Святитель антоний воронежский

Святитель Антоний Воронежский

Батюшка, помните Улиньку? Праведница она была, хотя и мало знали о ней. Тщательно скрывала свои подвиги от посторонних и только иногда нет-нет да и приоткроется, и блеснет неземным светом духовная красота ее души.

— Несомненно, праведница, раба Божия, и молитва ее была сильна пред Господом, в чем не раз я убеждался на самом себе.

В Киеве она появилась еще до революции, но тогда немногие о ней знали. О жизни ее не было известно почти ничего, так как при всякой попытке поговорить с ней она начинала говорить иносказательно, причем разобрать смысл ее речей было совершенно невозможно. Однако, исповедуясь, она всегда ясно и четко называла свои грехи.

Был я в то время настоятелем храма, и было у меня много скорбей в то тяжелое время непрерывных гонений на Церковь Христову. А тут еще и семейное горе: тяжко заболела моя жена. Жизни ее угрожала опасность, необходима была серьезная операция. Погруженный в свои невеселые думы, шел я зимой, утопая в сугробах, в храм на богослужение.

Обратите внимание

На душе было скорбно и тягостно: я терял мать своих детей, которых сам не смог бы воспитать.

Во мгле вечерних сумерек неожиданно обрисовалась какая-то фигура. Еще немного — и я узнал в этой фигуре Улиньку. Как я обрадовался ей в эту минуту.

— Улинька, родная, помолись, горе у меня большое: жена умирает, дети остаются сиротами!

Улинька вздрогнула, вся как-то сжалась в комок, втянув голову, и через некоторое время уже совершенно разумно ответила:

— Буду молиться. Бог милостив, не оставит сиротами твоих детей.

Дома между тем застал я еще более тревожную картину. Только что был профессор. Состояние больной стало настолько угрожающим, что к утру было решено оперировать. Больная тяжко страдала, не находя облегчения даже от наркотиков. Вы сами понимаете, как мне тяжело было терять близкого человека.

Со слезами умолял я Господа пощадить меня и избавить от этого испытания. Как забылся я кратким сном, не помню, только вдруг представился мне так ясно покойный старец Нектарий, а с ним некий Святитель, схожий обликом с приснопамятным архиепископом Антонием Воронежским.

С воплем бросился я к старцу.

— Батюшка, что же это будет — жена умирает!

Старец слегка отстранил меня рукой: «Ничего, ничего, не бойся.» А потом, подойдя к болящей, медленно начертал елеем на ее челе крест.

В ту же минуту я с криком проснулся.

Больная вздохнула: «Как мне легко, спокойно стало,» — сказала она.

Утром операция оказалась ненужной.

Радостно спешил я в храм благодарить Господа за столь явное чудо. Подходя к церкви, я увидел, как из-под сугроба на чьей-то могиле вынырнула Улинька и буквально бросилась ко мне:

— Ну как с супругой?

— Чудо, Улинька, чудо! Господь исцелил ее. Ты молилась, Улинька?

— Ну, где мне молиться, — ответила она и забормотала что-то непонятное.

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/chudesa-v-pravoslavii/svyatitel-antonij-voronezhskij.html

2 января. Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский

Церковный календарь. 2 января (20 декабря ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня начинает совершаться Предпразднство Рождества Христова, а также мы творим память: сщмч. Игнатия Богоносца, епископа I – начала II века. Свт. Филогония Антиохийского, епископа IV века. Свт. Даниила II, архиепископа Сербского XIV века.

Прп. Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах почивающего, XV век. Свт. Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского XIX века. Св. прав. отца Иоанна Кронштадтского, несшего свое служение во второй половине XIX – начале XX столетия.

Прославляются иконы Божией Матери: Новодворская и «Спасительница утопающих» (Леньковская, Новгород-Северская).

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня поговорим о святителе Антонии Воронежском.

Важно

Будущий святитель, в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий, родился 29 октября 1773 года в слободе Повстин Пырятинского уезда Полтавской губернии. Старший сын в многодетной семье протоиерея, он учился грамоте дома по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе.

По окончании Киевской духовной академии одним из лучших студентов в августе 1796 года Авраамий Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру и 21 февраля 1797 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. В апреле последовала хиротония во диакона.

Иеродиакон Антоний был заведующим лаврской библиотекой, впоследствии был известен как блестящий проповедник.

20 ноября 1799 года будущий Воронежский святитель был рукоположен во иеромонаха. В 1808 году назначен заведующим лаврской типографией. Отец Антоний был строгим постником, молитвенником, аскетом, отличался нестяжательностью, раздавал нищим большую часть своего жалованья.

20 сентября 1814 года иеромонаху Антонию было определено быть начальником Ближних пещер. После этого вскоре им было подано прошение о принятии великой схимы, но оно было отклонено.

2 января 1815 года иеромонах Антоний (Смирницкий) был назначен наместником Киево-Печерской лавры.

В течение всей жизни он имел благоволение императоров и милость всего царского двора, что в дальнейшем особенно проявилось на Воронежской кафедре.

В начале 1826 года наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Антоний был избран епископом на вдовствующую Воронежскую кафедру. 31 января в Киево-Печерской лавре состоялось его рукоположение во епископа Воронежского и Черкасского, которое возглавил киевский митрополит.

Вскоре после рукоположения епископ Антоний сказал: «Вот, при всем своем недостоинстве, я — архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых — Митрофан и Тихон.

Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут».

Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной: она включала в себя всю область Донской земли, простираясь до Азова. Начав обозрение епархии, владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути.

Совет

При всей своей неутомимости епископ Антоний был не силах посетить самые дальние пределы вверенного ему края ввиду обширности епархии. Поэтому Святейший Синод в 1829 году выделил наиболее удаленную часть Воронежской епархии в отдельную Новочеркасскую епархию.

Тогда же Воронежский архипастырь получил титул епископа Воронежского и Задонского.

Особой заботой преосвященного Антония было устроение в епархии монашеской жизни. Его трудами была восстановлена древнейшая обитель Воронежского края – Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

За годы архипастырства святителя Антония на Воронежской земле было построено 63 новых храма.

Он был одним из сторонников и инициаторов перевода на русский язык творений святых отцов, помимо этого, способствовал развитию церковного издательского дела.

Особое попечение о своей пастве святитель Антоний проявил во время эпидемий холеры в 1830 и 1831 годах. По милости Божией, молитвами святителя Антония в те дни эпидемия не коснулась Воронежа. Одной из главнейших забот епископа Воронежского и Задонского Антония стала подготовка к прославлению святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству современников, называл преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.

Особое внимание архиепископ Антоний уделял развитию духовного образования в Воронежском крае. В 1837–1838 годах были открыты духовные училища в Задонске и Павловске.

Обратите внимание

Воронежский архипастырь регулярно посещал экзамены в семинарии и училищах, приглашал на них губернатора, дворянство и купечество, которые охотно материально поддерживали духовные школы.

Сам святитель Антоний с отеческой любовью относился к семинаристам, из личных средств поддерживая бедных воспитанников семинарии и училищ.

В 1830 году святитель Антоний открыл особый Воронежский тюремный комитет, жертвовал значительные суммы на устройство благотворительных обедов.

 Дважды, в конце 30-х и начале 40-х годов XIX века, архиепископ Антоний подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру по состоянию здоровья, но оба раза получил отказы. Более святитель об увольнении на покой не просил.

20 декабря 1846 года, в полдень, благословив присутствующих, святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский, тихо отошел ко Господу. Он был погребен 27 декабря у Благовещенского собора Митрофанова монастыря, в склепе, близ усыпальницы святителя Митрофана. Над местом его погребения была положена чугунная плита.

В августе 1956 года состоялось перенесение останков святителя Антония с места уничтоженного безбожниками Митрофанова монастыря на городское кладбище, где они и были захоронены, после чего место нахождения могилы святителя было утеряно.

Святителю отче Антоние, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-2-yanvarya-2017g

Антоний, архиепископ Воронежский, святитель (1846)

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Родился святитель Антоний 29 октября 1773 года в селе Повстине Пырятинского уезда Полтавской губернии в благочестивой семье священника.

С самого раннего детства воспитывался в духе благочестия, он очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул.

Но Господь спас Своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.

Первым педагогом его был родной отец.

Важно

В 1783 году поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что и получил свою фамилию «Смирницкий».

После окончания училища поступил в Киевскую духовную академию.

В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принятьмонашество, жаль было расставаться с миром. Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о страшном суде.

Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в Лавру в число братии. Прошение Авраамия было принято и с этого времени началось служение его в Лавре.

21 февраля 1797 года был пострижен в монашество с именем в честь преп. Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен воиеродиакона, а 20 ноября 1799 года — во иеромонаха.

С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. «Много лет я прожил,- обыкновенно говаривал он,- а добрых дел нет». Если кто хвалил его, он всегда замечал: «Он еще не все знает мои слабости и недостатки».

Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, делал проповеди), а вне храма с 1808 года заведывал лаврской типографией. Личная жизнь иером. Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.

20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.

2 января 1815 года был назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять иером.

Совет

Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах Лавры, являясь во всем примером для братии.

Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.

Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших Лавру. До вечерни его келья была открыта для всех, и всем приходившим к нему он уделял внимание, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.

10 июля 1817 года был возведен в сан архимандрита.

Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды Лавру посетил государь со своим хором. По желанию государя литургию служил наместник Лавры Антоний, а пели придворные певчие.

После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. «Скоропоспешно, — ответил Антоний, — так что я затруднялся в чтении молитв». «Люди дорожные», — оправдывался государь.

«Дело Божие, — сказал набожный и прямодушный наместник, — должно делать в надлежащем порядке.

Незадолго до смерти, уже больной, архиепископ Антоний посетил Задонск, где были обретены мощи свт. Тихона. Это событие наполнило радостью сердце Антония. Перед гробом святителя он воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром!»

Скончался 20 декабря 1846 года в десятом часу вечера, на 74 году жизни. Погребение его было совершено 27 декабря в Благовещенском соборе, рядом с могилой свт. Митрофана.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Antonijj_arkhiepiskop_Voronezhskijj_svjatitel_1846.html

Нетленный венец святой руси

Святитель Антоний — это святой, первым из духовных лиц подтвердивший непрелестность откровения Н. А.

Мотовилову о воскресении из мертвых преподобного Серафима: «Да, это не прелесть, а Божественное откровение вам и очень легко может быть и даже нужно и необходимо для Церкви Святой, ибо вера в воскресение из мертвых столько важный православно-христианский догмат, что святой апостол Павел прямо говорит: «И аще воскресения мертвых несть… суетна вера ваша… окаяннейши всех человек есмы». И произошло это в Воронеже через год или два после успения батюшки Серафима.

Читайте также:  Священномученик сергий родаковский

Сам святитель умер в 1846 году и был похоронен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана.

Обратите внимание

В 1914 году над его могилой были устроены часовня-усыпальница и мраморное надгробие, а комиссия, осматривавшая останки святителя Антония, обнаружила нетление его тела и одежды. Что послужило толчком для подготовки канонизации святителя, которой помешала только наступившая революция.

В годы Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен, а в пробоинах склепа можно было увидеть гроб архиепископа Антония с находящимися там мощами.

После войны на месте обители было решено построить здание Воронежского Государственного университета, и в 1956 году началась расчистка руин Благовещенского собора. Но однажды вечером работавший там экскаватор сломался, а работавшему на нем экскаваторщику явился во сне святитель Антоний и сказал, чтобы дальше расчищали только лопатами, потому что там его склеп.

Что и выяснилось на следующий день, после чего, по согласованию с властями, были вызваны представители Воронежской епархии, которым было позволено извлечь из склепа гроб святителя, а также останки тех архиереев, которые нашли по соседству. Затем они были перевезены на грузовике на территорию Коминтерновского кладбища и захоронены, по официальной версии, в одной общей могиле.

Но при перезахоронении останков Воронежских святителей в 1993 году, гроба с мощами архиепископа Антония там не обнаружили. И с тех пор не раз пытались отыскать его могилу на территории этого и Задонского кладбищ, вскрыв за это время семь захоронений. При этом однажды обнаружив и ложное, с кусочками архиерейской мантии и пуговицей от нее на дне пустой могилы с крестом наверху.

Но подлинное так и не нашли.

Захоронение святителя Антония могли обнаружить уже через год после его прославления в лике местночтимых святых в 2003 году, но этому помешало следующее чудесное событие.

Летом 2004 года я находился один в одном из кабинетов Воронежского епархиального управления в тот момент, когда туда зашла женщина, приехавшая поведать о месте расположения захоронения святителя Антония (Смирницкого).

В ходе завязавшейся беседы она пояснила, что эта малоприметная могила находится в укромном уголке Коминтерновского кладбища и о ней знает лишь небольшой круг лиц. И что об этом захоронении она узнала от своих старших подруг, которые до того ухаживали за ним. А теперь она продолжила их дело.

Важно

Местоположение ее я уточнять не стал и сразу, увидев неслучайность произошедшей встречи, задал ей вопрос: «Знаете ли Вы о предстоящем воскресении из мертвых преподобного Серафима Саровского и об его отношении к владыке Антонию?» «Да» — ответила она, — и тогда я, по внушению свыше попросил ее набраться терпения и никому не сообщать о месте нахождения могилы до его воскресения из мертвых. С чем она с радостью согласилась и уехала домой в Северный район города Воронежа. Моя память, к сожалению, не сохранила ее имя и я помню только, что она ходила на службы в один из храмов, расположенных неподалеку от указанного кладбища.

Благословляя ее на это, я тогда и не предполагал, что однажды займусь поиском этого захоронения и обнаружу его в день летнего праздника преподобного Серафима Саровского — 1 августа 2012 года, получив на это благословение схиигумена Агафона (Чеснокова) после обретения мощей преподобного Тихона Луховского.

По прибытию в Воронеж подобное благословение было дано мне и в местном епархиальном управлении. Но, добравшись в тот день до Коминтерновского кладбища и узрев его обширность и заброшенность, я понял, что это дело будет очень нелегким.

Ибо ближайшее массовое посещение кладбища будет только через год — на Пасху 2013, и мое возможное объявление на ограде кладбища о поиске захоронения святителя будет прочитано нужными людьми очень нескоро. Если будет прочитано вообще. Ведь не все люди пользуются центральным входом, а проходов в заборах со всех сторон было более чем достаточно.

Точно так же казались неэффективными и объявления в местных газетах. Поэтому мной был выбран путь молитвы и поиска путем опроса священников и мирян, с одновременным поднятием архивов и материалов прежних раскопок. Но в итоге беседы с кладбищенскими работниками и поисковиками ни к чему не привели.

В то время как знакомые верующие подсказали, что возможно выйти на людей, которые ухаживают за могилой святителя, посещая могилу известного старца Феодора, где те наверняка бывают. Время от времени я тоже стал посещать захоронение старца и могилки лежащих рядом с ним православных подвижников, почувствовав правильность этого пути и явную поддержку со стороны Воронежских святых. И они нам помогли.

Приближался праздник преподобного Серафима Саровского. Моя помощница Наталия В., старанием которой была изготовлена рака Преподобного, после отдыха в Крыму решила заехать ко мне домой, чтобы стать участницей праздничного богослужения в нашем домовом храме Святых Царственных Мучеников.

И уже после вечерни предложила отслужить утром Литургию батюшке Серафиму, прочитать акафист святителю Антонию и сразу ехать на Коминтерновское кладбище. С чем я согласился, хорошо помня о том, что батюшка Серафим управляет многим именно через нее.

И вот результат, описанный ее словами:

«На обратной дороге из Феодосии, по договорённости с о. Виктором, 31 июля я приехала к нему на праздничное богослужение.

Совет

Во вторник он отслужил вечернюю службу и я помогала ему в меру своих скромных возможностей. На следующий день, 1 августа, была отслужена праздничная Литургия, посвящённая преп. Серафиму.

Потом начался молебен, во время которого мы пропели акафист Преподобному, а затем акафист Святителю Антонию.

Что удивительно, хотя мы пели его в первый раз (до этого ни разу даже не читали), получилось у нас довольно слаженно и красиво. Поддержка была явной. В завершение всего о. Виктор освятил две вновь написанные Богородичные иконы: «Леушинская» и «Воскрешающая Русь».

Мы доехали до автовокзала, где нас встретил воронежец Сергей и отвёз на кладбище. И сразу пошли приложиться к могилке старца Феодора, где увидели трех женщин, одна из которых лежала на надгробном камне на могилке блаженной Елены, по всей видимости, долго «дожидаясь» нас.

На наш вопрос, не знают ли они, где находится могила Святителя Антония, женщина постарше ответила, что знает, и назвала номер квартала, где он захоронен, даже хотела нас проводить, но до тех пор пока о.

Виктор не сказал, что у него есть благословение от действующего архиерея на поиск мощей Святителя. Услышав это, женщина не захотела нам показывать место захоронения, сказав, что Святитель против обретения его мощей.

Якобы, нынешним священникам мощи нужны только для собирания денег и нужно ждать прихода Царя или пока Святитель сам не укажет место своего захоронения.

Все наши уговоры были тщетны, и мы, положившись на волю Божью, пошли искать могилу сами, в том квартале, на который она указала в начале разговора. После этой встречи нам сразу стало ясно, что развешивание объявлений на кладбище не привело бы ни к какому результату.

Подойдя к названному кварталу (а это в другом конце кладбища), мы разделились.

Мы с Сергеем пошли направо, с двух сторон ряда из 4-х могил, так, чтобы ничего не пропустить, а о. Виктор пошёл налево.

Как потом оказалось, в его сторону расстояние до конца кладбища было более коротким, чем в нашу сторону. Чем дальше мы продвигались с Сергеем, тем сложнее это было делать из-за поломанных деревьев и заросших могил.

Обратите внимание

Минут через 20 позвонил о. Виктор и сказал, что он нашёл захоронение и чтобы мы возвращались на исходную позицию. Встретившись, он провёл нас к могилке по довольно протоптанной дорожке. На могилке мы увидели металлический крест, покрашенный серебристой краской, к которому прикреплён ящичек (тоже металлический, с отверстиями), в котором горит постоянно лампадка.

Над ящичком прикреплена табличка с надписью: «Святитель отче наш Антоний, моли Бога о нас. Аминь», а выше приклеена икона с тремя Воронежскими Святителями. Внизу стояли цветочки и лежала записка. Могила ухоженная, но видно, что ухаживают за ней женщины.

Оградка покосившаяся и лавочка сделана из двух пеньков, на которые положена неструганная доска. Цветочник выложен белыми камушками. По словам о. Виктора, когда он подходил к этой могилке, то почувствовал благодать.

Действительно, нам с Сергеем не хотелось оттуда уходить, было чувство умиротворения и радости от того, что мы нашли Святителя и продвинулись на ещё одну ступеньку к обретению мощей батюшки Серафима».

А затем я сделал то, что делал и раньше в Тихоно-Лухском монастыре. Помолился и лег на могилу святителя. И снова услышал четко прозвучавшие в моем помысле слова: «Я – здесь!»

Интересным было и свидетельство брата Сергия о том, что он, как и многие воронежцы, много лет бывал на могилке старца Феодора, но никогда не слышал, чтобы кто-либо говорил о могиле святителя Антония.

А потом была создана комиссия, которая побывала на найденном захоронении.

Те из ее членов, которые участвовали в предыдущих поисках и раскопках, а также при перезахоронении 1993 года, ее НЕ УЗНАЛИ! После чего сомнения в том, что эту могилу никогда не вскрывали, у комиссии отпали. И было принято решение поднять все возможные архивы, которые в результате ничего не прояснили. Ни местные, ни московские.

А в декабре 2012 года, находясь в епархиальном управлении, я столкнулся с пожилым протодиаконом Андреем Танковым, с которым был знаком с начала 90-х. И начал говорить с ним по поводу явления в 1956 году святителя Антония экскаваторщику, которого отец Андрей, вроде бы, знал.

Важно

Но он сказал, что это не он, а его знакомый Иван Дмитриевич, проходивший мимо разрушенного Благовещенского собора в тот самый день, когда там доставали из склепа гроб воронежского святителя, слышал рассказ экскаваторщика о явлении ему во сне архиепископа Антония! Но когда я сообщил ему о том, что Господь вывел нас на могилу святителя… ОКАЗАЛОСЬ(!), что отец протодиакон давным-давно знает ее месторасположение! И уточняет то, что он ПОХОРОНЕН СПРАВА ОТ МОГИЛЫ ПЕРЕЗАХОРОНЕННЫХ В 1993 ГОДУ ВОРОНЕЖСКИХ АРХИЕРЕЕВ (в том самом месте, которое мы нашли)! И не раз посещал ее на протяжении 30 лет. Но считал, что его мощи в том году также были выкопаны кем-то и хранятся теперь на дому. И поэтому больше туда не ездил.

А то, что никто на него при прошлых поисках захоронения не вышел — это явное управление свыше. Ведь он служил в центре города Воронежа и часто бывал в епархиальном управлении, но при этом даже не слышал, что захоронение третьего воронежского святителя ищут с конца 80-х годов.

А затем мы повезли его на кладбище, где он сам провел нас к могиле святителя Антония. И рассказал, что начал ходить в церковь в 1959 году. На Пасху 1961 или 1962 года, после службы в Покровском соборе города Воронежа, он пришел на это кладбище вместе со своим старшим братом по вере Петром Васильевичем (фамилию запямотовал), 1910 года рождения.

От центрального входа они прошли в самый конец кладбища, повернули налево и оказались около могилы недавно перезахороненных здесь воронежских архиереев. На этом захоронении стоял большой крест, а вокруг размещалась хорошая ограда.

Со всех сторон могилы находилось множество православных, читающих акафист, молящихся и восклицающих: «Христос Воскресе!» Они приложились к этому кресту, а затем Петр Васильевич потихоньку сказал молодому Андрею Ивановичу о том, что в расположенной рядом могиле с хилым деревянным крестом и невысокой оградой ЗАХОРОНЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ (СМИРНИЦКОГО).

И что ему надо всегда молиться. И они потихонечку приложились к этому кресту, на котором не было никаких надписей, а поверх могилы находился обычный земляной холмик. Мало кто знал, кому принадлежит эта могила, но Андрей Иванович видел, что некоторые к ней, все-таки, прикладываются.

О ее принадлежности, храня тайну, он никому не говорил, но сам всегда на Пасху посещал обе эти могилы, вплоть до того момента, когда услышал, что могилы были вскрыты, а останки архиереев были перенесены в Акатов монастырь.

А теперь, по его словам, он понял, что могила святителя так и осталась НЕПОТРЕВОЖЕННОЙ, и только новый металлический крест и ограда ему совсем незнакомы.

И нам стало понятным, что эта могила точно на 100% является могилой святителя Антония (Смирницкого)!!!

Но затем вопрос о ее вскрытии постепенно сам собой сошел на нет, став делом будущего времени. В полном соответствии с полученными нами к тому времени благословениями преподобной Досифеи Киевской, давшей ясно понять, что ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕКРАЩЕНЫ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Аминь.

Источник: https://tainadiveevo.ru/obretenie-zakhoroneniya-antoniya-voronezhskogo-smirnitskogo

«Служка святителя Митрофана»

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ «ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ»

СВЕТ МИРУ РУССКАЯ СВЯТОСТЬ СТРАНИЦА 12

20 декабря / 2 января – память свт. Антония,
архиепископа Воронежского

 

Святитель Антоний

Имя Антония, архиепископа Воронежского, при котором совершилось великое торжество обретения мощей святителя Митрофана, было широко известно при его жизни. Богомольцы, бывавшие в Воронеже, приносили домой рассказы о притягательном образе Воронежского Владыки; не умерла память о нем и по его кончине.

Читайте также:  Священномученик александр сидский (памфлийский)

Преосвященный Антоний, в миру Авраамий Гавриилович Смирницкий, родился 29 октября 1773 года в селе Повстин Пирятинского уезда Полтавской губернии, в благочестивой семье священника. 

Усердие к Церкви, набожность, тихость нрава были присущи Авраамию с раннего возраста. Отправляясь в храм, он выпрашивал у матери денег на свечи.

Однажды на Новый год, догоняя отца, который, не разбудив мальчика, пошел служить утреню, Авраамий попал в прорубь. Божия сила удержала его на поверхности воды. Было еще совсем темно. В это время неподалеку ехали крестьяне.

Совет

Почуяв тонущее дитя, пристяжная лошадь шарахнулась в сторону. Крестьяне остановились и, распознав причину испуга лошади, вытащили ребенка.

Отец начал обучать грамоте Авраамия довольно рано, так что, еще не достигнув десяти лет, он часто заменял на клиросе причетников. На одиннадцатом году отец отвез сына в Киевское духовное училище, из которого он, как лучший ученик, перешел в Академию.

Уже в те годы Авраамий внушал к себе такое доверие, что во время прохождения академического курса полтавский помещик пригласил его в качестве воспитателя своих детей. Смирницкий занимал с этими детьми особую квартиру, куда поселил и своих меньших братьев.

Руководя молодым обществом, он ввел в его жизнь начала, подобные монастырскому уставу. Вставши рано, ученики молились Богу и, здороваясь с наставником, должны были сказать ему, память какого святого празднует в тот день Церковь. Несколько раз в неделю положено было читать дневные акафисты.

А для исполнения заповеди милосердия наставник принял на эту квартиру бедного престарелого странника и покоил его. Каждый день Авраамий бывал у обедни и из церкви уже отправлялся на лекции.

Окончив Академию, Смирницкий получил предложение вступить в брак. Старший протоиерей армии Суворова предоставлял ему за дочерью свое место. Однако брак не был благословлен находившимся уже на смертном одре митрополитом Самуилом: «Не благословляю. Смирницкому другие пути назначены».

Такой исход дела глубоко обрадовал Авраамия, смущавшегося женитьбой. Без колебаний он поспешил исполнить давно задуманное дело. 13 августа 1797 года под трезвон колоколов Авраамий вошел в Киево­Печерскую лавру. Он избрал царский путь, монашеский, и успел на нем достигнуть многого.

На первой неделе Великого Поста 1797 года юноша был пострижен в иночество с именем Антоний, в 1799 году посвящен в иеромонаха. Он строжайше держал монашеское правило, надел власяницу, ночи проводил на молитве и только краткое время отдыхал на жестком ложе, покрытом черным сукном. Антоний редко ходил на трапезу, и ту пищу, которую по сочувствию приносил ему в келью один брат, раздавал нищим.

Обратите внимание

Последовательно занимая несколько должностей, 2 января 1815 года он был поставлен наместником Лавры. В 1816 году, посещая Киев, в обители несколько раз был Император Александр I.

Антония приглашали для беседы к Государю, который пожаловал ему при отъезде наперсный алмазный крест. В 1818 году наместник Антоний был возведен в сан архимандрита, 31 января 1826 года – рукоположен во епископа граду Воронежу.

Перед отъездом он говорил: «Не надеюсь на себя, там есть два святителя Христова – Митрофан и Тихон. Их молитвы подкрепят меня».

Одним из первых дел по прибытии Преосвященного Антония на кафедру стало обновление ветхих и сооружение новых храмов. В промежуток только с 1833 по 1845 годы в епархии построили 63 церкви.

Вместе с тем архипастырь старался укрепить почитание икон, говоря много об их великом значении.

В 1831 году, во время эпидемии холеры, он подвигнул духовенство на неопустительное исполнение обязанности напутствовать умиравших; благодаря увещеваниям его, множество народа говело, и те, которым пришлось умереть, перешли в иную жизнь подготовленными.

В первые же годы управления Преосвященного Антония Воронежскою епархиею число несомненных знамений от святителя Митрофана особенно увеличилось, и 6 августа 1832 года состоялось торжество обретения его святых мощей. Еще до этого события многие хотели иметь изображение его лика, в том числе и сам владыка Антоний.

Он просил художника Шевцова снять копию с одного старинного портрета подвижника. Но из­за большой его ветхости Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: «Ты будешь видеть святителя наяву или во сне». На следующую же ночь художнику во сне явился старец, в котором он узнал Воронежского святителя.

Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святого Митрофана.

Мощи святителя
Митрофана Воронежского

В делах управления Преосвященный Антоний отличался особою совестливостью и тонкою мудростью. Он подробно знал правила церковные и гражданские законы, но в важных случаях любил спрашивать независимое суждение членов консистории.

Важно

Если бывало, что во время епитимии семья виновного священнослужителя терпела нужду, Преосвященный помогал ей; вообще он любил смягчать или отменять наказания. «Не долго, – говорил Владыка, – сделать несчастным человека.

Нам, начальствующим, должно спасать, а не губить».

Когда Преосвященный Антоний приходил в семинарию, младшие воспитанники окружали его, как пчелы. Особенно усердно посещал Владыка ее на первой, «голодной» неделе Поста.

По воронежскому обычаю в прощеное воскресенье к нему приходили просить прощения горожане и приносили большие белые хлебы, которые, из усердия к любимому архипастырю, достигали громадных размеров (до 3/4 аршина в диаметре) (ок.

50 см., – примеч. ред.). Эти хлебы он раздавал в семинарии.

Посетителей Преосвященный Антоний принимал после обеден и вечером. К нему шли и ехали, как к родному; он вникал в жизнь людей, сочувствовал и помогал молитвою, советом, деньгами.

Он имел великий дар назидательного обращения. На прощание Владыка непременно дарил гостям иконы, книги и большие белые хлеба.

Часто он давал иконы согласно с тайным сердечным желанием лица и иногда такие, которые посетители раньше долго искали и не могли найти.

Неистощимо, удивительно, неудержимо было милосердие Преосвященного Антония! Украшением его дома, сокровищем, за которым он бегал, были бедные.

Ежедневно утром и в полдень нищие наделялись им деньгами чрез келейника; кто не мог дойти до дома архиерейского, посылал доложить о себе, и помощь присылалась на дом.

Совет

Многие получали продовольствие – муку, пшено, масло, а в праздник и рыбу; вдовам с сиротами строились иногда дома.

Молитва была для Преосвященного Антония то же, что дыхание. Владыка любил служить, и служение его отличалось торжественностью. Порядок священнодействий был весьма стройный, хор – замечательный, голоса диаконов – редкие. Какой­то трепет наполнял присутствовавших при ожидании входа Владыки в храм. Благоговение и святость выражались на лице его.

Он шел неспешно, мерно и величественно, в каждом движении было видно ревностное воодушевление. Особая бодрость духа и окрыление архипастыря сообщались и молившимся; сослужившие чувствовали священный страх. Возгласы Владыка делал громко и благозвучно. Если в богослужении случалось замешательство, он тихо, иногда одним взором, приводил все в порядок.

Пение святитель Антоний любил спокойное, стройное, умилительное, церковного характера, без прикрас. В покоях своих любил много икон, озаренных лампадами. Отдыху Преосвященный уделял мало времени, большую часть ночи проводя в молитве.

В 7 часов совершалась Литургия, и потом Владыка занимался чтением святых, делал выписки.

Затем начинались занятия делами, за сим – раздача милостыни, обед, снова чтение, краткий отдых, письменные занятия, вечерня, всенощная, прием посетителей и молитва.

В начале 1846 года Преосвященный чувствовал себя крайне слабым, но не оставлял трудов. В Задонском монастыре стал грозить разрушением свод над местом погребения святителя Тихона: гроб нужно было перенести.

Владыка во время раскопок стал в келье на молитву, и, когда поздно вечером были обретены святые мощи, он, несмотря на крайнюю сложность пути к могиле, пробрался в нее.

Обратите внимание

Припав к персям святителя, архипастырь со слезами благодарил Бога, что ему, по желанию сердца, дано перед смертью видеть мощи святого.

С 12 декабря Владыка заболел и не принимал уже пищи, от лекарств отказался. Тем не менее, он занимался делами, диктовал поздравления к Рождеству. 17­го утром совершили в комнате Преосвященного водосвятие, а 18­го в мантии и омофоре он приобщился Святых Таин от духовника.

20­го утром назначил в шесть часов пополудни Соборование, послал на почту денежные письма бедным и раздал милостыню пришедшим к нему. На Соборовании архипастырь сам прочел последнюю молитву – «Простите мя, отцы и братия».

Благословив всех, он перешел с кресел на ложе; осенив обеими руками, разрешил находившихся под запрещением и отпустил всех.

Чрез четверть часа Преосвященный сильно постучал в двери, призывая своих чад. Он в последний раз возложил крестообразно руки на головы присутствовавших, духовник стал читать отходную, после которой архиепископ Воронежский и Задонский Антоний предал дух Богу – 20 декабря 1846 года, в пятницу, в четверть девятого вечера, на 74­м году жизни…

Он называл себя «служкой святителя Митрофана», говорил: «Я сельский житель, из села Божией Матери», но какой величественный, обаятельный, трогательный встает образ при его смиренном имени!..

Е.Н. ПОСЕЛЯНИН

Русские подвижники XIX века.
СПб., 1910.

Печатается в сокращении

26 июня 2008 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил святителя Антония Воронежского в лике святых.

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник

Источник: http://www.pkrest.ru/145/145-12.html

Святой: Антоний (Смирницкий)

Архиепископ Антоний (в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий; 29 октября 1773 — 20 декабря 1846) — архиепископ Воронежской и Борисоглебской епархии Православной российской церкви.

Содержание

Жизнеописание

Авраамий Гаврилович Смирницкий родился 29 октября 1773 года в селе Рутки, Полтавской губернии, Российской империи (ныне расположено в государстве Украина) в семье протоиерея местной православной церкви.

Высшее богословское образование получил в Киевской духовной академии.

По окончании курса, он хотел принять место полкового священника, но, не получив на это благословения Киевского митрополита Самуила, сказавшего на смертном одре, что «Смирницкому другие пути назначены», юный богослов, 27 февраля 1797 года, принял монашество и поселился в Киевско-Печерской лавре, где ему поручили заведовать сперва лаврскою библиотекою, а потом и лаврскою типографиею.

С первых дней иночества Антоний отдался подвигам воздержания, молитвы и смирения; имущества никакого не имел, носил грубую власяницу, всё получаемое раздавал нищим. Все это снискало ему глубокое уважение и обширную известность.

В 1799 году Антоний возведен был в сан иеромонаха, а в 1817 году архимандрита и наместника лавры.

31 января 1826 года он хиротонисан во епископа Воронежского, где тоже вскоре приобрел необычайную любовь и уважение. Воронежская паства благоговела пред своим архиереем, пред его святою, истинно подвижническою жизнью. В Воронеж приходили издалека, чтобы принять благословение Антония и выслушать его совет.

Кто не мог сделать этого лично, обращался письменно и никто не оставался без ответа и назидания. Его смирение было необычайно: «много лет я прожил», — обыкновенно говаривал он, — «а добрых дел нет».

На обращённые к нему похвалы, Антоний всегда замечал только: «он еще не все знает мои слабости и недостатки».

Важно

6 августа 1832 года он сподобился открыть мощи святителя Митрофана Воронежского и затем был возведен в сан архиепископа.

На смертном одре Антоний продиктовал замечательное по своему характеру духовное завещание.

Скончался 20 декабря 1846 года в городе Воронеже. Погребён в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана.

Канонизация

В 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору Православной российской церкви 1917—1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 мая 2003 года митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (Немцов) совершил причисление архиепископа Воронежского и Задонского святителя Антония (Смирницкого) к лику святых Воронежской и Борисоглебской епархии.

Память — 20 декабря (2 января).

Примечания

  1. Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=185

Акафист святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому

Кондак 1

Избраннаго стада овец Христовых пастырю великославный,  святителей Митрофана и Тихона сопрестольниче, пение похвальное в память твою святую днесь приносим; ты же, предстоя Престолу Божию, святителю отче Антоние, поминай нас, тебе почитающих и сице тебе вопиющих:

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Икос 1

Ангельскою чистотою души просиял еси в земнем житии твоем, отче Антоние, ничтоже бо на земли возлюбив, к горнему отечеству стопы твоя направил еси, путем узким и многоскорбным шествуя. Ныне же на Небесех достойно утешаешися, вечною славою облиставаемь; но и нас, земных, не оставляеши, скорую помощь являюще благодарне тебе вопиющим:

Читайте также:  Школа веры: пост в православии

Радуйся, великих святителей преемниче;

Радуйся, добрых пастырей подражателю.

Радуйся, града Воронежа светильниче преславный;

Радуйся, Задонския обители теплое радование.

Радуйся, Пастыреначальника Иисуса благоволение;

Радуйся, благодати Духа Святаго сосуде драгий.

Радуйся, сонма архиереев светлое украшение;

Радуйся, монашествующих славо и похвало.

Радуйся, кротостию и смирением украсивыйся;

Радуйся, молитвою и постом аки двема крилома возлетевый.

Радуйся, житнице щедродательная, гладныя и нищия питающая;

Радуйся, свитче богописанный, глаголами живота вечнаго испещренный.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 2

Видяще благочестивое житие родителю твоею, отче Антоние, со усердием поревнова подражати има в любви ко храму Божию, идеже купно со отцем твоим от чистаго детскаго сердца возношаше хвалу Творцу всех, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имуще свыше просвещен, святитель киевский Самуил не благослови брак тебе, иной путь жития указуя. Зрящи же себе от уз брачных свобождаема, возрадовался еси, блаженне отче. И мы вси, ревнителя чистоты тя похваляя, вопием ти:

Радуйся, целомудрие возлюбивый;

Радуйся, чистоте себе обручивый.

Радуйся, яко не восхоте двема господинома работати;

Радуйся, яко Единому Господу возжела послужити.

Радуйся, книжным учением, яко пищею напитанный;

Радуйся, смиренномудрием, яко питием напоенный.

Радуйся, юношам добрый наставниче;

Радуйся, старцу страннику попечение.

Радуйся, видением Антония Печерскаго обрадованный;

Радуйся, в нем сподобивыйся от преподобнаго причаститися.

Радуйся, иноческаго жития возжелавый;

Радуйся, умныя молитвы делателю изряднейший.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 3

Сила велия любве ко иноческому житию явися в тебе, отче, яко некий огнь божественный в душе твоей распаляемь. Сего ради, оставив мир и вся яже в нем, притече в Лавру Киево-Печерскую, благодарне поя на всякое время Иисусу Сладчайшему: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще велию ревность о благоустроении Печерския обители, тебе вверенныя, труды неустанныя подъял еси, отче святый Антоние. Царица же Небесе и земли, зряще твое многое попечение о третием Ея уделе, восхоте тя на высоту архиерейского сана поставити и тебе о сем в чудном видении возвестила есть. Мы же вси приносим ти сицевыя похвалы:

Радуйся, добронравный подвижниче Христов;

Радуйся, плоть распявый со страстьми и похотьми.

Радуйся, во граде Киеве благоухавый своею святостию;

Радуйся, просиявый своею праведностию.

Радуйся, Небесныя Царицы возлюбленное чадо;

Радуйся, Ея обители служителю неустанный.

Радуйся, величия Пречистыя воспевателю изрядный;

Радуйся, архиерейскаго сана достойный.

Радуйся, видения чуднаго созерцателю;

Радуйся, предречение дивное прияти удостоивыйся.

Радуйся, яко паства воронежская тебе Богородицею вручена бысть;

Радуйся, яко Мати Божия заповеда ти обветшавшее исправити.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 4

Буря гордости и самомнения никогдаже поколеба храмину души твоея, основана бо бе на камени смирения, на немже всегда предстоя, искусно избегал еси многообразных козней лукаваго, поюще Спасителю своему: Аллилуиа.

Икос 4

Совет

Слышаще о поставлении твоем во епископы града Воронежа, умом не вознеслся еси, угодниче Христов, но и по посвящении образ смиренномудрия, воздержания и иных добродетелей всем являл еси. Сего ради ублажаем тя, зовуще:

Радуйся, нищетою духовною обогативыйся;

Радуйся, крилами смирения на высоту возлетевый.

Радуйся, в богатых домех не вознесшийся;

Радуйся, хижин убогих не возгнушавыйся.

Радуйся, кротостию душу одеявый;

Радуйся, в преподобие и правду оболкийся.

Радуйся, безстрастия тихое сияние;

Радуйся, венче воздержания.

Радуйся, ум в горняя вперивый;

Радуйся, душу в молитве утвердивый.

Радуйся, кандило многосветлое, пред Господем горящее;

Радуйся, звездо, воронежскую землю осветившая.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 5

Боготечныя звезды течению подобно бысть шествие твое к воронежстей пастве твоей, святителю Христов Антоние. Людие бо зряще сияние добрых дел твоих и познавше в тебе истиннаго пастыря овец Христовых, милостива и кротка, воспеша благодарне Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша духовная чада твоя, множество добрых дел тя творяща, ревностию о спасении ближних тя исполнена, таже и велиею святостию и праведностию сияюща, воспеша ти похвалы таковыя:

Радуйся, отче благосерде, милость всем безмездно творящий;

Радуйся, отче чадолюбивый, от зол нас ограждающий.

Радуйся, трапезо, нищия питающая;

Радуйся, деснице, щедро благодеющая.

Радуйся, в бедствиих скорый помощниче;

Радуйся, в недоумениих добрый наставниче.

Радуйся, странноприимству праотца Авраама подражаяй;

Радуйся, утешение в скорбех, унывающия ободряяй.

Радуйся, в богоугодном житии наставляяй;

Радуйся, своею отеческою любовию вся объемляй.

Радуйся, медоточная уста, горесть скорбей услаждающая;

Радуйся, живительная росо, в сердцах веру оживляющая.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедником святости Митрофана Воронежскаго явился еси, преблаженне отче. Любовь бо велию к сему угоднику Христову имея, потщался еси прославлению его на земли потрудитися, да узрев на всероссийстем свещнице сей велий светильник поставлен, к нему вернии притекали быша, благодаряще о нем Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия велия благодать во граде Воронеже от мощей святителя Митрофана источаема, егоже прославлению много потрудился еси, Антоние боголюбиве, в житии своем всегда подражая тому и именуя ся служкою его. Темже достоин еси похвал сих:

Радуйся, святителю, святаго архиерея прославивый;

Радуйся, народу русскому великую радость явивый.

Радуйся, святителя Митрофана почитателю усердный;

Радуйся, прилежныя молитвы всегда ему возносивый.

Радуйся, обители Митрофаниевой устроителю;

Радуйся, иноческаго жития в ней насадителю.

Радуйся, купно со святым Митрофаном нам скоро помогающий;

Радуйся, в горних селениих с ним ликовствующий.

Радуйся, прозорливче предивный;

Радуйся, неустанный молитвенниче.

Радуйся, молитву Иисусову дыханием имевый;

Радуйся, имя Иисусово на сердце начертавый.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 7

Хотяще оставити епархию свою и удалитися в Лавру Печерскую, святителем Митрофаном от сего удержан чудесне был еси, святителю Антоние. Вразумление же его в сердце своем сложивше, воспе благодарне песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новый источник великия благодати открыл еси в Задонстей обители, отче Антоние. Мощи бо нетленныя святителя Тихона обретше, возрадовался еси зело, к ним припадающе и лобызающе их. Братия же обители сея, тя благодаряще, воспеша ти таковая:

Радуйся, задонскаго чудотворца Тихона почитателю;

Радуйся, душеспасительных его писаний последователю.

Радуйся, яко молитвами сего святаго укрепляем был еси;

Радуйся, яко и в житии ему потщался подражати еси.

Радуйся, главо богомудрая и богопросвещенная;

Радуйся, сладкогласная уста, воронежских чудотворцев прославляющая.

Радуйся, наставниче, колеблющихся в вере укрепивый;

Радуйся, согрешающих кроткий вразумителю.

Радуйся, заповедей Господних хранителю верный;

Радуйся, ревностный защитниче благочестия.

Радуйся, Церкви непоколебимый столпе;

Радуйся, крепкое ограждение винограда Христова.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 8

Странен быв на земли, к горнему отечеству добре шествовал, еси, Христов угодниче Антоние, Господа бо всем сердцем и всею душею измлада возлюбив, овцы Его словеснаго стада ревностно пасл еси, вопия Царю Славы песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнь любви и сострадания к ближним, всякому притекавшему к тебе помогал еси, страждущия и скорбящия утешая, бедныя и странныя упокоевая, в бедах и скорбех помогая, таже и многая добрая дела творя втайне, ихже Сам Господь весть. Ныне же за сие на Небесех достойно увенчанный, приими и наша тебе возносимыя похвалы:

Радуйся, плате, слезы отирающий;

Радуйся, чаше, отрадою напояющая.

Радуйся, болящих и страждущих скорое посещение;

Радуйся, сирым и убогим присное вспоможение.

Радуйся, яко огня, осуждения избегаяй;

Радуйся, распри скоро искореняяй.

Радуйся, в вере, надежде, любви укрепляющий;

Радуйся, скорби и болезни безропотно нести научающий.

Радуйся, в бедах сущим утешение;

Радуйся, узников отрадное посещение.

Радуйся, немощи немощных носяй;

Радуйся, помощь безпомощным подаваяй.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 9

Обратите внимание

Всяк человек, достойно приемляй Святыя Христовы Тайны, просвещася; аще ли же недостойне, помрачася. Сицевому зрению о тебе бываему, сотаинник твой ужасеся, со страхом и радостию вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанниии не возмогут по достоянию восхвалити твои, отче Антоние, труды неустаннии, на благо воронежския епархии тобою понесеннии, имиже соплел еси себе неувядаемии венцы на небесех. Темже и мы, на земли сущии, воспеваем ти таковыя похвалы:

Радуйся, дому Божия страже неусыпный;

Радуйся, благолепия церковнаго рачителю.

Радуйся, олтаря служителю благочестный;

Радуйся, Таин Божиих верный строителю.

Радуйся, покаяния и исправления жития проповедниче;

Радуйся, злых искоренителю, насадителю благих.

Радуйся, добрый пастырю овец словесных;

Радуйся, заблуждших в стадо Христово приведый.

Радуйся, ко спасению всех призываяй;

Радуйся, дерзость противу святыни наказуяй.

Радуйся, яко тобою духовная жизнь епархии возродися;

Радуйся, яко повеление Богоматери достойно исполнил еси.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасения вечнаго ходатай нам являешися, отче Антоние, погружаемых бо нас в житейстем море, от потопления конечнаго спасаеши, палимых страстьми прохлаждаеши, заблуждшия на истинный путь наставляеши и воздвизаеши за все благодарити Господа, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стене подобно стояше народ мног окрест гроба твоего, о твоей кончине услышавый и поклонитися к тебе пришедый, мнози же слезы духовенство, монаси и мирстии проливающе, вопиша ти:

Радуйся, в добрых подвизех подвизавыйся;

Радуйся, течение неукорно скончавый.

Радуйся, ясное зерцало Христовы веры;

Радуйся, светильниче Божественного света.

Радуйся, память смертную всегда пред очима имевый;

Радуйся, разрешитися и со Христом быти возжелавый.

Радуйся, лозо многоплодная винограда Христова;

Радуйся, земли воронежския шипок благовонный.

Радуйся, ангелов достойный сожителю;

Радуйся, стрело, разящая невидимыя враги.

Радуйся, со святыми Пресвятую Троицу прославляющий;

Радуйся, и нам, недостойным, милости у Господа просящий.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 11

Пение похвальное от чтущих тя тебе возносимое, приими, святителю отче Антоние, мы бо многая чудеса тобою совершаемая зряще, умиления исполняемся и благодарим о тебе Господа, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник еси пресветел, на церковней тверди блистающ, отче Антоние; мы же, во мраце скорбей и напастей погружаеми, лучами помощи твоея облиставаеми есмы. Скорую бо помощь и утешение от тебе обретающе, вопием ти:

Радуйся, светильниче, правы стези ко спасению освещаяй;

Радуйся, свеще, любовию к Руси присногорящая.

Радуйся, яко и по отшествии с нами пребываеши;

Радуйся, яко скоро и пречудно помогаеши.

Радуйся, щите от бед сохраняющий;

Радуйся, враг видимых и невидимых от нас отгоняющий.

Радуйся, гонимой девице помощь скорую явивый;

Радуйся, старца обидимаго не оставивый.

Радуйся, от внезапныя смерти избавляющий;

Радуйся, в скорбех сущим радость подающий.

Радуйся, Горняго Иерусалима обитателю блаженный;

Радуйся, чтущим тя крепкий покрове.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать источаеши чтущим тя, отче Антоние, и просящим у тебе помощи и заступления. Якоже в житии всем помогал еси, тако и ныне сие твориши, воздвизая нас славити Подателя всяческих благ пение хвалебным: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще на земли твое прославление, радуемся, яко земля Российская в тебе новаго заступника и молитвенника обрела есть, Отечество бо наше твоею молитвою от враг и напастей ограждаеши. Почитающии же тя вернии прославляют тебе сицевыми благохваленьми:

Радуйся, веселия вечнаго причастниче;

Радуйся, славою небесною сияющий.

Радуйся, ко Господу наш неустанный ходатаю;

Радуйся, к Богородице наш теплый молитвенниче.

Радуйся, сердца наша от скверн греховных очищающий;

Радуйся, суетою помраченный наш ум просвещающий.

Радуйся, телесных недугов свободителю;

Радуйся, душевных болезней исцелителю.

Радуйся, святителема Митрофану и Тихону равностоятелю;

Радуйся, с ними о спасении нашем молящийся.

Радуйся, яко с Царем Христом во веки пребываеши;

Радуйся, яко еси причастник неизреченныя Его славы.

Радуйся, святителю Антоние, благодатный помощниче и чудотворче.

Кондак 13

Важно

О, преславный святителю Антоние, утешителю наш и крепкий покровителю, от бед и скорбей избавителю! Приими нынешнее наше молитвенное приношение и ходатайством твоим сподоби нас стати одесную Престола Божия, идеже предстоят праведных лики и славословят Творца всех песнию: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Молитва святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому

О, святителю Христов, отче Антоние, светило преславное земли воронежския! Скорый помошниче всем с верою к тебе притекающим, услыши ныне наш вопль сердечный, к тебе возносимый. Исходатайствуй нам вечное спасение и прощение множества грехов наших. Молися прилежно, да помиловани будем, и Царствия Небеснаго наследницы явимся.

Таже и в многоразличных скорбех и нуждах наших помози нам: болящия исцели, обидимыя защити, печальныя возвесели, о Державе Российстей и людех ея молитву теплую сотвори.

Егда же приблизится время скончания земнаго жития нашего, моли, да не без покаяния и причащения Святых Христовых Таин отыдем, да неосужденно предстанем Царю Славы, грозному Судии всех и да сподобимся со всеми святыми славити Единаго Истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-svyatitelyu-antoniyu,-arxiepiskopu-voronezhskomu-i-zadonskomu.html

Ссылка на основную публикацию