Святитель филарет амфитеатров

Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий

День памяти: 3 января/21 декабря

Митрополит Филарет (в миру Федор Григорьевич Амфитеатров) родился 17 (30) апреля 1779 г. в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии в семье священника.

Начальное образование юный Федор Амфитеатров получил у своего деда, в результате чего он на 10-м году от рождения, т. е. в 1789 г., был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г. как лучший ученик училища Федор Амфитеатров был переведен в богословский класс Севской духовной семинарии, которую окончил в 1797 году. По окончании семинарии, 7 (20) ноября 1798 г. Ф.Г.

Амфитеатров принял монашеский постриг с именем Филарет. 9 (22) ноября 1798 г. монах Филарет был возведен в чин иеродиакона и назначен учителем поэзии и греческого языка Севской духовной семинарии. 13 (26) января 1799 г. иеродиакон Филарет был возведен в чин иеромонаха, в 1802 г. — в чин игумена и назначен ректором Севской духовной семинарии и настоятелем Севского монастыря. В 1804 г.

Обратите внимание

игумен Филарет в 25-летнем возрасте возведен в чин Архимандрита и назначен ректором Оренбургской духовной семинарии. В 1805 г. Архимандрит Филарет назначен настоятелем Уфимского Успенского монастыря, 10 (23) ноября 1810 г. — ректором Тобольской духовной семинарии, 2 (15) декабря 1813 г. — настоятелем Волоколамского монастыря Московской епархии, 15 (28) февраля 1814 г.

— инспектором Санкт-Петербургской духовной Академии. В 1814 г. Архимандрит Филарет был признан заслуживающим ученой степени доктора богословия за совокупность трудов, после чего 1 (14) октября 1814 г. назначен инспектором Московской духовной Академии, 1 октября 1815 г. — ректором Московской духовной Академии и настоятелем Воскресенского монастыря Новый Иерусалим. 1 (14) июля 1819 г.

Архимандрит Филарет возведен в чин Епископа Калужского и Боровского, а 12 (25) января 1825 г. перемещен Епископом Рязанским и Касимовским. 22 августа (4 сентября) 1826 г. Преосвященный Филарет возведен в чин Архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. 25 февраля (9 марта) 1828 г. Архиепископ Филарет назначен на Казанскую кафедру, а в 1836 г.

назначен членом Святейшего Синода. 6 (19) февраля 1837 г. он избран действительным членом Российской Академии. 18 апреля (1 мая) 1837 г. Высокопреосвященный Филарет назначен Митрополитом Киевским, где и пребывал 20 с лишним лет до своей блаженной кончины. В 1841 г. Митрополит Филарет был пострижен в схиму, при которой был наименован Феодосием.

Митрополит Филарет в разное время избран был действительным или почетным членом Киевской, Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных Академий, Киевского, Московского и Казанского университетов и других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Почетным членом Академии Наук по отделению русского языка и словесности был избран 21 ноября (4 декабря) 1841 г.

С именем Митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви первой половины XIX века. Кроме того, Митрополит Филарет известен как выдающийся церковный администратор, крупный ученый-богослов, деятельный покровитель и распространитель просвещения, а также активный противник перевода Библии на русский язык.

Митрополит Филарет почил в Бозе 21 декабря (3 января) 1857 г. на 76-м году жизни. Государь Император Николай I Павлович почитал владыку Филарета как опытного духовного просветителя.

За всемерные заслуги его пред Церковью и Отечеством Митрополит Филарет Высочайше пожалован был 26 марта (8 апреля) 1839 года Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, а пятнадцатью годами позднее Августейший сын Подвиголюбивого Государя Император Александр II Николаевич 26 августа (8 сентября) 1856 года пожаловал владыке Филарету бриллиантовые знаки к ордену.

Впервые в истории Предстоятель древней Киевской кафедры удостоился высшей степени ордена, что было особым проявлением Монаршей милости к Архиерею. Владыка Филарет стал третьим в истории России Митрополитом, удостоенным этой награды.

http://clubs.ya.ru/4611686018427441556/replies.xml?item_no=359

Тропарь святителю Филарету (Амфитеатрову) , глас 6

Совет

Возлюби́в из мла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́рх моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Киеву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.

Кондак святителю Филарету (Амфитеатрову) , глас 8

Ти́хостью нра́ва укра́шен,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным,/ ста́до Христо́во упасл еси́ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Лавры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ тем же и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfiteatrov/

Источник: http://pokrov-fond.info/content/svyatitel-filaret-amfiteatrov-mitropolit-kievskii-i-galitskii

Род амфитеатровых

Род Амфитеатровых был весьма многочислен. Предполагают, что он ведет свое начало от Иолка Раича (возможно, дедушки С. И. Раича), архимандрита сербского. Известно, что он учился в Киевской духовной академии и был отцом матери С. К. Раича.

Познакомимся с наиболее известными представителями старинного рода:

— митрополит Филарет (Федор Георгиевич Амфитеатров, 1779—1857)

— Семен Егорович Раич (Амфитеатров) (1792—1855)

— Яков Космич Амфитеатров (1802—1848)

— архиепископ Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович, 1815—1879)

— Евгений Васильевич Амфитеатров (1815—1888)

— Валентин Николаевич Амфитеатров (1836—1908)

— Александр Валентинович Амфитеатров (1862—1938).

Начнем наш рассказ с жития митрополита Филарета — личности необыкновенной.

Филарет (Федор Георгиевич Амфитеатров (1779—1857)) — митрополит Киевский и Галицкий. Сын священника Орловской губернии, Кромского уезда. Родился 17 (28) апреля в селе Высокое. По окончании курса в Севской семинарии принял монашество.

Ректор семинарий Севской, Уфимской и Тобольской. Настоятель Свенского монастыря Орловской губернии. Доктор богословия. В 1816 году Филарет определен ректором Московской духовной академии, а в 1819 году возведен в сан епископа Калужского. Затем на кафедрах: рязанской, казанской, ярославской.

В 1837 году назначен митрополитом Киевским, где пробыл до смерти, последовавшей 21 декабря (2 января) 1858 г.

Он пользовался всеобщим уважением. Владыка Филарет — автор богословских сочинений: «Беседа на Евангелие от Иоанна», «Слова и речи, говоренные в разные времена».

Важно

Митрополит Филарет вывел на свет целую плеяду монахов, раскрыл дивные сокровища русского подвижничества — отшельничества в самом центре России. Наш земляк призвал к сотрудничеству земляковсподвижников Рославльского, смежного с Брянским, края, среди которых был отец Никита Белобережский и Ярославский — уроженец города Орла.

Любопытны орловские страницы жизни святителя Филарета.

Федор Егоров, сын Амфитеатров, поступил в Орловское духовное училище в 1788 году, когда ему исполнилось 10 лет. В 1790 году он обучался синтаксису и отмечен учителем Козьмою Троепольским как «оказавший изрядные успехи».

На экзамене получил отметку «превосходно», по письменному — «отлично» и удостоился перевода в высший риторический класс. Таких было всего пять учащихся, но все они оказались старше летами, чем Амфитеатров.

По отзыву одного из товарищей А. И. Гапонова, Амфитеатров отличался особенной кротостью, за что, как и за успехи, был особенно любим учителями. По окончании философского курса в 1795 году он переведен в Севскую духовную семинарию в богословский класс.

Когда митрополит Филарет проезжал из Оптиной Пустыни через Орел, то зашел в собор, где собрался народ. Он поздоровался, благословил и сказал: «Здравствуйте, мой земляки! Ведь я сам орловский уроженец.

Вот здесь, где теперь архиерейский дом, прежде было уездное училище, где я учился мальчиком. А там на нижней слободке монастырской я квартировал.

Был тут однодворец Селихов, что, жив ли он? Небось уже стар стал?» И когда в тот же день пришел к нему Селихов, то Владыка поздоровался и побывал у него в доме.

По блаженной кончине святителя-подвижника открылась заветная тайна души его сугубым обетом иночества. Из завещания, вскрытого сразу после кончины архипастыря, узнали, что он тайно принял схиму в 1841 г. с именем Феодосия, высший образ иноческого жития, и просил, чтобы был погребен в схиме.

Орловский протоиерей Илья Ливанский в марте 1908 года посвятил этому стихи:

И умер схимником, явив

Тем миру, что был не напрасен

Твой с детства к подвигам порыв,

Что уж тогда тебе был ясен.

Путь жизни, коим ты прошел,

Святитель дивный, приснославный,

И память вечную обрел

Повсюду по Руси державной…

Н. С.

Совет

Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» пишет: «Митрополит Филарет Амфитеатров… завещал ей «дитя своего сердца» (племянника) преосвященного Антония, почившего архиепископа Казанского, у которого, может быть, и были свои недостатки, но который тем не менее, конечно, небезосновательно пользовался уважением и любовью очень многих людей в России, ожидавших от него больших услуг церкви. Но он так и умер не в фаворе.

А посему можно думать, что Русь судит о церковном правительстве митрополита Амфитеатрова правильно; она держится в этом слове своего божественного учителя: «дерево узнается по плодам» (Мф. XII, 33).

И далее: «Что оставил митрополит Филарет в наследие своим наступникам? Сплошное, одноверное население, самым трогательным образом любившее своего «старюсенького дидусю»»…

Писатель подчеркивает: «Вся жизнь митрополита Филарета Амфитеатрова может быть поистине названа самою монашескою в самом наилучшем понятии этого слова…

Память подобных людей часто не имеет места в истории, но зато она легко переходит в жития — эти священные саги, которые благоговейно хранит и чтит память народа».

Издатель, педагог, поэт Семен Егорович Раич (Амфитеатров) родился в 1792 году в селе Высокое Кромского уезда в семье священника Амфитеатрова и был братом митрополита Филарета Киевского и Галицкого.

Фамилию Раич получил, учась в Орловской семинарии, куда родители определили его десятилетним мальчиком.

Предполагают, что фамилия будущего поэта, переводчика, педагога и журналиста первой половины XIX века образована от названия села Раи — Высокое (Раич).

Семен Егорович приобщился к литературе, полюбил поэзию и начал писать стихи, воспевая природу родных мест.

Обратите внимание

Был учителем Ф. И. Тютчева, писательницы Евгении Тур, декабриста А. В. Шереметьева, жены декабриста — А. В. Якушкиной, литератора А. Н. Муравьева.

В 1818 году Раич защитил диссертацию «Рассуждение о дидактической поэзии», получив звание магистра словесных наук.

Преподает в Благородном пансионе при Московском университете, где среди воспитанников был поэт М. В. Лермонтов. Затем преподает в Лазаревском институте восточных языков и других учебных заведениях.

Читайте также:  Священномученик дионисий ареопагит

До 1821 года он был членом «Союза благоденствия» и после подавления восстания декабристов попал в известный «Алфавит членов бывших злоумышленных обществ».

Произведения Раича печатались во многих изданиях: альманахах «Полярная звезда» и «Мнемозина», издаваемых Рылеевым, Бестужевым, Марлинским и Кюхельбекером.

Характеризуя литературную деятельность Раича, П. Вяземский в середине 1820х годов писал: «Раич — один литератор в Москве, скажу смело».

В издании альманаха «Северная лира» за 1827 год представлены произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Д. Давыдова, Ф. Тютчева, Е. Баратынского.

На страницах «Галатеи» Раич опубликовал свои воспоминания о Пушкине. Умер Семен Егорович Раич 28 октября (20 ноября) 1855 года. Его имя не забыто.

Важно

О жизни поэта рассказывается в экспозиции краеведческого музея Дзержинского района города Москвы, его имя указано на карте-схеме «Декабристы в Москве» (Д. Ерохин, 1979 г.)

«Высокое»

(из поэмы «Арета»)

Село, село! О, как ты много

Душе тоскливой говоришь,

Душе, волнуемой тревогой!

О, как мила твоя мне тишь!..

В автобиографии Раич пишет: «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, когда, бывало, весною и летом, живя в Подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях Поэзии… (по) тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

Ф. И. Тютчев посвятил Раичу стихи:

И ты рассек с отважностью и славой

Моря обширные свои рулем,

И днесь, о друг, спокойно, величаво

Влетаешь в пристань с верным торжеством.

Скорей на брег — и дружеству на лоно

Склони, певец, склони главу свою –

Да ветвию от древа Аполлона

Его питомца я увью!..

14 сентября 1820 года

В Москве живет художник Юрий Николаевич Скаткин, изучающий жизнь и творчество своего прадеда Семена Егоровича Раича.

Яков Козьмич (Космич) Амфитеатров (1802—1846), писатель, профессор церковной словесности Киевской духовной академии.

Сын причетника. Родился в 1802 году в селе Высокое Кромского уезда. В 1825 году окончил Орловскую духовную семинарию Орловской епархии, а в 1829 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра.

Суровый аскет и проповедник строго ортодоксальных воззрений. Имел большое влияние на своих слушателей, повлиял на разработку и направление гомилетической науки. Его «Чтение о церковной словесности, или Гомилетика» (К.

, 1846) — одно из наиболее замечательных русских сочинений по гомилетике, первая попытка построить церковную проповедь по древнерусским образцам. Известны еще его «Беседы об отношении церкви к христианам» (К.,1847, 5 изд. с б.,1885).

Умер в июле 1848 года от простуды.

Архиепископ Антоний (Амфитеатров), племянник митрополита Филарета, духовный писатель.

Родился 15 октября 1815 года на Урале, в поселке Миасский завод, где его отец Гавриил Егорович Амфитеатров служил священником в местной церкви.

Первоначальное и среднее образование получил в Калуге, где окончил духовное училище и семинарию. По окончании Киевской духовной академии со степенью магистра оставлен при ней бакалавром.

В 1840 году принял монашество и получил назначение вначале ректором КиевоСофийских духовных училищ, а затем в 1841 году инспектором Киевской семинарии.

Совет

В 1845 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1848 году получил степень доктора богословия за учебник по догматическому богословию. С этого же года он настоятель Никольского монастыря, а с 1851 года ректор Киевской духовной академии.

В 1858 году хиротонисан во епископа Чигиринского, киевского викария, в 1859 году переведен в Смоленск, в 1866 году — в Казань. Здесь владыка Антоний занимался миссионерством, учредил братство святого Гурия для просвещения в христианском духе инородцев.

В 1867 году получил архиепископство. Скончался 21 октября 1879 года. Похоронен в Казанском соборе города Казани.

Как архипастырь он старался о развитии миссии, о поддержании деятельности церковно-просветительских попечительств и о поднятии духовного образования.

Известны его труды: «Догматическое богословие» (К., 8 изд., 1862), «Пастырское богословие» (ч. 1, К., 1851), «Беседы сельского священника к прихожанам» (4 изд., 1854), «Собрание слов», изданы отдельно в Киеве (1859) и Казани.

Биография его напечатана архимандритом Сергием (Василевским) в Казани в 1885 г.

Евгений Васильевич Амфитеатров (1815—1888), профессор.

Сын священника. Родился в 1815 году. Окончил Петербургскую духовную академию, с 1848 года профессор кафедры словесности. В 1873 году избран городским головою города Сергиева Посада, где находится Московская духовная академия. Скончался в чине действительного статского советника 17 мая 1888 года.

«Пастырь добрый»

Одним из таких «пастырей добрых» был отец Валентин Амфитеатров, о котором с уважением говорил сам Иоанн Кронштадтский. Окруженный просителями, он как-то сказал: «Что вы ходите ко мне, у вас в Москве есть свой великий пастырь, отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь». Познакомимся с житием этого пастыря, которого отец Иоанн считал лучше себя.

Валентин Николаевич Амфитеатров принадлежал к старинному роду священнослужителей. Он родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Сын священника, он продолжил традицию своих предков, посвятив себя труду на ниве Христовой.

Несмотря на нужду и материальные затруднения (юный Валентин вспоминал: «Я учился с сальным огарком и нуждался часто в самом необходимом»), он окончил семинарию и академию.

Амфитеатров был рукоположен во священника и назначен на приход в Калугу, в Благовещенский храм. Но вскоре протоиерея Валентина переводят в собор города Лихвина Калужской губернии. Затем его назначают смотрителем духовного училища в Мещевске, потом настоятелем храма Поливановской учительской семинарии.

Затем начинается самый плодотворный период, когда отца Валентина переводят в Москву настоятелем Константино-Еленинской церкви, стоящей недалеко от Спасских ворот Кремля.

Обратите внимание

С приходом нового настоятеля в храм во имя святых Константина и Елены стали стекаться богомольцы не только из столицы, но и со всей России.

Подобно шедшим в Оптину Пустынь к знаменитым старцам, как стремились в Кронштадт к отцу Иоанну Сергееву, так шли и к отцу Валентину. Рано овдовев, после смерти жены Елизаветы Ивановны он поселился с дочерьми Верой, Любовью, Александрой и сыном Александром в доме у Смоленского вокзала.

Этот домик стал центром паломничества для многих богомольцев. Пастырь помогал всем, считая, что сам служит лишь милостью пастыреначальника Христа. «Я тех беру, кого мне сам Господь велит взять», — говорил батюшка.

Конец прошлого века напоминает настоящее время. Крестившись, человек не задумывается о последующем. Об этом говорит Н. С. Лесков в романе «Соборяне»: отец Савелий Туберозов печалится о том, что люди, во Христа крестясь, во Христа не облекаются. Такой скорбью было исполнено и пастырское служение отца Валентина.

Широкая известность пастыря стала причиной зависти и недоброжелательства. Он был переведен в древний собор Кремля — Архангельский, куда из церкви Константина и Елены перешла и его паства в несколько тысяч человек.

Епископ Иосиф, живший в Воронеже на покое, пророчески предсказал, узнав о подвигах батюшки: «Как бы ему не надеть такой же схимы, как у меня».

Это сбылось в 1902 году, когда отец Валентин ослеп и стал, как старец Иосиф, незрячим. Под «схимой» Владыка имел в виду слепоту, связанную с даром духовного зрения.

В период шестилетнего затвора пастырское служение не прекратилось. Квартира на берегу Москвы-реки, а позднее дом в Очаково под Москвой стали центрами, куда продолжали стекаться страждущие.

Важно

В свободное время пастырь с помощью дочери Веры писал. Появились книги отца Валентина Амфитеатрова: «Великий пост. Духовные поучения» (1910), «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе» (1900), «Воскресное Евангелие.

Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета (от Иисуса Савина до воцарения Давида)» (1919) и другие издания.

Многое из надиктованного так и не было напечатано — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

20 июля (по старому стилю) 1908 года отец Валентин скончался. По его завещанию пастыря похоронили на Ваганьковском кладбище.

Не иссякал поток к могиле отца Валентина. Его молитвенное утешение продолжалось.

Но наступило время безверия и нравственного оскудения и святотатства. В начале 30х годов безбожная власть надругалась над захоронением пастыря. Могилу вначале зацементировали, а затем разрушили совсем, чтобы люди не брали песок. Позднее снесли крест и сломали ограду.

Осенью 1990 года родственники и Московская патриархия восстановили захоронение протоиерея Валентина Амфитеатрова.

Людской поток не иссякает к месту упокоения отца Валентина до сих пор.

Александр Валентинович Амфитеатров был сыном племянника С.И. Раича Валентина Николаевича Амфитеатрова.

Родился он в Калуге в 1862 году. Журналист, фельетонист, прозаик, литературный и театральный критик, Александр Валентинович, несомненно, был личностью знаменитой и одаренной.

Известны разнообразие его интересов, активность журналиста и газетчика, хлесткость его фельетонов и сатирических произведений.

Александр Валентинович жил в Чехословакии, Париже, Берлине, но дольше всего в Италии.

Совет

Александр Валентинович был женат на певице Александре Николаевне Левицкой. В 1889 году у них родился сын Владимир.

Умер Александр Валентинович в 1938 году.

Из поколения в поколение Амфитеатровы прославляли свой род и свое отечество — орловский край, стали гордостью России.

Анатолий Мищенко

«Истории русской провинции» № 10

Источник: http://xn--e1agfdncgfekaw.xn--p1ai/2013/06/24/rod-amfiteatrovy-h/

Святой: Филарет (Амфитеатров)

Митрополит Филаре?т (в миру Фёдор Гео?ргиевич Амфитеа?тров; 17 апреля 1779(17790417), село Высокое, Кромский уезд, Орловская губерния — 21 декабря 1857 (3 января 1858)) — епископ Православной Российской Церкви; с 18 апреля 1837 года митрополит Киевский и Галицкий. Член Святейшего Правительствующего Синода (1836—1842 годы). Член Российской академии (1837).

Основные вехи жизни

Родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. По окончании Севской семинарии подал прошение о пострижении его в монашество.

7 ноября 1798 года был пострижен в монашество с именем Филарет.

9 ноября 1798 года был рукоположён во иеродиакона, а 13 января 1799 года — в иеромонаха.

В 1804 году был возведён в сан архимандрита.

Благодаря положительным отзывам 2 декабря 1813 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.

По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского, указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 года был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, где был удостоен степени доктора богословия (1814 год), но не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В том же году был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12 января 1825 года указом Святейшего Синода был переведён в Рязанскую епархию.

22 августа 1826 года был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. 25 февраля 1828 года назначен архиепископом в Казань, где обратил в православие более 5000 иноверцев.

Читайте также:  Тропарь, кондак и величание небесным силам бесплотным - небесным силам (ангелам)

В 1836—1837 годах был главой Ярославской и Ростовской епархии. 18 апреля 1837 года назначен митрополитом Киевским.

Обратите внимание

13 августа 1841 года тайно принял схиму с именем Феодосий. Высочайшим рескриптом от 26 августа 1856 года (день коронации императора Александра II) ему пожалованы алмазные знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Скончался 21 декабря 1857 года.

Отношения к русскому переводу Библии

В 1820 году, когда в России начала проводиться работа по переводу Священного Писания на русский язык, Преосвященный Филарет выступил против этого начинания.

Его взгляд на русский перевод Библии не совпадал со взглядом на данную проблему митрополита Филарета (Дроздова), мнение которого о необходимости русского перевода было принято Святейшим Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Оба святителя оставались на своих позициях по данному вопросу до конца жизни.

Канонизация

Первоначально был причислен к лику местночтимых святых. 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.

Память в день его преставления — 21 декабря (3 января по новому стилю), а также трижды в год в дни памяти соборов святых: ростово-ярославских — 23 мая (5 июня), сибирских и рязанских — 10 июня (23 июня) и преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, — 28 августа (10 сентября).

Примечания

  1. «Санктпетербургскія В?домости». 8 сентября 1856, стр. 1091.

Источник: http://adamovka.ru/saint/?id=2086

Толкователи священных писаний. Филарет (Амфитеатров) свт. — Рублев. Ищите и обрящете

Митрополит Филаре́т (в схиме Феодо́сий, в миру Фёдор Гео́ргиевич Амфитеа́тров; 17 апреля 1779, селоВысокое, Кромский уезд, Орловская губерния — 21 декабря 1857 (3 января 1858)) — епископ Православной Российской Церкви; с 18 апреля 1837 года митрополит Киевский и Галицкий. Член Святейшего Правительствующего Синода (1836—1842 годы). Член Российской академии (1837).

Основные вехи жизни

Родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. По окончании Севской семинарии подал прошение о пострижении его вмонашество.

7 ноября 1798 года был пострижен в монашество с именем Филарет.

9 ноября 1798 года был рукоположён во иеродиакона, а 13 января 1799 года — в иеромонаха.

В 1804 году был возведён в сан архимандрита.

Благодаря положительным отзывам 2 декабря 1813 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря.

По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), впоследствии митрополита Московского, указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 года был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, где был удостоен степени доктора богословия (1814 год), но не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В том же году был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12 января 1825 года указом Святейшего Синода был переведён в Рязанскую епархию.

22 августа 1826 года был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. 25 февраля 1828 года назначен архиепископом в Казань, где обратил в православие более 5000 иноверцев.

В 1836—1837 годах был главой Ярославской и Ростовской епархии. 18 апреля1837 года назначен митрополитом Киевским.

13 августа 1841 года тайно принял схиму с именем Феодосий.

Важно

Высочайшим рескриптом от 26 августа 1856 года (день коронации императора Александра II)[1] ему пожалованы алмазные знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Скончался 21 декабря 1857 года.

Отношения к русскому переводу Библии

В 1820 году, когда в России начала проводиться работа по переводу Священного Писания на русский язык, Преосвященный Филарет выступил против этого начинания.

Русское наречие не может передать Священного Писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию всё то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нём Священного Писания.

Его взгляд на русский перевод Библии не совпадал со взглядом на данную проблему митрополита Филарета (Дроздова), мнение которого о необходимости русского перевода было принято Святейшим Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Оба святителя оставались на своих позициях по данному вопросу до конца жизни.

Канонизация

Первоначально был причислен к лику местночтимых святых. 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.

Память в день его преставления — 21 декабря (3 января по новому стилю), а также трижды в год в дни памяти соборов святых: ростово-ярославских — 23 мая (5 июня), сибирских и рязанских — 10 июня (23 июня) и преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, — 28 августа (10 сентября).

Труды

«Беседы на пятую, шестую и седьмую главы святого евангелиста Матфея». М., 1837.

«Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, X и XI главы святого евангелиста Матфея». К., 1842

«Беседы на Святое Евангелие». М., «Правило веры», 1998

Примечания

[1] «Санктпетербургскія Вѣдомости». 8 сентября 1856, стр. 1091.

Источник: http://rublev.com/interpets/211

Святитель ФИЛАРЕТ (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, настоятель Воскресенского монастыря в 1817-1819 годах

Митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров) ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1779 го­да в се­ле Вы­со­ком Кром­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье Ге­ор­гия Ам­фи­те­ат­ро­ва и был чет­вер­тым ре­бен­ком из вось­ми де­тей. Все­го бы­ло пять сы­но­вей и три до­че­ри. Ин­те­рес­но, что из вось­ме­рых де­тей он один по сре­дам и пят­ни­цам не при­ни­мал ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка.

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ор­лов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще: он был при­нят сра­зу во вто­рой класс, а за­тем учил­ся в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1797 го­ду. 7 но­яб­ря 1798 го­да, бу­дучи пре­по­да­ва­те­лем пи­и­ти­ки в Ор­лов­ской се­ми­на­рии, при­нял по­стриг с име­нем Фила­ре­та, в честь свя­то­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го.

13 ян­ва­ря 1799 го­да воз­ве­ден в сан иеро­мо­на­ха. Два­дцать лет тру­дил­ся иеро­мо­нах Фила­рет на по­при­ще пре­по­да­ва­ния бу­ду­щим свя­щен­но­слу­жи­те­лям. С 1802 го­да – рек­тор Ор­лов­ско-Сев­ской се­ми­на­рии; с 1804 го­да – рек­тор Уфим­ской се­ми­на­рии; с 1810 по 1813 го­ды – То­боль­ской се­ми­на­рии.

Совет

До 1820 го­да ис­пол­нял долж­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра Пе­тер­бург­ской ака­де­мии, а за­тем ин­спек­то­ра и рек­то­ра Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 1 июня 1820 го­да хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ка­луж­ско­го и Бо­ров­ско­го.

С 1825 го­да – епи­скоп Ря­зан­ский, с 1828 го­да – ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, с 1836 го­да управ­лял Яро­слав­ской епар­хи­ей, а 18 ап­ре­ля 1837 го­да на­зна­чен в Ки­ев с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та.

 До рек­тор­ства в То­боль­ске ар­хи­манд­рит Фила­рет был же­сто­ко и неспра­вед­ли­во го­ним сво­и­ми епар­хи­аль­ны­ми епи­ско­па­ми. Из­вест­ный ком­по­зи­тор П.

Тур­ча­ни­нов по по­во­ду жа­ло­бы епи­ско­па Ор­лов­ско­го До­си­фея Пе­тер­бург­ско­му мит­ро­по­ли­ту Ам­вро­сию на ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та го­во­рил: «Ко­гда я про­чи­тал это пись­мо, то ужас­нул­ся и неволь­но за­пла­кал.

Ибо, зная ко­рот­ко от­ца Фила­ре­та, бес­по­роч­ность его жиз­ни и доб­ро­ту его ха­рак­те­ра, я уви­дел в пись­ме толь­ко кле­ве­ту.

Боль­шие ис­пы­та­ния отец Фила­рет пре­тер­пел и в Уфе от мест­но­го епи­ско­па, так что да­же го­лод­ные се­ми­на­ри­сты са­ми на­чи­на­ли пла­кать вме­сте с рек­то­ром, невин­ность ко­то­ро­го узна­ли и ко­то­ро­го го­ря­чо лю­би­ли. Епи­скоп Уфим­ский Ав­гу­стин со­вер­шил да­же два обыс­ка в квар­ти­ре от­ца Фила­ре­та и кон­фис­ко­вал его име­ние». Пу­тем та­ких су­ро­вых ис­пы­та­ний вел Гос­подь Сво­е­го из­бран­ни­ка; пу­тем скор­бей со­зрел ду­хов­но бу­ду­щий све­тиль­ник Рус­ской Церк­ви.

Прео­свя­щен­ный Ам­вро­сий, ар­хи­епи­скоп То­боль­ский, пи­сал в Пе­тер­бург: «Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство при­сла­ли ко мне на ис­пы­та­ние не че­ло­ве­ка, но Ан­ге­ла во пло­ти!» Имен­но в То­боль­ске, на са­мой су­ро­вой окра­ине Рос­сии, за­кон­чи­лось вре­мя стра­да­ний. Про­быв в То­боль­ске ме­нее двух лет, он остал­ся здесь па­мя­тен.

За­слу­гой ше­сто­го рек­то­ра То­боль­ской се­ми­на­рии бы­ла его по­пе­чи­тель­ность о ма­те­ри­аль­ном бла­го­устрой­стве се­ми­на­рии; он су­мел при ка­зен­ном смет­ном ас­сиг­но­ва­нии в 8000 руб­лей удо­вле­тво­рять все нуж­ды се­ми­на­рии и успел на­ко­пить до­ста­точ­ный за­пас­ный ка­пи­тал.

Обратите внимание

При его рек­тор­стве чис­ло уче­ни­ков до­шло до се­ми­сот один­на­дца­ти че­ло­век, и ему при­хо­ди­лось упо­треб­лять нема­ло за­бот и ста­ра­ний для долж­но­го окорм­ле­ния и вос­пи­та­ния се­ми­на­ри­стов. Он пре­по­да­вал фило­со­фию и са­мо­сто­я­тель­но изу­чил фран­цуз­ский язык.

Кро­ме этих за­ня­тий, он дол­жен был нести слу­же­ния и в ка­че­стве на­сто­я­те­ля в Зна­мен­ском мо­на­сты­ре; кро­ме то­го, тру­дил­ся в Кон­си­сто­рии и ис­пол­нял обя­зан­но­сти бла­го­чин­но­го мо­на­сты­рей То­боль­ской епар­хии.

Как на­сто­я­тель То­боль­ско­го Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­манд­рит Фила­рет па­мя­тен еще тем, что пер­вым бла­го­сло­вил со­вер­шать еже­днев­ные ран­ние ли­тур­гии, за ко­то­ры­ми мо­лил­ся «неопу­сти­тель­но».

Служ­бой в То­боль­ской се­ми­на­рии за­кон­чи­лось несе­ние цер­ков­но­го по­слу­ша­ния в си­сте­ме ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том ду­хов­ным се­ми­на­ри­ям.

С 1814 по 1820 го­ды он ис­пол­нял обя­зан­но­сти ин­спек­то­ра и рек­то­ра сна­ча­ла Пе­тер­бург­ской, а поз­же и Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мий.

В Пе­тер­бур­ге по­зна­ко­мил­ся с ар­хи­манд­ри­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым) и был удо­сто­ен сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия.

Имен­но о нем поз­же бу­дут вспо­ми­нать: «Отец рек­тор наш, ар­хи­манд­рит Фила­рет, ис­тин­но ис­пол­нен был ду­ха бла­го­че­стия и люб­ви хри­сти­ан­ской. Управ­ле­ние его в ака­де­мии бы­ло ис­тин­но оте­че­ское; мы бы­ли у него де­ти род­ные».

Читайте также:  Рождественский пост

Где бы ни был епи­скоп Фила­рет, всю­ду про­яв­ля­лась его ар­хи­пас­тыр­ская рев­ность. Бу­дучи Ка­луж­ским епи­ско­пом, он от­кры­ва­ет в Бо­ров­ске ду­хов­ное учи­ли­ще; в Ря­за­ни его управ­ле­ние про­те­ка­ло «мир­но и крот­ко». В Ка­за­ни про­явил­ся его мис­си­о­нер­ский та­лант.

Важно

За де­вять непол­ных лет управ­ле­ния ка­зан­ской паст­вой ар­хи­епи­скоп Фила­рет об­ра­тил в хри­сти­ан­ство око­ло пя­ти ты­сяч ино­род­цев. При его прав­ле­нии на­ча­лись пе­ре­во­ды Ка­те­хи­зи­са, бо­го­слу­жеб­но­го Апо­сто­ла, Еван­ге­лия и необ­хо­ди­мей­ших мо­лит­во­сло­вий: Сим­во­ла ве­ры и «От­че наш…» на язы­ки чу­ва­шей, че­ре­мис, во­тя­ков и та­тар.

О нем го­во­ри­ли ста­ро­жи­лы Ка­за­ни: «Ведь он, вла­ды­ко-то Фила­рет, был, как ба­я­ли все, уж из­вест­но свя­той… а уж ка­кой доб­рый и лас­ко­вый был, то и ска­зать нель­зя».

В Ки­е­ве свя­ти­тель уде­лял осо­бое вни­ма­ние Лав­ре, где осо­бен­но сбли­зил­ся с лавр­ским стар­цем иерос­хи­мо­на­хом Пар­фе­ни­ем; их ду­хов­ный со­юз со­став­лял для обо­их уте­ше­ние в их по­движ­ни­че­ском жи­тии.

Из­вест­ность Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, управ­ля­е­мой в то вре­мя мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том, не огра­ни­чи­лась пре­де­ла­ми на­ше­го оте­че­ства, мно­гие остав­ля­ли и па­риж­ский, и гер­ман­ский уни­вер­си­те­ты, чтобы по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние здесь, мно­гие при­со­еди­ни­лись к пра­во­сла­вию. Ав­тор вос­по­ми­на­ний, го­во­ря о сво­их сту­ден­че­ских го­дах, пи­сал: «Мы зна­ли его как доб­лест­ней­ше­го по­движ­ни­ка, умев­ше­го при­том и вос­пи­ты­вать по­движ­ни­ков».

Стро­гий ас­кет, свя­ти­тель Фила­рет сто­ял на уровне совре­мен­ной ему на­у­ки. Он об­ла­дал да­ром ду­хов­но­го ве­де­ния. Пре­бы­вая ви­ди­мо с людь­ми, он по­сто­ян­но внут­ренне пре­бы­вал с Бо­гом, со­вер­шал мо­лит­ву в уме и серд­це, вел пост­ни­че­ский об­раз жиз­ни. Свя­ти­тель Фила­рет об­ла­дал и да­ром ис­це­ле­ния.

Ко­гда в од­ном до­ме под­ве­ли к нему де­воч­ку, вла­ды­ка, не зная это­го, с обыч­ной лас­кой спро­сил ее: «А как те­бя зо­вут, доб­рое ди­тя?» К изум­ле­нию всех, де­воч­ка вдруг твер­дым и яс­ным го­ло­сом от­ве­ти­ла: «Ма­ша» и с той ми­ну­ты ста­ла го­во­рить, хо­тя от рож­де­ния бы­ла без­глас­ной.

Стре­мясь к со­вер­шен­ству, свя­ти­тель при­ни­ма­ет по­стриг в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фе­о­до­сия. Это по­сле­до­ва­ло за сем­на­дцать лет до кон­чи­ны, а имен­но 13 ав­гу­ста 1841 го­да. Вла­ды­ка Фила­рет мно­го пре­тер­пел от сво­е­го ке­лей­ни­ка – от­ца На­за­рия.

Он го­во­рил о нем: «Че­ло­век та­кой ну­жен, как вер­ный, хо­тя и су­ро­вый страж и при­став­ник (сер­ди­тый пес) во дво­ре хо­зя­и­на».

20 де­каб­ря 1857 го­да свя­ти­тель Фила­рет бла­жен­но за­кон­чил свою жизнь; ли­цо его за­пе­чат­ле­лось со­вер­шен­ным спо­кой­стви­ем пра­вед­ни­ка.

Да­же им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич це­нил лич­ные чер­ты ха­рак­те­ра свя­ти­те­ля и го­во­рил: «О цер­ков­ном управ­ле­нии мно­го бес­по­ко­ить­ся нече­го: по­ка жи­вы Фила­рет муд­рый да Фила­рет бла­го­че­сти­вый, все бу­дет хо­ро­шо».

 Молитвы

Тропарь святителю Филарету (Амфитеатрову)

глас 6

Совет

Возлюби́в из мла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́рх моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Киеву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.

Кондак святителю Филарету (Амфитеатрову)

глас 8

Ти́хостью нра́ва укра́шен,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным,/ ста́до Христо́во упасл еси́ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Лавры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ тем же и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.

Православная жизнь

Источник: http://www.n-jerusalem.ru/vstrecha/text/379948.html

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Святитель Филарет был одной из ключевых фигур в истории Русской Церкви первой половины XIX века. Он известен как выдающийся церковный администратор, крупный ученый-богослов, действительный член Императорской академии наук, четырех духовных академий, а также трех университетов — Киевского, Московского и Казанского.

Будущий митрополит Филарет родился 17 апреля 1779 года в Орловской губернии в большой священнической семье и был назван Федором. В детстве он отличался очень слабым здоровьем и большую часть времени проводил не со сверстниками во дворе, а с отцом в храме или с дедом за книжками. Федор рано выучился читать.

Ко времени поступления в школу он самостоятельно прошел весь курс первого года обучения, и его приняли сразу во второй класс. Затем он поступил и блестяще учился в Севской духовной семинарии. Перед ее окончанием восемнадцатилетний Федор подал прошение о пострижении в монашество.

Его прошение было удовлетворено, и как лучший выпускник семинарии, новопостриженный монах Филарет, был оставлен в семинарии в качестве преподавателя. Уже через пять лет, он назначается ее ректором.

Молодой ректор никогда не заботился о своей репутации перед епархиальным начальством. Он действовал всегда решительно, не боясь отрицательных последствий, которые не замедлили появиться. В результате клеветы завистников отношение к нему епархиального епископа изменилось в худшую сторону.

Несправедливые притеснения со стороны духовного начальства стали тяжелым испытанием для Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить всё, удалиться в отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь простого инока.

Однако слухи о конфликте дошли до Синода, и архимандрит Филарет, не успев воплотить свою мысль в жизнь, был переведен в Тобольск «для испытания». Тобольский епископ был поражен смирению и административной мудрости вновь прибывшего «скандального»  архимандрита.

Обратите внимание

В своих донесениях Синоду о характере и поведении Филарета архиерей называл его «не человеком, а ангелом во плоти». Благодаря таким отзывам Филарет был назначен инспектором в Московскую духовную академию, а через год стал ее ректором. Он был и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников.

Его лекции отличались краткостью, ясностью и доступностью, а воспитательные меры, которые он применял к провинившимся студентам, почти всегда имели положительный результат. Он не наказывал их, а действовал исключительно любовью и личным примером, пытаясь к каждому найти свой подход.

Один из студентов, учившихся при Филарете, вспоминал: «Мы повадились воровать яблоки из ректорского сада… И один раз так увлеклись, что не заметили, как появился ректор. Узнав его, мы все точно окаменели и не могли двинуться.

“Что же вы замерли, скорее собирайте, пока не пришел садовник,” — сказал Филарет, помогая одному из нас прятать яблоки за пазуху. “А теперь бегите скорее, а то и вам, и мне достанется” — добавил он, уходя навстречу появившемуся садовнику. Мы все кинулись врассыпную. Затем несколько дней вся наша компания была страшно смущена.

От стыда и боязни расплаты мы не знали, куда себя деть. На четвертый день после происшествия всю нашу компанию собрали в отдельной комнате… и вместо наказания, вдруг принесли целое блюдо разных плодов с большой чашкой меда. “От ректора”, — сказал посыльный. “По какому же это случаю?” — перешептывались мы, радостно и робко принимая щедрый подарок.

Но случая никакого не было, кроме того, о котором мы одни знали и помалкивали. Эти ректорские яблоки, груши и сливы мы ели со слезами раскаяния. С тех пор нам даже стыдно было заходить в ректорский сад, а наказание это было столь памятно, что уже прошло более двадцати, а я до сих пор краснею, вспоминая этот случай». Филаретовские воспитанники так впоследствии отзывались о своем ректоре: «Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него — дети родные».

О высокой оценке ректорской деятельности архимандрита Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он 6 раз был удостоен различных наград и поощрений. Безусловно заслуженная им докторская степень по богословию, была присуждена ему не только за научные труды, но также, согласно формулировке, — «за безукоризненный образ жизни».

И действительно, его личная подвижническая жизнь была примером, достойным подражания. Строгий к себе во всем, особенно в образе жизни, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к строгим мерам только в исключительных случаях.

Современники отмечают не только искреннее благочестие Филарета, но и его необыкновенную доброту. Его нищелюбие вошло в пословицу. Его называли не иначе, как «Филаретом милостивым». Он не делал никаких сбережений, а все, что имел, раздавал неимущим, оставаясь, порой без копейки.

Важно

Получив назначение на епархию, Филарет не мог выехать из-за отсутствия средств, и вынужден был занимать деньги на дорогу.

До назначения его митрополитом в Киев, владыка Филарет сменил четыре епархии. Однако древней Киевской кафедрой он управлял более 20 лет, пользуясь известностью не только в России, но и за рубежом.

«Так детски чист и прост был этот добрейший человек, — пишет Николай Лесков со слов современника владыки, — что всякая мелочь из воспоминаний о нем наполняет душу приятнейшею теплотою настоящего добра, которое как будто с ним родилось, жило с ним и… с ним умерло…

Для людей, знавших Филарета, еще долго будет казаться, что нет другого такого человека, который был бы так подчинен кроткому добротолюбию, не по теории, не в силу морали воспитания, а именно подчинялся этому требованию органически. Он родился со своею добротою, как фиалка со своим запахом, и эта доброта была его природою».

Источник: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/istorija_cerkvi._i_xx_vv./view/id/1177160

Ссылка на основную публикацию