Святитель иларион, митрополит киевский

Святитель Иларион митрополит Киевский

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Святитель Иларион, митрополит Киевский

Перевезенцев С. В.

Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г., автор первого русского литературно-философского сочинения “Слово о Законе и Благодати”.

О его жизни нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в “Повести временных лет”, запись похожего содержания в конце “Исповедания веры” самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на “Житие Антония” (о поставление в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием Печерским) и упоминание его имени в “Уставе Ярослава”.

Видимо, до избрания в митрополиты Иларион был пресвитером одного из киевских храмов. Но единственный достоверный факт — в 1051 г., в правление Ярослава Мудрого, совет епископов избрал его киевским митрополитом, первым, русским по происхождению. До него (с 1037 г.), да и долгое время после него, этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

Обратите внимание

В самом избрании Илариона усматривается два важных факта. С одной стороны, — это попытка возродить традиции ранней, еще Владимировой поры, Русской Церкви, глава которой избирался всеми епископами.

С другой стороны, здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах.

И недаром сам Иларион, в отличие от митрополитов-греков, стремился к завоеванию Русской Церковью самостоятельного положения, поддерживал идею самостоятельности и всего Русского государства.

Впрочем, эта ситуация продолжалась недолго — уже вскоре великие киевские князья вновь обратились к покровительству константинопольского патриарха. Видимо, помимо прочего, немаловажное значение здесь сыграло разделение Церквей, произошедшее в 1054 году. И имя Илариона больше нигде не упоминается. По некоторым предположениям, свои последние дни Иларион провел в Киево-Печерском монастыре, во всяком случае, именно там, по преданию, находится его могила.

Тем не менее, личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — “Слово о Законе и Благодати”.

“Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона представляет собой интереснейший памятник отечественной религиозно-философской мысли, т.к. свидетельствует о проявление в XI духовного наследия раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции.. Сам текст памятника сохранился более чем в 50 списках XV—XVI вв.

и в разных редакциях, а наиболее авторитетным считается список середины XV в. (ГИМ, Син., № 591, лл. 168—203). Именно по этому списку текст “Слова” был издан Н.Н. Розовым в 1963 г. Новые переиздание “Слова” начались только с середины 80-х годов, последняя из них — в серии “Библиотека литературы Древней Руси” — подготовлена А.М. Молдованом.

Обычно время написания памятника датируется между 1037 и 1050 гг. (первая дата — освещение собора Софии, вторая — кончина супруги Ярослава Ирины — Ингигерд, которая обычно датируется 1050 г.). М.Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037 — 1043 гг. А.Г.

Кузьмин, наоборот, предлагает отказаться от нижней даты и приблизить датирование памятника к верхней дате, при этом саму верхнюю дату он считает 1051 годом, а не 1050-м. Содержание памятника также вызывает различные мнения. Так, еще И.Н. Жданов обратил внимание на противопоставление Иларионом Нового Завета Ветхому, как Благодати Закону, и русской Церкви Византии. Недавно В.В.

Важно

Кожинов попытался иначе интерпретировать мнение митрополита Илариона, считая, что весь пафос “Слова” направлен против Хазарского каганата. Однако эта точка зрения не нашла поддержки у большинства исследователей.

Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста — “Молитва” и “Исповедание веры”, которые обычно публикуются вместе со “Словом”.

Логический анализ позволяет разделить “Слово о Законе и Благодати” на три составные части. Первая часть — это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен.

С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской Церковью и Церковью восточной, православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений и т.д.

На Востоке Ветхому завету придавалось гораздо меньшее значение.

Иларион в своем “Слове” стоит ближе к восточной Церкви. Он говорит: “Прежде законъ, ти по томъ благодеть, прежде стень, ти по томъ истина”. Таким образом, Иларион подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона (“тени”) древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого завета может привести к иудаизму.

Вообще, слово “стень” можно переводить или как “сень”, или как “тень”. В посланиях апостола Павла Закон, завет Закона — “тень будущего” (Кол. 2, 17), “образ и тень небесного” (Евр. 8, 5), “тень будущих благ” (Евр. 10, 1).

В Острожской Библии эти места переведены следующим образом: “стень грядущих”, “иже образомъ и стени служат небесных”, “сень бо имыи законъ грядущихъ благъ”.

Следовательно, в содержательном отношении “стень” — прообраз, отражение, пророчество будущих благ, благодати.

Лишь Новый завет (“истина”), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению: “Законъ бо предътечя бе и слуга благодети и истине, истина же и благодеть слуга будущему веку, жизни нетленни. Яко законъ привождааше възаконеныа къ благодетьному крещению, крещение же сыны своа препущаеть на вечную жизнь. Моисеа бо и пророци о Христове пришествии поведааху, Христос же и апостоли его о въскресении и о будущиимъ веце”.

В доказательство своей мысли Иларион пишет пространное рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари. Это рассуждение — первый образчик символическо-аллегорического толкования библейских сюжетов в русской литературе. Впоследствии, символическое толкование Библии станет основным методом в творчестве древнерусских книжников.

Суть же притчи такова. Сарра — жена праотца Авраама — долгое время была бесплодной. И Авраам, по совету жены, породил сына Измаила от рабыни Агари. Но Господь смилостивился над Саррой, и в глубокой старости она тоже смогла родить сына — Иакова.

Совет

Смысл этой притчи, по Илариону, очень глубок. Агарь — это образ Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра — это символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Иакова. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет.

Следовательно, не “первородство” имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в заветах Иисуса Христа. “Закон бо прежде бе и възнесеся в мале, и отииде, — говорит Иларион. — Вера христианьская, послежде явльшися, больши первыа бысть и расплодися на множьство языкъ.

И Христова благодеть, всю землю обять и ако вода морьскаа покры ю”.

В рассуждение Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейших идеи. Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо оттого, когда произошло само крещение.

Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения. “Христианыихъ же спасение благо и щедро простираяся на все края земленыа… — пишет Иларион.

— Хрьстиани же истиною и благодатию не оправдаються, нъ спасаються”.

Во второй части “Слова” Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилось и в русские пределы.

Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. “И уже не идолослужителе зовемся, — пишет Иларион, — нъ христиании, не еще бежнадежници, нъ уповающе въ жизнь вечную”.

И теперь, как радостно восклицает Иларион: “Вся страны благыи Богъ нашь помилова и насъ не презре, спасе ны, и въ разумъ истинныи приведе”.

Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не в “худая” и “неведомая” земля, но земля Русская, “яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци” света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом.

Третья часть “Слова” посвящена прославлению великих киевских князей.

Обратите внимание

Прежде всего, речь идет о князе Владимире (в крещении — Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения: “И тако ему въ дни свои живущю и землю свою пасущу правдою, мужествомь же и съмысломъ, приде на нь посещение Вышняаго, призре на нь всемилостивое око благааго Бога, и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумети суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую”.

Кроме Владимира, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. Но интересно, что Иларион прославляет также и язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства.

Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом “каган”. А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора.

Да и самого Владимира Иларион сравнивает с императором Константином: “Подобниче великааго Коньстантина, равноумне, равнохристолюбче, равночестителю служителемь его!”

Как можно видеть, богословские рассуждения митрополита Илариона являются основанием для серьезных историко-политических обобщений и выводов. Доказательства в пользу Благодати дают митрополиту Илариону возможность показать место и роль Руси в мировой истории, продемонстрировать величие его Родины, ибо Русь была освящена Благодатью, а не Законом.

По сути дела, “Слово” — это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы Русской земли и княживших в ней потомков Игоря Старого направлено прямо против политических притязаний Византии.

“Слово о Законе и Благодати” иллюстрирует и первые шаги христианства в Древней Руси. Нетрудно заметить, что у Илариона христианство носит ярко выраженный оптимистический характер, оно пронизано верой в то, что спасение будет дано всем, принявшим Святое Крещение, что само христианство преобразило Русь, открыло ей врата в божественные чертоги.

Следовательно, в толковании христианского вероучения, митрополит Иларион близок к раннему русскому христианству, имеющему свои истоки в кирилло-мефодиевской традиции. И в этом Иларион был не одинок.

Важно

Как показывают исследования, похожие взгляды высказаны в “Памяти и похвале князю русскому Владимиру” Иакова-мниха, где большое место занимают сюжеты, сравнивающие подвиги Владимира и Ольги с деяниями Константина и Елены.

Главное же, и в одном, и другом памятниках ярко чувствуется оптимистическое, радостное, даже восторженное настроение от самого факта Крещения Руси.

В историософском же смысле, митрополит Иларион продолжил и развил линию начатую еще в летописной традиции, предприняв усилия по “вписыванию” истории Руси в библейскую историю.

Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст “Слова о Законе и Благодати”, позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место.

Но, совершенно сознательное и доказательное предпочтение Нового Завета Ветхому, доказывало и самостоятельность Руси как в сравнении с Западом, так и в сравнении с Востоком.

Позднее Иларион был канонизирован Русской Православной Церковью, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается в день поминовения собора всех Киево-Печерских преподобных отцов на 2-й неделе Великого Поста и в день поминовения собора Киево-Печерских преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах – 28 сентября (11 октября).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Источник: https://works.doklad.ru/view/mUWhHGHvrWE.html

Митрополит Иларион Киевский

Святой Илларион.  Автор неизвестен

Митрополит Иларион (прозвище Русин) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель, древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде.

Великий князь Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты «русина» независимо от Константинополя. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово.

Иларион был «мужъ благь, книженъ и постникъ», уже известный как автор «Слова о законе и благодати» — замечательного памятника древнерусского торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории.

«Это, — по словам Д С. Лихачева, — совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства».

Совет

Написано оно было между 1037 и 1050 гг. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой рус. библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии.

Читайте также:  Школа веры: сотворение мира

Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий.

Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния.

Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство).

В сочинении едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только нуден, возвеличившие свое превосходство н застывшие в рабском состоянии законности.

Русский монах-летописец. Иллюстрация из кн. История государства Российского

Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами.

Иларион высказывает мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история — это часть мировой, а с другой — богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей.

Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви.

Обратите внимание

Само “Слово” является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.

Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое “Слово о законе и благодати”, ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в.  ..

Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, “спотыкавшегося” ранее “на путях погибели”, а ныне “во всех домах своих” восклицающего: “Христос воскресе из мертвых!” Эти-то, славящие Христа, и молят Бога “еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им”, то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.

Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим.

Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству “Повести временных лет”, “ископа печерку малу двусажену” на берегу Днепра на месте, где “бе… лес велик”, и в ней, “приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне”.

В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября.

 Русская древняя рукопись. Иллюстрация из кн. История государства Российского стр.8

Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 70 Н. Н. Розов. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Шикман А.П. Деятели отечественной истории.

Биографический справочник. Москва, 1997 г. В. В. Мильков. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.

II, Е – М, с. 93-94.

Важно

В. В. Мильков. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 220-222.

Источник: http://deduhova.ru/statesman/mitropolit-ilarion-kievskiy/

Иларион

Митрополит Иларион в течение четырех лет (1051год – 1055 год) являлся шестым митрополитом всея Руси. Его предшественником был митрополит Кирилл, преемником – митрополит Ефрем. Иларион умер в 1055 году.

Краткая биография Илариона Киевского

Он имел прозвище Русин. Умер, по некоторым данным в 1055 году. Являлся митрополитом Киевский и всея Руси, а период правления Ярослава Мудрого был святителем. Иларион стал первым русским митрополитом в Киеве. Является автором произведения «Слова о Законе и Благодати», написанию которого посвятил целых 20 лет – с 1030 года по 1050 год.

21 октября по юлианскому календарю является днем памяти священнослужителя. Его вспоминают также 28 сентября и на второй неделе Великого поста.

Сведений о жизни митрополита очень мало, до наших дней дошли лишь обрывки данных о его биографии. Некоторые из них нельзя считать абсолютно достоверными. Ряд летописей того периода имеют в своем содержании упоминания имени Ларион, которое отожествляют с именем митрополита.

«Повесть временных лет», написанная в 1051 году, описывает создание Киево-Печерского монастыря.

Имя Иларион появляется в контексте описания, где митрополит изображен «постником и благим мужем», участвовавшим в возведении Печорского монастыря.

Указывается и тот факт, что собрание епископов под руководством Ярослава поставило Лариона митрополитом. Устав Ярослава, регулирующий церковные суды, также подтверждает назначение Лариона Митрополитом.

С этого периода и до 1055 года никаких данных из биографии Илариона не имеется. Вторая летопись города Новгород имеет в своем содержании упоминание митрополита Ефрема, приемника Илариона.

По некоторым данным, после кончины Илариона в 1054 году его сразу заменили.

Война с Византией и смерть митрополита Феопемпта повлияли на противоканоничность поставлений шестого Митрополита всея Руси Илариона Киевского.

«Слово о законе и благодати», по некоторым данным, было написано именно Иларионом, хотя достоверность этих сведений находится под сомнением. Произведение распространялась списками в XV-XVI веках, в количестве около пятидесяти штук. Некоторые из них имеют довольно сомнительную атрибуцию.

«Слова о законе и благодати» входит в Синодальный список, в составе которого имеется и произведение «Молитва». Авторство «Молитвы» также приписывается Илариону. «Исповедание веры», наряду с этими произведениями входящее в список, по некоторым сведениям, было написано в честь поставления Илариона на должность митрополита. Синодальный список содержит также Похвалу Ярославу Мудрому.

Источник: http://biblioman.org/authors/ilarion

Святитель Иларион Русин, митрополит Киевский и всея Руси | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Ноябрь 2nd 2014 –

Память 21 октября/ 3 ноября
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, — рассказывает преподобный Нестор Летописец. — Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу.

Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…» Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием.

Совет

Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом.

Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит.

Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы — «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством.

Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого.

Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике».

Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова», — прославление апостольского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон — лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать — лишь слуги будущего века и жизни истинной.

Обратите внимание

Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: «Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его о Воскресении и о будущем веке». С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) Завет человека с Богом утратил силу.

Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама — свободной Сарры и рабыни Агари. «Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу.

Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон — при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю, — и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит».
Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен.

«Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового — учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы».

Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи — отринуты». Русские православные отныне «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см.

память варягов-мучеников 12 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».

Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля), «подойник святому равноапостольному Константину», который «заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами — малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим». С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».

Читайте также:  Православная церковь в америке

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали».

Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона».

Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского». Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах.

Важно

В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным.

Совет

Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Из истории русского языка. Речение Илариона

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyatiteli/svyatitel-ilarion-rusin-mitropolit-kievskij-i-vseya-rusi.html

Азбука Спасения – Святитель Иларион Киевский, Житие

Позаботимся, братия и сестры, о вечной светлой жизни, которую Господь, по Своей милости, нам дает даром, а от удовольствий сей жизни временной и греховной будем удаляться, как от ядовитых уст змия, и не будем прикасаться к ним.

Господь Бог уготовал Небеса и зовет нас, а мы, угождая сему телу сном, питием, пищею и греховными удовольствиями, отказываемся от Царствия Небесного и от Звавшего нас в оное. Он уготовал «браки Сыну Своему», то есть Царство, «и посла рабы Своя призвати» (Матф. 22:2,3), то есть Пророков, Апостолов и Мучеников, а мы отказываемся, говоря: «жену поях, …

и не могу приити», или: «волов купих, …и гряду искусити их», и еще говорим: «село купих, и имам нужду изыти и видети е» (Лук. 14:18-20), и по другим делам житейским отрекаемся от жизни вечной. Не слышим ли чтó говорит Господь: «не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, или во что облечетеся. …Воззрите на птицы небесныя, како не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.

… Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются» и не заботятся ни о чем (Мф. 6:25,26,28). Слыша сие, братия, воспрянем ныне, поспешим, пойдем немедленно по узкому пути, вводящему нас в Царствие Небесное, предадим тело свое на труды и подвиги, на молитву, на воздержание и частое преклонение.

Ибо сказано: «Царствие Небесное нудится (силою берется), и нуждницы восхищают е» (Матф. 11:12).

Почему же мы не жалеем себя, когда, угождая диаволу своею леностию и слабостию, сами себя лишаем вечной жизни? — Подвигнем себя, братия, употребим усилие в этом малом и кратком веке! Какая нам польза от сего истлевающего тела? Если бы нам [здесь] и в огне гореть, то и это было бы только до смерти, а там с Господом мы царствовали бы вечно во славе.

Но я не говорю, чтобы нам ввергнуть себя в огонь. Да не будет сего! Но потрудимся, чтобы изсушить тело наше. Ибо Господь сказал: «аще зерно пшенично, пад на земли, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Иоан. 12:24). Здесь ясно Он дал разуметь: если не умертвите тела своего, то не можете приносить плодов небесных. Ибо «ненавидяй души своея в мире сем.

.. прелюбодейнем и грешнем, — сказал Господь, — в той жизни обрящет ю» (Иоан. 12:25; Мк. 8:38; Матф. 10:39). — Слыша сие, други мои, подвигнемся к достижению жизни нескончаемой, оставив сию временную и преходящую. Апостол Павел говорит: «подвигом добрым подвизахся» (2 Тим. 4:7). Ты скажешь: не могу подвизаться, я слаб.

— Подвизайся только по силе своей, как можешь, и Господь, видя подвиг твой, поможет тебе и в прочих добрых делах. Итак потрудимся на этом свете! Велика ли жизнь наша? Двадцать лет, шестьдесят, или сто. Много ли времени потрудиться? А между тем, и не много потрудившиеся здесь, будут вечно царствовать там, на небесах.

И также, не много пожившие здесь в удовольствиях, «ядуще и пиюще, женящеся и посягающе» (Матф. 24:38), там будут мучимы. Подвигнемся же и пойдем скорее: ибо Христос зовет: «приидите… вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11:28). Откроем уши и очи сердечные, послушаем, братия, сего гласа: не человек говорит, но Царь царей и Господь всех.

Совет

Итак, устремим ум туда, и будем жить здесь богомудренно, в посте, в молитвах, в труде, в пении; оплакивая грехи свои, всегда имея Бога пред очами своими, и помышляя о дне смерти, и не будем ослабевать, но как начали, так и кончим. Ибо Господь сказал: в чем застану тебя, в том и сужу. Приимем слово сие в сердце свое. Не ослабеть бы нам пред смертию: ибо мы не знаем, когда придет час смерти, — и будет похищена душа каждого из нас неготовою и осуждена в огнь вечный. Но если придет час оный и найдет души наши готовыми, то мы будем царствовать в безконечные веки, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава с Отцем и с Пресвятым, благим и животворящим Духом, в безконечные веки. Аминь. 

Святитель Иларион Киевский

ЖИТИЕ

Дни памяти: 21 октября (3 ноября), 28 сентября (11 октября) (Собор преподобных отцов Киево-Печерских)

ИларионРусин, (~ 975 ~ 1055), митрополит Киевский и всея Руси, святитель. Память 21 октября (3 ноября), 28 сентября (11 октября) в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, на 2-й Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых.

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца: «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал.

Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу.

Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…»

Обратите внимание

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки.

Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием.

Совет

Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году.

Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси.

Важно

Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.).

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Ефрем.

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем.

Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным.

Совет

Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/ilarion-kievskij-zhitie.html

Митрополит Иларион: биография и деятельность :

Совсем недавно всеми уважаемый митрополит Иларион Алфеев отметил свой пятидесятилетний юбилей. За прожитые годы своей жизни он проявил себя не только как талантливый богослов и священник. Митрополит Иларион награжден самим Господом ораторскими, дипломатическими, музыкальными, писательскими способностями.

Жизнь Илариона с ранних лет связана с православием. Приняв постриг в 20-летнем возрасте, он не думал, что будет с ним в 30 или 50 лет, но никогда не было сомнений в том, что вся жизнь его будет связана с церковью.

Служение всегда стояло на первом месте, но это не мешало развиваться в творчестве и авторском деле, вера только давала силы к созданию новых шедевров в музыке и духовной литературе.

Смысл жизни

Митрополит Иларион долгие годы через музыку, книги, фильмы и телепередачи проповедует учение Христа. Для себя он также постоянно открывал что-то новое в христианстве. Деятельность свою Иларион мотивирует тем, что когда он что-то создает, сначала он пропускает все через себя и только потом выдает это в качестве новых произведений людям.

Митрополит Иларион, книги которого помогают людям познать Бога, старается поделиться своей верой со всеми. Он пытается достучаться и до тех, чье сердце не открыто для веры, до того, кто не считает для себя христианство главным фактором в жизни.

Иларион старается объяснить своими произведениями, что жизнь в вере к Богу очень интересна, насыщена и содержательна.

Отношение к смерти

Как рассказывает сам митрополит, тема смерти волновала его с раннего детства. Уже в пятилетнем возрасте он осознал факт, что все люди когда-то умирают. Значит, и он тоже. Но почему? Для чего тогда дана жизнь? Мысли эти терзали его все время. В юности эти думы посещали его вновь. Любимым поэтом юноши стал Федерико Гарсиа Лорка.

Творчество его в большей степени посвящалось смерти. Через стихи автор предсказывал, а впоследствии и пережил собственную трагическую кончину. Иларион, окончив музыкальную школу, к выпускному экзамену подготовил вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи этого автора, свою работу он назвал «Четыре стихотворения Гарсиа Лорка».

Много лет спустя произведение было оркестровано и переименовано как «Песни смерти».

Так вышло, что начало служения церкви совпало с несколькими смертями близких ему людей. Эти трагические события юноша серьезно переживал. Первая смерть, так потрясшая молодой ум – трагедия, случившаяся с его любимым учителем скрипки. Владимир Литвинов упал прямо на экзамене, когда играл его ученик. Произошла остановка сердца.

Скорая не успела приехать вовремя. Был он еще совсем нестарым человеком, сорока лет от роду. Учитель имел среди своих учеников и их родителей огромный авторитет. Его все уважали за труд, интеллигентность, доброту. К своим ученикам он всегда относился с уважением, ценил достоинство в каждом человеке. Все просто обожали учителя.

Читайте также:  Преподобный макарий великий

Трагедия эта многих выбила из колеи.

На похоронах учителя в сознании неопытного Илариона многое перевернулось. Для чего дана человеку жизнь? Этот вопрос был одним из первых. В скором времени умирает бабушка, после этого сестра, а затем и отец Илариона. Юноша пытался понять, почему же это происходит с близкими и родными ему людьми.

Пришло осознание того, что ответы на поставленные вопросы может дать только христианская вера. Она укрепляет наш дух, который противится смерти. Важно было осмыслить, для чего приходит смерть к каждому, только в разное время, какой переход (и куда) она означает.

Митрополит Иларион, фильмы которого дают ответы на подобные вопросы, старается донести до всех христиан смысл жизни и смерти.

Биография. Семья. Обучение

В миру митрополит Иларион носил имя Григорий Дашевский. Родился он в Москве, в семье интеллигентов, в 1966 году,24 июля. Дед его, Григорий Маркович, слыл историком, который занимался исследованиями Гражданской войны в Испании и написал на эту тему ряд книг.

Погиб он в 1944 году, во Второй мировой войне. Отец Валерий Григорьевич – доктор физико-математических наук, создатель многих научных трудов. Из семьи отец ушел, в скором времени погиб из-за трагического случая. Мать одна воспитывала сына, занималась писательской деятельностью.

Окрестили Григория в 11-летнем возрасте.

И в детстве, и в юности активную жизненную позицию занимал нынешний митрополит Иларион. Русь в своей истории имеет громкое подобное имя. Святитель Иларион был первым митрополитом Киевским и всея Руси. Проживал он в начале прошлого тысячелетия. Его святое житие сыграло определенную роль в становлении молодого Илариона Алфеева.

Обратите внимание

Одиннадцать лет юноша обучался музыке в специальной школе Гнесиных по классу композиции и скрипки. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего. После окончания школы в 1984 году поступил в Московскую консерваторию, но в 1987 году его планы изменились. Оставив обучение, стал послушником Виленского Свято-Духового монастыря.

Позже служил во многих храмах Литовской епархии. Был назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе. В 1989 году Иларион окончил Духовную семинарию, а затем в 1993 году и Московскую Духовную академию. В 1991-1993 гг. Иларион преподает Священное Писание, гомилетику, догматическое богословие, греческий язык в Свято-Тихоновском богословском институте.

Священство и творчество

Стажировку митрополит Иларион проходил в Оксфордском университете. Там он изучал сирийский язык, одновременно работал над диссертацией. Учеба совмещалась со служением в Сурожской епархии.

В 1995 году университет был окончен в качестве доктора философских наук. С 1995 года началась служба в Московском Патриархате. Преподавал в Духовных семинариях Смоленска и Калуги патрологию.

В духовной семинарии Аляски в 1996 году читал догматическое богословие.

В 1996 году в Москве стал служителем в церкви святой Екатерины. В Париже в 1999 году защитил докторскую степень по богословию. Одновременно работал на телевидении, вел передачу «Мир вашему дому».

Вскоре выпускает образовательные издания митрополит Иларион. Книги вводят читателя в проблематику, историю славянских споров богословов, монографию. Отнести сюда можно труды «Священная тайна Церкви», «Таинство веры».

Книги являются введением в догматическое богословие, доступны широкому кругу читателю, не только для учащихся семинарий и духовных академий. Изучать труды Илариона могут все, кто желает познать глубины православной веры.

В 2001 году Иларион получает сан епископа Керченского. В 2002 году принимает сан архимандрита в Смоленском кафедральном соборе.

Пребывание в Сурожской епархии

В 2002 году Иларион Алфеев направляется на службу в Сурожскую епархию. В то время возглавлял ее митрополит Антоний. В скором времени против него стали настроены все члены епископата во главе с Василием Осборном (в 2010 году его лишат монашества и сана, так как он соизволит вступить в брак).

Произошел инцидент по той причине, что Иларион обличительно высказывался в адрес епархии. Архиерей Антоний сделал критические замечания и указал Илариону на то, что они вряд ли сработаются. Но еще тем «крепким орешком» оказался митрополит Иларион Алфеев.

Важно

Последние свои речи он произносил с полной уверенностью в своей правоте, где снимал с себя необоснованные обвинения. Итогом службы стал отзыв из Сурожской епархии. Он стал работать в качестве главного представителя РПЦ по работе с европейскими международными организациями.

Иларион всегда отстаивал свою точку зрения в том, что Европа должна помнить свои христианские корни.

Служение. Заслуги

Свой распорядок дня митрополит Иларион полностью подчиняет служебным обязанностям. Он возглавляет отдел Внешние церковные связи, является постоянным членом Священного Синода. Возглавляет множество разнообразных рабочих групп и комиссий. Пост № 1 митрополит Иларион занимает и в Общецерковной аспирантуре, здесь он является ректором, а также настоятелем храма.

Как утверждает сам Иларион, богослужение является неким синтезом многих искусств, включая сюда фрески, иконы, архитектуру храма, чтение, пение, музыку, поэзию и прозу, своеобразную хореографию – поклоны, выходы и входы в процессии. В богослужении все органы человека приходят в действие – слух, зрение, обоняние (ладан), вкус (Причастие), осязание (иконы), то есть служение Господу охватывает всего человека целиком.

В 2003 году Иларион Алфеев был назначен епископом Австрийским и Венским. В 2009 году избирается епископом Волоколамским, а также викарием Московского патриарха. Одновременно становится настоятелем храма Богородицы на Большой Ордынке. В сан митрополита Иларион Алфеев был возведен в 2010 году.

Музыка. Фильмы

Иларион Алфеев не забросил свое музыкальное творчество. Через него он теперь несет веру к Христу. В 2006—2007 годы он создал следующие произведения: «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею».

Последняя оратория звучала не только в России, но и в Канаде, Австралии. За пять лет ее исполнили полсотни раз. Публика стоя аплодировала композитору. Профессиональные музыканты, исполняющие творения, высоко оценивают шедевры митрополита.

Произведение митрополита Илариона «Рождественские оратории», которое прозвучало в Вашингтоне, вызвало бурю восторга. Музыка проникла в душу каждого. Успех позже был подтвержден в Бостоне, Нью-Йорке и, безусловно, в Москве.

В сотрудничестве со Спиваковым в 2011 году митрополит Иларион создает Рождественский фестиваль, который проходит теперь ежегодно в канун святого праздника.

На создании музыки священник не останавливается. На телевидении общеобразовательный цикл ведет митрополит Иларион. Фильмы, снятые Алфеевым, рассказывают об истории, становлении христианства, вот лишь некоторые:

  • 2011 – «Путь пастыря».
  • 2012 – «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Путешествие на Афон».
  • 2013 – «Паломничество на Святую Землю».
  • 2014 – «Православие в Грузии». «Православие в Сербских землях».

Митрополит Иларион. «Православие», другие труды

Недавно свет увидело новое творение митрополита «Начало Евангелия». К труду этому Алфеев шел долгие 25 лет. В своих книгах он представляет свой ценный опыт тем, кто хочет познать истину. Писательским трудом Иларион увлекся еще в те времена, когда преподавал Евангелие в Свято-Троицком институте.

Тогда он очень подробно изучал Новый завет. Читал он его с детства, толковал с другой литературой, в то время нужных сведений было очень мало, доступ к ним ограничивался. Теперь свои знания передает всем желающим митрополит Иларион. Книга Христе написана была не сразу.

Богословская деятельность Илариона опирается в основном на учения Святых Отцов. Диссертации защищались автором по темам о Исааке Сирине и Симеоне Новом Богослове. Все свои мысли автор вылил в книге «Православие».

Совет

Начал это произведение он писать с Христа, но переключился на другие темы, поняв, что еще не созрел к авторству об Иисусе.

Книга «Священная тайна Церкви. Введение» принесла автору Макариевскую премию в 2005 году. Содержание знакомит с мыслями учителей и отцов церкви о призывании имени Христа.

Книга Илариона «Преподобный Симеон Новый Богослов, его православное предание» – это перевод докторской диссертации, которая защищалась в Оксфорде.

Исааку Сирину был посвящен труд «Духовный мир Исаака Сирина». Этот святой молился за любовь Божью, которую видел во всем. Он молился за всех – за людей, за животных, а также за демонов. Даже ад в его понимании – это любовь, так воспринимают ее грешники, как боль и страдания, посланные по заслугам.

Книга Илариона Алфеева «Жизнь и учение Григория Богослова» описывает житие великого святителя и великого отца, который в свое время отчеканил догматы о Пресвятой Троице.

Свои труды Иларион пишет доступным для мирян языком. Задумкой его было создать катехизис для тех, кто решил креститься, кому нужна небольшая книга, где за три дня можно узнать все самое основное.

Митрополит сел и написал такой труд в одном порыве дыхания за три дня в таком стиле, чтобы и человек смог прочитать его за такой же срок. Потом еще неделю он его редактировал.

В этом катехизисе Иларион максимально доступно и просто изложил все основы веры православной, учение о Церкви, о богослужениях, о моралях и основах нравственности христианской.

Митрополит Иларион. Книга «Иисус Христос»

На протяжении всей жизни Иларион Алфеев интересовался темой Христа. В какой-то момент он понял, что пришло время ознакомиться с Новым заветом в современном исполнении. Связано это было с тем, что Илариона благословил Патриарх на подготовку новых учебников для духовных семинарий.

Первым встал вопрос о создании учебника по Новому Завету и Четвероевангелию. Митрополит пришел к мысли, прежде чем создавать учебник, он должен вначале написать книгу. Так зарождалась книга о Христе, которая должна была превратиться в учебник.

Планировалось написание одной книги, но в процессе работы автор понял, что огромные блоки информации просто не поместятся в одно издание, в итоге получилось шесть. 22 июля вышла в свет первая книга митрополита Илариона «Начало евангелия» – одна из блока об Иисусе Христе.

В целом труд завершен, требует редактирования только шестая книга.

Обратите внимание

Книга выстроена не в хронологическом порядке евангельских событий. Эпизоды из жизни Христа автор рассматривает тематическими блоками.

Первая книга «Начало евангелия». Митрополит Иларион говорит в ней о состоянии современной науки о Новом завете, дает общее введение в серию книг о Христе. Рассматриваются здесь основные темы четырех Евангелий: Благовещенье, Рождество, выход Христа на проповедь, Крещение. Также дается общий набросок конфликта с фарисеями, который привел Иисуса к осуждению на смерть.

Вторая книга посвящается христианской нравственности, представлена она в виде обзора Нагорной проповеди.

Третья книга полностью посвящается чудесам, свершенным Христом. В ней разъясняется, что такое чудеса, почему многие люди не верят в них. Как соотнести чудо с верой Божьей. Каждое чудодейство рассматривается в книге в подробностях отдельно.

Четвертая книга – «Притчи Иисуса». Рассмотрены здесь и изложены по порядку все притчи, которые представляет Евангелие. Автор объясняет, почему Иисус для своих учеников выбирает именно такой жанр.

Пятая книга называется «Агнец Божий». Она посвящается оригиналу Евангелия, в ней материал, который не имеет дублирований в синоптических Евангелиях.

Шестая книга – «Смерть и воскресение». Описывает в ней автор последние дни жизни Иисуса Христа на Земле, страданиях его на кресте, смерти, а затем и воскрешении. О явлениях Спасителя ученикам своим после вознесения на небеса.

На основе этой духовной эпопеи митрополит Иларион и будет создавать учебники для духовных семинарий и школ.

Святитель Иларион – митрополит Киевский и всея Руси

Говоря о нашем современнике митрополите Иларионе, хочется преклониться и отдать дань уважения ушедшему святителю Илариону, труд которого помнят уже почти тысячу лет. Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати» создавал в 1037-1050 годах. Это самое раннее произведение древнерусской литературы, которое знакомило христиан с благодатью и истиной через Иисуса явленной нашему народу.

Первый митрополит Иларион после смерти причислен был к лику Святых. День памяти его отмечают 28 августа. Судя по летописям, митрополит Иларион происходил из семьи нижегородского священнослужителя. Позже сам стал священником Придворной церкви Святых Апостолов в селе Берестове.

За свои заслуги занял высокий пост митрополит Иларион. Русь в те годы находилась в управлении Ярослава Мудрого, который и увидел в священнике выдающегося деятеля тех времен. Иларион оказался для князя верным единомышленником и помощником в делах государственных и духовных.

Важно

Собором русских архиереев в 1051 году Иларион был поставлен первым митрополитом Киевским и всей Руси. Позже его утвердил Константинопольский Патриарх. Факт того, что должность митрополита занял русин был расценен как становление независимости Киевской митрополии от главнейшей Греческой. Иларион в свое время считался лучшим пастырем, проповедником, имел прекрасное образование.

Деятельность его совпала с периодом утверждения на Руси христианства. Немалый вклад в это дело внес митрополит, его письменные труды прославляли веру Христа, показывали преимущество ее над старой верой. К большому сожалению, первосвятителем Иларион пробыл недолгое время, в 1054 году он отошел от управления.

Скончался в 1067 году в Киево-Печерском монастыре, был прославлен в Лике Святых.

Источник: https://www.syl.ru/article/293287/mitropolit-ilarion-biografiya-i-deyatelnost

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector