Феофан Затворник
Учитель русской православной церкви Феофан Затворник канонизирован в 1988 году за глубокую веру, любовь к Богу и искреннее благочестие. Священнослужитель работал над духовным возвышением народа во имя спасения православных душ.
Детство и юность
Имя затворника Феофана Затворника в миру – Георгий Говоров. Мальчик родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. Его отец, православный священник Василий Говоров, служил во Владимирской церкви. Мать Татьяна Говорова происходила из священнической семьи.
Феофан Затворник
Предугадать, какой стала бы биография их ребенка, было легко. Родители воспитывали сына, знакомя с Евангелием, давали наставления в соответствии с заповедями, рассказывали о важности духовной жизни человека. С юных лет мальчик участвовал в православных обрядах, прислуживая в алтаре храма, где работал его отец.
В 1823 году Георгия отдали в духовное училище. Мальчик проявлял усердие и интерес к знаниям. Спустя 6 лет он успешно завершил обучение и поступил в Орловскую духовную семинарию. Ему нравилось учиться и читать книги. Семинарист по собственному желанию повторно прошел образовательный курс по философии.
Портрет Феофана Затворника
Получив благословение Оловского епископа, Георгий Говоров отправился в Киевскую духовную академию. За проявленные успехи воспитанника направили туда для продолжения обучения за счет государства.
С прилежанием и интересом юноша осваивал новые дисциплины и проявлял себя как творческая натура. Он стал писать заметки и небольшие богословские труды.
Георгий любил уединяться в тихих уголках Киево-Печерской обители и молиться. Этот период богослов впоследствии считал одним из самых благоговейных в своей жизни.
Ведь именно тогда он осознал, что хочет связать жизнь с исполнением монашеского долга.
Служение
В 1840 году Говоров обратился к руководству академии с прошением о постриге в монахи. Церемонию провели зимой 1841 года под руководством преосвященного отца Иеремии, ректора учебного заведения.
Так Георгий Говоров получил имя Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году монах получил сан иеродиакона и уже к лету был посвящен в иеромонахи.
Киевскую академию священнослужитель окончил в статусе магистра, защитив диссертацию.
Иконы Феофана Затворника
После обучения богослова назначили ректором Киево-Софийского духовного училища, где, помимо преподавания латинского языка, он изучал житие и жизнеописание святых Русской православной церкви.
В 1842 году отец Феофан стал инспектором Новгородской семинарии. Там он преподавал логику и психологию, доводя до сознания воспитанников мысль о необходимости богоугодной деятельности.
По мнению педагога, сухая наука не должна главенствовать в жизни человека, не оставляя места эмпирическому.
В 1844 году Феофана назначили преподавателем Санкт-Петербургской академии. Священнослужитель работал на кафедре нравственного и пастырского богословия, а уже в 1845 году был повышен до инспектора образовательного учреждения. Спустя некоторое время богослов стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Феофан Затворник перед распятием
В составе группы он прибыл в Палестину, а затем на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей, проникся основами других конфессий: григорианства, католичества, лютеранства.
Начало Крымской войны прекратило деятельность Русской Миссии в Иерусалиме. В 1853 году ее участников вызвали обратно в Россию.
В 1855 году отца Феофана посвятили в архимандриты, и он вновь стал преподавать в духовной академии в Петербурге. Уже спустя пару месяцев богослова перевели на пост ректора Олонецкой семинарии.
Монах руководил учебным заведением и курировал строительные работы по его реконструкции.
Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни
В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы исполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви.
Спустя год, завоевав уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где занял пост ректора Петербургской духовной академии.
Параллельно он участвовал в издании журнала под названием «Христианское чтение».
В 1859 году архимандрита перевели в сан епископа Тамбова и Шацка. В его епархиях появлялись учебные заведения и школы. Просветительское дело отец Феофан не оставлял ни на одном из мест своего служения. Но все чаще он задумывался об уединении и затворничестве.
Книги Феофана Затворника
По просьбе монаха его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Так началось затворничество священнослужителя. У него редко бывали гости и посетители. В кельях монах организовал домовую церковь, где служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах, а также вел богословскую работу, отвечая на письма людей, обращавшихся к нему за помощью, советами и наставлениями.
Личная жизнь
Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.
Феофан Затворник
Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.
Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.
Смерть
Феофан Затворник скончался в монастыре в 1894 году. Ему доставляли боль и дискомфорт сердечнососудистые заболевания, ревматизм и невралгия. Прогрессирующая катаракта привела к тому, что в 1888 году священнослужитель ослеп на правый глаз. Причиной смерти стала старость и сопутствующие недуги.
Саркофаг Феофана Затворника
Отпевание монаха прошло 11 января. Проститься с отцом Феофаном пришло большое количество людей. Захоронение священнослужителя находилось в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Мощи Феофана Затворника перенесли, и сегодня они хранятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где читают акафист в честь усопшего. Ознакомиться с фото священнослужителя благодаря современным технологиям может любой пользователь Интернета.
Библиография
- 1859 – Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана»
- 1861 – «Слова к тамбовской пастве»
- 1868 -1869 – Книга лекций «Путь ко спасению»
- 1887 – «Мысли на каждый день года»
- 1891 – «Начертание христианского нравоучения»
- 1891 – «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном»
- 1892 – «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни»
- 1898 – «Письма о христианской жизни»
Письма и проповеди Феофана Затворника объединены в сборники, которые представляют собой наследие монаха. Книги опубликованы спустя десятилетия после его смерти:
- «Двери покаяния. Слова и проповеди»
- «Болезнь и смерть»
- «Борьба со страстями»
Цитаты
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/49309-feofan-zatvornik.html
Читать
Святитель Феофан Затворник (1815-1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод “Добротолюбия”), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых.
В решении Собора отмечалось: “Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности”.
Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах…
Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе. До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах.
Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. В 1841 году, в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха.
Затем была служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изучение аскетической письменности православного Востока).
1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру… Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной разносторонней и всегда успешной и плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества.
Внутренний же путь, каким шла сокровенная духовная жизнь святителя, привел к тому, что в 1866 году, находясь на самом, казалось бы, “взлете” практической деятельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии.
Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое “внутреннее делание”. В письмах своих он свидетельствовал, что поистине счастлив в Выше: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.
Уйдя в затвор, он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в тщательном самонаблюдении, в трезвении и бодрствовании, в напряженном чтении и богомыслии, в трудах писательских…
Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян.
Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово.
Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.
Вот, например, лишь некоторые из бриллиантов богословской мысли, какие можно в изобилии найти в неисчерпаемой сокровищнице его переписки:
“Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам посылаются”.
“Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него – есть главное дело христианской исправной жизни…”
“Надо сторожить за собою…”
“…Сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани”.
“Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием – се производители жизни духовной…”
“Эгоизм (злодея) надо убить. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтобы разбить сей камень”.
“Самоугодие и саможаление свидетельствуют, что в сердце пребывает я, а не Господь”.
“Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте”.
О ревности духовной святитель говорил так:
“Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитвы…”
В письмах святителя нет и тени скучной назидательности, сухого морализма. Они согреты самоотверженной любовью, сердечным вниманием к людям – и оттого они написаны таким живым, образным, безыскусным слогом.
Нередко можно встретить в письмах святителя блестки светлого юмора. Так, к примеру, он с шутливым вздохом отмечает участившиеся попытки самонадеянного человеческого ума проникнуть в неизреченные и неисследимые тайны Божественной жизни: “Нынче удержа нет от совопросничества.
Ум наш – комар, а все пищит!” А вот какую характеристику в одном из писем епископа Феофана получает необузданный наш язык: “Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка).
Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет.., как завели и пустили и… пошла тилиликать”.
Как известно, хорошая шутка в обстановке боя способна поднять дух солдат, укрепить их волю к победе. Не менее важно веселое бодрящее слово на поле труднейшей и жесточайшей духовной брани…
Святитель Феофан Затворник, переводчик замечательного сочинения “Невидимая брань”, и в обширной переписке своей не оставил без внимания ни одного участка духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Небесное.
Какие только темы, какие только вопросы не рассматривает и не раскрывает он в духовных беседах со своими корреспондентами! Здесь и беды житейские, и болезни, и семейная и гражданская жизнь, истинное назначение искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы жизни внутренней: борьба с помыслами, с самоугодием, с унынием, стяжание смирения и терпения, плача и теплоты сердечной, и руководство в богомыслии, и учение о правильной молитве, о различных ступенях молитвенного делания (молитве уделял святитель особое внимание в своих письмах, поскольку считал ее царицей духовной жизни, точка опоры которой – смирение).
Все эти и множество других важнейших тем, в зависимости от вопросов и духовной потребности адресатов, рассредоточены по разным письмам, неизбежно повторяясь, варьируясь, различно сочетаясь друг с другом.
И вот, чтобы сориентировать современного православного человека в этом поистине необозримом эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника, Преосвященный Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, осуществил значительный и чрезвычайно полезный труд, потребность в котором несомненно назрела: он определил и озаглавил основные темы переписки, выделил главные, наиболее емкие и законченные высказывания святителя Феофана по этим темам и систематизировал их, расположив названия тем в алфавитной последовательности. Таким образом, создан своего рода путеводитель по собранию писем святителя.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=87555&p=1
Феофан Затворник, святитель. Житие
Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)
Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохранённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы.
Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения.
Мирское имя Преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его, Василий Говоров, был священником.
Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его супруги, Татианы Ивановны, были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь и оба отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям.
В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следя за их нравственностью.
Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вёл себя с примерною скромностью.
В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием.
В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума Говорова, и черты его нравственного характера.
По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.
Насколько непоколебимо и прочно было в нём это решение, видно из того, что ещё за год до полного окончания академического курса он подал прошение о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 года, когда ему минуло всего 26 лет, он принял постриг с именем Феофан.
В 1841 году, уже в сане иеромонаха, Феофан в числе первых закончил академию и был удостоен степени магистра богословия.
По выходе из академии молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности: ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии.
К тому времени нашим правительством окончательно был решён вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонах Феофан давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке.
Штат этой вновь образованной Русской духовной миссии состоял всего из четырёх лиц: её начальника архимандрита Порфирия, иеромонаха Феофана и двух воспитанников Санкт-Петербургской семинарии — Соловьёва и Крылова.
Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха Феофана временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет.
По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведённому в 1855 году в сан архимандрита, суждено было потрудиться на поприще того же духовно-учебного ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербургской академии, а до этого назначения ещё раз побывать на Востоке уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В это вторичное посещение Востока (1856-1857 годы) архимандрит Феофан имел случай войти в самое близкое общение с Афоном, не раз посещая тамошние монастыри и изучая на месте жизнь афонских иноков.
В 1859 году архимандрит Феофан после столь частых и неожиданных перемещений с места на место был наконец призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.
Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых.
Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении.
Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью.
Если же по справедливости ему, как епархиальному начальнику, нужно было наказать кого-то выговором, то он поручал это сделать ключарю собора, как бы боясь нарушить тот закон любви, которым он неуклонно руководился в своей жизни и пастырской деятельности.
Служение Преосвященного Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви. Но ему, как епархиальному архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами.
Поэтому всё сильнее и настойчивее стала утверждаться в нём мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша».
Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончательно удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению.
Когда в 1866 году в Синоде было получено от Преосвященного прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь, присутствующие члены Синода невольно пришли в недоумение и, не зная, как поступить с этой просьбой, прежде всего просили первенствующего члена Синода митрополита Исидора частно переписаться с просителем и узнать, что заставляет его принять такое решение.
В своём ответном письме Преосвященный Феофан объяснил, что под словом «покой» он совсем не имел мысли о ничегонеделании, а что, и по увольнении от епархиальнаго управления, желает так же неленостно трудиться для Православной Церкви, но только «иначе», а именно посредством своих ничем внешним не отвлекаемых трудов по изъяснению Священного Писания. При этом святитель с полною откровенностью признаётся, что он давно лелеял в своей душе мечту посвятить себя исключительно духовным подвигам и созерцательной жизни в тиши уединения. Приняв во внимание такое объяснение, Святейший Синод уважил просьбу Преосвященного, и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.
Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая всё время оставаться здесь в простом звании инока.
Первые шесть лет пребывания в пустыни святитель-инок посвятил как бы подготовке себя к тому высокому подвигу, к которому намерен был с течением времени перейти, заключив себя в затвор. Он наравне с братиею постоянно ходил в церковь на все монастырские богослужения.
В воскресенья и праздничные дни сам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Поучений, однако, не произносил, но самое служение его пред престолом Божиим, по свидетельству вышенских иноков, было для всех живым поучением.
В 1872 году святитель Феофан своими руками устроил у себя в келиях малую церквицу, отделив для неё часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих.
Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, он, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника, никого уже не принимал. 10 лет святитель-затворник служил Литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно.
На вопрос одного из ближайших своих почитателей, как он служит Литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…» Но если смолк живой голос святителя для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, то ещё плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и ответными письмами. Кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве.
Частная переписка святителя с его многочисленными корреспондентами была для него как бы только «подельем», как он нередко выражался.
Главная же и наиболее существенная его цель при трудах писания состояла в том, чтобы обогатить нашу богословскую и аскетическую литературу сочинениями и переводами святоотеческих творений. В них у нас чувствовался большой недостаток.
И святитель-подвижник том за томом выпускал свои учёные труды, так что во время затвора им напечатано было свыше трёх тысяч печатных листов.
В чём состояла и как протекала собственно внутренняя, духовная жизнь святителя в течение 22 лет затвора, не было доступно наблюдению лиц посторонних и для всех осталось сокровенной тайной.
Единственным живым свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось иметь некоторое личное сношение, был его келейник Евлампий. Но обязанности последнего ограничивались очень немногим.
Каждый день по особому условному стуку он являлся из своей комнаты, помещавшейся в нижнем этаже покоев Владыки, чтобы подать ему чашку кофе и обед, который в скоромные дни состоял из одного яйца и стакана молока, а в четыре часа вечера принести чашку чаю, чем и ограничивалось дневное пропитание подвижника. На обязанности того же келейника лежала забота — с вечера приготовить всё нужное для совершения святителем ранней Литургии, а именно: просфоры, красное вино, ладан и прочее.
В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряжённых занятий письменными работами стало падать зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться.
Всё в том же строгом порядке было распределено у него время. Только с 1 января 1894 года, за пять дней до кончины святителя, этот ежедневный порядок его жизни несколько расстроился.
Не всегда в определённое время святитель давал условный знак о времени чая или обеда.
Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, Владыка попросил своего келейника помочь ему пройтись по комнате. Тот провёл его под руки несколько раз, но немощный Владыка, утомившись, отослал его, а сам лёг в постель.
Однако на другой день, в храмовый праздник своей келейной церкви в честь Богоявления Господня, он ещё в силах был отслужить Божественную Литургию и кушал чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить.
Окончив письмо уже около двух часов пополудни (Владыка обычно кушал в час), епископ Феофан подал знак. Келейник, услышав стук, принёс ему обед. Но обычная порция оказалась велика: святитель вместо целого яйца скушал только половину и вместо целого стакана молока выпил только полстакана. Не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату затворника. Это было в пятом часу вечера.
Владыка лежал на кровати, глаза его были закрыты, левая рука спокойно лежала на груди, а пальцы правой сложены как бы для архиерейского благословения… Тихо подойдя к койке, келейник увидел, что Преосвященный труженик почил о Господе…
Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма.
Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси.
Сейчас мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского (село Эммануиловка Рязанской области, недалеко от Выши). В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.
Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах.
Похожее
Источник: http://dishupravoslaviem.ru/feofan-zatvornik-svyatitel-zhitie/
Святитель Феофан Затворник
Даты жизни и дни памяти Святитель Феофан Затворник (в миру – Георгий Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии года. Умер 79 лет спустя — 6 января 1894 года в Вышенском монастыре. Был пострижен в монашество 15 февраля 1841 года.
Церковь установила три дня памяти святителя: рождение, преставление (по новому стилю это 23 и 19 января) и перенесение мощей — 29 июня.
Уже в 26 лет был назначен и.о. ректора Киево-Софиевского духовного училища То, что рано или поздно Феофан получит высокую должность, никто не сомневался.
Где бы до этого он ни учился (последним местом была Киевская духовная академия), всюду получал восторженные отзывы преподавателей.
Одаренность студента отмечал даже постоянный член Синода святитель и митрополит Филарет (Дроздов) — крайне требовательный человек.
Любимыми науками будущего затворника, как говорят, были богословие, Священное писание и Церковное красноречие. Оценивая его жизнь, понятно, что так оно и было.
Шесть лет провел в Иерусалиме В 32 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной миссии в Иерусалиме (задача духовной миссии: проповедь Евангелия, общение с другими церквами, окормление имеющейся паствы).
За это время иеромонах Феофан изучил греческий и французский языки, познакомился с уставом и жизнью древних восточных обителей, наладил тесную духовную связь с афонскими старцами.
Переоценить влияние этих шести лет на мировоззрение будущего епископа трудно.
Когда началась Крымскаявойна, он вернулся в Санкт-Петербург.
И еще чуть больше года — в Константинополе Совсем скоро — в 1856 году, — уже будучи в сане архимандрита, Феофан был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе.
У той поездки были свои конкретные задачи — назревал раскол в отношениях болгар и греков, и от святителя, в частности, требовалась оценка этих событий (святитель, к слову, сочувствовал болгарской общине, которая хотела автокефалии и в конце-концов ее получила).
Для нас важно, что за это время он еще более улучшил свои знания греческого языка — ведь святитель Феофан прославился в том числе и как талантливый переводчик святоотеческой литературы, а переводил он как раз с греческого и новогреческого.
Был одним из самых востребованных преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви Можно было бы перечислить все его преподавательские и прочие должности, но мы ограничимся лишь тем фактом, что за свою жизнь святитель Феофан преподавал в четырех различных учебных заведениях, а будучи епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище. В разное время он исполнял должности ректора и наблюдателя за учебными заведениями. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что святитель Феофан был очень уважаемым и значимым человеком в Церкви. В чем-то, может быть, незаменимым.
Правда, суета организаторских мероприятий в какой-то момент начала его тяготить.
Был противником Синодального перевода Библии До середины XIX века Священное Писание в России существовало только в церковнославянском переводе. Другими словами, дома читали тот же текст, что и во время богослужений. Уже тогда этот язык был понятен далеко не всем.
Работа над переводом велась под руководством святителя Филарета (Дроздова). Собственно, святитель Феофан протестовал не против того, что Библию нужно переводить.
Его возмущало, что перевод Ветхого Завета делался на основе Еврейской Библии, а не греческого перевода 70 толковников («Септуагинты») и имел в итоге расхождение с «каноническим» славянским текстом. Он называл перевод Ветхого Завета «Синодальным сочинением».
«Церковь Божия, — писал святитель Феофан, — не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе… А еврейской Библии никогда в Церкви не было. Поэтому принимать ее значит отступать от того, что всегда было в Церкви и сдвигаться с коренного основания православия».
Надо сказать, что святитель Филарет, в свою очередь, приводил убедительные аргументы в пользу использования, кроме греческого текста, еще и еврейского текста Писания.
Вел дискуссию с Игнатием Брянчаниновым по поводу сущности ангелов Его дискуссия с Игнатием Брянчаниновым касалась самых тонких материй. Два святителя, оба столпы русского богословия, по-разному определяли сущность ангелов. Передать в точности суть этого спора в рамках статьи совершенно невозможно.
Скажем лишь, что святителя Феофана смутило мнение святителя Игнатия, что ангелы имеют лишь относительную бесплотность своей природы и зависимы от условий пространства и времени. Кроме того, он категорически осудил употребление научного термина «эфир» в описании духовных процессов и вообще излишнюю пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов.
Вышеуказанные веяния и рассуждения он называл «ультраматериализмом».
Оба святителя обменялись рядом работ, в которых отвечали на критику друг друга.
Прожил в затворе 16 лет
В 1866 году (в 51 год) епископ Феофан попросился на покой. Просьба его была удовлетворена, и он поселился в Вышенской пустыни Тамбовской епархии – монастыре, который давно любил.
Через шесть лет он перестал ходить на службы и затворился в отдельном флигеле.
У себя в келье он совершал Божественную литургию (в течение 11 лет – ежедневно), молился, занимался переводческой и писательской деятельностью, а также вел обширную переписку.
Перевел на русский язык «Добротолюбие» и «Невидимую брань» Многие из святоотеческих книг, которые сейчас считаются настольными и для монашествующих обязательными к прочтению, переведены именно святителем Феофаном.
Прежде всего это всем хорошо известное «Добротолюбие», в котором собраны аскетические поучения святых отцов. Из книг, которые появились благодаря святителю Феофану, также надо упомянуть «Невидимую брань» Никодима Святогорца, труды Симеона Нового Богослова, «Поучения и Слова» прпп. Исаии Отшельника и Марка Подвижника. Также святитель Феофан работал над «палестинским Патериком».
Оставил богатое творческое и эпистолярное наследие Полное собрание сочинений святителя Феофана занимает более трех десятков томов.
Из его творений наиболее известны толкования на Священное Писание (святитель прославился как несравненный экзегет посланий апостола Павла) и переписка: его ответы на вопросы, которые присылали святителю тысячами, являются кладезем православной мудрости, которая одинаково полезна и монахам, и мирянам вне зависимости от времени и эпохи.
Помимо переводов, главные труды святителя: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению».
Прославление святителя Феофана в 1988 году На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей.
Мощи святителя сегодня хранятся в Казанском соборе Вышенского монастыря.
Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/563-svyatitel-feofan-zatvornik.html
Святитель феофан затворник вышенский молитва
- 5Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
Однако, любопытная информация: «в “Тамбовских епархиальных ведомостях” за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: “Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии”».
Источник: https://xn—-9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/svyatitel-feofan-zatvornik-vyshenskij-molitva/
Феофан Затворник
Георгий Говоров, будущий святой Феофан Затворник, родился 10 января 1815 года в селе Чернавка в Орловской губернии, где его отец Василий Тимофеевич был священником. Мать, Татьяна Ивановна была глубоко верующей женщиной и происходила из священнической семьи.Начальное образование Георгий, будущий Феофан Затворник, получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу.
Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.
В 1837 г. Георгий окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию, где учился с 1837 по 1841 годы. В это время он несколько раз посещал монастырь и неудивительно, что Георгий получил монашеский постриг, пока еще был учеником.
В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.
В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле – в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.
После окончания академии, Иеромонах Феофан был назначен ректором Киевских церковных школ, а позже стал ректором семинарии в Новгороде. Прежде чем он ушел из науки, отец Феофан служил профессором и помощником инспектора в Петербургской академии.
Святитель Феофан не был доволен академической работой, поэтому он попросил освобождения от своих обязанностей. Св. Феофан был назначен членом Русской миссии в Иерусалиме.
В Иерусалиме святитель Феофан посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.
Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.
По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.
А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.
Вскоре он был назначен главным священником посольской церкви в Константинополе. В конце концов, святитель Феофан был отозван в Россию, чтобы стать ректором Петербургской академии и руководителем религиозного образования в светских школах столицы.
9 мая 1859 года святой Феофан был освящен как епископ Тамбовский, где он основал епархиальную школу для девочек. В свое время в Тамбове он полюбил уединенный Вышинский монастырь в своей епархии. В 1863 году он был переведен во Владимир и оставался там три года. Он также учредил епархиальную школу для девочек во Владимире.
Святой епископ посетил приходы всей своей епархии, служил, проповедовал, восстанавливал церкви и делился радостями и печалями своей паствы. Епископу Феофану было очень трудно жить в мире и участвовать в тщетных мирских спорах. Многие злоупотребляли его доверием, но он не мог заставить себя никого наказывать. Вместо этого он оставил такие неприятные задачи протоиерею своего собора.
Феофан Затворник присутствовал при обнаружении мощей святого Тихона Задонского в 1861 году, и это произвело на него огромное впечатление, поскольку он имел много общего с этим святым. Он любил святого Тихона с раннего детства и всегда говорил о нем с большим энтузиазмом. Когда святой Тихон был прославлен как святой 13 августа, радость епископа Феофана не знала границ.
В 1866 году его просьба освободиться от его обязанностей в качестве епископа была удовлетворена. Феофан Затворник был назначен начальником Вышенского монастыря, но вскоре ушел с этой должности.
Тогда Феофан Затворник готовился покинуть свою епархию, он хотел сосредоточиться на своем собственном спасении и сосредоточиться на беспристрастном общении с Богом.
24 июля 1866 года Феофан Затворник попрощался с епархией, что бы оставить мир для жизни в уединении и посвятить себя написанию духовных книг. Благодаря этим книгам святой Феофан стал духовным бенефициаром всех православных христиан.
Хотя он искал Царства Божьего и Его праведности (Матфея 6:33), к нему также присоединилась репутация писателя, имеющего большое значение для всего мира.
Феофан Затворник написал много книг, но не получал никакой прибыли от их продажи. Он старался продавать их как можно дешевле, и они быстро распродались.
Феофан Затворник писал о таких темах, которые другие до него не рассматривали полностью, например, о том, как жить христианской жизнью, как преодолевать греховные привычки и как избежать отчаяния.
Он пытался систематически объяснить шаги духовного совершенствования, как сам прошедший этот путь. Феофан Затворник также перевел на русский язык Добротолюбие в пяти томах.
В 1872 году святитель Феофан фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей и в основном его исповедником.
В своих кельях он устроил маленькую домашнюю церковь и посвятил ее Крещению Господню, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время – по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни – ежедневно.
В течение последних одиннадцати лет своей жизни он каждый день служил сам. Иногда он пел, а иногда и молчал.
Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка Феофан Затворник посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.
Всякий раз, когда кто-либо посещал его по делам, епископ Феофан употреблял в разговоре, как можно меньше слов, а затем погружался в молитву. Если кто-то приносил ему деньги, он раздавал их бедным, оставив лишь небольшую часть, чтобы купить книги.
Святитель Феофан получал от двадцати до сорока писем каждый день, и на все отвечал всегда. Он мог почувствовать духовное состояние каждого корреспондента, затем дать подробные ответы на вопросы тех, кто боролся за спасение своих душ.
Однако, зрение Феофана Затворника ухудшилось за последние годы, но из-за этого он не сократил свою работу.
Феофан Затворник продолжал вести аскетический образ жизни.
В дни, когда не было поста, он принимает пищу в 13:00. Его обед состоял из одного яйца и стакана молока. В четыре часа святитель пил чай и на этом всё.
Здоровье епископа Феофана начало становиться слабее в начале 1894 года. Он все еще писал во второй половине дня 6 января, но когда в 16:30 пришел его помощник, то обнаружил, что епископ отошел к Господу.
Тело святого Феофана Затворника лежало в его маленькой церкви в течение трех дней, а затем еще три дня в соборе. Однако никаких следов тления не было. Феофан Затворник был похоронен в Казанской церкви Вышенской пустоши.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Некоторые из книг святого Феофана были переведены на английский язык и являются надежными духовными проводниками для православных христиан сегодняшнего дня.
Подарок Святого Феофана – это способность представить мудрость Отцов в терминах, которые могут понять современные люди. Поскольку он жил близко к нашему времени, многие читатели находят свои книги «более доступными», чем предыдущая святоотеческая литература.
Он рассматривает жизнь души и жизнь тела как единое целое, а не как два отдельных элемента и раскрывает людям путь спасения.
Источник: http://www.molitvy-bogu.ru/2017/08/feofan-zatvornik.html
Книги Святителя Феофана Затворника – бесплатно скачать или читать онлайн без регистрации – все книги автора в электронном виде бесплатно!
Книги автора Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел свое служение Церкви Божией в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, – говорил он, – это служба Церкви нужная».
Всю свою пастырскую деятельность он посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности. Феофан Затворник оставил огромное богословское наследие: труды по изъяснению слова Божия, переводные работы, сочинения по аскетике и психологии. Его творения поражают энциклопедической широтой и разнообразием богословских интересов.
В книгу вошли письма, которые объединяет общая тема – вопросы веры. Святитель, отвечая на вопросы своих корреспондентов, говорит о догматах Православной Церкви и ересях, о неложном духовном восхождении и возможных искушениях, о Втором Пришествии Христа и о всеобщем воскресении.
Письма святителя Феофана – неиссякаемый источник назидания и духовной пользы, они возводят читателя в познание истины и утверждают в…
Полное название творения святителя Феофана Затворника – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». «Евангельская история» – один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана, занимающий особое место в русской духовной литературе.
Это путеводитель по Святому Евангелию – главной Книге, ведущей ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя подробно изложена автором словами святых евангелистов в хронологической последовательности. Каждый может найти здесь описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание.
В обращении к читателям святитель объясняет правила, принятые им для установления порядка евангельских событий. Святитель Феофан считал, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним.
Книга будет полезна самому широкому кругу читателей – как тем, кто только воспринимает первые слова Святого Благовествования, так и тем, кто стремится к глубокому познанию Священного Писания и его благодатной…
Труд святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», самый известный из его многочисленных творений, написан Владыкой на основе лекций по нравственному богословию, прочитанных им в Санкт-Петербургской духовной академии.
В этой книге святитель раскрыл, в чем заключен смысл христианства, значение Таинства Крещения для человека взрослого и младенца, описал ступени на пути совершенства в Боге и характер борьбы с внешним и внутренним злом. Рассматривая проблемы христианской жизни с практической стороны, святитель Феофан исходил из личного молитвенного и аскетического опыта и ответил на духовные вопросы каждого, вступившего на путь…
Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышенский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию Священного Писания, духовные письма и проповеди просвещают и наставляют читателей в благочестии.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной…
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел свое служение Церкви Божией в подвиге духовно-литературного творчества.
«Писать, – говорил он, – это служба Церкви нужная». Всю свою пастырскую деятельность он посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности.
Феофан Затворник оставил огромное богословское наследие: труды по изъяснению слова Божия, переводные работы, сочинения по аскетике и психологии. Его творения поражают энциклопедической широтой и разнообразием богословских интересов.
Главной темой творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее…
Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышинский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию Священного Писания, духовные письма и проповеди просвещают и наставляют читателей в благочестии.
Эта книга, составленная на основе труда святителя «Путь ко спасению», расскажет родителям об особенностях христианского воспитания…
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко…
Источник: http://iknigi.net/avtor-svyatitel-feofan-zatvornik/