Святитель иннокентий московский

Цпш им. свт. иннокентия митр. московского – святитель иннокентий московский

По материалам книги Л. М. Анисова «Просветитель Сибири и Америки.

Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского». 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

 «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь,

на земле, подобно животным, которые по своей смерти исчезают,

но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, а жить вечно….» (свт. Иннокентий Московский).

Иван Попов (будущий свт. Иннокентий) родился в 1797 году в селе Ангинском Иркутской губернии. Его отец, служивший пономарём в церкви, умер, когда Ивану было 6 лет. До 9 лет Иван жил и воспитывался у своего дяди – брата отца, а затем поступил в Иркутскую духовную семинарию.

Для того чтобы отличать Ивана от других Поповых, учившихся в семинарии, ректор стал именовать его Вениаминовым, в память о почившем епископе Вениамине.

Обратите внимание

За год до окончания семинарии Иван Вениаминов женился, был рукоположен в священный сан, начал служить в Благовещенской церкви в Иркутске.

Святой Иннокентий Московский 

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев.

Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя.

И вдруг к нему приходит отец Иоанн Вениаминов и выражает желание ехать.

Интересно, как сам Отец Иоанн, будущий свт. Иннокентий, вспоминал об этом своём решении. Сначала, как и другие священники, он ехать не хотел. Однажды он повстречался с выходцем из тех мест, неким Иваном Крюковым. Тот много рассказывал о жизни на Алеутских островах и убеждал отца Иоанна ехать, но убеждения не действовали. 

«Когда этот же выходец, Иван Крюков, уже простившийся со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать в Уналашку – в тот же самый день – стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия – то (да будет благословенно имя Господне!) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим».

И действительно, решение было удивительным: отец Иоанн поехал в неизвестные места, в жестокий суровый климат, со всем своим семейством: старушкой – матерью, женой, годовалым сыном. Они выехали на остров Уналашку в 1823 году.

 Природа Алеутских островов

Остров до него посещали миссионеры и часть местных жителей уже была крещена. Однако на острове не было даже храма, и богослужение совершалось в ветхой часовне. Отец Иоанн начал строить храм, при этом он обучал алеутов плотничному, столярному и другим ремёслам.

Многое в храме, например, престол и иконостас, было сделано руками самого о. Иоанна. Свт. Иннокентий умел очень многое. Современники удивлялись широте и многообразности его дарований. («Очень хороший человек, сведущий во всём» – отзыв одного из современников.

) С детства он хорошо владел столярным, плотницким ремёслами, многое умел делать своими руками, особенно любил мастерить часы, которые, по свидетельству современников, отличались очень хорошим качеством. Он был исследователем по натуре.

Живя на островах, он делал наблюдения над местным климатом и природными явлениями, а впоследствии составил записи, которые ценились учёными («Записка об островах Уналашкинского отдела»).

Важно

Изучив алеутский язык, он составил для него азбуку, написал грамматику этого языка, перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея, обучал алеутов грамоте. Построил на острове училище для мальчиков и сам учил их, написав для них учебники. Он вообще очень любил детей, беседовал с ними о Священном Писании, просил задавать вопросы, если непонятно, а иногда даже играл с ними в футбол.

Евангелие на алеутском языке

Алеуты очень любили о. Иоанна. Особенно усердно они слушали Слово Божие и проповеди о. Иоанна, которые отличались простотой и доступностью.

Редкие из них при его посещении уклонялись по лени или нерадению от говения и очищения совести, и так как их пища всегда одинакова, то они, чтобы отметить пост, в дни говения совсем ничего не ели.

Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме.

Алеуты в нацинальной одежде Современные жители алеутских островов

Отец Иоанн пробыл на Уналашке десять лет. В течение этого времени он обратил в христианство почти всех жителей острова, бывал также и на соседних островах (что было всегда сопряжено с опасностью для жизни).

В 1833 году отцом Иоанном были написаны огласительные поучения на алеутско-лисьевском языке под заглавием «Указание пути в Царствие небесное» ССЫЛКА на текст книги. Впоследствии отец Иоанн перевёл их на русский язык, а другие миссионеры – на якутский, алтайский, монгольский… Проповеди о.

Иоанна Вениаминова будет стоять в ряду лучших памятников миссионерской письменности русской Православной Церкви.

Труды и подвиги о. Иоанна Вениаминова не могли остаться незамеченными со стороны начальства, и он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – колошей.

Колоши по сравнению с алеутами были намного менее миролюбивы, более горды и самолюбивы по нраву, мстительны. К русским они относились с большим подозрением. Однако после того, как во время эпидемии, начавшейся на острове, русские привили колошей от оспы, последние стали относиться к ним более миролюбиво.

Появилась возможность проповедовать христианство. В течение 5 лет о. Иоанн пробыл на острове Ситха. Вся его пятнадцатилетняя деятельность, сначала на острове Уналашке, а потом на Ситхе, отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия.

Он всегда с большой осторожностью принимался за свое дело и тем привлекал к себе грубые сердца дикарей; старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо выжидал добровольного желания креститься. Для детей он устраивал школы, в которых преподавал по учебникам, им самим составленным.

Наконец, он обучал туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. Отец Иоанн снискал к себе сердечное расположение: дикари полюбили его.

После 15-летней жизни на островах отец Иоанн понял, что необходимо поддерживать дух христианства у паствы постоянной проповедью, обучать местных жителей, открывать школы, необходимы священники для вновь построенных церквей – необходимо расширение миссионерского служения.

С этой целью Он отправился в Петербург (совершил кругосветное плавание, продолжавшееся 3 месяца). В Петербурге его ходатайство не имело успеха. Он поехал в Москву к святителю Филарету, который был тогда митрополитом московским. Святитель с первого взгляда полюбил проповедника.

«В этом человеке есть что-то апостольское», – говорил он об отце Иоанне. В Москве отца Иоанна застало известие о смерти супруги.

Совет

Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Но из-за обремененности большой семьей и невозможности в миссионерских разъездах выполнять все требования монашеского устава отец Иоанн согласился не сразу.

Когда же, по ходатайству митрополита Филарета, дети его (а их у него было шестеро: две дочери и четыре сына) были устроены на казенное содержание, то он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество.

Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Между тем в Священном Синоде было принято решение об образовании новой епархии, к которой были отнесены и Алеутские острова. Архимандрит Иннокентий был назначен архиереем новой епархии и посвящен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского в 1840 г. в Казанском соборе. Император Николай Первый: «Передайте митрополиту, что я желаю, чтобы вы были назначены архиереем новой епархии».

Епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий

Новая епархия, которой должен был управлять епископ Иннокентий, располагалась по обе стороны Тихого океана, простиралась на десятки тысяч километров и обнимала многочисленные народы, жившие на американском материке, Алеутских и Курильских островах (на которых в то время не было даже церкви), на Камчатке и на всём побережье Охотского моря. 44-хлетний епископ поставил себе в непременную обязанность обозреть всю епархию и затратил на это путешествие 16 месяцев. (Всего святитель Иннокентий за время своего служения предпринимал 3 таких путешествия по обозрению епархии.)

Об одном из путешествий на остров Еловый (один из Алеутских островов), на котором жил и умер в 1837 г. известный монах Валаамского монастыря Герман (прославлен как преподобный Герман Аляскинский) рассказывает дочь свт.

Иннокентия, Екатерина Петелина: «Пять дней плыли мы к острову Еловому хорошо: дул попутный ветер. На пятые же сутки, в ночь, вдруг неожиданно все на судне почувствовали сильные толчки и качку….Все перепугались… Произошло землятресение, продолжавшееся с минуту или две.

Море запенилось, забурлило, судно закачало и подбрасывало. 28 дней и ночей кидало по волнам утлое судно и так сильно качало, что не было возможности ходить, а ползком ползали или сидели – ноги у всех обессилели.

Высидеть 28 дней и ночей во тьме кромешной, да еще без пищи и пития, было крайне тяжело, особенно без привычки. Все заболели. Наконец, небо прояснилось, виден был берег. Но капитан не хотел приближаться к нему, опасаясь перемены благоприятного ветра на противный.

если вы боитесь, то я сам буду править судном, – сказал владыка не без горечи капитану. Владыка стоял на палубе и распоряжался. Благополучно пристали к берегу, отслужили благодарственный молебен Господу Богу с коленопреклонением….» Ноги болят», – сказал Владыка, ступая на землю Елового ….

Остров Еловый

Слух о чудесном спасении разнесся по всей России. Вот что писал об этом архиепископ Иннокентий: «В сильную бурю 28 дней лавировали в виду острова елового. Все были в опасности от недостатка воды. Я сказал в уме: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер». И точно, – не прошло и четверти часа, сделался попутный ветер. вскоре на могиле старца я отслужил панихиду».

Преподбный Герман Аляскинский

За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа. Жил на острове Ситхе. Затем жил в Якутске (Якутская область была присоединена к Камчатской епархии), после этого – в Благовещенске. Круг его просветительской деятельности сильно расширился.

Он открывал новые приходы, наставлял миссионеров, как вести миссионерскую деятельность, ездил в длительные путешествия, чтобы обозреть свою епархию (по морю, на собаках). В Якутске он переводил на якутский язык богослужебные книги, для чего организовал специальную комиссию.

19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Обратите внимание

Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.

Центр Якутска. Фото конца 19 века

Несмотря на свои уже преклонные лета, архиепископ постоянно предпринимал путешествия по своей еще более расширившейся епархии, часто подвергая себя разного рода лишениям и опасностям. Неутомимость и ревностность служения везде отличали его.

Миссионерское рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей с Китаем. Как человек, преданный своей Родине, близко принимавший к сердцу ее интересы и радеющий о ее величии, он проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса.

Читайте также:  Пророк иезекииль

С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой, на основании личных наблюдений и опросов, обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов.

Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск, в память о начале его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

памятник свтятому Иннокентию в Благовещенске

В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Это произошло тогда, когда преклонные лета уже заставляли задуматься епископа о покое и отдыхе. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье.

Затем целый день оставался один, а ночью долго и усердно молился, стоя на коленях.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским!

«Кто я, – говорил он, – дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшего времени, отдаленнейшего края и в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель на ниве Христовой, учитель младенцев и младенчествующих в вере», – с таким смирением вступал преосвященный Иннокентий в новое свое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности.

«Не знаю, что мя хощет творити Господь мой. Но да будет Его святая воля – все приму с покорностью. Буду делать, что могу. Все, что выйдет доброе, то это от Него, а что худое – от Меня…», – писал свт. Иннокентий 13 июня Евсевию, архиепископу Могилевскому.

Святитель Иннокентий Московский

За новыми заботами он не забывал своего миссионерского призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество.

Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты.

Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.

31 марта 1879 года умирая, преосвященный говорил: «Дайте знать, чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23)».

В 1977 году Священный Синод Русской Православной Церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год – 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября – в день его прославления. 10 июня память святителя Иннокентия празднуется вместе со всеми Сибирскими святыми, прославленными в 1984 году.

Указание пути в Царствие небесное.

Источник: http://cpsim.ru/school/o_shkole/svyatitel_innokentij_moskovskij/

Иннокентий, митрополит Московский: что нужно знать об этом святом

Даты жизни и дни памяти

Родился 26 августа 1797 в селе Ангинское Иркутской губернии, скончался 31 марта 1879 в возрасте 81 года.

Русская Православная Церковь празднует память святителя пять раз: 13 апреля и 6 октября (дни памяти святого), а еще трижды — в рамках празднования Соборов святых: 23 июня (как день памяти Сибирских святых), 8 октября (день памяти Московских святых) и в третью Неделю по Пятидесятнице (как день Петербургских святых).

Все даты приведены по новому стилю.

Крестил тысячи людей на Аляске

Святитель Иннокентий
и его паства

В первую очередь, святитель остался в церковной памяти как великий миссионер. Его служение на Аляске происходило в 20-х и 30-х годах XIX века, во времена, когда Аляска еще принадлежала России. Он проповедовал на территории многочисленных Алеутских островов и, согласно некоторым свидетельствам,  за десять с лишним лет обратил в христианство всех жителей архипелага.

Тогда будущий святитель еще не был пострижен в монахи и был иереем Иоанном.

Важно

Он с восхищением писал: «Местные жители очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение.

При службе и на молитве стоят с благоговением и удивительною твердостью… Все требуемые религией обязанности они исполняют с полною охотою и точностью и очень многие с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого.

Но ничто столько не утешало меня и не радовало, как их усердие, или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что утвердительно скажу: скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди».

Отец Иоанн изменил жизнь алеутов не только в духовном плане, но и в бытовом, бережно заботился об образовании своих чад. Когда он только приехал на Аляску, все алеуты жили в землянках. Через 15 лет деревянные дома перестали быть диковинкой для местных жителей, и большинство из них научились читать.

Поначалу и думать не хотел о миссионерстве

Провести много лет на Аляске — это подвиг. Тяжелый климат и условия подрывали здоровье многих прежних миссионеров. По большому счету, до него более или менее успешно и долго заниматься просвещением в тех землях удавалось только прп. Герману Аляскинскому (1756—1836), который, как и свт. Иннокентий, является одним из самых почитаемых в Америке святых.

В жизнеописании святителя Иннокентия говорится, что первый раз, когда отцу Иоанну предложили поехать на Алеутские острова, он категорически отказался: настолько далекой и чуждой представлялась ему эта территория.

Но в результате от этой поездки отказались и все остальные кандидаты. И лишь после того, как было решено бросить жребий и жребий пал на того, кто отказался ехать «на край света», будущий святитель согласился на поездку.

До Аляски он добирался 14 месяцев. И признавался, что решение ехать принял после того, как услышал от кого-то о «прирожденном благоговении» алеутов, в котором позже убедился и сам…

Перевел Священное Писание на языки малых народов

Начало Евангелия от Марка
в переводе свт.Иннокентия на алеутский язык

Совет

Чтобы жители Аляски могли читать Священное Писание, отец Иоанн перевел для них Евангелие от Матфея на алеутский язык, а прежде — составил алеутскую азбуку.

В истории не так много миссионеров, которые составляли бы азбуку для новообращенных народов и переводили Евангелие. Наиболее известны и почитаемы у нас — святые Кирилл и Мефодий.

В процессе работы над переводом Писания святитель столкнулся с необычной проблемой. Многие слова, которые встречались в Евангелии, в языке, а соответственно, и в жизни алеутов, отсутствовали. Воспитываясь из поколения в поколение среди бушующего моря и льдов, они не знали, например, о том, что такое благодать и милосердие. Не представляли, как выглядит овца.

В некоторых случаях святой заменял одни понятия другими, более привычными для алеутов (обычный прием переводчика), в других привносил в алеутский язык новые логосы.

Слова благодать и милосердие вошли в алеутский язык в их русском звучании. Алеуты имели собственное представление о божестве, их слово Бог не отражало всей полноты смысла, которое мы вкладываем в это понятие.

Поэтому и слово Господь святитель также ввел в местный язык.

Позже, когда архиепископ Иннокентий был отправлен на служение в Якутию, то и там составил букварь и перевел Священное Писание — на якутский. Впрочем, и там он столкнулся с нехваткой слов (якуты, например, никогда в своей жизни не видели «плодов», которые можно срывать и которые падали бы на землю) и тяжелейшей, совершенно не похожей на русскую, грамматикой.

Был женат

Одним из поворотных моментов жизни стала для будущего святого смерть жены. На тот момент ему исполнился 61 год.

Жена на протяжении всего времени их совместной жизни была верной помощницей своему супругу, вместе с ним переносила все тяготы и мирилась с лишениями.

Обратите внимание

В качестве яркой иллюстрации можно привести хотя бы тот факт, что, приехав на Аляску, святитель первым делом принялся строить храм и строил его год, а сам с семьей жил в землянке.

После смерти супруги, с которой они прожили 23 года, отец Иоанн принял решение постричься в монахи. Обретя «новую жизнь», он обрел и новое имя — Иннокентий.

Его высоко ценил святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

Постриг совершал митрополит Московский Филарет (Дроздов), великий деятель Русской Церкви. После первой встречи с будущим святителем он сравнил отца Иоанна с апостолом — так поразили Московского митрополита сила духа и смирение этого человека. Позже он много раз с восхищением отзывался о епископе Иннокентии.

Вообще святитель вызывал восхищение у многих из тех, с кем был знаком. Одни поражались его духовной силе, другие — искреннему патриотизму. Вот короткая цитата из письма писателя Ивана Гончарова. Эти строки он записал после встречи со святителем в Якутии:

«Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомить вас с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь.

Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил ученье не в академии, а в Иркутске, и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот.

Мы с ним читывали газеты, и он трепещет, как юноша, при каждой счастливой вести о наших победах».

Принимал непосредственное участие в присоединениии больших новых территорий к России

Архиепископ Иннокентий
и государственный деятель Николай Николаевич Муравьев-Амурский на берегу Амура

При жизни святителя Российская империя потеряла часть своих земель, но и приобрела не меньшую.

Если говорить о потерях, то в 1867 году была продана Аляска. архиепископ Иннокентий глубоко переживал это событие, хотя и прекрасно понимал его причины.

Важно

Прибыль, которую приносила торговля пушниной с полуострова, не окупала затраты на содержание этих территорий; сами же земли были крайне уязвимы в военном плане.

И в Петербурге отдавали отчет, что если не продать Аляску сейчас, то в скором времени эта земля может быть потеряна в ходе какой-нибудь войны.

А вот за несколько лет до этого сам будущий святитель способствовал заключению исторического Айгунского договора с Китаем о границе между двумя государствами, по которому Амурский край перешел к Российской империи.

Безусловно, архиепископ Иннокентий никаких договоров не заключал, но за некоторое время до этого события указал чиновникам, что владеть этой «спорной» на тот момент территорией будет тот, кто будет иметь там, на левом берегу Амура, больше поселений. Отчасти или во многом с его подачи (и при его непосредственном участии) Россия начала активное освоение тех земель.

Вот и получилось, что в результате договора стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России. (Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы).

Одиннадцать лет был Московским митрополитом

Свт.Иннокентий — митрополит Московский

В том же году, когда был заключен Айгунский договор, в Москве скончался митрополит Филарет (Дроздов). Архиепископ Иннокентий был назначен его преемником. Сан митрополита он принял, будучи уже больным: к 70 годам частично потерял зрение.

Сравнивать это служение с Патриаршим было бы неправильно, но можно вполне говорить, что для того времени, когда Патриарха в Церкви не было и ею управлял Синод, Московский митрополит был одним из Предстоятелей Церкви и ее лицом.

Говорят,что святитель был потрясен новым назначением, и первой его реакцией были слова, что он недостоин столь высокого звания. Причем, те, кто знали его лично, понимали, что эти смиренные слова абсолютно искренни.

Читайте также:  Преподобный моисей угрин

С одной стороны, принято считать, что святитель Иннокентий не был создан для административной должности и его «московский» период не так «велик», как миссионерский, однако в Москве при нем открывались новые учреждения, учебные заведения и благотворительные общества. Возникло Православное Миссионерское общество — организация, призванная систематизировать миссионерскую деятельность и направить ее на местах.

Совет

К слову, XIX век в истории Русской Церкви отмечен удивительной волной миссионерства: просвещение Алтая (преподобный Макарий (Глухарев) и митрополит Макарий Алтайский), просвещение Японии (святитель Николай (Касаткин)), преподобный Герман Аляскинский и т.д.

Одним из самых эмоциональных моментов служения святителя Иннокентия в Москве пришлось на 1870 год, когда к нему прибыла делегация алеутов, чтобы передать благодарность и слова любви. Этим визитом стареющий митрополит был тронут до слез и для своих гостей специально совершил несколько торжественных богослужений в Кремле.

Был канонизирован в советское время

Митрополит Иннокентий (Вениаминов) был прославлен Русской Православной Церковью 6 октября 1977 года при Святейшем Патриархе Пимене.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,

яко приемшия слово твое,

их же боголепно научил еси,

неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,

человеческия обычаи украсил еси,

Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

Истинный и неложный учитель был еси:

заповеданная бо Господом сам сотворив,

имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,

неверныя вразумлял еси познати веру истинную,

просвещая их святым Крещением.

Сего ради со апостолы радуешися,

приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

Православный храм на алеутских островах сегодня

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/novoe-na-sajte/840-innokentij-mitropolit-moskovskij-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html

Иннокентий, митрополит Московский

Святитель Иннокентий (Вениаминов) известен всему миру как прославленный миссионер и крупный ученый: этнограф, лингвист, географ, богослов. За свои ученые труды он был избран почетным членом Московского университета и Императорского географического общества.

Он был убежден, что для священнослужителя естественнонаучные знания в первую очередь необходимы, чтобы уметь отстаивать истину Откровения, данного в Священном Писании.

В бытность свою Московским митрополитом, он настоял на введении в Московской духовной академии курса естественных наук.

В миру Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, родился 26 августа 1797 года в сибирском селе Ангинском Иркутской епархии, в небогатой семье Евсевия Попова, пономаря местной Ильинской церкви. Ему было шесть лет, когда умер его отец. Мать осталась одна с четырьмя детьми, и Ваню взял к себе брат отца, диакон Димитрий, служивший в том же Ильинском храме. В семь лет Ваня стал чтецом.

В 1806 году Иван поступил в Иркутскую духовную семинарию. Учился он хорошо, а свободное время проводил в семинарской библиотеке или у дяди, который, овдовев, постригся в монахи и переехал в Иркутск.

Диакон Димитрий, в иночестве Давид, был хорошим часовых дел мастером и механиком-самоучкой и увлек своими занятиями и племянника.

В семинарии, чтобы различать многочисленных однофамильцев, ректор переменил фамилии многим ученикам, почему Иван Попов тогда стал Вениаминовым, в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине.

Так как Иркутская епархия крайне нуждалась в церковно- и священнослужителях, молодой Иван за год до окончания семинарии он женился на дочери священника Благовещенской церкви, Екатерине Ивановне, и сразу затем был посвящен в диаконы к той же церкви. Закончил он семинарию одним из лучших, а через четыре года был рукоположен во священника.

Молодой батюшка снискал любовь и уважение прихожан за свой добрый нрав и торжественную чинность богослужения. По воскресеньям, перед литургией отец Иоанн собирал в церковь детей и рассказывал им о христианской вере, о богослужении, правилах благочестивой и богоугодной жизни.

В свободное время он делал часы и музыкальные органчики с духовными гимнами, что позволяло обеспечить материальное положение семьи.

Обратите внимание

Из Ангинского переехали к нему его мать и брат Стефан, у батюшки родился сын, которого назвали Иннокентием, и семья жила размеренной жизнью, не предвещавшей перемен.

Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев.

Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя.

И вдруг приходит к нему отец Иоанн Вениаминов и выражает желание ехать.

С грустью отпустил епископ Михаил такого примерного священника, и 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата.

Нужно заметить, что когда иркутское духовенство получило предложение преосвященного, отец Иоанн, как и другие священники, и не думал его принимать. Об Уналашке он слышал от одного выходца из тех мест, некоего Ивана Крюкова.

Тот много рассказывал ему о тамошней жизни и даже убеждал его принять предложение преосвященного, но убеждения эти не действовали.

О том, как появилось желание у отца Иоанна отправиться в столь далекое путешествие, он сам написал много лет спустя: «Когда этот же выходец, Иван Крюков, уже простивший со мною совсем и на прощание все еще убеждавший меня ехать в Уналашку — в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным (у которого и мне случилось быть в то время), стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия — то (да будет благословенно имя Господне!) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим».

Приехав на Уналашку, отец Иоанн Вениаминов нашел крайнюю скудость решительно во всех сторонах жизни и миссионерского дела. На острове не было даже храма, и богослужение совершалось в ветхой часовне.

Важно

Поэтому первой заботой отца Иоанна было построение храма, что, однако, оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто работать не умел, и миссионеру пришлось предварительно обучать их плотничному, столярному и другим ремеслам.

В построенном наконец храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. Одновременно он усердно изучал алеутский язык. Все это помогло ему с большим успехом заниматься миссионерской деятельностью.

Его постоянные проповеди и беседы отличались простотою и доступностью и были согреты таким непосредственным христианским чувством, что производили большое впечатление и устанавливали настоящие сыновние отношения паствы к своему пастырю.

Отец Иоанн Вениаминов весьма утешался усердием алеутов к слушанию Слова Божия и исполнению заповедей.

Редкие из них при его посещении уклонялись по лени или нерадению от говения и очищения совести, и так как их пища всегда одинакова, то они, чтобы отметить пост, в дни говения совсем ничего не ели.

Во время богослужения они стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме. Многие были большими молитвенниками, что часто обнаруживалось лишь случайно или при их кончине.

К священникам питали преданность и любовь и готовы были услужить им, чем могли. С распространением христианства стало прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также убийство рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

На Уналашке отец Иоанн провел десять лет, снискав не только всеобщую любовь среди алеутов, но и глубокое уважение руководства Компании. Именно такого священника хотело видеть Правление в главном городе Русской Америки – Новоархангельске и в 1834 году он был переведен в Михайловский собор Новоархангельского порта, расположенного на западном берегу острова Ситка.

Но тем временем, 25 ноября 1839 года внезапно скончалась его супруга, вернувшаяся с детьми в Иркутск. Потрясенный горем батюшка хотел немедленно ехать на родину к осиротевшим детям, но сошедшийся с ним святитель Московский Филарет увидел в этом указание Божие и стал убеждать отца Иоанна принять монашество.

Целый год отец Иоанн не мог решиться на этот подвиг, ездил молиться в Троице-Сергеевскую и в Киево-Печерскую Лавры.

Совет

Тем временем устроилась судьба его детей: дочери были приняты в Патриотический институт, а сыновья в духовную семинарию в Санкт-Петербурге и 29 ноября 1840 года протоиерей Иоанн Вениамиаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, которому все эти годы молился батюшка, прося помощи в своих миссионерских трудах. На другой день новопостриженный монах Иннокентий был возведен в сан архимандрита, а затем его пожелал видеть император Николай I. Тем временем Святейший Синод принял решение образовать новую Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию и обратился к Государю с просьбой утвердить одного из трех кандидатов на кафедру. Одним из них был архимандрит Иннокентий, которого и утвердил император. 15 декабря 1840 года состоялась его архиерейская хиротония.

18 января 1868 года в Благовещенск прибыло глубоко поразившее святителя Иннокентия срочное послание из Санкт-Петербурга о состоявшемся 5 января того года назначении его Московским митрополитом, наследником святителя Филарета.

Целый день после получения депеши владыка Иннокентий провел в уединение и молитве, а 15 февраля, после литургии и молебна, вместе со своим сыном и верным помощником отцом Гавриилом отправился в Москву.

Дни Великого Поста владыка провел в родном Иркутске, а на Страстной седмице уединился в Вознесенском монастыре где часто и подолгу молился у мощей своего небесного покровителя святителя Иннокентия Иркутского. После пасхальных торжеств Владыка побывал в родном Ангинском где в последний раз поклонился родным могилам, благословил земляков и близких.

Всюду по дороге архиерейский поезд приветствовали праздничным звоном и радушными встречами при большом стечении народа. В Перми ради праздника Святой Троицы святитель задержался на несколько дней, а в Казани нашел письмо государя и белый митрополичий клобук с бриллиантовым крестом, который он возложил на себя у раки святителя Гурия Казанского. 25 мая 1868 года святителя встречала Первопрестольная Москва.

Вскоре жизнь митрополита Иннокентия потекла своим чередом: вставал он в четыре часа утра и целый час молился в своей молельне. Каждое утро он бывал за литургией и без его благословения не начинали службу, никогда не пропускал он ни одной всенощной. С девяти утра и почти целый день продолжался прием посетителей всех званий и сословий.

Много было среди них людей нуждающихся и бедных, которым святитель нередко помогал деньгами из своих сбережений. По вечерам его внуки или сын Гавриил иногда что-нибудь для него читали, так как самостоятельно он уже не мог ни читать, ни писать.

Читайте также:  Святитель филарет, митрополит московский

Вечером перед сном также около часа он молился в уединении, а спать ложился аккуратно в десять часов вечера.

Обратите внимание

Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости.

Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.

Летом владыка часто жил в подмосковном селе Черкизово за Преображенской заставой, где стоял храм во имя Илии Пророка и архиерейская дача с домовой церковью.

Не изменяя своему обычаю, Митрополит неоднократно объезжал храмы и монастыри своей епархии, размеры которой не в пример прошлым были значительно меньше. Его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот.

Но Святитель не любил похвал и всегда говорил: «Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие. При мне это происходило, но устроялось волей Божией».

Он всегда искренне недоумевал, когда восхищались его апостольскими путешествиями: ведь ему надо было только собраться, а дальше его же везде возили!

Однако святитель Иннокентий угасал: зрение становилось все хуже, силы оставляли его. Он хотел уйти на покой и поселиться в Гефсиманском скиту любимой им Троице-Сергиевой Лавры, но Государь Александр II отклонял его просьбы.

Важно

Вынужденное слепотой бездействие приводило его в грустное настроение, но он оставался в ясном уме, любил общество и беседы.

5 января 1878 года исполнилось десять лет со времени его назначения митрополитом Московским и по этому случаю московское духовенство собралось на Троицкое подворье, приподнеся ему в дар богато украшенную Иверскую икону Божией Матери.

Наступил 1879 год, от сильного головокружения святитель уже почти не вставал с кресел. Предчувствуя близость кончины, он перечитал давно составленное завещание и распорядился пожертвовать деньги из своих собственных капиталов церкви родного села Ангинского.

Великим постом, не изменяя своему обычаю, Владыка ежедневно просил переносить его в храм на время службы, в воскресные дни непременно причащался Святых Христовых Таин. На Страстной седмице в митрополичьи покои из часовни у Воскресенских ворот принесли Иверскую икону Матери Божией, особо почитаемую митрополитом Иннокентием.

Он попросил опустить его на колени и, благоговейно помолившись, со слезами на глазах приложился к чудотворному образу. Как заметили окружающие, он стал как-то особенно спокоен. На следующий день над больным было совершено таинство соборования. Накануне Великого Четверга святитель Иннокентий распорядился, чтобы утром служили литургию раньше обычного.

Уже в три часа утра пришли к владыке со Святыми Дарами, он велел поставить себя на ноги и твердо и внятно прочитал молитву: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».

Причастившись он просиял в лице и несколько раз повторил: «Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня недостойного причаститься Святых Твоих Тайн в полном сознании!» Вечером следующего дня владыка просил прочитать над ним отходную, потом попрощался с близкими, говоря каждому на прощание несколько слов назидания. Отходную прочитали еще раз, владыка впал в забытье, но потом очнувшись спросил:

– Что, разве уже кончили чтение?

Ему отвечали, что кончили.

– Почему же не говорят: «Аминь»? – спросил он. Читавший повторил:

– Аминь!

Владыка перекрестился и проговорил:

– Буди воля Божия!

Это были его последние слова. В Великую Субботу, 31 марта 1879 года, великий труженик и новый апостол, святитель Иннокентий Московский скончался тихой христианской кончиной на восемьдесят втором году жизни.

Утром наступившего дня колокол Ивана Великого возвестил москвичам об этом печальном событии. Многие поспешили на Троицкое подворье попрощаться с глубоко чтимым архипастырем и помолиться об упокоении его души. В своем духовном завещании святитель смиренно написал:

«Прошу и умоляю, не говорить никаких речей ни прежде, ни вовремя, ни после погребения моего… Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово из текста от Господа исправляются человеку пути его, с указанием на меня, кто и где я был – кем и где скончался, – во славу Богу, но без всяких мне похвал».

Совет

Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета.

В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двумя Поместными Церквами – Русской и Православной Церковью в Америке. В 1994 году были обретены его святые мощи, покоящиеся ныне в Троице-Сергиевой Лавре.

Материал составил диакон Владимир Букштунович

Источник: http://borisov-spas.by/svyatye-2/innokentiy-mitropolit-moskovskiy.html

Святитель Иннокентий митрополит Московский

6 сентября 1977 года, в Русской Православной Церкви появился новый святой. К лику святых был причислен святитель Иннокентий  митрополит Московский.

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном.

В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье, Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол».

Мать пыталась устроить сына на место отца пономарём, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников.

В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви.

В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон, не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

18 мая 1821 года был рукоположён в пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку.

Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей.

Обратите внимание

Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

В 1826 году создал алфавит для алеутского языка.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

25 декабря 1839 года в Санкт-Петербурге был возведён в сан протоиерея.

29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа.

В 1858 году отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий.

В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

Важно

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь, который даже претендовал на статус Лавры.

Сегодня в Благовещенске и Якутске стоят памятники владыке Иннокентию.

В честь митрополита его именем назван посёлок, мост, теплохот и даже вуклкан. А так же после прославления в лике святых в Южно – Сахалинске построен храм освящённый в честь святого митрополита Иннокентия.

Часто люди спрашивают, почему и за какие заслуги люди могут быть святыми? Я всегда говорю, что святой может быть каждый человек, включая каждого из нас. Святой, не значит безгрешный, святой – это значит особый пред Церковью и Богом.

У каждого человека есть свои особенности для возведения в лик святого, это и писательские труды, и строительство церквей, и миссионерские труды, это может быть мученичество за Христа или безвозмездное целительство во имя Христа…

Но главное условия святости, это чудеса от мощей, от могилы или даже от вещей святого. К лику святых причисляют человека по смерти только после того, как собираются несколько доказательств посмертной духовной помощи, а главное исцелений болящих от мощей или от могилы.

Одно из последних чудес святителя митрополита Иннокения, случилось в августе 2014 года.

20 августа 2014 года в домовом храме Хабаровской духовной семинарии замироточила икона небесного покровителя этого учебного заведения святителя Иннокентия Московского, сообщает информационный отдел Хабаровской епархии.

Необычное явление заметили абитуриенты, приехавшие сдавать вступительные экзамены.

«Мироточение увидели наши абитуриенты, которые находились в это время на вечерней молитве. Когда нам сообщили об этом, мы увидели капли на глазах святителя Иннокентия Московского и подтеки от них.

Это икона нашего небесного покровителя, поэтому мы сразу же отслужили молебен, – рассказал первый проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем.

Когда икону открыли, чтобы удостовериться в ее мироточении, храм наполнил благоуханный аромат. Чтобы документально зафиксировать факт, что икона замироточила, в семинарии составили специальный акт».

Мироточение продолжалось и на следующий день. Крупные капли, похожие на слезы, стекали по лику святого, скапливаясь в нижнем крае иконы.
Напомним, что икона с частицей мощей святого была написана в Троице-Сергиевой лавре и передана в дар семинарскому храму усопшим Патриархом Алексием II.

Преосвященный Иннокентий-  крупная выдающаяся личность. О нем писали и пишут много, и много будут писать,- и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура .

Совет

Действительно, исследование жизни и различных видов деятельности митрополита Иннокентия открывает нам уникальность его личности. Пример жизни такого человека увлекает, призывает следовать ему.

Мы видим как самоотверженно святитель Иннокентий трудился на поприще служения Церкви и Отечеству, как часто труды эти требовали не только полной самоотдачи, но и подвергали опасности его жизнь.

Он многое успел и в научных исследованиях, и в общественной деятельности, и в деле образования, но главным его делом, главным его приобретением были человеческие души, приведенные ко Христу. Причиной же всех этих неутомимых трудов, как мы видели, являлась искренняя любовь к Богу и к людям, любовь, которая побеждает все.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/140907.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector