27 мая – память священномученика Петра Рождествина, пресвитера
№19 (964) / 22 мая ‘18
Церковный календарь
Священномученик Петр родился 25 июня 1879 г. в с. Дмитриевский Погост Коробовской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 г.
Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе. Намереваясь послужить Святой Церкви священником, он должен был найти супругу, готовую нести с ним крест служения Церкви.
Петр женился на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе. Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же школе, что и Петр.
По рукоположении во священника отец Петр отправился служить в храм в с. Вышкове Новозыбковского уезда Черниговской губернии, так как в родных местах священнических вакансий не было. Со временем, когда освободилось место священника в Троицком храме в с.
Ланино в Егорьевском уезде, расположенном в 8-ми верстах от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему служить здесь. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан 6-ти деревень. Впоследствии они же построили большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковную сторожку.
К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане намеревались возвести храм из кирпича; для этого был предварительно выстроен кирпичный завод.
Строительство продвигалось быстро, из своего кирпича были уже возведены стены, но начавшаяся война и последовавшая за ней безбожная революция остановили строительство. До 1930-х годов стояла недостроенная церковь в лесах.
Предшественник отца Петра построил для себя большой дом, так что отцу Петру не пришлось заботиться о жилье.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, он был привычен к крестьянской работе всякого рода и никогда не нанимал крестьян, живя с ними по правилам тогдашней крестьянской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща.
Вместе разрабатывали трудные делянки и вывозили дрова, работали на дальних покосах, занимаясь этим неотрывно иногда по целой неделе, так как работу нужно было завершить в срок, пользуясь благоприятной погодой.
Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета, и, помолившись, выходил на свое ежедневное послушание.
Живя тем же, что и крестьяне, то есть трудом, он никогда не забывал, что он прежде всего пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, оставляя все домашние хлопоты, шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Притом всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы, а бывало, и сам помогал нуждающимся.
Служил отец Петр очень торжественно, на праздники всегда пело 2 клироса, оба со множеством певчих. К службам певчие готовились заранее – церковное пение было предметом особых забот и пастыря, и паствы. В селе пели тогда почти все, и на клирос выбирали только самых одаренных.
Кроме внешних забот и хлопот, были и внутренние. Отец Петр был характера вспыльчивого. Хорошо осознавая опасность этой страсти, он приложил много труда, чтобы ее искоренить, и в конце концов добился успеха – перестал гневаться и раздражаться и на действительные, и на мнимые промахи ближних.
На первой Исповеди сына во время Великого поста он сказал ему в напутствие: «Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился, не забывай Бога!».
В 1921 г. в с. Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника – он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.
В 1924 г. отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926-м – возведен в сан протоиерея, в 1936 г. награжден наперсным крестом с украшениями.
Протоиерея Петра впервые арестовали в 1930 г.
за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорили к 5-ти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он был судом оправдан и освобожден. Во второй раз он был арестован в период массовых гонений на Русскую Православную Церковь, 30 ноября 1937 г., и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Против него показали местный колхозник, сказавший, что протоиерей Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, Петр Суханов, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти».
5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к 10 годам заключения в ИТЛ, и он был отправлен в Мариинский лагерь, одно из отделений Сиблага, куда прибыл 31 декабря 1937 г. Протоиерей Петр Рождествин скончался, не перенеся тяжелых условий заключения, 27 мая 1939 г. в Баимском отделении Сиблага и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at57614
«Будь всегда честен и правдив…»
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ “ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ”
НОВОМУЧЕНИКИ | «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ…» | СТРАНИЦА 12 |
14/27 мая – память священномученика Петра Рождествина
Семья священномученика Петра
Священномученик Петр родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский Погост Рязанской губернии, в семье псаломщика Алексея Михайловича и его жены Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был определен преподавателем в церковно-приходскую школу.
Намереваясь послужить Богу и Церкви в священном сане, он искал супругу, которая готова была бы нести с ним этот нелегкий крест.
И вскоре юноша женился на девице Людмиле, своей односельчанке, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, окончившей епархиальное училище и преподававшей в той же, что и он, школе.
По рукоположении во священника за отсутствием свободных вакансий в родных местах отец Петр был направлен служить в храм в селе Вышкове Черниговской губернии; затем, когда освободилось место настоятеля в Троицком храме села Ланина Егорьевского уезда, расположенном в восьми верстах от его родного дома, он перешел на службу туда. Храм был маленький, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень. Впоследствии ими же было сооружено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино сделалось процветающим богатым селом, и прихожане намеревались возвести храм из кирпича, для чего был предварительно открыт кирпичный завод. Строительство продвигалось быстро, стены были уже готовы, но начавшаяся война и последовавшая за ней безбожная революция остановили работы. До 30-х годов церковь стояла в лесах.
Предшественник отца Петра выстроил для себя просторный дом при храме, который, уезжая, продал приходу, так что батюшке не пришлось заботиться о жилье.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, он был привычен ко всякого рода крестьянскому труду; никогда не нанимал в помощь крестьян, живя с ними по правилам тогдашней сельской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща, и односельчане поочередно помогали друг другу.
Вместе разрабатывали трудные делянки и вывозили дрова, работали на дальних покосах, занимаясь этим неотрывно иногда по целой неделе, т. к. дело нужно было завершить в срок, пользуясь благоприятной погодой, которую им и давал для этого Господь.
Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета и, помолившись, выходил на свое ежедневное послушание.
Но, участвуя в общем труде, никогда не забывал, что он прежде всего пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, оставляя все домашние хлопоты, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Притом он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы, а бывало, и сам помогал нуждавшимся.
Служил батюшка Петр очень торжественно, на праздники в богослужениях всегда участвовали два клироса; тот и другой со множеством певчих. К службам хор готовился заранее: церковное пение стало предметом особых забот и пастыря, и прихожан. Праздничные богослужения еще оставались в то время центром христианской жизни, удовлетворяя не только духовные, но и эстетические потребности народа.
Кроме внешних забот и хлопот, были и внутренние, духовные. Отец Петр имел вспыльчивый характер и, хорошо осознавая опасность этой страсти, приложил много труда, чтобы ее искоренить. В конце концов, Господь сподобил его победить свою немощь – он перестал гневаться и раздражаться на действительные и мнимые оплошности ближних.
На первой исповеди сына во время Великого Поста священник сказал ему в напутствие: «Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился, не забывай Бога!»
В 1921 году в Ланине вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало батюшку – он сразу же пошел в семьи, где были больные: беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.
В 1924 году отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926-м – возведен в сан протоиерея, в 1936-м – ему вручили наперсный крест с украшениями.
В первый раз протоиерей Петр был арестован в 1930 году – за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции. Его приговорили к пяти годам ссылки, но из-за допущенных судом формальных ошибок освободили; во второй раз священномученика арестовали в период массовых гонений на Русскую Православную Церковь – 30 ноября 1937 года он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Против него показали местный колхозник, заявивший, что пастырь принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, а также священник соседнего села Петр Суханов, сообщивший, что Рождествин враждебно настроен к советской власти.
«Мне неоднократно приходилось слышать, – говорил этот „свидетель“, – как он неодобрительно отзывался о политике советской власти, в частности, жаловался на налоги, которые заставляет его платить советская власть как служителя культа; говорил, что советская власть религию притесняет, не дает ей развиваться.
Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивал ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и вредило полевым работам в колхозе».
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом Мариинском лагере, одном из отделений Сиблага, куда священномученик прибыл 31 декабря 1937 года.
8 июня 1938 года он писал оттуда супруге: «Прошло полгода, как мы расстались, но я получил лишь одно от тебя письмо 15 февраля; получил и две твои посылки: одна получена мною 11 апреля, а другая получена 2 мая.
В первой посылке съедобное все сохранилось, а во второй, кроме твоих прекрасных и вкусных лепешек, все испортилось и позеленело, и я вынужден был выбросить с великим сожалением, что это случилось, сознавая, что ты посылаешь мне посылку, урывая от себя последний кусок.
Прими от меня сердечную благодарность за посылки – как приятно было получить особенно вторую, праздничную посылку.
Со слезами на глазах вспоминал я прошлые годы, когда мы семейно встречали и провожали эти дни, – теперь только оценишь семейную обстановку с ее традициями, но жаль, что прошлое-прожитое отходит в вечность.
Получаешь ли ты мои письма? За последний месяц я послал тебе два письма. В этих письмах я писал тебе, что с марта месяца до 25 апреля хворал сыпным тифом, жар доходил до 41 градуса, жил на уколах, сердце признано слабым, был на волоске от смерти.
Благодарение Богу и врачебному персоналу, который не жалел своих сил при уходе, я остался пока жив. Излечивая последствия тифа, я до сего времени лежу в больнице, переходя еженедельно из одного отделения в другое.
В настоящее время лежу в 7-м отделении, где находятся выздоравливающие; на днях, думаю, переведут в отдел слабосильных, это уже не больница, а барак, где ходят уже в своей собственной одежде, и питание здесь простое.
Жаль одно, что черного хлеба мало очень дают, а он есть основа нашего питания. Несмотря на хорошее питание в больнице, силы все-таки плохо собираются после болезни…
С ногами вообще у меня нехорошее дело обстоит, ведь я их дважды обмораживал, о чем я писал тебе… На мои ноги страшно смотреть: все опухли и покрыты какими-то кровоподтеками; болел душой из боязни, что отнимут у меня ноги и буду совсем калекой. Врачи не дают никаких лекарств от болезни ног, говорят, что со временем все само собой пройдет.
Боль и ломота в ногах до сих пор ужасная; если доживу до зимы, то не знаю, как буду без теплых сапог и теплых чулок… Вчера врач сказал мне неутешительное относительно болезни моего сердца, признал у меня болезнь миокарда сердца – по его словам, болезнь хуже порока сердца; известие меня поразило – значит, жить мне осталось совсем немного…
Часовня св. вмц. Анастасии Узорешительницы
в память о жертвах Сиблага
Смерть есть общая участь человечества, когда же вспоминаешь, что очередь моя, то становится страшно, зная, что мало подготовлен к загробной жизни.
Есть пословица: „На бедного Макара все шишки валятся“. Эта пословица приложима ко мне: моя одежда при привозе меня в больницу вся была сдана по описи в склад. Оказывается, у меня кожаных сапог и шапки не значится в приемной фактуре. Заявил начальству о пропаже этих ценных вещей, но вот почти месяц прошел, а ответа нет.
Подобных пропаж было несколько. Теперь, при выходе из больницы, придется ходить в лаптях – хорошо, если дадут казенные лапти; голову придется накрывать казенным полотенцем – жаль, что ты не догадалась прислать мой черный картуз. Виноват, конечно, я, так как забыл это прописать…
В каком состоянии мои ботинки? Если какие из них годны для носки, то пришли мне.
Дорогая Мила, не обижайся ради Бога, что я своими просьбами вынуждаю тебя тратить последние копейки, лишая тебя необходимого, но верь – нужда моя вызывает на это. Попроси от моего имени племянников помочь материально нам; знаю, велика твоя нужда, знаю, что ты оборвана и без одежды; если откажут в помощи нам, то Бог с ними…
Что нового в нашей дорогой стороне? Пишет ли кто тебе из родных… Как ты провела пост и моление праздничное, где?
Пиши мне чаще. Если бы ты знала, каким счастьем для меня являются твои письма, – я читаю каждую строчку твоего письма несколько раз и письмо знаю наизусть…»
…Протоиерей Петр Рождествин скончался 27 мая 1939 года в Баимском отделении Сиблага и был погребен в безвестной могиле.
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По книге игумена Дамаскина (ОРЛОВСКОГО) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь., 2007.
С. 123–129.
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник
Источник: http://www.pkrest.ru/130/130-12.html
Церковное событие
Священномученик Петр родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский Погост Коробовской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии[1] в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую Духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе.
Намереваясь послужить Святой Церкви священником, он должен был найти супругу, которая готова была бы нести с ним крест служения Церкви, так как монашеским путем он идти не желал. Петр женился на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе.
Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же, что и Петр, школе. Так что им не пришлось знакомиться друг с другом. Вся жизнь в селе была как на ладони – со всеми своими достоинствами и недостатками ты у всех на виду.
По рукоположении во священника отец Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Новозыбковского уезда Черниговской губернии[2], так как в родных местах свободных священнических вакансий не было.
Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино в Егорьевском уезде, расположенном в восьми верстах от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему служить здесь. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень.
Впоследствии ими же было построено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане намеревались возвести храм из кирпича, для этого был предварительно выстроен кирпичный завод.
Строительство продвигалось быстро, из своего кирпича были уже возведены стены, но начавшаяся война и последовавшая за ней безбожная революция остановили строительство. До тридцатых годов стояла недостроенная церковь в лесах.
Предшественник отца Петра построил для себя большой дом, который он впоследствии продал приходу, так что отцу Петру не пришлось заботиться о жилье.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, отец Петр был привычен ко всякого рода крестьянской работе, он никогда не нанимал крестьян на работы, живя с ними по правилам тогдашней крестьянской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща и крестьяне поочередно помогали друг другу, и так переделывались работы, требовавшие наибольших усилий. Вместе разрабатывали трудные делянки и вывозили дрова, работали на дальних покосах, занимаясь этим неотрывно иногда по целой неделе, так как работу нужно было завершить в срок, пользуясь благоприятной погодой, которую им и давал для этого Господь.Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета, и, помолившись, выходил на свое ежедневное послушание. Живя тем же, что и крестьяне, трудом, он никогда не забывал, что он прежде всего пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, оставляя все домашние хлопоты, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Притом он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы, а бывало, и сам помогал нуждающимся.Служил отец Петр очень торжественно, на праздники всегда пело два клироса, и тот и другой со множеством певчих. К службам певчие готовились заранее: церковное пение было предметом особых забот и пастыря, и паствы. В селе пели тогда почти все и на клирос выбирали только самых даровитых. Праздничные богослужения еще оставались в то время центром христианской жизни, удовлетворяя не только духовные, но и эстетические запросы народа.Кроме внешних забот и хлопот, были и внутренние. Отец Петр был характера вспыльчивого, и, хорошо осознавая опасность этой страсти, приложил много труда, чтобы ее искоренить, и в конце концов добился успеха – перестал гневаться и раздражаться и на действительные и на мнимые промахи ближних.На первой исповеди сына во время Великого поста он сказал ему в напутствие: «Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился, не забывай Бога!»В 1921 году в селе Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника – он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.В 1924 году отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926-м – возведен в сан протоиерея, в 1936-м – награжден наперсным крестом с украшениями.Протоиерей Петр в первый раз был арестован в 1930 году за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорен к пяти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он был судом оправдан и освобожден; во второй раз он был арестован в период массовых гонений на Русскую Православную Церковь – 30 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.Против него показали местный колхозник, сказавший, что протоиерей Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, Петр Суханов, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти. Мне неоднократно приходилось слышать, – сказал свидетель, – как он неодобрительно отзывался о политике советской власти, в частности, жаловался на налоги, которые налагает на него советская власть как на служителя культа; говорил, что советская власть религию притесняет, не дает ей развиваться. Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивал ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и затягивало полевые работы в колхозе»[3].1 декабря 1937 года следователь допросил священника.– Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены против советской власти, вели антисоветскую агитацию среди населения, дайте искренние показания по данному вопросу! – потребовал следователь.– Я никогда никакой агитации не вел, – ответил священник.– Следствию известно, что вы принимали участие в распространении контрреволюционных листовок в районе. Дайте показания по этому вопросу.– Я участия в распространении листовок не принимал.– Вы затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе? Дайте показания по этому вопросу.– Я церковных служб не затягивал…5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Мариинский лагерь, одно из отделений Сиблага, куда прибыл 31 декабря 1937 года.8 июня 1938 года он писал супруге из лагеря: «Прошло полгода, как мы расстались, но я получил лишь одно от тебя письмо 15 февраля; получил и две твои посылки: одна получена мною 11 апреля, а другая получена 2 мая. В первой посылке съедобное все сохранилось, а во второй, кроме твоих прекрасных и вкусных лепешек, все испортилось и позеленело, и я вынужден был выбросить с великим сожалением, что это случилось, сознавая, что ты посылаешь мне посылку, урывая от себя последний кусок. Прими от меня сердечную благодарность за посылки – как приятно было получить особенно вторую, праздничную посылку. Со слезами на глазах вспоминал я прошлые годы, когда мы семейно встречали и провожали эти дни, – теперь только оценишь семейную обстановку с ее традициями, но жаль, что прошлое-прожитое отходит в вечность.Получаешь ли ты мои письма? За последний месяц я послал тебе два письма. В этих письмах я писал тебе, что с марта месяца до 25 апреля хворал сыпным тифом, жар доходил до 41 градуса, жил на уколах, сердце признано слабым, был на волоске от смерти. Благодарение Богу и врачебному персоналу, который не жалел своих сил при уходе, я остался пока жив. Получил осложнения… Плохо стал слышать… опухоль ног и… болезнь сердца. Излечивая последствия тифа, я до сего времени лежу в больнице, переходя еженедельно из одного отделения в другое. В настоящее время лежу в 7-м отделении, где находятся выздоравливающие; на днях, думаю, переведут в отдел слабосильных, это уже не больница, а барак, где ходят уже в своей собственной одежде и питание здесь простое. Сколько времени пробуду в слабосильном отделе, не знаю; с внешней стороны я стал лучше выглядеть: в последних отделениях больницы № 3 и № 7 кормили больных хорошо… Жаль одно, что черного хлеба мало очень дают, а он есть основа нашего питания. Несмотря на хорошее питание в больнице, силы все-таки плохо собираются после болезни…С ногами вообще у меня нехорошее дело обстоит, ведь я их дважды обмораживал, о чем я писал тебе… На мои ноги страшно смотреть: все опухли и покрыты какими-то кровоподтеками; болел душой из боязни, что отнимут у меня ноги и буду совсем калекой. Врачи не дают никаких лекарств от болезни ног, говорят, что со временем все само собой пройдет. Боль и ломота в ногах до сих пор ужасная; если доживу до зимы, то не знаю, как буду без теплых сапог и теплых чулок… Вчера врач сказал мне неутешительное относительно болезни моего сердца, признал у меня болезнь миокарда сердца – по его словам, болезнь хуже порока сердца; известие меня поразило – значит, жить мне осталось совсем немного…Смерть есть общая участь человечества, когда же вспоминаешь, что очередь моя, то становится страшно, зная, что мало подготовлен к загробной жизни.Есть пословица: “на бедного Макара все шишки валятся”. Эта пословица приложима ко мне: моя одежда при привозе меня в больницу вся была сдана по описи в склад. Оказывается, у меня кожаных сапог и шапки не значится в приемной фактуре. Заявил начальству о пропаже этих ценных вещей, но вот почти месяц прошел, а ответа нет. Подобных пропаж было несколько. Теперь, при выходе из больницы, придется ходить в лаптях – хорошо, если дадут казенные лапти; голову придется накрывать казенным полотенцем – жаль, что ты не догадалась прислать мой черный картуз. Виноват, конечно, я, так как забыл это прописать… В каком состоянии мои ботинки? Если какие из них годны для носки, то пришли мне.Дорогая Мила, не обижайся ради Бога, что я своими просьбами вынуждаю тебя тратить последние копейки, лишая тебя необходимого, но верь – нужда моя вызывает на это. Попроси от моего имени племянников помочь материально нам; знаю, велика твоя нужда, знаю, что ты оборвана и без одежды; если откажут в помощи нам, то Бог с ними…Что нового в нашей дорогой стороне? Пишет ли кто тебе из родных… Как ты провела пост и моление праздничное, где? Очень хочется знать, как живут Шатурские… Больно и прискорбно, что меня скоро забыли. Забыли близкие по крови, родные, а что говорить о дальних родных? Завидуешь, когда ежедневно видишь, как товарищи по аресту получают письма от детей и знакомых.Сидят со мной лица очень интеллигентные: инженеры, врачи, защитники-юристы. Есть профессор из Москвы, есть учитель московской школы. Пишут им очень часто, дети, жены и другие родные – друг познается лишь в несчастии…Пиши мне чаще. Если бы ты знала, каким счастьем для меня являются твои письма, – я читаю каждую строчку твоего письма несколько раз и письмо знаю наизусть…»[4]
Протоиерей Петр Рождествин скончался 27 мая 1939 года в Баимском отделении Сиблага и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май».
Тверь. 2007. С. 123-129
Примечания
[1] Ныне Шатурский район Московской области. [2] Ныне село Старый Вышков Новозыбковского района Брянской области. [3] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18571, л. 15. [4] Архив семьи Рождествиных.Источник: http://www.fond.ru/
материал взят с сайта Азбука веры
Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/1356
Больно, что меня скоро забыли – Sobornoedelo.ru
Пятница, 27 Май 2016 10:44 Автор игумен Дамаскин (Орловский)
За год до смерти в одном из отделений Сиблага отец Петр писал супруге: «Прошло полгода, как мы расстались, но я получил лишь одно от тебя письмо, получил и две твои посылки…
В первой посылке съедобное все сохранилось, а во второй, кроме твоих прекрасных и вкусных лепешек, все испортилось и позеленело, и я вынужден был выбросить с великим сожалением, что это случилось, сознавая, что ты посылаешь мне посылку, урывая от себя последний кусок. Прими от меня сердечную благодарность за посылки — как приятно было получить особенно вторую, праздничную посылку.
Со слезами на глазах вспоминал я прошлые годы, когда мы семейно встречали и провожали эти дни, — теперь только оценишь семейную обстановку с ее традициями, но жаль, что прошлое-прожитое отходит в вечность.
За последний месяц я послал тебе два письма. В этих письмах я писал тебе, что хворал сыпным тифом… Благодарение Богу и врачебному персоналу, который не жалел своих сил при уходе, я остался пока жив.
Получил осложнения… Плохо стал слышать, опухоль ног и болезнь сердца. Вчера врач сказал мне неутешительное относительно болезни моего сердца , значит, жить мне осталось совсем немного.
Смерть есть общая участь человечества, когда же вспоминаешь, что очередь моя, то становится страшно, зная, что мало подготовлен к загробной жизни.
Что нового в нашей дорогой стороне? Пишет ли кто тебе из родных? Как ты провела пост и моление праздничное, где?.. Больно и прискорбно, что меня скоро забыли. Забыли близкие по крови, родные, а что говорить о дальних родных? Завидуешь, когда ежедневно видишь, как товарищи по аресту получают письма от детей и знакомых.
Сидят со мной лица очень интеллигентные: инженеры, врачи, защитники-юристы. Есть профессор из Москвы, есть учитель московской школы. Пишут им очень часто, дети, жены и другие родные — друг познается лишь в несчастии…
Пиши мне чаще. Если бы ты знала, каким счастьем для меня являются твои письма, — я читаю каждую строчку твоего письма несколько раз и письмо знаю наизусть…»
***
Для нас представляет значимость, чтo считали новомученики важным для своей жизни, чтo следовало бы, по их мнению, в особенности хранить.
Выслушав во время Великого поста первую исповедь своего сына Николая, священник Петр Рождествин, напутствуя его на предстоящую жизнь, произнес: «Не забывай Бога! Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился».
Священномученик Петр родился в 1879 году в селе Дмитриевский Погост Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе.
Женился Петр на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе. Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же школе, что и Петр, так что им не пришлось особенно и знакомиться.
Жизнь каждого жителя в селе была как на ладони — со всеми ее достоинствами и недостатками.
По рукоположении во священника отец Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Черниговской губернии, так как в родных местах свободных священнических вакансий не было.
Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино, расположенном в восьми верстах от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему вернуться служить на родину. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень.
Впоследствии ими было построено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане стали возводить каменное здание храма, для чего в селе было начато изготовление кирпичей.
Строительство храма продвигалось быстро, были уже возведены стены, когда начавшаяся война и последовавшая за ней революция остановили его. До 1930-х годов стояла затем, словно чего-то ожидая, недостроенная церковь в лесах.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, отец Петр был привычен ко всякого рода крестьянской работе.
Он никогда не нанимал работников, следуя устоявшимся правилам крестьянской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща и крестьяне поочередно помогали друг другу, переделывая то, что требовало общих усилий.
Вместе разрабатывали трудные лесные делянки и вывозили дрова, вместе выходили работать на дальние покосы и занимались этим неотрывно иногда по целой неделе, стараясь максимально воспользоваться благоприятной погодой.
Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета и, помолившись, выходил на ежедневное послушание.
Живя тем же, что и крестьяне, трудом, он, однако, никогда не забывал, что прежде всего он пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб. Он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы прихожане, а бывало, и сам помогал нуждающимся.
Служил отец Петр торжественно, на праздники пело всегда по два клироса, оба со множеством певчих. К службам певчие готовились заранее: церковное пение было предметом особых забот прихода.
В селе умели петь тогда почти все, и на клирос выбирали только самых даровитых.
Праздничные богослужения еще оставались в то время центром христианской жизни, удовлетворяя не только духовные, но и эстетические запросы народа.
В 1921 году в селе Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника — он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.
В 1924 году отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926 г. — возведен в сан протоиерея, в 1936 г. — награжден наперсным крестом с украшениями.
Священник Петр Рождествин с супругой Людмилой Дмитриевной и сыном Николаем
Протоиерей Петр в первый раз был арестован в 1930 году за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорен к пяти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он судом был оправдан. Второй раз он был арестован в период массовых гонений на Церковь, 30 ноября 1937 года, и заключен в Таганскую тюрьму.
Против него лжесвидетельствовали местный колхозник, сказавший, что отец Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти.
Мне неоднократно приходилось слышать, — сказал лжесвидетель, — как он неодобрительно отзывался о политике советской власти… Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивал ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и затягивало полевые работы в колхозе».
1 декабря 1937 года следователь допросил протоиерея Петра.
— Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены против советской власти, вели антисоветскую агитацию среди населения, дайте искренние показания по данному вопросу! — потребовал он.— Я никогда никакой агитации не вел, — ответил священник.
— Следствию известно, что вы принимали участие в распространении контрреволюционных листовок в районе. Дайте показания по этому вопросу.— Я участия в распространении листовок не принимал.
— Вы затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе?..
— Я церковных служб не затягивал…
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 27 мая 1939 года протоиерей Петр Рождествин скончался в одном из отделений Сиблага и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Источник: http://sobornoedelo.ru/novomucheniki/17-bolno-chto-menya-skoro-zabyli
Именины Петра
Полное имя: | Петр |
Церковное имя: | Петр |
Значение имени: | от древнегреческого имени Петрос – «камень», «твердый», «надежный» |
20 февраля | Петр Монемвасийский, преподобный |
Святые с именем Петр в 2019 году почитаются 122 раза. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Петр.
Январь | |
3 января | Петр, митрополит, Московский и всея Руси |
10 января | Петр Никомидийский, мученик |
13 января | Петр Могила, митрополит, киевский |
Петр Троицкий, мученик | |
14 января | Петр Пелопонесский, мученик |
15 января | Петр Римский, преподобный |
22 января | Петр Севастийский, епископ |
23 января | Петр Успенский, священномученик, протоиерей |
25 января | Петр Авессаломит (Анийский), мученик |
26 января | Петр Авессаломит (Анийский), мученик |
29 января | Петр (до призвания Симон), священномученик (первоверховный апостол из 12-ти) |
Февраль | |
1 февраля | Петр Скипетров, священномученик, пресвитер |
4 февраля | Петр Зяблицкий, священномученик, иерей |
Петр Адрианопольский, священномученик, епископ | |
7 февраля | Петр Зверев, священномученик, архиепископ, Воронежский |
8 февраля | Петр Финикийский, мученик |
9 февраля | Петр Египетский, преподобный |
12 февраля | Петр Болгарский, царь |
14 февраля | Петр Галатийский, Антиохийский, Молчальник, преподобный |
17 февраля | Петр Соколов, священномученик, протоиерей |
20 февраля | Петр Монемвасийский, преподобный |
21 февраля | Петр Марков, протоиерей |
22 февраля | Петр Дамаскин, священномученик |
23 февраля | Петр Грудинский, священномученик, иерей |
28 февраля | Петр Козлов, священномученик, иеромонах, Ниловой пустыни |
Март | |
11 марта | Петр Варламов, священномученик, иерей |
12 марта | Петр Успенский, священномученик, иерей |
14 марта | Петр Любимов, священномученик, протоиерей |
22 марта | Петр Космодамианский, священномученик, иерей |
Апрель | |
6 апреля | Петр Казанский, мученик |
20 апреля | Петр, мученик |
24 апреля | Петр Жуков, мученик |
Май | |
9 мая | Петр Панков, мученик |
10 мая | Петр Языков, мученик |
16 мая | Петр Аргосский, епископ |
25 мая | Петр Попов, священномученик, иерей |
27 мая | Петр Рождествин, священномученик, протоиерей |
29 мая | Петр Влахернский, мученик |
31 мая | Петр Лампсакский, мученик |
Июнь | |
9 июня | Петр |
10 июня | Петр Юдин, мученик |
17 июня | Петр Зверев, священномученик, архиепископ, Воронежский |
Петр Беляев, священномученик, иерей | |
18 июня | Петр Коришский, преподобный |
20 июня | Петр Кузнецов, священномученик, иерей |
25 июня | Петр Афонский, преподобный |
29 июня | Петр Карелин, священномученик, иерей |
Июль | |
6 июля | Петр Смородинцев, священномученик, иерей |
8 июля | Петр (в иночестве Давид) Муромский, князь |
10 июля | Петр Остроумов, священномученик, иерей |
12 июля | Петр (до призвания Симон), священномученик (первоверховный апостол из 12-ти) |
13 июля | Петр Синопский, мученик |
Петр Ордынский, Ростовский, преподобный, царевич | |
Петр (до призвания Симон), священномученик (12 апостолов) (первоверховный апостол из 12-ти) | |
14 июля | Петр Константинопольский, Олимпийский, преподобный |
23 июля | Петр Зефиров, священномученик, иерей |
27 июля | Петр, священномученик, епископ, Критский |
28 июля | Петр Троицкий, священномученик, диакон |
29 июля | Петр Гаврилов, священномученик, иерей |
Август | |
2 августа | Петр Вязников, мученик |
3 августа | Петр Голубев, священномученик, иерей |
20 августа | Петр Токарев, священномученик, иерей |
22 августа | Петр Константинопольский, мученик |
25 августа | Петр (другой), преподобномученик, послушник, Белогорского Свято-Николаевского монастыря |
Петр, преподобномученик, послушник, Белогорского Свято-Николаевского монастыря | |
Сентябрь | |
6 сентября | Петр, митрополит, Московский и всея Руси (Перенесение мощей) |
8 сентября | Петр Бордан, мученик |
Петр Иовлев, священномученик, иерей | |
12 сентября | Петр Решетников, священномученик, иерей |
Петр Чельцов, исповедник, протоиерей | |
15 сентября | Петр Новосельский, священномученик, иерей |
16 сентября | Петр Никомидийский, мученик |
Петр Сорокин, священномученик, диакон | |
17 сентября | Петр Лонсков, мученик |
Петр Лебединский, священномученик, иерей | |
20 сентября | Петр Снежницкий, священномученик, иерей |
23 сентября | Петр Юрков, священномученик, иерей |
Петр Никейский, епископ | |
Петр Григорьев, священномученик, иерей | |
24 сентября | Петр Алеутский, мученик |
26 сентября | Петр Атройский, преподобный |
28 сентября | Петр Петриков, священномученик, иерей |
Октябрь | |
1 октября | Петр Дьяконов, священномученик, иерей |
4 октября | Петр Сахаровский, священномученик, иерей |
5 октября | Петр Африканский |
6 октября | Петр Сиракузский, мученик |
10 октября | Петр Полянский, священномученик, митрополит, Крутицкий |
13 октября | Петр Пушкинский, священномученик, протоиерей |
Петр Соловьев, священномученик, протоиерей | |
14 октября | Петр, епископ |
15 октября | Петр Казанский, мученик |
16 октября | Петр, мученик |
17 октября | Петр Капетолийский, Дамасский, священномученик, пресвитер |
21 октября | Петр Никотин, священномученик, протоиерей |
Петр Озерецковский, священномученик, иерей | |
22 октября | Петр Вяткин, священномученик, иерей |
Петр Галатийский, Константинопольский, преподобный | |
27 октября | Петр Лебедев, священномученик, иерей |
Ноябрь | |
2 ноября | Петр Кравец, священномученик, диакон |
6 ноября | Петр Богородский, священномученик, иерей |
12 ноября | Петр |
13 ноября | Петр Воскобойников, священномученик, протоиерей |
14 ноября | Петр Игнатов, мученик |
16 ноября | Петр Орленков, священномученик, иерей |
Петр Косменков, священномученик, иерей | |
23 ноября | Петр Павлушков, священномученик, протоиерей |
27 ноября | Петр Титов, священномученик, иерей |
28 ноября | Петр Конардов, священномученик, иерей |
Декабрь | |
2 декабря | Петр Мамонтов, священномученик, иеромонах |
Петр Антонов, мученик | |
5 декабря | Ярополк (в крещении Петр) Владимиро-Волынский, князь |
8 декабря | Петр I Александрийский, священномученик, патриарх |
Петр Галатийский, Антиохийский, Молчальник, преподобный | |
9 декабря | Петр Царапкин, мученик |
11 декабря | Петр Ворона, священномученик, иерей |
Петр, мученик | |
Петр, священномученик, пресвитер | |
20 декабря | Петр Крестов, священномученик, протоиерей |
23 декабря | Петр Гришин, мученик |
24 декабря | Петр Подвижник |
29 декабря | Петр Зиновьев, священномученик, иерей |
30 декабря | Петр Покровский, священномученик, иерей |
- Петр, с именинами! Радости мореЖелаю тебе! Чтоб дела пошли в гору,Чтоб бизнес крепчал и развивался,А ты рисковать никогда не боялся.
Партнеров надежных желаю тебе,Чтоб был победителем в честной борьбе.Чтоб все, что имеешь, еще приумножил,
Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил.
Петр!
Ты – добрый, позитивный и целеустремленный человек. Желаю тебе не растерять этих качеств. Будь собой, и все обязательно получится! С Днем Ангела!
Читать все поздравления (6)
Именная термокружка. Термокружка с именем владельца станет отличным презентом для мужчины, который часто бывает в командировках, путешествиях и длительных поездках.
Подарочный сертификат. Сертификат на SPA процедуры, прогулку на лошадях или квадроцикле, мастер класс по пилотированию самолета или прыжкам с парашютом порадует любителя новых эмоций и экстрима.
Молитва святому, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Петр, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Именины по именам
Источник: https://my-calend.ru/name-days/petr
Больно, что меня скоро забыли – Журнал ФОМА в Украине
В первой посылке съедобное все сохранилось, а во второй, кроме твоих прекрасных и вкусных лепешек, все испортилось и позеленело, и я вынужден был выбросить с великим сожалением, что это случилось, сознавая, что ты посылаешь мне посылку, урывая от себя последний кусок. Прими от меня сердечную благодарность за посылки — как приятно было получить особенно вторую, праздничную посылку.
Со слезами на глазах вспоминал я прошлые годы, когда мы семейно встречали и провожали эти дни, — теперь только оценишь семейную обстановку с ее традициями, но жаль, что прошлое-прожитое отходит в вечность.
За последний месяц я послал тебе два письма. В этих письмах я писал тебе, что хворал сыпным тифом… Благодарение Богу и врачебному персоналу, который не жалел своих сил при уходе, я остался пока жив. Получил осложнения…
Плохо стал слышать, опухоль ног и болезнь сердца. Вчера врач сказал мне неутешительное относительно болезни моего сердца , значит, жить мне осталось совсем немного.
Смерть есть общая участь человечества, когда же вспоминаешь, что очередь моя, то становится страшно, зная, что мало подготовлен к загробной жизни.
Что нового в нашей дорогой стороне? Пишет ли кто тебе из родных? Как ты провела пост и моление праздничное, где?.. Больно и прискорбно, что меня скоро забыли. Забыли близкие по крови, родные, а что говорить о дальних родных? Завидуешь, когда ежедневно видишь, как товарищи по аресту получают письма от детей и знакомых.
Сидят со мной лица очень интеллигентные: инженеры, врачи, защитники-юристы. Есть профессор из Москвы, есть учитель московской школы. Пишут им очень часто, дети, жены и другие родные — друг познается лишь в несчастии…
Пиши мне чаще. Если бы ты знала, каким счастьем для меня являются твои письма, — я читаю каждую строчку твоего письма несколько раз и письмо знаю наизусть…»
***
Для нас представляет значимость, чтó считали новомученики важным для своей жизни, чтó следовало бы, по их мнению, в особенности хранить.
Выслушав во время Великого поста первую исповедь своего сына Николая, священник Петр Рождествин, напутствуя его на предстоящую жизнь, произнес: «Не забывай Бога! Будь всегда честен и правдив, делай добро людям, уважай старших, люби Родину и народ, где родился».
Священномученик Петр родился в 1879 году в селе Дмитриевский Погост Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексея Михайловича и Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был направлен преподавать в церковноприходской школе.
Женился Петр на девице Людмиле, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, служившего в его родном селе. Окончив епархиальное училище, она преподавала в той же школе, что и Петр, так что им не пришлось особенно и знакомиться.
Жизнь каждого жителя в селе была как на ладони — со всеми ее достоинствами и недостатками.
По рукоположении во священника отец Петр был отправлен служить в храм в селе Вышкове Черниговской губернии, так как в родных местах свободных священнических вакансий не было.
Но когда освободилось место священника в Троицком храме в селе Ланино, расположенном в восьми верстах от Дмитриевского Погоста, родители предложили ему вернуться служить на родину. Храм был небольшой, деревянный, выстроенный усердием прихожан шести деревень.
Впоследствии ими было построено большое двухэтажное здание школы, квартиры для учителей и церковная сторожка. К началу Первой мировой войны Ланино стало процветающим богатым селом, и прихожане стали возводить каменное здание храма, для чего в селе было начато изготовление кирпичей.
Строительство храма продвигалось быстро, были уже возведены стены, когда начавшаяся война и последовавшая за ней революция остановили его. До 1930-х годов стояла затем, словно чего-то ожидая, недостроенная церковь в лесах.
Воспитанный в бедной семье псаломщика, зарабатывавшего на жизнь в основном крестьянским трудом, отец Петр был привычен ко всякого рода крестьянской работе.
Он никогда не нанимал работников, следуя устоявшимся правилам крестьянской общины, когда наиболее тяжелые работы делались сообща и крестьяне поочередно помогали друг другу, переделывая то, что требовало общих усилий.
Вместе разрабатывали трудные лесные делянки и вывозили дрова, вместе выходили работать на дальние покосы и занимались этим неотрывно иногда по целой неделе, стараясь максимально воспользоваться благоприятной погодой.
Отец Петр вставал, как и все крестьяне, до рассвета и, помолившись, выходил на ежедневное послушание.
Живя тем же, что и крестьяне, трудом, он, однако, никогда не забывал, что прежде всего он пастырь Божий: в любое время дня и ночи, в любую погоду, зимой и летом, он шел туда, куда его звали прихожане для совершения треб.
Он всегда довольствовался тем, что ему давали в качестве платы прихожане, а бывало, и сам помогал нуждающимся.
Служил отец Петр торжественно, на праздники пело всегда по два клироса, оба со множеством певчих. К службам певчие готовились заранее: церковное пение было предметом особых забот прихода.
В селе умели петь тогда почти все, и на клирос выбирали только самых даровитых.
Праздничные богослужения еще оставались в то время центром христианской жизни, удовлетворяя не только духовные, но и эстетические запросы народа.
В 1921 году в селе Ланино вспыхнула эпидемия тифа, но это не испугало священника — он сразу же пошел в семьи, где были больные, беседовал, исповедовал, соборовал и причащал.
В 1924 году отец Петр был награжден наперсным крестом, в 1926 г. — возведен в сан протоиерея, в 1936 г. — награжден наперсным крестом с украшениями.
Священник Петр Рождествин с супругой Людмилой Дмитриевной и сыном Николаем
Протоиерей Петр в первый раз был арестован в 1930 году за неисполнение требований по сдаче сельскохозяйственной продукции и приговорен к пяти годам ссылки, но, поскольку такого срока наказания по этой статье в законе прописано не было, он судом был оправдан. Второй раз он был арестован в период массовых гонений на Церковь, 30 ноября 1937 года, и заключен в Таганскую тюрьму.
Против него лжесвидетельствовали местный колхозник, сказавший, что отец Петр принимал участие в распространении контрреволюционных листовок, и священник соседнего села, заявивший, что ему «известно, что Рождествин враждебно настроен к советской власти.
Мне неоднократно приходилось слышать, — сказал лжесвидетель, — как он неодобрительно отзывался о политике советской власти…
Мне также известно, что Рождествин, торжественно обставляя церковную службу, затягивал ее, что приводило к невыходу на работу колхозников, разлагало трудовую дисциплину и затягивало полевые работы в колхозе».
1 декабря 1937 года следователь допросил протоиерея Петра.
— Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены против советской власти, вели антисоветскую агитацию среди населения, дайте искренние показания по данному вопросу! — потребовал он.— Я никогда никакой агитации не вел, — ответил священник.
— Следствию известно, что вы принимали участие в распространении контрреволюционных листовок в районе. Дайте показания по этому вопросу.— Я участия в распространении листовок не принимал.
— Вы затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе?..
— Я церковных служб не затягивал…
Источник: http://foma.in.ua/articles/bolno-chto-menya-skoro-zabyli