Священномученик павел кунгурский (соколов)

Церковь Св. Апостолов Петра и Павла

Церковь Св. Апостолов Петра и Павла (г. Нязепетровск, ул. Свердлова, 2) — объект культурного наследия регионального значения (1866).

Источник

Местонахождение: г. Нязепетровск, ул. Свердлова, 2

К началу ХХ столетия Нязе-Петровский завод являлся самым крупным в Красноуфимском уезде и одним из крупных в горном округе. Население составляло 12 тыс. человек. В Нязе-Петровском заводе было три церкви: на центральной площади Петра и Павла, Николаевская единоверческая и на кладбище Вознесенская.

Самой старой является церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, о которой есть упоминание, что в 1760 году в Нязепетровском заводе действует деревянная церковь. Но, по-видимому, церковь была и раньше, т.к. сам завод и плотину начали строить в 1744 году, а в 1747 году завод уже действовал.

Вначале церковь была деревянной, двухэтажной, а в 50-60-х годах 19 века ее разобрали и на этом же месте воздвигли каменную, гораздо большую по размерам, тоже в два этажа и с двумя престолами: верхний во имя апостолов Петра и Павла, нижний – во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы. Есть сведения что строился храм 11 лет и 62 дня. В 1866 году начались богослужения.

Обратите внимание

Церковь получилась стройной, светлой, высота колокольни была (с крестом) 46 метров. Всего было 6 колоколов и самый большой вес имел 117 пудов и 4 фунта (что составляет 1873 кг) и был слышим за 20 верст в округе. Рядом с храмом была построена первая в округе школа.Никаких архивных документов, чтобы проследить историю нашей церкви до 1850 года не сохранилось.

После 1850 года, какие были церковные метрические книги, все были переданы в областной архив. Церковный причт часто менялся. В 1866 году священником Петро-Павловской церкви был Александр Филиппович Попов. Вторым священником был Рафаил Андреевич Петров. Дьякон Павел Петрович Коровин. И два дьячка: Африкан Павлович Третьяков и Владимир Александрович Бирюков.

С 1869 года священник Александр Филиппович Попов становится благочинным. В то время церковь входила в Красноуфимское благочиние, 2-й округ Пермской епархии. В этой должности он оставался долго, до самой смерти (умер 52 лет в 1887 году) прослужив в этой церкви более 20 лет. Погребен был в церковной ограде.

На погребении присутствовали священники с соседних заводов: Нижне-Сергинской, Михайловской и Шемахинской церквей. В этом же году священником стал сын его Николай Александрович Попов, служивший до этого псаломщиком.С 1890 года служат уже три священника: Павел Романов, Николай Попов, Евграф Плетнев.

Трое священнослужителей служивших в нязепетровской церкви в 2000 году на Церковном Архиерейском Юбилейном Соборе были прославлены в лике священномучеников:

Священномученик Евграф Плетнёв (1868-1918). Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1890-1891 годах служил в Петро-Павловском храме Нязепетровска. Расстрелян в городе Чердынь по обвинению в контрреволюционной агитации.

Священномученик Павел Соколов (1874-1918). Выпускник Калужской духовной семинарии. Служил в Нязепетровске с 1900 по 1911 год. Преподавал Закон Божий в нязепетровских училищах, заведовал церковно-приходскими школами. Расстрелян большевиками в городе Кунгуре.

Священномученик Алексий Стабников (†1918). Выпускник Рязанской духовной семинарии. В 1898-1903 годах служил в Петро-Павловском храме Нязепетровска. Расстрелян большевиками в Юговском заводе под Пермью.

Источник

Революционные и общественные потрясения не остались в стороне от храма. В начале 1930-х годов было вынесено решение его закрыть. Сбросили кресты и колокола, разобрали колокольню.

Здание использовалось под клуб и школу, а во время войны здесь разместилось Ростовское артиллерийское училище.

В 1959 году под демонстрацию фильмов в Нязепетровске был отдан первый этаж пустующего с послевоенных времен здания Петропавловской церкви, а в 1961 году, после основательной реконструкции, в этом же здании был открыт полноценный двухзальный кинотеатр «Октябрь».

Источник: https://arhistrazh.livejournal.com/154464.html

Новомученики и исповедники ХХ века — 6 Февраля 2014 — Рождественский Вестник

Святые Южного Урала

Новомученики и исповедники

ХХ века

Преподобный мученик Ардалион (Пономарёв) (1877-1938). Служил в Свято-Троицкой церкви Миасса, был настоятелем Вознесенской церкви пос. Каслинский завод. В 1937 г. арестован по делу о контрреволюционной организации под названием ОЖБСБ — «Организация жестокой борьбы с большевиками». По мнению следователей, на местах якобы действовали «боевые повстанческие штабы».

Отца Ардалиона обвинили в дискредитации новой Сталинской конституции. 13 июня 1937 года священнику объявили приговор — пять лет ИТЛ. Отец Ардалион сначала попал в пересыльный лагерь Архангельской области, затем — в Ухтинско-Печорский лагерь и в Воркутинский ИТЛ. Проведя в невыносимых лагерных условиях одиннадцать месяцев, в июле 1938 года о.

Ардалион умер от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак».

В 1959 году дело ОЖБСБ пересматривалось — все обвиняемые были признаны невиновными.

Священномученик Александр Миропольский (1843-1918). Был епархиальным миссионером. Служил в Успенской церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда. Известен тем, что проповедовал Слово Божие башкирам.

В 1917 году посетил Надеждинский завод, где его арестовали большевики за распространение книг и брошюр, переведённых им на татарский язык. Перед смертью подвергался пыткам.

Похоронен вместе с двумя другими расстрелянными священниками и 27 прихожанами.

Священномученик Сильвестр Омский. Был викарием Оренбургской епархии, епископом Челябинским до революции (в 1914-1915 гг.) Когда Колчак отступал, ему предложили уехать в эмиграцию, но он отказался. Служил после революции в Омске, где был казнён большевиками в 1920 году. Его распяли на полу в церкви, проткнув шомполом сердце.

Священномученик Пётр Крутицкий (в миру Полянский). Местоблюститель Патриархии, управлял Русской православной церковью. Помогал многим заключённым и сосланным. Получая пожертвованные деньги, отдавал их для пересылки в тюрьмы, лагеря и места ссылки.

Важно

В декабре 1925 года был арестован, на допросах говорил, что церковь не может поддержать революцию. Сидя в лагерях и ссылках, отказался снять с себя полномочия патриаршего местоблюстителя.

В качестве «секретного узника» (вместо имени он фигурировал под номером 114) находился в Верхнеуральской тюрьме. Говорят, что во дворе митрополиту отвели участок, где он посадил цветы и овощи. По церковным праздникам он ходил в сопровождении конвоиров по камерам и благословлял осуждённых.

В 1937 году приговорён к расстрелу. Был расстрелян (по разным версиям) в тюрьме НКВД в Магнитогорске или на станции Куйбас. Место погребения неизвестно.

В 2003 году в Магнитогорске на дороге к Вознесенскому храму в его память воздвигли крест.

 Моисей Уфимский. бессребреник. Известен тем, что всех лечил, правил позвоночник. Его мощи есть в Симеоновском храме Челябинска. Живы ещё на Южном Урале те, кого он врачевал.

Мученица Параскева Кочнева. Родом из Миасса, из мирян. Служила сторожем в церкви. В 1937 году приехала в Москву, чтобы ходатайствовать о назначении священника в Александро-Невский храм Миасса. Была в Москве арестована, репрессирована, умерла в лагерной больнице в Сибири в 1939 году.

Преподобноисповедник Гавриил (Гур). В 1918-1922 годах жил на территории Челябинской области, находился в монастыре близ Троицка. Расстрелян в Бутово в 1937-м.

Священномученик Алексей Стабников. До революции пять лет служил в Нязепетровске.Священномученик Евграф Плетнёв и его сын. До революции служили в Нязепетровске.

Священномученик Павел Соколов. До революции 10 лет служил в Нязепетровске.

Епископ Дионисий (Сосновский). До революции был епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Канонизирован РПЦЗ. Ранее считалось, что казнён красными в Вятке, но сейчас появились сведения о его могиле в Кишинёве.

Епископ Иона (Покровский) окончил Казанскую духовную академию. Во время первой мировой войны — военный священник. Во время гражданской войны окормлял отряды атамана Дутова. Умер в Китае, был очень любим эмигрантами: открыл приют для сирот, аптеку, бесплатно раздавал лекарства неимущим.

Михаил Громограсов, священномученик из Верхнеуральска. Оренбургская епархия уже подала документы на его канонизацию.

Архиепископ Иоаким (Левицкий), в 1903-1910 гг. — епископ Оренбургский. Канонизирован в Нижегородской епархии как местночтимый (ранее служил там). В 1918 году убит в Крыму.

Священномученик Николай Васильевич Бирюков. Одно из мест служения — Верхне-Уфалейский завод.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин). В 1922 году в течение девяти месяцев служил в Казанском храме города Касли.

Cвященномученик Константин Виссарионович Словцов. В 1912 году был рукоположен в сан священника, хиротония состоялась в Христорождественском храме Кыштыма.

Священномученик Константин Алексеев. В 1910-1912 гг. служил в Духосошественской церкви Кыштыма, преподавал Закон Божий в Кыштымском одноклассном училище.

Священномученик Пётр Васильевич Беляев. С 1898 года служил в женском общежитии при Каслинском заводе, позднее преобразованном в Казанско-Богородицкий женский монастырь. В 1905 переведён в приходскую Успенскую церковь в Каслинском заводе. Преподавал Закон Божий в местной двухгодичной школе. Расстрелян без суда 17 июня 1918 года на следующий день после ареста.

Читайте также:  Священномученик исаакий ii оптинский

Священномученик Василий Степанович Милицын. Служил на приходе Верхне-Уфалейского завода (годы не указаны).

Cвященномученик Пётр Симеонович Смородинцев. Расстрелян в Каслях вместе с отцом Александром Миропольским.

Преподобномученик Вениамин (Зыков Василий Иосифович).

С 1925 года жил в Каслях. 13 марта 1937 арестован вместе с другими клириками каслинского храма, заключён в тюрьму в Челябинске. 13 июня 1937 приговорён к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в пос. Майское Бескаргайского района Павлодарской области. В ноябре 1937-го вновь был арестован, 2 декабря расстрелян по постановлению тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской области.

Священномученик Александр Сидоров (1867-1918 г.). Родился в Нижнем Уфалее, в семье крестьянина.

По окончании Екатеринбургуской гимназии был определен учителем Кыштыимского двухклассного училища, где работал с 1890-1895 годы.

В 1897 году был рукоположен в сан священника в Далматовскую Николаевскую церковь. Измучен и расстрелян красноармейцами близ станции Далматово. Дни памяти — 27 июня (10 июля).

 

Источник: http://rogdvest.ucoz.ru/news/novomucheniki_i_ispovedniki_khkh_veka/2014-02-06-58

«Священномученики – иерей Павел Аношкин и диакон Григорий Смирнов, явили нам великий пример мужества, стойкости, глубокой и твердой веры»

«Священномученики – иерей Павел Аношкин и диакон Григорий Смирнов, явили нам великий пример мужества, стойкости, глубокой и твердой веры»

  • 13.02.2018

«Священномученики – иерей Павел Аношкин и диакон Григорий Смирнов, явили нам великий пример мужества, стойкости, глубокой и твердой веры»

11 февраля, в день празднования Собора святых Пермской митрополии, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня г. Перми.

Главе Пермской митрополии сослужили Высокопреосвященнейший Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской; Преосвященнейший Никон, епископ Кудымкарский и Верещагинский; Преосвященнейший Антоний, епископ Угольский.

В этот день за богослужением совершилось торжественное открытие мощей для всеобщего почитания двух Пермских священномучеников — иерея Павла Аношкина и диакона Григория Смирнова, первых целокупных мощей явленных в Пермской митрополии. Раки с мощами новомучеников были принесены в храм Вознесения Господня для постоянного местопребывания накануне, вечером 10 февраля.

По завершении Божественной литургии Глава Пермской митрополии совершил молебное пение перед мощами священномучеников.

Совет

За богослужением также молились отцы благочинные церковных округов Пермской епархии, наместники и настоятельницы монастырей, духовенство и монашествующие Пермской митрополии, многочисленные прихожане Пермских храмов и паломники из соседних регионов.

В этот день на Божественной литургии присутствовали родственники священномученика Павла Аношкина — внук Владимир Николаевич и правнучка Светлана Владимировна Аношкины; протоиерей Константин Кобелев, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве и старший священник в храме Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе; игумения Иоанна (Калашникова), настоятельница Свято-Тихоновского женского монастыря г. Торопец Тверской области.

Кроме того, в праздничных торжествах приняла участие 90-летняя жительница села Мокино Нытвенского района Римма Георгиевна Черемных, которая, сохраняя семейное предание указала место захоронения священномучеников – иерея Павла и диакона Григория.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил присутствующих со значимым событием для Пермской земли и обратился с архипастырским словом:

«Сегодня особенный день для Русской Православной Церкви, для Пермской  митрополии, для всей Пермской земли. Сегодня Святая Церковь воспевает: «Радуйся Пермская земля, торжествуй Церковь Русская…», прославляя угодников Божиих, явленных на нашей земле.

Действительно, сегодня мы празднуем духовное торжество, которое Господь по милости Своей явил нам, грешным и недостойным. Сегодня, в этот воскресный и праздничный день мы прославляем всех святых просиявших в земле Пермской. Сегодня особенный день.

Его особенность заключается в том, что мы с вами празднуем обретение и открытие для всеобщего почитания мощей священномучеников – иерея Павла и диакона Григория.

Это неординарное и новое событие для Пермского края, для нашей Пермской митрополии и значимое событие для Церкви Христовой.

Господь явил нам видимым образом святые мощи, те благодатные останки священномучеников, которые  в далекую годину лихолетья претерпели мученическую кончину. В этом году исполняется 100 лет со дня страданий Пермских священномучеников.

Обратите внимание

Святая Церковь прославила иерея Павла Аношкина и диакона Григория Смирнова еще в 2000 году на Архиерейском Соборе, но только сейчас, именно в это время Господь благоволил явить нам их святые мощи, чтобы укрепить нас  грешных, в нашей жизни, в наших молитвах, в нашей повседневной суете, чтобы мы, прикладываясь к этой святыне, смогли подумать о том как проходит наша мимолетная жизнь, чтобы мы смогли подумать о том, какими делами и поступками мы либо украшаем, либо оскверняем ее.

Как нам повествует история, с первых веков христианства мощи святых укрепляют людей в вере, в добродетелях, в милосердии, в любви друг ко другу, помогают проанализировать свою жизнь и обратить внимание на свою душу.

Прошло 100 лет с момента мученической кончины священномучеников – иерея Павла и диакона Григория. Прошли годы, которые ознаменовались для нашего Отечества невероятным стремлением к уничтожению собственного народа.

Людей убивали только лишь потому, что они верили в Единого Бога, верили во Святую Церковь, если они принадлежал к священническому сословию или был священнослужителями. Этого было достаточно для того, чтобы без суда и следствия уничтожать целые поколения.

Это наша с вами история, это история нашего Отечества.

Святая Церковь сияет подвигами мучеников с первых веков христианства. Мученики своим подвигом подражают безвинно Преданному на распятие Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который за Свое стремление принести мир в общество, за Правду, пострадал и был распят на кресте.

Святая Церковь, Которую Он стяжал Кровию Своею, на протяжении веков, тысячелетий является свидетельницей Правды Божией. Проповедь Истины Божией является главной целью Святой Церкви. Не всегда Святая Церковь на пути к этому встречала добродушие, понимание, одобрение, принятие слова Правды и слова Истины.

Из Священного Писания мы знаем, что еще Понтий Пилат, который предал распятию Иисуса Христа, обращаясь к Нему, вопрошал: что есть Истина? (Ин. 18;38). С каким смирением и величием в это время смотрел на него Христос, Который сказал, что мог бы умолить Отца и Он послал бы Ему более двадцати легионов ангелов (Мф. 26;53).

Но, Христос со смирением принял позорную и напрасную смерть, положив ее основанием Святой Церкви.

Важно

Святая Церковь на протяжении веков встречала сопротивление проповеди о Правде Божией. Очень часто проповедь Истины совершалась христианами не только словом, не только жизнью, но проповедь эта была смертью тех, кто принимал на себя великую миссию – сказать о Правде Божией народу, не всегда воспринимавшему и не всегда желающему слушать и слышать о том, что есть Истина.

Русская Церковь в XX веке, может быть, как никакая другая Поместная Церковь приняла на себя жесточайший удар, который выразился в ожесточенном уничтожении тех, кто говорил от имени Церкви, тех, кто говорил о Правде Божией, тех, кто принадлежал Церкви Христовой.

Очень часто жизнь и деятельность этих людей не подвергались каким-либо рассмотрениям со стороны суда. Этих людей просто уничтожали. Подобным образом поступили и со священномучениками – иереем Павлом и диаконом Григорием, которые служили на Пермской земле.

Они не занимались никакими политическими агитациями, они не занимались никакими интригами, они совершали свой долг – служили Церкви Божией, служили Правде Божией. И мы знаем, как окончилась их жизнь.

Они не дрогнули перед искушением, они не встали на колени и не стали просить своих мучителей о том, чтобы те оставили их в покое по какой-либо причине. Они спокойно и кротко приняли смерть, не отрекшись ни от Христа, ни от Церкви, ни от священнического сана. Они были мужественны.

И это рядовые священнослужители, служившие в Нытвенском районе, в далекой деревне! Они явили нам великий пример мужества, явили великий пример стойкости, явили велики пример глубокой и твердой веры, и Господь, являя Свою милость, прославил их в лике святых. Еще в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви они были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Если мы думаем, что дела проповеди Правды и Истины Божией, это дела давно минувших дней, то я думаю, что мы глубоко ошибаемся. Да, сегодня нет открытых гонений на Церковь, сегодня открыты храмы Божии. Сегодня мы можем реализовать свое желание придти в храм и помолиться.

Но, сегодня еще более и изощренно мир предлагает нам борьбу против слова Божия, против Правды и Истины Божией.

Совет

Он предлагает нам более тонкие моменты, которые проникают в душу и в сердце не только подрастающего, как мы привыкли говорить, поколения, но они проникают в сердца и в саму жизнь всех нас, более тонко и более коварно, чем это было 100 лет назад.

Читайте также:  Постный борщ с фасолью

То, что ранее общество считало грехом, о чем было стыдно  упоминать в обществе, сегодня приобретает законодательную основу и становится доступным, возможным и не греховным в глазах общества. Насколько сегодня  надо быть бдительным, насколько надо быть осторожным, чтобы суметь отделить Правду от лжи, Истину от скверны! Для этого надо иметь живую душу, надо иметь глубокую веру. Сегодня мы должны быть очень бдительны.

Господь являет нам Свою милость, посылая нам великое утешение и помощь, являя честные мощи святых священномучеников, через которые мы можем укрепиться в молитве, в наших делах, в нашем желании исправить свою жизнь, в нашем желании почувствовать Правду Божию, в нашем желании оценить куда ведет нас жизненный путь, которым мы идем.

Не станет ли он для нас крахом, не будет ли он для нас скверным? Чтобы помочь нам в этом разобраться, Господь являет святые мощи, благодать от которых укрепляет, вразумляет, умудряет нас, чтобы мы имели право, возможность и свободное волеизъявление в выборе пути, который ведет нас ко спасению, к Правде, к Истине, к Царству Божию.

Я хотел бы еще раз, обращаясь ко всем нам, пожелать, чтобы Милосердный и Праведный Господь молитвами священномучеников иерея Павла и диакона Григория и всех святых в земле Пермской просиявших, память которых мы сегодня с вами так торжественно и молитвенно отмечаем, укрепил бы нас в нашем делании, в нашей жизни, в наших делах, в наших трудах, чтобы мы не споткнулись в этом соблазнительном, очень опасном и коварном мире и чтобы мы достигли того блаженного состояния с Богом, к которому призывает всех нас Милосердный и Праведный Господь. Аминь».

Затем Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский вручил благодарственное письмо Римме Георгиевне Черемных, сердечно поблагодарив ее за участие, за неоценимую поддержку и помощь, оказанную в обретении мощей священномучеников:

«Я хочу вручить Вам благодарственное письмо от имени Пермского епархиального управления и пожелать Вам здоровья, пожелать Вам помощи Божией, пожелать Вам многих лет жизни, чтобы они были во здравие, чтобы они были в радость. Я хочу сказать Вам: большое спасибо. Вы самая непосредственная и важная участница, самая важная свидетельница сегодняшнего празднества. За то, что Вы приехали сегодня особая Вам благодарность».

Глава Пермской митрополии также вручил благодарственные письма судмедэксперту высшей категории Андрею Владимировичу Ефимову и заместителю начальника по экспертной работе Пермского краевого бюро Судебно-Медицинской Экспертизы Александру Николаевичу Акишину, за помощь в проведении процедуры идентификации святых мощей.

Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский в этот день приветствовал родственников священномученика Павла Аношкина – внука Владимира Николаевича и правнучку Светлану Владимировну Аношкиных:

«Когда мы стали изучать материалы, то мы вдруг обнаружили, что есть живые родственники отца Павла, которые ныне живут в Москве. Владимир Николаевич прислал нам фотографии иерея Павла из семейного архива. Он охотно, откликнулся на эту просьбу и принял самое активное и доброе участие в деле обретения мощей».

Обращаясь к Владимиру Николаевичу и к Светлане Владимировне, Владыка сказал:

«Я хочу поблагодарить вас за то, что вы приехали сегодня на торжество. Я хотел бы поздравить вас с тем, что ваш родственник прославлен Святой Церковью, поздравить с радостью, которую переживает сегодня Русская Православная Церковь. Вы должны гордиться тем, что в вашем роду есть святой, который молится о всех нас».

Обратите внимание

Затем Глава Пермской митрополии вручил юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» настоятельнице Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумении Руфине (Сидоровой); настоятельнице Серавимо-Алексеевского Богородице-Казанского Бахаресвкого женского монастыря игумении Софии (Забурдаевой); благочинному Лысьвенского церковного округа игумену Софронию (Евтихиеву); настоятелю храма великомученика Георгия Победоносца г. Перми, руководителю епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерею Игорю Ануфриеву; благочинному Второго Кунгурского церковного округа священнику Максиму Кулакову; благочинному Добрянского церковного округа иеромонаху Кириллу (Савинову).

В завершение праздничного торжества Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский добавил:

«Действительно сегодня радуется Пермская земля, и я думаю, что радуется и Церковь Небесная, прославляя святых угодников Божиих, здесь в этом храме Божием. Я хочу сказать свои искренние слова благодарности  всем, кто принял участие в обретении и прославлении святых мощей — иерея Павла и диакона Григория.

Пусть Господь молитвами новомучеников и исповедников, которые просияли на нашей Пермской земле укрепляет в нас веру, укрепляет в нас надежду, любовь друг ко другу, укрепляет в нас настоящую подлинную гражданскую позицию, которая должна быть выражена не просто в словах, но нести смысловую нагрузку, способствующую единению между людьми. К этому и призывает нас Святая Церковь. С праздником вас, братья и сестры».

Ольга Троицкая

Источник: http://PravPerm.ru/novosti_eparhii/svyawennomucheniki_ierej_pavel_anoshkin_i_diakon_grigorij_smirnov_yavili_nam_velikij_primer_muzhestva_stojkosti_glubokoj_i_tverd/

Павел Добромыслов, священномученик | Официальный сайт Карагандинской епархии

Священномученик Павел родился 17 июня 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Григорьевича Добромыслова.

По окончании Рязанского духовного училища Павел в 1891 году поступил в Рязанскую Духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую Духовную академию.

В 1901 году Павел Николаевич окончил Московскую Духовную академию и женился на Клавдии Алексеевне Шуваловой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впоследствии у них родилось шестеро детей.

1 октября 1901 года епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Павла Николаевича во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. С 1902-го по 1906 год отец Павел состоял преподавателем Рязанского епархиального женского училища.

С 1906-го по 1910 год он был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910-го по 1912 год отец Павел исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911-го по 1914 год был заведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии.

В 1912 году священник был членом Рязанского отделения Епархиального училищного совета. В 1913 году отец Павел был награжден наперсным крестом.

В 1914 году отец Павел был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани.

Важно

При наступлении Белой армии в 1918  году был арестован большевиками и некоторое время содержался в одной из московских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. Тогда же была конфискована и почти полностью уничтожена его великолепная библиотека на русском и нескольких иностранных языках.

Когда испуганная, плачущая Клавдия Алексеевна, его жена, побежала к одному большевистскому начальнику с просьбой помочь, освободить, походатайствовать, то получила ответ: «Нельзя, ваш муж — человек образованный, владеет несколькими языками, его любят люди, значит, он может повести за собой народ».

 Он действительно мог повести за собой людей, но не на братоубийственное кровопролитие. Когда в городе начались еврейские погромы, о.Павел выступил с амвона кафедрального собора, призывая прихожан не участвовать в таких делах, разъясняя всю богопротивность натравливания одного народа на другой, несовместимость этого с христианской верой.

Вскоре, сразу после отступления белых, его отпустили.

В марте 1924 года архиепископ Рязанский Борис (Соколов) назначил протоиерея Павла на должность Рязанского уездного благочинного. Будучи принципиальным противником обновленцев, отец Павел по поручению владыки написал историю обновленческого движения в Рязанской епархии.

Одним из первых действий архиепископа Бориса при вступлении на Рязанскую кафедру было распоряжение об упразднении епархиального совета и создание епархиальной канцелярии, через которую он осуществлял все управление епархией.

Архиепископ жил частью в Рязани, а частью в поселке вблизи станции Перловка под Москвой и управлял епархией через распоряжения по канцелярии. Переписка через канцелярию со священниками епархии, обращения архиепископа к пастве со временем стали составлять целые сборники.

Властями появление таких сборников было расценено как нелегальное издание религиозного журнала.

Излагая содержание сборника, один из сотрудников ОГПУ написал: «…

Мы находим, что программа его заключала в себе сведения общеинформационного характера, руководящие указания по части церковной жизни, отрывки из произведений различных авторов, не имеющих никакого отношения к Церкви, афоризмы, изречения, отрывки из поэтических произведений, советы по садоводству, огородничеству и медицине, хронику и отдел юриспруденции».

Архиепископ Борис (Соколов), его викарий епископ Глеб (Покровский) и группа духовенства города Рязани были арестованы в течение октября 1925 года. Протоиерей Павел Добромыслов был арестован 27 октября 1925 года и заключен в рязанскую тюрьму.

Совет

На допросах, отвечая на вопросы следователя, отец Павел сказал: «Епархиальная канцелярия содержится на сборы – складчины… При сборах руководствовались инструкцией НКЮ о сборах складчинах.

Читайте также:  Пророк иона

“Циркуляры” архиепископа Бориса я рассматриваю как его распоряжения… Элемента политики в циркулярах я не нахожу. В содержании циркуляров ничего незакономерного я не находил…

Приходскую книгу я считаю не противоречащей существующим законам и рассматриваю таковую как дополнение к списку при регистрации общины.

Уездным благочинным я назначен архиепископом Борисом (Соколовым). На совещаниях епархиальных благочинных я присутствовал, но не всегда. В круг моих обязанностей входило исполнение распоряжений архиепископа Бориса по Рязанскому уезду. На существование епархиальной канцелярии я смотрел как на явление вполне закономерное.

Закономерным существование епархиальной канцелярии я считаю по следующим причинам. По распоряжению центральной гражданской власти епархиальной канцелярии был выдан штамп и печать, отобранные в 1924 году губернским отделом ОГПУ, причем разрешение на право имения печати аннулировано не было.

С канцелярией епархиального архиерея считались государственные учреждения. Канцелярия была личной канцелярией архиепископа и не может быть рассматриваема как самостоятельная организация. Лично я от епископа Глеба (Покровского) слышал, что нам хотели возвратить печать и штамп.

Все вышеизложенное вселяло в меня уверенность в закономерности существования епархиальной канцелярии. Я и епархиальные благочинные, как я полагал, в канцелярии архиепископа Бориса являлись только техническими исполнителями, привлеченными к работе в порядке церковной дисциплины.

Деятельность канцелярии епархиального архиерея, с моей точки зрения, была вполне закономерной, не нарушающей существующих гражданских законов.

С содержанием “циркуляров” архиепископа Бориса я знаком поверхностно. Ничего предосудительного в таковых я не находил.

Обратите внимание

В “сестричествах” ничего противозаконного не нахожу, но лично организации таковых не сочувствую, так как я не сторонник участия женщин в делах церковных. С уставом сестричества я детально не знаком.

Ничего противозаконного в производимом канцелярией при архиепископе я не видел».

Следствие было закончено 12 ноября 1925 года, и на следующий день протоиерей Павел написал письмо судебным властям: «Рязанским ОГПУ мне предъявлено по окончании предварительного следствия обвинение по статье 58, пункт 10 УК, причем конкретно мне ставится в вину участие в делах епархиальной канцелярии, организованной Рязанским архиепископом Борисом (Петром Алексеевичем Соколовым), на правах уездного благочинного.

Свое участие в делах Рязанской епархиальной канцелярии я никак не могу признать актом контрреволюционным, предусмотренным ст. 58 УК, по следующим основаниям.

Канцелярия епархиального архиерея никаких попыток в целях захвата власти даже и в мыслях не имела. Ее цель одна – устроение исключительно церковной жизни на основах гражданских законов и церковных канонов.

Епархиальная канцелярия существовала более двух лет. Ей было разрешено гражданской властью иметь свою печать и свой штамп. Ясно для меня было, что гражданская власть не смотрит на нее как на контрреволюционное учреждение…

Да и в самом характере деятельности епархиальной канцелярии совершенно не усматривалось признаков преступлений, предусматриваемых ст. 58 УК.

Епархиальной канцелярии инкриминируется распространение циркуляров архиепископа Бориса, якобы имевших контрреволюционный характер.

Но, во-первых, эти циркуляры были не в моем ведении, так как, повторяю, я в канцелярии не занимал самостоятельной роли, а во-вторых, отмечая в циркулярах призыв архиепископа Бориса (Соколова) к прибавлению в молитвенных прошениях на ектениях молиться и “о властех наших”… я не замечал в них контрреволюционного направления…

Важно

Что касается создания библиотеки, якобы направленной против социализма и коммунизма, то относительно этого должен сказать, что в этом деле епархиальная канцелярия вообще не принимала участия. Это дело лично архиепископа Бориса. Но и он имел в виду создание библиотеки собственно апологетической, направленной на борьбу с неверием и атеизмом, а не против социализма и коммунизма…

Из вышеизложенного явствует, что я совершенно не могу признать себя виновным в преступлениях, предусмотренных ст. 58 УК…»

Протоиерей Павел был обвинен в том, что, «являясь членом организованного Петром Алексеевичем Соколовым нелегального сообщества, выполнял, как член такового, все возлагаемые на него поручения.

Способствовал размножению и распространению издававшегося Петром Алексеевичем Соколовым журнала “Циркуляры”, заведомо зная контрреволюционность его содержания. Своими действиями способствовал созданию библиотек с подбором литературы контрреволюционного характера.

Принимал участие в издании распоряжений об установлении денежных сборов с религиозных общин Рязанской губернии, способствуя своими действиями принудительному взиманию таковых. Присваивал себе права юридического лица».

Дело было передано на рассмотрение секретаря 6-го отделения секретного отдела ОГПУ в Москве с предложением приговорить всех обвиняемых моложе пятидесяти лет к трем годам заключения в концлагерь, а старше пятидесяти – отправить в ссылку, само же дело передать на рассмотрение Особого Совещания.

26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Павла к трем годам заключения в концлагерь, и в том же го­ду, после открытия навигации на Белом море, он был отправлен на Соловки.

По возвращении из заключения служил в храмах Рязанской епархии.

В 1928 году вновь арестован по обвинению в хранении мелкой разменной монеты и сослан на три года в Семипалатинск (Казахстан). Семью ссыльного батюшки объявили лишенцами, что означало автоматически жизнь без хлеба и работы. Бывшие прихожане приносили семье ссыльного кто что мог. 

Совет

По окончании ссылки в 1933 году, отец Павел вернулся в Ря­занскую епархию и стал служить в Благовещенском храме в горо­де Рязани. В 1935 году часть причта этого храма перешла в обновленчество; отец Павел был вынужден покинуть приход. Он был назначен настоятелем Казанского храма в селе Солотча, в 1937 году переведен в село Гавриловское Спасского района Рязанской области.

16 марта 1938 года сотрудни­ки НКВД вызвали на допрос в качестве лжесвидетеля служившего вместе с отцом Павлом диакона, который показал, что священник часто говорил в храме проповеди и в них призывал прихожан быть более ревностными в приготовлении к таинствам.

Он предупреж­дал, что не прибегающие к таинствам могут оказаться вне Церкви и быть осужденными на вечные мучения.

Священник в своих про­поведях призывал к покаянию, призывал «отказаться от классовой борьбы», говорил, что если кто обижен, то должен простить и при­мириться, не ссориться.

27 марта 1938 года протоиерей Павел был арестован и заклю­чен в рязанскую тюрьму. Он обвинялся как «активный участник к/р организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

Допросы шли в течение полутора месяцев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на это ответил:  – С политической стороны названных мною лиц охарактеризовать не могу, так как с ними на политические темы не разговаривал.

  – Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения села Гавриловского. Дайте показания по этому вопросу.  – Никогда никакой антисоветской агитации я среди населения села Гавриловского не проводил.  – Следствие располагает данными, что вы, будучи контрреволюционно настроенным, среди населения вели контрреволюционную агитацию.

Вы подтверждаете это?  – Нет, не подтверждаю.  – Вы даете неверные показания. Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной организации церковников. Дайте правдивые показания.  – В контрреволюционной организации церковников я никогда не состоял.  – Вы продолжаете давать неверные показания.

Следствие располагает достаточными данными о вашей принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Следствие требует от вас правдивых показаний. 

– Я еще раз заявляю: в контрреволюционной организации церковников я не состоял.

Обратите внимание

29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Павла к восьми годам заключения. Он был отправлен в один из Карагандинских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года. 

Будучи уже 60-летним, работал на общих работах: пас в степи лошадей, выполнял и другую не по возрасту тяжелую работу. При медицинском обследовании ему был поставлен диагноз: «Явно выраженная старческая дряхлость. Декомпенсированный миокардит и склероз сосудов головного мозга. Инвалид группы «Б».

Скончался 9 февраля [3] 1940 года в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря. В бараке, где жили заключенные, истопили печь, но рано закрыли вьюшку. Все угорели, но выжили, кроме о.Павла. Он был погребен в безвестной могиле.

23 мая 1958 года был реабилитирован Рязанским облсудом по 1938 году репрессий, а 18 декабря 1992 года реабилитирован Прокуратурой Рязанской области по 1926 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

Старый стиль 27.01 Новый стиль 09.02  — день мученической кончины (1940г.) 

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ

Древо-инфо

Источник: http://eparhia.kz/node/155

Ссылка на основную публикацию