Святитель филарет, митрополит московский

Святитель Филарет Московский: житие, молитва, икона

Патриарх Московский Филарет – кем был этот человек? Биографию, молитвы и иконы, посвящённые Первосвятителю, Вы найдёте в нашей статье!

…Несколько лет прошло с момента перенесения мощей Святителя Московского Филарета в Храм Христа Спасителя. Удивительно: в обычные дни у раки святого почти нет людей.

То есть, нет, конечно, подходят, ставят свечи, прикладываются, но сравнительно с другими местами приток все-таки небольшой. Здесь не увидишь очередей от входа с чтением акафиста, вόроха записок, цветов…

…Черный шелк оттенял матовую бледность лица не лишенного привлекательности, однако, не красивого в привычном смысле. Это был тот тип внешности, который, несмотря на «неправильности», может быть назван…прекрасным.

Но в тот момент посетительница митрополита Филарета производила иное впечатление: большие широко расставленные глаза казались потухшими и придавали лицу усталое болезненное выражение.

Обратите внимание

Она приходила уже не в первый раз, вдова погибшего на батареях Бородина генерала Александра Тучкова. Тонкая, аристократичная и совершенно несчастная. Что мог сказать ей Владыка, когда утешить было нечем? – После гибели мужа единственной ее радостью был сын, преданный, любящий, поселившийся вместе с ней в домике на месте Бородинской битвы.

Но, вот, не стало и его: Николенька «сгорел» за несколько дней, после консилиума врачей, уверявшего, что болезнь его не опасна, и Маргарита Михайловна осталась «один на один» со своим горем.

Маргарита Тучкова (Нарышкина)

Сильный человек, – не так давно сопровождала мужа во время военных переходов, – теперь она ни в чем не находила опоры, и металась в переездах между Москвой и Бородино. Молилась непрестанно, однако не получала облегчения.

Наконец, отчаявшись справиться с бедой, она обратилась за помощью к Владыке Филарету. В обеих столицах его знали как выдающегося архипастыря и духовного наставника.

На этот раз, проводив предыдущих посетителей – пожилую женщину с тремя подростками, митрополит обронил: «Тоже бородинская вдова… и ее сироты». Ответом ему стал невольный возглас: «Три сына!

А у меня все отнято! За что?» И тут Владыка дал выход чувству, которое сдерживал до сих пор: «Вероятно, она более заслужила своею покорностью милость Божию».

Краткий разговор – еще несколько фраз, и она ушла, но после ее ухода, словно тень, сошла на душу, – Владыка Филарет не мог найти покоя.

Невольно вырвавшийся упрек его был вызван тем, что в свое время Маргарита Михайловна выходила замуж за Александра Тучкова после расторжения первого церковного брака.

Важно

Тогда трудно было добиться развода, еще труднее – получить благословение на венчание во второй раз.

Но взаимное чувство, связывавшее ее и Александра Тучкова, было настолько сильным, что все препятствия оказались «преодолимы». Исключительный случай заставил говорить о себе, на венчание съехалось множество представителей высшего общества…

Разум говорил в пользу соблюдения правил, а перед глазами было лицо Тучковой в момент, когда она уходила. Час спустя Владыка был у ее парадного. Лакей ответил: «Барыня не принимает».

Пришлось настоятельно просить…Когда же хозяйка вышла в гостиную, митрополит обратился к ней: «Я оскорбил Вас жестоким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения».

Так же непосредственно и «непредсказуемо» поступил митрополит Филарет однажды и на заседании тюремного комитета, где он председательствовал, когда известный своей сострадательностью доктор Федор Гааз в очередной раз усиленно хлопотал за осужденных.

По-видимому, уставший от энергичного наступления «защиты», митрополит сказал что-то вроде того, что «не бывает совершенно невинных», на что импульсивный Гааз воскликнул с места: «Да вы о Христе позабыли, Владыка!» Повисла тишина, и, поднявшись с поникшей головой, митрополит ответил: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, – Христос меня позабыл!» – благословил всех и вышел.

…Благородство митрополита Филарета отмечали многие его современники. Это было не светское, мирское, благородство, а – христианское; основу его составляли искренность, смиренное представление о себе и готовность в любой момент склониться перед высшей правдой.

Казалось бы, мыслимо ли это? – Архиерей сознавался в человеческой немощи, выглядел «проигравшим». Но в этот-то момент он и приобретал…Приобретал для Церкви людей сложных, тех, чьи «раны» требовали длительного и бережного врачевания. – Маргарита Тучкова становится его духовной дочерью.

Из глубины отчаяния и ропота, способного убить физически и духовно, Владыке удается вывести ее на свет. Приходит новое состояние – духовного мира, проясняется смысл, появляется цель в жизни.

Совет

Еще несколько лет, и в монашеском постриге с именем Мария она возглавит общину сестер Спасо-Бородинского монастыря, где будет совершаться непрестанная молитва об отечестве и о павших воинах.

Великое дело – пример духовника! Годы пройдут, и в ответ на дерзость простой, грубоватой сестры матушка сможет сказать: «Что же это мы с тобой сотворили?», и, не дожидаясь извинений, первая будет искать примирения.

Урок Владыки Филарета был усвоен твердо: милость – больше справедливости, правда Божия – выше положения.

Начало XIX в. в России было связано с распространением влияния ордена иезуитов, нашедшего прибежище в России в царствование Екатерины II после запрещения его деятельности в Европе.

Образованные, обладавшие светскими навыками, иезуиты приобрели связи в высшем свете, и безраздельно царили в гостиных графини Головиной, чей дом пользовался славой «католического штаба», m-me Свечиной, княгини Александры Голицыной и др.

Это послужило причиной ряда тайных переходов в католицизм.

Одновременно в Петербурге появился аббат Николь — член ордена иезуитов и известный педагог*. К нему устремился поток именитых родителей, и на попечении отцов-иезуитов оказались отпрыски известнейших фамилий: Трубецкой, Толстые, Голицыны, Любомирский, Нарышкин, Гагарин, Орлов, Меньшиков, Кочубей и др.**

Одним из основных аргументов противников Православия было то, что высокообразованные представители высшего света «не могут найти общего языка с православными священниками из-за недостаточного уровня образования русского духовенства». Об этом писала в своем дневнике С. Свечина, на этом особенно настаивал и ее «учитель» – Жозеф де Местр (и в личной корреспонденции, и в работе «О нравах и религии русских»).

Тем значительнее оказался пример таких православных пастырей, как Святитель Филарет, в ту пору ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, или митрополит Евгений (Болховитинов)***. В этих случаях все привычные упреки иезуитов «метили мимо цели».

Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века.

Москва. Неизвестный художник

Обратите внимание

Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви.

Выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры, отмеченный вниманием митрополита Платона, в годы ученичества он занимался в философском и богословском классах, превосходно знал греческий и еврейский языки, а пером владел так, что вызвал признание у митрополита: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Он не только преподавал, но и много писал.

Наибольшую известность приобрели его «Катехизис» и работа «Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви». Святитель не только рассматривал существенные догматические различия Православия и католицизма, но и отражал обычные для иезуитских проповедников приемы убеждения.

Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся, не утвердившихся в вере. Не меньшее значение для своего времени имели богословские труды митрополита Филарета и выполненный им перевод Библии на русский язык.

Обширное духовное наследие было предназначено не только пастырям и семинаристам, но и вниманию образованной части общества, восполняя общий недостаток знаний в области церковной истории и догматики.

Благодаря фундаментальным знаниям и хорошему языку, Владыке удавалось достойно оппонировать в жесткой интеллектуальной полемике тех лет. И, все же, для характеристики Святителя Филарета одного слова «образование» было бы не достаточно.

Ценность его примера для нашего времени состоит в том, что он оставил образец всестороннего христианского просвещения: ума, души и духа, когда «многая премудрость» оправдана евангельской простотой, а стремление к стяжанию знаний – внутренним духовным воспитанием.

Благодаря этому, Владыке Филарету удалось избежать «фомизма», схоластики, и приобрести то состояние, при котором разум, напитанный знаниями и облагодатствованный непрестанной жизнью в Церкви, становится «другом» и «помощником» веры. (В XX веке о собственном опыте соединения духовного и рационального замечательно напишет митрополит Вениамин (Федченков))****.

Важно

Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, «экспертом», для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем «небесного человека».

…Среди тех, на кого образ святителя произвел глубокое впечатление, оказался и А.С. Пушкин.

История их «переписки» довольно известная. На пушкинское безнадежное:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?…

– прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души «сынов века»:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Обычные для «дендизма» правила игры были отринуты, поэт отозвался по-детски, искренне:

…Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина.

Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы.

Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.

Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя.

Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила.

– «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.

С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку.

Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо».

Совет

А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки.

Защита была поставлена…на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя).

Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей…

Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя

* Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год).

** Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С.

Читайте также:  Священномученик аристарх апамейский

Гагарин).

*** Будучи студентом Московской славяно-греко-латинской Духовной Академии, Болховитинов одновременно слушал лекции в Московском Университете. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В 1805 г. он был избран почетным членом Московского университета, в 1806 г. — действительным членом Российской Академии, в 1808 г. — почетным членом СПб.

Медико-Хирургической академии, в 1810 г. — почетным членом СПб. Общества любителей наук словесности и художеств, в 1811 г. — почетным членом СПб.

Общества беседы русского слова, в 1813 г. — почетным членом Общества истории и древностей при Московском университете, в 1814 г. — почетным членом СПб. Духовной Академии, в 1815 г.. — почетным членом Московского Общества врачебных и физических наук, в 1817 г.

— почетным членом Казанского университета, в 1817 г. — почетным членом Харьковского университета, в 1818 г. — членом Комиссии по составлению государственных законов, в 1822 г. — почетным членом Виленского университета, в 1823 г. — почетным членом Киевской Духовной Академии, в 1827 г.

— почетным членом философии Дерптского университета, в 1829 г. — почетным членом С.-Петербургского университета, в 1834 г. — почетным членом Копенгагенского (Датского) Королевского Общества северных антиквариев.

Митрополит Евгений приобрел известность и как автор трудов по археологии, русской церковной и гражданской истории, древностям российским, археографии и краеведению…

**** «Поставленный в законные рамки, ум уже сделался добросовестным и скромным помощником веры, как низший орган для высшего (духа).» (Цит. По: Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении // «А сердце говорит мне: верь!».

М.: «Правило веры», 2004. С. 209-210).

Источник: http://world-of-facts.com/molitvy/svyatitel-filaret-moskovskij-zhitie-molitva-ikona-2

Филарет Московский

Филарет Московский особо почитается в православных кругах.

Священник, сделавший завидную карьеру на церковном поприще, не оставался равнодушным к людским трагедиям, искреннее беспокоился о судьбе родного государства, оказываясь в эпицентре исторических событий.

В биографии митрополита – благословение на царствование российских самодержцев, непосредственное участие в реформах Русской церкви и даже в освобождении крестьян от крепостного права.

Детство и юность

Будущий митрополит родился 26 декабря 1782 года в Коломне под именем Василий Дроздов. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства. Дед по материнской линии служил протоиреем в Богоявленской церкви, где и появился на свет маленький Вася.

Филарет Московский

Отец Михаил Федорович до рождения наследника почти год числился дьяконом в Успенском соборе, за неимением жилья приходилось ютиться у тестя. Спустя два месяца его перевели в церковь Троицы священником, и семья обрела собственный дом, который до сих пор сохранен – стоит на ул. Толстикова, 52.

С детства Василий отличался способностями к учебе и тягой к знаниям, тем более для этого была благодатная почва: отец совмещал служение в церкви с преподаванием в Коломенской семинарии, поэтому дома хранилась великолепная библиотека.

В 9-летнем возрасте мальчик тоже оказался в рядах студентов семинарии, из которой были открыты дороги в школы Московской епархии.

Однако учебное заведение вскоре перевели в Тулу, и отец настоял, чтобы сын попытал силы на экзаменах в семинарию Троицкой Лавры.

Святитель Филарет Московский

Василий Дроздов благодаря багажу знаний, природному уму и рассудительности с легкостью прошел испытания и был зачислен в философский класс. В школе у юноши обнаружился талант еще и к языкам. Способного ученика заметил покровитель семинарии, митрополит Платон, и на протяжении учебы, а потом и на службе явно ему благоволил.

Обратите внимание

В учебном заведении Василий Михайлович прошел и уроки милосердия, занимая должность старшего над семинарской больницей. Столкнулся со смертью, мучительными неизлечимыми болезнями, воспитав в себе терпение к близкому и постигнув истину, что все в этом мире тленно.

Икона Филарета Московского

Юноша получил диплом в 1803 году и тут же начал преподавать ученикам родной семинарии греческий и еврейский языки, а затем поэзию, красноречие и риторику. Митрополит Платон восхищался писательским и ораторским даром Василия, говоря, что «он пишет по-ангельски», поэтому назначил проповедником.

Наставник и покровитель долго склонял молодого человека к монашеству, а Дроздов все колебался, даже приходил с этим вопросом к отцу, который посоветовал самостоятельно решать свою судьбу. Созрел Василий Михайлович к 1808 году – постригся в монахи, взяв имя святого Филарета Милостивого, а спустя неделю Платон возвел ученика в сан иеродиакона.

Святой подвиг

Филарет собирался всю жизнь провести в Лавре, но судьба уготовила ему головокружительную карьеру и отвела большую роль в церковной науке и государственных делах.

В рамках реформы духовных школ мужчину, как самого способного в Троицкой семинарии, срочно вызвали в Петербург, где иеродиакон стал инспектором и бакалавром философского класса в новой академии, затем здесь же преподавал богословские науки и церковную историю.

Из-под пера святителя появился полный курс этих учений, к тому же он первый стал читать лекции на русском языке.

Митрополит Филарет Московский

Филарет начал набирать популярность у народа, люди восхищались проповедями, а в придворных кругах его признали новым ярким светилом Русской церкви.

Во времена войны с Наполеоном архимандрита народ полюбил еще больше – Филарет жертвовал крупные суммы на военные нужды.

Спустя три года после победы святитель сочинил благодарственное молебствие о спасении Отечества.

Служба в Духовной академии ознаменовалась началом глобального труда, который стал делом всей жизни Филарета, – перевод на русский язык Библии. Толчком послужили метания русского общества в эпоху правления Александра I, ситуацию усложнила и война с французами. Люди искали поддержку и правду в книгах, написанных западными богословами и мистиками.

Филарет Московский и император Александр I

Филарет отказался от политики жестких запретов, решил, что нужно действовать мягко, и засел за перевод. Для этого собрал команду переводчиков, сам же трудился над Евангелием от Иоанна. В 1819 году напечатали Четвероевангелию, но это было только начало.

Священнику предстояло пройти тернистый путь: он подвергался критике и обвинениям в лжеучении, государственной опале, работу над переводом Священного Писания несколько раз останавливали. Полная Библия на русском языке вышла уже после смерти Филарета.

Важно

Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной греко-российской Церкви, 1835 г

Позже священник прославился еще и как автор книги «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», которую мгновенно раскупили, издание перевели на несколько языков мира. В копилке литературных трудов также числится «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».

Уже в чине епископа Ревельского Филарет отправился на самостоятельную Тверскую кафедру, где спустя год принял сан архиепископа. Много путешествовал по епархии с проповедями, успел пожить в Ярославле. А в 1821 году, наконец, был вызван в Москву, где занял кафедру первосвятителей.

Храм Филарета Московского

Филарет Московский тяжело переживал раскол старообрядцев, повлекший за собой падение духовного единства русского народа. На эту тему священник написал «Беседы к глаголемому старообрядцу», и под влиянием увещеваний ряд епископов присоединился к Православной Церкви.

На столичной кафедре Филарет участвовал в освящении десятков храмов и монастырей, построенных с его благословления. Последним объектом, возведенным по протекции святителя, стал Московский Никольский мужской единоверческий монастырь.

Авторитет стремительно рос, архиереи со всей страны ехали к московскому владыке за наставлениями. Столп Русской церкви, позднее возведенный в сан митрополита, снискал уважение у великих князей, к его мудрым советам прислушивались и императоры. Филарет был замешан во всех громких политических событиях.

Александр Пушкин и Филарет Московский

Во времена эпидемии холеры митрополит приказал обходить селения с крестным ходом, а сам вместе с братией молился в полях под открытым небом. Еще одной напастью, с которой пытался бороться Филарет, стало пьянство.

Главную роль священник сыграл в акте передачи престола от Александра I к Николаю I. В 1823 году Филарет по поручению императора тайно создал манифест о престолонаследии от цесаревича Константина князю Николаю, которого спустя три года собственноручно венчал на царство. Он же совершал таинство коронования и Александра II.

Отмену крепостного права Филарет не поддержал, однако митрополиту поручили составлять окончательную редакцию «Манифеста» 1861 года. Пришлось работать над обращением царя к крестьянам, но именно этот труд породил еще большую народную любовь к священнику.

Святитель Филарет Московский. Молебен на начало восстановления палат бояр Романовых, 1858 год

Однако не всегда Филарет повиновался воле правителей.

Например, наотрез отказался освещать построенные Николаем I Триумфальные ворота в честь победы в Отечественной войне. Священник заявил, что не собирается «окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества».

Народ был восхищен дерзостью Филарета, назвав поступок исповедническим подвигом.

Московской епархией Филарет руководил почти 50 лет. Во главе своей работы ставил литургии. Даже в преклонном возрасте, когда болячки не давали спокойно жить, не пропускал ни одно воскресенье. Биограф митрополита отмечал его тихий голос, красивый и молитвенный.

Смерть

Однажды Филарет Московский поделился со своим духовником сном, в котором давно умерший отец велел «беречь» 19 число. С тех пор в этот день каждого месяца митрополит причащался и любого просящего принимал в гостях.

Филарет Московский в старости

За два дня до смерти старец Филарет вдруг почувствовал прилив сил и понял, что это знак – обычно старики перед кончиной наполняются бодростью. В воскресенье 19 ноября 1867 года митрополит провел литургию в Троицком подворье, затем пообщался с посетителями и удалился в кабинет работать.

Помощник, не дождавшись припозднившегося на обед священника, пошел напомнить о начале трапезы и нашел того коленопреклоненным. Филарет уже не в состоянии был разговаривать, а через пару часов умер. Другой вариант предания гласит, что скончался мужчина около умывальника, нашли его уже мертвым.

Мощи Филарета Московского

Мощи святителя Филарета захоронили в Троице-Сергиевой Лавре, где они 140 лет покоились вместе с останками святителя Иннокентия Московского. В 2004 году волю священника нарушили, перенеся мощи в Храм Спасителя в столицу России.

Память

  • Первосвятителю посвящены иконы, молитвы и акафис – хвалебное церковное песнопение.
  • Престол нижнего храма домовой церкви мученицы Татианы при МГУ освящен в честь Филарета.
  • 1994 – Русская православная церковь причислила Филарета к лику святых, день памяти митрополита установлен на 19 ноября.
  • 1994 – имя святителя носит Московская высшая православно-христианская школа (ныне Свято-Филаретовский православно-христианский институт).
  • В 1996 – возле храма святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны (родины священника) установлен памятный крест погребенным здесь родственникам Филарета.
  • 1998 – в Зеленограде открыта первая православная школа имени Филарета Московского.
  • 2017 – астероид, открытый астрономом Людмилой Карачкиной еще в 1982 году, обрел имя Филарет.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41407-filaret-moskovskii.html

Святитель Филарет, митрополит Московский | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

1/14 декабря

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви XIX столетия. Он был ученым богословом, государственным мужем и причисленным к лику святых подвижником благочестия, проповедником и поэтом. Филарет Московский прожил долгую жизнь. По словам историка русского богословия о.

Георгия Флоровского «Буквально от покорения Крыма и до великих реформ». Он родился в 1782-м году и отошел в вечность в 1867-м.

Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821-го по 1867-й годы), а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, «природным Патриархом» Русской Церкви.

Митрополит Филарет оставил после себя более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, русской и всеобщей церковной истории, изъяснению канонов Церкви, проповедничеству (проповеди), государственному законодательству и другим отраслям знания.

Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в г. Коломне Московской губернии в семье диакона, впоследствии священника.

Читайте также:  Священномученик иоанн восторгов, протоиерей

С 1791 г. юный Василий Дроздов учился в Коломенской, а затем, с марта 1800 г., – в Московской Троицкой Духовной Семинарии, которую окончил 21 декабря 1803 года.

Совет

По окончании Семинарии, с конца 1803 г. В.М. Дроздов был назначен преподавателем греческого и еврейского языков в родной ему Троицкой Духовной Семинарии, с 30 августа 1806 г. – преподавателем поэзии в Троицкой Духовной Семинарии и проповедником Троице-Сергиевой Лавры, с 14 января 1808 г.

– преподавателем риторики и высшего красноречия в Троицкой Духовной Семинарии. 16 ноября 1808 г. В.М. Дроздов принял монашеский постриг с именем Филарет. 21 ноября 1808 г. монах Филарет рукоположен в иеродиакона, 1 марта 1809 г.

– назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и преподавателем философии в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 28 марта 1809 г. иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха, после чего в августе 1809 г.

назначен ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного Училища, 8 февраля 1810 г. – определен бакалавром Санкт-Петербургской Духовной Академии.

8 июля 1811 г. иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита, 11 марта 1812 г. – назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, 27 марта 1812 г. – настоятелем Юрьевского монастыря Новгородской епархии с сохранением должности ректора и профессора Академии.

13 августа 1814 г. архимандрит Филарет признан заслуживающим ученой степени доктора богословия за совокупность научных трудов. 30 августа 1814 г. архимандрит Филарет назначен членом Комиссии Духовных Училищ, в 1816 г. – членом Российского Библейского Общества, в марте 1816 г.

– настоятелем Московского Новоспасского монастыря с сохранением должности ректора и профессора Академии, 2 июня 1816 г. – членом Комитета судебных дел лиц духовного звания православного исповедания, 16 июля 1816 г. – членом Совета Человеколюбивого Общества, 3 марта 1817 г. – членом Строительного Комитета при СПб. Духовной Академии, 7 апреля 1817 г.

– членом Главного правления училищ. 5 августа 1817 г. архимандрит Филарет возведен в сан епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, 21 сентября 1818 г. – избран действительным членом Российской Академии, 15 марта 1819 г. – перемещен архиепископом Тверским и назначен членом Святейшего Синода, 26 сентября 1820 г.

– перемещен архиепископом Ярославским и Ростовским, 3 июля 1821 г. – перемещен архиепископом Московским.

22 августа 1826 г. Высокопреосвященнейший Филарет стал митрополитом Московским и Коломенским, где и пребывал до своей кончины. Митрополит Филарет был избран также действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Митрополит Филарет в разное время был награжден многочисленными высокими церковными и гражданскими наградами.

Кроме вышесказанного, митрополит Филарет известен как выдающийся иерарх русского, всеправославного и вселенского значения, крупнейший ученый и знаток всеобщего православного богословия, всеобщей церковной истории и канонов Церкви, виднейший проповедник своего времени.

С именем Митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви и Российского государства XIX века.

Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В 1823 году, по поручению Александра I, им был составлен и сохранен в тайне акт о назначении наследником престола великого князя Николая Павловича Романова.

Обратите внимание

За верность престолу в критической ситуации Николай I, 22-го августа 1826 года, в день своей коронации, возвел Филарета в сан митрополита.

Выступая от имени Церкви о проблемах Церкви и государства, митрополит Филарет, насколько это позволяли обстоятельства, формулировал свою позицию и предлагал решения.

И они были всегда столь основательны, что не считаться в церковной политике с авторитетным мнением этой могучей личности было попросту нельзя. Святитель внес непосредственный творческий и решающий организационный вклад в осуществление синодального перевода Библии на русский язык.

Помимо проповедей и иных творений есть еще один памятник соучастия митрополита Филарета в деле российской словесности. Речь идет о стихотворном диалоге митрополита Филарета и Александра Пушкина.

В мае 1828-го года, находясь в состоянии некоей внутренней безотрадности, Пушкин написал известные стансы: «Дар напрасный, дар случайный». Эти стихи были переданы митрополиту его духовной дочерью Елизаветой Хитрово.

Святитель Московский, ценивший талант поэта, увидел в этих стихах «стон потерявшейся души, ропот самопожирающего отчаяния» и, как духовный врач, отвечал ободряющим посланием:

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною, Просияй сквозь сумрак дум, И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум.

Это вдохновенное молитвенное излияние за страждущего мрачными думами поэта, есть живое выражение потребностей души, еще не вошедшей в забытый ею живительный свет Божий и потому мучимой мраком недоумений и заблуждений, и одновременно указание, где главный источник исцеления. Пушкин это понял. Умиленный и образумленный, он с признательностью отозвался своему целителю стихотворением «В часы забав иль праздной скуки…»:

…И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима, Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Московский святитель влиял на культурный мир его времени, в особенности на таких писателей, как Гоголь, Тютчев, Жуковский, Хомяков и даже Достоевский.

Почетным членом Академии Наук избран 13 декабря 1827 г. Ординарным академиком Академии Наук по отделению русского языка и словесности избран 19 октября 1841 г.

Митрополит Филарет скончался 19 ноября 1867 г.

Источник: https://stjohndc.org/ru/orthodoxy-foundation/jitie-svyatyh/svyatitel-filaret-mitropolit-moskovskiy

Великий Российский архипастырь, митрополит Филарет (Дроздов)

Василий Дроздов, (так в миру звали будущего святителя), родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне, (Московская область). Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви в Коломне.

Богоявленская церковь в Коломне

Отец будущего митрополита — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец.

Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул.

Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил.

Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей.

Важно

20 декабря 1791 года, 9-ти лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 года зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

Митрополит Платон

Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Митрополит Платон, очень известный русский архипастырь и прославился тем, что хотел объединить православие со староверами, для этого он ввёл такое понятие как ЕДИНОВЕРИЕ.

Это были православные храмы и православные богослужения, но велись они по старым книгам и многие там крестились двуперстием (Сам я в детстве посещал именно такой православный храм).

Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков.

В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

С августа 1806 года Василий Михайлович был назначен проповедником.

В 1806 году митрополит Платон, верный своему обыкновению склонять учащихся и наставников к принятию монашества, советовал Дроздову принять постриг.

Василий Михайлович долго колебался, советовался с родителем, который отвечал, что его сын Василий только сам может знать свои способности, вынесет ли эту ношу и решать только ему самому.

Трапезная Церковь

16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном (будущим архиепископом Ярославским и Ростовским), Василий Михайлович в возрасте 32 лет был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого.

21 ноября 1808 года митрополитом Платоном рукоположён во иеродиакона.

В 1809 году, уже в сане иеродиакона, был переведён в Петербург; 28 марта того же года рукоположён во иеромонаха.
И уже через 2 года был награждён наперстным крестом с драгоценными камнями за отличные проповеди и возведён в архимандриты.

Митрополит Амвросий

Архимандрит Филарет (Дроздов) очень с дружился с очень влиятельным в Русской Церкви митрополитом Новгородским и Петербургским, Амвросием (Победовым), который в то время управлял так же епархией Эстонии.

Владыка Феофилакт

Такая дружба вызвала ревность у не менее влиятельного русского иерарха, архиепископа Калужского Феофилакта (Русанова). Калужский архиепископ был светски очень образованным человеком и стремился чтобы его перевели на Петербургскую кафедру митрополита, а для этого он хотел зачуриться поддержкой молодого образованного архимандрита Филарета (Дроздова).

Свято-Юрьев монастырь в Новгороде

Сам архимандрит Филарет, 27 марта 1812 года определён настоятелем новгородского Юрьева монастыря; в марта 1816 года — московского Новоспасского монастыря — с оставлением при Академии.

Новоспасский монастырь в Москве

Зимой 1816 года заболел его отец. Филарет горячо молился о нём; как рассказывал сам Филарет, «нечто неведомое» подало ему весть о смерти отца. Вскоре из Коломны пришло подтверждение: 18 января скончался протоиерей Михаил Дроздов.
Отец святителя был похоронен на Петропавловском кладбище Коломны.

23 июля 1817 года, по представлению митрополита Амвросия (Подобедовым), архимандриту Филарету было повелено быть епископом Ревельским (Таллиннским), викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырём.

5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополитом Амвросием (Подобедовым) был хиротонисан во епископа.

Так Эстонская кафедра, стала первой кафедрой для будущего Московского святителя.

В 1819 году епископа Филарета переводят на Тверскую кафедру, уже в сане архиепископа. И возводят в члены Святейшего Синода..

Н.П.Протасов.

Совет

В то время со времён императора Петра Первого,  Синодом заведовал обер-прокурор , то есть светское государственное лицо.

А в частности мы говорим о времени генерал-лейтенанта Николая Александровича Протасова. Он не был благосклонен к святителю Филарету, так как был другом архиепископа Калужского, Феофилакта.

А потому ни на одно заседания Сенода, владыку Филарета  для решения церковных вопросов он не вызывал.

Митрополит Филарет (Дроздов)

Однако карьера архиепископа резко пошла вверх, когда в России имперский престол унаследовал император Николай Первый.

Митрополит Филарет22 августа 1826 года был преглашён на коронования императора Николая Первого и в тот же день был возведён милостью императора в сан митрополита и награждён брилиантовым крестиком на клобук и назначен на кафедру митрополита Коломенского и Московского. Митроплиту было тогда 44 года.

Император Николай Первый

Однако император не испытывал симпатий к митрополиту Филарету, скорее наоборот. Это

было в основном обусловлено многочисленными донесениями Императору, в которых московский святитель обвинялся в политической неблагонадёжности.

А началось с того, что в октябре 1830 года в Москве началась эпидемия холеры и митрополит сказал две проповеди в еоторых эти испытания назвал карой за грехи народа.

Императору тут же противники Филарета доложили, что он критикует правление молодого императора.

Не смотря на это,

19 апреля 1831 года «за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Святого Андрея Первозванного“. Позже последовали другие награды, в 1839 году , это был Орден Святого князя Владимира.

Читайте также:  Пророк иоанн креститель

В августе 1837 года, святитель закладывает в Москве храм Христа Спасителя.

18 октября 1853 года, митрополит Филарет освещает Елоховский Богоявленский собор, который в годы СССР станет главным православным собором страны.

В 1856 году к власти в России приходит новый Император, Александр Второй. 26 августа митрополит Филарет сам совершает коронацию нового Императора.

Император Александр Второй

Император просит митрополита Филарета написать Манифест о освобождении крестьян от крепостного права. Хотя сам митрополит был против отмены крепостного права.

5 августа 1867 года исполнилось 50 лет служения митрополита Филарета в архипасторском сане.

Император наградил митрополита правом нашения двух панагий на бриллиантовой цепочке с изображением государственных символов и дарственной надписи на обратной стороне, пожаловал крест на митру и  осыпанные бриллиантами портреты трёх императоров при которых митрополиту пришлось служить.

За  время управления Церковью, митрополит построил 8 монастырей, 4 скита и множество храмов.

Московский Никольский Единоверческий монастырь, (первый единоверческий монастырь в Москве)

В том числе он продолжил дело своего первого наставника, митрополита Платона и  открывал новые единоверческие храмы и монастыри.

Покровский старообрядческий собор в Москве

Обратите внимание

Вместе с тем, старанием митрополита был закрыт Покровский Старообрядческий собор. Митрополит желал искоренить старообрядчество в Москве. Закрывая старообрядческий собор, он ввёл единоверческий устав в три монастыря Москвы и Московской области и призвал староверов и православных молиться там вместе.

Митрополит Филарет

Однако, главный труд жизни митрополита Филарета, это его перевод Библии с церковно-славянского на современный русский язык.

Ещё до епископства, святитель Филарет был директором Русского Библейского Общества. Не все понимали и разделяли стремление святителя перевести Библию на русский язык.

Митрополит Серафим и архимандрит Фотий

Архимандрит Новгородский Фотий (Спасский), открыто выступал против перевода Библии на современный язык, его поддерживал и  митрополит Московский Серафим (Глаголевский), предшественник Филарета и надо сказать, что митрополит Филарет своё дело проиграл. Император Николай Первый запретил перевод Библии и закрыл общество.

Митрополит Филарет (Амфитеатров)

Митрополиту Филарету удалось вновь заняться переводом библии при Александре Втором, который поддержал святителя. Но тут против святителя Филарета выступил его друг, Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров).

Филарет Московский выразил сожаление, что вынужден «входить в состязание» по вопросу столь очевидному и полемизировать с «досточтимым мужем», то есть Филаретом Киевским.

В спор вмешался Император и просил Московского святителя доказать необходимость в переводе Библии.

Филарет отмечал, что церковнославянский текст Библии содержит много непонятного не только для простого народа, но и для рядового духовенства. Предложение митрополита Киевского частично русифицировать церковнославянский текст Филарет Московский отверг, полагая, что подобная полумера только внесет путаницу.

Подводя итог, митрополит писал, что  православная Российская Церковь не должна лишать православный народ чтения слова Божия на языке современном, общевразумительном, ибо такое лишение было бы несообразно с учением святых отец и духом восточно-кафолической церкви, с духовным благом православного народа

Император согласился с доводами и разрешил перевод.

По преданию, незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор митрополит Филарет 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию.

19 ноября ( 2 декабря по новому стилю) 1867 года, после совершенной им с особым чувством и слезами Литургии, Филарет принимал в своих покоях нового Московского губернатора и беседовал с ним довольно долго. Перед обедом сел заниматься письменными делами.

Через 10 минут пришли напомнить ему об обеде и нашли его коленопреклоненным с опершимися в пол руками. Он уже не мог говорить, и на исходе второго часа скончался в возрасте 85 лет.

Важно

О его смерти возвестили двенадцать ударов большого колокола Иоанновской колокольни Московского Кремля.

Троице-Сергиева Лавра

Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре, в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Св. Духа приделе св. Филарета Милостивого.

В последние годы святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви; память его была почитаема  сразу и по смерти.

В Патриарших покоях был освящен домовой храм во имя св. Филарета Милостивого. В день ангела митрополита,  14 декабря, в Московской Духовной академии стали устраиваться Филаретовские вечера.

В 1994 году митрополит Филарет был канонизирован в лике святых святителей Московских

9 июня 2004 года В ПРЯМОЕ НАРУШЕНИЕ ВОЛИ СВЯТИТЕЛЯ — состоялось перенесение мощей митрополита Филарета из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

Храм Христа Спасителя в котором с 2004 года находится гробница с мощами святого митрополита Филарета Московского

В честь святителя Филарета освящен престол нижнего храма домовой церкви святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете.

27 мая 1998 года в городе Зеленограде открыта первая православная школа во имя святителя Филарета Московского.

В 1996 года близ храма святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны был поставлен памятный крест погребенным здесь родственникам святителя Филарета.

Митрополит Филарет читается небесным покровителем Коломны.

Филарет называл Библию «единым чистым и достаточным источником учения веры», что давало повод критикам усматривать в таком подходе не православную, а протестантскую тенденцию, так как Филарет не считал правильным ставить в один ряд Библию с поучениями святых Отцов. Православная Церковь в должной мере не приняла и Катехизис святителя Филарета.
А консерваторы и вовсе считали Филарета тайным масоном.

Святителя не понимали многие современники. Не понимали публицисты, священники, митрополиты и даже императоры.

Герцен

Вот что писал о митрополите Филарете писатель, Александр Иванович Герцен

«Филарет представлял какого-то оппозиционного иерарха, во имя чего он делал оппозицию, я никогда не мог понять. Разве во имя своей личности. Подчинённое ему духовенство трепетало его деспотизма; может, именно по соперничеству они ненавидели друг друга с Николаем (императором). Филарет умел хитро и ловко унижать временную власть; в его проповедях просвечивал тот христианский, неопределённый социализм, которым блистали Лакордер и другие дальновидные католики.”

Святитель Филарет написал множество трудов, а так же молитв, среди которых: Акафист Богородицы, Толковый Псалтирь, Житие Сергия Радонежского , слова, проповеди и молитвы.

Ещё один интересный факт:Николай Николаевич Дроздов, ведущий “В мире животных” является двоюродным пра-правнуком святителя Филарета, Митрополита Московского..
=====================================================

Сам святитель Филарет ежедневно читал написанную им же себе вот эту прекрасную молитву.

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю.

Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

Теперь же мы можем сказать:
СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФИЛАРЕТЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

2 декабря отмечался День памяти святителя Филарета Московского

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/154421.html

Икона святителя Филарета, митрополита Московского

Святыня, посвященная митрополиту Московскому Филарету, помогает людям в любых горестях и неудачах. Искренние молитвы перед Его образом способны значительно улучшить вашу жизнь, физическое здоровье и душевное равновесие.

Святая икона, изображающая лик великого московского патриарха Филарета, является глубоко почитаемой среди православных верующих. Образ святителя вершит удивительные чудеса, помогая молящимся людям избавиться от трудностей в самые тяжелые периоды их жизни.

История иконы и житие святителя Филарета

Московский митрополит Филарет внес огромный вклад в становление православной веры. Он воздвиг около десяти храмов на территории Москвы и стал первым инициатором перевода Библии на русский язык. Святой был не только епископом, но и ректором духовной академии Санкт-Петербурга.

Будучи главой московского духовенства, святитель всегда открывал свое сердце людям, помогал неимущим, наставлял на путь праведный и проповедовал слово Господа. Православные люди по-настоящему прониклись к добродушному и поистине непогрешимому служителю Всевышнего. Преподобный Филарет всегда отличался безграничной добротой и состраданием и был готов оказать свою помощь каждому опечаленному.

Особенно велика роль Московского патриарха Филарета в формировании и совершенствовании духовной культуры, которая впоследствии затронула всю страну. Преподобный с отличием окончил семинарию, где обрел еще большее единение с Господом и познал многие истины.

Великий митрополит не просто получил образование в высшем христианском заведении, но и всеми силами пытался показать простым людям, насколько в действительности необходима вера в Господа, подвести их к пониманию подлинного значения христианства и раскрыть глаза на немыслимое величие Нашего Творца.

Патриарх являлся автором учебного материала для православных образовательных учреждений. На его счету десятки книг по богословским дисциплинам, которые преподают в семинариях. Также Филарет является автором известной благодарственной молитвы Господу, которая обязательно читается во время каждой службы в храме.

Совет

Исходя из образа жизни и деяний служителя Божьего Филарета нельзя преуменьшать его роль в развитии и преобразовании православного мира.

За все эти деяния и за чистое сердце святого, наполненное светом и добром, православные верующие горячо полюбили святителя и воздавали ему глубочайшие почести.

На сегодняшний день люди предаются молитвам перед его священным образом, который был написан посмертно.

Где находятся икона и мощи Филарета Московского

В наши дни иконы с ликом прославленного патриарха Московского Филарета украшают иконостас многих православных священных храмов, монастырей и церквей по всей территории России.

Можно выделить несколько священных обителей нашей родины, где хранятся наиболее чтимые и в большей степени полюбившиеся христианам иконы славного Филарета, митрополита Московского:

  • в московском храме Живоначальной Троицы;
  • в храме Христа Спасителя в Москве; 
  • в Свято-Никольском соборе в Санкт-Петербурге.

К нетленным останкам великомученика можно прикоснуться в Троицо-Сергиевой Лавре, в храме преподобного Сергия Радонежского.

Описание иконы святителя Филарета

На иконах Московский митрополит Филарет изображен по пояс, в свойственном патриархам одеянии. Святитель облачен в длинный прекрасный саккос, который является элементом верхней одежды.

Голову преподобного украшает белого цвета митра, плечи покрыты красиво сшитым омофором.

В левой руке праведный Филарет держит Священную Книгу, другой рукой дает благословение, которое выражается двуперстным жестом.

В чем помогает святой образ

Прославленный митрополит Московский Филарет еще при жизни имел особый божественный дар. Он облегчал людям душевные и физические страдания, исцелял от болезней и помогал найти свой духовный путь.

Православный мученик продолжил помогать людям даже после смерти, поддерживая верующих и уберегая их от несчастий. Христиане молятся праведнику при любых трудностях, разладах и горестях. Святой наделяет людей силой, чтобы продолжать идти по своему пути, помогает вновь обрести веру утратившим ее людям.

Верующие предаются молитвам перед чудотворным ликом мученика с просьбами о здоровье, семейном процветании и о простом счастье в жизни. Многие молятся об исцелении от телесных заболеваний.

Дни празднования

Установленный русской православной церковью день празднования в честь великого святителя и чудотворца Филарета, митрополита Московского, приходится на 2 декабря. В этот день в память о святителе во многих храмах проходит служба, православные верующие возносят почести святому и молятся перед его иконой.

Молитва перед иконой Филарета, митрополита Московского

«О, величайший праведник! Митрополит Московский Филарет! Мы перед Твоим прекрасным образом на коленях молимся о поддержке Твоей и доброй помощи. Умоляем Тебя, не оставляй души наши без света Твоего и тепла. Подари нам счастье, легкость и спокойствие. Избавь от неудач, ссор и врагов, чьи помыслы злы и коварны.

Отгони болезни прочь от нас, а если же поразил недуг тяжкий, исцели и подари выздоровление. Прошу, придай нам сил, укажи на путь истинный, на дорогу к Господу и душевному просветлению. Не оставь нас в одиночестве, о святейший и прославленный Филарет.

Да вознесу я имя Твое до самых Небес и восхвалю Тебя, о праведный и безгрешный служитель Господа. Во веки веков. Аминь».

Святой свершал небывалые чудеса как ранее, так и по сей день. Молитва перед святейшим образом способна помочь полностью избавиться даже от тяжелых заболеваний. Самое главное — искренние молитвы, крепкая вера и чистые добрые помыслы. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится …

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован …

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и …

Икона «Умягчение злых сердец» — одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-svyatitelya-filareta-mitropolita-moskovskogo/

Ссылка на основную публикацию