Чудо священноисповедника Романа
Священноисповедник Роман ( по фамилии Медведь) родился 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской (польской) губернии в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя и Марии Матвеевны, работавшей акушеркой.
Роман, как и его братья, учился в Холмской Духовной семинарии в то время, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх, оказывавший им впоследствии свое покровительство и помощь.
Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, Роман Иванович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.
Во время обучения в академии Роман Иванович познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения
После академиии преподавал в семинарии Вильнюса. Далее женился и служил в разных храмах России и Украины (г. Чернигов).
С 1907 года батюшка самоотверженно служил настоятелем Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в городе Севастополь. Как протопресвитер Черноморского флота, он пользовался огромным авторитетом среди моряков. В его подчинении находились 50 священников на кораблях флота. Там большевиками был приговорён к расстрелу, но смог покинуть Крым и уехать в Москву.Некоторое время он окормлял осиротевших после расстрела священномученика протоиерея Иоанна Восторгова приход храма Василия Блаженного и стал в истории последним настоятелем этого храма на Красной площади. Но вскоре храм закрыли и батюшка был переведён в храм Святителя Алексия в Глинищевском переулке. И там батюшка в эти тяжёлые годы сумел наладить глубокую духовную жизнь общины где служил ежедневно утром и вечером.
В мае 1931 года батюшка был арестован и обвинён в том, что руководил организацией «преследовавшей политические, антисоветского характера цели, в издательстве антисоветской литературы и распространении листков под заглавием «Кто наше правительство» антисемитского характера». Его допрашевал лично Феликс Дзерджинский. Он предложил священнику уехать из СССР на родину в Польшу, вместе с женой и дочерью Ириною. . Батюшка отказался, но был отпущен.
В 1930 годы батюшка был арестован, а храм разрушен. В 1931 году отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Но и оттуда он не оставлял духовных чад, писал им письма. На Соловках отец Роман работал сторожем, потом счетоводом. Из-за полученной инвалидности срок заключения батюшки был сокращён. В 1936 году он вернулся из ссылки и поселился вначале в городе Волоколамск, потом в Малоярославец, где, несмотря на тяжёлую болезнь (костный туберкулёз и перелом шейки бедра), продолжал пастырское служение.
Незадолго до кончины батюшка принял постриг в мантию с именем Иосиф. Там и скончался иеромонахом. Батюшке было 62 года.
26 августа (8 сентября н. ст.) 1937 года отец Роман скончался. Погребён он был на кладбище города Малоярославец.
3 августа 1999 года состоялось обретение мощей священноисповедника протоиерея Романа. Святые мощи были перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе.
В древности на месте этого храма стоял Покровский Лыщиков монастырь. Место очень святое и намоленное. В 1504 году князь Иван Третий завещал эту обитель в собственность своему сыну Василию Третьему (будущему отцу царя Ивана Грозного).
В 1572 году царь Иван Грозный владев монастырскими землями, отказал передать монастырь по наследству своему сыну и монастырь был упразднён (закрыт).
Далее монастырь сгорел от поджога, но в 1625 году уже на месте монастыря упоминается Покровский храм, вначале деревянный, а потом, в 1696 году уже каменный, который был построен по ходатайству дьяка Ивана Рогозина.
Это Покровский приходской храм, со временем к которому в 1697 году был пристроен предел в честь преподобного Иоанна Дамаскина, это единственный престол этому святому в городе Москве, а в 1773 году на средства И.А.
Лихарева был освещён третий предел в честь Казанской иконы Богородицы. В 1705 году была воздвигнута нынешняя колокольня. На колокольне сохранены с тех пор старинные колокола.
В 1812 году храм сильно пострадал и в 1818 году был заново освещён.
В Советское время храм не закрывался и потому из закрывающихся храмов Москвы туда сносились многие святыни для сохранения.
Среди старинных чтимых икон: Покрова, Казанской и Тихвинской Богородицы, Спас нерукотворный, Святитель Николай, Архистратиг Михаил, целитель Пантелеимон, преподобные Иоанн Дамаскин и пафнутий Боровский.
Ровно 16 лет назад, 3 августа 2000 года в этот храм были внесены мощи святого исповедника Романа (Медведя), где сейчас они и покоятся. 3 августа День обретения мощей, а 8 сентября день земной кончины святого.
Святой исповедник Роман отметился чудесами ещё при жизни.
Весной 1932 года тяжело заболела духовная дочь отца Романа Ксения Александровна Калошина, которой было тогда двадцать пять лет. Врачи поставили диагноз: воспаление подъязычной железы.
В течение пяти суток она не могла ни есть, ни пить, температура держалась все время около 40 градусов. Шею раздуло, и она стала шире головы, язык опух и стал синим; врач, чтобы как-то облегчить страдания, капал на язык воду.
Ксения Александровна почувствовала, что умирает, и послала своей матери, Марии Яковлевне, записку, прося ее прийти проститься.
Но ее не пустили в палату, опасаясь, что заболевание инфекционное, и заведующий больницей сказал: «Если Николай Александрович Семашко подпишет разрешение, то я пущу».
В тот же день Мария Яковлевна нашла доктора Семашко и рассказала ему об умирающей дочери, он тут же написал записку, чтобы ее немедленно пропустили.
Все это время Мария Яковлевна мысленно обращалась с молитвенной просьбой к отцу Роману.
Придя к дочери, она застала ее выздоравливающей. Ксения Александровна рассказала, что в предыдущую ночь ей явился отец Роман. Он шел по воздуху в священническом облачении мученического красного цвета с чашей в руках. Приблизившись, он благословил ее и причастил Святых Таин. С этого времени к ней стали возвращаться силы, и она выздоровела. Ещё до прославления отца Романа, семья Колошиных обращалась молитвенно к отцу Роману как к святому и получали просимое.
Причислен святой батюшка Роман к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь священноисповеднику Роману Медведю
=================================
Кронштадтскаго пастыря чадо духовное,| флота Черноморскаго окормителя,| московския паствы похвалу и радование,| исповедника православныя веры непоколебимаго, | сохраньшаго в страданиих своих|Безценный Бисер – Христа,| приидите, вернии,| светло прославим священноисповедника Романа и воспоим ему:|| моли, пастырю добрый, Христа Бога спастися
Покровский храм с мощами Св.Романа.
Москва, Лыщиков переулок,10
Метро “Таганская” или “Курская”
Тролейбус Б10 до остановки “ул. Николоямская”
Покровская церковь расположена на высоком берегу Яузы, в месте, которое с давних времён называется Лыщиковой горкой. Лыщикова горка является северным склоном большого Таганского холма, расположенного в месте слияния Москвы-реки и Яузы. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком.
Богослужения совершаются ежедневно в 7.00 и 17.00, в праздники и воскресные дни литургии в 8.00. По понедельникам и вторникам вечерних богослужений нет.
Настоятелем храма является с 1994 года
Протоиерей Владимир Васильевич РИГИН, (64 года). Кандидат богословия.
Ему сослуживают в притче игумен, три иерея и диакон.
Источник: https://filaretuos.livejournal.com/324674.html
Священноисповедник Роман (Медведь)
?Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-09-08 16:09:00Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-09-08 16:09:00Categories:
Протоиерей Роман. Москва. Бутырская тюрьма. 1931 год
«Предпочитаю разделение свободных — единению рабов»
Памяти священноисповедника Романа (Медведя)Игумен Дамаскин (Орловский)
Журнал “Фома” | № 9 (101) сентябрь 2011
8 сентября Русская Православная Церковь празднует память священноисповедника Романа (Медведя).
Священнику, ставшему известным духовником и в особенности уже создавшему большую и прочную церковную общину, в основе которой лежит частая исповедь духовных детей, непросто бывает удержать гармонию духовного руководства и не налагать узы на свободу вверившихся его водительству.
Ему самому надо иметь прочный христианский стержень и апостольскую твердость, чтобы, просвещая и утверждая во Христе, не поработить чужой воли. Этим редкостным даром вполне обладал священноисповедник Роман.
Объясняя свою пастырскую позицию, он писал из заключения дочери: «Дорогая Ирочка!..
Я хотел бы, чтобы ты знала и усвоила мои подлинные убеждения и свойства; примерно с 20–24-летнего возраста я сознательно уважаю и ценю всякого человека, и всю жизнь боялся сделать кого-либо своим рабом, и внешне и внутренне боюсь кому-либо причинять боль, насилие. Убеждать мое дело, принуждать не могу.
Дерзаю сказать, что я любил свою свободу, никогда никому не делался рабом, а посему, думаю, и ценю свободу других: пусть живут по своему уму и по своей совести, и стараюсь никого не осуждать… лучше уйти в сторону… Я могу молчать, научился много терпеть и претерпевать, но, невзирая ни на что, я в своей глубине все тот же, люблю свою свободу, лелею и свободу других; предпочитаю разделение свободных — единению рабов. Впрочем, прости мою философию, мое самохвальство. Почитаю нужным прибавить, что я сознательно склонил свою голову, сердце и всю свою жизнь перед Вечною Истиною и Правдою. И они дороже для меня и меня самого, и всего мира…»
Священноисповедник Роман родился в день праздника Покрова Божией Матери 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя. Он учился в Холмской духовной семинарии в то время, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх, оказавший впоследствии ему покровительство и помощь.
Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, Роман поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, он принял активное участие в духовных беседах в рабочих районах города.
В первой же своей беседе, открывая слушателям свое сердечное убеждение, он сказал: «Истинное счастье человека заключается не в богатстве и не в чувственных грешных удовольствиях, а в живом союзе с Богом, в повиновении Церкви Христовой и в мире со своей собственной совестью».В 1897 году он окончил академию со степенью кандидата богословия.
Живя в Петербурге, он познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения.По окончании академии Роман Иванович был назначен сначала помощником инспектора, затем инспектором Виленской духовной семинарии и прослужил в этой должности до 1900 года.
7 января 1901 года он сочетался браком с дочерью священника, Анной Николаевной Невзоровой. 3 марта 1901 года Роман Иванович был рукоположен во священника, а в 1902 году назначен в храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. Во время его служения здесь образовалась многочисленная духовная община и было организовано общество трезвенников.
В 1902 году отец Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным над храмами всех береговых команд Черноморского флота и вскоре возведен в сан протоиерея.В 1917 году у них с супругой родилась дочь Ирина.
В раннем детстве Ирина тяжело заболела испанкой и девять суток не приходила в сознание, так что Анна Николаевна совсем выбилась из сил, проводя бессонные ночи у постели дочери. И вдруг девочка села на кровати и серьезно произнесла: «Мама, я не умру, ты можешь спать». «А откуда ты знаешь?» — спросила удивленная Анна Николаевна. «А мне сказал мой дядя Вася», — ответила девочка.
«Какой дядя Вася? У тебя никакого дяди Васи нет». — «Как же нет?! Это мальчик, в беленькой рубашечке, в черных штанишках с черным пояском. Он мне сказал: “Ты скажи маме, что ты не умрешь, ты долго будешь жить”*. Я его спросила: “Ты кто?” — “Я твой дядя Вася”, — ответил он».Анна Николаевна обратилась за разъяснениями к мужу.
Отец Роман с интересом выслушал ее рассказ и пояснил, что у него действительно был брат, Василий, который умер в том возрасте, в котором видела его Ирина, и похоронен он был в белой рубашке, в черных штанишках с черным пояском. Так Ирине явлено было, что у Бога нет мертвых.
Весной 1918 года ВЧК арестовала настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, и Патриарх Тихон назначил настоятелем этого славного и знаменитого храма отца Романа и благословил его на создание Братства союза ревнителей и проповедников Православия, которое он и возглавлял затем около десяти лет.
В 1919 году власти закрыли храм Василия Блаженного, и протоиерей Роман стал настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке.16 февраля 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Романа и около тридцати человек, членов Братства, двадцать четыре из них были приговорены к различным срокам заключения и ссылки.
10 мая того же года протоиерей Роман был приговорен к десяти годам заключения в концлагере.Находясь в заключении, отец Роман писал своим близким: «…Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству).
Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни, странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а отечество наше — на небесах.
Не огорчаюсь и тем, что приходится жить не по своей воле, а так, как здесь приказывают, потому что и по вере моей отречение от своей воли есть первое условие для движения к совершенству…»26 июля 1936 года протоиерей Роман был освобожден и поселился в Черкассах, где сломал пораженную туберкулезом ногу, что до конца жизни лишило его возможности передвигаться самостоятельно, и Анна Николаевна перевезла его в Малоярославец.Летом 1937 года гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и власти приняли решение о массовом аресте священнослужителей. В конце июля двое сотрудников НКВД пришли в дом, где жил протоиерей Роман, и предъявили Анне Николаевне ордер на арест мужа. В это время у отца Романа открылось легочное кровотечение, и Анна Николаевна сказала: «Вы видите, он умирает. Ну, берите, мне еще лучше будет, не надо будет его хоронить».Сотрудники НКВД внимательно посмотрели на умирающего священника, и один из них недовольно пробормотал: «Там своих покойников хватает». И они развернулись и ушли.Протоиерей Роман скончался 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище в Малоярославце. 3 августа 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи священноисповедника Романа были перенесены в Москву, в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.
Полный текст жития священноисповедника Романа (Медведя) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август». Тверь, 2003 год, стр. 184-248.
Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Тверь, 2005–2008» и размещены на сайте: www.
fond.ru.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: marinagrad@rambler.ru
Текст процитирован с сайта журнала “Фома”: http://foma.ru/predpochitayu-razdelenie-svobodnyix-edineniyu-rabov.html
Фотографии, иконы и житие священноисповедника Романа (Медведя) на сайте Регионального Общественного Фонда “ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ”
Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/129763.html
Священномученик Роман Медведь | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Сентябрь 7th 2010 –
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей
Память 26 сентября/8 сентября Священномученик Роман родился 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя и Марии Матвеевны, работавшей акушеркой.
В семье было семеро детей — пять сыновей и две дочери. Роман был вторым ребенком в семье. Отец его умер рано, когда Роману исполнилось двенадцать лет.
Роман, как и его братья, учился в Холмской Духовной семинарии в то время, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин), будущий Патриарх, оказывавший им впоследствии свое покровительство и помощь. Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, Роман Иванович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.
Во время обучения в академии Роман Иванович познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения. Духовное окормление отца Иоанна оказало большое влияние на Романа Ивановича — став пастырем, он центром своей деятельности сделал литургическое служение, и бывали годы, когда он служил ежедневно.
Получив духовное образование, он посвятил себя пастырскому служению, во всём стараясь следовать примеру своего духовного отца — святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1900 году отец Иоанн повенчал Романа Ивановича с А.Н.
Невзоровой, которая также стала духовной дочерью Кронштадтского светильника. В том же году он был рукоположен во иерея. Первым местом служения для него стал храм Воздвижения Креста Господня в Черниговской губернии, где он окормлял паству в течении 1902—1903 годов.
Затем болезни, а вскоре и гонения от богоборческой власти заставили несколько раз сменить приходы.
С 1907 года батюшка самоотверженно служил настоятелем Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в городе Севастополь. Как протопресвитер Черноморского флота, он пользовался огромным авторитетом среди моряков. В его подчинении находились 50 священников на кораблях флота.
Чтобы развеять революционную «романтику» на флоте, батюшка выпустил брошюру о соблазнах революции и основах Православия. С помощью проповеди батюшке удалось прекратить волнения 1912 года на линкоре «Святитель Иоанн Златоустый»; там же он исповедывал приговорённых к расстрелу матросов.
Однако, накануне Рождества 1918 года, один из матросов, уличённый батюшкой в краже церковных денег и ставший во время Февральской революции председателем революционного комитета, настоял на приговоре батюшки к расстрелу.
Преданные своему духовнику чада предупредили батюшку о готовящейся расправе и он успел перебраться в Москву. Некоторое время он окормлял осиротевших после расстрела священномученика протоиерея Иоанна Восторгова приход храма Василия Блаженного, но вскоре храм закрыли и батюшка был переведён в храм Святителя Алексия в Глинищевском переулке.
И там батюшка в эти тяжёлые годы сумел наладить глубокую духовную жизнь общины. Появилось «Братство ревнителей Православия в честь Святителя Алексия, митрополита Московского», которое организовало «Народные лекции». Братство это имело не менее 200 постоянных членов. На этих лекциях выступал и отец Роман, обличая ложные идеалы, навязываемые народу новой властью.
В мае 1931 года батюшка был арестован и обвинён в том, что руководил организацией «преследовавшей политические, антисоветского характера цели, в издательстве антисоветской литературы и распространении листков под заглавием «Кто наше правительство» антисемитского характера». Однако, по амнистии В.Ц.И.К.
дело руководителей Братства было прекращено и батюшка был освобождён ещё до суда.
Несмотря на непрестанно ухудшавшееся здоровье, батюшка оставался спокойным, доступным и ангельски кротким. Сравнивая его общину со своей, известный московский духовник отец Алексий Мечёв говорил: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 годы батюшка был арестован, а храм разрушен. В 1931 году отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Но и оттуда он не оставлял духовных чад, писал им письма. На Соловках отец Роман работал сторожем, потом счетоводом.
Из-за полученной инвалидности срок заключения батюшки был сокращён. В 1936 году он вернулся из ссылки и поселился в городе Малоярославец, где, несмотря на тяжёлую болезнь (костный туберкулёз и перелом шейки бедра), продолжал пастырское служение.
Незадолго до кончины батюшка принял постриг в мантию с именем Иосиф.
26 августа (8 сентября н. ст.) 1937 года отец Роман скончался. Погребён он был на кладбище города Малоярославец.
3 августа 1999 года состоялось обретение мощей священноисповедника протоиерея Романа. Святые мощи были перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/protoierej-roman-ivanovich-medved.html
Священноисповедник протоиерей Роман Медведь
Протоиерей Роман Медведь
Революционный октябрьский переворот 1917 года обернулся волной красного террора в городах Крыма. В начале зимы матросы в Севастополе учинили расправу над морскими офицерами. 28 декабря на Малаховом кургане был расстрелян весь командный состав эсминцев «Фидониси» и «Гаджибей».
К вечеру того же дня резня офицеров шла уже по всему Севастополю. В городе царили страх и паника. Поводом для преследования стали события пятилетней давности.
Революционеры припомнили, что в 1912 году, после подавления восстания на линкоре «Святитель Иоанн Златоуст», многие его зачинщики были приговорены к расстрелу.
Накануне Рождества 1917 года настоятель Адмиралтейского Свято-Владимирского собора протоиерей Роман Медведь возвращался с вечерней службы домой. Улицы не освещались, вечер был безлунный. Темнота стояла такая, что собственной вытянутой руки разглядеть было невозможно.
В памяти всплывали картины того самого бунта, из-за которого сейчас в Севастополе начались бесчинства. Известие о беспорядках на линкоре «Иоанн Златоуст» застало тогда отца Романа на даче, и он сразу же приехал к месту происшествия.
Предложил арестованным бунтовщикам исповедоваться — и большинство из них откликнулись. Всю ночь священник выслушивал горькие рассказы смутьянов, которых ждали расстрел или каторга.
Покаяться пожелали и многие из тех матросов, кто остался на свободе… Размышления священника прервал хриплый голос, неожиданно раздавшийся из беспросветной мглы.
Матрос:
Постой, отец Роман. Поговорить надо.
Священник остановился, напряженно вглядываясь во тьму.
Отец Роман Медведь:
Кто ты, мил человек?
Матрос:
Да не важно это. А вот то, что я скажу сейчас — очень важно. Уезжай из Севастополя. Вот прямо сейчас ступай на вокзал и уезжай. Постановление о твоем расстреле уже принято, я его видел своими глазами.
Отец Роман Медведь:
Это связано с бунтом на «Иоанне Златоусте»?
Матрос:
Формально — да. Но, на самом-то деле, причина проще. Помнишь, отец, ты матроса Докукина уличил в краже денег из церковной кружки? Вот он больше всех и горячился, чтоб тебя покарать, как контрреволюционера. Уезжай, Христом-Богом прошу. А то не прощу я себе твоей смерти.
Отец Роман Медведь:
Чем же я такую милость заслужил?
Матрос:
А вот когда ты нас в двенадцатом году исповедовал, я тебе сознался, что бунтовщикам сочувствовал, а ты не выдал меня. Сохранил тайну исповеди. Ты и не помнишь, поди? А я вот не забыл. Уезжай, отец. И жену с младенцем увози.
Отец Роман не смог покинуть Севастополь, не отслужив праздничной Рождественской службы. Это едва не стоило ему жизни. В тот момент, когда поезд тронулся, увозя священника в Москву, в дверь его севастопольского дома ворвались матросы.
Смутное время позволило протоиерею Роману провести в столице несколько трудных, но плодотворных лет. Местом служения священника стала церковь святителя АлексИя в ГлинИщевском переулке.
Здесь он организовал православное братство в честь московского митрополита, имя которого носил храм.
В противовес неустроенности, которая заправляла повсюду, члены этого братства жили глубокой, интенсивной духовной жизнью.
В конце двадцатых годов оживленная деятельность братства была замечена советской властью. За священникоми прихожанами был установлен надзор. В 1931-ом отца Романа приговорили к десяти годам заключения на Соловках.
Из-за инвалидности, нажитой в лагере, срок заключения батюшки был сокращён. В 1936 году он вернулся из ссылки и поселился в городе МалоярослАвец, где, несмотря на костный туберкулёз и перелом шейки бедра, продолжал пастырское служение.
8 сентября 1937 года, причастившись Святых Тайн, он скончался.
На девятый день после похорон дочь протоиерея Романа, Ирина,заснула на его кровати, укрывшись его лагерным одеялом, и увидела, как отец стоит на коленях перед иконами в новом золотом облачении, подаренном ему ещё в Крыму, и читает Отче наш. «Как живой», — грустно добавила Ирина Романовна, рассказывая этот сон другу семьи, священнику Александру Ветелеву. «А он и есть живой. У Бога все живы», — ответил отец Александр.
(8
Источник: https://radiovera.ru/svyashhennoispovednik-protoierey-roman-medved.html
Священномученик Роман (Медведь), инспектор Виленской семинарии в 1897-1900 г.г.-2
Cвященноисповедник протоиерей Роман (иеромонах Иосиф) Медведь Роман Иванович
1874.10.01 – 1937.09.08
В его подчинении были Свято-Владимирский собор и храмы Покрова Божией Матери, Архистратига Михаила на Екатерининской улице и святителя Николая на Братском кладбище на Северной стороне и около 50 священников. Отец Роман, путешествуя с эскадрой, посетил Грецию, Италию, побывал у мощей святителя Николая.
“В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал”, – говорил об этом периоде жизни отец Роман. В 1912 г. восстали матросы на линкоре “Святой Иоанн Златоуст”. Отец Роман по своему настоянию всю ночь исповедовал приговоренных к расстрелу матросов.
Выпустил брошюру о соблазнах революции и основах православия, чтобы развеять революционную романтику на флоте. Благодаря своему высокому авторитету священнику удалось убедить командование не вводить тайную полицию в среду матросов.
Эти события побудили его написать книгу “Дисциплина и товарищество”, в которой общественная и политическая жизнь осмыслялась с точки зрения православного мировоззрения.
Многие послушания во Владимирском соборе несли сами матросы, в том числе и тарелочный сбор, один матрос, решил этим воспользоваться и стал красть церковные деньги и отец Роман его уличил в этом. В декабре 1917 г. революционный комитет принял решение арестовать и расстрелять отца Романа.
Уличенный в краже церковных денег матрос, среди других пришел домой к отцу Роману, чтобы его арестовать. Но по счастливой случайности матушку заранее предупредили о злодейском замысле, она купила билет на поезд, и отец Роман уехал сразу после Рождественской службы в Москву. Матросы учинили в квартире священника разгром, и вскоре уехала в Москву и матушка с младенцем-дочерью. Приехав в Москву, отец Роман сразу пошел к Патриарху Тихону, который принял его с любовью, они были хорошо знакомы со времен Холмской семинарии и поддерживали переписку.
В мае 1918 года ВЧК арестовала настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, и в сентябре того же года он был расстрелян. Когда об этом стало известно, Патриарх Тихон назначил настоятелем храма протоиерея Романа.
В это время при храме уже существовала большая община, и отец Роман с усердием поддержал сделанное его предшественником: вдохновенными проповедями, беседами на евангельские темы, неспешно проводимой исповедью.
Но 25 февраля 1919 года власти закрыли храм Василия Блаженного, и Патриарх Тихон назначил протоиерея Романа настоятелем храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке.
Храм святителя Алексия был построен в 1690 году, позже были пристроены два придела – святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость».
Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году представители властей забрали из храма почти все сосуды, необходимые для совершения литургии. Были оставлены одна серебряная позолоченная чаша с дискосом, лжица и маленький серебряный крест. В том же году, восполняя утраченное, община, окормляемая протоиереем Романом, приобрела деревянный потир со вставленным в него стеклянным стаканом. В 1921-м и в 1924-м годах община произвела ремонт куполов и крыши храма.
Еще в самом начале церковной деятельности отца Романа в Москве власти не раз его арестовывали, впервые – в 1919 году.
Во время одного из арестов его допрашивал председатель ВЧК Дзержинский, который предложил священнику покинуть советскую Россию и уехать на родину в бывшую Холмскую губернию, которая отошла к Польше.
Священник отказался и убедил представителя власти, что его отношение к советскому государству вполне лояльное и находится в пределах, определенных апостолами.
По благословению Патриарха Тихона в 1919 г. отец Роман учредил “Братство ревнителей православия” в честь святителя Алексия, митрополита Московского. У батюшки были мечты поставить дело на подлинно монастырский лад при жизни пасомых в миру, но не для мира. Внутри братства царили мир и радость.
Все было пронизано любовью и вниманием. Постоянных братчиков насчитывалось не менее двухсот, общее число достигало пяти тысяч. Впоследствии некоторые из членов Братства приняли священный сан, другие – монашеский постриг. Все эти годы отец Роман служил ежедневно.
Богослужения в храме святителя Алексия совершались ежедневно утром и вечером, а по четвергам и ночью – полунощница с пением “Се Жених грядет в полунощи”. Со своей паствой регулярно устраивал беседы по три раза в неделю.
В воскресенье вечером он проводил обмен мнениями: все пришедшие могли задать вопрос и тут же получить ответ. По четвергам – проповедь на евангельскую тему без встречных вопросов: как правило, она посвящалась толкованию Евангелия от Марка для новоначальных или от Иоанна для прихожан и братчиков.
По теме этих бесед способные обязывались (за послушание) писать рефераты и вслух их прочитывать. А по вторникам о. Роман проводил беседы специально для молодых людей, которых собиралось немало. Высокий духовный настрой, в котором он пребывал постоянно, передавался буквально всем, кто с ним соприкасался.
Отец Роман обладал несомненной прозорливостью. Многие испытывали духовный трепет, идя на исповедь: казалось, что батюшка уже все знает наперед, и, действительно, это часто подтверждалось на практике. Особенно он обличал тех, кто злословил ближнего.
Источник: https://irina-litva.livejournal.com/2056922.html