Григорий нисский – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Свт. Григорий Нисский |
Григорий (ок. 332 – ок. 395), епископ Нисский, святитель. Младший брат святителя Василия Великого
Память 10 января и вместе со святой семьей Василия Великого (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)
Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий, в поселении Аннеса или Аниса [1]. Рождение около 332 года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Учился в Кесарии.
Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена. Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению.
И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.
Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в 371 или 372 году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.
В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.
В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ.
В императорском эдикте от 381 года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа.
В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени.
Его сестра, святая Макрина, писала ему: “Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь”. Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века.
Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Творения
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
На русском языке издано:
- Творения святого Григория Нисского.
- Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
- Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. – О блаженствах.
- Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
- Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. – К Симплиикию о вере. – Против учения о судьбе. – К еллинам на основании общих понятий. – О чревовещательнице. – О душе и воскресении. – О младенцах, преждевременно похищенных смертью. – На свое рукоположение. – Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
- Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. – Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
- Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
- Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. – Слово о Святом Духе против македониан. – Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). – Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. – К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. – О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. – К Олимпию монаху. – О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. – О девстве. – О нищелюбии и благотворительности. – Против отлагающих Крещение. – На слова Писания: “А блудяй во свое тело согрешает” (1 Кор. 6, 18). – Против ростовщиков. – Против тяготящихся церковными наказаниями. – Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
- Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. – Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. – Письма.
Использованные материалы
- http://vrnplus.ru/pravoslav2.php?id=1667
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4860.html
Святитель Григорий Нисский
Григорий, епископ города Ниссы (ныне небольшое селение в Малой Азии) был человеком скупым на автобиографические признания, и потому крайне трудно представить его жизненный облик.
Однако его труды говорят нам, что он был одним из самых оригинальных мыслителей в истории Церкви.
Никто из отцов золотого века святоотеческой письменности не сумел так убедительно применить философию к объяснению тайн христианского Откровения, как это сделал святитель Григорий.
У него не было церковно-административных талантов святителя Василия Великого, он не обладал поэтичностью святителя Григория Богослова, на церковное поприще литературной борьбы он выступил не как святитель Афанасий Великий, в ранние годы своей жизни, а уже убеленный сединами.
Но его литературное наследие, глубина его умозаключений, широта образования, многогранность интересов превосходят во многих отношениях всех трех, названных писателей золотого века христианской литературы. Родился святитель Григорий около 335 года.
Его семья была удивительной: из десяти детей в ней воспитанных, трое — епископы, четверо — святые. Мы мало знаем о его юности, его увлечениях. Известно, что он не выезжал из Каппадокии, был учеником кесарийской школы, рано женился.
Его супруга была широко образованной женщиной с удивительной духовной чуткостью.
Григорий Богослов, близкий друг и тезка Нисского епископа, писал ему в связи со смертью жены в 385 году. В письме Богослов называет покойную «подлинной святой и истинной супругой священнослужителя». Супружеская жизнь не стесняла духовного развития Григория.
Их семья жила вдали от активной мирской деятельности, «предавшись занятиям и жизни духовной». Он оставался женатым человеком и после 371 года, когда его брат святитель Василий Великий, став епископом Каппадокии, возвел Григория в епископа городка Ниссы.
Глубокие чувства к своей супруге он хранил всю жизнь. Григорий Нисский согласился стать епископом крайне неохотно: «По принуждению своего брата Василия», — как отмечает он в одном из писем.
Во времена арианских споров, которые захлестнули всю империю, Василий Великий понимал, что только с помощь надежных в вере и образованных епископов можно активно противостоять ереси.
Григорий же был посредственным администратором, в нем не было и намека на житейскую практичность, порой он просто бывал неуклюж, но зато веры держался твердо, а ученость его была признана повсюду.
Несмотря на свое нежелание принять сан, он в конечном итоге стал ревностным епископом, преданным пастве, которая его высоко чтила. Он умел говорить просто и без обид. Его проповеди представляют собой образец такта, дружелюбия и назидания, приспособленного к народному слуху.
Вступив в борьбу с арианами, Григорию пришлось претерпеть от них. Три года он провел в изгнании, и только со смертью императора-арианина вернулся к своей пастве и был встречен с ликованием. В 381 году святитель Григорий стал участником Второго Вселенского собора.
Ему было поручено открыть Собор вступительной речью. На Соборе император назначил Григория одним из блюстителей православного вероучения в империи.
Его имя было включено в список епископов, общение с которыми обязательно для всех православных. Нисский епископ возглавил несколько миссий, побывал в Аравии и Иерусалиме. Однако доверие императора и отцов Собора, не сделало Григория ни более дипломатичным, ни менее суровым.
По натуре святитель Нисский был замкнут, скрытен и сдержан. Обычно он не выдает своих чувств, но иной раз они прорываются. Столь умеренный в речах, в письмах он резок и язвителен.
Особенно это открывается при описании паломничества в Иерусалим: «Безобразий здесь куда больше, нежели благочестия, — пишет святитель Григорий. — Лучше быть простым отшельником, чем показным паломником».
И действительно, нравственное состояние палестинской паствы, долгие годы лишенной епископа, было крайне расстроенным. Поэтому из Святой Земли святитель Григорий вынес тяжелые воспоминания и не одобрял обычая паломничать туда: «В Палестине изобилует грех и всякое нечестие…
Зачем стараться делать то, что не приближает к Царствию Небесному? Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим, как доброго дела… если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе, ты столь же далек от Христа, как и тот, кто не исповедовал и начала веры… И напротив, поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, и Голгофа». Святитель Григорий в значительной степени был затенен славою своего старшего брата Василия Великого и своего тезоименного друга Григория Богослова, к которым он навсегда сохранил особое почитание.
По смерти Василия Григорий стал его наследником в богословии. Пока старший и знаменитый брат был жив, младший не дерзал браться за перо, и только после смерти первого, епископ Нисский начинает свою литературную деятельность.
С этих пор ему предстояла первостепенная роль защитника православия. Он считал себя призванным продолжать дело умершего брата, взявшись, прежде всего, за его неоконченные труды.
Святитель Григорий один из тех людей, кто становится тем интереснее, чем ближе узнаешь их по написанным трудам.
Последнее известие о жизни Нисского епископа — 394 год. В этом году он снова был на соборе в Константинополе по делам порученной ему миссии. Дальнейший след его совершенно теряется. Вероятно, вскоре он скончался.
Те немногие отрывочные сведения, которые сохранились о последних годах его жизни, свидетельствуют о его высоком авторитете и влиянии в Церкви. Современники видели в святителе Григории великого защитника чистоты православия от ариан и других вероотступников.
Его называли «столпом православия» и «отцом отцов». Однако последующая история была несправедлива к Григорию Нисскому.
Его труды упускали из виду, не всегда оценивали по заслугам, имя его нередко упоминалось лишь в связи со спорами вокруг наследия его учителя Оригена. Лишь в новое время на его наследие вновь обратили внимание, и к нему возвратилась былая слава одного из самых серьезных мыслителей золотого века христианской письменности.
Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/svyatitel-grigorij-nisskij/
Григорий нисский
Григорий нисский – Епископ Нисский (371 или 372-376; с 378), Отец и учитель Церкви, крупнейший богослов древней Церкви.
Один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров IV века основы богословия Святой Троицы, христианский святой.
Из благочестивой семьи, брат святителя Василия Великого и, возможно, епископа Севастии Армянской (ныне город Савас) святого Петра Севастийского (умер после 391).
Получил образование под руководством Василия Великого и сестры – преподобной Макрины, обучался риторике и философии; в философских взглядах испытал влияние платонизма, в богословии – александрийской традиции (Оригена, Филона Александрийского). К периоду до 371 года относится известие о его женитьбе на некоей Феосевии.
Около 371 или 372 годов, при поддержке Василия Великого, был избран на епископскую кафедру каппадокийского города Нисса. Вместе с Василием Великим принимал участие в укреплении в провинции Каппадокия позиций никейского православия, в борьбе с арианами.
В 376 году, обвинённый в неканоническом поставлении, Григорий Нисский был вынужден покинуть кафедру. В 378 году, после гибели императора Валента, благоволившего арианам, вернулся на Нисскую кафедру. Принимал участие в Антиохийском соборе 379 года, а также в Константинопольском соборе 381 года (2-м Вселенском; смотреть Вселенские соборы).
Следуя определению Антиохийского собора, предпринял поездку по христианским церквам Палестины и Аравии с целью уточнения их отношения к арианству; на 2-м Вселенском соборе выступил с догматической речью «О Божестве, против Евагрия».
Эдиктом императора Феодосия I был вместе с митрополитом Элладием Кесарийским и епископом Отрием Мелитинским объявлен хранителем православия в Понте. В 394 году участвовал в соборе по делам Аравийской церкви, созванном в Константинополе. Дальнейшие сведения о его жизни отсутствуют. День памяти в Русской православной церкви – 10(23) января; в Римской католической церкви – 9 марта.
Григорий Нисский – автор многочисленных сочинений, которые можно подразделить на экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические и агиографические, проповеди, письма.
К экзегетическим сочинениям относятся: «Об устроении человека», «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру», «О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели», «О надписаниях псалмов», «Беседы на Екклесиаста», «Толкование Песни Песней», «Беседы о Блаженствах», «Беседы о молитве Господней» и другие. Догматико-полемические сочинения включают: «Против Евномия» 4 трактата, «Большое огласительное слово», «О Святом Духе, против македониан-пневматомахов», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «К Евстафию, о Святой Троице», «К Симплицию, о вере в Отца, Сына и Святого Духа», «О различии между сущностью и ипостасью», «Против Аполлинария Лаодикийского», «Диалог о душе и воскресении», «К префекту Иерию, о младенцах, преждевременно похищенных смертью» и друние. Нравственно-аскетические и агиографические сочинения: «О девстве» (371 год; самое раннее сочинение), «К Армонию, о том, что значит имя “христианин”», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве», «Слово о жизни святого Григория Чудотворца», «Похвальное слово святого Ефрему Сирину» и другие.
Труды Григория Нисского оказали значительное влияние на христианское богословие, особенно периода древней Церкви, поскольку в них затронуты его важнейшие аспекты – триадология и христология, антропология, эсхатология.
Согласно Григорию Нисскому, человек есть венец творения.
Однако, в отличие от греческих философов (греческая философия, несомненно, была одним из источников учения Григория Нисского; он широко использовал традиции различных античных школ и направлений, прежде всего платонизма), святитель считал самым важным в человеке то, что он создан по образу и подобию Божию. Изначально человек был создан для жизни в Боге, был наполнен Божественными благами. Всё это было утеряно в грехопадении, поэтому нынешнее его состояние является не только тварным, но и падшим, и через грехопадение человека от Бога оказался отрезан весь мир. Однако образ Божий не был утрачен в грехопадении, но только затемнился страстями, плотской нечистотой и, следовательно, может быть очищен. Человек не полностью потерял связь со своим Творцом, так как, согласно Григорию Нисскому, он сохранил свободу воли – неотъемлемую черту образа Божия. Очищение образа Божия от скверны греха, уподобление Богу как Первообразу – необходимое условие богопознания («О девстве», 11, 5). Согласно Григорию Нисскому, существуют два вида богопознания: естественное, через видимый мир и через познание в себе характерных черт образа Божия и сверхъестественное, мистическое. Григорий Нисский подробно описывает ступени мистического богопознания, однако, как он сам признаёт, «необъятное по природе не может быть постигнуто» («О жизни Моисея…», 2).
В триадологии Григория Нисского одним из ключевых аспектов является обоснование того, что никейское омиоусианство («единосущие») не есть модализм. В сочинении «Против аполлинаристов», во многом предвосхищая халкидонскую христологию, Григорий Нисский отстаивает полноту человечества и полноту божественности Иисуса Христа.
Говоря о Христе как о Первосвященнике (смотреть: Евр.
4:14), совершающем жертвоприношение, жертва в котором – Он Сам, Григорий Нисский подчёркивает, что, приняв на Себя нашу вражду с Богом, возникшую из-за греха, Христос Собой вновь соединил с Богом человечество («Против Евномия», 3, 10).
С точки зрения Григория Нисского, люди в лице первого человека добровольно продали себя в рабство дьяволу, став его рабами и пленниками, так что дьявол, имеющий державу смерти, уже законно владел ими.
Сами себя они выкупить не могли и поэтому нуждались в Искупителе и Освободителе, поскольку же люди добровольно продали себя, то Освобождающий их по благости воспользовался «справедливым способом» возвращения их из плена.
В качестве выкупа Бог предложил Самого Себя, для чего Ему потребовалось «прикрыться плотью», то есть воплотиться («Большое огласительное слово», 23): «Божество сокрылось под завесой нашей природы, и врагом, как жадными рыбами, с приманкою плоти увлечена была уда Божества» («Большое огласительное слово», 24). Таким образом, согласно Григорию Нисскому, дьявол, соблазнив человека в раю, воспользовался обманом, поэтому и Бог совершил в отношении него «воздаяние по достоинству», но Бог преследовал благую цель – спасти человека и дать урок самому дьяволу, что свидетельствует о благости Бога и о том, что недоступное Божество стало доступно через воспринятое человечество.
В «Большом огласительном слове» затрагивается также и эсхатологическая проблематика, реализуемая Григорием Нисским преимущественно в этическом плане.
Конец времён для Григория Нисского означает в том числе абсолютное устранение зла, ибо зло есть только лишение добра («Большое огласительное слово», 6), оно бессильно противостоять добру («Об устроении человека», 21).
В эсхатологии Григория Нисского эта идея – результат оригеновского влияния; также к Оригену восходит разделявшееся Григорием Нисским учение о конечном восстановлении всего в Божественной любви (апокатастасис), согласно которому после определённого периода окончатся муки осуждённых нечестивых людей и демонов и произойдёт всеобщее восстановление в прежнем состоянии (осуждено 5-м Вселенским собором).
Сочинения:
Migne PG. T. 44-46; Opera. Leiden u. a., 1952-1996. Bd 1-10;
О жизни Моисея Законодателя / Пер. А. С. Десницкого. М., 1999;
Об устроении человека / Пер. В. М. Лурье, ред. А. Л. Верлинский. СПб., 2000.
Литература
- Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000
- Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999
- Desalvo C. L’«oltre» nel presente: la filosofia dell’uomo in Gregorio di Nissa. Mil., 1996
- Coffigny D. Gré goire de Nysse. P., 1993
- Balthasar H. U. von. Présence et pensée: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988
- Тихомиров Д. A. Григорий Нисский как моралист. Могилев, 1888
- Мартынов А. Учение св. Григория, епископа Нисского, о природе человека. М., 1886
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/grigorii_nisskii
Краткая биография святителя Григория Нисского
IV век в истории древнехристианской Церкви ознаменован деятельностью многих выдающихся святителей, внесших огромный вклад в проповедь христианства. Одним из таковых выдающихся проповедников был святитель Григорий Нисский.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом одного из трех вселенских учителей и святителей Церкви Василия Великого.
Детское воспитание Григорий получил вместе со своим старшим братом от благочестивой бабушки Макрины, также почитаемой святой в православии.
Дальнейшее образование Григорий приобрел от выдающихся светских наставников, что определило высокую светскую образованность будущего святителя. Из жизни святителя Григория известно, что будущее светило Церкви был учителем красноречия.
Святой Григорий Богослов убедил софиста оставить мирскую суету и посвятить свою жизнь на служение Богу и ближним. После вразумления Григория Богослова будущий епископ Нисский удалился для подвига в пустыню.
Вскоре после этого Василий Великий решил поставить своего младшего брата в епископы города Ниссы. Святой Василий желал видеть надежного помощника в деле просвещения людей христианской верой, а также в помощи по борьбе с распространившейся арианской ересью, которая терзала Церковь в III-V веках.
После епископского рукоположения Григорий стал пламенным защитником православия и строгим обличителем арианства. Еретики, недовольные поведением святителя, начали откровенно клеветать на Григория, что привело к изгнанию святителя Нисского. Однако и в самом изгнании Григорий проповедовал основы евангельского учения, утверждая всюду людей в православной вере.
После смерти императора-арианина Валента Святитель Григорий был возвращен на свою кафедру.
Особое место в житии святого занимает его присутствие среди прочих правоверных епископов на Втором Вселенском Соборе. Необходимо также отметить, что Григорий Нисский известен многими сочинениями догматического характера, утверждающих божество Господа Иисуса Христа.
Скончался святитель около 395 года. Память великого святого совершается Церковью 23-го января по новому стилю.
Источники:
- Богословская заслуга святых отцов
Григорий Грабовой – человек, объявивший себя вторым Иисусом. Основатель религиозного движения «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии» и партии «ДРУГГ». Этот человек признан мошенником и шарлатаном, имеет много последователей, убежденных в его всемогуществе.
Свою деятельность Григорий Грабовой начал в 1990-х годах в Узбекистане. Он продал узбекскому управлению гражданской авиации несколько своих услуг по диагностике оборудования и лечению сотрудников с использованием экстрасенсорных способностей. Общая сумма контрактов исчислялась миллионами. В своих проектах Грабовой действовал сразу по нескольким направлениям: наука, религий, экономика и т.д.
В 1995 году экстрасенс-целитель встречался с Вангой. Слепая ясновидящая болгарка с позором выгнала его. Об этом писали многие СМИ.
В Россию Григорий Петрович приехал в 1995 году. Почти сразу после приезда была зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд Григория Грабового». Позже организация была названа «ДРУГГ», что расшифровывается как добровольные распространители учения Григория Грабового. В 1998 году Григорий поступает в Российскую Академию естественных Наук, однако позже его исключают из Академии как не прошедшего перерегистрацию. В том же году он получает степень доктора в РАЕН со специализацией «Ноосферные знания и технологии». Комиссия РАН по борьбе с лженаукой запросила информацию о Грабовом в академиях Италии, Бельгии и Болгарии, так как, по его утверждениям, он являлся членом этих академий. Комиссией был получен ответ, что в данных академиях никогда не слышали о Григории Грабовом.
Грабовой не обошел вниманием и общественную Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка, став ее членом в 2004 году. Но позже было утверждено решение об исключении его из Академии.
В 2006 году организация сторонников Григория «ДРУГГ» уже имела более 50 региональных представительств во всех частях России.
Грабовой начал активную политическую деятельность и открыто заявил о намерениях баллотироваться в президенты Российской Федерации.
В некоторых источниках фамилию Грабового пишут через букву «О», т.е. Гробовой, что является банальной опечаткой.
После трагедии 2004 года в Беслане Григорий Грабовой направил туда несколько членов партии «ДРУГГ» с целью сделать заявление о предоставлении своей помощи матерям.
За символическую плату в размере 39 500 рублей за ребенка Грабовой обещал матерям воскресить их погибших детей. По его словам, воскресшие дети будут полностью такими же, как до смерти.Споры по поводу возможности воскрешения погибших привели к расколу организации.
Одни продолжили распространять учение Грабового, а другие объединились в организацию «Голос Беслана», которая открыто критиковала деятельность Григория Петровича и разоблачала его мошеннические действия.
Уголовное преследование Грабового началось в 2006 году.
Прокуратура обвинила его статье 169 часть вторая по фактам «совершения им действий при осуществлении деятельности, связанной с предложением услуг, в том числе по воскрешению умерших и излечению от болезней».
Его также обвиняли в мошенничестве за оказание заведомо невыполнимых платных услуг, мошенничестве в особо крупных размерах, мошенничестве, совершенном организованной группой лиц. Сторонники Грабового постоянно обжаловали все обвинения и решения суда, называя их «политическим преследованием».
Сам Григорий Петрович не признавал своей вины ни по одному из обвинений. В результате четырех лет судебных разбирательств Григорий Грабовой был отпущен на свободу 21 мая 2010 года.
Православный церковный календарь пестрит различными днями памяти святых подвижников благочестия. В русской православной традиции особое внимание уделяется отечественным святым. Одним из таковых считается архиепископ Новгородский Иона.
Святой Иона архиепископ Новгорода родился в конце XIV века. В юнном возрасте остался сиротой (в три года будущий святитель потерял мать, а спустя еще четыре года – отца). Воспитание получил в неродной семье.
Будучи школьником мальчик встретился с юродивым Михаилом Клопским, предсказавшем юноше великое будущее: сан архиепископа Новгорода. В зрелом возрасте Иона решил посвятить свою жизнь Богу и поселился в Отенской пустыни (близ Новгорода). Видя духовный опыт подвижника, братия избрала Иону игуменом обители.
В 1458 году святой Иона был выбран архиепископом Новгородским. Народ особо любил своего архипастыря за добродетельную жизнь. Святой Иона сам был примером для верующих людей: совершал дела милосердия, никогда не отказывал в поддержке, всячески поучая народ словом.
Пользовался святитель Иона почтением и в среде князей, причем не только московских, но и немецких. Часто святитель совершал поездки к московскому князю и ходатайствовал за жителей своего города, испрашивая у правителя милости своему родному народу. Стоит сказать, что святитель Иона был настоящим миротворцем. Во время его правления в Новгороде не было войн, распрей и раздоров.
Однажды на город, ввереный пастырскому попечению святителя, обрушилась моровая язва, унесшая многие жизни. Святитель Иона с верующими совершил крестный ход по городу, после чего язва прекратилась.
Скончался великий подвижник благочестия в 1470 году. Сами современники считали архиепископа Новгордского святым, поэтому после смерти гроб с телом праведника оставался открытым. По истечении времени мощи святого Ионы были обретены нетленными. Ныне они почивают в Отенской пустыни.
Православная Церковь совершает память святителя Ионы Новгородского каждый год 18-го ноября по новому стилю.
В христианской православной традиции существует несколько чинов святости. Среди всех святых особо выделяются святители Церкви, которые изрядно потрудились в деле проповеди евангелия и становления догматического учения христианской веры.
Святителями именуется святые люди, которые были облечены в высший церковный сан архиерейства. Таким образом, святители это епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, стяжавшие особую благодать Святого Духа.
Святители Церкви известны христианскому миру благодаря не только своей святой благочестивой жизни. Многие из этих людей обладали даром чудотворения, пророчеством.
Некоторые святители имели блестящее богословское образование, другие просто обладали не столько знаниями о Боге, сколько знанием Бога (насколько это возможно).
Все эти люди прославились своими многочисленными догматическими и нравоучительными трактатами, на которых основывается христианская вера.
Среди главных святителей Церкви выделяют Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святые жили в IV – V веках. Они именуются великими святителями и Учителями Церкви. Василий Великий и Иоанн Златоуст составили божественные литургии, которые до сих пор служаться в православных храмах. Все трое известны своими догматическими трактатами о святой Троице и божетсве иисуса Христа.
Одним из самых почитаемых святителей в русском народе является святой Николай Мир Ликийский, именующийся Чудотворцем. Святой жил в IV веке. Он известен многими своими чудесами как при жизни, так и после смерти. Со дня успения святого, многие люди после молитв к этому праведнику получали исполнение своих просьб.
Россия даровала христианству много святителей. Среди них можно выделить митрополитов Петра, Алексия, Иону. Среди святителей ХХ века в России выделяются новомученики. Например, митрополит Владимир (Богоявленский) Киевский, митрополит Вениамин (Казанский) Петроградский, патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин).
Кроме этого, святителями могут называть всех православных нынеправящих архиереев. Это именование относится не к личной святости человека (так как при жизни мало кого называют святыми), а к величию архиерейского сана. Патриархи Церквей могут именоваться Первосвятителями.
Распечатать
Краткая биография святителя Григория Нисского
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-919045-kratkaya-biografiya-svyatitelya-grigoriya-nisskogo
Святитель Григорий Нисский
Перевезенцев С. В.
Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший брат Василия Великого — Григорий Нисский (335—394 гг.), бывший епископом г. Ниссы.
Разрабатывая систему христианского богословия, “каппадокийцы” пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.
Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы.
Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях.
Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.
В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое, Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.
Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе.
Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем.
И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке.
Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и “царем” всего сотворенного.
В своем трактате “Об устроении человека” отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что “Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю”. И человек “был призван сразу стать царем подвластного ему”.
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: “…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем”.
В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. “Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих”, — утверждает Отец Церкви.
И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: “Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется”.
Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо “добродетель — вешь неподвластная и добровольная”.
Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех — таков непреложный замысел Создателя.
Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого “изобретателя зла”. В своем труде “Большое огласительное слово” Нисский пишет: “Один (т.е.
дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели”.
Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, “освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла”.
И Западная, и Восточная Церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г.
, мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике.
Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин “вселенских великих учителей и святителей”.
Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации.
Это учение соответствовало и даже в какой-то предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.
Источник: http://MirZnanii.com/a/300080/svyatitel-grigoriy-nisskiy
Григорий Нисский
Богослов, христианский епископ и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев».
Григо́рий Ни́сский (греч. Γρηγόριος Νύσσης, лат. Gregorius Nyssenus; ок. 335 — после 394) — богослов, христианский епископ и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова.
Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителя (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта).
Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. В последствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах.
Григорий также самостоятельно занимался философией и стал ритором. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена и Филона.
По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.[1]
Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой, описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти.[2] Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.
Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвини в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии.[3] Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.[4]
В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, который допускал в своём труде оскорбления в адрес Василия, но боялся опубликовать его при жизни святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.
В 397 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским[5] и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.
Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год). Там им были произнесены похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на Соборе).
В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных».[5] После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь.
Там им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробная речь над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой.
В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста, бывшего тогда пресвитером в Антиохии, слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.
О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Боцре Аравийской. Сообщение о его участии в работе данного собора является последним известием о жизни Григория.
Источник: http://facecollection.ru/people/grigoriy-nisskiy