем было тепло».

Совет

Тогда его отправили в барак к уголовникам. «Там, – сказали, – тебя быстро перевоспитают». Можно представить, что делали уголовники с пожилым и слабым священником.

В последние годы заключения Батюшка был расконвоирован и жил в каптерке в третьем отделении лагеря, находящегося близ Долинки. Он возил на быках воду для жителей ЦПО (Центральные промышленные огороды.).

Бывало, зимой привезет воду, подойдет к быку и греет об него окоченевшие руки. Ему вынесут и подарят варежки. А на следующий день он опять приезжает без варежек (подарил кому-нибудь или отобрали) и снова греет руки об быка. Одежда на нем старая, драненькая.

Когда по ночам Батюшка замерзал, он забирался в ясли к скоту и согревался теплом животных. Жители ЦПО давали ему продукты – пироги, сало. Что мог, он кушал, а сало отвозил заключенным в отделение. «В заключении я был, – вспоминал Батюшка, – а посты не нарушал.

Если дадут баланду какую-нибудь с кусочком мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

Источник…

Священномученик Николай Беневоленский

Из писем жене и детям:

«Погода стоит днем жаркая, а ночью холодно. Климат неважный, очень сильные ветры, так как местность представляет из себя степь, которая имеет множество курганов… трава вся выжжена. Растительности абсолютно нет никакой, а также и воды. Хожу работать на плотину, рою землю, ношу носилки…»

«Здоровье мое удовлетворительное, только в ногах слабость, а главное – тоска и уныние, против которых единственное лекарство, которым в Загорске я пользовался ежедневно, а здесь его совсем не вижу…»

В каждом письме отец Николай просил прислать ему черных сухарей, что было самым необходимым при голоде в лагере, и теплых вещей. 2 февраля 1941 года он писал жене и детям:

«Я физически здоров, натрудил здесь себе ногу худыми валенками, но теперь все это прошло. Совсем иное – настроение духовное, ощущение туги и тоски и томление духа… письма не доходят быстро по случаю страшных буранов, о которых трудно и представить у вас.

Читайте также:  Сорок мучеников севастийских

Ваши самые сильные метели ничто по сравнению с маленьким бураном. Недавно буран сильный продолжался десять дней, в это время прекращается всякое сообщение с железной дорогой, от которой мы оттопали сорок одну версту. Даже были большие затруднения с доставкой продовольствия.

Посылку со съестным я получил и также прошу усердно прислать мне каких бы то ни было сухариков… Без вас и вашей помощи я обхожусь с трудом: страшно обносился и по своему виду не имею ни вида, ни величия… Не забудьте переслать мне черную и белую катушку, иголку, бумагу и конвертов.

Это у меня последний конверт…»

Источник…

“Насколько высоко величие мученической чести, это измерил Сам Сын Божий распростертыми на Kресте руками. Он нашел эту честь выше всяких почестей, которые получат чины всех святых” – пишет Святитель Димитрий Ростовский. Помолимся же нашему великому соотечественнику, братья и сестры, о прощении грехов, о любви друг ко другу, о мире на нашей земле.

Источник: http://eparhia.mk.ua/stat/4530-svyatoj-zemli-nikolaevskoj.html

Храм Казанской иконы Божией Матери в Глебово – Чудо воскрешения

Эта история произошла в феврале 1964 года в Барнауле. Священник Андрей Устюжанин показывает старые медицинские документы матери. Вот справка от 3 февраля, диагноз: рак, множественные метастазы. Потом – «Свидетельство о смерти».

Клавдия Никитична Устюжанина была мертва трое суток. Все это время она находилась в морге с незашитыми разрезами. Отец Андрей вспоминает: «Моя мама рассказывала мне, что видела свое тело со стороны. Во время операции она стояла между врачами и с ужасом смотрела на свой разложившийся кишечник.

Обратите внимание

Потом ее повезли в мертвецкую, а она шла за своим телом и удивлялась: почему нас двое? Мама видела, как привели меня, как я плакал. Она обняла меня и поцеловала, но я не обращал на это никакого внимания. Потом мама с огромной высоты, но необычайно четко увидела наш дом в Барнауле. Видела, как ссорятся из-за наследства родственники.

Видела бесов, которые радовались каждому их бранному слову. Потом перед ней пронеслись все места, связанные с ее жизнью.

Надо сказать, что мама была из очень благочестивой семьи. Ее отец всегда помогал нуждающимся, и когда семья осиротела, многие воздали ей добром. Однако после смерти отца Устюжанины отошли от Бога.

Наконец она оказалась лежащей на квадрате какого-то темного непонятного материала. Рядом – аллея невысокого кустарника. Незнакомая местность. Из дивно сияющих ворот, напоминающих алтарные, показалась красивая, очень высокая строгая женщина. Рядом с женщиной шел подросток.

Потом в Троице-Сергиевой лавре ей пояснили, что это были Матерь Божия и Ангел Хранитель. Он плакал и о чем-то просил Ее, гладил по руке. Она не обращала на него внимания, даже когда он упал перед Ней на колени.

Потом Клавдия Устюжанина поняла, что Матерь Божия относилась так строго к ее Ангелу Хранителю оттого, что сама Клавдия отступила от веры и долго жила не по заповедям Божиим.

Подойдя к моей маме, Она подняла глаза кверху и спросила:

– Господи, а ее куда?

Мама сильно вздрогнула. Только тут она поняла, что умерла. И вдруг она услышала необычайный голос, доносившийся откуда-то сверху. Голос был настолько красивый и любящий, что забыть его было невозможно:

– Она взята до времени за добродетели ее отца и непрестанные его молитвы.

У мамы появилась надежда. Она решилась задать вопрос:

– У нас на земле говорят, что у вас здесь рай есть.

Ответа не последовало. Тогда мама сказала:

– У меня остался ребенок.

– Я знаю. Тебе жалко его?

– Очень.

– А Мне всех вас в три раза жальче. Вы Мною живете, Мною дышите и Меня же распинаете… – и, обращаясь к женщине, продолжал: – Она хотела видеть рай.

Женщина повела рукой и сказала:

– Ваш рай на земле, а здесь вот какой рай.

И тут же мама увидела огромное количество обгоревших людей. Они как будто только что были вынуты из пламени. От них шел смрад. Все они жаждали и просили хоть каплю воды как подаяние.

Впоследствии старцы так толковали смысл сказанного: если бы мама была взята из жизни именно тогда, то по грехам ее ждал именно такой «рай». Маме были показаны многие ужасы ада, списки ее грехов. Бог сказал маме такие слова:

– Спасайте сами души ваши; молитесь, ибо немного века осталось. Не та молитва дорога, которую вы читаете и которая выучена, но та, которая от чистого сердца. Скажите: Господи, помоги мне. И Я помогу. Я всех вас вижу.

Важно

После происшедшего мама сдала партбилет. В тяжелые в духовном отношении 60-70-е годы она свидетельствовала о том, что с ней произошло. Ее пытались посадить в тюрьму, состоялось семь судов. Лично мне известны люди, пришедшие благодаря ее свидетельствам к вере.

А потом в морге, через три дня, она подала признаки жизни. Вокруг началась суета. В детдом, куда меня отдали, пришел старший мальчик и сказал буквально следующее: «Вот у него мама умерла и воскресла». Да, Бог совершил чудо воскрешения моей матери». Через некоторое время последовала вторая операция. Изумленный хирург обнаружил, что у Клавдии Устюжаниной нет и намека на рак.

После своего воскрешения Клавдия Устюжанина прожила еще 14 лет. Умерла от кардиосклероза. Все свои надежды она возлагала на сына, водила его на службу в Троице-Сергиеву лавру. Архимандрит Лаврентий, один из старейших насельников монастыря, помнит: «Клавдия приходила ко мне часто, исповедовалась, причащалась, советовалась, рассказывала о загробном мире».

Андрей поступил в Духовную семинарию, окончил ее, женился, окончил Духовную академию. Теперь служит священником в Свято-Успенском женском монастыре города Александрова Владимиро-Суздальской епархии.

Клавдия Никитична, вернувшись из небытия, воспитала его достойно и благочестиво и сделала все, чтобы выполнить свой материнский долг. А сын ее, православный священник, делает все, чтобы выполнить до конца свой сыновний долг. Со слов матери он издал брошюру через самиздат.

Эту брошюрку, фотокарточки, истории болезни матери он бережно хранит.

Верующие люди хорошо знают о чуде воскрешения Клавдии, о ее жизни, мытарствах, о благодатном посещении ее Божией Матерью. Еще при жизни Клавдии передавались отпечатанные на машинке листочки, рассказывающие о чуде. О барнаульском чуде написано множество брошюр. Материалы о нем помещены на десятках сайтов  Интернета, использованы в различных книгах.

Отец Андрей дословно записал рассказ своей матери – так, как он запомнил его еще ребенком, когда Клавдия Никитична говорила о главном событии совей жизни многочисленным посетителям, жаждавшим услышать свидетельство о чуде Божием. Этот рассказ издан брошюрой «Барнаульское чудо. Рассказ об истинных событиях, происшедших в городе Барнауле с Клавдией Устюжаниной в 1964 году».

По книге «Непознанный мир веры», 9-е издание,  Москва, Сретенский монастырь,  2010  г.

Священномученик Николай Беневоленский

Совет

16 мая Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Беневоленского. Священномученик Николай родился в 1877 году в Москве в семье священника и был племянником иеросхимонаха Алексия (Соловьева), подвизавшегося в Смоленской Зосимовой пустыни, вытянувшего жребий на патриаршество митрополиту Московскому Тихону (Белавину).

В 1909 году он был рукоположен во священника. С 1933 года священник служит в Загорске.

В 1939 году в его храм был назначен почетный настоятель, который стал доносить на него: «К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске паломничество…Беневоленский…очень любит частную исповедь…Приезжающие паломники бывают именно у отца Николая Беневоленского…» В августе отца Николая вызвали в НКВД, где его расспрашивали о знакомых, о том, где ему приходится бывать, о налогах, которые приходится платить. В конце разговора священнику предложили дать подписку, что тот обязуется сообщать о тех лицах, которые настроены контрреволюционно. Отец Николай поначалу категорически отказывался, но после долгих уговоров и угроз согласился. Однако память о старце и молитва дяди не оставили его. Выйдя из здания НКВД, он до глубины души осознал пагубность принятого им предложения. Неделю отвел себе отец Николай пожить на свободе, а затем, собрав вещи для тюрьмы, явился к сотруднику и заявил, что ничего сообщать он не будет. Тогда его не арестовали. Однако доносы на него продолжались: «Беневоленский… внушает соблюдать церковные праздники, чем приносит вред государству в сборе урожая». Отец Николай был вынужден перевестись в другой храм,  в разговоре с настоятелем которого назвал и причину, что считает небезопасным служить с осведомителем, еще не зная тогда, что таков же и тот, с кем он говорит. Прежний почетный настоятель также не оставлял его своим вниманием и стал захаживать к нему домой, где приходилось его принимать и отвечать на досужие вопросы. На основании различных донесений 11 января 1940 года отец Николай был арестован и отправлен Карлаг в Казахстан. Протоиерей Николай скончался 16 мая 1941 года в лагере и был погребен в безвестной могиле.

Журнал «Фома», май 2011 г.

Источник: http://www.glebovohram.ru/listok/317-chudo-voskresheniya.html

Священномученик Димитрий Михайлович Беневоленский

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 14 / 27 Ноября

Священномученик Димитрий Михайлович Беневоленский родился 10 / 23 октября 1883 года в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье священника Михаила Беневоленского. Сначала он учился в Тверской Духовной Семинарии, а затем в Санкт-Петербургской, которую закончил в 1909 году. По окончании Семинарии он поступил на должность учителя при Николо-Столпенском монастыре Тверской губернии.

В 1911 году Димитрию Михайловичу предложили принять священный сан и приход в селе Островно. Приходской священник там умер и паства осталась без пастыря. Димитрий в том же году обвенчался с Анной, дочерью инженера-путейца Ивана Алексеевича Тихомандрицкого.

21 ноября / 4 декабря 1911 года Димитрий Михайлович был рукоположен в сан священника к Димитриевскому

храму вышеупомянутого села. Все свои силы отец Дмитрий отдавал делу церковного служения. В 1919 году его перевели в Троицкий храм села Паношина Удомельского уезда.

В 1929 году власти разработали документ о необходимости усиления гонений на Православную церковь, как на единственную легально действующую контрреволюционную организацию, имеющую влияние на массы. Усиление гонений не миновало и села Паношина, где служил отец Димитрий.

16 января 1929 года его и старосту храма Александра Щёголева арестовали. Отца Димитрия обвинили в том, что он совершил 28 октября 1928 года торжественное богослужение «с целью, — как было сказано в обвинении, — возбуждения суеверия в массах населения для извлечения таким путём материальных выгод».

Старосту обвинили в том, что он помогал священнику устроить торжественное богослужение. Прихожане очень любили своего пастыря и стали ходатайствовать о его освобождении. На сельском сходе граждане села подписали ходатайство к властям «об освобождении священника Беневоленского и гражданина Щёголева из-под ареста».

В случай необходимости поручительства ходатайствующие давали его.

Обратите внимание

Состоявшийся суд признал обвиняемых виновными и приговорил священника к штрафу в размере ста рублей, а старосту к шести месяцам заключения. Сыновей священника исключили из школы как детей лишенцев. Чтобы они не остались без образования, пришлось отправить их к сёстрам Анны Ивановны в Саратов.

Второй раз батюшку арестовали 5 февраля 1930 года по доносу члена правления колхоза Вихрова и того коммуниста, в доме которого снимал комнату отец Димитрий.

Они писали, что дом священника является центром для всех верующих района, что каждую ночь у него кто-нибудь ночует из верующих, каждый день он кого-нибудь принимает и угощает.

Хозяин дома в письме заявлял, что как-то спросил священника о его дальнейших планах, «намеревается ли он и дальше оставаться священником ли примет новый порядок и снимет сан. На это отец Димитрий ответил: «Я убеждён в правоте своей веры и священнического сана никогда не сниму».

— Значить, вам нужен старый царский строй, вы прямо за него, раз так.

— Да, — был ответ батюшки.

«Я прошу вас данное мое заявление проверить и сделать надлежащей вывод: убрать его к своим» — так заканчивали свой донос коммунисты.

25 апреля 1930 года Тройка О. Г. П. У. приговорила священника к трём годам ссылки в Северный край[96]. После окончания срока ссылки в мае 1933 года отец Димитрий вернулся домой, и будущий священномученик архиепископ Тверской Фаддей определил его священником в храм села Синево-Дуброво Сонковского района.

В ноябре 1937 года батюшку снова арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о войне. Следствие длилось всего один день. Батюшка виновным себя не признал.

25 ноября 1937 года Тройка О. Г. П. У. вынесла постановление о расстреле священника. (24 н. ст.) ноября 1937 года протоиерей Димитрий Беневоленский был расстрелян и погребён в братской могиле.

Место погребения власти скрыли и оно до сего дня остаётся неизвестным.

6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.



Источник: https://infopedia.su/16×1624.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector