Святитель иннокентий иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, чудотворец

празднование 9/22 февраля, 26 ноября/9 декабря.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства— Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.

Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию.

Обратите внимание

В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або.

Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I.

19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор.

Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири.

Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут.

И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

Не получая жалованья, Святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов.

Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря.

Важно

Несмотря на тягостные условия жизни, Святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года Святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии.

Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений.

По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа.

Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

«Моления,— говорил Святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.

Совет

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии Святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря.

Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель Иннокентий неутомимо заботился о избрании достойных пастырей, он говорил: «Но ныне аще кто пожелает святую церковь построити, то не стены едины созидайте, но и внутрь украшайте ризами, сосудами, а наипаче всех сих — людьми благоразумными — священниками богобоязненными»,

Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, Святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил он возносить свои моления и над могилой старца.

По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах.

Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святого первопрестольника Иркутского обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю.

Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

Второй день памяти Святителя— 9 февраля.

Источник: https://akafist.ru/saints/innokentiy-irkutskiy/

Святитель Иннокентий Иркутский

Память святителя Иннокентия Иркутского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 22 февраля (в день обретения мощей), 23 июня, 23 октября и 9 декабря по новому стилю.

Жизнеописание святителя Иннокентия

В числе русских миссионеров, потрудившихся над распространением веры Христовой, имя святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого) является наиболее известным. Будущий святой родился в 1680 году в Черниговской губернии. Не сохранилось точных данных о его происхождении, однако некоторые источники говорят о том, что он был либо из дворянского рода, либо из духовного сословия.

Известно, что он получил начальное обучение дома, где кроме знания обычных дисциплин ему привили глубокую веру и благочестие. Позже он учился в Киевской духовной академии, в которой проявил себя крайне талантливым человеком, благодаря чему по завершении образования был приглашен для преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Это учебное заведение являлось старейшим в России, и преподавание и учеба в нем считались особо престижными. Несмотря на свой талант, будущий епископ Иннокентий занимал почетный пост префекта академии недолго, поскольку в 1719 году начал свое служение в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Обратите внимание

Позже он был назначен на должность корабельного иеромонаха на судне «Самсон», курсировавшем из Санкт-Петербурга в Ревель. В 1721 году совершается его хиротония в епископа Переяславского, и с этим титулом его назначают руководителем Русской духовной миссии в Пекине.

Однако из-за политических интриг епископ Иннокентий остается в России, в Троице-Селенгерском монастыре, где занимается просветительской деятельностью, открыв несколько духовных школ.В 1727 году следует назначение в новообразованную Иркутскую епархию, первым епископом которой суждено было стать святителю Иннокентию.

Хотя время его пребывания на Иркутской кафедре было очень непродолжительным и длилось всего четыре с лишним года, но за этот период епископ много потрудился для обращения язычников в истинную веру и для проповеди Христова учения на Сибирской земле. Несмотря на крайне слабое здоровье, святитель Иннокентий никогда не делал себе поблажки, со всей строгостью предаваясь аскетическим подвигам.

За свою кротость и любовь к людям он пользовался большим уважением местных народов, видевших в нем настоящего пастыря и попечителя о человеческих душах. Нелегкие труды и тяжелый климат окончательно подорвали здоровье епископа Иннокентия, и в 1731 году он скончался и был погребен в Вознесенском монастыре.

Почитание святителя Иннокентия

В конце XVIII века мощи святителя Иннокентия Иркутского были обнаружены нетленными, что послужило началу народного почитания святого. По инициативе верующих было составлено письмо к епископу Иркутскому Вениамину, в котором выражалась просьба открыть мощи для всенародного почитания и поклонения.

Подписано это письмо было достаточно большим количеством лиц, что говорило о том, что память о епископе Иннокентии не стерлась за несколько десятилетий после его смерти.

По повелению императора Священный Синод начал заниматься рассмотрением вопроса о канонизации епископа, и вскоре было засвидетельствовано большое количество чудес, происходивших от мощей святителя. Нетленные остатки были открыты в 1805 году и с почетом перенесены в серебряной раке в главный собор Вознесенского монастыря.

После революции святыня была утеряна, однако в 1990 году совершилось обретение мощей, в честь чего был установлен очередной день памяти святителя Иннокентия. В настоящее время мощи епископа Иннокентия находятся в Знаменском Иркутском монастыре.

Тропарь, глас 3:

Важно

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак, глас 4:

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Иннокентие и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва:

О велиий Христов угодниче, святителю отче Иннокентие! Услыши нас, тебе молящихся. Ты веси наша скорби и недуги, слышиши воздыхания множества к тебе притекающих; сего ради к тебе, яко отцу нашему, скорому помощнику и теплому молитвеннику, зовем: не остави нас твоим у Бога ходатайством. Мы присно заблуждаемся от пути спасения — руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощнии в вере — утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел — обогати нас, благоутробия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг видимых и невидимых и озлобляеми — помози нам, безпомощных заступниче. Гнев Божий, праведно движимый на ны за беззакония наша, отврати от нас твоим ходатайством у Престола Судии Бога, Емуже ты предстоиши на небеси, отче иерарше, архиереев похвало. Услыши, молим тя, великий Христов угодниче, и зде с молением тебе предстоящыя, и вся, на всяком месте тебе с верою призывающыя: и испроси молитвами твоими у Отца Небеснаго всем нам прощение грехов наших и от бед избавление. Ты бо еси свидетельствованный безчисленными чудесы помощник, заступник и молитвенник, и о тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/1005-svyatitel-innokentij-irkutskij

Иннокентий Кульчицкий, епископ Иркутский

Иннокетний Кульчицкий – это православный святой, который при жизни творил настоящие чудеса. После его смерти чудеса не прекратились. К его иконе приходит большое количество паломников. Что это за святой, и в каких случаях принято к нему обращаться, расскажем в этой статье.

Биография Иннокентия Кульчицкого

Будущий епископ родился в семье священника на территории Черниговской Губернии. Его родители были выходцами польских дворян. При таинстве крещения мальчика назвали Иоанном. Воспитание происходило в религиозном духе. После получения базового образования,поступил в духовную академию.

Учеба ему очень нравилось, все предметы сдавал на отлично. Каждый предмет изучал с предельной внимательностью и интересом.

До момента успешного завершения учебы в академии Иван был принят в монахи с именем Иннокентий. После окончания академии переехал в Москву и работал учителем в славяно-греко-латинской академии.

Проработав на этой должности небольшой период времени он переехал работать в Санкт-Петербург в монастырь иноком.

Образованный и благочестивый Иоанн очень быстро обратил на себя внимание власти. В то время Петр 1 начинал образовывать православную миссию. Император искал образованного человека,который мог бы возглавить ее. На эту должность был рекомендован Иннокентий.  В 1721 году на праздник седмицы было совершенно традиционное таинство святого в епископы Служение было не легким.

Несмотря на свой чин он не мог заработать денег на проживание. Кульчицкий был одаренным человеком, и чтобы не зря есть хлеб начал рисовать иконы для монастыря.

Спустя четыре года переселился в Вознесенский монастырь. В тот же год умер Петр І. После смерти  императора государство посетил китайский посол. Он предложил Иоанну вернутся на служение назад в Селенгинск.

Читайте также:  Священномученик петр успенский

Но служение там не сложилось и святой вернулся на родину.

Как только Иван переселился и устроился в монастыре Вознесенском, как в Санкт-Петербурге пришло новое указание. В нем было указано информацию о назначении самостоятельного епископа в Иркутске и Нерченске.

Совет

С того момента была образована кафедра, специальная для Иннокентия, что привело к столкновению интересов многих епископов. Легче жизнь от этого Иоанна не стала. У него оставалась вся та же проблема.

Не было денег ни на хлеб, ни на существование в принципе.

Обязательно к прочтению:  Святая мученица Татьяна: икона и в чем помогает

Много бед и трудностей пришлось пережить святому. Но несмотря на все свои трудности он очень любил проводить литургии, которые служил до самой смерти.

Во время сильного ухудшения своего здоровья владыка начал создавать братию. Но финансирование на свои идеи он так и не дождался. Когда о кончине узнал местный губернатор, а он был алчным человеком, у него все имение и монастырское имущество было отобрано.

Умер Иннокентий 27 ноября 1731 года.

День почитания

Погребли его в деревянном гробу в каменном склепе под алтарем Тихонской церкви. Спустя 50 лет церковь загорелась. Огнем было уничтожено все что в ней было. На извлечение мощей святого не оставалось никакой надежды.

После проведения длительных работ мощи были обретены. Днем памяти Иннокентия Кульчицкого считается день его смерти — 27 ноября. В этот день проводятся праздничные литургии.

Более того в день памяти молитвенные прошения считаются более сильными и чудотворными.

О чем просят святого

Прежде всего нужно отметить, что в честь святого построен храм Иннокентия Иркутского в Хабаровске.  В нем проводятся ежедневные литургии:

  • утренние проводятся 9:00;
  • вечерние в 17:00.

В 1905 году был совершен крестный ход  вокруг Вознесенского монастыря в честь празднования столетия обретения мощей святого Иннокентия Кульчицкого. Рака мощей выносилась из храма. В тот день собралось много людей, чтобы обратится к святому со следующими просьбами:

  • просят избавления от телесных недугов;
  • просят исцеления от наркомании и алкоголизма;
  • укрепления в вере.

Прошения читают как у иконы святителя так и у его мощей. Можно произносить специальную молитву, которая находится в молитвослове. Но также разрешается обращаться к святому и простыми словами. Главное чтобы они были искренними.

Обязательно к прочтению:  Преподобный Севастиан Карагандинский

Не нельзя просить у святого материального блага. Такие молитвы не будут услышаны.Помните, что к какому бы святому вы не обращались главное быть искренним. После того как будет послана помощь, нужно обязательно сходить в храм, преклонится перед образом преподобного и прочесть благодарственную молитву.

Молитва Святителю Иннокентию Иркутскому:

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/innokentij-kulchickij-episkop-irkutskij/

Иннокентий (Кульчицкий), иркутский святитель

Святитель Иннокентий, в миру Иоанн Кульчицкий (ок. 1680 – 27 ноября 1731), родился, как предполагают исследователи его биографии, около Киева. Образование получил в Киевской духовной академии, монашеский чин получил в Киево-Печерской лавре.

В тридцатилетнем возрасте был вызван в Москву для преподавания в Славяно-греко-латинской академии, где вскоре стал префектом. В 1719 году его перевели в Петербург, определив обер-иеромонахом на флоте. В июле 1720 года именным указом Петра I был назначен главой духовной миссии в Китай.

4 марта 1721 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в присутствии императора Иннокентий был посвящен в епископы.

В 1722 году Иннокентий со свитой приехал в Иркутск, где его ждала неожиданность: китайцы отказались пропустить через границу такую высокую особу (до него духовные миссии возглавляли архимандриты).

Несколько лет по этому поводу велась переписка между русским и китайским правительствами, и, в конце концов, в Китай поехал архимандрит Антоний Платковский, а Иннокентий Кульчицкий, пять лет ожидавший разрешения этой проблемы, живя то в Иркутске, то в Забайкалье, был определен главой вновь организованной в 1727 году Иркутской епархии, которой руководил четыре года до своей смерти в 1731 году.1

На Иннокентия легло бремя организации всех сторон жизни новой епархии, приходилось разрешать множество проблем. В числе его первых распоряжений было благоустройство монгольской школы, открывшейся в Иркутском Вознесенском монастыре в 1725 году.

Иннокентий очень серьезно относился к миссионерской деятельности, считая проповедь христианского учения среди бурят одним из главных дел. Строго следил за нравственностью, осуждая факты плохого поведения духовенства2.

Обратите внимание

Отличаясь скромностью, терпением, трудолюбием и сердечной добротой, он нес в себе высокие нравственные качества христианина, оставив глубокий след в душах соприкасающихся с ним людей. У Иннокентия было слабое здоровье, его часто мучили сильные головные боли. Бремя забот, суровые условия жизни, видимо, подорвали его здоровье, и он умер в возрасте около 50-ти лет.

Похоронен был в кирпичном склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви в иркутском Вознесенском монастыре. Через тридцать три года были обретены его мощи. В 1764 году при ремонте Тихвинской церкви было вскрыто его захоронение и обнаружено, что тело, одежда, а также бархат на гробе оказались нетленными.

Особенно поразило иркутян чудесное спасение деревянной Тихвинской церкви во время сильного пожара, полыхавшего летом 1783 года в Вознесенском монастыре. Вот как это событие описывается в книге П. Громова «Начало христианства в Иркутске», где автор приводит сведение из фамильной летописи священников Карамзиных:

«11 июня, по полудни часу в 4-м, монастырь Вознесенский сгорел, а именно: кельи все, три: церкви -— две каменные — снаружи и внутри без остатку. При этом два колокола истопились: великий страх был… осталась одна церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен».3

Чудесное спасение Тихвинской церкви было отнесено к чудотворениям Иннокентия, и его культ начинает расширяться. На поклонение к его мощам приходит много паломников. Начинают записываться случаи исцеления, связанные с его именем, которых к началу XIX века накопилось более восьмидесяти.

1 декабря 1804 года Синод всенародно объявил о причислении Иннокентия к лику святых и установил 26 ноября днем его памяти. 8 и 9 февраля 1805 года в Иркутске проходили торжества перенесения мощей Иннокентия в соборную церковь Вознесенского монастыря.

В 1808 году на средства купца Николая Мыльникова сделана серебряная рака для гробницы, выполненная московскими мастерами, стоившая, по фамильному преданию, 14 тысяч рублей.4

Уже 23 ноября 1806 года в Михайло-Архангельской (Харлампиевской) церкви на втором этаже был освящен придел в честь Иннокентия5. В 1809 г. такой же придел появился на первом этаже Чудотворской (Прокопьевской) церкви6.

В Иркутском Вознесенском монастыре, в котором последние годы своей жизни жил святитель Иннокентий, тоже был освящен придельный храм 25 сентября 1813 года в Вознесенском соборе7. В середине XIX века в Глазковском предместье была выстроена церковь, где было два придела, один из которых был посвящен чудотворцам Николе и Иннокентию (освящен 20 сентября 1859 г.)8.

В центре города на бывшей Тихвинской площади в честь иркутского святителя была выстроена часовня, поставленная на месте дома Елезовых, где, по преданию, неоднократно останавливался епископ Иннокентий, приезжая в Иркутск из Вознесенского монастыря9.

Важно

Кроме них в 90-е годы XIX столетия в новом кафедральном Казанском соборе, на правых хорах, и в Казанской церкви (в Рабочем предместье) были освящены придельные Иннокентиевские храмы10. В настоящее время в Иркутске действует придел, посвященный иркутским чудотворцам Иннокентию и Софронию, в Крестовоздвиженской церкви.

Церкви в честь Иннокентия оставались не только на сибирских землях. В московском Златоустовском монастыре иждивением тульского купца Д. П. Шапошникова в 1821 году был устроен Иннокентиевский придельный храм, возобновленный в 1869 году с помощью А. К. Трапезникова и других иркутян, проживавших в Москве.11

На знаменитой святой земле Афонского полуострова, находящегося в Эгейском море, в русском Андреевском скиту в начале XX века была церковь во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского.12

Иконы и портреты Иннокентия Кульчицкого появились еще до официального признания его святым. В 1798 году в некоторых домах иркутян были иконы с образом Иннокентия13. Возможно, даже существовал портрет, выполненный при жизни святителя. В г. Селенгинске в доме куца Лушникова хранилось древнее изображение Иннокентия на холсте.

Престарелая мать Лушникова, происходившая из иркутского дома Елезовых, у которых в свое время останавливался епископ Иннокентий, если он по какой-то причине во время ледостава или непогоды не мог переправиться через Ангару в Вознесенский монастырь, утверждала, что святитель свой портрет дал дому ее предков в благословение и на память14.

И вероятность появления такого прижизненного портрета существует: в его свите был художник. Дожидаясь известий из Китая, Иннокентий вместе с членами миссии некоторое время жил на даче Троицкого Селенгинского монастыря.

Чтобы не даром есть монастырский хлеб, Иннокентий, сам хорошо владевший искусством иконописания, и его дьякон написали икону большого размера для дачной церкви.

Жителям Селенгинска Старцевым в благодарность за гостеприимство епископ подарил «две малороссийского письма иконы страждущего Спасителя и скорбящей Богоматери», писанные, по преданию, самим святителем или его дьяконом16. В Верхнеудинском гостинном дворе находилась икона «Спас Нерукотворный», написанная Иннокентием. Верхнеудинский священник A. Aргентов в письме к иркутскому протоирею П. Громову так описал эту икону:

«Доска сосновая, длиною пять четвертей невступно, шириною один аршин невступно. Лик изображен отчетливо и совершенно правильно, сияет умом, и есть в этом лике что-то говорящее сердцу.

Совет

На нижней окраине бруса славяно-церковные буквы: НОГБ и НИХ (т.е. Нерукотворный образ Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа).

На задней стороне доски надпись: «Твоим благословением да сохранятся труды в полезном заведении, занятом торговлею с 1826 г. генваря 1 ч. МК» (т. е. Митрофан Курбатов)».17

Портреты Иннокентия могли быть написаны художниками, видевшими мощи святителя при их неоднократном вскрытии. Анонимный автор, опубликовавший сведения о портрете из дома Елезовых, предполагает, что этот портрет был создан вскоре по обретении мощей Иннокентия, «потому что он написан с крестом в руках, как угодник лежит в раке».18

Из книги П. Громова мы узнаем о существовании еще одного древнего портрета Иннокентия. В часовне деревни Малая Еланка, находящейся в 15 верстах к западу от Вознесенского монастыря, где была расположена монастырская заимка для посева хлеба и сенокоса и где, по преданию, любил бывать Иннокентий, «был древний образ святителя на полотне, может быть более других подходящий к подлиннику».19

В описях церковного имущества за 1845 год упоминаются иконы на холсте (портреты) Иннокентия: в Троицкой церкви размером 1 аршин 4 вершка на один аршин (88 х 71 см)20 и в Крестовоздвиженской церкви — 1 аршин на 3/4 аршина (71 х 53 см)21, причем в последней отмечено, что «икона сия ветхая»21.

На сегодняшний день нам известен лишь один старинный портрет Иннокентия иркутского, хранящийся в Иркутском областном художественном музее. Этот портрет производит странное впечатление. Голова втянута в плечи, как у горбуна.

Но в разных источниках о внешности Иннокентия говорилось только следующее: «Он среднего роста, имел смуглое лицо, темные, густые, вьющиеся волосы и русую бороду». Кроме того, портрет с пристальным взглядом и напряженным лицом вызывает мистическое чувство.

Вполне возможно, что он создавался под сильным впечатлением, каким могло быть лицезрение мощей Иннокентия. Кстати, это может объяснить и странную внешность святителя: художник видел его лежащим в гробу.

В свидетельстве осмотра мощей Иннокентия за 1801 год указано, что «Иннокентий был одет во власяницу, шелковый подрясник из китайской материи и в архиерейской мантии голубого цвета».22 В этой архиерейской мантии он и изображен на многих иконах.

После канонизации в Иркутске налаживается массовое изготовление икон для иркутян и паломников. В иркутском Вознесенском монастыре их можно было купить на любой вкус.

Известно, что в 1805 году иркутский епископ Вениамин поздравил царственный дом с торжеством прославления новоявленного святого, послав иконы Иннокентия супруге и матери императора Александра23.

Иконы Иннокентия быстро появились в иркутских церквях: в 1809 году, например, в Архангельской (Харлампиевской) церкви была одна икона с изображением Иннокентия24, в Крестовоздвиженской – 225, в Троицкой в 1745 г. – 4 иконы26. В иркутском Вознесенском монастыре близ раки святителя находился образ Иннокентия в рост, на котором он был изображен в мантии и клобуке, шитых серебром, а по краям вышиты слова молитвы:

«Милостивыи мои наставниче, благоутробия сокровище, правоверие учителю, архиреев похвала, беспомощных заступниче, отче наш иерарше, моли Бога о нас».

Обратите внимание

Эту икону выполнила иркутянка Екатерина Александровна Постникова (ок.1775 – 22.11.1854) и послала в дар царю. Государь поблагодарил ее, пожаловал 300 рублей, а икону возвратил в Иркутск. Впоследствии она попала в Вознесенский монастырь, где и хранилась27.

О том, что в Иркутске иконы Иннокентия изготавливались в большом количестве, говорят следующие факты, встреченные нами в Иркутских епархиальных ведомостях.

Читайте также:  Школа веры: сотворение мира

В 1871 году настоятель Иркутского Вознесенского монастыря архимандрит Михаил подарил в Тугнусский миссионерский стан 10 экземпляров службы и акафиста святителю Иннокентию, 20 экземпляров описания чудес Святителя и 30 финифтяных образков28.

В 1909 году епископ Иоанн во время своей поездки по обозрению церквей Нижнеудинского уезда раздавал изображения святителя Иннокентия, сделанные «краской, по размерам своим и достоинству они могут заменять икону»29.

26 ноября 1909 года множеству людей, собравшихся в Иркутский Вознесенский монастырь праздновать день памяти Святителя, раздавали изображения Иннокентия с кратким жизнеописанием его30.

На сегодняшний день в собраниях иркутских музеев и в действующих церквях Иркутской области научными сотрудниками Иркутского художественного музея выявлено 83 иконы Иннокентия, которые разделяются приблизительно на две равные группы. Одна из них имеет своим прототипом портрет, хранящийся сейчас в Иркутском художественном музее.

На нем епископ Иннокентий изображен в архиерейском облачении. Правая рука его в жесте благословения (его еще называют жестом имянословия, так как в расположении пальцев руки читаются буквы «И X» — т. е. «Иисус Христос»: епископ благословляет от имени Христа), а левой он держит посох.

В этих иконах Иннокентий представлен как святитель, наделенный высокой духовной властью.

Важно

Вторая группа берет свое начало от вышеописанного портрета из дома Елезовых, местонахождение которого нам сейчас неизвестно, но из описания его мы знаем, что Иннокентий на нем изображен был с крестом в руке.

Этот тип икон представляет интересная гравюра на шелке, поступившая в Иркутский художественный музей из собрания московского коллекционера Н. К. Величко. Под изображением иркутского чудотворца расположен текст с его биографией.

Скорее всего, такие иконы служили раздаточными образами для паломников. Интересно, что на некоторых иконах этого иконографического извода Иннокентий не сжимает правой рукой конец креста, а всей ладонью прижимает его к груди. Левой рукой, как правило, он держит четки.

В этих иконах подчеркивалась проповедническая роль Иннокентия, который «свет веры Христовой нес сибирским инородцам».

Внутри каждой из этих иконографических групп различается несколько вариантов: 1) изображение по пояс или в рост; 2) на голове митра или клобук; 3) в нескольких случаях в верхнем, чаще всего левом углу изображена икона Богоматери; 4) Иннокентий изображен рядом с другими святыми и др.

Нам известна лишь одна житийная икона Иннокентия. Она написана в 1888 году художником Михаилом Ивановичем Зязиным (1846–1900), который с 1881 года жил в Иркутске и преподавал рисование в Иркутской гимназии и Духовной семинарии. Эта икона находится сейчас в Иркутской Крестовоздвиженской церкви. В среднике изображен в рост епископ Иннокентий в архиерейских одеждах с крестом и посохом в руках.

Средник окружают восемь клейм со сценами из жития святителя, отражающих основные события его земной и загребной жизни: поставление в епископы (центральное верхнее клеймо), проповедь веры христовой среди язычников (клеймо в правом верхнем углу), перенесение мощей в главный собор Вознесенского монастыря (клеймо в левом верхнем углу) и пять нижних клейм – сцены из его чудес (помощь больным и др.).

Изучение собранного материала по иконографии святителя Иннокентия может осветить интересные художественные и духовные процессы культурной жизни Восточной Сибири 18-19 веков.

Примечания

  1. Жизнь и подвиги св. Иннокентия, первого епископа Иркутского. – Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. — 1883, № 26. — С. 327–335; № 27. — С. 337–343; № 28. — С. 345–352; № 29. — С. 355–367; № 30. — С. 370–377; № 31. — С. 379–390; № 32. — С. 391–400.
  2. Громов П. Начало христианства в Иркутске. — Иркутск, 1868.
  3. Там же. С. 398.
  4. Там же. С. 355.
  5. Иркутская летопись (летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова) // Труды Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. — Иркутск, 1911. — С. 109.
  6. Там же. — С. 66, 209.
  7. Там же. — С. 213.
  8. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. — С. 111.
  9. Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1866, № 21. — С. 261–270.
  10. ГАИО, ф. 592, оп. 1, д. 7, л. 8 об.; ф. 50, оп. 6, д. 126, л. 2.
  11. Арх. Григории. Праздник 26 ноября 1872 года в Московском Златоустовском монастыре. – Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. — 1873, № 3. — С. 33–34.
  12. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — Т. 1. Репринтное издание. — М.: «Возрождение», 1992. — С. 278.
  13. Громов П. Указ. соч. — С. 333.
  14. Поездка преосвященного Вениамина, епископа Иркутского и Нерчинского за Байкал для обозрения епархии с 21 января по 6 февраля 1876 года. – Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления, 1876. — № 16. — С. 207.
  15. См. примечание 1, № 29. — С. 361–362.
  16. Там же. — С. 360.
  17. Замечательный образ. – Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1872, № 50. — С. 659.
  18. См. примечание 14.
  19. Громов П. Указ соч. — С. 29.
  20. ГАИО, ф. 271, оп. 2, д. 8, л. 27 об.
  21. ГАИО. ф. 275, оп. 3, д. 5, л. 22 об.
  22. Громов П. Указ соч. — С. 336–337.
  23. Там же. — С. 354.
  24. ГАИО, ф. 50, оп. 6, д. 20, лл. 1–50.
  25. ГАИО, ф. 275, оп. 3, д. 2, лл. 1–60.
  26. ГАИО, ф. 271, оп. 2, д. 8, лл. 5–74.
  27. Громов П. Указ соч. — С. 306–307. В настоящее время местонахождение этого произведения неизвестно.
  28. Иркутские епархиальные ведомости. — 1871, № 35. — С. 304.
  29. Епископ Иоанн. Из отчета по обозрению церквей Иркутской епархии в 1909 году. – Иркутские епархиальные ведомости. — 1910, № 19. — С. 555; № 22. — С. 604.
  30. 26 ноября в Иркутском Вознесенском монастыре и 29 ноября в Братстве святителя Иннокентия. – Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. — 1910, № 1. — С. 27–29.

Источник: http://irkipedia.ru/content/innokentiy_kulchickiy_irkutskiy_svyatitel

Молитва иннокентия иркутского

Самое подробное описание: молитва иннокентия иркутского – для наших читателей и подписчиков.

Святитель Иннокентий – первый Иркутский епископ, просветитель, благодатный светильник и духовный собиратель Восточной Сибири, храмоздатель, миссионер, прозорливец и чудотворец. Небесный покровитель миссионеров и катехизаторов. К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления неверующих и иноверцев, сектантов, в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.

Святитель Иннокентий Иркутский, Икона 1970-е годы. Иконописец Монахиня Иулиания Соколова

Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.

Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому

Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче.

Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище.

Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.

Акафист святителю Иннокентию Иркутскому:

Канон святителю Иннокентию Иркутскому:

Житийная и научно-историческая литература о святителе Иннокентие Иркутском:

  • Святитель Иннокентий Кульчицкий, епископ Иркутский (краткое житие) – Православие.Ru
  • Святитель Иннокентий Иркутский – Православная энциклопедия

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—-7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/molitva-innokentiya-irkutskogo/

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский

Будущий великий святой и чудотворец Иннокентий (в миру Иоанн) родился на территории современной Украины в конце XVII века. Его отец был священником и происходил из польского рода Кульчицких.

Мальчик получил домашнее образование, а затем поступил в Киевскую духовную академию. Он был очень способным учеником: все предметы учебного курса усваивал легко благодаря врожденной одаренности и прилежанию. Академию Иоанн окончил уже после посвящения в монашество. При постриге он получил имя Иннокентий.

Академическая стезя привела его в Москву: монах Иннокентий был приглашен в качестве учителя в Славяно-греко-латинскую академию. После его направляют в Петербург, где как раз зарождается Александро-Невская обитель (в будущем лавра).

Совет

Глубоко образованный и истинно благочестивый инок сразу же был отмечен императором Петром I. В это время государь размышлял о том, чтобы создать Русскую православную миссию в Китае. Он искал достойного человека, который мог бы эту миссию возглавить. Выбор пал на иеромонаха Иннокентия.

Его кандидатуру поддержал и митрополит Сибирский Филофей.

После совершения хиротонии владыка Иннокентий, епископ Бельский, отправился в неизвестную для него страну в сопровождении немногочисленной свиты. Добравшись до Иркутска после длительного и тяжелого путешествия, посланники двинулись за озеро Байкал и, наконец, прибыли в приграничный город Селенгинск. Здесь им предстояло дождаться от китайских властей разрешения на въезд.

Из христианских конфессий, представленных в Китае, самое прочное положение в то время занимали иезуиты, для которых присутствие русского епископа, конечно, не было желанным.

Поводом для отказа послужила дипломатическая оплошность, а точнее, тонкость перевода.

В письме, которое отправили китайцам русские посланники, владыка Иннокентий именовался «великим», а такое обращение в Китае могло относиться исключительно к императору.

В ожидании каких-то изменений епископ Иннокентий более трех лет провел на границе, никуда не выезжая. Его существование было крайне сложным: материальной поддержки владыка не получал, все его письма с просьбой о вспоможении оставались без ответа.

Миссия жила подаянием, рыболовством и даже наемной работой. Служили в ветхом соборе Селенгинска. Наконец, владыку со спутниками приютили в Троицком монастыре (на даче).

Сам епископ Иннокентий и дьякон, чтобы как-то отплатить монастырю за пропитание, стали писать иконы.

Обратите внимание

Конечно, внутреннее состояние владыки было тяжелым. Однако вынужденное длительное ожидание дало возможность проповеди среди языческих племен. Будучи епископом, владыка мог сам рукополагать новых священнослужителей.

Только в 1725 году произошли изменения в положении миссии: епископу Иннокентию было наказано поселиться в Вознесенской обители (в Иркутске). Здесь он получил помещения для себя и своей свиты, а также участки земли для ведения подсобного хозяйства. Вести о том, что в монастыре появился архиерей, разнеслись по округе, и в обитель стали приходить люди.

В том же году после смерти Петра I на престол взошла его супруга Екатерина I. Она также продолжила заниматься дипломатическими отношениями с Китаем и направила туда нового посла — графа Рагузинского. По пути в Китай он должен был заехать в Иркутск и взять с собой епископа Иннокентия.

Когда граф познакомился с владыкой, было принято решение о том, что епископ отправится в приграничный Селенгинск и там будет дожидаться графа. В этот момент в Иркутск возвращается архимандрит Антоний Платковский (который ранее был игуменом Иркутского монастыря и уже состоял членом дипломатической миссии в Китае).

Используя хитрость и интриги, архимандрит Антоний добивается того, что граф Рагузинский выбирает его в качестве начальника русской миссии. Владыка же Иннокентий вынужден вернуться в Иркутск. Практически сразу из Петербурга приходит указ о создании новой Иркутской кафедры во главе с епископом Иркутским Иннокентием.

Эта миссия для владыки означала не столько почет, сколько новые трудности и испытания. Жалованья ему не платили, жить было негде и нечем. Монастырь находился за чертой города и сообщался с ним очень плохой дорогой.

Читайте также:  Священномученик пресвитер иоанн (вишневский)

Здоровье владыки было не в лучшем состоянии, и постоянные путешествия давались очень тяжело. Тогда он обратился к жителям Иркутска с просьбой выделить ему жилье в городе, однако никто не отозвался.

Спустя время над владыкой все-таки сжалились и отвели ему небольшой дом, на месте которого теперь стоит каменная часовня.

Важно

Владыка окормлял жителей Иркутска около четырех лет. Несмотря на слабое здоровье, он вел аскетичный образ жизни: носил власяницу, вкушал скудную пищу, занимался рукоделием (сам шил для братии обувь, плел рыболовные сети) и много времени посвящал молитве, находя в этом великое утешение и смысл жизни.

Не оставлял он и главного своего делания — проповеди. Очень многие язычники (в основном буряты) были крещены им в Православие.

При владыке Иннокентии было практически завершено возведение каменного кафедрального собора в Иркутске, открыта русская школа.

Кроме того, он определил границы епархии и добился назначения жалованья для будущих епископов. Сам же так и не получил никакой денежной помощи за все время своего служения.

Со временем стали открываться духовные плоды подвижнической жизни владыки Иннокентия — дар прозорливости и чудотворения. Это привлекло к нему многих людей, ищущих духовной поддержки. Однако старческие немощи и тяжелые условия жизни взяли свое: владыка заболел и слег. Вследствие продолжительной и мучительной болезни он скончался. Это произошло в 1731 году.

Узнав о смерти епископа Иннокентия, вице-губернатор Иркутска, жадный и коррумпированный чиновник, приказал изъять не только личные вещи епископа, но и большую часть имущества монастыря.

У братии даже не осталось вина, чтобы совершить литургию после отпевания владыки. Лишь после многочисленных просьб управитель города выделил триста рублей на похороны.

Тело святого было положено в простой гроб и закрыто в склепе небольшой церкви в честь Тихвинской иконы Богородицы.

Совет

После смерти святителя его гонителей постигло возмездие. Архимандрит Антоний был обесчещен в Пекине иноверцем. Его вернули в Петербург, лишили сана и посадили в тюрьму. Вице-губернатор Иркутска вскоре был казнен за уголовное преступление.

Спустя 33 года после погребения владыки открылось нетление его мощей, а впоследствии по молитвам верующих было явлено еще множество чудес.

В 1783 году в Вознесенском монастыре случился большой пожар. Сгорело все, что могло сгореть. Однако старый деревянный храм, в котором покоилось святое тело, остался невредим. В 1804 году мощи святителя были освидетельствованы и открыты для всеобщего почитания.

В 20-х годах XX века начался период гонений новой безбожной власти на христиан. Были арестованы настоятель Вознесенского монастыря и другие иерархи Сибири. В 1921 году мощи святого подверглись святотатственной медэкспертизе, после которой были вывезены из осиротевшего монастыря и надолго пропали.

В 1990 году в одной из церквей города Ярославля (в подсобном помещении) были обнаружены неизвестные мощи. Медицинская экспертиза показала, что тело, которого не коснулось тление, принадлежит святителю Иннокентию. Святые останки были возвращены в Иркутск и сегодня покоятся в Знаменском монастыре.

Дни памяти: 9 декабря (26 ноября по старому стилю), 22 февраля (9 февраля по старому стилю), 23 июня (10 июня по старому стилю), 23 октября (10 октября по старому стилю)

Юля Гойко

Приобрести икону святителя Иннокентия Иркутского (или другие святыни) >>

Заказать икону святителя Иннокентия Иркутского в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святителю Иннокентию Иркутскому (или другие требы) >>

Паломничество к святителю Иннокентию Иркутскому >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-svyatitel-innokentij-kulchitskij-episkop-irkutskij/

Иннокентий, епископ Иркутский, святитель (1731)

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

  • Пятница, 22  Февраля
  • Понедельник, 9  Декабря

Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, Чудотворец (Иоанн Кульчицкий) родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Здесь он обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия.

5 марта 1721 года в Свято-Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. И владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями.

Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. В ожидании указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя.

Не получая жалования, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

Обратите внимание

Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы. Вынужденное его сидение в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен.

Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. В тот же год скончался император Петр I.

Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся. Но в результате интриг начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

А владыка Иннокентий получил новый указ опять переселиться в Вознесенский монастырь. Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске.

В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение.

Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1828 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова.

Важно

Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.

Четыре года окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Ни на мгновение не оставлял он главного дела проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

В его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. Он открыл славяно-русскую школу для всех сословий. Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви. Жалованья при жизни он так и не дождался.

Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался. В субботу 27 ноября 1731 году Господь навеки упокоил святителя. Погребение святителя было совершено 5 декабря.

Тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление. 11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным.

Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких.

Совет

Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, ответил тот, то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь. В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью.

Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда.

Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о заступничестве святителя.

В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста.

Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений, и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду.

 1 декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца.

9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую. Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости.

Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери.

Обратите внимание

Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для медицинского освидетельствования и под усиленной охраной мощи увезены в неизвестном направлении.

Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза.

Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Innokentijj_episkop_Irkutskijj_svjatitel_1731.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector