Святитель ИОНА, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец
Святитель Иона родился в конце XIVв. в Костромской земле, близ Солигалича в благочестивой христианской семье. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В 12 лет он принял монашество в одном из местных монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь.
Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители — святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня).
Он подвизался в посте, молитве, чтении Слова Божия.
Однажды Симонов монастырь посетил святитель Фотий (+1431; память 2/15 июля), митрополит Московский. После молебна, преподав благословение архимандриту и братии, святитель Фотий пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах.
Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте.
Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.
Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет, в 1431г., святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую».
Для посвящения митрополита ему следовало выехать в Константинополь к Патриарху Иосифу II (1416-1439). Но его остановила разгоревшаяся междоусобная борьба за великокняжеский престол между внуком Димитрия Донского великим князем Василием II Васильевичем, получившим престол по наследству в 1425 г.
, и его дядей, звенигородским князем Юрием Дмитриевичем, претендующим на престол по обычаям старины.
В это время литовский князь Свидригайло в обход Москвы послал в Константинополь к патриарху для посвящения в митрополиты литовского епископа Смоленского Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси, но недолго он оставался во главе Русской церкви. В 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен в Витебске.
После кончины митрополита Герасима, казалось, что никакого соперника у Ионы теперь не должно быть. Епископ Иона отправляется в столицу Византии. Но там он узнает, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию ловкого и хитрого грека Исидора.
Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), выставляемый им как Вселенский. На Соборе Исидор принял унию и за это был даже назначен папским кардиналом.
Возвратившись в Москву, он вместо Вселенского патриарха стал поминать на богослужениях Римского Папу! Не растерялся, кажется, один только Василий Васильевич. Назвав Исидора лютым волком, а не пастырем, он повелел заключить его в Чудов монастырь (в марте 1441) под стражу.
При этом сам Исидор от покаяния и от отречения от унии отказался. В сентябре 1441 года, видимо с ведома Василия II, он бежал в Тверь, затем в Великое княжество Литовское и Рим, где умер в 1463 году.
Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия.
В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским.
Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии.
Заняв уже на вполне законных основаниях престол митрополита, Иона, всецело стоявший на стороне Василия Васильевича, стал с еще большим усердием помогать ему в междоусобной борьбе с шемякинской смутой. Он собрал против Шемяки Собор и подверг его отлучению.
К пастве же Иона обратился с грозным посланием, что не будет никому его благословения, если не примут власти великого князя.
В своих увещевательных грамотах он подчеркивал, что Василий Васильевич борется за общерусское дело, в то время как враги его являются пособниками татар.
Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии.
Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства.
Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.
Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям.
Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения.
Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.
Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. При своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов.
Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов.
В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.
Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами. Так, по молитве его исцелилась от тяжелой болезни дочь великого князя.
Видя это, один неверный стал говорить, что княжна исцелилась сама по себе. «Сын мой! Не сомневайся ни в чем, ибо невозможное людям возможно Богу», — усовестил его Иона, призвав к себе. Тот, не вняв увещаниям, стал изрекать богохульства.
«Пусть свяжется язык твой, — остановил его Иона и предрек: — Вместо девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!» И тотчас богохульник упал на землю безгласным…
Таким же строгим оказалось наказание Божие и для одного нерадивого инока. Ему поручено было поить приходящих нищих, но когда к нему обратилась одна вдова, он отослал ее восвояси: «Уйди, теперь еще не время давать пить».
«Брат! Не знаешь, какую оскорбил ты вдову. Она — угодница Божия, — сказал иноку Иона, узнав о его проступке. — За это Господь покарает тебя. Пойди и покайся в грехах своих, ибо настало время тебе умереть…»
В 1451 г., когда ногайский хан Мазовши подступил к Москве, Иона решил совершить крестный ход вокруг города. Заметив в пути престарелого монаха Чудова монастыря Антония, он и его попросил молиться о спасении Москвы. «Услышала Царица Небесная молитвы твои, — отвечал Ионе Антоний, — враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами».
Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов».
Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, во время молитвы в два часа дня во вторник Страстной седмицы.
За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Готовясь предать душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь русский народ.
Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.
В 1472 г. при перестройке Успенского собора Кремля были обретены нетленными его мощи (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Установленное в 1472 г. местное празднование митрополиту Ионе в 1547 г. было заменено на общецерковное.
У честных мощей святителя Ионы были явлены многие чудеса исцеления. Рассказывают, в частности, об одном исцелившемся немом Иоанне. Приложившись к честным мощам Ионы, он поцеловал руку святителя. И показалось ему, что рука крепко схватила его за язык. Иоанн закричал от страха и боли. Народ, стоявший рядом, впал в недоумение: отчего немой кричит? Оттого, что разрешился от немоты.
Тропарь Ионе, митр. Московскому и всея России, чудотв.
, глас 3:
Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца, глас 8:
Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесныя и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1188427839788026315/svyatitel-iona-mitropolit-moskovskij-i-vseya-rusi-chudotvorets/
Житие Святителя Фотия, митрополита Киевского и всея Руси
15 июля Русская Православная Церковь празднует память Святителя Фотия, митрополита Киевского и всея Руси. Он был первым владельцем нашего села Бисерово. Предлагаем познакомиться с его житием:
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского).
В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16 сентября). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни.
1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.
Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского.
Святитель видел, что престол митрополита — духовное средоточие церковной жизни Руси — не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши.
По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры.
Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия.
Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой «изгоном», то есть внезапно и быстро, взяли Владимир.
Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге.
Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена.
Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников.
Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «Чин избрания и поставления епископов» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.
(39)
Источник: http://hram-biserovo.cerkov.ru/2015/07/15/zhitie-svyatitelya-fotiya-kievskogo-i-vseya-rusi/
Московские святители Киприан, Фотий и Иона и с ними святитель Филипп I, митрополиты всея Руси – обретение мощей
(память их празднуется 27 мая/9 июня)
Обретение и перенесение честных мощей святителей Московских, митрополитов Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1427 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе († 1473; память 9/22 января) и великом князе Иоанне (1462—1505).
Успенский собор Московского Кремля, заложенный еще святителем Петром, сильно обветшал.
И когда фундамент нового собора, «в меру» Успенского собора во Владимире, был заложен и приступили к разборке полов старого храма, то обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы.
Святитель Филипп I повелел звонить в колокола, собрались все бывшие в Москве архимандриты, протопопы и игумены, а также все священники московских церквей. Прибыли также великий князь Иоанн Васильевич с матерью и братьями, собралось множество жителей Москвы.
Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте.
Священные одежды и омофоры, бывшее на святителях, оказались нетленными, несмотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год.
По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его.
При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело присохло к костям, одежды, в которые он был облечен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после его кончины исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма.
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхождению серб (по другим источникам — болгарин) и сначала подвизался иноком на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея (1354—1355, 1362—1376), который в 1375 (1376) году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы.
На Константинопольском Соборе было постановлено: во избежание разделения русской митрополии «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 г.
, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как первосвятитель в Москве.
Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения.
Для этого рассылал он по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, сам перевел с греческого языка служебник и писал наставления касательно богослужебной практики.
Среди этих забот не оставлял и литературной деятельности, памятником чего осталось несколько его по преимуществу исторических сочинений.
По отзывам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний». Скончался он в 1406 году. Мощи его, обретенные в 1472 году, почивают в Московском Успенском соборе под спудом.
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопонесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был постриженником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского).
В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397—1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 г.
святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.
Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 — февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского.
Святитель видел, что престол митрополита — духовное сосредоточие церковной жизни Руси — не может находиться в Киевской земле, все более попадавшей в зависимость от католической Польши.
По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался святитель в многотрудном служении предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена.
Вместе с этим он устранял многие беспорядки церковной жизни, неутомимо боролся с невежеством и пороками народа, с ересью стригольников и предотвращал междоусобия князей.
Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий.
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «чин избрания и поставления епископов» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (ок. 1423 г.).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения ризы Богородицы, 2 июля 1431 года.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в Московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания.
Однажды святитель Фотий, митрополит Московский, посетил Симонов монастырь и, после молебна преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушания на монастырских работах.
Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте.
Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что «сей инок будет великим святителем земли Русской, приведет многих неверных к Истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве», и при жизни Фотия Иона поставлен был епископом в Рязань.
В 1431 году скончался святитель Фотий, и на Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445—1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве.
15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране.
И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов, при святителе Ионе вся Россия и северная, и южная (к сожалению в последний раз) — соединилась в церковном отношении и признавала одного первосвятителя — Московского митрополита.
Святой Иона много содействовал укреплению юного государства, оберегал отечество от княжеских смут, старался об утверждении общего мира и подчинения всех единому великому князю. Много он потрудился на пользу Церкви.
Многие храмы украшались на пожертвования святителя, честные обители получали от него подаяния; много бедных кормилось от щедрот святителя. Он заботился об уничтожении заблуждения унии и убеждал православных (особенно на юго-западе) с твердостью переносить гонения за веру.
За свою святую жизнь он сподобился дара прозорливости и по его молитвам исцелялись трудно больные.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала 31 марта 1461 года. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. После него осталось 35посланий; это — простые, чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных нужд.
Святитель Филипп I, митрополит Московский, был избран на первосвятительскую кафедру в 1464 году. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.
Святитель Филипп известен ревностью о Православной Церкви.
Так, когда римский кардинал Антоний, сопровождавший царевну Софию Палеолог, невесту Иоанна III, хотел войти в Москву в мантии и в преднесении латинского креста, на что было соизволение великого князя, тогда митрополит Филипп сказал: «Если Антоний с таким торжеством войдет в Москву одними воротами, то я, твой (то есть великого князя) владыка, выйду из Москвы другими воротами», вследствие чего Антоний явился в Москву без всякой торжественности.
Опираясь на поддержку великого князя московского Иоанна Васильевича, святитель Филипп I постоянно удерживал Великий Новгород от признания митрополита Литовского Григория Болгарина, в прошлом униата, главой всей Русской митрополии. Святитель Филипп I направлял в Новгород грамоты, в которых призывал новгородцев оставаться верными Москве и в церковном, и в государственном отношении.
Перед концом жизни святитель сосредоточил все свои заботы по сооружении в Москве нового Успенского собора, вместо прежнего, уже обветшавшего и частью обрушившегося.
При святителе началось и строительство собора — главной святыни Русской Церкви.
При разборке старого храма в 1472 году было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.
Значительные труды и заботы прилагал святитель Филипп I к упорядочению жизни приходского духовенства, он особенно содействовал улучшению нравственной жизни вдовых священников и диаконов.
В 1473 году, 4 апреля, в Кремле случился большой пожар, от которого сгорел митрополичий дом. Наутро, когда огонь стал утихать, митрополит пришел в деревянную церковь Успенского собора (временно устроенную) и со слезами начал петь молебен у гроба святителя Петра.
Прибывший туда же великий князь, желая утешить святителя, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогши телом и почувствовав, что у него ослабела одна нога и рука, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь».
Князь не согласился, а велел на время перевести святителя вблизи находившееся Богоявленское подворье Троице-Сергиевой лавры. Здесь в ночь на 5 апреля митрополит Филипп скончался.
После преставления стал известен его особый подвиг — на теле его обнаружили тяжелые металлические вериги, о которых никто не знал до его кончины. В 1479 году, во время торжества перенесения мощей Московских святителей во вновь построенный Успенский собор, мощи святителя Филиппа I были обретены нетленными. Память святителя празднуется также 5/18 апреля, в день его кончины.
Источник: http://www.saints.ru/m/9inObreteniemoscheisvyatitelei.html