Священномученик василий (богоявленский), архиепископ

27 августа. Священномученик Василий (Богоявленский)

Церковный календарь. 27 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых: Василия, Матфея, Алексия, Николая, Владимира, Евдокии, Федора, Александра, Аркадия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Василия.

Архиепископ Черниговский (в миру — Василий Дмитриевич Богоявленский), родился в 1867 году  в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и после рукоположения в сан иерея служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии.

Обратите внимание

Духовное образование он продолжил в Казанской духовной академии, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). Отец Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом.

После окончания Академии епископ Антоний предложил отцу Василию остаться в Казани и преподавать в Академии.

В 1908 году, после кончины супруги, отец Василий Богоявленский по благословению владыки Антония оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Лавру, где принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени.

В том же году иеромонах Василий указом Святейшего Синода назначается ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. А уже через год в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония в епископа.

До 1917 года владыка Василий находился на Черниговской кафедре.

Черниговская епархия — одна из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником ее выдающихся архипастырей.

С целью нравственного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии начал выходить православный журнал «Вера и жизнь». Святитель заботился о здоровье семинаристов, впервые организовав для них санаторий.

Он возглавлял Черниговское Братство, которое занималось помощью нуждающимся. Большое внимание владыка Василий уделял возвращению раскольников в лоно Православной Церкви.

В 1917 году по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода (кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского)), в их числе был и владыка Василий, который, будучи обвинен «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведен в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырем.

Важно

В 1918 году епископ Василий (Богоявленский) участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви в Москве, вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и был назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху).

По постановлению Собора для расследования обстоятельств ареста и убийства священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского) в Пермь была направлена комиссия во главе с архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми. Советское правительство не препятствовало этому расследованию. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне и к могилам мучеников начались паломничества, здесь совершались и 0чудотворения. Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и сожгли.

Очень хочется делиться с вами маленькими бисеринками сокровищ, которые рассыпаны и в духовной литературе, и даже, бывает, в кинематографе — все то, что преображает нашу душу, указывает, как маячок, путь к свету, истине, нашей отчизне.

Недавно открыл для себя книгу архимандрита Андрея (Конаноса) «Когда Христос станет для тебя всем», совсем недавно переведенную на русский язык. Не знаю, есть ли она в свободной продаже, но в Интернете на сайте Православие.ру точно есть.

Обязательно найдите и почитайте.

Архимандрит Андрей рассказывает удивительные истории из современной жизни, которые поддерживают, вдохновляют и в каком-то смысле являются сильнодействующим антибиотиком для ослабленных душ. Интернет, конечно, штука не простая, двоякая, как обоюдоострый меч: через него можно доносить и полезное, а если он в неправильных руках, то может и травмировать.

Недавно на исповедь пришел человек, по которому было видно, что у него глубокая рана на душе, обостренная хроническая болезнь. В такой момент хочется как-то поддержать человека, помочь ему, но для этого не всегда хватает своих слов и той силы, которая необходима.

Благо, что есть возможность отослать человека к той или иной статье, беседе, которых, слава Богу, накоплено огромное количество. Искусство лечения души — это найти слово, необходимое именно для этого состояния, для этих обстоятельств, которое ляжет на душу и даст утешение, облегчение и силы преодолеть этот кризис.

И сейчас это так быстро получается благодаря современным средствам связи, что буквально за несколько минут находится статья, копируется ссылка и пересылается человеку на домашнее изучение.

Несколько эпизодов из книги архимандрита Андрея.

«Один человек рассказывает:

– Я очень счастливый человек, потому что люблю Господа!

А я сказал ему:

– Я рад за тебя! Чем ты занимаешься?

– Ничем.

– Почему?

– Потому что меня разбил паралич.

– Так почему же ты чувствуешь себя очень счастливым?

– Потому что я люблю Господа и Он наполняет мою жизнь!

– Парализованный, в инвалидной коляске?

– Нет, я прикован к постели, даже не в коляске.

– И что ты делаешь?

– Ничего.

– Чем занимаешься?

– Ничем. Я не могу ходить на работу, никуда не могу ходить. И славлю Бога, потому что в прошлом году я не мог двигаться вообще. Но теперь благодаря врачам я уже могу немножко поворачивать голову.

Я славлю Христа и благодарю за Его любовь, потому что если раньше муха садилась мне на лоб, то я должен был ждать, когда подойдет моя мама или кто-нибудь еще, чтобы прогнать ее, а сейчас я сам ее отгоняю.

Я люблю Бога и благодарю Его – это дает мне силы и терпение!»

Часто приходится сталкиваться именно с такой ситуацией, когда человек приходит и жалуется на жизнь, и начинаешь спрашивать:

— А что происходит-то? Ты болеешь?

— Нет, не болею.

— Ты голоден?

— Нет, не голоден.

— Ты хочешь пить? Давай я тебе дам попить.

— Нет.

— Тебя кто-то преследует? Кто-то реально желает тебе зла?

— Нет.

— Почему ты несчастный?

— Ну, вот мне кажется…я думаю…я беспокоюсь…я нахожусь в тревоге…

Большинство людей все время находятся в тревоге, или переживая события прошлого (что-то не успели, что-то сделали не так, и теперь это угнетает), или беспокоясь о будущем (что будет завтра, через месяц, после пенсии), и это беспокойство лишает человека радости жить настоящим.

Совет

Как-то во время молитвы поймал себя на мысли… а мысли всегда приходят во время молитвы: ты молишься, а лукавый  все время пытается твое внимание оторвать. И так хорошо все выстраивается: нужно позаботиться об этом, а как же будет то-то, а вдруг что-то не получится — идет время молитвы, а мысли где-то в будущем.

И вдруг я понимаю, что будущего как такового нет, часто это все в области наших фантазий: мы себе сами придумываем, потом героически сопротивляемся тем тревогам, которые возникают из наших выдумок, но настоящее-то здесь и сейчас, и здесь сейчас надо быть с Богом.

Память о заповеди Божией «живите сегодняшним днем, завтрашний сам позаботиться о себе» — это закон, который все время должен регулировать нашу жизнь. В настоящем я сейчас беседую с Богом. Зачем я буду лишать себя этой возможности, беспокоясь о том, что, может быть, никогда и не произойдет.

И часто так бывает, что человек тревожится: «Приедет такой-то человек, такая-то комиссия…», а комиссию отменяют — и о чем тревожился? Понятно, что нужно быть готовым, если проверка все же будет, но нужно все-таки беспокоиться по мере возникновения проблемы, не загодя, не на всякий случай, потому что тогда лукавый всю жизнь будет дергать за эту нашу тревожность, за наш страх и недоверие к Богу. Это же на самом деле недоверие: мы думаем, что можем что-то спрогнозировать, спланировать, но иные мысли человека — иные мысли Бога, иные наши пути — иные пути Божии. И Господь может в одночасье, в мгновение все разрешить, как Ему угодно, а может все оставить на нас: «Раз ты такой умный, то давай делай сам». Понятно, что человек «сдувается», сгибается, и никакой радости в жизни нет. А радость бывает от доверия Богу, от ощущения Его присутствия. И это очень важная наука — научиться жить настоящим и радоваться настоящему. Помогай нам всем Господь!

Священник: Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/27-avgusta-svyaschennomuchenik-vasiliy-bogoyavlenskiy

7 февраля — память священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского

В ми­ру Ва­си­лий, ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1848 г. в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ки­фо­ра Бо­го­яв­лен­ско­го, впо­след­ствии так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. С дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ли скром­ность и чи­сто­сер­деч­ность.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский 

По­сле Ду­хов­но­го учи­ли­ща и се­ми­на­рии в Там­бо­ве он в 1874 г. окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и по­лу­чил на­зна­че­ние пре­по­да­ва­те­лем в род­ную се­ми­на­рию. 31 ян­ва­ря 1882 г.

Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Бо­го­яв­лен­ский был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра в По­кров­ской со­бор­ной церк­ви г. Коз­ло­ва и вско­ре на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го хра­ма и бла­го­чин­ным го­род­ских церк­вей.

С на­ча­ла сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния он в пол­но­те про­явил адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти и стя­жал лю­бовь и ува­же­ния кли­ра и ми­рян.

В тра­ги­че­ской смер­ти же­ны и един­ствен­но­го ре­бен­ка мо­ло­дой свя­щен­ник усмот­рел Про­мысл Бо­жий. По­сту­пив в Там­бов­ский Ка­зан­ский мо­на­стырь, он 8 фев­ра­ля 1886 г.

при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Вла­ди­мир, на сле­ду­ю­щий день был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го Коз­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре то­го же го­да – на­сто­я­те­лем Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком.

3 июня 1888 г. в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским, Санкт-Пе­тер­бург­ским и Фин­лянд­ским Ис­и­до­ром († 1892 г.

) и дру­ги­ми иерар­ха­ми во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии.

Прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир про­яв­ляв по­сто­ян­ную за­бо­ту об устро­е­нии цер­ков­но­при­ход­ской жиз­ни, уде­лял осо­бое вни­ма­ние ду­хов­но-нрав­ствен­но­му про­све­ще­нию ми­рян.

Обратите внимание

19 ян­ва­ря 1891 г. свя­ти­тель Вла­ди­мир был на­зна­чен на Са­мар­скую ка­фед­ру. В то вре­мя гу­бер­нию по­ра­зи­ла эпи­де­мия хо­ле­ры и неуро­жай. Власть те­ря­лась и пер­вый по­шел к на­ро­ду с кре­стом в ру­ках епи­скоп Вла­ди­мир, явив­шись в тя­же­лую ми­ну­ту его ис­тин­ным пе­чаль­ни­ком и креп­кой нрав­ствен­ной опо­рой.

Свя­ти­тель по­всю­ду стре­мил­ся быть вме­сте с паст­вой: со­вер­шал о по­чив­ших па­ни­хи­ды на хо­лер­ном клад­би­ще, слу­жил на пло­ща­дях го­ро­да мо­леб­ны об из­бав­ле­нии от бед­ствий, без­бо­яз­нен­но по­се­щал хо­лер­ные ба­ра­ки в ме­стах, охва­чен­ных эпи­де­ми­ей.

В те тя­же­лые дни вла­ды­ка Вла­ди­мир мно­го вни­ма­ния уде­лял и ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию, ка­те­хи­за­ции на­се­ле­ния.

С 18 ок­тяб­ря 1892 г. в те­че­ние ше­сти лет свя­ти­тель Вла­ди­мир управ­лял Гру­зин­ским эк­зар­ха­том в сане ар­хи­епи­ско­па Кар­та­лин­ско­го и Ка­хе­тин­ско­го.

Воз­глав­ляя Тби­лис­скую ка­фед­ру, он неустан­но тру­дил­ся над ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем раз­но­пле­мен­но­го на­се­ле­ния, укреп­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры на Кав­ка­зе.

В ре­зуль­та­те его неуто­ми­мых тру­дов бы­ло по­стро­е­но и воз­об­нов­ле­но бо­лее ста хра­мов, в том чис­ле мно­го ста­рин­ных, за­бро­шен­ных; от­кры­то свы­ше 300 цер­ков­но­при­ход­ских школ, устро­е­на Ду­хов­ная се­ми­на­рия в Ку­та­и­си.

С 21 фев­ра­ля 1898 г вла­ды­ка Вла­ди­мир – мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский.

Бу­дучи ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны († 1918 г., па­мять 5/18 июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских), мит­ро­по­лит Вла­ди­мир ока­зал ей со­дей­ствие в ос­но­ва­нии Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли.

Важно

23 но­яб­ря 1912 г. вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир был на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бург­ским и Ла­дож­ским с при­сво­е­ни­ем ему зва­ния и прав пер­вен­ству­ю­ще­го чле­на Свя­щен­но­го Си­но­да.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон позд­нее так го­во­рил о де­я­тель­но­сти вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в тот пе­ри­од: «Он был ве­рен ка­но­нам Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­да­ни­ям оте­че­ским и без­бо­яз­нен­но и сме­ло, чест­но и бла­го­род­но ис­по­ве­до­вал эту сне­да­ю­щую его рев­ность пе­ред все­ми, ка­ки­ми бы по­след­стви­я­ми это не со­про­вож­да­лось».

Читайте также:  Рождественский пост. богослужение

Три го­да управ­ле­ния то­гдаш­ней сто­лич­ной епар­хи­ей ока­за­лись чрез­вы­чай­но труд­ны­ми для него: в го­ро­де уси­ли­ва­лось вли­я­ние «рас­пу­тин­щи­ны», яв­ствен­но ощу­ща­лась ги­бель­ность по­след­ствий ее про­ник­но­ве­ния в цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла, в жизнь цар­ской се­мьи. За от­кры­тое непри­я­тие и осуж­де­ние Рас­пу­ти­на свя­ти­тель Вла­ди­мир впал в неми­лость и в но­яб­ре 1915 г. пе­ре­ве­ден в Ки­ев.

Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 г. вы­звал нестро­е­ния в цер­ков­ной жиз­ни на Укра­ине. Со­сто­яв­ший­ся в то вре­мя в Ки­е­ве епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное управ­ле­ние и при­звал к со­зда­нию «неза­ви­си­мой» Укра­ин­ской Церк­ви.

Вы­сту­пая про­тив пе­ре­устрой­ства укла­да жиз­ни епар­хии и нека­но­ни­че­ских дей­ствий по об­ра­зо­ва­нию ав­то­ке­фа­лии, мит­ро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­со­мых из­бе­гать враж­ды и пре­пят­ство­вать рас­ко­лу, со­хра­няя Цер­ковь в един­стве и чи­сто­те Пра­во­сла­вия.

С при­хо­дом в Ки­ев граж­дан­ской вой­ны и за­хва­том боль­ше­ви­ка­ми го­ро­да на­ча­лись неви­дан­ные там до­то­ле гра­бе­жи и на­си­лия, со­про­вож­дав­ши­е­ся осквер­не­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, свя­тынь Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

25 ян­ва­ря 1918 г. во­ору­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств над ним вы­ве­ли его за сте­ны лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь со­вер­шил мо­лит­ву, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Гос­подь вас да про­стит».

Най­ден­ное бра­ти­ей его те­ло бы­ло изу­ве­че­но мно­же­ством ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран.

Совет

Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра яви­лась на­ча­лом дли­тель­но­го пе­ри­о­да го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, во вре­мя ко­то­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ло му­че­ни­че­ские вен­цы, сви­де­тель­ствуя о ве­ре Хри­сто­вой да­же до смер­ти (Откр.12:11).

Чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, бы­ли об­ре­те­ны ле­том 1992 г. и по­ло­же­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры.

Молитвы

Тропарь священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, глас 2

Ве́ры Правосла́вныя непоро́чный блюсти́телю/ и за́поведей Христо́вых усе́рдный исполни́телю,/ священному́чениче Влади́мире,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́в,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ незло́биво му́ченическую смерть прия́л еси́./ Сего́ ра́ди в ве́чной сла́ве пребыва́я,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, глас 2

О́браз Христо́ва милосе́рдия явля́я,/ покро́в и защище́ние па́стве твое́й был еси́,/ святи́телю о́тче Влади́мире,/ в кро́тости страда́ния прие́мля, безбо́жных мучи́телей,/ благословля́я, прости́л еcи́.// Те́мже и нам испроси́ у Христа́ Бо́га дух ми́рен и ве́лию ми́лость.

Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому

О, священному́чениче и испове́дниче Христо́в Влади́мире! Услы́ши сле́зныя моли́твы ча́д твои́х и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным и смире́нным приноси́мая. Се́ бо беззако́нии омрачи́хомся и того́ ра́ди беда́ми, я́ко ту́чами, обложи́хомся.

Но ты́, свя́те Влади́мире, понеси, я́ко си́льный, не́мощи на́ша, не отлуча́йся от на́с ду́хом, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия. При́зри ми́лостивно на предстоя́щия и моля́щияся пред свято́ю ико́ною твое́ю и вся́ проше́ния и́х во благо́е испо́лни.

Ве́руем бо, я́ко твои́х страда́ний ра́ди за оте́чество и лю́ди росси́йския ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и́маши.

Его́же умоли́, да укрепи́т ны́ в Правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мом да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, страну́ на́шу да спасе́т от междоусо́бныя бра́ни, па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, прави́телем же су́д и пра́вду, оби́димым заступле́ние, неду́гующим ду́ш и теле́с исцеле́ние. Мы́ же, гре́шнии, твои́м предста́тельством укрепля́еми, восхва́лим Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же сла́ва подоба́ет, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/7-fevralya-pamyat-svyashchennomuchenika-vladimira-bogoyavlenskogo-mitropolita-kievskogo

Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский | Офіційний сайт Чернігівської єпархії

День памяти: 14 (27) августа.

Василий Богоявленский, будущий архиепископ Черниговский и Нежинский, родился 1 февраля (старого стиля) 1867 г. в с. Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в многодетной семье приходского священника.

 Начало его жизни было вполне обычным для своего сословия: учеба в духовном училище, затем в Тамбовской семинарии, по окончании которой в 1888 г. он в числе немногих подал прошение о дьяконском рукоположении.  После 8 лет служения сначала дьяконом, затем священником в тамбовской глубинке, о.

Василий с больной женой и малолетним сыном переехал в Казань, где продолжил учебу в Казанской духовной академии на историческом отделении.

Активный характер владыки Василия проявлялся на всех этапах его жизни. После учебы в академии, которую он закончил кандидатом богословия, он нес множество послушаний епархиального начальства.

Пастырскую и административную деятельность в Казани он совмещал с преподавательской и научной. В 1902 г. было опубликовано его исследование, посвященное деятельности епархиальных съездов духовенства, а в 1907 г. свящ.

Василий Богоявленский защитил магистерскую работу «2 книга Маккавейская. Опыт исагогического исследования».

Обратите внимание

В 1908 г. умерла жена о. Василия и начался новый период его жизни. Постриг, возведение в сан архимандрита, назначение ректором Черниговской духовной семинарии.  Ректорство архим.

Василия длилось чуть больше полугода, но он запомнился преподавателям и студентам не только как строгий начальник, но и как заботливый хозяин. Он любил и жалел молодых людей, вынужденных жить вдали от дома.

При нем в семинарии сделались уютными классные комнаты, были введены гимнастика и литературно-музыкальные вечера, зимой залили каток, а летом впервые была организована экскурсия лучших учеников в Крым.

26 июля 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга архим. Василий хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. А через полтора года, 4 марта 1911 г., после смерти  епископа Новгород-Северского Иоасафа (Романова), еп. Василий был переведен викарием в Черниговскую епархию.

Вскоре скончался епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов), и еп. Василий получил в самостоятельное управление овдовевшую кафедру. Вот здесь и проявилась в полной силе его инициативная и деятельная натура.

За 6 лет пребывания на Черниговской кафедре владыка Василий осуществил огромное количество самых разнообразных проектов.

Красной нитью через всю его деятельность проходила идея объединения всех православных христиан губернии, как клириков, так и мирян, в деятельном служении Церкви. С этой целью он реорганизовал существовавшее с 1888 г. скромное епархиальное братство Михаила, кн.

Черниговского, создав на его базе организацию, которая оказалась эффективным помощником своему архипастырю в деле, как говорили тогда, «возрождения христианской жизни». Братство открыло свои отделения в каждом приходе епархии, объединив неравнодушную часть православного населения.

Важно

 В 1050 приходских братств, составивших единое епархиальное братство, возглавляемое архиереем, вошло свыше 25,5 тыс. человек. Это было одно из самых больших, если не самое большое, братство в Российской Церкви.

Результаты деятельности братства были внушительны. Это организация помощи голодающим в 1912 г.

, когда были налажены сбор, хранение и доставка более чем 70 вагонов хлеба и других продуктов в пострадавшие от засухи губернии; открытие 2-го епархиального женского училища, нужда в котором давно ощущалась в епархии; покупка и ремонт дворца в с.

Ляличи Суражского уезда, памятника архитектуры Екатерининской эпохи, и подготовка к открытию в нем высшего женского педагогического института, аналогов которому в  Ведомстве православного исповедания в то время не было; широкомасштабная помощь фронту и беженцам во время войны 1914 г.

и множество других[1]. На всей деятельности епархиального братства лежал отпечаток личности главного его организатора и инициатора – архиепископа Василия, который, по словам одного епархиального деятеля, «не дает спать духовенству», да и не только духовенству.

Памятником владыке Василию в Чернигове остался епархиальный дом братства св. Михаила, кн. Черниговского, который сегодня в качестве здания областной филармонии украшает центральную улицу города. По мысли вл.

Василия, дом, в котором размещались епархиальные учреждения, братские комитеты, зал на 1000 мест, типография, церковные магазины и пр., должен был стать центром епархиальной жизни, он – «своего рода мозг, дающий направление всей епархиальной жизни».

Отличительной чертой владыки Василия было то, что он не только начинал множество проектов, но и неизменно доводил начатое до конца. Однако не всем его предприятиям было суждено сбыться, но не его была в том вина.

Весной 1917 г. на волне антимонархических настроений началось удаление неугодного епископата, которое инициировалось на епархиальных съездах духовенства и мирян и активно поддерживалось Временным правительством и Синодом в лице нового обер-прокурора В.Н. Львова. В числе первых был уволен Черниговский архиепископ Василий (Богоявленский).

Совет

Архиерей с великодержавными монархическими взглядами, обладающий сильной властью в своей епархии, вероятно, не нужен был новому строю. В середине марта в Чернигов была послана комиссия с целью сбора доказательств неких злоупотреблений властью.

Синодальная ревизия должна была подтвердить легитимность отставки одного из известных архипастырей, члена Святейшего Синода.

Архиепископ Василий возвратился на Пасхальные каникулы из Петрограда, с присутствия в Св. Синоде, 24 марта 1917 г., накануне Благовещения. В Вербное Воскресенье, после литургии,  по распоряжению губернского исполнительного комитета он был арестован.

В Великую Среду 29 марта владыка был отправлен в Петроград, где был взят под стражу и содержался под домашним арестом.  Материалы синодальной ревизии и его объяснения были рассмотрены 6 мая 1917 г. в Св. Синоде. По всем пунктам обвинения он был оправдан, но в Чернигов уже не вернулся.

Он был назначен управляющим сначала Теребенской Николаевской пустынью в Тверской епархии, затем Московским Заиконоспасским ставропигиальным монастырем.

20 июля 1918 г. архиепископ Василий был избран членом Всероссийского Помест­ного Собора и принял активное участие в его работе, назначен благочинным ставропигиальных монастырей, непосредственно подчиненным патриарху Тихону. В августе 1918 г.

была назначена соборная комиссия для расследования обстоятельств убийства Пермского архиепископа Андроника (Никольского). В состав комиссии вошли архиепископ Василий (Богоявленский), миссионер А.Д. Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев).

Обратите внимание

Расследование было проведено, но вызвало недовольство местных коммунистов. Были приняты меры, чтобы следственный материал не попал в Москву. На обратном пути, после отхода поезда из Перми, членов комиссии убили, а тела выбросили из поезда.

Материалы расследования, а также значительная сумма денег на нужды Собора исчезли. Тела мучеников похоронили крестьяне, и к могиле началось паломничество; тогда большевики выкопали тела и сожгли их.

Архиепископ Василий (Богоявленский), архимандрит Матфей (Померанцев) и Алексий Зверев были прославлены в лике новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе в 2000 г. День памяти святых 27 августа.

[1] См. подробнее: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский. Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е.А. Логунова, А.Ф. Тарасенко. М., 2014.

Источник: http://orthodox.com.ua/ua/eparxiya/svyatye/svyashhennomuchenik-vasilij-bogoyavlenskij-arxiepiskop-chernigovskij-i-nezhinskij

Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Август 26th 2011 —

Память 14/27 августа

Священномученик Василий (в миру Василий Дмитриевич Богоявленский) родился 1 февраля 1867 г. в селе Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника; был близким родственником Священномученика Владимира, Митрополита Киевского.

Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью к Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, у него не было сомнений в выборе пути…

Он решил пойти по стопам своего отца, посвятить свою жизнь служению Господу и ближним. После окончания Тамбовской Духовной Семинарии (со званием студента, по первому разряду) 20 сентября 1888 г.

Василий Дмитриевич Богоявленский был рукоположен во диакона к храму Рождества Христова в селе Старая Дегтянка Козловского уезда (ныне Сосновского р-на). 11 марта 1890 г.

рукоположен во священника к храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, и в этой должности состоял до 1896 г., при этом был законоучителем в нескольких Церковно-приходских школах.

Неизлечимая болезнь жены заставила отца Василия подумать о других условиях служения Cвятой Церкви, побудила его разстаться с родной Тамбовской Епархией и переселиться в 1896 г. в Казань, для продолжения образования в Казанской Духовной Академии, ректором которой был в то время Епископ Антоний (Храповицкий).

В Академии он состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при пяти батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. Иерей Василий был дружен с Владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовными советами. В 1900 г.

Важно

, по окончании Академии со степенью кандидата Богословия, отец Василий, по предложению Епископа Антония, остался в Казани и продолжал нести свой пастырский подвиг еще и в качестве преподавателя Академии, служил в Кафедральном соборе г. Казани, затем в храме Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г. — в кладбищенском храме.

Читайте также:  Преподобный моисей угрин

В 1905 году отец Василий назначен ключарем Кафедрального собора, одновременно был законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища первого разряда; в течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской Духовной Академии и Казанского Епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при Кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологическогно общества. В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время он написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического изследования» (Казань, 1907 г.), за которое советом Казанской Духовной Академии 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра Богословия. Тяжелое испытание, посланное отцу Василию Богом, преждевременная смерть жены, понято было ревностным пастырем как призыв всего себя отдать на служение Господу и Его Святой Церкви. По благословению Владыки Антония, отец Василий оставил Казань и поступил в Александро-Невскую Лавру. 14 августа 1908 г. он принял монашеский постриг от Гдовского Епископа Кирилла (Смирнова), будущего Священномученика, с оставлением прежнего имени. 15 октября иеромонах Василий был назначен ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением с сан архимандрита. Будучи ректором Семинарии, архимандрит Василий проявил особый педагогический талант и организаторские способности, что стало известным за пределами Черниговской Епархии.
26 июля 1909 г. в Александро-Невской Лавре состоялась хиротония архимандрита Василия во Епископа Сумского, викария Харьковской Епархии, которую возглавил Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский). За два года пребывания на кафедре Епископ Василий благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского Епископа, устроил при нем два странноприимных дома. В марте 1911 г. он стал Епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской Епархии, и 12 мая того же года был назначен Епископом Черниговским и Нежинским. За первые два года пребывания на кафедре Архипастырь объехал Епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал Богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя Святого князя Александра Невского и Епархиальный дом имени Императора Николая II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 года. По благословению Епископа Василия, 11 апреля 1912 г. в Никольском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе Епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Васильевским – во имя Святителя Василия Великого, в нем на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Свято-Троицком монастыре Епископ Василий устроил духовную музыкально-певческую школу.

В 1914 г. Черниговское Епархиальное Управление на собранные пожертвования приобрело дворец графа Завадовского в с. Ляличи Суражского уезда для размещения в нем просветительских и благотворительного учреждений. Один из первых взносов на покупку дворца (1 тыс. рублей) внес Черниговский Архипастырь. 6 мая 1915 г.

в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской Епархии. 6 августа 1915 г., по благословению Епископа Василия, была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 г.

состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.

Епископ Василий активно руководил деятельностью братства Святого князя Михаила Черниговского, созданного в 1888 г. Основными задачами братства были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку в братстве в основном состояли крестьяне.

К 1916 г. в Черниговской губернии действовали 15 отделений братства, 1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тысяч человек. В целях укрепления миссионерской деятельности, по предложению Епископа Василия произошло объединение всех Епархиальных миссионерств в общество при братстве Святого князя Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г.

было учреждено братство Святого Филарета Милостивого при Епархиальном женском училище. Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г., в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова Государем Императором Николаем II, под руководством Епископа Василия была создана книга «Картины Церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории».

В 1912 г. в Епархии начал выходить научно-Богословский журнал «Вера и жизнь».

С 1914 г. братство Святого князя Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала три раза в неделю, затем ежедневно). В 1913—1914 годах Епископ Василий присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г.

Совет

был назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде, в октябре того же года возведен в сан Архиепископа. После февральского переворота 1917 г., по распоряжению Черниговского губисполкома, Архиепископа Василия дважды арестовывали, 29 марта 1917 г.

он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе. Имя его было оболгано в печати. Невиновность Владыки была полностью доказана, и его освободили. 14 апреля 1917 г.

, по указу Временного правительства, Архиепископ Василий был освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой и назначен настоятелем Николаевской Теребенской пустыни Тверской Епархии, 11 августа переведен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.

20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов Архиепископ Василий был включен в состав Собора. 24 июня наз-начен благочинным ставропигиальных монастырей.

По постановлению Священного Собора Российской Православной Церкви от 14-17 августа, для разследования обстоятельств ареста Священномученика Андроника, Архиепископа Пермского, была направлена в Пермь комиссия во главе с Архиепископом Василием, в которую вошли еще два члена Собора: миссионер Зверев и архимандрит Матфей (Померанцев), который присоединился к ним в Перми.

Советское правительство не препятствовало этому разследованию и даже предоставило комиссии отдельный вагон. Комиссия собрала обширный материал о мученической кончине Пермских мучеников. Это вызвало гнев местных коммунистов.

Когда по окончании разследования комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело Владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне, и к могилам мучеников начались паломничества, у могилы совершались чудотворения.

Тогда большевики ночью выкопали тела мучеников и предали сожжению. По другой версии, Архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного тюремного заключения разстрелян вместе с другими членами комиссии. Судьба членов Комиссии была неизвестна членам Собора, в октябре 1918 г. Соборный Совет предпринимал попытки узнать о судьбе Новомучеников.

Мученическая кончина Святителя последовала 27 августа 1918 г. Архиепископ Василий был прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomucheniki/svyashhennomuchenik-vasilij-bogoyavlenskij-arxiepiskop-chernigovskij.html

К вопросу о родословии митрополита владимира (богоявленского) и архиепископа василия (богоявленского)

Лютова Светлана Николаевна канд. филол. наук, доцент кафедры философии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.

119454, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 16.

samorodinka@yandex.ru

Серженко Ива Ильинична науч. сотр. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 21, корп. 4 ivailis@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РОДОСЛОВИИ

митрополита Владимира (Богоявленского)

И АРХИЕПИСКОПА ВАСИЛИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО)

С. Н. Лютова, И. И. Серженко

В настоящей статье представлены результаты работы по составлению родословной двух российских священномучеников: Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (в миру Василия Никифоровича Богоявленского) (1848—1918), и Василия, архиепископа Черниговского и Нежинского (в миру Василия Дмитриевича Богоявленского) (1867—1918). Особое внимание в статье уделено вопросу о наличии родства между ними и опровержению предъявленных в 1917 г. Богоявленским их гонителями ложных обвинений в семейственности. Проанализированы документы Государственного архива Тамбовской области, впервые вводимые в научный оборот, а также опубликованные архивные материалы. Кроме того, как родственницы архиепископа Василия авторы статьи используют информацию, сохраненную в устной семейной традиции, и домашний архив. В результате проделанной работы удалось впервые ретроспективно проследить родословную архиепископа Василия до конца XVIII в., опровергнуть версию о том, что Богоявленские были дядей и племянником или двоюродными братьями. В ходе исследования сделано предположение, что священномученики Владимир и Василий все же приходились друг другу дальними родственниками (четвероюродными братьями), и их общим предком мог стать некий Тимофей, живший в конце XVIII в. в Моршанской округе.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир в 1918 г. стал первым в череде архиереев — новомучеников российских. В том же году за ним последовал архиепископ Черниговский и Нежинский Василий.

Эти видные деятели Русской Православной Церкви в миру носили одно и то же имя — Василий Богоявленский, оба происходили из семей сельских священников Тамбовской губернии, оба приняли постриг, рано овдовев, оба после этого направили все силы на укрепление православной веры, оба были убиты в 1918 г. Были ли они родственниками?

Обратите внимание

Этот вопрос, уже поставленный в историографии, до сих пор остается открытым. Дело в том, что до своей мученической кончины каждый из этих святых прошел свой крестный путь, был оклеветан1. Одно из обвинений, предъявленных архиепископу Василию весной 1917 г., состояло в том, что он является близким родственником Киевского митрополита и его ставленником2.

Это обвинение не было ни подтверждено, ни опровергнуто Святейшим Синодом3 и до сих пор бросает тень на память обоих священномучеников: быстрое выдвижение младшего из них в церковной иерархии и его, с точки зрения доносчиков, волюнтаризм они объясняли покровительством митрополита Владимира. Причем одни просто называли Богоявленских родственниками, другие были уверены, что архиепископ — племянник митрополита4.

Научных работ биографического характера по священномученикам Владимиру и Василию (Богоявленским) немного5. На ложность обвинений в использовании родственных связей впервые обращает внимание во вступительной статье к своей книге Е. А. Логунова, украинский биограф В. Д. Богоявленского и публикатор материалов проведенной весной 1917 г. синодальной ревизии Черниговской епархии.

Ведущий архивист Государственного архива Тамбовской области (ГАТО) Н. Б. Рубан и заведующий историко-архивным отделением Тамбовской епархии

1 Документы Святейшего Синода по этому делу см. в кн.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к жизнеописанию / Сост. и авт. вступ. ст. Е. А. Логунова, А. Ф. Тарасенко. М., 2014.

2 См.: Прошение заштатного протоиерея Г. Томашевского и объяснение смотрителя Черниговского духовного училища М. А. Доброгаева на имя обер-прокурора Св. Синода, письмо протоиерея А. Крыловского к члену IV Государственной думы И. В.

Годневу, а также вырезки из газетных статей о В. Д. Богоявленском в конверте, адресованном ревизору Св. Синода С. Г. Рункевичу. Во всех этих жалобах «произвол» архиепископа Василия объясняется его родством с митрополитом Владимиром (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 177. Л.

53-58, 78-85, 157-157 об., 220-225).

3 См.: Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский. С. 38-40, 421.

4 См.: Там же. С. 38-40, 179, 228-229, 278, 316.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rodoslovii-mitropolita-vladimira-bogoyavlenskogo-i-arhiepiskopa-vasiliya-bogoyavlenskogo

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), имеет непосредственное отношение к Мичуринской епархии, поскольку родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки (современное название Малая Моршевка) Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника. 

После обучения в духовном училище и семинарии в Тамбове он успешно окончил Киевскую духовную академию в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил назначение в родную семинарию, где преподавал литургику и гомилетику.

 30 января 1882 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона и на следующий день – во пресвитера кафедрального Покровского собора в городе Козлове (ныне город Мичуринск). Вскоре молодой священник был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей.

 После смерти жены и ребенка священник Василий Богоявленский в 1886 году принял монашеский постриг с именем Владимир в Тамбовском Казанском монастыре. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.

В октябре 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом, а через два года, в 1888 году, состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. По воспоминаниям современников, богослужения в храмах владыка совершал всегда с особым молитвенным благоговением.

Читайте также:  Чин утрени - схемы богослужений (чинопоследования)

В 1891 году епископ Владимир был назначен на Саратовскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотворительной деятельностью.

Во время холерной эпидемии святитель стремился быть вместе с паствой: безбоязненно посещал холерные бараки, где кормил и утешал больных смертельно опасным недугом, совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий. Самоотвержением и бесстрашием епископ Владимир снискал всенародную любовь.

Важно

В 1892 году преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Святейшего Правительствующего Синода. В Грузии ему удалось построить и восстановить более ста храмов, открыть более трехсот приходских школ.

Священномученик Владимир (Богоявленский) – великий иерарх Русской Православной Церкви, единственный, кто в разные годы занимал три главнейшие митрополичьи кафедры Российской империи: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую, за что его именовали митрополитом Всероссийским

С 21 февраля 1898 года владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский.

На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

Именно в годы служения митрополита Владимира на Московской кафедре, при его содействии, состоялось прославление угодников Божиих: священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Серафима Саровского, святителей Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского, благоверной княгини Анны Кашинской.

Как духовный наставник святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, владыка Владимир немало потрудился в устроении Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода.

Однако там он прослужил недолго: в 1915 году за открытое неприятие деятельности Распутина митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру.

В 1917–1918 годах митрополит Владимир был избран почетным председателем Поместного Собора, а 21 ноября 1917 года он возглавил чин интронизации святого патриарха Тихона.

Совет

Октябрьский переворот вызвал нестроение церковной жизни на Украине. Там усилились раскольники и националисты, которые хотели разрушить на Украине каноническое церковное управление.

Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

В адрес святителя сыпались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен и говорил: «Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную… я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».

25 января 1918 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир был арестован большевиками, вывезен за пределы Киево-Печерской лавры и расстрелян. Перед смертью архипастырь сотворил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».

С 26 января наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиды по убиенному митрополиту как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело убиенного митрополита Владимира было положено во гроб и перенесено в Великую церковь Лавры.

Была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Никодимом (Кротковым)и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства.

После совершения отпевания гроб с телом митрополита Владимира был обнесен вокруг храма, крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.

Когда завершились гонения на Церковь, длившиеся семь с половиной десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) к лику святых. 20 июля 1992 года его честные мощи были обретены и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах. Память священномученика Владимира (Богоявленского) празднуется 7 февраля (25 января) и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Обратите внимание

Литературная деятельность была одной из форм служения митрополита Владимира. Пользуясь ею, он получал возможность говорить с широкими кругами верующих, откликаясь на вызовы времени. Произведения святителя делятся на несколько групп. Это проповеди, беседы, статьи – сочинения на духовно-нравственные темы.

Ряд прекрасных по изложению и глубоко назидательных сочинений владыка Владимир посвятил исключительно вопросам религиозного воспитания детей: «Архипастырское поучение детям о святой Библии», «Пастырские беседы с детьми», «Юношам», «Евангелие детства».

Важное место среди педагогического наследия святителя занимает статья «Беседы о православном воспитании детей», основные положения которой звучат современно и в наши дни.

В этом сочинении митрополит Владимир проявил себя как выдающийся педагог, систематизировавший педагогические аспекты святоотеческого учения о воспитании детей. Святитель твердо убежден, что за воспитание детей несут ответственность прежде всего родители, которые не должны эту ответственность перекладывать ни на Бога, ни на учителей, ни на дух времени.

Рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания детей, владыка Владимир подвергает анализу и критике возникшую во Франции XVIII века теорию «свободного» воспитания Руссо. Несмотря на давность, теория эта и ныне популярна на Западе. Согласно Руссо, дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным.

Поэтому надо предоставить ребенка самому себе, ибо воспитание служит проводником всех дурных наклонностей и страстей в невинную и неиспорченную натуру ребенка.

Возражая этому тезису, митрополит Владимир напоминает, что в соответствии с учением Божественного Откровения дитя появляется на свет не с совсем доброй и неповрежденной природой, но с испорченной и предрасположенной ко злу.

Если ребенок будет предоставлен самому себе, в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное – злое, подобно тому как в природе быстрее, чем пшеница, произрастают плевелы, тернии и волчцы. Сердце ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердец своих детей они должны с самого раннего их возраста очищать от плевел и сорной травы.

Особенно важно, считал святитель, приучать детей с раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению.

Дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут уже сознательно продолжать то, в чем упражнялись в детстве.
Митрополит Владимир неустанно говорил, что основание благочестия закладывается в сердце ребенка с самого раннего возраста.

Важно

Обращаясь к матерям, святитель призывал учить детей молитве и основным истинам веры православной прежде, чем они поступят в школу.

Говоря о важности раннего научения детей молитве, владыка Владимир приводит наставление святителя Иоанна Златоуста матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение… напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками».

Митрополит Владимир был убежден, что родители не должны прекращать религиозно-нравственное воспитание своих детей-школьников, ибо религиозное воздействие и наставление в духе христианского благочестия только тогда может увенчаться успехом, когда родители идут рука об руку с Церковью и школой, когда они поддерживают пастырей и учителей.
Святитель взывает к отцам словами апостола Павла: «Отцы, воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве, к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».

В «Беседах о православном воспитании детей» владыка Владимир отводит важное место тому, какие именно свойства и качества следует развивать в ребенке. Главной и основной христианской добродетелью он считал послушание, которое необходимо взращивать в детях.

Надо внушать детям, пояснял святитель, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога, навлекая на себя Его наказание; и, наоборот, оказывая родителям почтение, они привлекают этим к себе Его благоволение.

Следует внушать детям, указывал митрополит Владимир, что через послушание своим родителям дети уподобляются отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что «Он послушен был Своим родителям» (Лк. 2, 51).

На Этого Божественного отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать. По мнению святителя, очень важно воспитывать в детях правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. Владыка Владимир наставлял родителей учить детей любить правду из любви к Богу.

Дети должны избегать лжи не из боязни наказания, но потому, что Бог запретил лгать и каждая ложь – грех пред Богом. По словам митрополита Владимира, родители должны показывать детям собственный пример любви к истине во всех делах и словах своих.

Совет

Святитель считал необходимым приучать детей к самоограничению, или самоотвержению, подавляя в них неудержимую страсть к удовольствиям и наслаждениям. Он рекомендовал родителям физически закаливать детей, приучать их к трудолюбию, аккуратности и порядку, к умеренности в пище и питье.

В ряду добродетелей, которые должны быть присущи благовоспитанным детям, полагал владыка Владимир, важнейшее место занимает чувство стыда, или стыдливость. По мысли святителя, чувство стыда, так же, как и чувство истины, свойственно ребенку от рождения.

Задача родителей – не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. Праздность, как известно, мать всех пороков. Поэтому митрополит Владимир советует упражнять детей в труде, предохранять их от изнеженности, приучать их переносить жар и холод, нужды и скорби.

Святитель считал полезным напоминать детям о всеведении Бога и о святом Ангеле-хранителе, который всегда присутствует при них.

Взращивая в детях христианские добродетели, советовал митрополит Владимир, необходимо видеть в детях пороки и искоренять их. Зависть, по мнению владыки Владимира, опасный порок, распространенный между детьми.

Наставляя родителей, как научить детей ненавидеть зависть, святитель называл ее «глупым пороком», не приносящим человеку никакой пользы и отравляющим ему жизнь. Дети должны избегать зависти, ибо она грех пред Богом.

Сам Дух Святой устами мудрого мужа сказал, что «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему» (Прем. 2, 24).

Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть.

Обратите внимание

Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки.

Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут, давал он совет родителям.

Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними. Спаситель говорил о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11).

Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность.

Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей.

А такой пищей для детских душ служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви.

Сочинение священномученика Владимира (Богоявленского) «Беседы о православном воспитании детей» отличается простотой изложения, благоговейной серьезностью, проникновенным молитвенным духом.

В этой работе содержится много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного сердцем – всего необходимого для правильной постановки православного воспитания детей.

Важно

Мудрые наставления митрополита Владимира, глубокие, предельно ясные и четкие указания по духовно-нравственному воспитанию, безусловно, актуальны и в наши дни.

Гермоген, епископ Мичуринский

и Моршанский

  • Глубокая и чистая душа
  • Доброе слово

Источник: http://alexlib.ru/obshchestvo/duhovnoe-pole/svyashhennomuchenik-vladimir-bogoyavlenskij/

Ссылка на основную публикацию