Святитель григорий нисский

Григорий нисский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Григорий Нисский

Григорий (ок. 332 – ок. 395), епископ Нисский, святитель. Младший брат святителя Василия Великого

Память 10 января и вместе со святой семьей Василия Великого (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)

Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий, в поселении Аннеса или Аниса [1]. Рождение около 332 года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Учился в Кесарии.

Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена. Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению.

И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.

Обратите внимание

Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в 371 или 372 году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ.

В императорском эдикте от 381 года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа.

В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Важно

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени.

Его сестра, святая Макрина, писала ему: “Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь”. Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века.

Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Творения

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

На русском языке издано:

  • Творения святого Григория Нисского.
    • Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
    • Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. – О блаженствах.
    • Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
    • Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. – К Симплиикию о вере. – Против учения о судьбе. – К еллинам на основании общих понятий. – О чревовещательнице. – О душе и воскресении. – О младенцах, преждевременно похищенных смертью. – На свое рукоположение. – Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
    • Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. – Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
    • Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
    • Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. – Слово о Святом Духе против македониан. – Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). – Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. – К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. – О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. – К Олимпию монаху. – О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. – О девстве. – О нищелюбии и благотворительности. – Против отлагающих Крещение. – На слова Писания: “А блудяй во свое тело согрешает” (1 Кор. 6, 18). – Против ростовщиков. – Против тяготящихся церковными наказаниями. – Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
    • Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. – Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. – Письма.

Использованные материалы

  • http://vrnplus.ru/pravoslav2.php?id=1667

[1]  Άννησα или Ἅνισα. Первая указывается поселением близ Неокесарии Понтийской, согласно http://www.saint.gr/1/saint.aspx. Вторая – на начало XXI в. курган Карахуюк близ дер. Кюлтепе Карум, Турция – близ Кесарии Каппадокийской.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4860.html

Святитель Григорий Нисский

Григорий, епископ города Ниссы (ныне небольшое селение в Малой Азии) был человеком скупым на автобиографические признания, и потому крайне трудно представить его жизненный облик.

Однако его труды говорят нам, что он был одним из самых оригинальных мыслителей в истории Церкви.

Никто из отцов золотого века святоотеческой письменности не сумел так убедительно применить философию к объяснению тайн христианского Откровения, как это сделал святитель Григорий.

У него не было церковно-административных талантов святителя Василия Великого, он не обладал поэтичностью святителя Григория Богослова, на церковное поприще литературной борьбы он выступил не как святитель Афанасий Великий, в ранние годы своей жизни, а уже убеленный сединами.

Но его литературное наследие, глубина его умозаключений, широта образования, многогранность интересов превосходят во многих отношениях всех трех, названных писателей золотого века христианской литературы. Родился святитель Григорий около 335 года.

Его семья была удивительной: из десяти детей в ней воспитанных, трое — епископы, четверо — святые. Мы мало знаем о его юности, его увлечениях. Известно, что он не выезжал из Каппадокии, был учеником кесарийской школы, рано женился.

Его супруга была широко образованной женщиной с удивительной духовной чуткостью.

Григорий Богослов, близкий друг и тезка Нисского епископа, писал ему в связи со смертью жены в 385 году. В письме Богослов называет покойную «подлинной святой и истинной супругой священнослужителя». Супружеская жизнь не стесняла духовного развития Григория.

Их семья жила вдали от активной мирской деятельности, «предавшись занятиям и жизни духовной». Он оставался женатым человеком и после 371 года, когда его брат святитель Василий Великий, став епископом Каппадокии, возвел Григория в епископа городка Ниссы.

Глубокие чувства к своей супруге он хранил всю жизнь. Григорий Нисский согласился стать епископом крайне неохотно: «По принуждению своего брата Василия», — как отмечает он в одном из писем.

Во времена арианских споров, которые захлестнули всю империю, Василий Великий понимал, что только с помощь надежных в вере и образованных епископов можно активно противостоять ереси.

Совет

Григорий же был посредственным администратором, в нем не было и намека на житейскую практичность, порой он просто бывал неуклюж, но зато веры держался твердо, а ученость его была признана повсюду.

Несмотря на свое нежелание принять сан, он в конечном итоге стал ревностным епископом, преданным пастве, которая его высоко чтила. Он умел говорить просто и без обид. Его проповеди представляют собой образец такта, дружелюбия и назидания, приспособленного к народному слуху.

Вступив в борьбу с арианами, Григорию пришлось претерпеть от них. Три года он провел в изгнании, и только со смертью императора-арианина вернулся к своей пастве и был встречен с ликованием. В 381 году святитель Григорий стал участником Второго Вселенского собора.

Ему было поручено открыть Собор вступительной речью. На Соборе император назначил Григория одним из блюстителей православного вероучения в империи.

Его имя было включено в список епископов, общение с которыми обязательно для всех православных. Нисский епископ возглавил несколько миссий, побывал в Аравии и Иерусалиме. Однако доверие императора и отцов Собора, не сделало Григория ни более дипломатичным, ни менее суровым.

По натуре святитель Нисский был замкнут, скрытен и сдержан. Обычно он не выдает своих чувств, но иной раз они прорываются. Столь умеренный в речах, в письмах он резок и язвителен.

Читайте также:  Постный яблочный пирог

Особенно это открывается при описании паломничества в Иерусалим: «Безобразий здесь куда больше, нежели благочестия, — пишет святитель Григорий. — Лучше быть простым отшельником, чем показным паломником».

И действительно, нравственное состояние палестинской паствы, долгие годы лишенной епископа, было крайне расстроенным. Поэтому из Святой Земли святитель Григорий вынес тяжелые воспоминания и не одобрял обычая паломничать туда: «В Палестине изобилует грех и всякое нечестие…

Обратите внимание

Зачем стараться делать то, что не приближает к Царствию Небесному? Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим, как доброго дела… если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе, ты столь же далек от Христа, как и тот, кто не исповедовал и начала веры… И напротив, поистине в сердце того, кто имеет Бога, находится и Вифлеем, и Голгофа». Святитель Григорий в значительной степени был затенен славою своего старшего брата Василия Великого и своего тезоименного друга Григория Богослова, к которым он навсегда сохранил особое почитание.

По смерти Василия Григорий стал его наследником в богословии. Пока старший и знаменитый брат был жив, младший не дерзал браться за перо, и только после смерти первого, епископ Нисский начинает свою литературную деятельность.

С этих пор ему предстояла первостепенная роль защитника православия. Он считал себя призванным продолжать дело умершего брата, взявшись, прежде всего, за его неоконченные труды.

Святитель Григорий один из тех людей, кто становится тем интереснее, чем ближе узнаешь их по написанным трудам.

Последнее известие о жизни Нисского епископа — 394 год. В этом году он снова был на соборе в Константинополе по делам порученной ему миссии. Дальнейший след его совершенно теряется. Вероятно, вскоре он скончался.

Те немногие отрывочные сведения, которые сохранились о последних годах его жизни, свидетельствуют о его высоком авторитете и влиянии в Церкви. Современники видели в святителе Григории великого защитника чистоты православия от ариан и других вероотступников.

Его называли «столпом православия» и «отцом отцов». Однако последующая история была несправедлива к Григорию Нисскому.

Его труды упускали из виду, не всегда оценивали по заслугам, имя его нередко упоминалось лишь в связи со спорами вокруг наследия его учителя Оригена. Лишь в новое время на его наследие вновь обратили внимание, и к нему возвратилась былая слава одного из самых серьезных мыслителей золотого века христианской письменности.

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/svyatitel-grigorij-nisskij/

Григорий нисский

Григорий нисский – Епи­скоп Нис­ский (371 или 372-376; с 378), Отец и учи­тель Церк­ви, круп­ней­ший бо­го­слов древ­ней Церк­ви.

Один из кап­па­до­кий­ских от­цов, раз­ра­бо­тав­ших в кон­тек­сте ари­ан­ских спо­ров IV века ос­но­вы бо­го­сло­вия Святой Трои­цы, хри­сти­ан­ский свя­той.

Из бла­го­чес­ти­вой се­мьи, брат святителя Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и, воз­мож­но, епи­ско­па Се­ва­стии Ар­мян­ской (ны­не город Са­вас) святого Пет­ра Се­ва­стий­ско­го (умер по­сле 391).

По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние под руководством Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и се­ст­ры – преподобной Мак­ри­ны, обу­чал­ся ри­то­ри­ке и фи­ло­со­фии; в фи­лософских взгля­дах ис­пы­тал влия­ние пла­то­низ­ма, в бо­го­сло­вии – алек­сан­д­рий­ской тра­ди­ции (Ори­ге­на, Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го). К пе­рио­ду до 371 года от­но­сит­ся из­вес­тие о его же­нить­бе на не­ко­ей Фео­се­вии.

Важно

Около 371 или 372 годов, при под­держ­ке Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, был из­бран на епи­скоп­скую ка­фед­ру кап­па­до­кий­ско­го города Нис­са. Вме­сте с Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким при­ни­мал уча­стие в ук­ре­п­ле­нии в провинции Кап­па­до­кия по­зи­ций ни­кей­ско­го пра­во­сла­вия, в борь­бе с ариа­на­ми.

В 376 году, об­ви­нён­ный в не­ка­но­ническом по­став­ле­нии, Григорий Нисский был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть ка­фед­ру. В 378 году, по­сле ги­бе­ли императора Ва­лен­та, бла­го­во­лив­ше­го ариа­нам, вер­нул­ся на Нис­скую ка­фед­ру. При­ни­мал уча­стие в Ан­ти­охий­ском со­бо­ре 379 года, а так­же в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 381 года (2-м Все­лен­ском; смотреть Все­лен­ские со­бо­ры).

Сле­дуя оп­ре­де­ле­нию Ан­ти­охий­ско­го со­бо­ра, пред­при­нял по­езд­ку по хри­сти­ан­ским церк­вам Па­ле­сти­ны и Ара­вии с це­лью уточ­не­ния их от­но­ше­ния к ари­ан­ст­ву; на 2-м Все­лен­ском со­бо­ре вы­сту­пил с дог­ма­тической ре­чью «О Бо­же­ст­ве, про­тив Еваг­рия».

Эдик­том императора Фео­до­сия I был вме­сте с митрополитом Эл­ла­ди­ем Ке­са­рий­ским и епископом От­ри­ем Ме­ли­тин­ским объ­яв­лен хра­ни­те­лем пра­во­сла­вия в Пон­те. В 394 году уча­ст­во­вал в со­бо­ре по де­лам Ара­вий­ской церк­ви, со­зван­ном в Кон­стан­ти­но­по­ле. Даль­ней­шие све­де­ния о его жиз­ни от­сут­ст­ву­ют. День па­мя­ти в Русской пра­во­слав­ной церк­ви – 10(23) января; в Рим­ской ка­то­лической церк­ви – 9 мар­та.

Григорий Нисский – ав­тор мно­го­численных со­чи­не­ний, ко­то­рые мож­но под­раз­де­лить на эк­зе­ге­тические, дог­ма­ти­ко-по­ле­мические, нрав­ст­вен­но-ас­ке­тические и агио­гра­фические, про­по­ве­ди, пись­ма.

К эк­зе­ге­тическим со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся: «Об уст­рое­нии че­ло­ве­ка», «О Шес­то­дне­ве, сло­во за­щи­ти­тель­ное к бра­ту Пет­ру», «О жиз­ни Мои­сея За­ко­но­да­те­ля, или О со­вер­шен­ст­ве в доб­ро­де­те­ли», «О над­пи­са­ни­ях псал­мов», «Бе­се­ды на Екк­ле­сиа­ста», «Тол­ко­ва­ние Пес­ни Пес­ней», «Бе­се­ды о Бла­жен­ст­вах», «Бе­се­ды о мо­лит­ве Гос­под­ней» и другие. Дог­ма­ти­ко-по­ле­мические со­чи­не­ния вклю­ча­ют: «Про­тив Ев­но­мия» 4 трак­та­та, «Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во», «О Свя­том Ду­хе, про­тив ма­ке­до­ниан-пнев­ма­то­ма­хов», «К Ав­ла­вию, о том, что не три Бо­га», «К Ев­ста­фию, о Свя­той Трои­це», «К Сим­пли­цию, о ве­ре в От­ца, Сы­на и Свя­то­го Ду­ха», «О раз­ли­чии ме­ж­ду сущ­но­стью и ипо­ста­сью», «Про­тив Апол­ли­на­рия Лао­ди­кий­ско­го», «Диа­лог о ду­ше и вос­кре­се­нии», «К пре­фек­ту Ие­рию, о мла­ден­цах, преж­де­вре­мен­но по­хи­щен­ных смер­тью» и друние. Нрав­ст­вен­но-ас­ке­тические и агио­гра­фические со­чи­не­ния: «О дев­ст­ве» (371 год; са­мое ран­нее со­чи­не­ние), «К Ар­мо­нию, о том, что зна­чит имя “хри­стиа­нин”», «По­сла­ние о жиз­ни пре­по­доб­ной Мак­ри­ны», «О це­ли жиз­ни по Бо­гу и об ис­тин­ном под­виж­ни­че­ст­ве», «Сло­во о жиз­ни святого Гри­го­рия Чу­до­твор­ца», «По­хваль­ное сло­во святого Еф­ре­му Си­ри­ну» и другие.

Тру­ды Григория Нисского ока­за­ли зна­чительное влия­ние на хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие, осо­бен­но пе­рио­да древ­ней Церк­ви, по­сколь­ку в них за­тро­ну­ты его важ­ней­шие ас­пек­ты – триа­до­ло­гия и хри­сто­ло­гия, ан­тро­по­ло­гия, эс­ха­то­ло­гия.

Со­глас­но Григорию Нисскому, че­ло­век есть ве­нец тво­ре­ния.

Од­на­ко, в от­ли­чие от греческих фи­ло­со­фов (греческая фи­ло­со­фия, не­со­мнен­но, бы­ла од­ним из ис­точ­ни­ков уче­ния Григория Нисского; он ши­ро­ко ис­поль­зо­вал тра­ди­ции различных ан­тич­ных школ и на­прав­ле­ний, пре­ж­де все­го пла­то­низ­ма), свя­ти­тель счи­тал са­мым важ­ным в че­ло­ве­ке то, что он со­здан по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию. Из­на­чаль­но че­ло­век был соз­дан для жиз­ни в Бо­ге, был на­пол­нен Бо­же­ст­вен­ны­ми бла­га­ми. Всё это бы­ло уте­ря­но в гре­хо­па­де­нии, по­это­му ны­неш­нее его со­стоя­ние яв­ля­ет­ся не толь­ко твар­ным, но и пад­шим, и че­рез гре­хо­па­де­ние че­ло­ве­ка от Бо­га ока­зал­ся от­ре­зан весь мир. Од­на­ко об­раз Бо­жий не был ут­ра­чен в гре­хо­па­де­нии, но толь­ко за­тем­нил­ся стра­стя­ми, плот­ской не­чис­то­той и, сле­до­ва­тель­но, мо­жет быть очи­щен. Че­ло­век не пол­но­стью по­те­рял связь со сво­им Твор­цом, так как, со­глас­но Григорию Нисскому, он со­хра­нил сво­бо­ду во­ли – не­отъ­ем­ле­мую чер­ту об­раза Бо­жия. Очи­ще­ние об­раза Бо­жия от сквер­ны гре­ха, упо­доб­ле­ние Бо­гу как Пер­во­об­ра­зу – не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие бого­по­зна­ния («О дев­ст­ве», 11, 5). Со­глас­но Григорию Нисскому, су­ще­ст­ву­ют два ви­да бо­го­по­зна­ния: ес­те­ст­вен­ное, че­рез ви­ди­мый мир и че­рез по­зна­ние в се­бе ха­рак­тер­ных черт об­раза Бо­жия и сверхъ­ес­те­ствен­ное, мис­ти­че­ское. Григорий Нисский под­роб­но опи­сы­ва­ет сту­пе­ни мис­ти­че­ско­го бо­го­по­зна­ния, од­на­ко, как он сам при­зна­ёт, «не­объ­ят­ное по при­ро­де не мо­жет быть по­стиг­ну­то» («О жиз­ни Мои­сея…», 2).

Совет

В триа­до­ло­гии Григория Нисского од­ним из клю­че­вых ас­пек­тов яв­ля­ет­ся обос­но­ва­ние то­го, что ни­кей­ское омио­уси­ан­ст­во («еди­но­су­щие») не есть мо­да­лизм. В сочинении «Про­тив апол­ли­на­ри­стов», во мно­гом пред­вос­хи­щая хал­ки­дон­скую хри­сто­ло­гию, Григорий Нисский от­стаи­ва­ет пол­но­ту че­ло­ве­че­ст­ва и пол­но­ту бо­же­ст­вен­но­сти Ии­су­са Хри­ста.

Го­во­ря о Хри­сте как о Пер­во­свя­щен­ни­ке (смотреть: Евр.

4:14), со­вер­шаю­щем жерт­во­при­но­ше­ние, жерт­ва в ко­то­ром – Он Сам, Григорий Нисский под­чёр­ки­ва­ет, что, при­няв на Се­бя на­шу вра­ж­ду с Бо­гом, воз­ник­шую из-за гре­ха, Хри­стос Со­бой вновь со­еди­нил с Бо­гом че­ло­ве­че­ст­во («Про­тив Ев­но­мия», 3, 10).

С точ­ки зре­ния Григория Нисского, лю­ди в ли­це пер­во­го че­ло­ве­ка доб­ро­воль­но про­да­ли се­бя в раб­ст­во дья­во­лу, став его ра­ба­ми и плен­ни­ка­ми, так что дья­вол, имею­щий дер­жа­ву смер­ти, уже за­кон­но вла­дел ими.

Са­ми се­бя они вы­ку­пить не мог­ли и по­это­му ну­ж­да­лись в Ис­ку­пи­те­ле и Ос­во­бо­ди­те­ле, по­сколь­ку же лю­ди доб­ро­воль­но про­да­ли се­бя, то Ос­во­бо­ж­даю­щий их по бла­го­сти вос­поль­зо­вал­ся «спра­вед­ли­вым спо­со­бом» воз­вра­ще­ния их из пле­на.

В ка­че­ст­ве вы­ку­па Бог пред­ло­жил Са­мо­го Се­бя, для че­го Ему по­тре­бо­ва­лось «при­крыть­ся пло­тью», то есть во­пло­тить­ся («Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во», 23): «Бо­же­ст­во со­кры­лось под за­ве­сой на­шей при­ро­ды, и вра­гом, как жад­ны­ми ры­ба­ми, с при­ман­кою пло­ти ув­ле­че­на бы­ла уда Бо­же­ст­ва» («Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во», 24). Таким образом, со­глас­но Григорию Нисскому, дья­вол, со­блаз­нив че­ло­ве­ка в раю, вос­поль­зо­вал­ся об­ма­ном, по­это­му и Бог со­вер­шил в от­но­ше­нии не­го «воз­дая­ние по дос­то­ин­ст­ву», но Бог пре­сле­до­вал бла­гую цель – спа­сти че­ло­ве­ка и дать урок са­мо­му дья­во­лу, что сви­де­тель­ст­ву­ет о бла­го­сти Бо­га и о том, что не­дос­туп­ное Бо­же­ст­во ста­ло дос­туп­но че­рез вос­при­ня­тое че­ло­ве­че­ст­во.

В «Боль­шом ог­ла­си­тель­ном сло­ве» за­тра­ги­ва­ет­ся так­же и эс­ха­то­ло­гическая про­бле­ма­ти­ка, реа­ли­зуе­мая Григорием Нисским пре­имущественно в этическом пла­не.

Ко­нец вре­мён для Григория Нисского оз­на­ча­ет в том числе аб­со­лют­ное уст­ра­не­ние зла, ибо зло есть толь­ко ли­ше­ние до­б­ра («Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во», 6), оно бес­силь­но про­ти­во­сто­ять до­б­ру («Об уст­рое­нии че­ло­ве­ка», 21).

В эс­ха­то­ло­гии Григория Нисского эта идея – ре­зуль­тат ори­ге­нов­ско­го влия­ния; так­же к Ори­ге­ну вос­хо­дит раз­де­ляв­шее­ся Григорием Нисским уче­ние о ко­неч­ном вос­ста­нов­ле­нии все­го в Бо­же­ст­вен­ной люб­ви (апо­ка­та­ста­сис), со­глас­но ко­то­ро­му по­сле оп­ре­де­лён­но­го пе­рио­да окон­чат­ся му­ки осу­ж­дён­ных не­чес­ти­вых лю­дей и де­мо­нов и про­изой­дёт все­об­щее вос­ста­нов­ле­ние в преж­нем со­стоя­нии (осу­ж­де­но 5-м Все­лен­ским со­бо­ром).

Читайте также:  Преподобным кириллу и марии, родителям святого сергия радонежского - для путешествующих

Сочинения:

Migne PG. T. 44-46; Opera. Leiden u. a., 1952-1996. Bd 1-10;

Обратите внимание

О жиз­ни Мои­сея За­ко­но­да­те­ля / Пер. А. С. Дес­ниц­ко­го. М., 1999;

Об уст­рое­нии че­ло­ве­ка / Пер. В. М. Лу­рье, ред. А. Л. Вер­лин­ский. СПб., 2000.

Литература

  • Не­сме­лов В. Дог­ма­ти­ческая сис­те­ма свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го. СПб., 2000
  • Ма­ка­рий (Ок­си­юк), митр. Эс­ха­то­ло­гия свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го. М., 1999
  • De­sal­vo C. L’«oltre» nel presente: la filosofia dell’uomo in Gregorio di Nissa. Mil., 1996
  • Cof­fi­gny D. Gré goire de Nysse. P., 1993
  • Balthasar H. U. von. Présence et pensée: essai sur la philo­so­phie re­ligieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988
  • Ти­хо­ми­ров Д. A. Гри­го­рий Нис­ский как мо­ра­лист. Мо­ги­лев, 1888
  • Мар­ты­нов А. Уче­ние св. Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, о при­ро­де че­ло­ве­ка. М., 1886

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/grigorii_nisskii

Краткая биография святителя Григория Нисского

IV век в истории древнехристианской Церкви ознаменован деятельностью многих выдающихся святителей, внесших огромный вклад в проповедь христианства. Одним из таковых выдающихся проповедников был святитель Григорий Нисский.

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом одного из трех вселенских учителей и святителей Церкви Василия Великого.

Детское воспитание Григорий получил вместе со своим старшим братом от благочестивой бабушки Макрины, также почитаемой святой в православии.

Дальнейшее образование Григорий приобрел от выдающихся светских наставников, что определило высокую светскую образованность будущего святителя. Из жизни святителя Григория известно, что будущее светило Церкви был учителем красноречия.

Святой Григорий Богослов убедил софиста оставить мирскую суету и посвятить свою жизнь на служение Богу и ближним. После вразумления Григория Богослова будущий епископ Нисский удалился для подвига в пустыню.

Вскоре после этого Василий Великий решил поставить своего младшего брата в епископы города Ниссы. Святой Василий желал видеть надежного помощника в деле просвещения людей христианской верой, а также в помощи по борьбе с распространившейся арианской ересью, которая терзала Церковь в III-V веках.

После епископского рукоположения Григорий стал пламенным защитником православия и строгим обличителем арианства. Еретики, недовольные поведением святителя, начали откровенно клеветать на Григория, что привело к изгнанию святителя Нисского. Однако и в самом изгнании Григорий проповедовал основы евангельского учения, утверждая всюду людей в православной вере.

После смерти императора-арианина Валента Святитель Григорий был возвращен на свою кафедру.

Важно

Особое место в житии святого занимает его присутствие среди прочих правоверных епископов на Втором Вселенском Соборе. Необходимо также отметить, что Григорий Нисский известен многими сочинениями догматического характера, утверждающих божество Господа Иисуса Христа.

Скончался святитель около 395 года. Память великого святого совершается Церковью 23-го января по новому стилю.

Источники:

  • Богословская заслуга святых отцов

Григорий Грабовой – человек, объявивший себя вторым Иисусом. Основатель религиозного движения «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии» и партии «ДРУГГ». Этот человек признан мошенником и шарлатаном, имеет много последователей, убежденных в его всемогуществе.

Свою деятельность Григорий Грабовой начал в 1990-х годах в Узбекистане. Он продал узбекскому управлению гражданской авиации несколько своих услуг по диагностике оборудования и лечению сотрудников с использованием экстрасенсорных способностей. Общая сумма контрактов исчислялась миллионами. В своих проектах Грабовой действовал сразу по нескольким направлениям: наука, религий, экономика и т.д.

В 1995 году экстрасенс-целитель встречался с Вангой. Слепая ясновидящая болгарка с позором выгнала его. Об этом писали многие СМИ.

В Россию Григорий Петрович приехал в 1995 году. Почти сразу после приезда была зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд Григория Грабового». Позже организация была названа «ДРУГГ», что расшифровывается как добровольные распространители учения Григория Грабового. В 1998 году Григорий поступает в Российскую Академию естественных Наук, однако позже его исключают из Академии как не прошедшего перерегистрацию. В том же году он получает степень доктора в РАЕН со специализацией «Ноосферные знания и технологии». Комиссия РАН по борьбе с лженаукой запросила информацию о Грабовом в академиях Италии, Бельгии и Болгарии, так как, по его утверждениям, он являлся членом этих академий. Комиссией был получен ответ, что в данных академиях никогда не слышали о Григории Грабовом.

Грабовой не обошел вниманием и общественную Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка, став ее членом в 2004 году. Но позже было утверждено решение об исключении его из Академии.

В 2006 году организация сторонников Григория «ДРУГГ» уже имела более 50 региональных представительств во всех частях России.

Грабовой начал активную политическую деятельность и открыто заявил о намерениях баллотироваться в президенты Российской Федерации.

В некоторых источниках фамилию Грабового пишут через букву «О», т.е. Гробовой, что является банальной опечаткой.

После трагедии 2004 года в Беслане Григорий Грабовой направил туда несколько членов партии «ДРУГГ» с целью сделать заявление о предоставлении своей помощи матерям.

За символическую плату в размере 39 500 рублей за ребенка Грабовой обещал матерям воскресить их погибших детей. По его словам, воскресшие дети будут полностью такими же, как до смерти.Споры по поводу возможности воскрешения погибших привели к расколу организации.

Одни продолжили распространять учение Грабового, а другие объединились в организацию «Голос Беслана», которая открыто критиковала деятельность Григория Петровича и разоблачала его мошеннические действия.
Уголовное преследование Грабового началось в 2006 году.

Совет

Прокуратура обвинила его статье 169 часть вторая по фактам «совершения им действий при осуществлении деятельности, связанной с предложением услуг, в том числе по воскрешению умерших и излечению от болезней».

Его также обвиняли в мошенничестве за оказание заведомо невыполнимых платных услуг, мошенничестве в особо крупных размерах, мошенничестве, совершенном организованной группой лиц. Сторонники Грабового постоянно обжаловали все обвинения и решения суда, называя их «политическим преследованием».

Сам Григорий Петрович не признавал своей вины ни по одному из обвинений. В результате четырех лет судебных разбирательств Григорий Грабовой был отпущен на свободу 21 мая 2010 года.

Православный церковный календарь пестрит различными днями памяти святых подвижников благочестия. В русской православной традиции особое внимание уделяется отечественным святым. Одним из таковых считается архиепископ Новгородский Иона.

Святой Иона архиепископ Новгорода родился в конце XIV века. В юнном возрасте остался сиротой (в три года будущий святитель потерял мать, а спустя еще четыре года – отца). Воспитание получил в неродной семье.

Будучи школьником мальчик встретился с юродивым Михаилом Клопским, предсказавшем юноше великое будущее: сан архиепископа Новгорода. В зрелом возрасте Иона решил посвятить свою жизнь Богу и поселился в Отенской пустыни (близ Новгорода). Видя духовный опыт подвижника, братия избрала Иону игуменом обители.

В 1458 году святой Иона был выбран архиепископом Новгородским. Народ особо любил своего архипастыря за добродетельную жизнь. Святой Иона сам был примером для верующих людей: совершал дела милосердия, никогда не отказывал в поддержке, всячески поучая народ словом.

Пользовался святитель Иона почтением и в среде князей, причем не только московских, но и немецких. Часто святитель совершал поездки к московскому князю и ходатайствовал за жителей своего города, испрашивая у правителя милости своему родному народу. Стоит сказать, что святитель Иона был настоящим миротворцем. Во время его правления в Новгороде не было войн, распрей и раздоров.

Однажды на город, ввереный пастырскому попечению святителя, обрушилась моровая язва, унесшая многие жизни. Святитель Иона с верующими совершил крестный ход по городу, после чего язва прекратилась.

Скончался великий подвижник благочестия в 1470 году. Сами современники считали архиепископа Новгордского святым, поэтому после смерти гроб с телом праведника оставался открытым. По истечении времени мощи святого Ионы были обретены нетленными. Ныне они почивают в Отенской пустыни.

Православная Церковь совершает память святителя Ионы Новгородского каждый год 18-го ноября по новому стилю.

Обратите внимание

В христианской православной традиции существует несколько чинов святости. Среди всех святых особо выделяются святители Церкви, которые изрядно потрудились в деле проповеди евангелия и становления догматического учения христианской веры.

Святителями именуется святые люди, которые были облечены в высший церковный сан архиерейства. Таким образом, святители это епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, стяжавшие особую благодать Святого Духа.

Святители Церкви известны христианскому миру благодаря не только своей святой благочестивой жизни. Многие из этих людей обладали даром чудотворения, пророчеством.

Некоторые святители имели блестящее богословское образование, другие просто обладали не столько знаниями о Боге, сколько знанием Бога (насколько это возможно).

Все эти люди прославились своими многочисленными догматическими и нравоучительными трактатами, на которых основывается христианская вера.

Среди главных святителей Церкви выделяют Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святые жили в IV – V веках. Они именуются великими святителями и Учителями Церкви. Василий Великий и Иоанн Златоуст составили божественные литургии, которые до сих пор служаться в православных храмах. Все трое известны своими догматическими трактатами о святой Троице и божетсве иисуса Христа.

Одним из самых почитаемых святителей в русском народе является святой Николай Мир Ликийский, именующийся Чудотворцем. Святой жил в IV  веке. Он известен многими своими чудесами как при жизни, так и после смерти. Со дня успения святого, многие люди после молитв к этому праведнику получали исполнение своих просьб.

Россия даровала христианству много святителей. Среди них можно выделить митрополитов Петра, Алексия, Иону. Среди святителей ХХ века в России выделяются новомученики. Например, митрополит Владимир (Богоявленский) Киевский, митрополит Вениамин (Казанский) Петроградский, патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин).

Важно

Кроме этого, святителями могут называть всех православных нынеправящих архиереев. Это именование относится не к личной святости человека (так как при жизни мало кого называют святыми), а к величию архиерейского сана. Патриархи Церквей могут именоваться Первосвятителями.

Читайте также:  Успенский пост. богослужение

Распечатать

Краткая биография святителя Григория Нисского

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-919045-kratkaya-biografiya-svyatitelya-grigoriya-nisskogo

Святитель Григорий Нисский

Перевезенцев С. В.

Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший брат Василия Великого — Григорий Нисский (335—394 гг.), бывший епископом г. Ниссы.

Разрабатывая систему христианского богословия, “каппадокийцы” пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.

Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы.

Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях.

Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.

В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое, Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.

Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе.

Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем.

Совет

И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.

Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке.

Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и “царем” всего сотворенного.

В своем трактате “Об устроении человека” отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что “Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю”. И человек “был призван сразу стать царем подвластного ему”.

Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: “…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем”.

В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. “Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих”, — утверждает Отец Церкви.

И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: “Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется”.

Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо “добродетель — вешь неподвластная и добровольная”.

Обратите внимание

Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех — таков непреложный замысел Создателя.

Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого “изобретателя зла”. В своем труде “Большое огласительное слово” Нисский пишет: “Один (т.е.

дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели”.

Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, “освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла”.

И Западная, и Восточная Церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г.

, мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике.

Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин “вселенских великих учителей и святителей”.

Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации.

Это учение соответствовало и даже в какой-то предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.

Источник: http://MirZnanii.com/a/300080/svyatitel-grigoriy-nisskiy

Григорий Нисский

Богослов, христианский епископ и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев».

Григо́рий Ни́сский (греч. Γρηγόριος Νύσσης, лат. Gregorius Nyssenus; ок. 335 — после 394) — богослов, христианский епископ и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова.

Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителя (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта).

Важно

Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. В последствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах.

Григорий также самостоятельно занимался философией и стал ритором. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена и Филона.

По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.[1]

Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой, описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти.[2] Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.

Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвини в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии.[3] Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.[4]

В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, который допускал в своём труде оскорбления в адрес Василия, но боялся опубликовать его при жизни святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.

В 397 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским[5] и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.

Совет

Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год). Там им были произнесены похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на Соборе).

В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных».[5] После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь.

Там им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробная речь над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой.

В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста, бывшего тогда пресвитером в Антиохии, слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.

О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Боцре Аравийской. Сообщение о его участии в работе данного собора является последним известием о жизни Григория.

Источник: http://facecollection.ru/people/grigoriy-nisskiy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector