Священномученик василий смоленский, священник

12 июня. Священномученик Василий Смоленский, пресвитер

Церковный календарь. 12 июня (30 мая ст. стиль).

День воскресный, Неделя святых отцов I Вселенского Собора.

Также сегодня совершается память: прп. Исаакия, игумена обители Далматской IV века. Сщмч. Василия Смоленского, пресвитера почившего в 1942 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Челнская и «Умиление» Псково-Печерская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня через житие священномученика Василия Смоленского  мы мысленно перенесемся в период Великой Отечественной войны и увидим, в какой сложной ситуации находилось в Советском Союзе немногочисленное, уцелевшее к сороковым годам духовенство, оказавшееся на оккупированной территории.

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских.

Обратите внимание

Окончив в 1891 году Московскую духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и по признании его невиновным вернулся служить в Казанский храм.

Однако очередное гонение на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. 19 октября отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.

Отбыв срок, 14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села, дабы поселиться за 101-м километром от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области, где стал служить в Никольской церкви.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области.

В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области, где его застала война.

Когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, уходя от немцев, он вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.

Важно

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме.

Советские власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения.

От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – протоиерею Василию исполнилось в то время 73 года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.

– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.

– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?

– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.

– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?

– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.

– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?

– Да, было известно.

– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?

– В селе Холмец я остался со всеми верующими.

– То есть остались дожидаться немцев?

– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.

– Где и кому служить?

– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.

– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?

– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.

– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?

– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.

– Что вы им в свою очередь говорили?

– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».

– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?

– Таких молебнов я не служил.

– А проповеди произносили?

– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.

– Вы говорите неправду.

– Я показываю так, как было.

– Покажите о своей предательской деятельности.

– Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником… ».

Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Однако рассмотрение его дела продолжалось, и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу.

Однако приговор над ним уже совершиться не мог: Господь уже призвал к Себе Своего верного служителя.

Святые священномучениче Василие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявце

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-12-iyunya-2016g

Житие священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского (1937)

Священномученик Серафим (Остроумов) родился 6 ноября 1880 года в Москве. Его отец Митрофан был псаломщиком в одной из столичных церквей. При крещении мальчик получил имя Михаил. Будущий иерарх решил пойти по стопам своего отца.

После обучения в Заиконоспасской духовной школе Михаил поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1900 году. Следующие четыре года он занимался на богословском факультете Московской Духовной Академии. Окончил он ее в 1904 году со степенью кандидата богословских наук. Власти Академии решили оставить Михаила в учебном заведении в качестве стипендиата.

14 сентября 1904 года в Московском Богоявленском монастыре в присутствии епископа Дмитриевского Тихона Михаил Остроумов принял монашеский постриг с именем Серафим.

Совет

В сентябре того же года молодой монах был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Затем отец Серафим отправился в Оптину пустынь, где как обычный монах был вначале послушником на кухне, а позже – канонархом.

Через месяц с небольшим он возвратился в Московскую Богословскую Академию, где 28 октября был назначен на должность исполняющего обязанности доцента кафедры теории и истории гомилетики.

10 июля 1906 года о. Серафим был переведен в Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный над Бугом, на границе Польши и Беларуси, а 21 сентября назначен на должность заместителя настоятеля.

Тогда же, 1906 году, к бывшим однокурсникам – о. Иосифу и о. Серафиму, – присоединился о. Аркадий (Королев), в ту пору еще студент МДА, впоследствии архимандрит и ревностный защитник братии.

Годом позже число монахов, имеющих высшее богословское образование, выросло до четырех. Началась настоящая работа с азов.

Ее главной целью был подъем экономического благосостояния, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей.

Вместе с возрождением монастыря начали поступать пожертвования, происходившие главным образом из Москвы, но также и от руководства Церкви и окрестных жителей, которые в новых монахах узрели настоящих хозяев. Это позволило начать капитальный ремонт находящейся в плачевном состоянии главной святыни монастыря – собора преп. Онуфрия.

Одновременно монахи проводили занятия в построенной на монастырской земле и находящейся в самой деревне Яблочно церковно-приходской двухлетней школе. При той же школе с 12 октября 1907 года начались занятия на церковно-учительских курсах, подготавливающих преподавательский состав для однолетних церковных школ. Руководителем школы стал о. Серафим.

Обратите внимание

В своем инаугурационном выступлении он в частности сказал: «В связи с национальной и религиозной спецификой нашего народа мы нуждаемся в собственной школе для церковных учителей. Нам нужны свои учителя, а не воспитанники из Киева, Полтавы, Самары или других городов. (…

) Школы центральной России не понимают наших стремлений, наших надежд, нашей религиозности, наших обычаев…».

В этом выступлении он обратил также внимание на воспитательное значение монастырской школы для ее учеников, которые с любовью относятся к ее нуждам и оказывают ей разнообразную помощь.

Важным образовательным учреждением при монастыре была также школа для псаломщиков, которую в 1906 году преобразовали с одно- в двухлетнюю с интернатом на 20 мест. Ранг учебного заведения поднялся вместе с прибытием в монастырь образованных монахов.

За Бугом работала также церковно-приходская школа на 50 мест, которую посещали дети соседних с монастырем деревень. В самом монастыре функционировала аптека с врачебным кабинетом.

В то время в монастырских зданиях жило также 12 воспитанников – мальчишек 13-17 лет, – учащиеся школ, организованных братией.

В 1907 году в монастыре жило 16 монахов и 19 послушников, которые кроме работы в школе занимались монастырским хозяйством. Жизнь в монастыре бурлила. Братия крепла, росло ее влияние и авторитет среди местных жителей, росла помощь местному населению, как духовная, так и образовательная и материальная. Начало возрождения монастыря было положено.

НАСТОЯТЕЛЬ И АРХИМАНДРИТ

Источник: http://mitropolia-lip.ru/zhitie-svyashchennomuchenika-serafima-ostroumova-arhiepiskopa-smolenskogo-1937

Василий (Смоленский) – PDF

Ноября 3 (16) Священномученики Иоанн (Кесарийский), Петр (Косминков), Симеон (Кречков) Во время гонений на Русскую Православную Церковь бывало, что воинствующие безбожники арестовывали не только священника,

Подробнее

4 (17) февраля Священномученик Николай (Голышев) Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева.

Подробнее

13 (26) февраля Священномученик Иоанн (Покровский) и преподобномученица Анна (Корнеева) Намереваясь арестовать протоиерея Иоанна Покровского, служившего в Покровской церкви в селе Чиркино Малинского *

Подробнее

22 февраля (7 марта) Священномученик Виктор (Моригеровский) и мученица Ирина (Смирнова) Священномученик Виктор родился 17 апреля 1872 года в селе Минеево Дмитровского уезда Московской губернии в семье

Подробнее

4 (17) февраля Священномученик Иоанн (Артоболевский) Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея

Подробнее

30 июня (13 июля) Мученик Иоанн (Демидов) Мученик Иоанн родился 27 сентября 1907 года в деревне Андреево Запонорской волости Богородского уезда * Московской губернии в семье богатого крестьянина Ивана

Подробнее

Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро

Подробнее

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии : [вып. 1-5]. – Владимир : Типо-лит. В. А. Паркова, 1893-1898. – 22 см Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский

Подробнее

Виновным себя не признал Священномученик Иоанн Орлов. 1881-1938 Церковь Рождества Христова в посёлке Любучаны, построенная более двухсот лет назад, примечательна не только самими фактами своего долгого

Подробнее

3 (16) февраля Священномученик Василий (Залесский) Священномученик Василий родился 4 февраля 1887 года в селе Федоровка Астраханского уезда Астраханской губернии в семье псаломщика Даниила Залесского.

Подробнее

Уважаемые братья и сестры! Православный приход Покровской церкви села Заболотье Сергиево- Посадского района Московской области обращается к ВАМ с большой надеждой на живейшее участие в оказании помощи

Подробнее

4 (17) февраля Священномученик Николай (Кандауров) Священномученик Николай родился 21 января 1880 года в станице Барсуковской на Кубани в семье военного Андрея Кандаурова, ставшего впоследствии сельским

Читайте также:  Пророк иезекииль

Подробнее

Сентября 24 (7 октября) Священномученик Никандр (Гривский) Священномученик Никандр родился 26 июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника Симеона Гривского. В 1901

Подробнее

16 (29) ноября Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) Преподобномученик Пантелеймон родился 29 июня 1872 года в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье

Подробнее

Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Александр (Вершинский) мученики Павел (Кузовков) Николай (Копнинский) Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской

Подробнее

22 мая (4 июня) Священномученик Михаил (Борисов) Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова.

Подробнее

21 июня (4 июля) Мученики Димитрий (Волков) * и Никита (Сухарев) В 1939 году в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт последний из служивших еще тогда в районе храмов Рождества Богородицы,

Подробнее

28 апреля (11 мая) Мученица Анна (Шашкина) Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино * Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую

Подробнее

5 (18) июня Священномученик Николай (Рюриков) Священномученик Николай родился 5 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии * в семье священника Владимира Рюрикова, служившего

Подробнее

28 июля (10 августа) Преподобномученик Василий (Эрекаев), преподобномученицы Елена (Асташкина) и Анастасия (Камаева), мученики Арефа Ерёмкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов, Иоанн Милёшкин и мученица Мавра

Подробнее

17 (30) апреля Священномученик Феодор (Недосекин) Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье диакона Георгия Петровича Недосекина

Подробнее

Сентября 14 (27) Священномученик Иоанн (Бороздин) Возрождение и нравственное преображение христианской души всегда связано с верой и молитвой, а преображение общества зависимо от возрождения монастырской

Подробнее

10 (23) апреля Мученик Димитрий (Вдовин) Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. Михаил Антонович был

Подробнее

Ноября 9 (22) Священномученик Павел (Ансимов) Священномученик Павел родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханского уезда Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906

Подробнее

Декабря 2 (15) Священномученик Константин (Некрасов) Священномученик Константин родился 15 октября 1872 года в городе Можайске Московской губернии в семье псаломщика Никиты Некрасова. В 1887 году Константин

Подробнее

Из протоколов допросов обвиняемого спецпоселенца Э.К. Губерта 1, рабочего Соликамской артели «Красная заря» 1 20 февраля 8 марта 1951 г. г. Молотов 20 февраля 1951 г. Начат в 21 час. 30 мин. Окончен в

Подробнее

Сентября 24 (7 октября) Священномученик Андрей (Быстров) мученики Василий (Виноградов), Сергий (Михайлов) и Спиридон (Савельев) 3 июля 1937 года Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов

Подробнее

Ноября 3 (16) Священномученик Сергий (Кедров) Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании

Подробнее

Октября 21 (3 ноября) Священномученики Иоанн и Василий (Козыревы) Священномученик Иоанн родился 16 января 1885 года в селе Пожарье Весьегонского уезда Тверской губернии, где его отец, Алексей Козырев,

Подробнее

Октября 8 (21) Священномученик Петр (Никотин) и мученики Виктор (Фролов), Иоанн (Рыбин), Елизавета (Куранова), Николай (Кузьмин) Священномученик Петр (Петр Федорович Никотин) родился 5 октября 1889 года

Подробнее

Газета «Дмитровский вестник» печатает серию статей о судьбах монахов Николо-Пешношского монастыря в эпоху гонений. На страницах газеты напечатаны жития прославленных четырех новомучеников Пешноши, составленные

Подробнее

20 февраля (5 марта) Священномученик Николай (Розов) Священномученик Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии * в семье священника Василия Розова. Все три

Подробнее

4 (17) февраля Священномученик Николай (Поспелов) Священномученик Николай родился 28 февраля 1885 года в селе Песьяне Покровского уезда Владимирской губернии в семье Василия Владимировича и Екатерины Антоновны

Подробнее

Сентября 10 (23) Священномученик Василий (Максимов) Священномученик Василий родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила

Подробнее

14 (27) мая Священномученик Петр (Рождествин) Священномученик Петр родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский Погост Коробовской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии * в семье псаломщика Алексея

Подробнее

Апреля 17 (30) СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОДОР (НЕДОСЕКИН) [1] Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника Георгия Петровича Недосекина.

Подробнее

Сентября 30 (13 октября) Священномученик Петр (Пушкинский) Священномученик Петр родился 23 декабря 1891 года в селе Барково Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Василия Пушкинского.

Подробнее

30 июня (13 июля) Преподобномученик Феоген (Козырев) Преподобномученик Феоген родился 27 января 1862 года в городе Санкт- Петербурге в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце Льва Козырева

Подробнее

Частное общеобразовательное учреждение Торопецкая гимназия имени святителя Тихона Патриарха Московского и всея России. Жизнь и подвиг священномученика Никандра Гривского Смирнова Диана, 8 класс Руководитель:

Подробнее

в истории моей страны История семьи это удивительное переплетение судеб, навсегда связанных между собой. Знание семейной истории дает возможность почувствовать себя частью огромного целого, что очень важно

Подробнее

Ноября 5 (18) Священномученик Гавриил (Масленников) Священномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать

Подробнее

Почему так важен пример новомучеников сегодня? Для современного человека, окруженного ложными представлениями об окружающем мире, этот пример помогает понять очевидную истину: ценность земной жизни не

Подробнее

Каменский Елпидифор Васильевич Год рождения 1873 День рождения 3 Месяц рождения 4 Место рождения Самарская губ., Бугульминский у., с.мертовщины протоиерей Родился в семье диакона с.андреевка (Лещево) Бузулукского

Подробнее

6 (19) февраля Священномученик Василий (Надеждин) Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье Федора Алексеевича и Софьи Павловны Надеждиных. Федор Алексеевич служил чиновником

Подробнее

5 (18) апреля Священномученик Алексий (Кротенков) Священномученик Алексий родился в 1878 году в селе Неклюбка Верещагской волости Суражского уезда Черниговской губернии * в семье белорусского крестьянина

Подробнее

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ НЕОФИТА ЛЮБИМОВА Священномученик Неофит Порфирьевич Любимов родился в 1846 г. в Самарской губернии. Окончил Киевскую Духовную академию в звании кандидата богословия. С

Подробнее

26 февраля (11 марта) Священномученик Петр (Варламов) Священномученик Петр родился в 1897 году в селе Дияшево Белебеевского уезда Уфимской губернии в бедной крестьянской семье Иакова и Елены Варламовых.

Подробнее

Ноября 30 (13 декабря) Священномученик Иоанн (Честнов) Священномученик Иоанн родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. В

Подробнее

15 (28) февраля Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов) Священномученик Михаил родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева. Окончив

Подробнее

Ноября 3 (16) Священномученики Павел (Андреев) и Александр (Зверев) Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы

Подробнее

28 ноября (11 декабря) Преподобномученик Рафаил (Тюпин) Преподобномученик Рафаил родился 20 июля 1886 года в селе Юрты Жерновской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Георгия

Подробнее

1 (14) июля Священномученик Алексий Дроздов Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в городе Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова.

Подробнее

Иерей Александр Слесаренко настоятель храма Собора Новомучеников и исповедников Российских Патриаршего подворья в Бабушкине – Родился 24 февраля 1982г. в городе Москве. Таинство Св. Крещения принял 24

Подробнее

Августа 25 (7 сентября) Священномученик Владимир (Мощанский) Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Константинович

Подробнее

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

Подробнее

Ноября 14 (27) Священномученик Сергий (Константинов) Священномученик Сергий родился 15 августа 1877 года в селе Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии в семье протоиерея Вячеслава Константинова

Подробнее

Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Иоасаф (Боев) Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Васильевич Боев) родился 20 апреля 1879 года в Москве. Во время одного из арестов при требовании следователя

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/38770104-Vasiliy-smolenskiy.html

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилуцкий. Память 7 февраля

7 февраля Русская Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Среди святых, прославленных в Соборе, есть много тех, кто был связан с Рязанской землей, совершал в ее пределах подвиг служения Богу и людям, исповедовал свою веру даже перед лицом мучений и смерти.

Имена некоторых из святых новомучеников знакомы многим рязанцам, другие – почти неизвестны. Но каждый из них являяет пример мужества и веры, достойный для подражания всем верующим.

Важно

Так, 7 февраля отмечается память священномученика Василия (Зеленцова), уроженца Рязанской губернии, в течение всей жизни и до мученической кончины сохранявшего веру истинной Христовой Церкви.

Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилуцкий, родился 1870 году в селе Зимарово Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье священника. Сначала закончил Рязанскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. Будучи кандидатом богословских наук, он преподавал русский язык в духовном училище.

Чуть позже в Екатеринославской духовной семинарии был назначен екатеринославским епархиальным миссионером. В 1917 году был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от мирян Рязанской епархии. Активно высказывался на Соборе, особенно рьяно критикуя позицию тех, кто хотел добиться содержания от государства, потеряв при этом церковную свободу.

По окончании Собора был направлен миссионером в Полтавскую епархию.

В 1919 году был рукоположен в сан священника, служил в Свято-Троицкой церкви города Полтавы. Его духовные беседы и пламенная молитва привлекали в храм множество людей, посещали богослужения отца Василия даже иноверцы. Он помогал нуждающимся, не обращая внимания – какой национальности и веры был человек, и иногда отдавал последнее. Воспитывал четверых сирот.

Не боялся проводить публичные диспуты не только с сектантами, но и с безбожниками. В начале 20-х годов в противовес комсомолу создал Покровское Христианское общество молодежи. В 1922 году отца Василия арестовали, провели показательный процесс, по итогам которого приговорили к смертной казни.

Верующие написали прошение Ленину, и благодаря этому протесту казнь заменили на пять лет харьковской тюрьмы.

В заключении будущий святой стал духовным отцом даже для закоренелых уголовников, они называли его «наш батюшка» и не позволяли ему выполнять грязной работы. Отца Василия освободили через три года по амнистии. Выходя из тюрьмы, он увидел мальчика-сироту, просящего милостыню, и забрал к себе.

В 1925 году был совершен постриг отца Василия, его возвели в сан архимандрита. А менее чем через месяц он был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. При наречении владыка сказал речь, которая, по сути, была его клятвой на верность служения истинной Христовой Церкви.

Совет

Он вновь стал служить в Троицкой церкви, и многие по привычке называли нового епископа просто отцом Василием. И он действительно продолжал оставаться для своих прихожан отцом. Принимал участие в судьбе каждого, помогал тем, кто нуждался. В 1926 году епископа Василия арестовали и приговорили к трем годам заключения, которое он отбывал на Соловках.

Там он выступал против Декларации митрополита Сергия, который призывал к лояльности по отношению к советской власти. Через два года его отправили в ссылку в Иркутскую область. Оттуда он писал своим знакомым: «Мирно наблюдаю закат солнца. Так подходит к закату и моя жизнь».

Вернувшись из мест заключения, он продолжал писать, что нужно бороться с советскими порядками, за что снова был посажен в Бутырскую тюрьму. В 1930 году его расстреляли.

В 1997 году он был причислен к лику святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви. А в августе 2000 года его имя вошло в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Его одинаково почитают как в Украине, так и в России. Так получилось, что жизнь и духовный подвиг этого святого и сегодня соединяют наши земли.

Читайте также:  Священномученик исаакий ii оптинский

Елена Александрина

Источник: http://ryazeparh.ru/index.php/public/900-svyashchennomuchenik-vasilij-zelentsov-episkop-prilutskij-pamyat-7-fevralya

Священномученик Василий (Зеленцов) (1870–1930)

Священномученик Василий, епископ Прилукский (в миру Зеленцов Василий Иванович) родился в 1870 году в селе Зимарово Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея.

Окончил юридический факультет Университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Преподавал в Екатеринославской Духовной Семинарии, затем был назначен Екатеринославским епархиальным миссионером.

В 1917-1918 году он — член Поместного Собора Российской Православной Церкви.

В 1919 году отец Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова, память 6 февраля), с которым был особенно близок. В 1920 году отец Василий служит на приходе в Полтаве.

Его служение и проповеди привлекают множество народа, даже сектанты ходили слушать его. Батюшка учил паству молиться так, чтобы никого и ничего не замечать во время молитвы, он вводил общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням.

Отец Василий, помогая бедным, имел на своём иждивении четырёх детей-сирот. Он проводил открытые диспуты с сектантами, приводя их к Православию. В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодёжи, в противовес «комсомолу».

После выступления против ограбления храмов, был арестован в 1922 году, приговорён к расстрелу, который заменили благодаря защите паствы на пять лет лагерей. В 1925 году батюшка был освобождён по амнистии.

Из тюрьмы он забрал с собой ребенка умершей заключённой и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.

Обратите внимание

В том же году, 25 августа архиепископом Григорием и епископом Дамаскиным отец Василий был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был арестован вновь. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущении преданного ему народа, в основном из рабочих.

После мучительных допросов в застенках ГПУ он был выслан на Соловки. Там Владыка выступил с серьёзными замечаниями (т. н. «необходимыми каноническими поправками») в адрес «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства.

Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперёд не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность».

Святитель считал оправданным предание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Соборному Суду.

По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составляют свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевицкому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».

Из Соловков в 1928 году Владыка был переведён для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала ещё более непримиримой.

Он отправляет своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать её митрополиту Сергию. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось даже о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами вплоть до вооружённых возстаний.

В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись митрополиту Сергию. А вскоре, 9 декабря, Владыка был арестован и перевезён в Москву в Лубянскую тюрьму. В 1930 году 22 января (3 февраля н. ст.

) после истязаний ему вынесли приговор о расстреле и через три дня 25 января (7 февраля н. ст.) бесстрашный Святитель был расстрелян. Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.

Важно

Канонизован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://pstgu.ru/news/martir/2013/02/07/42672/

Тропарь, глас 1:

Святое житие твое/ украсив венцем мучения,/ возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./ И ныне, предстоя Святей Троице,/ священномучениче Василие,/ моли за град Твой,/

и вся люди, совершающия память Твою.

Кондак, глас 4:

Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/ и растерзав яко паучину козни велиаровы,/ копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/ и прославился еси в Царствии Небеснем,/

отче священнейший.

Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”» . Кроме помощи бедным, отец Василий содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата.

*

С осени 1925г. по лето 1926г. служил в Троицкой церкви Полтавы. Отличался необыкновенной смелостью и прямотой, был удивительно любим народом. Скрываясь от ареста, иногда внезапно появлялся в каком-либо храме в начале богослужения, возглавлял его, потом также неожиданно исчезал, переодевшись в гражданскую одежду еще до конца службы, чтобы не быть схваченным сотрудниками ОГПУ.

*

Начальник Полтавского ГПУ латыш Линде, характеризуя свое отношение к отцу Василию,  зло произнес: «Как служителя культа и как врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю вас как человека убежденного и стойкого…»

*

Начиная свое последнее слово, отец Василий осенил себя крестным знамением и сказал приблизительно следующее: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен, и многие обвинения я мог бы опровергнуть.

Я приготовил большую речь по пунктам, но я сейчас скажу немного. Я уже заявлял вам и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше…

Но где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти; позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот святой крест на груди, защищать лично себя, в то время как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы делаете мне идейный вызов, и я его принимаю…»

1922 г.

*

12 июня 1925 года отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. Еще будучи в заключении, священник помогал одной нищей, сидевшей у стен тюрьмы с маленьким мальчиком и просившей подаяния. Когда нищая умерла, он взял на свое попечение мальчика и стал заботиться о нем.

Игумен Дамаскин (Орловский)

*

“Православная Церковь считает сыск и политический донос совершенно несовместимым с достоинством пастыря.”

Из “Послания Соловецких исповедников”, написанного о.Василием

Совет

1870 г. — родился в Замораево Ранненбургского у. Рязанской губернии в семье протоиерея.
Окончил юридический факультет университета и Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Был преподавателем Екатеринославской духовной семинарии, а затем Екатеринославским епархиальным миссионером.

1917-1918 Был членом Всероссийского Поместного Собора года, как мирянин от Рязанской епархии. Епархиальный миссионер в Полтавской епархии после Собора.

1919 г. — рукоположен Полтавским архиеп. Феофаном (Быстровым) во священника к Троицкой церкви Полтавы.

1920 г. — второй священник (затем — настоятель) Св. Троицкой Церкви г. Полтавы.
30 мая 1922 г.

— арестован в Полтаве и на показательном процессе (Полтавским губревтрибуналом) приговорен к смертной казни (с заменой на 5 лет лишения свободы).

Благодаря протесту, поданному верующими рабочими на имя Ленина, казнь была заменена 10 годами заключения. Находился в заключении в Харьковской тюрьме,.

1925 г. — освобожден по амнистии.

12 (25) августа 1925 г. — хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
С 1927 года епархией не управлял.

в сентябре 1926 г. — арестован (в Харькове накануне праздника Покрова), приговорен к 3 годам лагерей. В заключении на Соловках.

Обратите внимание

Автор послания “Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия от 16/29 июля 1927” (осень 1927). Написал в начале 1928 “Мое завещание” с резкой критикой Декларации 1927.

Один из авторов Послания соловецких епископов в связи с декларацией митрополита Сергия. Освобожден из лагеря и отправлен в ссылку в Иркутскую область в ноябре

1928 г. — жил в д. Пьяново Братского района.

9 декабря 1929 г. — арестован, этапирован в Москву, в Лубянскую тюрьму. По постановлению КРГПУ (от 3 февраля 1930) приговорен к высшей мере наказания.

7 февраля 1930 г. – расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

2000 г. — прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ.

Труды Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием // БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205;

Отрывок из письма митр. Сергию. «Необходимые канонические поправки» // Акты свт. Тихона. С. 520-521.

Фонд памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви

Древо. Открытая православная энциклопедия

Православная энциклопедия

Жизнеописание на сайте “Соловки”

«Никто молитвы не отнимет» (сщмч.Василий, еп.Прилукский; сщмч.Виктор (Островидов), еп.Глазовский), Православный Санкт-Петербург, №6(198), 2008 г. (авт.И.Рубцова)

Лит.:

  1. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957.
  2. Расстрельные списки.Выпуск 2. Ваганьковское кладбище. 1926–1936. Т. 2.М., 1995. С. 45.
  3. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1996. Т. 4. С. 52-53.
  4. РГИА. Ф. 802, оп. 10, 1909 г., д. 361, оп. 16, д. 506, л. 64-69.
  5. СБУ. Д. 72073-ФП.
  6. УСБУ в Полтавской обл. Д. 2765-С.
  7. УФСБ России по Иркутской обл. Д. 15165.

Источник: http://martyr-spb.ru/martyr/1562

Священномученик Василий Романович. Его заветной мечтой было посвятить себя служению Богу и людям

Главная » Статьи » Житие святых

Священномученик Василий Романович. Его заветной мечтой было посвятить себя служению Богу и людям

Родился 22 марта 1886 в городе Влодаве бывшей Седлецкой губернии (Польша) в семье священника.По его собственному признанию, Василий с детства не представлял себе иного пути, как пойти по стопам отца и стать священником. В десятилетнем возрасте он поступил в Холмское духовное училище и по окончании его — в Холмскую духовную семинарию.Руководство Холмской епархии готовило абитуриентов для Киевской Духовной Академии: в их число в 1906 году попал и двадцатилетний выпускник Хомской семинарии Василий Романович.В Академию вместе с Василием поступил и его одноклассник по семинарии — Иван Сокаль (с 1959 года — епископ Смоленский и Дорогобужский Иннокентий), с которым у молодого человека сложилась за семинарские годы настоящая дружба.После окончания Духовной академии, которую он закончил со степенью магистра богословия, он обнаружил горячее желание стать приходским священником, и был в рукоположен. Хиротонию осуществил епископ Павел, после чего отец Василий был направлен в распоряжение Холмской епархии, которую возглавлял Преосвященный Евлогий, епископ Холмский и Люблинский.С женойМолодой священник был назначен в Свято-Успенскую церковь в городе Грубешов Холмской губернии и одновременно законоучителем Грубешовской гимназии. Сюда он приехал вместе с женой, выпускницей Киевского епархиального женского училища Зинаидой Агафоновной.До 1915 года семья жила в Грубешове, и отец Василия ревностно служил как на приходе, так и в гимназии, используя весь свой опыт и знания.Первая мировая война усложнила ситуацию, в которых жили православные в католической Польши. Угроза давления со стороны властей и католической религиозной общины в традиционно православных регионах, которые были оккупированы Австро-Венгрией, стала причиной эвакуации духовенства и верующих в Украину, Россию, Беларусию. Грубешовская гимназия тоже была эвакуирована в Полтаву, а вместе с ней в Полтаве оказался и отец Василия с семьей: в это время у них с матушкой было уже две дочери.Революционные события заставили семью в 1919 году переехать на Северный Кавказ. В селе Воронцово-Александровском Терского округа Ставропольского края (ныне Прикумськ) священник Василий Романович получил назначение в Спасо-Преображенский храм.Священники приходов ущемлялись непосильными налогами, а неуплата грозила уголовными последствиями. За одиннадцать лет жизни в Воронцово-Александровском отец Василий исчерпал все возможности расплатиться с государством, чтобы избежать ареста, и решил с семьей вернуться в Украину. Божиим Промыслом он получил приход в Одесской области: с радостью принял должность священника в Свято-Покровской церкви села Александровка. Оттуда его в 1933 году перевели в последнего место службы — в город Златополь.Отца Василия преследовали как православного священника, таким же гонениям подвергали и членов его семьи. Но он сохранял уверенность в деле, которое доверил ему Бог.

Даже закрытие храма не повлияло на его решение не прекращать ни за что пастырскую деятельность.

7 сентября 1937 года его арестовали и осудили Киевской тройкой НКВД к высшей мере наказания.

В течение трех месяцев и десяти дней узник содержался вместе с другими в Черкасской тюрьме без права переписки и свидания с родными.
Здесь же 17 декабря 1937 приговор был приведен в исполнение: отец Василий Романович на 52-м году жизни расстрелян.

Воспоминания

Вот как через много лет, в 1956 году отец Иоанн Сокаль писал благочинному Смелы протоиерею Григорию Ланину о Василии:

«Романович Василий Иванович был самым близким мне человеком и школьным другом во время нашего обучения в семинарии и в Киевской Академии. Писал он кандидатское сочинение на тему „Cur Deushomo?“ Ансельма Кентерберрийского в трудах профессора М.Н. Скабаллановича», за что и удостоен был степени магистрант.

Читайте также:  Священномученик митрополит серафим чичагов

Это был очень способный и даровитый студент Академии, глубоко религиозный и богобоязненный. 10 лет мы вместе с ним пели в семинарском и академических хоре, прославляя Господа церковным пением.

Отец Василий

Важно

Будучи юношей скромным и по духу смиренным, он пользовался большой любовию и уважением товарищей — студентов. Его заветной мечтой было желание посвятить себя служению Богу и людям, и в этом подвиге он полагал весь смысл своей жизни.

Он в действительности был ревностным пастырем, выдающимся проповедником, глубоко образованным человеком и ученым-богословом. Он весь поглощен был изучением Священного Писания и святоотеческих творений, и этим духовным богатством просвещал он человеческие души.

Верующий народ любил его как доброго и просвещенного пастыря, и всякая разлука с ним при его переводе сопровождалась горькими слезами скорби и сожаления. Добрая память о нем и до настоящего времени хранится в сердцах его паствы, и всякое воспоминание о нем вызывает горькую скорбь.

Пишу эти строки с чувством искренней дружеской любви и благодарного воспоминания об этой светлой личности, в общении с которой я провел лучшие юношеские годы.

Нашей общей мечтой было постоянное желание опять быть вместе. По воле Божией я всю жизнь свою провел на школьном поприще, он же — в подвиге приходского служения. Так нам и не удалось осуществить юношескую свою мечту. Но несмотря на раздельную жизнь, мы искренне любили друг друга как преданные и неразлучные друзья«.

А так писал в этом же, 1956 году, протоиерей Симеон Марченко, с которым отец Василий служил в Златополе:

«Протоиерея Василия Романовича я узнал только в 1933 году. За два года частых сношений с ним я прекрасно узнал его характер, убеждения и его пастырскую деятельность во вверенном ему приходит г. Златополя.

Отношение о. Василия Романовича к своим прихожанам и ко всем вообще людям было ласковое, проникнутое сердечной любовью и добрым участием ко всем вопросам, предлагаемым ему для разъяснения.

Вообще протоиерей Романович выделялся среди многих священников Златопольского района как своими богословских познаниями, так и чистотой пастырской жизни. В 20-30-х годах текущего столетия, как всем известно, воинствовал повсюду обновленческий раскол.

Совет

Свидетельствую своею совестию, что протоиерей Василий Романович был большим противником названного раскола и в то же время крепким защитником чистого православия.

Такое же отрицательное отношение протоиерея Василия Романовича было и к появившемуся в то время на юге нашей страны самосвятству».

Категория: Житие святых|Добавил: pinpopov2316 (12.05.2016)

Источник: http://pravoslavielove.ucoz.ru/publ/svjashhennomuchenik-vasilij-romanovich-ego-zavetnoj-mechtoj-bylo-posvjatit-sebja-sluzheniju-bogu-i-ljudjam/3-1-0-652

Смоленский василий григорьевич

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Смоленский Василий Григорьевич ( 1876 – после 1930 ), протоиерей .

Родился 23 февраля 1876 года в с. Амерево (Московская обл., Щелковский р.) в семье священника.

С 1890 по 1896 – обучался в Московской духовной семинарии . После окончания семинарии служил законоучителем и учителем церковно-приходской школы при Николаевской Берлюковской пустыни .

С 11 сентября 1896 года по 1 сентября 1908 года состоял бесплатно законоучителем в церковно-приходской школе грамоты при селе Чирикове Подольского уезда.

В 1900 году рукоположен в сан священника . 27 января 1900 года определен в священники к Николаевскому храму села Никольское-Колчево Подольского уезда (ныне Московская обл., Красно-Пахорский р.).

С 21 марта 1900 года служил законоучителем в Голохвастовской земской школе.

С 15 ноября по 15 декабря 1910 года был слушателем Московских миссионерских епархиальных курсов.

1 ноября 1911 года был утверждён в должности помощника благочинного 2-ого округа Подольского уезда.

30 сентября 1913 года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 2-ого округа Подольского уезда на второе трёхлетие.

С 28 сентября 1914 года состоял председателем приходского попечительского совета.

Обратите внимание

18 октября 1916 года был утверждён в должности члена Благочиннического совета 9-ого округа Подольского уезда на трёхлетие.

С 30 марта 1918 по 25 декабря 1929 – священник Знаменской церкви своего родного села Амерева Московского уезда (Московская обл., Щелковский р.). Был лишен избирательных прав, как “служитель культа”. Недвижимости не имел, кроме дома на церковной земле.

У о.Василия была жена Мария Николаевна и пятеро детей (данные на 1 мая 1931г.):

Серафим (род. 18 мая 1904), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища “на собственном содержании”, затем инвалид, жил отдельно,

Владимир (род. 14 июля 1906), обучался в 1-м классе Перервинского духовного училища “на епархиальном содержании”, счетовод на химзаводе,

Дмитрий (род. 9 сентября 1908), рабочий ф-ки “Буревестник” в Москве, состоял в колхозе с. Амерево,

Михаил (род. 5 ноября 1909), колхозник в с.Амерево,

Николай (род. 1 февраля 1913), конторщик с.Соболево Щелковской фабрики.

23 декабря 1929 г. о.Василий подал прошение его Преосвященству Иоанну, епископу Воскресенскому: “Ввиду весьма трудных семейных и вообще жизненных обстоятельств прошу… уволить меня за штат по слабости здоровья”. 25 декабря 1929 г. согласно прошению, протоиерей о.Василий Смоленский был уволен за штат по болезни.

25 декабря 1929 – по болезни уволен за штат.

Приходской Совет Иоанно-Предтеченской церкви с.Фряново Щелковского района обратился с прошением к Владыке Иоанну, епископу Воскресенскому об определении к ним на место арестованного и сосланного в Северный край настоятеля о. Николая Кудрявцева – протоиерея Василия Смоленского.

В мае 1930 г. епископ Иоанн послал благочинному Щелковского района протоиерею села Маврино о.Василию Успенскому резолюцию: “Благословляю прот.Василия Смоленского временно исполнять должность настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви с. Фряново (Московская о., Щелковский р.), о чем от 15 мая 1930 г. дается запись Вам для надлежащего распоряжения”.

С 14 февраля 1930 г. о.Василий Смоленский служил и проживал в с. Фряново , жена его осталась проживать в с. Амерево. Из письма о. Василия: “Служу временно до возвращения Фряновского священника Николая Дмитриевича Кудрявцева , сосланного в северный край”.

Важно

В Иоанно-Предтеченском храме трудилась и была ближайшей помощницей о.Василия монахиня Елисавета (Соболева) . Часто посещали храм и имели духовное общение с о.Василием проживавшие в тот момент в соседних селах монахини из закрытых к тому времени монастырей Александра и Евгения Ефимовы из д.Головино и монахиня Агриппина (Махонькова) , жившая в с.Еремино и трудившаяся в церкви с.Рязанцы.

5 августа 1930 г. на квартире протоиерея Василия Смоленского, уехавшего к жене в с. Амерево, был произведен обыск, но ничего найдено не было.

В декабре 1930 г. на Фряновскую церковь был наложен непосильный налог.

В апреле 1931г. власти решили закрыть церковь. Протоиерей Василий Смоленский и прихожане храма, в том числе монахини Е.Соболева, А.Ефимова, Е.Ефимова и А.Махонькова старались защитить храм от закрытия.

Протоиерей Василий Смоленский был арестован 22 мая 1931 г. Одновременно были арестованы монахини Александра и Евгения Ефимовы, Елисавета (Соболева) и Агриппина (Махонькова) . Все они проходили по одному делу. Дело было начато 22 мая 1931 г. и окончено 27 мая 1931 г.

Из материалов дела (показания свидетелей):

“На второй день Пасхи у меня в доме был поп Смоленский, который говорил: “Смотрите, большевики хотят закрыть нашу церковь. Обложили большим налогом, чтобы скорее ее закрыть, но это им не удастся” .

“…Поп Смоленский всячески старался запугивать своими антисоветскими проповедями во время богослужения…. 19 мая 1931г. он говорил: “Враги Церкви окружают нас, не дают свободно молиться. Душат налогами.

На нашу церковь наложили непосильный налог. Пожертвуйте, граждане, кто сколько может, для того, чтобы не погубить нашу церковь”. Благодаря его проповеди были собраны с молящихся средства для покрытия налога на церковь.

Кроме этого, во время сбора денег народ плакал…”.

Из “Характеристики”, данной на о.Василия председателем с/с:

“…Проявил себя как а/с элемент, агитирующий против Соввласти, в этом использовал, преимущественно, монашек Соболеву, Махонькову, Волкову и двух монашек Ефимовых… Кроме этого, в 1931г.

он подговорил церковного старосту чтобы последний поехал в Москву ходатайствовать об открытии церкви, что и было сделано, а также поп Смоленский использовал для этой цели монашек, которые также занимались хождением по дворам, агитируя граждан за открытие церкви.

Вся а/с агитация проходила под углом и для срыва мероприятий Соввласти”

Из показаний “свидетелей”:

“12.02.-с.г. во время молебна, монашка Соболева и поп Смоленский были у меня дома и… Смоленский говорил: “Конечно, у коммунистов ничего не выйдет, т.к. они очень жмут крестьян налогом” .

“В мае с.г. поп Смоленский мне говорил: “Ты, наверное, состоишь в ударной бригаде и строишь Пятилетку, но все это напрасно, т.к. скоро будет война, и все это будет разрушено. Коммунисты переживают сейчас большие затруднения и чтобы выкрутиться, хотят начать войну. Но Советской власти осталось существовать 5 лет, а потом все будет по-старому”.

“21.05.-с.г. на праздник “Николы” поп Смоленский вместе с монашкой Соболевой был в д.Аксеново, где среди группы крестьян он говорил: “Колхоз для вас гибель, нужно из него уходить. Вы заблуждаетесь, опомнитесь, что вы делаете!”.

“21 мая 1931г. на праздник Николая Чудотворца поп Смоленский и монашка Соболева направились по приходу в Аксеново, зачастую заходили к беднякам, колхозникам и подолгу сидели и поп Смоленский проводил агитацию против колхоза…”.

27 мая 1931г. было составлено обвинительное заключение:

“… Установлено, что во Фряновском участке Щелковского района имеется а/с группировка монашек, руководимая попом пос.Фряново, которая ведет а/с агитацию среди окружающих деревень, а также и среди рабочих Интернациональной фабрики, следствием чего тормозится коллективизация, проведение различных кампаний на селе, а также среди отсталой части деревни возникает а/с настроенность.

Церковь пос.Фряново являлась сборищем окружающих деревень с одной стороны на почве моления. С другой стороны – священник церкви Смоленский В.Г., соприкасавшийся с приходившими монашками Ефимовой А.Я., Ефимовой Е.В., Соболевой Е.А. и Махоньковой А.Ф., будучи настроен антисоветски, также обрабатывал монашек, давая им установки вести а/с агитацию.

Активировало вышеуказанную группу церковников то обстоятельство, что в апреле с/г рабочие Интернациональной фабрики постановили закрыть эту церковь. После этого вышеуказанные монашки во главе с попом стали будировать крестьян окружающих деревень, дабы противостоять предполагаемому закрытию церкви.

Совет

Для этого они использовали отдельные встречи с крестьянами, хождение по домам. Во время молебнов церковники повели активную а/с агитацию, касающуюся не только закрытия церкви, но и проводимых на селе общественно-политических кампаний, против каковых они также настраивали крестьян…

Церковники также вели открыто а/с агитацию среди крестьян-единоличников и колхозников.

Во время Пасхальных хождений по домам поп Смоленский и монашки Соболева, Ефимовы, Махонькова вели а/с агитацию среди крестьян и рабочих, настраивая их против Соввласти.

Для более широкой а/с деятельности поп Смоленский давал установку монашкам вести в деревнях а/с деятельность по месту их жительства, что монашками и делалось.

Обвиняемые своих связей между собой не отрицают, ссылаясь на то, что связи их вызваны лишь совместным молением, но в антисоветской деятельности, направленной к срыву и противодействию мероприятиям Соввласти виновными себя не признали”.

Из показаний о.Василия на допросе:

“…Мне хорошо знакомы монахини: Елизавета Соболева, Евгения и Александра из с.Головино, Аграфену Федоровну из д.Еремино – не знаю. Я с ними ничего [против Соввласти] не говорил. Также я не проводил с верующими а/с агитации. Себя виновным не признаю. Больше ничего показать не могу…”.

В деле сохранились письма от сыновей о. Василия. Прошение из села Алешина, с просьбой приехать служить к ним в храм. Есть справки из сельсовета на приглашение священника. Сохранился паспорт о. Василия.

Дело было вынесено на заседание “тройки” при ПП ОГПУ по Московской обл., которая 10 июня 1931 г. приговорила всех проходивших по делу к 5 годам ссылки в Казахстан этапом.

На все запросы, посланные в различные инстанции Казахстана, пришли ответы, что сведений о Смоленском Василии Григорьевиче – нет. Домой из Казахстана он не вернулся.

Судьба неизвестна [1] . По сведениям родных сослан в Минусинск , погиб в лагерях.

7 марта 1990 года отец Василий Смоленский был реабилитирован.

Награды

Обратите внимание

6 мая 1909 года во внимание к примерно усердной службе и полезной духовно-просветительской деятельности пастора награждён набедренником ,

6 мая 1913 года награждён скуфьёй ,

имеет юбилейный крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Использованные материалы

Копии листов дела № 75493, взятые в ГА РФ г. Москва. Копии взяты в феврале 2008 года. Копии листов дела переданы в ПСТБУ и во Фряновскую церковь.

Щелковский горархив. Фонд памятников. Иоанно-Предтечевская церковь во Фрянове. Анкета настоятеля о. Василия Смоленского, март 1930 г.

Там же, фонд ЗАГС. Метрические книги Знаменской церкви с. Амерева.

Там же. Фонд 1920-х гг. Дела о лишении избирательных прав и восстановлении.

Сообщение правнука Владимиром Алексеевичем Смоленским, Москва.

Сведения из архива, переданные Надеждой Голубятниковой

ЦИАМ, Ф.1371. Оп.1.Д.40.Лл.75-75об.

http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/oem/ans/…WeCQ

[1] ГАРФ, дело П-75493

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2305909.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector