Святитель григорий неокесарийский

Святитель Григорий Неокесарийский. Православный календарь на 30 ноября

30 Ноября 2018 00:10 / Церковь

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

30 ноября (17 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 27-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать седьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы).

Рождественский пост, тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется только пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память шести поименно известных угодников Божиих.

Далее коротко расскажем о них.

*** 

Чудотворец из Неокесарии: 30 ноября – память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Святитель Григорий, епископ Неокесарийский. В самом центре Москвы, на Большой Полянке, есть храм удивительной красоты.

Эта святыня, возведенная здесь еще в XV столетии и перестроенная в XVII веке, посвящена одному из самых почитаемых святых древней Церкви— святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, известному христианскому богослову, жившему в III веке на территории современной Турции.

Обратите внимание

В юности святитель Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал дары прозорливости и пророчества. Однажды святой усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице.

Во время молитвы ему явилась Богородица с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого как следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы.

Именно на этом Откровении основано православное учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви: Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским.

Своим христианским благочестием, умением проникновенно проповедовать Слово Божие, многочисленными чудотворениями и мудрым церковным управлением святитель не только умножил число христиан своей области.

Более того, в канун его блаженной кончины (святитель отошел ко Господу около 266-270 годов от Рождества Христова) в Неокесарии остались только 17 язычников, притом что когда владыка Григорий вступал на эту кафедру, здесь было лишь 17 христиан. 

***

Преподобный Никон, игумен Радонежский. Любимый ученик и ближайший помощник величайшего русского святого, преподобного Сергия Радонежского, отец Никон был вторым игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Будущий старец родился в древнем русском городе Юрьев-Польском. Совсем юным он узнал о духовных подвигах преподобного Сергия и отправился к нему с намерением принять монашеский постриг. Однако сначала Игумен Земли Русской отправил юного подвижника к преподобному Афанасию Высоцкому, у которого юноша получил первые уроки иноческого благочестия.

Приняв монашеский постриг и священническое рукоположение, отец Никон вернулся в Лавру, где стал любимым учеником и ближайшим помощником преподобного Сергия, а затем и его преемником. После многих трудов и духовных подвигов преподобный Никон Радонежский отошел ко Господу в ноябре 1426 года от Рождества Христова и был погребен близ святых мощей своего учителя.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-grigorij-neokesarijskij-pravoslavnyj-kalendar-na-30-nojabrja_171550

Святитель Григорий Чудотворец еп. Неокесарийский

Григорий родился в семье язычников, но рано осиротел. Сердце его было с детства расположено к истине и добру, поэтому, изучая мирскую премудрость, он исподволь познавал премудрость божественную, Единого Истинного Бога. Из творений познавал он Творца и старался угождать Ему незлобием и целомудренной жизнью.

Начав обучение в языческих школах, он затем переехал в Александрию и там поступил в Огласительное училище. Наставляемый знаменитейшим Оригеном, Григорий в течение восьми лет познавал христианское вероучение и, таким образом, не только уверовал во Христа, но и стал замечательным богословом.

Приняв святое крещение, Григорий отрекся от мира и поселился в пустыне. Там он жил в совершенном уединении, и о подвигах и трудах его знает только всеведущий Господь.

Важно

Но Богу было угодно призвать его на святительское служение, и Григорий, хотя и против желания, в 240 году сделался Неокесарийским епископом.

В Неокесарии в то время было множество идолов и идольских храмов, ежедневно приносились в жертву животные, так что в воздухе стоял смрад от сожжения их трупов. Жители Неокесарии почти все были язычниками и во всем многолюдном городе жило только 17 христиан.

На пути из пустыни к месту служения святому Григорию встретилось идольское капище. Был вечер, и надвигалась гроза, поэтому Григорий со спутниками вошли туда и остались ночевать в этом капище.

Там было множество идолов, в которых пребывали бесы, являвшиеся жрецам и беседовавшие с ними.

Когда же Григорий сотворил свои обычные полуночные и утренние молитвы и осенил воздух знамением креста, бесы, устрашившись, оставили свой храм и идолов и исчезли.

Утром святитель со спутниками вышли из капища и направились в свой город, а идольский жрец по обычаю пришел совершить служение идолам. Но бесы не являлись ему, как обычно, и не говорили с ним, а только издалека кричали:

─ Не можем мы войти туда, где в прошлую ночь был странник, идущий из пустыни в Неокесарию.

Тогда жрец поспешил за Григорием и стал его с гневом упрекать за то, что он, будучи христианином, вошел в идольский храм. Григорий ему на это ответил:

─ Бог мой так всемогущ, что и бесам повелевает, и мне дал такую силу над ними, что они и против воли слушаются меня.

Тогда жрец успокоился и стал умолять святого возвратить бесов в капище. Григорий взял листок бумаги и на нем написал:

«Григорий — сатане: войди», — и отдал этот листок жрецу.

Совет

Как только жрец положил его на алтарь в своем храме, бесы тотчас возвратились туда и стали являться ему и беседовать с ним, как и раньше.

Тогда жрец ужаснулся и снова поспешил за Григорием, и стал его спрашивать, откуда он имеет такую силу, что языческие боги боятся и слушаются его.

Святитель научил его истинной вере, и жрец стал упрашивать его показать ему какое-нибудь чудо в удостоверение своей веры. Перед ними был огромный камень, который и многие люди не могли бы пошевелить.

Но Григорий Христовым именем повелел ему сдвинуться с места, и камень переместился туда, куда хотел жрец. Тогда он уверовал во Христа и воскликнул:

─ Един есть истинный и всесильный Бог, проповедуемый Григорием, и нет иного, кроме Него.

Он распространил весть об этом событии повсюду так быстро, что когда Григорий со спутниками входил в Неокесарию, множество людей вышло ему навстречу, чтобы видеть великого чудотворца, повелевающего и богам их, то есть бесам, которые его боятся и слушаются.

В тайне своего сердца Григорий стал молить Бога о спасении жителей Неокесарии, всех же приходивших к нему наставлял словом. При этом он изгонял из людей демонов и молитвой исцелял болящих. День ото дня число верующих стало умножаться, и вскоре они построили в городе прекрасную церковь. Идольские храмы пустели, идолов разрушали, нечестивые языческие обычаи постепенно приходили в забвение.

Однажды Господь поразил неокесарийских язычников ужасной болезнью, от которой они во множестве умирали. Но когда они обратились за помощью к святому Григорию, наказание Божие прекратилось.

Уверившись этим явным грозным знамением, большинство неокесарийцев сделались христианами. Их благоговение перед великим святителем было огромно, ибо он на глазах у всех совершал великие чудеса. По слову его высохло озеро, из-за которого ссорились и враждовали многие люди.

Обратите внимание

Река, затоплявшая ранее поля и деревни, послушалась святого Григория, когда он сказал ей:

─ Христос мой повелевает тебе, река, чтобы ты не выходила из пределов своих и не разливалась излишне, но текла бы стройно в русле своем.

По слову его даже гора передвинулась, когда нужно было освободить место для строительства храма.

Достигнув глубокой старости, святой Григорий приблизился к своей блаженной кончине и перед смертью спросил:

─ Сколько еще неверующих в Неокесарии?

Ему отвечали:

─ Семнадцать человек, весь же город верует во Христа. ─ Когда я пришел сюда на епископство, я столько же нашел христиан — семнадцать, а ныне весь город Христов.

Сказав это, святитель Григорий предал свою душу Богу. Молитвами святого Григория да спасет Бог и наши души и примет их в Небесное Царство. Аминь.

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2012/11/30/svyatitel-grigoriy-chudotvorets-ep-neokesariyskiy/

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Воскресенье, 17 ноября (ст.ст

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена.

Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар – быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках – язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех.

Читайте также:  Школа веры: первая заповедь: «я господь, бог твой»

Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его.

Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский (память 10 января).

Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским. Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице.

Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов.

Важно

Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.

Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу.

Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы.

Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора.

Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, – озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249–251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться.

Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата – город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266–270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан

Тропарь святителю Григориюглас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителю Григориюглас 2Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.14:382:41Радио ВЕРА – Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский 0:38Инна НовиковаМне нравится4931

вчера в 17:34

Константин ЯрощукВиктор, благодарим, исправили.Мне нравитсясегодня в 3:35|Ответить

Комментировать..

Светильник Православия.Преподобный Никон, игумен Радонежский

Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Совет

Ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ.Показать полностью..8:1413:55Инна НовиковаМне нравится5834

вчера в 17:27|Комментировать

Светильник Православия.Мчч. Ацискла и Виктории Кордувийских

Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Мученики Ацискл и Виктория Кордубские (Кордовские). Пострадали в правление имп. Диоклетиана, т. е. в нач. IV в. Ацискл и Виктория, брат и сестра, уроженцы Кордовы или ее окрестностей, вели праведную жизнь.

Во время начавшихся гонений на христиан были вызваны к чиновнику Диону и после долгих мучений Ацискл был обезглавлен в городском амфитеатре, Виктория застрелена из лука. Останки мучеников были вывезены из города знатной матроной Минцианой и погребены в ее имении, где позже была построена церковь, а в XIII в.

основан монастырь. Ацискл и Виктория имеют отдельную службу и в Испании почитаются как заступники в грозу.Инна НовиковаМне нравится63

вчера в 17:24|Комментировать

Светильник Православия.Святой преподобный Лазарь иконописец

Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Святой преподобный Лазарь иконописец жил в Константинополе. Он был пресвитером, вел строгую подвижническую жизнь и писал святые иконы. При императоре-иконоборце Феофиле (829 – 842) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу.

От неминуемой казни святого спасла своим вмешательством императрица Феодора. Преподобный Лазарь скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда был отправлен с посольством по церковным делам к папе Бенедикту III (855 – 858).

Останки его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви святого Евандра.

Инна НовиковаМне нравится136

вчера в 17:21|Комментировать

Светильник Православия.Мученик Гоброн

Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»).

Обратите внимание

В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном.

Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа.

Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года.Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918) Тибетский епископ Стефан повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму.

«Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества – 17 ноября.Инна НовиковаМне нравится63

вчера в 17:17|Комментировать

Светильник Православия.
Воскресенье, 17 ноября (ст.ст.) 30 ноября 2014 (нов. ст.)

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266–270). Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).

Мчч. Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во Святом Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).

Источник: https://elitsy.ru/profile/7688/54020/

Святитель григорий чудотворец, неокесарийский

День памяти:  Ноябрь 17

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Читайте также:  Святитель фотий, митрополит киевский, московский и всея руси

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний.

Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь».

Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках — язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех.

Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил .

ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Важно

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его.

Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский.

Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды.

По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, — великое Божественное Откровение в истории Церкви.

На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви — Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, — по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной.

Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище.

Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, — озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья.

Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Совет

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 — 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору.

Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад.

Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата — город в Сирии).

Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году.

На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 — 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

Молитвы

Тропарь святителя Григория

глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Просмотр(139)

Источник: http://hram-laxva.cerkov.ru/2013/11/28/svyatitel-grigorij-chudotvorec-neokesarijskij/

Канон святителю Григорию Неокесарийскому

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Колесницегони́телѧ фараѡ́нѧ погрꙋзѝ, чꙋдотворѧ́й и҆ногда̀ мѡѷсе́йскїй же́злъ, крⷭ҇тоѻбра́знѡ порази́въ, и҆ раздѣли́въ мо́ре, і҆и҃лѧ же бѣглеца̀, пѣшехо́дца спасѐ, пѣ́снь бг҃ови воспѣва́юща.

Твои́хъ чꙋде́съ во мнѣ̀, григо́рїе, бжⷭ҇твенное дѣ́йство свѣ́тлѡ, ѻ҆́тче, и҆ ны́нѣ покажѝ, и҆зъ глꙋбины̀ и҆збавлѧ́ѧ мѧ̀ прегрѣше́нїй, блаже́нне, и҆ твое́ю просвѣща́ѧ свѣ́тлостїю, да досто́йнѡ воспою́ тѧ.

Ꙗ҆́кѡ ѻ҆па́сный и҆ ᲂу҆моимѣ́теленъ и҆ мꙋ́дръ, дꙋшѝ благоро́дное, плотски́хъ сласте́й, бл҃же́нне, предсꙋди́лъ є҆сѝ, мꙋ́дрости догма́ты трꙋдолю́бнѡ собира́ѧ: и҆́миже ѻ҆на̀ пита́етсѧ, григо́рїе, бг҃ꙋ приближа́ющисѧ.

Цѣломꙋ́дрїе сестрꙋ̀ стѧжа́въ, ꙗ҆́кѡ споспѣ́шницꙋ благꙋ́ю, тѧ̀ ви́дѣвъ лю́тый ѕмі́й, григо́рїе, на тѧ̀ за́висть воздви́же, є҆го́же посрами́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче, долготерпѣ́нїемъ, женꙋ̀ стра́стїю ѡ҆б̾ѧ́тꙋ и҆сцѣли́въ.

Обратите внимание

На чꙋжде́й странѣ̀ жи́тельствꙋѧ, прпⷣбне, всѣ̑мъ че́стенъ ра́ди добродѣ́тели ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, благочести́въ и҆ бг҃олюби́въ, чꙋдодѣ́йства да́ръ ѿ бг҃а прїе́мъ, и҆́мже позна́нъ бы́лъ є҆сѝ, бг҃оглаго́ливе, просїѧ̀ въ мі́рѣ, ꙗ҆́кѡ со́лнце.

Бг҃оро́диченъ: И҆зъ ко́рене, чⷭ҇таѧ, ца́рскагѡ прозѧбла̀ є҆сѝ, и҆ цр҃ѧ̀ хрⷭ҇та̀, бж҃їе сло́во, па́че ᲂу҆ма̀ и҆ мы́сли воплоще́нно родила̀ є҆сѝ и҆зъ чⷭ҇тыхъ твои́хъ крове́й, сꙋгꙋ́ба є҆стество́мъ сꙋ́ща, и҆ є҆ди́нственна ѵ҆поста́сїю.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Оу҆твержде́й въ нача́лѣ нб҃са̀ ра́зꙋмомъ, и҆ зе́млю на вода́хъ ѡ҆снова́вый, на ка́мени мѧ̀, хрⷭ҇тѐ, за́повѣдей твои́хъ ᲂу҆твердѝ: ꙗ҆́кѡ нѣ́сть свѧ́тъ, па́че тебє̀, є҆ди́не чл҃вѣколю́бче.

Ѡ҆чи́стивъ тво́й ᲂу҆́мъ стра́стнагѡ треволне́нїѧ, и҆ любомꙋ́драгѡ видѣ́нїѧ и҆спо́лненъ, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ благолѣ́пенъ, мꙋ́дрости ѻ҆би́телище, и҆ прⷪ҇ро́чества да́ромъ ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ, григо́рїе.

Бг҃одохнове́нномꙋ списа́нїю прибесѣ́довавъ, всебл҃же́нне, и҆ разли́чнагѡ житїѧ̀ ви́ды и҆збра́въ ꙗ҆́вѣ, є҆ди́нъ добродѣ́тели ѻ҆́бразъ въ себѣ̀, бг҃омꙋ́дре, ᲂу҆тверди́лъ є҆сѝ, григо́рїе.

Бг҃оѧвле́нне, навы́къ бж҃е́ственнымъ тайново́дствомъ, та́инство бг҃осло́вїѧ, просвѣтѝ на́съ, трⷪ҇цꙋ є҆диносꙋ́щнꙋю, є҆диноесте́ственнꙋ же почита́ти несозда́ннꙋ и҆ соприсносꙋ́щнꙋ.

Бг҃омъ наста́вленъ, ꙗ҆́кѡ любо́вїю того̀ взыска́въ, чи́стꙋю и҆ бцⷣꙋ марі́ю, и҆ сы́на гро́мова тайноꙋчи́тели и҆мѣ́лъ є҆сѝ, трⷪ҇цы свѣ́тꙋ тѧ̀, бг҃оглаго́ливе, наꙋча́ющыѧ.

Бг҃оро́диченъ: Же́злъ прозѧ́бшїй хрⷭ҇та̀, цвѣ́тъ нетлѣ́нїѧ, и҆ златꙋ́ю кади́льницꙋ, вси́ тѧ вѣ́мы, чⷭ҇таѧ, бжⷭ҇твеннагѡ сꙋщества̀ носѧ́щꙋ на ѡ҆б̾ѧ́тїихъ, ѻ҆трокови́це, ᲂу҆́гль, бг҃облаже́ннаѧ.

Сѣда́ленъ, гла́съ г҃.

Но́въ бы́лъ є҆сѝ мѡѷсе́й дѣ́лы, скрижа̑ли вѣ́ры на горѣ̀ та́инственнагѡ бг҃оѧвле́нїѧ прїи́мъ, законоположи́въ лю́демъ благоче́стїе трⷪ҇чныѧ та́йны, григо́рїе. тѣ́мже всѝ вѣ́рнїи чти́мъ па́мѧть твою̀, просѧ́ще тобо́ю ве́лїю ми́лость.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ ски́нїѧ была̀ є҆сѝ сло́ва, є҆ди́на пречⷭ҇таѧ мт҃и дв҃о, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ: па́че всѣ́хъ менѐ, пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́нна плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бжⷭ҇твенными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Нескве́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃о ма́ти, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена, и҆зъ неѧ̀ безболѣ́зненнѡ прозѧ́бшаго, матеролѣ́пнѡ рыда́ющи, вопїѧ́ше: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши во́лею, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Ты̀ моѧ̀ крѣ́пость, гдⷭ҇и, ты̀ моѧ̀ и҆ си́ла, ты̀ мо́й бг҃ъ, ты̀ моѐ ра́дованїе, не ѡ҆ста́вль нѣ́дра ѻ҆́ч҃а, и҆ на́шꙋ нищетꙋ̀ посѣти́въ. тѣ́мъ съ прⷪ҇ро́комъ а҆ввакꙋ́момъ зовꙋ́ ти: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Зе́млю до́брꙋю, ѻ҆́тче бг҃омꙋ́дре, взора́въ, сло́ва сѣ́мѧ прїе́мъ, во сто̀ є҆ѵⷢ҇льски многосꙋгꙋ́биши, є҆щѐ и҆ ны́нѣ, григо́рїе, приводѧ̀ ᲂу҆чє́нїи твои́ми бг҃ꙋ пѣснопою́щыѧ: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Ꙗ҆́кѡ мо́лнїѧ, ѻ҆́тче, возсїѧ́въ житїѐ твоѐ, де́мѡнскꙋю ле́сть ѿгна̀. свѣ́тꙋ бо твоеѧ̀ добродѣ́тели ѻ҆́ныхъ тма̀ прикоснꙋ́тисѧ не возмо́же. тѣ́мже неѡко́росъ дꙋшетлѣ́нныѧ льстѝ, валѧ́всѧ ꙗ҆́коже ка́мень свѣ́титсѧ.

Важно

Мра́къ свѣ́та бжⷭ҇твеннѣйшагѡ ви́дѣти сподо́билсѧ є҆сѝ, зако́нъ же бг҃опи́санный, ꙗ҆́кѡ мѡѷсе́й, ѻ҆́тче, прїе́мъ, бг҃осло́вїѧ и҆звѣ́стное навы́клъ є҆сѝ: ѿсю́дꙋ законополо́жникъ хрⷭ҇то́вы цр҃кве показа́лсѧ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре григо́рїе.

Ри́торскагѡ бꙋесло́вїѧ ᲂу҆клони́всѧ, и҆ сло́вомъ, ѻ҆́тче, благода́ти ѡ҆зари́всѧ, а҆пⷭ҇льскꙋю и҆́стиннѡ вла́сть на де́мѡны прїѧ́тъ: твоеѧ́ бо ѿбѣга́етъ свѣтѧ́щїѧсѧ зарѝ тмы̀ предста́тель, григо́рїе.

Читайте также:  Святитель тихон задонский

Бг҃оро́диченъ: Кївѡ́тъ тѧ̀ и҆здале́ча проѡбразѝ, прїе́мши зако́нъ бг҃опи́санный во чре́вѣ живонача́льное сло́во заче́ншꙋю несказа́ннѡ, всенепоро́чнаѧ, пита́ющаго бога́тнѡ дꙋ́шы вопїю́щихъ: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Вскꙋ́ю мѧ̀ ѿри́нꙋлъ є҆сѝ ѿ лица̀ твоегѡ̀, свѣ́те незаходи́мый, и҆ покры́ла мѧ̀ є҆́сть чꙋжда́ѧ тма̀ ѻ҆каѧ́ннаго, но ѡ҆брати́ мѧ, и҆ къ свѣ́тꙋ за́повѣдей твои́хъ, пꙋти̑ моѧ̑ напра́ви, молю́сѧ.

Дѣ́ланїемъ твои́хъ слове́съ ѡ҆лѧденѣ̑вшаѧ сердца̀ ᲂу҆гла́дивъ, и҆ бжⷭ҇твенное сѣ́мѧ въ нѧ̀, і҆ера́рше, вве́рглъ є҆сѝ, и҆ пло́дъ многокла́сный и҆зба́вителю, спасе́нїе вѣ́рныхъ, бг҃оглаго́ливе, прине́слъ є҆сѝ.

Бж҃їй предста́тель ре́вностїю распалѧ́емь, пома́за тѧ̀ фе́димъ не прише́дша, ѻ҆́тче, бг҃ꙋ всѧ́чєскаѧ вѣ́дѧщемꙋ благоче́стнѡ ᲂу҆пова́въ, и҆ честно́мꙋ твоемꙋ̀ житїю̀ надѣ́ѧвсѧ, бг҃оглаго́ливе григо́рїе.

Стрꙋѧ́ми твои́хъ повелѣ́нїй і҆́дѡльскаѧ разжжє́нїѧ ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ, и҆ ᲂу҆че́ньми твои́ми вѣ̑рныѧ ᲂу҆тверди́лъ є҆сѝ, всемꙋ́дре, возше́дъ на го́рꙋ, ꙗ҆́кѡ самꙋи́лъ видѣ̑нїи, и҆ ꙗ҆́кѡ дꙋ́бъ, бы́въ тве́рдостїю.

Ст҃и́телю бг҃омꙋ́дре, твои́ми моли́твами лю́тыхъ мѧ̀ и҆збавлѧ́й, мои́хъ прегрѣше́нїй рꙋкописа́нїе, ѻ҆́тче, расто́ргни, ꙗ҆́кѡ свѧще́нникъ сы́й, ѿ бг҃а вла́сть прїи́мъ ѡ҆ставлѧ́ти прегрѣшє́нїѧ.

Бг҃оро́диченъ: Оу҆краси́ласѧ є҆сѝ, дв҃о, дѣ́вственными твои́ми пречⷭ҇тыми добро́тами, и҆ пе́рвыѧ є҆́ѵы покры́ла є҆сѝ стꙋ́дъ ѕлоѻбра́зный, хрⷭ҇та̀ ро́ждши, ѡ҆дѣѧ́нїе безсме́ртїѧ да́рꙋющаго тебѐ чтꙋ́щымъ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Ѡ҆чи́сти мѧ̀, сп҃се, мнѡ́га бо беззакѡ́нїѧ моѧ̑, и҆ и҆зъ глꙋбины̀ ѕѡ́лъ возведѝ, молю́сѧ: къ тебѣ́ бо возопи́хъ, и҆ ᲂу҆слы́ши мѧ̀, бж҃е спасе́нїѧ моегѡ̀.

Є҆́зеро чꙋдодѣ́йствꙋѧ братоꙋбі́йственное и҆зсꙋши́лъ є҆сѝ, и҆ рѣкѝ стремлє́нїѧ ᲂу҆ста́вилъ є҆сѝ, всемꙋ́дре, же́злъ водрꙋзи́въ, и҆́же вскорени́сѧ а҆́бїе и҆ возрастѐ бжⷭ҇твеннымъ манове́нїемъ, григо́рїе.

Ре́вность бж҃їѧ поѧда́ше тѧ̀, всебога́те: не терпѧ́ бо зрѣ́ти бг҃а досажда́ема, лю́ди сꙋемꙋ́дрєнныѧ твои́ми моли́твами, бг҃оглаго́ливе, погꙋби́лъ є҆сѝ.

Совет

Оу҆мертви́сѧ восхотѣ́вый ᲂу҆ничижи́ти тѧ̀, ѻ҆каѧ́нный є҆вре́инъ ѕлочести́вый, бг҃ꙋ тѧ̀ прославлѧ́ющемꙋ, бг҃омꙋ́дре григо́рїе, тогѡ̀ догма́тѡвъ и҆спо́лнителѧ показꙋ́ѧ.

Бг҃оро́диченъ: На́йде вседѣ́тельный на тѧ̀ дх҃ъ, всенепоро́чнаѧ, и҆ сло́во бж҃їе въ тѧ̀ всели́сѧ, и҆ пло́ть бы́сть неизрече́ннѡ, пребы́въ неизмѣ́ненъ.

Конда́къ, гла́съ в҃.

Чꙋде́съ мно́гихъ прїе́мъ дѣ́йство, зна́меньми ᲂу҆жа́сными де́мѡны ᲂу҆страши́лъ є҆сѝ, и҆ недꙋ́ги ѿгна́лъ є҆сѝ человѣ́чєскїѧ, всемꙋ́дре григо́рїе: чꙋдотво́рецъ же и҆менꙋ́ешисѧ, зва́нїе ѿ дѣ́лъ прїе́мъ.

І҆́косъ:

Ѿкꙋ́дꙋ начнꙋ̀ похвалы̑ тка́ти ѻ҆каѧ́нный, зрѧ̀ мнѡ́гїѧ и҆ пречꙋ̑дныѧ вє́щи; а҆́ще ѿ житїѧ̀ прпⷣбнагѡ начнꙋ̀, ѿню́дъ не возмогꙋ̀: всѧ́кагѡ бо ᲂу҆ма̀ превосхо́дитъ житїѐ є҆гѡ̀ бжⷭ҇твенное. а҆́ще ѿ чꙋде́съ, и҆ въ се́мъ про́чее постыждꙋ́сѧ: па́че песка́ бо сꙋ́ще: сегѡ̀ ра́ди нарече́сѧ чꙋдотво́рецъ, зва́нїе ѿ дѣ́лъ прїе́мъ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Бж҃їѧ снисхожде́нїѧ ѻ҆́гнь ᲂу҆стыдѣ́сѧ въ вавѷлѡ́нѣ и҆ногда̀, сегѡ̀ ра́ди ѻ҆́троцы въ пещѝ ра́дованною ного́ю, ꙗ҆́кѡ во цвѣ́тницѣ ликꙋ́юще, поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Ѻ҆тцє́въ похвала̀, и҆ ᲂу҆чи́телей честносло́вїе, свѣти́льникъ цр҃кве, бл҃гоче́стїѧ сто́лпъ неколе́бленный ты̀ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, григо́рїе, зовы́й: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Возсїѧ́въ чꙋдєсы̀, вселе́ннꙋю просвѣти́лъ є҆сѝ, сегѡ̀ ра́ди, бг҃омꙋ́дре, совокꙋ́пльшесѧ, тебѐ бл҃жи́мъ, твои́ми словєсы̀ пита́ющесѧ, григо́рїе, и҆ пою́ще: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Врачева̑нїѧ, всемꙋ́дре, немѡщны́мъ всѣ̑мъ и҆сточи́лъ є҆сѝ: и҆злїѧ́сѧ бо бл҃года́ть ѻ҆би́льнѣйшаѧ во ᲂу҆стна́хъ твои́хъ чꙋдодѣ́йственнаѧ, є҆́юже взыва́лъ є҆сѝ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Ны́нѣ всѧ̑ и҆спо́лнишасѧ свѣ́та бжⷭ҇твеннагѡ тобо́ю, пречⷭ҇таѧ: ты́ бо две́рь ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ, є҆́юже мі́рꙋ бг҃ъ приѡбщи́сѧ, просвѣща́ѧ вѣ́рою зовꙋ́щыѧ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Седмери́цею пе́щь халде́йскїй мꙋчи́тель бг҃очести̑вымъ неи́стовнѡ разжжѐ, си́лою же лꙋ́чшею спасє́ны сїѧ̑ ви́дѣвъ, творцꙋ̀ и҆ и҆зба́вителю вопїѧ́ше: ѻ҆́троцы, бл҃гослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Тобо́ю ѡ҆богати́вшесѧ трⷪ҇цы сїѧ́нїемъ, є҆диносꙋ́щныѧ и҆ честны́ѧ, григо́рїе, твоѐ ны́нѣ торжество̀ соверша́юще, бл҃года́тїю чꙋдодѣ́йственною ѡ҆зари́тисѧ про́симъ, вопїю́ще влⷣцѣ: дѣ́ти, благослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Ꙗ҆́кѡ новоѧвле́нно зерца́ло, прїе́мъ, всебога́те, сїѧ́нїѧ нача́льнагѡ бжⷭ҇тва̀, мі́ръ просвѣти́лъ є҆сѝ лꙋчы̀ посыла́ѧ свѣ́та, пѣснопѣ́сненнѡ правосла́вїе пою́щымъ: дѣ́ти, благослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Обратите внимание

Бг҃омъ покрыва́емь, благоче́стїѧ вина̀, бг҃очести̑вымъ соблю́лсѧ є҆сѝ, всемꙋ́дре, въ горѣ̀ сокрыва́емь, ꙗ҆́кѡ законополо́жникъ и҆ны́й мѡѷсе́й, содѣ́телѧ и҆ и҆зба́вителѧ пѣ́ти наꙋча́ѧ: ѻ҆́троцы, благослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: Свѣ́та незаходи́магѡ была̀ є҆сѝ ѻ҆би́тель, пречⷭ҇таѧ, дѣ́вства добро́тами свѣтѧ́щи, и҆ всѧ̑ ѡ҆зарѧ́ющи, бцⷣꙋ тѧ̀ и҆́стиннꙋю и҆сповѣ́дающыѧ ѿ дꙋшѝ и҆ вопїю́щыѧ: дѣ́ти, благослови́те, свѧще́нницы, воспо́йте, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Оу҆жасе́сѧ ѡ҆ се́мъ нб҃о, и҆ землѝ ᲂу҆диви́шасѧ концы̀, ꙗ҆́кѡ бг҃ъ ꙗ҆ви́сѧ человѣ́кѡмъ пло́тски, и҆ чре́во твоѐ бы́сть простра́ннѣйшее небе́съ. тѣ́мъ тѧ̀ бцⷣꙋ, а҆́гг҃лѡвъ и҆ человѣ̑къ чинонача̑лїѧ велича́ютъ.

И҆зѧ́щнѣйшагѡ жи́тельства сїѧ́ѧ свѣ́томъ, ны́нѣ свѣ́тꙋ вели́комꙋ предстои́ши бг҃одѣ́ѧтельными чꙋдодѣ́йствы, ꙗ҆́кѡ побѣди́тель вѣнча́емь, прпⷣбне, ѻ҆́тче і҆ера́рше, чꙋдотво́рче григо́рїе бг҃омꙋ́дре, свѣти́ло цр҃кве, правосла́вныхъ ᲂу҆добре́нїе.

Напра́вити молѝ твои́ми моли́твами цр҃ко́вное ны́нѣ свѧще́нство, и҆збра́нное и҆ ѡ҆свѧще́нное, чꙋдодѣ́лателю, и҆ вѣ́рнѡ ны́нѣ па́мѧть твою̀ соверша́ющымъ полꙋчи́ти го́рнѧгѡ црⷭ҇тва, и҆ бжⷭ҇твеннагѡ весе́лїѧ сподо́битисѧ ᲂу҆молѝ.

Побѣди́въ де́мѡнскїѧ прило́ги и҆ плотско́е покори́въ мꙋдрова́нїе, и҆ а҆рхїере́й неѕло́бивъ и҆ прпⷣбенъ бы́въ, пра́вды ѡ҆дѣѧ́нїемъ ѡ҆блече́нъ, чꙋдотво́рче, предстои́ши прⷭ҇то́лꙋ всѣ́хъ цр҃ѧ̀ со дерзнове́нїемъ, всебл҃же́нне.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ, ѽ дв҃о мт҃и бж҃їѧ, па́че є҆стества̀ ро́ждши пло́тїю благо́е сло́во, є҆го́же ѻ҆ц҃ъ ѿ се́рдца своегѡ̀ ѿры́гнꙋ, пре́жде всѣ́хъ вѣ̑къ, ꙗ҆́кѡ бла́гъ: є҆го́же ны́нѣ и҆ тѣле́съ вы́шша разꙋмѣва́емъ, а҆́ще и҆ въ тѣ́ло ѡ҆блече́сѧ.

Свѣти́ленъ.

Чꙋдєсы̀ возсїѧ́лъ є҆сѝ, чꙋдотво́рче григо́рїе, слꙋжи́телѧ і҆́дѡльскаго и҆зба́вилъ є҆сѝ ѿ тлѝ и҆ пре́лести де́мѡнскїѧ, ка́мень подви́гнꙋвъ повелѣ́нїемъ: є҆́зеро же и҆зсꙋши́въ, и҆ рѣкꙋ̀ ᲂу҆ста́вилъ є҆сѝ. тѣ́мже тѧ̀ всѝ согла́снѡ похвалѧ́емъ, треблаже́нне.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дꙋйсѧ, вѣ́рныхъ похвало̀: ра́дꙋйсѧ, прпⷣбныхъ ᲂу҆твержде́нїе: ра́дꙋйсѧ, пра́ведныхъ сла́во: ра́дꙋйсѧ, свѣ́те сꙋ́щихъ во тмѣ̀: ра́дꙋйсѧ, хра́ме прест҃ы́й: ра́дꙋйсѧ, бж҃їй раю̀: ра́дꙋйсѧ, клѧ́твы разрѣше́нїе, бл҃гослове́ннаѧ марі́е.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatitelyu-grigoriyu-neokesarijskomu/

30 ноября – память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Время деятельности Григория Чудотворца приходится на середину III века.

Святитель получил стандартное для своего времени языческое образование.

Он учился в школе ритора, а после ее окончания занялся юриспруденцией.

Можно отметить, что влияние на выбор между философией и юриспруденцией на Григория оказал учитель риторики.

Будущий святитель отправился в лучшую для того времени юридическую школу на Востоке — в город Берит, современный Бейрут, сегодня это крупнейший город и столица Ливана.

Такая возможность появилась у Григория по причине назначения мужа его сестры на важный пост в Палестине.

Важно

Его назначили советником к императорскому наместнику и он захотел взять с собой жену и ее двух братьев.

Таким образом Григорий и его брат Афинодор оказались в лучшей юридической школе того времени.

В то время один из великих учителей церкви того времени Ориген основал в Берите богословскую школу по принципу той, которая была в Александрии, а братья захотели прийти и послушать красноречивого учителя.

Ориген сразу обратил внимание на способных юношей и убедил их стать учениками школы.

Братья отучились 5 лет в школе и отправились на родину.

Вскоре Ориген написал им письмо, в котором убедительно просил использовать полученное образование на пользу Церкви.

После этого письма Григорий принял решение удалиться от городской суеты для изучение Святого Писания и молитвы.

В таком состоянии он пробыл недолго, потому что его рукоположили в епископа в 245 году, причем он не хотел этого, но смирился, приняв это как Божью волю.

Когда Григорий занял место епископа Неокесарийского, в городе было всего 17 христиан.

Совет

При его служении в городе практически не осталось язычников, сложно было найти человека, который не уверовал от проповеди и трудов епископа.

Святителю Григорию принадлежит прибавление учреждения служб и празднование дней мучеников.

Это произошло после гонения императора Деция в 250 году.

Это были торжественные праздники, когда народ собирался и вспоминал подвиг мучеников за веру во Христа.

Григорий Неокесарийский вместе с братом Афинадором принимал участие в I Антиохийском Соборе, который был созван по поводу еретических воззрений Павла I Самосатского в 264 году.

Павел I Самосатский был епископом Антиохии и учил о Боге в рамках модализма, то есть, считал, что Отец, Сын и Дух Святой – это одно лицо.

Он не считал Иисуса Христа Богом и говорил, что Он родился простым человеком, а Бог сошел в Него позже.

Таким образом отрицалось учение о Триединстве.

Учение Павла I нашло впоследствии свое отражение в учении Ария, а сегодня мы видим его отголоски в различных сектах, которые распространись на территории Украины.

Благодаря тому, что Павел I Самосатский снискал расположение у царицы Пальмирской, он удерживался на кафедре до 272 года.

Обратите внимание

После осуждения ереси христиане настаивали, чтобы этот распространитель лжи на истину бы изгнан, в чем им помог император Аврелиан.

Григорий Неокесарийский оставил много богословских работ, большая часть из которых относится к учению о Троице.

Его труды как в его время, так и сегодня полезны для наставления и утешения.

Так, например, в своем 6-м правиле святитель Григорий обличает злые намерения и оправдания людей, которые утратили свое имущество вследствие грабежей варваров, но нашли чужое и говорили: «Мы свое утратили, а это нам дано вместо нашего».

Возможно, даже они говорили, что это Бог нам дал вместо нашего.

Этим людям, обличая их жадность и корыстолюбие, Григорий писал, что они сами сделались грабителями и варварами для тех, чье имущество нашли.

Такие ситуации возникали, когда варвары встречали более сильного противника и бросали груз, чтобы успеть убежать или, находя лучшую добычу, оставляли то, что у них было, а люди находили брошенное ими имущество.

Точная дата смерти святителя неизвестна. Предположительно он преставился между 270-275 гг.

Память святителя приходится на дни Рождественского поста.

Источник: https://glavnovosti.com/30-noyabrya-pamyat-svyatitelya-grigoriya-chudotvorca-episkopa-neokesarijskogo/

Ссылка на основную публикацию