Святитель Серафим Звездинский: расстрелян за святость | Милосердие.ru
Епископ Серафим (Звездинский), 1921-1922 годы. Фото с сайта doroga-vmeste.ru
Отец будущего владыки Серафима Иоанн Гаврилович Бонефатьев был из старообрядцев-беспоповцев. Чтобы его приняли в Православие, он пешком ходил из Солигалича в Петербург с прошением (почти тысяча верст). После присоединения ему посоветовали сменить фамилию на Звездинского. Служил священником в Ржеве.
Коленька
7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23, 26). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании.
Когда Коленьке было всего 3 года, его мама умерла. Отцу Иоанну пришлось туго. Он брал мальчика с собой на богослужения, несмотря на погоды. На ночных службах Колю одолевал сон. Когда мальчик немного подрос и научился читать, ему подставляли скамейку к аналою с Часословом. Коля читал громко и четко, старался.
Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия.
Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове».
Помощь Серафима Саровского
После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо.
В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца.
Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.
Через некоторое время врачебная комиссия подтвердила факт его полного исцеления. Отец Иоанн написал благодарность на имя отца Иерофея и послал это письмо в Саров вместе со свидетельством об исцелении Николая Звездинского, заверенным подписями врачей. С тех пор будущий владыка Серафим всегда держал при себе этот образ с изображением святого.
Любимый проповедник Сергиева посада
Участь в семинарии, Коля очень переживал, что у него не получится красиво произносить проповеди. Каждый день он молился святому покровителю Николаю Чудотворцу о том, чтобы Господь дал ему дар слова.
А чуть позже учащийся Московской духовной академии Николай Звездинский стал одним из любимых проповедников всех монахов и жителей Сергиева Посада. Когда узнавали, что в какой-то день после службы будет произносить проповедь Коля, люди говорили: «Идем в академию, сегодня будет проповедовать студент Николай Иванович Звездинский».
Сергиев Посад. Вид на Лавру. Раскрашенное фото начала ХХ-го века. Фото с сайта sovetsp.ru
Педагог-молитвенник
После пострига и рукоположения в 1908 году иеромонаха Серафима назначили преподавателем в Вифанской семинарии, затем в Московской духовной семинарии. За каждого своего ученика он вынимал частицу на проскомидии и молился особо.
Строгость
С 1914 года архимандрит Серафим исполнял обязанности настоятеля Чудова монастыря в Кремле. У него сложилась репутация «строгого».
А в пример своим монахам настоятель приводил мирян-работников фабрик и заводов: вот, они целый день в труде, требования суровые, плата небольшая, опоздал – штраф, ошибся – выговор.
Так тем более монахам, по своей воле (а не за плату) пришедшим в монастырь, не годится опаздывать на службу или халтурить в божеской работе.
Совет епископу от митрополита
Священномученик Серафим (Звездинский) в сане епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Первая половина 1920-х гг. Фото с сайта wikipedia.org
Вскоре после революции Чудов монастырь в Кремле был закрыт (потом снесен), а архимандрит Серафим стал епископом Дмитровским. После хиротонии на праздничном обеде митрополит Сергий (Страгородский), будущий наш патриарх, взял в руки столовую ложку и посоветовал новоиспеченному епископу запастись этим столовым прибором, так как он пригодится ему в тюрьме.
Почему лошади остановились
Приехав на свою кафедру и зайдя в Дмитровский собор, епископ Серафим вспомнил, как 5 лет назад, когда он еще был архимандритом Чудова монастыря, проезжал мимо этого собора, и вдруг лошади стали как вкопанные.
Тогда он вошел в собор и помолился перед главной святыней города – Животворящим Крестом (по преданию, в 1291 году слепая девушка чудом исцелилась и увидела возле себя на реке Яхроме плывущий против течения Крест. С тех пор перед ним молятся во время эпидемий и совершают с ним крестные хода).
Владыка Арсений, сопровождавший его, тогда заметил, что в этом событии есть Божий знак. Так и сбылось: вот он — настоятель собора, и вся его будущая жизнь станет крестом.
Наступали трудные времена. Вскоре владыка Серафим учредил братство в честь Животворящего Креста Господня. Его основной заботой было объединение людей для того, чтобы исполнить главную заповедь Евангелия о любви и помощи друг другу во Христе.
Перед исповедью владыка всегда говорил проповедь. Она была так действенна, что многие даже не собиравшиеся каяться люди вдруг чувствовали желание исповедаться, начинали видеть свои грехи.
Господу ваша капуста не нужна!
Епископ Серафим часто посещал приходы своей епархии и особое внимание уделял монастырям. Однажды насельники Зосимовой пустыни обратились к нему с просьбой поменять им настоятеля: схиигумен Герман (Гомзин) стал старый, за хозяйством не смотрит. А вот отец Феодорит – замечательный хозяин, и выращенные им овощи занимают важное место на сельскохозяйственных выставках.
Владыка Серафим огорчился: ведь Зосимовская пустынь считалась высокодуховной, а тут … овощи. И братьям сказал: настоятель отец Герман эту обитель воздвиг и молится за вас, неблагодарных, день и ночь тихо в своей келье. А вот когда отец Герман не сможет перебирать с молитвой четки, тогда никого не останется в этом монастыре. И напоследок прибавил: «Господу ваша капуста не нужна!»
От огорчения владыка даже не остался на праздничное всенощное бдение, уехал. Через полгода умер настоятель Герман. Монахи едва успели совершить погребение старца, как приехала власть и закрыла пустынь.
Отдайте нам нашего владыку!
Борисоглебский монастырь в Дмитрове. Начало 20 века. Фото с сайта timonowo.ru
Начались гонения. На Пасху 1922 года владыку Серафима вызвали в исполком Дмитрова.
Жители города в большой толпой собрались возле дверей исполкома с требованием: «Отдайте нам нашего владыку!» Тогда власти предложили епископу выйти на балкон и поприветствовать собравшихся, однако толпа требований не сняла и бушевала.
Поскольку от царских времен еще оставалась демократия, власти вынуждены были отпустить архипастыря на свободу. Когда он вышел из государственного учреждения, люди запели: «Христос воскресе!» и отправились в церковь вместе со своим владыкой.
Акафист Христу был написан в Бутырке
В декабре 1922 года епископа Серафима вызвали в Москву и уже там арестовали. Посадили в Бутырку. Духовные чада передавали ему продукты, одежду и все необходимое.
А он им – укрепляющие письма: «Все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу за все – и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня Своею милостию… Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне».
Владыку Серафима настолько искусали вши, что все тело было покрыто струпьями, а когда начались сердечные приступы, врач даже не мог приложить трубку для прослушивания сердцебиения, не подложив под нее лист бумаги. В Бурырке владыка написал акафист Страждущему Христу: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего…»
Местные не бросили
Владыку выслали в Зырянский край. Много чего там пришлось пережить. В 1925 году он был освобожден, предстоял долгий путь домой. До станции надо было ехать на лощадях по глухому лесу.
Тройка лошадей с сотрудниками НКВД догнала зырянских возчиков, везших епископа. Стали угощать зырян водкой и предложили оставить епископа в лесу. Зыряне отказались от водки: «Мы честные, много всего возим, почту возим столько лет.
Бросить их на съедение волкам и медведям мы не согласны».
Скитания за несговорчивость с властями
В управлении НКВД епископу предложили сотрудничать с властями: требовалось, чтобы он посвящал в священники тех, кого будут посылать власти. Владыка Серафим отказался.
За отказ, вместо служения в столицах владыка скитался по заштатным местечкам и далеким городам: Меленки (Владимирской губернии). Сызрань, Саратов, Гурьев, Алма-Ата, Уральск…
Власти хотели уморить владыку частыми переездами. Приходилось служить и на хуторе в дремучем лесу, куда люди добирались на лыжах. Рождество Христово встречали как в вертепе: был теленок, солома.
Как-то снимали комнату у хозяйки, отец которой собирал милостыню. Вернувшись домой, он доставал лучшие куски из мешочка и отдавал владыке. Епископ брал и благодарил: «Спасибо, дедушка».
— «Богу Святому спасибо, а не мне».
Когда же владыка давал ему московский гостинец, дедушка говорил: «Ах, Боже мой! Сами старички, самим нужно», — но благодарно брал, интересовался рисовой кашей, раньше ее никогда не пробовал.
Владыку мучили постоянные сердечные и печеночные приступы с острой болью. В Уральске добавилась малярия. Врач сказал: нужно ждать смертельного исхода. Но через два месяца малярийные приступы прекратились (в день памяти святого Иоанна Тобольского).
Еще не раз владыку арестовывали. В 1932 году, под Лазареву субботу после всенощной, пришли, взяли паспорта, а ранним утром в Вербное воскресенье послушниц, помогавших владыке, повели в НКВД. Владыка просил следователя, когда уводили инокинь: «Не обижайте их, и вас Господь помилует».
Ответили: «Не надейтесь на своего Бога, из наших рук никто не освободит вас». Но… из Москвы пришло распоряжение об освобождении.
Сам себя отпел
Когда в 1936 году владыка узнал о смерти своего брата, дьякона Михаила, сказал, что в скором времени умрет и он: «Я остался один из семьи, моя очередь…» Епископ Серафим переживал о том, кто его будет отпевать, поэтому сам отслужил по себе отпевание.
Вечером 23 июня 1937 года владыку арестовали: старого (исполнилось 60 лет), больного. Перед арестом он успел накормить детей хозяев дома, где жил: родители были пьяны.
26 августа 1937 года священномученик Серафим (Звездинский) был расстрелян. В расстрельном приговоре среди других обвинений было: «слыл за святого человека» в Ишиме.
Цветите для Царства Божиего
Епископ Серафим (Звездинский). 1930-е гг. Фото с сайта wikipedia.org
Владыка Серафим известен как литургист, написавший «Хлеб Небесный. Проповеди, объясняющие смысл Божественной Литургии», молитвы о покаянии, а также многие письма своим духовным детям.
Из молитв
«Братья! Земля у нас есть драгоценная, нами забытая, нераспаханная — сердце, земля та зовется! Ея умиления дождь не орошает, и засыхает она… засыхает… Выходят оттуда хулы, рвение, зависть, татьбы, гнев, вожделение, всякая ненависть, грех всякий, всякая страсть…
О, мой Господь, возставь, подними, причащением Таин Твоих Пречистых, святых, дорогих горечь греха услади, помилуй, помилуй, спаси! Спаситель! Христе мой! Te6e я молюсь: приди! Помоги: в суете я кружусь, ум мой разсеян, нечист и безплоден, сердце безчувственно, оледенело… О, как Петру, мне дай покаяние! Как мытарю, мне дай воздыхание! Слезы блудницы дай мне! Да велиим гласом взываю Тебе: Благий, Святый, Милосердный Боже, спаси! Боже, помилуй!»
Из писем
1923 г. Июля 19 дня, батюшки прп. Серафима.
— Мир вам и благословение, дорогие мои, верные во Христе возлюбленные дмитровцы. Спаси вас Господи за гостинцы, которые привезла мне Таня. Цветите для Царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божии, а не вражьи.
Друг друга любите, друг друга прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте и суд Христов нелицеприятный никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь. Св. Христовых Таин причащайтесь.
Милость Божия и покров Царицы Небесной да будет со всеми вами отныне и до века. Аминь.
1925, Комиобласть.
— Дорогие мои и возлюбленные. Бога любящие и Богом любимые верные. Я помню вас и помню, как молился п вашем великом и дивном храме – соборе. Помню, как в первый раз приехавши к вам на Крестопоклонной неделе, я исповедовал вас среди храма, стоя на кафедре, общею исповедью.
Не забуду никогда, как вы каялись тогда, с какими воздыханиями и какими горячими слезами. Словно от самого сердца-отрывались покаянные вопли: «согрешили, согрешили, прости нас, владыко». Не забыть мне. родные мои. как причащал я вас Св. Тайн Христовых в этот день, в Великом Посту, в эту Пасху.
Как пчелы окружали вы меня и слушали слово из недостойных и грешных уст моих, после причащения.
Благословляю вас всех. Мир вам и утешение во всех скорбях ваших. Благодарю за дары любви вашей, присланные мне любовью вашей с Т. Все получил, спаси вас Господи.
Письмо о молитве «Богородице Дево»:
— Архангельское приветствие «Богородице, Дево, радуйся!» при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь и притом, с такой стороны, откуда и невозможно было никак ее ожидать, не говорю уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве от сего приветствия архангельского.
Праведно движимый гнев Божий оно от главы нашей отстраняет и самый приговор Судии-Сердцевед на отменяет. О, великое дерзновение! О, страшное заступление! Из огня страстей изымает, со дна падения горе к небесам восхищает.
Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою, оградою сею неразоримою «Богородице, Дево, радуйся!» С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем.
Если же сатана, ненавидящий нас, и запнет нас на пути нашем и сшибет нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, восстанем добре, затемненные просветлимся, больные душой исцелимся, загрязненные грехом очистимся и убелимся, яко снег чистотою «высшей небес и чистейшей светлостей солнечных». Мертвые, убитые страстьми, воскреснем, оживем и в восторге духа возопием: Христос воскресе! Воистину воскресе!
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyatitel-serafim-zvezdinskij-rasstrelyan-za-svyatost/
Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, священномученик (1937)
Заказать икону святого
Дни празднования в 2019 году:
Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев.
Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви.
Он был принят в Единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.
В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.
7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого поста, у него родился сын Николай, будущий епископ Серафим. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и Николай трех лет остался без матери. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение.
Учиться его отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, в Заиконоспасское духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский учащийся Московской духовной семинарии. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Н.
Звездинскому было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею.
Через год после этого события Николай стал свидетелем и участником торжеств по канонизации и прославлению преподобного Серафима Саровского.
Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил 1905 году одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание.
За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).
Старец с любовью принял под свое руководство благочестивого юношу.
В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), будущему священно-мученику, с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.
Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудова монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. Отец Арсений полюбил скромного, духовно настроенного студента.
Беседовал с ним как с другом, живо интересуясь его жизнью. Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего старца, отца Алексия, и благословения у архимандрита Арсения.
Отец Арсений благословил его образом Воскресения Христова.
26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобногоСерафима Саровского. Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: Что ти есть имя, брате?
В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года, в академическом Покровском храме состоялось посвящение монаха Серафима в иеродиакона. А 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю.
21 сентября 1912 года, отца Серафима перевели в Московскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.
8 июня 1914 года архимандрит Арсений (Жадановский) был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с оставлением в должности наместника кафедрального Чудова монастыря, а 10 июня иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковно-приходских школ.
В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Мощи святителя Алексия, главную чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября/9 ноября 1917 года перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где 300 лет назад томился в заключении священномученик Патриарх Ермоген.
Здесь, под нескончаемый грохот орудий, денно и нощно молились о России архимандрит Серафим со всей братией и гостями Чудова монастыря, делегатами Поместного Собора будущим священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким) и с зосимовским старцем иеросхимонахом Алексием (Соловьевым).
Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. Осложнилась и внутренняя жизнь братии. 26 июля 1918 года, в день празднования Собора архистратига Гавриила, епископ Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь.
Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 года в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки, безбоязненно приютившей его и самоотверженно ему служившей.
Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю четыре Евангелия, Деяния апостолов и Послания.
Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.
В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву.
3 января 1920 года, в день святителя Петра, Митрополита Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию Архимандрита Серафима в сослужении митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископа Харьковского и Ахтырского Нафанаила (Троицкого), епископа Вятского Никандра (Феноменова), епископа Аляскинского Филиппа (Ставицкого).
25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим таким было его служение.
В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему. Сыновняя преданность Святой Православной Церкви и послушание всем ее узаконениям утверждались уставом как прямой долг братчиков. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую главную евангельскую заповедь: Любите друг друга.
На Пасху 1922 года епископа Серафима вызвали в Дмитровский исполком. Народ собрался, требовал его возвращения: Отдайте нам нашего владыку! Власти разрешили ему выйти на балкон, однако и после этого народ не успокаивался, кричал. Тогда владыку отпустили.
Народ с торжественным пением: Христос воскресе! вернулся в собор со своим пастырем. Но вскоре пришла повестка: епископа вызвали в Москву, где он был арестован. После окончания допросов его перевели в Бутырскую тюрьму, где из-за ужасных условий содержания у него резко ухудшилось здоровье.
В Бутырках сложил епископ Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю.
30 марта 1923 года, в день Алексия человека Божия, епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Отбывая ссылку, владыка Серафим не оставлял своего архипастырского попечения о дмитровцах в меру тех полномочий, которые в то время предоставлялись Московскому викарию. Сообщение осуществлялось через письма.
Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро пришла телеграмма о кончине Патриарха Тихона. В Москве он поселился в Даниловом монастыре. У владыки начались приступы каменно-печеночной болезни.
После кончины Святейшего Патриарха Тихона по его завещанию местоблюстительство патриаршего престола принял ныне прославленный митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и пожелал сделать епископа Серафима ближайшим своим помощником. В сентябре 1925 года владыка переехал в Москву и поселился возле Яузского моста, где ежедневно принимал духовенство.
6 декабря митрополит Петр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных московских викариев для временного управления Московской епархией.
9 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали.
Канцелярия была закрыта, дела опечатаны, но уже 10 декабря 1925 года временно управляющим Московской и Коломенской епархией Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Петра (Зверева).
В 1926 году был выслан из Москвы. Местом его пребывания стало Дивеево. Осенью 1927 года объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября вооруженный отряд, ворвавшись в кельи, отправил в арзамасскую тюрьму епископов Серафима и Зиновия, матушку игумению Александру, всех старших сестер и духовенство. 8 октября епископа Серафима освободили.
Он подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, перебрался в Меленки Владимирской губернии. С 11 апреля 1932 года епископ Серафим находился под домашним арестом.
В тюрьму его взяли 23 апреля во время приступа желчной колики, 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку, где поместили во внутреннем изоляторе. Там уже находился епископ Арсений (Жадановский), которого вскоре отпустили, а епископ Серафим остался в заключении.
Одновременно арестовали многих его духовных чад. В июне с Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 года был вынесен приговор: три года ссылки в Казахстан.
В Алма-Ате здоровье Владыки резко ухудшилось, при этом 10 ноября 1932 года его вызвали в НКВД и приказали отправиться в город Гурьев. Туда он прибыл среди зимы, а уже 17 июля 1933 года его вновь арестовали и отправили под конвоем в Уральск на жительство.
Вскоре после приезда в Уральск владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Исцеление пришло неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского.
И вновь посреди зимы в 24 часа было дано распоряжение в 24 часа отправиться на новое место в Омск, а через 5 дня после прибытия в город НКВД приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 года ночью.
Прошла Пасха, наступило лето. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги.
На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.
23 июня 1937 года работники ГПУ арестовали владыку. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни епископа Серафима.
23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он не прекратил своей контрреволюционной деятельности и в Ишиме среди верующих слыл за святого человека. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.
Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Serafim_Zvezdinskijj_episkop_Dmitrovskijj_svjashhennomuchenik_1937.html
Биография и книги автора Звездинский Серафим Священномученик, епископ Дмитровский
Об авторе
7 апреля 1883 года в Москве в семье настоятеля Троице-Введенской церкви протоиерея Иоанна Звездинского родился сын Николай. С юных лет он полюбил церковное богослужение.
В 1902 году, когда юноша учился на третьем курсе Московской духовной семинарии, он опасно заболел и получил чудесное исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского.
После семинарии Николай поступил в Московскую духовную академию, где стал одним из лучших студентов.
Прибегнув к молитвенной помощи преподобного Сергия и Николая Чудотворца, юноша получил дар проповедания: жители города и братия Сергиевой Лавры приходили в храм академии послушать его проповеди; сочинения студента Звездинского печатались в богословских журналах.
Духовником Николая был известный старец-затворник Алексей Зосимовский.
В сентябре 1908 года Николай отправился в Зосимову пустынь просить благословения на постриг; старец велел не медлить, а за всенощной 26 сентября Николай Звездинский был пострижен в монашество с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского. Меньше чем через месяц инока Серафима посвятили в иеродиакона, а на летний праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля,– в иеромонаха.
Окончив академический курс, отец Серафим Звездинский получил назначение в Вифанскую семинарию преподавателем церковной истории. Через два года молодого преподавателя перевели в Московскую семинарию.
В Москве духовным прибежищем для него стал Чудов монастырь, где настоятельствовал кроткий и молитвенный архимандрит Арсений (Жадановский), ставший отцу Серафиму другом и наставником. В июне 1914 года отец Серафим поселился в Чудовом монастыре, а когда архимандрит Арсений был рукоположен во епископа Серпуховского, стал настоятелем монастыря.
Когда власти закрыли для верующих Кремль, владыка Арсений и архимандрит Серафим нашли приют у духовной дочери владыки игуменьи Покровской общины Ювеналии. В лесном скиту для них была устроена киновия, где они вдвоем молились, служили в келейном храме, работали на грядках, рубили дрова.
Однажды, когда архимандрит рубил сучья, приехал тарапосланный от патриарха Тихона – Святейший желал видеть отца Серафима в епископском сане. Старец Алексей благословил своего духовного сына на архиерейский подвиг, и на всенощной под праздник святителя Петра, митрополита Московского, совершилась хиротония во епископа Дмитровского.
Три года, в течение которых епископ Серафим подвизался в Дмитрове, были годами торжества и праздника. Огненная молитва, приобщение отпадших, воспитание и утешение паствы, утверждение обителей – было первым делом нового Дмитровского епископа. Народ толпился у его дома. Паству свою владыка окормлял усердно, знал каждую семью.
Очень любил бывать в Спасо-Влахернском монастыре. На Пасху 1922 года епископа Серафима вызвали в Дмитровский исполком. Вокруг исполкома собрался народ, требовал его возвращения. Власти разрешили ему выйти на балкон, однако и после этого народ не успокаивался, кричал. Тогда владыку отпустили.
Народ с торжественным пением «Христос воскресе!» вернулся в собор со своим пастырем. В конце года пришла повестка – епископа вызывали в Москву. Прибыв на Лубянку, епископ Дмитровский сразу был арестован. В Бутырской тюрьме тело 40-летнего владыки Серафима, изъеденное вшами, покрылось струпьями. Начались сердечные приступы.
Владыку перевели в «околоток», где был полубольничный режим, больше воздуха, прогулки, там содержалось также духовенство храма Христа Спасителя. Но приехавший прокурор, заметив у кровати епископа Серафима образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал перевести владыку в общую камеру.
29 ноября 1922 года епископ Серафим был арестован. Началось изнурительное тюремное заточение – Лубянка, Бутырки, Таганка.
17 марта, на день Алексия, человека Божия, объявили приговор – два года ссылки в Зырянском крае на вольном поселении.
Мирно и покойно протекли эти два года; по утрам владыка служил Литургию, а под праздники и всенощную вместе со ссыльными священниками, днем уходил молиться в лесную пустыньку.
По возвращении из ссылки епископ Серафим не был допущен на Дмитровскую кафедру. Он провел лето под Москвой, в Аносиной пустыни, в сентябре переехал в город. Митрополит Крутицкий Петр сделал его одним из своих ближайших помощников.
Но вскоре митрополита Петра арестовали, а владыка Серафим снова поселился в Аносиной пустыни: служил, принимал приезжавших к нему чад и духовенство, совершал постриги. После праздника Петра и Павла его вызвали на Лубянку и потребовали, чтобы он выехал из Москвы.
Разрешили жить в Дивееве.
Летом 1926 года владыка Серафим приехал в Дивеевскую лавру.
Там он каждый день вставал в 4 часа, совершал Литургию в подвальном храме под Тихвинской церковью, потом шел на «канавку» и проходил ее с четками, читая полтораста раз «Богородице Дево, радуйся»; молился в келье преподобного Серафима; отдохнув, читал Новый Завет; летом уходил в лес совершать молитвенное правило.
Осенью 1927 года обитель закрыли; 9 сентября владыку, игуменью, все духовенство и старших сестер арестовали и отправили в Нижний Новгород. Но владыку скоро отпустили, и он поселился в Меленках, куда к нему приезжали духовные чада, дмитровчане и москвичи, монашествующие и миряне.
Так в старчестве и молитве прошло почти пять лет, а потом снова начались скитания, ссылки, тюрьмы.
Весной 1932 года владыку Серафима арестовали, какое-то время он сидел в Лубянской тюрьме вместе со своим духовным братом, епископом Арсением; потом ссылка в Казахстан. Едва владыка с верными спутниками приютились в Алма-Ате, как их отправили в Гурьев.
Добрались, в скудости и нищете перезимовали; летом владыку перевели в Уральск, где он болел малярией. Зимой 1935 года прибыли в Омск, но провели там всего пять дней: по приказу НКВД немедленно выехали в Ишим. Этот небольшой сибирский город стал последним приютом владыки Серафима. Несмотря на частые болезни, сердечные приступы, он служил в домашней церкви, наставлял съехавшихся к нему духовных чад.
В ночь с 10 на 11 июня 1937 года в Ишиме было арестовано 75 человек, в том числе и владыка. В тюрьме владыка Серафим тяжело болел.
Источник: https://www.rulit.me/authors/zvezdinskij-serafim-svyashchennomuchenik-episkop-dmitrovskij
Священномученик Серафим Звездинский
Священномученик Серафим Звездинский происходил из семьи потомственных староверов-беспоповцев, но его отец, Иван Гаврилович, присоединился к единоверию. Вскоре женился, стал священником.
Родился сын Николай. Рано овдовев, о. Иоанн один воспитывал сына — в любви к Богу и Церкви.
С раннего детства брал его с собой на все службы, а как только мальчик выучился грамоте, стал привлекать его к церковному чтению и пению на клиросе.
Николай получил традиционное для поповича образование — в Заиконоспасском духовном училище и Московской семинарии (ее будущий священномученик окончил среди первых учеников). Во время учебы здесь, в 1902 году, произошло событие, во многом определившее его дальнейшую жизнь.
Он тяжело заболел и в болезни просил о помощи Серафима Саровского, еще не канонизированного тогда. Последовало исцеление. Пройдет год, и Российская Церковь прославит старца Серафима в лике преподобных.
А еще спустя пять лет Николай Звездинский примет постриг с именем Серафим, в честь Саровского чудотворца.
Постриг Серафима Звездинского
Постриг Николай принял в годы учебы в Московской духовной академии. В эту пору он сблизился с архимандритом Арсением (Жадановским), наместником московского Чудова монастыря (впоследствии — епископ Серпуховский) и старцем Алексием (Соловьевым), насельником Зосимовой пустыни, став его духовным чадом.
В день пострига (26 сентября 1908 года) игумен Зосимовой пустыни отец Герман (Гомзин) дал новому монаху, возможно, самое важное наставление: «Чувствуй себя всегда стоящим в строю перед лицом Начальника твоего, Спасителя… Не видишь, а сердцем чувствуй… Весь будь в струнку, всегда, неопустительно». К середине лета 1909 года сщмч. Серафим был уже иеромонахом, кандидатом богословия.
В последующие годы он много преподавал — сначала в Вифанской духовной семинарии, а затем — в Московской. С 1914 года, будучи возведен в сан архимандрита, нес послушание помощника наместника Чудова монастыря.
В 1918 году братии пришлось покинуть кремлевскую обитель — в первопрестольную столицу перебрались большевики, захватившие Кремль под собственные нужды, и 1918—1919 годы епископ Арсений и архимандрит Серафим провели в уединении Серафимо-Знаменского скита, откуда о. Серафима вызвал патриарх Тихон для архиерейской хиротонии.
Священномученик Серафим Звездинский и советская власть
3 января 1920 года патриарх Тихон хиротонисал архимандрита Серафима (Звездинского) во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В хиротонии принимал участие и митрополит Сергий (Страгородский). Впоследствии епископа Серафима и митрополита Сергия многое разделяло.
А тогда, во время праздничного обеда, митрополит, взяв свою столовую ложку, обратился к Серафиму: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется вам в тюрьму идти… Этот предмет там будет очень нужен».
Правду сказать, эти слова могли быть обращены едва ли не к любому из присутствовавших за тем столом.
В Дмитрове владыку полюбили. Он почти ежедневно — и вдохновенно — служил литургию, много проповедовал, с людьми вел себя открыто и искренне. При соборе он создал братство Животворящего Креста Господня — чтобы «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа».
Первый арест Серафима Звездинского последовал в 1922 году. Приговоры в то время еще были сравнительно «мягкими» — маховик репрессии еще не успел набрать оборотов.
Для первого раза владыку «всего лишь» отправили в ссылку, но он и здесь находил возможность каждый день служить и поддерживать переписку со своими духовными чадами.
А те, в свою очередь, старались помочь ему — одеждой, едой, деньгами.
В последний раз епископа Серафима арестовали 24 июня 1937 года. Он жил тогда в очередной ссылке в Ишиме. Почти два месяца шло следствие. Владыку обвиняли в том, что он «не прекратил контрреволюционной деятельности» и — «слыл за святого человека».
Приговор — расстрел — был приведен в исполнение 26 августа 1937 года. Канонизировали сщмч. Серафима в 2000 году.
Выдающиеся Личности России.
Источник: http://posmotrim.by/article/svyashennomuchenik-serafim-zvezdinskij.html
Священномученик Серафим (Звездинский)
Родился 7 апреля 1883 года в семье священника. С двух лет лишился матери. При рождении наречен именем Николай Его отец был священником единоверческой церкви Святой Троицы.
После окончания народной школы вблизи единоверческой церкви поступил в Заиконоспасскую школу на Никольской улице в Москве. Затем поступил в духовную семинарию. В 18 лет тяжело заболел воспалением лимфатических желез (12 янв. 1902 года) и чудесно выздоровел (28 янв. 1902 года) после того, как приложился к иконе святого Серафима Саровского.
Читать более о детстве Владыки
Учеба в МДА. Смерть отца
После смерти отца 6 января 1908 года, он ушел к отцу Алексию в Зосимову Пустынь.
Жизненный выбор
26 сентября пострижен в монахи. Читать далее
Летом 1909 года рукоположен в священника.
Осенью 1910 года оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия и направляется в Вифанскую духовную семинарию преподавателем.
21 сентября 1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Московскую духовную семинарию.
Начало служения. Читать более.
13 июня 1914 года посвящен в архимандрита и 27 мая назначается помощником наместника Чудова монастыря. В августе 1918 года он со своим другом епископом Арсением (Жадановским) должны были покинуть монастырь и перебраться в маленький женский монастырь, Серафимо-Знаменский скит.
Читать более
В октябре должен был назначен епископом Арзамасским, однако патриарх Тихон задерживает его еще при себе, но 21 декабря 1919 года посвящает во епископа Дмитровского.
Отец Серафим, Епископ Дмитровский
В конце ноября 1922 года арестовывают и отправляют в тюрьму. Девять дней его и других священников содержат без питания и света, потом переводят на пять месяцев в Бутырскую тюрьму. Вследствие перенесенных пыток у него резко ухудшилось состояние здоровья и он был видимо помещен в больницу.
В темнице
Затем сослан на два года в Зырянский край (ныне автономная обл. Коми). 16 мая 1922 года он прибывает в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар, автономной обл. Коми.
Первая ссылка в Зырянский край. Усть-Сысольск
Вскоре его направляют в далекую деревню Визинга, где он и жил со своими двумя спутницами. Они смогли быстро устроить домашнюю часовню, где он проводил богослужения.
Визинга, ссылка
4 мая 1925 года он опять в Москве. Митрополит Петр поручил епископам Московской епархии позаботиться о нем. Он жил на хуторе Аносина Пустынь, в двадцати верстах от станции Кубинка, в районе Звенигорода.
В Борисоглебском Аносинском Монастыре
Вскоре его переселяют в Дивеево, так как изменяется церковная политика наследников митрополита Петра. Переехал он 5 июля 1926 года.
9 сентября 1926 года его и других местных жителей лишают свободы и помещают в тюрьму города Арзамаса, оттуда переводят в Нижний Новгород, затем опять в Москву, где он смог сообщить о себе митрополиту Сергию. Он сообщает, что не признает декларацию Сергия и просит уволить его в отставку.
Арест и освобождение. Уход за штат
Митрополит Сергий переводит его в Меленки (тогда — Ивановская промышленная область, в т. ч. Владимирская область). Пять лет он не выходит из дома.
В Меленках
На Вербное Воскресение он опять в московской тюрьме, где заболел и три месяца тяжело проболел. На праздник святого Серафима Саровского его из Бутырской тюрьмы переправляют в Алма-Ату на три года. Здесь он живет два месяца без одной недели, несчастный, бедный человек.
Арест. Ссылка в Казахстан. Алма-Ата
Затем его переводят Сызрань, Пензу, Саратов, Уральск близ Гурьева у Каспийского моря.
Скитания: Гурьевск, Уральск
Семь месяцев тянулось его дело в Уральске. Он болел малярией. После выздоровления его направляют в Сибирь, в гор. Ишим.
Новые скитания: Омск, Ишим
Через два года его отправляют в неизвестное место.
В 1937-ом, «расстрельном» году он через своего друга передает письмо, в котором сообщает, что получил 10 лет дальневосточных лагерей «без права переписки».
Омск. Голгофа
В то время это означало, что в этом году он должен быть расстрелян.
Труды:
«Ангелы» «Душеп. Чт.» 1915, янв., февр., с. 36-44; март-апр., с. 46-52; ноябрь- дек. с. 32-53.
«Покаянный плач» по руководству богослужебных книг.
«Душеп. Чт.» 1916, ноябрь- дек. С.59-69.
«Иноческий быт в описании преподобного Нила Синайского»
«Голос Церкви» 1915, янв. с. 45-75.
«Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете»
«Голос Церкви» 1916, июнь-июль с. 22-24.
«Благочестивые сказания о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа»
«Душеп. Чт.» 1917, янв., февр. с.62.-68; март-апр. с.43-53; нояб.- дек. с. 23-33.
«Составил канон Богоматери»
О сборнике проповедей, Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 133 (1981) 201-206.
Слово о хиротонии во епископа, edba 207-213.
Письма и проповеди, Надежда 4 (1980) 206-244; немецкий яз.: T. Goritschewa, (Hg), Nadjeschda hеist Hoffnung. Freiburg 1987, s. 31-35.
Источник: http://iksha-hram.ru/sshhmch-serafim-nash-muzej/svyashhennomuchenik-serafim-zvezdinskij/