Священномученик поликарп смирнский

Святитель Поликарп, епископ Смирнский

День памяти: 23 февраля

Поликарп Смирнский

Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой.

После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол (память 6 февраля).

Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях.

Обратите внимание

Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос.

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец.

Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161 — 180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа — «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии».

В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.

Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» — одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению.

Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом.

Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Важно

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, — обращается святой Ириней к своему другу Флорину — …

Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, — мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца… Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life496.htm

Священномученик Поликарп епископ Смирнский

Деяния священномученика Поликарпа Смирнского были отмечены как в православии, так и в католицизме. Причислен он был к святым и считался одним из апостольских мужей. В христианских текстах носил название «вождя всей Азии» в христианстве. Он многое время посвятил проповедованию и распространению знаний о Господе по всему миру.

Житие святого Поликарпа

Основным фактом есть то, что он был последователем Иоанна Богослова. Появился на свет во второй части 1 века. В раннем возрасте он утратил родителей и был усыновлен христианкой Каллистой. Изменение в житие Поликарпа Смирнского произошли после смерти его нареченной матери.

Он принял решение о том, что раздаст все имущество бедным и нуждающимся, а сам будет вести строгий образ жизни. Подобной способ жизни очень понравился епископу Вуколу. Он приблизил его к себе и старался поделится с ним всеми своими знаниями. Со временем он был посвящен в диаконы. Теперь в его обязанности входило проповедование Слова Божьего в храме.

Далее именно благодаря пособничеству епископа Поликарп стремительно подымался вверх по служебной лестнице. Перед его посвящением в епископы пред ним явился Иисус. Он правил подчиненными ревностно придерживаясь всех правил христианства. Такая преданность своему делу вызвала любовь к нему и среди священнослужителей.

Поликарп епископ Смирнский проповедовал в страшные времена. Последователи Божьи принимали мученические кончины и прятались от преследователей. Случилось это после того, как править начал Марк Аврелий. Язычники взывали к судьям, чтобы был найден «отец всех христиан». Речь шла именно об этом человеке, который всего себя посвятил служению Господу.

Паства старалась спасти своего настоятеля и посоветовали укрыться в маленьком поселке неподалеку от Смирны. Когда появились солдаты, то он сказал накормить их. Сам это время провел в молитве, настраиваясь на непростую смерть. Мученичество Поликарпа Смирнского было описано в одной из древних памяток христианской письменности.

Обязательно к прочтению:  Святитель Григорий Нисский

Святые мощи

Когда его привели на суд, то он не отказался от своих убеждений. Изначально было решено его сжечь. Палачи желали пригвоздить его к столбу, но он сказал, что не рушит с места и его просто привязали веревкой. Когда костер не тронул его тело и только сомкнулся над головой, зрители стали требовать на отсечении головы мечом. Когда ее отрубили, то крови было столько, что она погасила огонь.

Тело сожгли. Останки были собраны и честно почитаемы сегодня. День памяти выпадает на 8 марта. В память о нем в 1867 году была построена небольшая деревянная церквушка в Троицком Севском монастыре. Плохо то, что она не сохранилась до наших дней.

В чем помогает молитва святому

Молитвы, направленные к нему, несут определенный посыл. Чаще всего он заключается в просьбе о:

  • укреплении веры;
  • принятии правильного решения;
  • исцелении души и тела;
  • преодолении всех испытаний.

Молятся у иконы святого мученика так:

Труды святого Поликарпа

Так как они вел просветительскую деятельность, то не удивительно, что все свои знания он старался передать окружающим. Чтобы они оставались не только в памяти, но и на бумаге, он писал письма. В них излагались основные принципы христианства и его точка зрения на все эти аспекты.

Обязательно к прочтению:  Святой Савва Сербский

Но до нашего времени сохранилось только сочинение «Послание к филиппийцам» Поликарпа Смирнского. В нем епископ превозносит апостола Павла и цитирует его писания.

В то же время опровергает всяких гностиков. В нем также есть цитаты из Евангелия от Луки и Матвея. Некоторые ученные приписывают ему авторство и новозаветных текстов. Так как они были подобны к нему по стилю.

Помните, что просьбы к святому мученику стоит осуществлять с чистыми помыслами и открытым сердцем. Только так Вы будете услышаны, и снизойдет Божественная помощь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике Поликарпе:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyashhennomuchenik-polikarp-episkop-smirnskij/

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский

8 марта день памяти святителя Поликарпа, епископа Смирнского, «отца всех христиан».

Священническое служение

Святой Поликарп родился около 70 года в городе Смирне (ныне Измир). Рано оставшись сиротой, он был воспитан благочестивой христианкой вдовой Каллистой. После смерти названной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести праведную жизнь, служа больным и немощным.

Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Вукол Смирнский. Святой Вукол был учеником святого Иоанна Богослова и первым епископом Смирнской церкви. Он обратил ко Христу множество язычников.

Святой Вукол посвятил Поликарпа во дьяконы и возложил на него обязанность проповедовать слово Божие, ибо святой Поликарп отличался своим благоразумием и красноречием, так что святой подвижник обязан был как в церкви, так и в других местах поучать народ.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях.

Впоследствии святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру.

Святой Ириней сообщает о Поликарпе, что тот «не только был наставлен Апостолами, но Апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно»

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой и пользовался большой любовью среди священства. В истории христианства Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви.

Он пользовался большим уважением и в Смирне, и в окрестных Церквях.

Совет

Об этом свидетельствует тот факт, что он принимает святого Игнатия Богоносца, ученика Иоанна Богослова, во главе делегации от других Церквей, а также и тот факт, что святой Игнатий посвящает ему отдельное послание.

На Поликарпа ложится обязанность пересылать по разным общинам послания святого Игнатия против иудействующих и докетов, которые признавали плоть Христову призрачной, кажущейся. Святой Поликарп был окружен множеством учеников, которые почитали его как апостольского ученика и выразителя церковного Предания.

После смерти святого Игнатия Богоносца, святой Поликарп стал «вождем всей Азии».

Сам святой Игнатий, познакомившись с тогда еще молодым Поликарпом, в своем послании к нему завещает: «Как кормчим нужны ветры или застигнутым бурей – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога». И в глазах язычников он был «учителем Азии, отцом христиан», а христиане чтили его за доблестную жизнь.

Верующие собирались у него и слушали его беседы. Об этом так рассказывает его ученик святой Ириней Лионский, один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века и апологет, который в ранней молодости слушал эти беседы Смирнского епископа: «Могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп.

Могу указать все его входы и исходы, начертать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать, как сам он рассказывал о своих беседах с Иоанном и другими самовидцами Господа, как припоминал слова их, как и что слышал он от них о Господе, как пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни, — и все его сказания согласовывались с Писанием».

Во время епископства Поликарпа христиане были жестоко гонимы и преследуемы. Однако, Поликарп долгое время правил Смирнской церковью и дожил до глубокой старости.

В конце своей жизни святой. Поликарп посетил Рим, когда на римской кафедре был Аникита.

Поликарп и Аникита имели беседу о многих церковных вопросах современной жизни, особенно о волновавшем тогда Церковь вопросе о времени празднования Пасхи: в Азии – 14 Нисана (по еврейскому календарю первом месяце библейском и седьмого гражданского года), а на западе – в первое воскресенье после весеннего полнолуния):

В ходе бесед «… ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего и обращаясь с другими апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи, предшествовавших ему пресвитеров. Несмотря на такое состояние дела, они, однако, находились, во взаимном общении, так что Аникита, по уважению к Поликарпу дозволил ему совершить (в своей Церкви) Евхаристию, и оба они расстались в мире».

Обратите внимание

Наряду с этим, святой Поликарп в Риме обратил к Церкви Божией многих тогдашних еретиков.

Мученическая кончина

 Во второй половине II века христианство, ранее известное только в Малой Азии, Риме, немного в Сирии, Палестине, еще менее в Греции и Македонии, появилось во всех частях Римской империи и за ее пределами.

Но большая часть языческого общества чуждалась христианства и знала его преимущественно по темным слухам.

  Народ им легко верил, ибо видел, что христиане – враги его религии и отчасти тесно связанного с язычеством общественного строя и государства.

В те годы множество христиан скончалось среди страшных мучений, славя и благодаря Господа. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо знали, с какой ревностью он проповедовал Христа; и потому неотступно требовали его судить. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии».

Зная о гонениях, Поликарп укрылся в сельском домике недалеко от города, и там молился о всех и о Церквах всего мира, — «по своему обыкновению».

За три дня до того, как он был схвачен, во время молитвы Поликарп увидел, что его подушка была охвачена огнем. Поликарп объяснил своим близким, это тем, что его сожгут живым.

Вскоре Поликарпа выследили. Пришедших взять его он встретил в мире, предложил им трапезу, а сам, с их разрешения, встал на молитву, – она была вдохновенной, – «настолько была полна благодати, что в продолжение двух часов не мог он умолкнуть».

Важно

Стражники повели его на стадион, где уже неистовствовала толпа. На стадионе проконсул убеждал святого отречься от Христа.

«Уже восемьдесят шесть лет служу Христу — сказал Поликарп, — и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Его, моего Царя и Спасителя?».

После этих слов, проконсул послал глашатая трижды возгласить на стадионе: «Поликарп объявил себя христианином».

Тотчас толпа язычников и евреев, живших в Смирне, с яростью закричала: «Он учитель Азии, отец христиан; истребитель наших богов; это он научил не приносить жертвы и не кланяться богам», – и стала требовать от распорядителя общественными зрелищами, чтобы тот выпустил льва на Поликарпа.

Но, этого выполнить нельзя было, так как бой со зверями закончился. Тогда народ завопил: «Сжечь Поликарпа живым».

Тотчас был приготовлен костер. Поликарп взошел на костер с дерзновением и радостью, лицо его исполнилось благодати. На костре святой молился словами благодарения и хвалы.

Очевидцы вспоминали; «Огонь принял форму шатра и, подобно корабельному парусу, надутому шатром, окружал тело мученика, так что, находясь в средине, оно казалось не плотью сожигаемой, но златом или сребром, разжигаемым в горниле». «Мы ощущали при этом такое благоухание, словно курился ладан или иной какой драгоценный аромат».

Тело Поликарпа было не как тело сожигаемое, но как пекущийся хлеб. Тогда исполнителю казни было велено вонзить в Поликарпа кинжал, и кровь полилась в таком изобилии; что погасила огонь

Читайте также:  Преподобный иоанн дамаскин

После содеянного, враги христиан упросили проконсула, чтобы тот не отдавал христианам тело Поликарпа на погребение; потому, чтобы – говорили они – христиане, оставив Распятого, не стали покланяться Поликарпу.

«Не понимают они – замечает Смирнская Церковь в своем окружном послании, – что нам никак нельзя оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, Непорочный за грешников, и нельзя покланяться кому-либо другому. Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность к своему Царю и Учителю».

После казни тело Поликарпа было сожжено. Верующие христиане собрали только пепел и несколько костей и схоронили останки святого.

Святой Поликарп принял мученическую кончину в 155 году в Смирне. О его мученичестве сохранился рассказ очевидцев в послании Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской во Фригии, первом описании мученической смерти за веру Христову.

Наставления Поликарпа

Совет

Святой Ириней писал о множестве посланий святого Поликарпа, – «которые он писал иногда соседственным Церквам для укрепления их, а иногда к некоторым братьям с намерением преподать им увещание и наставление» … Однако из трудов святого Поликарпа сохранилось только одно Послание к Филиппинцам. Во времена блаженного Иеронима оно читалось за богослужением в азийских Церквах.

Полный текст (14 глав) сохранился только в латинском переводе, во всех греческих рукописях только 9 глав.

Еретическим новшествам и разделениям святой Поликарп противопоставляет предание Церкви, – «преданное изначала Слово». Он напоминает филиппийцам об апостоле Павле, некогда преподававшем им «Слово истины» и писавшего к ним послания, призывает объединяться в истине.

Святой Поликарп не излагает учения веры, он предполагает его известным и только о немногом напоминает. Христос, наш вечный Первосвященник, пришел во плоти ради нас, умер за нас и за грехи наши, воскрес и разрешил затворы адовы. Он сидит одесную Бога.

Ему все подчинено на земле и на небе. Ему повинуется всякое дыхание и служит. Он придет судить живых и мертвых, и Бог взыщет Кровь Его с тех, кто не уверовал в Него. Он все перенес за нас, чтобы и мы имели жизнь в Нем, – Он образ для нас, и образ прежде всего в своем страдании.

Он — надежда наша, и через Него приходит спасение от Отца.

Святой Поликарп призывает филиппийцев быть твердыми в вере, напоминает им заповедь любви. Особо дает наставления пресвитерам и диаконам: они должны быть благоутробны и милосердны, заботиться о слабых и блуждающих, не презирать ни вдов, ни сирот, ни нищих, избегать гнева, несправедливости.

Они не должны поспешно верить дурным слухам, не должны быть суровы в своем суде, помня, что все мы повинны греху и нуждаемся в прощении, – поэтому и сами должны прощать. Диаконы должны помнить, что они служители не человеков, но Бога и Христа. Вдовицам св.

Поликарп внушает иметь веру твердую и смиренно-мудренную, заступаться за всех, не верить лжесвидетельствам и помнить, что они – жертвенник Божий. Все должны быть стойки в борьбе со страстями. И главная заповедь – молитва за всех.

Обратите внимание

Все мировоззрение святого Поликарпа – «христо-центрично» так как Господу, по его словам, «все покорено, небесное и земное» и «все дышащее» служит Ему.

Подобный «христоцентризм» неотделим и от эсхатологизма, ибо вся жизнь христианина просвещается чаянием будущего века: «Если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним»

Священник Сергий Мансуров Очерки из истории Церкви azbyka.ru

Протоиерей Георгий (Флоровский) Свят. Поликарп Смирнский otechnik.narod.ru

Святитель Поликарп епископ Смирнский spas borisov com

                         Александр А. Соколовский

Источник: http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyashhennomuchenik-polikarp-episkop-smirnskiy.html

Священномученик Поликарп Смирнский

Житие

Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой.

После смерти нареченной матери Поликарп все роз­дал ни­щим, а сам стал при­леж­но за­ни­мать­ся чте­ни­ем бо­же­ствен­ных книг, усерд­но пре­да­ва­ясь бо­го­мыс­лию и мо­лит­вам; он про­во­дил жизнь в боль­шом воз­дер­жа­нии и непо­роч­ном дев­стве, ра­бо­тал неустан­но день и ночь Гос­по­ду, с лю­бо­вью слу­жа боль­ным, немощ­ным и пре­ста­ре­лым.

За та­кую жизнь его силь­но по­лю­бил Смирн­ский епи­скоп свя­той Ву­кол; сна­ча­ла епи­скоп сде­лал По­ли­кар­па кли­ри­ком, за­тем диа­ко­ном; по сви­де­тель­ству свя­то­го Пи­о­ния, ко­то­рый на­пи­сал жи­тие бла­жен­но­го По­ли­кар­па, святой Ву­кол воз­ло­жил на По­ли­кар­па в быт­ность его диа­ко­ном еще обя­зан­ность про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие, ибо свя­той По­ли­карп от­ли­чал­ся сво­им бла­го­ра­зу­ми­ем и крас­но­ре­чи­ем, так что свя­той по­движ­ник обя­зан был как в церк­ви, так и в дру­гих ме­стах по­учать на­род. Не толь­ко свя­той Ву­кол, но и свя­тые апо­сто­лы Па­вел и Иоанн Бо­го­слов с про­чи­ми уче­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми лю­би­ли свя­то­го По­ли­кар­па. Свя­той По­ли­карп участ­во­вал вме­сте со свя­ты­ми апо­сто­ла­ми в их пу­те­ше­стви­ях, был их уче­ни­ком, общ­ни­ком их тру­дов, под­ра­жа­те­лем их жиз­ни. Апо­сто­лы сно­ва по­сла­ли его в Смир­ну к свя­то­му Ву­ко­лу, ко­то­рый и ру­ко­по­ло­жил его в пре­сви­те­ры. На­пи­сал так­же свя­той По­ли­карп мно­го слов и по­сла­ний, по­лез­ных для Церк­ви Хри­сто­вой, но боль­шая часть его со­чи­не­ний во вре­мя го­не­ний по­гиб­ла, так что из них оста­лась толь­ко неболь­шая до­ля. Свя­то­му епи­ско­пу Ву­ко­лу бы­ло пред­воз­ве­ще­но, что по­сле его смер­ти епи­скоп­ский пре­стол в Смирн­ской церк­ви дол­жен за­нять пре­сви­тер По­ли­карп, а не кто-ли­бо дру­гой. По­это­му, уми­рая, свя­той Ву­кол, взяв пра­вую ру­ку По­ли­кар­па и по­ло­жив ее к се­бе на грудь, по­ру­чил ему па­сти свое сло­вес­ное ста­до и со сло­ва­ми «сла­ва Те­бе, Гос­по­ди» с ми­ром ото­шел в жизнь веч­ную. Епи­ско­пы апо­столь­ские, со­брав­ши­е­ся на по­гре­бе­ние свя­то­го Ву­ко­ла, и по­свя­ти­ли свя­то­го По­ли­кар­па; при этом мно­гие из них удо­сто­и­лись чу­дес­ных ви­де­ний. Ко­гда на­ча­лось по­свя­ще­ние во епи­ско­па, бо­же­ствен­ный свет оза­рил всех, быв­ших в церк­ви; неко­то­рые из до­стой­ных уви­да­ли бе­лую го­лу­би­цу, ко­то­рая, сияя, слов­но мол­ния, ле­та­ла во­круг го­ло­вы свя­то­го По­ли­кар­па; дру­гим свя­той по­движ­ник пред­став­лял­ся оде­тым слов­но во­ин: был опо­я­сан во­ин­ским по­я­сом и во­ору­жен слов­но на сра­же­ние; иные ви­де­ли его в цар­ской пор­фи­ре с си­я­ю­щим ли­цом; од­ной де­ви­це он по­ка­зал­ся го­раз­до боль­ше­го ро­ста, чем был на са­мом де­ле, при­чем ри­за его на пра­вом пле­че бы­ла крас­но­го цве­та. Ко­гда же для при­ня­тия по­свя­ще­ния свя­той По­ли­карп пре­кло­нил ко­ле­на, он уви­дел пред со­бой но­ги са­мо­го Хри­ста Гос­по­да, Ко­то­рый неви­ди­мо при­сут­ство­вал при его по­свя­ще­нии. Так, ру­ко­по­ло­жен­ный са­мим Хри­стом и Святым Ду­хом, По­ли­карп управ­лял Цер­ко­вью Бо­жи­ей по по­ста­нов­ле­ни­ям свя­тых апо­сто­лов; мно­го тру­дов пе­ре­нес он, спа­сая ду­ши че­ло­ве­че­ские, мно­го див­ных чу­дес со­тво­рил он во вре­мя сво­е­го епи­скоп­ства. Од­на­жды свя­то­му По­ли­кар­пу слу­чи­лось быть в од­ном из го­ро­дов той же Ио­ний­ской об­ла­сти Тео­се, ко­то­рый на­хо­дил­ся око­ло теп­лых вод, на­зы­ва­е­мых Ле­ве­ди­ей; он оста­но­вил­ся у епи­ско­па то­го го­ро­да, по име­ни Дафн, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий Бо­го­но­сец в сво­ем по­сла­нии к жи­те­лям Смир­ны. Свя­той По­ли­карп, ви­дя бед­ность и недо­ста­ток в до­ме то­го епи­ско­па, по­мо­лил­ся о нем Бо­гу, чтобы Гос­подь бла­го­сло­вил его дом, и с то­го ча­са епи­скоп Дафн не ис­пы­ты­вал бо­лее недо­стат­ка: ни­вы его и ви­но­град­ни­ки, быв­шие до сих пор неплод­ны­ми, при­но­си­ли необы­чай­ные уро­жаи и сде­ла­лись весь­ма пло­до­нос­ны­ми; ви­но, быв­шее лишь в неболь­шом ко­ли­че­стве, свя­той сво­ей мо­лит­вой уве­ли­чил до изоби­лия. Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь в Смир­ну, По­ли­карп вме­сте с со­про­вож­дав­шим его диа­ко­ном свер­нул с до­ро­ги и за­шел в го­сти­ни­цу, быв­шую на пу­ти; это бы­ло уже ве­че­ром, и устав­шие пут­ни­ки хо­те­ли от­дох­нуть; вку­сив немно­го пи­щи, По­ли­карп и его спут­ник за­сну­ли; но недол­го про­дол­жал­ся сон их; в пол­ночь Ан­гел Гос­по­день, толк­нув в бок По­ли­кар­па, ска­зал ему:

– По­ли­карп!

То­гда свя­той спро­сил:

– Что, Гос­по­ди?

– Встань, – ска­зал ему Ан­гел, – и вый­ди немед­лен­но из го­сти­ни­цы, ибо она ско­ро раз­ру­шит­ся: жив­шие в той го­сти­ни­це не ве­ро­ва­ли во Хри­ста Бо­га и со­вер­ша­ли мно­го без­за­ко­ний.

То­гда свя­той, встав, стал бу­дить сво­е­го диа­ко­на, по­веле­вая ему встать; диа­ко­ну же, ко­то­рый пе­ред тем креп­ко спал, не хо­те­лось вста­вать; он стал от­го­ва­ри­вать свя­то­го:

– Еще не про­шел пер­вый сон, свя­той отец, ку­да пой­дем мы; ты в сво­ем по­сто­ян­ном раз­мыш­ле­нии о бо­же­ствен­ных пи­са­ни­ях и сам не спишь, и дру­гим не да­ешь спать.

Услы­шав эти сло­ва, свя­той По­ли­карп за­мол­чал, но Ан­гел вто­рич­но явил­ся ему и по­ве­лел вый­ти вон; то­гда сно­ва свя­той стал по­буж­дать диа­ко­на, го­во­ря, что зда­ние это долж­но раз­ру­шить­ся; но диа­кон от­ве­чал:

– Я ве­рую в Бо­га и ду­маю, что это зда­ние не рухнет, по­ка ты, отец, на­хо­дишь­ся в нем.

По­ли­карп же ска­зал:

– И я ве­рую так­же в Бо­га, но не на­де­юсь на это ка­мен­ное зда­ние.

Меж­ду тем Ан­гел в тре­тий раз явил­ся и по­вто­рил то же са­мое при­ка­за­ние; толь­ко то­гда епи­скоп уго­во­рил сво­е­го спут­ни­ка вый­ти из го­сти­ни­цы.

Лишь толь­ко они вы­шли вон, тот­час зда­ние рух­ну­ло до са­мо­го ос­но­ва­ния и все, быв­шие в нем, по­гиб­ли до од­но­го; а свя­той По­ли­карп, стоя и взи­рая на небо, мо­лил­ся так: «Гос­по­ди, Бо­же Все­силь­ный, Отец Иису­са Хри­ста, Тво­е­го бла­го­сло­вен­но­го Сы­на, Ты пред­воз­ве­стил ни­не­ви­тя­нам чрез про­ро­ка Иону ги­бель их го­ро­да, но уми­ло­сер­дил­ся и по­ща­дил их; во­ис­ти­ну бла­го­слов­ляю Те­бя, ибо Ты чрез Ан­ге­ла Сво­е­го вы­вел нас из се­го зда­ния и из­ба­вил нас от вне­зап­ной смер­ти, по­доб­но то­му как Ты вы­вел Ло­та из Со­до­ма; Ты по­сто­ян­но со­хра­ня­ешь ра­бов Сво­их от вся­ко­го зла, Ты благ и ми­ло­стив во ве­ки».

Важно

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

Когда на Римский престол вступил император Марк Аврелий (161 — 180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии».

В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.

Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» — одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению.

Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом.

Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, священномученика Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории»: «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, — обращается святой Ириней к своему другу Флорину — …

Совет

Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, — мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца… Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить»».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Цитаты из «Послания к Филиппийцам»

Начало же «всех бед есть сребролюбие» (1Тим.6:10). Итак, зная, что «мы ничего не принесли в мир… и ничего не… вынесем /из него/» (1Тим.

6:7), вооружимся оружиями правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтобы они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока, и знали, что они — жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто, ни мысли, ни намерения, и никакие сокровенные чувствования сердца.

Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей — Иисусе Христе, Который «грехи наши… вознес на Своем теле на древо». Который «не сделал… греха» и в устах у Которого не было лжи (1Пет.

2:22, 24), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его.

Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому.

Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти (Тов. 4:10, 12:9).

Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников (1Пет. 2:12), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению.

Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете.

Тропарь,

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак,

глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

День памяти: 7 марта (переходящая).

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/days/sv-polikarp-smirnskij

http://days.pravoslavie.ru/Life/life496.htm

Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/182133

Священномученик Поликарп, епископ Смирнской

Страница 1 из 5

         В городе Смирне; находящемся в малоазийской области Ионии, во времена святых апостолов епископом был святой Вукол1; во дни этого епископа здесь жила благочестивая и боящаяся Бога вдова Каллиста.

Ей во сне явился ангел Господень и повелел взять к себе сироту — отрока Поликарпа; так как у Каллисты не было детей, то она с радостью взяла отрока и воспитывала его в благочестии, как своего родного сына. Когда он вырос и пришел в совершенный разум, вдова поручила ему все, что было у нее в доме.

Читайте также:  Священномученик владимир (богоявленский), митрополит киевский

Как-то раз в это время ей понадобилось отлучиться далеко от дома по одному делу относительно своих имений, причем она довольно долго не возвращалась; во время ее отсутствия блаженный Поликарп, крайне милостивый к нищим, стал щедро подавать убогим, сиротам и вдовицам; он отпускал хлеб, вино, елей и всякую пищу всем просившим, так что хранилища его приемной матери оскудели. Когда Каллиста возвращалась, один из слуг, выйдя ей навстречу, стал жаловаться на Поликарпа, что он неразумно расточил все имение, так что теперь, клеветал он, в доме совершенная бедность. Каллиста сильно опечалилась этим: придя домой, она тотчас отправилась в кладовые и нашла там множество всяких сокровищ. Ибо блаженный Поликарп, до прибытия Каллисты, обратился к Господу с такой молитвой: «Господи Боже мой, Ты наполнил сосуды вдовы Сарептской при Твоем пророке Илии (3 Цар.17:10-16), услышь меня в час сей, и сотвори, чтобы во имя Христово наполнились все хранилища дома сего».

И Господь тотчас услышал молитву его и наполнил дом его благодетельницы всякими благами.

Обратите внимание

Увидев, что в доме теперь гораздо более всего необходимого, чем было прежде, Каллиста разгневалась на слугу, жаловавшегося на оскудение, произведенное святым Поликарпом: она думала, что слуга или насмехается над ней или же по ненависти оклеветал Поликарпа. Рассердившись, она хотела его наказать.

Святой же Поликарп стал защищать его, говоря своей воспитательнице: «Умоляю тебя, госпожа, не наказывай другого вместо меня, но лучше меня подвергни наказанию; этот слуга не наказания достоин, но похвалы за свою верность и преданность тебе; он рассказал тебе всю правду: действительно, у нас оскудели все богатства и опустели все кладовые, ибо я, видя голодающих братии наших, нищих и убогих, роздал им все и истощил все запасы; они-то и умолили Бога, и Он послал Своего ангела, который восполнил все твое имущество, чтобы и ты, по своему обычаю, могла оказывать неимущим щедрую милостыню».

Слыша и видя все это, Каллиста сильно удивлялась, и с тех пор стала еще усерднее к добрым делам в благой вере, подавая обильную милостыню; еще сильнее, как своего собственного сына, полюбила она святого Поликарпа, удивляясь его добродетели; наконец, окончив свою богоугодную жизнь, она отдала в руки Господа свою душу, оставив наследником всего своего имения нареченного сына, святого Поликарпа. Все роздал блаженный нищим, а сам стал прилежно заниматься чтением божественных книг, усердно предаваясь богомыслию и молитвам; он проводил жизнь в большом воздержании и непорочном девстве, работал неустанно день и ночь Господу, с любовью служа больным, немощным и престарелым. За такую жизнь его сильно полюбил Смирнский епископ святой Вукол; сначала епископ сделал Поликарпа клириком, затем диаконом; по свидетельству святого Пиония, который написал житие блаженного Поликарпа, св. Вукол возложил на Поликарпа в бытность его диаконом, еще обязанность проповедовать слово Божие, ибо святой Поликарп отличался своим благоразумием и красноречием, так что святой подвижник обязан был как в церкви, так и в других местах поучать народ. Не только святой Вукол, но и святые апостолы, Павел и Иоанн Богослов с прочими учениками Христовыми любили святого Поликарпа; святой Поликарп участвовал вместе со святыми апостолами в их путешествиях, был их учеником, общником их трудов, подражателем их жизни; апостолы снова послали его в Смирну к святому Вуколу, который и рукоположил его в пресвитеры. Написал также святой Поликарп много слов и посланий, полезных для Церкви Христовой, но большая часть его сочинений во время гонений погибла, так что из них осталась только небольшая доля. Святому епископу Вуколу было предвозвещено, что после его смерти епископский престол в Смирнской церкви должен занять пресвитер Поликарп, а не другой кто-либо; а поэтому, умирая, святой Вукол, взяв правую руку Поликарпа и положив ее к себе на грудь, поручил ему пасти свое словесное стадо и со словами «слава Тебе, Господи» с миром отошел в жизнь вечную. Епископы апостольские, собравшиеся на погребение святого Вукола, и посвятили святого Поликарпа; при этом многие из них удостоились ужасных видений. Когда началось посвящение во епископа, божественный свет озарил всех, бывших в церкви; некоторые из достойных увидали белую голубицу, которая, сияя, словно молния, летала вокруг головы святого Поликарпа; другим святой подвижник представлялся одетым словно воин: был опоясан воинским поясом и вооружен словно на сражение; иные видели его в царской порфире2 с сияющим лицом; одной девице он показался гораздо большего роста, чем был на самом деле, причем риза его на правом плече была красного цвета. Когда же для принятия посвящения святой Поликарп преклонил колена, он увидел пред собой ноги самого Христа Господа, Который невидимо присутствовал при его посвящении. Так, рукоположенный самим Христом и Св. Духом, Поликарп управлял Церковью Божией, по постановлениям святых апостолов; много трудов перенес он, спасая души человеческие, много дивных чудес сотворил он во время своего епископства.

Однажды святому Поликарпу случилось быть в одном из городов той же Ионийской области Теосе, который находился около теплых вод, называемых Леведией; он остановился у епископа того города по имени Дафн, о котором упоминает святой Игнатий Богоносец3 в своем послании к жителям Смирны.

Святой Поликарп, видя бедность и недостаток в доме того епископа, помолился о нем Богу, чтобы Господь благословил его дом, и с того часа епископ Дафн не испытывал более недостатка: нивы его и виноградники, бывшие до сих пор неплодными, приносили необычайные урожаи и сделались весьма плодоносными; вино, бывшее лишь в небольшом количестве, святой своей молитвой увеличил до изобилия. Однажды, возвращаясь в Смирну, Поликарп вместе с сопровождавшим его диаконом свернул с дороги и зашел в гостиницу, бывшую на пути; это было уже вечером, и уставшие путники хотели отдохнуть; вкусив немного пищи, Поликарп и его спутник заснули; но недолго продолжался сон их; в полночь ангел Господень, толкнув в бок Поликарпа, сказал ему:

— Поликарп!

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/fevral/241-23-fevralya/532-svyashennomuchenik-polikarp.html?hitcount=0

8 марта – День памяти священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167)

Если углубиться немного в историю христианской церкви, то можно убедиться в том, что земная жизнь большинства святых была проникнута страданиями и тяготами.

Особенно это касается священнослужителей, которым приходилось бороться с еретиками до конца своего существования, обращать в христианство заблудших, язычников и терпеть всяческие гонения.

8 марта Церковь отмечает день памяти одного из таких Божиих избранников: священномученика Поликарпа, епископа Смирнского.

Поликарп и Каллиста

Будущий святитель родился около 80-го года н.э. предположительно в Малой Азии, а именно – области Ионии, в городе Смирне, где и проживал впоследствии.

Он рано осиротел, но Господь позаботился о своем избраннике: Поликарпа взяла на воспитание благочестивая женщина – бездетная вдова по имени Каллиста.

Последней было видение, в котором та узрела ангела, повелевшего ей приютить и вырастить будущего подвижника. Так отрок попал в надежные руки.

Повзрослев, Поликарп стал у Каллисты в доме кем-то вроде управляющего. Приемная мать поручила юноше все свои владения. Однажды вдова отлучилась на долгий срок по делам. Пока ее не было, Поликарп, испытывая милосердие к нищим, больным и убогим, раздал имущество Каллисты. В ход пошли и пища, и деньги, и вещи.

В итоге запасы благочестивой вдовы значительно поубавились, и в доме воцарилась практически нищета. Тут и сама хозяйка подоспела. О поступке названного сына вдова узнала от одного из слуг. Женщина пригорюнилась, но каково же было ее удивление, когда, очутившись в своих кладовых, она увидела там несметные богатства.

Важно

Это Господь по пламенной молитве подвижника благочестия одарил Каллисту материальными благами.

Слуга, который пожаловался хозяйке на Поликарпа, проявившего неразумную расточительность, попал к вдове в немилость. Она решила наказать клеветника, однако была остановлена приемным сыном.

Тот попросил разгневавшуюся вдову отказаться от своей затеи и лучше наказать его, а слугу похвалить за преданность работе. Также подвижник рассказал Каллисте, откуда на самом деле появились в ее кладовых сокровища. Все это сильно повлияло на мировоззрение женщины.

Та стала усерднее прежнего молиться Богу и творить добрые дела. Поликарпа же она полюбила еще больше, чем до случившегося, восхищаясь добродетелями приемного сына.

Пришло время, и Каллиста скончалась, окончив свой жизненный путь. Наследником имения благочестивой вдовы стал, разумеется, Поликарп. Подвижник, как и ожидалось, раздал имущество нищим, оставшись в совершенной нищете. Для святого началась новая жизнь…

Духовная деятельность:

Поликарп стал заниматься усердно богоугодными делами: читать священные книги, молиться непрестанно, помогать больным и старым, жить в девстве и смирении.

В итоге он удостоился благосклонности и отеческой любви Вукола, епископа Смирнского. Указанная особа сделала Поликарпа сначала клириком, чуть позже – диаконом.

Кроме того, подвижник благочестия должен был заниматься проповедничеством по благословению Вукола, расточая медоточивые речи и в храмах, и за их пределами.

Совет

Святитель Поликарп по разумению Божьему близко познакомился со святыми апостолами. Особенно его полюбили Павел и Иоанн Богослов. Подвижник совершал вместе с ними паломнические путешествия.

Кстати, именно апостолы настояли на возвращении своего друга в Смирну, где святому епископ Вукол даровал сан пресвитера. Кроме непосредственного служения Богу, Поликарп занимался и написанием богословских трудов.

Некоторые их них сохранились до нашего времени, но это малая часть, поскольку большинство посланий и сочинений праведника была уничтожена или затерялась во времена гонений на христиан.

Подошло к концу и время Вукола. Епископ Смирнский, умирая, завещал своему преемнику Поликарпу продолжить его дело, и тут же отошел в Царствие Небесное. После погребения Вукола собравшиеся представители духовенства совершили обряд посвящения подвижника благочестия в епископский сан.

В этот момент многих присутствующих посетили чудесные видения: одни узрели, будто белая голубка летает вокруг головы нового пастыря, другие – будто Поликарп стал выше ростом и с красной ризой на правом плече, третьим он представился в царской порфире, четвертым – в образе воина.

Все это были знамения Господни, указывающие на богоизбранность подвижника благочестия.

Гонения на христиан и смерть мученика:

С приходом к власти в Риме императора Марка Аврелия для верующих наступила страшная эпоха. Христиане превратились в жертв ужаснейших гонений. Язычники разбушевались настолько, что жаждали, прежде всего, крови священнослужителей. И, конечно же, Поликарп, епископ Смирнский стал едва ли не главной их мишенью. Его называли «совратителем всей Азии», «отцом всех христиан».

Святитель в то время находился в небольшой местности, располагавшейся близ его родного города Смирны. Там подвижник молился день и ночь о мире. Взятие свое жестокими язычниками он предвидел за три дня. Праведнику был пророческий сон, в котором узрел Поликарп свою смерть от огня.

Обратите внимание

О видении он поутру сообщил соратникам, пребывавшим рядом: «Меня сожгут в огне за Господа Иисуса Христа».

Миновало три дня, и действительно в селение, где укрывался епископ Смирнский, вошли посланники игемона. Напав на двух отроков, язычники стали избивать их и допытываться, где можно отыскать святителя.

Физическая боль и страх расправы заставили схваченных проговориться. Поликарпу было известно о произошедшем, но бежать он не захотел, решив довериться воле Божьей.

Он сам вышел к присланным слугам, напоил, накормил их, а после целого часа молитв отправился на верную погибель.

Представ перед судьей, Поликарп на все уговоры и угрозы отречься от веры в Иисуса Христа отвечал жестким отказом. И даже когда судья сообщил святителю о том, что предаст его огню, не изменил своих намерений. Таким образом, вердикт был вынесен тотчас. Поликарпа связали веревками и возложили на подготовленные дрова.

Однако как только они были подожжены, случилось чудо, поразившее многих присутствовавших на казни старца: огонь не убивал святого, даже не прикасался к нему, а расходился от головы подвижника благочестия словно паруса, раздуваемые ветром. Ко всему прочему, от костра исходило райское благоухание, не ощущавшееся ранее никем и нигде.

Множество людей убедилось в тот момент в верности убеждений Поликарпа и иных христиан.

Конечно, нечестивцы пришли в ярость от увиденного. Они приказали спекулятору пронзить святого оружием. Но когда тот выполнил указание, из раны в теле Поликарпа хлынула кровь рекой и погасила пламя. Однако подвижник благочестия все же скончался, иначе и быть не могло…

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский погиб в возрасте 86-ти лет, дожив до самых седин. Его останки забрали с места казни и предали земле с благоговением смирнские христиане. Для них Поликарп был, а для нас и сейчас является выдающимся святителем своего времени: учителем, пророком, чудотворцем, богословом. Память о нем продолжает жить, благодаря верующим и церкви…

Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Поликарпа

глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43584874966

День памяти священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167)

Церковь Божия, пребывающая в Смирне, Церкви Божией, пребывающей в Филомелии[1], и всем на всяком месте общинам Святой и Кафолической [2] Церкви: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа [3].

1

(1) Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил нам мученичество, согласное с Евангелием [4].

(2) Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних [5]. Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям.

2

(1) Итак, блаженны и славны все мученичества, совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. (2) Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели.

Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними [6].

(3) Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские казни, в один час искупляя себя от муки вечной [7].

Огонь бесчеловечных мучителей был для них прохладен, ибо воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили (1 Кор. 2, 9; ср. Ис.

64, 3), но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы. (4) Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям, претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих раковинах [8] и истязали другими различными мучениями, чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до отречения.

Читайте также:  Святитель тихон амафунтский

3

(1) Много злоумышлял против них диавол: но, благодарение Богу! всех он не одолел[9]. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим терпением.

Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул [10], желая уговорить его, сказал: «Пожалей о своем возрасте», — то он натравил на себя зверя [11], желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни.

(2) Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!».

4

(1) Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит [12].

5

(1) Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе.

Но поскольку многие просили его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за всех и за все Церкви в мире, как поступал он обыкновенно.

(2) За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к бывшим с ним, он сказал: «Надлежит мне сгореть живому».

6

(1) Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились [13]искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов [14], из которых один принужден был под пыткою признаться.

(2) Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние [15].

Иринарх [16], получивший [17] то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды.

7

(1) Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника [18]. Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже.

Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: «Да будет воля Господня!» [19].

(2) Итак услышав, что искавшие его пришли, он сошел и разговаривал с ними, так что [пришедшие] дивились, видя лета его и твердость [духа ], и [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему один час помолиться беспрепятственно. (3) Когда они согласились, то он встал и молился[20], исполнившись благодатию Божиею, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца.

8

(1) Когда же он окончил молитву, воспомянув всех, когда-либо общавшихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю Кафолическую по вселенной Церковь, и когда наступило время отправиться; тогда, посадив его на осла, повезли в город; была же великая суббота [21].

(2) По дороге повстречались ему иринарх Ирод и отец его Никита. Они пересадили его в свою коляску [22] и, сидя с ним, увещали его и говорили: «Что худого сказать: Владыка Кесарь! [23] и принести жертву и остальное, и остаться в живых?».

Он сначала не отвечал им, [а потом], поскольку они настаивали, сказал: «Я не намерен делать то, что вы мне советуете». (3) Когда же не удалось им уговорить его, то начали ругать его и сбросили с коляски с такою силою) что он, упав, ободрал голень.

Но он, не обратив на это внимания, как будто с ним ничего не случилось, бодро и торопливо продолжал путь на поприще, куда его вели и где стоял такой шум, что никого не возможно было расслышать.

9

(1) Но когда Поликарп вступал на поприще, раздался с неба глас: «Будь тверд и мужественен, Поликарп!» [24]. Того, кто говорил [сие], никто не видел, но глас бывшие тут из наших слышали [25]. Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что Поликарп пойман.

(2) Как скоро привели его, то проконсул спросил: «Ты ли Поликарп?» — и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: «Уважь свою старость», — и прочее, что им привычно говорить: «Клянись Фортуной Кесаря [26], одумайся, скажи: Смерть безбожникам!» Но Поликарп, помрачнев лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал: «Смерть безбожникам!». (3) А проконсул настаивал и говорил: «Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа». Но Поликарп отвечал: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?».

10

(1) Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: «Поклянись фортуной Кесаря!» — отвечал Поликарп: «Ежели ты воображаешь, что я поклянусь Кесаревой, как ты говоришь, Фортуной, и притворяешься не ведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я Христианин! Если же ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай». (2) Проконсул сказал: «Убеди народ!» [27]. Поликарп отвечал: «Я тебя только удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь [28]; а их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними».

11

(1) Проконсул сказал: «У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мыслей». Поликарп отвечал: «Зови. Ибо у нас хороших мыслей не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде».

(2) Проконсул продолжал: «Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мыслей».

Поликарп отвечал: «Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огнь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен».

12

(1) Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая трижды провозгласить на средине поприща: «Поликарп признал себя Христианином».

(2) Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: «Это учитель Асии [29], отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить им жертв и не чтить их [30]».

Говоря так, они подняли крик и стали просить асиарха [31] Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это нельзя, потому что бой со зверьми уже кончился.

(3) Тогда вздумалось им закричать в один голос: «Сжечь Поликарпа живым!» — ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении изголовья, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к бывшим с ним верным, сказал пророчески: «Надлежит мне сгореть живому».

13

(1) И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано. Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению.

(2) Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и, развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение. (3) Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра.

Когда же хотели пригвоздить его, то он сказал: «Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным».

14

(1) Посему они не пригвоздили его, однако же связали.

И так он, со сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу [32], воззрел на небо и сказал: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез Которого мы получили познание о Тебе! Боже Ангелов и Сил и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицем Твоим! (2) Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в [числе] их днесь пред лицем Твоим в жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и совершил. (3) За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа [33], возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе — с Ним [34] и со Святым Духом — и ныне и в будущие веки. Аминь».

15

(1) Когда он произнес «аминь» и окончил молитву, тогда приставленные [35] к костру разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели чудо [36], мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим.

(2) Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб [37] или как золото и серебро, разжигаемое в горниле [38].

Мы чувствовали такое благоухание, как будто пахло ладаном или другим драгоценным ароматом.

16

(1) Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору [39] и пронзить его кинжалом.

Когда он сделал это, (вылетел голубь и)[40] хлынуло столько крови, что она погасила огонь, и вся толпа с удивлением увидела, какая [великая] разница между неверными и избранными, (2) из коих был и сей предивный мученик [41] Поликарп, бывший в наши времена учителем Апостольским и Пророческим[42], епископом Смирнской кафолической Церкви. Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось, или сбудется.

17

(1) Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело [43] его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела. (2) И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу[44], чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. (3) Ибо мы поклоняемся Ему как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками!

18

(1) Центурион, видя иудейскую склочность, положил тело на виду [у всех] [45], как это у них принято, и сжег.

(2) И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало.

(3) Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика[46], в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников].

19

(1) Такова [история] блаженного Поликарпа. [Хотя] он вместе с Филадельфийскими был двенадцатый мученик в Смирне [47], но его вспоминают больше всех, так что и язычники повсюду толкуют о нем.

Он был не только знаменитый учитель, но и выдающийся мученик, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию Христову, все подражать желают.

(2) Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприняв венец нетления и веселясь ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя [48] и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших и Пастыря вселенской кафолической Церкви.

20

(1) Вы просили, чтобы мы подробнее описали происшедшее; но мы ныне вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона [49].

Узнав о сем, перешлите наше послание далее к братиям, дабы и они прославили Господа, Который выбирает [избранников ] среди рабов своих (2) и всех нас может ввести благодатию и даром своим в вечное Свое Царство чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, — Ему же слава, честь, держава и величие во веки! [50]

Приветствуйте всех святых [51].

Приветствуют вас [находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал [сие].

21

(1) Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца Ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских [52] календ, в великую субботу, в осьмом [53] часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа.

[Приложение]

22

(1) Желаем вам, братия, укрепляться и поступать по Евангельскому слову Иисуса Христа, с Которым слава Богу Отцу и Святому Духу за спасение святых избранников! Подобно тому, как совершил мученичество блаженный Поликарп, да обретемся и мы по следам его в Царстве Иисуса Христа.

(2) Сие со списка Иринея, ученика Поликарпа, переписал Гай, знавший Иринея. Я же, Сократ, писал сие в Коринфе со списка Гая. Благодать [да будет] со всеми!

(3) А после того я, Пионий, снова переписал, найдя списки по откровению явившегося мне блаженного Поликарпа, о чем поведаю впоследствии [54]. Собрал же я эти списки уже почти истлевшими от времени; да соединит и меня с избранниками своими Господь Иисус Христос в Царствии Своем небесном. Ему же слава, со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

[По Московской рукописи]

(1) Сие из сочинений Иринея переписал Гай, знавший Иринея, бывшего учеником святого Поликарпа. (2) Сей Ириней, пребывавший во время мученичества епископа Поликарпа в Риме, научил многих.

Ему принадлежит много весьма прекрасных и православных сочинений, в которых он упоминает [и] о Поликарпе, [говоря], что он был его учеником, и в которых обличил довольно все ереси и передал [нам] церковное и кафолическое правило [таким], как он получил его от святого.

(3) Говорит он и сие: «Встретившись как-то со святым Поликарпом, Маркион (от которого [происходят] называемые маркионитами) сказал: „Признай нас, Поликарп!” — на что тот ответил Маркиону: „Признаю, признаю перворожденного сатаны”[55] ».

(4) Еще рассказывается в сочинениях Иринея, что в тот [самый] день и час, когда Поликарп мученически скончался в Смирне, Ириней, находясь в Риме, услышал глас, исходивший словно из трубы: «Поликарп мученически скончался!»

(5) Итак, как уже было сказано, из этих сочинений Иринея переписал Гай, а с копии Гая — Исократ в Коринфе.

Я же, Пионий, снова списал со списков Исократа, разыскав их по откровению святого Поликарпа и собрав почти истлевшими от времени.

Да соединит и меня с избранниками Своими Господь Иисус Христос в пренебесном Своем Царствии, Ему же слава со Отцом и Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Источник: https://mka.livejournal.com/218486.html

Ссылка на основную публикацию